Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДОБ"-"ДОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДОБ"-"ДОН")

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно Д. проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравств. точки зрения Д. является долгом человека. По отношению ко всем людям требование Д. определяется постулируемым моралью равенством людей и правом каждого человека на уважение. При этом в Д. подчёркивается не только безусловное признание в др. человеке его морального достоинства, но выражаются миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству. Р. Г. Апресян.

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОБРОМЫСЛОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ДОБРОМЫСЛОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - [5(17).4.1892, г. Белозерск, ныне Вологодской обл., - 2.5.1965, Москва], филолог, методист. рус. яз., ч.-к. АЙН РСФСР (1950). В 1917 окончил Петрогр. ист.-филол. ин-т. Пед. деятельность начал в 1918 в Обществ. гимназии г. Хор-лы Таврической губ. Преподавал в школах Украины, Абхазии, Москвы и Моск. обл. С 1938 на науч.-пед. работе в Москве, в т. ч. в МГПИ им. В. И. Ленина (1938- 1941), НИИ общего и политехн. образования АПН (1944-65).

Одно из осн. направлений метод. деятельности Д. - исследование взаимодействия развития речи и логич. мышления ребёнка. Центр. место в шк. курсе отводил систематич. преподаванию грамматики («О развитии логич. мышления учащихся V-VII кл. на занятиях по рус. яз.», 1956). Последовательность изучаемого лингвистич. материала на уроках раскрывала науч. основы предмета, его логич. структуру. Навыки абстрактного мышления, аналитич. способности, «дисциплина мысли» воспитывались у учащихся с нач. классов. Особая роль отводилась при этом разл. видам разборов (синтаксич., морфологич., лексич.), комплексу грамматич. упражнений и задач для самостоят. решения. Преимущественный интерес к становлению логич. мышления, усвоению теоретич. аспектов языка отразился в написанных Д. разделах пособий для учителей: «Преподавание рус. яз. в 5-7 кл. Фонетика и морфология», 1956; «Преподавание рус. яз. в 5-7 кл. Синтаксис», 1960.

Осознание грамматич. строя языка, по мысли Д., - «мощный фактор» развития речи. На выявление связи грамматики и стилистики направлено одно из первых социометод. исследований Д. «К вопросу о языке рабочего подростка» (1932). Здесь рассмотрены и классифицированы на лингвистич. основе характеристики речи учащихся в сопоставлении с «языком» рус. писателей. Проанализированы причины «речевой бедности» и пути их устранения в шк. практике (отбор грамматич. значений предложено производить с точки зрения стилистики). В последующих работах «Изложения и сочинения в семилетней школе» (1946), «Развитие речи в связи с изучением грамматики. Морфология» (1954) разработаны др. пути формирования речевой культуры учащихся: работа со словарём, этимологии, разыскания, изучение синонимов и антонимов, овладение многообразными жанрами устной и письменной речи, упорядочение речи в грамматич. отношении в изложениях и сочинениях и т. д.

Соч.: Рус. язык. Учебник для ремесл. и ж.-д. уч-щ, М. 1947; Трудные вопросы грамматики и правописания, в. 1-2, М., 1958-60 (соавт.); О преподавании рус. яз. в восьмилетней школе по новой программе. М., 1961 (соред.).

Лит.: Павлов В. А., К 90-летию со дня рождения В. А. Добромыслова, РЯШ, 1982, № 4. Д. А. Ермаков.

ДОБРОСЛАВИН АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

ДОБРОСЛАВИН АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ - [29.9(11.10). 1842, с. Дятьково, ныне Брянской обл., - 18(30). 11.1889, Петербург], врач-гигиенист, один из основоположников эксперим. воен. и шк. гигиены в России. По окончании Медико-хирур-гич. академии в 1865 был оставлен там же ординатором. В 1868 защитил докторскую дисс. В 1869-70 работал в Германии. Основатель и руководитель (1871), проф. (с 1876) первой в стране самостоят. кафедры гигиены в Медико-хирургич. академии (с 1881 Воен.-мед. академия). Отмечал необходимость физиол. и гигие-нич. изучения психич. деятельности человека для решения проблем обучения и воспитания. В руководстве Д. «Гигиена. Курс обществ. здравоохранения» (СПБ, 1882-84) освещены осн. положения шк. гигиены: гигиенич. требования к выбору участка и шк. зданию, рациональная организация умственных занятий (их чередование с физич. упражнениями). Д. - один из учредителей Рус. об-ва охранения нар. здоровья и пред, секции обществ. здравоохранения этого об-ва.

Лит.: Гигиена детей и подростков, под ред. В. Н. Кардашенко, М., 1980, с. 24-26; Антропова М. В., История гигиены детей и подростков, в её кн.: Гигиена детей и подростков, Ми982е, с. 6-7.

М. В. Антропова.

ДОБРОТА

ДОБРОТА - качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро. Противоположность Д. - злобность. В обыденном сознании под Д. подразумеваются такие качества личности, как мягкость, предупредительность, заботливость, способность к сочувствию, без к-рых Д. немыслима. Однако такое понимание Д. является ограниченным, поскольку включает и любые конформистские (см. Конформизм), соглашательские, попустительские действия. Подлинная Д. является принципиальной и вдохновляется заботой не только о благополучии др. человека, но и о его моральном совершенстве и достоинстве. Р. Г. Апресян.

ДОГМАТИЗМ

ДОГМАТИЗМ (от греч. dogma, род. п. dogmatos - учение, положение, мнение), способ мышления, характеризующийся безусловным, некритич. принятием нек-рых положений, мнений, учений или норм в качестве догм - постулатов или практич. принципов. Догмы, как правило, приписываются легендарно-мифич. персонажу или создаются реальным лицом (социальным институтом, руководящим органом орг-ции), к-рое люди считают непогрешимым авторитетом. Авторитарность догматич. сознания исключает необходимость последоват. обоснования и понимания, внутр. согласованности учения или морального кодекса. При этом высказывания, утверждения авторитета рассматриваются как критерий оценки новых сведений. Поэтому догматич. сознание нетерпимо к новым знаниям или иным взглядам. Борьбе с Д. способствует развитие науч. знаний о природе и обществе. В совр. эпоху Д. характерен для идеологии консервативных обществ. групп и соответствующих им этически неразвитых ценностно-нормативных систем; на личностном уровне - для лиц, стремящихся под прикрытием авторитетного догматич. мнения осуществить свои интересы (см. Демагогия). Р. Г. Апресян.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В ОБУЧЕНИИ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В ОБУЧЕНИИ - логич. действие, в процессе к-рого обосновывается истинность суждения. Возможны 3 формы Д. в обучении: использование Д. учителем или составителем учебника при изложении уч. материала; самостоят. Д. учащихся, получивших от учителя прямое предложение доказать тот или иной тезис; постановка учителем задач, требующих в ходе решения самостоят. Д. учащихся. С точки зрения самостоятельности и осознанности осуществляемых действий более высокий уровень имеют Д., обусловленные потребностью решить стоящую перед учащимися в данный момент проблему.

Введение Д. в обучение, особенно на уроках гуманитарных дисциплин, довольно необычно для учащихся - у школьников, как правило, отсутствует потребность в таких Д. Доказательное изложение материала учителем объективно способствует формированию у учащихся внутр. потребности в обосновании чужих, а затем и своих суждений, повышает качество знаний, является средством сосредоточения внимания, активизации мышления, т. к. предполагает критич. прослеживание хода рассуждений. Учитель в ходе рассуждения демонстрирует сложную умственную работу, побуждая к таковой учащихся.

Учащиеся, даже при однократном введении Д. учителем, пытаются копировать форму его изложения, что говорит о большой силе воздействия логич. структур. В результате доказательного изложения на первый план выступают аргументиров. положения, к-рые легко и прочно усваиваются. Учащимся становятся доступны и сложные «многоходовые» Д., но при обязательном условии полной логич. развёрнутости и наглядности демонстрации логич. рассуждения. Под демонстрацией понимается и совокупность логич. правил, применение к-рых обеспечивает последоват. связь мыслей, убеждает в необходимой обоснованности тезиса, его истинности.

Д. может выступать в процессе обучения как средство развития логич. мышления учащихся; как приём активизации их мыслительной деятельности; особый способ организации усвоения знаний; иногда как единственно возможная форма адекватной передачи определённого содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость, а следовательно, истинность и безупречность выводов; как неподменяемое средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и навыков учащихся (в том случае, когда осуществляется самостоят. поиск Д.). Если речь идёт о материале высокого уровня обобщения, то Д. берёт на себя и роль стимула в становлении убеждений и мировоззрения учащихся.

Д. могут применяться в обучении лишь при соблюдении ряда обязат. условий. Так, ярко выраженную доказательную структуру целесообразно использовать при рассмотрении гл. вопросов темы или одного вопроса, наиб. отчётливо выражающего сущность изучаемого явления или процесса. Выделение для Д. ведущих вопросов темы, стержневых обобщённых мыслей, идей позволяет строить изложение концентрически (см. Концентризм в обучении). Д. всегда строится на конкретном материале и заключается в первую очередь в подборе веских и достаточных аргументов в пользу тезиса, т. е. Д. может иметь место только в том случае, если у доказывающего и воспринимающих достаточно сведений из области знаний, в рамках к-рой развёртывается рассуждение. Поэтому только ограниченную часть новых знаний уч-ся могут приобретать через выводы. Кроме того, чтобы Д. действительно могли способствовать усвоению знаний учащимися, они должны утроиться на таком материале, структура к-рого соответствует отд. видам Д., т.е. сам материал подсказывает ту или иную систему аргументации. Использование Д. в обучении основано на подготовленности учащихся к логич. операциям такого типа и учёте их возрастных особенностей.

Эффективность самостоят. Д. в большей мере зависит от способов их включения в уч. процесс, от той необходимой меры помощи, к-рую в состоянии предложить учитель каждому ученику. Совр. дидактич. концепции обновления школы, ориентируют на усиление роли самостоят. доказательных построений в уч.-воспитат. процессе, направленном на становление личности ученика. И. К. Журавлёв.

ДОКЛАД УЧАЩИХСЯ

ДОКЛАД УЧАЩИХСЯ - , вид самостоят. работы, используется в уч. и внеклассных занятиях. В процессе подготовки Д. у учащихся формируются навыки исследоват. работы. Обучая школьников методике работы над Д., учитель помогает им составить план, подобрать осн. источника и иллюстративный материал, учит систематизировать полученные сведения и делать выводы и обобщения. В ср. и ст. классах школьники делают Д. по тезисам и конспектам, пользуются схемами, чертежами, картами и т. д. К Д. по крупной теме целесообразно привлекать неск. учащихся, распределив между ними вопросы для выступлений. Обсуждение Д. развивает самостоятельность и активность учащихся, расширяет их познават. интересы, приучает критически мыслить. При оценке Д. учитываются как его содержание, форма, так и культура речи докладчика. Широко применяется Д. в вечерних школах.

Лит: Кудряшев Н. И., Взаимосвязь методов обучения на уроках лит-ры, М., 1981; Урок лит-ры, М., 1983.

ДОКТОРАНТУРА

ДОКТОРАНТУРА - в Рос. Федерации высшая ступень в системе подготовки научных и науч.-пед. кадров, часть системы непрерывного образования. Введена в СССР в 30-х гг., упразднена в 1956, восстановлена в 1987. Организуется при ведущих высших уч. заведениях, науч. учреждениях и организациях. В Д. с отрывом от произ-ва принимаются лица, имеющие учёную степень кандидата наук в возрасте до 40 лет, имеющие крупные науч. достижения в избранной области. Срок подготовки в Д. не превышает 3 лет и засчитывается в стаж науч.-пед. работы. Докторантам выплачивается гос. стипендия. За лицами, окончившими Д., сохраняется право возвращения на науч.-пед. или науч. работу в орг-ции, направившие их на обучение.

Учёный совет учреждения, при к-ром организована Д., на основании заключения соответствующей кафедры (отдела, лаборатории) по науч. докладу и развёрнутому плану диссертации принимает решение о приёме в Д., определяет возможные сроки выполнения диссертац. исследования, а также утверждает его тему и индивидуальный план работы докторанта.

Подготовка в Д. проводится по след, пед. специальностям: теория и история педагогики; методика преподавания (по отраслям); спец. педагогика (тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопе-дагогика, логопедия); теория и методика физич. воспитания, спорт, тренировка и оздоровит. физич. культура; теория, методика и организация культ.-просвет. деятельности. В Д. по психологии - по общей психологии, истории психологии; психофизиологии; психологии труда, инженерной; мед.; социальной; юрид. психологии, социологии и психологии личности; пед. и возрастной психологии; спец. психологии. В рамках др. отраслей наук - по социологии культуры, образования, науки.

Для оказания помощи докторантам в проведении диссертац. исследований по месту их подготовки могут назначаться науч. консультанты. При необходимости в качестве консультантов могут привлекаться ведущие учёные и специалисты из др. организаций. Докторанты в необходимых случаях могут быть командированы в ведущие отеч. и заруб. науч. центры. Ежегодно докторанты представляют учёному совету отчёт о выполнении индивидуального плана работы, по результатам к-рого проводится аттестация и принимается решение о дальнейшем пребывании докторанта в Д. За время обучения докторант должен завершить работу над диссертацией, включая проведение предварит. экспертизы, и представить её к защите.

Лит.: Положение о подготовке научно-пед. и науч. кадров в системе непрерывного образования, «Бюллетень Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР», 1987, № 12. Ю. Г. Круглое.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ

ДОКУМЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНАЯ - источник первичной информации о состоянии дел в общеобразоват. школе. В Рос. Федерации Д. ш. распределяется на 3 группы. Документы у ч.-п с д а-гогической деятельности. К ним относятся прежде всего планы уч.-воспитат. работы школы (годовой и др.), работы метод. объединений, учителей (поурочные и др.), классных руководителей, воспитателей групп (классов) продлённого дня, директора и его заместителей. Документы по личному составу учащихся и уч.-пед. учёту включают списки и копии списков детей и подростков, подлежащих всеобучу, алфавитную книгу записи учащихся, их личные дела, а также журналы (классные, факультативных занятий, групп продлённого дня); книги учёта бланков и выдачи аттестатов и т. п. документов о полученном школьником образовании, золотых и серебряных медалей, похвальных листов и похвальных грамот; журнал пропущенных и замещённых уроков (как документы уч.-пед. учёта могут рассматриваться дневники учащихся). В документы по руководству деятельностью пед. коллектива входят протоколы пед. совета, приказы по школе, книги учёта личного состава пед. работников. Порядок оформления документов уч.-пед. учёта, их формы определены спец. инструкцией.

Документы статистической отчётности и делопроизводства. Статистич. отчёты в общеобразоват. школах составляются на основании ведущегося в них первичного учёта. Порядок оформления отчётов и их формы утверждаются органами гос. статистики. С 1972 нач., 8-летние и ср. школы представляют отчёты: на начало уч. года; об успеваемости учащихся за уч. год; краткий за 1-е полугодие; сел. школ; об интернате при школе. В документы делопроизводства входят журналы регистрации документов, номенклатура дел, личные дела учителей и воспитателей и нек-рые другие. Работа с этими документами предполагает чёткую регистрацию входящих и исходящих материалов, правильное ведение и оформление дел, обеспечение доступности к сведениям, необходимым повседневно.

Документы финансово-хозяйственной деятельности подразделяются на финансовые (оформление расходов и т. п.) и на документацию по материальной базе школы (акты инвентаризации имущественно-материальных ценностей и др., материалы по обслуживанию уч.-материальной базы и др.). Порядок ведения этих док-тов устанавливается спец. инструкциями и метод. указаниями.

Для разных видов Д. ш. определены разл. сроки их хранения. Для отбора документов на хранение и к уничтожению по истечении срока хранения в школе создаётся экспертная комиссия.

Г. Г. Богомолов.

ДОЛГ

ДОЛГ - категория этики, выражающая нравств. задачу отд. человека, группы лиц, социальной группы, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях и становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного, охватывающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм). В истории человечества содержание Д. толковалось различно в зависимости от конкретных проблем общества и понимания обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху. Как морально-этич. понятие Д. обозначает безусловную необходимость воплощения в поступках морального идеала, т.е. соблюдение справедливости, содействие благу др. людей и стремление к личному самосовершенствованию. Д. является наиб. общим нравств. требованием: человек должен творить добро. В этом отношении Д. отличается от др. типов повеления и детерминации поведения - утилитарно-конъюнктурного и политического. Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формируется обществом и предъявляется к ним), то Д. - это отношение личности к обществу.

Моральное долженствование противостоит действительности и выражает неудовлетворённость человека сущим и сознание необходимости изменить его, ибо только в активном противостоянии стихийно складывающемуся порядку вещей (как вокруг себя, так и в себе самом) человек может осуществить добро и ограничить зло. С этим связаны две существ, черты Д. - абсолютность и формальность. Д. абсолютен, т. к. не зависит от преходящих обстоятельств, авторитетов, влияний обществ. мнения, желания получить награду, добиться личного счастья и т. п. Источник Д. представители этич. учений видели по-разному: в стоицизме, натуралистич. и эволюц. этике - в природе, в теологии и объективном идеализме - в нек-ром высшем, сверхестеств. начале, в филос. реализме - в человеке (но не конкретном, а «родовом» - представителе человечества). Д. формален, ибо его действит. содержание раскрывается через понятия добра, совершенства, идеала. Человек воплощает моральное требование в жизни, руководствуясь разумом и совестью, свободно самоопределяясь, преследуя цели, к-рые могли бы быть приняты каждым честным человеком. Только при соблюдении этих формальных условий может быть совершён моральный поступок: человек претворяет добро, лишь исполняя свой Д., т.е. самоограничивая себя, обнаруживая свою независимость. Не случайно в ряде этич. концепций (стоицизм, И. Кант, И. Г. Фихте) Д. рассматривался как одна из ключевых категорий.

Содержание Д. конкретизируется в разнообразных обязанностях человека по отношению к самому себе и по отношению к др. людям (напр., Д. гражданина, семьянина, дружбы, товарищества и др.). Но не всякие обязанности, фиксирующие социальные, проф., семейные и др. статусы человека и называемые Д., согласуются с Д. человека как моральной личности. Напр., воинский Д. предполагает выполнение солдатом всех приказаний командира, с моральной же точки зрения солдат вправе отказаться от исполнения приказов, нарушающих нормы человечности и гуманности. При этом в любой ситуации человек сам определяет, что ему повелевает Д. и тем самым обнаруживает меру своей ответственности. Воспитание чувства Д. не должно подменяться формированием исполнительности или послушания, наоборот, оно должно включать развитие способности к самосознанию, ответственности, требовательности к себе, чувства сострадательности, терпимости по отношению к др. людям.

Р. Г - Апресян.

ДОМА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ДОМА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ - культ.-просвет. учреждения для учителей, преподавателей пед. уч. заведений, работников дошк., внешк. и др. учреждений системы нар. образования. Учреждены декретом СНК, подписанным В. И. Лениным в 192t. Находятся в ведении к-тов профсоюзов работников просвещения, высш. школы и науч. учреждений; органов нар. образования. В 1934-56 наз. Домами учителя (нек-рые из них сохранили это название). В СССР в 1989 насчитывалось св. 400 Д. р. п. В С.-Петербурге имеется Дворец культуры работников просвещения.

Правления Д. р. п. избираются на конференциях представителей проф. орг-иий данной области, города, р-на и работают на обществ. началах.

Д. р. п. оказывают учителям, преподавателям уч. заведений помощь в повышении проф. образования, расширении науч. знаний, совершенствовании пед. мастерства, организуют отдых работников нар. просвещения. При Д. р. п. создаются нар. цун-ты культуры, пед., правовых знаний и др., проводятся теоретич. конференции, пед. чтения, лекции, доклады, диспуты, вечера. Действуют клубы (молодого учителя, ветеранов пед. труда, по интересам), любительские объединения, секции, кружки, коллективы худож. самодеятельности, имеются б-ки, читальные залы. М. А. Иванова.

ДОМА РЕБЕНКА

ДОМА РЕБЕНКА - в Рос. Федерации учреждения для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, детям одиноких матерей, а также детям с дефектами физич. или психич. развишя. До Окт. революции в России существовали т. н. приюты для подкидышей, воспитательные дома, государственные или благотворительные. Подобные заведения есть и в заруб. странах.

Д. р. находятся в веденпи органов здравоохранения, по путёвкам к-рых в них направляются дети от рождения до 3 лет (в специализированные - до 4 лет). Из Д. р. дети выбывают в дошк. детские дома, учреждения социального обеспечения, к родителям, на усыновление, под опеку. Детям неизвестных родителей при приёме присваиваются фамилия, имя, отчество, после чего в 3-дневный срок ребёнок регистрируется в ЗАГСе на основе акта о его приёме. Сведения о всех детях, поступивших в Д. р. или выбывших из него, направляются в адресный стол.

Создаются Д. р. общего типа, а также специализиров. Д. р. (группы) для детей с поражением ЦНС, нарушениями функций опорно-двигат. аппарата, слуха, речи, зрения и др. Кол-во мест в Д. р. колеблется от 30 до 150 (наиб. распространены Д. р. на 75-100 мест). В Д. р. дети разделяются на возрастные группы, условно называемые «грудная», «ползунковая», «старшая». Во главе Д. р. стоит гл. врач. Предусмотрены должности: врачей - педиатров, отоларингологов, невропатологов; медсестёр - по физиотерапии, леч. физкультуре, диетсестёр и др. Пед. персонал объединяет ст. воспитателей, воспитателей, учителей-дефекте логов, логопедов, муз. руководителей. Круглосуточный пост воспитателей устанавливается на каждые 10 детей.

Д. р. располагают изолятором (число коек до 10% общего числа мест), карантинным отделением; площадками для прогулок, верандами, крытыми навесами для сна на воздухе. При Д. р. организуется попечительский совет. За Д. р. закрепляются шефствующие орг-ции.

В Д. р. наряду с воспитанием осуществляются оздоровит. мероприятия и лечение детей. Уделяется внимание вопросам рационального питания. Дети в первые месяцы жизни получают донорское грудное молоко. В летний период для ослабленных детей дополнительно выделяются ассигнования. В Д. р. используются методы физич. воспитания и закаливания - массаж, гимнастика, занятия по развитию двигат. навыков, воздушные и водные процедуры, организуется сон на воздухе. Детям с отклонениями в развитии и состоянии здоровья назначается соответствующее лечение. Для детей с поражением ЦНС проводится комплекс восстановит, лечения. При необходимости заболевшие дети своевременно госпитализируются в дет. стационары, в первую очередь направляются на санаторное лечение.

Обеспечивая необходимые условия жизни и воспитания детей, Д. р. не могут восполнить отсутствие ласки и материнской любви в первые годы жизни ребёнка. Научно доказано, что депривация грудного возраста отрицательно сказывается на психич. и физич. развитии. Для большинства воспитанников Д. р. характерны задержка развития, расстройство нервной системы и др. недостатки. Все эти отклонения, требующие спец. корректировки, в дальнейшем исправляются очень тяжело либо остаются на всю жизнь. Вместе с тем наблюдается тенденция к увеличению числа детей, попадающих в Д. р. при наличии родителей, лишённых родительских прав, отбывающих срок в местах заключения, даже из нек-рых многодетных семей, в к-рых родители ведут образ жизни, не соответствующий нормам морали, и не справляются со своими обязанностями. Часты случаи отказа от детей в роддоме. Т. о., проблема Д. р. требует участия всего общества как в разрешении задач воспитания граждан, особенно будущих отцов и матерей, так и в создании необходимых условий деятельности Д. р. (материально-техн. базы, стр-ва и ремонта зданий, подготовки кадров специалистов, активной помощи общественности в работе Д. р.).

ЛитРуководство для врачей домов ребенка, М. 1987. Л. В. Дружинина.

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ

ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ - Осн. в 1950 в Москве как подразделение изд-ва «Дет. лит-ра». Задачи Д. д. к.: изучение совр. дет. лит-ры, тенденций её развития, спроса на дет. книгу, соотношение издательской практики и читательских интересов; пропаганда дет. книги, укрепление творческих связей писателей, художников, издательских работников с юными читателями; помощь семье и школе в организации дет. чтения. Д. д. к. проводит совещания по отд. проблемам дет. лит-ры и для обсуждения дет. книг с участием писателей, литературоведов, критиков и библиотекарей; информирует б-ки и школы о выпуске новых книг для детей; организует выставки книжные и художников-иллюстраторов, «Дни издательства»; участвует в Неделе дет. книги. При Д. д. к. работают справочная специализиров. б-ка (св. 250 тыс. ед. хранения в 1990), эксперим. дет. читальный зал, постоянная выставка книг изд-ва «Дет. лит-ра»; лекторий для библиотекарей и руководителей дет. чтения. Ведёт переписку с читателями и орг-циями, в т. ч. зарубежными.

«ДОМОСТРОЙ»

«ДОМОСТРОЙ» - др.-рус. свод правил обществ. и домашней жизни (отсюда назв. «Д.», т.е. домоустроение). Время создания и авторство «Д.» точно не установлено. Известны редакции «Д.»: первая составлена предположительно в Новгороде, в кон. 15 в.; вторая и третья, т. н. «смешанная», - в сер. 16 в. Редактором второй был выходец из Новгорода Благовещенский иерей Сильвестр, входивший вместе с А. Адашевым в «избранную раду» при Иване Грозном. Состав Сильвестров-ской редакции: гл. 1-15 о почитании веры («духовное строение»), гл. 16-29 о семейной жизни («мирское строение»), гл. 30-63 о ведениии х-ва («домовное строение»), гл. 64 - Послание сыну Ан-фиму. В Синодальном списке добавлен «Указ свадебному чину». «Д.» относится к числу сочинений т. н. обобщающего характера, типичных для Рус. централи-зов. гос-ва 16 в. «Д.» отчасти отражает антич. традицию («О хозяйстве» Ксено-фонта, 4 в. до н. э.) и сравним с «Рассуждениями об управлении семьи» Пандоль-фини (15 в.) и др. памятниками, передающими быт бюргерства стран Европы (напр., чешская «Книга учения христианского», «Парижский хозяин»). В основу «Д.»легли фрагменты из Библии, назидательные соч. предшествующего периода (Златоуст, Измарагд, «Пчела», Златая Цепь, «Поучение» Владимира Мономаха и др.) - Вместе с тем «Д.» отражал черты социально-экон. жизни рус. общества 16 в., мировоззрение зажиточного хозяина, к-рый должен быть воспитателем как собств. детей, так и слуг. Детей отец. должен учить знаниям («вежеству») и рукоделию, воспитывать в них уважение к учителям, вежливое отношение к окружающим людям, особую почтительность к старшим. Детям нужно прививать скромность, честность, трудолюбие, милость, сострадание к бедным, бескорыстие и трезвость. Воспитание следовало осуществлять в духе послушания церкви и гос-ву. Дети обязаны беспрекословно подчиняться родителям, иначе отцу следует применять по отношению к ним физич. наказание, к-рым не рекомендовалось злоупотреблять и тем более превращать в истязание.

Вопреки бытующему мнению «Д.» с большим уважением относился к женщине как матери, хозяйке, воспитательнице (гл. «Похвала жёнам»), хотя и ставил выше авторитет мужа-хозяина.

Источн.: Домострой по списку ОИДР, Миз82; «Домострой» Сильвестровского извода. Текст памятника с примечаниями, материалы для сравнит, изучения (образцы «Домостроев»: Ксенофонта и трех западноевропейских), объяснит, статьи и словарь, СПБ, 1891; (Рус. классная б-ка, под ред. А. Н. Чудинова, в. 2); Домострой, в кн.: Памятники лит-ры Др. Руси, М., 1985, с. 70 - 173; Домострой, вступ. ст. и комментарии В. В. Колесова, М., 1990.

Лит.: Орлов А., Домострой. Исследование, ч. 1, Ми917; Некрасов И. С., Опыт ист.-лит. исследования о происхождении древнерус. Домостроя, М., 1873; С о-к о л о в а М. А., Очерки по языку деловых памятников XVI в. Л1957; Словарь книжников и книжности Древней Руси, в. 2 (2-я пол. XIV -XVI в.), ч. 2, Л., 1989, с. 323 - 333 (библ.). А. И. Рогов.

ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА

ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА - эксперим. уч.-воспитат. учреждение для детей 5-10 лет, основывавшее свою деятельность на принципах теории свободного воспитания, существовало в Москве в 1906-09. Д. с. р. организован Об-вом друзей естеств. воспитания на базе семейного дет. сада М. Станиловской (открыт в 1903), занятия в к-ром строились как отклик на запросы ребёнка в форме игры, ручного труда, рассказов, бесед, экскурсий; детям предоставлялась возможность творческого самовыражения в процессе рисования, лепки, рукоделия и т.п. После закрытия об-ва (1907) Д. с. р. стал называться дет. садом М. А. Гуцевич (на её имя имелось разрешение на открытие дет. сада и частной школы 3-го разряда), а руководство им перешло к «Кружку совместного воспитания и образования детей» во главе с К. Н. Вентцелем.

По плану организаторов, Д. с. р. являлся «пед. общиной», состоявшей из детей, их руководителей и родителей, объединённых стремлением максимально приблизиться к типу идеального общества, основанного на идеях свободы, братства и справедливости. Д. с. р. не имел постоянного руководителя и твёрдого штата. Занятия проводили дежурные родители и работавшие бесплатно педагоги. Коллективное заведование осуществляло выборное бюро, деятельность к-рого контролировало общее собрание родителей и преподавателей - высш. орган учреждения. В 1907 бюро и общее собрание были заменены руководительной комиссией. Во всех её собраниях с правом решающего голоса мог участвовать любой из родителей. Руководители занятиями и дежурные родители еженедельно отчитывались перед комиссией о ходе занятий с детьми.

Основой работы Д. с. р., по замыслу организаторов, был общественно полезный, производительный, творческий труд (по самообслуживанию, изготовлению шк. оборудования, уходу за животными и растениями и др.), тесно связанный с иск-вом и умственными занятиями. Обязат. уч. занятия и заранее разработанные планы и программы отвергались. Необходимые навыки в счёте, письме и чтении, а также науч. знания дети должны были получать в процессе труда, по мере появления потребности в них. Программа дальнейших занятий должна была вырабатываться постепенно, при непременном участии самих детей и при соблюдении их требований и интересов.

Предоставление детям полной свободы, произвольной группировки по интересам, выжидательная позиция взрослых, их боязнь ущемить дет. свободу и хоть в чём-то уподобиться казённой школе привели в итоге к избытку праздного времяпровождения, «необузданному своеволию» детей. Это заставило руководителей более продуманно подойти к организации занятий, провести более чёткое деление на группы (младшую, среднюю и старшую), пригласить для них штатных воспитателей. Однако материальные трудности не позволили развернуть и завершить задуманный пед. эксперимент. Не было средств на должную организацию разнообразных видов занятий в мастерских, на оплату труда руководителей. Отрицательную роль сыграли постоянно меняющийся состав педагогов и воспитанников, отсутствие руководителя учреждения и боязнь части родителей оставить детей без официального аттестата зрелости.

Опыт работы Д. с. р. показал несостоятельность таких сторон свободного воспитания, как стихийность процесса воспитания, недооценка сжлематич. уч. занятий и др., подтвердив в то же время ценность и плодотворность ведущего лозунга этой теории - «самодеятельность и свободное творчество детей, производительный общественный труд - основа воспитания и образования». Это позволило Вентцелю и его сторонникам с учётом данных практики Д. с. р. более детально разработать теорию «идеальной школы будущего», в к-рой есть немало ценного и для совр. педагогики.

Лит: Кружок совм. воспитания и образования детей в Москве (1907 - 1912), М., 1912; Вентцель К. Н., Дом свободного ребенка. (Как создать свободную школу), Ми9233; его же, Новые пути воспитания и образования детей, M.; К и с т я - ковская М. В., Горбунова-По-садова E. E., Первый опыт свободной трудовой школы. «Дом свободного ребенка» М. - П. 1923; Михайлова М. В., Дом свободного ребенка. (К 125-летию со дня рождения К. Н. Вентцеля), СП, 1983, № 4.

ДОНИШ

ДОНИШ - [прозвище Калла (голова); наст. имя - Ахмад Махдум бин Носир] (авг, 1826, Бухара, - март 1897, там же), тадж. просветитель, мыслитель, писатель. Учился в медресе, занимался самообразованием. В 50-х - нач. 80-х гг. состоял на гос. службе у бухарского эмира. В 1857-74 трижды в составе эмирских посольств посещал Россию. Предлагал осуществить в эмирате ряд реформ в духе просвещённого абсолютизма. Гл. причину обществ. зла видел в деспотизме правителей, в отсталости шк. дела. Предлагал ввести светские предметы, в т. ч. рус. язык, и изменить методы преподавания в мусульм. уч. заведениях. В мировоззрении Д., религиозном в своей основе, значительны элементы вольномыслия. Гл. труд - филос.-худож. произв. «Редчайшие происшествия» (рукопись 1875-82) носит просветительский характер, содержит мн. наставлений по воспитанию детей, излагает ответы на возможные дет. вопросы о происхождении мира и т. п. В спец. гл. «В назидание детям о пользе ремёсел и занятий» Д. особо подчеркнул связь умственного и трудового воспитания, дал советы по обоснованному выбору профессии. Выступал против подавления личности ребёнка, за развитие его инициативы.

Соч. в рус. пер.: Путешествие из Бухары в Петербург. Избр. произв., Душ.

Лит.: А р и и о в М. А. (Орифи), Просветительно-пед. взгляды А. Дониша, СП, 1971, № 9. X. Рахимов.

Предыдущая страница Следующая страница