Наши партнеры

https://artwoodbase.ru кухня милано к ольха стоимость.

Педагогический словарь (2005)
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭВРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономерностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышления. Э. п. имитирует эвристическую деятельность на учебном материале, чем подготавливает обучаемого к реальному творчеству. Кроме предметного содержания образования вводится метапредметное.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (П.

Ф. Каптерев) - такая форма обучения, при к-рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Внешний вид Э. ф. о. - сократическая беседа.

ЭГОИЗМ

ЭГОИЗМ (от лат. ego - я) - преобладание в жизнедеятельности личности своекорыстных индивидуалистических потребностей и интересов, равнодушие к др. людям. Бывает и альтруистический Э., когда желание сохранить себя и сделать себя счастливым соединяется с желанием делать добро др., с надеждой на положительное отношение их к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

ЭГОЦЕНТРИЗМ (лат. ego - я, centrum - центр круга) - сосредоточенность личности на собственных целях, мыслях и переживаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния др. людей. Отличается от эгоизма тем, что эгоист может отчетливо сознавать стремления и переживания др. людей, но намеренно пренебрегает ими.

ЭДУКОЛОГИЯ ИНФОСФЕРНАЯ

ЭДУКОЛОГИЯ ИНФОСФЕРНАЯ - научная область, изучающая комплекс упорядоченного и стихийно циркулирующего в информационной сфере Земли знания о мировых и региональных (особенное), индивидуально-эмпирических (единичное) образовательных процессах и системах, выступающий как информационный фонд Земли - Космоса. Термин предложен В. А. Извозчиковым.

ЭКСКУРСИИ

ЭКСКУРСИИ (в пед.) - форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. В отличие от уроков Э. проводятся вне класса, не имеют строгого ограничения во времени, их способен вести не учитель; может меняться состав учащихся.

ЭКСПЕРИМЕНТ

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - проба, опыт) - общенаучный метод исследования, к-рый заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функционирования. Э. предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями. Виды Э.: естественный (осуществляемый в естественных условиях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению), лабораторный (осуществляемый в искусственных условиях, как правило с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов), преобразующий, формирующий (прослеживающий влияния вносимых изменений в изучаемом пед. процессе. Э. ф. позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции развития, становления личности, определять возможность оптимизации этого процесса) и др.

ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Эксперимент педагогический - научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения пед. проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает опытное моделирование пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость пед. явлений и процессов.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior - наружный, внешний) - процесс перехода от внутренней, психической, деятельности к внешней, предметной.

ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ - ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ

Экстернальность - интернальность (от лат. externus - внешний, internus - внутренний) - см. Локус контроля.

ЭКСТРАВЕРТ-ИНТРОВЕРТ

Экстраверт-интроверт - типы личности, противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутренний мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разнообразных и малознакомых людей, инициативен. Интроверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ - распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на др. его часть.

ЭКТОМОРФНЫЙ - ЭНДОМОРФНЫЙ ТИПЫ

Эктоморфный - эндоморфный типы - морфологические типы людей, особенности к-рых определяются телосложением человека (по классификации В. Шелдона). Эктоморфный тип свойственен худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной системой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движений, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытность чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойствен полным людям, к-рые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувственным удовольствиям.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - направленность чувств и переживаний человека. Рассматривается альтруистическая Э. н. л. (потребность в содействии и помощи, покровительстве др. людям); коммуникативная (потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике); глорическая (потребность самоутверждения, славы, почета); пугническая (потребность в преодолении опасности, на базе которой позднее возникает интерес к борьбе); романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному); гностическая (стремление понять, разрешить сложные проблемы) и т.д. Э. н. л., выявляемая с помощью специального теста, определяет характер профессиональной пригодности к тому или иному виду пед. деятельности.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ - воздействие на человека путем передачи собственного эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений. Владение средствами Э. з. является обязательным компонентом пед. мастерства учителя.

ЭМПАТИЯ

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia - сопереживание) - качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания др. людей, сочувствовать им, сопереживать. Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного. Профессионально значимое личностное качество для педагога.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536) - гуманист эпохи Возрождения, философ, писатель, педагог. Основные пед. работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без к-рого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания - религиозного, умственного, нравственного, физического - необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Э. Р. выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭРУДИЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - запас современных знаний, к-рые учитель гибко применяет при решении пед. задач.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Эстетическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря к-рым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы.

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного пед. процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя. Предметом Э. п. являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

ЭТНОПЕДАГОГИКА

ЭТНОПЕДАГОГИКА - наука, предметом изучения к-рой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания под воздействием соц., экономических и др. факторов и способы их отражения и функционирования в современной воспитательной системе.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) - явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия. Любое пед. воздействие становится наиболее действенным тогда, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит воспитанника к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае эта идея воспринимается учащимся как самостоятельно усвоенная.

ЭФФЕКТ "ОРЕОЛА"

ЭФФЕКТ "ОРЕОЛА" - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к воспитаннику определяется именно такой информацией.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными (например, переход ученика от необученное ™ к обученности) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих, помимо учителя, на достижение поставленной цели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА - степень достижения заданной цели пед. деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных усилий, средств и времени.

Предыдущая страница Следующая страница