Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Sototvet.ru - Операционная система android.

Педагогический словарь (2005)
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ (от лат. vale - будь здоров) - воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и мед. знаний.

ВАЛЕОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ

ВАЛЕОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ - отрасль науки, имеющая своей целью исследование системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. В. ш. ставит своими целями изучение состояния здоровья участников пед. процесса и факторов, его определяющих; поиск и разработку средств по охране, коррекции, реабилитации здоровья детей и взрослых, их обучение и просвещение в данной сфере; разработку методологических, теоретических и методических проблем валео-логического содержания образования; разработку основ подготовки пед. кадров с учетом валеологических аспектов.

ВАЛИДНОСТЬ

ВАЛИДНОСТЬ - комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ - структурная часть основного текста, представляющая собой начальную главу. Имеет целью ориентировать читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление пед. исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т. п. начинается с В., в к-ром раскрываются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, описываются методы исследования.

ВДОХНОВЕНИЕ

ВДОХНОВЕНИЕ - состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. У учителя, работающего вдохновенно, рождаются новые идеи, пед. деятельность приносит удовольствие, удовлетворение и дает высокие результаты в обучении и воспитании.

ВЕНТЦЕЛЬ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич (1857-1947) - русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его основные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственного воспитания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем». Основой воспитания должен выступать «сам индивидуальный конкретный ребенок», к-рый обладает равными со взрослыми правами. Школы должны быть автономны от государства, что позволяло бы их организаторам создавать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Отдавал приоритет развитию воли человека, понимаемой им как «психическая активность вообще». В двадцатом столетии стал сторонником разработки космической педагогики: «основою космического воспитания (выступает) естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса».

ВЕРА

ВЕРА (в психол.) - особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком к.-л. сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, к-рые могут выступать в дальнейшем основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. В. основывается на авторитете, на интуиции, на уважении к чужому опыту и традиции. В пед. взаимодействии очень многое зависит от степени В. воспитанника в слова и действия педагога.

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ - отражение опыта в речи, является речевым показателем личности.

ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ

ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ - процесс приобретения знаний, опыта через словесные воздействия (инструкции, разъяснения, образцы поведения и т. п.), без обращения к конкретным предметным действиям.

ВЕРИФИКАЦИЯ

ВЕРИФИКАЦИЯ - точное, экспериментально подтвержденное определение объема конкретного понятия, конкретной категории, полученное в результате проведенного исследования.

ВЕРОВАНИЕ

ВЕРОВАНИЕ - убежденность, эмоциональная приверженность идее, реальной или иллюзорной. В. само по себе не отличает миф от знания.

ВЕС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ

ВЕС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ - психол. состояние учителя, с к-рым он воздействует на учеников (тяжелый, легкий, «с достоинством», «отстранения»).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В. п. может проявляться в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, и в виде соперничества, когда успехи одних участников совместной деятельности стимулируют или тормозят более продуктивную и целенаправленную деятельность других ее участников. Гуманистически ориентированный пед. процесс м. б. только процессом В. п. воспитателя и воспитанника, где оба участника выступают как паритетные, равноправные, в меру своих знаний и возможностей, партнеры.

ВЗГЛЯДЫ

ВЗГЛЯДЫ - знания о к.-л. явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметам.

ВИДЫ СОБЕСЕДНИКОВ

ВИДЫ СОБЕСЕДНИКОВ - разнообразие проявлений личностных характеристик человека в процессе вербального общения, к-рые педагогу полезно учитывать при выборе тактики взаимодействия с воспитанниками. С доминантным собеседником (напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность) целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать, не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать ему твердо и решительно; недоминантного собеседника (деликатного, уступчивого, легко теряющегося) полезно почаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного в общении воспитанника (подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного) необходимо тактично придерживать, возвращая к теме разговора. Ригидного (медлительного, не успевающего за сменой тем) не стоит торопить, надо давать ему возможность высказаться до конца. Экстраверт общителен, активен, больше обращен на собеседника. С ним, как правило, общаться легко. Интроверт не очень разговорчив, трудно переходит от темы к теме, если предыдущая не завершена. Его следует терпеливо и вдумчиво выслушивать.

ВИКТИМОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ВИКТИМОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, составная часть соц. педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. В. с.-п. разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие к-рых человек становится жертвой. Термин введен в соц. педагогику А.В.Мудриком.

ВЛАСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЛАСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - право и возможность педагога осуществлять свою волю через деятельность др. людей, оказывая влияние на их поведение. В последние годы проводятся исследования, к-рые подтверждают, что многие люди идут в педагогику из желания удовлетворить свою потребность во власти, причем у большинства эта потребность носит просоциальную направленность - принести пользу др. людям.

ВЛИЯНИЕ

ВЛИЯНИЕ (в психол.) - процесс и результат изменения одним человеком поведения, установок, намерений, представлений, оценок др. человека в ходе взаимодействия с ним.

ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

ВНУТРЕННЯЯ ГОТОВНОСТЬ

ВНУТРЕННЯЯ ГОТОВНОСТЬ - осознанная установка на предстоящую деятельность, обусловленная высоким уровнем развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности или коллектива, к-рый обеспечивает успех предстоящей деятельности.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ - система соц. установок человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, произносимая про себя, к-рой человек пользуется, размышляя над решением разных словесно-логических задач. В процессе обучения необходимо учить учащихся переводить В. р. во внешнюю. Отсутствие такого умения свидетельствует о том, что получаемые учеником знания усвоены им лишь на уровне представления и узнавания.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА РЕБЕНКА

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА РЕБЕНКА - совокупность особенностей высшей нервной деятельности, свойств характера, жизненного опыта, нравственного сознания, комплексов, проявляющаяся в типичных для ребенка психических состояниях, реакциях и отношениях к действительности. С В. с. р., к-рая во многом определяет индивидуальность ребенка, педагогу необходимо постоянно согласовывать все воспитательные воздействия.

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА -совокупность значимых нововведений в школе, оказывающих положительное или отрицательное влияние на перестройку управления в школе. На В. и. о. влияют инновационные процессы, происходящие в стране и в мировой образовательной практике.

ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМА

ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМА - совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что за счет их взаимодействия оказывается возможным осуществление управленческих функций и соответствующих им воздействий на управляемый объект.

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи пед. коллективу. Принципы В. к.: предупредительный характер, планомерность, обоснованность, всесторонность, теоретическая и методическая подготовленность. Объекты В. к.: учебный процесс, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, психологическое состояние детского и пед. коллективов, обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями. Виды В. к.: по признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый); по охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый). Методы В. к.: посещение и анализ уроков и воспитательных занятий, анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями; проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу; анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

ВНУШАЕМОСТЬ

ВНУШАЕМОСТЬ - степень восприимчивости личности к психол. воздействию со стороны др. лица или группы людей. На повышенной внушаемости, свойственной детскому возрасту, строится стратегия воспитательного воздействия.

ВНУШЕНИЕ

ВНУШЕНИЕ (суггестия) - воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей нередко помимо, а иногда и против их воли. В. приводит либо к появлению у человека, помимо его сознания, определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из свойственных ему норм и принципов деятельности. В. может быть прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии. В педагогике отдельные авторы рассматривают В. как самостоятельный метод воспитания. Однако правильнее расценивать В. как дополнительный психол. эффект, усиливающий разнообразные методы воздействия на личность.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ - учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, соц.), а также соц.-психол. особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

ВОЛЯ

ВОЛЯ - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. В пед. процессе формирование воли воспитанников занимает большое место, т. к. без сформированности волевых качеств (целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности и др.) воспитаннику трудно реализовать свои потенциальные возможности в полном объеме.

ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия) - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. В. выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Учитель осуществляет формирование В. учащихся на всех уроках и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости В. самого учителя во многом зависит характер его пед. деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др. людьми.

ВООРУЖЕННОСТЬ

ВООРУЖЕННОСТЬ - наличие, приобретение или укрепление качеств, умений и навыков, обеспечивающих успешность выполнения той или иной деятельности или адаптацию к меняющимся условиям. Термин введен в психологию П. В. Симоновым.

ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ (как общественное явление) - сложный и противоречивый соц.-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми соц. институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЕ

Воспитание духовное - формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. - это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

Воспитание нравственное - формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

Воспитание политическое - формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций. Осуществляется на принципах объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей.

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОВОЕ

Воспитание половое - систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЕ

Воспитание правовое - процесс формирования правовой культуры и правового поведения, заключающийся в осуществлении правового всеобуча, преодолении правового нигилизма, формировании законопослушного поведения.

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЕ

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЕ - не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Для В. с. характерны категорическое отрицание системы воспитания и обучения, основанной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Сторонники этой модели придавали и придают исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуальности, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и тем более исключая к.-л. насилие и принуждение. Они считают, что ребенок может себе представить только то, что пережил внутренне, поэтому ведущую роль в его воспитании и обучении должны играть детские переживания и накопление детьми личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Однако широкого распространения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Поддерживал идеи В. с. Л. Н. Толстой, организуя жизнь и обучение крестьянских детей в Яснополянской школе. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная школа О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учебно-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шацким. В настоящее время вновь возродился интерес к идеям В. с. В Москве и ряде др. городов открыты вальдорфские школы, центры М.Монтессори, разрабатываются отечественные модели свободного, ненасильственного воспитания.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам соц. проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЕ

Воспитание трудовое - совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психол. готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Путь В. т. - включение школьника в полную структуру труда: его планирование, организацию, осуществление, контроль, оценку.

ВОСПИТАНИЕ УМСТВЕННОЕ

Воспитание умственное - формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

Воспитание физическое - система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Воспитание художественное - формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно -творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

Воспитание экологическое - целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

Воспитание экономическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Воспитание эстетическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЕ

Воспитание этическое - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

ВОСПИТАННОСТЬ

ВОСПИТАННОСТЬ - уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. - сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости - потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В. р. реализуется воспитательный процесс.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ - совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную соц.-пед. структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Признаки гуманистически ориентированной В. с. ш.: наличие единой концепции развития школьной воспитательной системы, формирование здорового образа жизни, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, разнообразная и многообразная совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений. Примерами гуманистически ориентированной В. с. ш. могут быть школы В. Караковского, А. Тубельского и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и совершенствование.

ВОСПИТУЕМОСТЬ

ВОСПИТУЕМОСТЬ - подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при к-ром достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - 1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

ВУЗ ОТКРЫТЫЙ

ВУЗ ОТКРЫТЫЙ - высшее учебное заведение, куда слушателей принимают без ограничения в возрасте, при минимальных требованиях к уровню их знаний. В В. о. достаточно свободный график учебы, т. к. сроки обучения не ограничены. Слушатели могут получать стипендию, учиться по грантам или бесплатно под определенные гарантии. К таким вузам относятся Открытый Британский университет, открытые университеты Германии. Отдельные принципы работы В. о. стали использоваться и в нашей стране.

ВЫТЕСНЕНИЕ

Вытеснение - способ психол. защиты, в результате к-рого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая, однако, оказывать влияние на человека, вызывая у него тревогу, страх и т. п. Является краеугольным камнем теории психоанализа 3. Фрейда. К такой психол. защите в процессе пед. взаимодействия прибегают как дети, так и взрослые, т. к. между ними часто возникают сложные и противоречивые взаимоотношения.

Предыдущая страница Следующая страница