Наши партнеры

электротовары екатеринбург

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 5, "СПА"-"СРЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СПА"-"СРЕ")

СПАГИС АНДРЕЙС

СПАГИС АНДРЕЙС - [2(14).1.1820, хутор Спаги, ныне на терр. Л испанского р-на Латвии, - 17(29).7.1871, Саратов], латыш, педагог, обществ, деятель. Учительскую подготовку получил в Цирав-ско-Дзервской школе. С 1838 учитель Мелдзерской приходской школы. Вёл обучение по расширенной программе, применял упражнения по развитию мышления и памяти, разл. внеурочные занятия. Превратил школу в центр просветит, работы среди крестьян. Школа закрыта в 1853 из-за противодействия помещиков. Составил азбуку «Bernu pri-eks» («Детская радость») - первый латыш, учебник грамоты на основе звукового метода (7 изд., 1844-94). Большинство текстов в книге, включавшей и образцы нац. фольклора, носило воспи-тат. характер. По книге обучались и взрослые. Автор шк. учебников нем. яз. (1847). и физики (не опубл.). В соч. «Положение свободного крестьянства в Курляндии..» («Die Zustande des freien Bauernstandes in Kurland..», кн. l-2, 1860-63), в публицистич. статьях с позиций младолатышей отстаивал идеи нац. латыш, школы.

Лит.: В а с h m a n i s K., A. Spagis, Riga, 1933; K a r u l e A., S_t u d e n t e A., Jaunlatvieau devums pedagogJja, в кн.: Арсеге-jumi par tautas izglTtTbas un pedagogiskas domas attistTbu Latvija, Riga, 1978.

А. Я. Студенте.

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕРАНСКИЙ ГЕОРГИЙ НЕСТОРОВИЧ

СПЕРАНСКИЙ ГЕОРГИЙ НЕСТОРОВИЧ - [7(19).2.1873, Москва, - 14.1.1969, там же], педиатр, один из организаторов в России системы охраны материнства и детства, ч.-к. АН СССР. (1943), акад. АМН СССР. (1944). После окончания мед. ф-та Моск. ун-та (1898). работал там же в клинике под руководством Н. Ф. Филатова. В 1895 организовал одну из первых постоянных дет. площадок, работавшую круглогодично. В 1910 основал в Москве на благотворит, средства первый в России леч. стационар. для грудных детей, после 1912 развёрнутый в своеобразный мед.-пед. центр «Дом грудного ребенка». Инициатор реорганизации (1915-19). Моск. воспитат. дома в крупный социально-мед. комплекс «Дом охраны материнства и младенчества», на базе к-рого в 1922 был создан Центр, науч. ин-т охраны материнства и младенчества (в 1924-30 его директор), преобразованный в 40-х гг. в Ин-т педиатрии АМН (в 1948-51 его директор). Одновременно (1931-62). зав. кафедрой педиатрии Центр, ин-та усовершенствования врачей. Пред. Всес. об-ва дет. врачей (1938-62).Инициатор первого рус. периодич. издания по педиатрии «Материалы по изучению грудного возраста» (1914). Основатель (1922). и редактор журн. «Педиатрия» (первые 13 вып. вышли под назв. «Журнал по изучению раннего детского возраста»).

Одним из первых в СССР. поставил проблему до- и послеродовой охраны ребёнка. Труды С. по физиологии и патологии раннего дет. возраста способствовали снижению заболеваемости и смертности детей (Ленинская пр., 1970, совм. с другими). Врачебную и науч. деятельность сочетал с пед. практикой; при Моск. об-ве борьбы с дет. смертностью впервые начал систематич. подготовку мед. сестёр, врачей и науч. работников, специализировавшихся по педиатрии. Считал пед. качества мед. работника важным условием выздоровления больного ребёнка. Целям мед. просвещения родителей были посвящены организованные С. многочисл. выставки, демонстрировавшие систему охраны детства и воспитания ребёнка в семье. Автор популярных книг «Азбука матери» (К., 194815), «Мать и дитя» (М., 1960, совм. с другими), переведённых на иностранные языки.

В 60-х гг. вёл исследования по умственному переутомлению у детей. Решение этой проблемы видел на путях сотрудничества педагогов и врачей. Как актуальную задачу рассматривал распространение этих исследований на возрастные категории взрослых, испытывающих негативное воздействие нарастания информации, подлежащей умственной переработке.

Соч.: Классификация расстройств питания детей раннего возраста, М., 1926; Учебник болезней раннего дет. возраста, М.-Л., 19382 (соавт.); Питание здорового и больного ребенка, М., 1958 (соавт.); Закаливание ребенка раннего и дошк. возраста, М., 1964 (соавт.).

Лит.: Таболин В. А., Вклад акад. Г. Н. Сперанского в создание учения о новорожденном, «Педиатрия», 1972, № 5; Чумаевская О. А., Г.Н.Сперанский, М., 1973. Д. Т. Алексеев.

СПЕРАНСКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе соответствующей профилированной теоретич. и практич. подготовки. В сравнении с базовой проф. деятельностью (см. Профессия). имеет более узкий характер и в рамках её иногда менее устойчивый. Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п.

Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб. подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С. Примером может служить совр. профессия «штамповщик», к-рая объединила существовавшие ранее отд. С.: калибровщик, прессовщик, штамповщик холодной штамповки, штамповщик на эксцентриковом прессе, гофрировщик сеток и др.

Наряду с понятием С. в соответствии с выполняемой работой существует понятие С. по образованию. С. характеризует направление подготовки и включает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для постановки и решения конкретного класса проф. задач. К сер. 90-х гг. в Рос. Федерации подготовка специалистов с высш. и ср. проф. образованием, разработка уч. программ и планов, организация уч. процесса осуществляются в соответствии с официально утверждённым перечнем С., включающим 30 групп С. по высшему и 28 групп по ср. проф. образованию.

Группа С. представляет собой совокупность С., относящихся к к.-л. широкой области знаний (наук), указанной в наименовании группы. Область знаний отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные.

Так, в системе высш. образования С. объединены в след, группы: естеств.-науч.; гуманитарные; образовательные и воспитание;здравоохранение;культура и иск-во; экономика и менеджмент; междисциплинарные естеств.-технические; геология и разведка полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых; энергетика и энергомашиностроение; металлургия, авиационная и ракетно-космич. техника, морская техника, наземные трансп. средства; технол. машины и оборудование; электротехника; приборостроение; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; информатика и вычислит, техника; сервис; эксплуатация транспорта; хим. технология; окружающая среда и безопасность жизнедеятельности; технология продовольств. товаров; технология товаров широкого потребления; стр-во и архитектура; геодезия и картография, сел., лесное и рыбное х-во. С. ср. проф. образования (более узкие по профилю, чем С. высш. образования). объединены в группы, как и в системе высш. образования.

С целью регламентации принятых в Рос. Федерации С. по образованию разработан и введён в действие Общерос. классификатор специальностей по образованию (ОКСО), соответствующий действующим междунар. нормам в области проф. подготовки дипломированных специалистов. Этот документ предназначен для использования и решения задач в управленческой, уч.-метод., науч.-иссле-доват., планово-финансовой, адм.-хоз. и кадровой деятельности, а также при инспектировании, аттестации, аккредитации уч. заведений и иностр. документов об образовании.

Свой перечень С. существует.н. для подготовки в аспирантуре науч. и науч.-пед. кадров высш. квалификации.

Группы С. в этом перечне также соответствуют областям знаний (наук). В системе проф.-тех. образования действует Гос. стандарт проф. образования, в к-ром 42 группы рабочих профессии объединяют С., родственные по общности технико-технол. параметров или трудовых функций, либо по обоим этим признакам. Я. П. Сорокина.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (БАРУХ)

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ (БАРУХ) (24.11.1632, Амстердам, - 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654). его дело, С. одновременно завязал науч. и дружеские связи вне евр. общины, в частности с представителями религ. вольномыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли С. за нетрадиционные взгляды «великому отлучению» (1656). Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои филос. произведения. В них мир предстаёт как закономерная система, к-рая до конца может быть познана геом. методом. Природа, пантеистически отождествляемая с богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства). субстанции; отд. вещи и идеи - её модусы (единичные проявления).

Гл. соч. С. - «Этика» (1677), составлено наподобие учебника геометрии: содержит пять частей, каждая из к-рых состоит из определений, аксиом и постулатов, теорем и лемм, короллариев (выводов). и схолий (пояснений). Осн. цель сочинения - помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. Согласно С., человек - целостное, природное существо, у к-рого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами. По мнению С., порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Воля, как и остальные психич. процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия её свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причём, чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте - влечении, к-рое совместно с двумя первичными эмоциями - радостью и печалью лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к действию, печаль ограничивает её. С. полагал, что чувства возможно рассматривать с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низший вид знания - чувственный опыт, более высокий - рациональное знание, высший - интуитивное. Филос. систему С. завершает этич. концепция, в центре к-рой - понятие «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом.

Мн. идеи С. предвосхитили положения возникшего в 20 в. деятельностного подхода в психологии, в частности - идею обобщения в действии или посредством действия. Идеи С. об аффектах как психич. процессах, увеличивающих или уменьшающих способность тела к действию, исследование им путей формирования «вторичных» (сложных). аффектов из первичных использованы мн. психологами и педагогами в их концепциях мотивации и эмоциональной регуляции поведения.

Соч.: Opera, Bd l-4, Hdlb., 1925;Cteuvres, t. 1-3, P., 1964-65; в рус. пер. - Избр. произв., т. 1-2, M., 1957.

Лит.: Коников И. А., Материализм Спинозы, М., 1972; Соколов В. В., Спиноза, М., 1973; Freudenthal J., Ge fall a r d t С., Spinoza, Leben und Lehre, Hdlb., 1927; Spinoza on knoving, being and freedom Pro-ceedings of the Spinoza Symposium, Assen, 1974. С. С. Степанов.

СПИРМЕН ЧАРЛЗ ЭДУАРД

СПИРМЕН ЧАРЛЗ ЭДУАРД (10.09.1863, Лондон, - 17.09.1945, там же), англ. психолог. Психологией начал заниматься в 90-е гг. 19 в. Стажировался в ун-тах Гёттингена, Вюрцбурга; в 1904 защитил докторскую дисс. у В. Вундта в Лейпцигском ун-те. С 1923 проф. Лондонского ун-та. Под руководством Ф. Гальтона и У. Мак-Дугалла изучал возможность применения статистич. методов в психол. обследовании детей в англ. школах. Предложил первый метод оценки надёжности психол. тестов. Пытаясь соединить психол. теорию интеллекта с теорией физич. измерений и корреляционными методами, С. заложил основы факторного анализа. Согласно С., эффективность любой интеллектуальной деятельности обусловлена нек-рой врождённой «общей способностью», названной им Gфактором (General ability), и рядом «специфических способностей» - S-факторов (Special ability), свойственных конкретным видам деятельности. Впоследствии, уточняя свою теорию, С. ввёл также т. н. групповые факторы (промежуточные между G и S), напр., арифметич., техн., лингви-стич. способности. Тем не менее осн. целью тестирования, по С., должно быть измерение у индивида Gфактора. Теория С. вызвала широкую дискуссию, породившую, в частности, альтернативную многофакторную теорию интеллекта (Дж. Гилфорд). Развитие идей С. в заруб. психологии идёт по пути усовершенствования матем. процедуры и попыток психол. анализа выделяемых факторов, в первую очередь G. Однако признание G врождённым и неизменным приводит к предвзятой оценке результатов тестирования. Разрабатывал также вопросы восприятия пространства и истории психологии.

Соч.: The nature of intelligence and the prin-ciples of cognition, L., 19272; Creative mind, L. - Camb., 1930; The abilities of man: their nature and measurement, L., 1932; Psychology down the ages, v. l-2, L., 1937; Human ability, by C. Spearman and L. W. Jones, L., 1950. Я. С. Сергеев.

СПОК БЕНДЖАМИН МАКЛЕЙН

СПОК БЕНДЖАМИН МАКЛЕЙН (р. 2.5.1903, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), амер._ педиатр и обществ, деятель. Окончил Йельский ун-т (1925). и мед. курсы при нём (1929). В 1933-44 занимался частной практикой в Нью-Йорке.

В 1944-46 на воен. службе. В 1947-50 адъюнкт-проф. Миннесотского ун-та. В 1951-55 руководил отделением дет. психиатрии при мед. курсах Питтсбург-ского ун-та.

В 1946 опубликовал кн. «Ребёнок и уход за ним» («The pocket book of baby and child саге»), в к-рой обобщил свой опыт практикующего педиатра. Книга имела огромный успех, была многократно переиздана и переведена на иностр. языки. В ней наряду с мед. рекомендациями С. изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Гл. идея С. - признание своеобразия и уникальности личности ребёнка. Он советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребёнка. При этом подчёркивал роль в воспитании родительского авторитета, к-рый, по С., не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания С. назвал «метод терпения»: твёрдость родителей выражается не в умении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы,избегая ожесточения, допустить проявление ребёнком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям С. советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании. Однако нек-рые родители восприняли идеи С. как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретич. ошибками С. Оправдалось предостережение С. о том, что бездумное следование даже самой здравой пед. концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим С. в 1957 специально переработал свою книгу для второго издания, особо подчеркнув руководящую роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Нек-рое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей С., но по сути не противоречило его первонач. концепции и явилось её логич. развитием. Основу дисциплины С., как и прежде, видит во взаимной привязанности и любви родителей и детей. В многочисленных публикациях он развивает свои идеи по ряду конкретных пед. проблем: воспитание приёмных и «трудных» детей, воспитание в неполной семье, влияние семейных конфликтов и разводов на детей, роль отца в воспитании и др. С 1962 С. был участником движения сторонников мира, организатором ряда антивоенных обществ, акций. Обществ, деятельность рассматривает как естеств. продолжение своей гуманистич. педагогики.

Соч.: A babys first year, N. Y., 1955 (co-авт.); Feeding your baby and child, N. Y., 1955 (соавт.); Problems of parents, Boston, 1962; Caring for your disabled child, N. Y., 1965 (соавт.); Dr. Spock on Vietnam, N. Y., 1968; Decent and indecent, N. Y., 1970; A teenagers guide to life and love, N. Y., 1970; Raising child-ren in a difficult time, N. Y., 1974; в рус. пер.: Ребенок и уход за ним, М., 1994; Разговор с матерью, М., 1991.

Лит.: Азаров Ю., Диалог. Заметки о Бенджамине Споке и о совр. проблемах воспитания, «Новый мир», 1979, № 9-10.

С. С. Степанов.

СПОРТ ДЕТСКИЙ И ЮНОШЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПОСОБНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПРАВЕДЛИВОЕ СООБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - моральный и политико-правовой принцип, устанавливающий меру отношений между людьми, а также между обществ, институтами и гражданами. Как универсальный критерий поведения С. основывается на идее равенства. Это нашло отражение уже в одной из первых формулировок принципа С., фиксирующей отношения взаимного воздаяния, закреплённых в институте кровной мести: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе» (правило талиона), иными словами, возмездие (месть). должно быть непременным, но не превышающим нанесённого ущерба. С развитием нравственно-правового сознания мера воздаяния ограничивается требованием непричинения зла и воздержания даже от ответной несправедливости. В самом общем этич. плане С. состоит в ненанесении обид, сохранении беспристрастности, уважении законных прав человека, в воздаянии по заслугам (в частности, выражении благодарности благотворителю), соблюдении договоров (соглашений). и принятых обязательств, выполнении установлений, в почитании того, что достойно. Принято различать уравнивающую (коммутативную). и распределяющую (дистрибутивную). С. Первая относится к обмену, купле-продаже, взятию и возвращению кредита и т. п. и предполагает, что за равное воздаётся равным; вторая - к вопросу о положении и заслугах человека и имеет в виду, что каждому воздаётся по заслугам.

В правовом плане С. заключается в том, что каждый нарушитель закона отвечает за свои поступки и преступления, а гос-во берёт на себя обязательство охраны граждан от покушения на их здоровье, жизнь, имущество, гарантирует соблюдение их гражд. прав. Нормативно-ценностное содержание С. изменчиво и определяется гл. обр. социальным идеалом. В совр. полит. теориях принято различать либертарианское понимание С., согласно к-рому высш. С. заключается в предоставлении человеку полной свободы действий в рамках закона; социалистич. понимание (социал-демократическое), означающее социальное равенство людей; либеральное понимание, предполагающее установление такого баланса между равенством и свободой граждан, к-рый ведёт к наиб. благу людей; коммунитарное понимание, в соответствии с к-рым С. - это соблюдение принятых ценностей и увеличение собств. блага. Р. Г. Апресян.

СРАВНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая биопси-хол предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеч сознания, общее и различное в психич. деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Изучение этих проблем осуществляется путем сопоставления данных психологии человека и зоопсихологии (науки о психике животных, ее происхождении и развитии в ходе эволюции и формировании психич. процессов в онтогенезе). При этом выявляются как гомологичные, так и аналогичные (истинно тождественные и лишь внешне сходные). компоненты и детерминанты психич. деятельности животных и человека, свидетельствующие об общности их происхождения и унаследованные человеком от животных предков, равно как и о коренных качественных отличиях поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-историч факторов Особое внимание уделяется в этой связи выявлению биопсихол предпосылок зарождения трудовой деятельности, человеческого общества и членораздельной речи на основе изучения манипулирования, орудийных действий, интеллекта, стадного поведения, коймуникативных и др. психич. функций современных обезьян Биол. детерминанты поведения человека (общие с поведением животных или непосредственно произошедшие от него). изучаются с привлечением методов и результатов этологических исследований.

Вопрос о соотношениях между психикой человека и животных, их психич. функциях и особенностях интенсивно изучался еще античными мыслителями и всегда был объектом борьбы мировоззрений, в частности занимал важное место во всех верованиях (представление об особой, «бессмертной» душе человека и «смертной» душе животных или даже отсутствии у них таковой и т и). Науч. изучение этой проблемы в кон 18 - нач 19 вв связано прежде всего с именами Ж Л Бюффона и Ж Б Ламарка, позже Ч Дарвина, а в России К Ф Рулье а затем В А Вагнера.

В 1-й пол 20 в значит. вклад в развитие С и в России внесли Л С Выготский, H H Ладыгина-Коте, А Н Леон-тьев, Н Ю Войтонис, Г 3 Рогинский, позднее - К Э Фабри, Н А Тих, С Л Новоселова, В С Мухина и др.

Науч. поиск в совр. С и предполагает обязательный учет единства поведения и психики при установлении животными жизненно необходимых связей с компонентами окружающей среды в рамках сугубо биол. закономерностей и перехода психич. деятельности на качественно новый - социальный - уровень развития в процессе антропогенеза, с сохранением, однако, определенных биологических (морфо-функциональных). закономерностей Несостоятельны редукцио-нистское упрощенчество при сопоставлении поведения человека и животных, подмены социальных факторов и закономерностей биологическими.

Данные С и имеют существенное значение для решения проблем психологии, философии, антропологии и др. наук Для детской психологии и дошкольной педагогики важно сравнительно-онтогенетическое изучение поведения детей и детенышей высших млекопитающих, анализ биол. основ и факторов психич. развития ребенка, хотя он рождается с преимущественно качественно иными, чем у детеныша животного, предпосылками, требующими для своей реализации специфически человеческих, социальных условий. Другой аспект таких сравнительных исследований - познание закономерностей взаимоотношений и взаимопонимания между детьми и животными и их использование в целях умственного, природоохранительного и нравственного воспитания. Практич. применение данные С. и находят также в нейропсихологии и медицине.

Лит Дарвин Ч, Происхождение человека и половой отбор Выражение эмоций у человека и животных Соч, т 5, М -Л, 1953; Вагнер В. А., Биол. основания сравнительной психологии, т. 1-2, СПБ-М., 1910-13; его же, Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психич. способностей. Вып. 1-9, Л., 1925-29; Выготский Л С., Лурия А. Р., Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок, M., 19932; Ладыгина-Коте H. H., Дитя шимпанзе и дитя человека, М., 1935; ее же, Предпосылки человеч. мышления, М., 1965; Войтонис Н. Ю., Предыстория интеллекта, М.-Л., 1949; Л с о н-т с в А. Н., Проблемы развития психики, M., 19814; Фабри К. Э., Основы зоопсихологии, M., 19932; его же, Игра у животных, М., 1985; Брушлинский А. В., О природных предпосылках психич. развития человека, М., 1977 К. Э. Фабри, H H. Майкова.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНИЕ ВЕКА (ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница