Наши партнеры

Ксеноновые лампы для Мазды 3

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 6, "МОР"-"МЯС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МОР"-"МЯС")

МОР ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) - организован как Моск. обл. пед. ин-т (МОПИ) в 1931 на базе пед. техникума им. Профинтерна (осн. в 1923). В 1935 имел 5 ф-тов. В 1957 ин-ту присвоено имя Н. К. Крупской. Совр. статус и назв. с 1991. В составе ун-та (1992): 9 уч. ф-тов - рус. филологии и лит-ры, иностр. языков, ист., физ.-мат., биол.-хим., геогр.-экологич., физич. культуры, индустр.-пед., изобразит, иск-ва; ФПК преподавателей пед. вузов; ок. 50 кафедр, аспирантура (с 1939), ряд Н.-и. лабораторий; б-ка (ок. 600 тыс. тт.). Издавал УЗ (1937- 1972), с 1972 редакц.-издат. отдел ун-та выпускает тематич. сборники, метод. и др. лит-ру. В ун-те учится св. 8,6 тыс. студентов, св. 200 аспирантов. Работает ок. 600 преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 62 профессора и доктора наук. С ун-том связана деятельность П. Н. Шимбирёва и И. К. Андронова. За годы существования подготовил ок. 70 тыс. учителей.

МОСКОВСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОСКОВСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - осн. в 1930 как Моск. ин-т новых языков (МИНЯ) на базе соотв Высших курсов гос. б-ки иностранной лит-ры. Предшественником высших курсов было частное уч. заведение аналогич. профиля, открытое 3. Л. Степановой в нач. 20 в МИНЯ имел 2 отделения - педагогическое (секции англ., нем и франц. языков) и переводческое (готовило гидов и экскурсоводов) В 1933 после закрытия переводческого отделения ин-т получил статус педагогического (МОПИНЯ). С 1934 назывался гос. ин-том иностр. языков (МГПИИЯ); секции стали ф-тами В 1942 возобновилась подготовка переводчиков (создан соотв. ф-т).

В 50-х гг. МГПИИЯ выдвинулся в ряд ведущих гуманитарных вузов страны С 1950/51 уч. г. введено 5-летнее обучение. В ин-те работали мн известные лингвисты А. И. Смирницкий, М. М. Гухман, М. Д. Степанова, О. И. Богомолова, а также методисты 3. Л Степанова, H П. Потоцкая, К. К. Барышникова и др. Сложились крупные науч. школы: стилистики - И. Р. Гальперина, фразеологические - AB Кунина и И И. Черны-шовой, теории текста и коммуникативной лингвистики - Г. В. Колшанского и др, лингвистич теории перевода - Л С Бархударова и др, методики и психологии преподавания иностр. языков - И В Рахманова и др. Совр. статус и назв. с 1990 МГЛУ объединяет 4 ф-та - педагогические (нем и франц. языков), гуманитарных и прикладных наук (с отделением англ. языка), переводческий (16 специальностей). Действуют ИПК преподавателей, переводчиков, разл. курсы и др. При ун-те работает лингвистич. лицей. В 1996 в ун-те получали образование св. 3 тыс. студентов, повышали квалификацию ев 4 тыс чел. А Д Никольский.

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МПГУ)

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МПГУ) - один из крупнейших пед. вузов Рос. Федерации. Ведёт историю от Моск. Высших жен. курсов (осн. в 1872), преобразованных в 1918 во 2-й МГУ. Его пед. ф-т (работал с 1921) реорганизован в 1930 в Моск. гос. пед. ин-т - МГПИ (3 ф-та). В 1941 присвоено имя В. И. Ленина. С МГПИ были объединены моек. пед. вузы: им. К. Либкнехта (1943; осн. в 1923), МГПДИ (1942; осн. в 1938 на базе дефектологич. ф-та МГПИ), городской им. В. П. Потёмкина (1960; осн. в 1933). Современный статус и назв. с 1991.

С вузом связана деятельность М. Н. Покровского, А. Г. Калашникова, К. Н. Корнилова, С. Т. Шацкого, А. П. Пинкевича, E. H. Медынского, А. В. Запорожца, Л. В. Занкова, А. Ф. Лосева и др. В составе ун-та (1992): 16 уч. ф-тов - ист., филол., педагогики и психологии, дошк. воспитания, иностр. языков, дефектологич., муз.-пед., худож.-графич., матем., физ., биол.-хим., геогр., хим., индустр.-пед., нач. школы, социологич.; ФПК: организаторов образования, преподавателей пед. вузов; ф-ты переподготовки психологов, дефектологов и др.; аспирантура (с 1925), ок. 100 кафедр, 9 н.-и, лабораторий, обсерватория, ВЦ; фундаментальная б-ка (осн. в 1873; св. 1,3 млн. тт.). Издавал УЗ (1934-72), с 1972 выпускает тематич. сборники, метод, и др. лит-ру. При МПГУ - изд-во «Прометей». Св. 12 тыс. студентов, св. 700 аспирантов. В ун-те работает св. 2 тыс. преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. св. 200 профессоров и докторов наук. За годы существования подготовил св. 100 тыс. учителей.

Лит.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1872- 1972, М.. 1972.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА (МГУ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН - Вольный благородный пансион при Московском университете, закрытое ср. уч. заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Был организован в 1776 как интернат при университетской (академической) гимназии с целью привлечь дворянство к обучению наукам в гимназиях и ун-те. Учреждение пансиона как уч. заведения произошло в 1779 по инициативе M. M. Хераскова, куратора Моск. ун-та.

В пансион принимались мальчики 9-14 лет по представлении свидетельства о дворянском происхождении и после предварит. испытаний, в ходе к-рых выяснялся уровень подготовки и определялась индивидуальная программа для будущего воспитанника. Каждый учащийся занимался по разл. дисциплинам в том классе, к-рый соответствовал его познаниям. Ученики ст. отделения посещали лекции в ун-те. Раз в полгода проводились испытания, годовые экзамены были публичными.

Управление пансионом осуществлялось директором, инспектором, членами университетского совета и почётными членами из родителей. Пансион имел самостоят. бюджет. Содержание и обучение воспитанников было платным, отд. суммы вносились за обучение музыке и верховой езде.

К нач. 19 в. в пансионе содержалось 250 чел., кроме них - 25 полупансионеров и 6 пансионеров «на счёт пансиона» - дети малообеспеченных военных и статских чиновников; они являлись полноправными учениками.

Пансион готовил к военной, статской, придворной и -дипломатич. службе. С 1818 воспитанники пансиона получили ряд привилегий: присвоение по окончании прав и чинов 10-14-х классов, право производства в офицеры независимо от вакансий (по прошествии 6-месячного срока в низших званиях) и др. Желающие продолжить образование в ун-те производились в студенты сразу же по окончании и часто оставались жить в пансионе.

Программа, рассчитанная на 6 лет, включала: математику (с началами высшей) и механику, отеч. и иностр. словесность, закон Божий и священную историю, естеств. историю, рим. право, рос. законоведение, иностр. языки (франц., нем., англ., итал.), классич. языки, историю, мифологию, светское воспитание, иск-ва (музыка, рисование, живопись, танцы, фехтование, верховая езда), гражд. архитектуру, воен. дисциплины, логику, историю философии, полит. экономию, нравоучение, риторику, эстетику. Дополнительно (вне уроков) изучались статистика России и сел. домоводство.

Деятельность А. А. Прокоповича-Антон-ского (в 1791-1826 директор пансиона) в Значит. степени определила приоритет лит. направления в образовании. Пансионеры вместе со студентами ун-та готовили театральные и муз. представления, устраивали диспуты. Лит. и театр, жизнь пансиона нашла отражение в составленных воспитанниками печатных альманахах, собраниях и антологиях (в т. ч. 18-томном изд. «Речей, разговоров и стихов, читанных в публичном акте в Благородном университетском пансионе», 1797-1830).

Система воспитания строилась на сорев-новат. началах, были развиты разл. формы морального поощрения (напр., выборы лучшего воспитанника). Равное внимание уделялось успехам в учении, нравств. развитию воспитанников (характер, отношение к окружающим, интересы и склонности), физическому воспитанию.

После 1825 пансион был лишён части привилегий в связи с причастностью многих воспитанников (Н. С. и П. С. Бобрищевы-Пушкины, П. Г. Каховский, Н. М. Муравьёв, В. Ф. Раевский, С. П. Трубецкой, А. И. Якубович) к восстанию декабристов. В 1830 получил статус гимназии (с 1833 Московский дворянский институт).

Среди воспитанников пансиона были литераторы И. П. Пнин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. Ф. Вельтман, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; прославленные военные А. П. Ермолов, И. Н. Инзов и др.

Лит.: С ушков Н. В., Московский университетский благородный пансион, М., 1858; Шишкова Э. Е., Московский университетский благородный пансион (1776- 1831), «Вестник МГУ. Сер. 8. История», 1979, № 6. Н. В. Кеворкова.

МОТИВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ

МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ - форма внеурочной воспитат. работы. Создаются учащимися совм. с педагогами в результате собственной поисково-собирательской деятельности. В М. ш. учащиеся занимаются собиранием, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, разл. предметов и док-тов. Являясь неформальными уч. подразделениями общеобразоват. школ, М. ш. выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав её музейного и архивного фонда.

Уч. музеи (как кабинеты естеств. истории и т. п.) существовали во мн. рос. гимназиях в 19 в. Вопрос. о целесообразности создания шк. музеев ист.-краеведч. тематики был впервые поставлен в кн. В. Я. Уланова «Опыт методики истории в нач. школе» (1914). С развитием шк. краеведения в 20-е гг. 20 в. в России началось массовое создание М. ш., наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й пол. 50-х гг. и особенно в 70-е гг. под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся коме, и пионерскими орг-циями.

М. ш. возникают как результат многолетней поисковой работы со школьниками по уч. предметам, как итог общей работы ученич. коллектива. В шк. музейном деле особую роль играет личность педагога-организатора М. ш., умение заинтересовать своих воспитанников творческой деятельностью и создать своего рода неформальное общение для знакомства учащихся с общечеловеческими культурными ценностями.

Теория и методика шк. музейного дела с позиций совр. пед. науки разработана недостаточно. Отсутствуют законодат. акты, определяющие статус М. ш. Их деятельность, правила сбора, формирования, учёта и хранения фондов регламентируются «Положением о школьном музее» (1985), согласно к-рому общее руководство М. ш. возложено на органы нар. образования. Статистич. сведения по М. ш. крайне приблизительны и фрагментарны. По данным паспортизации сети М. ш., проводимой станциями юных туристов, в нач. 90-х гг. насчитывалось: в Москве св. 800 музеев, в С.-Петербурге св. 900, в Смоленской обл. св. 70, в Иркутской и Ростовской св. 60, в Костромской св. 50 и т. д.

В практике сложился интересный опыт музейной работы в школах. Разнообразны профили М. ш. - от комплексных (краеведч., ист., естеств.-науч., с.-х., техн., лит., худож. и др.) до ряда уникальных [народной игры и игрушки (Моск. обл.), рус. нар. песни (Воронеж), о блокадной жизни - «Музы не молчали» (С.-Петербург), хлеба (Харьков), материнской славы (Киевская обл.) и др.]. Нек-рые из М. ш. стали народными или переросли в районные краеведческие. Ведётся поиск лучших форм организации музейной, краеведч., поисково-собирательной и уч. работы, действуют музеи-клубы, музеи-уч. кабинеты, сочетающие уч. и внеурочную работу. Мн. М. ш. ведут исследоват. и просветит. работу. Большое воспитат. значение имеет самостоят. освоение учащимися в процессе музейной деятельности ист. прошлого своего края, когда наполняется конкретным содержанием понятие связи поколений, формируются гражд. качества личности. наиб. жизнеспособны и перспективны музеи, к-рые создаются в результате инициативы шк. коллектива, разрабатывают оригинальную тематику, развивают активные формы работы (восстановление ремёсел, обрядов, игр, песен и т. п.; выпуск рукописных журналов, газет и т. д.; экспедиции, походы, экскурсии и др.), умеют найти нестандартные способы демонстрации экспозиции с привлечением к своей деятельности школьников и общественности.

Лит.: Школьные музеи. Из опыта работы, под ред. В. Н. Столетова, М. П. Кашина, М., 1977; Изучаем свой край, сост. В. Н. Пат-рушев, В. Ф. Сахаров, Киров, 1979; Методика историко-краеведч. работы в школе, М., 1982; Смирнов В. Г., Худож. краеведение в школе, М., 1987; Школьные музеи. Сб. документов, М., 1987; Богуславский С. Р., Школьный лит. музей-клуб, М., 1989. Б. Н. Годунов.

МУЗЕЙ ИГРУШКИ

МУЗЕЙ ИГРУШКИ - художественно-педагогический, на-уч.-пед. учреждение РАО, ведущее работу по собиранию и хранению игрушек, а также по изучению их роли и методов использования в воспитании детей. Осн. в 1918 при Наркомпросе РСФСР художником Н. Д. Бартрамом (он же первый директор). Открыт 7 нояб. 1920 в Москве. В собрание музея вошли игрушки из царских дворцов (Александровского, Гатчинского, Екатерининского, Ливадийского), частные коллекции, экспонаты Эрмитажа, Русского, Исторического и др. музеев, а также произведения нар. мастеров, в т. ч. и привезённые из спец. экспедиций. К 1921 в М. и, насчитывалось ок. 7 тыс. экспонатов, среди к-рых кроме игрушек были дет. книги, настольно-печатные игры, дет. мебель и дет. посуда, дет. живописные и графич. портреты 18-19 вв., предметы дет. творчества. В 1931 М. и, был переведён в Загорск (ныне Сергиев Посад), где вместе с Н.-и. ин-том игрушки и техникумом игрушки (оба открыты в 1932) образовал своеобразный центр игрушечной пром-сти. В 1962-70 М. и, входил в состав Дома пед. пропаганды АПН, в 1970-80 был частью лаб. дидактики] НИИ ОП. В 1980 - 91 - самостоят. учреждение в составе АПН СССР.

В коллекции нар. игрушки широко представлена дымковская (Кировская обл.), филимоновская (Тульская обл.), нижегородская, пензенская, курская, рязанская и костромская игрушка, а также игрушка Рус. Севера. Особенной полнотой и разнообразием отличается коллекция деревянных игрушек исторически сложившегося игрушечного центра - Сергиева Посада и его окрестностей (с. Богородское). Хранятся нар. игрушки Закавказья, Ср. Азии, Белоруссии, Прибалтики и др. территорий. В коллекцию заруб. игрушки 18-20 вв. входят произведения нар. творчества и пром. игрушки Франции, Германии, Швейцарии, Великобритании, США, Китая, Японии. Уникально собрание отеч. игрушки: представлены разнообразные пром. образцы и авт. работы 20-80-х гг. В коллекции музея ок. 30 тыс. экспонатов.

МУЗЫКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ - уч. заведения, дающие учащимся нач. муз. образование. В дорев. России частные платные М. ш. возникли в 1-й пол. 19 в. в нек-рых крупных городах (напр., «Муз. класс» Д. Кашина в Москве, 1840). Общедоступные бесплатные М. ш. были созданы во 2-й пол. 19 в. рус. музыкантами А. К. Лядовым, Н. А. Римским-Корсаковым, С. И. Танеевым (часто они наз. нар. консерваториями и не были предназначены специально для детей, но подростки, молодёжь их посещали). наиб. известна Бесплатная М. ш., организованная М. А. Балакиревым и руководимая им в 1862 - нач. 70-х гг. и в 1881-1908 (специфич. муз. просветит. opr-ция; в неё принимались и одарённые дети с 10 лет). В нач. 20 в. появились спец. дет. М. ш. (напр., в Петербурге в 1906). Первая гос. дет.

М. ш. создана в Петрограде в 1918. Ко 2-й пол. 20-х гг. определилось два типа М. ш.: 4-летняя I ступени (для детей) и курсы общего муз. образования для взрослых муз.-просветительного характера. В 1933 4-летние школы преобразованы в 7-летние и стали нач. звеном в системе муз. проф. образования. Гл. внимание уделялось в них обучению игре на инструментах. Одновременно при консерваториях создавались спец. муз. школы с 10-летним сроком обучения с целью дать учащимся (параллельно с общим ср. образованием) проф. подготовку, необходимую для продолжения обучения в муз. вузе. В послевоен. годы получили развитие вечерние школы общего муз. образования для подростков и молодёжи, воспитывающие грамотных любителей музыки, участников худож. самодеятельности.

В М. ш. дети обучаются игре на одном-двух муз. инструментах, поют в хоре, осваивают дисциплины, дающие практич. навыки (умение играть в ансамбле, аккомпанировать, сочинять, импровизировать), изучают муз.-теоретич. предметы (сольфеджио, муз. лит-ра). Срок обучения 5-7 лет, в зависимости от избранного инструмента; возраст поступающих 7-9 лет. Во многих М. ш. имеется подготовительная (дошкольная) группа для детей 5-6 лет. Для наиб. одарённых детей введён дополнит, год обучения для подготовки к поступлению в ср. спец. уч. заведения иск-в. При консерваториях и ин-тах иск- в имеются ср. спец. М. ш. для особо одарённых детей, дающие также общее ср. образование (срок обучения 11 лет). Муз. дисциплины в них преподают, как правило, педагоги консерваторий. М. ш. участвуют в культ.-просвет. деятельности, организуют шефскую работу в общеобразоват. школах и др. воспитат. учреждениях, по месту жительства. Педагоги М. ш. проводят занятия в группах продлённого дня общеобразоват. школ.

Лит.: Из истории сов. муз. образования. Сб. мат-лов и док-тов. 1917 - 1927, Л. 1969; Музыка - детям. Сб. ст., в. 2, Ми975; Михайловская Н., Музыка и дети, М. 1977; Муз. воспитание в СССР. Сб. ст., в. 1-2, М. 1978-85; Комплексный подход к проблемам совр. муз. образования. Сб. науч. трудов Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, М., 1986. В. И. Кузнецов.

МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУНИС XОРЕЗМИ

МУНИС XОРЕЗМИ (псевд.; наст. имя - Шер-Мухаммад Авазбий-оглы) (1778, кишлак Кият, близ Хивы, - 1829, Хива), хивинский поэт, каллиграф, историк, педагог. Учился в медресе. Служил при дворе хивинских правителей, занимался преподавательской деятельностью. Автор назидат. поэтич. произведений, а также трудов по истории Хивы. В 1804 окончил стихотворный труд по араб. каллиграфии «Саводи талим» («Обучение грамоте»), В 1-й части осветил роль письма в овладении знаниями, сформулировал общие требования к учителю, рассмотрел особенности араб. графики; во 2-й - охарактеризовал этапы практич. обучения каллиграфии. Описывая форму букв, часто использовал наглядные образные сравнения. Предпринял попытку унифицировать нормы араб. письма. Пособие было рассчитано на совм. работу учителя и учащегося. Поскольку традиционно обучение в мектебе ограничивалось только чтением, призыв овладения письмом имел важное значение для распространения идеи просвещения. «Саводи талим», переписанный мн. каллиграфами, получил распространение в Ср. Азии. В Узбекистане труд считается первым нац. сочинением по педагогике (впервые издан в 1875 в Хиве).

Соч. в рус. пер: Избранное, Таш., 1961. Лит. АбдулаевЮ, М Хорезми - автор первого узб пособия по каллиграфии, в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. XVIII в. - первая пол. XIX в., М., 1973. И. Б. Марцинковский.

МУН УИЛЬЯМ

МУН УИЛЬЯМ (1818-94). англ. тифлопедагог. В возрасте 3 лет ослеп на один глаз, в 1839 окончательно потерял зрение. Освоив систему обучения грамоте слепых Дж. Фрера, получил юрид. образование, стал дером права. Занялся пед. деятельностью. В 1847 разработал систему осязательного шрифта на основе лат. алфавита, упростив форму букв. Будучи глубоко верующим, М. свой долг видел в том, чтобы сделать доступной для малограмотных слепых Библию. В 1847 основал спец. типографию. Изданные в ней книги Священного Писания раздавал бесплатно. С целью пропаганды своей системы и книг посетил мн. страны Европы и Америки. Благодаря ясным и однозначным контурам шрифт М. легко воспринимается учащимися, доступен слепым и новоослепшим разл. возрастных групп, в т. ч. со сниженным осязанием, страдающим глухотой и лишённым возможности пользоваться радио и аудиопособиями.

Система М. употребляется наряду с рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля и наиб. распространена в Великобритании, Германии, Швейцарии, Южно-Африканской Республике и др. странах. В нач. 90-х гг. 20 в. в Великобритании для лиц, владеющих системой М., ежегодно издаются худож. и науч.-популярная литра (в т. ч. ок. 50 рассказов и св. 20 несокращённых романов), еженед. подборки новостей; журналы для начинающих читателей, религиозный, для женщин, открытки и др. В полном объёме издана Библия (79 тт.).

Лит.: СкребицкийА. И., Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе, СПБ, 1903; Коваленко Н. Б., Румянцева А. В., История тифлопедагогики за рубежом, ИАПН, в. 96, 1959; Б p а у и Т., Шрифт Муна как тактильный шрифт, «Обозрение европ. слепых», 1981, № 2. Л. Н. Быховская.

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 7.2.1913, г. Канн, Франция), обществ. деятель, один из организаторов междунар. сотрудничества в области социальной работы; иностр. чл. РАО (1993), почётный дер Тюменского ун-та (1992). Потомок - со стороны отца - декабристов М. И. и С. И. Муравьёвых-Апостолов и гос. деятелей Коробьиных, со стороны матери - гос. деятелей, предпринимателей и меценатов Терещенко. Окончил Кембриджский ун-т (1932) по специальности «журналистика» и Женевский ун-т (1935) по специальности «социальная экономика». Журналистскую деятельность начал в газ. «Дейли телеграф» (Лондон). С 1949 занимался организацией под эгидой ООН социальной помощи соотечественникам, оказавшимся в Зап. Европе после 2-й мировой войны, а также рус. староверам, проживавшим в Китае после 1917. При его участии осуществлялись переправка их в Аргентину, Бразилию, Канаду, США, Чили и Австралию, трудоустройство и помощь на новом месте жительства. Особое внимание уделялось пожилым людям и инвалидам.

В 1975-92 ген. секр. Междунар. федерации социальных работников (с 1992 почётный през.), оказывающей помощь государствам-участникам и др. в курсовой подготовке социальных работников, в организации конгрессов по социальным вопросам. При активном содействии М.-А. число стран - членов федерации увеличилось с 25 в 1974 до 55 в 1992. После 1991 неоднократно бывал в России с целью налаживания в сфере социальной работы сотрудничества Междунар. федерации с рос. гос., обществ. и благотворит. орг-циями.

В 1989-90 вместе с братом Алексеем Владимировичем передал Фонду культуры СССР (ныне Рос. фонд культуры) семейные реликвии, в т. ч. альбом Е. И. Муравьёвой-Апостол с неопубл. автографами В. Л. Пушкина, К. Н. Батюшкова, декабристов; б-ку своего отца Владимира Владимировича Коробьина (370 томов редких изданий с его экслибрисом, вышедших в России в 19 - нач. 20 вв.). Н. С. Сазонова.

МУСИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МУСИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - см. Античность.

МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУХИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА

МУХИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА (р. 22.1.1935. Ворошилов, ныне Уссурийск, Приморск. края), психолог, акад. РАО (1992), д-р психол. наук (1972), проф. (1973). Засл. деятель науки РФ (1992). Окончила биол.-хим. ф-т МГПИ (1956). С 1962 преподавала там же на каф. психологии; с 1988 зав. кафедрой пед. психологии ин-та (ныне МПГУ). С 1992 дир. Ин-та развития личности РАО.

В кон. 50-х гг. на базе Моск. , клинич. б-цы им. Кащенко осуществила эксперимент с использованием дрессиров. животных в интересах лечения психически больных, приведший к положит. мед. результатам. Авт. дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного науч. наблюдения за психич. развитием сыновей-близнецов - от рождения до 7 лет (изд. в 1969, 1977). В 6 - 70-х гг. исследовала знаковую функцию сознания в развитии графич. образов у детей (кн. «Изобразит, деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981). В 70-х гг. М. выявила психол. одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символич. замещений, постепенное ослабление прямой зависимости дет. поведения от функцион. назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.

С 70-х гг. разрабатывает проблему психич. развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала разл. варианты психол, поддержки с учётом возраста индивида. Мн. положения М. обобщены в её кн. «Рождение личности» (на яз. оригинала не опубл.), изд. на англ. (1984) и др. языках.

В 1975-80 предложила теорию исто-рич. и онтогенетич. развития структурных звеньев самосознания, в систему к-рых включила; эмоцион.-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивид, психич. «Я»; притязание на признание; половую идентификацию; психол. время личности; социальное пространство личности - её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психич. процессов, в т. ч. связанных с групповыми и этнич. проблемами. М. участвовала в организации психол. помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988-89). С кон. 80-х гг. рук. подготовки практич. психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Участник реализации программ поддержки детства, в т. ч. «Дети - сироты» и др. Авт. концепции кабинета дет. психолога, в оборудование к-рого входят т. н. стимульные куклы (патент РФ, 1992) для детей с разл. психол. проблемами.

Соч.: Психология дошкольника, М., 1975; Дет. психология. Ми985; Проблемы генезиса личности, М., 1985; Шестилетний ребенок в школе, M.; Психология, М., 1988 (совм. с Л. А. Венгером); Лишенные родит, попечительства. Хрестоматия (авт., сост., ред.), М., 1991; Как обрести врага. М., 1994 (совм. с К. А. Хвостовым); Возрастная психология (от рождения до юношеского возраста), М., 1994.

МЫСЛАКОВСКИЙ ЗИГМУНД КАРОЛЬ

МЫСЛАКОВСКИЙ ЗИГМУНД КАРОЛЬ (4 8 1890, Нове-Място ныне Пилица, - 1971, Краков), польск педагог, проф. (1927) В 1913 окончил филос. ф-т Ягеллонского ун-та в Кракове Защитил в нем докторскую дисс по педагогике (1925) С 1915 работал учителем в гимназии, в 1920-23 директор учи тельской семинарии в Люблине С 1927 руководитель кафедры педагогики Ягеллонского ун-та, одновременно в 1927-29 директор пед.ин-та в Катовице С 1933 ред журн «Pedagogiczna kultura» («Педа гогическая культура») В 30-х гг. участвовал в деятельности краковского отделения Об-ва рабочего ун-та Во время 2-й мировой войны был узником фаш концентрац лагеря, затем руководил обучением детей в подпольных школах близ Кракова В 1950-57 ректор Высш. пед.школы в Кракове

Автор капитального труда «Общество и воспитание» («Panstwo a wychowanie», 1935), систематич.вузовского курса общей педагогики («Pedagogika ogolna», 1935) и др. Выделял две гл. функции воспитания адаптационную приспосабливающую молодежь к жизни в условиях накопленного нацией культурного наследия, и реконструктивную, формирующую творческое отношение к жизни Полноценное развитие личности ребенка считал возможным только в подлинно демокр обществе, в условиях школы, отражающей открытость общества (кн «Тоталитаризм и кутьтура», «Totahzm czy kultura», 1938)

Соч.: Rozwoj naturalny i czynniki wychowa та, Krakow, 1925, Wychowanie panstwowe a narodowe Lwow 1931 Pedagogika, jej metodv i miejsce w systemie nauk Krakow 1933, Ksztalce nie i doswiadczenie Warsz 1961 Wychowanie czlowieka w zrmennej spolecznoSci Warsz 1962 Proces ksztalcenm i jego wyznaczmki, Warsz А К Савина

МЫШЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЬЯНМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЭН-ЦЗЫ

МЭН-ЦЗЫ (ок. 372-289 до н. э.), древнекит. философ, последователь Конфуция. Его учение изложено в канонич. книге «Мэн-цзы», составленной учениками после его смерти. Как и Конфуций, М.-ц. занимался в основном вопросами этики и политики, выдвигал на первый план проблемы обучения человека и его самосовершенствования. В основу своей этич. теории и педагогики М.-ц. положил тезис о доброй природе человека (шань син), согласно к-рому каждый обладает врождённым знанием добра и способностью творить его. Задача воспитания заключается в том, чтобы сохранять, развивать и совершенствовать эти этич. начала. Народ - высшая ценность в концепции М.-ц. Он имеет право восстать против недобросовестного правителя. В то же время в учении М.-ц. чётко разделялись обязанности «верхов» и «низов». М.-ц. допускал возможность не только врождённых моральных качеств, но и врождённых знаний, к-рые присущи мудрым людям и отличают их от простолюдинов. Внутр. природу совершенной личности составляют гуманность, долг, мудрость и чувство необходимости соблюдения установленного строя и отношений между людьми («гуманное управление», уважение старших по возрасту и социальному положению).

Осн. внимание в процессе обучения он обращал на моральное воспитание и, подобно Конфуцию, стремился воспитывать высш. моральные качества у людей, к-рые бы управляли простым народом. Мудрое управление - основа гармоничного гос-ва и общества. Управлять обществом должны люди умственного труда, обладающие знаниями, носители высших моральных качеств. Людей же физич. труда следует воспитывать в духе соблюдения норм поведения, давая им необходимые практич. навыки.

Лит.: Древнекитайская философия, т 1, М., 1972; Васильев Л. С., Проблемы генезиса китайской мысли, М., 1989.

Л. С. Васильев.

МЯСИЩЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

МЯСИЩЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - [29.6(11.7). 1893, Петербург, - 4.10.1973, Ленинград], психолог, ч.-к. АПН СССР (1968; ч.-к. АПН РСФСР с 1957), засл. деят. науки РСФСР (1964). Ученик В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского. После окончания мед. ф-та Психоневрологич. ин-та в Петрограде (1919) работал там же. В 1944-73 в ЛГУ (зав. кафедрой психологии в 1953-60). Специалист. по общей и мед. психологии, разрабатывал патогенетич. теорию неврозов и на её основе вопросы психотерапии. Особый интерес для пед. психологии и педагогики имеют исследования М. по проблемам личности, в к-рых определяющее значение имеет концепция отношений как соз-нат. избират. активной связи личности с людьми и предметами действительности.

Соч.: Психич. особенности человека, т. 1-2, Л., 1957-60 (соавт.); Личность и неврозы, Л., 1960; Осн. проблемы и совр. состояние психологии отношений человека, в кн.: Психол. наука в СССР, т. 2, М, 1960

Лит. - В H Мясищев, ВП, 1973, № 5; Немчин Т А., Серебрякова Р. О, В. Н. Мясищев и мед. психология, ВП, 1983, № 1. Л. А. Радзиховский.

Предыдущая страница Следующая страница