Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 4, "КИТ"-"КОЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КИТ"-"КОЛ")

КИТ’А

КИТ’А́, жанровая форма лирической поэзии в литературах Ближнего и Среднего Востока, Средней и Юго-Восточной Азии. Используется для создания небольших стихотворений философского либо дидактического характера. Как газель и касыда, К. является моноримом, но не имеет парной рифмы в первом бейте (схема ba ca da…). Излюбленный жанр поэтической импровизации, К. нередко выступала в роли пробного камня при испытании новых поэтов.

Литература:

История перс. и тадж. литературы, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970, с. 105—06.

«КИТАБИ ДЕДЕ КОРКУД»

«КИТАБИ ДЕДЕ КОРКУД» - «КИТА́БИ ДЕДЕ́ КОРКУ́Д» («Книга моего деда Коркуда»), письменный эпический памятник огузских племен, позднее вошедших в состав туркменского, азербайджанского и турецкого народов.

Известен в двух записях: Дрезденская рукопись, состоящая из 12 сказаний, и Ватиканская рукопись из 6 сказаний. Полный перевод памятника на русский язык, осуществленный в 1922 В. В. Бартольдом, опубликован в 1962. Эпос неоднократно издавался также в Турции, где ему посвящена обширная литература. В 1952 исследователь Э. Росси опубликовал комментированный перевод на итальянском языке и факсимиле второй рукописи «К. д. К.», обнаруженной им в Ватиканской библиотеке; ее текст почти не отличается от текста Дрезденской рукописи.

В эпосе нет единого сюжета. Каждое из 12 сказаний самостоятельно, но 10 сказаний более тесно связаны между собой и составляют некий цикл, описывающий героические подвиги огузских богатырей. Основное содержание эпоса — война огузов с «неверными» за утверждение своей власти на завоеванных кавказских землях. Следы эпоса обнаруживаются на древней родине огузов — в Центральной и Средней Азии (легенды и предания о Коркуде сохранились среди киргизов, казахов и других тюркоязычных народов). Очевидно, интеграция огузского героического эпоса происходила еще на Востоке. Окончательно эпос сложился, по-видимому, в Азербайджане.

Издания:

Книга моего деда Коркуда, М.-Л., 1962.

Литература:

Кор-оглы Х., Огузский героический эпос, М., 1976.

Х. Г. Короглы.

КИТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИТАМУРА ТОКОКУ

КИТАМУ́РА Тококу (1868—1894), японский поэт. Сб. «Стихи узника» (1889), «Песни сказочной страны» (1891). Публицистика.

КИТЕЖСКАЯ ЛЕГЕНДА

КИ́ТЕЖСКАЯ ЛЕГЕ́НДА, Легенда о граде Китеже, памятник русской литературы, цикл преданий о легендарном граде Китеже, будто бы погрузившемся в оз. Светлояр (ныне Воскресенский р-н Горьковской обл.) и таким образом укрывшемся от разорения монголо-татар. Цикл слагался на протяжении многих веков; окончательно оформился в старообрядч. «Книге, глаголемой летописец» (1780—1790‑е гг.). К. л. привлекала к себе поэтов (А. Н. Майков, Н. А. Клюев, М. А. Волошин, С. М. Городецкий), прозаиков (П. И. Мельников-Печерский, М. Горький, Д. С. Мережковский, К. А. Федин), художников (В. М. Васнецов, Н. К. Рерих); Н. А. Римский-Корсаков создал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», где наряду с К. л. использованы мотивы древнерусской «Повести о Петре и Февронии».

Литература:

Комарович В. Л., Китежская легенда…, М.-Л., 1936.

Д. М. Буланин.

КИТИНГ ДЖЕФРИ

КИ́ТИНГ (Kcating) Джефри (1570?—1646?), ирландский писатель. Патриотич. стихи, мифологизир. «История Ирландии».

КИТС ДЖОН

КИТС (Keats) Джон (1795—1821), английский поэт. Гедонистич. стихи (сб. 1817 и др.). Идиллия «Эндимион» (1818). Символико-аллегорич. поэма «Гиперион» (неоконч., 1820). Оды («Ода к осени»), сонеты («Кузнечик и сверчок», п. 1938 и 1943), баллады. Историч. трагедия «Оттон Великий» (1819).

■ Лирика, М., 1979.

● Дьяконова Н.Я., Китс и его современники, М., 1973.

КИХАДА УРИАС АЛЬФОНСО

КИХА́ДА УРИАС (Quijada Urías) Альфонсо (р. 1940), сальвадорский поэт. Сб. «Великий метод» (1972).

КИЦБЕРГ АУГУСТ

КИ́ЦБЕРГ Аугуст (1855—1927), эстонский писатель. Пьесы «В вихре ветров» (1906), «Хитрый Антс и Нечистый» (пост. 1907), «Оборотень» (пост. 1911), «Бог мошны» (1915), «Лауритс» (1919, п. — «Красный петух», 1959), «До рассвета» (1919), «Проклятый хутор» (1923). Сб. «Деревенские рассказы» (кн. 1—5, 1915—21).

■ Соч., т. 1—2, Тал., 1956 (на эст. яз.); Пьесы, М., 1962.

КИШ ЭГОН ЭРВИН

КИШ (Kisch) Эгон Эрвин (1885—1948), австро-чешский писатель (на нем. яз.). Чл. КПА с 1918. В 1937—38 сражался в Интернац. бригаде в Испании. В 1940—46 в эмиграции. Политич. репортажи, в т.ч. «Неистовый репортер» (1925), «Цари, попы, большевики» (1927), «Американский рай» (1930), «Азия, измененная в корне» (1932), «Высадка в Австралии» (1937).

■ Рассказы об Испании, М., 1939; Репортажи, М., 1964.

КИШФАЛУДИ КАРОЙ

КИ́ШФАЛУДИ (Kisfaludy) Карой (1788—1830), венгерский писатель. Драмы «Татары в Венгрии», «Воевода Штибор» (обе — 1819), комедии «Женихи» (1819), «Разочарование» (1828). Лирика, в т.ч. баллады и нар. песни. Новеллы.

КЛАВДИАН КЛАВДИЙ

КЛАВДИА́Н (Claudianus) Клавдий (ок. 375 — после 404), римский поэт (на греч. и лат. яз.). Грек; родом из Александрии египетской; был при дворе имп. Гонория и др. Панегнрич. и сатирич. поэмы, стихи на случай, мифол. поэма «Похищение Прозерпины» (п. 1782).

■ Поздняя лат. поэзия, М., 1982.

КЛАВЕЛЬ БЕРНАР

КЛАВЕ́ЛЬ (Clavel) Бернар (р. 1923), французский писатель. Ром. «Испанец» (1959, п. 1980), «Великое терпение» (т. 1—4, 1962—64, п. 1966—72), «Геркулес на площади» (1966), «Повелитель реки» (1972), «Когда молчит оружие» (1974); цикл «Столпы неба»: «Пора волков» (1976, п. 1979), «Свет озера» (1977), «Воительница» (1978), «Мари — добрая душа» (1980), «Компаньоны из Нового света» (1981). Новеллы. Публицистич. кн. «Избиение младенцев» (1970).

КЛАДЕЛЬ ЛЕОН

КЛАДЕ́ЛЬ (Cladel) Леон (1835—1892), французский писатель. Ром. «Жак Ратас (INRI)» (1872—1887, опубл. 1931, п. 1933) и др. Сб. новелл «Босые» (1873) и «Маленькие тетрадки» (1879); повести.

■ Очерки и рассказы из жизни простого народа. [С отзывом И.С. Тургенева], СПБ, 1877.

КЛАНСЬЕ ЖОРЖ ЭММАНЮЭЛЬ

КЛАНСЬЕ́ (Clancier) Жорж Эмманюэль (р. 1914), французский писатель. Романич. тетралогия: «Черный хлеб» (1956), «Фабрика короля» (1957), «Городские флаги» (1959), «Последняя пора» (1961). Сб. новелл «Веронские арены» (1964). Сб. стихов «Время героев» (1943), «Таинственная земля» (1951), «Голос» (1956), «Явное» (1960), «Быть может некое жилище» (1972). Критич. этюды «От Рембо до сюрреализма» (1953), «Французская поэзия от Шенье до Бодлера» (1963).

КЛАРК АРТУР ЧАРЛЗ

КЛАРК (Clarke) Артур Чарлз (р. 1917), английский писатель-фантаст. Ром.-утопии «Конец детства» (1953), «Космическая одиссея 2001 года» (1968, п. 1970), «Свидание с Рамой» (1973, п. 1976), «Фонтаны рая» (1979).

КЛАРК ДЖОН ПЕППЕР

КЛАРК (Clark) Джон Пеппер (р. 1935), нигерийский поэт, драматург, публицист (на англ. яз.).

КЛАРК МАРКЕС ЭНДРЮ

КЛАРК (Clarke) Маркес Эндрю (1846—1881), австралийский писатель. Ром. «Неравные шансы» (1869), «Пожизненное заключение» (1870—72, п. — «Английская каторга», 1903). Пов. «Между тьмой и светом» (1875). Пьесы («Счастливый край», 1880). Рассказы (сб. «Старые истории юной страны», 1871), очерки, стихи, публицистика.

КЛАРК ОСТИН

КЛАРК (Clark) Остин (р. 1932), барбадосский писатель. С 1956 — в Канаде. Ром.: «Среди терний» (1965, п. 1972). Ром.-трилогия «Место встречи» (1967), «Штурм удачи» (1973), «Более сильный свет» (1975).

-----------------------------------

КЛАРК (Clarke) Остин (1896—1974), ирландский поэт. Поэтич. сб. «Мщение Финна» (1917), «Угон быка из Каннахта» (1925), «Паломничество» (1929), «Древние огни» (1955), «Полет в Африку» (1963), «Эхо в Куле» (1968). Ист. стихотв. драмы «Великий пост» (1941), «Хитрость удалась» (1950). Романы. Мемуары. Критика.

«КЛАРТЕ»

«КЛАРТЕ» - «КЛАРТЕ́» (франц. clarté — ясность, свет), международное антиимпериалистическое объединение прогрессивных писателей и деятелей культуры. Создано А. Барбюсом в 1919. В состав Международного руководящего комитета «К.» входили А. Франс, П. Вайян-Кутюрье, Р. Лефевр (Франция), Г. Уэллс, Т. Харди (Англия), В. Бласко Ибаньес (Испания), Г. Брандес (Дания), Э. Синклер (США). Объединение развернуло работу во Франции и за рубежом. В Австрии организатором движения был С. Цвейг, в Германии — Г. Манн, в Турции членом «К.» был Назым Хикмет; во многих странах возникли группы «К.». Брошюра Барбюса «Свет из бездны. К чему стремится группа «Кларте»», ставшая манифестом объединения, подчеркивала мировое значение Октябрьской революции, осуждала блокаду и иностранную интервенцию в Советскую Россию и определяла основную цель «К.» как «революцию в умах», т. е. борьбу за освобождение человечества от предрассудков, порождаемых буржуазным обществом и религией. В октябре 1919 под одноименным названием Барбюс издавал газету, с ноября 1921 — журнал (выходил до 1928). В журнале печатались произведения В. И. Ленина, А. В. Луначарского, М. Горького, В. В. Маяковского.

КЛАССИКИ

КЛА́ССИКИ, писатели, признаваемые лучшими, образцовыми. В узком смысле — греческие и римские писатели (в противоположность писателям нового времени), а также представители классицизма (ныне более употребителен термин «классицисты»), В широком смысле — все писатели определенных периодов, считающихся временем расцвета той или иной национальной культуры (напр., V в. до н. э. для Греции, I в. до н. э. для Рима, XVII в. для Франции, XIX в. для России), а также вообще все крупные писатели, творчество которых стало живым достоянием не только национальной, но и мировой литературы. К понятию «К.» восходят такие условные термины, как «классическая традиция», «классическая манера» (в искусстве).

М. Л. Гаспаров.

КЛАССИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ

КЛАССИЦИ́ЗМ ВЕ́ЙМАРСКИЙ, направление в немецкой просветительской литературе 80—90‑х гг. XIX в. Представлен произведениями И. В. Гёте и Ф. Шиллера периода их творческого содружества в г. Веймар, теоретическими трактатами И. И. Винкельмана, В. Гумбольдта. Отвергая индивидуалистическое бунтарство «Бури и натиска», преодолевая односторонность руссоистского культа чувства, К. в. обращался к античности как идеалу формирования гармоничной, свободной и гуманной личности. Произведения К. в. отличаются стремлением к масштабности образов, простоте композиции, строгой завершенности формы. При этом, в отличие от французского классицизма, эстетика К. в. не связывала себя никакими догмами; творчество великих веймарцев — Гёте и Шиллера — отмечено богатством и многообразием жанров, не канонических для классицизма. К. в. противостоял как тривиальной литературе (в частности, популярной в то время семейной драме), так и зарождавшемуся романтизму.

Литература:

Неустроев В. П., Немецкая литература эпохи Просвещения, М., 1958;

История немецкой литературы, т. 2, М., 1963;

Тураев С. В., Классицизм в немецкой литературе XVIII в., в кн.: Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970.

С. В. Тураев.

КЛАУДИУС ЭДУАРД

КЛА́УДИУС (Claudius) Эдуард (наст. фам. Шмидт, Schmidt) (1911—1976), немецкий писатель (ГДР). Чл. КПГ с 1932. С 1934 в эмиграции, участник Нац.-рев. войны исп. народа 1936—1939, в 1939—45 в лагерях и тюрьмах для интернированных. Ром. «Зеленые оливы и голые горы» (1945), «О тех, кто с нами» (1951, п. 1953), «О любви надо не только говорить» (1957). Сб. рассказов «Соль земли» (1948), «О трудном начале» (1950) и др. Очерки. Кн. мемуаров «Беспокойные годы» (1968).

КЛАУЗУЛА

КЛА́УЗУЛА (лат. clausula — заключение), окончание стиха или прозаического колона; обычно отличается повышенной ритмичной урегулированностью (в силлабическом стихе — тенденция к твердому расположению долгот или ударений, в силлабо-тоническом стихе — к обязательной ударности последнего икта), часто — рифмой. По числу безударных слогов после последнего ударения различаются К. мужские (молодой), женские (молодая), дактилические (молодеющий), гипердактилические (молодеющие) и др.

М. Л. Гаспаров.

КЛАУС ХЮГО

КЛА́УС (Claus) Хюго (р. 1929), бельгийский писатель (на нидерл. яз.). Циклы стихов «Дом на грани ночи и утра» (1953), «Остаккерские стихи» (1955), «Раскрашенный всадник» (1961). Ром. «Семья Метсирс» (1950), «Изумление» (1962), «Стыд» (1972), «Год рака» (1973). Новеллы. Пьесы «Шут» (1968), «Зуб на зуб» (1970).

КЛДИАШВИЛИ ДАВИД САМСОНОВИЧ

КЛДИАШВИ́ЛИ Давид Самсонович (1862—1931), народный писатель Грузинской ССР (1930). Пов. «Соломон Морбеладзе» (1894), «Мачеха Саманишвили» (1897), «Невзгоды семьи Камушадзе» (1900). Рассказы. Пьесы «Счастье Ирины» (1897), «Невзгоды Дариспана» (1903), «Беда» (1914). Мемуары «На моем жизненном пути» (1925).

■ Соч., т. 1—2, Тб., 1980—81 (на груз. яз.); Избр., Тб., 1956.

КЛДИАШВИЛИ СЕРГО ДАВИДОВИЧ

КЛДИАШВИ́ЛИ Серго Давидович (р. 1893), грузинский советский писатель. Ром. «Пепел» (кн. 1—2, 1932—63), «Тихая обитель» (1958). Пьесы «Поколение героев» (1937), «Оленье ущелье» (1944), «Возвращение» (1952). Цикл «Сванские новеллы» (1935).

■ Соч., т. 1—4, Тб., 1971—78 (на груз. яз.); Избр., Тб., 1979.

● Чхеидзе Н., С. Клдиашвили, Тб., 1958.

КЛЕЙСТ ГЕНРИХ ФОН

КЛЕЙСТ, Клайст (Kleist) Генрих фон (1777—1811), немецкий писатель. Трагедии, в т.ч. «Семейство Штроффенштейн» (1803), «Роберт Гискар» (сохранился фрагмент), «Пентесилия» (1808), драмы, в т.ч. «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» (1810), «Битва Германа», «Принц Фридрих Гомбургский» (обе — 1821, посм.), комедия «Разбитый кувшин» (1811). Новеллы, в т.ч. «Михаэль-Кольхаас» (1810). Стихи; патриотич. воззвание «Катехизис немцев» (1809).

■ Собр. соч., т. 1—2, П.-М., 1923; Пьесы, М., 1962; Драмы. Новеллы, М., 1969; Избр., М., 1977.

КЛЕРК РЕНЕ ДЕ

КЛЕРК (Clercq) Рене де (1877—1932), бельгийский писатель (на нидерл. яз.). Сб. стихов «Факелы» (1909), «Призыв рога» (1916), «Книга о Любви» (1921). Ром., в т.ч. «Ротланд», «Хармен Рилс» (оба — 1913).

КЛИМАКС

КЛИ́МАКС (от греч. klímax — лестница), стилистическая фигура, вид градации.

КЛИМЕНТ РИМСКИЙ

КЛИМЕ́НТ РИ́МСКИЙ (? — ок. 103), раннехристианский писатель (на греч. яз.). Епископ Римский (с 92). Сохранилось «Первое послание к Коринфянам» (ок. 97); ошибочно приписывались еще 3 послания и т. н. «Клементины».

■ PG, t. 1—2; Памятники древней христ. письменности, [предисл. и коммент. П. Преображенского], т. 2, М., 1860.

● Приселков А., Обозрение посланий св. Климента, епископа Римского, к коринфянам, СПБ, 1888.

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

КЛИ́МЕНТ СМОЛЯ́ТИЧ (? — после 1164), писатель и проповедник, митрополит киевский (1147—54). До нас дошли: «Послание, написано Климентом, митрополитом рускым, Фоме прозвитеру» (состоит из предисловия и толкований библ. выражений); ответы на вопросы Кирика Новгородца (1149—50).

■ Никольский Н., О лит. трудах… Климента Смолятича., СПБ, 1892.

● Гранстрем Е.Э., Почему митрополита К.С. называли «философом», «ТОДРЛ», 1970, т. 25.

КЛИНГЕР ФРИДРИХ МАКСИМИЛИАН

КЛИ́НГЕР (Klinger) Фридрих Максимилиан (1752—1831), немецкий писатель. С 1780 жил в России. Драмы «Отто», «Страждущая женщина» (обе 1775), «Близнецы», «Буря и натиск» (обе 1776), «Стильпо и его сыновья» (1777), «Дамокл» (1788). Филос. романы, в т.ч. «Жизнь Фауста, его деяния и гибель в аду» (1791, п. 1913).

КЛИТГОР МОГЕНС

КЛИ́ТГОР (Klitgaard) Могенс (1906—1945), датский писатель. Чл. КП Дании. Ром. «В трамвае сидит человек» (1937), «Бог делает воздух теплее для стриженных овец» (1938), «Элли Петерсен» (1941), «Красные перья» (ист., 1940), «Баллада о Нюторве» (1940), «Скандал на Новой площади» (1940), «Божественные будни» (1942).

КЛОПШТОК ФРИДРИХ ГОТЛИБ

КЛО́ПШТОК (Klopstock) Фридрих Готлиб (1724—1803), немецкий поэт. Религ. эпич. поэма «Мессиада» (т. 1—4, 1751—73, п. 1785—87); оды, в т.ч. «Холм и роща» (1767), «Они, а не мы» (1790; в честь Великой франц. революции); кн. стихов «Немецкая республика ученых» (1774); драмы, в т.ч. на библейские сюжеты — «Смерть Адама» (1757), «Соломон» (1764), «Давид» (1772). Ист. трил.: драмы «Битва Германа» (1769), «Герман и князья» (1784), «Смерть Германа» (1787).

● Klopstock-Bibliographie…, B.—N. Y., 1975.

КЛОС ВИЛЛЕМ

КЛОС (Kloos) Виллем (1859—1938), нидерландский поэт. «Книга юношеских стихов» (1875—78, на нем. яз.). Сб-ки сонетов «Стихи» (1894, 1902, 1913). Драматич. фрагменты «Родопис» (1878), «Сафо» (1882). Лит-ведч. работы.

КЛЮЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

КЛЮ́ЕВ Николай Алексеевич (1884—1937), русский советский поэт. Кн. стихов «Сосен перезвон» (предисл. В. Брюсова), «Братские песни» (обе — 1912), «Мирские думы» (1916), «Песнослов» (кн. 1—2), «Медный кит» (обе — 1919), «Избяные песни» (1920), «Ленин» (1923), «Изба и поле» (1928). Поэмы «Мать-Суббота» (1922), «Деревня», «Плач по Есенину», «Заозерье» (все — 1927).

■ Стихотворения и поэмы, Л., 1977; Избр., М., 1981.

КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ

КЛЮЧЕ́ВСКИЙ Василий Осипович (1841—1911), русский историк, академик Петербургской АН (1900), почетный академик по разряду изящной словесности (1908).

■ Соч., т. 1—8, М., 1956—59; Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, М., 1968; Неопубл. произв., М., 1983.

КЛЮШНИКОВ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ

КЛЮ́ШНИКОВ Виктор Петрович (1841—1892), русский писатель. Ред. журн. «Нива» (1870—75, 1887—92), «Кругозор» (1876—78), «Всенаучного словаря» (1879—82). Ром. «Марево» (1864), «Большие корабли» (1866—74), «Цыгане» (1869). Пов. «Другая жизнь» (1865), «Не-Марево» (1871), «Семья вольнодумцев» (1872, совм. с П. Петровым), «При Петре» (1872, совм. с В. И. Кельсиевым). Рассказы, очерки, переводы, критика.

● Писарев Д.И., Сердитое бессилие. Собр. соч., т. 3, М., 1956.

КЛЮШНИКОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

КЛЮ́ШНИКОВ Иван Петрович (1811—1895), русский поэт. Филос. лирика 1830-х и 1880-х гг. (в сб. Поэты кружка Н. В. Станкевича, 1964). Пов. «Любовная сказка» (1849).

КНИГА

КНИ́ГА, важнейшая исторически сложившаяся форма закрепления информации, предназначенная для повторяющегося воспроизведения и передачи во времени и пространстве. Современная К. — произведение печати в форме кодекса (свода) с определенным минимальным количеством страниц (в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО — свыше 3 печатных листов, т. е. не менее 48 страниц). К. играет огромную роль в качестве орудия политической и идеологической борьбы, научного исследования и развития культуры. Является основным средством материального воплощения и распространения художественной литературы.

Отбор для полиграфического воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, их партийная и профессиональная оценка, подготовка для печати и выпуск — функции издательского дела. Множественное воспроизведение К. осуществляется полиграфической промышленностью. Распространение и пропаганда К. — функции книжной торговли. Собирание, обработка и хранение К. осуществляются в рамках библиотечного дела. Целенаправленное информирование читателей о К. и других произведениях печати — задача библиографии (см. Библиография литературная). К. и книжное дело изучает комплексная научная дисциплина — книговедение. Художественная К. и ее история изучаются и освещаются литературоведением и литературной критикой.

В писательской практике термин «К.» иногда приобретает жанрообразующее значение (напр., «Книга песен» или «Книга Легран» Г. Гейне; «Открытая книга» В. А. Каверина; «книга про бойца» — так А. Т. Твардовский определил жанр своего «Василия Теркина»).

Литература:

Ленин и книга, М., 1964;

Пятьсот лет после Гутенберга. 1468 — 1968, М., 1968;

400 лет рус. книгопечатания, т. 1—2, М., 1964;

Кацпржак Е. И., История книги, М., 1964;

Книга. Исследования и материалы, сб. 1—41, М., 1959 — 1980;

Искусство книги. [Альманах], в. 1—9, М., 1960 — 1979.

«КНИГА И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

«КНИГА И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» - «КНИ́ГА И ПРОЛЕТА́РСКАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ», ежемесячный журнал марксистско-ленинской критики и библиографии; выходил в издательстве «Правда» (Москва) в 1932 — 1940 (вместо журнала «Книга и революция», выходившего там же в 1929 — 1930). Помещал статьи и рецензии, а также обзоры и аннотированную библиографию литературы по всем отраслям знания.

Д. П. Муравьев.

КНИГА ИОВА

КНИ́ГА ИО́ВА (или Йова) (древнеевр.’Ijjôb), произведение древнееврейской поэзии, входящее в ветхозаветный канон Библии и принадлежащее к типу т.н. «литературы премудрости»; относится, вероятно, к V—IV вв. до н. э. (позднейшие вставки — к III в. до н. э.). Притча об Иове основана на очень древнем семитском предании; в книге Иезекиила (14.14, 20) Иов назван наряду с Ноем и Даниилом как один из трех образцовых праведников.

Представ перед престолом бога и вступив с ним в спор, сатана («сатан» — букв. «противник», «супостат») утверждает, что Иов благочестив лишь потому, что благополучен. Желая испытать его праведность, бог истребляет имение и потомство Иова, поражает его жестоким недугом. Споря с друзьями-утешителями, настаивающими на виновности Иова и заведомой правоте бога (безупречно ортодоксальная идея), Иов требует справедливого суда над собой, где бог явился бы разом судией, истцом и ответчиком. В откровении свыше Иов постигает несоизмеримость могущества бога и человеческой немощи; его искренности и выстраданному благочестию воздается двойная награда, а отвлеченные умствования его друзей обличаются богом.

В мировой литературе имеются многочисленные отголоски К. И., в т. ч. спор бога и сатаны (Мефистофеля) о человеке в «Прологе на небесах» гетевского «Фауста», богоборческие монологи Ивана Карамазова; в лирической поэзии к образу Иова обращались Дж. Байрон, Вяч. И. Иванов, М. И. Цветаева и мн. др.

Издания и литература:

Книга Иова, в кн.: Поэзия и проза Др. Востока, М., 1973;

Аверинцев С. С., Иов, в кн.: Мифы народов мира, т. 1, М., 1980 (библ.).

О. Е. Нестерова.

КНИЖНАЯ ПАЛАТА

КНИ́ЖНАЯ ПАЛА́ТА, см. Всесоюзная книжная палата.

КНИЖНЫЙ ЗНАК

КНИ́ЖНЫЙ ЗНАК, см. Экслибрис.

КНЯЖНИН ЯКОВ БОРИСОВИЧ

КНЯЖНИ́Н Яков Борисович (1740—1791), русский драматург. Трагедии, в т.ч. «Дидона» (1769), «Владимир и Ярополк» (1772), «Росслав» (1784), «Владисан», «Софонизба» (обе — 1786), «Вадим Новгородский» (1789, опубл. 1793, сожжена по приказу Екатерины II; вновь опубл. 1871, полн. 1914). Комедии «Хвастун» (1784—85), «Чудаки» (1790) и др., комич. оперы, в т.ч. «Несчастье от кареты» (1779), «Сбитенщик» (1783). Пер. трагедий П. Корнеля, комедий К. Гольдони и др.

■ Собр. соч., т. 1—4, СПБ, 1787; Избр. произв., Л., 1961.

КНЯЗЬНИН ФРАНЦИШЕК ДИОНИЗЫ

КНЯ́ЗЬНИН (Kniaźnin) Францишек Дионизы (1750—1807), польский поэт. Кн. «Любовные стихотворения, или Песни в анакреонтическом роде» (т. 1—2, 1779); комич. и пасторальные поэмы, басни; пьесы.

КОБАЯСИ ТАКИДЗИ

КОБАЯ́СИ Такидзи (1903—1933), японский писатель. Чл. КПЯ с 1931. Пов. «Снегозащитная роща», «15-е марта» (обе — 1928), «Краболов» (1929), «Жизнь для партии» (1933). Рассказы.

■ Избр., М., 1957.

● Чегодарь Н., Кобаяси Такидзи, М., 1966.

КОБЕЕВ СПАНДИЯР

КОБЕ́ЕВ Спандияр (1878—1956), казахский советский писатель. Чл. КПСС с 1940. Ром. «Выкуп» (1913). Кн. мемуаров «Сбывшиеся мечты» (1951).

■ Избр., А.-А., 1960 (на казах. яз.).

КОБЗАРЬ

КОБЗА́РЬ, бандурист, украинский народный певец, аккомпанирующий себе на кобзе (бандуре). В репертуаре К. (думах, песнях) отразились вековые чаяния народа, воспевались герои народной борьбы с иноземными поработителями. Своего расцвета искусство К. достигло в XVI—XVII вв. Ныне (с 1965) существует Государственная капелла бандуристов УССР.

«КОБЛАНДЫ-БАТЫР»

«КОБЛАНДЫ-БАТЫР» - «КОБЛАНДЫ́-БАТЫ́Р», казахский героический эпос (известны также каракалп., крымско-тат., алт. версии). Бытует в стихотворной форме. Самый полный вариант (более 10000 строк) исполнял казахский акын Н. Байганин.

В основе сюжета — борьба богатыря Кобланды, предводителя кипчаков (тюрк. племя, предки казахов), с захватчиками кызылбашами. Традиционные эпические сюжеты — чудесное рождение героя от престарелых родителей, героическое сватовство (победа в состязаниях женихов) и женитьба на красавице Кортке (типичная эпич. фигура жены — мудрой советчицы), воспитавшей для мужа богатырского коня Тайбурыла. В походах Кобланды помогают богатыри Караспан и Орык, богатырша Карлыга, дочь хана Кобикты, которая избавила богатырей от ханского плена (ср. сходный сюжет в «Алпамыше»), помогла одолеть своего отца и брата — родовые связи в эпосе, т. о., уже подчинены героическому индивидуализму. Кобланды отказывает в любви богатырше, и та в гневе ранит его. Карлыгу усмиряет лишь сын героя Букенбай. Эпос завершается свадьбой Кобланды и Карлыги.

Для поэтики эпоса «К.-б.» характерны плачи матери, сестры и жены героя во время разлуки с ним.

Издания:

Кобланды-батыр. Казахский героический эпос, М., 1975.

В. П.

КОБЫЛЯНСКАЯ ОЛЬГА ЮЛИАНОВНА

КОБЫЛЯ́НСКАЯ Ольга Юлиановна (1863—1942), украинская писательница. Пов. «Покорность» (1898), «В воскресенье утром зелье копала…» (1909), «В поисках ситуаций» (1913) и др. Социально-психол. ром. «Земля» (1902). Рассказы «У св. Ивана» (1896), «Иуда» (1915), «Письмо осужденного солдата к своей жене» (1923).

■ Соч., т. 1—5, К., 1962—63; Соч., т. 1—2, К., 1983 (оба на укр. яз.); Избр. произв., М., 1953.

КОБЯКОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

КОБЯКО́В Василий Андреевич (1906—1937), хакасский советский писатель. Пов. «Айдо» (1934). Сб. стихов и рассказов «Хакасия поет» (1935).

■ Повести и рассказы, Абакан, 1969; Стихи, Абакан, 1969 (оба на хакас. яз.); Айдо. Сб., Абакан, 1959.

КОВАЧИЧ АНТЕ

КО́ВАЧИЧ (Kovačić) Анте (1854—1889), хорватский писатель. Ром. «Адвокат» (1882), «В регистратуре» (1888, п. 1983). Повести, баллады, песни, стихотв. сатиры, фельетоны.

КОВАЧИЧ ИВАН ГОРАН

КО́ВАЧИЧ (Kovačić) Иван Горан (1913—1943), хорватский писатель. Поэма «Яма» (опубл. 1944, п. в отрывках, 1963), стихи (сб. «Огни и розы», опубл. 1945), новеллы («Дни гнева», 1936).

КОГЭЛНИЧАНУ МИХАИЛ

КОГЭЛНИЧА́НУ (Kogǎlniceanu) Михаил (1817—1891), румынский и молдавский писатель, историк, государственный и политический деятель. Ист. труды. Сб-ки физиологич. очерков. «Румынские хроники, или Летописи Молдовы и Валахии» (т. 1—3, 1872—74; собраны и изданы впервые).

КОДА

КО́ДА (итал. coda, букв. — хвост), 1) нисходящая часть строф песенно-плясового происхождения (напр., в канцоне), замыкающая 2-членную восходящую часть (аналогична эподу в греч. триаде «строфа + антистрофа + эпод»).

2) Дополнительные строки (сверх четырнадцати) в конце шуточного сонета.

М. Л. Гаспаров.

«КОДЗИКИ»

«КОДЗИКИ» - «КО́ДЗИКИ», японская летопись, сб. космогонических, героических мифов и исторических сказаний. Записана в 712. Состоит из трех частей: первая — космогонические сказания, вторая — о мифических царях, третья — об исторически реальных царях; доведена до царствования императрицы Суйко (592 — 628). В текст вплетено много песен. Подбор мифов тенденциозен, поскольку цель создания «К.» — доказать законность власти царей. Впервые напечатана в XVII в.

«КОДРЫ»

«КОДРЫ» - «КО́ДРЫ», литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган СП Молдавской ССР. Издается в Кишиневе с 1968 на русском языке.

КОДУЭЛЛ КРИСТОФЕР

КО́ДУЭЛЛ (Caudwell) (наст. фам. Спригг, Sprigg) Кристофер (1908—1937), английский писатель, критик. Чл. КП Великобритании (с 1935). Кн. «Иллюзия и действительность» (1934, опубл. 1937, п. 1969), статьи, романы, поэмы.

КОЗАК ЯН

КО́ЗАК (Kozák) Ян (р. 1921), чешский писатель. Чл. КПЧ с 1945. Ром. «Святой Михал» (1971), «Гнездо аиста» (1976, п. 1982), «Осень в краю тигров» (1979), «Адам и Ева» (1982). Пов. «Сильная рука» (1966), «Марьяна Радвакова» (1962), «Белый жеребенок» (1975).

■ Избр., М., 1978.

КОЗАРАЦ ЙОСИП

КО́ЗАРАЦ (Kozarac) Йосип (1858—1906), хорватский писатель. Ром. «Мертвые капиталы» (1889), «Между светом и тьмой» (1891), новеллы.

КОЗАЧЕНКО ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ

КОЗАЧЕ́НКО Василий Павлович (р. 1913), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1952. Пов. «Аттестат зрелости» (1945), «Заре навстречу» (1954), «Горячие руки» (1960), «Белое пятно» (1970) и др. Ром. «Отчий дом» (1979).

■ Соч., т. 1—4, К., 1979—80 (на укр. яз.); Письма из патрона, т. 1—2, М., 1973.

КОЗИЦКИЙ ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КОЗИ́ЦКИЙ Григорий Васильевич (1724—1776), русский писатель, переводчик. Руководил «Собранием, старающимся о переводе иностранных книг» (с 1768). Переводы из антич. авторов, сатирико-нравоучит. статьи.

КОЗЛАНЮК ПЁТР СТЕПАНОВИЧ

КОЗЛАНЮ́К Пётр Степанович (1904—1965), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. В СССР — с 1939. Ром.-трил. «Юрко Крук» (кн. 1—3, 1946—56). Рассказы и очерки; произв. для детей; публицистика.

■ Соч., т. 1—4, К., 1974—75 (на укр. яз.); Избр., М., 1954.

КОЗЛОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

КОЗЛО́В Иван Иванович (1779—1840), русский поэт, переводчик. В 1821 ослеп. Поэмы «Чернец» (1825), «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая» (1828), «Безумная» (1830). Гражд. лирика («Пленный грек в темнице», 1822; «Байрон», 1824), баллады, «кладбищенские» стихи. Нек-рые стихи К. стали известными песнями и романсами: «Вечерний звон» (пер. стих. Т. Мура), «Не бил барабан перед смутным полком», «Тревожные раздумья», «Венецианская ночь». Пер. Дж. Байрона, В. Скотта, Данте, Т. Тассо, Л. Ариосто, А. Шенье, А. Мицкевича. Дневники.

■ Стихотворения, СПБ, 1828; Полн. собр. стихотворений, Л., 1960; Стихотворения, М., 1979.

● Афанасьев В.В., Жизнь и лира. Худож.-документ. кн. о поэте И. Козлове, М., 1977.

«КОЗЫ-КОРПЕШ И БАЯН-СЛУ»

«КОЗЫ-КОРПЕШ И БАЯН-СЛУ» - «КОЗЫ́-КОРПЕ́Ш И БАЯ́Н-СЛУ», казахская лиро-эпическая поэма. Бытовала также у башкир, алтайцев и др. Известно свыше 16 вариантов в записях XIX — 1‑й половины XX вв. В основе — широко распространенный сюжет о разлученных влюбленных.

Отец красавицы Баян — Карабай и отец Корпеша — Карыбай договорились об обручении детей еще до их рождения. После гибели Карыбая отец Баян не пожелал отдавать дочь сироте и откочевал в калмыцкие степи. Далее следуют традиционные эпические сюжеты борьбы за невесту: Корпеш отправляется на поиски суженой, преодолевает сверхъестественные препятствия по дороге и, достигнув стад Карабая, переодетым нанимается в пастухи (ср. Когюдей-мергена в эпосе «Маадай-кара»). Баян узнает его и проводит с ним ночь. Богатырь Кодар, которому обещана Баян, предательски убивает Корпеша (в некоторых версиях — при участии ее родичей). Баян убивает навязанного жениха и закалывает себя на могиле возлюбленного.

Поэма слагалась под влиянием эпоса «Алпамыш».

Издания:

Казахский эпос, А.-А., 1958.

Литература:

Жирмунский В. М., Тюркский героический эпос, Л., 1974.

В. П.

КОЗЬМА ПРАЖСКИЙ

КОЗЬМА́ ПРА́ЖСКИЙ (Cosmas Pragensis) (ок. 1045 — 1125), первый чешский хронист, декан собора св. Вита в Праге (с 1110). «Чешская хроника» (1125, на лат. яз.).

КОЗЬМА ПРЕСВИТЕР

КОЗЬМА́ ПРЕСВИ́ТЕР, болгарский писатель (10 в.).

КОЗЬМА ПРУТКОВ

КОЗЬМА́ ПРУТКО́В, коллективный псевдоним и сатирический образ, созданный в 1850—60‑е гг. группой писателей: А. К. Толстым, бр. Ал. М., Ал-дром М. и Вл.М. Жемчужниковыми, выступавшими под этим именем с пародийными стихами, баснями, афоризмами («Философ в бане», «Проект: о введении единомыслия в России», комедия «Торжество добродетели» и мн. др.).

■ Соч. Козьмы Пруткова, М., 1965, 1982; Жуков Дм., Козьма Прутков и его друзья, 2 изд., М., 1983.

КОИРАЛА БИШВЕШВАР ПРАСАД

КОИРА́ЛА Бишвешвар Прасад (1915—1982), непальский писатель. Рассказы. Ром. «Брат Нирендры», «Три поворота», «Сумнима».

КОЙДУЛА ЛИДИЯ

КО́ЙДУЛА Лидия (наст. имя и фам. Лидия Эмилие Флорентине Янзен) (1843—1886), эстонская поэтесса и драматург. Поэтич. сб. «Луговые цветы» (1866), «Соловей Эмаеги» (1867). Пьесы «Марет и Мийна, или Березки сватов», «Двоюродный братец из Сааремаа» (обе — 1870), «Этакий Мульк, или Сто пур соли» (1872), «Водка сватов» (1880, опубл. 1946). Рассказы (сб. «Мельник и его сноха», 1863, и др.).

■ Соч., т. 1—2, Тал., 1957; Избр., М., 1961.

КОК МАРТИН

КОК (Koch) Мартин (1882—1940), шведский писатель. Ром. «Эллен» (1911), «Рабочие» (1912), «Долина строевого леса» (1913), «Прекрасный божий мир» (1916), «Легенда» (1920). Автобиогр. кн. «Мауриц» (1939).

КОКТО ЖАН

КОКТО́ (Cocteau) Жан (1889—1963), французский писатель, художник, театральный деятель, киносценарист и кинорежиссер. Сб. стихов и поэм «Стихи» (1920), «Словарь» (1922), «Церковное пение» (1923), «Опера» (1927), «Аллегории» (1941), «Леона» (1945), «Распятие» (1946), «Греческий ритм» (1951), «Реквием» (1962). Ром. «Самозванец Тома» (1923, п. 1927), «Трудные дети» (1929). Сценарии балетов; пьесы «Свадьба на Эйфелевой башне» (1923), «Антигона», «Орфей» (обе — 1928), «Человеческий голос» (1930, п. 1971), «Адская машина» (1934), «Трудные родители» (1938, п. 1960), «Рыцари Круглого стола» (1937), «Священные чудища» (1940), «Пишущая машинка» (1941). Сценарии и пост. фильмов, в т.ч. «Красавица и чудовище» (1946).

■ Портреты-воспоминания. Эссе, М., 1985.

● Луначарский А.В., Собр. соч., т. 5, М., 1965, с. 483—84; Brosse J., Cocteau, P., 1970 (лит.).

КОЛАР СЛАВКО

КО́ЛАР (Kolar) Славко (1891—1963), хорватский писатель. Сб. рассказов «Улыбчатые рассказы» (1917), «Есть мы или нас нет» (1933), «Пером и бороной» (1938), «Избранные рассказы» (1958). Сатира.

■ Тела своего господин. [Рассказы], М., 1960; Колар С., Калеб В., Маринкович Р., Избр., М., 1979.

КОЛАРОВА ЯРОМИРА

КО́ЛАРОВА (Kolárová) Яромира (р. 1919), чешская писательница. Ром. «Мой мальчик и я» (1974), «Наш маленький, крошечный мир» (1977, п. 1980), «Вода» (1980). Рассказы. Пов. для детей и юношества («Дома на зеленом лугу», 1967, п. 1971).

КОЛАС ЯКУБ

КО́ЛАС Якуб (наст. имя и фам. Константин Михайлович Мицкевич) (1882—1956), народный поэт БССР (1926). Чл. КПСС с 1945. За революц. работу был приговорен к заключению (1908—11). Сб. стихов «Песни печали» (1910), «Эхо» (1922), поэмы «Новая земля» (1923), «Симон-музыкант» (1925), «Хата рыбака» (1947; Гос. пр. СССР, 1949) и др.; прозаич. трилогия «На перепутье» («В полесской глуши», 1923; «В глубине Полесья», 1927; «На перепутье», 1954); цикл патриотич. стихов воен. времени (Гос. пр. СССР, 1946).

■ Соч., т. 1—14, Минск, 1972—78 (на белорус. яз.); Соч., т. 1—4, М., 1982—83.

● Майхрович А.С., Эстетич. взгляды Якуба Коласа, Минск, 1970; Науменко И., Янка Купала. Якуб Колас, М., 1982; Мушинский М.И., Якуб Колас. Летопись жизни и творчества, Минск, 1982.

КОЛДУЭЛЛ ЭРСКИН

КО́ЛДУЭЛЛ (Caldwell) Эрскин (1903—1986), американский писатель. Ром. «Табачная дорога» (1932, п. 1938), «Кладбище» (1933, п. — «Богова делянка», 1976). Пов. «Случай в июле» (1940), «Мальчик из Джорджии» (автобиогр.; 1943). Сб-ки рассказов. Публицистич. кн. «Москва под огнем» (1942), «Трагическая земля» (1944). Ром. «Дженни» (1961), «Ближе к дому» (1962). Кн. путевых заметок «Полдень посредине Америки» (1976).

■ Повести и рассказы, М., 1956; Вдоль и поперек Америки, М., 1966.

● Яценко В., Эрскин Колдуэлл, Иркутск, 1967.

КОЛЕСНИК ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ

КОЛЕ́СНИК Владимир Андреевич (р. 1922), белорусский советский писатель, литературный критик. Чл. КПСС с 1950. Кн. статей «Поэзия борьбы» (1959), «Время и песни» (1962), кн. «Максим Танк» (1981); пов. «Я — из огненной деревни» (1977; совм. с А. Адамовичем и Я. Брылем).

КОЛЕТТ ГАБРИЕЛЬ СИДОНИ

КОЛЕ́ТТ (Colette) Габриель Сидони (1873—1954), французская писательница. Ром. «Сентиментальное отшельничество» (1907), «Развращенная наивность» (1909), «Скиталица» (1910), «Плен» (1913), «Шери» (1920), «Другая» (1929), «Дуэт» (1934); новеллы. Кн. дневников и воспоминаний «Дом Клодины» (1922), «Рождение дня» (1928), «Сидо» (1929), «Вечерняя звезда» (1946), «Голубой фонарь» (1949).

● Луначарский А.В., Собр. соч., т. 6, М., 1965, с. 453—58.

КОЛЛАР ЯН

КО́ЛЛАР (Kollár) Ян (1793—1852), словацкий и чешский поэт (на чеш. яз.), деятель культуры, ученый. Оды, сонеты, элегии, афоризмы (сб. «Стихотворения», 1821), лиро-эпич., дидактич. поэма в сонетах «Дочь Славы» (1824, окончат, ред. 1832). Издал собрание нар. песен (1834—35). Труды, в т.ч. трактат «О литературной взаимности славян» (1836, п. 1840).

■ Сто сонетов, М., 1973.

КОЛЛЕМ АБРАХАМ ВАН

КО́ЛЛЕМ (Collem) Абрахам ван (1858—1933), нидерландский поэт. Сб. стихов «Русские мелодии» (1891), «О городе и деревне» (1906), «Песни домашней страды» (1917), «Бунтарские песни» (1919), «Песни человеческого общежития» (ч. 1—3, 1919—22); поэма «Бог» (1930).

КОЛЛЕТТ ЯКОБИНЕ КАМИЛЛА

КО́ЛЛЕТТ (Collett) Якобине Камилла (1813—1895), норвежская писательница. Ром. «Дочери амтманна» (1854—55, анонимно). Мемуары и публицистика «В долгие ночи» (1863), «Последние страницы» (т. 1—5, 1868—73), «Из стана немых» (1877), «Против течения» (т. 1—2, 1879—85).

КОЛЛИЗИЯ

КОЛЛИ́ЗИЯ (от лат. collisio — столкновение), противоречие, столкновение, борьба действующих сил, лежащие в основе действия художественного произведения. Термин «К.» введен Г. Гегелем; употребляется синонимично термину конфликт, но подразумевает история, масштаб, глобальность изображаемых противоречий или — реже — определяет противоречие скорее как момент внутренней структуры, чем как предмет художественного изображения.

КОЛЛИНЗ БЕТТИ

КО́ЛЛИНЗ (Collins) Бетти (р. 1921), австралийская писательница. Ром. «В медном котле» (1966, п. 1969), «Второй шаг» (1972). Рассказы.

■ Заколдованный круг. [Сб. рассказов], М., 1971.

КОЛЛИНЗ ТОМ

КО́ЛЛИНЗ (Collins) Том (наст. имя Джозеф Фёрфи, Furphy) (1843—1912), австралийский писатель. Ром. «Такова жизнь» (1903). Пов. «Любовь Ригби» (1905), «Балн-Балн и Бролга» (изд. 1948). Рассказы, баллады, политич. лирика.

КОЛЛИНЗ УИЛЬЯМ

КО́ЛЛИНЗ (Collins) Уильям (1721—1759), английский поэт. «Персидские эклоги» (1742, 2 изд. под назв. «Восточные эклоги» — 1757); «Оды на описательные и аллегорические темы» (1747).

КОЛЛИНЗ УИЛЬЯМ УИЛКИ

КО́ЛЛИНЗ (Collins) Уильям Уилки (1824—1889), английский писатель. Ром. «Лунный камень» (1868, п. 1947), «Женщина в белом» (1860, п. 1957). Пьесы «Замерзшая пучина» (1874, п. 1874) и др. Соавтор Ч. Диккенса в неск. произв. 1860-х гг.

КОЛЛОДИ КАРЛО

КОЛЛО́ДИ (Collodi) Карло (наст. имя Лоренцини, Lorenzini) (1826—1890), итальянский писатель. Пов. для детей «Приключения Пиноккио. История марионетки» (1881—83, п. 1908, 1959; по ее мотивам А. Н. Толстой создал «Золотой ключик») и др. Рассказы, публицистич. очерки, комич. сценки (в сб. «Глаза и носы», 1881; «Веселые заметки», 1892, и др.). Критич. очерки.

КОЛОАНЕ ФРАНСИСКО

КОЛОА́НЕ (Coloane) Франсиско (р. 1910), чилийский писатель. Чл. КП Чили. Ром. «Покорители Антарктиды» (1945), «Дорога китов» (1962, п. 1971), «Следы белого гуанако» (1981). Пов. «Последний юнга с “Бакедано”» (1941). Сб. рассказов «Мыс Горн» (1941, п. 1963), «Залив страданий» (1945), «Огненная земля» (1956, п. 1963).

«КОЛОКОЛ»

«КОЛОКОЛ» - «КО́ЛОКОЛ», русская революционная газета, издавалась в 1857 — 1867 в Лондоне (с 1865 — в Женеве) А. И. Герценом и Н. П. Огаревым (сначала как приложение к «Полярной звезде»). Вышло 245 номеров (от 1 до 4 в месяц). Нарушив «рабье молчание», «К.» «…встал горой за освобождение крестьян» (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 259), разоблачал внутреннюю и внешнюю политику царизма, выдвинул лозунг «В народ! К народу!», пропагандировал идеи «русского социализма». В «К.» опубликованы многие статьи Герцена (в которых затрагивались и вопросы литературы), отрывки из «Былого и дум», стихи М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), Огарева, М. Л. Михайлова и др. Борьба за реализм, общественную содержательность и нравственную безупречность литературы сближала литературные позиции «К.» и «Современника», с которым он, однако, полемизировал по ряду вопросов, в частности об отношении к «лишним людям» (ст. Герцена «Лишние люди и желчевики», 1860). Влияние «К.» и споров вокруг него сказалось в творчестве многих русских писателей, в т. ч. И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.

Издания:

Колокол, в. 1—11. Факсимильное издание. (Предисл. М.В. Нечкиной; в. 11 — Указатель), М., 1960 — 1964.

Литература:

Козьмин Б. П., Журнально-публицистич. деятельность А.И. Герцена. «Полярная звезда» и «Колокол», М., 1956;

Эйдельман Н. Я., Герценовский «Колокол», М., 1963.

КОЛОМАСОВ ВАСИЛИЙ МАКСИМОВИЧ

КОЛОМА́СОВ Василий Максимович (р. 1909), мордовский советский писатель. Пов. «Яхим Лавгинов» (1936) легла в основу ром. «Лавгинов» (1941—56). Комедии «Прокопыч» (1940), «Норов-ава» (1946).

■ Лавгинов, Саранск, 1959.

КОЛОМБАНИ ЭЛИ

КОЛОМБА́НИ (Colombani) Эли (р. 1932), венесуэльский поэт. Сб. «Сегодня встаю и говорю» (1963).

КОЛОМИЕЦ АЛЕКСЕЙ ФЕДОТОВИЧ

КОЛОМИ́ЕЦ Алексей Федотович (р. 1919), украинский советский драматург. Чл. КПСС с 1944. Пьесы «Фараоны» (1961), «Планета Сперанта» (1965), «Горлица» (1970), «Голубые олени» (1973), «Одиссея в семь дней» (1974), «Кравцов» (1975), «Дикий ангел» (1978; Гос. пр. СССР, 1980) и др.

■ Драматич. произв., т. 1—2, К., 1979 (на укр. яз.).

КОЛОМЫЙКА

КОЛОМЫ́ЙКА, жанр украинского фольклора, короткая песенка, похожая на частушку. К. — рифмованное двустишие (в каждой строке 14 слогов с цезурой после 8-го слога):

Як не хочеш, дiвчинонько, дружиною бути,

То дай менi таке зiлля, щоб тебе забути.

Многие украинские поэты пользовались ритмикой К.; Т. Г. Шевченко положил ее в основу своего тонического стиха. Нередко К. исполняется во время танца.

Предыдущая страница Следующая страница