Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 3, "СИР"-"СМО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СИР"-"СМО")

СИРОТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (от греч. systema - целое, состоящее из частей), мыслительная деятельность, в процессе к-рой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа Важнейший вид С - классификация, т с распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (напр., классификация животных, растений, хим элементов). К С приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами (напр., в курсе истории), выделение осн.единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы С предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение

Стремление к С в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника Дети на предметах осваивают операции отнесения части к целому, включения одной группы объектов в группу большего объема, выражая результаты этого упорядочения своих впечатлений о вещах в словах «все», «некоторые», «один», «ни один» и т.н. Овладение шкалой цветов, ознакомление с элементарными геометрическими формами, «решеткой фонем» родного языка вооружает ребенка системой общественно выработанных «эталонов», используемых для С сенсорного опыта Школьное обучение, направленное на овладение системой знаний, дает богатый материал и средства для формирования С, к-рая развивается от форм, основывающихся на выделении внеш. сходства между предметами и явлениями, к формам, опирающимся на существенные отношения между изучаемыми объектами Напр., С животных учащиеся нач классов производят на основе таких наглядных признаков, как общность среды обитания, способов передвижения В старших классах С знаний о животных базируется на принципе развития орга-нич природы с ее усложнением от низшего к высшему Признаком совершенствования С в связи с накоплением знаний является возможность включать один и тот же объект в разные системы Это позволяет раскрывать в нем новые стороны

С. занимает весьма важное место в развитии и воспитании мышления и памяти Знания и умения только тогда являются действенным аппаратом мышления, когда в сознании учащихся они организованы в системы взаимосвязанных понятий. Объективным условием для С. знаний является логич. структура учебного предмета, в к-ром различаются основные, исходные понятия и более частные От порядка их изучения (вместе с учетом психолого-пед. требований к процессу усвоения). зависит С. Знаний. Являясь формой организации материала, специ-фич человеческим способом познания, С. позволяет более продуктивно использовать и память, т к освобождает от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки их в более крупные единицы Использование С. не только упорядочивает имеющиеся знания, но и является источником новых. Напр., С позволяет сделать вывод о нек-рых признаках неизвестного животного, зная его место в системе живых организмов. Облегчая и расширяя ориентировку в определенной области знания, С является важной формой организации человеческого опыта

С - одно из средств повышения эффективности обучения. Она используется в уч. процессе в форме составления схем и таблиц, в к-рых представлены результаты обработки нек-рых фактич данных (напр., хронология таблицы). или обобщены факты, относящиеся к к -л разделу уч материала. Таблицы не только завершают С. уже изученного материала, но могут быть использованы и в процессе его изучения. Напр., при изучении членов предложения можно организовать их в систему, состоящую из 5 членов (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Целесообразно в каждом из этих понятий выделить родовые признаки, общие для всех понятий системы (его смысловое значение, характер взаимосвязи с др. членами предложения, морфологич. способ выражения и т.д. ), а также указать конкретные видовые признаки этих понятий, индивидуальные для каждого члена предложения. При таком пути изучения материала у учащихся формируются обобщенные и систематизиров знания данного раздела синтаксиса, что существенно влияет на ход и эффективность мыслительных процессов, сообщает им большую гибкость, самостоятельность, широту ориентировки в материале. 

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ - принцип обучения. Систематичность в обучении предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логич. связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему. Благодаря выделению и постоянному привлечению внимания в ходе урока к наиб. существенным моментам изучаемого материала у учащихся формируется база для более широкой системы знаний, они учатся отделять вопросы действительно важные от второстепенных или даже несущественных.

Последовательность в обучении связана с необходимостью такого изучения уч материала, когда последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень в познават работе.

Последовательность изложения частных тем, тесно связанных с основной, совпадающей с содержательным центром урока, позволяет учащимся понять структуру рассматриваемой проблемы.

Принцип Сип обусловливается логикой науки, закономерностями психич. и физич. развития учащихся и реализуется при составлении уч программ и учебников, при руководстве учителей познават деятельностью учащихся, в его требованиях к ним К Д Ушинский подчеркивал, что «истинная педагогика дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений».

Приучение учащихся к С. и п. в их уч. деятельности начинается с соблюдения ими определённой логики изложения в устных и письменных ответах об отд. объектах и событиях, в несложных по структуре описаниях и рассказах, в рассуждениях о плане решения задачи, выполнения трудового задания и т. д. Затем школьники овладевают умением распознавать систему в структуре изучаемой темы и предмета в целом, включая тео-ретич. знания и практич. умения. Изучаемые факты группируются вокруг осн. понятий, отобранных в уч. программу. Усваивая систему знаний по данному предмету, учащиеся, вместе с тем, познают связь его с др. предметами, к-рые изучают те же объекты в др. аспектах или исследуют др. объекты, знания о к-рых нужны для более ясного понимания явлений, изучаемых в данном уч. предмете. Осознание этих связей имеет большое значение для формирования науч. мировоззрения учащихся.

Необходимо, чтобы учащиеся овладели определённой совокупностью приёмов или операций при усвоении каждого навыка, умения, осмыслили целесообразную последовательность в расположении изучаемого материала, в усложнении заданий, в выполнении действий и приёмов. Объединение частей в целое даёт лучшее познание и целого, и его частей. С этой целью необходимо прибегать к кратким и обобщающим повторам не только в начале урока, когда, как правило, обобщают ранее изученный материал, но и после изложения отд. частных вопросов. Такое распределение повторов во времени, особенно когда они связаны с осн. проблемами, содействует закреплению изучаемого материала прежде всего благодаря тому, что при этом обеспечиваются возможности формирования ассоциаций, происходит активизация ранее приобретённых знаний, умений и навыков.

Лит.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, M., 19822; Куписевич Ч., Основы общей дидактики, пер. с польск., М., 1986.

СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКАЗКИН СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ

СКАЗКИН СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ - [7(19).10.1890, г. Новочеркасск, - 14.4.1973, Москва], историк, акад. АН СССР. (1958), АНН РСФСР. (1947). и АПН СССР. (1968), д-р ист. наук и проф. (1935). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1915). Ученик Р. Ю. Виппера. Пед. деятельность начал в 1916 преподавателем гимназии. С 1920 вёл н.-и, и преподавательскую работу в вузах Москвы, в т. ч. в МГУ (декан ист. ф-та с 1940; зав. кафедрой истории ср. веков с 1949), МИФ ЛИ, Моск. гор. пед. ин-те, а также в Ин-те всеобщей истории АН СССР. Осн. труды по истории ср. веков, по вопросам преподавания истории в школе. Один из авторов и редакторов учебника для вузов «История ср. веков» (т. 1-2, 1952-54); автор глав в коллективных трудах «История дипломатии» (т. 1, 1941; 19592; Гос. пр. СССР, 1942), «Всемирная история» (т. 3-4, 1957-58), «История Франции» (т. 1, 1972). Участник подготовки неск. учебников по истории для унтов. Составитель «Хрестоматии по истории ср. веков» (т. 1-2, 1938-39; гл. ред. издания 1961-63); автор шк. программ по истории ср. веков и метод, пособий для учителей; дет. и юношеских популярных изданий («История - увлекательная наука», 1961, и др.); альбомов наглядных пособий. Ответств. ред. (1946-59). журн. «Преподавание истории в школе».

Лит.: Сапрыкин Ю. М., Науч. и пед. деятельность С. Д. Сказкина, ВМУ, 1966, № 2; Дружинин Н. М., Гутнова Е. В., Нарочницкий А. Л., Академик С. Д. Сказкин, «Новая и новейшая история», 1970, № 5. С. Г. Степанов.

СКАЛКОВА ЯРМИЛА

СКАЛКОВА ЯРМИЛА (р. 21.1.1924, Прага), чешский педагог, ч.-к. Чехосл. АН (1977), д-р пед. наук (1975), проф. (1978). Окончила филос. ф-т Карлова ун-та в Праге (1949). и аспирантуру МГПИ (1953). Преподавала педагогику и др. пед. дисциплины в пражских вузах, в т. ч. (1960-89). в Карловом ун-те. В 1980-90 директор н.-и. Ин-та пед. наук им. Я. А. Коменского; пред, комиссии АН по пед. наукам. В 1981-90 пред. ред. коллегии журн. «Педагогика» (Прага).

Впервые в совр. чеш. дидактике детально разработала концепцию процесса обучения как единой целостной системы, в к-рой разворачивается взаимодействие ученика и учителя и в конкретных проявлениях выступают общие закономерности освоения знаний школьниками (кн. «Основы процесса обучения», 19653). Исследовав опыт реформаторской педагогики нач. 20 в., предложила ориг. трактовку активности учащихся в учении, опирающуюся на деятельностное понимание субъекта и идею преобразующей функции уч. процесса. Эксперим. проверкой (1966-72). доказала её реальную эффективность. В кн. «От теории к практике обучения в средней общеобразоват. школе» (19742; рус. пер. 1983). детально проанализировала общие принципы внедрения теоре-тич. пед. инноваций в массовую шк. практику. Руководитель междунар. авторского коллектива труда «Методология и методы пед. исследования» (1983, 1985; рус. изд. 1989). Совм. с Ф. Бациком была организатором комплексного изучения чеш. общеобразоват. школы, завершившегося (1988). предложениями по крупным реформам образования. Под руководством С. Ин-т пед. наук активизировал исследования по комениологии и издание соответствующей лит-ры.

Соч.: Zvysovani efektivnosti vychovne vsde-lavaciho procesu ve vycuvani, Praha, 1988 (co-авт.); Soudobe problemy humanizace vychovy a vzdelavani, Usti nad Labern, 1992.

Лит.: Sbornik k 60 narozeninam univ. prof. Ph. Dr. Jarmily Skalkove-Prochazkove, Praha, 1984. Г. А. Касвин.

СКАТКИН МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

СКАТКИН МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ - [11.8(29.7).1900, с. Козлове, ныне Моск. обл., - 7.8.1991, Москва], педагог, д. ч. АПН СССР. (1985; ч.-к. с 1950). С 1919 учитель нач. школы. В 1920-30 работал на 1-й Опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР. под руководством С. Т. Шацкого; в 1925 там же окончил пед. курсы. С 1930 вёл н.-и, работу в Ин-те науч. педагогики при 2-м МГУ, Программно-метод. ин-те, Ин-те политехн. образования и др. науч.-пед. учреждениях и одновременно преподавал в вузах. С 1945 в системе АПН, с 1957 заведовал подразделениями н.-и, ин-тов, разрабатывающими проблемы дидактики. С. занимался методологией пед. науки, вт. ч. вопросами совершенствования процесса обучения, содержания образования и др. Его исследования по фундам. проблемам дидактики (теории политехн. образования, принципов и методов обучения). легли в основу работ, проводимых в СССР. и др. странах. С. одним из первых начал разработку теории конструирования уч. программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в т. ч. принципа научности обучения; соавтор дидактич. концепций содержания образования и методов обучения. Значит. ельна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения в 60-80-е гг. С. отличался мастерством систематизации состояния дидактики и отд. её проблем, придавая их совокупности концептуальную целостность. С. - автор учебника по природоведению для нач. школы (1946- 86). и метод, руководств к нему.

Соч.: Науч. основы методики преподавания естествознания в нач. школе, ИАПН, 1946, в. 4; Вопросы теории построения программ в сов. школе, ИАПН, 1949, в. 20; Формализм в знаниях учащихся и меры борьбы с ним, М., 1956; Критерии и принципы определения содержания образования. Методы науч. разработки вопросов содержания образования Доклад на совещании экспертов ЮНЕСКО. 1968, [б. м., б. г.]; Совершенствование процесса обучения, М., 1971; О школе будущего, М., 1974; Школа и всестороннее развитие детей, М., 1980; Дидактика ср. школы, M., 19822 (ред.); Проблемы совр. дидактики, M., 19842; Методология и методика пед. исследований, М., 1986

И. Я. Лернер.

СКАУТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (20.3.1904, Саскуэханна, шт. Пенсильвания, - 18.8.1990, Кембридж, шт. Массачусетс), амер. психолог, представитель бихевиоризма, основоположник теории программированного обучения. Проф. (с 1939). в ун-тах Миннесоты, Индианы и Гарварда. Член Нац. АН США.

Известность С. принесли эксперим. исследования поведения животных, проведённые в 30-х гг. Им был разработан ряд оригинальных методик и приборов (в частности, т. н. ящик С. для манипулирования подкреплением). На основе этих исследований С. выдвинул концепцию оперантного поведения, к-рое считал принципиально отличным от условно-рефлекторного. С. видел ограниченность классич. бихевиоризма (Дж. Уотсон и др.), а также необихевиористских концепций (Э. Толмен, К. Халл). в том, что принятая ими схема «стимул-реакция» (даже дополненная т. н. промежуточными переменными). не учитывает влияние реакции на поведение. Процесс приспособления к среде строится на основе активных проб - воздействий на окружающий мир; нек-рые из них случайно могут оказаться удачными и поэтому закрепляются - оперантные реакции. Они составляют осн. «репертуар» активного произвольного поведения. Научение, по С., - «последовательное наведение на нужную реакцию». Гл. средством формирования поведения выступает подкрепление. На этой основе С. разработана система программированного обучения, направленного на получение и закрепление требуемых реакций. В трактовке С. программированного обучения сильны элементы механицизма, его ограниченность состоит в сведении обучения к набору внеш. актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом внутр. познават. деятельность учащихся игнорируется и остаётся неуправляемой.

Данные экспериментов на животных С. перенёс на поведение человека. Мышление, память, мотивы и др. психич. процессы С. описывает в терминах реакций и подкрепления, а человека - как реактивное существо, фатально зависящее от внеш. обстоятельств. Свою концепцию С. распространял и на решение проблем совр. общества, сводящееся к манипулированию людьми посредством подкрепления (т. н. социальный бихевиоризм). Концепция С., в частности её пед. приложение, подвергается критике мн. психологами и представителями антитехнокра-тич. педагогики в разных странах, в т. ч. и в США.

Соч.: The behavior of organisms, N. Y., [1938]; Science and human behavior, N. Y., [1956]; Verbal behavior, N. Y., [1957]; Waiden two, N. Y., 1963; The technology of teaching, N. Y., [1968]; Contingencies of reinforcement, N. Y., [1969]; Beyond freedom and dignity, N. Y., 19728: Cumulative record, N. Y., 19723; About behavio-rism, N. Y., 1974; The shaping of a behaviorist, N. Y., 1979; в рус. пер.: Наука об учении и иск-во обучения, в кн.: Программированное обучение за рубежом, М., 1968; Оперантное поведение, в кн.: История заруб. психологии. 30-60-е гг. XX в. Тексты, [М.], 1986.

СКОРИНА ФРАНЦИСК

СКОРИНА ФРАНЦИСК (ок. 1486, по др. данным, 1490, Полоцк, - не ранее 2.6.1541, Прага), вост.-слав, первопечатник, учёный-просветитель. В 1504 учился в Ягеллонском ун-те (Краков, 1504-06). В Падуанском ун-те успешно выдержал экзамен на степень доктора медицины (1512). Вернувшись на родину, работал над переводом Библии на слав, язык (в белорус, редакции). В 1517-19 в Праге в организованной им типографии кирилловской печати выпустил 20 изданий, содержащих 23 книги Ветхого Завета. Первым из них была Псалтырь, вышедшая 6 авг. 1517. Пражские издания С. иллюстрированы, снабжены титульными листами (впервые в слав, изданиях кирилловского шрифта), украшены гравированными на дереве заставками и инициалами. Перевёл всю Библию, но напечатать успел не полностью. Отд. части перевода сохранились в поздних списках. В 1522 С. организовал первую типографию в Великом княжестве Литовском (в Вильне), где примерно за 3 года выпустил 22 издания. 21 из них, включающее Псалтырь, Часословец, ряд акафистов и канонов и др., названы в общем послесловии «Малой подорожной книжицей» (1522). Последним изданием С. был «Апостол» (март 1525). Вилен-ские издания выпущены в небольшом формате, частично иллюстрированы и хорошо орнаментированы. Как пражские, так и виленские издания снабжены предисловиями и послесловиями, позволяющими реконструировать мировоззрение С., его пед., правовые, эстетич. взгляды. С 1535 С. состоял на службе у короля Фердинанда I в Праге, где основал один из первых в Европе ботанич. садов.

В предисловии к пражской Псалтыри 1517 С. высказал мысль о возможности использования в пед. целях любой книги. В общем предисловии к Библии отд. её книги связаны с преподаванием определённых наук «тривиума» и «квадриви-ума». Идеал гражданина С. видел в сознательном человеке, сочетающем в себе веру в Бога с рассудочностью, деловитостью, заботой о благе ближних. С. считал, что общество должно руководствоваться законами совести. Особое пед. значение С. придавал Псалтыри, в предисловии к к-рой подчеркнул важность эстетич. воспитания молодёжи. Инструментом такого воспитания С., в частности, считал иллюстрации, помещённые им в Библии и предназначенные, по его словам, чтобы «братия моя Русь, люди посполитые (т.е. простые). чтучи, могли лепей разумети». Большое внимание уделял С. выделению в книгах важных для восприятия текстов красной краской, к-рую он начал широко применять в вилен-ских изданиях. Существ, значение в лит. наследии С. получили этич. вопросы, к-рым уделено внимание в предисловии к Притчам Соломона, изданным в Праге (1517). Эти тексты, насыщенные пед. содержанием, впоследствии использовались в рус. печатных Азбуках.

Лит.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедия, справочник, Мн., 1990; Неми-ровский Е.Л., Франциск Скорина. Жизнь и деятельность белорус, просветителя, Мн., 1990; его же, Пед. взгляды ФранцискаСко-рины, СП, 1986, № 6, с. 106-11.

Е. Л. Немировский.

СКОРНЯКОВ-ПИСАРЕВ ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

СКОРНЯКОВ-ПИСАРЕВ ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1696, Москва, - 1747), воен. и полит. деятель, организатор шк. дела. В 1697-98 изучал механику, математику и инж. иск-во в Берлине. С 1700 на воен. службе. В 1711-19 по поручению Петра I проводил гидротехн. и геодезич. работы. В 1725 генерал-майор, получил должность обер-прокурора Сената. За участие в заговоре против А. Д. Менши-кова (1727). был сослан на Камчатку. В 1731 по представлению В. И. Беринга переведён в Охотск, в 1743 возвращён из ссылки.

После указа о создании гос. цифирных школ (1714). эти уч. заведения в Москве, Пскове, Новгороде, Вологде находились в ведении С.-П. С 1715 преподавал артиллерию и механику во вновь учреждённой Мор. академии. С 1720 заведовал всеми матем. школами, к-рые перешли в управление Адмиралтейств-коллегий. Автор кн. «Наука статистическая или механика» (1722), излагавшей основы инж. знаний. Книга содержала определение предмета механики, осн. сведения по механике и статике, описание элементарных приборов, а также задачи («проблемы»), иллюстрированные гравированными чертежами. Учебник, отличавшийся сжатым и доступным изложением (иногда в форме вопросов и ответов), использованием новой техн. терминологии, стал первой рус. печатной книгой по механике.

Лит.: Голиков И. И., Деяния Петра Великого, т. 1-15, М., 1837-^32; Пекарский П. П., Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 1-2, СПБ, 1862; Черняк А. Я., История техн. книги, ч. 1, М., 1969, с. 67-68. С. Р. Долгова.

СКОРОХОДОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

СКОРОХОДОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА - [11(24).7.1914, с. Белозёрка, ныне Херсонской обл., - 7.5.1982, Москва], - дефектолог, педагог, литератор, канд. пед. наук (1961). В 5-летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925-41 воспитывалась в Харьковской школе-клинике для слепоглухо-немых детей. Благодаря использованию спец. методик обучения, систематич. занятиям, воле и упорному труду у С. была восстановлена звуковая речь, она получила ср. образование. Дальнейшее образование продолжала в Москве в 1944-48 под руководством И. А. Соко-лянского. С 1948 науч. сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда худож. и науч. произведений, в т. ч. монографий «Как я воспринимаю окружающий мир» (М. - Л., 1947; премия им. Ушинского); «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (М., 1954, 19562; премия им. Ушинского; переведена на мн. иностр. языки); «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (М., 1972; премия АПН СССР). Работы С. имели большое значение для науч. осмысления развития психики сле-поглухонемых детей.

Лит.: О. И. Скороходова, «Дефектология», 1974, № 6; О. И. Скороходова. [Некролог], там же, 1982, № 4. Г. Л. Зайцева.

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - первое высш. уч. заведение в Москве. Целью создания академии была подготовка православных священников, гос. служащих, преподавателей. «Привилегия» (устав). академии, разработанная Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым и подписанная царём Федором Алексеевичем (утвердил в 1682), предусматривала открытие уч. заведения, ориентированного на программу европ. ун-та, с изучением семи свободных искусств, древних языков и богословия. В качестве учителей были приглашены братья И. и С. Лихуды, к-рые прибыли в Москву в 1685. В 1687 вновь открытое уч. заведение разместилось в стенах Заико-носпасского монастыря (отсюда бытовавшее до сер. 18 в. назв. «Спасские школы»).

К 1680 кол-во учащихся возросло до 200 чел., процесс обучения делился на 3 этапа («школы»): словенское и греческое письмо, семь свободных иск-в и богословие. До 1690 преподавание на старших ступенях велось на греч. яз., позднее - на греч. и лат. языках по уч. пособиям, подготовленным Лихудами. Школы Лихудов строились и содержались на средства Патриаршего казённого приказа, отчасти на частные пожертвования.

С отстранением Лихудов от дел «Спасских школ» в 1694 функции преподавателей были возложены на учеников Лихудов - Ф. П. Поликарпова-Орлова, Н. С. Головина и др.

Согласно «Привилегии», в академию принимались «всякого чину люди»; среди учащихся были выходцы с терр. Украины, Польши, Грузии и др. В 18 в. началась переориентация академии на лат. язык, хотя круг дисциплин оставался прежним. В 1701 уч. заведение переименовано в Славяно-латинскую академию, в 1775 - С.-г.-л. а. Ректоров академии приглашали из числа учёных-монахов (выпускников Львовской братской школы, Киево-Могилянской академии), известных писателей, проповедников, полемистов (Палладий Роговский, Сильвестр Крайский, Феофилакт Лопа-тинский, Стефан Яворский). В штате кроме ректора состояли префект, отвечавший за порядок и дисциплину, 6-7 учителей и 2 проповедника. Ряд гос. указов (1708, 1710 и др.). содействовал превращению академии в духовное уч. заведение. По указу 1727 в С.-г.-л. а, было запрещено принимать «солдатских, поме-щиковых и крестьянских детей». С образованием Святейшего Синода (1721). уч. заведение перешло в его ведение. Однако большинство студентов по-прежнему составляли светские лица, к-рые по окончании обучения привлекались к гос. службе (переводчиками в Посольский приказ, Коллегию иностр. дел и др.). посылались за границу для продолжения обучения или переводились гл. обр. в мед. школы, где необходимо было знание лат. языка. При академии силами студентов был организован театр, ученики участвовали в «триумфах» - празднованиях воен. побед.

В 1-й пол. 18 в. академия стала одним из крупнейших центров рус. культуры и просвещения. Формирование в дальнейшем сети светских уч. заведений, открытие в Москве ун-та способствовали постепенной эволюции академии в центр рус. религ. мысли и проповедничества. В 1814 академия указом Синода преобразована в Моск. духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне г. Сер-гиев-Посад Моск. обл.).

Среди выпускников академии были виднейшие руководители Рус. православной церкви, мн. деятели рус. культуры, в т. ч. зодчий В. И. Баженов, дипломат.н. поэт князь А. Д. Кантемир, поэт.н. переводчик Е. И. Костров, географ и путешественник акад. С. П. Крашенинников, акад. М. В. Ломоносов.

Лит.: Смирнов С., История Московской Славяно-греко-лат. академии, М., 1855; Сменцовский M. H., Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни кон. XVII и нач. XVIII вв., СПБ, 1899; Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Рогов А. И., Новые данные о составе учеников Славяно-греко-лат. академии, «История СССР», 1959, № 3; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. с древнейших времен до кон. XVII в, М., 1989, с. 74-88.

А. В. Лаврентьев.

СЛАСТЁНИН ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СЛАСТЁНИН ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 5.9.1930, Горно-Алтайск), педагог, акад. РАО (1992), д-р пед. наук (1978), проф. (1979). В 1952 окончил МГПИ. С 1956 преподавал в Тюменском пед. ин-те (в 1957-69 проректор). В 1969- 77 нач. уч.-метод, отдела в гл. управлении высших и ср. уч. заведений Мин-ва просвещения РСФСР. С 1977 в МГПИ (с 1991 - МПГУ): зав. кафедрами педагогики нач. обучения (1978-80), педагогики высшей школы (с 1980; одновременно - декан ф-та педагогики и психологии).

Исследовал проблемы теории и практики проф. подготовки педагогов. Обосновал концепцию многоуровневого пед. образования, его содержания и технологий на отд. этапах. Разрабатывая прогностич. модель личности и проф. деятельности учителя, выделил проф.-ценностные ориентации, куль-турологич., аксиологич. и индивидуально-творческие аспекты его формирования. В сфере науч. интересов -лич-ностно-ориентированные технологии в высшем пед. образовании (кн. «Российский учитель: проф. деятельность и личность», 1994). Автор учебников и пособий по педагогике для пед. вузов и колледжей.

Соч.: Формирование личности учителя в процессе его проф. подготовки, М., 1976; Формирование проф. культуры учителя, М., 1983 (соавт. и ред.); Диагностика проф. пригодности молодежи к пед. деятельности, М., 1987 (соавт. и ред.); Целостный пед. процесс как объект проф. деятельности учителя, М., 1994 (соавт. и ред.).

СЛОВАКИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛОВАРИ УЧЕБНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛОНИМСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

СЛОНИМСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 12.8.1932, Ленинград), композитор, педагог, нар. артист России (1987), акад. РАО (1993). В 1955 окончил Ленингр. консерваторию; с 1959 преподаёт там же по классу композиции (с 1976 проф.). В соч. 50-60-х гг. развивал мелодику рус. фольклора («Песни вольницы», 1959; опера «Виринея», по Л. Сейфуллиной, 1967, и др.). Работал в жанрах авангардизма, обогативших муз. речь (квартет «Антифоны», 1968, и др.). 10 симфоний С. (1957-92). объединены в цикл, отражающий драматич. конфликты современности. Ряд произв. С., созданных по произв. рус. и мировой лит-ры, раскрывает трагич. противостояние личности насилию: балет «Икар» (1971), оперы «Мастер и Маргарита» (1972, первая муз. интерпретация романа М. Булгакова), «Мария Стюарт» (1980), «Гамлет» (1990), «Царь Иксион» (по трагедии И. Анне-нского, 1993), «Иван Грозный» (1994). Написал ряд романсов, в т. ч. на слова А. А. Блока, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама. Св. 100 произв. созданы для детей и юношества: «Весёлые песни» на слова Д. Хармса; фп. пьесы «От 5 до 50» (изданы в нотной серии «Золотой фонд пианиста»). и др. Автор музыки к кинофильмам «Республика ШКИД», «Интервенция», к спектаклям Большого драматич. театра (пост. Г. Товстоногова). «Ревизор», «Тихий Дон». В 1992 создал в Санкт-Петербурге концертный цикл «Возрождение» из незаслуженно забытых произв. рус. композиторов 20 в. Автор и ведущий радиотелепрограмм (Санкт-Петербург), поев, классич. и совр. музыке.

Соч.: Вопросы совр. музыки, Л., 1963.

СЛУХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - [24.10. (5.11). 1894, Руза, - 24.5.1980, Москва], психолог, д. ч. АПН СССР. (1968). и АПН РСФСР. (1947), дер психол. наук (1951), проф. (1949), засл. деят. науки РСФСР. (1958). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1916). В 1920- 1923, 1933-80 - в Психол. ин-те (в 1945-73 директор). Работал также в др. уч. и н.-и, учреждениях Москвы (Ин-т методов внешк. работы, Ин-т ср. школы, МГУ и др.). В 1950-64 чл. През. АПН РСФСР, в 1958-59 и, о. вице-президента. В 1955-58, 1965-80 гл. редактор журн. «Вопросы психологии». В 1957-63 през. Об-ва психологов СССР.

Науч. творчество С. развивалось по 3 осн. направлениям: эксперим. исследование проблем памяти; возрастная и пед. психология; история психологии. В 20-х гг. осн. областью науч. интересов С. было изучение ребёнка (педология). и психотехника. Результаты этих исследований тесно увязывались с пед. практикой. Педологич. работы С. пронизаны идеей развития и стремлением дать целостное представление о ребёнке в разл. возрастные периоды. Под этим же углом зрения рассмотрены пед. задачи (проблема шк. успеваемости, причины второгодничества). и психотехн. задачи применительно к школе (профориентация, профконсультация). В 30-40-х гг. сосредоточился на разработке психологии памяти: изучал проблему ретроактивного торможения, а затем исследовал влияние направленности и характера деятельности на запоминание и роль процессов мышления в запоминании. В итоге изучения психологии запоминания С. детально осветил соотношение произвольного и непроизвольного запоминания; особенности мыслительных процессов при запоминании; значение и функции повторения при заучивании. В 60-70-х гг. предметом его исследования стали возрастные и индивид, различия памяти, развитие логич. памяти у детей.

В кон. 50-х гг. С. обратился к ист.-пси-хол. тематике, подводя итоги исследований разл. психол. проблем в области общей, возрастной, пед. и других отраслей психологии. Наиболее полно результаты этого труда воплощены в монографии «Развитие и современное состояние психол. науки в СССР» (1975).

В 60-х гг. в связи со шк. реформой 1958-59 С. стал значит. ельное внимание уделять вопросам пед. психологии, обосновывая необходимость единства психологии и педагогики в решении задач воспитания и обучения, соответствия обучения возрастным особенностям и возможностям учащихся, единства обучения и развития и др. Определённое место заняло изучение проблем психол. подготовки к труду. В 70-х гг. осн. место в деятельности С. занимала подготовка фундаментальных обобщающих трудов серии «Основы психологии» (вышло 4 тома).

Соч.: Психология профессий, М., 1927; Введение в педологию в связи с учением о поведении человека, М., 1927; Психология ребенка и подростка, M., 19304; Психология запоминания, М.-Л., 1948; Развитие памяти, в кн.: Психол. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Проблемы психологии памяти, М., 1966; Возрастные и индивидуальные различия памяти, М-, 1967; Развитие логич. памяти у детей, М., 1976; Избр. психол. труды, т. 1-2, М., 1987.

Лит.: А. А. Смирнов. [Некролог], ВП, 1980, №4; Ярошевский М. Г., А. А. Смирнов и история отеч. психологии, ВП, 1981, № 3; Никольская А. А., А. А. Смирнов как ученый и организатор психол. науки, ВП, 1982, №6; Ломов Б. Ф., Никольская А. А., А. А. Смирнов как ученый и организатор психол. науки, в кн.: Смирнов A. A., Избр. психол. труды, т. 1, М., 1987;

Никольская A. A., Жизненный и творческий путь А. А. Смирнова, ВП, 1994, № 5. А. А. Никольская.

СМИРНОВ ВАСИЛИЙ ЗАХАРОВИЧ

СМИРНОВ ВАСИЛИЙ ЗАХАРОВИЧ - [28.12.1898 (9.1.1899), дер. Носоново Смоленской обл., - 29.10.1962, Москва], историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР. (1955), д-р пед. наук (1948), проф. (1950). Окончил Ин-т нар. образования в Москве (1920), Высш. науч.-пед. курсы при 2-м МГУ (1928). В 1921-26 заведовал школой; затем преподавал в Куйбышевском пед. ин-те (зав. кафедрой педагогики). и МГПИ им. В. И. Ленина; с 1943 учёный секретарь АПН РСФСР, ст. науч. сотрудник, зав. сектором истории школы и педагогики, зам. директора НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. Разрабатывал проблемы истории рус. школы и педагогики. Охарактеризовал этапы разработки и проведения прогрессивной реформы нач. и ср. школы 60-х гг. 19 в. и её содержание на основе архивных источников и публикаций в монографии «Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в.» (1954). Шк. реформу трактовал как явление ист.-культурного и пед. значения. Показал степень заинтересованности общества в проведении реформы: участие в подготовке и обсуждении её проекта учёных, педагогов-практиков, пед. общественности, заложивших прочные основы для развития рус. пед. науки и системы нар. образования; выступления представителей разл. направлений, дискуссии о путях реформы образования и его содержании. Акцентировал внимание на альтернативных возможностях ист.-пед. процесса в 60-е гг.

Подчёркивал прогрессивный характер отеч. пед. мысли 19 в. (от В. Г. Белинского до Ф. Н. Бунакова). и стремился показать борьбу рус. педагогов с иностранным (гл. обр. немецким). влиянием за создание оригинальной рос. системы образования, за принцип народности в педагогике. Осветил взгляды Н. Г. Чернышевского на роль среды и наследственности в формировании человека, показал общепед. характер воззрений В. И. Водовозова и Бунакова, ранее характеризовавшихся в пед. лит-ре гл. обр. как методисты.

Соч.: Участие школы в социалистич. стр-ве, М. - Л., 1931; Пед. идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, М., 1957; Хрестоматия по истории педагогики для пед. уч-щ, М., 1957; Очерки по истории прогрессивной рус. педагогики, XIX в., М., 1963; История педагогики, M., 19653 (соавт.).

Лит.: Константинов H. A., Серьезное исследование по истории рус. педагогики, СП, 1955, № 2; В. 3. Смирнов. [Некролог], СП, 1962, № 12. М. В. Богуславский.

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - первое в России жен. ср. уч. заведение закрытого типа. Создано по инициативе И. И. Бецкого в 1764 в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре под назв. Воспитательное об-во благородных девиц. В С. и, учились (200 чел.). дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет. Ученицы делились на 4 класса. В мл. классе (6-9 лет). обучались 2 иностр. языкам, рус. языку, арифметике, а также рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (9-12 лет). к этим предметам добавлялись география и история. В 3-м классе (12-15 лет). вводилось обучение «словесным наукам» (чтение нравоучительных и ист. книг), а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15-18 лет). Уставом предусматривалось: знание совершенного закона; все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости; повторение всего пройденного. Важное место занимало религ. воспитание.

В первые годы существования С. и, его руководители под влиянием просветительных идей франц. энциклопедистов ставили задачу дать ученицам воспитание, основанное на принципах общечеловеческой нравственности, способствовать их всестороннему развитию. В 1765 при С. и, было создано «уч-ще для мещанских девиц» с сокращённым курсом; в нём большое внимание уделялось домашним работам и рукоделию (изделия учениц продавались).

Цели образования в С. и, были изменены после обследования его Комиссией для заведения в России нар. уч-щ в 1783, к-рая установила плохое знание воспитанницами рус. языка и предписала увеличить число часов на его изучение, ввести преподавание всех предметов на рус. языке. С переходом С. и, в Ведомство учреждений императрицы Марии и на «мещанскую половину» стали приниматься только дочери дворян (менее знатных).

В 1848 «мещанская половина» была преобразована в Александровское уч-ще, в том же году в С. и, открылся пед. класс, в к-ром преподавал Н. А. Вышнеград-ский. Назначенный в 1859 инспектором классов К. Д. Ушинский провёл ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь уч. процесс. Он ввёл новый уч. план, организовал предметные уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т. д. После ухода Ушинского в 1862 проведённые им преобразования были ликвидированы.

Во 2-й пол. 19 в. по объёму и характеру даваемого в нём образования С. и, отставал от жен. гимназий и лишь в 1905-07 его программы были приравнены к программам Мариинских жен. гимназий. В 1917 С. и, был закрыт.

Лит.: Лядов В. Н., Ист. очерк столетней жизни Имп. Воспитательного общества благородных девиц и Санктпетербургского Александровского училища, СПБ, 1864; Лихачева Е. О., Материалы для истории жен. образования в России, [т. 1-4], СПБ, 1890-1901; Быкова В. П., Записки старой смолянки, СПБ, 1898; Угличани-нова М. С., Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов, [М.], 1901; Мордвинова 3. Е., Статс-дама М. П. Леонтьева, СПБ, 1902; Черепнин Н. П., Имп. Воспитательное общество благородных девиц, т. 1-3, СПБ - П., 1914-15; Водовозова E. H., На заре жизни, т. 1- 2, [М.], 1964.

СМОРГОНСКИЙ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ

СМОРГОНСКИЙ ЛЕОНИД МИХАЙЛОВИЧ - [13(26).10.1901, Мелитополь, - 14.9.1952, Москва], педагог-химик, д-р пед. наук (1947), проф. (1948). По окончании 2-го МГУ (1926). преподавал в сел. школе (с. Шаховское). С 1933 работал в НИИ политехн. образования АПН СССР. (ныне Ин-т общеобразоват. школы РАО).

В 30-х гг. большое внимание уделял проблемам отбора содержания и конструирования шк. программ по химии. С. сформулировал принципы составления программ на основе постепенного развития хим. знаний учащихся. Программы по химии, разработанные комиссией под руководством С., - важный этап в построении систематич. шк. курса совр. химии.

С. провёл анализ содержания, методов и постановки преподавания химии в школах Зап. Европы и США в нач. 20 в. Особенно детально им раскрыт опыт обучения химии в Германии, изучены пути совершенствования методики преподавания, предпринимавшиеся Р. Арендтом и Ф. Вильбрандом. Показал неправомерность противопоставления Арендтом систематич. курса «методическому», к-рый, по замыслу автора, более соответствовал психол. особенностям учащихся.

С. критиковал концепцию индуктивного изучения химии, приобретения учащимися знаний на основе лишь исследо-ват. эксперимента. Не отвергая индуктивный подход как таковой, С. пытался определить его роль и место в системе методов обучения химии. Показал, что раннее введение сложных совр. физико-хим. теорий создаёт лишь видимость возможности излагать учащимся материал на «электронном уровне», тогда как самые «основы» остаются для учащихся во многом непонятными. Одним из первых начал изучение проблемы соотношения дидактич. принципов научности и доступности.

С. разработал пед. подходы к формированию у учащихся науч. мировоззрения средствами химии. Предлагал содержание курса структурировать т. о., чтобы изучение хим. материала, фактов, законов, теорий подводило школьников к доступным обобщениям раз л. уровня.

Провёл ряд исследований в области органич. химии, разработал метод получения кетонов фуранового ряда и др.

СМОТРЙЦКИЙ МЕЛЕТИЙ

СМОТРЙЦКИЙ МЕЛЕТИЙ (в миру Максим). (ок. 1577, Смотрич, ныне в Хмельницкой обл. Украины, - 27.12.1633, Дер-манский монастырь на терр. Волынской обл.; там же), церк. деятель (до 1627 православный, после униат), писатель-полемист, автор грамматики церк.-слав, языка. Учился в Острожской школе, в 1601-04 в Виленской иезуитской академии; в 1605-07 слушал лекции в протестантских ун-тах Лейпцига, Виттенберга, Нюрнберга; по нек-рым данным - доктор медицины. Один из основателей Минского православного братства (1607). В 1608-14 в Виленской братской школе преподавал на латыни свободные иск-ва. В 1614-15, по-видимому, был учителем в Остроге, затем в Киеве, где в 1617/18 уч. г. избран ректором Киевской братской школы (впоследствии Киево-Могилянская академия). С 1620 настоятель Виленского Свято-Духовского монастыря, архиепископ Полоцкий, епископ Витебский и Мстиславский. С 1627 и до конца жизни настоятель Дер-манского монастыря. Писал на церк.-слав. и польск. языках, а также на «простой мове» - нар. языке украинцев и белорусов 16-17 вв.

Доуниатские полемич. соч. С. - «Антиграфи» (отповедь). (1608), «Фри-нос» (плач). (1610), «Верификация (проверка). невиновности» (1621), «Защита верификации» (1621). и др. (на польск. языке). сделали его крупным идеологом нац.-религ. сопротивления белорус, и укр. народов усиленно насаждавшемуся католицизму и полонизации. В поздней публицистике защищал ре лиг. примирение христ. конфессий, осуждая православие. Перевёл с греческого на «просту мову» Учительное Евангелие Никифора Калиста (изд. в 1616 с предисловием С.).

Составленная С. «Грамматика славен-ския правилное синтагма» (изд. в 1619 в Евье, ныне Вевис, Литва). была третьей печатной вост.-слав, грамматикой после греч.-церк.-слав. грамматики «Адельфо-тис» (Львов, 1591). и церк.-слав. «Грамматики словенской» Лаврентия Зизания (Вильна, 1596). По греч. образцу С. делил грамматику на 4 раздела: ортогра-фия (классификация звуков, учение о слогах и ударении, правила орфографии и пунктуации); этимология (морфология - учение о 8 частях речи с характеристикой осн. грамматич. значений и подробной систематизацией грамматич. форм); синтаксис (впервые в вост.-слав, традиции дан обзор грамматич. сочетаемости каждой части речи); просодия (учение о стихотворных размерах). Труд С. был исчерпывающим для своего времени сводом грамматич. знаний, он адресовался в первую очередь учителю, потом ученику. Пед. опыт подсказал С. ряд дидактич. приёмов изложения материала: перевод «трудных» церк.-слав. слов и фраз на «просту мову»; постановку вопроса для определения грамматич. принадлежности слова; нек-рые виды эксперим. проверки. В соч. С. оформилась рус. грамматич. терминология (по происхождению церк.-славянская). С. использовал новейшие достижения европ. грамматич. мысли, сохраняя преемственность с филол. традицией славянства. Его грамматика имела крупное науч. и образоват. значение: до грамматики М. В. Ломоносова (1755). была у вост. славян осн. руководством при изучении своего языка. Дважды (1648 и 1721). она переиздавалась в Москве; на её основе выпускались сокращённые учебники: в 1638 в Кремен-це, в 1723 «Грамматика славенская» Ф. Максимова в Петербурге. О высоком авторитете грамматики С. за границей свидетельствуют её издания в Румынии - в Снагове в 1697 для православных влахо-молдаван и в Рымниках в 1755 для сербов. Известны её болг. списки 17- 19 вв., 6 лат. переводов, швед, и англ. переводы её фрагментов. Труд С. был гл. источником сведений о церк.-слав. и рус. языках в работах шведа Я. Г. Спарвен-фельдта, в рус. грамматике англичанина Г. В. Лудольфа (Оксфорд, 1696). На достижения С. опирался автор первой сравнит.-ист. грамматики церк.-слав. языка чех И. Добровский (Вена, 1822). М. В. Ломоносов называл грамматику С. (наряду с «Арифметикой» Л. Магницкого). «вратами учёности».

По нек-рым данным, С. составил также «Букварь языка славенска» (Евье, 1618). и грамматику греч. языка (Кёльн, 1615). Соч.: Граматика. ГЦдготовка факсимшь-ного видання та-дослвдження памятк! В. В. Нш-чука, Кшв, 1979 Лит.: Мечковская Н. Б., Ранние вост.-слав, грамматики, Ми., 1984; Яременко П. К., М. Смотрицький. Життя i творчютво, Кшв, 1986; Короткий В Г., Творческий путь М. Смотрицкого, Мн., 1987. Н. Б. Мечковская.

Предыдущая страница Следующая страница