Статьи на букву "Д" (часть 1, "Д"-"ДЕД")
Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова - Один из гостей на вечере у Фамусова. Когда г. N сообщает ему весть, что Чацкий "с ума сошел", отвечает: "пустое!" "А ты расславить это рад?" - задает он вопрос N, и сам идет осведомиться: "чай, кто-нибудь да знает". "Верь болтуну - услышит вздор, и тотчас повторяет!" - замечает он об N и спрашивает Загорецкого: "ты знаешь ли о Чацком? С ума сошел!" - и, "расправляя крылья", идет "повыспросить у всех". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - У княгини Д. на даче зашел разговор о Клеопатре. Когда Вольская, "опустив чопорно огненные свои глаза", просила не рассказывать, - "полноте, - вскричала хозяйка с нетерпением. - Qui est-ce donc que l'on trompe i?i? Вчера мы смотрели Antony, а вон там, у меня на камине, валяется la Physiologie du Mariage. Нашли чем нас пугать...". |
Д'Анвилль Жан Батист (1679-1782) - французский географ и картограф, автор нескольких атласов |
Д'Арк Жанна (1412-1431) - национальная героиня Франции периода Столетней войны; по приговору духовного суда сожжена на костре в Руане. |
Д'Эсм Жан - французский писатель |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1773-1833). - Участник похода во Францию, командир летучего отряда. "Толстый Аристипп"; это прозвище дано Пушкиным в насмешку, т. к. Д. - "великий рогоносец" и гурман - по своим склонностям был полной противоположностью греческому философу. (А. Л. Д-y, 1824). |
Давыдов Владимир Николаевич (Иван Николаевич Горелов, 1849-1925) - русский и советский актер, педагог; много лет играл в провинции (Самара, Орел, Одесса, Ирбит и др.), в Александринском театре, затем в театре Корша. Знакомый А. П. Чехова. С 1922 г. - народный артист Республики. С 1924 г. - артист Малого театра. |
Давыдов Всеволод Васильевич - типограф, основатель и редактор юмористического журнала "Зритель", фотограф. |
Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) - поэт, писатель, герой Отечественной войны 1812 г. Автор сатирических произведений, в т. ч. басни "Голова и Ноги", элегий ("Бородинское поле", 1829), очерка "Дневник партизанских действий 1812 г.". Друг А. С. Пушкина, сотрудник его журнала "Современник". |
Давыдова (урожд. Горожанская) Александра Аркадьевна (1848-1902) - издательница журнала "Мир божий". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина урожденная герцогиня Грамон. Жена А. Л. Д-а. После смерти мужа уехала во Францию, где вышла вторично замуж за генерала Себастиани. К ней пьеса "Кокетке" (1821) и эпиграмма "Иной имел мою Аглаю" (1822). О ней "Р. ст.", 1872 г., т. V, стр. 638. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Дочь А. Л. и А. А. Давыдовых. После смерти отца вместе с матерью переехала в Париж, приняла католичество и провела всю жизнь в монастыре. К ней: "Адели" (1822 г.). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина по первому мужу Раевская, мать Ник. Ник. Раевского-старшего, А. и В. Львовичей Давыдовых. |
Давыдова Наталья Яковлевна (1873-1926) - художница |
Дадьян - Дадиан, князь, командир Эриванского гренадерского полка. За "лихоимство и употребление солдат в работы вместо крестьян" был лишен чинов и дворянства, на три года заточен в каземате, затем сослан в Вятку. |
Даль, Владимир Иванович (1801-1872) - писатель, лексикограф, этнограф. Псевдоним - Луганский или Казак Луганский. В 1830 г. дебютировал в литературе (повесть "Цыганка", "Московский телеграф"). Известность В. И. Далю принесла публикация "Русских сказок". Автор сборника "Пословицы и поговорки русского народа". В историю русской культуры вошел как создатель "Толкового словаря русского языка". ----------------------------------- Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1801-1872). - Писатель-этнограф. и врач. В 1832 г. вышел "пяток первый" его русских сказок; тогда и произошло сближение Д. с Пушкиным. В 1833 г. Д. встретился с великим поэтом в Оренбурге и сопровождал его в поездке по окрестностям города. За несколько дней до кончины Пушкина Д. приехал в Петербург, и ему пришлось быть непосредственным свидетелем его последних дней. Д. составлены две записки о смерти поэта. Одна из них напечатана в "Москов. медиц. газете" 1860 г., № 49, другая впервые опубликована Л. Н. Майковым в его сборнике "Пушкин". Там же статья "Пушкин и Даль", стр. 414-433. Автобиография Д. Сборн. II Отд. Ак. наук, т. X; биография, написанная П. П. Мельниковым, при сочинениях Д. СПБ. Изд. Т-ва М. О. Вольф. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - "На дурном французском языке, очень дурно рассказывал известный анекдот...". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "При весьма непривлекательной наружности постоянно жеманилась и кривлялась; какой-то остряк сказал про нее, что она "minaudait dans le viole", - "кривлялась в пустом пространстве". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Толстая, осыпанная розовыми перьями; пышность ее платья напоминала времена фижм, а пестрота ее негладкой кожи - счастливую эпоху мушек из черной тафты. Самая большая бородавка на ее шее прикрыта была фермуаром. Недовольна княжной Лиговской за то, что "пренесносная девчонка толкнула ее и не извинилась, да еще посмотрела в лорнет". "C'est unpayable. И чем она гордится? Уж ее надо бы проучить!.." - говорит Д. драгунскому капитану. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Знатная почтенная дама; прослышав, что Нос Ковалева прогуливается по Таврическому саду, "просила особенным письмом смотрителя за садом показать детям ее этот редкий феномен и, если можно, с объяснением наставительным и назидательным для юношей"... |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Великосветская дама. "Исплясалась на балах до того", что сделалась "чуть не восковой". Присутствует при писании Чартковым портрета дочери. "Любительница живописи и обегала с лорнетом все галереи в Италии". "Скажите, какого вы мнения на счет нынешних портретов? - спрашивает она при первой же встрече Чарткова: - Не правда ли, теперь нет таких, как был Тициан? Нет той силы в колорите, нет той... как жаль, что я не могу вам выразить по-русски... Конечно, и нынче есть великие художники, наприм. мсье Ноль: ах, как он пишет! какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выражения в лицах, нежели у Тициана. Вы не знаете мсье Ноля?" - "Кто этот Ноль?" - спросил художник. - "Мсье Ноль. Ах, какой талант! он написал с нее портрет, когда ей было двенадцать лет". Заказывая Черткову портрет дочери, тотчас же желает приступить к сеансу: п. ч. слышала, что Чартков за два сеанса кончает портреты, и высказывает недовольство, что работа идет "туго", "с несколько даже трогательным выражением лица: "Я бы хотела... на ней теперь платье; я бы признаюсь, не хотела, чтобы она была в платье, к которому мы так привыкли: я бы хотела, чтобы она была одета просто и сидела бы в тени зелени, в виду каких-нибудь полей, чтобы стада вдали или роща... чтобы незаметно было, что она едет куда-нибудь на бал или модный вечер. Наши балы, признаюсь, так убивают душу, так умерщвляют остатки чувств. Простоты, понимаете, чтобы было больше". "Совсем не была расположена угождать" кому-либо и прерывает сеансы, когда у художника "рука только что расходилась". Увидя на портрете дочери легкую желтизну лица и едва заметную синеву под глазами, дама говорит: "Ах, зачем это? это не нужно", "у вас тоже... вот, в некоторых местах... как будто бы несколько желто, и вот здесь совершенно как темные пятнышки". Художник стал изъяснять, что эти-то пятнышки и желтизна именно разыгрываются хорошо, что они составляют приятные и легкие тоны лица. Но ему отвечали, что они не составят никаких тонов и совсем не разыгрываются и что это ему только так кажется. "Но позвольте здесь, в одном только месте, тронуть немножко желтенькой краской", - сказал простодушно художник. Но этого-то ему и не позволили. Объявлено было, что Lise только сегодня немножко не расположена, а что желтизны в ней никакой не бывает и лицо ее поражает особенно свежестью краски. При виде дочери, изображенной в образе Психеи, Д. восклицает: "Lise, Lise! ах, как похоже! Superbe, superbe! Как хорошо вы вздумали, что одели ее в греческий костюм! Ах, какой сюрприз". - "Это Психея", - заметил художник. "В виде Психеи? C'est charmant, - сказала мать, улыбнувшись, при чем улыбнулась также и дочь. - Не правда ли, Lise, тебе больше всего идет быть изображенной в виде Психеи? Quelle id?e d?licieuse! ?о какая работа! это Корредж. Признаюсь, я читала и слышала о вас, но я не знала, что у вас такой талант. Нет, вы непременно должны написать также и с меня портрет". "Даме, как видно, хотелось тоже предстать в виде какой-нибудь Психеи". "Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды - словом получил тысячу лестных наград". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - в напудренной прическе и пестром роброне; уп. л. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Это название она приобрела законным образом, ибо, точно, ничего не пожалела, чтобы сделаться любезною в последней степени, хотя, конечно, сквозь любезность прокрадывалась - ух, какая юркая прыть женского характера! и хотя подчас в приятном слове ее торчала - ух, какая булавка! А уж не приведи Бог, что кипело в сердце против той, которая бы пролезла как-нибудь и чем-нибудь в первые. Но все это было облечено самою тонкою светскостью, какая только бывает в губернском городе. Всякое движение производила она со вкусом, даже любила стихи, даже иногда мечтательно умела держать голову, хотя и была отчасти материалистка, склонна к отрицанию и сомнению и отвергала весьма многое в жизни". В разговор ее "вмешивалось много иностранных слов". - В беседе с "дамой просто приятной" недоумевает, что такое могли бы значить "мертвые души". "Я, признаюсь, тут ровно ничего не понимаю. Вот уже во второй раз я все слышу про эти мертвые души; а муж мой еще говорит, что Ноздрев врет: что-нибудь, верно же, есть". Решает: "Это просто выдумано только для прикрытия, а дело вот в чем: он (Чичиков) хочет увезти губернаторскую дочку". "Смекнул в чем дело", едва дама просто приятная открыла рот... потому что "слышала", как губернаторская дочка "говорила такие речи", что у A. Г. "не станет духа произнести их", и "манерна нестерпимо". - "Она не умела лгать: предположить что-нибудь - это другое дело, но и то в таком случае, когда предположение основывалось на внутреннем убеждении; если ж было почувствовано внутреннее убеждение, тогда умела она постоять за себя, и попробовал бы какой-нибудь дока-адвокат, славящийся даром побеждать чужие мнения, - попробовал бы он состязаться здесь: увидел бы он, что значит внутреннее убеждение". Убедила в истине своего предположения "Д. П.", и обе дамы отправились, каждая в свою сторону, бунтовать город. Это предприятие удалось произвести им с небольшим в полчаса. Город был решительно взбунтован; все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо понять. Дамы умели напустить такого тумана в глаза всем, что все, а особенно чиновники, несколько времени оставались ошеломленными". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Была несколько тяжеловата". "Не имела такой многосторонности в характере", как дама приятная во всех отношениях, и легко "терялась". "Она умела только тревожиться, но чтобы составить какое-нибудь сметливое предположение, для этого никак ее не доставало, и потому она имела потребность в нежной дружбе и советах". - Приехала к "даме приятной во всех отношениях" рассказать "сконапель истоар" о посещении Корбочкой протопопши и о том, что Чичиков скупает "мертвые души". Для Д. это "совершенный роман" и Чичиков "Ринальдо Ринальдини". - "Вообразите себе только то, что является вооруженный с ног до головы в роде Ринальда Ринальдина и требует: "Продайте, - говорит, - все души, которые умерли". Коробочка отвечает очень резонно, говорит: "Я не могу продать, потому что они мертвые". - "Нет, - говорит, - они не мертвые; это мое, - говорит, - дело знать, мертвые ли они, или нет; они не мертвые, не мертвые! - кричит, - не мертвые!" Словом, скандальозу наделал ужасного: вся деревня сбежалась, ребенки плачут, все кричит, никто никого не понимает, - ну просто оррёр, оррёр, оррёр!.. Но вы себе представить не можете, Анна Григорьевна, как я перетревожилась, когда услышала все это. "Голубушка барыня, - говорит мне Машка: - посмотрите в зеркало, вы бледны". - "Не до зеркала, - говорю, - мне: я должна ехать рассказать Анне Григорьевне". В ту же минуту приказываю заложить коляску; кучер Андрюшка спрашивает меня, куда ехать, а я ничего не могу и говорить, гляжу просто ему в глаза, как дура; я думаю, что он подумал, что я сумасшедшая". Когда же "Д. П. во всех отношениях" заявила, что это "все выдумано для прикрытия" и что главное в том, что Чичиков "хочет увезти губернаторскую дочку", Д. "просто приятная" "так и окаменела на месте, побледнела, как смерть и, точно, перетревожилась не на шутку. - "Ах, Боже мой, - вскрикнула она, всплеснув руками: - уж этого я бы никак не могла предполагать". - "Ведь это просто раздирает сердце, когда видишь, до чего достигла, наконец, безнравственность" и наконец решительно убедилась, что "в этом нет ничего необыкновенного" и "запутанное обстоятельство решено". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя После прочтения письма Хлестакова говорит: "какой реприманд неожиданный!" |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - От ее имени ведутся записки. В 1811 году, к которому относятся ее записки, в первый раз была вывезена "в свет", и "шестнадцатилетняя девушка" променяла "антресоли и учителей на беспрерывные балы и визиты". Сблизилась с Полиною "из угождения" к брату и "нечувствительно стала смотреть ее глазами и думать ее мыслями". В своих "записках" явилась "защитницею тени" своей "бедной подруги" и бытописательницей тогдашнего московского общества, которое, по словам Д., "было довольно гадко". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Какой злой насмешник должен быть этот автор! Я, признаюсь, ни за что не хотела бы попасться ему на глаза: этак он вдруг заметит во мне смешное". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - по поручению Ирины устраивающая брак Бельской с Потугиным. Берет с П. клятву "сохранить все, что он услышит, в величайшем секрете"; на главное лицо она едва решилась намекнуть и тут же обещала П. "денег... много денег". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1823-1833). - Издавался кн. П. И. Шаликовым. "Дамских мод журнал" ("Евг. Он.", V, 22). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя - Молодые дамы. |
Данаиды - в греческой мифологии 50 дочерей царя Даная, по велению отца убившие в брачную ночь своих мужей (единственная ослушница, Гипермнестра, стала родоначальницей аргосских царей). В наказание должны были в Аиде вечно наполнять водой бездонную бочку. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1800-1870). - Друг и товарищ по лицею и секундант Пушкина на роковом поединке, свидетель последних его часов. За участие в дуэли Д. был приговорен к повешению, но приговор был смягчен и смертная казнь заменена 2-х месячным арестом. Д. принадлежат воспоминания о Пушкине, записанные А. Амосовым: "Последние часы жизни Пушкина". |
Данилевский, Григорий Петрович (1829-1890) - русский писатель. Автор ряда исторических романов, очень популярных в свое время: "Мирович", "Сожженная Москва", "Черный год", "Потемкин на Дунае". ----------------------------------- Смотри также Литературные типы произведений Гончарова (1829-1890). - Первый роман Д. "Беглые в Новороссии" (1862); "Девятый вал" (1874); "Мирович" (1879); "На Индию при Петре" (1880); "Княжна Тараканова" (1883); "Черный год" (1888). С 1881 г. был главным редактором "Правит. вестн.". Сослуживец Гончарова по цензурному ведомству, в котором Д. состоял членом Главн. упр. по делам печати. |
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) - философ, публицист, естествоиспытатель, социолог, идеолог панславизма. В сочинении "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций); качественно новым типом считал славянский тип. |
Данте Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" |
Дантон Жорж Жак (1759-1794) - один из деятелей французской буржуазной революции 1879; был обвинен в организации заговора против республики и казнен по приговору Революционного трибунала. |
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) - композитор, один из основателей русской классической музыкальной школы. Участник группы молодых композиторов, известной впоследствии под названием "Могучая кучка". Участвовал в работе сатирического журнала "Искра". Автор 4 опер ("Эсмеральда", "Торжество Вакха", "Русалка" и "Каменный гость") и множества романсов. |
Дарзанс Юлия - владелица московского модного галантерейного магазина. |
Дарская - Шаврова О. М. |
Дарский (Псарьян) Михаил Егорович (1865-1930) - антрепренер, актер и режиссер. Работал в провинции, в 1898-99 гг. в Московском Художественном, а с 1902 г. - в петербургском Александринском театрах. |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова - "Толстая, высокая и немолодая женщина". "Одета как-то странно: платье на ней господское, а повязана платком, как дворовая женщина". "Платья обыкновенно дарила ей Прасковья Ивановна со своего плеча". "Женщина добрая, хотя и смешная и глупая"; нисколько не чувствовала унизительности своего положения. |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - Горничная Громовой, 38 лет; к барыне своей привязана "всем сердцем" и не терпит чужих приказаний. "Каковы! принеси им туда чаю. Как будто я их раба. Как бы не так! так не понесу же им чаю, пускай ждут или сами приходят". По словам Громовой, Дарья "хоть и верная холопка", но, вместе с тем, тот "дьявол", который жужжал "поминутно про адские средства", "хотел печали и раздора семейного". Волин называет Д. "преопасной змеей" и причиной "всех" "неприятностей" в доме. В "решительную минуту" Д. не останавливается ни перед чем. Надеясь получить наследство от бездетной вдовы-барыни, она клевещет на ее любимца. "Эта старуха, - говорит Д., - вертится по моему хотению, как солдат по барабану. Я теперь вижу золотые, серебряные... ха... ха... ха... в руке моей звенят кошельки... без них ведь я буду хозяйкой здесь... барыня-то слаба: то-то любо!.. Не дай Бог, однако ж, чтобы умерла. При ней-то мне тепло, а тогда... придет дело плохое за все мои козни, особливо, если они откроются. Мне скажут, грех тяжкий эти сплетни, Бог накажет... как бы не так... я слыхала от господ старых, что, если на исповеди попу да положишь десять поклонов земных, - и дело кончено, за целый год поправа. - Да и что за грех штука теперешняя, я не понимаю: поссорить отца с сыном - не убить, не обокрасть... помирятся... ведь... экая важность поссорить отца с сыном". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - Ласунская Д. М. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - горнич. Ан. Bac. Стаховой, "вечно где-нибудь натертый (для А. В.) хрен позабудет". |
Дарьял Александра Васильевна - драматическая актриса, наст. фамилия Демидова. В 1894 г. дебютировала в Александринском театре, в 1901-1907 гг. играла в Москве, в театре Корша. |
Дарьялова Вера Константиновна - провинциальная актриса, летом 1904 г. возглавлявшая труппу, гастролировавшую в Симферопольском театре. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина сын Гермеса и сицилийской нимфы. "Любимец богов" ("Рассудок и любовь", 1815). |
Дациаро Иосиф-Христофор Иосифович - владелец московского магазина художественных изделий и картин. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Девушка, о которой Сорокоумов говорит: "Вот золотая была душа, вот было сердце! И как она меня любила!.. Что с ней теперь? - Чай, иссохла, исчахла, бедняжка". На самом деле Даша теперь "поперек себя толще, водится с купцами - братьями Кондачковыми, белится и румянится, пищит и бранится". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - "Уп. л. Балетная артистка; в нее влюблен кн. Мишель Тюменев и от нее, по словам Волкова, весь город без ума, как она танцует". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1784-1839). - Один из основателей "Арзамаса", друг Жуковского, впоследствии известный госуд. деятель. О нем: Тихонравов Н. С. Сочинения, т. III, ч. 1-ая. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1744-1810). - Писательница, президент Росс. акад. Ее записки "Mon histoire", изд. Суворина, под ред. Чечулина. СПБ. 1907. О ней: "Отр. из дневника" 1833-34 гг. и в "Мелк. зам.". |
Два брата, драма в пяти действиях (Лермонтова) (1835-1836 гг.). Сюжетом драмы послужило "происшествие", случившееся с автором в Москве. Появилось в печати лишь в 1880 г. в издании "Юношеских драм Л., вышедших под редакцией П. А. Ефремова. Лиговская, княгиня (Вера). - Лиговский, князь. - Радины: Александр Дмитриевич, Дмитрий Петрович и Юрий Дмитриевич. - Федосей. |
Два помещика (Тургенева) - тринадцатый рассказ в собрании "Зап. ох.". Авдотья. - Вася. - Наталка. - Стегунов. - Хвалынский. - Чиновник важный. - Юшка. |
Два приятеля (Тургенева) - повесть. Время действия - сороковые годы прошл. ст. Написана в 1853 г. Эпилог повести в первоначальной редакции был совершенно иной, выше: Критика (Дудышкин). Барсуковы: Верочка и Степан Петрович. - Барбишон. - Бомериус. - Валентин. - Вязовнин. - Жюли. - Заднепровская. - Исправник. - Карантьев. - Крупицын. - Македония. - Лакей. - Лебёф. - Лекок. - Лекарь уездный. - Мавра Ильинична. - Михей Михеич. - Онуфрий Ильич. - Пиношэ. - Тиходуевы: Калимон Иваныч, Пелагея Петровна, Полинька и Эмеренция. - Федюшка. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова (1771-1839). - Доктор медицины; профессор Моск. университета по кафедре ботаники и ректор (читал также лекции по физике и технологии), автор многих научно-популярных работ и издатель журнала "Новый магазин естественной истории", выходившего в течение десяти лет (1820-1829). |
Двоедан - прозвище старообрядцев |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Между "суетливой и многочисленной челядью" Ржевского "отличался строгим взором, толстым брюхом и величавой неподвижностью". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Д. Шуйского. Доносит Годунову о происходящем в доме хозяина. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Жил в маленьком домишке (бывшей господской бане). "Каждое утро, по старой привычке", "покряхтывая и покашливая, тащился через сад в барские покои, хотя в них нечего было стеречь..." |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - уп. л. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева - уп. л. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя - Лаврентий. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Петра Васильевича В. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Д. дома на Гороховой, где жил Обломов; приятель и собутыльник по "полпивной" Захара. После рассказа Захара о барине (Обломове) спросил: "неугодлив видно?" Когда же Захар сочинил, что Обломов не только ругается, но "так и норовит" толкнуть, сказал: "Вишь ты, бойкий барин, не дает повадки!" "характерный барин!" Во время ссоры Захара с кучером старался успокоить Захара: "Ну полно, полно, Захар Трофимыч! - говорил Д., - что он тебе сделал?" Когда же дело готово было дойти до драки, он протянул руки между кучером и Захаром: "Полно, полно вам!" - твердил Д., унимая ссорившихся. Услыша от Захара, что к его барину ходят сочинители, и "желая прекратить раздор", спросил: "Какие это такие, братец ты мой, сочинители? Чиновники, что ли, такие?" После того, как Захар обозвал всех присутствующих, "сколько вас ни на есть" - "мерзавцами" и быстро пошел домой, Д. закричал: "Полно тебе! Постой, постой! Захар Трофимыч! Пойдем в полпивную, пожалуйста, пойдем". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Д. дома, где жил Поджабрин. "Лег спать: не скоро добудишься", - отзывается о нем мужик. На звонки "изо всей мочи" и стук в дверь ("так, что стекла задребезжали") не откликнулся. - "Признаться, соснул маленько, - сказал Д. - Диво, как я не слыхал. Мне только чуть дотронься до скобки, я и услышу". Продержал под дождем возвращающегося домой Поджабрина, откликнувшись лишь на его третий звонок. - "Кто тут?" - спросил Д. - "Я". - "Да кто ты?" - "Новый жилец". - "Какой жилец?" - "Что сегодня переехал". - "Что же надо?" - "Как что: пусти поскорее. Ты видишь, что я под дождем". - "Ну вот погоди: я за ключом схожу". "Ушел и пропал". "Явился лишь на третий звонок. - Что это такое, Господи! покою совсем нет! Должность проклятая - спать... не дадут. Кто тут?" - "Да я же, тебе говорят!" - "Да кто ты?" - "Новый жилец". - "Ты еще все тут? Что те надо?" - "Как что? Ах, ты разбойник! пустишь ли ты меня? я до костей промок". - "Ну, вот погоди: ключ возьму". - "Вот постой, что-то ключ не входит. Что это, Господи, за должность проклятая, совсем покою нет! так и есть... не тот ключ взял: это от сарая". Предложил Поджабрину "где-нибудь" заснуть: "ишь ты, ключа-то долго теперь искать". - "Ну, вот погоди, принесу ключ". "Через добрых полчаса" отыскал ключ. Когда, осматривая квартиру, Авдей увидел "мокрое пятно на потолке", а Поджабрин спросил: кажется, течет сверху? - Д. отвечал, "наклонив немного голову в знак согласия": "Точно так-с, протекает маленько. Ино бывает наверху, ушат с водой прольют, оно и каплет в щель". - "Не извольте сумлеваться, - поспешил промолвить Д.: - будете довольны. А это пятно - так ничего! не глядите на него - оно дрянь". - "Другой год каплет. Вы только, как станет капать, ведерко извольте подставить". Успокоил Поджабрина, что "не доглядеть нельзя": "Нет-с, услышите: ведь оно закаплет, словно дождь пойдет: так и забарабанит". - Первым явился поздравить Поджабрина "с скорым вступлением в законный брак", сообщил все новости по дому и осведомился насчет "другой квартирки", которая скоро очистится: "Выгоняем жильца: в срок не платит; славно бы..." |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - После утреннего чаепития "принялись мести" улицу, "вздымая пыль, навоз и другое, что валялось на мостовой. Около них образовались целые облака, до самой крыши. Дом и улицы - все утонуло, как в дыму". Кухарке, обозвавшей их чертями, один голос ответил "из облака": "Как же нам быть, когда сам поедет, дворы и перед домом улицу надо вымести". На окрик городового, просунувшего было на двор голову, сказали: "Сами же велели..." - "Так я велел поливать, а вы что делаете, только пыль разводите!" Тогда "один взял шайку, другой полоскательную чашку" и "стали поплескивать воду на двор и на мостовую". На жалобы прохожих, задыхавшихся от пыли, отвечали: "Полиция велит!" - и "неистово мели улицу, не заботясь о прохожих и проезжих". У них была одна отговорка: "полиция так велит". |
Дворянское гнездо (Тургенева) - роман в ХLV главах с эпилогом. Написан в 1858 г. Время действия сороковые годы прошл. ст. По словам самого Тургенева, "Д. Г.". имело самый большой успех, который когда-либо выпал на его долю. Агафья Власьевна. - Антон. - Апраксея. - Беленицыны. - Гедеоновский. - Гувернантка-шведка. - Жюстина. - Калитина, Марья Дмитриевна. - Калитин. - Коробьина, Каллиопа Карловна. - Коробьин, Павел Петрович. - Кубенская, княжна. - Лаврецкая, Алла. - Лаврецкая, Анна Павловна. - Лаврецкая, Варвара Павловна. - Лаврецкая, Глафира Петровна. - Лаврецкая, Маланья Сергеевна. - Лаврецкая-прабабка. - Лаврецкий, Андрей. - Лаврецкий, Иван Петрович. - Лаврецкий, Петр Андреич. - Лаврецкий, Федор Иванович. - Лемм, Христофор Федорович. - Лиза Калитина. - Михалевич. - Моро (гувернантка). - Огаркова, Настасья Карповна. - Паншин, Владимир Николаевич. - Паншин-отец. - Пестова, Марфа Тимофеевна. - Старушонка. - Шурочка. |
Дебе О. - физиолог, его труды о гигиене брака были популярны в России 70-х - 80-х гг. XIX в. |
Дебу Ипполит Матвеевич (1824-1890) - петрашевец, чиновник; был отдан в арестантские роты на два года, затем в солдаты |
Дебу Костантин Матвеевич (1810-1868) - петрашевец, переводчик. Отдан в арестантские роты на 4 года, затем в солдаты. |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - "Вид печальный и бледный". Любит беспредельно Азраила; "душа" ее с его душой - "одно", но выходит замуж за воина, так как "мать ей говорит, что покамест это должно". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - "Генерал-полицеймейстер Петербурга". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Во время представления импровизатора "некрасивая Д., по приказанию своей матери, со слезами на глазах, написала несколько строк по-итальянски и, покраснев по уши, отдала их импровизатору". Заметя обращенное на себя "неблагосклонное внимание дам", "так смутилась, что слезы повисли на ее ресницах..." Ср. К., графиня. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "В измятом шелковом платье, без рукавчиков, с жемчужной сеткой на волосах и с папироской во рту. Она благоговейно читала книгу: это был том сочинений одного из новейших Ювеналов". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Знакомые Александра. "Много было хорошеньких, но все они очень однообразны. Что одна скажет и сделает в таком-то случае, смотришь, то же повторит и другая, как будто затверженный урок". "Не видно ни самостоятельности, ни характера. И движения, и взгляды - все одинаково: не услышишь самородной мысли, ни проблеска чувства... все покрыл и закрасил одинакий лоск". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Две Д., дочери умершего коллежского советника; ни одна не хотела принимать на свой счет "комплименты" Гвоздева, т. к. обе считали себя дворянками, а Гвоздев был "только купец"; из-за этого Д. на прогулке даже "перебранились" между собою... |
Девойод Жюль (1843-1901) - французский оперный певец, много гастролировал в России, где и умер. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Лет тринадцати, с калмыцким лукавым личиком. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Дочь хозяйки дома в Стелленбоше (Капская колония), где останавливались путешественники. "Молодая девушка, с буклями, совершенно белая, цвета топленого молока, с белыми бровями и светло-голубыми, с белизной глазами". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Крестьянка из Алданской слободы, очень недурная собой, но "с болезненной бледностью на лице". Когда ей сказали: "Какая же ты красавица!" - ответила: "Ишь, что выдумали! войдите-ка лучше посмотреть, хорошо ли мы строим новую избу?" На вопрос, кто у них "делает кирпичи", сказала: "Кто? я делаю, еще отец". - "А ты умеешь делать мужские работы?" - "Как же, и бревна рублю, и пашу". - Когда брат подтвердил слова Д., заметила: "А мне не поверили, думаете, что вру: врать нехорошо!" - "Я шью и себе, и семье платье, и даже обутки (обувь) делаю". - "Неправда. Покажи башмак". Она показала препорядочно сделанный башмак. "Здесь места привольные, сказала она: только работай, не ленись; рожь славная родится, особенно озимая, конопля; и скотине хорошо - все. Вина нет, мужик не пьет; мы славно здесь поправились, а пришли без гроша. Теперь у нас корова с теленком, лошадь; понемногу заводимся. Вот новую-то избу хотим под станок (станцию) отдать". |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова - "В семье родилась купеческой". "Перевенчана с молодым купцом по закону" "христианскому". По словам Кирибеевича: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно - будто лебедушка, Смотрит сладко - как голубушка, Молвит слово - соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе Божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Муж для Алены Дмитревны "государь красно-солнышко". Кроме него, ей не на кого положиться. Он один не даст своей верной жены "злым охульникам" в поругание. "На белом свете" она сиротинушка: "родной батюшка уж в сырой земле, рядом с ним лежит матушка"; старший брат пропал без вести, а "меньшой "дитя малое, неразумное". Немилость мужа страшнее для Алены Дмитревны "смерти лютыя" и "людской молвы". На угрозы Калашникова "запереть за железный замок" за позор его "имени честнова" "задрожала вся", "затряслась как листочек осиновый", "горько-горько восплакалась, в ноги мужу повалилася", "горючими слезами заливалася". "Его речи - будто острый нож, от них сердце разрывается". "Иль убей меня, или выслушай!" - говорит Алена Дмитревна и открывает ему, что "слуга царя Грозного" "опозорил", "осрамил" ее "честную, непорочную", когда от вечерни домой шла она по улице одинешенька: И ласкал он меня, целовал меня; На щеках моих и теперь горят, Живым пламенем разливаются Поцелуи его окаянные... A смотрели в калитку соседушки; Смеючись на нас пальцем показывали... "И что скажут злые соседушки? И кому на глаза покажусь теперь?" - спрашивает Алена Дмитревна. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Явилась с жалобой на Валентина: "Не прикажите ему озорничать! …все знакомые мои, и в доме здесь... могут, пожалуй, подумать, что я нарочно слушаю его комплименты". По словам Д., все знакомые ее знают ее "честной, аккуратной девушкой". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя - тоже, что Вовтузенко. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя - Максим. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Покойный дед Фомы Григорьевича был не из простых, в свое время, казаков. Знали твердо - он-то и словотитлу поставит. В праздник отхватает апостола, бывало, так, что теперь и попович иной спрячется", а "в тогдашние времена, если собрать со всего Батурина грамотеев, то нечего и шапки подставлять, - в одну горсть можно было всех уложить". "Всякий встречный кланялся деду мало не в пояс". Был человек - не то чтобы из трусливого десятка; бывало, встретит волка, так и хватает прямо за хвост; пройдет с кулаками промеж казаков - все, как груши, повалятся на землю". "Живал он немало на свете, знал, как подпускать турусы и, при случае, пожалуй, и перед царем не ударил бы лицом в грязь". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Старший штурманский капитан на фрегате. "Три раза ходил вокруг света" и, по словам Д., одиннадцать раз "пересек экватор", т. к. "однажды на самом экваторе корабль захватили штили", и "раза три-четыре перетаскивало то по ту, то по эту сторону экватора". "Общий оракул" и любимец. "Морской волк". Напоминал собою тех созданных Купером лиц, которые родились и воспитались в "море или в глухих лесах Америки и на которых природа, окружавшая их, положила неизгладимую печать. И он тоже с тринадцати лет ходит в море и двух лет сряду не жил на берегу". "Мерил и отсчитывал узлы"; маленькими шажками ходил по палубе "определяться" и "ловить солнце". У него все всегда бывало - "отлично": "несет ли попутным ветром по десяти узлов в час - "славно, отлично!" - говорит он. Дует ли ветер прямо в лоб и пятит назад - "чудесно! - восхищается он: - по полтора узла идем!" На него не действует никакая погода. Он и в жар и в холод всегда застегнут, всегда бодр: только в жар подбородок у него светится, как будто вымазанный маслом: в качку и не в качку стоит на ногах твердо, заложив коротенькие руки на спину или немного пониже, а на ходу шагает маленькими шажками. Его не возмущает ни буря, ни штиль - ему все равно. Близко ли берег, далеко ли - ему тоже дела нет. Он был почти везде, а где не был, так не печалится, если не удастся побывать". Никогда "он на что-нибудь или на кого-нибудь не жаловался. "Отлично!" - твердит только. А если кто-нибудь при нем скажет или сделает не отлично, так он посмотрит только испытующим взглядом на всех кругом и улыбнется по-своему". "Как отцу родному обрадовался", завидя в тумане маяк и посоветовал пристававшим к нему с вопросами, когда кончится канал (Британский) и начнется океан? - "положить метку": "Когда назад пойдем, так я вам и скажу, где кончится канал и где начало океана". |
Дедлов - Кигн В. Л. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Безыменный старинный орловский (екатерининских или павловских времен) помещик. - "Властный был человек! обожал нашего брата", - говорит про Д. Овсяников. Отнял у Овсяникова-отца землю, а когда тот вздумал судиться, послал к нему Бауша с командой, привел в свою вотчину и высек; заставил отца Овсяникова "отступиться" от земли да еще благодарить, что живого отпустили. Любил только своего ловчего Бауша да собаку Миловидку. "Хоть жену, говорил, готов уступить, только не Миловидку", а "как умерла Миловидка, с музыкой в саду ее похоронил", "похоронил и камень с надписью над псицей поставил". |