Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АКИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АКИ")

А. А. Б. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- в "Списке" Бутаков, А. А.

А., о. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- в "Списке" Аввакум, архимандрит.

А. ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- в "Списке" Арефьев, д-р.

Абаза Николай Саввич

Абаза Николай Саввич (1837-1901) - в начале 80-х гг. начальник Главного управления по делам печати

Абаза Юлия Федоровна

Абаза Юлия Федоровна - жена Н. С. Абазы, писательница

Абамелек, Анна Давыдовна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

в замужестве Баратынская (жена Ираклия Абрамовича Б. † 1889 г.). Ей посвящена пьеса П.: "Когда-то, помню, с умиленьем, я смел вас нянчить с восхищеньем" (1832 г.).

Абаринова (Рейхельт) Антонина Ивановна

Абаринова (Рейхельт) Антонина Ивановна (1842-1901) - с 1872 г. актриса Александринского театра в Петербурге.

Аббат ("Рим")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Учитель (князя), гувернер, дядька и все, что угодно"; "строгий классик, почитатель писем Пиетра Бембо, сочинений Джиовани della Casa и пяти-шести песней Данта..." Знал "очень хорошо, в какое время лучше телятина, с какого месяца нужно начинать есть козленка", любил "обо всем этом поболтать на улице, встретясь с приятелем, другим аббатом". "Весьма ловко обтягивал полные икры свои в шелковые черные чулки, прежде запихнувши под них шерстяные; чистил себя регулярно один раз в месяц лекарством olio di ricino в чашке кофе и полнел с каждым днем и часом, как полнеют все аббаты".

Абвахта

Абвахта - старинное название гауптвахты, т. е. караульного помещения (нем. Hauptwache)

Абдулин ("Ревизор)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Проклятый купчина Абдулин. Видит, что у городничего старая шпага, не прислал новой". Подает прошение Хлестакову: "Его высокоблагородному светлости господину Финансову от купца Абдулина".

Абдул-Меджид

Абдул-Меджид (1823-1861) - турецкий султан

Абдул-Хан ("Отчаянный")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Горец. "Насчет шашек первый знаток".

Абеляр Пьер

Абеляр Пьер (1079-1142) - средневековый французский философ-схоласт и богослов

Аберрация

Аберрация - заблуждение, отклонение от истины (лат. aberrare - заблуждаться)

Абесса

Абесса - настоятельница женского монастыря

Абличительный

Абличительный - поэт - правильно: Обличительный поэт. Псевдоним Д. Д. Минаева

Абордировать

Абордировать - атаковать

Абрамова Мария Морицовна

Абрамова Мария Морицовна (1865-1892) - актриса, антрепренер, открывшая в Москве свой драматический театр (совместно с Н. Н. Соловцовым).

Абрамово

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

село Ниж. губ. Арз. у., почт. станция; на А. адресовались письма в Болдино.

Абрикосов Алексей Иванович

Абрикосов Алексей Иванович (р. 1824) - московский купец, глава торговой фирмы "А. И. Абрикосов и сын", владелец кондитерской фабрики и магазина в Москве

Абрютировать

Абрютировать - забить, привести в скотское состояние (фр. abrutir)

Абсентеист

Абсентеист - у Ф. М. Достоевского - русский, живущий за границей, в эмиграции

Абструзный

Абструзный - то же, что абстрактный

Абсцесс

Абсцесс - гнойник, нарыв, ограниченное скопление гноя в тканях или органах

Абцуг

Абцуг - сдача в карточной игре

Абшид

Абшид - предупреждение об увольнении, отставке (нем. Abschied)

Аваков, Сергей Платонович ("Вечер в Сорренто")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Помещик 45 лет. Ленивый, бездеятельный, сонный. Вечно и неизменно предан Наталье Елецкой, за которой следует по пятам; беспрестанно подсматривает, "ревнует, но ничего не видит". Среди заграничных скитаний, в тоске по родине, А. снятся "славные, удивительно приятные сны": будто он сидит у себя "в Покровском под окном" - глядит, - "а на дворе все утки ходят, и у каждой на затылке хохол. Филипп кучер телегу подмазывает - а Федюшка трубки несет..." Мечтает, "когда-то Господь Бог приведет увидеть все это опять..." Для полноты счастья А. необходимо, однако, чтобы Елецкая согласилась быть его женой. "Как бы они зажили" тогда в Покровском!

Авантажный

Авантажный - производящий благоприятное впечатление, привлекательный (от фр. avantage)

Аванцо Жан Батист

Аванцо Жан Батист - владелец магазина художественных изделий в Москве, австрийский подданный.

Аввакум, о. ("Через 20-ть лет"; "Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- в "Списке" Аввакум, архим.

Августина Христиановна ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Вдова немецкого происхождения, с утиной физиономией, приятельница Н. Арт. Стахова. Ей Стахов подарил "обманом" пару серых лошадей с завода жены. В письмах к своей кузине, Феодолинде Петерзилиус, жившей в Ревеле, А. Х. называет Стахова: Mein Pinselchen. Рассердившись на Стахова, говорит, что "он нравственности не имеет". По словам Н. А., он "подобной женщины не знает. Это честность, это бескорыстие". Стаховым же был выдан А. Х. вексель, "правда, на незначительную сумму".

Августинович Ф. М.

Августинович Ф. М. - доктор медицины, в 1879-80 гг. сопровождавший партии арестантов на Сахалин. Автор ряда статей в "Правительственном вестнике".

Авдей ("И. С. Поджабрин")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Слуга Поджабрина. "Низенький, плешивый пожилой человек. Волосы y него на затылке были с проседью". "Кашлял и энергически зевал с прибавочными звуками "ге-ге-ге!" "Храпел так, что за две комнаты было слышно". Зажиточный: y него "одного платья рублей на семьдесят будет". О себе самом отзывался: "вестимо, человек, по-барски не умею". "Похождений" барина не одобрял и называл их "вздором"; "ворчал", что Поджабрин "деньги сорит", но не возражал. - "Не могу знать" было любимым ответом А. "Отойди от зла и сотвори благо", - думалось ему; однако, за Машу вступился: "Что вы обижаете девчонку-то? Ведь и она человек: любит тоже"; "отер жесткой рукой девушке слезы и "погладил ее по голове". - Человек хозяйственный: во время переезда на новую квартиру "нагружен был мелочами, как верблюд. Одной рукой он обнял стенные часы; гири болтались и били его по животу. Между пальцами торчал маятник. В другой руке была лампа. Сзади из карманов сюртука выглядывали два бронзовые подсвечника. В зубах он держал кисет с табаком". - "Постой, постой! Эк ты ломишь! - кричал он направо и налево". - "Не ставь зеркала в грязь-то. Погоди носить: надо посмотреть, пройдет ли. Где дворник? Да что ж он не отпирает? Господи, воля Твоя! Это сущая каторга". Потом сам же "внес кадочку с песком, корзину с пустыми бутылками, две сапожные щетки и кирпич". При переезде он, как гончая собака, раз сто взбежал и сбежал по лестнице. Там поддержит уголок дивана или шкафа, там даст полезный совет, как обернуть мебель, верхом или низом". Очень дорожил квартирой, п. ч. в ней было "удобство всякое: и сарай особый, и ледничок от хозяина дают", хотя в последнем не было никакой необходимости для А-я. Вел счет вещам, подаренным Поджабриным Анне Павловне. После ухода маиора Стрекозы "торжественно вышел на середину комнаты и спросил, "не прикажете ли, барин, сходить за вещами" и взять их обратно. Когда Поджабрин задумал снова менять квартиру, А. не выдержал: "Помилуйте, - начал он, - Господи Создатель! Этакую квартиру оставлять! Удобство всякое"... - Воля ваша, пожалуйте мне расчет". Барина своего считал "пустоголовым", а о господах вообще отзывался: "Эти господа думают, что у них одних только есть сердце по той причине, что они пьют ликеру". Ликер, по мнению А., "мерзость" и "только тем хорош, что скоро разбирает"; удивлялся, как у господ "горло не прожжет" от ликера. По собственным словам А-я, он - человек непьющий. Когда А. решил вместо закуски выпить барского ликера ("с утра маковой росинки во рту не было"), он "оглядел бутылку со всех сторон. - Какая бутылка, - рассуждал он, смеючись, - словно наша косушка, a ликера прозывается! Три целковых за этакую бутылку - а? Ну, стоит ли? Вот деньги-то сорят". - "Какая мерзость! - говорил он с гримасой: - А поди и ты. - Право, мерзость!" Понемногу он "прикончил всю бутылку" и на требование Поджабрина подать рюмку ликера сказал: "Ликеры нет: вся вышла. - Вы выкушали последнюю рюмку". На подозрения барина ответил: "Стану я этакую дрянь пить!" - и "плюнул". - "Я еще от роду никакого вина не пивал".

Авдей ("История села Горюхина")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Сын Аграфены Трифоновны. Земский; грамотей. Когда прибыл в Горюхино новый приказчик с письмом от помещика, А. нашли "спящего в переулке под забором"; "или от внезапного испуга, или от горестного предчувствия, буквы письма, четко написанного, показались ему отуманенными, и он не был в состоянии их разобрать". Наутро, "с видом подобострастия и глубокой горести", А. стоял без шапки подле приказчика и "громогласно" прочел письмо помещика.

Авдотья Андреевна ("Отр. из романа в письмах")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Княгиня. Воспитательница Лизы.

Авдотья Васильевна Гринева ("Капитанская дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Гринева, А. В.

Авдотья ("Два помещика")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Ключница Стегунова, "лет тридцати пяти, черноглазая, чернобровая, полная, свежая и с усами", ходит по будням в крахмальных платьях, а по праздникам и кисейные рукава надевает.

Авдотья Николаевна Бобковская ("Казначейша")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- См. Бобковская, Aвд. Ник.

Авдотья ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Прислуга Козловых; "какой-то бурдой из кофе потчевала Марка Волохова.

Авдотья ("Постоялый двор")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Дуняша.

Авдотья ("Ревизор")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Ключница городничего. По словам Анны Андреевны, у нее "в голове чепуха, все женихи сидят". Когда поднялась суматоха при известии о приезде ревизора, А. Андр. посылает ее вслед за городничим: "побежать, расспросить, куда поехали", - а там "подсмотреть в щелочку и узнать все, и глаза какие" у ревизора. - По дороге в лавку А. встречается с Добчинским и рассказывает о том, что городничий получил письмо, и передает его содержание.

Авелан Федор Карлович

Авелан Федор Карлович (1839-1916) - адмирал русского флота, морской министр.

Авелло (1) ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Испанец. Редактор манильской газеты и сборщик податей.

Авелло (2) ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Молодой испанец, сын редактора газеты, спутник Гончарова при осмотре табачной фабрики в Маниле.

Авелло (3) ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Испанка, жена "редактора газеты - редакторша". "Высокая, полная старушка, с седой головой, без чепца, с бледным лицом, черными кротко мерцавшими глазами, с ласковой улыбкой, вся в белом: совершенно старинный портрет, бежавший со стены картинной галереи". Говорила лишь по-испански, т. ч. "опыт объяснения" ее с русскими путешественниками был безуспешен".

Аверка ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Портной, дворовый Обломовых; "перешивал курточку Ильюше из отцовской фуфайки" (Обломова мать).

Аверкиева Софья Викторовна

Аверкиева Софья Викторовна - актриса, жена Д. В. Аверкиева. Участвовала в домашних спектаклях Е. А. Штакеншнейдер (например, играла Дону Анну), в салоне которой бывал Достоевский.

Авзония

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

= Италия. "Сыны А. счастливой" "Евг. Он." - Пут.

Авилова (урожд. Страхова) Лидия Алексеевна

Авилова (урожд. Страхова) Лидия Алексеевна (1865-1943) - писательница, автор мемуаров. Сестра публициста Ф. Ф. Страхова. Печаталась в "Петербургской газете", "Сыне отечества", "Русских ведомостях", в журналах "Север", "Детское чтение" и др. (рассказы в духе народничества). Сочинения: рассказ "Две красоты", "Забытые письма" и многие др., повести "Обман", "По совести", "Золотые сны", "В избранном обществе", воспоминания "А. П. Чехов в моей жизни". О рассказах Л. А. Авиловой одобрительно отзывались Л. Н. Толстой, А. В. Луначарский.

Авиловы Лев, Владимир, Нина

Авиловы Лев, Владимир, Нина - дети Л. А. Авиловой (см.)

Авсеенко Василий Григорьевич

Авсеенко Василий Григорьевич (1842-1913) - беллетрист, критик и публицист. Печатался в "Русском вестнике" (романы: "Буря" - под псевдонимом В. Порошин; "Из-за благ земных", "Млечный путь", "Скрежет зубовный", "Злой дух" и др.). В 1833-1896 гг. - издатель "Петербургских ведомостей". В 1875 г. напечатал в "Русском мире" две статьи о "Подростке" Достоевского, в которых отозвался о романе как о "ядовитой литературе, которая держит читателя в смрадной атмосфере подполья". В апрельском номере "Дневника писателя" за 1876 г. Достоевский ответил уничтожающей статьей об Авсеенко как о критике, ничего не понимающем в русской литературе.

Автобиографии (Гончарова)

Автобиографии (Гончарова) - Гончарова ниже, Приложение 4-ое. Автобиографическое значение имеют: "Нарушение воли", "Лучше поздно, чем никогда", "Заметки о личности Белинского", а также "Воспоминания", "Слуги старого века"; много автобиографических черт и во "Фрег. Пал.", но в них нужно искать "не голой правды, а правдоподобия" (ниже: "На родине").

Автомедон

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- небесный возничий. ("Авт-ны наши бойки" "Евг. Он." VII, 35).

Автор пьесы ("Театральный разъезд")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Пьеса имела успех. "Весь театр гремит". "Боже, как бы забилось назад тому лет 7-8 мое сердце!" "Но разумный холод лет" умудрил автора: "Узнаешь наконец, что рукоплесканья еще не много значат и готовы служить всему наградой: актер ли постигнет тайну души и сердца человека, танцор ли добьется уменья выводить вензеля ногами, фокусник ли - всем им гремит рукоплесканье". "Автор" желает незаметно выслушать мнения зрителей, потому что "мне это нужно, - говорит он, - я комик. Все другие произведенья и роды подлежат суду немногих, один комик подлежит суду всех". "Тот, кто решился указать смешные стороны другим, тот должен разумно принять указания слабых и смешных собственных сторон". "Да, я удовлетворен", - говорит он, выслушав отзывы зрителей: "Какой живой урок! Какая пестрая куча толков!" Счастье комику, который родился среди нации, где общество еще не слилось в одну недвижную массу... где что человек, то и мненье, где всякий сам создатель своего характера", "как даже в сих недоброжелательных осуждениях много того, что нужно знать комику". "Автору" грустно только, что "никто не заметил честного, благородного лица, бывшего в его пьесе". Это смех. Благороден он потому, что "решился выступить, несмотря на низкое значение, которое дается ему в свете"; "несмотря на то, что доставил обидное прозванье комику - прозванье холодного эгоиста и заставил даже усомниться в присутствии нежных движений души его", - говорит А. "Я комик, я служил ему честно и потому должен стать его заступником". - Он имеет в виду "не тот смех, который порождается временной раздражительностью; желчным, болезненным расположением характера"; "не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей", - а "тот смех, который весь излетает из светлой природы человека, - излетает из нее потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его". - Этот смех "углубляет предмет, заставляет ярко выступить то, что проскользнуло бы..."Без него "презренное и ничтожное, мимо которого человек равнодушно проходит всякий день, не возросло бы пред ним в такой страшной, почти карикатурной силе, и он не вскрикнул бы, содрогаясь: "неужели есть такие люди?", тогда как, по собственному сознанию его, бывают хуже люди". - "Несправедливы те, которые говорят, будто возмущает смех... Многое бы возмутило человека, быв представлено в наготе своей; но, озаренное силою смеха, несет оно уже примирение в душу". - "Несправедливы те, которые говорят, что смех не действует на тех, против которых устремлен, и что плут первый посмеется над плутом, выведенным на сцену: плут-потомок посмеется, но плут-современник не в силах посмеяться! Он слышит, что уже у всех остался неотразимый образ, что одного низкого движенья с его стороны достаточно, чтобы этот образ пошел ему в вечное прозвище: а насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете". - Не слышат могучей силы такого смеха: "что смешно, то низко", говорит свет; только тому, что произносится суровым напряженным голосом, тому только дают названье высокого. "Но, Боже, сколько проходит ежедневно людей, для которых нет вовсе высокого в мире. Все, что ни творилось вдохновенным, для них пустяки и побасенки..." - "Но мир задремал бы без таких побасенок; обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души. Побасенки!.. О, да пребудут же вечно святы в потомстве имена благосклонно внимавших таким побасенкам". "Бодрый же в путь! И да не смутится душа от осуждений, но да примет благодарно указанья недостатков, не омрачась даже и тогда, если бы отказали ей в высоких движениях и в святой любви к человечеству". Все изменяется. "В глубине холодного смеха могут (в будущем) отыскаться горячие искры вечной могучей любви... И почем знать, может быть будет признано потом всеми... что тот, кто льет часто душевные, глубокие слезы, кажется, более всех смеется на свете".

Автос-эфа

Автос-эфа - в переводе с греческого - "сам сказал"; Ф. М. Достоевским употребляется как формула слепого подчинения авторитету

Агали Олимпиада Дмитриевна

Агали Олимпиада Дмитриевна - таганрогская знакомая А. П. Чехова

Агамемнон

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

сын Атрея и Эропы, брат Менелая, герой Троянской войны. (Гомер). С А. ср. Александр I. ("На возвращение Имп. Ал." (1814), "19 окт. 1836 г.".

Агапка ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Матрос. "За две чарки водки" взялся выучить писать Фаддеева и написал ему на "замасленной бумаге" "преуродливые азы".

Агафон ("Евгений Онегин")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. "Как ваше имя?" - смотрит он и отвечает: "Агафон".

Агафья Власьевна ("Дворянское гнездо")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Няня Лизы. "Вся в черном, с темным платком на голове, с похудевшим, как воск прозрачным, но все еще прекрасным лицом". Агафья никого не осуждала и Лизу не бранила за шалости. Когда А. бывала чем недовольна, она только молчала. 16-ти лет ее выдали за мужика. "Красавица она была необыкновенная, первая щеголиха по всему околотку, умница, речистая, смелая; ее барин (Дмитрий Пестов) страстно в нее влюбился". Став любовницей П., "А. тотчас освоилась с новым своим положением, точно она век свой иначе не жила. Она побелела, пополнела; руки у ней под кисейными рукавами стали "крупичатые", как у купчихи; самовар не сходил со стола; кроме шелку да бархату, она ничего носить не хотела, спала на пуховых перинах. После смерти барина барыня выдала ее за скотника и сослала с глаз долой, но через 3 года объявила ей прощение и позволила ходить в дом; вскоре произвели ее в экономки и поручили ей все хозяйство. А. опять вошла в силу, опять раздобрела и побелела; барыня совсем ей вверилась". Несчастье вторично обрушилось на А. Муж ее, которого она вывела в лакеи, "украл шесть господских серебряных ложек и запрятал их - до случая - в женин сундук. Это открылось". А. разжаловали из экономок в швеи и велели ей вместо чепца носить на голове платок. А. с покорным смирением приняла поразивший ее удар. Она стала очень молчалива и богомольна, "раздарила все свои хорошие платья. Нагрубит ли ей кто - она только поклонится и поблагодарит за учение. Барыня давно ей простила, и опалу сложила с нее, и с своей головы чепец ей подарила; но она сама не захотела снять свой платок и все ходила в темном платье; а после смерти барыни она стала еще тише и ниже".

Агафья ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Старая птичница" Троекурова.

Агафья Матвеевна Пшеницына-Обломова ("Обломов")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агафья ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. С ней лишь ходила Марфинька на кладбище.

Агафья Тихоновна Купердягина ("Женитьба")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агафья Федосеевна ("Как поссорился Ив. Ив.")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Та самая, что откусила ухо у заседателя". "Носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами. Весь стан ее похож был на кадушку, и оттого отыскать ее талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки ее были коротенькие, сформированные на образец двух подушек". "Не была ни родственницей, ни свояченицей, ни даже кумой Ив. Никиф.", "однако ж она ездила и проживала у него по целым неделям, а иногда и более. Тогда она отбирала ключи и весь дом брала на свои руки"; "была не охотница до церемоний, и когда Ив. Никиф. страдал лихорадкою, она сама, своими руками, вытирала его с ног до головы скипидаром и уксусом". "Сплетничала и ела вареные бураки по утрам, и отлично хорошо ругалась; и при всех этих разнообразных занятиях, лицо ее ни на минуту не изменяло своего выражения, что обыкновенно могут показывать одни только женщины". Иногда Ив. Никиф. "пытался спорить, но всегда А. Ф. брала верх". "Как только она приехала, все пошло навыворот: "Ты, Ив. Никиф., не мирись с ним и не проси прощения; он тебя погубить хочет; это таковский человек! Ты его еще не знаешь", шушукала-шушукала проклятая баба и сделала то, что Ив. Ник. и слышать не хотел об Иване Ивановиче. "Над тобой будут смеяться, как над дураком, если ты попустишь! Какой ты после этого будешь дворянин? Ты будешь хуже бабы, что продает сластены, которые ты так любишь". "И уговорила неугомонная".

Агашка (1) ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Полуумная. "Ходила в одном платье по осеннему холоду". Марфинька "дала ей какую-то изношенную душегрейку, которую выпросила в дворне у Улиты".

Агашка (2) ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Слепая. Та самая, которая "любила на иву рубашки вешать", по словам Татьяны Марковны.

Агашка (3) ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Дворовая Адуевой.

Агашка ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Жена приказчика Манилова, ключница и "барынина фаворитка".

Аггей Фомич ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Исправник, "выбранный почти что одними белыми шарами". Местный поэт Бодряков сложил про него такую эпиграмму: "...недаром славно дворянским выбором почтен: он пьет и кушает исправно... так как же не исправник он?"

Агент шулеров ("Игроки")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

По словам Утешительного, "приезжает на ярмарку", "останавливается под именем купца в городском трактире; лавки еще не успел нанять; сундуки и вьюки, пока в комнате. Живет он в трактире, издерживается, ест, пьет и вдруг пропадает неизвестно куда, не заплативши. Хозяин шарит в комнате; видит, остался один вьюк: распаковывает - сто дюжин карт. Карты, натурально, сей же час проданы с публичного торга; пустили рублем дешевле, купцы вмиг расхватали в свои лавки; а в четыре дня проигрался весь город".

Аглая Грамон

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Давыдова.

Аграмант

Аграмант - узорно сплетенный шнур (тесьма) для отделки женского платья, занавесок и пр.

Аграфена ("Живые мощи")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Жена Василия Полякова.

"Аграфена Ивановна" ("Коляска")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Прозвище кобылы, "крепкой и дикой, как южная красавица".

Аграфена Ивановна ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Первый министр в хозяйстве Анны Павловны", "первая ее ключница", толстая, "без малейшего намека на талию" женщина. "Главною чертою в ее характере" было сердиться "на все и на всех". "Она никогда не была довольна, все не по ней; всегда ворчала, жаловалась". "У ней горе выражалось по-своему": "она не плакала". "Евсей прочно занимал место в сердце А. ("они блаженствовали десять лет"), но при расставании с ним "пуще всего она сердилась на Евсея". - "Разиня", "пострел навязался", "пусть унесут вас черти отсюда", - бранилась она. При прощанье с Евсеем "лицо y нее позеленело" и "искривилось". "Она дала себя обнять, но не отвечала на объятие". "Вынув из-под передника", она сунула "ему мешок с чем-то". - "То-то, чай, там с петербургскими-то загуляешь!" - прибавляла она, поглядев на него искоса. И в этом взгляде выразилась вся тоска ее и вся ревность". "В роковую для нее минуту" расставанья с Евсеем "характер ее обнаруживался во всем своем пафосе". А. И., "насупясь, суетилась по хозяйству". "В тот день с ожесточением разлила чай, и вместо того, чтоб первую чашку крепкого чаю подать, по обыкновению, барыне, выплеснула его вон: "никому", дескать, "не доставайся" и твердо перенесла выговор. Кофе у ней перекипел, сливки подгорели, чашки валились из рук. Она не поставит подноса на стол, а брякнет; не отворит шкафа и двери, a хлопнет". "Шипела по-змеиному" и вытирала так чашку, "как будто хотела изломать ее в куски. Когда же Евсей начал умолять А. в его отсутствие "не играть в дураки с Прошкой-озорником" и повторял свои признания в любви к ней, А. "не выдержала: у ней наконец горе обнаружилось в слезах". - "Да отстанешь ли ты от меня, окаянный? - говорила она плача: - что мелешь, дуралей! Свяжусь я с Прошкой! Разве не видишь сам, что от него путного слова не добьешься? Только и знает, что лезет с ручищами... - "И к вам лез? Ах мерзавец! А вы, небось, не скажете! Я бы его..." - "Полезь-ка, так узнаешь! Разве нет в дворне женского пола, кроме меня? С Прошкой свяжусь! Вишь что выдумал! Подле него и сидеть-то тошно - свинья свиньей! Он, того и гляди, норовит ударить человека или сожрать что-нибудь барское из-под рук - и не увидишь!" - "Уж если, Аграфена Ивановна, случай такой придет - лукавый ведь силен, - так лучше Гришку посадите тут: по крайности, малый смирный, работящий, не зубоскал..." - "Вот еще выдумал! - накинулась на него Аграфена: - что ты меня всякому навязываешь, разве я какая-нибудь... Пошел вон отсюда! Много вашего брата, всякому стану вешаться на шею: не таковская! С тобой только, этаким лешим, попутал видно лукавый за грехи мои связаться, да и то каюсь... a то выдумал!" - "Бог вас награди за вашу добродетель! Как камень с плеч! - воскликнул Евсей". - "Обрадовался! - зверски закричала она опять: - есть чему радоваться - радуйся! - и губы у ней побелели от злости. - "Проклятый! - напутствовала А. уезжающего Евсея, "глядя ему в след и утирая концом платка капавшие слезы". Когда, через восемь лет, Евсей вернулся в Грачи, "она поглядела на него сбоку, исподлобья, но тотчас же невольно изменила себе, рассмеялась от радости, потом заплакала было, но вдруг отвернулась в сторону и нахмурилась". "Она едва дала ему обнять себя". - "Принесла нелегкая", - говорила она сердито", "но в глазах и в улыбке ее выражалась величайшая радость". - "Ишь, усищи какие отрастил!" - сказала она. Гостинцы, привезенные Евсеем, "она схватила и проворно сунула, не поглядев" "в шкап".

Аграфена Трифонова ("История села Горюхина")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

-Уп. л. "Мать Авдея-старосты", любовница приказчика Горбовицкого.

Аграфена Трофимовна ("Как поссорился Ив. Ив.")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Супруга Петра Федоровича. Очень уж любит "колбасы" "из свиной крови и сала".

Агремантский ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Народный певец". По словам Паклина, "большим успехом пользуется... А если бы лещ с кашей - лещ с кашей был одарен голосом, то он именно так бы и пел, как этот господин".

Агренев Дмитрий Александрович

Агренев Дмитрий Александрович (1836-1908) - известный певец и организатор хорового пения. Псевдоним Славянский.

Агриппина Ивановна ("Бригадир")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Телегина, А. И.

Ада ("Ангел Смерти")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Подруга Зораима. "Судьбина их соединила, а разлучит одна могила". "Резва как лань степная, мила как Пери молодая: все страстно в ней, - и грудь, и стан; глаза - два солнца южных стран". Все "было для нее забавно", но Зораим "явился ей, и пришло тогда желанье огонь в очах его родить и в мертвом сердце возбудить любви безумное страданье. И удалось ей". Ангел смерти "напечатлел свой поцелуй на устах покорной Ады". Ада умирает; тот же ангел оживляет умершую "душою ангельской своей", но Ада уже не та: "ум границам подчинился, и ей смешна ее беспечность, и ей грядущее темно…" "И чувства вечные, как вечность, соединились все в одно". Душа ангела перешла в тело Ады.

Адамант

Адамант - алмаз

Адан Эдмон

Адан Эдмон (1836-1936) - наст. имя Жюльетта Ланбер; французская публицистка, сторонница франко-русского союза.

"Аделаида Ивановна" ("Игроки")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Заповедная колодушка" карт, подобранная Ихаревым. "Просто перл".

Адель

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Давыдова, Адель.

Адель Григорий Осипович

Адель Григорий Осипович - московский присяжный поверенный, знакомый семьи Чехова и Книппер. Адель (урожд. Мейерсон) Софья Марковна - певица, жена Г. О. Аделя.

Адеркас, Борис Антонович

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 1831). Псковский (позднее воронежский) губернатор. Под его наблюдение был отправлен Пушкин. А. недоставленное письмо поэта, ходатайствовавшего (1824 г.), "ради спокойствия отца и своего собственного, о переводе в одну из крепостей". В 1825 г., во время посещения Пушкиным Пскова, "принял его очень мило". В 1826 г., препровождая гр. Паулуччи прошение Пушкина об отпуске для лечения в Москву или чужие края, писал, что Пушкин "ведет себя хорошо", но высказывался против дозволения ему выехать за границу. И. Василев. Следы пребывания П-a в Псковской губ. Спб. 1899.

Аджи ("Каллы")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Кабардинец черноокий". "Он молод сердцем и годами, и, чуждый страха, он готов обычай дедов и отцов исполнить свято над врагами". На грозный подвиг он назначен "законом, клятвой и судьбой". Он поклялся своей рукой отмстить за гибель отца, матери и брата. Акбулат и его сын пали под ударами кинжала Аджи: "уже лежат два трупа на полу сыром". Не пощадил Аджи и семнадцатилетнюю дочь Акбулата и вонзил кинжал в грудь спящей, но не мог оторвать взгляда от убитой. "И в думах тонет его душа". Отец и мать и брат отомщены, но сам Аджи бессилен забыть не "крик смерти", а "голос муки", заговорившей в нем самом. Он ушел в горы, стал странником безвестным, "опасным в мире и боях"; "как дикий зверь людей чуждался и женщин он ласкать не мог".

Адмирал ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- в "Списке" - Путятин.

Адонис

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

синоним красивого юноши. "Юрьеву" (1818).

Адриан Прохоров ("Гробовщик")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

-Прохоров, Адриан.

Адуев, Александр Федорович ("Обыкн. ист.")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адуев, Петр Иваныч ("Обыкн. ист.")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адуева, Анна Павловна ("Обыкн. ист.")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адуева, Лизавета Александровна ("Обыкн. ист.")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Адуева невеста ("Обыкн. ист.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Невеста Александра; "богатая и хорошенькая". У нее двести тысяч приданого" "да сто от матери осталось" и "пятьсот душ". На предложение Александра "ничего не сказала, только покраснела", а когда он взял ее за руку, так пальцы ее "точно играли на фортепиано в его руке... будто дрожали".

Адъютант ("Капитанская дочка")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Адъютант генерала Р*. В Оренбурге Гринев "отобедал у генерала Р. втроем с его старым адъютантом".

Адъютант ("Коляска")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Довольно ловкий" "молодой человек приятной наружности".

Адъютант полковой ("Бретер")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Друг Лучкова: последний перестал "знаться с раздушенным А." после первой дуэли с Кистером. На второй дуэли фигурирует секундантом Лучкова.

Азагарова Анна Яковлевна

Азагарова Анна Яковлевна (ум. 1935) - актриса, с 1886 г. выступила в петербургских и провинциальных театрах, с 1896 г. в театре Корша.

Азамат ("Герой нашего времени")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Сын мирного князя, брат Бэлы, "мальчик лет пятнадцати". "Повеса, головорез, проворный на что хочешь: шапку поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять". Из боязни русских отец не пускал его в горы. "Ужасно был падок на деньги. За червонец, обещанный Печориным, украл лучшего козла из отцовского стада и притащил его за рога" в крепость. За обладание полюбившимся ему конем Казбича готов все сделать: украсть у отца лучшую винтовку или шашку. "Ласкаясь" к Казбичу, называет его добрым человеком, храбрым джигитом. "Я умру, если ты не продашь мне его (Карагеза), - говорил А. "дрожащим голосом" и заплакал, - хотя в другое время ничем у него слез не выбьешь, даже когда был и помоложе". За коня он готов отдать сестру в жены Казбичу - "не бывало такой жены и у турецкого падишаха". "Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?" И он упрашивал Казбича "согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся". Когда же Казбич прогнал его, назвав "безумным мальчишкой", которого на первых трех шагах сбросит Карагез, А. бросился на Казбича. Так было всегда, "когда его начинали дразнить: глаза кровью нальются, и сейчас за кинжал". Отброшенный в сторону, А. кинулся в саклю, говоря, что Казбич его хотел зарезать. - Печорин до того его "задразнил" Карагезом, что "хоть в воду". А. поклялся исполнить все, что потребуют от него, лишь бы владеть лошадью Казбича. Узнав, что Печорин за Карагеза требует Бэлу, А. замолчал. Слова Печорина: "Я думал, что ты мужчина, а ты еще ребенок; рано тебе ездить верхом", уязвили его самолюбие. А. "вспыхнул" и, "бледный как смерть, прошептал: согласен". Воспользовавшись отлучкой отца, А. привез в крепость сестру, "у которой ноги и руки были связаны, а голова окутана чадрой". А. смекнул, что "не сносить ему головы, если б попался". С тех пор он пропал. По предположению Максима Максимовича, "верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков да и сложил буйную голову за Тереком или Кубанью…"

Критика: "Характеры Азамата и Казбича - это такие типы, которые будут равно понятны и англичанину, и немцу, и французу, как понятны они русскому. Вот что называется рисовать фигуру во весь рост, с национальною физиономиею и в национальном костюме!" [Белинский. Соч. т. V].

Азанчевский Борис Матвеевич

Азанчевский Борис Матвеевич (р. 1864) - ученик Н. А. Римского-Корсакова, композитор и капельмейстер.

Азинус

Азинус - осел (лат. asinus)

Азия

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Пушкину пришлось жить в Бессарабии "по-азиатски" (Вяз. из Одессы 1823). "Надобно, - писал он в дек. того же года Турген., - подобно мне провести три года в душном азиатском заточении, чтобы почувствовать цену и не вольного европейского воздуха" (т. е. одесского).

Азраил ("Азраил")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Изгнанник, существо сильное и побежденное, полуземной, полунебесный". "Когда еще ряды светил земли не знали меж собой, в те годы он уж в мире был, смотрел очами и душой; молился, действовал, любил; он власть великую имел, летал, как мысль, куда хотел, мог звезды навещать порой и любоваться их красой, вблизи не утомляя взор, как перелетный метеор, он мог исчезнуть и блеснуть - везде ему свободный путь"; блуждал он "много лет, искал чего быть может, - нет: творенье, сходное с собой, хотя бы мукою одной. И начал громко он роптать и свое рожденье проклинать". "И наказание в ответ упало на главу его", "он пережил звезду свою", мученье "грызет его с давнишних дней". Он живет один средь мертвецов, законом общим позабытый и ждет, "когда род людей пройдет и землю вечность разобьет".

Азя

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- уменьшенное имя Алекс. Ник. Гончаровой (Жене 1835 г., 14 и 25 сентября).

Аид

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- подземное царство, обитель мертвых. ("Кинжал") 1821.

Аида

Аида - персонаж одноименной оперы Верди

Айвазовский Иван Константинович

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) - живописец-маринист; одна из самых известных картин художника - "Девятый вал" (1850)

Академический Словарь

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

или "Слов. Рос. Акад." 1769-1784; второе изд. 1806-1822. По поводу его издания "Анекдоты". О нем: "Евг. Он.", I, 26 и прим. самого поэта к "Он.". (8).

Академия

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Российская Академия.

Акакий Акакиевич Башмачкин ("Шинель")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Акафист

Акафист - особое хвалебное песнопение и молитва в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых, исполняемое стоя (от позднегреч. akathistos - несидящий)

Акбулат ("Аул Бастунджи")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Старший брат Селима. "В Пятигорье не было грозней и не было отважней Акбулата".

Акбулат ("Каллы")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Убийца родных Аджи. "За все минувшие злодейства" пал от кинжала Аджи.

Акбулата дочь ("Каллы")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- "Жертва" Аджи. Он убивает ее во время сна, мстя за гибель отца, матери и брата, павших от руки Акбулата.

Акилин, Гаврила Степаныч ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Маленький, седенький человечек с вострой головкой, желтым лицом и желтыми глазами, "всегда тщательно выбритый и надушенный одеколоном"; "в будни и в праздники носил просторный синий фрак, застегнутый доверху, большой галстук, в который имел привычку прятать подбородок, и щеголял бельем"; "он жмурил глаза и втягивал губы, когда нюхал табак, и говорил весьма приветливо и мягко, с беспрестанными слово-ериками". С виду Г. С. "не отличался бойкостью и вообще наружностью не брал и не глядел умницей, хотя по временам в его глазах светилось лукавство". А. "воспитание получил плохое"; "принадлежал к числу помещиков, возбуждающих удивление соседей искусством жить хорошо при незначительных средствах"; имея "не более четырехсот душ крестьян, он принимал всю губернию". Имение его "никогда не отличалось благоустройством; все у него в доме - и музыка, и мебель, и кушанья, и вина - не только не могло назваться первостепенным, но даже и во вторую степень не годилось". Зато всего было вволю, и сам "А. не ломался и не кичился". Сначала А. все "прочили скорое и неминуемое разорение", потом "толки соседей приняли другое направление"; "стали намекать на какие-то важные, будто бы утаенные, суммы, заговорили о кладе", но к А. "все ездили очень охотно". Дом Г. С. "пришелся как нельзя более под лад общежительному и бесцеремонному образу мыслей обитателей Н-го уезда".

Акилина ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Жена Гаврила Степ. А. "Существо незначительное и бессловесное".

Аким ("Детские годы")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- "Молодой столяр".

Аким ("История села Горюхина")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Староста, воспетый в письме Архипа Лысого: "Ах ты, староста Аким! Обокрал бояр кругом, село по миру пустил, старостиху подарил".

Аким ("Постоялый двор")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Наружность А. располагала в его пользу: он был роста высокого, несколько худ, но очень строен, даже в зрелых летах; лицо имел длинное, благообразное и правильное, высокий и открытый лоб, нос прямой и тонкий и небольшие губы. Взгляд его карих навыкате глаз так и сиял приветливой кротостью, жидкие и мягкие волосы завивались в кольца около шеи: на макушке оставалось их немного. Звук Акимова голоса был очень приятен, хотя слаб; в молодости он отлично певал, но продолжительные путешествия на открытом воздухе, зимой, расстроили его грудь. Зато говорил он очень плавно и сладко. Когда он смеялся, y него около глаз располагались лучеобразные морщинки, чрезвычайно милые на вид: - только у добрых людей можно заметить такие морщинки". "Движения А. были большею частью медленны и не лишены некоторой уверенности и важной учтивости, как у человека бывалого и много видевшего на своем веку". А. был "смышленый и тороватый мужик"; в молодых еще летах, отправившись в извоз с двумя плохими лошадками, он воротился через год с тремя порядочными. Решившись "наконец бросить свое прежнее ремесло", А. "основался на большой дороге, построил на ней постоялый двор", и "дело у него пошло на лад: его двор стал известен на сотни верст; он знал, чем угодить проезжим, особенно прежней своей братье, троичным извозчикам". "Хозяин он был плохой, но ласковый": "и с цены готов был сбавить, и в долг, пожалуй, не отказывался поверить", "на разговоры, на угощенье он тоже был податлив. Купцы весьма благоволили к нему. Дворовые им не брезгали, хоть он и не принадлежал к их сословию и носил бороду; но он был человек образованный, грамотный, a главное с деньгами; притом и одевался он не по-мужицки, носил длинный кафтан из черного сукна, выростковые сапоги и платочек на шее". "Барыня Лизавета Прохоровна (см. [Дальше сносок нигде не сделано, т. к. в конце книги, в "Указателе", даны более или менее подробные характеристики всех действующих и упоминаемых в произведениях Т-ва лиц.])", которой он платил оброк весьма значительный, тоже жаловала А. "Водилась за А. и слабость, которая под конец и сгубила его - слабость к женскому полу". "Влюбчивость его доходила до крайности; сердце его никак не умело противиться женскому взгляду, он таял от него, как первый осенний снег от солнца..." "Когда ему приходили на ум какие-нибудь грешные мысли", он старался "прогонять их чтением разных священных книг, к которым питал великое уважение (грамоте он выучился еще с первой своей поездки), пением вполголоса псалмов или другим каким богобоязненным занятием". "Добродушие" А. "не убавлялось с годами; зло не было свойственным ему". "Только под ударом неожиданного и незаслуженного несчастья, в чаду отчаянья он решился на преступное дело..." Но потом он раскаялся искренно: простил своим врагам: и обидевшей его барыне Лизавете Прохоровне, и обманувшей его жене, и ограбившему его Науму, "оторвался сердцем от всего житейского" и "начал горько, но усердно молиться". "Возвращаясь изредка в родные места, А. никогда не забывал принести барыне просвиру с вынутым заздравным".

Критика. А. Незеленов. "Тургенев [Заглавия сочинений критической литературы в "Словаре" приводятся сокращенно; подробнее "Перечень произведений Т.", где под рубрикой "Тургенев" дан свод материалов для изучения произведений и деятельности писателя [Словарь Лит. тип., выпуск 2-ой]].

Аким ("Слуга")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- "Товарищ" дворника. "Вместе с ним", вдвоем, принялись оправлять "мянинника" Антона: "облили ему голову водой, намочили виски и темя уксусом, раздели и уложили".

Акименко

Акименко - харьковский врач

Акимова М.

Акимова М. - участница состязаний по бегу в саду "Эрмитаж".

Акимова (Ребристова) Софья Павловна

Акимова (Ребристова) Софья Павловна (1824-1889) - актриса труппы Малого театра.

Акинф Степанович Пантелеев

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Пантелеев, Ак. Ст.

Предыдущая страница Следующая страница