Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Б" (часть 10, "БОТ"-"БРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 10, "БОТ"-"БРЕ")

БОТА ЛУИС

БОТА Луис (Botha, Louis) (1862-1919), южноафриканский военачальник и политический лидер, родился в Натале 27 сентября 1862. В 1869 его семья поселилась в Оранжевом свободном государстве. В возрасте 22 лет Бота переехал в Зулуленд, где участвовал в создании нового республиканского правительства. В 1886 он стал чиновником в Свазиленде, позднее работал в законодательной ассамблее Трансвааля. Во время англо-бурской войны (1899-1902) командовал бурской армией у Ледисмита. Нанеся поражение британским войскам в Коленсо и Спион-Коп, он задержал продвижение сил под командованием Робертса на Преторию. В 1900 Бота был назначен главнокомандующим бурских вооруженных сил и организовал успешную партизанскую войну. Был руководителем бурской делегации на переговорах, которые завершились Феринихингским мирным договором в мае 1902. В феврале 1907 Бота стал первым премьер-министром Трансвааля после того, как Великобритания предоставила колонии право формировать собственное правительство. Потерпевшие поражение буры были настроены миролюбиво, что позволило ему проводить политику сотрудничества и примирения. Готовность к компромиссам и умеренность обеспечили Боте широкую поддержку среди буров и англичан. Он был одним из лидеров, предложивших объединение четырех бурских колоний в единое государство Южная Африка, и возглавлял делегацию Трансвааля на Союзном конвенте 1908-1909. Бота был первым премьер-министром Южно-Африканского Союза с мая 1910 и до конца жизни (1919). Он надеялся, что его политика примирения подготовит условия для объединения англичан и голландцев в единую белую южноафриканскую нацию. Опираясь на поддержку Южно-Африканской партии, состоявшей в основном из голландцев, Бота успешно справился с несколькими трудными и опасными для страны проблемами, включая иммиграцию из Индии и восстание белых шахтеров в Витватесранде в июле 1913. Во время Первой мировой войны он подавил восстание 12 тыс. буров под руководством генерала Христиана де Вета, который был против вступления ЮАС в войну. В 1915 участвовал в завоевании германской Юго-Западной Африки. В 1919 совместно с генералом Смэтсом представлял Южно-Африканский Союз на Версальской мирной конференции. Умер Бота в Растхофе (Трансвааль) 27 августа 1919.

БОТА ПИТЕР ВИЛЛЕМ

БОТА Питер Виллем (Botha, Pieter Willem)

(р. 1916), президент Южной Африки. Родился на ферме в округе Пол-Роукс (Оранжевое свободное государство, Южная Африка) 12 января 1916. В возрасте 20 лет стал штатным функционером Национальной партии. Обладавший большой работоспособностью и пользовавшийся репутацией крагдадигхейда - человека, способного жестко говорить и поступать, - двигался вверх по партийной лестнице, опираясь на поддержку в Капской провинции. В 1948 был избран в парламент, получил пост министра в 1961. В 1966 стал руководителем отделения партии в Капской провинции и министром обороны. Бота стал премьер-министром в сентябре 1978, после отставки Джона Форстера из-за скандала, угрожавшего единству Национальной партии. На этом посту Бота пытался обеспечить белому населению Родезии и Намибии непропорционально большую власть. Южная Африка укрепила свои вооруженные силы, численность которых увеличилась после того, как к службе в армии были допущены черные граждане. Бота был против предоставления равных прав цветным (лицам смешанного происхождения), черным африканцам и индийцам, однако проводил гибкую политику, рассчитывая ослабить движение против апартеида. Были смягчены некоторые сегрегационные законы и введена в действие новая конституция, предусматривавшая включение в политическую систему цветных и индийцев на правах младших партнеров белых. 5 сентября 1984 Бота был избран президентом Южной Африки. В феврале 1989, после легкого инсульта, ему пришлось уйти с поста руководителя Национальной партии. Бота оставил пост президента 14 августа 1989.

БОТАНИКА

БОТАНИКА - наука о растениях. Систематики прошлого делили живое на два царства и относили к царству растений все организмы, которые не считались животными. Сейчас принято различать пять царств живого, а грибы, одноклеточные эукариоты и бактерии растениями больше не признаются - их выделяют в самостоятельные царства. Растения теперь определяют как многоклеточные организмы, клетки которых имеют ядро и окружены целлюлозной стенкой. Типичное растение закреплено в почве или другом субстрате своими корнями и передвигаться с места на место не может. Основной способ питания - фотосинтез, т.е. образование необходимых организму органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света. Для фотосинтеза растениям необходимы особые пигменты, включая зеленый хлорофилл а. Они находятся в специализированных внутриклеточных структурах - пластидах (хлоропластах). Некоторые растения в ходе эволюционной специализации утратили способность к фотосинтезу и питаются, паразитируя на других представителях своего царства. У всех видов растений известен половой процесс, но широко распространено также бесполое размножение. См. также КЛЕТКА; ЛИСТ; ФОТОСИНТЕЗ; АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ; СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ.

БОТВИННИК МИХАИЛ МОИСЕЕВИЧ

М. М. Ботвинник.

БОТКИН СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ

С. П. Боткин.

БОТСВАНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОТТА ПОЛЬ ЭМИЛЬ

БОТТА Поль Эмиль (Botta, Paul-Emile)

(1802-1870), французский археолог и дипломат. Сын Карло Ботта, родился в Турине (Италия) 6 декабря 1802. Получил медицинское образование, путешествовал, с 1830 служил врачом у египетского паши Мухаммеда-Али и сопровождал его в походе против турецкого султана в Сирию, где собрал ценную зоологическую коллекцию. В 1833 Ботта был назначен французским консулом сначала в Александрии, а в 1842 - в Мосуле. Заинтересовавшись археологией, начал в 1843 раскопки в районе Хорсабада (близ Мосула) и вскоре обнаружил развалины ассирийского города Дур-Шаррукин с дворцом царя Саргона II, которые были им приняты за развалины Ниневии (на самом деле она находилась на другом, левом берегу Тигра). Найденные там памятники (в частности, статуи крылатых быков с человеческими головами) хранятся ныне в ассирийской коллекции Лувра. В 1845-1851 раскопки на другом берегу начал О.Лэйярд (который и обнаружил Ниневию). Кроме работ по ассирийской клинописи, Бота опубликовал труды: Надписи, открытые в Хорсабаде (Inscriptions dcouvertes Khorsabad, 1848) и Памятник Ниневия (Monument de Ninive, 1849-1850). Последняя работа (состоящая из одного тома текста самого Ботты и 4-х томов рисунков командированного к Ботте французским правительством художника Эжена Наполеона Фландена) считается первым значительным трудом в области ассирийской археологии. В 1847-1857 Ботта был французским генеральным консулом в Иерусалиме, в 1857-1870 - генеральным консулом в Триполи. Умер Ботта в Ашере (близ Пуасси) 29 марта 1870.

БОТТИЧЕЛЛИ САНДРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОУИ ДЭВИД

Предоставлено компанией BMG.

БОУН МЬЮРХЕД

БОУН Мьюрхед (Bone, Muirhead)

(1876-1953), английский офортист, рисовальщик, литограф и живописец. Родился 23 марта 1876 в пригороде Глазго (Шотландия). Учился архитектуре и посещал вечерние классы Школы искусств в Глазго. В период учебы написал несколько картин; изучал гравюры Мериона, Уистлера и Хейдена. В 1899 Боун выпустил серию Офортов с видами Глазго (Etchings of Glasgow). В 1901 художник переехал в Лондон, а через два года выставка его произведений привлекла внимание коллекционеров. Одна из лучших гравюр Боуна, Разрушение Сент-Джеймс-холла (The Demolition of St. James's Hall, 1905), выполнена выполнена в технике сухой иглы. В ней автору удалось передать гармоничные очертания одетого в строительные леса здания, продемонстрировав при этом прекрасное понимание архитектурной конструкции. Другими примерами непревзойденного владения техникой сухой иглы являются листы Тюрьма Эйр, Большой помост, Здание, Страстная пятница в Испании (Spanish Good Friday). Рисунки Боуна, исполненные карандашом, сепией и углем, также отличаются высочайшим мастерством. Во время Первой мировой войны он был официальным художником на Западном фронте и на флоте. В 1937 возведен в рыцарское достоинство. Умер Боун в Оксфорде 21 октября 1953.

БОУТС ДИРК

БОУТС Дирк (Bouts, Dierik)

(ок. 1415-1475), также Баутс, нидерландский живописец. Вероятно, учился в Голландии, поэтому его стиль и в годы работы мастера во Фландрии сохранял черты голландской школы. Около 1457 он переехал в Лувен. Одно из самых значительных произведений Боутса - алтарь Таинство причастия (1464-1467) с изображением Тайной вечери и символически связанных с этой композицией сцен, в настоящее время находится в церкви св. Петра в Лувене. В 1468 Боутс получил заказ на изготовление серии картин для ратуши Лувена, посвященных теме правосудия; из этой серии он успел написать только диптих Правосудие Оттона III, который находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Для произведений Боутса характерны тончайшая проработка деталей, тщательная светотеневая моделировка формы. Умер Боутс в Лувене в 1475.

ЛИТЕРАТУРА

Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи XV века. М., 1981

БОУЭН ЭЛИЗАБЕТ

БОУЭН Элизабет (Bowen, Elizabeth)

ЭЛИЗАБЕТ БОУЭН

ЭЛИЗАБЕТ БОУЭН

(1899-1973), англо-ирландская писательница. Родилась 7 января 1899 в Боуэнз-корт (графство Корк, Ирландия). Творческий путь начала с рассказов, работала в этом жанре и позже, достигнув значительных успехов в сборниках У Энн Ли (Ann Lee's, 1926), В объятья Чарльза (Joining Charles, 1929), Посмотрите-ка, сколько роз (Look at All Those Roses, 1941), Демон-любовник (The Demon Lover, 1945) и День во тьме (A Day in the Dark, 1965). Избранные рассказы (Collected Stories) Боуэн были опубликованы в 1981. Первый роман Боуэн - Гостиница (The Hotel, 1927) за ним последовали Последний сентябрь (The Last September, 1929), Друзья и родственники (Friends and Relations, 1931), К северу (To the North, 1932), Дом в Париже (The House in Paris, 1935), Смерть сердца (The Death of the Heart, 1938), Зной дня (The Heat of the Day, 1949), Мир любви (A World of Love, 1955), Девочки (The Little Girls, 1964) и Ева Траут (Eva Trout, 1968). Действие в этих романах попеременно происходит на Ривьере, в ирландской провинции, в Париже, Лондоне и в графстве Кент. Боуэн рисует утонченное общество и анализирует его с глубокой проницательностью и остроумием, для нее характерно также поэтическое восприятие архитектуры и природы. Боуэн принадлежат критические работы Английские романисты (English Novelists, 1942) и Избранные впечатления (Collected Impressions, 1950), Отель Шелборн (The Shelbourne Hotel, 1951), В Риме (A Time in Rome, 1960), Семь зим (Seven Winters) и По зрелом размышлении (Afterthoughts), изданные в 1962 в одном томе. Умерла Боуэн в Лондоне 22 февраля 1973. ЛИТЕРАТУРА

Боуэн Э. Плющ оплел ступени. М., 1984

БОЭЦИЙ

АНИЦИЙ МАНЛИЙ СЕВЕРИН

(Boethius, Anicius Manlius Severinus)

(ок. 480-524), римский философ и государственный деятель. Родился в Риме в знатной семье; его отец был консулом 487. После смерти отца был усыновлен Квинтом Аврелием Симмахом, на дочери которого Рустициане впоследствии женился. В 510 стал консулом при короле остготов Теодорихе. Боэция обвинили в попытке свергнуть Теодориха и в изменнической переписке с византийским императором Юстинианом, противником арианства, которого придерживался Теодорих. В результате Боэций был брошен в темницу в Тицине (ныне Павия), подвергнут пыткам и казнен (в 524). Боэция отличали обширные познания и усердие. Он стремился сделать доступными сочинения Платона и Аристотеля, а также истолковать и примирить между собой учения этих философов. Боэций перевел сочинения греческого философа-неоплатоника Порфирия, написал комментарий к Топике Цицерона и оставил ряд собственных сочинений, где рассматривались вопросы логики, математики и музыки. Кроме того, Боэцию принадлежит пять богословских Трактатов, посвященных Троице и христианской вере. В них он проводил строгое различие между верой и разумом, утверждая, что разум должен лишь подкреплять веру. Славу Боэцию принесло его сочинение Утешение философией (De consolatione philosophiae), написанное им перед смертью в темнице. Хотя в этом сочинении Боэций и не выказывает враждебного отношения к вере, однако утешения и понимания он ищет не в ней, а исключительно в разуме. Книга открывается описанием видения, в котором Боэцию предстает Философия в облике прекрасной женщины, обращающейся к нему со словами утешения. Она рекомендует ему лучше узнать самого себя, пренебречь своими несчастьями и вспомнить о своих удачах. Она указывает ему на то, что безумие - стремиться к высоким должностям, служить царям и искать телесных наслаждений, и советует научиться отличать истинное благо от кажущегося. Здесь же рассматриваются причины существования зла, превратности судьбы и вопрос о соотношении свободы воли и божественного предопределения. Боэция нередко называют последним римлянином и первым схоластом. Он был христианином и задолго до Фомы Аквинского пытался примирить платонизм и аристотелизм с христианским вероучением. Этими трудами Боэций оказал глубокое влияние на богословскую мысль последующих веков, познакомив средневековых схоластов с аристотелевскими идеями, аристотелевскими методами обоснования веры и аристотелевской классификацией наук. В Средние века Утешение философией, пользовавшееся огромной популярностью, было переведено на англо-саксонский язык королем Альфредом Великим (849-899), а затем на английский - Дж.Чосером (ок. 1340-1400).

ЛИТЕРАТУРА

Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М., 1996

БОЯРДО МАТТЕО МАРИЯ

БОЯРДО Маттео Мария (Boiardo, Matteo Maria) (1441-1494), итальянский поэт. Родился в замке Скандиано близ Реджо. Большую часть жизни провел на службе у семейства д'Эсте, правителей Феррары, Реджо, Модены и других земель; в частности, был управляющим городов Модены (1480) и Реджо (1487-1494). Поэтому во многих своих латинских стихах Боярдо прославляет род д'Эсте. Например, в четвертой эклоге под названием Vasilicomantia правление герцога Борсо изображено как золотой век; д'Эсте посвящен и цикл Хвалебные стихи о деяниях фамилии д'Эсте (Carmina de laudibus Estensium). Сходным образом в поэме Влюбленный Роланд (Orlando innamorato) со второй книги начинается повествование о предке д'Эсте, Руджеро. Для увеселения двора Боярдо инсценировал диалог Лукиана Тимон, переложив его терцинами (Timone). В его сборник стихов Три книги о любви (Amorum libri tres) вошли 180 сонетов и других стихотворений на итальянском языке. Умер Боярдо в Реджо в 1494. Основное произведение Боярдо, поэма Влюбленный Роланд, осталось незаконченным, прервавшись на 26-й октаве 69-й песни. Первые две книги были опубликованы в Реджо в 1483, переиздания продолжали выходить вплоть до 1544. После смерти Боярдо поэма появилась в двух обработках - Доменики и Ф.Берни, последний перевел поэму с ломбардского диалекта на тосканский и сделал некоторые купюры. Обе версии часто переиздавались, первая была особенно популярна в 16 в., вторая - в 18 в. Долгое время обработку Берни предпочитали оригиналу, пока в 1830-1831 не был издан авторский текст Боярдо под редакцией Э.Паницци. В 20 в. ценность оригинального текста Боярдо вызывает тем большее признание, что именно он вдохновил Л.Ариосто на создание Неистового Роланда.

ЛИТЕРАТУРА

Боярдо М. Влюбленный Роланд (отрывки); Стихи. - В кн.: Европейские поэты Возрождения. М., 1974

БОЯРСКИЙ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

Михаил Боярский. 1983 г.

БОЯРСКИХ КЛАВДИЯ СЕРГЕЕВНА

К. С. Боярских. 1964 г.

БРАГАНССКАЯ ДИНАСТИЯ

БРАГАНССКАЯ ДИНАСТИЯ - генеалогическое древо

БРАГЕ ТИХО

БРАГЕ Тихо (Brahe, Tycho)

ТИХО БРАГЕ в своей обсерватории.

ТИХО БРАГЕ в своей обсерватории.

(1546-1601), датский астроном. Родился 14 декабря 1546 в поместье Кнудструп (пров. Сконе, ныне Швеция). В 1559-1565 учился сначала в Лютеранском университете Копенгагена, затем в Лейпцигском университете. Под впечатлением от наблюдения солнечного затмения, произошедшего в 1560 в точном соответствии с предсказанием, заинтересовался астрономией. С 1563 начал вести астрономические наблюдения. В ноябре 1572 наблюдал новую звезду в созвездии Кассиопеи. Как выяснилось уже в 20 в., это была сверхновая, вспыхнувшая в нашей Галактике; теперь она называется Звезда Тихо. Заинтересовавшись исследованиями Тихо Браге, датский король Фридрих II предоставил в его распоряжение остров Вен в Эрисуни (близ Копенгагена), где Браге построил обсерваторию Уранибор ("Небесный замок"); здесь он проводил непрерывные наблюдения звезд, планет и комет в течение 21 года. Большинство инструментов, которыми была оснащена обсерватория, он сделал сам, причем ему удалось добиться высокой точности измерений. Он составил новые точные солнечные таблицы и уточненный каталог 800 звезд. Данные Тихо Браге позволили И. Кеплеру открыть законы движения планет. Сам Браге не признавал системы Коперника. Он считал, что покоящаяся Земля находится в центре мира, Солнце движется вокруг Земли, а остальные планеты обращаются вокруг Солнца. В 1597 после смерти Фридриха II Тихо Браге был вынужден покинуть Данию. Два года он жил в Германии, в 1599 переехал в Прагу, где был придворным астрономом.

Умер Тихо Браге в Праге 24 октября 1601.

ЛИТЕРАТУРА

Белый Ю. А. Тихо Браге. М., 1982

БРАГИ

БРАГИ - в скандинавской мифологии бог красноречия, мудрости и искусства поэзии; сын Одина и муж Идунн, обладательницы молодильных яблок. Браги представляли в облике мужа с длинной седой бородой и считали королем поэтов, или скальдов. Имя его порой связывают со словом "брагр" - "главный", "лучший", а также с "брагарфулл", чашей напитка, который пили на священных празднествах.

БРАГИНА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Л. И. Брагина.

БРАДЛЕЙ ДЖЕЙМС

БРАДЛЕЙ Джеймс (Bradley, James)

(1693-1762), английский астроном. Родился в марте 1693 в Шерборне (графство Глостершир). В 1714 окончил Оксфордский университет. Первые астрономические наблюдения проводил под руководством своего дяди, опытного астронома Дж.Паунда. В 1718 был избран членом Лондонского королевского общества. В 1719 принял церковный сан и получил место священника в Бридстау, но в 1721, когда был назначен профессором астрономии Оксфордского университета, отказался от церковной карьеры. С 1729 по 1760 был лектором в музее Ашмола. После смерти Э. Галлея в 1742 занял пост директора Гринвичской обсерватории, т.е. королевского астронома. Научные работы Брадлея посвящены наблюдательной астрономии. Измеряя годичные смещения звезд, в частности звезды gg Дракона, он в 1729 пришел к выводу, что полученные им результаты можно объяснить орбитальным движением Земли и конечностью скорости света. Открытие аберрации света стало первым наблюдательным подтверждением теории Коперника. В 1748 Брадлей представил Лондонскому королевскому обществу результаты своих 20-летних наблюдений за годичными изменениями положения некоторых звезд, которые можно было объяснить только колебаниями земной оси - нутацией. Открытие аберрации света и нутации земной оси выдвинуло Брадлея в ряд ведущих астрономов нового времени. В 1750-1762 под руководством Брадлея была выполнена обширная программа позиционных наблюдений 60 тыс. звезд, результаты которых были опубликованы в 1798 и 1805. В 1818 Ф.Бессель использовал эти данные при создании своего звездного каталога. Брадлей осуществил сложные измерения диаметра Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, уточнил значение солнечного параллакса из наблюдений Марса, вел наблюдения за кометами. В 1752 Брадлею была пожалована королевская пенсия. В 1761 он переехал в Челфорд (Глостершир). Умер Брадлей в Челфорде 13 июля 1762.

БРАЗАУСКАС АЛЬГИРДАС

А. Бразаускас.

БРАЗИЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАЙАНТ УИЛЬЯМ КАЛЛЕН

БРАЙАНТ Уильям Каллен (Bryant, William Cullen)

(1794-1878), американский поэт и журналист. Родился 3 ноября 1794 в Каммингтоне (шт. Массачусетс). Отец поощрял его сочинения в подражание А.Попу и в 1808 напечатал написанную сыном федералистскую по духу сатиру, метившую в Т.Джефферсона, Эмбарго, или Картины нашего времени (The Embargo, or Sketches of the Times, 1808). Осенью 1811 Брайант вчерне написал поэму Танатопсис (Thanatopsis), в которой отказывается следовать кальвинистским верованиям своей матери, отдав предпочтение унитарианству и деизму, который исповедовали некоторые его однокашники по Уильямс-колледжу (1810-1811). Изучал право, практиковал неподалеку от Каммингтона в местечке Плейнфилд (1815-1816). Перебравшись в Грейт Баррингтон (шт. Массачусетс), работал в судах по гражданским делам, избирался на мелкие должности в городском управлении, в 1821 женился на Франсес Фэрчайлд. Опубликованный в 1819 Танатопсис принес ему признание как поэту. Репутацию Брайанта упрочили томик Стихотворений (1821) и публикации в бостонском журнале "Юнайтед Стейтс литерари ривью" (1824-1825). В поэзии и литературной критике Брайант пытался донести до американцев умонастроение английских романтиков. В 1825 Брайант перебрался в Нью-Йорк, где редактировал "Нью-Йорк ривью". С 1827 до конца жизни он состоял в штате нью-йоркской "Ивнинг пост" помощником редактора, затем стал редактором и совладельцем газеты. На ее страницах Брайант ратовал за свободную торговлю, свободу слова, свободное заселение пустующих земель, свободу всех людей - и рабов на плантациях, и фабричных рабочих. Брайант был одним из инициаторов создания Республиканской партии и пламенно защищал дело Севера в годы Гражданской войны. Поэзии он уделял совсем немного времени (сборники Стихотворения - Poems, 1832, Фонтан - The Fountain and Other Poems, 1842, Тридцать стихотворений - Thirty Poems, 1864). Полстолетия его имя упоминали в ряду крупнейших американских писателей, и этим он обязан прежде всего стихотворениям, написанным с начала 1820-х годов и примерно до 1835 или 1840. Умер Брайант 12 июня 1878.

ЛИТЕРАТУРА

Брайант У.К. Стихотворения. - В кн.: Поэзия США. М., 1982

БРАК ЖОРЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАКТОН ГЕНРИ ДЕ

БРАКТОН Генри де (Bracton, Henry de)

(ум. 1268), английский юрист. Возможно, получил образование в школе при Эксетерском соборе, а затем поступил на службу к известному судье Вильяму Рэлею. Когда последний стал епископом Нориджским в 1239, Брактон был переведен на королевскую службу, назначен судьей в 1245 и отправлял правосудие в юго-западных графствах (1248-1268) и только что образованном Суде королевской скамьи (1249-1257). Умер в Эксетере в сентябре 1268 и похоронен в нефе собора, управителем которого был в 1264-1268. Слава Брактона зиждется на его пользовавшемся большим авторитетом труде О законах и обычаях Англии (De legibus et consuetudinibus Angliae). Возможно, он начал работу над ним уже в 1239, продолжил ее в 1256 или позднее, но так и не довел до конца. Сочинение это пользовалось популярностью, поскольку сохранилось около 50 его списков, не вполне совпадающих с оригинальным трудом. В нем Брактон пытался систематизировать общее право; он стремился также возвысить значение прецедентного права, хотя, на его взгляд, обязательность прецедента носит скорее интеллектуальный, чем собственно правовой характер. В своем труде Брактон обсуждал и некоторые предпосылки средневекового правления. В частности, королевская власть, писал он, носит двойственный характер. С одной стороны, она предполагает gubernaculum, полную и всецелую власть, безусловную и неделимую. С другой - королевская власть предполагает iurisdictio: она воздает каждому по заслугам согласно законам и обычаям, которые могут вводиться и изменяться только с согласия тех, чьи права и свободы они определяют и защищают.

БРАМ ОТТО

БРАМ Отто (Brahm, Otto)

(1856-1912), немецкий театральный критик, режиссер. Настоящее имя - Отто Абрахамзон (Abrahamson). Родился 5 февраля 1856 в Гамбурге. Учился в университетах Берлина, Гейдельберга, Страсбурга и Йены. С 1879 по 1889 - театральный критик в Берлине, влиятельный поборник творчества таких драматургов-современников, как О.Людвиг, Л.Анценгрубер, Б.Бьернсон, Х.Ибсен, приверженец реалистического, ансамблевого театра. В 1889 участвовал в создании прогрессивной "Свободной сцены", став председателем, продюсером и ведущим теоретиком этой организации, а также главным редактором одноименного журнала "Ди фрайе бюне". Возглавив в 1894 Немецкий театр, расширил его репертуар за счет современных пьес, утвердил реалистический стиль игры и режиссуры. Сценическая достоверность и сам "стиль Брама" стали синонимами натурализма. Для Брама важнее была литературно-драматическая основа пьесы, а не возможность продемонстрировать сценическое мастерство. Хотя Брам никогда не добивался места режиссера, он принимал участие в режиссуре современных пьес, составлял рабочие планы театра, руководил постановочным процессом. Отошел от руководства Немецким театром в 1903.

Умер Брам в Берлине 28 ноября 1912.

БРАМАНТЕ ДОНАТО

БРАМАНТЕ Донато (Bramante, Donato)

(1444-1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо д'Антонио, Pascuccio d'Antonio). Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Сначала учился живописи, по-видимому, у Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, работал художником-декоратором, а затем посвятил себя архитектуре, став одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479-1483) и Санта Мария делле Грацие (1492-1497). С 1499 он поселился в Риме, где изучал античные памятники; под влиянием этих занятий и сформировался его стиль. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Он был первым главным архитектором нового собора св. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку; в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте - дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. 1510). Другие выдающиеся работы Браманте - круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514.

во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монтерио в Риме.

Сатиро в Милане. Начато в 1478.

в Риме. Двор. 1500 - 1504.

Начата ок. 1505.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 5. М., 1967

БРАМС ИОГАННЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАНДАУЭР КЛАУС МАРИЯ

К. М. Брандауэр.

БРАНДЕС ГЕОРГ

БРАНДЕС, ГЕОРГ МОРРИС КОХЕН (Brandes, Georg Morris Cohen)

(1842-1927), датский литературный критик. Родился 4 февраля 1842 в Копенгагене. После непродолжительного изучения права обратился к эстетике и философии. Уже первые книги, О дуализме в нашей новейшей философии (Om dualismen i vor nyeste filosofi, 1866) и Эстетические этюды (stetiske studier, 1868), обнаружили его проницательность как критика и восхищение современной французской литературой. В 1870 он посетил Париж, Рим и Лондон. Вернувшись в Копенгаген, Брандес в 1871 приступил к чтению университетского курса лекций, опубликованных в 1872-1890 под названием Главные течения в европейской литературе 19 в. (Hovedstrninger i det nittende aarhundredes litteratur), которые явились откровенным вызовом царившему тогда интеллектуальному консерватизму и застою. В 1875 он опубликовал датский перевод книги Дж.С.Милля Угнетение женщины. Жил в Германии, где написал работы Датские поэты (Danske digtere, 1877), Эсайас Тегнер (Esaias Tegner, 1878), Бенджамин Дизраэли (Benjamin Disraеli, 1878), Писатели и произведения новой европейской литературы (Mennesker og vrker i nyere europeisk litteratur, 1883), Людвиг Хольберг (Ludvig Holberg, 1885) и другие значительные критические и литературоведческие труды. Во всех своих работах Брандес проявил себя непоколебимым поборником реализма и противником общепризнанных авторитетов и догм. Среди главных работ Брандеса - монография Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1895-1896) и Хенрик Ибсен (Henrik Ibsen, 1898). В течение двух последних десятилетий своей жизни им были созданы такие значительные биографические произведения, как Вольфганг Гете (Wolfgang Goethe, 1914-1915), Вольтер (Voltaire, 1916-1917), Гай Юлий Цезарь (Cajus Julius Caesar, 1918) и Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarotti, 1921). Умер Брандес в Копенгагене 19 февраля 1927.

ЛИТЕРАТУРА

Брандес Г. Собрание сочинений, 2 изд., тт. 1-20. СПб, 1906-1914

БРАНДО МАРЛОН

М. Брандо.

БРАНДТ БИЛЛ

БРАНДТ Билл (Brandt, Bill)

(1904-1983), английский фотограф, один из наиболее выдающихся мастеров фотографии 20 в. В его работах заметны особое внимание к социальным проблемам. Сюжеты многих работ Брандта - жизнь англичан и пейзаж в окрестностях его родного Лондона. Среди его наиболее известных произведений есть также портреты и обнаженная натура. Брандт родился 2 мая 1904 в Лондоне. Из-за слабого здоровья был вынужден почти все детство провести в Германии и Швейцарии. В 1929 он приехал в Париж и стал помощником американского сюрреалиста, художника и фотографа Мэна Рэя. Под влиянием сюрреалистических фильмов и работ Эжена Атже, Андре Кертеса и Брассаи он решил стать фотографом. После возвращения в Лондон в 1931, отчасти подражая обширному циклу Атже о Франции, Брандт начал делать документальные снимки, повествующие о всех сферах жизни англичан. Около 63 фотографий Брандта было опубликовано в журналах "Инглиш эт хоум" (1936), "Уикли иллюстрейтед" и "Пикчер пост". За ними последовали и другие работы. В серии Ночь в Лондоне (1938), которая по теме и стилю очень близка альбому Брассаи Ночной Париж (1933), раскрывается все разнообразие способов времяпрепровождения в городе после наступления темноты, от вполне невинных до преступных. В цикле Литературная Британия (1951) запечатлены места, связанные с жизнью и творчеством великих английских писателей. В 1945 Брандт купил подержанный аппарат с широкоугольным объективом и малой светосилой и начал экспериментировать, снимая интерьеры и обнаженные фигуры. В новых работах пространство и тела искажались, приобретая необычные формы, иногда напоминающие сюрреалистические фотографии Андре Кертеса 1930-х годов, на которых изображения обнаженных фигур искажены кривыми зеркалами. Серия таких фотографий Брандта была опубликована в альбоме Перспектива обнаженных (1961), а также в монографии Тень света (1966, 2-е изд. 1976). Умер Брандт в Лондоне 20 декабря 1983.

БРАНДТ ВИЛЛИ

БРАНДТ Вилли (Brandt, Willy)

(1913-1992), социал-демократ, политический и государственный деятель ФРГ, журналист. Родился 18 декабря 1913 в Любеке, его настоящее имя - Герберт Эрнст Карл Фрам, но в 1930-е годы, работая журналистом, он взял псевдоним Вилли Брандт. Рано приобщившись к политической жизни Германии, Брандт вступил в 1930 в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), но, сочтя ее недостаточно радикальной, на следующий год перешел в Социалистическую рабочую партию. В 1933, после прихода к власти нацистов, он был вынужден бежать в Норвегию. В 1938 Брандт был лишен германского гражданства и стал гражданином Норвегии. После немецкой оккупации Норвегии в 1940 бежал в Швецию. В 1945 вернулся в Германию в качестве корреспондента скандинавских газет, в 1947 вновь получил германское гражданство под именем Вилли Брандта и возобновил членство в СДПГ. На чрезвычайных выборах 1957 Брандт был избран правящим бургомистром Западного Берлина и переизбран на очередных выборах 1958 и 1963 (этот пост он занимал до 1966). В 1964-1987 был председателем СДПГ, затем ее почетным председателем. В ноябре 1966 Брандт в качестве вице-канцлера и министра иностранных дел вошел в правительство т.н. большой коалиции христианских демократов и социал-демократов, сформированной лидером христианских демократов канцлером К.Г.Кизингером. В октябре 1969, возглавив коалицию со Свободной демократической партией, Брандт сменил Кизингера и стал первым в Западной Германии социал-демократом, занявшим пост канцлера. Брандт поставил во главу угла внешней политики ФРГ "восточную политику" (Ostpolitik), направленную на улучшение отношений с коммунистическими странами Восточной Европы. Он вел переговоры с правительством Восточной Германии и посетил с визитом Москву, где 12 августа 1970 подписал с СССР договор о закреплении послевоенных границ в Европе и экономическом, техническом и культурном сотрудничестве. В декабре 1970 Брандт подписал аналогичное соглашение с Польшей. В 1971 он был удостоен Нобелевской премии мира. Брандт ушел в отставку с поста канцлера в мае 1974 после того, как был разоблачен его личный референт Г.Гильом, занимавшийся шпионской деятельностью в пользу ГДР. В 1976 - сентябре 1992 Брандт возглавлял Социалистический интернационал. Умер Брандт в Ункеле близ Бонна 8 октября 1992.

ЛИТЕРАТУРА

Рыкин В.С. Вилли Брандт - отец разрядки. - Рабочий класс и современный мир, 1990, № 6 Брандт В. Воспоминания. М., 1991 Брандт В. Демократический социализм: Статьи и речи. М., 1992 Брандт В. Отважиться на расширение демократии: (Сборник избранных трудов). М., 1992 Горбачев М.С. Делает ли человек политику? Делает ли человек историю? Размышления над наследием Вилли Брандта. - Свободная мысль, 1992, № 17 Орлова М.И. Вилли Брандт - канцлер ФРГ. - Вестник Московского университета. Серия 8: История, 1995, № 3

БРАНДУКОВ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ

А. А. Брандуков.

БРАНКУЗИ КОНСТАНТИН

БРАНКУЗИ Константин (БРЫНКУШИ), (Brancusi, Constantin)

(1876-1957), румынский скульптор, родился в селе Хобица в Румынии в 1876. После обучения в художественных школах в Крайове и Бухаресте уехал в Париж и в 1904 поступил в Школу изящных искусств, которую вскоре покинул по совету Родена. Через несколько лет, неудовлетворенный реалистическими методами трактовки формы, Бранкузи разбил свою скульптурную группу Переход через Черное море и начал работать над созданием собственного оригинального стиля скульптурной абстракции. Он был одним из первых, кто начал двигаться в этом направлении. В произведениях Бранкузи в гораздо меньшей степени чувствуется влияние кубизма и других стилей живописной абстракции, чем в работах других скульпторов. Его творчество оказало значительное воздействие на развитие современной скульптуры. Бранкузи исключал из своих работ все реалистические детали, сокращая формы до простейшей геометрической сущности, какую только мог себе представить. Его интересовали ритмические повторения. Это чувствуется в таких работах, как Бесконечная колонна и статуи Адам и Ева. Бранкузи акцентировал фактуру использованных им скульптурных материалов, отдавая предпочтение гладко отполированным поверхностям камня и металла или шероховатости грубо отесанного, потрескавшегося дерева. Он часто усиливал фактурные эффекты контрастными противопоставлениями, например выставлял гладкую мраморную голову яйцевидной формы на подушке темного бархата или помещал отполированную до блеска металлическую или алебастровую рыбу на овальном зеркальном постаменте. Умер Бранкузи в Париже 16 марта 1957.

ЛИТЕРАТУРА

Григореску Д. Брынкуши и румынские корни его творчества. Бухарест, 1984

БРАНТ СЕБАСТЬЯН

БРАНТ Себастьян (Brant, Sebastian)

(1457-1521), немецкий ученый, гуманист, поэт. Родился в 1457 в Страсбурге. Учился в Базеле, там же в 1484 получил право на преподавание, в 1489 - ученую степень доктора права. В 1501 стал синдиком в Страсбурге, в 1503 - муниципальным канцлером этого города. Умер Брант в Страсбурге 10 мая 1521. Брант сочинял латинские стихи (Varia carmina; лат. - разные стихи; 1498) и составлял своды законов, но наибольшую известность снискало ему стихотворное сочинение на немецком языке Корабль дураков (Das Narrenschiff, 1494). Изощренная изобретательность, подкрепляемая иллюстрациями - в книге было 75 гравюр, большей частью превосходных, в духе ранних работ А.Дюрера, - сделала это произведение своего рода светской Библией. Корабль дураков перевели на нижненемецкий в 1497 и тогда же на латынь. На латинской версии основывались французское (1498) и английское (1509) переложения, весьма ощутимо повлиявшие на литературу и мысль Возрождения. Появились фламандская (1500) и голландская (1548) версии книги. Корабль дураков многократно переиздавался на различных языках - известно, что уже к концу 17 в. насчитывалось ок. 30 изданий. Кроме того, именно в этом произведении появилось первое из известных в литературе косвенное упоминание открытия Америки Х.Колумбом: к тексту Корабля дураков базельский издатель Бергманн фон Ольпе приложил, возможно по настоянию Бранта, напечатанное в 1493 письмо Колумба. Эразм Роттердамский был знаком с Брантом и его творчеством, и в Похвале глупости Эразма видно влияние Корабля дураков.

ЛИТЕРАТУРА

Брант С. Корабль дураков. М., 1989

БРАНТОМ ПЬЕР ДЕ БУРДЕЙ

БРАНТОМ Пьер де Бурдей (Brantme, Pierre de Bourdeilles)

(ок. 1538-1614), французский аристократ, историк и мемуарист. Родился в Бурдей (близ Периге), ранние годы провел при дворе Маргариты Ангулемской (впоследствии Маргарита Наваррская). В 1558-1584 Брантом много путешествовал, принимал участие во всех значительных военных кампаниях своего времени (в том числе в религиозных войнах во Франции), побывал в Италии, Шотландии, Англии, Португалии, Испании и Африке. Среди его друзей можно назвать Филиппа Строцци и Франсуа де Гиза. При Генрихе III Брантом стал членом королевской палаты, однако при Карле IX удалился в родовое поместье в Перигоре. Падение с лошади приковало его к постели на 4 года и вызвало хронический недуг, а вынужденная праздность побудила обратиться к написанию мемуаров. Множество пережитых приключений, участие в дипломатических миссиях и войнах, знакомство с великими людьми своего времени, среди которых можно назвать Маргариту Валуа (королеву Марго), Марию Стюарт, королеву Елизавету Английскую, Екатерину Медичи и Сулеймана I, делают его записки ценным историческим документом. Брантома отличают живость и красота слога, морализирование ему нисколько не свойственно. Следует, однако, отметить, что он неизменно субъективен, нередко неточен и поверхностен, отдает явное предпочтение скандальным историям и бесцеремонно списывает у других авторов - французских, испанских, итальянских, прикладывая немало усилий к тому, чтобы скрыть свои источники, для чего изменяет места действия и имена персонажей. Умер Брантом в Бурдей 15 июля 1614. Среди принадлежащих Брантому сочинений следует упомянуть Жизнеописания знаменитых людей и великих французских полководцев (Vies des hommes illustres et des grands capitaines franais); Жизнеописания знаменитых людей и великих иностранных полководцев (Vies des hommes illustres et des grands capitaines trangers); Жизнеописания знаменитых женщин и галантных дам (Vies des dames illustres, Vies des dames galantes); Анекдоты о дуэлях (Anecdotes touchant les duels), а также Бахвальство и клятвы испанцев (Rodomontades et jurements des Espagnols). Записки Брантома были впервые напечатаны в 1665-1666.

ЛИТЕРАТУРА

Ивонин Ю.И. У истоков европейской дипломатии нового времени. Минск, 1984

БРАССАЙ

БРАССАЙ (Brassa)

(1899-1984), псевдоним Дьюлы Халаша (Gyula Halsz), венгерского фотографа, известного своими снимками парижских кафе, танцевальных площадок, публичных домов и уличной жизни 1930-х годов. Эти же сюжеты использовали Мане, Дега и Тулуз-Лотрек, поэтому творчество Брассаи можно рассматривать как продолжение их традиции. Так же, как его друга, соотечественника и учителя Андре Кертеса, Брассаи привлекала человечность этих сцен. Среди его работ следует отметить замечательные портреты художников Миро и Пикассо в интерьерах их мастерских. Брассаи родился 9 сентября 1899 в Брассо (Венгрия, ныне Брашов в Румынии); учился живописи в Будапеште, затем в Академии художеств в Берлине, где познакомился с Василием Кандинским и представителями немецкого авангарда. В 1923 переехал в Париж и стал журналистом. Начал заниматься фотографией только в 1930, под руководством Андре Кертеса, с которым познакомился в Париже однажды ночью на Понт-Неф, когда тот настраивал свой аппарат для ночных съемок. Из первых фотографий Брассаи около 60 опубликованы в альбоме Ночной Париж (1933). Следует отметить также альбомы Праздничная Севилья (1954) и Граффити (1961), где собраны фотографии надписей и рисунков на стенах в окрестностях Парижа. В 1966 была опубликована автобиография Брассаи Пикассо и компания. Умер Брассаи близ Ниццы 8 июля 1984.

БРАУВЕР АДРИАН

БРАУВЕР Адриан (Brouwer, Adriaen)

(ок. 1606-1638), фламандский художник, жанрист и пейзажист. Родился в Ауденарде ок. 1606. Начальное художественное образование получил, вероятно, в мастерской отца, который делал эскизы для гобеленов. В 16-летнем возрасте сбежал из дома и поселился в Антверпене, где попал под влияние Питера Брейгеля Младшего и писал картины в духе старой фламандской живописи. После краткого пребывания в Амстердаме в 1625-1626 Адриан Браувер поселился в Харлеме, будучи уже вполне зрелым мастером. После переезда в Голландию палитра художника изменилась под сильным влиянием живописи Франса Халса. В тот же период Браувер начал писать пейзажи. Его работы, исполненные по возвращении в Антверпен в 1632, отличаются пластичностью фигур и острой характерностью образов. Среди сюжетов, к которым мастер обращался наиболее часто, - сценки в тавернах, пирушки, курильщики и крестьянские праздники. Умер Браувер в Антверпене 1 февраля 1638.

БРАУН АРТУР УИТТЕН

БРАУН Артур Уиттен (Brown, Arthur Whitten)

(1886-1948), английский летчик, совершивший вместе с Дж.Алкоком первый беспосадочный полет из Америки в Европу. Родился 23 июля 1886 в Глазго (Шотландия). Учился в Манчестере, затем стажировался в компании "Вестингауз электрик энд мэньюфекчуринг". В 1914 поступил на военную службу в британскую армию, через год получил назначение в ВВС. Был сбит над вражеской территорией, 18 месяцев провел в плену. После освобождения работал в отделе авиационных двигателей Министерства вооружений. Познакомившись в 1919 с летчиком Дж.Алкоком, который готовился к перелету через Атлантику, присоединился к нему в качестве штурмана. Они стартовали 14 июня 1919 из Сент-Джонса (Ньюфаундленд) на двухмоторном биплане "Виккерс Вими" и после 16 ч 12 мин полета приземлились в Клифдене (Ирландия), выполнив первый беспосадочный перелет из Америки в Европу. В том же году оба были возведены королем Георгом V в рыцарское достоинство. После перелета Браун работал менеджером в компании "Метрополитен Виккерс". Умер Браун в Суонси (Уэльс) 4 октября 1948.

БРАУН ВЕРНЕР ФОН

БРАУН Вернер фон (Von Braun, Wernher)

(1912-1977), ученый и конструктор ракет, один из энтузиастов космических полетов. Родился 23 марта 1912 в Вирзице в Германии (ныне Выжиск, Польша). В 1932 получил степень бакалавра в Берлинском технологическом институте, а в 1934 - степень доктора в Берлинском университете. Смолоду увлекшись идеей полета на Марс, с 1929 активно участвовал в работе Общества межпланетных сообщений в Берлине. В 1932 был принят в Артиллерийское управление вооруженных сил Германии, где руководил работами по созданию баллистических снарядов на жидком топливе. В 1937 стал одним из руководителей Немецкого военного ракетного исследовательского центра на острове Пенемюнде в Балтийском море. Был главным конструктором ракеты V-2 (Фау-2), применявшейся для обстрела Великобритании и Нидерландов во время Второй мировой войны. 3 мая 1945 фон Браун и большинство его сотрудников сдались в плен оккупационным властям США. По прибытии в США фон Браун возглавил службу проектирования и разработки вооружения армии США в Форт-Блиссе (шт. Техас), затем руководил отделом управляемых ракет армейского арсенала "Редстоун" в Хантсвилле (шт. Алабама). В 1960 стал одним из руководителей Национального управления по астронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и первым директором Центра космических полетов им. Маршалла в Хантсвилле. Под его руководством была разработана ракета-носитель серии "Сатурн" для пилотируемых полетов на Луну, искусственные спутники Земли серии "Эксплорер" и космический корабль "Аполлон". Впоследствии фон Браун занял пост вице-президента предприятия космической техники "Фэрчайлд спейс индастриз" в Джермантауне (шт. Мэриленд), который оставил незадолго до смерти. Умер Браун в Алегзандере (шт. Виргиния) 16 июня 1977.

ЛИТЕРАТУРА

Глушко В.П. и др. Космонавтика: энциклопедия. М., 1985 Гэтланд К. и др. Космическая техника: иллюстрированная энциклопедия. М., 1985

БРАУН ДЖОН

Джон Браун.

БРАУН НИКОЛАЙ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ

Н. Л. Браун.

БРАУН ФОРД МЭДОКС

БРАУН Форд Мэдокс (Brown, Ford Madox)

(1821-1893), английский живописец. родился 16 апреля 1821 в Кале (Франция), в английской семье. Был тесно связан с "братством прерафаэлитов" как первый наставник и друг двух его лидеров - Д.Г.Россетти и У.Х.Ханта. Годы ученичества провел в Бельгии и уже тогда проявил склонность к романтическим, театрализованным и даже мелодраматическим сюжетам. В 1845 в Риме Браун познакомился с творчеством назарейцев Иоганна Фридриха Овербека и Петера фон Корнелиуса. Под влиянием их живописи стиль его работ стал более простым и ясным, но отчасти утратил былую жизненную силу. Временами живопись Брауна вновь обретала прежнюю энергию, как в картине Христос, омывающий ноги апостолу Петру (Лондон, галерея Тэйт). Это произведение, написанное в ярких, но гармоничных тонах, датируется 1852, однако вплоть до 1890 автор несколько раз вносил изменения в уже законченную работу. Умер Браун в Лондоне 6 октября 1893.

БРАУН ЧАРЛЗ БРОКДЕН

БРАУН Чарлз Брокден (Brown, Charles Brockden) (1771-1810), первый значительный американский романист. Родился 17 января 1771 в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Усвоив либеральные взгляды английского писателя-реформатора У.Годвина, Браун предпочел профессии юриста литературное творчество. В своей первой книге, Алкуин (Alcuin, 1798), Браун рассматривает различные аспекты женского равноправия. Первый роман Брауна, Виланд, или Преображение (Wieland or the Transformation, 1798), самый ранний образец американской фабульной романистики, - это наводящий страх отчет о том, как Теодор и Клара Виланды пережили смерть отца от скоротечной чахотки. Вера во вмешательство Божие в будничную жизнь побуждает их принять выкрики чревовещателя за указания свыше. В романе Ормонд (Ormond, 1799) бедная добродетельная девушка ставит в тупик коварного злодея. Действие Артура Мервина (Arthur Mervyn, 1799-1800) разворачивается на фоне эпидемии желтой лихорадки, поразившей Филадельфию в 1793; герой романа - молодой человек, сохранивший честь и благородство в продажном мире. В романе Эдгар Хантли (Edgar Huntly, 1800) юноша-лунатик борется с наваждениями, в то время как рядом зверствуют индейцы. Добиваясь благосклонности, доказывает Клара Хауард (Clara Howard, 1800), правильнее полагаться на силу любви, а не на деньги. В романе Джейн Толбот (Jane Talbot, 1801) пара, счастью которой препятствуют сплетни, сочетается браком лишь после того, как правда вышла наружу. Вырученных за романы денег не хватало, и для заработка Браун редактировал и издавал журналы, сочинял политические памфлеты, а с 1806 по 1809 готовил ежегодник "Американский реестр", публиковавший сведения исторического, политического и научного характера.

Умер Браун в Филадельфии 22 февраля 1810, оставив незавершенным монументальный труд по географии.

ЛИТЕРАТУРА

Паррингтон В.Л. Брокден Браун и влияние Годвина. - В кн.: Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, т. 2. М., 1962 Кау А. Рождение беллетристики и драматургии. - В кн.: Литературная история Соединенных Штатов Америки, т. 1. М., 1978

БРАУНИНГ ЭЛИЗАБЕТ БАРРЕТТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРАУЭР АДРИАН

БРАУЭР Адриан - "Осязание".

БРАХИОЗАВР

Brachiosaurus

Брахиозавр был впервые найден в 1900 году в штате Колорадо, США. Название рода - "плечистый ящер" связано с необыкновенно длинными передними лапами динозавра. Строения скелета этих животных не позволяло им подниматься на задних ногах, но с такой шеей в этом просто не было нужды! Ведь брахиозавры были в два раза выше современных жирафов.

Брахиозавр насчитывал в длину 22,5 метра, вес его мог достигать 75 тонн!

(цератозавр справа, брахиозавр слева)

Brachiosaurus brancai

Факты

БРАШ ЧАРЛЗ ФРЭНСИС

БРАШ Чарлз Фрэнсис (Brush, Charles Francis)

(1849-1929), американский изобретатель и промышленник. Родился 17 марта 1849 в Юклиде (шт. Огайо); учился в школах Кливленда (шт. Огайо). В 1869 окончил Мичиганский университет. Работал химиком, затем занимался продажей скобяных изделий. Проводя опыты с электрическими машинами, которыми он интересовался с юности, изобрел в 1876 динамомашину, вырабатывающую постоянный ток высокого напряжения, - прообраз современного электромашинного генератора. Создал электрическую дуговую лампу и аккумуляторную батарею. Установил свои лампы в одном из крупнейших универмагов Филадельфии, в 1879 организовал уличное освещение в Кливленде, а в 1880 - в Нью-Йорке. К 1882 лампы Браша освещали улицы городов по всей Америке. В 1880 была создана "Браш электрик компани", которая в 1891 вместе с компанией Эдисона и несколькими более мелкими фирмами послужила основой корпорации "Дженерал электрик". В 1905 Браш создал предприятие "Линд эйр продакшн" по производству кислорода из сжиженного воздуха и разработал новую конструкцию вакуумного манометра. В 1899 Американская академия искусств и искусств наградила его медалью Б.Румфорда. Умер Браш в Кливленде 15 июня 1929.

БРЕВИАРИЙ

БРЕВИАРИЙ (лат. breviarium - сокращение), римско-католический служебник, содержащий отрывки из Библии, трудов отцов церкви, молитвы и гимны, употребляемые в богослужении. Его чтение обязательно для клириков в главных монашеских орденах и некоторых монахов. Бревиарий включает в себя Псалтирь; 4 сезонных проприя (missa proprium - песнопения и молитвы, посвященные определенным воскресным дням и праздникам); гимны и молитвы на Адвент, Святки, Великий пост, Пасхальную неделю, и другие праздники церковного года; Большие и Малые Святцы, содержащие молитвы на праздники тех или иных святых.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

БРЕГВАДЗЕ НАНИ ГЕОРГИЕВНА

Нани Брегвадзе.

БРЕГЕ АВРААМ ЛУИ

БРЕГЕ Авраам Луи (Breguet, Abraham-Louis)

(1747-1823), французский часовщик, известный мастер карманных часов. Родился 10 января 1747 в Невшателе (Швейцария), ок. 1762 стал подмастерьем в Версале. В 1792, во время Великой французской революции, уехал в Швейцарию, в 1794 вернулся в Париж и открыл свою часовую мастерскую. Бреге приписывают больше десятка изобретений, в т.ч. самозаводящиеся часы и часы-репетир, противоударное устройство и балансовый механизм регулировки точности хода. Его знаменитый спиральный волосок вскоре стал широко применяться при создании точных часов. Бреге изготавливал часы для таких известных людей, как Мария Антуанетта, Наполеон Бонапарт, герцог Веллингтон и Александр I. Создавал он также корабельные хронометры, часы для астрономических наблюдений, часы, предназначенные для военных целей. Его pendule sympathique (настольные маятниковые часы с высокой точностью хода) использовались для проверки и регулировки обычных карманных часов. В 1807 Бреге был назначен штатным специалистом по хронометрии морского флота Франции, а в 1816 избран членом Французской академии наук. Умер Бреге в Париже 17 сентября 1823.

БРЕГЕ ЛУИ ШАРЛЬ

БРЕГЕ Луи Шарль (Breguet, Louis Charles)

(1880-1955), пионер авиастроения. Родился 2 января 1880 в Париже; учился в лицеях Кондорсе и Карно, окончил Высшую электротехническую школу. Работал на конструкторской фирме, принадлежавшей его семье. В 1905 совместно с Шарлем Рише и своим братом Жаком приступил к созданию гироплана (предшественника вертолета), на котором совершил полет в 1907. В 1909 построил свой первый самолет и в 1911 установил на нем рекорд скорости. Бреге был одним из первых авиаконструкторов, создавших металлический самолет. Первая его модель (1910) имела крыло с одним лонжероном в виде стальной трубы большого диаметра. "Бреге-14" - дневной бомбардировщик и самолет-разведчик - был изготовлен из алюминия, за исключением деревянных нервюр и зализов крыла, а также тканевой обшивки. Этот бомбардировщик был основным самолетом французской армии во время Первой мировой войны и вплоть до 1920-х годов; в американском экспедиционном корпусе было 16 эскадрилий "Бреге-14". В 1919 Бреге основал авиакомпанию "Мессажери эрьен", родоначальницу "Эйр Франс". В 1927 он совершил первый беспосадочный полет через Южную Атлантику, а в 1933 - самый протяженный на то время трансатлантический перелет. В 1935 Бреге вернулся к созданию вертолета и разработал конструкцию с лопастями, совершавшими сложное вращательно-машущее движение. Во время Второй мировой войны занимался созданием военных самолетов, после войны построил несколько больших четырехмоторных транспортных самолетов. Умер Бреге в Париже 4 мая 1955.

БРЕЖНЕВ ЛЕОНИД ИЛЬИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЕЙЕР МАРСЕЛЬ

БРЕЙЕР Марсель (Breuer, Marcel)

(1902-1981), американский архитектор и дизайнер мебели, один из основоположников промышленного проектирования. Творчество Брейера не было связано с каким-либо одним стилем или течением в искусстве; он свободно использовал широкий диапазон форм, конструктивных идей и материалов, поэтому его работы предлагают огромное разнообразие вариантов даже по современным меркам. Брейер родился 21 мая 1902 в Пече (Венгрия). В 1920 поступил в только что открывшийся Баухауз - Высшую школу строительства и художественного конструирования, основанную в Веймаре В.Гропиусом. Брейер прославился как дизайнер мебели. Одно из самых известных его произведений - стул из металлических трубок "Василий", конструкция которого навеяна формой велосипедного руля (это произведение было посвящено Василию Кандинскому, преподававшему в те годы в Баухаузе). В 1927 Брейер покинул Баухауз и переехал в Берлин. В начале 1930-х годов были завершены его крупные архитектурные работы: дом Харнишмахера в Висбадене и жилой комплекс Дольтерталь в Цюрихе. Обе постройки выполнены в духе господствовавшего тогда в Баухаузе рационализма. В 1935 Брейер эмигрировал из нацистской Германии в Англию, а в 1937 переехал в США, где начал работать вместе с Гропиусом в Гарвардской школе архитектуры. Брейер работал в содружестве с Гропиусом с 1937 по 1941. В этот период он разработал новые варианты односемейных домов, которые сыграли заметную роль в дальнейшем развитии жилого строительства США. Характерным примером может служить дом Хаггерти в Кохассете (шт. Массачусетс). В 1946, покинув Гарвард, Брейер начал самостоятельную работу в Нью-Йорке. В 1953 он получил первый крупный заказ на проектирование комплекса ЮНЕСКО в Париже. В 1950-е и 1960-е годы он занимался исследованием конструктивных и пластических возможностей железобетона. Важнейшие работы этих лет - аббатство Сент-Джон в Колледжвиле (шт. Миннесота), исследовательский центр Ай-би-эм (IBM) в Ла-Год (Франция), дом Керфера в Швейцарии и, наконец, музей Уитни в Нью-Йорке. В 1972 музей Метрополитен организовал большую выставку работ Брейера. Профессиональное кредо мастера сформулировано в его книге Свет и тень, философия архитектора, опубликованной в 1955. Умер Брейер в Нью-Йорке 1 июля 1981.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973 Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990

БРЕЙЛЬ АНРИ ЭДУАР ПРОСПЕР

БРЕЙЛЬ Анри Эдуар Проспер (Breuil, Henri Edouard Prosper)

(1877-1961), французский археолог, специалист по палеолиту и истории первобытного искусства. Родился в Мортэне (близ Донфрона, департамент Манш) 28 февраля 1877. Образование получил в коллеже Сен-Венсан в Санлисе, семинарии Сен-Сюльпис и Сорбонне. В 1897 был посвящен в духовный сан. Брейль читал лекции по этнографии во Фрайбургском университете (1905-1910); в 1910 стал почетным профессором доисторической этнографии в Институте палеонтологии человека, а в 1929 ему было присвоено звание профессора первобытной истории Коллеж-де-Франс. Труды Брейля затрагивают широкий круг проблем археологии палеолита и неолита, но особую известность он получил благодаря своим исследованиям пещерного искусства. В 1952 была опубликована его работа Четыреста веков наскального искусства (Quatre cents sicles d'art parital), а в 1953 он объявил об открытии в одной из южноафриканских пещер портрета, имеющего возраст 5 или 6 тыс. лет, на котором изображена женщина, принадлежащая к вторгшейся в Африку белой расе. Умер Брейль в Л'Иль-Адане 14 августа 1961.

БРЕЙСГЕРДЛ ЭНН

БРЕЙСГЕРДЛ Энн (Bracegidle, Аnnе) (ок. 1663-1748), Англия; актрскому мастерству обучалась у Т.Беттертона; лучшие роли сыграла в комедиях У.Конгрива.

БРЕКЧИЯ

БРЕКЧИЯ - горная порода, состоящая из сцементированных угловатых обломков. От конгломератов (обломочной породы, состоящей из сцементированных окатанных галек) брекчия отличается по форме обломков и происхождению. Существует несколько разновидностей брекчий, различающихся по генезису. Брекчия обрушения образуется в пещерах при обрушении сводов, тектоническая брекчия (или брекчия трения) - при смещении одного блока пород относительно другого по плоскости тектонического нарушения, вулканическая брекчия - при цементации грубообломочных вулканических выбросов. Редко встречающаяся осыпная брекчия (с наиболее простым механизмом образования) состоит из угловатых обломков, накапливающихся у подножий обрывов. Так называемая брекчия замещения является псевдобрекчией, образующейся в результате химического замещения одного минерала другим; при неоднородном протекании этого процесса фрагменты исходного (первичного) минерала сохраняются в виде угловатых включений в толще вторичного минерала.

БРЕМ АЛЬФРЕД ЭДМУНД

А. Э. Брем.

Предыдущая страница Следующая страница