Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕЕ"-"ДИК")
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Учитель российской грамматики в поветовом училище"; "носил с собою в класс кленовую линейку, которою уставал бить по рукам ленивцев и шалунов". |
Дезабилье - домашняя одежда (фр. d?shabill?) |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина ("Отелло" Шекспира), "Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу?" ("Евг. Он.", Родосл., 11). |
Дезульер Антуанетта де Лижье де Лагард (1637-1694) - французская поэтесса, чьи идиллии были популярны в России в конце XVIII - начале XIX в. |
Деист - последователь деизма, распространенного в XVII-XVIII вв. философского учения, признающего бога творцом мира, но отвергающего его участие в жизни природы и общества. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Носил на указательном пальце перстень с алмазом, говорил очень тихо"; во время игры в карты "не раздвигал соединенных каблуков ног своих, поставленных в положение, употребляемое танцорами прежних времен, и не поворачивал головы, до половины закрытой отличнейшим бархатным воротником". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Пушкин не состоял членом Тайных обществ, "но был в связи с большею частью" "заговорщиков" (Письмо Жук., 1826). Он был близок с Пущиным, Рылеевым, Кюхельбекером, Давыдовым, Бестужевым, Владимиром Раевским, Орловым; был знаком с Пестелем, Волконским, Муравьевыми, Якубовичем и др. События, последовавшие после 14-го декабря 1825 г., заставили "опального изгнанника" сжечь в Михайловском дневник и многие рукописи, но в черновых бумагах поэта уцелели два листка с изображением виселицы, припиской: "и я бы мог", и пометой 13-го июля 1826 г. (день казни пятерых декабристов). под тем же числом "Отрывки из дневника" 1834 г. Сам поднадзорный, едва получив право въезда в Москву, Пушкин приносит А. Г. Муравьевой свое "Послание в Сибирь" и отдельный дружеский привет И. И. Пущину. Лицейская годовщина 1827 г. вызывает у поэта воспоминанье о далеких товарищах, заброшенных "в краю чужом" и "в мрачных пропастях земли". (Ср. "Записку о народн. воспитании", 1826 г.). К ним "Арион" (1827). |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Лектор французской словесности в Московском университете (до 1837 г.). О нем: "Словарь профес. Моск. универс.", М., 1855 г., стр. 294. Гончаров упоминает о Д. в "Воспомин.". |
Декарт Рене (1596-1650) - французский философ и математик. |
Декокт - отвар (лат. decoctum) |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1793-1843). - Его поэмы и драмы пользовались большим успехом. "Школьник Вольтера и бьется в старых сетях Аристотеля" (Вяз. Черн., 1823). За четверостишье Д., напечатанное в "Лит. газ." ("Жертвам июльской революции"), Дельвиг получил строгий выговор от Бенкендорфа (Плетн. 1830). |
Деларош Поль (Ипполит) (1797-1856) - французский живописец, основоположник натуралистической исторической живописи. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1811-1868). - Поэт; "Д. слишком гладко, слишком правильно, слишком чопорно пишет для молодого лицеиста. В нем не вижу я ни капли творчества и много искусства. Это второй том Подолянского. Впрочем, м. б. он разовьется". (Плетневу, апрель, 1834). За перевод стихотворения Гюго "Красавица", напечатанный в "Библ. для чтения", был уволен со службы. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1738-1831). - Аббат; дидактический поэт, переводчик Вергилия и Мильтона. "Парнасский муравей" (Дом. в Кол., 8). Образец делилевского стиля: "не забудь витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, т. е. штопор". (Брату, 1824). |
Делинь М. - Ашкинази М. О. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Имя Д., первой любви поэта Тибулла, воспетой в его "элегиях", стало нарицательным для обозначения возлюбленной у французских и русских поэтов XVIII в. у Пушкина: "Песня", "Делия" (1812) и "Безверие" (1817). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Уп. л. "Проклятый граф Д.", называет его Альбер. На поединке с Альбером "копьем своим тяжелым пробил" шлем Альбера "и мимо проскакал", но был, как маленький паж, брошен противником "на двадцать шагов". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1798-1831). - Поэт, издатель "Лит. газеты" и альманаха "Северн. цветы". Товарищ Пушкина по лицею ("Товарищ юности живой, товарищ юности унылой, товарищ песен молодых, пиров и чистых помышлений" - 19 окт. 1831 г.). "Никто на свете не был мне ближе Д., около него собиралась наша бедная кучка; без него мы осиротели", - писал Пушкин Плетневу (31). Дельвиг один из первых полюбил гений Пушкина и юношу-поэта назвал "преемником Державина". "Пушкин! Он и в лесах не укроется: лира выдаст его громким пением, и от смертных восхитит бессмертного Аполлон на Олимп торжествующий". Эти восторженные строки появились в "Рос. музеуме" почти вслед за первой пушкинской пьесой "Восп. в Ц. Селе", напечатанной в том же журнале. В 1824 г. Дельвиг вслед за Пущиным посетил изгнанника Пушкина в его Михайловском. (Письма Пушкина к Д. и обратно). Пушкин высоко ставил дарование своего друга. "Ты все тот же, талант прекрасный и ленивый. Долго ли тебе шалить, долго ли разменивать свой гений на серебряные четвертаки?!" (Дек. 1821). "Никто не приветствовал вдохновенного юношу, - писал Пушкин в 1831 г., - между тем как стихи одного из его товарищей [Анненков полагал, что этот товарищ не кто иной как сам Пушкин, Я. Грот видит здесь Илличевского. Вряд ли, однако, стихи Илличевского отличались "легкостью и чистотой мелочной отделки", не говоря уже о том, что даже в лицейских стенах на них никто не смотрел как на "некоторое чудо". Другое дело пушкинские первые опыты. Ред.], стихи посредственные, заметные только по некоторой легкости и чистоте мелочной отделки, в то же время были расхвалены и прославлены, как некоторое чудо. Но такова участь Д-а: он не был оценен при раннем появлении на кратком своем поприще; он еще не оценен и теперь, когда покоится в своей безвременной могиле". О нем: "Пирующ. студ. (1814), "Сонет" (1830), "Художнику" (1836). В "Евг. Он." Ленский "читает" стихи свои "вслух, в лирическом жару, как Дельвиг пьяный на пиру" (VI, 20). К нему: (1815); "Д-у" (1817); "19 окт. 1825 г.", "Дельвигу", "Там где Семеновский полк" (1825); "Череп" (1827); "Загадка" (1829); "Д-у" (1830); "19 окт. 1831 г."; Статья о Дельвиге (1831). Сочинения Д. изданы Смирдиным в одной книге с сочинениями Нелединского-Мелецкого. Позднейшее издание Евдокимова с б. очерком В. В. Майкова. О нем : В. П. Гаевский, "Современник" 1853-1854 гг. Тихонравов Н. С. Сочинения. М. 1897 г., т. III, ч. 2-ая. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Сестра поэта Д. К ней: "Вам восемь лет...", "К Маше" (1816). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1809-1888), урожденная Салтыкова, во втором браке Баратынская. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - имя героини и название романа г-жи Сталь. "Воображаясь героиней своих возлюбленных творцов, Клариссой, Юлией, Дельфиной, Татьяна..." ("Евг. Он." III, 10). |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина "Кто от Дельфиры убегает и даже с нею не знаком". "Р. и Л.", 5., Воронцова, Е. А. |
Делянов Иван Давидович (1818-1897) - граф, государственный деятель, с 1882 по 1897 гг. министр народного просвещения. |
Делятуш - "человек-лошадь", чемпион в состязаниях по бегу в саду "Эрмитаж". |
Демаков Василий Федорович - владелец типографии петербургского журнала "Северный вестник" |
Демерт Николай Александрович (1835-1876) - журналист и публицист, демократ, сотрудник "Отечественных записок" Краевского. С 1868 г. вел там отдел "Внутренняя жизнь". Обзоры Демерта нередко вызывали репрессии против журнала. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Шурин старосты Обломова, Прокофия Вытягушкина. "Писал со слов оного старосты" донесения из деревни барину. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - прототип его А. Раевский, "Демон" (1823); "несносно между людей благоразумных прослыть... ...иль сатаническим уродом или даже Демоном моим". ("Евг. Он.", VIII, 12). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Л. написано пять драм. произведений: 1) "Испанцы", трагедия; 2) "Люди и страсти" ("Menschen und Liedenschaften"); 3) "Странный человек"; 4) "Маскарад" и 5) "Два брата". Работа над первым из названных произведений начата еще в 1830 г., работы над последним относятся к 1836 г. Л. особенно тяготел к области драмы. Опасаясь, что цензура не пропустит на сцену "Маскарад", Л. принимается за сценическое приспособление его и дает новую редакцию пьесе ("Арбенин"). Однако и в этом урезанном и смягченном виде пьеса не увидела подмостков театра и, несмотря на хлопоты А. И. Муравьева, имевшего сильную руку в 3-ем отделении, не была допущена к представлению при жизни Л.; только в 1875 г. осуществилось желание поэта. (Вольф. "Хроника петерб. театров"). |
А. Н. Раевский ("Список"); также "Прототипы": Онегин. |
Демосфен (ок. 384 - 322 до н. э.) - афинский оратор, вождь демократической антимакедонской группировки, который призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Муж Василисы, рыжеватый и подслеповатый мещанин. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина содержатель известной гостиницы, или "Демутова трактира"; здесь останавливался Пушкин по приезде из Москвы в Петербург после женитьбы. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Куренной атаман. характеристику "Вовтузенко". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Француз, содержатель отеля в Маниле. По словам хозяина лавки, "очень хороший человек. Был "лет тридцати пяти, приятной наружности, с добрым лицом, в белой куртке и соломенной шляпе, вежливый, но не суетливый"; держал себя "очень просто, но с достоинством, не болтун и не хвастун, что редко встречаешь в французе". Отель Д. "был единственное сборное место в Маниле для путешественников, купцов и "шкиперов". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя "Судья; довольно полный человек" "в замасленном халате", "с доброю миною", "человек, как обыкновенно бывают все добрые люди, трусливого десятка". "У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу, сколько душе угодно было. Эта губа служила ему вместо табакерки, потому что табак, адресуемый в нос, почти всегда сеялся на нее". Любил "отведать икры" и "выпить водки персиковой, настоянной на золототысячнике", но "селедки" "не ел, потому что от нее делается изжога под ложечкою". Увидя входящего Ивана Ивановича, "нос его потянул с верхней губы весь табак, что всегда было у него знаком большого удовольствия". Прослушав жалобу Ивана Ивановича, "приблизился к Ивану Ивановичу, взял его за пуговицу и начал говорить ему почти таким образом: "Что это вы делаете, Иван Иванович? Бога бойтесь! Бросьте просьбу, пусть она пропадает! (Сатана приснись ей!) Возьмитесь лучше с Иваном Никифоровичем за руки да поцелуйтесь; да купите сантуринского, или никопольского, или хоть просто сделайте пуншику, да позовите меня! Разопьем вместе и позабудем все!" Несговорчивость Ивана Ивановича привела Д. Д. "в изумление", и он "в рассеянности, разводил пальцем по столу чернильную лужу" из опрокинутого черепка, употребляемого "вместо чернильницы". "Господи! И вы туда же! Такие редкие друзья!" - Когда Ив. Н. назвал Ив. Ив. "сатаной", "Д. Д. перекрестился" и "с видом недовольства велит читать просьбу", "при чем нос его невольно понюхал верхнюю губу, что обыкновенно он делал прежде только от большого удовольствия. Такое самоуправство носа причинило судье еще более досады: он вынул платок и смел с верхней губы весь табак, чтобы наказать дерзость его". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Приказчик Троекурова. К нему, по дороге в город, заезжал Шабашкин узнать, не будет ли какого приказания от Троекурова. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Крепостной Петуха. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Уп. л. Покойный гадячский заседатель. "Всегда бывало, увидевши" Степана Ивановича "издали, говорил: "Глядите, глядите, вон идет ветряная мельница". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (Посл. В. Л. Пушкину), Давыдов, Денис Ив. |
Деннери Адольф Филипп (1811-1899) - французский драматург |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Д., "приставленный к Гриневу". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Денщик Германна; "возвращался с ночной прогулки", "пьяный по своему обыкновению". |
Смотри также Литературные типы произведений Аксакова Доктор; "нашел важные болезни" у Софьи Николаевны, "дал ей лекарство на всю зиму, а весною приказал пить кумыс". |
Депер Октав Виктор (1825-1891) - французский консервативный политический деятель, монархист. |
Депозитка - кредитный билет |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1746-1820). - Драматург. "Явится Д. - исчезнет Шапелен" ("К Жук.", 1817). Уп. "Экспромт" (1833). |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя По рассказу Утешительного, "помещик", богатейший человек. "Игру ведет отличную, честности беспримерной, к поползновенью, понимаете, никаких путей: за всем смотрит сам, люди у него воспитаны - камергеры, дом - дворец, деревня, сады, - все это по аглицкому образцу; словом, русский барин в полном смысле слова". После игры с Утешительным "все и хозяин и гости остались без копейки". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя По словам Ноздрева, Д. такое счастье: "тетка его поссорилась с сыном за то, что женился на крепостной, и теперь записала ему все именье. Я думаю себе, вот если бы этакую тетку иметь для дальнейших!" |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова (1743-1816). - Первой книгой, попавшейся Гончарову "вне классов", были сочинения Д., которые он "и переписывал и учил наизусть" (Автобиография). ----------------------------------- Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1743-1716). - На публичном экзамене в лицее (1814) юный Пушкин в присутствии Державина читал свои "Воспоминания в Царском Селе". Поэт сохранил память об этом своем первом выступлении на литературное поприще ("Послание Жук.", 1816 г., "Евг. Он.", VIII, 2, "Заметки" 1833). рассказ Н. И. Пущина в его "Записках". "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил". "Державин двух своих соседов и смерть Мещерского воспел - певец Фелицы быть умел певцом их свадеб, их обедов и похорон, сменивших пир, - а знал ли их, скажите, мир?" (Родосл. 9). Пушкин удивлялся смелости поэта. "Кумир Д. 1/4 золотой, 3/4 свинцовый, доныне еще не оценен" (А. Бестужеву, 1825). Уп. "К Дельвигу" (1830); "Родосл.", 10. |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Квартальный. Стучит сапогами, как "косолапый медведь". Так и валится, "как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги". Говорит - "как из бочки, так и рычит". "Для порядка всем ставит фонари под глазами - и правому и виноватому. |
Дерикер Василий Васильевич (1743-1879) - литератор и журналист; врач-гомеопат |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Комиссар, отставной поручик. Пишет сельскому голове: "Приказываю тебе сей же час женить твоего сына Левка Макогоненка на козачке из вашего же села Ганне Петрыченковой, а также починить мосты по столбовой дороге и не давать обывательских лошадей без моего ведома судовым паничам, хоть бы они ехали прямо из казенной палаты. Если же, по приезде моем, найду оное приказание мое не приведенным в исполнение, то тебя одного потребую к ответу". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - "Учитель" отца Р. Пелама, "простой и добрый старичок, очень хорошо знавший французскую орфографию". |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя - Уп. л. |
Дерулед Поль (1846-1914) - французский поэт и политический деятель, националист; в августе 1886 г. приезжал в Россию. |
Десть - 24 листа писчей бумаги |
Являются продолжением "Семейной хроники" (ниже). В ноябре 1856 г. Аксаков извещал Тургенева, что он пишет "книгу для детей, разумеется, не маленьких, а таких, которым около 12-ти лет". "Я ничего не придумал лучшего, как написать историю ребенка, начав ее со времени баснословного доисторического и проведя его сквозь все впечатления жизни и природы, жизни преимущественно деревенской. Как бы мне хотелось сию же минуту прочесть вам несколько тетрадей! Разумеется, тут нет никакой подделки под детский возраст и никаких нравоучений. Чувствую, что можно бы сделать дело немаловажное, но никак не смею надеяться на удачное исполнение". В эту книгу С. Т. "положил всю свою душу, все свое дарование и все умение, приобретенное долговременной опытностью", но он сам чувствовал, что Россия переживает "переломы", "великое время" (канун реформ 60-х годов), что "корабль тронулся, и у нас закружилась голова", поэтому его книга появится "не вовремя" и "не может быть вполне оценена", ибо важность интереса, если он "и сумел представить его в простоте художественной формы, неминуемо должна ускользнуть от развлеченного внимания". Появление "Детских годов" вызвало ряд отзывов не только литературных друзей и единомышленников С. Т.: С. Шевырева (большая статья в "Русской беседе" 1858 г. № 10), М. Лонгинова ("Моск. вед". 1858 г. № 8), А. Бекетова ("Русск. вестн." 1858 г. № 6), но и в противоположном лагере русской журналистики. Добролюбов посвятил мемуарам Аксакова две обширные статьи в "Современнике" - "Деревенская жизнь помещика в старые годы" и "Разные сочинения А-а" (Сочин. т. I); обширная же статья была дана в "Атенее" 1858 г. № 14. Статьи Добролюбова и неизвестного автора в журнале "Атеней" явились переоценкой тех взглядов, которые были высказаны критикой относительно художественного значения произведений Аксакова. Добролюбов оттеняет "фактическую правду аксаковских рассказов, то, что жизнь у рассказчика не составлена художественным образом из обломков и лоскутков, а просто изображена в своей фактической верности". П. Н. Милюков проводит тот же взгляд на Аксакова-мемуариста. "Для историка русского общественного движения, - говорит Милюков, - Аксаков - не классический беллетрист, а мемуарист, драгоценный и единственный в своем роде". "Как художник, С. Т. А. вызывал и будет вызывать критику и возражения; слава в этом отношении сильно поблекла еще раньше окончания его литературной деятельности. Как "человеческий документ" нашего прошлого, он будет только возвышаться в цене по мере удаления от нас этого прошлого". (Из истории р. интел.). Архипов. - Булгаков, Иван Николаевич. - Воецкая, Софья Николаевна. - Волков, Петр Николаевич. - Григорий. - Груша. - Деобольд. - Зубин, Александр Николаевич. - Жница. - Катерина. - Куроедов, Иван Петрович. - Ленивцев, М. В. - Ленивцева жена. - Мавмот Исеич. - Мазан, Ванька. - Макей. - Матрена. - Матфей Васильевич. - Мертваго, Дмитрий Борисович. - Мертваго, Иван Борисович. - Миницкая, А. П. - Миницкий, Павел Иванович. - Мироныч. - Михайлушка, Михаил Максимович. - Михей. - Мужик. - Мысеич, Еким. - Никитин. - Калмыки, Николай. - Няня. - Пантелей Григорьевич. - Пекарская. - Петина. - Петин. - Плещеева, Варвара Сергеевна. - Плещеева. - Рейхслейн. - Рожнова. - Рожнов. - Священник. - Сергей Алексеевич Багров-внук. - Софья Николаевна Багрова. - Степан Михайлович Багров. - Терентьев, Василий. - Трейблут. - Трофим. - Форейтор. - Философов. - Хорев. - Чичагов. - Энгельгардт. - Федоров, Петр. - Федор. - Феклуша. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Француз, "с видом смиренным и терпеливым", "не весьма достаточного состояния". "Готовился было не в учителя, а в кондитеры", но попал "гувернером" к Троекурову. "Половину жалованья" Д. думает отсылать матери, а "из остальных денег в пять лет" мечтает "сколотить маленький капитал, достаточный для будущей" его "независимости" и пустить его "в коммерческие обороты". За 10,000 руб. Д. продает все свои документы Дубровскому и дает "честное слово", "что все это останется" тайной, а сам он уедет в Париж. |
Дефферини Ава Фредерик Гамильтон (1826-1902) - английский политик и дипломат, в 1881-1884 гг. посол в Константинополе, в 1884-1888 г. вице-король Индии. |
Дешанель Поль Евгений Луи (1855-1922) - французский политический деятель, в 1898-1901 гг. председатель палаты депутатов. |
Дешарио Андрей Иосифович (р. 1821) - купец, владелец винно-водочного завода в Москве. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Уп. л. По словам Председателя, Д. "выбыл первый из круга" пирующих. По характеристике молодого человека, "весельчак"; его "шутки, повести смешные, ответы острые и замечанья, столь едкие в их важности забавной, застольную беседу оживляли...", и "общий хохот славил его рассказы". Д. "красноречивейший язык не умолкал еще во прахе гроба". |
Джанишев (Джаншиев) Григорий Аветович (1851-1900) - публицист, историк, общественный деятель, автор путевых очерков. Выпускник юридического факультета Московского университета. Сотрудничал в журналах "Юридический вестник", "Журнал гражданского и уголовного права", "Русская мысль", "Вестник Европы", газетах "Судебный вестник", "Русские ведомости". Автор судебных корреспонденций, отчетов, книг "Из эпохи великих реформ. Историческая справка", "Перл Кавказа. ...", "В Европе (Москва - Мюнхен - Кельн - Альпы - Биарриц)" и др. |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева "Девушка лет девятнадцати"; "нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу; верхнюю губу чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос, как у Аллориевой Юдифи в Палаццо-Питти - и особенно глаза, темно-серые, с черной каемкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза", пальцы гибкие и длинные, отделенные друг от дружки, "как у Рафаэлевой Форнарины". "Никакая пальма" "не в состоянии соперничать с изящною стройностью ее стана"; "когда же она" "возводила кверху глаза", "казалось, что нет такого неба, которое не разверзлось бы перед таким взором". Д. - "доброе, умное, чистое и несказанно-прекрасное существо". Читала Джемма "превосходно - совсем по-актерски. Она оттеняла каждое лицо и отлично выдерживала его характер, пуская в ход свою мимику, унаследованную ею вместе с итальянскою кровью; не щадя ни своего нежного голоса, ни своего прекрасного лица, она, когда нужно было представить либо выжившую из ума старуху, либо глупого бургомистра - корчила самые уморительные гримасы, ежила глаза, морщила нос, картавила, пищала..." "Una carricatura!" - неодобрительно отзывался об ее чтении Панталеоне, думавший, что ей лучше было бы "Мерону представлять или Клитемнестру - нечто великое, трагическое". Мать называла ее "республиканкой'". "Смерть за отечество она считает самым высоким и священным делом, для которого можно пожертвовать обеспеченной будущностью". Джемма говорит Санину, что он "не должен почитать себя связанным" просьбою ее руки. Вопрос о различии религии, беспокоящий ее мать, был Д. разрешен просто. Она схватила гранатовый крестик, висевший у ней на шее на тонком шнурке, сильно дернула и оборвала шнурок - и подала Санину крестик. - "Если я твоя, так и вера твоя - моя вера!" Бегство Санина заставило Д. пережить тяжелые мгновенья, но и много лет спустя "она считала свою встречу с ним за счастье - так как эта встреча помешала ей сделаться женою Клюбера - и таким образом, хотя косвенно, но была причиной брака с теперешним ее мужем, с которым она живет, вот уже двадцать восьмой год, совершенно счастливо". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Уп. л. Один из представителей торговой фирмы "Д. и Маттисон", занимающей "целый угол" в Гонконге. Воздвиг свое "огромное торговое заведение" и магазины Д., срыв гору, а еще выше устроил "великолепную виллу, сделав скаты, аллеи, насадил всего, что растет под тропиками, и живет, как бы жил в Англии"... |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1760-1822). - Итальянский поэт, "Подражание итальянскому" (1836). |
Джиордано - владелец московского театра "Фоли-Бержер". |
Джиральдони Лев Иванович (1825-1897) - итальянский певец (баритон) и педагог. Вокальное образование получил во Флоренции, пел в Милане в театре "La Scala", в Итальянской опере в России. Специально для него Дж. Верди написал партии Фиеско ("Симон Бокканегра") и Ренато ("Бал-маскарад"). Преподавал во Франции и Италии, с 1891 г. - профессор Московской консерватории. Автор книги "Аналитический метод воспитания голоса". |
Джордж Генри (1839-1897) - американский: экономист и публицист, автор книги "Покровительство отечественной промышленности, или Свобода торговли", вышедшей в переводе с английского в Москве в 1903 г. |
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова Горец; "пасмурный чудак", его черты (развалины минувшей красоты) не являли старости. По словам Д., "он жил и много испытал". "Могилы тьма сходна с его душой, в которой страсти лет - мечты - изрыли бездну вечной пустоты". Измена Лоры оставляет "на нем раскаянья и мук следы". "Пять целых лет провел в Париже", "шалил, именье с временем губя". "Дорога славы, заманив, наскучила. Тогда, "совести укор убить любовью новой захотев", он "стал искать беседы юных дев". Когда же охладел к ним... "стал бродить печален и один…" И он "оставил прихотливый свет, в котором для него веселья нет". "Чем более улыбалось счастье мне, - говорил Д., - тем больше я терзался в глубине. Я счастие, казалося, привлек, когда его навеки отнял рок". Жизни пустоту он заполнял "воспоминаньем или игрой мечты". |
Авторская пометка: "1830 г. Великим постом и после". "Я слышал этот рассказ от одного путешественника". Место действия - Италия. Джулио. - Лора. - Мелина. |
Джэк - имеется в виду английский серийный убийца Джек-Потрошитель, сообщениями о котором в то время пестрили газеты. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина Смотри также Литературные типы произведений Гончарова богиня света. "На чистый небосклон выходит бледная Д." (черн. набр. 1820 г.), "Домик в Кол.", 22. В "Евг. Он.": "Дианы грудь, ланиты Флоры прелестны, милые друзья!" (I, 32); "И вод веселое стекло не отражает лик Дианы" (I, 47); "Озарена лучом Дианы" (VI, 2). ----------------------------------- - в римской мифологии богиня Луны ----------------------------------- - фрегат, пришедший на смену "расхлябавшейся" "Палладе". О гибели Д. у берегов Японии во время землетрясения "Через двадцать лет" гл. VI и "Морск. сб.", 1855 г., т. II. |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова (1785-1831). - Генерал-адъютант, близкий человек к императору Александру I. Упом. в рассказе "Превратность судьбы". |
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова - Генерал. Хабаров застал Д. в царскосельском дворце "в следующей" за залой комнате: "Д. барабанил пальцами по стеклу и что-то насвистывал". "Хабаров, постояв несколько минут, наконец кашлянул, чтоб обратить на себя внимание генерала". - "Кто ты такой? Как сюда зашел? Отчего о тебе не доложили? - обернувшись спросил Д., "как государь". Взял поданные Хабаровым документы, "потом взглянул еще раз на Хабарова и сказал ему: "Я сегодня увижу государя и узнаю его волю на ваш счет, а теперь, видя ваше положение, я догадываюсь, что вам нужно вот это". "С этими словами он подошел к столу, достал сто рублей и подал их Хабарову. "Запишите ваш адрес, - сказал он". - В Петербурге явившегося к нему Хабарова "принял ласково". "Вот что государь велел мне вручить вам. - Д. подал ему толстый пакет. - Место почтмейстера (об этом месте просил Хабаров), которое назначено было для вас, уже занято, - прибавил он. - Но вы получите, когда выздоровеете совсем, место смотрителя работ при строящемся в Москве храме Спасителя в память изгнания французов. Об этом уже писано в Москву". Когда Хабаров "вновь обмундировался и явился" к Д., тот сначала не узнал его, потом сказал, "чтоб он немедленно отправился в Москву, к месту нового своего назначения". |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1785-1831). - Генерал-адъютант, близкий человек к Императору Александру I. Открытие Д. заговора во 2-ой армии и его личное участие в арестах декабристов выдвинули его в новое царствование, когда он и был возведен в графское достоинство; за кампанию 1829 г. получил фамилию "Забалканского" и чин фельдмаршала. В 1830 участвовал в подавлении польского восстания и умер среди кампании от холеры. "О смерти Д. горевать, кажется, нечего. Он уронил Россию во мнении Европы - и медленностью успехов в Турции, и неудачами против польских мятежников". (Нащокину, 1831). "Прямо" к Д. должен был привезти фельдъегерь Пушкина из Михайловского; его же рукой записана Высочайшая резолюция: "призвать" Пушкина в Москву. |
Диварис Николай Герасимович (1840 - после 1913) - врач-терапевт, владелец лечебницы в Таганроге |
Смотри также Литературные типы произведений Гоголя Постоянно просившие рассказать "яку-нибудь страхавину сказочку". "Рассказать-то, конечно, - говорит рассказчик, - не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постели... Каждая дрожит под одеялом. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу - и Боже упаси! и душа в пятках". |
Диде Франсуа (1802-1874) - швейцарский пейзажист, один из основателей женевской школы живописи |
Дидерот - Дидро |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1767-1837). - Балетмейстер, учитель ряда поколений в русском балете, создавший целый переворот в русском хореографическом искусстве. "Там и Дидло венчался славой" ("Евг. Он.", I, 18). - "Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел" (I, 21). |
Дидон Анри (1840-1900) - французский проповедник и писатель |
Дидро Дени (1713-1784) - французский философ-материалист, ученый-просветитель, драматург, романист и критик. Идеолог революционной французской буржуазии. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина (1713-1784). - Товарищ Руссо и Даламбера, знаменитый мыслитель-энциклопедист. Уп. "К вельможе", "Евг. Он.", VII, 13 (проп.), "пылкий Д.", "Самый ревностный апостол Вольтера" ("Мысли на дороге"). Его "политический" цинизм отразился на Радищеве. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Так называет себя Дон-Жуан Донне-Анне (сц. III). "Я не Диего, - я Жуан" (сц. IV). |
Дизраэли Бенджамин, граф Биконсфилд (1804-1881) - в 1868 и 1874-80 премьер-министр Великобритании, лидер партии консерваторов, писатель. Видел в России главное препятствие к осуществлению колониальной политики Англии на Востоке, вел враждебную России политику, поддерживал Турцию. |
Смотри также Литературные типы произведений Пушкина - Кровельщик - увидя графа "со всей своей свитой" "скорее снял шляпу и по стенке стал пробираться до дверей". На вопрос графа, "что он за человек", "проговорил: "Я кровельщик Г. Д., готовый к вашим услугам, милостивый граф", - и стал пятиться к дверям". На вопрос графа, сколько Д. зарабатывает в день, отвечал "осторожно": "милостивый граф, день на день не похож, в иной выработаешь пять и шесть копеек, а в другой ничего". На вопрос графа, женат ли Д., отвечал ему смело: "женат". И "решился говорить всю правду, ничего не утаивая". |
Смотри также Литературные типы произведений Тургенева Настоящая его фамилия Перевлесов. "Мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и черными блестящими волосами, жесткими, как щетина. Выражение его смуглого со свинцовым отливом лица, особенно его бледных губ, можно было бы назвать почти свирепым, если бы оно не было так спокойно-задумчиво". Одет был Д. Б. в "какой-то поношенный сюртук с медными гладкими пуговицами; старый черный шелковый платок окутывал его огромную шею". Первое впечатление, которое производил вид этого человека, было "чувство какой-то грубой, тяжелой, но неотразимой силы". При неуклюжем сложении ("сбитнем") "от него так и несло несокрушимым здоровьем..." Его "медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации, происходившей, может быть, от совершенно спокойной уверенности в собственном могуществе". Никто не знал, к какому сословию принадлежал Д. Б. и чем он живет. Он "никаким ремеслом не занимался, ни к кому не ездил, не знался почти ни с кем, а деньги у него водились", хотя небольшие. Вел себя Д. Б. "тихо", словно "никого вокруг себя не замечал и решительно ни в ком не нуждался"; пользовался огромным влиянием во всем округе. "Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение". В этом человеке "было много загадочного; казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и все, до чего ни коснутся". Поражала также в нем "смесь какой-то врожденной природной свирепости и такого же врожденного благородства". Один он умел укрощать нелепые порывы Обалдуя. При пении Якова "по железному лицу Д. Б., из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилася тяжелая слеза", а затем он посмеивался таким "добрым смехом", который "было трудно представить на его лице". |