Наши партнеры

ставки на рпл
https://zaimdozp.vip быстро кредит онлайн на карту. Взять займ на карту.

Педагогический словарь (2005)
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАГ ПРОГРАММЫ

ШАГ ПРОГРАММЫ (в программированном обучении) - доза информации об изучаемом знании, действии; задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению; контрольные задания (обратная связь) и указания о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.

ШКОЛА

ШКОЛА - соц. институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.

ШКОЛА ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ

Школа демократическая - школа, в к-рой административное управление рационально сочетается с хорошо развитым и эффективно действующим общественным управлением. Ш. д. предоставляет учащимся возможности для их индивидуального самосовершенствования при условии соблюдения правил коллективной жизни. Основными принципами жизнедеятельности Ш. д. являются строгое соблюдение Устава школы, основанного на демократических началах, всеми участниками пед. процесса; выбор учащимися учебных предметов, уровня их усвоения и времени изучения, выбор учителей и учащихся, возможность самостоятельного изучения учебных предметов в форме заочного обучения или экстерната, обязательная защита прав учащихся, учителей и администрации школы.

ШКОЛА КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Школа как культурно-образовательное пространство - образовательное пространство, в к-ром культивируется личностный и профессиональный рост пед. и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей.

ШКОЛА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Школа как развивающаяся система - школа, в к-рой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрождается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

ШКОЛА КАК ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА

Школа как функционирующая система - школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат. Инновации осуществляются, но носят эпизодический характер.

ШКОЛА МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ

Школа малокомплектная - школа, в к-рой из-за недостаточного количества детей создаются разновозрастные, с малой наполняемостью (по 2-3 человека в каждом) класс, и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным планам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, неполные средние и средние. Ш. м. открываются, как правило, в сельской местности.

ШКОЛА РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ

Школа русская национальная - направление в русской педагогике в XIX в., выражающее общенациональные идеи. Было представлено К. Д. Ушинским, Н. М. Карамзиным, И. И. Мартыновым, И. В. Киреевским, И. М. Ястребцовым и др. Их выступления, особенно идеи о народности воспитания К. Д. Ушинского, возбуждали у современников интерес и формировали национальную позицию в построении народной школы, определяли отношение к иностранному опыту в области образования. В начале XX в. В. Н. Сорока-Росинский (1882-1960) при организации русской национальной школы предлагал руководствоваться двумя принципами: анализом всей совокупности реальных факторов меняющейся жизни и определением их пед. значимости; выяснением ближайшего направления этих течений и учетом вырисовывающихся в будущем новых явлений хозяйственной, общественной, политической и культурной жизни России. В настоящее время начинается возрождение Ш. р. н., в к-рой углубленно изучается русская история, культура, литература, православие, возрождаются духовные традиции русского народа.

ШКОЛА ТРУДА

Школа труда - направление в педагогике, сочетающее всестороннее воспитание детей с выработкой у них определенного комплекса трудовых умений и навыков, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея таких школ была высказана представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), к-рые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало требование подготовки детей к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности. Трудовому элементу в воспитании и образовании большое значение придавали идеологи Реформации, многие педагоги Нового времени (Я. Коменский, Ж.Ж.Руссо, И. Песталоцци и др.). У Д.Дьюи труд составлял системообразующий стержень учебно-воспитательного процесса в школе. Представители трудовой школы объективно пытались решать задачу подготовки политехнически образованного, грамотного работника, способного быстро менять виды деятельности, самостоятельно принимать решения, заниматься самообразованием. Одним из теоретиков и организаторов школы труда в конце XIX в. на Западе выступил Георг Кершенштейнер (1854-1932). Советская школа с первых лет существования строилась как трудовая и политехническая.

ШКОЛА УЧЕБЫ

Школа учебы - направление в педагогике, сложившееся в XVIII- XIX вв. Основывается на детальной регламентации учебного процесса, вербальных методах обучения, стремлении к развитию интеллекта посредством приобщения к книжному знанию, ориентирована на знания, умения, навыки. Базируется на принципах авторитарной педагогики, обладает высоким уровнем методического обеспечения, создает условия для успешной работы массового учителя.

ШКОЛЫ ВОСКРЕСНЫЕ

Школы воскресные - общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в к-рых проводилось по воскресеньям. Открывались в России с середины XIX в. для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников. В настоящее время возрождаются религиозные воскресные школы, в к-рых дети по собственному желанию или воле родителей осваивают основы того или иного вероучения.

ШКОЛЫ-КОММУНЫ

1) учебно-воспитательные заведения, созданные в РСФСР в 1918 г. с целью практической разработки вопросов новой педагогики и трудовой школы. Состояли из школы 1-й и 2-й ступени и интерната при них. Иногда при школах открывался и детский сад. Помимо учебных занятий воспитанники Ш.-к. работали в ремесленных мастерских, на производстве и в сельском хозяйстве. Жизнь в интернате строилась на началах самообслуживания, поощрялись инициатива и самодеятельность воспитанников. Просуществовали до конца 20-х годов. 2) Образовательно-воспитательные учреждения в СССР для беспризорных детей и подростков, сирот и несовершеннолетних правонарушителей, к-рые были созданы в первые годы советской власти и просуществовали до конца 30-х годов. Обучение соединялось с производительным трудом.

ШКОЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

Школьные советы - новый орган в структуре школьного самоуправления, имеющий, в отличие от др. органов самоуправления, эксклюзивное право осуществлять законотворческую деятельность (разработка, утверждение и реализация устава, организационно-правовых параметров школьного процесса - режим работы, порядок приема учеников, меры поощрения, наказания, форма одежды, порядок дополнительной оплаты труда и т.п.); координирующую деятельность через взаимодействие совета, его комиссий и др. подразделений; согласительную деятельность по снятию противоречий и предупреждению конфликтов; организацию соуправленческой деятельности со стороны школьных работников, учащихся и их родителей; разработку мер стимулирования различных видов учебной деятельности учащихся, представление интересов школы, защиту членов школьного коллектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды (рассмотрение жалоб, заявлений и т. п.).

ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Школьный компонент учебного плана - факультативные и обязательные занятия по выбору обучающихся, отражающие специфику конкретного образовательного учреждения.

Предыдущая страница Следующая страница