Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ ЭМИЛЬ

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ ЭМИЛЬ (наст. фам. Жак) (6.7.1865, Вена, - 1.7.1950, Женева), швейц. педагог, композитор, обществ. деятель. Учился в ун-те и одновременно в консерватории в Женеве, совершенствовался у выдающихся композиторов А. Брукнера в Вене (1886) и Л. Делиба в Париже (1888). Занимался психологией у Э. Клапареда. Преподавал гармонию и сольфеджио в Женевской консерватории (1892-1910). В 1911-14 вёл курс рит-мич. воспитания в Школе музыки и ритма в Хеллерау (близ Дрездена), с 1915- в созданном им Ин-те в Женеве (носит его имя).

В основе пед, учения Ж.-Д. - идеал гармонически развитого человека. Ж.-Д. поставил целью найти средства воспитания, способные обеспечить равновесие и согласие между физич. и духовной деятельностью людей. Гл. роль в этом отводил овладению ритмом, к-рый понимал как организующее начало любой деятельности, иск-ва, всей жизни природы и человека. По убеждению Ж.-Д., чувство ритма можно постигнуть только через иск-во (музыку, танец). Исследовал влияние муз. ритма на формирование психики. Выдвинул идею всеобщего ритмич. воспитания, к-рое приблизит человека к иск-ву, одухотворит и упорядочит его внутр. жизнь, откроет новые возможности для самовыражения. Предложил систему упражнений для детей (ок. 1905), построенную на взаимосвязи музыки, муз. впечатления и движений тела. Движение служило осн. средством передачи муз. динамики, эмоционального и образного содержания произведения. Параллельно с развитием пластики такие тренировки способствовали тонкому эстетич. восприятию, выработке определённых черт характера: внимания, воли, воображения, находчивости, решительности. Давая ученику физич. ощущение ритма и умение его воспроизводить с помощью мускулов, система Ж.-Д. содействовала развитию абс. слуха, способности к муз. и пластич. импровизации. Чтобы доставить ученику чувство радости и непринужденности, занятия должны были проходить в форме увлекательной ритмич. игры. Совершенствуя тело и раскрепостив дух с помощью ритмич. воспитания, в каждом ребенке, по мысли Ж.-Д., можно открыть разл. творческие способности.

Свою методику Ж.-Д. продемонстрировал в шк. постановках в Хеллерау разнообразных муз. произведений - от фуг И. С. Баха до «Орфея и Эвридики» К. Глюка. Благодаря большому успеху этих спектаклей пед. идеи Ж.-Д получили распространение, школы и ин ты, подобные созданным Ж.-Д., были открыты в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне, Нью-Йорке и др. В 1912 Ж -Д. посетил Россию, где его пед.систему Haчал пропагандировать С. М. Волконский на Курсах ритмич. гимнастики Жака-Далькроза в Петербурге. Она была вве дена во вспомогат. школе при Психонев рологич. ин-те в Петербурге (1912) и в пек рых уч. заведениях для глухонемых и слепых детей. В 1920-х гг. в Москве и Петрограде существовали Ин-ты ритма по методу Ж.-Д. В сер. 50 х гг. метод Ж. Д. нашел применение в нек рых ба летных школах Зап. Европы и СССР.

Соч: Rhytmic, music and education Basel 1922, в рус. пер - Ритм М, La musique et nous, Gen, 1945 (с перечнем всех пед.работ и муз соч)

Лит: Волконский С, Отклики театра, П, 1914, III т о p к К, Система Далькроза, Л - М, 1924, Brunet Le kornte H, Jacques Dalcroze, sa vie, son oeuvre, Gen, 1950. С. Л. Старобинский.

ЖАМЦАРАНО ЦЫБЕН

ЖАМЦАРАНО ЦЫБЕН (апрель 1881, улус Хойто-Ага, ныне Читинской обл., - 1937), бурят, просветитель, педагог, ученый, обществ. деятель Окончил учительскую семинарию в Иркутске (1901), работал в Агинском приходском уч-ще. С 1902 вольнослушатель Петерб. ун-та. В 1907- 1908 вел там курс монг. языка. В 1906 основал нелегальный союз учителей «Знамя бурятского народа» (гл. обр. Иркутской губ.; ок. 60 чл.). В 1918-20 преподавал в Иркутском ун-те. Участник Нар. революции 1921 в Монголии, организатор школ, курсов учителей, науч. и культ.-просвет. учреждений. Инициатор создания первой светской монг. школы. С 1932 на науч. работе в Ленинграде. В публицистике выступал за создание нац. школ, введение обучения на родном языке, распространение ср. и высш. образования. Автор работ по бурят, и монг фольклору, истории, этнографии, языкознанию. Одним из первых стал переводить на бурят, яз. произв. зап. европ. худож. лит-ры (среди них ром. Ж. Вер на «Пятнадцатилетний капитан»). Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Лит Цибиков Б Д, Ц Жамцарано (К 80-летию со дня рождения), в кн Из ис тории народов Бурятии (Исследование и материалы), Улан-Удэ, 1962. А Б Сактоев.

ЖАН ПОЛЬ

ЖАН ПОЛЬ (Jean Paul) (псевд.; наст. имя и фам. Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (21 3 1763, Вунзи-дель, Бавария, - 14 11.1825, Байрейт, там же), нем. писатель, педагог. Учился в Лейпцигском ун-те (1781-84), был домашним учителем, преподавал в нач. школе. В молодости испытал значит. слияние Ж. Ж. Руссо. Один из популярных романистов своего времени. Во мн. чроизв. Ж. П. проблемы воспитания занимают центр. место. Писатель передавал эту проблематику в символически преломленных образах, органично сочетая мн. традиционные поэтич. мотивы и создавая подчеркнуто «экспериментальные» ситуации воспитания. В романе «Титан» (т. 1-4, 1800-03) Ж. II продолжил традицию т. н. княжеского зерцала (наставления государю) и трансформировал ее будущий князь воспиты вался как «человек вообще», становясь всесторонне развитой личностью, причем Ж. П. акцентировал именно духовный опыт личности, способность сопереживать с др людьми. Пед. концепция Ж. П. основывалась на этой идее, выраженной и в пед. трактате «Левана, или Учение о воспитании »(издан в 1807, рус. пер фрагментов 1830, 1940, 1973). Осн. пафосом произв. Ж. П. была идея внутр. свободы личности, ее совершенствования, неза висимо от внеш. ограничений. Пед.эксперименты кон. 18 в. (И. Б. Базедов и др.) он воспринимал как насильственные Следуя И. Г. Гердеру, полагал, что человек в процессе воспитания призван реализовать свою человеческую сущность. Для этого воспитатель, «человек, освободившийся от пут природы, необходимости», «высвобождает идеального человека, скрытого в каждом ребенке». Воспитат. идеал видел в крепкой духом и телом личности, способной к великодушию и высокому энтузиазму. Осн. пути к достижению этого идеала - жизнерадостность и дружелюбие воспитания. Образ и дела воспитания запечатлеваются в поведении целых поколений, а с каждым из новых поколений «начинается заново всемирная история». Считал, что человечество не может обрести свободы, не достигнув высокого духовного развития. Пед.идеи Ж II получили распространение в ий пол. 19 в., в т. ч. в России.

Соч.: Werke hrsg von № Miller Bd l- 6, Munch, 1959-63, Levana nebst padagogi sehen Stucken hrsg von K Lange, Langen-salza 1866, в рус. пер - Левана [Отрыв ки], в кн Хрестоматия по истории педагогики т 2 ч 1 М 1940, то же в кн Идеи эстетич. воспитания, т 2 М 1973, Пригото вит школа эстетики, М, 1981

Лит Munch W J Paul, der Verfasser der «Levana» B 1907, Rosch H Das padagogische Konzept J M Sailers und J P F Richters [Munch], 1970 (Diss). А В Михайлов.

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - направление в исследовании психич. развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения - происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Гл. задача - исследование механизмов познават. деятельности, к-рые скрыты за внеш. картиной поведения Для выяснения этих механизмов разработан метод клинич. беседы, когда изучаются не симптомы, не внеш. признаки явления, а процессы, к-рые приводят к их возникновению. Работы представителей школы (Пиаже, Б. Инельдер, E Шеминский и др.) показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной познават. позиции. Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, к рые формируются прижизненно благодаря действиям. Внеш. материальные действия ребенка до двух лет (первоначально выполняемые развернуто и последовательно) благодаря повторению схематизируются и с помощью символич. средств (имитация, игра, рисунок, речь) в дошк. возрасте переносятся во вн»тр план (см. Ипте-риоризация). Координируясь с др. действиями, они уже в младшем шк. возрасте превращаются в умственные операции.

В генетич. психсюгии, созданной Пиаже, операция рассматривается как осн. единица мышления Аналог операций на сенсомоторном уровне развития ребенка, конкретные и формальные операции составляют три фундаментальные структуры инте почта Процесс их достижения позволяет разделить весь ход психич. развития на три больших периода, и в каждом намечается ряд стадий. В этом контексте изучается формирование таких понятии, как иоъект, пространство, время, причинность и др., особенности дет. логики, сходства и различия психики ребенка и взрос. того

Согласно женевской школе, благодаря обучению можно ускорить процесс усвоения понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью к-рых ребенок способен воспринять эти влияния. Порядок формирования структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от ряда факторов. Законы познават. развития универсальны они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе науч. познания.

Общую картину развития интеллекта психологи женевской школы пытаются дополнить изучением эмоциональных процессов, памяти, воображения, восприятия, к рые рассматриваются ими как целиком подчиняющиеся интеллекту. С 1970 х гг. представители этой школы проявляют интерес к процессу обучения, к исследованию развития ребенка в разных культурах, к диагностике умственного развития, к патологии мышления. Проводятся также исследования в области психолингвистики

Все исследования женевской школы опираются на исходное положение Пиаже о взаимодействии живой системы со средой как нера дальности двух непрерывно совершающихся процессов - ассимиляции и аккомодации При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Из таких общебиол. закономерностей Пиаже исходил в трактовке психич. развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой, организм создаёт познавал1, структуры. Это определило объяснение полученных женевской школой данных в категориях биологии, что вызвало критику ее теоретич. позиций сов. психологами. Анализируя концепцию генетич. психологии, Л. С. Выготский и его поеяедовате-ли подчеркивают, что нельзя начинать анализ психич. развития с индивида, поскольку нет и не может быть независимости ребёнка от общества. Поэтому, признавая факты, полученные в исследованиях женевской школы, отеч. психологи выступают против их интерпретации с позиций натуралистич., биологизаторского понимания источника и движущих сил развития.

Лит.: Флейвелл Дж.-Х., Генетич. психология Жана Пиаже, пер. с англ., М., 1967; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 1971, гл. 10.

Л. Ф. Обухова.

ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ

ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ - в России жен. закрытые ср. уч. заведения. Ведут историю от основанного по проекту И. И. Бецкого (при непосредств. участии императрицы Екатерины II) Об-ва воспитания благородных девиц (Смольного ин-та; 1764) с отделением для девиц мещанского звания (Александровский институт; 1765). Ж. и, создавались как строго сословные (дворянские и мещанские) уч. заведения, преим. для сирот и девочек из малообеспеченных семей; относились к Ведомству учреждений императрицы Марии, За время существования (до 1917) претерпели мн. изменений в соответствии с эволюцией взглядов на женское образовать, оставаясь в числе лучших и наиб. престижных уч. заведений России. С нач. 19 в. принцип сословности не имел решающего значения: ходатайства о зачислении в ин-ты принимались от представителей всех слоев общества, кроме крепостных крестьян. С сер. 19 в. Ж. и, действовали в соответствии с общим Положением о Ж. и. (1846). Принцип строгой изолированности воспитанниц также претерпел изменения: если при Екатерине II родные подписывали обязательство не забирать дочерей до окончания курса и не иметь свиданий, то с 1864 узаконено проведение дома летних каникул и праздников, позднее и воскресных дней. В ряде губернских ин-тов дворянство, желая сохранить патриархальные традиции, ходатайствовало о поддержании неразрывной связи воспитанниц с семьёй.

Всего к нач. 20 в. в столицах и провинции существовал 31 Ж. и, с 7500 мест для воспитанниц. Возраст для зачисления в младший (7-й) кл. 10-13 лет для бесплатных вакансий и 10-16 лет для своекоштных. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать и писать по-русски (иногда по-французски), считать в пределах четырёх действий арифметики. Бесплатно обучались сироты, малообеспеченные, дочери многодетных родителей и лиц, состоящих на гос. службе, статской или военной. Ответственность за воспитанниц возлагалась на начальницу и классных дам (по две на класс), дежуривших попеременно. Успехи проверялись на полугодовых и годовых экзаменах.

Ж. и, обеспечивали общее образование, религ.-нравств. и светское воспитание. Девочек готовили в основном к семейной жизни, а также к пед. деятельности в ин-тах, гимназиях и для работы гувернантками, домашними учительницами. Лучшие воспитанницы столичных Ж. и, определялись в придворную службу. В отличие от гимназий наиб. внимание в программах Ж. и, уделялось изучению новых языков, занятиям иск-вами и рукоделием, домоводству. Проф. подготовка осуществлялась на пепиньерских и пед. курсах, в муз., чертёжных, рисовальных классах, а также на курсах преподавателей новых языков. В совершенствовании образования и программ Ж. и, Значит. роль сыграл К. Д. Ушинский. Деятельность мн. воспитанниц Ж. и, в земских и благотворит. к-тах, на фронтах 1-й мировой войны в качестве сестёр милосердия получила широкую известность.

Лит.: Бецкой И. И., Устав воспитания 200 благородных девиц, учрежденный Ее Величеством Государыней императрицей Екатериной II, СПБ, 1768-692; Уч. заведения Ведомства учреждений императрицы Марии, СПБ, 1906. Н. В. Кеворкова.

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ - причинение ребёнком страданий людям или животным. В отличие от жестокости взрослых Ж. д. не продиктована злыми намерениями. Маленький ребёнок может совершить жестокий поступок - разорить птичье гнездо, ранить товарища во время игры и т. п., не имея сознат. целью причинение боли и страдания. Он поступает так потому, что не знает свойств предметов и явлений, не представляет себе последствий своего поступка. Не обладая опытом расшифровки выразительных движений (гримасы, плач и т. п.), ребёнок не осознаёт положения, в к-рое ставит другое существо. Не научившись ещё пониманию и сопереживанию, он не способен оценить и прочувствовать чужие страдания. Он чаще всего действует необдуманно, импульсивно, самоконтроль у него развит слабо. Всё это, однако, не оправдывает Ж. д. и не устраняет необходимости соот-ветств. воспитат. воздействий.

Если предоставить ребёнку возможность действовать бесконтрольно, проявления жестокости станут для него привычными и его уже не остановят ни достаточный запас знаний, ни способность к самоконтролю. Результатом этого может стать перерождение Ж. д. в отрицат. черту личности, к-рая часто проявляется в противоправном поведении. Ребёнку, к-рый по неосторожности или незнанию проявил жестокость, следует доступно объяснить, какой вред он нанёс, вызвать у него переживание, заставить задуматься над своими поступками и их последствиями. Основная же линия пед. воздействий связана с воспитанием чуткости, доброжелательности и любви к людям и всему живому. В семье воспитат. воздействие несёт сама атмосфера взаимной любви и заботы, чуткого и предупредит, отношения к окружающим.

ЖИРАР ЖАН БАТИСТ

ЖИРАР ЖАН БАТИСТ (17.12. 1765, Фрибур, Швейцария, - 6.3.1850, там же), щвейц. педагог и деятель нар. образования. В 1781 окончил иезуитскую школу и вступил в орден францисканцев (принял имя Грегуара). Затем в школах францисканского ордена в Швейцарии и Германии изучал лат., греч., нем. языки, теологию и философию, увлекался математикой и естеств. науками. Познакомился с трудами И. Канта и Ж. Ж. Руссо. Возвратившись в Швейцарию, преподавал лат. яз., философию, был архивариусом, кюре при правительстве в Берне. Разрабатывал гл. обр. вопросы обучения и воспитания в нач. школе; в центр обучения ставил родной язык, считая его важнейшим средством воспитания. В своих трудах отстаивал идею развивающего обучения. В 1799 представил проект организации системы образования в Швейцарии, в к-ром предлагал ввести обязат. и бесплатное нач. школьное обучение. С 1804 директор нач. школ с франц. яз. для мальчиков, в 1807-23 возглавлял шк. дело во Фрибуре, где ввёл обязат. нач. образование. Применял в школах метод взаимного обучения, организовал подготовку учителей, разработал уч. планы и программы, написал учебники арифметики и родного языка для нач. школ, книги для чтения. Высоко оценивал деятельность И. Г. Песталоцци, знал его лично и во многом разделял его пед. взгляды. В 1824-34 преподавал философию в Люцерпе, руководил там жен. школой, участвовал в разработке шк. законов ряда кантонов. С 1834 вновь во Фрибуре. Опубликовал свои гл. пед. труды: «De lenseignement regulier de la langue maternelle», 1844 («О правильном обучении родному языку в школах и семьях»), «Cours educatif de la langue meternelle a lusage des ecoles et des familles», v. 1-6, 1845-48 («Bocпитат. курс обучения родному языку в школе и семье») - за эту работу Франц. академия присудила ему спец. премию.

Труды Ж. были переведены на мн. языки и оказали влияние на разработку методики преподавания родных языков в европ. странах. По образцу школ Ж. организовались школы («жирардины») в Италии, Испании и др. странах.

Соч.: Editions du centenaire, ed. par E. Pfulg et E. Egger, v. 1-7, Fribourg, 1948-55.

Лит.: Г с Ф., История образования и воспитания, пер. с франц., М., 1912, с. 304- 336; D a g u et A., Le рёге Girard et son temps, t. 1-2, P., 1896; Compayre G., Le pere Girard et leducation par la langue maternelle, P., 1906; Eg g e r E., G. Girard, ein Schweizer Volksschulpadagoge, Luzern, 1948. Ю. С. Алферов.

ЖУКОВ ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЖУКОВ ИННОКЕНТИЙ НИКОЛАЕВИЧ - [5(17). 10.1875, рудник Горно-Зерентуй, ныне пос. гор. типа (Горный Зерентуй) Читинской обл., - 5.11.1948, Москва], педагог, один из организаторов рус. скаутского движения. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1904). Преподавал географию в ср. уч. заведениях Петербурга (1904-11, 1914-17), Читы (1917-21), Москвы (1922-31). В 1922-23 чл. Центр. бюро юных пионеров при ЦК РКСМ.

В 1914-17 ответств. секретарь Всерос. об-ва содействия мальчикам-разведчикам («Русский скаут»), пропагандировал гуманистич., рыцарский характер деятельности скаутов и её ориентацию на общественно полезные трудовые дела. В Чите, руководя скаутскими отрядами, предложил методику организации работы с детьми на основе т. н. длительной игры, наполненной романтикой. После 1917 стремился создать новый тип дет. орг-ции «Красные скауты», пытаясь соединить традиции скаутизма, альтруизм с дет. коммунистич. движением.

В 1922-23 участвовал в создании Моск. , пионерской орг-ции, был вожатым первого пионерского отряда Бауманского р-на. Публиковал в периодике статьи по вопросам воспитания («Игра и труд педагогике», «Психол. основы трудовой школы», «Дет. движение и трудовая школа», «Иск-во и воспитание» и др.). Его пед. идеи проникнуты заботой о детях и мечтами о человеке будущего. Метод «длительной игры», позволявший вовлекать детей в трудовую и познават. деятельность, пробуждать у них сознательность и инициативность, использовался в работе пионерских отрядов. Он предложил назвать всес. дет. коммунистич. орг-цию пионерской, ввести девиз «Будь готов!», разработал программу умений и навыков пионеров для разл. возрастов. Провёл первый смотр пионерской орг-ции (Морской конкурс на лучшее звено). Ж. было присвоено почетное звание «Старший пионер РСФСР».

В сер. 1924, в обстановке начавшейся политизации работы пионерской орг-ции, отошёл от практич. сотрудничества с дет. движением. Написал книги для детей, пропагандировавшие нравств. принципы пионеров и в образной форме раскрывавшие организацию длит. игры с детьми, - «Путешествие звена "Красной звезды" в страну чудес» (1924) и «Мёртвый огонь (приключения юных пионеров в Египте)» (1926).

Соч.: Рус. скаутизм, П., 1916 (репринтное изд., Ер., 1991); Стаи волчат и птенчиков, Чита, 1918; Спутник сибирского скаута, Чита; Игры. 34 игры из числа наиболее употребительных в шк. и скаутской практике, Чита, 1922.

Лит.: Яковлев В., Скульптор и педагог, НО, 1966, № 7; Горбунова Л., Скульптор Иннокентий Жуков, Иркутск, 1977; Красноштанов С., Старший пионер республики, «Дальний Восток», 1979, №8; Чивилихин В., И. Жуков, в его кн.: Дорога. М., 1989. М. В. Богуславский.

ЖУКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУРАВЛЁВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

ЖУРАВЛЁВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (7 1 1923, с Старорямово Омской обл - 3.1 1996, г Балашиха Моск. обл ), педагог, акад. РАО (1992), д-р пед. наук, проф. (1976) Окончил филол. ф-т Новосибирского пед. ин-та (1952) На пед. работе с 1940 В 1956-77 преподавал в Липецком и др. пед. ин-тах. В 1978-96 зав. кафедрой педагогики МОПИ (с 1991 - Моск. гос. пед. ун-т) В 60-70-х гг. в ходе длит. эксперимента обобщил результаты Липецкого и Ростовского пед. опыта реализации достижений пед. науки в уч. практике. Разрабатывал проблемы развития педагогики как интегративной дисциплины в комплексе наук о человеке («Педагогика в системе наук о человеке»,1990).

В нач. 90-х гг. один из организаторов первой в России компьютеризованной информац. системы по проблемам образования, инновационных пед. технологий. Разрабатывал применительно к учит. практике вопросы конфликтологии.

Соч. Способы активизации внеурочной деятельности старшеклассников в связи с их жизненным самоопределением, Краснодар, 1970, Вопросы жизненного самоопределения выпускников ср школы, Ростов н/д,1972, Методы пед.исследований (ред ), M, 1972, Взаимосвязь пед.науки и практики, M, 1984, Основы пед.конфликтологии Учебник, M, 1995

Лит Памяти В И Журавлева, П, 1996, № l MB Богуславский.

ЖУРАКОВСКИЙ ГЕННАДИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

ЖУРАКОВСКИЙ ГЕННАДИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - [23.8(4.9). 1894, Москва, - 10.3.1955, там же], историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР (1945), д-р пед. наук, проф. (1940). Окончил Киевский ун-т (1919). В 1918-20 руководил отделом дет. домов Губсоцвоса (Киев), в 1919-23 зав. дет. домом, преподавал вер. школе, в 1924-34 вёл науч.-пед. деятельность в вузах Киева. С 1934 в Москве, сотрудничал в Центр. доме худож. воспитания детей, ЦНИИ педагогики при ВКИПе (1935- 1937), преподавал в МОПИ (1937-41; 1948-54) и МГПИ им. Потёмкина (1941-48), зав. отделом заруб. педагогики НИИ теории и истории педагогики (1945-48).

Во 2-й пол. 20-х гг. работал над созданием 3-томного труда по всеобщей истории педагогики (от первобытного об-ва до современности) на основе классового подхода и анализа социально-экон. развития общества. Опубликовал только 1-ю ч. - «Очерки по истории педагогики в связи с историей классовой борьбы» (Др. Греция, Рим и эпоха эллинизма, 1926). Выпустил (1940) фундаментальное систематич. исследование «Очерки по истории античной педагогики», где использовал многочисл. источники. Проблемам истории отеч. школы и педагогики посвятил работы о малоизученных вопросах крестьянского образования в России и материалах Уложенной комиссии (2-й пол. 18 в.), очерки по истории обществ.-пед. движения в России 60-х гг. 19 в. (просветит. деятельность полтавской интеллигенции и возникновение в Киеве первых воскресных школ). Для творчества Ж. характерно отражение труда рядовых педагогов. Большое значение он придавал гуманистич. идеям Н. И. Пирогова, рассмотрев их на фоне мирового ист.-пед. процесса.

Показал теснейшую связь развития школы и педагогики России и Зап. Европы. Предложил метод и критерии прогресса в истории педагогики, а также способ синхронности изучения материалов по истории заруб. и отеч. педагогики. Акцентируя самостоят. характер истории педагогики по отношению к истории др. наук, подчёркивал важность системного подхода. Разработал методику преподавания истории педагогики, в к-рой лекционные занятия концентрировали внимание на узловых темах и сочетались с самостоят. изучением студентами части материала.

Подготовил пособие «Настольный атлас по теории и истории педагогики» (не опубл.), учитывающее связь истории педагогики с историей культуры, лит-ры и иск-ва и позволяющие проводить сравнит.-сопоставит, анализ пед. явлений (св. 600 таблиц иллюстративного и лит. материала), и труды: «История пед. идей в связи с историей нач. и ср. школы», «Просветит. деятельность Парижской Коммуны», «Теория и практика худож. воспитания», материал по истории педагогики средневековья и Возрождения и др.

Всесторонне изучая воспитат. систему А. С. Макаренко, в т. ч. уникальные архивные материалы и воспоминания, прокомментировал его принципиальные положения о связи между целями воспитания и др. пед. понятиями; пед. таланте, мастерстве и технике; роли эмоционального начала; соотношении индивидуального и параллельного действия; значении игры и эстетич. воспитания; теорию дет. коллектива и др. Все эти проблемы рассматривал на примере конкретных ситуаций и дел воспитанников Макаренко. Исследование Ж., несмотря на незавершённый характер, содержит целостное представление о творчестве Макаренко.

Соч.: Нек-рые вопросы преподавания истории педагогики, СП, 1943, № 11 - 12; Проблема гуманизма и общего образования в пед. системе Н. И. Пирогова, ИАПН РСФСР, 1946, в. 5; О развитии истории педагогики как науки и уч. предмета, СП, 1948, № 5; Пед. идеи А. С. Макаренко, М., 1963; Из истории просвещения в дореволюц. России. [Сб. ст.], М., 1978.

Лит.: Бершадская Д. С., Г. Е. Жураковский, СП, 1975, №2.

М. В. Богуславский.

ЖУРНАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУРНАЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница