Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МА"-"МАМ")

МА МА ЛЕ

МА МА ЛЕ, Джанеджо Ма Ма Лей (наст. имя До Тин Хлайн) (1917—82), бирманская писательница. Пов. «Человек, подобный ему» (1953), «Она» (1957), «Неправда, что он ненавидит» (1955, п. — «Две жизни», 1972).

МА ЧЖИЮАНЬ

МА ЧЖИЮА́НЬ (1250? — 1320?), китайский драматург и поэт. Сохранилось 6 из 15 пьес, в т. ч. лирич. трагедия «Осень в Ханьском дворце» (п. 1966). Стихи в песенно-поэтич. жанре саньцюй.

«МААДАЙ-КАРА»

«МААДАЙ-КАРА» - «МААДА́Й-КАРА́», алтайский героический эпос. Записан в 1963 от сказителя А. Г. Калкина. Бытует в стихотворной форме, поется под аккомпанемент народного щипкового инструмента. Объем около 8 тыс. строк.

Во вступительной части описывается набег Кара-кула каана на престарелого правителя в стране изобилия на Алтае Маадай-кара, захват в плен его людей и скота. Главный герой эпоса — Когюдей-мергеь, сын Маадай-кара, спаситель своего народа. Традиционные эпические сюжеты «М.-к.» — чудесное рождение от стариков-родителей, богатырское детство, обретение богатырского коня и преодоление на нем сверхъестественных препятствий по дороге в землю врага, героическое сватовство, выполнение трудных задач, поставленных отцом невесты. В борьбе с Кара-кулом герой, приняв облик Тастаракая (мудрого плута в алтайском фольклоре), выведывает, где Кара-кул прячет свою душу, и губит его (типичный фольклорный мотив: ср. смерть Кащея). Жена Кара-кула, дочь владыки преисподней, заманивает Когюдей-мергена в ловушку, откуда его спасает конь (традиционный мотив тюркского эпоса). Заканчивается «М.-к.» характерным для героической поэтики эпоса сошествием героя в преисподнюю, где, однако, в отличие от героев других эпосов (Энкиду в эпосе о Гильгамеше, Равана в «Рамаяне») он побеждает владыку преисподней и освобождает достойных людей. Завершение эпоса сохранило реликт этиологического мифа: герой и его жена становятся звездами.

Литература:

Маадай-кара, М., 1973.

В. П.

МААДАУИ

МААДА́УИ, аль — Мадауи Мустафа (1937—1961), марокканский поэт (на араб. яз.).

МААРИ ГУРГЕН ГРИГОРЬЕВИЧ

МААРИ́ (наст. фам. Аджемян) Гурген Григорьевич (1903—69), армянский советский писатель. Трилогия «Детство» (1929), «Юность» (1930), «На пороге молодости» (1955); ист. ром. «Сады горят» (1966). Кн. мемуаров «Чаренц-намэ» (1968). Сб. стихов «Титаник» (1924), «Ширакский канал» (1925), «Время созревания плодов» (1930), «Давильня» (1960). Рассказы; критич. статьи.

■ Соч. в 5-ти тт., т. 1—4, Ер., 1966—79— (на арм. яз.); Юность. Трилогия, М., 1978.

МАВИЛИС ЛОРЕНЦОС

МАВИ́ЛИС Лоренцос (1860—1912), греческий поэт, филолог, публицист. Сб. «Сонеты» (1915).

МАВЛЯ КУЛЫ

МАВЛЯ́ КУЛЫ́, татарский поэт 2-й пол. 17 в.

МАГАРИНЬОС СЕРВАНТЕС АЛЕХАНДРО

МАГАРИ́НЬОС СЕРВА́НТЕС (Magariños Cervantes) Алехандро (1825—93), уругвайский писатель.

МАГОМЕДОВ МУСА АБДУЛАЕВИЧ

МАГОМЕ́ДОВ Муса Абдулаевич (р. 1926), аварский советский писатель, народный писатель Дагестанской АССР (1976). Чл. КПСС с 1946. Сб-ки стихов. Трил. «Месть» (кн. 1—3, 1961—66), «Корни держат дерево» (1963), «Раненые скалы» (1966, п. 1967). Пов. «Знаменитая трость» (п. 1967), «Аварская повесть» (п. 1968).

■ Бирюзовая волна. Повести, М., 1983.

МАГРУПИ

МАГРУПИ́ (наст. имя Курбанали) (ок. 1740 —?), туркменский поэт. Ему приписывают авторство многочисл. лирич. произв. и дастанов («Сейпелмелек и Медхалджемал», «Довлетъяр», «Юсуп и Ахмед», «Алыбек и Балы-бек», «Тулум Ходжа» и др.).

МАГТААЛ

МАГТАА́Л (восхваление, ода), монгольский фольклорно-литературный жанр. Образцы М. содержит «Сокровенное сказание»: М. сподвижникам Чингисхана, в честь ханской гвардии, шести монгольским тумэнам Даян-хана. Традиционны М. природе; наиболее известны М. Алтаю, Хангаю, 12 годам животного цикла. М. слагаются в честь победителей при состязаниях на Наадаме. В современных М. воспеваются лучшие люди страны, города, селения; посвящены М. и выдающимся событиям. К жанру М. обращаются поэты МНР (напр., стихотворение Д. Нацагдоржа «Моя Родина»).

К. Н. Яцковская.

МАГХА

МА́ГХА (2-я пол. 7 — 1-я пол. 8 вв.), индийский поэт (на санскрите). Эпич. поэма «Убиение Шишупалы».

МАДАГАСКАРА ЛИТЕРАТУРА

МАДАГАСКА́РА ЛИТЕРАТУ́РА, см. Малагасийская литература.

«МАДАНИЯТИ ТОДЖИКИСТОН»

«МАДАНИЯТИ ТОДЖИКИСТОН» - «МАДАНИЯТИ́ ТОДЖИКИСТО́Н» («Культура Таджикистана»), газета, орган Министерства культуры и правления СП Таджикской ССР; на таджикском языке. Издается с 1981 в Душанбе (с 1932 под разными названиями). С февраля 1984 под названием «Адабиёт ва санъат» выходит еженедельно.

МАДАРИК ЮХАН

МА́ДАРИК Юхан (наст. имя и фам. Йоханнес Лауристин) (1899—1941, погиб при обороне Таллина), эстонский советский писатель, государственный деятель. Чл. КПСС с 1917. Ром. «Ниспровергатели» (1929), «Республика» (т. 1—5, опубл. ч. 1 — 1941, ч. 1, 2, 4 — 1953; п. 1957). Рассказы, политич. памфлеты.

■ Полицейский флаг и следы у лестницы. [Избр. рассказы], Тал., 1979 (на эст. яз.).

МАДАЧ ИМРЕ

МА́ДАЧ (Madách) Имре (1823—64), венгерский писатель. Филос. драма в стихах «Трагедия человека» (1861, п. 1904, 1964), драмы «Цивилизатор» (сатирич.; 1860), «Моисей» (1861). Лирич. стихи.

МАДРИГАЛ

МАДРИГА́Л (франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale — песня на родном материнском языке), небольшое стихотворение, написанное вольным стихом, преимущественно любовно-комплиментарного (реже отвлеченно-медитативного) содержания, обычно с парадоксальным заострением в концовке (сближающим М. с эпиграммой). Сложился в итальянской поэзии XVI в. на основе М. XIV—XV вв. — короткой любовной песни (под музыку) с мотивами буколической поэзии, был популярен в салонной культуре Европы XVII—XVIII вв. (в России: Н. М. Карамзин и др.).

М. Л. Гаспаров.

МАДХ

МАДХ (араб.), панегирик, самостоятельный жанр арабской доисламской поэзии. Темы М. — перечисление и восхваление достоинств и заслуг героя и его племени. Наиболее известными панегиристами в доисламское время были поэты аль-Аша, ан-Набига аз-Зубьяни и др.

Вначале М. не был «поэзией к случаю», но еще в VI в. появились поэты, адресовавшие свои панегирики высоким покровителям, как, например, аль-Мусаккаб аль-Абди, живший при дворе Амра ибн Хинда; поэт VII в. аль-Хутайа, сатирик и одновременно панегирист, открыто признавал, что сочиняет М. ради материальной выгоды. В последующие века, с развитием лирических жанров в арабской, персидской, таджикской литературах, а также в литературах тюоркоязычного ареала М. становится основной и обязательной частью панегирической касыды. Классический ранний образец такой касыды — «Покинула меня Суад…» арабского поэта VII в. Кааба ибн Зухайра, восхвалявшего в третьей части своего стихотворения основателя ислама Мухаммеда.

Литература:

аль-Фахури Ханна, История араб. литературы, пер. с араб., т. 1, М., 1959.

МАЖВИДАС МАРТИНАС

МА́ЖВИДАС Мартинас (? — 1563), литовский писатель. Пастор. Составитель и издатель первой литов. кн — «Простые слова катехизиса» (1547).

МАЖОР АНДРЕ

МАЖО́Р (Major) Андре (р. 1942), канадский писатель (на франц. яз.). Поэтич. сб. «Умирает холод» (1961), «Стихи для продолжения» (1969). Ром. «Ветер дьявола» (1968), «Пугало» (1974), «Эпидемия» (1975). Пьеса «Вечер в октябре» (1975).

МАЖУРАНИЧ ИВАН

МАЖУРА́НИЧ (Mažuranić) Иван (1814—90), хорватский поэт, деятель иллиризма. Стихи, поэмы, в т. ч. «Смерть Измаила-аги Ченгича» (1846, п. 1877, 1963).

МАЗУЧЧО САЛЕРНИТАНЕЦ

МАЗУ́ЧЧО САЛЕРНИТА́НЕЦ (Masuccio Salernitano) (наст. имя Томмазо Гуардати, Guardati) (ок. 1415—75?), итальянский писатель. Сб. антиклерик. новелл «Новеллино» (изд. 1476, п. 1931).

МАЙЕ АНДРЕ

МАЙЕ́ (Maillet) Андре (р. 1921), канадская писательница (на франц. яз.). Сб. рассказов «Монреальцы» (1962). Ром. «Крепостные стены Квебека» (1965), «Погибший лес» (1971), «Нежное зло» (1972), «В память героя» (1975), «Корд-де-Буа» (1977), «Пелажя с повозкой» (1979). Пьеса «Неряха» (1971).

МАЙЕРОВА МАРИЯ

МА́ЙЕРОВА (Majerová) Мария (1882—1967), чешская писательница. Чл. КПЧ с 1921. Ром. «Площадь Республики» (1914, п. 1970), «Лучший из миров» (1923, п. 1970), «Сирена» (1935), «Шахтерская баллада» (1938) и др. Сб-ки повестей и рассказов, книги очерков (в т. ч. «Триумфальное шествие, 1953 — об СССР), произв. для детей.

■ Медальон. Повести и рассказы, М., 1963; Избр., М., 1966.

● Кузнецова Р., М. Майерова, М., 1982; М. Майерова. Биобиблиографич. указатель, М., 1962.

МАЙКОВ АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ

МА́ЙКОВ Аполлон Николаевич (1821—97), русский поэт. Брат Вал. Н. Майкова. Антологич. поэзия, стихи на историч. темы, пейзажная, любовная, гражд. лирика разных лет сведены автором в тематич. циклы: «В антологическом роде», «Подражания древним», «Элегии», «Очерки Рима», «Житейские думы», «Фантазии», «Послания», «На воле» [в т. ч. «Осень» («Кроет уж лист золотой»), 1856; «Ласточки» («Мой сад с каждым днем увядает»), 1856], «Из дневника», «Неаполитанский альбом. 1858—1859» (1862), «Дома» (в т. ч. «Мать», 1862), «Страны и народы», «Переводы и вариации Гейне», «Excelsior», «Акварели», «Из Аполлодора Гностика», «Века и народы», «Новогреческие песни», «Отзывы истории» (в т. ч. «Емшан», 1875), «Юбилеи» и др. Эпиграммы. Поэмы и драмы в стихах, в т. ч. «Две судьбы» (1845), «Машенька» (1846), «Сны» (1859), «Приговор» (1860), «Странник» (1867), «Бальдур» (1871), «Княжна» (1878), драматич. поэмы «Три смерти» (1857) и «Смерть Люция» (1863) в перераб. виде вошли в трагедию «Два мира» (1872, 1881).

■ Полн. собр. соч., 9 изд., СПБ, 1914; Избр. произв., Л., 1977; Соч., т. 1—2, М., 1984.

● Бородкин М., Поэтич. творчество А. Н. Майкова, СПБ.

МАЙКОВ ВАЛЕРИАН НИКОЛАЕВИЧ

МА́ЙКОВ Валериан Николаевич (1823—47), русский критик, публицист. Брат А. Н. Майкова. Неофиц. ред. «Карманного словаря иностр. слов» (в. 1, 1845, где был автором статей «Анализ», «Критика», «Идеал», «Драма» и др.). Статьи, в т. ч. «Обществ, науки в России» (1845), «Стихотворения Кольцова» (1846), «Нечто о рус. лит-ре в 1846 г.» (1847), рецензии (в т. ч. на «Стихотворения» А. Н. Плещеева, «Юрий Милославский» М. Н. Загоскина, «Мертвые души» и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, «Петербургские вершины» Я. П. Буткова).

■ Критич. опыты, СПБ, 1891 (лит.); Соч., т. 1—2, К., 1901.

● Манн Ю., Валериан Майков, «ВЛ», 1963, № 11.

МАЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

МА́ЙКОВ Василий Иванович (1728—78), русский поэт. Ироикомич. поэмы «Игрок ломбера» (1763), «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Сб. «Нравоучительные басни» (ч. 1—2, 1766—67). Оды, переложения псалмов (сб. «Разные стихотворения», кн. 1—2, 1773). Трагедии «Агриппа» (1769), «Фемист и Иеронима» (1775), пастуш. драма «Деревенский праздник» (1777).

■ Избр. произв., Л., 1966.

МАЙЛИН БЕИМБЕТ ЖАРМАГАМБЕТОВИЧ

МА́ЙЛИН Беимбет Жармагамбетович (1894—1939), казахский советский писатель. Чл. КПСС с 1925. Ром. «Азамат Азаматыч» (1934). Пов. «Памятник Шуги» (1915), «Коммунистка Раушан» (1929). Пьесы «Фронт» (1933), «Амангельды» (1935), «Жалбыр» (1936) и др.

■ Соч., т. 1—6, А.-А., 1960—64 (на казах. яз.); Рыжая полосатая шуба. Повести и рассказы, М., 1977.

МАЙОРОВ ДАНИИЛ АФИНОГЕНОВИЧ

МАЙО́РОВ Даниил Афиногенович (1889—1923), удмуртский советский поэт.

МАЙОРОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

МАЙО́РОВ Николай Петрович (1919—42, погиб на фронте), русский советский поэт.

■ Мы. [Поэтич. сб.], М., 1962 (предисл. П. Антокольского; биографич. справка и статьи); «Мыбыли высоки, русоволосы». Поэзия, [Ярославль, 1969].

● Куликов Б. П., Николай Майоров, Ярославль, 1972.

МАЙРОНИС

МАЙРО́НИС (наст. имя и фам. Йонас Мачюлис) (1862—1932), литовский поэт. Сб. стихов «Весенние голоса» (1895). Поэмы «Молодая Литва» (1907), «Магде из Расяйняй» (1909), «Наши горести» (1920). Стихотв. драмы «Смерть Кейстута» (1921), «Витовт у крестоносцев» (пост. 1925), «Витовт-король» (пост. 1930).

■ Соч., т. 1—2, Вильнюс, 1956 (на литов. яз.); Избр., М., 1962.

МАЙЯ РАФАЭЛЬ

МА́ЙЯ (Maya) Рафаэль (1897—1980), колумбийский поэт, литературовед. Сб. стихов «Жизнь в тени» (1925), «Полуденные хоры» (1928), «После молчания» (1938), «Наверстанное время» (1974). Лит.-ведч. труды «Критические размышления о колумбийской литературе» (1944), «Истоки модернизма в Колумбии» (1961).

МАКАЁНОК АНДРЕЙ ЕГОРОВИЧ

МАКАЁНОК Андрей Егорович (1920—1982), народный писатель БССР (1977). Чл. КПСС с 1945. Пьесы «Перед встречей», «Жизнь требует» (обе — 1947), «На рассвете» (1951); сатирич. комедии «Извините, пожалуйста!» («Камни в печени», 1953), «Левониха на орбите» (1961), «Затюканный апостол» (1969), «Таблетку под язык» (1973), «Святая простота» (1976), «Кошмар» (1979), «Погорельцы» (1980) и др.

■ Избр. произв., т. 1—2, Минск, 1980 (на белорус. яз.); Затюканный апостол. Пьесы, М., 1974.

● Вишневская И. Л., Комедия на орбите. [Об А. Е. Макаёнке], М., 1979.

МАКАЛ МАХМУД

МАКА́Л (Makal) Махмуд (р. 1933), турецкий писатель. Сб. очерков-репортажей «Наша деревня» (1950, п. 1951), «Хозяева страны» (1954), «Обличение» (1964), «Что это за страна» (1968) и др.; сб. рассказов «Строгая любовь» (1957).

МАКАМА

МАКА́МА (араб. — сходка, собрание), жанр плутовской новеллы в средневековых литературах на арабском, персидском и древнееврейском (иврит) языках. М. писались в стиле садж и объединялись в циклы с единым рассказчиком, от лица которого велось повествование, и, как правило, единым героем. М., возникшая первоначально в литературе на арабском яз., скорее всего, идет от устного рассказа. В письменной литературе существовала как типично «городской» жанр.

Широко известны классические циклы на арабском языке — «Собрание макам» (X в.) Бади аз-Замана аль-Хамадани и «Собрание макам» (XI в.) аль-Харири. Блестящий образец жанра в персидско-таджикской литературе — т. н. «Хамидово собрание макам» (XII в.) Хамидаддина Балхи; сборник включает 24 новеллы о веселых пройдохах, дурачащих сильных мира сего. В цикле М. на иврите «Ты умудряешь меня» (XIII в.) Иегуды Алхаризи (жил в арабской Испании) к компонентам структуры М. добавляется органическое включение в текст оборотов и цитат из Библии.

Жанр М., вероятно, повлиял на становление европейского плутовского романа, тем более что первые произведения этого рода появились в Испании, где взаимовлияние европейской и восточной культур было особенно сильно, а опубликованная в 1554 предтеча плутовского романа «Жизнь Ласарильо с Тормеса» по форме представляет собой цикл новелл, объединенных главным героем.

МАКАНИН ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ

МАКА́НИН Владимир Семёнович (р. 1937), русский советский писатель. Ром. «Прямая линия» (1967), «Портрет и вокруг» (1978), «Предтеч?» (1982). Сб. повестей и рассказов «Безотцовщина» (1971), «Повесть о Старом Поселке» (1974), «Старые книги» (1976), «В большом городе», «На зимней дороге» (оба — 1980), «Голоса» (1982), «Река с быстрым течением» (1983); пов. «Где сходилось небо с холмами» (1984).

МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЁНОВИЧ

МАКА́РЕНКО Антон Семёнович (1888—1939), русский советский писатель, педагог. Прозаич. худож. произведение о науч. творчестве в области воспитания — «Педагогическая поэма» (ч. 1—3, 1933—36). Пов. «Марш 30 года» (1932), «ФД-1» (1932, опубл. 1950), «Честь» (1937—38), «Флаги на башнях» (1938). Пьеса «Мажор» (1935), сценарии «Настоящий характер», «Командировка» (оба — опубл. 1952). Рассказы. Лит.-критич., публицистич. и педагогич. статьи. «Книга для родителей» (1937).

■ Собр. соч., т. 1—7, [2 изд.], М., 1959—60; Собр. соч., т. 1—5, М., 1971; Педагогич. соч., п. 8-ми тт., т. 1—, М., 1983—.

● Балабанович Е., А. С. Макаренко, М., 1963; Хрусталева В., А. С. Макаренко. Библиографич. указатель, М., 1959; Морозова Н., А. С. Макаренко. Семинарий, 2 изд., Л., 1961; Рудаева И. М., Турич И. М., А. С. Макаренко. Указатель трудов и лит-ры о жизни и деятельности, М., 1978.

МАКАРИЙ

МАКА́РИЙ (ок. 1482—1563), церковно-политический деятель и писатель; с 1542 митрополит московский. Инициатор создания 12-томных «Великих Миней-Четьих» (1530—50-е гг., в трех версиях) и др. обобщающих лит. мероприятий царствования Ивана IV (жития рус. святых в связи с канонизацией их на соборах 1547, 1549; «Стоглав», 1551; «Степенная книга», 1560—63). Поучения, послания, грамоты.

● Лебедев Н., Макарий, митрополит всероссийский, М., 1877; Заусцинский К., Макарий митрополит всея России, «ЖМНП», 1881, ч. 217, 218.

МАКАРОНИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

МАКАРОНИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ (итал. poesia maccheronica), сатирическая или шуточная поэзия, в которой комизм достигается смешением слов и форм из разных языков. Название возникло в Италии. Русская М. п. была основана главным образом на пародировании речи дворян-французоманов; наиболее яркий образец — поэма И. П. Мятлева «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею — дан л'этранже» (т. 1—3, 1840 — 1844). Случаи использования М. п. встречаются и в советской литературе — у В. В. Маяковского («Блэк анд уайт», «Американские русские»), Демьяна Бедного («Манифест барона фон Врангеля») и др.

МАКАРТУР АЛЕКСАНДЕР

МАКА́РТУР (Macarthur) Александер (1901—1947), шотландский писатель. Ром. «Неплохой город» (1935).

МАКДИАРМИД ХЬЮ

МАКДИ́АРМИД (MacDiarmid) Хью (наст. имя Кристофер Марри Грив, Grieve; 1892—1978), шотландский поэт, критик, переводчик. Чл. КП Великобритании. Сб. стихов «Захмелевший глядит на чертополох» (1926), «Первый гимн Ленину и другие стихи» (1931), «Памяти Джеймса Джонса» (1956), «Страшные птицы без крыльев» (1962), «Песня серафима» (1973), «Социалистические стихи» (изд. 1978).

МАКДОНАЛЬД ДЖОРДЖ

МАКДО́НАЛЬД (MacDonald) Джордж (1824—1905), шотландский писатель. Ром. «Дэвид Эльджинброд» (т. 1—3, 1863), «Алек Форбс» (1865), «Роберт Фалконер» (1868), «Сэр Гибби» (1879). Поэтич. сб. «Фантасты» (1858) и др. Пов. «Вслед за северным ветром» (1871), «Принцесса и домовой» (1872) и др.

МАК-ДОНАХ ТОМАС

МАК-ДО́НАХ (MacDonagh) Томас (1878—1916), ирландский поэт, революционный деятель. Казнен англ. властями за участие в восстании. Поэтич. сб. «Песня о себе» (1910), «Лирические стихи» (1913).

МАКЕДОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАКЕДО́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература Социалистической Республики Македонии в составе Югославии (СФРЮ). Развивается на македонском языке. В конце 20‑х гг. XX в. под влиянием коммунистического и антифашистского движения в русле «социальной литературы» и «социального реализма» — течений, характерных для национальных литератур Югославии, начала складываться революционно-пролетарская литература Вардарской Македонии. Наибольшего развития в 30‑х гг. достигла поэзия и драматургия. Для формирования М. л. важное значение имела деятельность писателя-коммуниста К. Рацина — автора первой книги стихов на македонском языке («Белые рассветы»). Существенную роль сыграли К. Неделковский и другие литераторы, творчество которых было связано с революционными и народно-патриотическими традициями. Утверждению реалистических тенденций в драматургии способствовал В. Ильоский и др. Многие македонские писатели принимали участие в подпольном антифашистском движении, сражались в рядах партизан.

После освобождения Македонии от фашизма (1944) и установления народно-демократического строя (1945) М. л., опираясь на опыт других югославских литератур, мировой прогрессивной литературы, в т. ч. советской, проходит ускоренный путь развития. Большое значение для литературной жизни республики имело создание Союза македонских писателей (1946), Общества македонского языка и литературы (1954). Начали выходить литературные журналы, в т. ч. «Савременост» (с 1953), «Разгледи» (с 1958). В первые послевоенные годы ведущей была гражданская поэзия, отразившая победу над фашизмом и начало созидательного труда: произведения С. Яневского, Б. Конеского, А. Шопова, Г. Тодоровского и др. В 50—60‑х гг. утвердились новые для М. л. прозаические жанры — повесть и роман. Разнообразные по проблематике и стилю, они отразили народно-освободительную борьбу с фашизмом, перемены после установления народной власти: произведения основоположника македонского романа Яневского, романы В. Малеского, Й. Леова и др. В эти годы в М. л. заметно обращение к поэтике экзистенциализма и сюрреализма, к усложненной манере повествования; поиски в содержании и художественной форме особенно проявились в поэзии (Р. Павловский и др.). Современная драматургия развивается преимущественно в реалистических традициях (Ильоский, К. Чашуле).

В 70‑х гг., как и в других литературах Югославии, в М. л. возросла роль реалистических тенденций (Ж. Чинго, Т. Георгиевский и др.). В целом для современной М. л. характерна борьба разнородных идейно-эстетических и художественных тенденций.

Издания:

Талый снег. Рассказы макед. писателей, М., 1965.

Литература:

Македонската книжевноство книжевната критика, т. 1—5, Скопjе, 1973 — 1974.

также изд. и лит. при ст. Югославии литературы.

А. Т. Сергеев.

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

МАКИАВЕ́ЛЛИ (Machiavelli) Никколо (1469—1527), итальянский писатель, политический деятель. Комедии «Мандрагора» (1518, изд. 1524, пост. 1524, п. 1924, нов. изд. 1958), «Клиция» (1525, изд. 1537). Новеллы. Биогр. «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (1520). Поэма «Золотой осел» (1519). Стихотворения — карнавальные песни, серенады, сонеты. Трактаты «Государь» (1513, изд. 1532, п. — «Монарх», 1869), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1513—21, изд. 1531, п. 1869), «История Флоренции» (1520—25, изд. 1532, п. 1973). Лингвистич. соч. «Диалог о языке» (1514—16).

■ Соч., т. 1, М.—Л., 1934, Избр. соч., М., 1982;

● Виллари П., Н. Макиавелли и его время, т. 1, СПБ, 1914; Н. Макьявелли, в сб.; Проблемы культуры итал. Возрождения, Л., 1979.

МАКИТОВ САФАР ИСХАКОВИЧ

МАКИ́ТОВ Сафар Исхакович (р. 1917), балкарский советский поэт. Чл. КПСС с 1939. Сб. стихов и поэм «Голос жизни» (1962), «Цвет моей земли» (1967), «Белые горы» (1971), «Пишу — жизнь» (1975).

■ Зеленые ветры. Стихи, М., 1969; Белый башлык. Стихи, М., 1974; Перекаты. Стихотворения, М., 1983.

МАК-КАЛЛЕРС КАРСОН

МАК-КА́ЛЛЕРС (McCullers) Карсон (1917—1967), американская писательница. Ром. «Сердце — одинокий охотник» (1940), «Гость на свадьбе» (1946). Пов. «Что увидели карие глаза» (1941), «Баллада о невеселом кабачке» (1951, п. 1971; инсценировка Э. Олби, 1965), «Часы без стрелок» (1961).

● Хмельницкая Т., Пересечение судеб, «Нов. мир», 1970, № 5; Shapiro A. M., C. McCullers. A descriptive listing and annotated bibliography of criticis., N. Y., L., 1980.

МАККЕЙ ДЖЕССИ

МАККЕ́Й (Mackay) Джесси (1864—1938), новозеландская поэтесса. Сб. «Дух Рангатиры» (1889), «Сидящий на изгороди» (1891), «Страна утра» (1909), «Невеста рек» (1926), «Бдение» (1935).

МАК–КЕЙ КЛОД

МАК–КЕЙ (McKay) Клод (1890—1948), ямайский писатель. Жил в США (с 1912). Сб. стихов «Песни Ямайки» (1911), «Баллады полицейского» (1912), «Весна в Нью-Хэмпшире» (1920), «Тени Гарлема» (1922). Ром. «Домой в Гарлем» (1928, п. 1929), «Банджо» (1929, п. 1930), «Долина Бананов» (1933). Автобиогр. кн. «Вдали от дома» (1937), рассказы, кн. очерков «Гарлем, негритянская столица» (1940).

МАК-КРЕ ХЬЮ

МАК-КРЕ (McCrae) Хью (1876—1958), австралийский поэт. Сб. «Сатиры и солнечное сияние» (1909), «Избранные стихи» (опубл. 1966) и др. Мемуары.

МАК-ЛЕННАН ХЬЮ

МАК-ЛЕ́ННАН (MacLennan) Хью (р. 1907), канадский писатель (на англ. яз.). Ром. «Барометр поднимается» (1941), «Два одиночества» (1945), «Сын каждого человека» (1951), «Последняя смена ночной стражи» (1959), «Возвращение сфинкса» (1967).

МАК-ЛИШ АРЧИБАЛД

МАК-ЛИШ (MacLeish) Арчибалд (1892—1982), американский поэт, драматург, публицист. Сб. стихов «Башня из слоновой кости» (1917), «Счастливое семейство» (1924), «Фрески для Рокфеллер-Сити» (1933), «Речь, обращенная к народу» (1936), «Америка сулила так много» (1939), «Песни Еве» (1954), «Человеческое время» (1972). Историч. поэма «Конкистадор» (1932), поэма «Страна свободных» (1938, п. 1960); драма в стихах «Иов» (1958). Радиопьесы «Падение города» (1937, п. 1966), «Воздушный налет» (1938). Сб. эссе «Время говорить открыто» (1943), «Поэзия и опыт» (1961). «Письма Мак-Лиша» (1982).

● Попов И., Уроки Арчибальда Маклиша, «ИЛ», 1973, № 10.

МАКНИС ФРЕДЕРИК ЛУИС

МАКНИ́С (MacNeice) Фредерик Луис (1907—1963), английский писатель. Сб. стихов «Слепые петарды» (1929), «Осенний дневник» (1939), «Десять всесожжений» (1952) и др. Стихотв. драма «За рамками» (1937). Радиопьесы. Лит.-ведч. иссл. «Современная поэзия» (1938).

МАК-ОРЛАН ПЬЕР

МАК-ОРЛА́Н (Mac Orlan) Пьер (наст. имя Пьер Дюмарше, Dumarchey) (1882—1970), французский писатель. Ром. «Дом безрадостного возвращения» (1912, п. 1928), «На борту “Утренней звезды”» (1921, п. 1927), «Набережная туманов» (1927, п. — «Париж в снегу», 1928), «Лагерь Домино» (1937). Кн. рассказов, в т. ч. «Коварство» (1923, доп. изд. 1956, п. 1925). Памфлет «Ю-713» (1917); автобиографич. кн. «Мертвые рыбы» (1917), «Извозная улица» (1927); кн. воспоминаний «Города» (1929), «Монмартр» (1946), «Колокол Сорбонны» (1959). Поэтич. сб., в т. ч. «Воспоминания в песнях» (1965). Кн. о художниках.

МАКСИМ ГРЕК

МАКСИ́М ГРЕК (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470—1556), публицист, богослов, философ, лингвист, переводчик; монах (с 1502). Род. в Греции. В 1518 прибыл в Москву. Переводы греч. церк. и светских памятников (Толковая Псалтирь, 1519—22; статьи из Лексикона Свиды, жития святых Симеона Метафраста и др.); полемич., нравственно-обличит. («Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве», «Беседы ума с душой», «Стязание о известном иноческом жительстве», «Слово о покаянии») и поучительные («Главы поучительны начальствующим правоверно») соч. Грамматич. и лексикографич. труды («О грамматике», «Толкование именам по алфавиту»).

■ Соч., ч. 1—3, Казань, 1859—62; Буланин Д. М., Переводы и послания Максима Грека…, Л., 1984.

● Иванов А. И., Лит. наследие Максима Грека, Л., 1969; Синицына Н. В., Максим» Грек в России, М., 1977; Громов М. Н., Максим Грек, М., 1983; Haney J., From Italy to Muscovy. The Life and Works of Maxim the Greek, Münch., 1973 (библ.).

МАКСИМА

МА́КСИМА [от лат. maxima regula (sententia)— высший принцип], вид афоризма, моралистическая по содержанию разновидность сентенции. М. может быть выражена в констатирующей или наставительной форме («Показная простота — это утонченное лицемерие» — Ф. Ларошфуко; «Победи зло добром» — Б. Паскаль).

Расцвет М. как самостоятельного жанра — в XVIII в.

М. Л. Гаспаров.

МАКСИМОВИЧ ДЕСАНКА

МАКСИ́МОВИЧ Десанка (р. 1898), сербская писательница. Многочисл. поэтич. сб-ки, в т. ч. «Стихотворения» (1924), «Запах земли» (1955), «Требую помилования» (1964), «Летопись потомков Перуна» (1976). Романы, в т. ч. «Мятежный класс» (1960. п. — «Дети становятся взрослыми», 1965). Рассказы, кн. путевых очерков.

■ Навстречу весне. Стихи для детей, М., 1961; Стихотворения, М., 1971; Избр., М., 1977.

МАКСИМОВ-КОШКИНСКИЙ ИОАКИМ СТЕПАНОВИЧ

МАКСИ́МОВ-КОШКИ́НСКИЙ Иоаким Степанович (1893—1975), чувашский советский драматург, актер. Чл. КПСС с 1957. Создатель проф. Чуваш. драматич. театра (1918). Пьесы «Садур и Илей» (1933), «Дар Пугачева» (1940), «Константин Иванов» (1954), «Хозяева радости» (пост. 1956). Киносценарии, рассказы, очерки.

■ Избр., Чебоксары, 1973 (на чуваш. яз.).

МАКТА

МА́КТА, см. Касыда.

МАКФЕРСОН ДЖЕЙМС

МАКФЕ́РСОН (Macpherson) Джеймс (1736—1796), шотландский поэт, собиратель фольклора. Сентиментально-лирич. поэмы-мистификации, приписанные автором кельт. барду 3 в., — «Сочинения Оссиана» (т. 1—2, 1765, п. отрывков 1788).

■ Поэмы Оссиана, СПБ, 1891.

● Маслов В. И., Оссиан в России (библиография), Л., 1928.

МАЛАГАСИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

«МАЛАДОСЦЬ»

«МАЛАДОСЦЬ» - «МА́ЛАДОСЦЬ» («Молодость»), литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал. Орган ЦК ЛКСМ Белоруссии и СП БССР. Издаётся в Минске с 1953 на белорусском языке.

МАЛАЙ ЧУПИНИТ

МАЛА́Й ЧУПИНИ́Т (1906—63), таиландский писатель. Рассказы и повести. Ром. «Любовь», «Ее зовут женщина», «Странствие по лесам» (30-е гг.).

МАЛАЙЗИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАЛАЙЗИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература Малайзии, население которой состоит из 3 основных этнических групп: коренной малайской, а также китайской и индийской. Создается на малайзийском (малайском), китайском, тамильском и английском языках.

Основное место в этом комплексе занимает литература на малайзийском языке, которая является преемницей классической малайской литературы; зародилась в конце XIX — начале XX вв. У истоков ее обновления стоял Абдуллах бин Абдулкадир Мунши. В начале XX в. распространению просветительских воззрений способствовали малайскоязычная пресса и движение за обновление ислама. В 1925 — 1926 деятель этого движения Сайд Шейх бин Ахмад аль-Хади опубликовал роман «Фарида Ханум» из жизни современного Египта. Позднее он, а также другие литераторы выпускали многочисленные пересказы романов египетских писателей начала XX в. Первые дидактические романы с малайскими героями создал Ахмад бин Хаджи Мухаммад Рашид Талу.

В 30‑х гг. XX в. усилилось влияние индонезийской литературы, связанное с ростом националистических настроений. Патриотические и антиколониальные мотивы характерны для Исхака бин Хаджи Мухаммада, деятеля радикального национального движения. В прессе опубликованы близкие к публицистике дидактические рассказы. Делались попытки обновления поэтического языка. После японской оккупации 1941 — 1945 территории Малайзии среди литераторов усилились антиколониальные настроения.

Ведущее место в М. л. 1945 — 1957 заняли стихи и рассказы, отражающие насущные проблемы жизни народа. С 1948 в связи с введением английскими колонизаторами чрезвычайного положения на полуострове Малакка центром развития М. л. стал Сингапур. В 1950 молодые поэты и новеллисты (У. Аванг, А. Самад Исмаил и др.) организовали здесь литературное объединение «Поколение пятидесятников», которое выдвинуло лозунг «искусство для общества». Писатели старшего поколения продолжали выступать с дидактическими романами на бытовые и исторические темы.

Обновлению романа в 60—70‑х гг. в направлении критического реализма способствовал, в частности, А. Самад Саид. О коррупции среди чиновников и политических деятелей пишут А. Вати и А. Али. Этническим и социальным противоречиям в Малайзии посвящены романы Самада Исмаила, А. Хусейна. С жизнью крестьянства и назревающими в ней переменами связаны многие произведения видного прозаика Ш. Ахмада. Современная поэзия отмечена поисками новых средств поэтического выражения.

К творчеству на малайзийском языке обращаются и некоторые представители других этнических групп Малайзии.

Издается литературный журнал «Dewan Sastra» (с 1971).

Издания:

У обочины шоссе. Рассказы совр. малайских писателей, М., 1963;

Доброе дело. Рассказы писателей Малайзии и Сингапура, [А.-А., 1973];

Современная малайзийская новелла, М., 1977.

Литература:

Li Chuan Siu, Ikhtisar sejarah pergerakan dan kesusasteraan Melayu modern, 1945—1965,

Kuala-Lumpur, 1967;

его же, A bird's eye view of the development of modern Malay literature, 1921 — 1941,

Kuala-Lumpur, 1970.

В. В. Сикорский.

МАЛАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАЛА́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература малайцев Малаккского полуострова и о. Суматра, а также ачехцев, минангкабау, бутов, амбонцев и других народностей Индонезии на малайском языке. Основные ее жанры — прозаические хроники-родословия (седжарах, или саласилах), романический эпос (хикайат), а также поэмы-шаиры, состоящие из четверостиший со сплошной рифмовкой. Фольклор представлен преимущественно ритмизированными народными сказаниями («рассказы утешителей печали») и лирическими пантунами.

Хотя эпиграфика на малайском языке восходит к VII—XI вв. н. э., все дошедшие до нас произведения М. л. были созданы не ранее XIV—XV вв., когда началось проникновение в Индонезию и Малайю ислама, и записаны арабской вязью. М. л. испытала заметное влияние яванской литературы, а также персидской и арабской литератур. Важными центрами развития М. л. были: в XIV—XVI вв. — княжества Пасей на о. Суматра, Малакка и Джохор на Малаккском полуострове (хикаяты «Сери Рама», «Панджи Семиранг», «Амир Хамза», «Шаир о Кен Тамбухан», а также «Малайские родословия» и, возможно, героическая эпопея «Хикаят о Ханге Туахе»); в XVII и отчасти XVIII вв. — султанат Аче на Северной Суматре (ряд зерцал и мусульманских трактатов, философские шаиры поэта-суфия Хамзаха Фансури); в XIX в. — о. Риау, расположенный в Малаккском проливе («Родословная малайцев и бугов» и другие сочинения Раджи Али Хаджи, многочисленные бытовые и «исторические» шаиры). В 1‑й половине XIX в. в творчестве жившего в захваченных англичанами Малакке и Сингапуре Абдуллаха бин Абдулкадира Мунши отчетливо выражены просветительские тенденции. М. л. является общим достоянием индонезийской литературы и малайзийской литературы, формирующихся с конца XIX — начала XX вв.

Издания:

Сказание о Сери Раме, М., 1961;

Сказание о Панджи Семиранг, М., 1965;

Волшебный жезл. Сказки народов Индонезии и Малайзии, М., 1972;

Сказание о санг Боме, М., 1973;

Сад золотого павлина. Старинная малайская проза, М., 1975;

Сказания о доблестных, влюбленных и мудрых. Антология классической малайской прозы, М., 1982.

Литература:

Винстедт Р., Путешествие через полмиллиона страниц, М., 1966;

Парникель Б. Б., Введение в лит. историю Нусантары IX—XIX вв., М., 1980.

В. В. Сикорский.

МАЛАМУД БЕРНАРД

МАЛА́МУД (Malamud) Бернард (1914—86), американский писатель. Ром. «Помощник» (1957), «Новая жизнь» (1961), «Мастеровой» (1966), «Квартиросъемщики» (1971), «Разные жизни Дьюбина» (1979), «Божье благоволение» (1980). Сб. новелл «Волшебный бочонок» (1958), «Сначала идиоты» (1963), «Шляпа Рембрандта» (1973).

■ Туфли для служанки, М., 1967. Hershinow Sh. J., B. Malamud, N. Y., 1980 (лит.).

МАЛАЯЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАЛАЯ́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Индийская новая литература.

МАЛДОНИС АЛЬФОНСАС

МАЛДО́НИС Альфонсас (р. 1929), литовский советский поэт. Чл. КПСС с 1961. Сб. стихов «Середина лета» (1958), «Солнечный ливень» (1962), «Растут деревья» (1965), «Водяные знаки» (1969), «Следы» (1971), «Утром, вечером» (1978).

■ Стихи, М., 1971; Путь. Стихи, М., 1979.

МАЛЕВА ВЕРА ЛЬВОВНА

МА́ЛЕВА (Малев) Вера Львовна (р. 1926), молдавская советская писательница. Чл. КПСС с 1965. Ром. «Перепутье» (1970), «Серебряный возраст» (1979). Пов. «Непокоренный край» (1956), «Песня пробивает себе путь» (1961). Сб. рассказов «Летний день» (1962), «Возвращение» (1964), «Тайна старой усадьбы» (1966), «Букет хризантем» (1967). Кн. публицистики «Шаги времени» (1975).

■ Неоконченный дневник. Повести, Киш., 1968; Созвездие веков. Серебряный возраст. Романы, Киш., 1983; Избр. произв., т. 1—2, Киш., 1984 (на молд. яз.).

«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК»

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЕРБ ФРАНСУА ДЕ

МАЛЕ́РБ (Malherbe) Франсуа де (ок. 1555—1628), французский поэт. Теоретик классицизма. Оды «Королю Генриху Великому по поводу взятия Марселя» (1596), «Королеве по поводу ее благополучного прибытия во Францию» (1600), «По случаю покушения на жизнь короля Генриха на Новом мосту» и др. «Утешения» в форме стансов («Утешение господину дю Перье, дворянину из Экса-в-Провансе, по случаю смерти его дочери», 1598—99, и др.). «Комментарии к Депорту» (1600); парафразы псалмов; сонеты.

■ [Стихи], в кн.: Европ. поэзия XVII в., М., 1977.

● Виппер Ю. Б., Малерб, в его кн.: Формирование классицизма во франц. поэзии нач. XVII в., М., [1967].

МАЛЕСКИЙ ВЛАДО

МАЛЕ́СКИЙ Владо (р. 1919), македонский писатель, общественный деятель. Чл. СКЮ с 1941. Сб-ки рассказов. Ром. «То, что было небом» (1958), «Ткацкий станок» (1969). Эссе.

МАЛИ ЛИТЕРАТУРА

МАЛИ́ ЛИТЕРАТУ́РА, литература народов Республики Мали. Устное творчество этих народов (бамбара, малинке, фульбе, сенуфо) представлено мифами, героическим эпосом, сказками и песнями. Бытуя в народе, они имеют профессиональных исполнителей и хранителей — гриотов. Следствием исламизации страны (с XI в.) явилось появление письменной литературы на арабском языке, существовавшей до XIX в. Ее лучшие образцы — исторические хроники Махмуда Кати (XVI в.) и ас-Сади (XVII в.), созданные при мусульманских университетах в Томбукту и Дженне. В это же время существовала религиозная литература. До конца 60‑х гг. языки народов Мали не имели письменности. Исключение составлял язык фульбе. Современная М. л. складывается на французском языке (с 1895 по 1960 Мали — колония Франции). Внимание к устной традиции, использование ее мотивов — характерная особенность М. л. 30‑х гг. В 50‑х гг. в полемике с произведениями, проникнутыми идеями сотрудничества с Францией (творчество И. М. Уана), появились гражданственно активные произведения С. Бадиана («В грозу») и С. Дембеле («Бесполезные»).

Провозглашение государственной независимости Мали (1960) способствовало росту прогрессивной литературы (повесть Ф. Д. Сиссоко «Красная саванна», романы И. Б. Траоре «Тень прошлого», Бадиана «Кровь масок»). В повести С. Диарры «Золотой нож», посвященной национально-освободительной борьбе, дан образ героя нового типа, чьим прообразом явился Амилкар Кабрал. В прозе наметилось просветительское направление (М. Голого, Я. Сангаре, И. Б. Траоре, Й. Диаките). Влияние западной идеологии проявилось в экзистенциалистском романе Я. Уологема «Долг насилия», трактующего историю Африки как цепь безысходных страданий, обусловленных жестокостью и иррациональностью человеческой натуры. Использование фольклорных мотивов характерно и для М. л. 70-х годов (роман «Необычная судьба Вангрэна» А. А. Ба).

Политическая направленность, публицистичность характерны для драматургии (пьесы Бадиана, А. Кабы, Г. Диавары). Поэзия Мали отличается тонкой лиричностью: сборники стихов Голого, Диавары, А. Кунты. Получили известность литературной обработки устного народного творчества М. Сидибе, Ф. Д. Сиссоко, И. Траоре, М. М. Диабате.

Письменность языка бамбара, одного из основных языков страны, была разработана в 60‑х гг. XX в. Первое произведение на языке бамбара — поэтический сборник Ж. Б. Сиссоко «Песни гриота» (1977) продолжает традиции устного народного творчества.

Издания:

Поэты Мали. Сб., М., 1965; Поэзия Африки, М., 1973, с. 326—39.

Литература:

Денисов Ю. С., Коптелов В. Б., Литература Мали, в сб.: Литературы Африки, М., 1979;

их же, Литература Мали, в сб.: Развитие литературы в независимых странах Африки (60—70‑е гг. XX в.), М., 1980.

Ю. С. Денисов, В. Б. Коптелов.

МАЛЛАРМЕ СТЕФАН

МАЛЛАРМЕ́ (Mallaré) Стефан (1842—98), французский поэт. Эклога «Послеполуденный отдых Фавна» (ок. 1865, опубл. 1876), драматич. поэма «Иродиада» (1867—69). Сб. «Стихотворения» (1887), «Стихи и проза» (1893), «Отступления» (1897), «Стихотворения на случай» (1880—98, изд. 1920). «Проза для Дезэсента» (1885). Поэмы «Игитур» (1869, изд. 1925), «Удача никогда не упразднит случая» (1897). Филологич. и ист. соч. (в т. ч. кн. «Английские слова», 1878, «Античные боги», 1880). Лит.-критич. статьи («Кризис стиха», 1895, «Тайна в поэзии», 1896). В России М. переводится с нач. 20 в.

■ [Стихи], в кн.: Европ. поэзия XIX в., М., 1977.

МАЛЛЕ-ЖОРИС ФРАНСУАЗА

МАЛЛЕ́-ЖОРИ́С (Mallet-Joris) Франсуаза (р. 1930), французская писательница. Ром. «Монашеская обитель» (1951), «Красная комната» (1955), «Ложь» (1956), «Царство небесное» (1958), «Персонажи» (1961), «Бумажный домик» (1970), «Аллегра» (1976), «Дикки-Король» (1979, п. 1984). Рассказы, эссе.

МАЛОНГА ЖАН

МАЛОНГА́ (Malonga) Жан (р. 1907), конголезский писатель (на франц. яз.). Пов. «Сердце арийки» (1954), «Легенда о М’Пфуму Ма Мазоно» (1954).

МАЛЫШКИН АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ

МАЛЫ́ШКИН Александр Георгиевич (1892—1938), русский советский писатель. Ром. «Люди из захолустья» (1937—38). Пов. «Вокзалы» (1923), «Падение Дайра» (1923), «Севастополь» (1929—30, полн. 1931). Кн. рассказов «Февральский снег» (1928), «Рассказы» (1931). Статьи. Киносценарии. Стихи.

■ Собр. соч., т. 1—3, М., 1940—47; Избр. произв., т. 1—2, М., 1978.

● Крамов И. Н., Александр Малышкин, М., 1965.

МАЛЫШКО АНДРЕЙ САМОЙЛОВИЧ

МАЛЫ́ШКО Андрей Самойлович (1912—70), украинский советский поэт. Чл. КПСС с 1943. Сб. стихов «Родина» (1936), «Жаворонки» (1940), «Украина моя!» (1942), «Битва» (1943), «Ярославна» (1946), «За синим морем» (1950), «Дорога под яворами» (1964), «Август души моей» (1970) и др. Поэмы «Сыновья», «Любовь», «Мария» (все — 1945—47); публицистика. Гос. пр. СССР (1947, 1951, 1969).

■ Соч., т. 1—10, К., 1972—74 (на укр. яз.); Избр. произв., т. 1—2, К., 1982; Полдень века. Стихотворения и поэмы, М., 1975.

● Крыжановский С., Андрей Малышко, К., 1951.

МАЛЬГАШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАЛЬГА́ШСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, см. Малагасийская литература.

МАЛЬЕА ЭДУАРДО

МАЛЬЕ́А (Mallea) Эдуардо (р. 1903), аргентинский писатель. Ром. «В ноябре» (1938), «Бухта молчания» (1940), «Вся зелень погибнет» (1941), «Орлы» (1943), «Враги души» (1950), «Чавес» (1953), «Синдбад» (1957), «Ледяной корабль» (1967), «Предпоследняя дверь» (1969), «В сгущающихся сумерках» (1973). Сб. рассказов «Город у неподвижной реки» (1936). Автобиогр. эссе «История одной страсти к Аргентине» (1937). Лит.-критич. работы.

МАЛЬКОМ-ХАН

МАЛЬКО́М-ХАН, Мирза Мельком-хан (1833—1908), иранский просветитель, писатель. Политич. и лит.-критич. трактаты. М.-х. приписывают сатирич. пьесы «Приключение Ашраф-хана», «Методы управления Заман-хана в Боджнурде», «Шах Кули-мирза отправляется в паломничество в Кербелу…».

МАЛЬРО АНДРЕ

МАЛЬРО́ (Malraux) Андре (1901—76), французский писатель, искусствовед, политический деятель. Ром. «Завоеватели» (1928), «Королевская дорога» (1930), «Условия человеческого существования» (1933, п. 1935), «Надежда» (1937, п. 1939), «Орешники Альтенбурга» (1943); пов. «Годы презрения» (1935, п. 1936, 1973). Теоретич. соч., в т. ч. «Психология искусства» (т. 1—3, 1947—50, доп. изд. под назв. «Голоса молчания», 1953). Кн. воспоминаний «Антимемуары» (1967, п. отрывки, 1973), «Дубы, поверженные наземь» (1971), «Голова идола» (1974), «Лазарь» (1974), «Проездом в гостях» (1975).

МАЛЬСАГОВ ЗАУРБЕК КУРАЗОВИЧ

МАЛЬСА́ГОВ Заурбек Куразович (1894—1935), ингушский советский писатель. Чл. КПСС с 1920. Пьесы «Похищение девушки» (1923), «Месть» (1927). Составил первый ингуш. алфавит (на основе лат. графики).

■ Избр., Грозный, 1970 (на ингуш. яз.); Избр., Грозный, 1966.

МАЛЬЦЕВ ЕЛИЗАР

МА́ЛЬЦЕВ Елизар (наст. имя и фам. Елизарий Юрьевич Пупко) (р. 1917), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1950. Ром. «Горячие ключи» (1945), «От всего сердца» (1948; Гос. пр. СССР, 1949), «Войди в каждый дом» (кн. 1—2, 1960—67). Пьеса «Вторая любовь» (совм. с Н. А. Венкстерн; пост. 1950; Гос. пр. СССР, 1950). Пов. «Последнее свидание» (1978).

■ Избр. произв., т. 1—2, М., 1972.

МАЛЬЧЕВСКИЙ АНТОНИ

МАЛЬЧЕ́ВСКИЙ (Malczewski) Антони (1793—1826), польский поэт. Поэма «Мария» (1825).

МАЛЮГИН ЛЕОНИД АНТОНОВИЧ

МАЛЮ́ГИН Леонид Антонович (1909—68), русский советский писатель. Пьесы «Старые друзья» (1945; Гос. пр. СССР, 1946), «Путешествие в ближние страны» (1956), «Новые игрушки» (1957), «Насмешливое мое счастье» (1965) и др. Сценарии фильмов, в т. ч. «Поезд идет на восток» (1947), «Сюжет для небольшого рассказа» (1967). Биогр. исследование «Хмелев» (1948). Статьи (сб. «Театр начинается с литературы», 1967). Очерки.

■ Старые друзья. Пьесы, [Послесл. А. Анастасьева], М., 1979.

МАМАКАЕВ АРБИ ШАМСУДОВИЧ

МАМАКА́ЕВ Арби Шамсудович (1918—58), чеченский советский писатель. Пьесы «Разведка», «Гнев» (обе — 1940). Сб. стихов «Долина Терека» (1940).

■ Соч., Грозный, 1964; Избр. Поэзия, Грозный, 1979 (оба на чеч. яз.); Избр., Грозный, 1968.

МАМАКАЕВ МАГОМЕТ АМАЕВИЧ

МАМАКА́ЕВ Магомет Амаевич (1910—73), чеченский советский писатель. Чл. КПСС с 1927. Сб. стихов «Ласточка» (1931), «Дружба» (1931), «Кровавые горы» (1936), «Утро над Аргуном» (1958), «Разговор с матерью» (1959), «Дуб над Ассой» (1961), «Земля Мартана» (1961). Ист. ром. «Мюрид революции» (1962), «Зелимхан» (1968). Сб. рассказов и очерков «Солдаты Октября» (1969).

■ Избр., т. 1—2, Грозный, 1964—65; Избр., 1927—1967, Грозный, 1970 (оба на чеч. яз.); И камни говорят. Стихи, М., 1968; С человеком по земле. Стихи, М., 1976.

Предыдущая страница Следующая страница