Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Sototvet.ru - Скачать android.

Педагогический словарь (2005)
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

САДО-МАЗОХИСТСКИЙ ТИП

Садо-мазохистский тип - тип личности, склонный устранять причины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохисты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis - действительный, настоящий) - одно из важнейших понятий гуманистической психологии. По взглядам амер. психолога А. Маслоу, С. - это стрем-ление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная С. предполагает наличие благоприятных соц.-исторических условий и соответствующего воспитания.

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами пед. явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции пед. анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная.

САМОВНУШЕНИЕ (АУТОСУГГЕСТИЯ)

САМОВНУШЕНИЕ (АУТОСУГГЕСТИЯ) - процесс внушения, адресованный самому себе. С. ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет человеку эффективнее управлять своим вниманием, памятью, своими эмоциональными и соматическими реакциями. С. может применяться в качестве метода самоуправления в психотерапии, спорте, педагогике.

САМОВОСПИТАНИЕ

САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

САМООБРАЗОВАНИЕ

САМООБРАЗОВАНИЕ - специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Самообразование учителя профессиональное - многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. С. способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению пед. опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования. Виды С. у. п.: фоновое общеобразовательное, фоновое пед., перспективное и актуальное. Разрабатывается Г. М. Код-жаспировой.

САМООБУЧЕНИЕ

САМООБУЧЕНИЕ - процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

САМООЦЕНКА

САМООЦЕНКА - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

САМОРЕГУЛЯЦИЯ (в психол.) (от лат. requlare - приводить в порядок, налаживать) - система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ - одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков.

САМОСОЗНАНИЕ ПОЛОВОЕ

Самосознание половое - осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам.

САМОСОЗНАНИЕ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Самосознание учителя профессиональное - комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др. людей - учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооценку учителем своих отдельных сторон и становления профессиональной iT-концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная) и будущих достижений (потенциальная и идеальная), оценку, сопряженную с мнением окружающих (рефлексивная самооценка). У педагога, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность профессией, эффективность работы в целом. Учитель с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству психол. самозащиты. Особенно важно то, что положительная концепция учителя способствует и развитию положительной #-концепции учеников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - такой вид учебной деятельности, при к-ром предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. С. у. р. - средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование.

САМОСТЬ

САМОСТЬ - взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожидания будущего; выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К. Юнга - архетип.

САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ

САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ - управление субъектами школы (школьными работниками, учащимися, их родителями) жизнедеятельностью своего школьного коллектива. Ученики участвуют в управлении школой через общее собрание учащихся школы, школьную ученическую конференцию, совет учащихся, ученический комитет, его комиссии, штабы и др. структурные образования, классные собрания и классные советы учащихся и т. п.; педагоги - через педсовет, методсовет, методобъединения и комиссии учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, аттестационные, правовые и др. комиссии; родители - через родительские комитеты разных уровней, комиссии. Совместные органы С. решают вопросы, к-рые касаются интересов всех субъектов школы.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - достижение субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

САНГВИНИК

Сангвиник (от лат. sanguis - кровь) - человек, обладающий сангвиническим темпераментом, проявляющимся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.

СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВЕННЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений - образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений носят безрелигиозный характер, ни одна из религиозных конфессий не может пропагандироваться в стенах государственных образовательных учреждений или подвергаться преследованию.

СВОБОДА И ПЛЮРАЛИЗМ

Свобода и плюрализм - предоставляется свобода выбора форм обучения по желанию детей, их родителей или заменяющих родителей лиц. Родители и дети могут по своему желанию выбрать для обучения государственную светскую школу или любое религиозное или частное учебное заведение.

СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ

СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ - способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и соц. заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор. Введено в оборот О. Газманом.

СВЯЗЬ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ

Связь теории с практикой - принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.

СЕМИНАР

СЕМИНАР - форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ - малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

СЕНЗИТИВНОСТЬ

СЕНЗИТИВНОСТЬ (от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям.

СЕНЗИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ

Сензитивность возрастная - способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т.д.).

СЕНЗИТИВНОСТЬ К ПОТРЕБНОСТЯМ РЕБЕНКА

Сензитивность к потребностям ребенка - открытость и восприимчивость к потребностям ребенка.

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

Сензитивные периоды развития - периоды повышенной восприимчивости ребенка к определенного рода влияниям внешней среды.

СИМПАТИЯ

СИМПАТИЯ (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - устойчивое положительное эмоциональное восприятие человека человеком, одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или соц. явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении помочь, оказать внимание и т. д.

СИНЕРГЕТИКА

СИНЕРГЕТИКА - наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т. к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Систематичность и последовательность - соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в определенным образом организованном обучении.

СКЛОННОСТЬ

СКЛОННОСТЬ - устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремление ею заниматься. Раннее выявление склонностей у детей, создание условий для их развития - задача любого образовательно-воспитательного учреждения.

СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский философ, поэт, просветитель-гуманист. Выступил против официальной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о распространении образования в народных массах, борьбе со схоластикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (в пед.) - идеология, не принимавшая рационализма и индивидуализма западной педагогики, ставившая вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозных чувств и воззрений. Человеческая индивидуальность представителями С. рассматривалась прежде всего с позиций соборности.

СЛУШАНИЕ

СЛУШАНИЕ - вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. - Слушание рефлексивное - слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. - Слушание эмпатическое - в пед. взаимодействии - метод слушания, основанный на способности учителя понять собеседника и сопереживать ему, т. е. находиться в том же эмоциональном состоянии, к-рое испытывает воспитанник (родитель, коллега и т. д.).

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ - действительное индивидуализированное отношение личности к окружающему миру. С. л. осознается как «значение - для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.

СОБОРНОСТЬ

СОБОРНОСТЬ - качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славянофилами (А.С.Хомяковым). В понятии С. акцент делается на этической значимости человеческого коллективизма. Возрождение национального сознания русского народа, проявляющееся, в частности, развитием русских школ в современной образовательной системе и острым интересом к христианско-антропологическому направлению в русской философско-пед. мысли конца XIX - начала XX в., вновь вводит понятие С. в число нравственных качеств, подлежащих формированию у подрастающего поколения.

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬ - категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником С. о. и в. служит все многообразие культуры.

СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его пед. деятельности и отношения к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной Я-концепции, В-концепции (концепции Воспитанника: педагог его понимает, воспринимает, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Деятельности: как учитель понимает и учитывает природу и специфику своей пед. деятельности).

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ, САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сознательность, активность, самодеятельность - принцип, сущность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.

СОКРАТ

СОКРАТ (ок. 470-399 до н. э.) - древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Признавал существование всеобщих нравственных понятий, одного познания к-рых достаточно для правильного поведения человека. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (нахождение общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов и видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью углубление или получение новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.

СОРОКА-РОСИНСКИЙ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ

СОРОКА-РОСИНСКИЙ Виктор Николаевич (1882-1960) -русский и советский психолог и педагог-гуманист. Основные работы: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевского» и др. Внес большой вклад в теорию и практику воспитания трудных детей. Решительно выступал против понимания таких детей как морально или психически дефективных. В работе с ними важнейшее значение придавал личности педагога, его примеру. Предложил классификацию учителей на основе ценностных ориентации: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуитивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный подход.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ - совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.

СОФИСТЫ

СОФИСТЫ - платные преподаватели философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и особенно риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного на достижение личного успеха. В процессе обучения красноречию впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения и активного воспроизведения человеком соц. опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. С. осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие С. было введено в соц. психологию в 40-50-е годы. Решающую роль в С. ребенка играет семья.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ АГРЕССИИ

Социализация агрессии - процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Социализация учителя профессиональная - процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им пед. опыта, овладение стандартами и ценностями пед. сообщества, активной реализации накапливаемого опыта.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - специфическая для каждого возрастного периода система отношений личности в соц.действительности, отраженная в ее переживаниях и реализуемая ею в совместной деятельности с др. людьми.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА - соц. зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях к-рой происходит развитие человека.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - отношение человека к людям, соц. событиям, фактам и многому др., что для него значимо.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - пед. деятельность, направленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего психол. состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, соц.-пед. общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соц. защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию. Обеспечивает целостность процесса соц. воспитания детей с различными проблемами (одаренных, физически ослабленных, с умственными и физическими отклонениями, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т.п.), помогает созданию комфортной соц.-образовательной среды в микросоциуме, реализует правовую и экономическую защиту и соц. профилактику.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА - система государственных соц. мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ (ОБЯЗАННОСТИ)

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ (ОБЯЗАННОСТИ) - набор способов и приемов соц. взаимодействия, к-рыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с др. Понятие определено В. Слотом.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - совокупность соц. ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной соц. потребности (семья, образовательное учреждение и т.д.).

СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ - наука, исследующая воспитательные силы общества, процессы социализации человека, воспитание как соц. институт.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС

Социометрический статус - положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Социометрический тест - методика выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе. Результаты такого теста являются неоценимыми для учителя в понимании им процессов формирования внутриколлективных отношений в детских группах.

СОЦИОМЕТРИЯ

СОЦИОМЕТРИЯ - отрасль соц. психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

СОЦИОНИКА

СОЦИОНИКА - научное направление, разрабатывающее такую модель общества, в к-рой для каждого индивида, представляющего определенный психол. тип, находится соответствующее место в обществе и соц. деятельности; новейшая теория психол. типов и межличностных отношений, находящаяся на стыке психологии, социологии и информатики. В педагогике появились разработки организации учебно-воспитательного процесса на основах С.

СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА

Сплоченность коллектива - степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Формирование С. к. осуществляется в совместной деятельности.

СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психол. особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия талантами гениальности.

СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Способности педагогические - обобщенная совокупность таких индивидуально-психол. особенностей и профессионально значимых качеств учителя, к-рые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности. Различают виды С. п.: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания, обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал); организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей); перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии); прогностические (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в пед. деятельности); суггестивные (эмоционально-волевое внушающее влияние учителя, его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия); экспрессивные (умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой).

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - мера объективности оценок и отношений педагога к личностным качествам, поведению, поступкам и действиям воспитуемых.

СРЕДА ВОСПИТАНИЯ

СРЕДА ВОСПИТАНИЯ - совокупность природных и соц.-бытовых условий, в к-рых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при к-рой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.

СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - специально, сообразно с пед. целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка пед. процесса, а также разнообразная деятельность, в к-рую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ

Средства педагогические программные - пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам.

СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ

1) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования; 2) содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум содержания образования.

СТАНДАРТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

СТАНДАРТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - эталон пед. деятельности, к-рым надо овладеть в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности.

СТАНОВЛЕНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ - приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления.

СТАТУС ЛИЧНОСТИ

СТАТУС ЛИЧНОСТИ - понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психол. влияния на членов группы.

СТЕНИЧНОСТЬ

СТЕНИЧНОСТЬ (от греч. sthenos - сила) - характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток.

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия: С. п. о. может складываться на различных основах: увлеченности совместной творческой деятельностью, дружеского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания и т. д.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА - типичная для лидера (руководителя, педагога) система воздействия на ведомых (подчиненных, воспитанников).

СТИМУЛ

СТИМУЛ (от лат. stimulus - острая палка, к-рой погоняли животных) - внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - общая руководящая линия в деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования личности. Учителю необходимо разрабатывать С. п. в. как с отдельной личностью, так и с детским коллективом в целом. Это реализуется прежде всего в системе различных планов, к-рые разрабатывает учитель: календарно-тематический, планы воспитательной работы и т. п.

СТРАТИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

СТРАТИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ - разделение сферы образования на страты (различные типы учебных заведений) в соответствии с образовательными потребностями, возможностями и способностями человека.

СТРАХ

СТРАХ - психическое состояние, характеризующееся депрессией, тревогой, беспокойством и др., в ситуациях реальной или воображаемой опасности. С. - основной фактор, на к-ром строится авторитарная педагогика.

СТРЕСС УЧИТЕЛЯ

СТРЕСС УЧИТЕЛЯ - напряженные состояния учителя, вызванные трудностями, необычными, экстремальными ситуациями профессиональной пед. деятельности. Такими стрессорами часто бывают нехватка времени у педагога, низкая успеваемость учащихся, плохая дисциплина учащихся на уроках, конфликты с администрацией, с коллегами и т. д. С. у. может оказать как поло-жительное, оптимизирующее влияние на деятельность, так и отрицательное вплоть до полной дезорганизации (дистресс).

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам пед. системы. Компоненты: целевой, содержательный, операци-онно-деятельностный, оценочно-результативный.

СТРУКТУРА УРОКА

СТРУКТУРА УРОКА - совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ (ПОДРОСТКОВАЯ, ЮНОШЕСКАЯ)

1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми.

СУБЛИМАЦИЯ

Сублимация (от лат. sublimare - возносить) - снятие напряжения в ситуации конфликта путем трансформации его в формы, более приемлемые для человека. Частным случаем С. является психический процесс преобразования и переключения энергии на цели соц. деятельности и культурного творчества. Понятие введено 3. Фрейдом в 1900 г.

СУБЪЕКТ

СУБЪЕКТ (от лат. subjectum - подлежащее) - носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

СУБЪЕКТНОСТЬ

СУБЪЕКТНОСТЬ - способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия.

СУИЦИД

СУИЦИД (от англ. suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Причины С. многообразны и коренятся не только во внутренней деформации личности и психотравмирующей обстановке, окружающей ее, но и в социально-экономической, нравственной организации общества. В нашей стране и за рубежом созданы специальные суицидологические службы, «телефоны доверия», центры кризисной психотерапии. Подростковый С. нередко бывает следствием конфликтных отношений с родителями, учителями, сверстниками.

СУХОМЛИНСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918 - 1970) - советский педагог. Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сердце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым директором» и др. Был сторонником коллективного воспитания, с акцентом на внимании к отдельному ребенку. Отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и др. членам семьи. Одной из самых трудных групп для пед. воздействия считал так называемых «незаметных детей». Стержневая идея всей пед. системы С. - развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шестилеток.

СХОЛАСТИКА

СХОЛАСТИКА - господствующее направление в средневековой философии, представители к-рого считали своей задачей теоретическое обоснование догм христианской религии. Способствовала развитию формально-логического анализа. Оказала решающее влияние на содержание и методы всего средневекового образования, особенно университетского. Являясь своеобразной системой мышления, С, при всем своем догматизме и казуистике, побуждала занимающихся ею к скрупулезному анализу текстов признанных церковью авторов, развивала способность формально-логически мыслить и приучала к точности выражения мыслей.

СЦИЕНТИЗМ

СЦИЕНТИЗМ - абсолютизация роли науки, научных знаний (прежде всего естественных наук, математики) в системе культуры, в идейной жизни общества; мировоззрение, рассматривающее науку, ее успехи как главный фактор прогресса в истории и средство решения соц. проблем.

Предыдущая страница Следующая страница