Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСЕВЬЕВ МАКАР ЕВСЕВЬЕВИЧ

ЕВСЕВЬЕВ МАКАР ЕВСЕВЬЕВИЧ - [18(30)1864, с. Малые Кармалы, ныне в Ибресин-ском р-не Чувашии, - 11.5.1931, Казань], морд. учёный-просветитель, педагог, Окончил Казанскую инородческую учительскую семинарию (1883; в этом уч. заведении преподавал до 1920) и вольнослушателем ист.-филол. ф-т Казанского ун-та (1892). Пед. взгляды Е. сложились под воздействием идей Н. И. Илеминского и И. Я. Яковлева. Как методист. совершенствовался под руководством Н. А. Бобровникова.

Основой обучения считал родной язык, в качестве уч. материала использовал образцы фольклора и нар. речи. Его шк. «Букварь для мордвы-эрзи» и «Букварь для мордвы-мокши» (опубл. в 1892), созданные на рус. графич. основе, положили начало морд. уч. лит-ре и сыграли Значит. роль в распространении грамотности в морд, народе. Составил первонач. учебники рус. яз. для эрзи и мокши (1892). Выступил с инициативой создания морд, учительских школ; эта идея была осуществлена после 1917. Считал неотделимой частью общеобразоват. подготовки трудовое обучение (в 1906-12 руководитель уч. мастерских семинарии). После Окт. революции стал организатором пед. образования; был руководителем и преподавателем курсов учителей для морд, школ (в Москве, Казани и др.). Преподавал в Казанской вост. академии (проф. с 1921), Казанском пед. ин-те (1922-25) и Татарском комму-нистич. ун-те (1922-30). Труды Е. положили начало исследованиям проблем морд, языков («Основы морд, грамматики», 1928; «Эрзянско-рус. словарь», 1931). Систематизировал и ввёл в практику преподавания лит. нормы морд, языков. Соавтор первого сов. букваря для морд, уч-ся «Тундонь чи» (Весенний день», 1923). Исследовал историю, этнографию, культуру морд, народа. Инициатор создания и первый пред. Мордовского культ.-просвет. об-ва (1917).

Соч.: Избр. труды, т. 1-5, Саранск, 1961-66.

Лит.: Беззубов В. И., Науч.-пед. деятельность M. E. Евсевьева, Саранск, 1960; БибинМ. Т., О с о в с к и й Е. Г., Макар Евсевьевич Евсевьев - первый мордовский учёный, просветитель, педагог, Саранск, 1988; Жиганов М. Ф., M. E. Евсевьев - историк родного края, Саранск, 1990. М. Т. Бибин.

ЕВТУШЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРИАНОВИЧ

ЕВТУШЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ АНДРИАНОВИЧ - [24.4(6.5). 1836, Полтава, - 11(23).9. 1888, Петербург], рус. педагог, методист-математик. Окончил Петерб. ун-т, с 1861 изучал за границей систему подготовки учителей в пед. уч. заведениях. С 1864 руководитель Высш. пед. курсов при 2-й воен. гимназии. В 1868 преподаватель математики в частной жен. школе, затем на Аларчинских жен. курсах. С 1877 гл. инспектор по уч. части дет. приютов, усовершенствовал внутр. распорядок, ввёл в уч. план рисование, черчение, труд (ремёсла). С кон. 1877 издавал и редактировал (совм. с А. П. Пятковским) журн. «Нар. школа»; участвовал в организации и работе Пед. музея воен.-уч. заведений (лектор, составитель каталогов, создатель мастерских по изготовлению уч. пособий); активный член Петерб. пед. об-ва (с 1879 пред.). Занимался также устройством нар. школ, руководил занятиями на Андреевских курсах в Петербурге.

Разработал методику элементарной математики на основе самостоят. работы учащихся, наглядности и занимательности обучения и соответствия возрасту обучаемых («Методика преподавания арифметики», 1872). Считая гл. причиной неуспеваемости учащихся по математике излишнюю систематичность её преподавания в нач. классах, признавал необходимость концентрич. изучения математики, разработал программы и уроки по пропедевтич. курсам арифметики, алгебры и геометрии. Его «Методика», построенная на основе последоват. изучения чисел вместо изучения действия, критиковалась П. Л. Чебышевым и Л. Н. Толстым за «противоречие началам науки», явное подражание нем. педагогам и «неточность языка». Всесторонняя оценка «Методики» Е. дана А. И. Голь-денбергом (рецензия в «Уч.-воспитат. б-ке», т. 1, ч. 2, М., 1876, с. 1-27) и В. А. Латышевым («Руководство к преподаванию арифметики», M., с. 70-74). Е. признавал значение домашнего образования, стремясь соединить выгоды домашнего и шк. обучения («Проект устройства домашних школ», журн. «Семья и школа», 1974, "Nfe 5-6). Однако идея Е. не была поддержана педагогами, считавшими, что домашние школы не могут иметь широкого обществ. значения, т. к. недоступны большинству родителей.

Соч.: Сб. арифметич. задач, ч. 1 - 2, СПБ - П., 1891 -; Методика приготовит, курса алгебры, СПБ, 1876 (соавт.).

Лит.: Ланков А. В., К истории развития передовых идей в рус. методике математики, М., 1951; Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики 18 - 19 вв., М., 1956.

ЕГИПЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕЛЬНИЦКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ

ЕЛЬНИЦКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ - [14(26).6.1846, - 1917(?)], педагог. Окончил Нежинский лицей (1868). Преподавал словесность в Мозырской гимназии (1868-70). В 1871-72 проходил подготовку на Петерб. пед. курсах воен. ведомства (оставил мемуары). С 1872 в Омске: до 1906 преподаватель педагогики в жен. гимназии (в 1888 издал «Очерки по истории Омской жен. гимназии»), до 1909 учитель словесности в Сибирской воен. гимназии.

Автор учебников и уч. пособий (св. 30) по педагогике, методике преподавания рус. яз. и словесности, истории педагогики, широко использовавшихся в пед. (особенно женских) уч. заведениях начала века, среди них «Курс дидактики», «Общая педагогика», «Методика нач. обучения отеч. языку», «Очерки по истории педагогики» (1918). Ряд работ посвящён разл. аспектам нач. обучения. Был последователем и пропагандистом пед. учения К. Д. Ушинского. В трудах о методах преподавания педагогики подчёркивал необходимость развития у будущих учителей умения и навыков самостоят. исследования пед. проблем. Изучение пед. дисциплин, по мнению Е., содействует развитию самонаблюдения, открывает пути к самовоспитанию и самоусовершенствованию, способствует развитию разумной любви к детям, формированию проф. отношения к явлениям окружающей жизни. Исследовал разл. вопросы формирования дет. личности: роль дет. игр и игрушек в психич. развитии, значение привычек и навыков, природных предпосылок (темперамент) для дет. развития, особенности воспитания волевой сферы. («Замкнутые индивидуумы», 1882; «Характеристики девочек»; «Отношения между ученицами», 1895).

Соч.: Избр. пед. статьи, М., 1898; XL лет учительства в далекой окраине. К1911; Рус. педагоги 2-й пол. XIX столетия, П., (имеется библ. трудов Ельницкого).

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - см. Женское образование.

ЕПИСКОПСКИЕ ШКОЛЫ

ЕПИСКОПСКИЕ ШКОЛЫ - см. Соборные школы.

ЕРШОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ

ЕРШОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ - [20.7 (1.8).1818, дер. Ивачево Зарайского у. Рязанской губ., ныне Луховицкого р-на Моск. обл., - 1867, Москва], учёный-механик, педагог, деятель техн. образования. Окончил Рязанскую гимназию (1835), физ.-мат. ф-т Моск. ун-та (1839). Прошёл двухгодичную науч.-практич. подготовку в области механики в техн. уч. заведениях России, Франции, Англии, Германии. В 1844 сдал магистерский экзамен. В 1843-53 преподавал впервые введённую в России практич. механику в 3-й Моск. гимназии, где организовал кабинет моделей машин и механизмов. В 1844-59 проф. Моск. ун-та. С 1845 в Моск. ремесленном уч. заведении (МРУЗ, предшественник Моск. техн. уч-ща; ныне МГТУ им. Баумана): преподаватель практич. механики и начертат. геометрии (1845-55), инспектор классов (1855-59), директор (1859-67). Подготовил проект 1-го устава Моск. техн. уч-ща. Открытое после смерти Е. в 1868, оно стало одним из первых высш. техн. уч. заведений общего назначения.

Е. - сторонник развития техн. и с.-х. образования в России, руководитель рус. школы техников. Отстаивал целесообразность создания отеч. инженерных уч. заведений. Пропагандировал достижения нар. мастеров-механиков (Кулибина, Ползунова, Зворыкина и др.). Провёл анализ состояния техн. образования в Зап. Европе и выявил наиб. перспективные его направления: взаимосвязь реального образования в гимназиях с проф. техн. образованием, соединение теоретич. и практич. подготовки, эксперим.-практич. метод подготовки учёных-механиков (был положен им в основу работы МРУЗ). Важную роль в обучении играли и мастерские МРУЗ, в к-рых выпускались образцы новой техники, закладывались основы маш.-строит. культуры и новые методы обучения «механич. иск-ву».

Е. оказал поддержку первым опытам Д. К. Советкина по созданию «рус. системы» производств. обучения. Был видным популяризатором техн. знаний, новой техники и технологии. Внёс большой вклад в подготовку первых инженер в-педагогов.

Соч.: О значении механич. искусства и о состоянии его в России, М., 1859; О высш. техн. образовании в Зап. Европе, М., 1857; По вопросу о высш. с.-х. образовании, «Журнал Мин-ва гос. имуществ», 1863, т. 82.

Лит.: Любимов H. A., Воспоминание об А. С. Ершове, М., 1869; II p о к о ф -ев В. И., Проф. А. С. Ершов, «Тр. ИИЕТ», М., 1956, т. 8, с. 209 - 29. Е. Г. Осовский.

ЕРШОВ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

ЕРШОВ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ - [30.7(11.8). 1870, с. Полетаеве, ныне Пермской обл., - 16.4.1957, пос. Алтайский Алтайского края], педагог. Систематич. образования не получил, но овладел мн. практич. навыками и ремёслами. В 1910 организовал первый в Сибири дет. приют «Муравейник» (с. Алтайское Бийского у.), к-рый содержал на средства, заработанные своим трудом. В приют принимались дети дошк. возраста и воспитывались до поступления в проф. уч. заведения. В 1921 приют преобразован в дет. коммуну. Взгляды Е. на воспитание сложились под влиянием нар. педагогики, на практике он шёл по пути А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого. В коммуне большую роль играло дет. самоуправление (общее собрание воспитанников, совет коммуны и т. д.), активно действовала пионерская организация. Воспитанники коммуны участвовали в производит, труде - на огороде и в поле, в саду и на пасеке; заложили фруктовый сад, создали пруд, в к-ром разводили рыбу, построили небольшую гидроэлектростанцию. Впервые на Алтае были выращены томаты, велись опыты по селекции с.-х. культур. Е. стремился создать дет. дом семейного типа. Жизнь в дет. доме строилась, как в большой дружной семье. Мн. воспитанники носили фамилию Е. и часто пользовались его материальной поддержкой. В 1935 коммуна была принята на полное гос. обеспечение и преобразована в дет. дом (1937), к-рый ныне носит имя Е.

Соч.: Жизнь посвящаю детям, Барнаул, 1982. П. П. Костенков.

ЕСИПОВА-ВОСКРЕСЕНСКАЯ АЛЕКСАНДРА ИЛЬИНИЧНА

ЕСИПОВА-ВОСКРЕСЕНСКАЯ АЛЕКСАНДРА ИЛЬИНИЧНА - [21.5(2.6).1890, с. Кор-чево, ныне Конаково Тверской обл., - 30.4.1966, Москва], методист. по рус. яз. в нач. школе, ч.-к. АПН РСФСР (1950). Окончила словесное отделение Моск. жен. пед. курсов им. Д. И. Тихомирова в 1917. Пед. деятельность начала в 1907 в земской школе Тверской губ., в 1916-18 работала в жен. гимназии Барнаула; в 1922-51 - в ср. школах и пед. уч-ще Москвы. Разрабатывала проблемы методики нач. обучения рус. яз. и внеклассного чтения. Большое внимание уделяла эксперим. работе по обучению детей 6-летнего возраста в старших группах дег. сада и подготовит, группах школ. Автор пособий для обучения 6-летних детей в семье.

Соч.: Практич. руководство к преподаванию рус. яз. в нач. школе. M. (соавт.); Прописи для учащихся 1 кл., М., 1964" (соавт.); Букварь, M.»; Метод. руководство к букварю, М., 1963е; Таблицы по обучению грамоте, М., 1963 ; Азбука для обучения детей в семье, M. (соавт.); Азбука в картинках, М., 1970.

Лига.: А. И. Есипова-Воскресенская. [Некролог], НШ, 1966, МЬ 6.

ЁСИПОВ БОРИС ПЕТРОВИЧ

ЁСИПОВ БОРИС ПЕТРОВИЧ - [2(14).5.1894, с. Полом, ныне Кезского р-на Удмуртии, - 20.2.1967, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1950), д-р пед. наук, проф. (1963). Учился на ист.-филол. ф-те Петрогр. ун-та. С 1918 учитель истории в У дм. АССР. С 1923 в Наркомпросе РСФСР. С 1928 вёл также Н.-и. работу: в Ин-те методов шк. работы (1928-31), Программно-метод. ин-те (1931-33), Ин-те теории и истории педагогики АПН (1944-67). Разрабатывал проблемы дидактики: дал определение понятия «самостоят. работа учащихся», выявил степень самостоятельности работы школьников в зависимости от характера их деятельности, охарактеризовал виды самостоят. работ на разл. этапах усвоения знаний и т. д. («Самостоят. работа учащихся на уроках», 1961). Большое место в науч. деятельности Е. занимали проблемы методов и организац. форм обучения, теория урока, вопросы классификации уроков по осн. дидактич. задачам и целям. Автор руководства по дидактике для учителей нач. классов, учебников по педагогике для пед. уч-щ и ин-тов (со-авт.), а также работ по вопросам воспитания и истории педагогики.

Соч.: Урок в нач. школе, М., 1944; Педагогика. Уч. пособие для пед. уч-ш, М. (соавт.); Организация и воспитание коллектива школьников в свете учения А. С. Макаренко, М., 1956; Дидактика, М., 1957 (соавт.); Самостоят. работа учащихся на уроках, М., 1961; Пути совершенствования методов обучения, СП, 1963, № 12.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - пед. концепция, определяющая целью воспитания содействие естеств. развитию ребёнка. Понятие Е. в. введено и раскрыто Ж. Ж. Руссо в романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руооо критиковал подход к ребёнку как к маленькому человеку, отличающемуся от взрослого лишь недостатком опыта. Одним из первых Руссо рассматривал детство как самоценный, качественно своеобразный этап развития человека. В ребёнке, по его мнению, изначально заложены очень благоприятные тенденции саморазвития, к-рые в большинстве случаев подавляются и извращаются авторитарным воспитанием. Задача воспитателя состоит в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных в ребёнке возможностей, создавая для этого наиб. благоприятные условия, предварять умств. воспитание развитием физич. сил и эмоциональной сферы, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т. п. Так как интересы ребёнка в первую очередь направлены на окружающий его мир, следует ориентировать его, прежде всего, на знания о природе, ничего не навязывая. Важнейшей чертой Е. в. является забота о развитии дет. самодеятельности: все свои знания и нравств. представления ребёнок приобретает самостоятельно, «открывает» под незаметным руководством воспитателя, не использующего при этом никаких мер принуждения. Задача воспитателя заключается не в том, чтобы учить истине, а в том, чтобы предохранять ребёнка от возможных заблуждений.

Для Е. в. приемлема только «дисциплина естеств. последствий», исходящая из непреложных законов природы. Теория Е. в. переоценивала опыт ребёнка, идеализировала его «природу», иногда доходя до крайностей (напр., отрицала необходимость врачебной помощи ребёнку). Е. в. было направлено против авторитаризма и принудительности. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. идея Е. в. вновь стала популярной, послужив основой пед. течений, связанных с теорией свободного воспитания.

Лит- см. при статьях Руссо Ж. Ж., Свободное воспитание. А. И. Пискунов.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - метод психол.-пед. исследования; эксперимент, включённый незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или уч. деятельность.

Впервые об опыте использования Е. э. сделал доклад А. Ф. Лазурский на 1-м съезде по эксперим. педагогике (1910). В последующие годы интенсивная разработка этого метода велась под руководством Лазурского, а также М. Я. Басовым и В. А. Артёмовым. Е. э. соединяет положит. черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он доступен и несложен для проведения. Позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренных реакций, возникающих в искусств, лабораторных условиях. Нередко дополняется беседой. Протоколирование результатов осуществляется лишь по завершении отд. этапов исследования.

Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым эксперим. задачи, а также вычленения отд. элементов в целостной деятельности испытуемого. Результаты Е. э. обрабатываются путём качеств, анализа полученных данных; точный количеств, анализ к результатам Е. э. практически неприменим. Разновидность Е. э. - эксперим. обучение, при к-ром изучение школьника ведётся непосредственно в процессе его обучения и воспитания с целью активного формирования психич. особенностей, подлежащих изучению (см. также Эксперимент).

Лит.: Естеств. эксперимент и его шк. применение, под ред. А. Ф. Лазурского, П., 1918.

Предыдущая страница Следующая страница