Наши партнеры

частота преобразователь

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 4, "РОЛ"-"РЯП")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 4, "РОЛ"-"РЯП")

РОЛЬ

РОЛЬ - устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определённой функции личности в социальных отношениях. Человек как обществ, существо вступает с др. людьми в разнообразные отношения (межличностные, полит., экон., профессиональные и др.), выступая, т. о., носителем разл. Р. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие «Р.» ввёл в социальные науки амер. психолог Д. Мид, разработавший социально-психол. концепцию, в к-рой личность рассматривалась как динамичное сочетание Р. Этот подход лёг в основу интеракционизма.

В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматриваются как освоение определённых Р. Выполнение человеком нек-рой Р. определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности мерой освоения им определённых знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной Р. Так, в Р. родителя человек стремится воплотить черты, связанные в обществ, сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т. д. Освоение Р. родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребёнка.

В детстве также происходит освоение межличностных Р., характеризующих положение человека в системе общения с др. людьми.

Исполнение человеком разл. Р. может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутр. гармонии, чреватая невротич. срывами. Устранить подобное противоречие пси-хол. методами затруднительно, т. к. для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности.

Ролевой подход к становлению и функционированию личности выявляет мн. характерные черты социального взаимодействия людей, однако не исчерпывает всего многообразия и сложности социальных и психич. процессов.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО), учреждена постановлением пр-ва РФ 19 дек. 1991 на базе Академии педагогических наук СССР. Высшая гос. науч. орг-ция по проблемам образования, действующая на принципах самоуправления и собств. Устава. Первое общее собрание состоялось в июне 1992; формирование академии происходило в течение 1992-93. Членами РАО избираются учёные, педагоги, деятели образования и культуры. В 1996 -113 акад., 146 ч.-к., 6 поч. чл., св. 20 ин. чл. През. А. В. Петровский.

Ведёт исследования и разработку науч. основ образования в РФ с учётом социально-экон. изменений в обществе, культурных традиций народов России и заруб. опыта. Координирует апробацию образоват. технологий, средств и форм организации обучения и воспитания, а также исследования в интересах повышения пед. культуры рос. общества. РАО оказывает науч.-метод, помощь уч. заведениям и органам управления образованием в совершенствовании системы подготовки педагогов и преподавателей общеобразоват., проф. и высших образоват. учреждений, в подготовке и повышении квалификации науч. и науч.-пед. работников. Особое направление - обобщение и распространение ист. и совр. опыта развития образования и пед. теории. Академия осуществляет между-нар. сотрудничество в области наук об образовании. При РАО действуют аспирантура и докторантура. В составе РАО проведена реорганизация науч. учреждений быв. АПН. РАО объединяет отраслевые отделения философии образования и теоретич. педагогики; психологии и возрастной физиологии; образования и культуры; общего ср. образования; базового проф. образования; высш. образования, а также 5 региональных отделений: Сибирское (действует на базе Красноярского ун-та), Северо-Западное (на базе Рос. пед. ун-та в С.-Петербурге), Южное (на базе Ростовского пед. университета), Центральное (на базе Института пед. инноваций и Психол. ин-та), Поволжское (Казань). В системе РАО ин-ты - теории образования и педагогики; психологический; развития личности; возрастной физиологии; коррекционной педагогики; управления образованием; общего ср. образования; среднего спец. образования; проф.-тех. образования; образования взрослых; образования Сибири, Д. Востока и Севера; пед. инноваций; центры - социологии образования; социальной педагогики; семьи и детства; эстетич. воспитания; преподавания рус. языка. Академия имеет ин-т переподготовки и повышения квалификации науч.-пед. работников; эксперим. учреждения. Работают Ун-т РАО (быв. Рос. открытый ун-т, осн. в 1991), уч. подразделения при ин-тах, Всерос. заочная многопредметная школа (открытый лицей на базе Моск. ун-та). При РАО действуют науч.-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского, музей сел. школы, худож.-пед. музей игрушки. Учреждения РАО расположены в Москве, С.-Петербурге, Новосибирске, Томске, Казани и др. РАО продолжает издавать пед. журн. «Педагогика» (ведёт историю с 1937), «Вопросы психологии» (с 1955), «Дефектология» (с 1969).

Лит.: Российская академия образования. Персональный состав. 1943-1993, М., 1994; 50 лет РАО, М., 1994. А. В. Петровский, Ю. А. Кораблёва.

РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД

РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОНД (РДФ), неправительств., неполит., благотворит., самоуправляемая общественная коммерч. орг-ция. Созд. в 1987 как Сов. дет. фонд им. В. И. Ленина, к-рый в 1991 преобразован в РДФ и Междунар. ассоциацию дет. фондов (МАДФ), объединившую прежде всего дет. фонды стран СНГ. Высш. руководящий орган - общее собрание, исполнит.-распорядит. орган - правление, созываемое не реже одного раза в год.

РДФ продолжил гуманистич. традицию отеч. общественности, связанную с деятельностью об-ва «Друг детей» и Фонда помощи беспризорным детям им. В. И. Ленина (1924-38). Фонд основывается в своей работе на Конвенции ООН о правах ребёнка, содействует развитию меж-дунар. связей в области защиты детства, воспитанию детей в духе мира.

РДФ консолидирует деятельность отд. граждан, обществ, и гос. орг-ций, творческих союзов и др. с целью повысить их ответственность за воспитание подрастающего поколения, повернуть нац. самосознание к проблемам детства, образования, досуга и общения детей, организовать помощь детям - сиротам, инвалидам, оставшимся без попечения родителей, пострадавшим в результате войн, стихийных бедствий и т. п., из семей беженцев, многодетных и др., а также поддержать юные таланты.

Фонд финансируется за счёт добровольных взносов и пожертвований граждан Рос. Федерации и др. гос-в, доходов. Обучение грамоте. Древнерусская миниатюра из рукописного «ЖитияСергия Радонежского». от экон. и хоз. деятельности фонда. Денежные средства направляются на осуществление осн. долговременных программ: «Жизнь ребёнка», «Слепые дети», «Глухие дети», «Дар жизни», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Семейный детский дом», «Юные таланты» и др.; на конкретную помощь детям и дет. интернатным и лечебным учреждениям, на проведение н.-и, работы по проблемам социальной защиты детства и прав детей.

Фонд имеет отделения во всех республиках, краях, областях и нек-рых крупных городах Рос. Федерации, в его ведении находится Н.-и, ин-т детства (осн. в 1989). Ин-том разработаны законопроекты по проблемам детства: «О правах ребёнка в РФ», «О благотворительной деятельности в РФ» и др., подготовлены и выпущены в изд-ве «Дом книги»: «Положение детей в СССР. 1990 год. Состояние, проблемы, перспектива» (1990), «Положение детей в России. 1992 год (социальный портрет)» (1993), «Права ребёнка» (1992), «Конвенция о правах ребёнка и реальности детства в России» (1993). и др.

РДФ сотрудничает с ЮНИСЕФ (Дет. фонд ООН), ЮНЕСКО, ВОЗ и др. орг-ЦИЯМИ. E. M. Рыбинский.

РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - им. А. И. Герцена (РГПУ). Преобразован в 1991 из Ленингр. гос. пед. ин-та. Ведёт историю с 3-го Петрогр. пед. ин-та (осн. в 1918; имел 3 ф-та). В 1920 ему присвоено имя Герцена. В 1921-25 ин-т стал базой для объединения неск. уч. заведений пед. профиля в многопрофильный пед. вуз - ЛГПИ им. А. И. Герцена: в него влились 1-й Петрогр. пед. ин-т, 2-й Петрогр. пед. ин-т им. Н. А. Некрасова, Петрогр. пед. академия и Высш. пед. курсы. В 1942 с ЛГПИ объединены Коммунистич. пед. ин-т им. Н. К. Крупской (быв. АКВ), в 1956 - 2-й Ленингр. пед. ин-т иностр. языков, в 1957 - Ленингр. пед. ин-т им. М. Н. Покровского. В ун-те (1996): ф-ты - истории, рус. яз. и лит-ры, иностр. языков, дошк. воспитания, нач. обучения, дефектологии, матем., физ., индустр.-пед., хим., естествознания, географии, худ.-графич., физич. культуры, муз.-пед., народов Крайнего Севера; повышения квалификации преподавателей пед. дисциплин вузов и ПТУ, высш. пед. курсы преподавателей иностр. языков для вузов; св. 100 кафедр, аспирантура (с 1926). и докторантура, ф-ты организаторов и руководителей образования, дополнит, пед. профессий; фундам. б-ка (ок. 2,5 млн. ед. хранения). Ун-т располагает уч. и науч. лабораториями, мастерскими, агробиол. и геогр. станциями. В 1996/97 уч. г. в ун-те было св. 15 тыс. студентов (ок. 6 тыс. на вечернем и заочном отделениях), ок. 1700 преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. ок. 200 докторов наук и профессоров и св. 1000 канд. наук и доцентов. С сер. 20-х гг. ин-т ведёт подготовку педагогов для школ Крайнего Севера; здесь разработаны мн. учебники для народов, ранее не имевших письменности. С 1948 готовит специалистов для заруб. стран. На базе ун-та действует региональное Северо-Западное отделение РАО.

С вузом связана деятельность педагогов В. Н. Верховского, В. А. Десницко-го, П. А. Знаменского, Б. Е. Райкова, И. И. Полянского, В. Н. Сорока-Росин-ского, А. П. Пинкевича. В нём преподавали Б. Д. Греков, С. Ф. Ольденбург, Е. В. Тарле, В. В. Струве, А. Е. Ферсман, А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатов, К. М. Быков, В. Л. Комаров, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, Г. М. Фихтенгольц, Ю. М. Шокальский, H. M. Книпович, И. И. Толстой. За годы существования вуз подготовил св. 100 тыс. учителей и др. пед. работников. Издаёт «Учёные записки» (с 1935), уч. пособия, метод, лит-ру для студентов, сб-ки науч. трудов и др.

Лит.: Щербаков А И., ЛГПИ им. А. И. Герцена, М., 1961; Гришинский К. К., Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, Л., 1968. А. П. Купайгородская.

РОССИЯ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОССОЛИМО ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

РОССОЛИМО ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ - [5(17).12.1860, Одесса, - 29.9.1928, Москва], невропатолог и психоневролог. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1884). С 1889 приват-доцент, с 1890 зав. клиникой нервных болезней Моск. ун-та. В 1911 вышел в отставку в знак протеста против реакц. мер министра просвещения Л. А. Кассо. На собств. средства основал и содержал (1911-17). Ин-т дет. неврологии и психологии, к-рый после 1917 передал в дар Моск. ун-ту (впоследствии первая в Европе клиника нервных болезней дет. возраста). С 1917 проф. МГУ, зав. каф. нервных болезней, директор Невро-логич. ин-та им. А. Я. Кожевникова. Работал в комиссиях Наркомздрава, Нар-компроса, в военно-сан. управлении РККА. Один из организаторов и редакторов «Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова» (1901), один из основателей Об-ва невропатологов и психиатров. Труды Р. охватывают широкий круг вопросов неврологии, дефектологии и патопсихологии. Р. предложил ряд приборов для объективного исследования функций нервной системы, описал особый симптом (пальцевой рефлекс ноги), указывающий на поражение двигательного пути головного и спинного мозга, одним из первых стал применять хирургич. методы лечения. Широкую известность имели предложенные им в 1910 методы количеств, исследования психич. функций, т. н. психол. профили Р. - серии индивидуально и фронтально предъявляемых задач на «осмысливание», «восприимчивость», «запоминание», «воображение», «внушаемость» и т. д., оценки за к-рые выводятся в зависимости от кол-ва задач, решённых за определённое время. На основе полученных данных Р. вычерчивал спец. график («профиль»), к-рый, по его мнению, фиксировал психол. черты индивида. Представления о «психич. функциях», возможностях их количеств, выражения, из к-рых исходил Р., не соответствуют теоретич. уровню совр. психологии и, по-видимому, не отражают существа того или иного дефекта (см., напр., Лурия А. Р., Высшие корковые функции человека.., М., 1962). Однако работы Р. имели большое значение для развития дет. и патологич. психологии, понимания эмоций, привычек и характера ребёнка, в т. ч. «критич. фаз» в его развитии.

Соч.: Психол. профили, M., 19172; План исследования дет. души, M., 19223; Курс нервных болезней, М.-Л., 19303 (ред.); Эксперим. исследование психомеханики по индивидуальным и массовым методам, М., 1930.

Лит.: Неврология, невропатология, психология, психиатрия. Сб., посвящённый 40-летию научной, врачебной и пед. деятельности проф. Г. И. Россолимо. 1884-1924, М., 1925 (библ.); «Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1929, кн. 3-4 [поев. Г. И. Россолимо]; Брусиловский Л. Я., Г. И. Россолимо, «Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1960, т. 60, в. 12. М. С. Роговин.

РОТКОВИЧ ЯКОВ АРОНОВИЧ

РОТКОВИЧ ЯКОВ АРОНОВИЧ - [20.1(2.2). 1909, Вильно, - 29.6.1975, Куйбышев], филолог-методист, д-р пед. наук (1952), проф., засл. деят. науки РСФСР. (1968). В 1930 окончил пед. ф-т 2-го МГУ. С 1933 преподавал в Куйбышевском пед. ин-те (с 1938 зав. кафедрой лит-ры). Труды по теории и истории методики преподавания лит-ры: о принципах анализа худож. произв., о теоретич. основах методики как пед. дисциплины. Провёл (первое в сов. методике лит-ры). эксперим. исследование относительной эффективности осн. методов преподавания лит-ры (1934), создал фундаментальный труд по истории преподавания лит-ры в сов. школе (19762).

Соч.: Очерки по истории преподавания рус. лит-ры в школе, ИАПН, 1953, в. 50; Хрестоматия по истории методики преподавания Лит.: Памяти Я. А. Ротковича, ЛШ, 1975, №5;Бочкарев В. А., Бодрова Н. А., Сигал Л. М., Я. А. роткович, в сб.: Преподавание худож. лит-ры в школе, Куйбышев, 1975. Л. М. Сигал.

РОХOB ФРИДРИХ ЭБЕРХАРД

РОХOB ФРИДРИХ ЭБЕРХАРД (11.10.1734, Берлин, - 16.4.1805, Реккан, близ Бранденбурга), нем. педагог, реформатор сел. школ. Получил образование в рыцарской академии в Бранден-бурге. Был на воен. службе (1749-57). Вернувшись инвалидом в свои обширные поместья, пришёл к выводу о возможности улучшения их состояния путём совершенствования обучения крестьян. С этой целью развернул подготовку учителей для школ и сам преподавал. Одним из первых стал рассматривать деятельность сел. школы как специфич. пед. проблему. Перестроил программу обучения в нар. школах, ввёл чтение, письмо, счёт, природоведение, практич. обучение навыкам ведения х-ва. Вместе со своим учеником, учителем нар. школы Г. Ю. Брунсом, начал подготовку уч. пособий для сел. школ. Составил ориг. книгу для чтения «Друг детей» (1776), в к-рой объединил рассказы о природе, хоз. наставления, назидат. произв., правила личной гигиены и т. п. Книга пользовалась значит. популярностью и ещё при жизни Р. была издана тиражом в 100 тыс. экз. При создании этой и подобных нар. книг Р. опирался на идеи И. Б. Базедова об использовании в уч. целях фактов повседневной жизни, явлений природы и др., наблюдаемых детьми под руководством учителя. Р. стремился материалом книги развивать у детей самостоят. мышление. Нравств. воспитание понимал как выработку трудолюбия, умеренности и религиозности.

Для реализации своих планов подготовки учителей составил «Опыт учебника для детей крестьян, или Пособие для учителей низших и сельских школ» (1772), а также «Инструкцию для сельских учителей» (1773, совм. с Брунсом). Успехи в деятельности Р. побудили власти Пруссии в законодат. порядке закрепить практику организации сел. школ (с 1797). Такие школы рассматривались как государственные общедоступные вне зависимости от исповедания.

Соч.: Samtliche padagogische Schriften. Bd 1_4, В., 1907-10.

Лит.: Vahlbrach K., Das soziale Lebenswerk F. E. von Rochows, Langensalza, 1928. А. И. Пискунов.

РУБАКИН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

РУБАКИН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - [1(13).7.1862, Ораниенбаум, ныне Ломоносов Ленингр. обл., - 23.11.1946, Лозанна, похоронен в Москве], книговед, теоретик самообразования, писатель. Окончил физ.-мат. и юрид. ф-ты Пе-терб. ун-та (1887). Один из основателей Отдела помощи самообразованию при Пед. музее воен.-уч. заведений в Петербурге. В 1892 Р. возглавил частную общедоступную б-ку, к-рой широко пользовались учителя воскресных школ. Сотрудничал с издателями в выпуске массовой науч.-популярной лит-ры. В 1901 и 1904 за антиправительств, выступления подвергся аресту и высылке из столицы. В 1908 выехал в Швейцарию. Покидая родину, передал личную б-ку (св. 100 тыс. тт.). петерб. отделу Лиги образования. В Швейцарии создал новую публичную б-ку, к-рой пользовались деятели рус. эмиграции.

Вёл переписку с читателями, предлагал индивидуальные программы для самообразования, каталоги и рекомен-дат. списки для комплектования нар. б-к и т. п. На основе этого опыта составил ориг. библиографии, указатель «Среди книг» (1-е изд. 1906); во 2-е изд. (т. 1-3, 1911-15). вошло 20 тыс. записей, распределённых по тематич. разделам, каждый из к-рых предварялся обзором лит-ры с указаниями для её использования.

Автор «Писем к читателям о самообразовании» (отд. изд. 1913), труда «Практика самообразования» (1914). и др. Стремился создать «библиопсихологию» - общую теорию чтения и общения людей с помощью книги. Вторая б-ка Р. (ок. 100 тыс. книг). в 1948 по его завещанию перевезена на родину и составила отд. фонд в РГБ.

Соч.: Избранное, т. 1-2, М., 1975; Как заниматься самообразованием, М., 1962.

Лит. Сорокин Ю. А., Библиопсихол. теория Н. А. Рубакина и смежные науки, в сб.: Книга. Исследования и материалы, в. 17, М., 1968; Разгон Л., Под шифром «Рб». Книга о Н. Рубакине, М., 1966; Мавричева К. Г., Н. А. Рубакин, М., 1972; Рубакин А. Н., Рубакин. Лоцман книжного моря, М., 19792; Айзенберг А. Я., Самообразование: история, теория и совр. проблемы, М., 1986. А. Я. Айзенберг.

РУБИНШТЕЙН МОИСЕЙ МАТВЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУБЦОВ ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

РУБЦОВ ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 20.10.1948, Москва), психолог, дер психол. наук (1988), проф. (1991), д. ч. РАО (1992). После окончания МИФИ (1972). работает в НИИ ОПП (ныне Психол. ин-т РАО), с 1992 директор. Пред, редакц. совета журн. «Вопросы психологии» (1993); чл. редакц. совета (с 1922). междунар. периодич. изданий «European Journal of Psychology of Education» («Европейский журнал психологии образования», Швейцария). и «Early Development and Parenting» («Раннее развитие и семейное воспитание», Нидерланды).

Специалист в области психологии обучения. Научные иссл. посвящены психол. проблемам развития мышления школьников, разработке логико-психол. основ содержания развивающего образования.

Соч.: Креативная функция сознания, М., 1988 (соавт.); Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения, М., 1987. С. С. Степанов.

РУМЕР МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РУМЕР МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - [26.9(8.10).1888, Москва, - 23.6.1981, там же], деятель в области муз. воспитания и образования детей, канд. искусствоведения (1935). В 1907 окончила Муз. школу им. Гнесиных, в 1913 - курс у Э. Жак-Далькроза в Школе музыки и ритмики в Хелерау (Германия). В 1919- 1921 зав. секцией внешк. образования, в 1924-32 чл. Учёного совета Нарком-проса РСФСР. В 1919-24 работала в Ин-те ритмич. воспитания в Москве. С 1924 преподавала ритмику и методику ритмики в Моск. консерватории (с 1930 зав. отделом социального воспитания, декан муз.-пед. ф-та). С 1944 в НИИ ХВ АПН РСФСР. (в 1946-69 зав. отделом муз. иск-ва).

Р. приняла активное участие в организации массового муз. воспитания в России. Большое влияние на становление Р. как музыканта-педагога, на формирование просветительской направленности её деятельности оказали занятия в классе композитора А. Т. Гречанинова. Под влиянием идей Жак-Далькроза, Б. Л. Яворского и Т. Я. Брюсовой одним из гл. направлений в работе Р. стало ритмич. воспитание детей. Оригинальная метод, система Р. включала широкий спектр приёмов, способствующих, с одной стороны, раскрепощению личности учащихся, раскрытию их творческого потенциала, с другой - введению ученика в сложный мир муз. образов. Муз.-ритмич. движение рассматривалось Р. как важнейшее средство развития эмоционально-творческой сферы учащихся и как путь к постижению учениками худож.-образного содержания произведения, его формы, средств выразительности. Занятия по ритмике сочетались с усвоением муз. грамоты, к-рая, по Р., «.. в широком смысле этого слова охватывает весь круг вопросов, касающихся содержания и построения музыкальных произведений» (Методика худож. воспитания в школе, под ред. С. Н. Луначарской, 1934, с. 26- 27).

Соч.: Из опыта работы по музыке и ритмике в дет. саду, М., 1926; Муз. грамота на основе пения, М., 1927; Книга по пению. Для первого класса, М., 1960 (соавт.).

С. Н. Морозова.

РУМЫНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РУССО ЖАН ЖАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЫБНИКОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

РЫБНИКОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - [8(20).2.1885, д. Александро-Невская, ныне Новодеревенского р-на Рязанской обл., - 3.6.1942, Свердловск], педагог, методист-словесник, проф. (1935). По окончании ист.-филол. ф-та Московских высш. жен. курсов (1909). преподавала в Вяземской жен. гимназии. С 1918 работала в Малаховской ср. школе (под Москвой), с 1923 - в Моск. пед. техникуме Профинтерна, в 1924-31 - на пед. ф-те 2-го МГУ. Вела науч. работу в Ин-те методов внешкольной работы, Центр, ин-те педагогики, Ин-те дет. книги и др. н.-и, учреждениях. Разработала методику наблюдений над языком худож. произведений («Работа словесника в школе», 1922), систему упражнений по рус. языку («Книга о языке», 1 изд. под заглавием «Изучение родного языка», 1921; 19263).

По инициативе Р. и под её руководством был введён в 5-7-х кл. курс «Лит. чтения». Осн. труд Р. - «Очерки по методике лит. чтения» (19633). посвящён разработке содержания выразит, чтения, приёмов анализа текста, системы письменных работ. Наряду с непосредств. эмоционально-эстетич. восприятием худож. лит-ры Р. утверждала правомерность разбора содержания лит. произведений в органич. связи с их худож. формой. Особое значение Р. придавала изучению языка худож. произведений как средству развития речи учащихся. Исследуя в широком ист. плане теорию и практику дет. чтения, Р. разработала принципы отбора и издания книг для детей.

Соч.: Избр. труды, М., 1958; Совр. и клас-сич. лит-ра в школе, М. - Л., 1927; Методика преподавания лит-ры, М., 1930; Введение в стилистику, М., 1937.

Лит.: Роткович Я. А., М. А. Рыбникова, в его кн.: История преподавания лит-ры в сов. школе, M., 1976.

РЫБНИКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

РЫБНИКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - [16(28). 10.1880, с. Верхний Якимец, ныне в Рязанской обл., - 31.3.1961, Москва], психолог, ч.-к. АПН РСФСР. (1947), д-р пед. наук (по психологии). (1943), проф. (1945). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1910). С 1912 работал в Психол. ин-те при Моск. ун-те (ныне Психол. ин-т РАО), сотрудничал в науч. учреждениях Москвы (АКБ им. Н. К. Крупской, Ин-т дет. дефективности, Ин-т методов шк. работы и др.). Науч. исследования Р. посвящены проблемам возрастной и пед. психологии. В его трудах дана характеристика возрастных особенностей ребёнка на основе анализа языкового развития, игровой деятельности, формирования интересов и идеалов. Под руководством Р. проведена науч. работа по составлению словаря рус. ребёнка; с этой целью по его инициативе была создана спец. комиссия. Р. собрал науч. коллекцию дневников дет. развития, составленных родителями. Эти дневники он рассматривал как ценный материал, дополняющий результаты эксперим. изучения ребёнка. Предметом исследования Р. являлись также вопросы жизненного самоопределения в юношеском возрасте, выбора профессии.

Для пед. психологии важное значение имела разработка Р. проблемы овладения навыками чтения, письма, счёта. Р. вел также эксперим. исследование мне-мич. процессов. Много внимания уделял методам психол. исследования, в частности разрабатывал биографич. метод, имеющий важное значение для исследования личности. В последний период науч. деятельности занимался преим. разработкой проблем истории психологии, организовал в ин-те кабинет истории психологии, положил начало систематизации библиография, работы в области психологии.

Соч.: Деревенский школьник и его идеалы, М., 1916; Биографии и их изучение, М., 1920; Введение в изучение ребенка, М., 1921; Детство и юность, М., 1922; Психология и выбор профессии, М., 1925; Язык ребенка, М. -Л., 1926; Словарь русского ребенка, М.-Л., 1926; Интересы совр. школьника, М. - Л., 1926; Детские рисунки и их изучение, М. - Л., 1926; Навыки чтения, письма и счета у совр. школьника, М., 1929; Память, ее психология и педагогика, М. -Л., 1930; Крестьянский ребенок, М., 1930; Об ошибках чтения и приемах борьбы с ними, М., 1939; К истории психол. библиографии. ВП, 1956, №1.

Лит.: Гоноболин Ф. Н., 75-летие проф. Н. А. Рыбникова, ВП, 1956, № 1; К 80-летию со дня рождения Н. А. Рыбникова, ВП, 1960. № 6; Н. А. Рыбников. [Некролог], ВП, 1961. № 3. А. А. Никольская.

РЫКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

РЫКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - [22.5(4.6).1910, д. Афаносовская Архангельской обл., - 20.3.1984, Ленинград], методист-биолог, д-р пед. наук (I960), проф. (1960). Окончил ф-т естествознания ЛГПИ им. А. И. Герцена (1932), преподавал в ср. школе. С 1933 вёл науч. работу на Ленингр. естеств.-науч. пед. станции, с 1938 - в ЛГИУУ. В 1954-60 работал в Ленингр. НИИ педагогики АПН РСФСР, с 1960 проф. кафедры методики преподавания естествознания ЛГПИ (позднее зав. этой кафедрой). Р. занимался проблемами методики преподавания зоологии в ср. школе и педвузе, внеклассной натуралистич. и природо-охранит. работы; разработал принципы организации зоол. отдела на шк. уч.-опытном участке и проведения на нём наблюдений и опытов с животными («Уч.-опытный агробиологич. участок», 19532, в соавторстве). Один из авторов учебников «Зоология» (1949, 196813, в соавторстве), «Неживая природа» (1975, ред.). и др. и создателей уч.-метод, комплекса по зоологии.

Соч.: Внеклассная работа по зоологии, Л., 1940; Методика преподавания зоологии, Л., 19573; Руководство к практич. занятиям по методике преподавания зоологии, М., 1976; Зоология с основами экологии животных, М., 1981. Лит.: Юбилей ученого. [К 70-летию со дня рождения Н. А. Рыкова], СП, 1980, № 6. Д. И. Трайтак.

РЯППО ЯАН ПЕТРОВИЧ

РЯППО ЯАН ПЕТРОВИЧ - [30.3(11.4). 1880, Веросский уезд, ныне на терр. Эстонии, - 14.4.1958, Киев], педагог, один из организаторов системы образования УССР. По окончании гор. уч-ща получил звание учителя нач. школы. В 1898-1909 в Петербурге, заводским рабочим участвовал в рев. движении. В 1909 окончил ист.-филол. и вост. ф-ты Петерб. ун-та. В 1918-20 работал в органах сов. власти Николаева и Одессы, с 1921 на отв. гос. постах в Харькове и Киеве. В 1921-28 зам. наркома просвещения, пред. Госпрофобра УССР, пред. Гл. научно-методологич. к-та, ведавшего н.-и, работой в области просвещения. В 1922-28 гл. редактор укр. пед. журналов; одновременно преподавал в высш. школе. В 1928-38 занимал руководящие посты в пром-сти (нарком лёгкой промети, зам. пред. ВСНХ Украины). В последующие годы преподавал в Киеве, Уфе, Москве. В годы войны работал в Наркомате просвещения Башк. АССР, был директором моек, филиала изд-ва «Радяньска школа». В 1944-48 руководил науч.-метод, кабинетом Мин-ва просвещения УССР. В 1922-34 чл. Всеукр. ЦИКа.

Наряду с Г. Ф. Гринько, В. П. Затон-ским, Н. А. Скрыпником выступал теоретиком системы образования на Украине в 20-е гг. Сторонник концепции монотехнического образования. Стремился воплотить её в практику образо-ват. учреждений. Один из авторов Кодекса о нар. образовании УССР. (1922), закрепившего эту практику, и др. документов об общем и проф. образовании и социальном воспитании (1921-28), организатор съездов, конференций и совещаний работников просвещения Украины. Участник дискуссий по проблемам развития образования в СССР.

Одна из ведущих идей Р. - социальное воспитание как формирование личности под воздействием социальной действительности. Эти процессы Р. рассматривал с позиций партийно-классового подхода. Предпочтение «педагогике социальной среды» привело Р. к недооценке роли школы и семьи в воспитании личности. В нач. 20-х гг. (в условиях массовой беспризорности). в качестве «маяка соцвоса» выдвигался детский дом, а формой организации детей - отряды юных пионеров. Над общеобразоват. школой-семилеткой, по Р. и Гринько, строилась профшкола, а на её базе - техникумы и ин-ты, осуществлявшие «преемственность трудовых квалификаций» по дифференцированным «вертикалям» - индустриально-техн., с.-х., пед. и др. Проф. школа, как утверждал Р., способна объединять общее и проф. образование, и именно проф. стержень создаёт условия перехода к политехнизму. По проблемам политехнического образования Р. активно дискутировал с деятелями Наркомпроса РСФСР. Р. стал инициатором развития в УССР. школ ФЗУ, домов рабочих подростков, разл. типов с.-х. школ, на к-рые возлагалась подготовка рабочих кадров. В кон. 20-х гг. высказывался за сближение и унификацию систем образования УССР. и РСФСР. Обосновывал подходы к перестройке высшей школы на Украине в целях сближения теоретич. подготовки с запросами индустр. произ-ва.

Работам Р. свойственны, с одной стороны, полит. страстность и науч. увлечённость, с другой - технократизм и прагматизм. Р. был первым историком сов. школы и педагогики на Украине, автор книги о нар. образовании на Украине в 1917-27, раскрывшей проблемы и противоречия этого периода (изд. в Харькове, 1927).

Соч.: Реформа высшей школы на Украине в годы революции (1920-24), Хар., 1925; Система индустриально-техн. образования, его пути и реализация в СССР, в кн.: Материалы Всеукр. конференции по индустриально-техн. образованию, Хар., 1922; Сов. проф. школа, ее место и значение в системе просвещения и в нашем нар. х-ве в целом, Хар., 1926; Проблема профессионализма и политехнизма в сов. шк. системе, Хар., 1929; На путях унификации систем нар. образования, «Революция и культура», 1930, № 3.

Лит.: ОсовскийЕ. Г., Развитие теории проф.-техн. образования в СССР. 1917-40, М., 1980, гл. 2; Атлантова Л. И., Я. П. Ряппо, в кн.: Антология пед. мысли Укр. ССР, М., 1988. Е. Г, Осовский.

Предыдущая страница Следующая страница