Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕЛ"-"НИК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НЕЛ"-"НИК")

НЕЛЬСОН ГОРАЦИО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМАТОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМЕСИДА

Немезида, изначально - греческое слово, выражающее идею справедливого негодования, человеческого (как у Гомера) или божественного (навлекающего на людей кару за их преступления или дерзость). Немесиду часто отождествляли с богиней аттического города Рамнунт. По одному из мифов, Зевс проникся к ней любовной страстью, она же пыталась спастись от него, принимая облик разных животных. Однако Зевс принимал обличье более резвых или более сильных зверей и в конце концов совокупился с ней в образе лебедя, после чего Немесида снесла яйцо, из которого появились на свет Полидевк и Елена.

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР

НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР (Deutsches Theater),

крупнейший независимый театр Германии, находится в Берлине. Основан в 1884, широко известен благодаря целому ряду работавших в нем видных режиссеров, а также своей открытостью стилевым поискам современного театрального искусства. В период правления его основателя и первого директора А.Л'Арронжа (до 1894) театр культивировал классический репертуар и исторически корректный, хотя и романтически приподнятый стиль постановок в духе Мейнингенского театра. С приходом О.Брама в 1894 произошел поворот в сторону натурализма. Этот период отмечен значительными спектаклями по пьесам Х.Ибсена, Г.Гауптмана и других драматургов-реалистов. Постановка в 1894 Ткачей Гауптмана, с участием старейшего актера Э.Райхера и молодого М.Рейнхардта, вылилась в народную демонстрацию под предводительством известного социалиста А.Бебеля. Рейнхардт, принявший руководство в 1905, увел театр от натурализма, прибегая к сценическому воплощению в духе А.Аппиа и Э.Г.Крэга. Цикл спектаклей по пьесам Ф.Ведекинда (1912) знаменует переход к яркой стилизации, позднее охарактеризованной как экспрессионизм. Поражение Германии в Первой мировой войне катастрофически сказалось и на Немецком театре.

См. также

БРАМ Отто;

РЕЙНХАРДТ Макс.

ЛИТЕРАТУРА

Гвоздев А. Западноевропейский театр на рубеже ХIХ и ХХ столетий. Л. - М., 1939

НЕОКОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОЛИТ

НЕОЛИТ - или новый каменный век, эпоха, характеризующаяся применением каменных орудий и земледельческим хозяйством - в отличие от палеолита и мезолита, когда основными видами человеческой деятельности были охота, рыболовство и собирательство. В число элементов материальной культуры неолита, кроме остатков культурных растений и домашних животных, входят шлифованные кремневые орудия и керамика.

НЕОПЛАТОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПЕР ДЖОН

НЕПЕР Джон (Napier, John)

(1550-1617), шотландский математик и теолог. Родился в 1550 в Мерчистон-Касле близ Эдинбурга. Сведения о его жизненном пути очень скудны. По-видимому, учился в Эдинбургском университете, но никакой научной степени не получил. В 1593 опубликовал Простое изъяснение всего Откровения Иоанна Богослова (A Plaine Discovery of the Whole Revelation of St. John), первое толкование Священного Писания на шотландском языке. В области математики Непер известен главным образом как изобретатель системы логарифмов, основанной на установлении соответствия между арифметической и геометрической числовыми прогрессиями. В Описании удивительной таблицы логарифмов (Mirifici logarithmorum canonis descriptio, 1614) он опубликовал первую таблицу логарифмов (ему же принадлежит и сам термин "логарифм"), но не указал, каким способом она вычислена. Объяснение было дано в другом его сочинении, Построение удивительной таблицы логарифмов (Mirifici logarithmorum canonis constructio), вышедшем в 1619, уже после смерти Непера. Таблицы логарифмов, насущно необходимые астрономам, нашли немедленное применение. В 1617 Непер опубликовал еще одну свою работу, Рабдологию (Rabdologia - "счет на палочках"), в которой изложил способ перемножения чисел с помощью особых брусков, получивших впоследствии название "костей Непера". Непер участвовал также в разработке различного рода боевых устройств (зажигательных стекол, артиллерийских орудий и т.д.).

Умер Непер в Мерчистон-Касле 4 апреля 1617.

ЛИТЕРАТУРА

Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. Джон Непер. М., 1976

НЕПОБЕДИМАЯ АРМАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕПОГРЕШИМОСТЬ

НЕПОГРЕШИМОСТЬ - безошибочность в вопросах вероучения. Православные церкви приписывают непогрешимость Библии и постановлениям первых семи вселенских соборов. Протестанты в 16 в. признавали непогрешимость одного лишь Писания; однако начиная с 19 в. многие протестантские теологи отрицают и эту непогрешимость. В соответствии с учением Римско-католической церкви, непогрешимостью обладает все Священное Писание, а также живое учительство церкви, если соблюдаются следующие условия: догмат выдвигается как возвещенная Богом через Христа истина, которая должна быть донесена его церковью до всех христиан; он выдвигается "дефинитивно", т.е. в качестве догматического определения, устанавливающего навеки истинность и факт богооткровенности данной доктрины; он должен исходить от всех епископов (т.е. выдвигаться на вселенском соборе или составлять часть учения, принимаемого и проповедуемого всеми католическими епископами мира) или от папы Римского, опирающегося на свой авторитет главы Римско-католической церкви. Догмат о непогрешимости папы в делах веры был провозглашен I Ватиканским собором (1869-1870). Католическая церковь учит, что ее непогрешимость распространяется также на область того, что не возвещено в Божественном Откровении, но имеет существенное значение для сохранения и защиты христианской веры и практики. Согласно католическому учению, притязания на непогрешимость церкви опираются на обетования самого Христа, возвестившего, что особая божественная помощь и благодать всегда пребудет с его церковью. Примеры таких обетований можно обнаружить, в частности, у Иоанна (Ин 14:16-17; 16:12-15) и у Матфея (Мф 28:18-20; 16:18-19).

См. также

ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ, ПЕРВЫЙ;

ПАПСТВО.

НЕПОТ КОРНЕЛИЙ

НЕПОТ Корнелий (Cornelius Nepos) (ок. 100 - ок. 25 до н.э.), римский историк и биограф. Происходил из сословия всадников, родился на севере Италии, был дружен с Катуллом, Титом Помпонием Аттиком и Цицероном. Основные труды Непота - Хроники (Chronica) в 3 книгах, где он по примеру греческих историков первым среди римских авторов предпринял хронологическое изложение всемирной истории; Примеры (Exempla), собрание исторических достопамятных случаев; подробные биографии Цицерона и Катона Старшего; сочинение О знаменитых мужах (De viris illustribus), как минимум в 17 книгах, представлявшее собой сравнительные жизнеописания выдающихся римлян и чужеземцев (главным образом греков): царей, полководцев, законодателей, ораторов, поэтов, историков, философов и ученых, причем за книгой, посвященной чужеземцам, следовала книга о римлянах. Из всего написанного Непотом до нас дошла лишь одна посвященная иностранным полководцам книга последнего труда. Здесь собраны краткие, построенные в основном на достопамятных случаях биографии 19 греческих полководцев (Мильтиада, Фемистокла, Алкивиада и др.), одного персидского (Датама) и двух карфагенских (Гамилькара и Ганнибала). Сохранились извлеченные из того же сочинения биографии двух римских деятелей - Катона Старшего и Аттика. Непоту мы обязаны сохранением замечательного документа: двух отрывков из письма Корнелии к сыну, Гаю Гракху.

ЛИТЕРАТУРА

Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. М., 1992

НЕПРЕРЫВНЫЕ ДРОБИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕРВА

МАРК КОКЦЕЙ (Marcus Cocceius Nerva)

(ок. 30-98), римский император, первый из т.н. "пяти добрых императоров". Родился в городе Нарния (совр. Нарни) в Умбрии, к северу от Рима. Занимал высокие должности при Нероне (претор в 65, награжден после раскрытия заговора Пизона). Дважды был консулом (в 71 и 90). Отличался образованностью, познаниями в праве, склонностью к литературе, пользовался авторитетом среди сенаторов. В 96 все это заставило сенат остановить свой выбор на Нерве как на преемнике убитого Домициана. Менее чем за полтора года своего правления Нерва смог осуществить немногое, однако при нем были намечены преобразования, которые выпало проводить после него Траяну. В 97 Нерва усыновил популярного в войсках Марка Ульпия Траяна и сделал его своим преемником (такая процедура передачи власти продержалась вплоть до Марка Аврелия), уже тогда почти равным себе по полномочиям. Нерва смог изыскать средства на обширную программу раздачи земли неимущим гражданам и, возможно, создал первые государственные алиментарные фонды для поддержки детей бедняков. В Риме раздавали хлеб беднякам, строили зерновые амбары и акведуки. Недовольство преторианской гвардии устранением Домициана удалось смягчить лишь казнью организовавших его убийство заговорщиков в 97.

НЕРВАЛЬ ЖЕРАР ДЕ

НЕРВАЛЬ Жерар де (Nerval, Gerard de)

(1808-1855), псевдоним французского поэта-романтика, драматурга и прозаика Жерара Лабрюни (Labrunie). Родился Нерваль 22 мая 1808 в Париже, в семье военного врача. Образование получил в парижском лицее Карла Великого, где познакомился со многими будущими писателями-романтиками 1830-х годов. Завязав в начале своей литературной деятельности дружеские отношения с Т.Готье, В.Гюго и др., Нерваль опубликовал свои первые стихотворения в сборнике под названием Наполеон и доблестная Франция (Napolon et la France guerrire, 1826). В 1828 он издал перевод первой части Фауста, восхитивший самого Гете. После 1830 Нерваль принял участие в тогдашних литературных баталиях, обратился к драматургии. Несмотря на сотрудничество с А.Дюма-отцом, Нервалю так и не удалось написать пьесу, которая имела бы успех у публики. Узнав, что предмет его страсти актриса Женни Колон вышла замуж за другого, он пустился в беспорядочные странствования, а получив известие о ее смерти, отправился на Восток. Его содержательные Сцены восточной жизни (Scnes de la vie orientale) выходили в свет начиная с 1846, однако по возвращении в Париж у него участились приступы душевной болезни. Галлюцинации, пережитые в периоды безумия, описаны им в прозаической повести Аврелия (Aurlia, 1855). Это причудливое произведение, в котором грезы неотделимы от реальности, пользовалось большим успехом у французских сюрреалистов в 1920-е годы. Однако самой художественно совершенной из повестей Нерваля считается Сильвия (Sylvie, 1853) - пасторальная автобиография подростка. В конечном счете, измученный нищетой и постоянными приступами безумия, Нерваль 26 января 1855 был найден в петле в одном из парижских закоулков. При жизни Нерваля его стихи публиковались в периодике или в дополнение к его прозе. Первое издание, позволившее оценить всю глубину его поэтического таланта, появилось только в 1877.

ЛИТЕРАТУРА

Нерваль Ж. Дочери огня. Л., 1985 Нерваль Ж. Путешествие на Восток. М., 1986

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕРЕИДЫ

НЕРЕИДЫ - в греческой мифологии, 50 дочерей Нерея и Дориды, средиземноморские нимфы. Нереид изображали прелестными девами, оседлавшими дельфинов или тритонов. Самые известные Нереиды: Галатея, в которую был влюблен Полифем, Фетида, жена Пелея и мать Ахилла, и Амфитрита, супруга Посейдона.

НЕРНСТ ВАЛЬТЕР

НЕРНСТ, ВАЛЬТЕР ФРИДРИХ ГЕРМАН

(Nernst, Walther Friedrich Hermann)

(1864-1941), немецкий физик и физикохимик, один из основоположников современной физической химии. Родился в Бризене (ныне Вомбжезьно, Польша) 25 июня 1864. Учился в университетах Цюриха, Берлина, Граца и Вюрцбурга. В 1887 поступил на должность ассистента В.Оствальда в Лейпцигском университете. В 1890 - приват-доцент, а в 1891-1902 - профессор Геттингенского, в 1902-1933 - Берлинского университетов, в 1905-1922 - директор Института химии, а в 1924-1933 - Института физики при Берлинском университете. Основные труды относятся к области термодинамики, физики низких температур, физической химии. В 1906 высказал утверждение, что энтропия системы при абсолютном нуле температуры равна нулю (теорема Нернста); это положение часто называют 3-м началом термодинамики. В 1911 совместно с Ф.Линдеманом вывел формулу для теплоемкости твердого тела. Среди других работ Нернста - создание метода определения диэлектрической проницаемости проводников при помощи мостика Уитстона, разработка теории электролитического растворения металлов, теории электродных потенциалов, диффузионной теории кинетики гетерогенных химических реакций. Изобрел источник излучения - лампу Нернста. Вместе с Оствальдом и Фишером Нернст стремился заинтересовать кайзера Вильгельма II и промышленных магнатов Германии в создании системы институтов кайзера Вильгельма, которые должны были привлечь ученых с мировым именем. В 1920 Нернст был удостоен Нобелевской премии по химии за работы по термохимии, а также за открытие третьего начала термодинамики. Умер Нернст близ Мускау (Германия) 18 ноября 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Нернст В. Теоретическая химия. СПб, 1904 Нернст В. Теоретические и опытные основания нового теплового закона. М. - Л., 1929 Эйнштейн А. Деятельность и личность Вальтера Нернста. - Собрание научных трудов, т. 4. М., 1967 Кудрявцев П.С. История физики, т. 3. М., 1971

НЕРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕРУ ДЖАВАХАРЛАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕРУДА ПАБЛО

НЕРУДА Пабло (Neruda, Pablo)

(1904-1973), чилийский поэт. Лауреат Нобелевской премии в области литературы 1971. Настоящее имя - Нефтали Рикардо Рейес Басуальто (Reyes Basoalto). Родился 12 июля 1904 в городке Парраль на юге Чили. Учился на французском отделении Педагогического института в Сантьяго, но не закончил институт, сойдясь с молодыми поэтами и анархистами. Сборник стихов Двадцать поэм любви и одна песня отчаяния (Veinte poemas de amor y una cancin desesperada, 1924) принес ему известность в Латинской Америке. В 1927 Неруда был назначен почетным консулом в Бирму, в 1932 - консулом в Буэнос-Айрес, в 1934 переведен в Испанию. В эти годы он издал два одноименных сборника экспериментальных стихотворений Местожительство - Земля (Residencia en la Tierra, первый 1933, второй 1935), отмеченных влиянием сюрреализма. Гражданская война в Испании заставила поэта обратиться к политической тематике в книге Испания в сердце (Espaa en corazon, 1937). В 1937 Неруда вернулся в Чили, где все активнее начал участвовать в деятельности левых политических сил. В 1940 он отправился консулом в Мексику, а на обратном пути на родину, в 1943, посетил Мачу-Пикчу, древний город инков. Тогда и была задумана грандиозная эпическая поэма Всеобщая песнь (Canto general, 1950). Избранный сенатором от коммунистической партии, Неруда публично обвинил президента в предательстве, был вынужден уйти в подполье и эмигрировать. С 1949 поэт много путешествовал по странам социалистического лагеря, в 1950 получил в Москве Международную Ленинскую премию "За укрепление мира между народами". В 1952 он возвратился в Чили, где занимался литературой и партийной деятельностью. В 1971 президент С. Альенде (1908-1973) назначил Неруду чилийским послом в Париже; через два года поэт оставил этот пост. В творчестве Неруды выделяется несколько направлений. Для его любовной лирики, которая изменялась по мере взросления поэта, в целом характерна глубокая связь личностных чувств с природными стихиями. Другое магистральное направление, политическая поэзия, представлено во Всеобщей песне, в сборниках Виноградники и ветры (Las uvas y el viento, 1954) и Эпическая песня (Cancion de gesta, 1960) - последний является восторженным откликом на кубинскую революцию. Умер Неруда в Сантьяго 23 сентября 1973.

ЛИТЕРАТУРА

Шур Л.А. Пабло Неруда: Библиографический указатель. М., 1960 Венок Неруде. М., 1974 Плавскин З. Великий чилийский поэт Пабло Неруда. Л., 1976 Неруда П. Собрание сочинений. М., 1978-1979 Тейтельбойм В. Неруда. М., 1988

НЕСТОР

НЕСТОР - сын Нелея и царь Пилоса. Принимал участие в битве лапифов с кентаврами, в Калидонской охоте и в походе аргонавтов, а позже, несмотря на преклонные годы, отплыл вместе с греками к Трое. Осаждавшие Трою почитали его за мудрость, хотя, согласно Гомеру, его советы обычно оказывались напрасными. После падения Трои он возвратился в Пилос, где впоследствии оказал гостеприимство Телемаху, который прибыл с целью разузнать что-нибудь о своем отце.

НЕСТОРИЙ

НЕСТОРИЙ (ум. ок. 451), архиепископ Константинопольский в 428-431 и родоначальник "несторианской" ереси. Родился в Германикии (Сирия). В юности поступил в монастырь св. Евпрепия, близ Антиохии, где, по некоторым свидетельствам, был учеником Феодора Мопсуестийского. После рукоположения в пресвитеры Несторий своей ревностью и красноречием снискал такую известность, что император Феодосий II отозвал его из Антиохии, чтобы предоставить ему епископскую кафедру в Константинополе. Здесь у него появилось много противников, так как в своих проповедях он выступал против употребления в догматических рассуждениях титула Богородица (Theotokos) применительно к Деве Марии. Воспитанный в антиохийской богословской традиции, Несторий настаивал на различении двух природ - божественной природы Слова (Логоса) и человеческой природы Иисуса, объединившихся во Христе. Он признавал, что обе эти природы присущи Христу, однако отрицал, что свойства человеческой природы Иисуса могут быть приписаны Божественному Логосу. Отсюда он делал вывод о том, что Дева Мария должна именоваться Христородицей, но не Богородицей. Кирилл, епископ Александрийский, который усмотрел в учении Нестория отрицание христианской веры в то, что рожденный Девой Марией есть Сын Божий, прежде века рожденный Богом Отцом, направил папе Целестину I обстоятельное послание по этому поводу, прося, чтобы папа как епископ Римский разрешил этот спор. Ответ папы позволил Кириллу в ультимативной форме потребовать от Нестория отречения от своих заблуждений. Однако еще до того, как прибыли посланцы от Кирилла, Несторий убедил императора Феодосия созвать вселенский собор. Главную роль на этом соборе, состоявшемся в Эфесе в 431, сыграл Кирилл Александрийский. 22 июня, не дожидаясь прибытия восточных епископов, поддерживавших антиохийскую традицию, он открыл заседание собора, на котором учение Нестория было осуждено как противоречащее Никейскому символу веры, а сам Несторий, не пожелавший отречься от своих взглядов, был низложен. Восточные епископы, прибывшие двумя днями позже, не согласились с этим решением, принятым в их отсутствие, и низложили Кирилла. Однако впоследствии между Кириллом и восточными епископами было достигнуто примирение, и они также осудили Нестория. Несторий возвратился в свой монастырь близ Антиохии, однако спустя три года по приказу императора был сослан в Петру (в Аравии), а затем - в Оазис (в Египте), где и умер ок. 451.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994

НЕТАНЬЯХУ БИНДЖАМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕТО АГОСТИНЬО

НЕТО Агостиньо (Neto, Agostinho)

(1922-1979), первый президент Анголы. Родился 27 сентября 1922 в деревне племени мбундо Бенго на юго-востоке от Луанды. После окончания средней школы в 1944-1947 работал в департаменте здравоохранения, параллельно выполняя обязанности секретаря епископа Американской миссии Ральфа Доджа. Додж, который способствовал становлению ряда выдающихся африканцев, включая Эдуардо Мондлане из Мозамбика, устроил Нето стипендию для изучения медицины в Португалии. Там Нето приобрел известность как поэт антиколониального протеста. За активное участие в антисалазаровском молодежном движении в 1952 был арестован, в 1955-1957 находился в заключении. В 1958 возобновил учебу, получил диплом врача, женился на португалке и в 1959 вернулся в Анголу, чтобы заняться медицинской практикой в своей родной деревне. После того как португальцы узнали, что Нето является председателем Народного движения за освобождение Анголы (МПЛА), он был арестован и содержался в тюрьме сначала в Кабо-Верде, а затем в Португалии. В 1962 Нето совершил побег и через Марокко и Гвинею перебрался в Заир (совр. Демократическая Республика Конго), где находящиеся в изгнании другие лидеры МПЛА организовали свои штаб-квартиры. В 1962 из Заира и после 1963 из Конго Нето настойчиво обращался к СССР и Кубе с просьбами о предоставлении помощи МПЛА, которое в 1961 начало вооруженную борьбу против португальцев. Однако боевые успехи партизан Нето были не столь значительными по сравнению с операциями конкурирующего национального движения ФНЛА, действовавшего с территории Заира. Свержение диктатуры и резкий поворот влево в Португалии оказались на руку Нето и МПЛА. С помощью полученного от СССР оружия МПЛА с начала 1975 приступило к борьбе за гегемонию в Анголе, которая стояла на пороге независимости. Контролируя район Луанды, МПЛА в конечном счете сумело отбить удары оснащенных американским оружием противников - ФНЛА на севере и пользовавшейся поддержкой ЮАР УНИТА на юге. После обретения Анголой независимости МПЛА сформировало правительство, и Нето стал президентом. Благодаря советской и кубинской поддержке Нето сохранил власть несмотря на то, что УНИТА контролировала часть южной Анголы, южноафриканские войска постоянно вторгались с территории Намибии, а собственная армия пыталась совершить переворот.

Умер Нето после онкологической операции в Москве 10 сентября 1979.

НЕФЕЛИН

БЕСЦВЕТНЫЕ КРИСТАЛЛЫ НЕФЕЛИНА в центре и желто-коричневый кристалл везувиана справа.

БЕСЦВЕТНЫЕ КРИСТАЛЛЫ НЕФЕЛИНА в центре и желто-коричневый кристалл везувиана справа.

минерал семейства фельдшпатоидов, алюмосиликат натрия (Na,K)AlSiO4. Содержит меньше кремнезема, чем натриевый полевой шпат альбит. Название происходит от греч. "нефеле" - облако (при его разложении в кислотах образуется "облако" геля SiO2). Цвет обычно серовато-белый, серый, зеленовато- или желтовато-серый. При изменении приобретает красноватый или коричневатый оттенок. Блеск на гранях кристаллов стеклянный, в изломе - жирный. Твердость 5,5-6, плотность 2,5-2,6. Спайность обычно отсутствует или выражена очень слабо. Сингония гексагональная. Кристаллы редки, встречаются в пустотах щелочных пород или их пегматитов и имеют облик толстых шестигранных табличек либо коротких призм. Обычно сплошные или зернистые массы; зерна неправильной формы. Распространен значительно меньше, чем полевые шпаты. Образуется только в магмах, обедненных кремнеземом; не встречается в породах, содержащих кварц (свободный кремнезем). Нефелин - главный породообразующий минерал нефелиновых сиенитов и их вулканических аналогов - фонолитов. Крупные гнезда нефелина присущи пегматитам нефелиновых сиенитов. Промышленные месторождения этого минерала найдены на Кольском п-ове в России и в провинции Онтарио в Канаде. Используется для производства глинозема с попутным получением соды. Нефелиновые сиениты служат также сырьем для стекольной, керамической и цементной промышленности. Кроме того, нефелин - потенциальный источник алюминия.

НЕФЕРТИТИ

НЕФЕРТИТИ (конец 15 - начало 14 вв. до н.э.), царица Древнего Египта. Супруга фараона XVIII династии Аменхотепа IV. Происхождение ее неясно. Бытовало мнение, что она была дочерью Аменхотепа III и, следовательно, приходилась сводной сестрой своему мужу. Возможно, она была дочерью Эйе, ставшего фараоном после Тутанхамона и тесно связанного с царским родом через свою сестру Тии - жену Аменхотепа III. Согласно этой теории, Нефертити была племянницей Тии и двоюродной сестрой мужа. Нефертити фанатично поддерживала предпринятое ее мужем ниспровержение традиционной религии и его монотеизм. Вместе с ним она поклонялась богу Атону, символом которого был солнечный диск. Вслед за мужем покинула Фивы, чтобы переселиться в новую специально построенную столицу Ахетатон (ныне Телль-эль-Амарн), где он сменил свое имя на Эхнатон. Когда Эхнатон изменил свои взгляды, Нефертити осталась безоговорочно преданной культу Атона и удалилась - или, возможно, была изгнана - в северную часть города. После смерти мужа тщетно пыталась обратить нового фараона (ныне известного под именем Тутанхамона, который, возможно, приходился ей сводным братом) в свою веру. Умерла Нефертити ок. 1354 до н.э., место ее погребения неизвестно.

НЕФРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕФТЕХИМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НЕФТЬ И ГАЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИБУР БАРТОЛЬД ГЕОРГ

НИБУР Бартольд Георг (Niebuhr, Barthold Georg) (1776-1831), немецкий историк, основоположник научно-критического метода в изучении истории. Сын путешественника Карстена Нибура, родился в Копенгагене 27 августа 1776. Учился в Кильском университете, затем больше года провел в Англии и Шотландии. В 1804-1806 директор Национального банка Дании, в 1806-1810 по приглашению фон Штейна занимает пост директора Национального банка Пруссии. С 1810 читает лекции по римской истории в Берлинском университете. В 1816-1823 посол Пруссии в Ватикане, затем профессор Боннского университета. Главный труд Нибура Римская история (Rmische Geschichte, 1811-1832, 3 тт.) оказался ценен не столько результатами, сколько взятым на вооружение методом. Здесь совершена попытка выделить из преданий об основании Рима рациональное ядро, основное внимание уделено не выдающимся личностям, а истории становления общества и государства в Риме. Уже к концу 19 в. выяснилось, что излишний критицизм малопродуктивен, однако и поныне его метод лежит в основе всякого серьезного исторического исследования. Умер Нибур в Бонне 2 января 1831.

НИБУР РЕЙНХОЛЬД

НИБУР Рейнхольд (Niebuhr, Reinhold)

(1892-1971), американский протестантский теолог, родился 21 июня 1892 в Райт-Сити (шт. Миссури) в семье протестантского пастора. Образование получил в Элмхерстском колледже (шт. Иллинойс), Иденской теологической семинарии (Сент-Луис, шт. Миссури) и Йельском университете. Став пастором в церкви Евангелический синод Северной Америки, он служил в Бетельской евангелической церкви Детройта (шт. Мичиган) до 1928, когда стал профессором христианской этики и философии религии в нью-йоркской Объединенной теологической семинарии. С 1956 и до своей отставки в 1960 был вице-президентом семинарии. Социальные последствия индустриализации и широкое распространение конвейерного производства потрясли либеральную теологическую ориентацию Нибура, заставив его искать более глубокого, более библейского и более реалистического понимания роли христианской веры в жизни современного человека. Нибур присоединился к представителям европейской диалектической теологии, подтверждая истинность библейского основания. Благодаря Библии, воспринимаемой как человеческая запись само-откровения Бога, Нибур пришел к критическому, но плодотворному пересмотру своих взглядов на природу и участь человека. Из-за эгоистической любви к себе человек становится корыстно заинтересованным в собственной праведности и делает опрометчивый вывод, что может достичь праведности собственными усилиями. Таким образом человек путает свою частичную способность выйти за свои пределы (трансцендировать себя) со способностью доказать свою власть над миром и самим собой. Бог открывает себя в Иисусе Христе, олицетворяющем жертвенную любовь, которая преодолевает человеческое искушение самообожествлением. К основным трудам Нибура относятся: Моральный человек и аморальное общество (Moral Man and Immoral Society, 1932), Опыт интерпретации христианской этики (An Interpretation of Christian Ethics, 1935), Природа и участь человека (The Nature and Destiny of Man, в 2 т., 1941-1943), Ирония американской истории (The Irony of American History, 1952), Природа человека и его сообщества (Man's Nature and His Communities, 1965), Вера и политика (Faith and Politics, 1967). В 1941-1966 он был редактором журнала Христианство и кризис (Christianity and Crisis). Умер Нибур в Стокбридже (шт. Массачусетс) 1 июня 1971. Брат Рейнхольда Нибура - Ричард Нибур (1894-1962) - известный американский протестантский теолог.

ЛИТЕРАТУРА

Нибур Р., Нибур Р. Христос и культура. М., 1996

НИГЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИГЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИГЕРИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИГЕРИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИДЕРЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИДЕРЛАНДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИЖИНСКАЯ БРОНИСЛАВА ФОМИНИЧНА

НИЖИНСКАЯ Бронислава Фоминична (1891-1972), русская танцовщица и хореограф (польского происхождения), родилась в Минске, сестра Вацлава Нижинского. Была артисткой труппы Дягилева, а с 1921 ставила здесь балеты. Ее современные по тематике и лексике постановки в настоящее время считаются классикой. Наиболее известный ее балет - Свадебка (музыка Стравинского, 1923).

НИЖИНСКИЙ ВАЦЛАВ ФОМИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКАРАГУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКАРАГУА. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКАРАГУА. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКЕЙСКИЕ СОБОРЫ

НИКЕЙСКИЕ СОБОРЫ - церковные соборы, происходившие в Никее (совр. Изник, Турция).

I Никейский собор

(I Вселенский собор, 325), созванный по инициативе императора Константина Великого, осудил арианство, отрицавшее полноту божественности Христа. В нем принимало участие ок. 270 епископов. На нем было утверждено учение о том, что Сын "единосущен" (греч. homoousios) Отцу. В принятии этой формулы решающую роль сыграли св. Афанасий Александрийский и Осия, епископ Кордовский, под председательством которого проходил собор. Собор принял Никейский символ веры и постановил, что празднование Пасхи должно повсеместно осуществляться в соответствии с времяисчислением, принятым в Александрийской церкви.

II Никейский собор

(VII Вселенский собор, 787) рассматривал вопросы, связанные преимущественно с ересью иконоборчества. Собор высказался за восстановление практики иконописания и иконопочитания, постановив, что иконы надлежит "чествовать почитательным поклонением (timetike proskynesis)", но не "служением" (latreia), "которое приличествует одному только Божескому естеству", и что "поклоняющийся иконе поклоняется реальности того, кто на нем изображен".

См. также

АРИАНСТВО;

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ - в узком смысле, принятая на I Никейском соборе (325) формула вероисповедания, в которой провозглашалась божественность Сына, названного "единосущным (греч. homoousios, лат. consubstantialis) Отцу", а после краткого третьего члена формулы ("Веруем в Духа Святого") следовало анафематствование арианства. После полувековой борьбы с арианством Никейский символ был принят большей частью церкви, и в местные крещальные формулы были включены его основные определения. К этому символу восходила формула, употреблявшаяся в Константинополе и, вероятно, подтвержденная I Константинопольским собором (381). Именно этот Никео-Константинопольский символ веры, введенный в литургический обиход в Антиохии ок. 480, обычно называют Никейским символом. В нем опущено анафематствование и расширена третья часть, в которой провозглашается божественность Духа Святого и его равенство Отцу и Сыну. Первоначально это был акт монофизитов, подтвердивших тем самым свою верность Никейскому символу без добавлений, но эта практика оказалась приемлемой и для правоверных последователей Халкидонского собора (451) и вскоре стала общеупотребительной на Востоке. На Западе этот символ впервые был введен в литургию в Толедо в 589, когда готские ариане воссоединились с правоверной церковью. Чтобы подчеркнуть равенство Отца и Сына, к словам об исхождении Св. Духа было добавлено слово filioque (филиокве - "и Сына"). В этой форме Символ вошел в латинскую мессу (в 8 в. в Галлии, а в 11 в. и в самом Риме). Не принятое Восточными православными церквами филиокве стало знаком отличия между Западными и Восточными церквами. Никейский символ употребляют англикане, лютеране и многие другие протестантские церкви.

См. также СИМВОЛ ВЕРЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994

НИКЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НИКИЙ

НИКИЙ (ок. 470-413 до н.э.), афинский полководец и государственный деятель. Богатый и знатный, Никий был сторонником умеренности в политике и противостоял агрессивному курсу крайних демократов. Поэтому Никий находился в постоянном противоборстве с Клеоном, предводителем народной партии после смерти Перикла в 429 до н.э. Хотя Никий выступал против войны со Спартой, тем не менее на первом этапе Пелопоннесской войны (431-421 до н.э.) он неплохо исполнял долг полководца (в это время Никия часто избирали стратегом). Естественно, что после смерти Клеона и спартанского полководца Брасида в 422 до н.э. именно Никию было поручено вести мирные переговоры со Спартой. Договор, получивший название Никиева мира, был заключен на 50 лет. По его условиям все военные действия прекращались, а спорные вопросы должны были решаться третейским судом. Когда блестящий и непоседливый Алкивиад выдвинул идею завоевать Сицилию, афиняне его поддержали, однако настояли на том, чтобы Алкивиад разделил командование с лидером оппозиции Никием и еще одним полководцем, Ламахом. Экспедиция отправилась из Афин в июне 415 до н.э., однако вскоре политические противники на родине добились отзыва Алкивиада, и Никию с Ламахом пришлось вести кампанию, не вызывавшую у них воодушевления. После двух лет боевых действий, которые шли с переменным успехом (в какой-то момент афиняне были близки к тому, чтобы взять город), нерешительность Никия (отчасти объясняемая болезнью) привела к катастрофе. Его армия и флот были уничтожены, а сам он вместе со многими своими воинами попал в плен и был казнен в Сиракузах.

ЛИТЕРАТУРА

Плутарх. Никий. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 2. М., 1963

НИКОЛАЙ

СВ. (4 в.), епископ ликийского города Миры (Малая Азия), широко почитавшийся христианами на протяжении многих веков, хотя о его жизни известно крайне мало. Все предания сходятся на том, что святой скончался и был похоронен в Мире. По преданию, Николай родился в ликийском городе Параре. Рассказывается, что он принимал участие в Никейском соборе, однако ни один из достоверных списков участников этого собора не содержит его имени. Некоторые греческие легенды повествуют о том, что в правление Диоклетиана он был заточен в темницу. В 1034 мощи святителя Николая были тайно перенесены в Бари (Италия). С именем св. Николая связано множество легенд. Благодаря одной из них - о его чудесном явлении гибнущим в буре морякам - на Востоке его считали покровителем мореплавателей. На Западе же, благодаря рассказу о трех мешках золота, подаренных св. Николаем трем отроковицам и спасших последних от бесчестия, он стал считаться покровителем детей; отчасти с этой историей связан обычай дарить подарки на Рождество. Имя американского Санта Клауса представляет собою искажение голландской транскрипции имени св. Николая. День памяти святого 6 декабря (в Русской православной церкви 9 мая и 6 декабря по старому стилю).

НИКОЛАЙ I

НИКОЛАЙ I (1796-1855), российский император (1825-1855), третий сын Павла I, родился 25 июня (6 июля) 1796 в Царском Селе (Пушкин). Образование его было ограничено военными науками. В 1814 впервые побывал за границей при российском войске под командованием старшего брата Александра I. В 1816 совершил трехмесячное путешествие по европейской России, а с октября 1816 по май 1817 путешествовал и жил в Англии. В 1817 женился на старшей дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III принцессе Шарлотте Фредерике-Луизе, принявшей имя Александры Федоровны. После смерти Александра I и отказа от престола великого князя Константина Николай был провозглашен императором 2 (14) декабря 1825. К этому дню офицеры-заговорщики (которых позднее стали называть "декабристами") приурочили мятеж с целью захвата власти. После подавления мятежа и широкомасштабных репрессий Николай I усилил военно-бюрократический аппарат, централизовал административную систему, учредил политическую полицию (Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии), установил жесткую цензуру. Он ввел имущественное попечительство над казенными крестьянами и статус обязанных крестьян (законы 1837-1841 и 1842), провел кодификацию российских законов (1833), стабилизацию рубля (1839), основал новые школы - технические, военные и общеобразовательные. Значительно расширил территорию России после войн с Персией (1826-1828) и Турцией (1828-1829), но его попытка сделать Черное море внутренним российским морем встретила сопротивление великих держав во главе с Великобританией. Согласно Ункяр-Искелесийскому договору (1833) между Россией и Турцией, Турция обязывалась закрывать по требованию России черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) для иностранных военных судов (договор отменен в 1841). Николай предполагал вмешаться во внутренние дела Франции и Бельгии после произошедших там революций 1830, но Польское восстание помешало реализации его планов. После его подавления были отменены многие положения Польской конституции 1815. Николай I принимал участие в разгроме венгерской революции 1848-1849. Попытка России, вытесненной с рынков Ближнего Востока Англией и Францией, восстановить и укрепить свое положение в этом регионе привела к столкновению держав на Ближнем Востоке, которое вылилось в Крымскую войну (1853-1856). Умер Николай в разгар войны 18 февраля (2 марта) 1855.

ЛИТЕРАТУРА

Капустина Т.А. Николай I. - Вопросы истории, 1993, № 11-12

НИКОЛАЙ II

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница