Наши партнеры

Ставки на шахматы
https://zaimdozp.vip взять онлайн кредит с 18 лет.

Педагогический словарь (2005)
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

ЛЕВОРУКОСТЬ

ЛЕВОРУКОСТЬ (левшество) - функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер. Кроме явной Л., встречается скрытая Я., когда человек, с детства приученный пользоваться правой рукой, в непривычных условиях или в состоянии аффекта пользуется левой (амбидекстрия). Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, требующее обязательного исправления. Однако леворукие (левши) в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисование), нормально проходят все стадии физического и психического развития и являются абсолютно полноценными личностями. Переучивание левшей нецелесообразно и вредно, это приводит к психическим травмам и неврозам, а также нарушениям речи, в частности заиканию.

ЛЕКЦИЯ

ЛЕКЦИЯ - метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

ЛЕКЦИЯ ШКОЛЬНАЯ

ЛЕКЦИЯ ШКОЛЬНАЯ - продолжительное устное изложение (45-50 мин) учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (запись основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала и др.).

ЛЕСГАФТ ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837-1909) - русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение». Построил теорию физического воспитания, принципом к-рой является единство физического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но также и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внес вклад в развитие женского пед. и мед. образования. Предложил свою типологию детей.

ЛЖИВОСТЬ

ЛЖИВОСТЬ - сознательное искажение действительности ради достижения желаемой цели, самоутверждения в глазах окружающих или стремления избежать нежелательных последствий. Став привычной формой поведения, Л. закрепляется и превращается в качество личности. Дифференциация детской Л. и оценка ее конкретных проявлений возможны при условии правильного понимания мотивов и причин этого явления.

ЛИБИДО

ЛИБИДО (от лат. libido - влечение, желание, страсть, стремление) - одно из основных концептуальных понятий психоанализа, означающее половое влечение или - в более общем плане - влечение к жизни, к ее проявлениям, близкое к платоновскому Эросу. К.Юнг расширил это представление, понимая под Л. психическую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудностей в жизни человека.

ЛИДЕР

ЛИДЕР (от англ. leader - ведущий) - член группы с наивысшим статусом, за к-рым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Л. бывает формальным (официально назначенным, узаконенным юридически) и неформальным (реально признаваемым коллективом). В процессе формирования детского коллектива чрезвычайно важно добиваться такого положения, чтобы реальный Л. принял систему ценностей, предлагаемую воспитателем.

ЛИДЕРСТВО

ЛИДЕРСТВО - система соц.-психол. явлений, связанных с выходом человека в лидеры и его отношением с членами группы.

ЛИЦЕЙ

ЛИЦЕЙ - тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем (ликей). В настоящее время - вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, обеспечивающего непрерывность среднего и высшего образования. Имея более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией (технический, биолого-химический и т. п.), дает повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образованием или органами местного самоуправления с целью проведения государственной политики в области образования и регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.) - индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. - одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.

ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ

ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ - личность, для к-рой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей. Такие личности способны к творчеству, полноценному общению и активному самоутверждению. Л. с. формируется в личностно ориентированной, гуманистической системе воспитания.

ЛОГОПЕДИЯ

ЛОГОПЕДИЯ - отрасль психологии и педагогики, изучающая недостатки речи, принципы и методы их предупреждения и преодоления.

ЛОГОТЕРАПИЯ

Логотерапия (лечение смыслом) - направление в психол. и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Л. исходит из того, что основной движущей силой в поведении и развитии человека является его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр жизненных смыслов, к-рые может содержать в себе любая ситуация. Возникновение проблем, вызванных неумением человека понять и определить смысл собственной жизни, следует предупреждать в детстве путем формирования системы жизненных ценностей, потребности в самоактуализации, соц. и профессиональной ориентации ребенка.

ЛОКК ДЖОН

ЛОКК Джон (1632-1704) - англ. философ и педагог. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Считал, что душа человека при рождении представляет собой чистую доску: добрыми или злыми, полезными или нет люди становятся благодаря воспитанию. Целью воспитания, по Л., является формирование добропорядочного делового человека - «джентльмена», предприимчивого, настойчивого в достижении своих интересов, но считающегося с интересами др. Поэтому основное место Л. отводил нравственному воспитанию, главной задачей к-рого является дисциплинирование характера, развитие таких качеств, как воля, благоразумие, искренность, храбрость. Был противником физических наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ребенка проявить послушание. Программу образования Л. строил на основе знаний, имеющих практико-ориентированный характер: родной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, история и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничное, парфюмерное дело, лакирование и гравирование). Л. включал физический труд в систему образования юного буржуя для того, чтобы заложить основы понимания производства и как средство предупреждения праздности. Л. разрабатывал и методические вопросы, призывал не превращать учение в скучную обязанность, писал о поощрении детской любознательности и развитии логического мышления. Мысли Л. оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII-XIX вв.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ

ЛОКУС КОНТРОЛЯ - склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный Л. к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный Л. к.). Л. к. (понятие предложено амер. психологом Д. Роттером) является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Л. к. создан вопросник, разработан также комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и др. личностными характеристиками. Показано, что люди, обладающие внутренним Л. к., уверены в себе, настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л. к., напротив, сопутствует таким чертам, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Для пед. деятельности наиболее ценен внутренний Л. к. Воспитатель, склонный верить в могущество своих усилий, более ориентирован на совместное творчество с учащимися, чем его не уверенный в своих способностях коллега.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765) - великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Считал целью воспитания подготовку к служению Родине и народу, основу воспитания видел в науке, к-рая совершенствует человека в умственном и нравственном отношениях. Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Основал первый русский университет в Москве. Впервые в России разработал пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Впервые выступил в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Являлся сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Написал ряд учебников - первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude - долгота) - длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же пед. явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.

ЛЮБОВЬ

ЛЮБОВЬ - напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта: психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении. Обнаружено, что Л. между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в Л. приводят к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить - одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.

ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ

1) положительное эмоциональное отношение к ним; специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений; 2) одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего пед. деятельность.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

Предыдущая страница Следующая страница