Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 3, "МАУ"-"МЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МАУ"-"МЕР")

МАУЛЕНОВ СЫРБАЙ

МАУЛЕ́НОВ Сырбай (р. 1922), казахский советский поэт. Чл. КПСС с 1944. Сб. стихов и поэм «Голос степей» (1949), «Товарищ» (1954), «Новая весна» (1956), «Листья горят» (1964), «Земное солнце» (1965), «Отцовские ладони» (1967), «Древность и молодость», «Красная арча» (оба — 1969), «Зарница» (1976).

■ Собр. соч., т. 1—3, А.-А., 1982—84 (на казах. яз.); Избр., М., 1979.

МАУН ТИН

МА́УН ТИН, Маун Тхин (наст. имя У Тин Фат) (р. 1909), бирманский писатель. Сб. рассказов «Коу Даун» (1939), пьесы (в т. ч. «Что самое важное?», 1944). Ром. «Нга Ба» (1947, п. 1960). Пер. «Повестей Белкина» А. С. Пушкина (1965).

МАУРЕР ГЕОРГ

МА́УРЕР (Maurer) Георг (1907—71), немецкий поэт (ГДР). Эпич. цикл «Поэтическое путешествие» (1959); сб. стихов «Вечные голоса» (1936), «Песнопения времени» (1948), «Сорок два сонета» (1953), «Стихии» (1955), «Трехстрофный календарь» (1961), «Любимые образы» (1964), «Вариации» (1965), «Разговоры» (1967), «Круги» (1970), «Опознанный мир» (1972). Лит.-критич. очерки.

МАФФЕИ ШИПИОНЕ

МАФФЕ́И (Maffei) Шипионе (1675—1755), итальянский писатель. Трагедия «Меропа» (1713). Комедии «Церемонии» (1728), «Рагуэ» (1747). Историч. соч. «Описание Вероны» (1731—32). Эстетич. трактат «О старом и новом театре» (1753).

МАХ ВИЛЬГЕЛЬМ

МАХ (Mach) Вильгельм (1917—65), польский писатель. Ром. «Ржавчина» (1950), «Дом Явора» (1954, п. 1956), «Жизнь большая и малая» (1959, п. 1978), «Агнешка, дочь Колумба» (1964, п. 1969). Лит. критика, публицистика.

МАХА КАРЕЛ ГИНЕК

МА́ХА (Mácha) Карел Гинек (1810—36), чешский писатель. Поэма «Май» (1836); филос. и интимная лирика. Пов. «Кршивоклад» (1934), «Цыгане» (1835). Дневниковые этюды «Из моей жизни» (1834).

■ Избр., М., 1960.

МАХАДЕВИ ВАРМА

МАХАДЕ́ВИ ВАРМА́ (р. 1907), индийская поэтесса (на яз. хинди). Сб. стихов «Туман» (1930), «Луч» (1932), «Вечерние песни» (1936), «Ночь» (1940), «Пламя светильника» (1942), «Сандхини» (1969). Сб. мемуаров «Живые картины прошлого» (1941), «Штрихи памяти» (1943), «Звенья цепи» (1948), «Честь литератора» (1960). Пер. классич. инд. поэзии.

МАХАМБЕТ УТЕМИСОВ

МАХАМБЕ́Т УТЕМИ́СОВ (1804—1846), казахский поэт. Участник антифеод. восстаний (убит ханскими приспешниками). Стихи.

■ В поход. Стихи, А.-А., 1974 (на казах. яз.); Стихи, А.-А., 1957.

● Алимжанов А., Стрела Махамбета. Роман, М., 1972; Махамбет Утемисов. Библиогр. указатель, А.-А., 1958.

МАХАР ЙОЗЕФ СВАТОПЛУК

МА́ХАР (Machar) Йозеф Сватоплук (1864—1942), чешский поэт. Сб. «Confiteor 1—3» (1887—1892), «Tristium Vindobona 1—20» (1893), «Голгофа» (1901), «На злобу дня» (1935). Ром. в стихах «Магдалена» (1894). Поэтич. циклы «Совесть веков» (ч. 1—9, 1906—26).

МАХДЖУБ МУХАММЕД АХМЕТ

МАХДЖУ́Б Мухаммед Ахмет (р. 1908), арабский писатель (Судан). Автобиогр. пов. «Смерть мира» (1946, совм. с Абд аль-Халим Мухаммедом). Сб. лирич. стихов «Повесть сердца» (1961), «Сердце и искушения» (1964). Кн. «Куда должно быть направлено движение в Судане?» (1936).

МАХДИ СЕИД МИР МАХДИ ШАХ

МАХДИ́ Сеид Мир Махди Шах (р. 1926), пакистанский писатель (на пушту яз.). Рассказы (сб. «Знамя», 1956; «Радуга», 1958).

МАХДУМ МОХИУДДИН

МАХДУ́М МОХИУДДИ́Н (1908—69), индийский поэт, литературовед, общ. деятель (на урду яз.). Коммунист. Сб. стихов «Алая заря» (1945), «Нежная роза» (1961), «Арена танца» (1966).

МАХЕНДРАВИКРАМА

МАХЕНДРАВИ́КРАМА, Махендра Варман, Махендравикрамаварман, индийский драматург 7 в. (на санскрите). Пьеса «Хмельная забава».

МАХЕРАС ЛЕОНТИОС

МАХЕРА́С Леонтиос (15 в.), кипрский греческий писатель, дипломат. Друг короля Лузиниана. Ист. соч. «Хроника» (после 1458).

МАХЗУНА

МАХЗУНА́ (наст. имя Мехрибан), узбекская поэтесса 1-й пол. 19 в. (на узб. и тадж. яз.).

● Стихи, Таш., 1961 (совм. с Увайси и Надира).

МАХИДДИН

МАХИДДИ́Н, Махиеддин Бахтарзи (р. 1899), алжирский драматург, режиссер (на араб. яз.). Пьесы «Предатели», «Пробудившиеся» (30—40-е гг.).

МАХИНДА С.

МАХИ́НДА С. (1901—51), шриланкский поэт (на сингал. яз.). Сб. стихов «Заповедь свободы».

МАХМУД

МАХМУ́Д (наст. имя Махмуд Магомедов) (ок. 1870—1919, убит белогвардейцами), аварский поэт. Любовная лирика. Поэма «Мариам».

■ Песни любви, М., 1959.

МАХМУД ИБРАХИМ

МАХМУ́Д Ибрахим (?—1948), арабский палестинский поэт.

МАХМУР МАХМУД

МАХМУ́Р Махмуд (?—1844), узбекский поэт-сатирик.

■ Избр. произв., Таш., 1951 (на узб. яз.); Избр. произв., Таш., 1951.

МАХТУМКУЛИ

МАХТУМКУЛИ́ (псевд. Фраги) (ок. 1730—80-е гг.), туркменский поэт и мыслитель. Сын Д. Азади. Сохранилось свыше 10 тыс. строк его стихов.

■ Избр. стихи, т. 1—2, Ашх., 1983 (на туркм. яз.); Избр., М., 1983; Стихотворения, Л., 1984.

● Махтумкули. Юбилейный сб., Ашх., 1961; Абрамова Ф. Ш., Махтумкули (Фраги). Указатель лит-ры, Ашх., 1959.

МАХФУЗ НАГИБ

МАХФУ́З Нагиб (р. 1911), арабский писатель (Египет). Ром. «Хан аль-Халили» (1946), «Переулок аль-Мидакк» (1947), трил. «Бейн аль-Касрейн» (1956—57), «Дети нашего квартала» (1959), «Вор и собаки» (1961, п. 1965), мемуарный ром. «Зеркала» (1971—72, п. 1979) — всего ок. 40 романов и сб-ков рассказов (в т. ч. «Под навесом», 1969), вышедших 220-ю изданиями.

■ Осенние перепела. [Роман], М., 1964.

МАХФУЗ ОМАР АХМЕД

МА́ХФУЗ ОМА́Р Ахмед, современный арабский прозаик (Нар. Демократич. Респ. Йемен).

МАЦУО БАСЁ

МА́ЦУО Басё (др. псевд. Мунэфуса; наст. имя Дзинситиро) (1644—94), японский поэт, теоретик поэзии. Стихи: ок. 2000 хокку; шуточные рэнга. Поэтич. наследие М. и его учеников составили 7 антологий: «Зимние дни» (1684), «Весенние дни» (1686), «Заглохшее поле» (1689), «Тыква-горлянка» (1690), «Соломенный плащ обезьяны» (кн. 1—2, 1691—98), «Мешок угля» (1694). Лирич. дневники, в т. ч. «По тропинкам Севера» (1689, п. 1935).

■ Лирика, М., 1964.

● Бреславец Т. И., Поэзия Мацуо Басе, М., 1981.

МАЧАВАРИАНИ МУХРАН ИВАНОВИЧ

МАЧАВАРИА́НИ Мухран Иванович (р. 1929), грузинский советский поэт. Чл. КПСС с 1962. Сб. стихов «Должен вас обрадовать» (1957), «Путем-дорогой» (1965), «Пусть шагают» (1970), «Говори» (1971), «Не будь тех, кто некогда был…» (1973), «Звенящая тишина» (1974).

■ Стихи, поэма. Однотомник, Тб., 1979 (на груз. яз.); Тишина без тебя. Стихи, М., 1974.

МАЧАДО-И-РУИС АНТОНИО

МАЧА́ДО-и-РУИ́С (Machado y Ruiz) Антонио (1875—1939), испанский поэт. Сб. «Томления» (1903), «Поля Кастилии» (1912, в т. ч. поэма «Земля Альваргонсалеса»). Эссе, статьи («О рус. лит-ре», 1922).

■ Избр., М., 1975.

● Гинько В., Антонио Мачадо. Библиографич. указатель, М., 1979.

МАЧЕДОНСКИЙ АЛЕКСАНДРУ

МАЧЕДО́НСКИЙ (Macedonski) Александру (1854—1920), румынский поэт (на рум. и франц. яз.). Сб. стихов «Первое слово» (1872), «Бронза» (1897), «Священные цветы» (1912), «Поэмы рондо» (изд. 1927).

МАЧТЕТ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МАЧТЕ́Т Григорий Александрович (1852—1901), русский писатель. Очерки из жизни Сев. Америки и Германии (1874—75; кн. «По белу свету», 1889), рассказы, пов., в т. ч. «Человек с планом» (1886), «Блудный сын» (1886—87), «Белая Панна» (1889), «Хроника одного дня» (1892). Ром. «И один в поле воин» (1886), «Жид» (1887), «На заре» (1892—93). Гражд. лирика, в т. ч. стих. «Последнее прости» («Замучен тяжелой неволей», 1876, Лондон), ставшее революц. песней.

■ Полн. сдбр. соч., т. 1—10, СПБ, 1911—13; Избр., М., 1958; «Новый доктор» и др. рассказы, М., 1960.

МАШАДУ ПЕДРУ ФЕЛИКС

МАША́ДУ (Machado) Педру Феликс (1860 — ум. в 20 в.), ангольский писатель. Ром. «Африканские сцены» (1880).

МАШБАШ ИСХАК ШУМАФОВИЧ

МАШБА́Ш Исхак Шумафович (р. 1931), адыгейский советский писатель. Чл. КПСС с 1951. Сб. стихов и поэм «Созвездие» (1962), «Ступени» (1967), «Серебряный дождь» (1977), «Свет высокой звезды» (1983). Ром. «Человек дважды не рождается» (1968), «Оплаканных не ждут» (1966), «Тропы из ночи» (отд. изд. 1971), «Метельные годы» (1973), «Сотвори добро» (1981).

■ Светлое имя твоё. Стихи и поэма, М., 1978; Щедрое солнце полдня. Стихи и поэмы, Краснодар, 1979; Висячий мост. Стихи и поэмы, М., 1981; Сто первый перевал. Романы, М., 1985.

МАЮРАПАДА

МАЮРАПА́ДА, буддийский монах 13 в. Собр. проповедей «История пожертвований».

«МАЯК»

«МАЯК» - «МАЯ́К», русский «учено-литературный» ежемесячный журнал. Издавался в 1840 — 1845 в Петербурге С. А. Бурачком (до начала 1841 совместно с П. А. Корсаковым). В статьях с религиозно-дидактических и охранительных позиций нападал на произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского. Печатались стихи, проза, переводы. Среди авторов — В. Р. Зотов, Н. В. Кукольник, Н. А. Полевой, П. П. Гулак-Артемовский, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, Т. Г. Шевченко.

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

МАЯКО́ВСКИЙ Владимир Владимирович (1893—1930), русский советский поэт. Поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» (обе — 1915), «Война и мир», «Человек» (обе — 1917), «150000000» (1921), «Пятый Интернационал», «Люблю» (обе — 1922), «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927), «Во весь голос. Вступление в поэму» (1930). Стихи «А вы могли бы?», «Нате» (оба — 1913), «Послушайте!», «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер» (все — 1914), «Я и Наполеон», «Военно-морская любовь», «Вам!» (все — 1915), «Революция. (Поэтохроника)», «Наш марш» (оба — 1917), «Ода революции», «Хорошее отношение к лошадям», «Левый марш» (все — 1918), «Необычайное приключение…» (1920), «Прозаседавшиеся», «Приказ № 2 армии искусств», «Моя речь на Генуэзской конференции» (все — 1922), «Мы не верим!», «Рабочим Курска, добывшим первую руду…» (оба — 1923), «Юбилейное» (1924)! «Верлен и Сезан», «Мое открытие Америки», «Бродвей», «Бруклинский мост», «Мелкая философия на глубоких местах» (все — 1925), «Блек энд уайт», «Домой!», «Сифилис», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Разговор с фининспектором о поэзии» (все—1926), «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» (1928), «Разговор с товарищем Лениным», «Стихи о советском паспорте», «Письмо тов. Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (все — 1929). Стихи для детей («Что такое хорошо и что такое плохо?», 1925). Пьесы «Владимир Маяковский. Трагедия» (1913), «Мистерия-Буфф» (1918, 2-я ред. 1921), «Клоп» (пост. 1929), «Баня» (пост. 1930). Киносценарии «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой» (все — 1918). Кн. «Советская азбука» (1919). Плакаты «Окна сатиры» РОСТА (рисунки и тексты; 1919—1921). Автобиография «Я сам» (1922, 2-я ред. 1928). Статьи по вопросам лит-ры («Как делать стихи», 1926), иск-ва, очерки («Мое открытие Америки», 1925).

■ Полн. собр. соч., т. 1—13, М., 1955—61.

● Метченко А., Маяковский, М., 1964; Перцов В., Маяковский. Жизнь и творчество, 3 изд., т. 1—3, М., 1976; Харджиев Н., Тренин В., Поэтич. культура Маяковского, М., 1970; Гончаров Б. П., Поэтика Маяковского, М., 1983; Катанян В., Маяковский. Хроника жизни и деятельности, М., 1985; В. Маяковский в воспоминаниях современников, М., 1963.

МВАНА КУПОНА

МВА́НА (Mwana) Купона (7—1860), кенийский поэт (на яз. суахили).

МВАНГИ МЕДЖА

МВА́НГИ (Mwangi) Меджа (р. 1949), кенийский писатель (на англ. яз.). Ром. «Вкус смерти» (1972), «Убей меня быстро» (1973, п. — «Неприкаянные», 1979), «Жертва для гончих псов» (1974, п. 1983), «Улица Ривер-Роуд» (1976), «Тараканий танец» (1979).

■ Улица Ривер-роуд. Тараканий танец. Романы, М., 1983.

МЕГХАНИ ЗАВЕРЧАНД КАЛИДАС

МЕГХА́НИ Заверчанд Калидас (1897—1947), индийский писатель (на гуджарат. яз.), собиратель фольклора. Ром. «Поле битвы» (ист.), «Победа Гуджарата», «Простые люди».

МЕДВЕДЕВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

МЕДВЕ́ДЕВ Дмитрий Николаевич (1898—1954), русский советский писатель, Герой Сов. Союза (1944). Чл. КПСС с 1920. Пов. «Отряд идет на Запад» (1948), «Это было под Ровно» (1948, переработ. и доп. изд. — «Сильные духом», 1951), «На берегах Южного Буга» (1957).

● Цессарский А. В., Жизнь Дмитрия Медведева, М., 1969.

МЕДЖЛИСИ

МЕДЖЛИСИ́, узбекский поэт 16 в. «Киссаи Сайфуль-мулюк» («Сказание о Сайфуль-мулюке») иа сюжет вост. сказки (язд. 1959, на узб. яз.).

МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА

МЕДИТАТИ́ВНАЯ ЛИ́РИКА (от лат. meditatio — углубленное и целенаправленное размышление), жанрово-тематическая разновидность поэзии, родственная философской лирике, но не сливающаяся с ней; стихотворения, относящиеся к М. л., строятся как непосредственные созерцания, индивидуализированные «умозрения», направленные к постижению сокровенных закономерностей бытия.

Стихотворные медитации, первоначально связанные с учением о медитации, приемы которой разрабатывало наряду с восточными религиями христианство, встречаются в византийской (Григорий Назианзин) и средневековой литературе; в период Контрреформации написаны канонические стихотворные медитации испанского мистика XVI в. Хуана де ла Круса. До XVIII в. М. л. бытовала на периферии «светской» поэзии, затрагивая лишь религиозного переживания и оставаясь иллюстративным приложением к мистической дисциплине медитации. Однако накопленный поэтический опыт был использован в период расцвета М. л. Начало его датируют изданием поэмы английского поэта Э. Юнга «Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии» (1742 — 1745), а также появлением «Элегии, написанной на сельском кладбище» (1751) Т. Грея, где медитация обретает собственный жанр.

Жанр привился в России и занял видное место в поэзии 1800 — 1810‑х гг. На поприще М. л. элегия вытесняет оду (которая смешивала чувство с патетикой); характерным жанром М. л. становится также стихотворное послание; элегический оттенок «задумчивости» приобретают описания путешествий, воспоминания и картины природы: из риторических они становятся прочувствованными, хотя и сохраняют при этом условность и декоративность (ср. «Вечер» и «Славянку» В. А. Жуковского; «Моя молитва» и «Я чувствую, во мне горит…» Д. В. Веневитинова; стихотворения К. Н. Батюшкова «Мечта» и «К другу», где точно сформулировано назначение «задумчивости»: «Я сердцу в ней ищу отрады»).

Романтическая и натурфилософская окрашенность приобретает лежащая в основе М. л. тема «загадочности человеческой судьбы» (А. Л. Ж. де Сталь) у А. Ламартина в сборниках поэтических медитаций (1820, 1823). Развитие М. л. (особенно в русской литературе) идет по линии отказа от отвлеченной созерцательности, свойственной элегической медитации (часто знакомого перепева вечных тем), и обретения философской, реже — социальной и образной конкретности: ср. «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Когда порой воспоминанье» А. С. Пушкина, «Запустение» Е. А. Баратынского, «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова, «На стоге сена ночью южной» А. А. Фета и т. д.

К М. л. обращаются и поэты XX в., в основном чуждого ей (в ее классическом выражении): образцы М. л. встречаются у А. А. Блока, И. Ф. Анненского, Н. А. Заболоцкого и др.; в зарубежных литературах — у Т. С. Элиота («Пепельная Среда», «Четыре квартета»), Р. М. Рильке («Дуинезские элегии»), П. Целана и др. Будучи поэтизацией душевной сосредоточенности, М. л. плохо сочетается со стихотворными экспериментами, авангардизмом или установкой на повествовательность. Во 2‑й половине XX в. обращение к М. л. часто свидетельствует о стремлении автора установить свое поэтическое родство, верность определённой традиции.

В. С. Муравьев.

МЕДИЧИ ЛОРЕНЦО

МЕ́ДИЧИ (Mèdici) Лоренцо (прозвище Великолепный) (1449—92), итальянский поэт и государственный деятель. Стансы «Леса любви» (изд. 1515). Танцевальные и карнавальные песни (в т. ч. «Триумф Вакха и Ариадны», 1490; п. — В. Я. Брюсова, 1920). Поэмы «Амбра» (изд. 1799), «Апполон и Пан», «Коринто». Шуточные поэмы «Соколиная охота» (изд. 1799), «Пьяницы» (изд. 1568), «Ненча из Барберино» (изд. 1533, п. 1974). «Духовные песнопения», «Религиозные капитулы», мистерия «Св. Иоанн и св. Павел» (1491, изд. 1538). Антиклерик. «Новелла о Джакоппо» (п. 1974).

МЕДНИКОВ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

МЕ́ДНИКОВ Анатолий Михайлович (р. 1918), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1970. Пов. (в т. ч. документальные) «Ведущий стан» (1955), «Супруги Проскурины» (1959), «Случилось в Сосновске» (1961), «Семнадцать дней» (1964), «Дом Герцена» (1966), «Тонкий профиль» (1968), «Гвардии строители» (1975), «Свет московских окон» (1976). Ром. «Открытый счет» (1969), «Время строить» (1980). Сб. рассказов, в т. ч, «Главная линия» (1975). Кн. очерков «Крылья» (1960), «Эстафета» (1978), «Сорок тетрадей» (1982) и др.

■ Избр произв., т. 1—2, М., 1983.

МЕДУ МВОМО РЕМИ ЖИЛЬБЕР

МЕДУ́ МВОМО́ (Medou Mvomo) Реми Жильбер (р. 1938), Камерунский писатель (на франц. яз.). Ром. «Африка ба’а» (1969), «Дневник Фалиу» (1972).

МЕДЫНСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МЕДЫ́НСКИЙ (наст. фам. Покровский) Григорий Александрович (1899—1984), русский советский писатель. Ром. «Самстрой» (1930), «Марья» (ч. 1—2, 1946—49; Гос. пр. СССР, 1950). Пов. «Девятый “А”» (1939), «Повесть о юности» (1954), «Честь» (1959), «Повелевай счастьем» (1963). Публицистич. кн., в т. ч. «Трудная книга» (1964), «Разговор всерьез» (1977). Автобиогр. кн. «Ступени жизни» (1981).

■ Собр. соч., т. 1—3, М., 1981.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ КРИТИКОВ

МЕЖДУНАРО́ДНАЯ АССОЦИА́ЦИЯ ЛИТЕРАТУ́РНЫХ КРИ́ТИКОВ (МАЛК), создана на учредительском конгрессе в Парме (Италия) в 1969. В уставе говорится, что МАЛК, вдохновляясь идеями и традициями гуманизма, ставит своей целью укрепление связей между литературными критиками разных стран, изучение проблем, связанных с назначением критики, организацию встреч в духе взаимопонимания и профессиональной солидарности. МАЛК уделяет большое внимание поискам форм конструктивного сотрудничества между критиками, стоящими на разных идейно-эстетических позициях, проводит теоретические дискуссии и заседания исполкома. Печатный орган — «Бюллетень», публикующий материалы дискуссий и информацию о литературной жизни стран, представленных в ассоциации. В деятельности МАЛК активное участие принимают советские критики. В 1973 конгресс МАЛК состоялся в СССР; участвовали представители около 30 стран.

А. А. Михайлов.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕЖДУНАРО́ДНАЯ АССОЦИА́ЦИЯ ПРЕПОДАВА́ТЕЛЕЙ РУ́ССКОГО ЯЗЫКА́ И ЛИТЕРАТУ́РЫ (МАПРЯЛ), международная организация, содействующая изучению русского языка и литературы в мире, совершенствованию методов их преподавания, повышению квалификации преподавателей. Создана в 1967. Генеральная ассамблея МАПРЯЛ (созывается раз в 4 года) образует Исполнительный совет и его бюро. Секретариат с постоянным центром информации и документации находится в Москве. На 1 января 1983 МАПРЯЛ имел 162 коллективных члена (главным образом национального объединения преподавателей русского языка и литературы), членов-корреспондентов и индивидуальных членов, представляющих интересы более 80 тыс. русистов в 63 странах. Координирует научные исследования, упорядочивает учебную работу, организует обмен опытом, проводит международные встречи, конгрессы (1969, Москва; 1973, Варна; 1976, Варшава; 1979, Берлин; 1982, Прага), традиционные международные олимпиады школьников и др., осуществляет издательскую деятельность (основной орган — советский журнал «Русский язык за рубежом»). Ежегодно присуждает медаль А. С. Пушкина за особые успехи в распространении русского языка в мире.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (МОРП)

МЕЖДУНАРО́ДНОЕ ОБЪЕДИНЕ́НИЕ РЕВОЛЮЦИО́ННЫХ ПИСА́ТЕЛЕЙ (МОРП), организация революционных и пролетарских писателей мира. Создана в 1925 как Международное бюро революционной литературы (МБРЛ). 1‑я конференция МБРЛ (Москва, 1927) приняла политическую платформу и основала печатный орган — «Вестник иностранной литературы» (на рус. яз.). Членом организации мог быть каждый писатель, выступающий против фашизма, империалистической войны и белого террора. 2‑я конференция революционных писателей (Харьков, 1930) реорганизовала МБРЛ в МОРП с печатным органом «Литература мировой революции» (1931 — 1932, на русском, немецком, французском и английском языках). Работа МОРП велась по национальным секциям и группам. В МОРП участвовали Л. Арагон, И. Бехер, Т. Драйзер, А. Барбюс, Б. Брехт и др. В 1935 МОРП сменили новые формы международных связей передовых писателей мира, например Международный конгресс писателей в защиту культуры (Париж, 1935). Архив МОРП хранится в Институте мировой литературы имени М. Горького.

Литература:

Из истории МОРП, «Литературное наследство», т. 81, М., 1969.

А. И. Николюкин.

МЕЖЕЛАЙТИС ЭДУАРДАС

МЕЖЕЛА́ЙТИС Эдуардас (р. 1919), народный поэт Литовской ССР (1974), государственный и общественный деятель, Герой Соц. Труда (1974). Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов «Лирика» (1943), «Ветер с родины» (1946), «Человек» (1961; Лен. пр., 1962), «Автопортрет — Авиаэскизы» (1962). «Южная панорама» (1963), «Эра» (1967), «Поэзия» (т. 1—2, 1968), «Моя лира» (1979); кн. лирич. прозы, перемежающейся стихами, публицистич. и автобиогр. эссе «Лирические этюды» (1964), «Хлеб и слово» (1965), «Ночные бабочки» (1966), «Здесь Литва» (1968), «Монтажи» (1969), «Барокко Антакальниса» (1971), «Янтарная птица» (1972), «Башня иллюзии» (1973), «Монодрама» (1976). Поэма «Братская поэма» (1953, отд. изд. 1954).

■ Соч. в 8-ми тт., т. 1—6—, Вильнюс, 1982—84— (на литов. яз.); Собр. соч., т. 1—3, М., 1977.

● Макаров А., Э. Межелайтис, М., 1966.

МЕЖИРОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

МЕ́ЖИРОВ Александр Петрович (р. 1923), русский советский поэт. Чл. КПСС с 1943. Кн. стихов «Дорога далека» (1947), «Новые встречи» (1949), «Коммунисты, вперед!» (1951), «Возвращение» (1955), «Ветровое стекло» (1961), «Прощание со снегом» (1964), «Подкова» (1967), «Лебяжий переулок» (1968), «Поздние стихи» (1971), «Тишайший снегопад» (1974), «Под старым небом», «Времена» (обе — 1976), «Очертанья вещей» (1977), «Медальон» (1979), «Проза в стихах» (1982). Поэмы «Вес верст» (1945), «На рубежах» (1945—47), «Годы Чкалова» (1950—55), «Баллада о цирке» (1961), «Alter ego» (1975), «Прощание с Юшиным» (1981). Переводы (в т. ч. «Книга друзей. Пер. стихов груз. поэтов», 1956).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1981.

МЕЙ ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МЕЙ Лев Александрович (1822—62), русский поэт. Антологич. стихи, интимная лирика, стих, в стиле рус. нар. песен, романсы. Гражд. лирика (в т. ч. «Вечевой колокол», опубл. 1858, Лондон, распространялось в списках). Поэмы («Юдифь», 1855), былины, баллады. Поэтич. переложения «Песни песней» (цикл «Еврейские песни», 1849—60), «Слова о полку Игореве» (1841—50). Переводы (Г. Гейне, П. Ж. Беранже, А. Мицкевич и др.). Ист. драмы в стихах «Сервилия» (1854), «Царская невеста» (1849), «Псковитянка» (1850—59).

■ Полн. собр. соч., 4 изд., т. 1—2, СПБ, 1911; Стихотворения и драмы, Л., 1947; Избр. произв., Л., 1972.

МЕЙЕР КОНРАД ФЕРДИНАНД

МЕ́ЙЕР, Майер (Meyer) Конрад Фердинанд (1825—98), швейцарский писатель (на нем. яз.). Лирич. сб. «Двадцать баллад швейцарца» (1864), «Романсы и картины» (1871), «Стихотворения» (1892); эпич. поэма «Последние дни Гуттена» (1871). Ист. ром. «Юрг Енач» (1876, п. 1918) и новеллы «Выстрел с кафедры» (1877), «Святой» (1880, п. 1922), «Паж Густава Адольфа» (1882), «Плавт в женском монастыре» (1882), «Страдания одного мальчика» (1883), «Судья» (1885), «Анджела Борджа» (1891).

■ Новеллы. Стихотворения, М., 1958.

МЕЙЛЕР НОРМАН

МЕ́ЙЛЕР (Mailer) Норман (р. 1923), американский писатель, публицист. Ром. «Нагие и мертвые» (1948), «Берег варваров» (1951), «Олений парк» (1955), «Американская мечта» (1965), «Почему мы во Вьетнаме» (1967), «Вечера в древности» (1983). Док.-репортажные кн. «Армии ночи» (1968), «Майами и осада Чикаго» (1968), «Огонь на Луне» (1970), «Бой» (1975, сокр. п. 1978), «Песнь палача» (1979).

● Зверев А., Через зону пустоты, «ИЛ», 1974, № 3; Adams L., N. Mailer: a comprehensive bibliography, N. Y., 1974.

МЕЙРЕЛИС СЕСИЛИЯ

МЕЙРЕ́ЛИС (Meireles) Сесилия (1901—64), бразильская поэтесса. Сб. стихов «Путешествия» (1939), «Тихая музыка» (1942), «Бескрайнее море» (1945), «Портрет без прикрас» (1949), «Песни» (1956), «Тень» (1963).

МЕЙРИНК ГУСТАВ

МЕ́ЙРИНК (Meyrink) Густав (наст. имя Густав Майер, Meyer) (1868—1932), австрийский писатель. Ром., в т. ч. «Голем» (1915, п. 1922). «Вальпургиева ночь» (1917). Рассказы (сб. «Волшебный рог немецкого обывателя», т. 1—3, 1909—13; «Лиловая смерть», 1913, п. 1923; «Летучие мыши», 1916, п. 1923).

МЕЙС РОДЖЕР

МЕЙС (Mais) Роджер (1905—55), ямайский писатель. Ром. «Брат человек» (1954), «Черное свечение» (1955).

МЕЙСОН РОНАЛД ЭЛИСОН КЕЛС

МЕ́ЙСОН (Mason) Роналд Элисон Келс (1905—71), новозеландский поэт. Сб. «Ничего нового» (1934), «Этот мрак рассеется» (1941), «Собрание стихов» (1962). Публицистич. ст. «Помогите России или вы поможете Гитлеру» (1941).

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ

МЕЙСТЕРЗИ́НГЕРЫ (нем. Meistersinger, букв. — мастер-певец), немецкие средневековые поэты-певцы из бюргерской ремесленно-цеховой среды (Г. Сакс, Г. Фольц и др.), пришедшие на смену миннезингерам в XIV в. Усваивали в певческих школах (некоторые существовали до середины XIX в.) каноническую манеру исполнения песен на библейские и религиозно-дидактические (XIV—XV вв.), позднее — светские и даже любовные темы. Нередко выступали авторами фастнахтшпилей.

МЕЙСФИЛД ДЖОН

МЕ́ЙСФИЛД (Masefield) Джон (1878—1967), английский писатель. Сб. стихов «Морские баллады» (1902), «Баллады» (1903) и др.; поэмы, в т. ч. «Вдова с Бай-стрит» (1912). Пьесы («Чудо в Кэмпдэне», 1909, п. 1923; «Трагедия Нэд», 1909). Лит.-критич. эссе, автобиография «Век живи — век учись» (1952). Романы.

МЕКСИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЛАЕ ДЖИЗРИ

МЕЛАЕ́ ДЖИЗРИ́, курдский поэт 12 в. Диван лирич. и филос. стихов.

МЕЛЕЖ ИВАН ПАВЛОВИЧ

МЕ́ЛЕЖ Иван Павлович (1921—76), народный писатель БССР (1972). Чл. КПСС с 1940. Ром. «Минское направление» (кн. 1—3, 1949—1952) — о Великой Отечеств. войне; ром. «Люди на болоте» (1961) и «Дыхание грозы» (1965) входят в «Полесскую хронику» (Лен. пр., 1972); «Метель, декабрь» (опубл. 1978). Сб. рассказов «В метель» (1946), «Горячий август» (1948), «В горах дожди» (1957) и др.; пьесы «Пока вы молоды» (1956), «Дни нашего рождения» (1958).

■ Соч., т. 1—10, Минск, 1979—85 (на белорус. яз.); Свидание за городом. Маленькие повести и рассказы, М.—Л., 1966.

● Кулешов Ф., Подвиг художника. Лит. путь И. Мележа, 2 изд., Минск, 1982.

МЕЛЕНДЕС ВАЛЬДЕС ХУАН

МЕЛЕ́НДЕС ВАЛЬДЕ́С (Meléndez Valdés) Хуан (1754—1817), испанский поэт. Ода «Слава искусств» (1781). Сб. «Лирическая поэзия» (1785).

МЕЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

МЕЛИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ, мелика (от греч. mélos — песня), греческая поэзия, достигшая расцвета в VI—V вв. до н. э. Произведения М. п. исполнялись под аккомпанемент лиры; отличались разнообразными комбинациями стихотворных размеров. М. п. использовала формы народного песенного творчества. Сольная мелика большей частью выражала чувства личности (Сапфо, Анакреон), хоровая — приурочивалась к общественным событиям, празднествам (Пиндар).

МЕЛОДИКА СТИХА

МЕЛО́ДИКА СТИХА́ (от греч. melōdikós — мелодический, песенный), система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи.

В редких случаях М. с. бывает канонизирована и образует основу системы стихосложения; китайское стихосложение основано на заданном соответствии между «ровным» и восходящими или нисходящими слоговыми ударениями в смежных стихах. Чаще М. с. бывает свободна и играет в стихе вспомогательную роль; так, в сербохорватском или древнегреческом стихе используются восходящие и нисходящие словесные ударения, а в большинстве стихосложений мира (в т. ч. в русском) — восходящие (в середине строки, подобно середине предложения) и нисходящие (в конце строки) фразовые интонации. Полная реализация М. с. осуществляется лишь при декламации; основа интонационного рисунка задается при этом текстом, но детали привносятся декламатором.

В русском стихе под М. с. обычно разумеются два рода явлений, которые можно назвать микромелодикой и макромелодикой. При членении стихотворного периода (строка, двустишия, четверостишия) в середине его голос обычно повышается, в конце понижается; внутри строки на слабоударных стопах голос повышается, на сильноударных — понижается; совпадения и несовпадения этой интонационной сетки ритма с интонационным движением синтаксиса в стихе дают сложный мелодический рисунок стихотворной речи.

При построении стихотворного текста (стихотворения, отрывка поэмы) в нем могут по-разному распределяться предложения вопросительные, восклицательные (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией), причем их интонационное строение может и подчеркиваться, и приглушаться посредством периодического синтаксиса (см. Период), параллелизмов, антитез, повторов и т. п. Эти приемы складываются в три основных типа интонирования стиха: декламативный (напр., в оде) — см. Ораторский стих, напевный (напр., в романсной лирике) — см. Напевный стих, говорной (напр., в басне) — см. Говорной стих, и некоторые промежуточные (элегия — между декламативным и напевным, послание — между декламативным и говорным). По другой классификации, выделяются лишь два типа интонирования — напевный (песенный и романсный) и говорной (ораторский и разговорный).

Как и другие явления интонационного строения стиха, М. с. — область, еще недостаточно исследованная.

М. Л. Гаспаров.

МЕЛУ НЕТУ ЖУАН КАБРАЛ ДИ

МЕ́ЛУ НЕ́ТУ (Melo Neto) Жуан Кабрал ди (р. 1920), бразильский поэт. Поэтич. сб. «Психология сочинительства» (1947), «Собака без перьев» (1950), «Две воды» (1956), «Четверка» (1960). Сб. рассказов «Музей всего» (1975).

МЕЛЬГАР МАРИАНО

МЕЛЬГА́Р (Melgar) Мариано (1791—1815), перуанский поэт. Басни, элегии, лирич. миниатюры-ярави и др. Сб. «Стихи» (изд. 1878).

МЕЛЬГУНОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МЕЛЬГУНО́В Николай Александрович (1804—67), русский писатель, музыкант. Сб. пов. «Рассказы о былом и небывалом» (т. 1—2, 1834). Пер. (совм. с С. П. Шевыревым и В. П. Титовым) кн. Л. Тика «Об иск-ве и художниках» (1826). Путевые очерки; лит-ведч. и музыковедч. статьи. Романсы на слова А. С. Пушкина и др.

МЕЛЬНИКОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

МЕ́ЛЬНИКОВ Павел Иванович (псевд. Андрей Печерский) (1818—83), русский писатель. Дилогия «В лесах» (1871—74, отд. изд. 1875) и «На горах» (1875—81); рассказы, в т. ч. «Красильниковы» (1852), «Поярков», «Дедушка Поликарп», «Старые годы», «Медвежий угол», «Непременный» (все — 1857), «Бабушкины россказни» (1858). Ист. работы и историко-этнографич. очерки, в т. ч. «Дорожные записки на пути из Тамбовской губ. в Сибирь» (1839—41), «Историч. очерки поповщины» (1864—67), «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» (1867, отд. изд. 1868), «Счисления раскольников», «Тайные секты» (оба — 1868). Кн. «Письма о расколе» (1862).

■ Полн. собр. соч., т. 1—7, СПБ, 1909; Собр. соч., т. 1—8, М., 1976.

● Соколова В. Ф., П. И. Мельников (А. Печерский). Очерк жизни и творчества, Горький, 1981.

МЕММИ АЛЬБЕР

МЕ́ММИ (Memmi) Альбер (р. 1920), тунисский писатель (на франц. яз.). Ром. «Соляной столп» (1953), «Агарь» (1955), «Скорпион» (1969), «Пустыня» (1977). Эссе, в т. ч. «Портрет колонизованного и портрет колонизатора» (1957). Сост. антологии магриб. лит-р (на франц. яз.; 1964, 1969). Публицистика.

МЕМУАРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНАРТ ЯНЕЗ

МЕ́НАРТ (Menart) Янез (р. 1929), словенский поэт, общественный деятель. Сб. стихов «Первая осень» (1955), «Газетные стихи» (1960), «Стихи о наших днях» (1973), «Под знаменьем чумы» (1977), «На станках жизни» (1979).

МЕНГА ГИ

МЕНГА́ (Menga) Ги (наст. имя Гастон Ги Бикута-Менга, Bikuta-Menga) (р. 1935), конголезский писатель, драматург (на франц. и лингала яз.). Пьесы «Котелок из Кока-Мбалы» (1966), «Оракул» (1969), «Бог клана» (1973). Ром. «Бесплодное разбирательство» (1968). Сб-ки сказок (1971, 1974).

МЕНЕСТРЕЛЬ

МЕНЕСТРЕ́ЛЬ (франц. — ménestrel, от позднелат. ministerialis — состоящий на службе), профессиональный певец и музыкант в средневековой Франции, Англии и других странах, обычно состоящий при дворе феодального сеньора; часто слово М. — синоним слов жонглер, трувер, трубадур. В западноевропейской романтической литературе XIX в. идеализированный образ М. стал символом вдохновенного поэта (отсюда — переносное словоупотребление).

МЕНИППЕЯ

МЕНИППЕ́Я (от антич. жанра «мениппова сатира»), термин, употребляющийся для обозначения универсального типа жанрового содержания, относящегося к области серьезно-смехового. Содержательная основа ее амбивалентной структуры — поиски философских, нравственных, социальных истин при фамильярном контакте с живой современностью. Смех и авантюрный сюжет — средства испытания и «провоцирования» высоких идей и остропроблемных ситуаций. Отсюда — смещение и смешение пространственных, временных и психологических планов произведения, сочетание конкретно-бытовой предметности с гротеском и фантастикой, стилистическая разноплановость. Термин «М.» введен М. М. Бахтиным; восходит к названию одного из античных сатирических жанров («мениппова сатира»), но охватывает более широкий круг литературных явлений разных эпох: многие христианские жития и средневековые мистерии, новеллы Возрождения, философские повести просветителей; сходные с М. черты обнаруживаются в жанрах древнерусского шутовского и скоморошьего искусства, в райке (в ст. Раёшный стих) и русских сатирах XVII—XVIII вв. М. оказала большое влияние на формирование романа: от т. н. античных романов («Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея), от романов Ф. Рабле и Дж. Свифта до реалистических произведений Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского (см. Карнавализация). М. продолжает быть фактором развития литературы и в XX в., ее жанровая природа присуща, например, некоторым романам Т. Манна, «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова.

Литература:

Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 4 изд., М., 1979;

его же, Вопросы литературы и эстетики, М., 1975, с. 477—83;

Лихачев Д. С., Панченко А. М., «Смеховой мир» Др. Руси, Л., 1976.

Т. Ф. Приходько.

«МЕНИППОВА САТИРА»

«МЕНИППОВА САТИРА» - «МЕНИ́ППОВА САТИ́РА», мениппова сатура, мениппея, жанр античной литературы, характеризующийся свободным соединением стихов и прозы. Становление «М. с.» античное предание связывает с творчеством философа-киника III в. до н. э. Мениппа из Гадары. От произведений самого Мениппа сохранились лишь заголовки, однако использование его традиций в сочинениях Лукиана (диалоги «Менипп», «Икароменипп», «Разговоры в царстве мертвых»), Варрона (дошло около 600 фрагментов) позволяет отнести «М. с.» к жанру философской сатиры с характерным смешением серьезного и комического, общей пародийной установкой (в т. ч. литературной — пародирование целых сцен эпоса и трагедии). Для «М. с.» существенно создание фантастической среды обитания для своих персонажей (оживление «царства мертвых», полет на небо, нисхождение в преисподнюю), которая переворачивает общепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный от всяких условностей и предрассудков тип поведения героев. Мотивы «М. с.» содержатся также в творчестве Сенеки младшего («Отыквление божественного Клавдия») и Петрония («Сатирикон»). В Европе «М. с.» породила жанр сатир-саморазоблачений, самоосмеяний, воспринятый в одноименной сатире («Мениппова сатира») эпохи религиозных войн во Франции (XVI в.). также Сатура, Мениппея.

Литература:

Помяловский И., Марк Теренций Варрон Реатинский и Мениппова сатура, СПБ, 1869;

Helm R., Lucian und Menipp, Hildesheim, 1967.

И. В. Шагаль.

МЕНУЧЕХРИ АХМАД

МЕНУЧЕХРИ́ Ахмад (?—1040 или 1041), персидский и таджикский поэт. Сохранились преим. панегирич. касыды.

МЕРА ХУАН ЛЕОН

МЕ́РА (Mera) Хуан Леон (1832—94), эквадорский писатель, политический деятель. Ром. «Куманда» (1879). Сб. «Эквадорские новеллы» (изд. 1909). Сб. стихов «Туземные мелодии» (1858); поэма «Дева солнца» (1861).

МЁРДОК АЙРИС

МЁРДОК, Мэрдок (Murdoch) Айрис (р. 1919), английская писательница. Ром. «Под сетью» (1954, п. 1966), «Колокол» (1958), «Отрубленная голова» (1961), «Дикая роза» (1962, п. 1971), «Алое и зеленое» (1965, п. 1968), «Черный принц» (1972, п. 1974), «Море, море» (1978, п. 1982), «Ученики философа» (1983). Филос. («Сартр — романтический рационалист», 1953) и эстетико-филос. работы. Инсценировки собств. романов, пьесы.

МЕРЕДИТ ДЖОРДЖ

МЕ́РЕДИТ (Meredith) Джордж (1828—1909), английский писатель. Социально-психол. ром. «Испытание Ричарда Февереля» (1859), «Приключения Гарри Ричмонда» (1870—71, п. 1870), «Карьера Бьючемпа» (1874—75, п. 1876), «Эгоист» (1879, п. 1894, 1970) и др. Поэтич. сб. «Чтение земли» (1888), «Чтение жизни» (1901) и др.

МЕРЕН СТЕЙН

МЕ́РЕН (Mehren) Стейн (р. 1935), норвежский писатель. Сб. стихов «Сквозь тишину ночи» (1960), «К царству света» (1963), «Гобелен Европа» (1965). Пьеса «Шут и его герцог» (1968). Эссе.

МЕРЗЛЯКОВ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ

МЕРЗЛЯКО́В Алексей Фёдорович (1778—1830), русский поэт, критик, теоретик лит-ры. Проф. Моск. ун-та (1804—30). Гражд. лирика, песни («Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый»), переводы из греч. и рим. поэтов.

■ «Краткое начертание теории изящной словесности», ч. 1—2, М., 1822; Песни и романсы, М., 1830; Стихотворения, Л., 1958.

МЕРИ ВЕЙЁ ВЯЙНЁ

МЕ́РИ (Meri) Вейё Вяйнё (р. 1928), финский писатель. Сб. новелл «Чтобы земля не зеленела» (1954), «Ситуации» (1962). Ром. «Манильский канат» (1957, п. 1965), «Квиты» (1961), «Женщина, нарисованная на зеркале» (1963), «Опорный пункт» (1964), «Шофер господина полковника» (1966, п. 1976), «Оторвавшиеся», «Лагерь» (оба — 1972), «Лето хоккеиста» (1980). Пьесы.

МЕРИМЕ ПРОСПЕР

МЕРИМЕ́ (Mérimée) Проспер (1803—70), французский писатель. Новеллы «Маттео Фальконе», «Таманго», «Видение Карла XI», «Федерико», «Жемчужина Толедо» (все — 1829), «Этрусская ваза» (1830), «Партия в триктрак» (1830), вошедшие в сб. «Мозаика» (1833). Новеллы «Двойная ошибка» (1833), «Венера Илльская» (1837), «Коломба» (1841), «Кармен» (1845), «Локис» (1869). Пов. «Души чистилища» (1834). Сб. пьес «Театр Клары Гасуль» (1825), сб. песен «Гузла» (1827). Сб. «Заметки о путешествии по югу Франции» (1835), «Заметки о путешествии по западу Франции» (1836). Работы по истории иск-ва, по др.-рим. истории, истории Испании. Переводы произв. А. С. Пушкина (в т. ч. «Пиковой дамы», 1849), Н. В. Гоголя (в т. ч. «Ревизора», 1853), И. С. Тургенева. Работы по рус. истории. Пьесы «Два наследства» (1850), «Первые шаги авантюриста» (1852). В России М. переводили начиная с 30-х гг. 19 в.

■ Собр. соч., т. 1—6, М., 1963.

● Гедымин Л. П. и Паевская А. В., Проспер Мериме. Биобиблиографич. указатель, М., 1954; Паевская А. В., Данченко В. Т., Проспер Мериме. Библиография рус. пер. и критич. лит. на рус. яз. 1828—1967, М., 1968; Trahard P. et Josserand P., Bibliographie desoeuvresde P. Mérimée, P., 1929.

МЁРК ЯКОБ ХЕНРИК

МЁРК (Mörk) Якоб Хенрик (1714—63), шведский писатель. Ром. «Приключения Адальрика и Гьётильды» (1742—44, в соавт. с А. Тёрнгреном), «Текла» (1749—58).

МЕРКАНТИНИ ЛУИДЖИ

МЕРКАНТИ́НИ (Mercantini) Луиджи (1821—72), итальянский поэт, гарибальдиец. Патриотич. лирика, в т. ч. баллада «Собирательница колосьев из Сапри» (1857), «Гарибальдийский гимн» (1860).

МЕРСЕР ДЕЙВИД

МЕ́РСЕР (Mercer) Дейвид (1928—1980), английский драматург. Пьесы «Поколения» (1964), «Подходящий случай для психиатра» (1966), «Флинт» (1970), «Утиная песня» (1974).

МЁРТВЫЕ ЯЗЫКИ

МЁРТВЫЕ ЯЗЫКИ́, языки, утратившие речевой коллектив, для которого они являлись живым средством общения. Некоторые языки исчезли, оставив лишь косвенные свидетельства своего существования в виде топонимии и отдельных элементов в языках, вновь распространившихся на данной территории. Но многие М. я., имевшие письменность, сохранились в виде художественных и других текстов.

Некоторые из них до сих пор не дешифрованы, например этрусский, другие продолжают использоваться в качестве тайных или культовых языков, например язык геэз в Эфиопии. Наиболее развитые М. я. с богатой литературной традицией (латинский, древнегреческий, санскрит) и сейчас сохраняют свое значение как языки великих эпических и других литературных творений. В средневековой Европе языком науки и католической церкви являлась латынь, которая и в наши дни служит источником научной терминологии (в меньшей мере и древнегреческий язык). В истории культуры и языков южных и восточных славян велика роль письменного старославянского языка. На его основе на Руси с XI в. сложился т. н. церковнославянский язык: на нем создавалась обширная литература (преимущественно религиозного содержания), он оказал существенное влияние на формирование древнерусского литературного языка.

В. А. Виноградов.

МЁРФИ РИЧАРД

МЁРФИ (Murphy) Ричард (р. 1927), ирландский поэт. Поэтич. сб. «Плавание на остров» (1963), «Огримская битва» (1968), «Высокий остров» (1974).

МЕРЧУЛИ ГЕОРГИЙ

МЕРЧУ́ЛИ Георгий, грузинский писатель 10 в. «Житие Григория Хандзтели» (951).

Предыдущая страница Следующая страница