Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАБ"-"ДЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАБ"-"ДЕЛ")

ДАБИ ЭЖЕН

ДАБИ́ (Dabit) Эжен (1898—1936), французский писатель. Ром. «Малыш Луи» (1930), «Вилла Оазис» (1932), «Новопреставленный» (1934), «Зеленая зона» (1935, п. 1937). Пов. «Северный отель» (1929). Сб. новелл «Остров» (1934), «Ход жизни» (1936, п. 1939). Кн. «Интимный дневник» (изд. 1939).

ДАБИР МИРЗА САЛАМАТ АЛИ

ДАБИ́Р Мирза Саламат Али (1803—1875), индийский поэт (на урду яз.). Элегич. поэмы.

ДАБЫЛОВ АББАЗ

ДАБЫЛО́В Аббаз (1898—1970), народный поэт Каракалпакской АССР, народный певец Узбекской ССР. Дастан «Бахадыр» (кн. 1—2, 1946—56). Сб. стихов «Радость победы» (1947), «Стихи» (1962), «Посвящения» (1966), «Зачем трусливый джигит нужен? Стихи военных лет» (изд. 1976).

■ Произв., т. 1—3, Нукус, 1959—72 (на каракалп. яз.; Светлый день. [Стихи], Нукус, 1956; [Стихи], Нукус, 1973.

ДАВЕРТИЖ

ДАВЕРТИ́Ж (Davertige; наст. имя — Дени Вилар, Vilar; p. 1940), гаитянский поэт (на франц. яз.) и художник. Сб. «Idem» (1962).

«ДАВИД САСУНСКИЙ»

«ДАВИД САСУНСКИЙ» - «ДАВИ́Д САСУ́НСКИЙ» («Сасунци Давид»), героический эпос армянского народа. Состоит из четырех ветвей: «Санасар и Багдасар», «Мгер Старший», «Давид Сасунский» (основной) и «Мгер Младший». Исторический источник сюжета — восстание в 851 крестьян против сборщиков дани Арабского халифата в одном из районов Западной Армении, горном Сасуне. Главный герой эпоса, Давид, имеет некоторое сходство с руководителем восстания. Однако эпос не является хроникой определенных конкретных событий. Основная идея произведения — борьба за независимость родины — была близка всему армянскому народу. Весь цикл, создававшийся в течение многих веков народными сказителями на разных армянских диалектах и говорах, вобрал в себя легенды, предания, эпические сказания с древнейших времен армянской истории. В нем отражены и многие реальные исторические события (походы крестоносцев и др.). Эпос впервые записан в 1874 армянским фольклористом Г. Срвандзтяном. По мотивам эпоса созданы поэмы О. Т. Туманяна, А. С. Исакяна и др.

Издания:

Давид Сасунский, М.-Л., 1939.

А. Т. Ганаланян.

ДАВИЧО ОСКАР

ДАВИ́ЧО Оскар (р. 1909), сербский писатель, общественный деятель. Чл. СКЮ. Сб-ки стихов; поэмы, в т.ч. «Зренянин» (1947). Ром. «Песня» (1952, п. 1979), серия романов под назв. «Каторга»: «Молчание» (1963), «Голод» (1963), «Тайны» (1964), «Бегство» (1966), «Родные места» (1972).

ДАВКАРАЕВ НАЖИМ

ДАВКАРА́ЕВ Нажим (1905—1953), каракалпакский советский писатель, литературовед. Чл. КПСС с 1942. Рассказы. Пов. «Партизаны» (1934), «В интернате» (1935), «Бибихан» (1936). Текст муз. драмы «Алпамыс» (1940).

■ Полн. собр. соч., т. 1—3, Нукус, 1970—79 (на каракалп. яз.).

ДАВЛЕТШИНА ХАДИЯ ЛУТФУЛЛОВНА

ДАВЛЕ́ТШИНА Хадия Лутфулловна (1905—1954), башкирский советская писательница. Пов. «Айбикэ» (1930), «Волны колосьев» (1931). Ист. рев. ром. «Иргиз» (опубл. 1957). Рассказы.

ДАВОЯН РАЗМИК НИКОГОСОВИЧ

ДАВОЯ́Н Размик Никогосович (р. 1940), армянский советский поэт. Сб. стихов «Мой мир» (1963), «Сквозь тени» (1967), «Соты» (1973). Поэма «Реквием» (1969).

■ Поэмы, Ер., 1980 (на арм. яз.); Открой свою кору. Стихи. Поэма, Ер., 1976; Сердцевина дерева. Стихи, М., 1980.

ДАВТЯН ВААГН АРМЕНАКОВИЧ

ДАВТЯ́Н Ваагн Арменакович (р. 1922), армянский советский поэт. Сб. стихов «Первая любовь» (1947), «Утро мира» (1950), «Рассвет в горах» (1957). Поэмы «В Туруханском краю» (1949), «Дорога через сердце» (1952), «Тондракийцы» (1961). Кн. ист. поэм «Дым очага» (1969).

■ Соч., т. 1—2, Ер., 1973—75 (на арм. яз.); Свет как хлеб. Стихи и поэмы, Ер., 1980 (на арм. яз.); Летний зной, М., 1968; Неопалимая купина. Стихи, М., 1980.

ДАВЫДОВ ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ

ДАВЫ́ДОВ Денис Васильевич (1784—1839), русский поэт. Один из организаторов партиз. движения во время Отечеств, войны 1812. Басни, элегии, «гусарская лирика» (сб. «Стихотворения», 1832). «Дневник партизанских действий 1812 г.» (опубл. 1860). Мемуары.

■ Соч. в стихах и прозе, ч. 1—3, СПБ, 1840; Полн. собр. стих., Л., 1933; Стихотворения, Л., 1984; Военные записки, М., 1982.

● Попов М.Я., Денис Давыдов, М., 1971.

ДАВЫДОВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ДАВЫ́ДОВ Юрий Владимирович (р. 1924), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1947. Биогр. кн. «В морях и странствиях» [Жизнь Ф.Ф. Матюшкина] (1949), «Головнин» (1968), «Нахимов» (1970), «Сенявин» (1972), «Завещаю вам, братья.. Повесть об Александре Михайлове» (1975), «На скаковом поле, около бойни… Повесть о Дмитрии Лизогубе» (1978), «Две связки писем. Повесть о Германе Лопатине» (1982). Пов., в т.ч. «Судьба Усольцева» (1973). Ром. «Март» (1959; переработ. ред. — 4-е изд., 1974), «Этот миндальный запах…» (1965), «Глухая пора листопада» (кн. 1—2, 1968—70).

ДАГЕРМАН СТИГ ХАЛЬВАРД

ДА́ГЕРМАН (Dagerman) Стиг Хальвард (наст. фам. Янсон, Jansson; 1923—1954), шведский писатель, публицист. Ром. «Змея» (1945), «Остров обреченных» (аллегорич.; 1946), «Обожженный ребенок» (1948), «Свадебные хлопоты» (1949). Сб. рассказов «Ночные игры» (1947). Пьеса «Драма об осужденных» (1948).

ДАГЛАРДЖА ФАЗЫЛ ХЮСНЮ

ДАГЛАРДЖА́ (Dağlarca) Фазыл Хюсню (р. 1914), турецкий поэт. Ок. 40 сб. стихов, в т.ч. «Мир, расчерченный по небу» (1935), «Ребенок и Аллах» (1940), «Земля родная» (1950), «Песни Алжира» (1961), «Наша Вьетнамская война» (1966), «Четырехкрылая птица» (1970).

■ Из тур. поэзии XX в., М., 1979.

ДАГОУН ТАЯ

ДАГО́УН ТА́Я, Дагон Тая (наст. имя У Тхей Мьяин) (р. 1919), бирманский писатель, общественный деятель. Сб. стихов «Дагон Тая» (1950), «Поэзия» (1962), «Дагон Тая и его поэзия» (1967). Сб. рассказов «Жасмин» (1961); повести. Лит. критика.

ДАДАИЗМ

ДАДАИ́ЗМ (от франц. dada — конек, деревянная лошадка, в переносном смысле — бессвязный детский лепет), авангардистское направление в литературе и искусстве Западной Европы (1916 — 1922). Сложилось в Швейцарии в среде анархиствующей интеллигенции, протест которой против 1-й мировой войны 1914 — 1918 выразился в иррационализме, нигилистическом антиэстетизме, своеобразном художественном эпатаже — в бессмысленных сочетаниях слов и звуков (Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко), в каракулях, псевдочертежах, наборе случайных предметов (М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). После войны французские «абсолютные дадаисты» ратовали за искусство, лишенное социальной функции (Тцара), немецкие «политические дадаисты» выступали против милитаризма и буржуазного строя (Ж. Грос, Дж. Хартфилд). В 20‑х гг. во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а в Германии — к экспрессионизму.

Литература:

Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн.: Модернизм, М., 1969;

Grossman M. L., Dada. Paradox, mystification and ambicity in European literature, N. Y., [1971].

М. Н. Ваксмахер.

ДАДЗАЙ ОСАМУ

ДАДЗА́Й Осаму (наст. имя Цусима Сюдзи) (1909—1948), японский писатель. Пов. «Солнце на закате» (1947), «Утрата человека» (1948). Рассказы, в т.ч. «Жена Вийона» (1947). Пьесы «Весной увядшие листья» (1946), «Зимний фейерверк» (1946).

ДАДИАНИ ШАЛВА НИКОЛАЕВИЧ

ДАДИА́НИ Шалва Николаевич (1874—1959), грузинский советский писатель и театральный деятель. Чл. КПСС с 1945. Сб. стихов «Искра» (1892). Комедии, драмы, трагедии (св. 50 пьес), в т.ч. «В подземелье» (1905, изд. 1910). «Когда они пировали» (1907, изд. 1912), «Гегечкори» (1915. изд. 1932), «В самое сердце» (1928). «Гурия Ниношвили» (1932: в рус. пер. — «Подземный гул»), «Из искры» (1937). Историч. ром. «Юрий Боголюбский» (1927), «Семья Гвиргвилиани» (1945—54). Рассказы.

■ Избр. произв., т. 1—5. Тб., 1958—62 (на груз. яз.): Пьесы, М.,—Л., 1940.

■ Цицишвили Г.Ш., Ш. Дидиани, Тб., 1977.

ДАДУДАЙАЛ

ДАДУДАЙА́Л (1544—1603), индийский поэт, религиозный реформатор (на зап. хинди и раджастхани). Сб. стихов и песнопений «Слово».

ДАДЬЕ БЕРНАР

ДАДЬЕ́ (Dadié) Бернар (р. 1916), писатель (на франц. яз.), исследователь фольклора, общественный деятель Берега Слоновой Кости. Сб. стихов «Африка во весь рост» (1950). «Череда дней» (1956) и «Люди всех континентов» (1967), сб. легенд и сказок. Ром. «Клембье» (автобиогр.; 1956, п. 1964). «Негр в Париже» (1959), «Патрон из Нью-Йорка» (1964). Пьесы «Асьеман Деиле» (1936). «Беатриса из Конго», «Господин Того-Ньини» (обе — 1970), «Голоса сквозь ветер» (1970), «Острова бури» (1973), «Муа-Сэль» (1979).

ДАЙНА

ДА́ЙНА, традиционное название литовской народной песни. Старейшие сведения о Д. — в памятниках X в. Первый сборник Д., составленный Л. Резой, вышел в 1825. В трудовых, мифологических, обрядовых, военно-исторических, антикрепостнических, революционных, а также в плясовых, игровых, любовных, детских, колыбельных, застольных, юмористических и других Д. отразилась жизнь литовского народа в разные исторические периоды. На русский язык Д. переводили К. Д. Бальмонт, А. А. Прокофьев.

ДАКРУБ МУХАММЕД ИБРАХИМ

ДАКРУ́Б Мухаммед Ибрахим (р. 1929), арабский писатель (Ливан). Сб. новелл «Длинная улица» (1954). Лит. критика, стихи.

«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК»

«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК» - «ДА́ЛЬНИЙ ВОСТО́К», литературно-художественный и общественно-политический журнал, орган СП РСФСР и Хабаровской писательской организации. Выходит раз в два месяца в Хабаровске с 1946.

ДАЛЬТОН РОКЕ

ДАЛЬТО́Н, Дальтон Гарсия (Daltón García) Роке (1935—1975), сальвадорский поэт. Сб. «Лицо за окном» (1961), «Море» (1962). «Черёд оскорбленного» (1962), «Свидетельства» (1964), «Стихи» (1968). «Таверна и другие места» (1969), «Запрещенные истории о мальчике-с-пальчик» (1974). Ром. «Бедный поэт, каким я был…» (1976).

ДАМАЗ Л.

ДАМА́З (Damase) Л. (р. 1912). поэт (на франц. яз.) Гвианы.

ДАМАНХУРИ ХАМИД

ДАМАНХУ́РИ Хамид, арабский писатель, поэт-песенник (Саудовская Аравия). Ром. «Цена жертвы» (1957. п. — «Любовь и долг», 1966). Стихи.

ДАМОДАР МИШРА

ДАМОДА́Р МИ́ШРА (11 в.), индийский драматург (на санскрите). Пьеса «Ханумашатака».

ДАНБАР УИЛЬЯМ

ДА́НБАР (Dunbar) Уильям (1460? — ок. 1517), шотландский поэт. Аллегорич. поэмы «Чертополох и роза». «Золотой щит» (обе — 1503). Сатиры, элегии.

ДАНГУЛОВ САВВА АРТЕМЬЕВИЧ

ДАНГУ́ЛОВ Савва Артемьевич (р. 1912), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1940. Гл. ред. журн. «Советская литература» (на иностр. яз.; с 1969). Кн. о В.И. Ленине «Ленин разговаривает с Америкой» (1961), «Тропа» (1965), «Двенадцать дорог на Эгль» (1970, расшир. изд. — «Пятнадцать дорог на Эгль», 1975). Ром. «Дипломаты» (1966), «Кузнецкий мост» (кн. 1—3, 1972—79), «Заутреня в Рапалло» (1980), «Государева почта» (1983). Пов. «Игнат Лоба в Румынии» (1957), «Нана» (1962). «Учитель словесности» (1974). Км. «Легендарный Джон Рид» (1978. совм. с А. С. Дангуловым). Пьесы (в т.ч. «Неподсудный Горчаков». 1973). Кн. лит. портретов «Художники» (1981).

■ Избр. произв., т. 1—2. М., 1978; Собр. соч., т. 1—5. М., 1982—1984.

ДАНДИН

ДА́НДИН (прибл. 8 в.), индийский писатель, теоретик литературы (на санскрите). Трактат по теории лит-ры «Зеркало поэзии». Ром. «Приключения десяти принцев» (п. 1923—25). Д. приписывается также ром. «Повесть о красавице из Аванти».

«ДАНЖУР»

«ДАНЖУР» - «ДАНЖУ́Р» («Данджур») (тибет., букв. — пояснения), собрание тибетских буддийских канонических произведений, получивших распространение в Монголии. Состоит из 225 тт. Является развитием и продолжением «Ганжура», содержит комментарии к нему. Включает сочинения разных авторов по языкознанию, стихосложению, риторике медицине, архитектуре.

ДАНИЕЛЬССОН ГВЮДМЮНДЮР

ДА́НИЕЛЬССОН (Daníelsson) Гвюдмюндюр (р. 1910), исландский писатель. Ром. «Братья из Грасхаги» (1935), трил. «Из земли ты вышел» (1941—44).

ДАНИИЛ ИГУМЕН

ДАНИИ́Л ИГУ́МЕН, русский писатель 12 в. Первое рус. «Хождение», рассказ о паломничестве в святую землю — Палестину (где Д. находился в 1106—08).

■ Житье и хоженье Данила, Русьскыя земли игумена, в кн.: ПЛДР. XII в., М., 1980.

● Янин В.Л., Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила», «ТОДРЛ», 1960, т. 16.

ДАНИЛЕВСКИЙ ГРИГОРИЙ ПЕТРОВИЧ

ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Григорий Петрович (1829—1890), русский и украинский писатель. Ром. «Беглые в Новороссии» (1862). «Воля» («Беглые воротились», 1863; оба вместе — 1956; нов. изд. — 1983), «Новые места» (1867). «Девятый вал» (1874). Ист. ром. «Потемкин на Дунае» (1878). «Мирович» (1879). «На Индию при Петре» (1880), «Княжна Тараканова» (1883), «Сожженная Москва» (1886), «Черный год» («Пугачевщина», 1888—89). Рассказы и очерки (сб. «Слобожане», 1853). стихи. Кн. «Украинская старина» (ист. и биогр. очерки. 1866). Статьи по укр. лит-ре.

■ Соч., т. 1—24, 9 изд., СПБ, 1902; Мирович. Княжна Тараканова. Сожженная Москва, М., 1961.

● Трубачёв С.С., Г.П. Данилевский. Биографич. очерк, СПБ, 1893.

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Николай Яковлевич (1822—1885), русский публицист, естествоиспытатель. Историософ. соч. «Россия и Европа» (1869, отд. изд. 1871). «Сборник политич. и экономич. статей» (1890).

ДАНИЛОВ СЕМЁН ПЕТРОВИЧ

ДАНИ́ЛОВ Семён Петрович (1917—1978), якутский советский поэт. Чл. КПСС с 1961. Стихотв. сб. «Моя родина» (1949), «Мирный город» (1958), «Счастье орла» (1961). «Белый конь Манчары» (1969), «Звучание тайги» (1972), «Голоса земли» (1977), «Моя Полярная звезда» (опубл. 1980). Сб. «Рассказы» (1945).

■ Избр. произв., т. 1—2, Якутск, 1977 (на якут. яз.); Избр., т. 1—2. М., 1977; Снеговая музыка хомуса. Стихи и поэмы, М., 1979.

● Литвинов В.М., Семен Данилов, М., 1971.

ДАНИЛОВ СОФРОН ПЕТРОВИЧ

ДАНИ́ЛОВ Софрон Петрович (р. 1922), якутский советский писатель. Чл. КПСС с 1963. Ром. «Бьется сердце» (1967), «Человек живет только раз» (кн. 1—2, 1973—75), «Красавица Амга» (1976). Пов. «Твои друзья» (1948—49). «И завтра будет день» (1979). Сб. рассказов и очерков «Встреча» (1945). «В родном аласе» (1957). «Двое в тундре» (1965). «Кремень» (1966). «Лиственница» (1974), «Листы и корни» (1979). Рассказы для детей. Драма «От имени якутов» (1961).

■ Будьте счастливы, люди! Рассказы. М., 1979.

● Софрон Данилов. Биобиблиографии, указатель, Якутск, 1969.

ДАНИЛОВ-ЧАЛДУН МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ

ДАНИ́ЛОВ-ЧАЛДУ́Н Максим Николаевич (1894—1944), чувашский советский писатель. Чл. КПСС с 1920. Рассказы и повести: «Безвременная смерть» (1924), «За лисой» (1929), «Из кольца» (1930) и др. Сб. «Колхозные рассказы» (1936); рассказы воен. лет («Перед 34 атакой». 1943).

ДАНИН ДАНИИЛ СЕМЁНОВИЧ

ДА́НИН Даниил Семёнович (р. 1914). русский советский писатель. Чл. КПСС с 1956. Науч.-художеств. кн. «Добрый атом» (1957), «Неизбежность странного мира» (1961), «Перекресток. Писатель и наука» (1974), «Вероятностный мир» (1981). Биогр. кн. «Резерфорд» (1967), «Нильс Бор» (1975).

■ Избранное, М., 1984.

ДАНИШ ЭХСАН

ДА́НИШ Эхсан (р. 1914). пакистанский поэт (на яз. урду).

Д'АННУНЦИО ГАБРИЕЛЕ

Д'АННУ́НЦИО (D'Annunzio) Габриеле (1863—1938), итальянский писатель, политический деятель; идеолог итальянского империализма (сб. стихов «Песни о заморских подвигах», 19П; сб. статей «Держу тебя, Африка», 1936). Ром., в т.ч. «Наслаждение» (1889), «Невинный» (1892), «Триумф смерти» (1894), «Девы скал» (1895), «Пламя» (1900), «Быть может — да, быть может — нет» (1910). Драмы, в т.ч. «Мертвый город» (1898), «Слава» (1899). «Дочь Йорио» (1904), «Факел под мерой» (1905). «Корабль» (1908). Поэтич. сб. «Весна» (1879), «Новая песнь» (1882). «Интермеццо рифм» (1884), «Римские элегии» (1892), «Морские оды» (1896), «Альциона» (1904) и др. Новеллы; кн. автобиогр. прозы «Ноктюрн» (1921). «Сотни и сотни страниц тайной книги Д'Аннунцио. пытающегося умереть» (1935).

■ Собр. соч., т. 1—12, СПБ, [б. г.].

● Воровский В.В., Факел под мерой, в его кн.: Соч., т. 2, Л., 1931.

ДАРГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДАРГИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература даргинцев (см. Дагестана литературы). Развивается на даргинском языке. Фольклор представлен историческими песнями, легендами, сказками и т. д. В XVIII в. были распространены стихи религиозного содержания, записывались с помощью арабской графики. Демократическую линию Д. л. начинает в XIX в. поэзия Батырая. Всестороннее развитие Д. л. получает после Октябрьской революции, когда была создана и получила распространение письменность. Романтически приподнятая поэзия Р. Нурова призывала к новой жизни, свободному труду. Появилась драматургия. Значительным достижением современной прозы стали повести о современности А. Абу-Бакара. Лирична поэзия Р. Рашидова, многие сборники стихов которого посвящены детям.

Литература:

Абакарова Ф., Очерки даргинской дореволюц. литературы, Махачкала, 1963.

Л. Алимова.

ДАРИЕНКО ПЕТРЯ СТЕПАНОВИЧ

ДАРИЕ́НКО Петря (Пётр) Степанович (1923—1976). молдавский советский поэт. Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов «Песни советской весны» (1948), «Светлые дороги» (1951). «Следы человека» (1964), «Пора раздумий» (1966). «Возвращение» (1973), «Судьба любви» (1977) и др. Пьесы «Когда зреет виноград» (1961). «Перед отпуском» (1973). Кн. «Новые знакомства. Путевые заметки» (1973).

■ Соч., т. 1—2, Киш., 1975 (на молд. яз.); Стихотворения и поэма, М., 1974.

ДАРИО РУБЕН

ДАРИ́О (Darío) Рубен (наст. имя Феликс Гарсия Сармьенто, García Sarmiento) (1867—1916), никарагуанский поэт. Антивоен. и антиимпериалистич. стихи «К Рузвельту» (1905), «Мир» (1915) и др.; сб. «Эпистолы и поэмы. Первые ноты» (1885), «Рифы», «Рифмы» (оба 1887), «Лазурь» (1888). «Языческие псалмы» (1896). «Песни жизни и надежды» (1905). «Бродячая песнь» (1907). «Осенние поэмы и другие стихи» (1910). «Посмертная лира» (изд. 1921). Кн. эссе «Выдающиеся» (1893).

■ Лирика, М., 1967; Избранное, М., 1981.

ДАСКАЛОВ СТОЯН

ДАСКАЛО́В Стоян (1909—1985), болгарский писатель. Чл БКП с 1944 Ром.-эпопея «Путь» (кн. 1 3, 1945—54; сокр. п. «Гарчо», 1953), ром. «Своя земля» (1952), «Республика дождей» (1968). Повести («Когда начинается любовь», 1961, п. 1966).

■ Сентябрьские ночи. Рассказы. М., 1969.

ДАСС ПЕТТЕР

ДАСС (Dass) Петтер (1647—1707), норвежский поэт. Поэма «Глас Нурланна» (1678—92, изд. 1739); сб. «Песнь долины» (изд. 1713); духовные песни.

ДАСТАН

ДАСТА́Н, эпический жанр в литературах и фольклоре Ближнего и Среднего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии, чаще всего обработка сказочных сюжетов, легенд, преданий. Д. бывают поэтические и прозаические, часто это проза со стихотворными вставками. В классических персидской, таджикской и тюркоязычных литературах Д. называют отдельные романические поэмы (напр., поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун» Низами), главы из больших эпических произведений (напр., из «Шахнаме» Фирдоуси). Многочисленны Д. о жизни и подвигах исторических личностей, связанных с исламом (напр., цикл Д. о халифе Али, зяте пророка Мухаммеда). Фантастические повести, создававшиеся в Иране, Таджикистане, Афганистане вплоть до XIX в., также именовались Д. В современной персидской литературе Д. называются повесть и рассказ.

В тюркоязычных Д. стихи, которыми перемежается проза, поются под аккомпанемент музыкального инструмента (саза, дутара, домбры и т. п.). Циклы фольклорных Д., таких, как бытующие у многих народов «Короглу», «Алпамыш» и др., широко популярны и оказали значительное влияние на развитие народного творчества и письменных литератур. Многие авторские Д. со временем обретали устно-народное бытование и переставали чем-либо существенным отличаться от фольклорных произведений. Д. свойственны гиперболизация, идеализация героя, фантастические и приключенческие ситуации, любовно-романтические сюжетные линии, словесные и сюжетные клише, четко разработанные шаблоны концовок и зачинов. Прозаическая часть Д. — по преимуществу связующий элемент, язык этой прозы образно небогат, прост, неэмоционален, в отличие от языка стихотворных частей, где образный арсенал поэзии используется очень широко. Традиционные для сказочного эпоса многих народов темы и сюжеты занимают в Д. значительное место. У некоторых тюркоязычных народов (узбеков, каракалпаков, туркмен) Д. создаются и ныне, отражая конкретно-историческую действительность.

Литература:

Брагинский И. С., О тадж. эпосе «Гугули» и его худож. особенностях, в сб.: Вопросы изучения эпоса народов СССР, М., 1958;

Жирмунский В. М., Народный героич. эпос, М.-Л., 1962;

Короглы Х., Огузский героич. эпос, М., 1976.

Х. Короглы.

ДАТОРН ОСКАР РОНАЛД

ДА́ТОРН (Dathorne) Оскар Роналд (р. 1934). гайанский писатель, литературовед. Ром. «Ученый человек» (1964). Работы по истории афр. лит-ры. Сост. антологии вест-индской поэзии и прозы.

ДАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ДАУГАВА»

«ДАУГАВА» - «ДА́УГАВА», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал, орган СП Латвийской ССР. Издаётся в Риге с 1977 на русском языке.

ДАУКША МИКАЛОЮС

ДА́УКША Микалоюс (между 1527 и 1538 — 1613), один из создателей литовской письменности. Перевел с польск. на литов. яз. «Катехизис» (1595) и сб. проповедей Я. Вуека «Малая постилла» (1599).

ДАУН НВЕ СХВЕЙ

ДА́УН НВЕ СХВЕЙ (наст. имя У Аун Та) (р. 1931), бирманский поэт. Сб. «Поэзии жемчужная нить» (1959), «Калья Ми Ми Моун» (1960), «Лицо возлюбленной» (1966), «Об умении писать стихи» (1966). Поэма «Война и народ» (1952).

ДАШ ДЖИБОНАНОНДО

ДАШ Джибонанондо (1899—1954), индийский поэт (на бенг яз.). Сб. стихов «Блеклая рукопись» (1936). «Бонолота Шен» (1942). «Великая земля» (1944). «Мрак семи звезд» (1948). «Лучшие стихи» (1954). Эссе «Рассуждения о поэзии» (1956).

ДАШКОВА ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА

ДА́ШКОВА Екатерина Романовна (1743 или 1744 — 1810), княгиня, русская писательница. Директор Петерб. АН (с 1783). президент Росс. акад. (1783—96), ред. ряда изд., в т.ч. журн. «Новые ежемесячные сочинения» (1786—96). «Записки» (1804—06, на франц. яз.; опубл. в англ. пер. 1840. в рус. пер. — Лондон, 1859; СПБ, 1907).

● Лозинская Л.Я., Во главе двух академий, 2 изд., М., 1983.

ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА

ДВИЖЕ́НИЯ СОПРОТИВЛЕ́НИЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Сопротивления литература.

ДВОРЕЦКИЙ ИГНАТИЙ МОИСЕЕВИЧ

ДВОРЕ́ЦКИЙ Игнатий (Израиль) Моисеевич (р. 1919), русский советский писатель. Пов. «Тайга весенняя» (1952). «Профессия Айзека Азимова» (1981); пьесы «Взрыв» (1960), «Человек со стороны» (1972). «Ковалева из провинции» (1973). «Проводы» (1975), «Веранда в лесу» (1977), «Директор театра» (1983). Рассказы.

■ Трасса. Пьесы, Л., 1978.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

ДВУСЛО́ЖНЫЕ РАЗМЕ́РЫ, в силлабо-тоническом стихосложении — ямб и хорей, ритм которых в русском стихе строится на чередовании обязательно-безударных [U] и произвольных [x] слогов: (x)xUxUx…; на последнем сильном месте (см. Сильное место и слабое место) произвольный слог всегда ударен, на остальных более частоударные и более редкоударные позиции чередуются через одну (3-стопники «Грустная картина», «Чернильница моя»; 4-стопники «А царица молодая», «Адмиралтейская игла», оба — А. С. Пушкин; 5-стопник «И летопись окончена моя», Пушкин; 6-стопник «Вдоль по улице метелица метёт»), если этому не препятствует склонность хорея к безударности 1-го слога (5-стопник «Выхожу один я на дорогу», М. Ю. Лермонтов) или наличие цезур (6-стопники «Долго не сдавалась Любушка-соседка», Н. А. Некрасов, «Надменный временщик и подлый и коварный…», К. Ф. Рылеев). Ср. Трехсложные размеры.

М. Л. Гаспаров.

ДВУСТИШИЕ

ДВУСТИ́ШИЕ, дистих, простейшая форма строфы: 2 стиха одинакового (как в арабском бейте) или неодинакового (как в элегическом дистихе) ритмического строения. Бывает самостоятельным стихотворением (в жанре эпиграммы, эпитафии, надписи).

М. Л. Гаспаров.

ДЕ АМИЧИС ЭДМОНДО

ДЕ АМИ́ЧИС (De Amicis) Эдмондо (1846—1908), итальянский писатель. Сб. новелл «Жизнь военных» (1868, п. 1912). Пов. для детей «Сердце» (1886. п. «Записки школьника», 1892), «Роман учителя» (1890), «Учительница рабочих» (1892. п. 1918). Кн. путевых очерков, в т.ч. «Испания» (1872), «На океане» (1889). «Экипаж для всех» (1899. п. 1899). Публицистика. Лингвистич. соч. «Совершенный итал. язык» (1905).

ДЕ БИШНУ

ДЕ Бишну (р. 1909), индийский поэт, эссеист, критик (на бенг яз.). Сб. стихов, в т.ч. «Урваши и Артемида» (1933), «Сыпучий песок» (1937), «Прежние записи» (1947), «Желанное» (1950), «Былое, сущее, грядущее» (1963). «Трагическое торжество истории» (1970).

ДЕ КОСТЕР ШАРЛЬ

ДЕ КОСТЕ́Р (de Coster) Шарль (1827—1879), бельгийский писатель (на франц. яз.). Сб. «фламандские легенды» (1858), «Брабантские рассказы» (1861). Нар. эпопея «Легенда об Улен Шпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных деяниях во Фландрии и других краях» (1867). Ром. «Свадебное путешествие» (1872). Очерки о путешествиях.

■ Легенда об Уленшпигеле…, М., 1961; М., 1983; Фламандские легенды, М., 1975.

● Роллан Р., Уленшпигель, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Мицкевич Б.П., Ш. Де Костер и становление реализма в бельгийской лит-ре, Минск, 1960; Ш. де Костер. Биобиблиографич. указатель. М., 1964.

ДЕ РАДА ИЕРОНИМ

ДЕ РА́ДА (De Rada) Иероним (1814—1903), албанский поэт, политический деятель. Поэмы «Песни Милосао» (1836). «Песни Серафины Тонин» (1843), «Несчастный Скандербег» (1886). Публицистика.

ДЕ ФИЛИППО ЭДУАРДО

ДЕ ФИЛИ́ППО (De Filippo) (наст. имя Пассарелли, Passarelli) Эдуардо (1900—1984), итальянский драматург, режиссер, актер. Драмы, комедии на итал. яз. и неаполитан. диалекте: «Рождество в доме Купьелло» (пост. 1931. изд. 1943). «Неаполь-миллионер» (пост. 1945, изд. 1951. п. — «Неаполь — город миллионеров». 1959). «Призраки» (1946, п. 1956). «Филумена Мартурано» (1947, н. 1956), «Ложь на длинных ногах» (1947, п. 1955), «Страх номер один» (1950, п. 1957), «Моя семья» (1955), «Мэр района Санита» (1961, п. 1962), «Экзамены никогда не кончаются» (1973) и др. Мн. комедии экранизированы.

■ Театр, М., 1983.

ДЕБЕЛЯНОВ ДИМЧО

ДЕБЕЛЯ́НОВ Димчо (1887—1916), болгарский поэт. Лирич. циклы «Посвящение» (1906—07), «Мечты» (1907—09), «Воспоминания» (1909—1910), «Под сурдинку» (1914—16). Поэма «Легенда о грешной царевне» (1912—14).

■ Славейков П., Яворов П., Дебелянов Д., Избр., М., 1979.

ДЁБЛИН АЛЬФРЕД

ДЁ́БЛИН (Döblin) Альфред (1878—1957), немецкий писатель, публицист. С 1933 в эмиграции. Ром. «Три прыжка Ван-Луня» (филос.; 1915), «Горы, моря и гиганты» (утопич.; 1924), «Берлин, Александерплац» (1929, п. 1935), «Пощады нет» (1935, п. 1937). «Гамлет, или Конец длинной ночи» (1956); ист. ром. «Валленштейн» (1920), трил. «Амазонки»: «Страна бессмертия» (1937). «Голубой тигр» (1938). «Новый первобытный лес» (1948), тетралогия «Ноябрь 1918»: «Граждане и солдаты», «Народ, который предали» (оба — 1938), «Возвращение фронтовиков» (1949), «Карл и Роза» (1950). Рассказы, пьесы, лит. критика, публицистика.

● Peitz W., A. Döblin Bibliographie, 1905—1966, Freiburg, 1968.

ДЕБОЛЬСКИ АЛЕКСЕЙ

ДЕБО́ЛЬСКИ (Debolski) Алексей (р. 1916). немецкий советский писатель. Чл. КПСС Ром. «Истина стоит жизни» (1960). «Туман» (1971). «Это продленное лето» (1975).

■ Туман. Роман и рассказы. А. А., 1985.

ДЕБРАВО ХОРХЕ

ДЕБРА́ВО (Debravo) Хорхе (1938—1967), коста-риканский поэт. Сб. стихов «Откровенное чудо» (1959), «Мы — люди» (1966), «Песни каждого дня» (1967), «Вершины» (изд. 1972).

ДЕВАЛ ГОВИНД БАЛЛАЛ

ДЕ́ВАЛ Говинд Баллал (1854—1916), индийский драматург (на яз. маратхи), актер, режиссер. Пьеса «Шарада» (1899). Переделки и инсценировки произв. др.-инд. лит-ры, подражания зап.-европ. классикам.

«ДЕВГЕНИЕВО ДЕЯНИЕ»

«ДЕВГЕНИЕВО ДЕЯНИЕ» - «ДЕВГЕ́НИЕВО ДЕЯ́НИЕ», переводной памятник древнерусской литературы XI—XII вв. (2 редакции в списках не ранее XVII в.), воинская повесть. Восходит к византийскому героическому эпосу «Дигенис Акрит».

Литература:

Кузьмина В. Д., Девгениево деяние, М., 1962.

Д. М. Буланин.

ДЕВКОТА ЛАКШМИПРАСАД

ДЕВКО́ТА Лакшмипрасад (1908—1959), непальский поэт. Поэмы «Сулочна». «Шакунтала». «Муна и Мадан», «Кунджини». Драма «Крестьянская дочь». Стихи.

ДЕГЕНХАРДТ ФРАНЦ ЙОЗЕФ

ДЕ́ГЕНХАРДТ (Degenhardt) Франц Йозеф (р. 1931), немецкий писатель (ФРГ). Стихи; ром. «Бикфордов шнур» (1974, п. 1976), «Пожарища» (1975, п. 1978), «Жестокое обращение…» (1979) и др. Рассказы.

ДЕГУТИТЕ ЯНИНА

ДЕГУТИ́ТЕ (Дягутите) Янина (р. 1928). литовская советская поэтесса. Сб. стихов «Капли огня» (1959), «Дни-подарки» (1960), «Полнолуние» (1967), «Светит снег» (1970), «Сумеречные сады» (1974), «Меж солнцем и утратами» (1980); стихи для детей, пьесы-сказки.

■ Часы тишины. Избр. стихи. Вильнюс, 1978 (на литов. яз.); Голубые дельты. М., 1971.

ДЕЙ-АНАНГ МАЙКЛ

ДЕЙ-А́НАНГ (Dei Anang) Майкл (р. 1909), ганский поэт (на англ. яз.). Сб. «Своевольные строки из Африки» (1946), «Африка говорит» (1959), «Величие Ганы» (1965). Ист. пьеса «Золотой трон Оконфо Анокие» (1960).

ДЕЙВИДСОН БЭЗИЛ

ДЕ́ЙВИДСОН, Дэвидсон (Davidson) Бэзил (р. 1914), английский писатель. Ром. «Речные пороги» (1956. п. 1960), «Операция Андраши» (1966. п. 1975). Кн. очерков «Новое открытие Древней Африки» (1960, п. 1962). Публицистика.

ДЕЙВИС ДЖЭК

ДЕ́ЙВИС (Davis) Джэк (р. 1918), австралийский поэт, абориген. Сб. «Первенцы» (1970). «Джагарду» (1978).

ДЕЙВИС РОБЕРТСОН

ДЕ́ЙВИС (Davics) Робертсон (р. 1914). канадский драматург (на англ. яз.).

ДЕЙВИСОН ФРЭНК ДЭЛБИ

ДЕ́ЙВИСОН (Davison) Фрэнк Дэлби (1893—1970), австралийский писатель. Пов. «Пугливая» (1931). «Колодцы Биршеба» (1933). «Дети чернокожих» (1936). «Дасти» (1946). Рассказы (сб. «Женщина на мельнице», 1940). Ром. «Вечное утро» (1931), «Белый боярышник» (1968).

ДЕЙНКЕРКЕН АНТОН ВАН

ДЕ́ЙНКЕРКЕН (Duinkerken) Антон ван (наст. имя Асселбергс, Asselbergs) (1903—1968), нидерландский поэт, критик. Сб. стихов «Лирический лабиринт» (1930). «Сердце Брабанта» (1937), «Беседка в Трос» (1944), «Из тюрьмы св. Михаила» (1946), «Товий и ангел» (1946).

ДЕЙССЕЛ ЛОДЕВЕЙК ВАН

ДЕ́ЙССЕЛ (Deyssel) Лодевейк ван (наст. имя Албердинг-Тейм, Alberdingk Thijm) (1864—1952), нидерландский писатель, критик. Кн. «Новая Голландия» (1884). «Смерть натурализма» (1891), «От Золя к Метерлинку» (1895). Ром. «Любовь» (1887). «Маленькая республика» (1889). «Жизнь Франка Розелара» (1911). Эссе.

ДЕЙСТВИЕ

ДЕ́ЙСТВИЕ, 1) поступки персонажей эпических и драматических произведений в их взаимосвязи, составляющие (наряду с событиями, происходящими независимо от намерений героев) важнейшую сторону сюжета. Элементарные единицы Д. — высказывания, движения, жесты, мимические акты персонажей, выражающие их эмоции, мысли, главное же — намерения. Д. может быть преимущественно внешним, основанным на перипетиях, что, например, характерно для У. Шекспира, либо главным образом внутренним, при котором, как это бывает у А. П. Чехова, переменам подвержены более умонастроения героев, нежели их практически-жизненное положение. Если внешнее Д. обнаруживает преимущественно конфликты локальные и преходящие, которые возникают, обостряются и разрешаются в рамках изображенной цепи событий (см. Завязка, Кульминация, Развязка), то Д. внутреннее наиболее благоприятно для постижения устойчивых конфликтных положений, остающихся непреодоленными и в финалах произведений.

Поступки персонажей, будучи взаимообусловлены, составляют единое действие, которое Аристотель считал нормой как драматического, так и эпического сюжетосложения: в трагедиях и эпопеях должно даваться изображение «одного и притом цельного действия» (Аристотель, Об искусстве поэзии, 1957, с. 66). В эпических жанрах причинно-следственные связи между поступками персонажей, изображаемыми событиями нередко ослабляются либо отсутствуют вовсе. Таковы прозаические произведения Ф. Рабле, М. Сервантеса, Дж. Свифта, поэмы Н. А. Некрасова и А. Т. Твардовского, многие автобиографические повести. Традиционное единое Д. порой отсутствует и в драмах («Вишневый сад» Чехова), хотя в большинстве драматических произведений принцип единства Д. соблюдается (см. Драма).

Более широкий смысл термин «Д.» имеет у Г. Э. Лессинга: «действиями», составляющими предмет словесного искусства (поэзии), он называет все явления художественного мира, которые имеют временную протяженность (т. е. процессы), противопоставляя их расположенным в пространстве неподвижным предметам (сфера живописи).

2) Часть драматического произведения или спектакля (см. Акт).

Литература:

Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 187—253;

Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Поли, собр. соч., т. 5, М., 1954;

Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., М., 1963, с. 65—68.

В. Е. Хализев.

ДЕКАБРИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕКАДЕНТСТВО

ДЕКАДЕ́НТСТВО (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

Как характерное явление времени Д. не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Д. затронули творчество значительной части художников, в т. ч. многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчетливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии французского символизма. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов. Влияние Д. сказалось на творчестве таких художников, как О. Уайльд, М. Метерлинк, Г. Гофмансталь, Р. М. Рильке и др. Неприятие действительности, тоска по духовным идеалам у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, подчас принимали художественно выразительные формы. В России Д. отразилось в творчестве т. н. старших символистов 1890‑х гг.: Н. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, в сочинениях Ф. Сологуба, а также в ряде произведений Л. Н. Андреева и особенно в «неонатуралистической» прозе, получившей распространение после поражения Революции 1905 — 1907. Писатели-реалисты, передовые литераторы и критики активно боролись с настроениями Д. в русском искусстве и литературе. Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений (см. Модернизм). Передовое реалистическое искусство, и прежде всего искусство социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними; марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства.

Литература:

Плеханов Г. В., Искусство и обществ. жизнь, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948;

Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. соч., т. 23, М., 1953;

Боровский В. В., Эстетика. Литература. Искусство, М., 1975;

Рус. литература кон. XIX — нач. XX в. Девяностые годы, М., 1968, с. 189—212.

О. Н. Михайлов.

ДЕКЕН АГЬЕ

ДЕ́КЕН (Deken) Агье (Агата) (1741—1804), нидерландская писательница. Романы совм. с Э. Волф-Беккер.

ДЕКЕР АРИЕ

ДЕ́КЕР Арие (наст. имя и фам., Амос Левин) (р. 1922), израильский писатель (на иврите). Чл. Коммунистич. партии Израиля. Сб. стихов «Деревья умирают стоя» (1969). «В минуты молчания» (1970), «Это на серебряном подносе» (1974), «Стихи» (1975), «Стихи» (1984). Пов. «Приключения совести» (1963). Пьесы.

ДЕККЕР МАУРИЦ

ДЕ́ККЕР (Dekker) Мауриц (1896—1962), нидерландский писатель. Ром. «Почему я не сошел с ума» (1931, под псевд. Борис Робацкий), «Амстердам» (1932), «Хлеб» (1933), «Люди хотят добра людям» (1934), ист. трилогия «Оранские» (1935—38), «Сапог на шее» (1945), «Амстердам при газовом освещении» (1953), «Другое» (1957). Пьесы. Автобиогр. кн. «Хоки-Поки» (1960).

ДЕККЕР ТОМАС

ДЕ́ККЕР (Dekker) Томас (1572? — 1632), английский драматург. Бытовые комедии и драмы «Приятная комедия о старом Фортунате» (1600). «Праздник башмачника, или Славное ремесло» (изд. анонимно. 1600, п. 1959), «Добродетельная шлюха» (ч. 1—2, 1604, п. 1938); неск. пьес в соавт. с др. драматургами. Памфлеты; сатира «Азбука глупца» (1609).

ДЕКЛАМАЦИЯ

ДЕКЛАМА́ЦИЯ (от лат. declamatio), произнесение художественных произведений вслух. В античности так называлось произнесение главным образом парадных речей (особенно учебных), в новое время — стихов. Д. стихов существенно отличается от Д. прозы: она

(а) подчеркивает выделенность упорядоченной, выровненной стихотворной речи на фоне неупорядоченной внестиховой (см. Поэзия и проза) и

(б) стушевывает частную выделенность отдельных мест на фоне общей выделенности стиха.

Так, в русском языке при переходе от прозы к стиху происходит общее повышение тона, как в эмфазе; изменяются тембровые оттенки, смягчаются звуковысотные контрасты; разница в силе между ударными и безударными гласными увеличивается, а между сильноударными и слабоударными — сглаживается; концы стиховых периодов (полустиший, стихов, полустроф, строф) отмечаются регулярными паузами пропорциональной длительности; середины этих периодов отмечаются повышением голоса (антикаденцией), концы — понижением (каденцией); усиливается общий тип «перечислительной» интонации, как бы объединяющей строки (см. Интонация поэтическая).

Подчеркивание этих особенностей (в различных сочетаниях) в русской традиции характерно для чтения поэтов (подающих стихи, «как песню»), стушевывание — для чтения актеров (подающих стихи, «как прозу»); преобладание той или иной тенденции определяется материалом (см. Напевный стих, Говорной стих) и поддерживается школой. Отклонения от этих особенностей обычно семантизированы, т. е. служат для выделения мест текста, представляющихся декламатору важными по смыслу. Поэтому Д. является интерпретацией текста, т. е. выделением одного из многих потенциальных его осмыслений; поэтому Д. искусных чтецов, а тем более — самих поэтов может быть для литературоведения важным материалом. В частности, установлено, что одни поэты, сочиняя стихи, ощущают их произносимыми (А. Белый), другие — нет (А. А. Блок), и Д. первых включает многие элементы, важные для авторского замысла, но не поддавшиеся выражению в письменном тексте. Некоторые поэты пытаются выразить желаемые декламационные особенности расположением строк и другими графическими приемами (А. Белый, В. Хлебников, И. Сельвинский); но толкование таких приемов требует осторожности — например, «отрывистая» разбивка строк «Необычайного приключения…» В. В. Маяковского нимало не соответствует «плавной» авторской Д. этого стихотворения. Предметом филологического внимания Д. стала в начале XX в., когда в ней искали ключ к таким проблемам стиховедения, как метр и ритм (Э. Зиверс, Ф. Заран, П. Верье и др.); к Д. восходят основные понятия такой области, как мелодика стиха.

Литература:

Бернштейн С. И., Стих и декламация, в сб.: Рус. речь, в. 1, Л., 1927;

его же, Голос Блока, в кн.: Блоковский сборник, [т.] 2, Тарту, 1972;

Эйхенбаум Б. М., О камерной декламация, в его сб.: О поэзии. Л., 1969;

Шервинский С. В., Худож. чтение, М., 1935;

его же, Ритм и смысл, М., 1961;

Яхонтов В. Н., Театр одного актера, М., 1958.

М. Л. Гаспаров.

ДЕКУР ЖАК

ДЕКУ́Р (Decour) Жак (наст. имя Даниель Декурдеманш, Decourdemanche) (1910—1942), французский писатель и журналист. Чл. ФКП. Расстрелян гестапо. Ром. «Мудрец и капрал» (1930), «Отцы» (1936). Путевой дневник «Филистербург» (1932), рассказы, эссе.

ДЕЛАВРАНЧА БАРБУ

ДЕЛАВРА́НЧА (Delavrancea) Барбу (наст. фам. Штефэнеску, Srefănescu; 1858—1918), румынский писатель. Сб. рассказов «Султэникэ» (1885), «Паразиты» (1893). Ист. драматич. трил. «Закат солнца» (1909). «Буран» (1910). «Звезды» (1911).

■ Избр., М., 1981.

Предыдущая страница Следующая страница