Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАР"-"ГИР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАР"-"ГИР")

«ГАРУН»

«ГАРУН» - «ГАРУ́Н» («Весна»), ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, на армянском языке. Орган СП и ЦК ЛКСМ Армении. Издаётся с 1967 в Ереване.

ГАРШИН ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ

ГА́РШИН Всеволод Михайлович (1855—1888), русский писатель. Рассказы «Четыре дня» (1877), «Происшествие» (1878). «Трус», «Встреча». «Художники» (все — 1879). «Ночь». «Денщик и офицер» (оба — 1880), «Медведи». «Из воспоминаний рядового Иванова», «Красный цветок» (все — 1883). «Сигнал» (1887). Пов. «Надежда Николаевна» (1885). Сказки «Attalea princeps» (1880), «То, чего не было» (1882), «Сказка о жабе и розе» (1884), «Сказание о гордом Аггее» (1886), «Лягушка-путешественннца» (1887). Статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозе. Сб. «Рассказы» (1882), «Вторая книжка рассказов» (1885).

■ Соч., М.—Л., 1963; Избр., М., 1982.

● Порудоминский В., Гаршин, М., 1962; Бялый Г., В.М. Гаршин, Л., 1969; Современники о В.М. Гаршине, Саратов, 1977.

ГАСКАР ПЬЕР

ГАСКА́Р (Gascar) Пьер (наст. имя Фурнье, Fournicr) (р. 1916). французский писатель, журналист. Ром. «Имущество» (1948), «Зерно» (1955, п. 1965), «Зелень улиц» (1956), «Коралловая гряда» (1958), «Беглец» (1961), «Огненные бараны» (1963), «Самое лучшее в жизни» (1964), «Чары» (1965), «Ковчег» (1971). Автобиографии, повесть «Година смерти» (1953). Сб. новелл «Женщины» (1954), «Солнечные страны» (1960). Публицистика, в т.ч. кн. «Путешествие к живым» (1958, и. 1960), «Латинский квартал» (1973). Кн. «Рембо и коммуна» (1971).

ГАСКЕЛЛ А. П.

ГА́СКЕЛЛ (Gaskell) А. П. (псевд.; р. 1913), новозеландский писатель. Рассказы (сб. «Большая игра», 1947).

ГАСКЕЛЛ ЭЛИЗАБЕТ

ГА́СКЕЛЛ (Gaskcll) Элизабет (1810—1865), английская писательница. Социальные ром. «Мери Бартон» (1848, п. 1960), «Кренфорд» (1853, п. 1973; п. — «Городок Кренфорд», 1867), «Север и Юг» (1855, п. 1857), «Жены и дочери» (1866, неоконч., п. 1867). Биография Ш. Бронте (т. 1—3, 1857).

● Ремизов Б.Б., Элизабет Гаскелл, К., 1974.

ГАСКОЙН ДЖОРДЖ

ГА́СКОЙН (Gascoigne) Джордж (ок. 1525 — 1577), английский поэт. Обработки комедии Л. Ариосто «Подмененные» (пост. 1566, опубл. 1573), трагедии Л. Дольче «Иокаста» — переделки «Финикиянок» Еврипида (1568). Сатиры, трактат о стихосложении (1575).

ГАСПЕ ФИЛИПП ЖОЗЕФ ОБЕР ДЕ

ГАСПЕ́ (Gaspй) Филипп Жозеф Обер де (1786—1871), канадский писатель (на франц. яз.). Ром. «Канадцы былых времен» (1863); «Мемуары» (1866).

ГАСТЕВ АЛЕКСЕЙ КАПИТОНОВИЧ

ГА́СТЕВ Алексей Капитонович (1882—1941), русский советский поэт, ученый. Чл. РСДРП (б) в 1901—08. Чл. КПСС с 1931. Кн. стихов (в т.ч. стихотворений в прозе) «Поэзия рабочего удара» (1918), «Пачка ордеров» (1921). Публицистич. кн. о культуре труда «Как надо работать» (1921), «Юность, иди!», «Восстание культуры» (обе — 1923). Работы по науч. организации труда.

■ Поэзия рабочего удара, М., 1971.

ГАТРАН ТЕБРИЗИ АБУ МАНСУР

ГАТРА́Н ТЕБРИЗИ́ Абу Мансур (1010—1080), азербайджанский поэт (на перс. яз.).

ГАУПТМАН ГЕРХАРТ

ГА́УПТМАН, Хауптман (Hauptmann) Герхарт (1862—1946), немецкий писатель. Драмы, в т.ч. «Перед восходом солнца» (1889), «Праздник перемирия» (1890), «Одинокие» (1891), «Ткачи» (1892), «Возчик Геншель» (1898), «Роза Бернд» (1903), «Крысы» (1911). «Зимняя баллада» (1917), «Белый спаситель» (1920), «Индиподи» (1920), «Перед заходом солнца» (1932); ист. пьеса «Флориан Гейер» (1896): драматич. тетралогия на сюжет греч. легенды об Атридах (1941—44); сатирич. комедия «Бобровая шуба» (1893); стихотв. драмы («Потонувший колокол», 1896, «Бедный Генрих», 1902), сказки. Ром. «Юродивый Эмануэль Квинт» (1910), «Еретик из Соаны» (1918), «Остров великой матери» (1924), «Приключение моей юности» (автобиогр.; 1937). Ноб. пр. 1912.

■ Полн. собр. соч., т. 1—14, М., 1910—12; Пьесы, т. 1—2, М., 1959.

● Сильман Т., Г. Гауптман, Л.—М., 1958; Лихачев Б.П., Г. Гауптман. Бирбиблиографич. указатель, М., 1956.

ГАУЭР ДЖОН

ГА́УЭР, Гоуэр (Gower) Джон (1330? — 1408), английский поэт. Поэмы «Зерцало размышляющего» (1376—79. на франц. яз.), «Глас вопиющего» (ок. 1382, на лат. яз.), «Исповедь влюбленного» (изд. 1483, на англ. яз.). Персонаж драм У. Шекспира «Генрих IV» (ч. 2) и «Перикл».

ГАФЕЗ

ГАФЕ́З (наст. имя и фам. Фёдор Захарьевич Гаглойты) (р. 1913). осетинский советский писатель. Чл. КПСС с 1939. Сб. стихов «Аккорды фандыра» (1940), «Жизнь мила» (1948), «Мир» (1952), «Родной очаг» (1959), «Жизнелюб» (1974). Поэмы «Аминат» (1949), «Дубовая рота» (1956). Пов. в стихах «Крылатые мечты» (1968). Сб. рассказов «Лампочка Дзадже» (1961). Ром. «Здравствуйте, люди!» (1966).

■ Поэмы. Цхинвали, 1963; Дыхание родном земли. Повести, Цхинвали, 1980 (оба изд. на осет. яз.); В краю родном. Стихи. Легенды, поэмы, М., 1974.

ГАФУР ГУЛЯМ

ГАФУ́Р ГУЛЯ́М (наст. имя и фам. Гафур Гулямович Гулямов) (1903—1966), народный поэт Узбекской ССР (1963). Чл. КПСС с 1946. Сб. стихов «Динамо» (1931). «Иду с Востока» (1943; Гос. пр. СССР, 1946), «Огни Узбекистана» (1947), «Пока раскроется бутон» (1955), «Вы — моя молодость» (1958), «Ленин и Восток» (1961), «Итог» (опубл. 1967; Лен. пр., 1970). Поэмы «Кукан-батрак» (1930), «Когда завладели хозяева» (1931), «Китайские картины» (1939). Сб. рассказов «Юмористические рассказы» (1931), «Уловки шариата» (1953). Пов. «Нетай» (1932), «Оживший труп» (1935), «Ядгар» (1938). «Озорник» (1938, 2-я ред. 1963).

■ Соч., т. 1—10, Таш., 1970—78 (на узб. яз.); Избр., т. 1—5, Таш., 1971—75; Стихотворения и поэмы. Л., 1980 (совм. с Айбеком и Х. Алимджаном); Итог. Стихи последних лет, М., 1983.

● Акбаров А.А., Гафур Гулям, Таш., 1974.

ГАФУРИ МАЖИТ

ГАФУРИ́ Мажит (наст. имя и фам. Габдулмажит Нурганиевич Гафуров) (1880—1934), башкирский и татарский советский писатель, народный поэт Башкирской АССР (1923). Сб. стихов «Сибирская железная дорога» (1904), «Любовь к нации» (1907), «Красное знамя» (1917); поэма «Рабочий» (1921). Пов. «Черноликие» (1927), «Ступени жизни» (1930), «На золотых приисках поэта» (автобиогр.; 1931). Рассказы, пьесы, публицистика.

■ Соч., т. 1—6, Уфа, 1954—57 (на башк. яз.); Соч., т. 1—4, Каз., 1980—82 (на тат. яз.); Избр. стихотворения, М., 1953; Избр., Уфа, 1955; Повести, М., 1981.

● Рамазанов Г., Мажит Гафури, М., 1980.

ГАФУРОВ АБУТАЛИБ ГАФУРОВИЧ

ГАФУ́РОВ Абуталиб Гафурович (1882—1975), лакский советский поэт. народный поэт Дагестанской АССР (1939). Сб. стихов «Новый мир» (1934), «Голос Дагестана» (1943), «Рассвет жизни» (1963). «Горные родники» (1966), «Вторая жизнь» (1970).

■ Избр., Махачкала, 1973; Рассказы старика, Махачкала. 1980 (оба на лакск. яз.); Хорошее слово, М., 1960; Абуталиб сказал…, М., 1977.

● Рамазанов М., Регуш С., Народный поэт Дагестана Абуталиб Гафуров. Краткий указатель лит-ры, Махачкала, 1968.

ГАХИНИ КАРЛОС

ГАХИ́НИ (Gagini) Карлос (1865—1925), костариканский писатель и филолог Ром. «Больное дерево», «Колючка» (оба — 1918), «Падение орла», «Сирена» (оба — 1920). Рассказы.

ГАШЕК ЯРОСЛАВ

ГА́ШЕК (Hašek) Ярослав (1883—1923), чешский писатель-сатирик. Участник 1-й мировой войны (1914—18); в 1918 вступил в РКП (б) и в Кр. Армию; в 1920 вернулся на родину Ром. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921—23, незаконч.; п. 1963). Многочисл. сатирич., пародийно-комич. и юмористич. рассказы. Статьи, фельетоны, памфлеты, путевые очерки.

■ Собр. соч. в 6-ти тт., т. 1—5, М., 1983—84.

● Востокова С., Я. Гашек. Критико-биогр. очерк, М., 1964; Шубин Г., Я. Гашек, М., 1982; Шмелькова И.А., Я. Гашек. Биобиблиогр. указатель, М., 1959.

ГАШОКОВ ХУСИН ХАНАХОВИЧ

ГАШО́КОВ Хусин Ханахович (р. 1913), черкесский советский поэт (на черкесском и рус. яз.). Чл. КПСС с 1939. Поэтич. сб. «Стихи и песни» (1940), «Голос сердца» (1955), «Весна» (1958), «Сердце поет» (1977). Драматич. поэма «Халимат» (1965). Пов. «Отец и сын» (1959), «Начало жизни» (1968).

■ Иду по земле. Стихи, Ставрополь, 1965.

● Бекизова Л.А., Черкесский поэт Х. Гашоков, Черкесск, 1962.

ГВАРИНИ БАТТИСТА

ГВАРИ́НИ, Гуарини (Guarini) Баттиста (1538—1612), итальянский поэт, теоретик литературы и искусства. «Трагикомич. пастораль» в стихах «Верный пастух» (1580—89; изд. 1589). Лирич. стихи, мадригалы (изд. 1598). «Учебник трагикомической поэзии» (1601—02).

ГВАТЕМАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГВАТЕМА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература гватемальского народа. Развивается главным образом на испанском языке. Сохранились памятники древней литературы индейцев киче, наиболее значительные из которых — народный эпос «Пополь-Вух» (записан латиницей около 1554 — 1558) и драма «Рабиналь-Ачи» (записана в XIX в.). Первые памятники на испанском языке — исторические хроники: «Правдивая история завоевания Новой Испании» (написана в 1545 — 1568) Б. Диаса дель Кастильо; это произведение принадлежит также мексиканской литературе. В поэме Р. Ландивара «Мексиканская сельская жизнь» дано описание природы Гватемалы и быта ее жителей. Становление национальной литературы связано с Войной за независимость испанских колоний в Америке 1810 — 1826; ее основоположниками были поэт Х. Батрес Монтуфар — крупнейший представитель романтизма, господствовавшего вплоть до 70—80‑х гг. XIX в., и писатель А. Х. Ирисарри. В прозе ведущее место занимал костумбризм (сборник бытописательских очерков «Картины нравов» Х. Мильи-и-Видаурре). Изображая народный быт в его неповторимом своеобразии, писатели-костумбристы нередко обращались к социальной проблематике (Ф. Лаинфьеста).

На рубеже XIX—XX вв. появились реалистические произведения М. Сото Холла — автора первого в Латинской Америке антиимпериалистического романа «Проблема». Многие поэты и прозаики, испытавшие влияние модернизма, обратились в 20—30‑х гг. к национальной проблематике. Выделяются Р. Аревало Мартинес, чьи остросатирические романы и памфлеты имеют антиимпериалистическую направленность, и К. Вильд Оспина. Борьбу за передовую культуру в эти годы возглавили писатели, сплотившиеся вокруг журнала «Renacimiento» (М. А. Астуриас, Л. Кардоса-и-Арагон и др.). Гватемальская революция 1944 — 1954 укрепила позиции прогрессивных литературных сил; возникли литературные объединения «Каса де культура», «Сакерти», журнал «Revista de Guatemala». К этому времени относится расцвет творчества крупнейшего гватемальского писателя Астуриаса. Его романы «Сеньор Президент», «Зеленый Папа» — значительный вклад в борьбу латиноамерикансого народов против реакционных диктатур, засилья иностранных монополий. В романе «Глаза погребенных» он сделал попытку художественного осмысления освободительной борьбы сквозь призму фольклорно-мифологического сознания. Демократические идеи Г. л. 40—50‑х гг. развивали поэты и публицисты Кардоса-и-Арагон и Р. Лейва, выступавшие за возрождение традиций индейской культуры. В литературе 60—70‑х гг., активно участвующей в борьбе за демократию и социальный прогресс, выделяется творчество поэтов О. Р. Кастильо, Р. Обрегона Моралеса, К. Ильескаса, прозаика и драматурга М. Галича, писателя-публициста У. Альварадо Арельяно, автора литературоведческих марксистских работ. В 70‑х гг. выдвинулась поэтическая группа «Нуэво сигно», издается журнал «La Gran Fláuta».

Литература:

Mentòn S., Historia crítica de la novela guatemalteca, Guatemala, 1960.

С. Н. Табунов.

ГВЕЗДОСЛАВ ПАВОЛ

ГВЕ́ЗДОСЛАВ (Hviezdoslav) (наст. фам. Opcar, Országh) Павол (1849—1921), словацкий поэт. Циклы стихов «Летние побеги» (ч. 1—3, 188595), «Печали» (ч. 1—4, 1903—06), «Отзвуки» (ч. 1—3, 1909—11); поэмы «Жена лесника» (1884—86), «Эжо Влколинский» (1890), «Габор Влколинский» (1897—99). Сб. «Кровавые сонеты» (1914). Трагедия «Ирод и Иродиада» (1909).

■ Стихи. М., 1961.

ГВЕРРАЦЦИ ФРАНЧЕСКО ДОМЕНИКО

ГВЕРРА́ЦЦИ, Гуэрацци (Guerrazzi) Франческо Доменико (1804—1873), итальянский писатель и политический деятель. Историч. ром. «Битва при Беневенто» (1827—28), «Осада Флоренции» (1834, написан в тюрьме, изд. 1836, п. 1934—35) и «Беатриче Ченчи» (1854. п. 1863). Мемуары (1848).

ГВИАНЫ ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРА.

ГВИА́НЫ ФРАНЦУ́ЗСКОЙ ЛИТЕРАТУ́РА. Развивается на французском языке. В Гвиане издавна существует богатый фольклор. Письменная литература возникла в конце XIX в. Современная литература, преимущественно поэзия, публикуется в основном во Франции. В стихах Л. Дамаза звучат темы негритянской культуры. Известностью пользуется поэт Ж. Б. Л. Сирде.

ГВИНЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГВИНЕ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Гвинейской Республики (бага, малинке, фульбе, сусу и др.). Сложившаяся на основе древних традиций в 50‑х гг. XX в., Г. л. развивается на французском языке. В 60‑х гг. началась разработка письменности для национальных языков. У народов Гвинеи существует богатый фольклор. Сказания о воинах, легенды (о правителе мандингов XIII в. — Сундьяте Кейта и др.) сохранились у малинке в передаче певцов-сказителей — гриотов. Популярны поэмы из сотен стихов с аллитерацией, ассонансами, рифмами.

Большое место в Г. л. занимает художественная переработка фольклора («Сундьята, или Эпопея мандинго» Дж. Т. Ньяне). Крупный писатель Гвинеи — К. Лей, автор автобиографической повести «Черный мальчик» и романов «Взгляд короля» и «Драмус». Для Г. л. 70‑х гг. характерны поиски конкретного идеала социального и культурного переустройства страны, подчас в духе просветительской утопии (романы У. Сассина и А. Фантуре). В поэзии начиная с 50‑х гг. доминирует революционное антиколониальное направление (сборники М. Траоре и К. Ненекхали-Камара). С позиций национально-освободительного, антиимпериалистического движения народов Африки, за сохранение и новаторское освоение культурного наследия прошлого выступает А. Секу Туре.

Издания:

В ритмах тамтама. [Вступ. ст. Е. Гальпериной], М., 1961, с. 87—106;

Поэзия Африки, М., 1973, с. 154—63.

Литература:

Совр. литературы Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 232—235;

Гвинея. Справочник, М., 1980.

Н. Д. Ляховская.

ГВИНИЦЕЛЛИ ГВИДО

ГВИНИЦЕ́ЛЛИ, Гуиницелли (Guinizelli) Гвидо (между 1230 и 1240 — 1276), итальянский поэт. Лирич. сонеты, канцоны.

ГВИТТОНЕ Д'АРЕЦЦО

ГВИТТО́НЕ д'АРЕ́ЦЦО, Гуиттоне д'Ареццо (Guittone d'Arezzo) (ок. 1230 — ок. 1294), итальянский поэт. Светские и религ. стихи. Канцоны, сонеты. Прозаич. послания.

ГЕЗЕЛЛЕ ГВИДО

ГЕЗЕ́ЛЛЕ (Gezelle) Гвидо (1830—1899), бельгийский поэт (на нидерл. яз.), филолог, фольклорист. Сб. «Кладбищенские цветы» (1858), «Поэтические упражнения» (1858), «Венок времени» (1893), «Вереница рифм» (1897), «Последние стихотворения» (1901).

ГЕЙ ДЖОН

ГЕЙ (Gay) Джон (1685—1732), английский поэт, драматург. Драмы, трагедия «Пленники» (1724), «балладные оперы» — «Опера нищего» (1728), «Полли» (1729). Басни (1-я сер. 1727; 2-я — опубл. 1738; прозаич. пер. с франц. 1783). Поэма-бурлеск «Веер» (1714), цикл поэм-пасторалей «Неделя пастуха» (1714).

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЕ РОМАНТИКИ

ГЕЙДЕЛЬБЕ́РГСКИЕ РОМА́НТИКИ, т. н. второе поколение немецких романтиков, литературные кружки 1805 — 1809 в г. Гейдельберг (Heidelberg). Отклоняя как индивидуализм иенских романтиков, так и их поиски универсального образа мира, Г. р. обратились к истории и культуре германского прошлого, фольклору, религии. Значительным вкладом в литературу стала публикация народных песен (А. Арним и К. Брентано), народных сказок (братья Я. и В. Гримм). В оригинальном творчестве Г. р. неприятие буржуазных тенденций сочеталось с идеализацией патриархального уклада, охранительными тенденциями, идеей религиозного отречения. Братья Я. и В. Гримм основали мифологическую школу в литературоведении (см. также Романтизм).

Литература:

Жирмунский В., Религиозное отречение в истории романтизма, М., 1919;

Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973.

С. В. Тураев.

ГЕЙЕР ЭРИК ГУСТАВ

ГЕ́ЙЕР (Geijer) Эрик Густав (1783—1847), шведский историк, философ, поэт и композитор. «История шведского народа» (т. 1—3, 1832—1836). Стихи. Издал совм. с А. Афцелиусом «Старинные шведские народные песни» (т. 1—3, 1814—16).

ГЕЙЕРСТАМ ГУСТАВ

ГЕ́ЙЕРСТАМ (Geijerstam) Густав (1858—1909), шведский писатель. Сб. рассказов «Серо-холодное» (1882), «Бедный люд» (1884—89). Ром. «Эрик Гране» (автобиогр.; 1885), «Пастор Халлин» (1887). «Голова Медузы» (1895).

■ Полн. собр. соч., т. 1—11, М., 1909—13.

ГЕЙНЕ ГЕНРИХ

ГЕ́ЙНЕ (Heine) Генрих (наст. имя — Харри; 1797 — 1856), немецкий поэт, публицист, критик. Поэтич. сб. «Книга песен» (1827; в т.ч. стих. «Лорелея», «Гонец», «Дон Рамиро», «Гренадёры»), «Современные стихотворения» (1843—44; в т.ч. стих. «Силезские ткачи», «Теория». «Политическому поэту», «Погодите!»), «Романсеро» (1851; в т.ч. стих, «Дненут», «Enfant perdu»); стихотв. циклы «Новая весна», «Разные» (оба — 1831), «Стихотворения 1853 и 1854 годов» и др. Сатирич. поэмы «Атта Тролль. Сон в летнюю ночь» (1843), «Германия. Зимняя сказка» (1844). Проза: «Путевые картины» (1826—31), автобиогр. «Признания» (1853—54), неоконч. сатирич. пов. «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского» (1834), фрагмент ром. «Рабби из Бахераха» (1840 и др.). Драмы «Альманнзор» (1821), «Вильям Ратклиф» (1823). Публицистика, в т.ч. кн. «Французские дела» (1832), «О Людвиге Берне. Памятник» (1840), «Лютеция» (1840—47, отд. изд. 1854). Лит.-худож. и филос. эстетич. критика, в т.ч. кн. «Романтическая школа» (полн. изд. 1836), «К истории религии и философии в Германии» (1834). очерки «Французские художники» (1831), «О французской сцене» (1837), «Женщины и девушки Шекспира» (1839). Перевод «Дон Кихота» М. де Сервантеса (1837—38), Балетное либретто «Доктор Фауст…» (1847). В России известен с 1-й пол. 19 в.; среди переводчиков — М. Ю. Лермонтов, Д. И. Писарев, Ф. И. Тютчев. А. А. Фет, М. Л. Михайлов, А. А. Блок, Ю. Н. Тынянов. В. В. Левик, В. А. Зоргенфрей.

■ Собр. соч., т 1—10, Л., 1956—59; Собр. соч., т. 1—6, М., 1980—83; Стихотворения. Поэмы, М., 1982.

● Шиллер Ф. П., Г. Гейне. М., 1962; Гиждеу С.П., Г. Гейне. М., 1964; его же. Лирика Г. Гейне, М.,, 1983; Дейч А.И., Судьбы поэтов. Гёльдерлин, Клейст, Гейне, [2 изд.], М., 1974; Левинтон А.Г., Г. Гейне. Библиография рус. переводов и критич. лит-ры на рус. яз., М., 1958: Scifert S., Heine-Bibliographie. 1954—1964, В. — Weimar. 1968.

ГЕЙСЕН МАРНИКС

ГЕ́ЙСЕН (Gijsen) Марникс (наст. имя Ян Алберт Горис, Goris) (р. 1899), бельгийский писатель (на нидерл. яз.). Поэтич. сб. «Дом» (1925). Ром. «Иоахим Вавилонский». «Телемак из деревни» (оба — 1948), «Человек послезавтрашнего дня» (1949), «Добро и зло» (1951). «Кошка на дереве» (1953), «Хармагедон» (1965). Автобиогр. кн. «Годы учения Яна Алберта Гориса» 1975.).

ГЕКЗАМЕТР

ГЕКЗА́МЕТР, гексаметр (от греч. hexámetros — шестимерный), в античном стихосложении — 6-стопный дактиль, в котором на 1—4-й стопах дактиль (UU) может заменяться спондеем (); цезура, рассекающая (обычно) 3-ю стопу, делит стих на два полустишия, с нисходящим и восходящим ритмом. Схема Г. с наиболее употребительной цезурой: UU UU |UU UU UU . В силлабо-тоническом стихосложении обычно передается сочетанием дактилей (ÚUU) с хореями (ÚU), т. е. становится 6-иктным дольником («Гне́в, боги́ня, воспо́й Ахилле́са, Пеле́ева сына»…, «Илиада»). В античной поэзии Г. был основным размером эпоса, идиллии, сатир, посланий, а в сочетании с пентаметром — элегий и эпиграмм. В новоевропейской поэзии употреблялся почти исключительно в переводах или стилизациях античных тем и жанров (идиллии — «Герман и Доротея» И. В. Гёте; эпоса — «Ундина» В. А. Жуковского).

М. Л. Гаспаров.

ГЕКТОРОВИЧ ПЕТАР

ГЕ́КТОРОВИЧ (Hektorović) Петар (1487—1572), хорватский поэт (на хорв., итал., лат. яз.). Поэма-идиллия «Рыбная ловля и рыбацкие присказки» (1568), сонеты, послания, религ. драмы.

ГЕЛИОДОР

ГЕЛИОДО́Р (3 или 4 вв.), древнегреческий писатель. Родом из Сирии (?). Любовно-авантюрный ром. «Эфиопики» (1769, п. 1932) (с религ.-сказочными мотивами).

■ Эфиопика, М., 1965.

ГЁЛЬДЕРЛИН ИОГАНН КРИСТИАН ФРИДРИХ

ГЁ́ЛЬДЕРЛИН, Хёльдерлин (Hölderlin) Иоганн Кристиан Фридрих (1770—1843), немецкий поэт. Любовная лирика (стих. «Диотима», «Плач Менона о Диотимс»), филос. и гражд. стихи (цикл «Гимны к человечеству», 1790—1797); маленькие поэмы-гимны, в т.ч. «Архипелаг», «Штутгарт» (обе 1800), «Праздник мира», «Рейн» (обе 1801). Ром. «Гиперион, или Отшельник в Греции» (1797—99), филос. трагедия «Смерть Эмпедокла» (1798—99). Фрагменты по эстетике («Об Ахиллесе», «Слово об Илиаде», «О различных родах поэзии» и др.; 1798—99). Переводы.

■ Соч., М., 1969.

● Дейч А.И., Судьбы поэтов. Гёльдерлин, Клейст, Гейне, [2 изд.], М., 1974.

ГЕЛЬДЕРОД МИШЕЛЬ ДЕ

ГЕЛЬДЕРО́Д (Ghelderode) Мишель де (наст. имя Адемар Адольф Луи Мартенс, Martens) (1898—1962), бельгийский драматург и прозаик (на франц. яз.). Пьесы: «Смерть доктора Фауста» (1926); «Эскориал» (1928), «Варавва» (1932), «Красная магия» (1935), «Проделки великого Мертвиарха» (1935), «Исход актера», «О дьяволе, который проповедовал чудеса», «Мадемуазель Иаир», «Фарс о мрачнецах» (все — 1941). Сб-ки новелл: «Благочестивый табор» (1922), «Колдовское» (1941).

■ Театр. Пьесы. Послесловие Л. Андреева, М., 1983.

ГЕЛЬМАН АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ

ГЕ́ЛЬМАН Александр Исаакович (р. 1933), русский советский драматург. Чл. КПСС с 1956. Киносценарий «Премия» (1975; Гос. пр. СССР, 1976), на этой драматургич. основе — пьеса «Протокол одного заседания» (пост. 1975). Пьесы «Обратная связь» (пост. 1977), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979), «Наедине со всеми» (пост. 1981).

ГЁЛЬСТЕД ОТТО

ГЁ́ЛЬСТЕД (Gelsted) Отто (наст. имя Эйнар Еппесен, Jeppesen) (1888—1968), датский поэт. Чл. КП Дании. Цикл стихов «К свету» (1931). Сб. «Вечные вещи» (1920), «Эмигрантские стихи» (1945), «Годы свободы» (1947), «Песни дней холодной войны» (1952), «Смерть в ванной» (1955), «Стихи солнечного берега» (1961). Трактат «Экспрессионизм» (1919). Сб. ст. «Здравствуй, жизнь» (1958). Пер. на дат. яз. «Илиады» и «Одиссеи».

ГЕНГЕНБАХ ПАМФИЛУС

ГЕ́НГЕНБАХ (Gengenbach) Памфилус (ок. 1480 — 1525), швейцарский писатель (на нем. яз.). Аллегорич. представление «Десять возрастов этого мира» (1515), стихотв. сатирич. диалоги «Старый швейцарец» (1514), «Жалоба на пожирателей мертвецов» (1523) и др.

ГЕНДИАДИС

ГЕНДИА́ДИС (от греч. hén diá dyóin — одно через два), фигура слова: употребление существительных вместо существительного и прилагательного («Рим силен отвагой и мужами» вместо «отважными мужами»). По-русски редок; близки к Г. обороты вроде «тоска дорожная, железная» (вместо «железнодорожная») (А. А. Блок), «факт, живой и трепещущий» (В. В. Маяковский).

М. Л. Гаспаров.

ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕННАДИЙ ГОНЗОВ

ГЕННА́ДИЙ ГО́НЗОВ (Гонозов) (? — 1505), писатель и публицист, архиепископ новгородский (с 1484). Организатор лит. кружка, занимавшегося переводами, в т.ч. составившего первый в России полный кодекс библ. книг («Геннадиевская библия», 1499), Предисл. к пасхалии («Начало паскальи», 1492), «Устав окозрителен по знаменом» (1497), «Молитва на молебне Богородици» (1497), 9 посланий.

■ [Послания], в кн.: Казакова П.А., Лурье Я.С., Антифеод. еретич. движения на Руси XIV — нач. XVI в., М.—Л., 1955 (приложение).

● Евсеев И.Е., Геннадиевская библия 1499 г., М., 1914.

ГЕОРГЕ СТЕФАН

ГЕО́РГЕ (George) Стефан (1868—1933), немецкий поэт. Сб. стихов, в т.ч. «Гимны» (1890), «Седьмое кольцо» (1907), «Звезда союза» (1914), «Война» (1917), «Три напева» (1921), «Новое царство» (1928). Умер в эмиграции.

ГЕОРГИЕВ МИХАЛАКИ

ГЕОРГИ́ЕВ Михалаки (1854—1916), болгарский писатель. Повести, рассказы, очерки.

■ Избр., М., 1973.

ГЕОРГИЕВСКАЯ СУСАННА МИХАЙЛОВНА

ГЕО́РГИЕВСКАЯ Сусанна Михайловна (1916—1974), русская советская писательница. Пов. «Галина мама» (1947), «Отрочество» (1953), «Тарасик» (1959), «Молодые» (1961), «Светлые города» (1964), «Родился человек» (1969), «Любовь и кибернетика», «Пека» (обе — 1971), «Колокола» (1972), «Монолог» (опубл. 1975) и др. Рассказы (сб. «Портной особого платья», 1966). Ром. «Отец» (1973).

ГЕОРГИЕВСКИЙ ТАШКО

ГЕОРГИ́ЕВСКИЙ Ташко (р. 1935), македонский писатель. Ром. «Люди и волки» (1960), «Черное семя» (1966), «Красный конь» (1975). Рассказы.

ГЕОРГИЙ ПИСИДА

ГЕО́РГИЙ ПИСИ́ДА (кон. 6 — 7 вв.), византийский поэт. Дьякон и архивист церкви св. Софии в Константинополе. Эпич. панегирич. поэмы о войнах имп. Ираклия I (610—641) против персов и аваров: «Ираклиада…» и др. Религ.-дидактич. поэма «Шестоднев» (слав. пер. 14 в.); поэма «О суете житейской», догматич. послание «Против Севера», эпиграммы на библ. темы.

■ Памятники визант. лит-ры IV—IX вв., М., 1968; PG, t. 92.

ГЕОРГИЙ СИНКЕЛ

ГЕО́РГИЙ СИНКЕ́Л (? — после 810), византийский хронист; монах. «Хронография» Г. С. содержит материал по антич. и иудейско-христ. истории.

ГЕОРГИУ ГЕОРГЕ КОНСТАНТИНОВИЧ

ГЕОРГИ́У Георге Константинович (р. 1922), молдавский советский писатель. Чл. КПСС с 1969. Ром. «Тепло земли» (1965), «Весенний снегопад» (1974). Сб. рассказов и повестей «Начало весны» (1955), «В путь, друзья!» (1959), «Оленья поляна» (1966). Кн. очерков «По Буджакским дорогам» (совм. с П. Боцу, 1960).

■ Избр. произв., т. 1—2, Киш., 1982 (на молд. яз.); Свидание в новогоднюю ночь. Рассказы, Киш., 1981.

ГЕРАСИМОВ ИОСИФ АБРАМОВИЧ

ГЕРА́СИМОВ Иосиф Абрамович (р. 1922), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1944. Пов. «Аленка, песня моя» (1958), «Двадцать второго» (1968), «На трассе непогода» (1971), «Пуск» (1976), «Побег» (1977), «Остановка» (1978), «Старые долги» (1978). Ром. «Далекая Вега» (1963), «Круги по воде» (1966), «Туда и обратно» (1970), «Предел возможного», «Эффект положения» (оба — 1979), «Пробел в календаре» (1983), «Радости земные» (1984). Рассказы. Пьесы. Киносценарии.

■ Избр., М., 1982.

ГЕРАСИМОВ МИХАИЛ ПРОКОФЬЕВИЧ

ГЕРА́СИМОВ Михаил Прокофьевич (1889—1939), русский советский поэт. Чл. КПСС в 1905—21. Сб. стихов «Вешние зовы» (1917), «Завод весенний», «Железные цветы» (оба — 1919), «Чучело», «Черная пена» (оба — 1921), «Негасимая сила» (1922), «Железное цветенье» (1923), «Дорога» (1924), «Земное сияние» (1927), «Бодрое утро» (1928), «К соревнованию!» (1930), «Заряд», «Стихотворения» (оба — 1933), «Стихи» (1936). Поэмы «Монна Лиза» (1918), «О паровозе», «На фронт труда» (обе — 1920), «Электрификация» (1922), «О детстве» (1924). Сб. рассказов «Цветы под огнем» (1919), «Праздник жизни» (1925, совм. с В. Т. Кирилловым).

■ Стихотворения, М., 1959.

ГЕРАСИМОВА ВАЛЕРИЯ АНАТОЛЬЕВНА

ГЕРА́СИМОВА Валерия Анатольевна (1903—1970), русская советская писательница. Чл. КПСС с 1926. Пов. «Ненастоящие» (1923), «Жалость» (1933), «Хитрые глаза» (1938), «Байдарские ворота» (1944), «Знакомое лицо» (1960), «Единственная дочь» (1965), «Земное притяжение» (1969) и др. Рассказы (в т.ч. сб. «Человек без подробностей», 1934).

■ Избр. произв., М., 1958; Быть собой. Повести и рассказы, М., 1970.

ГЕРБЕЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ГЕ́РБЕЛЬ Николай Васильевич (1827—1883), русский поэт, переводчик. Пер. «Слова о полку Игореве» (1854); из Дж. Байрона, Ф. Шиллера, И. В. Гёте. Хрестоматии «Поэзия славян» (1871), «Русский поэты в биографиях и образцах» (1873, 1888), «Англ. поэты…» (1875), «Нем. поэты…» (1877).

■ Полн. собр. стихотворений, т. 1—2, СПБ, 1882.

ГЕРБЕРШТЕЙН ЗИГМУНД

ГЕ́РБЕРШТЕЙН (Herberstein) Зигмунд (1486—1566), австрийский писатель, дипломат.

ГЕРВЕГ ГЕОРГ

ГЕ́РВЕГ, Хервег (Herwegh) Георг (1817—1875), немецкий поэт, публицист. Стих. «Партия» (1842), сб. «Стихи живого человека» (1841); цикл сатирич. стихов (1848—49); статьи, фельетоны. Создал гимн для Всеобщего герм. рабочего союза (1863).

■ Избр., М., 1958.

ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИД

ГЕ́РДЕР, Хердер (Herder) Иоганн Готфрид (1744—1803), немецкий философ, писатель-просветитель. Тр. по философии, эстетике, в т.ч. «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1766—68), «Исследование о происхождении языка» (1772, п. 1909), «Шекспир», «Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов» (опубл. в сб. «О немецком характере и искусстве», 1773; совм. с И. В. Гёте). Стихи; драмы, в т.ч. «Брут». «Филоктет» (обе 1774), «Эон и Эонис» (1801), «Раскованный Прометей» (1802); сб. переводов «Терпсихора» (т. 1—3, 1795—96), переложения исп. романсов о Сиде (1803, отд. изд. 1805, п. В. А. Жуковского, 1831). Издал сб. «Народные песни» (1778—79; 2-е изд. — «Голоса народов в песнях», 1807).

■ Избр. соч., М.—Л., 1959; Идеи к философии истории человечества, М., 1977.

● Гайм Р., Гердер…, [пер. с нем.], т. 1—2, М., 1888; Гулыга А., Гердер, 2 дополн. изд., М., 1975; Herder-Bibliographie, В. — Weimar, 1978.

ГЁРЛИХ ГЮНТЕР

ГЁРЛИХ (Görlich) Гюнтер (р. 1928), немецкий писатель (ГДР). Чл. СЕПГ. Ром. «Самое дорогое и смерть» (1963), «Чуть ближе к облакам» (1971), «Возвращение на родину, в страну незнакомую» (1974, п. 1977), «Извещение в газете» (1976, п. 1980), «Шанс мужа» (1982). Пов. «Черный Петер» (1958, п. 1960), «Неудобная любовь» (1965), «Автомобильная авария» (1967). Новеллы.

ГЕРМА

ГЕ́РМА (Hermas) (2 в.), христианский писатель (писал на греч. яз.). Приписывается апокалиптич. соч. «Пастырь» (притчи, видения).

ГЕРМАН ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ

ГЕ́РМАН Юрий Павлович (1910—1967), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1958. Ром. «Рафаэль из парикмахерской», «Вступление» (оба — 1931), «Бедный Генрих» (1934), «Наши знакомые» (1934—36), ист. ром. «Россия молодая» (1952), «Один год» (1960), трил. «Дело, которому ты служишь» (1957), «Дорогой мой человек» (1961), «Я отвечаю за все» (1964). Пов., в т.ч. «Далеко на Севере» (1943), «Здравствуйте, Мария Павловна!» (1947, опубл. 1980), «Подполковник медицинской службы» (1949—56), «Буцефал» (изд. 1968). Киносценарии, в т.ч. «Семеро смелых» (1936, совм. с С. А. Герасимовым), «Пирогов» (1947; Гос. пр. СССР, 1948), «Дело Румянцева» (1956, совм. с И. Е. Хейфицем). Пьесы, рассказы, в т.ч. для детей. Воспоминания.

■ Собр. соч., т. 1—6, Л., 1975—1977.

● Фейнберг Р., Юрий Герман, Л., 1970; Левин Л., Дни нашей жизни. Кн. о Ю. Германе н его друзьях, М., 1981.

ГЕРМАНО АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

ГЕРМАНО́ (наст. фам. Герман) Александр Вячеславович (1893—1955), цыганский советский писатель (на цыган. и рус: языках). Сб. прозы «Его звали волком и другие рассказы» (1933), «Ганка Чамба и другие рассказы» (1935), сб. «Стихи и песни» (1937). Пьесы.

■ Повести и рассказы, 2 изд., Орел, 1962.

ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРМЕНЕВТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРМЕСИАНАКТ ИЗ КОЛОФОНА

ГЕРМЕСИАНА́КТ из Колофо́на, древнегреческий поэт-элегик 4—3 вв. до н. э. (соч. не сохранились).

ГЕРМЕТИЗМ

ГЕРМЕТИ́ЗМ (итал. poesia ermetica — герметическая поэзия), направление в итальянской поэзии и критике 20—40‑х гг. XX в. Теоретическая и практическая установка Г. — максимальное выявление символических возможностей поэтического слова, которое должно запечатлеть в себе и передать читателю самые широкие контексты объективной и субъективной действительности даже тогда, когда отдельное слово или поэтический фрагмент даются вне традиционно окружающих его логических, риторических связей и примет реальности. Отсюда затрудненность восприятия поэзии Г. у читателя, владеющего только навыками классических поэтик; во многих случаях эта затрудненность превращается в многосмысленность текста, допускающего, по замыслу автора, несколько равноправных по истинности толкований, и далее — вплоть до принципиальной непереводимости произведения на нормальный язык формальной логики; в последнем случае поэтический смысл постигается идеальным читателем интуитивно. В годы Движения Сопротивления и борьбы широких слоев интеллигенции против фашистской массовой культуры поэзия Г., ориентировавшаяся на глубины субъективного мира человека, а в политическом плане отвергавшая фашизм, противостояла официальной словесности. Важнейшие представители Г. — Дж. Унгаретти, Э. Монтале, С. Квазимодо.

Н. В. Котрелев.

«ГЁТТИНГЕНСКАЯ РОЩА»

«ГЁТТИНГЕНСКАЯ РОЩА» - «ГЁТТИНГЕНСКАЯ РО́ЩА», см. «Союз рощи».

ГЕЧКО ФРАНТИШЕК

ГЕ́ЧКО (Hečko) Франтишек (1905—1960), словацкий писатель. Ром. «Красное вино» (1948, п. 1961), «Деревянная деревня» (1951, п. 1957), 1-я ч. трилогии «Святая тьма» (1958, п. 1961). Стихи.

«ГИЛЕЯ»

«ГИЛЕЯ» - «ГИЛЕ́Я», наиболее «левая» из русских футуристических группировок (см. Футуризм). Сложилась в 1910, когда вышел первый сборник «будетлян» «Садок судей I». Идеологом группы был В. Хлебников, организатором — Д. Д. Бурлюк; ее участники: В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, Е. Г. Гуро, Н. Д. Бурлюк, Б. К. Лившиц. Название «Г.» было непостоянным: «футуристы», «кубофутуристы», «будетляне» и т. п.

Издания:

альм. «Пощечина общественному вкусу» (1912),

«Садок судей II», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна» (все — 1913),

«Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (все — 1914),

«Весеннее контрагентство муз», «Взял» (оба — 1915).

Литература:

Лившиц Б., Полутораглазый стрелец, Л., [1933];

Харджиев Н., Тренин В., Поэтич. культура Маяковского, М., 1970, с. 43, 309, 315.

Н. А. Богомолов.

ГИЛЬВИК ЭЖЕН

ГИЛЬВИ́К, Гийевик (Guillevic) Эжен (р. 1907), французский поэт. Чл. ФКП с 1942. Кн. стихов «Из воды и глины» (1942), «Исполнительный лист» (1947), «Жажда жизни», «Вкус мира» (обе — 1951), «Тридцать один сонет» (1954), «Сфера» (1963), «Эвклидовы мотивы» (1967), «При сем прилагается» (1973), «Проток. Поэмы. 1965—1975» (1979). Переводы русской лит-ры.

■ Френо. Гильвик. Из франц. поэзии, М., 1969.

ГИЛЯРОВСКИЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

ГИЛЯРО́ВСКИЙ Владимир Алексеевич (1853—1935), русский писатель. Книги очерков и рассказов «Трущобные люди» (1887), «Негативы» (1ЭОО), «Были» (1909). Сб-ки стихов «1914 год. Казаки» (1914), «Год войны. Думы и песни» (1915), «Грозный год» (1916). Мемуары «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Друзья и встречи» (1934), «Люди театра» (опубл. 1941), «Москва газетная» (опубл. 1960).

■ Соч., т. 1—4, М., 1967.

● Гура В.В., Жизнь и книги «дяди Гиляя», Вологда, 1959; Лобанов В.М., Столешники дяди Гиляя, М., 1972; В.А. Гиляровский. Рекомендат. список лит-ры, Вологда, 1973.

ГИМАРАЙНС АЛФОНСУС ДИ

ГИМАРА́ЙНС (Guimarães) Алфонсус ди (наст. имя Алфонсус Энрикис да Коста Гимарайнс, Costa Guimarres) (1870—1921), бразильский поэт. Поэмы «Дона Мистика» (1899), «Пастораль для верующих в любовь и смерть» (1923). Сб. «Страстная неделя богоматери» (1899), «Кириале» (1902), «Нищие» (1920).

ГИМАРАЙНС РОЗА ЖУАН

ГИМАРА́ЙНС РО́ЗА (Guimarães Rosa) Жуан (1908—1967), бразильский писатель. Сб. новелл и повестей «Сагарана» (1946), «Кордебалет» (т. 1—2, 1956), «Первые вымыслы» (1962), «Тутамея, или Третьи вымыслы» (1967), «Эти вымыслы» (опубл. 1969). Ром. «Тропы по большому сертану» (1956). Сб. стихов «Магма» (1934).

■ Рассказы, М., 1980.

ГИМЕРА АНЖЕЛЬ

ГИМЕРА́ (Guimerá) Анжель (1847—1924), каталанский драматург. Драма в стихах «Море и небо» (1888). Драмы «Мария Роза» (1894), «Долина» (1897).

ГИМН

ГИМН (греч. hýmnos — хвала), торжественная песнь на стихи программного характера. Известны Г. государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев и т. д. Древнейшие Г. восходят к литературе ранних государственных образований Египта, Месопотамии, Индии (напр., Г. «Ригведы») и др. В Г. усматривают зачатки эпоса, лирики, драмы. В Древней Греции Г. — культовая песнь в честь божества (напр., пеан, посвящен Аполлону, дифирамб — Дионису), а также орфические Г. (эпохи позднего эллинизма). Под названием Г. известны произведения эпико-повествовательного характера — т. н. гомеровские Г. (приписывались в древности Гомеру). Культовые Г. были распространены у многих народов. Христианство также создало гимнографию, входящую в церковное богослужение и молитвенный обиход (см. Кондак, Акафист, Канон). Социально-религиозные движения XV—XVI вв. породили духовные Г.: протестантский (лютеровский) хорал в Германии, гуситские песни в Чехии.

В новой европейской поэзии бытует также форма светского Г. (напр., пародийные гимны Бахусу в поэзии вагантов), однако Г. становится все менее определенным по форме (напр., «Гимны к ночи» Новалиса) или совсем утрачивает прежние структурные признаки (напр., у В. Я. Брюсова, Г.-пародии М. В. Ломоносова и В. В. Маяковского). Под названием Г. известны одические стихотворения: «Гимн Франции» П. Ронсара, Г. у А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева и т. п.

Великая французская революция вызвала к жизни революционные Г., в т. ч. «Марсельезу» (слова и музыка К. Ж. Руже де Лиля). Международный пролетариат создал свой Г. — «Интернационал» (текст Э. Потье, музыка П. Дегейтера, русский перевод трех строф А. Я. Коца). Во всех государствах существуют государственные Г. Гимном Советского Союза до 1944 был «Интернационал», затем — Государственный гимн (музыка А. В. Александрова, текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана; с 1977 исполняется в новой редакции текста и музыки).

Жанр Г. представлен в хоровом, оперном, симфоническом искусстве (напр., финальные хоры 9-й симфонии Л. Бетховена).

ГИНЗБЕРГ АЛЛЕН

ГИ́НЗБЕРГ (Ginsberg) Аллен (р. 1926), американский поэт. Поэмы «Вопль» (1956). «Кэддиш» (1961). Сб. «Сгустки реальности» (1963), «Планета новостей» (1968), «Падение Америки» (1972), «Дыхание души» (1977).

ГИПЕРБОЛА

ГИПЕ́РБОЛА (от греч. hyperbolē — преувеличение), стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Г. является художественной условностью; вводится в художественную ткань произведения для большей выразительности; характерна для поэтики эпического фольклора, для поэзии романтизма и жанра сатиры (Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. В. Маяковский). Противоположная Г. стилистическая фигура — литота (во 2-м значении).

ГИППИУС ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

ГИ́ППИУС Зинаида Николаевна (псевд. Антон Крайний и др.; 1869—1945), русская писательница, идеолог декадентства. С 1920 в эмиграции, заняла крайне антисов. позицию. Поэтич. сб-ки «Собрание стихов» (кн. 1, 1904; кн. 2, 1910), «Последние стихи. 1914—1918» (1918). Сб. лит.-критич. статей «Литературный дневник. 1899—1907» (1908). Сб-ки рассказов «Новые люди» (1896, 1907), «Зеркала» (1898). «Третья книга рассказов» (1902), «Алый меч» (1906), «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912). Романы «Победители» (1898), «Чертова кукла» (ч. 1, 1911; ч. 3 под назв. «Роман-царевич», 1913). Пьесы «Маков цвет» (1908, в соавт. с Д. С. Мережковским и Д. В. Философовым), «Зеленое кольцо» (1916, 1922).

ГИППОНАКТ

ГИППОНА́КТ, древнегреческий поэт 6 в. до н. э. Жил в М. Азии, в изгнании и бедности. Автор «хромых ямбов», сатирич. и пародийных стихов с бытовыми зарисовками. Сохранились отрывки.

■ Греч. лит-ра в избр. переводах, М., 1939.

ГИРАУТ ДЕ БОРНЕЙЛЬ

ГИРА́УТ де БОРНЕ́ЙЛЬ (Guiraut de Borneil или Bornelh), провансальский трубадур 12 в.

Предыдущая страница Следующая страница