Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "С" (часть 4, "СИД"-"СКИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СИД"-"СКИ")

СИДЖВИК ГЕНРИ

СИДЖВИК Генри (Sidgwick, Henry) (1838-1900), английский философ, родился 31 мая 1838 в Скиптоне (графство Йоркшир), получил образование в Рагби и Тринити-колледже Кембриджского университета. В 1883 был избран профессором моральной философии и пребывал в этой должности до конца жизни. Будучи родственником архиепископа Кентерберийского и премьер-министра (Артура Бальфура), Сиджвик хорошо знал английское общество того времени. Сиджвик был одним из основателей в 1871 Ньюнем-колледжа Кембриджского университета, философского журнала "Майнд" и первым президентом Общества паранормальных исследований (1882). Сочинения Сиджвика отличаются аналитичностью. Его труд Принципы политической экономии (Principles of Political Economy, 1883) является развитием систем Дж.С.Милля и Джевонса, работа Начала политики (Elements of Politics, 1891) - применением утилитаризма к политической теории. Кроме того, Сиджвик - автор таких работ, как Предмет и метод экономической науки (The Scope and Method of Economic Science, 1885) и Развитие государственного устройства в Европе (The Development of European Polity, 1903). Наиболее известным произведением Сиджвика является его первая книга Методы этики (The Methods of Ethics, 1874). Преемник Сиджвика в Кембридже Ч.Д.Брод назвал эту книгу "лучшим из когда-либо написанных трактатов по этике". Сиджвик ставил своей целью исследование главных концепций "правильного" и "неправильного" (в эгоизме, утилитаризме и интуитивизме), а также доказательство того, что только один из предлагаемых критериев - оценка поведения по тому количеству счастья, которое оно приносит, - соответствует здравому смыслу. Сиджвик разделял позиции гедонизма и считал, что благом может быть только счастье, однако полагал, что для разумного человека счастье других людей не менее важно, чем свое собственное (концепция т.н. универсалистического гедонизма). Сиджвик не исповедовал христианство и даже отказался от членства в совете Тринити-колледжа, чтобы не принимать духовного сана. В личной жизни он был бессребреником и исключительно благородным человеком. Умер Сиджвик в Кембридже 29 августа 1900.

СИДОНСКИЙ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ

СИДОНСКИЙ Федор Федорович (1805-1873), русский философ и богослов. Родился в с. Архангельское Тверской губернии 11 февраля 1805. Окончил Тверскую семинарию, а затем Петербургскую духовную академию, где был оставлен бакалавром для преподавания английского языка и философии. В 1833 был опубликован основной труд Сидонского Введение в науку философии. В 1835 он покидает академию и становится приходским священником. В 1836 Академия наук присуждает ему за его книгу Демидовскую премию, он избирается членом Императорского археологического общества (1856), Германского национального музея (1860), становится почетным доктором философии Петербургского университета (1864). Сидонский преподавал философию в Петербургской духовной академии, а также был внештатным преподавателем Петербургского университета. Введение в науку философии Сидонского стало первым опытом философского "введения" в истории русской мысли. Философия определяется автором как "решение вопроса о жизни вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и проведенное до определения законов, по которым должна направляться наша человеческая деятельность". Историко-философский процесс Сидонский рассматривал как постепенное и не лишенное противоречий продвижение к полноте истины. Философия обладает внутренней самостоятельностью, и ее "встреча" с истинной религией происходит свободно и естественно, поскольку "живое Боговедение" является "верной опорой философии". Основным средством "философствующего разума" Сидонский считал построение гипотетических суждений. Далее начинается процесс перехода философских "догадок" на ступень "действительных мыслей". Высоко оценивал автор роль философского сомнения. В структуре философского знания Сидонского выделял три основных раздела: логику, физику и этику. Умер Сидонский в Петербурге 6 декабря 1873.

ЛИТЕРАТУРА

Владиславлев М.И. Протоиерей Ф.Ф.Сидонский и его философские взгляды. - Журнал министерства народного просвещения, 1874, № 1 Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. Пг., 1922

СИЕНИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИЕРВА ХУАН ДЕ ЛА

СИЕРВА Хуан де ла (Cierva, Juan de la)

(1895-1936), изобретатель автожира, летательного аппарата тяжелее воздуха, у которого подъемная сила создавалась большим несущим винтом, расположенным над фюзеляжем и вращающимся под действием набегающего потока воздуха. Родился 21 сентября 1895 в Мурсии (Испания). Получил образование в Высшей школе дорожных инженеров в Мадриде; самостоятельно изучал теоретическую аэродинамику по трудам Ф.Ланчестера и Н.Е.Жуковского. На правительственный конкурс боевых самолетов Сиерва представил бомбардировщик-биплан с тремя двигателями и оригинальным профилем крыла. Самолет был испытан в мае 1919, но при посадке потерпел аварию. Эта неудача привела его к идее создания более устойчивого и безопасного винтокрылого летательного аппарата. Первые три его машины были неудачными. На четвертой с измененной конструкцией, в которой лопасти крепились к втулке шарнирно, он совершил в январе 1923 несколько демонстрационных полетов, в том числе самый продолжительный по замкнутому маршруту длиной 25 км. В 1925 конструктор перебрался в Англию, где основал компанию "Сиерва аутоджайро" по выпуску автожиров. 18 сентября 1928 он перелетел на своем автожире Ла-Манш, а в 1930 совершил перелет из Англии в Испанию. В 1929 Сиерва демонстрировал автожир на Национальном авиасалоне в Кливленде. Автожиры Сиервы широко использовались во Франции, Германии, США и Японии до Второй мировой войны, когда появился первый вертолет. После этого их выпуск прекратился. Сиерва погиб в авиакатастрофе в Кройдоне (Англия) 19 декабря 1936.

СИЗИФ

СИЗИФ - в греческой мифологии, сын Эола или Автолика, царь Коринфа, прославившийся своей хитростью и изворотливостью и даже попытавшийся обмануть Смерть (Танатос), заковав ее в цепи. Перед кончиной он наказал своей жене Меропе оставить его тело непогребенным, и когда Плутон отослал его назад на землю, Сисиф отказался снова возвратиться в Аид. Когда же он, наконец, умер, достигнув глубокой старости, то за свои прегрешения принужден был вкатывать на гору огромный камень, неизменно скатывавшийся обратно вниз ("сизифов труд").

СИКЕЙРОС ДАВИД

СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД, или Альфаро Сикейрос

(Alfaro Siqueiros, Jose David)

(1896-1974), мексиканский живописец и график. Родился в Чиуауа. С юных лет и до конца жизни Сикейрос сочетал политическую деятельность с профессиональными занятиями живописью. Учился в академии Сан-Карлос (1911) и в школе Санта-Анита (1913). В 1914-1918 участвовал в Мексиканской революции, был офицером армии президента Венустиано Каррансы. С 1919 по 1922 Сикейрос путешествовал и учился в Европе. По возвращении в Мексику вместе с Д.Риверой и Х.К.Ороско основал Синдикат революционных живописцев, скульпторов и граверов, пользовавшийся поддержкой государства. Тогда же он выполнил стенные росписи в Национальной подготовительной школе в Мехико (1922-1923). С 1924 Сикейрос стал одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии. Он помогал организовывать профсоюзы, сотрудничал в рабочих газетах и участвовал в международных конгрессах профсоюзных и коммунистических организаций в Москве, Буэнос-Айресе, Монтевидео и Нью-Йорке. В 1930 он был арестован, в 1931 отправлен в ссылку в Таско, где создал большое число картин, литографий и гравюр на дереве. В 1932-1934 и 1935-1936 Сикейрос работал в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую. Сикейрос читал лекции и устраивал выставки своих произведений в ряде городов Южной Америки, работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название Пластический этюд (1933). В 1937-1939 Сикейрос принимал участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. В 1940 участвовал в организации покушения на Льва Троцкого, жившего тогда в Мексике. В 1960 он был арестован и до 1964 заключен в тюрьму за организацию студенческих волнений в Мехико. В 1950-е годы Сикейрос добавил к числу своих живописных произведений мозаики на фасадах зданий университетского городка и монументальные живописные композиции для госпиталя Ла-Раса и замка Чапультепек (все в Мехико). Умер Сикейрос в Куэрнаваке (Мексика) 6 января 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Жадова Л. Монументальная живопись Мексики. М., 1965 Григулевич И.Р. Сикейрос. М., 1980 Семенов О.С. Давид Альфаро Сикейрос. Очерк жизни и творчества художника. М., 1980 Сикейрос Д.А. Меня называли лихим полковником. Воспоминания. М., 1986

СИКОРСКИЙ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИКХИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИЛА

СИЛА - физическое воздействие, приводящее или стремящееся привести к изменению состояния покоя или движения материального тела. Действие любых сил на тело подчиняется трем основным законам, сформулированным И. Ньютоном (1643-1727). Согласно первому из них, покоящее тело остается в покое, а движущееся тело продолжает двигаться прямолинейно с постоянной скоростью, если на него не действует внешняя сила. Так, остается в покое футбольный мяч, пока игрок не ударит по нему ногой, автомобиль остается на месте, пока кто-либо не толкнет его либо горячие газы, возникающие при сгорании топлива, не создадут давления на поршни двигателя, заставляя вращаться коленчатый вал, а затем и колеса. Согласно второму закону, движение тела изменяется пропорционально приложенной к нему силе. Так, чем сильнее удар, тем быстрее полет футбольного мяча. Чем больше скорость возвращаемого аппарата с космонавтами, тем больше должна быть сила торможения, чтобы обеспечить мягкую посадку. Согласно третьему закону Ньютона, действие любой силы вызывает равное и противоположное ей противодействие. Так, когда гимнаст выполняет переворот или отталкивается от неподвижного предмета, направление его движения определяется силой противодействия (реакции). Точно так же ракету приводят в движение реактивные силы, возникающие при истечении горячих газов из сопла двигателя. Силовое воздействие возможно и без прямого соприкосновения с движущимся телом. Примером могут служить силовые поля, такие, как электрическое, гравитационное и магнитное. Например, гравитационное поле создает притяжение, которое называется весом тела. Силы могут складываться или вычитаться. Силы, действующие на тело, в зависимости от направления могут либо усиливать друг друга, производя больший эффект, либо ослаблять. Суммарный силовой эффект, создаваемый более чем одной силой, называется равнодействующей сил. Если сила или равнодействующая двух или большего числа сил вызывают вращение тела относительно точки опоры, то ее действие характеризуется моментом силы, или вращающим моментом. Две силы, одинаковые по величине, но направленные в противоположные стороны и не лежащие на одной прямой, приводят тело во вращение и называются парой сил.

См. также

ТЯГОТЕНИЕ;

МЕХАНИКА;

СТАТИКА.

ЛИТЕРАТУРА

Льоцци М. История физики. М., 1970

СИЛЕН

СИЛЕН - в греческой мифологии, старый сатир, сын Гермеса или Пана и одной из нимф, дядька и наставник Диониса. Зачастую он бывал пьян, и однажды его застал в таком состоянии Мидас, который его обласкал, а затем препроводил обратно к Дионису. В награду Мидас получил от Диониса дар превращать в золото все, к чему он прикасался. Силен обладал пророческим даром, и его можно было заставить предсказывать будущее в состоянии похмельного сна. Престарелые сатиры, именуемые силенами, постоянно фигурируют в свите Диониса в качестве его слуг.

СИЛЛАНПЯ ФРАНС ЭМИЛЬ

СИЛЛАНПЯ Франс Эмиль (Sillanp, Frans Eemil)

(1888-1964), финский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1939. Родился в Хямеэнкире 16 сентября 1888 в семье фермера-арендатора. Несмотря на весьма скромный достаток родителей, Силланпяя окончил среднюю школу и в 1908 поступил в Хельсинкский университет, где около четырех лет изучал естественные науки. Окунувшись в литературно-художественную жизнь, переживавшую расцвет в Хельсинки накануне Первой мировой войны, Силланпяя забросил научные занятия и избрал писательскую стезю. Дебютировал в 1916 романом Жизнь и солнце (Elm ja aurinko). За 23 года, отделяющие начало писательской карьеры Силланпяя от ее вершины, он выпустил значительное число романов и рассказов. Большинство его произведений имеют ярко выраженный реалистический характер. Он описывает факты и обстоятельства, составляющие жизнь безвестных "маленьких" людей, и вместе с тем его романы отмечены психологической глубиной, что выявилось уже в романе Праведная бедность (Hurskas kurjuus, 1919), повествующем о судьбе несчастного отверженного человека, которого безвинно казнят во время гражданской войны. Наиболее известное произведение Силланпяя - Усопшая юной (Nuorena nukkunut) - вышло в свет в 1931. Книги Силланпяя переведены на 18 языков, включая иврит и японский. В 1936 Хельсинкский университет присвоил писателю звание почетного доктора.

Умер Силланпяя в Хельсинки 3 июня 1964.

ЛИТЕРАТУРА

Силланпяя Э.Э. Праведная бедность: Подлинная биография одного финна. М., 1964 Силланпяя Э.Э. Люди в летней ночи: Избранная проза. М., 1992

СИМ

СИМ - в Ветхом Завете, один из трех сыновей Ноя, по преданию - прародитель семитских народов, в частности евреев, арабов и ассирийцев. Он заслужил милость и благословение отца, проявив к нему сыновнюю почтительность (Быт 9:20-27).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

СИМ АЛИСТЕР

СИМ Алистер (Sim, Alistair) (1900-1977), Шотландия; актер-комик; лондонская сцена: Мистер Болфрай (Mr. Bolfry); фильмы: Рождественская песнь (A Christmas Carol, 1951), Смех в раю (Laughter in Paradise, 1950), Bизит инспектора (An Inspector Calls, 1954), Колокола Сен-Тринианз (The Belles of St. Trinians, 1954), Незрелый человек (The Green Man, 1957), Скучное убийство в Сен-Тринианз (Blue Murder at St. Trinians, 1957), Школа подлецов (School for Scoundrels, 1960), Правящий класс (The Ruling Class, 1972).

СИМБИОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМВОЛ ВЕРЫ

СИМВОЛ ВЕРЫ - в христианстве, краткая и авторитетная формула вероисповедания. Во 2-3 вв. символы веры составлялись как изложения вероисповедания, произносимые новообращенными при крещении (т.н. крещальные символы). Общая для них тринитарная формула постепенно расширялась и дополнялась с целью исключить догматические отклонения и отделить истинных христиан от еретиков. На Западе широко употреблялся Апостольский символ веры, чье авторство приписывалось апостолам, хотя в своем нынешнем виде он был составлен не ранее 6 в. Никейский символ веры, принятый Никейским собором (325) и уточненный на Константинопольском соборе (381), употребляется как на Востоке, так и на Западе (в последнем случае - с добавлением филиокве). Афанасьевский символ веры, приписываемый Афанасию Александрийскому (ок. 296-373), но в действительности датируемый 5 или 6 в., имеет сравнительно узкое употребление. Более пространные изложения основ вероучения, именуемые "исповеданиями", составлялись с 16 в. в дополнение к символам веры и в качестве вероучительных стандартов для христианских деноминаций Нового времени.

См. также

АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ;

АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ;

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

СИМВОЛИСТЫ

СИМВОЛИСТЫ - группа французских поэтов конца 19 в., в которую входили Ст.Малларме, Ж.Лафорг, Г.Кан, Фр.Вьеле-Гриффен, С.Меррил, Ж.Мореас, П.Фор, М.Метерлинк, Р.де Гурмон, Э.Верхарн, А.де Ренье, А.Самэн, Р.Гиль, Фр.Жамм и другие. К предтечам этого направления иногда относят А.Рембо и П.Верлена, а к прямым его наследникам среди поэтов 20 в. - П.Валери и П.Клоделя. Подобно импрессионизму в живописи, символизм был попыткой отойти от общепринятых схем и правил и передать в произведении искусства существенные черты самой реальности. Валери писал, что символизм "сводится к общему для многих поэтических семейств (причем семейств враждующих) стремлению „забрать у Музыки свое добро"" (рус. перевод В.Козового). В число обычных для поэтов-символистов приемов входят и перенос в поэзию живописных и музыкальных эффектов, и комбинация средств воздействия на разные чувства, и использование абстрактных понятий в конкретном смысле или конкретных существительных - в качестве эпитетов. Все эти эксперименты питала вера в превосходство искусства над всеми прочими способами познания и связанная с этой верой идея, общая для многих систем идеалистической философии: за видимым миром скрывается подлинный, который стал бы доступен человеку, если бы между восприятиями разных органов чувств была установлена система "соответствий". После 1900 идеи и стиль символистов подвергались резкой критике, часто незаслуженной, поскольку со времен Возрождения ни одна литературная школа не сделала так много для обогащения технических средств стиха и для расширения поэтического лексикона. Литературные эксперименты символистов сохраняют свое значение до сих пор. Самым влиятельным оказался "свободный стих" (верлибр) - итог долгого процесса распада традиционных форм, ставший в руках символистов едва ли не центральной формой французской и европейской поэзии. Самым ярким представителем символизма в драматургии был Метерлинк, пытавшийся возродить поэтическую драму. В прозе блестящим эпилогом символистской эпохи можно считать цикл М.Пруста.

ЛИТЕРАТУРА

Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973

СИМОН КЛОД

СИМОН Клод (Simon, Claude) (р. 1913), французский романист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1985. Родился 19 октября 1913 в Таннариве на Мадагаскаре. Во время Гражданской войны в Испании добровольцем служил в артиллерии республиканцев, воспоминаниям об этом опыте отдал насмешливую дань в романе Дворец (La Palace, 1962). Мобилизованный в начале Второй мировой войны, был свидетелем разгрома французской армии в сражении на Мезе в мае 1940, попал в плен - все эти события послужили материалом для Дорог Фландрии (La Route des Flandres, 1960). Хотя в его творчестве наблюдается значительная эволюция стилистических и композиционных решений, книги Симона неизменно остаются тесно соотнесенными с миром живописи и коллажа. Уже с первых его романов очевидны некоторые устойчивые особенности стиля, композиции и тематики: отказ от традиционной хронологической последовательности рассказа, использование многих точек зрения, отступления от основной повествовательной линии, доминирующая роль памяти, обезоруживающая роль случая. Свидетельства сформировавшейся писательской манеры Симона - романы Ветер (Le Vent, 1957) и Трава (Le Herbe, 1958). В них единое авторское сознание безуспешно пытается придать упорядоченность и некий смысл цепочке давних событий, воспоминаний, несовместимых восприятий. Дороги Фландрии и История (Histoire, 1967) - два самых известных романа Симона; между ними немало общего, в особенности характер и роль сознания повествователя, который, размышляя о событиях прошлого, все время корректирует собственные впечатления. Битва при Фарсалии (La Bataille de Pharsale, 1969) и Тела-проводники (Les Corps conducteurs, 1971) обозначили поворотный пункт в творчестве Симона, сосредоточившегося на самом материале писательства, на порождающей способности слова, образа, литературного знака, на текстуальном производстве и воспроизводстве смысла. Сам язык становится для повествования источником познания и открытий. В текст вводятся фрагменты из более ранних книг Симона и заимствования из других авторов. Симон использует и изобразительные возможности кине-матографа, живописи, почтовых открыток, фотографии. В Георгиках (Les Georgiques, 1989) Симон вновь затронул темы 1960-х годов - повторяемость истории, цикличный характер смерти, разложения и нового рождения, отказ от иерархии и абсолютов. Вместе с тем он попрежнему поглощен постмодернисткими пристрастиями к конструированию и деконструкции смысла посредством языка и к неупрощенному разграничению литературы, истории и повседневной реальности.

ЛИТЕРАТУРА

Симон К. Дороги Фландрии. М., 1983

СИМОНИД

КЕОССКИЙ (ок. 556-468 до н.э.), древнегреческий лирический поэт. Уроженец острова Кеос, Симонид много странствовал по греческому миру. В частности, он пользовался гостеприимством Гиппарха, тирана Афин, вплоть до смерти этого правителя в 514 до н.э. Последние годы жизни (после 476 до н.э.) Симонид провел на Сицилии, преимущественно при дворе Гиерона I Сиракузского, где бывали также Пиндар, Эсхил и другие поэты. Умер Симонид в Акраганте. Под именем Симонида дошли примерно 100 эпиграмм (подлинность многих весьма сомнительна). Часть из них - реальные надписи, надгробные или посвятительные, некоторые представляют собой поминальные элегии и немногие - пародии или примеры технической изобретательности автора. Лучшие эпиграммы посвящены греко-персидским войнам. Об авторитете Симонида свидетельствует и тот факт, что именно ему, ионийцу, спартанцы поручили увековечить память своих воинов, павших при Фермопилах. Симонид был известен также как автор хоровой лирики, от которой уцелели лишь немногочисленные фрагменты, он был признанным мастером дифирамба и, по-видимому, способствовал развитию эпиникия (победной песни). Триадическая форма хоровой оды, столь эффективно используемая Пиндаром, своим возникновением обязана Симониду. Представление о его дифирамбах мы можем получить по трем сильно пострадавшим папирусам и по стихотворениям Вакхилида.

ЛИТЕРАТУРА

Античная лирика. М., 1968 Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики: Алкман, Стесихор, Симонид, Вакхилид. Тбилиси, 1986 Древнегреческая мелика. М., 1988 Древнегреческая эпиграмма. СПб, 1993

СИМФОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНАГОГА

СИНАГОГА - еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge ("собрание") и соответствует еврейском слову "кнесет". Еврейское название синагоги - "бет ха-кнесет" ("дом собрания") или "бет ха-тефилла" ("дом молитвы"). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом "шул" (от нем. Schule - "школа"). Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.). Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н.э. - 70 н.э.). Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей. Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост ("альмемар" или "бима") и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно; в некоторых синагогах для женщин предусмотрены отдельные галереи. Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает своих должностных лиц: раввина, духовного главу общины, законоучителя и проповедника; хаззана, или кантора, руководящего молитвой; чтеца, читающего свитки библейских книг; и шаммаса, или служку, который присматривает за зданием и выполняет другую разнообразную работу. Должность хаззана первоначально совмещала в себе многие обязанности, но с течением времени они перешли к шаммасу и другому синагогальному персоналу, а за хаззаном осталась только обязанность ежедневного руководства молитвой. По праздникам пение хаззана может сопровождаться мужским хором. Смешанные хоры встречаются только в реформистских или прогрессивных консервативных синагогах. В этих синагогах во время службы используется также орган и другие музыкальные инструменты. Великое собрание (древнеевр. "ха-Кнесет ха-Гедола"), законодательный орган, существовавший, согласно еврейской традиции в 5-3 вв. до н.э., в Палестине. Исторические сведения на этот счет весьма скудны, точно неизвестно, как долго функционировал этот орган, а некоторые ученые даже сомневаются в самом его существовании. В Книге Неемии указывается, что он заключил соглашение со старейшинами общины, которые, по-видимому, и вошли в Великое собрание. Согласно традиции, члены Великого собрания (в которое входили и многие книжники) считались духовными наследниками пророков. Они часто упоминаются в Талмуде и других еврейских сочинениях, а их имена связаны с установлением некоторых религиозных институтов.

СИНАХЕРИБ

СИНАХЕРИБ - царь Ассирии в 705-681 до н.э., сын Саргона II. Одной из первых акций Синахериба в качестве монарха стал военный поход против захватившего Вавилонию Мардук-апл-иддина (Меродахбаладана). Победив его и изгнав из Вавилона в 703 до н.э., Синахериб направился на восток покорять мидян. Начавшееся на западе восстание, спровоцированное Мардук-апал-иддином и царем Иудеи Езекией, вынудили ассирийскую армию в 701 до н.э. вернуться и захватить Сидон и другие финикийские города. Тогда же при Екроне было разгромлено эфиопско-египетское войско, но взять Тир ассирийцам не удалось. Затем Синахериб выступил против Иудеи, занял 46 ее городов и наложил на Езекию большую дань. Когда от царя потребовали сдать Иерусалим, он ответил отказом, но позже покорился, и в оставшийся период правления Синахериба Палестина находилась в мире с Ассирией. В Библии рассказывается о втором походе на Иерусалим, войне против царя эфиопского Тиргака и гибели армии Синахериба от чумы, но в ассирийских летописях упоминания об этом отсутствуют. Позже Синахериб вновь выступил против Вавилона, где власть захватил Мардук-апал-иддин. Свергнув узурпатора, Синахериб посадил на трон своего сына Асархаддона. В течение 11 лет ассирийцы в основном воевали на юге против эламитов, которые в 694 до н.э. овладели Вавилоном. Однако через три года Синахериб нанес поражение объединенной армии эламитов и вавилонян при Халулу на Тигре и в 689 до н.э. разграбил и сжег Вавилон. Синахериб был убит собственными сыновьями в 681 до н.э.

СИНГ ДЖОН МИЛЛИНГТОН

СИНГ Джон Миллингтон (Synge, John Millington)

ДЖОН МИЛЛИНГТОН СИНГ

ДЖОН МИЛЛИНГТОН СИНГ

(1871-1909), ирландский драматург. Родился 16 апреля 1871 в пригороде Дублина; получил образование в дублинском Тринити-колледже. После окончания колледжа некоторое время изучал музыку, затем увлекся критикой. В 1898 познакомился в Париже с У.Б.Йитсом, который предложил Сингу заняться изучением жизни ирландцев - жителей Эренских островов. В 1907 Синг опубликовал книгу очерков Эренские острова (The Aran Islands). Первая одноактная пьеса Синга В сумраке долины (In the Shadow of the Glen) была поставлена в 1903 Ирландским национальным театральным обществом, возглавляемым Йитсом. За ней последовали Скачущие к морю (Riders to the Sea, 1904) и трехактный Источник святых (The Well of the Saints, 1905). В 1904 Синг вместе с Йитсом и А.Грегори становится одним из директоров "Театра Аббатства". Скачущие к морю и Колодец святых подверглись критике за якобы неуважительное отношение к ирландскому народу. Пьеса Удалой молодец - гордость Запада (The Playboy of the Western World; рус. перевод К.И.Чуковского под названием Герой, 1923) вышла в 1907, когда в стране были накалены политические страсти, и многие ирландцы в течение долгого времени весьма настороженно относились к пьесе и ее автору. В ней с юмором рассказывается о некоем пареньке, который расхвастался в местечке, где его никто не знает, что убил своего отца. Все смотрят на него с боязливым уважением, особенно женщины, но юнец полностью теряет лицо, когда на сцене появляется отец. Опубликованную в 1909 Свадьбу лудильщика (The Tinker's Weddind) "Театр Аббатства" к постановке не взял. Синг умер в Дублине 24 марта 1909, и его последняя пьеса, Дейрдре - дочь печалей (Deirdre of the Sorrows), осталась незаконченной, однако была поставлена в 1910. Главное достижение Синга - ритмическая музыкальная и поэтическая речь его крестьянских и фольклорных персонажей, которая производит завораживающее действие. Яркой чертой его стиля является юмор, подчас язвительно-горький. Персонажи пьес Синга обладают неповторимым и запоминающимся своеобразием.

ЛИТЕРАТУРА

Синг Д.М. Драмы. Л. - М., 1964

СИНГАПУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНДРОМ ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУННОГО ДЕФИЦИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЕДРИОН

СИНЕДРИОН (греч. synedrion - "собрание", "совещание"; древнеевр. "санхедрин"), трибунал или коллегиальный судебный орган в древней Иудее. Термин использовался прежде всего в отношении верховного суда в Иерусалиме, а также судов низшей инстанции. Один из трактатов в Мишне, касающийся главным образом судебных вопросов, называется Санхедрин. Сообщения о характере и деятельности синедриона, встречающиеся в раввинистической литературе, расходятся с сообщениями у Иосифа Флавия и в Новом Завете. Это породило гипотезу, что в Иерусалиме одновременно действовали два высших судебных органа. Тот, что фигурирует у Флавия и в Новом Завете, являлся государственным судом, а другой, упоминаемый в раввинистической литературе как "санхедрин гедола" ("Великий синедрион"), был чисто религиозным судом и состоял из 71 человека. Это отчасти подтверждается сообщением Флавия, что в 57 до н.э. римский наместник Сирии разделил Палестину на пять областей, в каждой из которых был учрежден свой синедрион, в чьей компетенции находились политические, уголовные и гражданские дела. Иерусалим, где уже был синедрион, стал местом пребывания одного из пяти судов. В политической сфере синедриону предшествовал судебный орган, который назывался "герусия" (греч. "совет старейшин"). Герусия созывалась первосвященником или царем и заседала в одном из помещений Храма. При римском правлении еврейские суды лишились права выносить смертные приговоры. В Талмуде происхождение синедриона традиционно возводится к Моисею, назначившему 70 старейшин, чтобы они помогли ему управлять народом. Исторически, однако, этот институт не может восходить к периоду ранее Второго храма. Поначалу советы, состоявшие из уважаемых людей, созывались для обсуждения важных вопросов, касавшихся религиозной жизни общины. В еврейской литературе члены этих советов называются "мужами Великого собрания". Отсюда произошел постоянно действовавший синедрион. Первоначально членами синедриона являлись известные священники (жрецы). Постепенно многих вытеснили ученые-фарисеи. Йоханан Гиркан (ум. 104 до н.э.), правитель Иудеи, изгнал фарисеев из синедриона и сформировал т.н. саддукейский синедрион. Впоследствии к власти вновь пришли фарисеи. После разрушения иерусалимского Храма в 70 Великий синедрион был переведен в город Ямнию (Явне) и затем несколько раз менял свое местонахождение. Синедрион в Ямнии состоял их 71 члена, включая председателя. К претендентам на место в суде предъявлялся ряд требований, перечисленных в раввинистических источниках: ученость, скромность, мужество, обаяние и знание иностранных языков. Этот синедрион прекратил свое существование после 4 в. н.э. 9 февраля 1807 Наполеон Бонапарт созвал собрание, состоящее из 71 ученого, примерно две трети которых составляли раввины и треть - миряне. Это собрание получило название Французского синедриона. Его целью было определение статуса евреев как граждан страны. Когда синедрион выполнил свою задачу, он был распущен.

СИНКЛЕР ЭПТОН БИЛЛ

СИНКЛЕР Эптон Билл (Sinclair, Upton Beall)

(1878-1968), американский писатель, принадлежал к движению "разгребателей грязи". Родился 20 сентября 1878 в Балтиморе (шт. Мэриленд). Учился в Нью-Йоркском колледже и Колумбийском университете. В 1906 основал социалистическую колонию в Инглвуде (шт. Нью-Джерси); в 1934 едва не был избран губернатором Калифорнии. Самое знаменитое произведение Синклера, Джунгли (The Jungle, 1906), о жизни рабочих на чикагских бойнях, побудило президента Т.Рузвельта учредить первые федеральные законы о контроле за качеством продуктов питания. Синклер описывал упадок нравов в капиталистическом обществе (Столица - The Metropolis, 1908); нападал на институциализированную церковь, благословлявшую капиталистическую эксплуатацию (Выгоды религии - The Profits of Religion, 1918); проповедовал пацифизм (Джимми Хиггинс - Jimmy Higgins, 1919); разоблачал продажность газетчиков (Медный жетон - The Brass Check, 1919) и воспитателей (Гусиный шаг - The Goose Step, 1923 и Гусята - The Goslings, 1924); вникал в нефтяные скандалы (Нефть - Oil, 1927); обвинял общество в убийстве Сакко и Ванцетти (Бостон - Boston, 1928) и анализировал сущность и проблемы коммунизма, фашизма и капиталистической демократии в серии романов о Ланни Бадде (11 романов, в т.ч. Зубы дракона - Dragon's Teeth, 1942, удостоенный в 1943 Пулитцеровской премии). Творческое наследие Синклера насчитывает более 80 книг, в том числе Иисус для себя: Биография (A Personal Jesus: A Biography, 1952), Что сотворил Дидим (What Didymus Did, 1955) и Автобиография Эптона Синклера (Autobiography of Upton Sinclair, 1962). Умер Синклер в Баунд-Бруке (шт. Нью-Джерси) 25 ноября 1968.

ЛИТЕРАТУРА

Синклер Э. Собрание сочинений, тт. 1-12. Л., 1930-1932 Синклер Э. Джунгли. М., 1956 Синклер Э. Джимми Хиггинс. М., 1957 Синклер Э. Король Уголь. М., 1958 Богословский В.Н. Эптон Синклер. М., 1976 Синклер Э. Дельцы. Автомобильный король. М., 1986

СИНОД

СИНОД (греч. synodos - "сходка", "собрание", "собор"),

в Русской православной церкви, высший орган церковного управления. Святейший правительствующий синод как государственный орган был учрежден Петром I в 1721 и заменил институт патриаршества. Во главе синода, состоявшего из церковных иерархов, стоял обер-прокурор, "око царево и стряпчий дел государственных", своего рода министр по делам церкви. В 1917 Поместный собор Русской православной церкви восстановил патриаршество; для коллегиального управления церковью в период между соборами был создан Священный синод. В него входят патриарх, пять постоянных и пять временных членов (епархиальных архиереев). В Римско-католической церкви существует Синод епископов, совещательный орган при папе Римском. Слово "синод" употребляется и в значении "церковный собор", как правило, в применении к соборам западных церквей. См. также СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Христианство: Словарь. М., 1994

СИНТОИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЬОРЕЛЛИ ЛУКА

СИНЬОРЕЛЛИ Лука (Signorelli, Luca)

(ок. 1445/1450-1523), итальянский хуложник эпохи раннего Возрождения умбрийской школы. Родился в Кортоне. Кроме занятий искусством, принимал активное участие в общественных делах, занимал ряд гражданских должностей в Кортоне. В 1512 был назначен послом Кортоны во Флоренции. Его произведения, главным образом фрески, а также несколько станковых композиций, находятся в Риме, Флоренции, Кортоне, Орвьето и др. В последние годы жизни он возглавлял мастерскую в Кортоне, где по его эскизам было создано несколько алтарей. Умер Синьорелли в Кортоне 16 октября 1523.

ЛУКА СИНЬОРЕЛЛИ. СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО

ЛУКА СИНЬОРЕЛЛИ. СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО

В ранний период творчества художник испытал влияние геометрически ясного стиля своего учителя - Пьеро делла Франческа. В его более поздних работах обнаруживается стремление к точной разработке анатомических деталей и мощной скульптурной моделировке формы - черты, свидетельствующие об обращении Синьорелли к опыту Антонио Поллайоло. Во фресках Жизнь св. Бенедикта (монастырь Монте Оливетто Маджоре, Тоскана) Синьорелли демонстрирует свое мастерство в передаче анатомии человеческого тела, перспективных сокращений, ракурсов и светотени, создавая крупные фигуры. Одно из самых известных его произведений - цикл фресок Страшный суд (1499-1502) в капелле Мадонна ди Сан Брицио (капелла Нуова) собора в Орвьето. В этих фресках Синьорелли предвосхищает поиски Микеланджело в области использования пластики человеческого тела в качестве главного элемента художественной выразительности. Однако сравнение Страшного суда Синьорелли и Страшного суда Микеланджело показывает, что Синьорелли гораздо больше сосредоточен на проблеме формы как таковой, нежели на способе передачи ее эмоциональной выразительности. В самых драматических сценах цикла - Гибель мира, Воскресение и Гибель грешников - изображены сотни сгрудившихся, борющихся тел, представленных во всех мыслимых положениях. Мастерство Синьорелли в передаче ракурсов особенно ярко проявилось в изображении хаотического нагромождения образов в композиции Гибель мира. В Воскресении извивающиеся мускулистые фигуры поднимаются из могил, вновь обретая свое земное обличье.

СИНЬЯК ПОЛЬ

СИНЬЯК Поль (Signac, Paul)

(1863-1935), французский художник и теоретик искусства; родился в Париже 1 ноября 1863. В начале своей художественной деятельности испытал влияние импрессионистов, особенно Клода Моне. В 1884 Синьяк вместе с Жоржем Сера участвовал в создании "Салона независимых". Сера благодаря Синьяку ближе познакомился с импрессионистическими методами работы с цветом, а Синьяк увлекся дивизионизмом - методом разложения цвета, который разработал Сера. В 1886 оба художника принимали участие в последней выставке импрессионистов; тогда впервые официально прозвучало название нового направления в живописи, отталкивающегося от опыта импрессионистов и пришедшего им на смену, - неоимпрессионизм. В своей книге От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму (1899) Синьяк настаивает именно на таком названии. Значительная часть его произведений, написанных строго упорядоченными небольшими квадратными мазками, напоминающими мозаику, - это виды французских портов и знаменитых приморских городов, таких, как Венеция и Константинополь. С 1912 и до смерти 15 августа 1935 Синьяк был президентом Салона независимых. В течение всего этого времени он ревностно хранил его традиции, основывавшиеся на принципах либерализма и поддержки молодых талантливых художников.

ЛИТЕРАТУРА

Калитина Н. П. Синьяк. Л., 1976

СИНЯЯ БОРОДА

СИНЯЯ БОРОДА - чудовище из одноименной сказки (Barbe Bleue) Ш. Перро, впервые напечатанной в его "Историях и сказках былых времен" (1697). Во Франции легенда о Синей Бороде считается бретонской и традиционно связывается с двумя недоброй памяти средневековыми убийцами - Жилем де Лавалем, бароном Рейским, и Комарвом Проклятым (барона де Ре сожгли на костре в Нанте в 1440 за убийство детей). Согласно рассказу Перро, кавалер Рауль покинул свою седьмую жену в замке, оставив ей ключи и запретив входить в одну из комнат. Нарушив запрет, та обнаружила кости шести своих предшественниц, но сама сумела спастись. Сюжет наказания за любопытство известен во многих вариантах и в самых разных странах. У фольклористов принято говорить о "мотиве Синей Бороды" в связи с историями о мужьях-убийцах.

ЛИТЕРАТУРА

Перро Ш. Синяя Борода. М., 1985

СИОН

Изначально так называлась крепость иевусеев в Иерусалиме, захваченная Давидом и переименованная в "Город Давидов" (2 Цар 5:6-7). Был период, когда Сион включал в себя находящуюся поблизости Храмовую гору и святилище (Ис 10:12). Постепенно с этим именем стали отождествлять город в целом (Амос 6:1), а позднее и всю Палестину.

СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК САВИНЬЕН

СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК Савиньен (Cirano de Bergerac, Savinien)

(1619-1655), французский поэт, драматург, воин. Родился 6 марта 1619 в Париже. Его жизнь лишь внешне напоминает жизнь героя пьесы Э.Ростана Сирано де Бержерак (1897). Поступив в парижский Коллеж Бовэ, он добавил к своей фамилии "де Бержерак" (гасконская семья с этой фамилией некоторое время владела имением его отца). В 20 лет Сирано, уже участник нескольких дуэлей, поступил на военную службу, в 1640 принял участие в осаде Арраса. Позже, поселившись в Париже, занимался литературным творчеством, изучал философию. В 1652 бедный, больной и одинокий поэт нашел себе покровителя в лице герцога д'Арпажона. Умер Сирано в Саннуа 28 июля 1655. В 1653 Сирано написал комедию Одураченный педант (Le pdant jou), некоторые сцены из которой заимствовал Мольер для Проделок Скапена (Les Fourberies des Scapins, 1671). Его перу принадлежит трагедия Смерть Агриппины (La Mort d'Agrippine, 1654), а также два отчета о вымышленных путешествиях: Государства и империи Луны (Les tats et empires de la lune) и Государства и империи Солнца (Les tats et empires du soleil), написанные в 1649 и опубликованные посмертно в 1662. По жанру это научно-фантастические романы, наполненные рассказами об остроумных технических изобретениях и рассуждениями на космологические темы; их сравнивали с произведениями Ф.Рабле. В творчестве Сирано выразились вольнодумные настроения либертинов. Печатью таланта отмечена его бурлескная поэзия. После смерти Сирано де Бержерак был почти забыт. Интерес к нему возродился только с пьесой Ростана.

ЛИТЕРАТУРА

Сирано де Бержерак. Иной свет, или Государства и империи Луны. М. - Л., 1931 Ростан Э. Сирано де Бержерак. Героическая комедия в 5 действиях. М., 1961 Сирано де Бержерак. Иной свет, или Государства и империи Луны. - В кн.: Утопический роман XII-XVII веков. М., 1971 Сирано де Бержерак. Министр державы погорелой. (Фрагменты из бурлеска.) - В кн.: Европейская поэзия XVII века. БВЛ, т. 41, М., 1977 Градов П.М. Неистовый гасконец. М., 1978

СИРЕНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИРИНГА

Сиринкс, в греческой мифологии, прекрасная нимфа, которую полюбил Пан. Спасаясь от него, она обратилась за помощью к другим нимфам, которые превратили ее в тростник. Пан смастерил из них первую "флейту Пана", которую назвал в честь нимфы "сирингой" (свирелью).

СИРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИРИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИРИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСИФ

СИСИФ - в греческой мифологии, сын Эола или Автолика, царь Коринфа, прославившийся своей хитростью и изворотливостью и даже попытавшийся обмануть Смерть (Танатос), заковав ее в цепи. Перед кончиной он наказал своей жене Меропе оставить его тело непогребенным, и когда Плутон отослал его назад на землю, Сисиф отказался снова возвратиться в Аид. Когда же он, наконец, умер, достигнув глубокой старости, то за свои прегрешения принужден был вкатывать на гору огромный камень, неизменно скатывавшийся обратно вниз ("сизифов труд").

СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНЫХ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНЫХ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНЫХ. ТИПЫ И КЛАССЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМОТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИТТЕР ВИЛЛЕМ ДЕ

СИТТЕР Виллем де (Sitter, Willem de)

(1872-1934), нидерландский астроном. Родился 6 мая 1872 в Снеке. Окончил Гронингенский университет, работал в астрономической лаборатории. После двух лет работы математиком-вычислителем на обсерватории мыса Доброй Надежды (1897-1899) стал ассистентом Астрономической лаборатории в Гронингене, а в 1908 - профессором астрономии Лейденского университета. С 1919 Ситтер - директор Лейденской обсерватории. Работы Ситтера относятся к позиционной астрономии, фотометрии звезд и космологии. Проанализировав данные о движении спутников Юпитера, полученные им самим и другими астрономами на мысе Доброй Надежды, он создал новую теорию их движения, которая учитывала возмущающие факторы разной природы. Эта теория используется и в настоящее время для расчета движения спутников Юпитера. Ситтеру принадлежит ряд работ по согласованию различных астрономических и геодезических постоянных. Он изучал неравномерность движения Земли и объяснил замедление ее вращения приливным трением. Работы Ситтера по теории относительности, представленные Лондонскому королевскому обществу в 1916-1917, привлекли внимание научного мира к общей теории относительности Эйнштейна. Эти работы послужили также стимулом к организации экспедиции для наблюдения солнечного затмения 1919, когда было обнаружено отклонение световых лучей при прохождении их вблизи Солнца, предсказанное Эйнштейном. Ситтер создал одну из первых релятивистских космологических теорий, которая послужила отправной точкой последующих теорий нестационарной Вселенной (А.Фридман, 1922; Ж.Леметр, 1927). В 1931 Ситтер приехал в США, зиму он провел в обсерватории Маунт-Вилсон, наблюдая вместе с Эйнштейном за движением отдаленных галактик и обсуждая проблему расширения Вселенной. Оба ученых пришли к выводу, что верна модель расширяющейся, а не статичной Вселенной. Лекции, прочитанные Ситтером в США в Калифорнийском университете, были изданы с дополнениями в 1933 и содержали последние данные в пользу теории расширяющейся Вселенной. Умер Ситтер в Лейдене 22 ноября 1934.

СИФ

СИФ - в Ветхом Завете, третий сын Адама и Евы, рожденный после убийства Авеля Каином. Он прожил 912 лет (Быт 5:8), был отцом Еноха и предком Ноя. Его имя иногда встречается в апокрифической литературе, а одна еврейская еретическая секта, впоследствии смешавшаяся с христианскими гностиками, взяла себе имя "сифиты" и утверждала, что Сиф был Мессия. Некоторые гностики верили, что Иисус был воплощением Сифа.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

СИФОН

СИФОН - гидравлическое устройство, представляет собой стеклянную или резиновую трубку в форме перевернутого U с коленами разной высоты. Сифон предназначен для переливания жидкостей из одной емкости в другую, когда они разделены каким-либо возвышением. Короткое колено сифона погружают в переливаемую жидкость. Чтобы сифон начал работать, его необходимо целиком заполнить жидкостью, удалив весь воздух. Этого можно добиться, если погрузить сифон в жидкость и вынуть его с плотно закрытыми концами. Сифон можно также заполнить жидкостью посредством отсасывания воздуха из одного конца. Действие сифона объясняется тем, что суммарное давление в отверстии короткого колена при упомянутых выше условиях выше суммарного давления в отверстии длинного колена. Суммарное давление вычисляется как разность между атмосферным давлением и весом столба жидкости в колене. При равенстве атмосферных давлений вес столба жидкости в коротком колене меньше, чем в длинном. Эта разность давлений толкает жидкость вверх в коротком колене, и жидкость вытекает из длинного колена вниз. Жидкость будет течь через сифон до тех пор, пока уровень переливаемой жидкости выше отверстия короткого колена. Сифон не будет работать, если расстояние между верхней точкой изогнутой трубки и уровнем переливаемой жидкости больше высоты столба жидкости, выталкиваемой атмосферным давлением, над поверхностью. На уровне моря эта высота для воды составляет 10,36 м (теоретически), однако давление пара, трение и другие факторы приводят к уменьшению этого значения до приблизительно 8,5 м.

См. также ГИДРОАЭРОМЕХАНИКА.

СКАЛИГЕР ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ

СКАЛИГЕР Юлий Цезарь (ЖЮЛЬ СЕЗАР) (Scaliger, Julius Caesar)

(1484-1558), французский филолог, критик, поэт. Настоящее имя - Джулио Бордони (Bordoni). Родился 23 апреля 1484 в Падуе, в семье итальянского медальера и географа Б.Бордони. Изучал теологию и философию в Болонье, медицину и греческий язык в Турине. Около 1524 приехал во французский город Ажен в качестве врача епископа А.делла Ровере, женился и написал 15 книг - по числу детей, зарабатывая на жизнь медицинской практикой. До этого, по его словам, был изгнан еще ребенком из родового замка на озере Гарда, служил пажом у императора Максимилиана и изучал живопись под руководством А.Дюрера. Позднее участвовал в военных кампаниях в Италии и Нидерландах и после битвы при Равенне был посвящен в рыцари самим императором. Отказавшись от желания стать монахом, уехал учиться в Болонский университет, хотя периодически принимал участие в сражениях.

Воинственный характер Скалигера проявлялся и в его научных занятиях. Он спорил с Эразмом Роттердамским, утверждавшим, что итальянские филологи, называющие себя "цицеронианцами", обращают христианскую Европу в язычество, а также ввязался в полемику с Ф.Рабле и другими гуманистами. Среди его полемических трудов выделяются Упражнения (Exercitationes, 1557), где он спорит с итальянским ученым Дж.Кардано. Подвергнув критическому анализу научные и философские взгляды Кардано, Скалигер написал учебник, который использовался в школах все время, пока господствовала Аристотелева физика. Скалигер также внес вклад в развитие биологии и ботаники и еще до К.Линнея (1707-1778) указал на необходимость точной классификации растений и животных. Помимо множества стихов он издал первую латинскую грамматику, основанную на научных принципах, - О латинском языке (De causis linguae Latinae, 1540). Однако главный труд его жизни - трактат Поэтика (Poetica, опубл. 1561), где была окончательно разработана ренессансная система жанров. Идеи Скалигера легли в основу нормативной эстетики классицизма и сохранялись в европейской критике вплоть до эпохи романтизма.

Умер Скалигер в Ажене 21 октября 1558.

СКАЛЬДЫ

СКАЛЬДЫ - скандинавские поэты, состоявшие главным образом при дворах и творившие в период 800-1300. Самые ранние из дошедших произведений скальдической поэзии принадлежат Браги Боддасону (Bragi Boddason) по прозвищу Старый (9 в.), возможно, создателю жанра. Он был норвежец, как и скальды короля Харальда Прекрасноволосого (ок. 860-945); норвежцем был и Тьодольв из Хвина, автор Перечня Инглингов - родословной шведских королей. Вскоре, однако, это искусство монополизировали исландцы: Хальфредр Беспокойный Скальд славил деяния норвежского короля Олава Трюггвассона (ум. 1000), Сигват Тордарсон - Олава Святого (Харальдссона, ум. 1030), Арнор Скальд Ярлов - Магнуса Доброго (ум. 1069); еще многие продолжали эту традицию вплоть до 1300. Величайшим из скальдов был Эгиль Скаллагримссон (ок. 910 - ок. 990). В поэме Выкуп головы он блестящими строфами воспел своего врага, норвежского короля Эйрика Кровавая Секира, чем спас себе жизнь. Еще более значительны его сугубо личные стихи - песнь, посвященная его другу Аринбьерну, и поминальная песнь по погибшим сыновьям Потеря сыновей. Отдельного упоминания заслуживает скальд Кормак Эгмундарсон (10 в.), знаменитый своими любовными стихами. Скальды - первые профессиональные литераторы Исландии.

ЛИТЕРАТУРА

Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979

СКАЛЬНЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ

СКАЛЬНЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ - распространенное название исчезнувших племен - строителей древних городов или поселков типа пуэбло на юго-западе США в огромных открытых гротах на высоких скалистых обрывах. Эти земледельческие индейские племена, строившие свои поселки так, чтобы обеспечить защиту от стихий и врагов, являются предками современных индейцев пуэбло. Скальные жилища обнаружены в основном на границах штатов Аризона, Нью-Мексико, Юта и Колорадо. Большинство из них возникло между 1100 и 1400. Некоторые включены в систему национальных парков - Национальный парк "Меса-Верде", Национальный заповедник "Каньон-де-Челли" и Национальный заповедник "Скальное поселение Гила".

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКАПОЛИТЫ

СКАПОЛИТЫ - группа минералов - алюмосиликатов натрия и кальция с изменяющимся соотношением составляющих элементов (Na,Сa)4Al3(Al,Si)3Si6O24(Cl,CO3,SO4). Название происходит от греч. "скапос" - стержень, так как кристаллы имеют столбчатый облик. Натриевый скаполит называется мариолитом, кальциевый - мейонитом. Наиболее распространен скаполит промежуточного состава - вернерит. Кристаллизуются в тетрагональной сингонии, спайность совершенная, параллельная граням призм. Форма кристаллов призматическая, чаще образует массивные агрегаты. Цвет белый, серый или розовый, желтый, синий, зеленый (главколит), сиреневый. Блеск стеклянный. Твердость 6, плотность 2,6-2,8. Обычно встречаются в контактово-метаморфических образованиях на контакте интрузивных пород с известняками, а также в глубокометаморфизованных мраморах. Ювелирный скаполит (сиреневый и желтый) образуется в кварцевых жилах альпийского типа (Памир, Таджикистан).

СКАРЛАТИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКАРЛАТТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКАРРОН ПОЛЬ

СКАРРОН Поль (Scarron, Paul)

(1610-1660), французский романист, драматург и поэт, мастер бурлеска. Родился 4 июля 1610 в Париже. Сын судейского чиновника, он в 1629 избрал карьеру священнослужителя. В 1634 переехал с отцом в Ле-Ман, где оставался до 1641. Его литературная деятельность этого периода включала участие в споре о Сиде Корнеля (1637) и написание большей части самого знаменитого его произведения - реалистического и плутовского Комического романа (Roman comique, опубл. 1651, рус. перевод 1934). Перенеся частичный паралич, Скаррон пытался найти покровителей среди влиятельных лиц города, однако бедность и болезнь вынудили его перебраться в Париж, где он прожил, если не считать недолгого пребывания в Ле-Мане в 1646, до самой смерти. Вынашивая проект создания собственного предприятия в Южной Америке, на реке Ориноко, Скаррон обрел поддержку Франсуазы д'Обинье, внучки протестантского поэта Агриппы д'Обинье (1550-1630). Отказавшись от своего намерения, они поженились 4 апреля 1652. Скаррон много писал для сцены, как правило, переделывая испанские комедии, и сочинил громадное количество "бурлескных стихов", в т.ч. травестийный пересказ Энеиды под названием Перелицованный Вергилий (Virgile travesti, 1648-1652). Неизменно веселый и остроумный, несмотря на невзгоды, Скаррон с насмешливой улыбкой взирал как на пороки своего века, так и на измены жены, которой суждено было стать знаменитой мадам де Ментенон. Умер Скаррон в Париже 7 октября 1660.

ЛИТЕРАТУРА

Скаррон П. Комический роман. Л., 1934 Скаррон П. Комедии. М., 1964 Скаррон П. Стихи. - В кн.: Европейская поэзия ХVII в. М., 1977

СКАЧКИ НА КОЛЕСНИЦАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКЕЛЕТ

СКЕЛЕТ - совокупность твердых опорных структур организма. У высших позвоночных, включая человека, скелет состоит из костей и хряща, но у многих низших позвоночных он целиком хрящевой. У большинства беспозвоночных скелет наружный, т.е. расположен на поверхности тела; таков, например, хитиновый покров насекомых или раковина моллюска. Скелет служит основой, определяющей форму тела. Он поддерживает многие мягкие его части и образует поверхности, к которым прикрепляются мышцы, связки и сухожилия, что создает возможность разнообразных движений. Скелет также обеспечивает защиту некоторых жизненно важных органов; пример тому - черепная коробка, защищающая головной мозг. Кости имеют полости, содержащие красный костный мозг - основной орган кроветворения. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей, его можно разделить на два отдела: осевой скелет и добавочный скелет. К первому относятся кости головы, лица, шеи и туловища; второй представлен костями верхних и нижних конечностей и их поясов - плечевого и тазового. Осевой скелет взрослого человека состоит из 80 костей, он включает череп (29 костей), позвоночный столб (26 костей), 12 пар ребер и грудину. Добавочный скелет у взрослого составляют 64 кости рук и плечевого пояса (парные ключицы и лопатки) и 62 кости ног и таза (парные тазовые кости).

См. также

АНАТОМИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ;

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА;

КОСТЬ.

СКЕЛИДОЗАВР

Факты

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница