Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЗЭ"-"ДОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЗЭ"-"ДОН")

ДЗЭАМИ

ДЗЭА́МИ, Сэами (наст. имя Юсаки Сэами Таю Мотокиё) (1363—1443), японский драматург, теоретик драмы, режиссер и актер театра но. Ок. 120 лирич. пьес (йокёку), вошедших в совр. репертуар театра но, в т ч. «Киёцунэ», «Ацумори» (обе п. 1979).

ДИАБАТЕ МАССА МАКАН

ДИАБАТЕ́ (Diabaté) Масса Макан (р. 1938), малийский писатель, фольклорист (на франц. яз.). Ром.-трилогия «Лейтенант из Куты» (1979), «Парикмахер из Куты» (1980), «Мясник из Куты» (1982). Пьесы «Смерть Ахмаду» (1969), «Орел и ястреб» (1975). Сб. «Жанжон и другие народные песни Мали» (1970).

ДИАВАРА ГАУССУ

ДИАВАРА́ (Diavara) Гауссу (р. 1940), малийский поэт и драматург (на франц. яз.). Пьесы «Заря мятежа» (1975), «Время выбора» (1978). Сб. стихов «Земля и хлеб» (1978), «Африка — мой компас» (1978) и др.

■ [Стихи]. Рождение Мали, М., 1965; Черные звезды, М., 1966; Бессмертие, М., 1970.

ДИАКИТЕ ЙОРО

ДИАКИТЕ́ (Diakité) Йоро (1932—1973), малийский писатель (на франц. яз.), государственный деятель. Ром. «Дружеская рука» (1969).

ДИАКХАТЕ ЛАМИН

ДИАКХАТЕ́ (Diakhaté) Ламин (р. 1928), сенегальский поэт (на франц. яз.), государственный и общественный деятель. Сб. стихов «Радость континента» (1954), «Шестой день творения» (1963), «Время памяти» (1967). Лит. критика.

ДИАЛЕКТИЗМЫ

ДИАЛЕКТИ́ЗМЫ (от греч. diálektos — говор, наречие), слова или устойчивые сочетания в составе литературного языка, свойственные местным говорам. Различают Д. фонетические (передающие особенности звуковой системы говора), словообразовательные («певень» — «петух»), лексические («шабер» — «сосед», «моркотно» — «тоскливо»), семантические («угадать» — «узнать», «веснушка» — «лихорадка»), этнографические («шушун», «панева» — название женской одежды). Д., особенно этнографические и лексические, вводятся в язык художественной литературы, главным образом в речь персонажей, для передачи местного колорита, точного обозначения реалий, усиления комического эффекта.

Литература:

Прохорова В. Н., Диалектизмы в языке художественной литературы, М., 1957.

ДИАЛЛО БАКАРИ

ДИАЛЛО́ (Diallo) Бакари (р. 1892), сенегальский писатель (на франц. яз.). Автобиогр. нов. «Сила — Доброта» (1926).

ДИАЛЛО НАФИССАТУ

ДИАЛЛО́ (Diallo) Нафиссату (1941—1982), сенегальская писательница (на франц. яз.). Ром. «Из Тилены на Плато» (1975).

ДИАЛОГ

ДИАЛО́Г (от греч. diálogos — разговор, беседа),

1) речевое общение между двумя и более лицами (см. Диалогическая речь и монологическая речь).

2) Часть словесно-художественного текста, один из его компонентов, воспроизводящий речевое общение персонажей.

3) Литературный жанр, преимущественно философско-публицистический, в котором мысль автора развернута в виде собеседования-спора двух или более лиц. Опирался на традицию устного интеллектуального общения в Древней Греции; у истоков традиции — деятельность Сократа. Д. у Платона, Лукиана и их наследников составил существенную форму мысли философской (Августин, Б. Паскаль, Дж. Беркли, Д. Юм, К. Зольгер, В. С. Соловьев), а также публицистической и художественно-критической (И. Гердер, Г. Лессинг, Д. Дидро, В. Ф. Одоевский, В. Г. Белинский, Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя»), в т. ч. и в XX в. (А. В. Луначарский, А. Жид, П. Валери, П. Клодель, Ж. Бернанос).

Литература:

Егоров Б. Ф., О мастерстве лит. критики, Л., 1980, с. 176—93.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАРРА СЕЙДУ

ДИАРРА́ (Diarra) Сейду (р. 1940), малийский писатель (на франц. яз.). Пов. «Золотой нож» (1976).

ДИАС ГОМИС АЛФРЕДУ

ДИ́АС ГО́МИС (Dias Gomes) Алфреду (р. 1922), бразильский драматург. Пьесы «Фомка» (пост. 1942), «Вторжение» (1960), «Исполняющий обет», «Восстание блаженных» (обе — 1961), «Колыбель героя» (1965, п. 1970), «Святая инквизиция» (1966) и др.

ДИАС ДЕ ГУСМАН РУИС

ДИ́АС де ГУСМА́Н (Díaz de Guzmán) Руис (15547—1629), аргентинский поэт.

ДИАС ДЕЛЬ КАСТИЛЬО БЕРНАЛЬ

ДИ́АС дель КАСТИ́ЛЬО (Díaz del Castillo) Берналь (ок.1492 — ок. 1582), испанский хронист.

ДИАС ИКАСА РАФАЭЛЬ

ДИ́АС ИКА́СА (Diaz Icaza) Рафаэль, эквадорский поэт и прозаик. Сб. стихов «Статуи в море» (1946), «Судовой журнал» (1950), «Возвращение и мечты» (1959), «Бутылка в море» (1964). Сб. рассказов «Звери» (1953), «Странствующие ангелы» (1958). Ром. «Лица страха» (1962), «Пленники ночи» (1967).

ДИАС ЛОСАНО АРХЕНТИНА

ДИ́АС ЛОСА́НО (Díaz Lozano) Архентина (р. 1909), гондурасская писательница. Сб. рассказов «Жемчужины моего розариума» (1930), «Топазы» (1940). Ром. «Свет на тропе» (1935).

ДИАС МИРОН САЛЬВАДОР

ДИ́АС МИРО́Н (Díaz Mirón) Сальвадор (1853—1928), мексиканский поэт. Сб. «Стихи» (1895), «Осколки» (1901), «Поэмы» (1918). Публицистика.

ДИАТРИБА

ДИАТРИ́БА (греч. diatribé — философская беседа, разговор), жанр античной литературы, созданный философами-киниками в III в. до н. э.; небольшая проповедь на популярную философско-моральную тему, часто в форме дискуссии с воображаемым противником. Д. отличалась простотой и живостью изложения, образной формой, остроумием; вместе с тем не была чужда риторических приемов. Д. проникла в римскую (Гораций, Ювенал и др.) и в христианскую литературы, послужила литературной основой христианской проповеди.

ДИАШ ЖУАН

ДИ́АШ (Dias) Жуан (1926—1949), мозамбикский писатель. Сб. рассказов «Годидо» (1952).

ДИВАН

ДИВА́Н (перс. — запись, книга), в классических литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихов одного поэта, составленный по определённому канону. Первоначально словом «Д.» назывались сборники письменных произведений, безразлично — прозы или стихов, и только позднее термин приобрел четко ограниченное значение. Произведения в Д. располагаются в такой последовательности: касыды, газели, марсийа, кит’а, рубаи, фард, таркиббанд, тарджибанд и др. В пределах жанра стихи выстраивались в порядке алфавита рифм (последняя буква). Лишь изредка в качестве организующего принципа использовались начальные буквы стихотворения. Однако в условиях, когда произведения лирических жанров не датировались и когда бейты можно было менять местами без ущерба для общего смысла произведения, именно рифма оказывалась наиболее устойчивым классификационным признаком.

Литература:

История перс. и тадж. литературы, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970, с. 106.

ДИГГЕЛЬМАН ВАЛЬТЕР МАТТИАС

ДИ́ГГЕЛЬМАН (Diggelmann) Вальтер Маттиас (1927—1979), швейцарский писатель (на нем. яз.). Ром. «Допрос Гарри Винда» (1962), «Наследство» (1965), «Оправдательный приговор Изидору Руге» (1967), «Увеселительная прогулка» (1969, п. 1974), «Я и деревня» (1972), «А вишня все же растет» (1975), «Сад Филиппини» (1978). Рассказы, в т.ч. сб. «Поездка в Трасданубию» (1974). Публицистика. Пьесы.

«ДИГЕНИС АКРИТ»

«ДИГЕНИС АКРИТ» - «ДИГЕНИ́С АКРИ́Т», византийский эпос, повествующий о судьбе Дигениса (букв. — двоеродный) — сына гречанки (дочери стратига Каппадокии) и араба (сирийского эмира). Возникновение эпоса связано с фольклорной традицией (греческие народные исторические песни), но прослеживается также (в позднейших переработках) литературное влияние, придавшее «Д. А.» черты ученой поэмы. Сохранившиеся версии восходят, самое раннее, к XII в. — времени расцвета византийского романа.

Сюжетную основу эпоса составляет описание происхождения и подвигов главного героя. Эмир, похитив дочь каппадокийского стратига, из любви к своей пленнице покидает родину, принимает христианство и поселяется в Византии. Рожденный от этого брака Дигенис растет с чудесной быстротой, с детства поражая всех своими подвигами: в 12 лет он руками убивает на охоте медведей, разрывает газель, мечом разрубает льва. Юношей Дигенис похищает дочь стратига Дуки Елену и вынуждает его согласиться на брак. Оставив после свадьбы дом своего отца, Д. отправляется на границу империи, где совершает новые подвиги (убивает трехглавого дракона, побеждает войско разбойников-апелатов во главе с их предводителем Филопоном, одолевает в единоборстве деву-воительницу Максимо). Дигениса посещает византийский император, осыпая его почестями. В 33 года Дигенис внезапно умирает.

Эпос дошел в нескольких версиях, наиболее полная из которых — Гроттаферратская (XIV в.); вопрос о соотношении версий остается дискуссионным в современной литературе. Известен славянский перевод, открытый раньше греческого оригинала (см. «Девгениево деяние»). По характеру отражения исторической действительности и стилю эпос распадается на две части: «Песню об эмире» и «Роман о Дигенисе». В то время как «Песня об эмире», излагая историю семьи Д. на фоне истории византино-арабских отношений, отражает исторические события на евфратской границе империи в IX—X вв., «Роман о Дигенисе» лишен следов конкретно-исторической реальности; поиски прототипа для Д. проблематичны, это сказочно-героический образ. Если в центре «Песни об эмире» — примирение Византии и арабов, символически выраженное в браке эмира и дочери византийского стратига, то в «Романе о Дигенисе», построенном по стилистическим принципам позднеантического любовного романа, моральная тематика вытесняет общезначимую эпическую тему (взаимоотношение христианского и исламского миров).

Издания:

Дигенис Акрит, [пер., статьи и комментарии А. Я. Сыркина], М., 1960;

Кузьмина В. Д., Девгениево деяние, М., 1962;

Digenes Akrites, ed. by J. Mavrogordato, Oxf., 1956;

Trapp E., Digenes Akrites. Synoptische Ausgabe der ältesten Versionen, W., 1971.

Литература:

Бартикян Р. М., Визант. эпос о Дигенисе Акрите и его значение для армяноведения, Ер., 1970 (автореф. дисс.);

Beck H. G., Geschichte der byzantinischen Volksliteratur, Münch., 1971, S. 63—97.

И. С. Чичуров.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДИДАКТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА (от греч. didaktikós — поучающий), поучительная литература, излагающая философские, религиозные, моральные и научные знания, идеи в форме художественного произведения. В эпохи синкретизма являла собой живые и наивно-целостные формы и была исполнена поэтичности. Печать синкретизма сохраняют образцы собственно Д. л.: морально-земледельческий эпос Господа «Труды и дни» и философская поэма Лукреция «О природе вещей» в Древней Греции, философская поэма Лао-цзы «Дао дэ цзин» в Древнем Китае, «Панчатантра» в Индии, религиозные трактаты в Иране, «Поучения Владимира Мономаха» и «Домострой» на Руси. Дидактический элемент содержали в той или иной мере эпические произведения, крупные (повесть) и малые (басня, притча, аполог, афоризм) повествовательные жанры, дидактическая лирика (гномы, поучения, назидательные послания), многочисленная житийная литература, драма (моралите, миракль, школьная драма) и другие жанры литературы древности и средневековья. В новое время к дидактической поэзии прибегали Н. Буало («Поэтическое искусство»), А. Поп («Опыт о человеке»), И. В. Гёте («Метаморфоза растений»), М. В. Ломоносов («Письмо о пользе стекла»). С XIX в. понятие «дидактическое» часто толкуется в отрицательном смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное).

ДИДРО ДЕНИ

ДИДРО́ (Diderot) Дени (1713—1784), французский писатель, философ-просветитель. Работы по философии и эстетике «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), «Письмо о глухих…» (1751), «Философские исследования о происхождении и природе прекрасного» (под назв. «Прекрасное» опубл. в «Энциклопедии…»), «Мысли об объяснении природы» (1754), «Похвальное слово Ричардсону» (1761), «Разговор д'Аламбера с Дидро», «Сон д'Аламбера» (оба 1769, опубл. 1830), «Добавление к “Путешествию Бугенвиля”» (1772, опубл. 1796), «Беседа с аббатом Бартелеми» (опубл. 1920), «Речь философа, обращенная к королю» (ок. 1774, опубл. 1875), «Систематическое опровержение книги Гельвеция “Человек”» (1773—74, изд. 1875), «Парадокс об актере» (1773—78, опубл. 1830); критич. очерки о франц. иск-ве 50—70-х гг. 18 в. «Салоны», и др. Ром. «Нескромные сокровища» (1748), «Монахиня» (1760, изд. 1796), «Жак-фаталист» (1773, изд. на нем. яз. 1792, на франц. яз. 1796); философ, повесть-диалог «Племянник Рамо» (1762—79, изд. на нем. яз. 1805 в п. И.В. Гёте, на франц. яз. 1823, полн. изд. 1891); новеллы «Два друга из Бурбонны» (1773), «Это не сказка» (1773) и др.; новеллистич. «Разговор отца со своими детьми» (1773), очерк «Сожаления о моем старом халате» (1772); драмы «Побочный сын…» (1757, п. 1765), «Отец семейства» (1758, п. 1765); трактаты о театре и драматургии: «Беседы о “Побочном сыне”» (1757), «Рассуждение о драматической поэзии» (1758), «Хорош он или дурен?» (1781, изд. 1834). Ист.-публицистич. соч. «Философские, исторические и другие записки» (1773, изд. 1899), «Замечания на наказ ее императорского величества депутатам Комиссии по составлению законов» (1774, изд. 1920, п. 1947).

■ Собр. соч., т. 1—10, М.—Л., 1935—47; Эстетика и лит. критика, М., 1980.

● Луппол И.К., Д. Дидро, М., 1960; Гачев Д.И., Эстетич. взгляды Дидро, М., 1961; Длугач Т.Б., Дени Дидро, М., 1975; Chouillet J., La formation des idées esthétiques de Diderot, v. 1—2, Lille, 1973 (лит.).

ДИЕГО ЭЛИСЕО

ДИЕ́ГО (Diego) Элисео (р. 1920), кубинский поэт. Кн. лирич. прозы «В темных ладонях забытья» (1942), «Дивертисменты» (1946), сб. стихов «По диковинным селеньям» (1958), «Скупое сиянье» (1966), «Образцы мира» (1968), «Версии» (1970), «Дни твоей жизни» (1977), «Сквозь мое зеркало» (1981), «Перечень удивлений» (1982).

■ Книга удивлений, М., 1983.

ДИЕС КАНСЕКО ХОСЕ

ДИ́ЕС КАНСЕ́КО (Díez Canseco) Хосе (1904—1949), перуанский писатель. Ром. «Герцог» (1934). Сб. рассказов «83-й километр» (1930), «Лима: куплеты и гитары» (1949). Сб. сказок «Мулатские эстампы» (1930). Публицистика.

ДИЗАЗИ ЖЮСТЕН

ДИЗА́ЗИ, Дисаси (Disasi) Жюстен, драматург Республики Заир (на франц. и лингала яз.). Комедии (в т.ч. «Мы не вмешиваемся», 1956).

ДИЗРАЭЛИ БЕНДЖАМИН

ДИЗРАЭ́ЛИ (Disraeli) Бенджамин, лорд Биконсфилд (Beaconsfield) (1804—1881), английский писатель, политический деятель. Ром. «Конингсби, или Молодое поколение» (1844), «Сибилла, или Две нации» (1845) и др.

ДИК АЙЗИК МЕЕР

ДИК Айзик Меер (1807—1893), еврейский писатель (на идише). Ок. 300 рассказов, в т.ч. «Реб Шмае» (1887), «Юдифь Вторая — рассказ о разбойниках» (1874). Очерки из жизни евреев в Литве. Сб. евр. нар. шуток и острот.

ДИКИНСОН ЭМИЛИ ЭЛИЗАБЕТ

ДИ́КИНСОН (Dickinson) Эмили Элизабет (1830—86), американская поэтесса. При жизни анонимно опубл. 8 стих. из 2000. Первая посмертно изд. кн. — «Стихи» (1890).

■ Стихотворения, М., 1981.

● Clendenning Sh.T., Emily Dickinson. A bibliography: 1850—1966, [Kent, 1968]; Buckingham W.J., Emily Dickinson: An annot. bibliography, Bloomington — L., 1970.

ДИККЕНС ЧАРЛЗ

ДИ́ККЕНС (Dickens) Чарлз (1812—1870), английский писатель. Нравоописат. эссе и рассказы «Очерки Боза» (1836). Сентимент.-юмористич. ром. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837). Авантюрно-приключенч. ром. «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Жизнь и приключения Николаса Никльбн» (1839), «Мартин Чезлвит» (1844). Социально-проблемные ром. с чертами реалистич. гротеска «Домби и сын» (1848), «Холодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857). Социально-психол. ром. с элементами детективного жанра «Большие ожидания» (1861), «Наш общий друг» (1865); детективный ром. «Тайна Эдвина Друза» (неоконч., 1870) Сентимент. дидактич. ром. «Лавка древностей» (1841), «Рождественские повести» (1843—46). Историч. ром. «Барнаби Радж» (1841), «Повесть о двух городах» (1859). Ром. воспитания «Дэвид Копперфильд» (1850).

■ Собр. соч., т. 1—30, М., 1957—63; Собр. соч. в 10 тт., т. 1—2, М., 1982.

● Катарский И.М., Диккенс в России, М., 1966; Сильман Т., Диккенс. Очерки творчества, Л., 1970; Уилсон Э., Мир Чарльза Диккенса, М., 1975.

ДИКТУНИУС ЭЛЬМЕР РАФАЭЛЬ

ДИКТУ́НИУС (Diktonius) Эльмер Рафаэль (1896—1961), финский поэт (на швед. яз.). Сб. стихов «Мой стих» (1921), «Суровые песни» (1922), «Колючие очки» (1924), «Стихи» (1955). Ром. «Янне Куб» (1932).

ДИЛОГИЯ

ДИЛО́ГИЯ (от греч. di, в сложных словах — дважды и lógos — слово, рассказ, повествование), соединение двух композиционно самостоятельных произведений, связанных между собой общностью замысла, сюжета и действующих лиц (напр., романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»). В художественной прозе и драматургии встречается реже, чем трилогия или тетралогия.

ДИЛЬБАЗИ МИРВАРИД ПАША КЫЗЫ

ДИЛЬБАЗИ́ Мирварид Паша кызы (р. 1912), народная поэтесса Азербайджанской ССР (1979). Сб. стихов, в т.ч. «Наш голос» (1934), «Места, где живут воспоминания» (1964), «Горный цветок» (1977), «Любовь рождается с нами» (1979). Книги для детей.

■ Избр. соч., т. 1—2, Б., 1967—68 (на азерб. яз.); Жаворонок. [Стихи], М. 1971.

ДИЛЭНИ ШИЙЛА

ДИЛЭ́НИ, Дилени, Делени, Делейни (Delaney) Шийла (р. 1939), английская писательница. Пьесы «Вкус меда» (1959, п. 1968), «Влюбленный лев» (1961, п. 1966). Новеллы, киносценарии.

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

ДИМИ́ТРИЙ РОСТО́ВСКИЙ (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651—1709), украинский и русский писатель, проповедник, церковный деятель. С 1702 митрополит ростовский. Описание чудес иконы Богородицы («Руно орошенное», опубл. 1680); проповеди; свод житий святых («Минеи Четьи», 1684—1705); публицистика («Розыск о раскольнической брынской вере», 1709, опубл. 1745); пьесы («Успенская драма», 1680-е; «Рождественская драма», 1702); незаконч. «Летопись келейная».

■ Книга житий святых, ч. 1—4, К., 1689—1705, Соч., 4 изд., т. 1—5, М., 1828; [Пьесы], в кн.: Рус. драматургия последней четверти XVII и нач. XVIII в., М., 1972.

● Шляпкин И.А., Св. Димитрий Ростовский и его время, СПБ, 1891.

ДИМОВ ДИМИТР

ДИ́МОВ Димитр (1909—1966), болгарский писатель. Чл. БКП с 1946. Ром. «Поручик Бенц» (1938), «Осужденные души» (1945), ром.-эпопея «Табак» (1951; 2 дополн. изд. 1953). Комедия «Женщины с прошлым» (1959), драмы «Виновный» (1961), «Передышка в Арко Ирис» (1963).

■ Собр. соч., т. 1—4, М., 1977—78.

● Лихачева Л.П., Д. Димов. Биобиблиогр. указатель, М., 1981.

ДИН И

ДИН И (р. 1921), китайский драматург. Пьесы «Седая девушка» (совм. с Хэ Цзинчжи; 1946, п. 1951), «На берегу Ялуцзяна» (1951), «50 монет» (1958).

ДИН ЛИН

ДИН ЛИН (наст. имя Цзян Бинчжи) (1907—1986), китайская писательница. Чл. КПК с 1932. Ром. «Вэй Ху», «.Шанхай весной 1930 года» (оба 1930), «Мать» (1933), «Солнце над рекой Сангань» (1948, н. 1949). Повести, рассказы, очерки. Публицистика и лит. критика.

■ Избр., М., 1954.

ДИНИ НХ.

ДИ́НИ (Dini) Нх. (наст. имя Нурхаяти Сарихардини, Sarihardini) (р. 1936), индонезийская писательница. Пов. «Умиротворенное сердце» (1962); ром. «На пароходе» (1973), «Вилла “Ля Барка”» (1975), «Меня зовут Хироко», «Отъезд» (оба 1977). Рассказы.

ДИНИШ I

ДИ́НИШ I (Dinis) (1261—1325), португальский король (с 1279), поэт. Стихи.

ДИНКАР РАМДХАРИ СИНХ

ДИ́НКАР Рамдхари Синх (1908—1974), индийский поэт (на яз. хинди). Сб. «Победа в Бардоли» (1929), «Призыв к бою» (1938), «Песни борьбы» (1940), «Свет и тень» (1946), «Бапу» (1947), «Слезы истории» (1951), «Дели» (1954), «Горизонты» (1956), «Уголь и поэзия» (1964) и др. Поэмы «Нарушенная клятва» (1930), «Курукшетра» (1946), «Колесничий» (1952), «Урваши» (1961), «Ожидание Парашурамы» (1963). Очерки о лит ре, культуре и языке.

ДИОП БИРАГО

ДИО́П (Diop) Бираго (р. 1906), сенегальский поэт (на франц. яз.), фольклорист. Сб. стихов «Отблески и проблески» (опубл. 1960). Сб. «Сказки Амаду Кумба» (1947, н. 1961), «Новые сказки Амаду Кумба» (1958), «Сказки и присказки» (1963).

ДИОП ДАВИД

ДИО́П (Diop) Давид (1927—1960), сенегальский поэт, публицист (на франц. яз.). Сб. стихов «Удары песта» (1956).

ДИОП МАМАДУ ТРАОРЕ

ДИО́П (Diop) Мамаду Траоре (р. 1942), сенегальский поэт (на франц. яз.), общественный деятель. Сб. «Мой бог черный» (1975).

ДИОП УСМАН СОСЕ

ДИО́П (Diop) Усман Сосе, см. Сосе Усман Диоп.

ДИПОДИЯ

ДИПО́ДИЯ (греч. dipodía — двустопие), повторяющееся сочетание двух стоп, по-разному заполняемых слогами (долгими и краткими, ударными и безударными): так, античный триметр состоял из трех Д. ямба (ŪU…), а русский 6-стопный хорей бесцезурный — из трех Д. хорея (xUÚU…).

М. Л. Гаспаров.

ДИССОНАНС

ДИССОНА́НС (франц. dissonance — разнозвучие), реже консонанс (франц. consonance — созвучие), неточная рифма, в которой согласные звуки совпадают, а ударные гласные не совпадают: Грига — нега — сага — бога — юга (И. Северянин), тающая — лик — веющая — снег (А. А. Блок). В русской поэзии малоупотребителен.

М. Л. Гаспаров.

ДИСТИХ

ДИ́СТИХ (греч. dístichon), в античной поэзии — самостоятельное двустишие, чаще всего элегический дистих.

ДИТЛЕВСЕН ТОВЕ

ДИ́ТЛЕВСЕН (Ditlevsen) Тове (1918—1976), датская писательница. Сб. стихов «Девичья душа» (1939), «Душа женщины» (1955), «Стихи о детях» (1965). Ром. «Над ребенком надругались» (1941), «Улица моего детства» (1943). Сб. новелл («Зонтик», 1952). «Воспоминания» (т. 1—2, 1967).

ДИФИЛ

ДИФИ́Л (ок. 355 или 350 — ок. 263 до н. э.), древнегреческий поэт. Пьесы в духе новой аттической комедии «Купец», «Парасит» и др. Сохранились отрывки.

ДИФИРАМБ

ДИФИРА́МБ (греч. dithýrambos), жанр античной лирики, возникший (видимо, в Древней Греции) как хоровая песнь, гимн в честь бога Диониса, или Вакха, позднее — в честь других богов и героев. Сопровождался оргаистическим танцем; имел зачатки диалога (между запевалой и хором), способствовал возникновению античной драмы. Литературно оформился в VII в. до н. э., расцвет — VI—V вв. до н. э. (поэзия Симонида Кеосского, Пиндара и др.). В новой европейской литературе встречаются подражания древнему Д. (напр., у Ф. Шиллера, И. Гердера; сатирический Д. — у Ф. Ницше).

ДЛУГОШ ЯН

ДЛУ́ГОШ (Długosz) Ян (1415—1480), польский историк. Ист. хроника в 12 тт. «История Польши» (ок. 1480; на лат. яз.); вкл., в частности, описание Грюнвальдской битвы.

■ Грюнвальдская битва, М.—Л., 1962.

ДМИТЕРКО ЛЮБОМИР ДМИТРИЕВИЧ

ДМИТЕ́РКО Любомир Дмитриевич (р. 1911), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов «Иду» (1930), «Добрые соседи» (1951), «Земля моя!» (1960), «Крылатый конь» (1974), «Мир мой» (1978). Пьесы «Генерал Ватутин» (1947), «Суд сердца» (1969) и др. Ром. «Мост через пропасть» (1966), «Последние километры» (1972) и др. Очерки; работы, посв. развитию укр. сов. лит-ры.

■ Избр. соч., т. 1—4, К., 1981—82 (на укр. яз.); Пути человеческие. Избр, М., 1960; Тревожный мир. Стихи и поэмы, М“1979.

ДМИТРИЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ

ДМИ́ТРИЕВ Иван Иванович (1760—1837), русский поэт. Басни, сатира «Чужой толк» (1794), стихотв. новеллы «Картина», «Модная жена» (обе — 1792), «Причудница», «Воздушные башни» (обе — 1794), песни (в т.ч. «Стонет сизый голубочек»). Лирич. стихи, эпиграммы. Записки «Взгляд на мою жизнь» (опубл. 1866). Сб. «И мои безделки» (1795), «Карманный песенник» (1796; вошли и песни Д.).

■ Соч., ч. 1—3, М., 1803—05; 6 изд., ч. 1—2, П., 1823; Соч., т. 1—2, СПБ, 1895; Полн. собр. стихотворений, Л., 1967; Басни, сказки и сатирич. стихи, М., 1981.

«ДНIПРО»

«ДНIПРО» - «ДНIПРО́» («Днепр»), литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган ЦК ЛКСМ УССР. Издаётся в Киеве с 1927 на украинском языке (до 1937 — под названием «Молодняк»; в 1937 — 1941 — «Молодой большевик»; с 1944, после 3-летнего перерыва, — современное название).

ДНЕВНИК

ДНЕВНИ́К, литературно-бытовой жанр; в литературе — форма повествования от первого лица, которая ведется в виде повседневных, как правило датированных, записей. Д. как внелитературный жанр (см. также Автобиография) отличает предельная искренность, откровенность высказывания; это всегда — фиксация «только что» случившегося и перечувствованного: Д. не ретроспективен, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного Д.), что сообщает ему особую подлинность, достоверность. Обращенный преимущественно к событиям личной жизни (здесь не имеются в виду Д. специально научного или общественного содержания), Д. в то же время нередко включает и общезначимые суждения о мире, вырастающие из размышлений над проблемами собственного бытия. «Д.» как жанр монологичен, но монологическое слово автора Д. может быть и внутренне диалогичным, с неявной «оглядкой» на мнение другого о мире и о самом себе.

Все эти признаки личного Д. определили его внедрение в литературу. Особенно жанр Д. развивается в конце XVIII в., когда повышается интерес к внутреннему миру личности (сентиментализм) — появляется потребность в свойственной Д. исповедальности, самонаблюдении («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина). Некоторые жанровые признаки Д. интенсивно осваиваются в т. н. литературе путешествий. Жанр Д. разрабатывают писатели XIX в.: в форме Д. пишутся целые произведения («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя); Д. вводится непосредственно в ткань произведения («Журнал Печорина» в романе М. Ю. Лермонтова, тетрадь Ипполита в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»). В романах Достоевского рассказчик («хроникер»), а в произведениях И. С. Тургенева сам герой часто используют дневниковую манеру повествования, благодаря которой их слово становится доверительным, убеждая читателя в невыдуманности происходящих событий, хотя к жанру Д. такого рода произведения не принадлежат. Дневниковый, автобиографический характер может быть свойствен и лирике (Лермонтов, А. А. Блок). Своеобразный тип художественно-публицистического «Д.» — «Дневник писателя» Достоевского.

Д. используется и в философских текстах («Дневник обольстителя» С. Кьеркегора); входит в контекст культуры как автобиографические записи выдающихся исторических, литературных и других деятелей (написанный в ссылке дневник В. К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, Л. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко, Блока, Стендаля, Ж. Ренара, Т. Манна) или как записки лиц, близких к ним: о Достоевском — А. Г. Достоевская, о Толстом — С. А. Толстая. Многие личные Д. с течением времени становятся незаменимыми историческими документами эпохи.

В. Н. Шикин.

ДНЕПРОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ

ДНЕПРО́В (наст. фам. Мицкевич) Анатолий Петрович (р. 1919), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1949. Сб. науч.-фантастич. повестей и рассказов «Уравнения Максвелла» (1960), «Мир, в котором я исчез» (1962), «Формула бессмертия» (1963), «Пурпурная мумия» (1965), «Пророки» (1971).

ДОАН ТХИ ДЬЕМ

ДОА́Н ТХИ ДЬЕМ (Đoan Thị Di’ẽm) (1705—1748), вьетнамская поэтесса. Лирич. поэма «Жалобы солдатки» (п. 1962). Прозаич. сб. «Новое собрание удивительных историй».

ДОБЖИНСКИЙ ШАРЛЬ

ДОБЖИ́НСКИЙ (Dobzynski) Шарль (р. 1929), французский поэт. Чл. ФКП. Сб. стихов «Завтра — время нашей любви» (1951), «Буря надежды» (1953), «Хроника наступающих времен» (1954), «Кантата незнакомым людям» (1960), «Столицы мира» (1975). Поэмы «Мичуринские сады» (1951), «Если бы ожил Ленин» (1954), «Опера пространства» (1963). Ром, «Цвет памяти» (1974). Переводы из рус. и сов. поэзии.

ДОБИН ГРИГОРИЙ ИЗРАИЛЕВИЧ

ДО́БИН Григорий Израилевич (р. 1905), еврейский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. Сб. рассказов «У мельницы» (1931), «У Амура» (1935), «Среди ульев» (1941), «На белорусской земле» (1947).

■ Пути земные. Рассказы, М., 1983 (на идише); Сила жизни. Роман и рассказы, М., 1965; В потоке времени. Повесть и рассказы, М., 1976; Рассказы, М., 1977.

ДОБЛЕС ФАБИАН

ДО́БЛЕС (Dobles) Фабиан (р. 1918), костариканский писатель. Ром. «Тот, которого называют народом» (1942), «Бурные воды» (1943). Сб. рассказов «Рассказы папаши Мундо» (1955), «Майху, или Другие рассказы папаши Мундо» (1957). Стихи.

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДОБРОЛЮ́БОВ Николай Александрович (1836—1861), русский критик, публицист, поэт. Статья и рецензии, в т.ч. «Собеседник любителей российского слова» (1856), «О значении авторитета в воспитании», «Губернские очерки» [М.Е. Салтыкова-Щедрина], «Сочинения гр. В.А. Соллогуба» (все — 1857); «А.С. Пушкин», «А.В. Кольцов», «О степени участия народности в развитии рус. лит-ры», «Деревенская жизнь помещика в старые годы», «Н.В. Станкевич», «Народные рус. сказки…», «Песни Беранже» (все — 1858), «Лит. мелочи прошлого года», «Роберт Овэн и его попытки обществ. реформ», «Что такое обломовщина?», «Новый кодекс рус. практич. мудрости», «Темное царство», «Народное дело», «Рус. сатира екатерининского времени» (все — 1859), «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «Когда же придет настоящий день?», «Черты для характеристики рус. простонародья», «Луч света в темном царстве», «Непостижимая странность» (и др. статьи о революц. событиях в Италии), «Стихотворения И. Никитина», «Кобзарь Тараса Шевченка» (все — 1860), «Забитые люди» (1861). Полит. инвективы («Ода на смерть Николая I», 1855, опубл. посм.; «У гроба Оленина», 1855, опубл. 1861, Лондон), гражд. и любовная лирика («Еще работы в жизни много», «Сил молодецких размахи широкие», «Средь жалких шалостей моих», «Необозримой, ровной степью», «Пускай умру — печали мало», «Милый друг, я умираю» (все — 1861, опубл. посм.), сатирич. стихи и пародии.

■ Собр. соч., т. 1—9, М.—Л., 1961—64; Лит. критика, т. 1—2, Л., 1984; Полн. собр. стихотворений, Л., 1969.

● [Чернышевский Н.Г., Материалы для биографии Н.А. Добролюбова, М., 1890; Жданов В.В., Добролюбов, 3 изд., М., [ЖЗЛ], 1961; Никоненко В.С., Н.А. Добролюбов, М., 1985; Рейсер С.А., Летопись жизни и деятельности Н.А. Добролюбова, М., 1953; Н.А. Добролюбов в воспоминаниях современников, Л., 1961; Рыскин Ю.Д., Н.А. Добролюбов. Указатель лит-ры 1917—1960, М., 1961; Зельдович М.Г., Черняков М.В., Н.А. Добролюбов. Семинарий, Харьков, 1961.

ДОБСОН ГЕНРИ ОСТИН

ДО́БСОН (Dobson) Генри Остин (1840—1921), английский поэт, историк литературы. Сб. стихов «Рифмованные виньетки» (1873), «Речения на фарфоре» (1877), «По звуку лиры» (1885). Работы об англ. лит-ре 18 в.

ДОВЖЕНКО АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

ДОВЖЕ́НКО Александр Петрович (1894—1956), украинский советский писатель, киносценарист, режиссер, народный артист РСФСР (1950). Сценарии и пост. фильмов «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), «Шорс» (1939), «Мичурин» (1948), «Поэма о море» (1956; пост. Ю. Солнцевой, 1959), «Повесть пламенных лет» (пост. Ю. Солнцевой, 1961). Автобиогр. пов. «Зачарованная Десна» (1955). Лен. пр. (1959; посм.), Гос. пр. СССР (1941, 1949).

■ Соч., т. 1—3, К., 1958—60 (на укр. яз.); Соч., т. 1—4, М., 1966—69.

● Марьямов А., Довженко, М., 1968; Соболев Р., А. Довженко, М., 1980; Довженко в воспоминаниях современников, М., 1982.

ДОВИДАЙТИС ЙОНАС

ДОВИДА́ЙТИС Йонас (1914—1983), литовский советский писатель. Ром. «Большие события в Науяместисе» (1950—51), «Голубые озера» (1964), «Кони грома» (1975). Пов. «Стеклянные голуби» (1960), «Странная свадьба» (1972). Сб. рассказов «Загадка ночи» (1979).

■ Плотина и девушка. Рассказы и повести, Вильнюс, 1981 (на литов. яз.); Повесть о каменщике. Искатели опасностей. Повесть и роман, М., 1977.

ДОГБЕ-ДАВИД РИШАР

ДОГБЕ́-ДАВИ́Д (Dogbeh-David) Ришар (р. 1929), поэт Республики Бенин (на франц. яз.). Сб. «Воды Моно» (1963) и «Берег смертных» (1964).

ДОДЕ АЛЬФОНС

ДОДЕ́ (Daudet) Альфонс (1840—1897), французский писатель. Романы: трилогия о Тартарене («Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», 1872; «Тартарен в Альпах», 1885; «Порт Тараскон», 1890); «Малыш» (1868), «Фромон младший и Рислер старший» (1874), «Джек» (1876), «Набоб» (1877), «Короли в изгнании» (1879), «Нума Руместан» (1881), «Евангелистка» (1883), «Сафо» (1884), «Бессмертный» (1885), «Опора семьи» (изд. 1898); сб-ки рассказов «Письма с моей мельницы» (1869), «Рассказы по понедельникам» (1873); кн. воспоминаний («Тридцать лет в Париже», «Воспоминания литератора», 1888), пьесы («Арлезианка», 1872, и др.). Стихи. В России произв. Д. переводились сразу после опубл. их во Франции.

■ Собр. соч., т. 1—12, СПБ, 1894—95; Собр. соч., т. 1—7, М., 1965.

ДОДЕРЕР ХАЙМИТО ФОН

ДО́ДЕРЕР (Doderer) Хаймито фон (1896—1966), австрийский писатель. Ром. «Убийство, которое совершает каждый» (1938), «Окольный путь» (ист.; 1940), ром.-дилогия «Лестница Штрудльхоф» (1951) и «Бесы» (1956), ром. «Меровинги» (1962), «Слюньские водопады» (1963), «Пограничный лес» (1967). Рассказы.

ДОЙЛ АРТУР КОНАН

ДОЙЛ, Дойль (Doyle) Артур Конан (1859—1930), английский писатель. Объединенные образом сыщика-любителя Шерлока Холмса пов. «Знак четырех» (1890), «Собака Баскервилей» (1901—02), «Долина ужаса» (1914—15) и сб. рассказов «Приключения Шерлока Холмса» (1891—92), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (1892—93). Приключенч. и науч.-фантастич. произв., в т.ч. ром. «Затерянный мир» (1912). Книги по истории англо-бурской и 1-й мировой войн.

■ Полн. собр. соч., кн. 1—22, СПБ, 1911; Собр. соч., т. 1—8, М., 1966—67.

ДОЙНА

ДО́ЙНА, лирическая народная песня у румын и молдаван (у литовцев — дайна). Известны Д. вокальные и инструментальные, исполняющиеся на флуере, чимпое, скрипке и других музыкальных инструментах. Мелодии Д. отличаются импровизационностью. Многие Д. рассказывают о жизни и борьбе угнетенного народа, например знаменитые гайдуцкие Д. Мотивы и образы Д. использовали многие поэты-классики и композиторы. Существуют Д. и на современном материале. Д. входят в репертуар известных коллективов — молдавская капелла «Дойна», румынский Государственный народный оркестр им. Барбу Лэутару и др.

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОЛАРД А. ДЕН

ДО́ЛАРД (Doolaard) А. ден (наст. имя Корнелис Спулстра, Spoelstra) (р. 1901), нидерландский писатель. Сб. стихов «Бурное плавание» (1928), «Партизаны» (1945). Ром. «Сборщики винограда» (1931), «Свастика над Европой» (1938), «Изгнанная вода» (1947), «Маленькие люди в большом мире» (1953), «Боги идут домой» (1966).

ДОЛГИЙ СЛОГ

ДО́ЛГИЙ СЛОГ, в античном стихосложении слог, равный двум морам (—); см. Античное стихосложение.

ДОЛЬНИК

ДО́ЛЬНИК, паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и чисто-тонической системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием сильных мест (актов) и слабых мест (междуиктовых интервалов); сильным местам соответствуют, как правило, ударные слоги, слабым — безударные (см. Сильное место и слабое место). Но объем междуиктовых интервалов в Д. в отличие от силлабо-тонических размеров не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1—2 слогов; различные сочетания односложных и двухсложных интервалов образуют ритмические вариации Д. В чтении разница объемов односложных и двухсложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами. Аналогичные размеры существуют также в английском, немецком и других стихосложениях. В русской поэзии первые пробы Д. появляются в романтической лирике XIX в. (М. Ю. Лермонтов, А. А. Григорьев, А. А. Фет); в широкое употребление Д. входит с начала XX в. (после А. А. Блока и А. А. Ахматовой). Пример четырехиктового Д.: «Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре / О все́х уста́лых в чужо́м краю́, / О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре, / О все́х, забы́вших ра́дость свою́» (А. А. Блок).

«ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО»

«ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО» - «ДО́ЛЬЧЕ СТИЛЬ НУО́ВО» (итал. «Dolce stil nuovo» — «сладостный новый стиль»), итальянская поэтическая школа конца XIII в. Глава — Г. Гвиницелли, представители — Г. Кавальканти, молодой Данте, Дж. Фрескобальди и др. Выражая рост самосознания личности, интерес к ее внутреннему миру, «Д. с. н.» предвосхищала поэзию эпохи Возрождения. Творчество поэтов школы отличают изящество и музыкальность стихотворной формы.

«ДОМ ИСКУССТВ»

«ДОМ ИСКУССТВ» - «ДОМ ИСКУ́ССТВ», русская организация работников искусств. Существовал в Петрограде в 1919 — 1923. Управлялся Высшим советом, куда входили А. А. Ахматова, Ю. П. Анненков, А. Л. Волынский, М. В. Добужинский, Е. И. Замятин, К. С. Петров-Водкин, В. А. Щуко и др. «Д. и.» ставил задачей организацию вечеров, концертов, выставок, издание книг (в 1921 было выпущено два сборника «Дом искусств»). В работе литературной студии «Д. и.» принимали участие: К. И. Чуковский, Замятин, Н. С. Гумилев, М. Л. Лозинский, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, «серапионовы братья» — К. А. Федин, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, М. М. Зощенко и др. Деятельность «Д. и.» описана в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» (1933).

Н. А. Богомолов.

ДОМ ЛИТЕРАТОРОВ

ДОМ ЛИТЕРА́ТОРОВ, 1) Центральный (ЦДЛ), московский клуб писателей. Основан в 1934 при Союзе писателей СССР по инициативе М. Горького. Работой ЦДЛ руководит правление, назначаемое СП СССР. В задачи ЦДЛ входит: проведение идейно-творческой работы среди писателей, привлечение писателей к общественной работе среди трудящихся, организация культурного досуга и живого общения писателей между собой. Дома писателей (литераторов) имеются в ряде городов СССР.

2) Русская литературная организация. Существовала в Петрограде в 1918 — 1922. Д. л. занимался вопросами материального обеспечения литераторов, а также культурно-просветительской и издательской деятельностью. Издаются сборники, журналы («Летопись Дома литераторов», 1921 — 1922; «Литературные записки», 1922).

ДОМБРОВСКАЯ МАРИЯ

ДОМБРО́ВСКАЯ (Dąbrowska) Мария (1889—1965), польская писательница. Ром.-тетралогия «Ночи и дни» (1932—34, п. 1964) и «Приключения мыслящего человека» (1939—65, незаконч.; опубл. 1970); сб. рассказов «Люди оттуда» (1925, п. 1928), «Утренняя звезда» (1955); пов. «Третья осень» (1954), «На деревне свадьба» (1955, п. 1956); ист. драмы. Лит. критика.

■ Рассказы, М., 1957; Избр., М., 1974.

● Станюкович Я.В., Реализм М. Домбровской, М., 1974.

ДОМИНИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДОМИНИКА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народа Доминиканской Республики. Развивается на испанском языке. В период испанского колониального господства Д. л. не получила значительного развития. Ее основы заложили в середине XIX в. поэт-неоклассицист Ф. М. дель Монте, поэт и прозаик А. Ангуло Гуриди, обратившийся к индейскому фольклору, и др. Во 2‑й половине XIX в. ведущим направлением стал романтизм, который усилил интерес писателей к индейской тематике, к историческому прошлому страны. Крупнейший писатель этого периода — М. де Х. Гальван, автор первого национального романа «Энрикильо», одного из лучших исторических произведений латиноамериканской литературы. Среди прозаиков, писавших на историческую тему, выделяется также Ф. Гарсия Годой.

В начале XX в. на развитие Д. л. оказывает существенное влияние модернизм. С другой стороны, в это же время начинает формироваться социально-критическое направление. Зачинателями социальной поэзии стали Ф. Фиальо и Ф. Бермудес. Антидиктаторский роман «Кровь» создал Т. Сестеро. В 20‑х гг. в поэзии как реакция на формалистические крайности модернизма возник постмодернизм, представители которого (поэтическая группа т. н. постумистов) обратились к изображению национальной действительности (в их числе Д. Морено Хименес). В 30—40‑х гг. в Д. л. ведущее место заняли писатели, разрабатывавшие социальную проблематику. Проза А. Ф. Рекены, Х. Боша и др. посвящена главным образом жизни угнетенных народных масс, доминиканского крестьянства. В 1943 — 1947 поэты разнородных течений, которых объединяла активная социальная позиция (в т. ч. Ф. Мьесес Бургос, А. Фернандес Спенсер), сплотились вокруг журнала «La Poezía Sorprendida». Зачинателем негристской поэзии, развивающей традиции негритянского фольклора, стал М. дель Кабраль.

В 50—70‑х гг. стремление к критическому осмыслению национальной действительности присуще произведениям М. дель Кабраля, Э. Инчаустеги Кабраля, П. Мира и др. Революционные мотивы характерны для поэтических групп «Эль пуньо», «Ла исла» и др. В Латинской Америке известность получила публицистика и эссеистика братьев Педро и Макса Энрикес Уренья.

Литература:

Balaguer J., Historia de la literatura dominicana, 4 ed., Santo Domingo, 1968.

С. Н. Табунов.

ДОМОЖАКОВ НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ

ДОМОЖА́КОВ Николай Георгиевич (1916—1976), хакасский советский писатель. Чл. КПСС с 1941. Ром. «В далеком аале» (1959). Сб-ки стихов.

■ Избр. стихи, Абакан, 1970 (на хакас. яз.); Поет река Абакан. Стихи, М., 1957; Приглашение. [Стихи], Кызыл, 1966; Чатхан. [Стихи], Красноярск, 1976.

«ДОМОСТРОЙ»

«ДОМОСТРОЙ» - «ДОМОСТРО́Й», памятник древнерусской литературы 1‑й половины XVI в. (3 ред.; 2-я создана священником Сильвестром); свод поучений, наставлений и правил, которым должен был следовать благочестивый человек в обществе и в домашней жизни.

Издания:

Домострой по списку ОИДР, в кн.: Чтения ОИДР, 1881, кн. 2; 1882, кн. 1;

Домострой по Коншинскому списку и подобным. К изд. подготовил А. Орлов, кн. 1—2, М., 1908 — 1910.

Д. М. Буланин.

«ДОН»

«ДОН» - «ДОН», литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный ежемесячный журнал. Орган СП РСФСР и Ростовской писательской организации. Издаётся в Ростове-на-Дону с 1957. В 1945 — 1956 выходил как альманах.

«ДОНБАСС»

«ДОНБАСС» - «ДОНБА́СС», литературно-художественный и общественно-политический журнал. Орган СП УССР. Выходит в Донецке с 1923 на русском и украинском языках раз в два месяца (вначале — альманах под названием «Забой», с 1933 — альманах «Литературный Донбасс», с 1968 — современное название).

ДОНГАЛА ЭММАНЮЭЛЬ

ДОНГАЛА́ (Dongala) Эмманюэль (р. 1941), конголезский писатель (на франц. яз.). Ром. «С винтовкой в руке и стихами в кармане» (1973).

ДОНЕЛАЙТИС КРИСТИОНАС

ДОНЕЛА́ЙТИС Кристионас (1714—1780), литовский поэт. Пастор. Поэма «Времена года» (ок. 1765—75, опубл. 1818), басни (опубл. 1824).

■ Соч., Вильнюс, 1976 (на литов. яз.); Времена года, М., 1964.

● Довейка К., К. Донелайтис, Вильнюс, 1963.

ДОНИЧ АЛЕКСАНДРУ

ДО́НИЧ Александру (1806—1866), молдавский и румынский писатель. Сб. басен «Фабуле» (1840—42).

■ Соч., Киш., 1975 (на молд. яз.).

ДОНИШ АХМАД МАХДУМ ИБН НОСИР

ДОНИ́Ш Ахмад Махдум ибн Носир (1827—1897), таджикский писатель, философ-просветитель. Кн. «Редчайшие происшествия» (1875—82) — собр. автобиогр., беллетристич., социологич. и филос. эссе (включает «Трактат о системе цивилизации и взаимной помощи»). Трактаты «Звездная картина» (по астрологии), сатирич. «Краткая история мангытских эмиров благородной Бухары» (1860—65).

■ Избр. произв., Душ.,1976 (на тадж. яз.); Путешествие из Бухары в Петербург, 2 изд., Душ., 1976.

● Раджабов З., Выдающийся просветитель тадж. народа Ахмад Дониш, [Душ.], 1961.

ДОНОСО ХОСЕ

ДОНО́СО (Donoso) Хосе (р. 1924), чилийский писатель. Ром. «Коронация» (1957), «Это воскресенье» — (1965), «Непристойная птица ночи» (1970), «Загородный дом» (1978), «Сад по соседству» (1981, п. 1984). Сб. рассказов «Летнее время и другие рассказы» (1955), «Чарльстон» (1960), «Его лучшие рассказы» (1966).

Предыдущая страница Следующая страница