Наши партнеры
Статьи на букву "С" (часть 5, "СПА"-"СРЕ")
СПАГИС АНДРЕЙС - [2(14).1.1820, хутор Спаги, ныне на терр. Л испанского р-на Латвии, - 17(29).7.1871, Саратов], латыш, педагог, обществ, деятель. Учительскую подготовку получил в Цирав-ско-Дзервской школе. С 1838 учитель Мелдзерской приходской школы. Вёл обучение по расширенной программе, применял упражнения по развитию мышления и памяти, разл. внеурочные занятия. Превратил школу в центр просветит, работы среди крестьян. Школа закрыта в 1853 из-за противодействия помещиков. Составил азбуку «Bernu pri-eks» («Детская радость») - первый латыш, учебник грамоты на основе звукового метода (7 изд., 1844-94). Большинство текстов в книге, включавшей и образцы нац. фольклора, носило воспи-тат. характер. По книге обучались и взрослые. Автор шк. учебников нем. яз. (1847). и физики (не опубл.). В соч. «Положение свободного крестьянства в Курляндии..» («Die Zustande des freien Bauernstandes in Kurland..», кн. l-2, 1860-63), в публицистич. статьях с позиций младолатышей отстаивал идеи нац. латыш, школы. Лит.: В а с h m a n i s K., A. Spagis, Riga, 1933; K a r u l e A., S_t u d e n t e A., Jaunlatvieau devums pedagogJja, в кн.: Арсеге-jumi par tautas izglTtTbas un pedagogiskas domas attistTbu Latvija, Riga, 1978. А. Я. Студенте. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СПЕРАНСКИЙ ГЕОРГИЙ НЕСТОРОВИЧ - [7(19).2.1873, Москва, - 14.1.1969, там же], педиатр, один из организаторов в России системы охраны материнства и детства, ч.-к. АН СССР. (1943), акад. АМН СССР. (1944). После окончания мед. ф-та Моск. ун-та (1898). работал там же в клинике под руководством Н. Ф. Филатова. В 1895 организовал одну из первых постоянных дет. площадок, работавшую круглогодично. В 1910 основал в Москве на благотворит, средства первый в России леч. стационар. для грудных детей, после 1912 развёрнутый в своеобразный мед.-пед. центр «Дом грудного ребенка». Инициатор реорганизации (1915-19). Моск. воспитат. дома в крупный социально-мед. комплекс «Дом охраны материнства и младенчества», на базе к-рого в 1922 был создан Центр, науч. ин-т охраны материнства и младенчества (в 1924-30 его директор), преобразованный в 40-х гг. в Ин-т педиатрии АМН (в 1948-51 его директор). Одновременно (1931-62). зав. кафедрой педиатрии Центр, ин-та усовершенствования врачей. Пред. Всес. об-ва дет. врачей (1938-62).Инициатор первого рус. периодич. издания по педиатрии «Материалы по изучению грудного возраста» (1914). Основатель (1922). и редактор журн. «Педиатрия» (первые 13 вып. вышли под назв. «Журнал по изучению раннего детского возраста»). Одним из первых в СССР. поставил проблему до- и послеродовой охраны ребёнка. Труды С. по физиологии и патологии раннего дет. возраста способствовали снижению заболеваемости и смертности детей (Ленинская пр., 1970, совм. с другими). Врачебную и науч. деятельность сочетал с пед. практикой; при Моск. об-ве борьбы с дет. смертностью впервые начал систематич. подготовку мед. сестёр, врачей и науч. работников, специализировавшихся по педиатрии. Считал пед. качества мед. работника важным условием выздоровления больного ребёнка. Целям мед. просвещения родителей были посвящены организованные С. многочисл. выставки, демонстрировавшие систему охраны детства и воспитания ребёнка в семье. Автор популярных книг «Азбука матери» (К., 194815), «Мать и дитя» (М., 1960, совм. с другими), переведённых на иностранные языки. В 60-х гг. вёл исследования по умственному переутомлению у детей. Решение этой проблемы видел на путях сотрудничества педагогов и врачей. Как актуальную задачу рассматривал распространение этих исследований на возрастные категории взрослых, испытывающих негативное воздействие нарастания информации, подлежащей умственной переработке. Соч.: Классификация расстройств питания детей раннего возраста, М., 1926; Учебник болезней раннего дет. возраста, М.-Л., 19382 (соавт.); Питание здорового и больного ребенка, М., 1958 (соавт.); Закаливание ребенка раннего и дошк. возраста, М., 1964 (соавт.). Лит.: Таболин В. А., Вклад акад. Г. Н. Сперанского в создание учения о новорожденном, «Педиатрия», 1972, № 5; Чумаевская О. А., Г.Н.Сперанский, М., 1973. Д. Т. Алексеев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе соответствующей профилированной теоретич. и практич. подготовки. В сравнении с базовой проф. деятельностью (см. Профессия). имеет более узкий характер и в рамках её иногда менее устойчивый. Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п. Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб. подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С. Примером может служить совр. профессия «штамповщик», к-рая объединила существовавшие ранее отд. С.: калибровщик, прессовщик, штамповщик холодной штамповки, штамповщик на эксцентриковом прессе, гофрировщик сеток и др. Наряду с понятием С. в соответствии с выполняемой работой существует понятие С. по образованию. С. характеризует направление подготовки и включает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для постановки и решения конкретного класса проф. задач. К сер. 90-х гг. в Рос. Федерации подготовка специалистов с высш. и ср. проф. образованием, разработка уч. программ и планов, организация уч. процесса осуществляются в соответствии с официально утверждённым перечнем С., включающим 30 групп С. по высшему и 28 групп по ср. проф. образованию. Группа С. представляет собой совокупность С., относящихся к к.-л. широкой области знаний (наук), указанной в наименовании группы. Область знаний отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные. Так, в системе высш. образования С. объединены в след, группы: естеств.-науч.; гуманитарные; образовательные и воспитание;здравоохранение;культура и иск-во; экономика и менеджмент; междисциплинарные естеств.-технические; геология и разведка полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых; энергетика и энергомашиностроение; металлургия, авиационная и ракетно-космич. техника, морская техника, наземные трансп. средства; технол. машины и оборудование; электротехника; приборостроение; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; информатика и вычислит, техника; сервис; эксплуатация транспорта; хим. технология; окружающая среда и безопасность жизнедеятельности; технология продовольств. товаров; технология товаров широкого потребления; стр-во и архитектура; геодезия и картография, сел., лесное и рыбное х-во. С. ср. проф. образования (более узкие по профилю, чем С. высш. образования). объединены в группы, как и в системе высш. образования. С целью регламентации принятых в Рос. Федерации С. по образованию разработан и введён в действие Общерос. классификатор специальностей по образованию (ОКСО), соответствующий действующим междунар. нормам в области проф. подготовки дипломированных специалистов. Этот документ предназначен для использования и решения задач в управленческой, уч.-метод., науч.-иссле-доват., планово-финансовой, адм.-хоз. и кадровой деятельности, а также при инспектировании, аттестации, аккредитации уч. заведений и иностр. документов об образовании. Свой перечень С. существует.н. для подготовки в аспирантуре науч. и науч.-пед. кадров высш. квалификации. Группы С. в этом перечне также соответствуют областям знаний (наук). В системе проф.-тех. образования действует Гос. стандарт проф. образования, в к-ром 42 группы рабочих профессии объединяют С., родственные по общности технико-технол. параметров или трудовых функций, либо по обоим этим признакам. Я. П. Сорокина. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (БАРУХ) (24.11.1632, Амстердам, - 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654). его дело, С. одновременно завязал науч. и дружеские связи вне евр. общины, в частности с представителями религ. вольномыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли С. за нетрадиционные взгляды «великому отлучению» (1656). Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои филос. произведения. В них мир предстаёт как закономерная система, к-рая до конца может быть познана геом. методом. Природа, пантеистически отождествляемая с богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства). субстанции; отд. вещи и идеи - её модусы (единичные проявления). Гл. соч. С. - «Этика» (1677), составлено наподобие учебника геометрии: содержит пять частей, каждая из к-рых состоит из определений, аксиом и постулатов, теорем и лемм, короллариев (выводов). и схолий (пояснений). Осн. цель сочинения - помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. Согласно С., человек - целостное, природное существо, у к-рого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами. По мнению С., порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Воля, как и остальные психич. процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия её свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причём, чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте - влечении, к-рое совместно с двумя первичными эмоциями - радостью и печалью лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к действию, печаль ограничивает её. С. полагал, что чувства возможно рассматривать с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низший вид знания - чувственный опыт, более высокий - рациональное знание, высший - интуитивное. Филос. систему С. завершает этич. концепция, в центре к-рой - понятие «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом. Мн. идеи С. предвосхитили положения возникшего в 20 в. деятельностного подхода в психологии, в частности - идею обобщения в действии или посредством действия. Идеи С. об аффектах как психич. процессах, увеличивающих или уменьшающих способность тела к действию, исследование им путей формирования «вторичных» (сложных). аффектов из первичных использованы мн. психологами и педагогами в их концепциях мотивации и эмоциональной регуляции поведения. Соч.: Opera, Bd l-4, Hdlb., 1925;Cteuvres, t. 1-3, P., 1964-65; в рус. пер. - Избр. произв., т. 1-2, M., 1957. Лит.: Коников И. А., Материализм Спинозы, М., 1972; Соколов В. В., Спиноза, М., 1973; Freudenthal J., Ge fall a r d t С., Spinoza, Leben und Lehre, Hdlb., 1927; Spinoza on knoving, being and freedom Pro-ceedings of the Spinoza Symposium, Assen, 1974. С. С. Степанов. |
СПИРМЕН ЧАРЛЗ ЭДУАРД (10.09.1863, Лондон, - 17.09.1945, там же), англ. психолог. Психологией начал заниматься в 90-е гг. 19 в. Стажировался в ун-тах Гёттингена, Вюрцбурга; в 1904 защитил докторскую дисс. у В. Вундта в Лейпцигском ун-те. С 1923 проф. Лондонского ун-та. Под руководством Ф. Гальтона и У. Мак-Дугалла изучал возможность применения статистич. методов в психол. обследовании детей в англ. школах. Предложил первый метод оценки надёжности психол. тестов. Пытаясь соединить психол. теорию интеллекта с теорией физич. измерений и корреляционными методами, С. заложил основы факторного анализа. Согласно С., эффективность любой интеллектуальной деятельности обусловлена нек-рой врождённой «общей способностью», названной им Gфактором (General ability), и рядом «специфических способностей» - S-факторов (Special ability), свойственных конкретным видам деятельности. Впоследствии, уточняя свою теорию, С. ввёл также т. н. групповые факторы (промежуточные между G и S), напр., арифметич., техн., лингви-стич. способности. Тем не менее осн. целью тестирования, по С., должно быть измерение у индивида Gфактора. Теория С. вызвала широкую дискуссию, породившую, в частности, альтернативную многофакторную теорию интеллекта (Дж. Гилфорд). Развитие идей С. в заруб. психологии идёт по пути усовершенствования матем. процедуры и попыток психол. анализа выделяемых факторов, в первую очередь G. Однако признание G врождённым и неизменным приводит к предвзятой оценке результатов тестирования. Разрабатывал также вопросы восприятия пространства и истории психологии. Соч.: The nature of intelligence and the prin-ciples of cognition, L., 19272; Creative mind, L. - Camb., 1930; The abilities of man: their nature and measurement, L., 1932; Psychology down the ages, v. l-2, L., 1937; Human ability, by C. Spearman and L. W. Jones, L., 1950. Я. С. Сергеев. |
СПОК БЕНДЖАМИН МАКЛЕЙН (р. 2.5.1903, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), амер._ педиатр и обществ, деятель. Окончил Йельский ун-т (1925). и мед. курсы при нём (1929). В 1933-44 занимался частной практикой в Нью-Йорке. В 1944-46 на воен. службе. В 1947-50 адъюнкт-проф. Миннесотского ун-та. В 1951-55 руководил отделением дет. психиатрии при мед. курсах Питтсбург-ского ун-та. В 1946 опубликовал кн. «Ребёнок и уход за ним» («The pocket book of baby and child саге»), в к-рой обобщил свой опыт практикующего педиатра. Книга имела огромный успех, была многократно переиздана и переведена на иностр. языки. В ней наряду с мед. рекомендациями С. изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Гл. идея С. - признание своеобразия и уникальности личности ребёнка. Он советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребёнка. При этом подчёркивал роль в воспитании родительского авторитета, к-рый, по С., не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания С. назвал «метод терпения»: твёрдость родителей выражается не в умении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы,избегая ожесточения, допустить проявление ребёнком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям С. советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании. Однако нек-рые родители восприняли идеи С. как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретич. ошибками С. Оправдалось предостережение С. о том, что бездумное следование даже самой здравой пед. концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим С. в 1957 специально переработал свою книгу для второго издания, особо подчеркнув руководящую роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Нек-рое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей С., но по сути не противоречило его первонач. концепции и явилось её логич. развитием. Основу дисциплины С., как и прежде, видит во взаимной привязанности и любви родителей и детей. В многочисленных публикациях он развивает свои идеи по ряду конкретных пед. проблем: воспитание приёмных и «трудных» детей, воспитание в неполной семье, влияние семейных конфликтов и разводов на детей, роль отца в воспитании и др. С 1962 С. был участником движения сторонников мира, организатором ряда антивоенных обществ, акций. Обществ, деятельность рассматривает как естеств. продолжение своей гуманистич. педагогики. Соч.: A babys first year, N. Y., 1955 (co-авт.); Feeding your baby and child, N. Y., 1955 (соавт.); Problems of parents, Boston, 1962; Caring for your disabled child, N. Y., 1965 (соавт.); Dr. Spock on Vietnam, N. Y., 1968; Decent and indecent, N. Y., 1970; A teenagers guide to life and love, N. Y., 1970; Raising child-ren in a difficult time, N. Y., 1974; в рус. пер.: Ребенок и уход за ним, М., 1994; Разговор с матерью, М., 1991. Лит.: Азаров Ю., Диалог. Заметки о Бенджамине Споке и о совр. проблемах воспитания, «Новый мир», 1979, № 9-10. С. С. Степанов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - моральный и политико-правовой принцип, устанавливающий меру отношений между людьми, а также между обществ, институтами и гражданами. Как универсальный критерий поведения С. основывается на идее равенства. Это нашло отражение уже в одной из первых формулировок принципа С., фиксирующей отношения взаимного воздаяния, закреплённых в институте кровной мести: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе» (правило талиона), иными словами, возмездие (месть). должно быть непременным, но не превышающим нанесённого ущерба. С развитием нравственно-правового сознания мера воздаяния ограничивается требованием непричинения зла и воздержания даже от ответной несправедливости. В самом общем этич. плане С. состоит в ненанесении обид, сохранении беспристрастности, уважении законных прав человека, в воздаянии по заслугам (в частности, выражении благодарности благотворителю), соблюдении договоров (соглашений). и принятых обязательств, выполнении установлений, в почитании того, что достойно. Принято различать уравнивающую (коммутативную). и распределяющую (дистрибутивную). С. Первая относится к обмену, купле-продаже, взятию и возвращению кредита и т. п. и предполагает, что за равное воздаётся равным; вторая - к вопросу о положении и заслугах человека и имеет в виду, что каждому воздаётся по заслугам. В правовом плане С. заключается в том, что каждый нарушитель закона отвечает за свои поступки и преступления, а гос-во берёт на себя обязательство охраны граждан от покушения на их здоровье, жизнь, имущество, гарантирует соблюдение их гражд. прав. Нормативно-ценностное содержание С. изменчиво и определяется гл. обр. социальным идеалом. В совр. полит. теориях принято различать либертарианское понимание С., согласно к-рому высш. С. заключается в предоставлении человеку полной свободы действий в рамках закона; социалистич. понимание (социал-демократическое), означающее социальное равенство людей; либеральное понимание, предполагающее установление такого баланса между равенством и свободой граждан, к-рый ведёт к наиб. благу людей; коммунитарное понимание, в соответствии с к-рым С. - это соблюдение принятых ценностей и увеличение собств. блага. Р. Г. Апресян. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая биопси-хол предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеч сознания, общее и различное в психич. деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Изучение этих проблем осуществляется путем сопоставления данных психологии человека и зоопсихологии (науки о психике животных, ее происхождении и развитии в ходе эволюции и формировании психич. процессов в онтогенезе). При этом выявляются как гомологичные, так и аналогичные (истинно тождественные и лишь внешне сходные). компоненты и детерминанты психич. деятельности животных и человека, свидетельствующие об общности их происхождения и унаследованные человеком от животных предков, равно как и о коренных качественных отличиях поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-историч факторов Особое внимание уделяется в этой связи выявлению биопсихол предпосылок зарождения трудовой деятельности, человеческого общества и членораздельной речи на основе изучения манипулирования, орудийных действий, интеллекта, стадного поведения, коймуникативных и др. психич. функций современных обезьян Биол. детерминанты поведения человека (общие с поведением животных или непосредственно произошедшие от него). изучаются с привлечением методов и результатов этологических исследований. Вопрос о соотношениях между психикой человека и животных, их психич. функциях и особенностях интенсивно изучался еще античными мыслителями и всегда был объектом борьбы мировоззрений, в частности занимал важное место во всех верованиях (представление об особой, «бессмертной» душе человека и «смертной» душе животных или даже отсутствии у них таковой и т и). Науч. изучение этой проблемы в кон 18 - нач 19 вв связано прежде всего с именами Ж Л Бюффона и Ж Б Ламарка, позже Ч Дарвина, а в России К Ф Рулье а затем В А Вагнера. В 1-й пол 20 в значит. вклад в развитие С и в России внесли Л С Выготский, H H Ладыгина-Коте, А Н Леон-тьев, Н Ю Войтонис, Г 3 Рогинский, позднее - К Э Фабри, Н А Тих, С Л Новоселова, В С Мухина и др. Науч. поиск в совр. С и предполагает обязательный учет единства поведения и психики при установлении животными жизненно необходимых связей с компонентами окружающей среды в рамках сугубо биол. закономерностей и перехода психич. деятельности на качественно новый - социальный - уровень развития в процессе антропогенеза, с сохранением, однако, определенных биологических (морфо-функциональных). закономерностей Несостоятельны редукцио-нистское упрощенчество при сопоставлении поведения человека и животных, подмены социальных факторов и закономерностей биологическими. Данные С и имеют существенное значение для решения проблем психологии, философии, антропологии и др. наук Для детской психологии и дошкольной педагогики важно сравнительно-онтогенетическое изучение поведения детей и детенышей высших млекопитающих, анализ биол. основ и факторов психич. развития ребенка, хотя он рождается с преимущественно качественно иными, чем у детеныша животного, предпосылками, требующими для своей реализации специфически человеческих, социальных условий. Другой аспект таких сравнительных исследований - познание закономерностей взаимоотношений и взаимопонимания между детьми и животными и их использование в целях умственного, природоохранительного и нравственного воспитания. Практич. применение данные С. и находят также в нейропсихологии и медицине. Лит Дарвин Ч, Происхождение человека и половой отбор Выражение эмоций у человека и животных Соч, т 5, М -Л, 1953; Вагнер В. А., Биол. основания сравнительной психологии, т. 1-2, СПБ-М., 1910-13; его же, Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психич. способностей. Вып. 1-9, Л., 1925-29; Выготский Л С., Лурия А. Р., Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок, M., 19932; Ладыгина-Коте H. H., Дитя шимпанзе и дитя человека, М., 1935; ее же, Предпосылки человеч. мышления, М., 1965; Войтонис Н. Ю., Предыстория интеллекта, М.-Л., 1949; Л с о н-т с в А. Н., Проблемы развития психики, M., 19814; Фабри К. Э., Основы зоопсихологии, M., 19932; его же, Игра у животных, М., 1985; Брушлинский А. В., О природных предпосылках психич. развития человека, М., 1977 К. Э. Фабри, H H. Майкова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |