Наши партнеры

Live-ставки на кибер хоккей

Педагогический словарь (2005)
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АВТОНОМНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Автономность образовательных учреждений - предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок воспитанников.

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Авторитарное воспитание - воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики - учитель - субъект, а ученик - объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, акцент - на воспитывающем обучении. Яркий представитель - Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безапелляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогической деятельности - морализирование.

АВТОРИТАРНОСТЬ

АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. autoritas - влияние, власть) - соц.-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п. Все эти черты часто свойственны авторитарному учителю.

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ - особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А. у. опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократичный стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную Я-концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру. Иррадиация авторитета учителя - перенос авторитета на те сферы жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверялось. Спецификация авторитета - признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выступает в качестве авторитета.

АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ролей. Агенты первичной социализации: семья, приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации: администрация школы, университета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.

АГРЕССИЯ

АГРЕССИЯ - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения к.-л. цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинение, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная.

АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ - психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к-рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения - родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ - новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А. о. с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции А. о. с: мотивационно-стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико-реабилитационная, коррекционно-компенсаторная.

АДАПТИВНОСТЬ-НЕАДАПТИВНОСТЬ

АДАПТИВНОСТЬ-НЕАДАПТИВНОСТЬ - тенденции соответствия-несоответствия между целями и достигаемыми результатами деятельности. А. выражается в согласовании, а Н. - в рассогласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается.

АДАПТИРОВАННОСТЬ

АДАПТИРОВАННОСТЬ - уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его соц. статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек м. б. гармоничен и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.

АККРЕДИТАЦИЯ

АККРЕДИТАЦИЯ - право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

АКМЕОЛОГИЯ

АКМЕОЛОГИЯ (от греч. acme - пик, вершина, высшая степень чего-либо) - междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

АКСЕЛЕРАЦИЯ

АКСЕЛЕРАЦИЯ - ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

АКСИОЛОГИЯ

АКСИОЛОГИЯ - философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психол. ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, в основе к-рых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus - деятельный) -деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

АКТИВНОСТЬ НАДСИТУАТИВНАЯ (НЕАДАПТИВНАЯ)

Активность надситуативная (неадаптивная) - способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть к-рой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, к-рый он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывается психологом В. А. Петровским. А. н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.

АКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ

Активность общественная - деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении общественных заданий.

АКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

Активность познавательная - деятельное состояние личности, к-рое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А. п. - воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Активность социальная - родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. А. с. реализуется в виде соц. полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе к-рых лежат общественно значимые потребности. Субъектом - носителем А. с. выступает человек, соц. группа и др. общности. Как общественное свойство личности А. с. развивается через систему связей человека с окружающей соц. средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А. с. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А. с. зависит от соотношения между соц. обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

АКТУАЛИЗАЦИЯ

АКТУАЛИЗАЦИЯ - перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (личности) - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы; им присуща тенденция к соц.-положительному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от воздействий среды и воспитания. Автор термина - нем. психолог и психиатр К. Леонгард. Учителю знание А. х. (л.) необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индивидуального подхода к ним. 1. Астеническая - тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенная тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянные сомнения, навязчивые мысли. 2. Гипертимная - тип акцентуации, для представителей к-рого характерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотливость, энергичность, инициативность и вместе с тем легкомысленность, раздражительность, трудная переносимость условий жесткой дисциплины, вынужденного одиночества. 3. Демонстративная - тип акцентуации, носители к-рого артистичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках, стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к другим людям и вместе с тем эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны. 4. Дистимная - тип акцентуации, представители к-рого серьезны, добросовестны, преданны в дружбе, редко конфликтуют, однако не в меру пассивны, немногословны, склонны к пессимизму, замкнутому образу жизни. 5. Лабильная - тип акцентуации, носителям к-рого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации. 6. Сензитивная - тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность. 7. Шизоидная - тип акцентуации, связанный с эмоциональной холодностью, замкнутостью, необычностью мышления. 8. Циклоидная - тип акцентуации, для к-рого характерно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами. Во время душевного подъема представители этого типа ведут себя по гипертимному типу, в период спада - по дистимному. 9. Эпилептоидная - тип акцентуации, связанный с такими чертами, как склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности. Эпилептоидная акцентуация характера нередко связана с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью и др.

АЛГОРИТМ

АЛГОРИТМ - предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter - другой) - нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу др. человека или соц. общности. Введен философом О. Кон-том как противоположный понятию эгоизм. Формируется в процессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитанников.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi - приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia - сила) - сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.

АМБИДЕКСТРИЯ

АМБИДЕКСТРИЯ - способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой.

АМБИЦИЯ

АМБИЦИЯ - обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к др. людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение человека в коллективе, семье.

АНДРОГИНИЯ

АНДРОГИНИЯ (от лат. andros - мужской, gunes - женский) - понятие, введенное амер. психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психол. качества. Как было доказано, дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется скорее вследствие специфического семейного воспитания мальчиков и девочек и соц. воздействия, нежели биологических различий между полами.

АНДРОГОГИКА

АНДРОГОГИКА - раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

АНКЕТА

АНКЕТА - опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в пед. исследованиях.

АННОТАЦИЯ

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio - примечание, пометка) - краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. Умение делать А. необходимо формировать уже в школе.

АНТРОПОКОСМИЗМ

АНТРОПОКОСМИЗМ - философское и общенаучное воззрение, согласно к-рому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощнейшим фактором. В педагогике вылилось в теорию ненасильственного воспитания и формирования глобального мышления, направленного на постановку и мирное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.

АНТРОПОЛОГИЗМ

АНТРОПОЛОГИЗМ - научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций к-рой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.

АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Антропология педагогическая - философская база воспитания, к-рая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К. Д. Ушинский); воспитание в А. п. понимается как атрибут человеческого бытия.

АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Антропология психологическая - учение о природе, условиях развития и становления субъектности, внутреннего мира человека.

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ

Антропология философская - учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.

АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ

Антропология христианская - учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с Законом Божьим и заповедями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека должно быть проявление духа в человеке. Сам же дух проявляется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе - божественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватывающей целостности и самоценности, как творческую и свободную личность. В А. х. ставятся задачи выработки принципов, руководствуясь к-рыми можно было бы защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием педагогики христианства.

АНТРОПОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

АНТРОПОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП (в пед.) -организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

АПАТИЯ

АПАТИЯ (от греч. apathetia - бесстрастность) - состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

АПРОБАЦИЯ

АПРОБАЦИЯ - испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования; опытная проверка.

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ, к-рый систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, целью к-рого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности, актуальны и в наше время. А. создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.

АРТТЕРАПИЯ

Арттерапия - терапия средствами искусства; А. как метод основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисунки, лепка, аппликация на свободную тему; задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; анализ и интерпретация произведений искусства; репродукция произведений искусства; совместное творчество воспитателя и ребенка. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.

АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. archetipos - первообраз) - связь образов (Бога, матери, вождя и т. п.), переходящих из поколения в поколение. Термин введен К. Юнгом, швейц. психологом и психиатром. Архетипы сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом человеке наряду с личным бессознательным и сознанием, определяют особенности поведения, мышления личности, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

АТТИТЮД

АТТИТЮД - соц. фиксированная установка, предрасположение к определенному поведению личности в ситуациях внутри-коллективного общения.

АТТРАКЦИЯ

АТТРАКЦИЯ (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - возникновение симпатии, установка на др. человека, как на привлекательного. Является важным показателем профессиональной пед. пригодности.

АУТИЗМ

АУТИЗМ (от греч. autos - сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин, введенный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике (А. может являться способом психологической защиты). Дети-аутисты обладают хорошей памятью, проявляют математическую и музыкальную одаренность, способны к обучению, изучению языков, но сроки овладения знаниями могут быть сдвинуты на более поздние возрастные периоды, чем обычно. Такие дети должны жить и воспитываться в семьях, а не в специнтернатах.

АУТОАГРЕССИЯ

АУТОАГРЕССИЯ - разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях - в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции - психотерапия.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Аутогенная тренировка (от греч. autos - сам, genos - происхождение) - метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации. А. т. помогает управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Разработана нем. психотерапевтом И. Шульцем в 1932 г. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой А. т., к-рая снижает стрессогенность пед. деятельности.

АФФЕКТ

АФФЕКТ (от лат. affektus - душевное волнение, страсть) - сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возникающее в критических обстоятельствах - при неспособности человека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учителю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром ученики находились во время их совершения.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ

Аффект неадекватности - устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А. н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Дети в состоянии А. н. становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии.

АФФЕКТАЦИЯ

АФФЕКТАЦИЯ - необычное, искусственное возбуждение, неестественность в речи, жестах, манерах, излишняя активность поведения. Признак неискренности в общении, в поведении.

АФФИЛИАЦИЯ

АФФИЛИАЦИЯ (от лат. affiliate - присоединять, присоединяться) - потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. Наличие этой потребности является одной из предпосылок определения профессиональной пригодности учителя.

Следующая страница