Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДУН"-"ДЯГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДУН"-"ДЯГ")

ДУН ЧЖУНШУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУНКАН I

(Duncan I)

(ум. 1040), король Шотландии, сын светского аббата монастыря Дункельд, внук Малькольма II Маккенета, которого он сменил на троне в 1034. Прежде Дункан являлся rex Cumbrorum (лат. "правитель кимвров"), или королем валлийцев Стратклайда. После смерти Сигурда, графа Оркни, в битве при Клонтарфе (ныне входит в Дублин) в 1014, сын Сигурда Торфинн занял области Сазерленд и Кейтнесс, в то время как в области Морей c 1029 правил Макбет. Дункан отправил своего племянника Моддана занять эти земли, а после того, как тот встретил отпор, захватил их сам. После морского сражения при Пентленд-Ферте Дункан отплыл назад в Морей-Ферт. Один из предводителей Торфинна убил Моддана, а Дункан был разбит в битве при Бергхеде. Согласно легенде, 14 августа 1040 Макбет умертвил Дункана в Питгавенне близ Элгина. Дункан похоронен на острове Айона (близ острова Малл). Двое его сыновей, Малькольм III Канмор и Доналд V Бан, стали впоследствии королями Шотландии. Дункан появляется в трагедии Шекспира Макбет: он прибывает в замок Макбета Инвернесс, чтобы провести здесь ночь, и во сне оказывается заколотым хозяином, поскольку тот во что бы то ни стало стремится завладеть троном.

ЛИТЕРАТУРА

Федосов Д. Рожденная в битвах. Шотландия до конца ХIV века. М., 1996

ДУНКАН АЙСЕДОРА

ДУНКАН Айседора (Duncan, Isadora)

АЙСЕДОРА ДУНКАН

АЙСЕДОРА ДУНКАН

(1877-1927), американская танцовщица свободного стиля, стоявшая у истоков современных направлений танца. Родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877. После сезона в составе "Шекспировской труппы" Огастина Дейли, где она сыграла роль одной из фей в Сне в летнюю ночь, Дункан в 1899 уехала в Лондон и начала танцевать босиком в легкой тунике.Выступала в странах Европы, несколько раз в России (начиная с 1904), где познакомилась с танцовщиком и хореографом М.М.Фокиным, который тоже пытался освоить пластику Древней Греции. Дункан проповедовала "высший разум в освобожденном теле". Одним из главных ее достижений - наряду с тем впечатлением, которое оставлял у зрителей ее танец, - стало утверждение возможности существования сценического танца вне прежних запретов, например, подражая ритму колеблемых ветром деревьев или волн. Одной из первых Дункан использовала симфоническую музыку, в том числе Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Открыла школы танца в Европе и в США, хотя никогда не занималась систематизацией своей системы. В 1921 приехала преподавать в Советскую Россию, где основанная ею школа и студия просуществовали до 1949. 14 сентября 1927 во Франции Дункан погибла в результате несчастного случая: ее длинный шарф запутался в колесе автомобиля, в котором ехала танцовщица, и удушил ее.

ЛИТЕРАТУРА

Дункан А. Танец будущего. М., 1907 Айседора. Гастроли в России. М., 1992 Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. Воспоминания. М., 1992 Блэйер Ф. Айседора: Портрет женщины и актрисы. М., 1994 Дункан И., Макдугалл А.Р. Русские дни Айседоры Дункан и ее последние годы во Франции. М., 1995 Айседора Дункан. М., 1997

ДУНЛИНЬ СЮЭ-ПАЙ

Течение в неоконфуцианстве конца 16 - начала 17 в. Получило название по имени частной академии Дунлинь (Дунлинь шу-юань - Книжная палата Восточного леса), созданной в 1604 в восточном лесном предместье города Уси (провинции Цзянсу) на месте школы, основанной в начале 12 в. Ян Ши (1053-1135) и закрытой в 13 в. Создатели академии Гу Сяньчэн и его брат Гу Юньчэн (1550-1612) разработали в качестве руководства к учению Положение о Дунлиньском сходе (Дунлинь хуэй-юэ), где перечислялись "Правила ученичества в Пещере белого оленя" (Байлудун сюэ гуй), название которых подчеркивало преемствование традиций знаменитого в прошлом учебного заведения, возглавлявшегося Чжу Си (1130-1200). После смерти Гу Сяньчэна в 1612 распорядителем академии, объединявшей более 300 членов стал Гао Паньлун (1562-1626). Дунлиньская школа имела тысячи последователей, образовывавших дочерние академии. Объединение наиболее активных ее сторонников именовалось Дунлиньской "партией" (Дунлинь дан). Ее ядро составляли государственные деятели, репрессированные в начале 1590-х годов. В основе их оппозиционных настроений лежало стремление к восстановлению исконных норм и ценностей конфуцианской этики в качестве главных регуляторов жизни общества в условиях политического кризиса династии Мин (1368-1644). В 1620 в результате восшествия на престол нового императора дунлиньцы пришли к власти, но уже в середине 1620-х годов потерпели поражение и подверглись репрессиям. В 1625 академия была запрещена и разрушена, а в 1628-1629 восстановлена под началом У Гуйсэня, ученика Гао Паньлуна, после смерти которого бездействовала до 1643, когда ее возглавил племянник Гао Паньлуна Гао Шитай. В 1680-е годы она стала государственным учреждением, а в 20 в. - обычной школой. Дунлиньская школа противостояла главным образом Тайчжоуской школе последователей Ван Янмина (конец 15 - начало 16 в.) и стремилась обосновать целостность человеческого существования, в котором внутренняя свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. Критикуя некоторые аспекты янминизма и чжусианства, ратуя за преодоление даосско-буддийских влияний и ориентируясь на ханьское конфуцианство, Дунлиньская школа подготовила возникновение при династии Цин (1644-1911) "непосредственного", или "ханьского", учения (пу сюэ, хань сюэ).

См. также ГАО ПАНЬЛУН; ГУ СЯНЬЧЭН.

ЛИТЕРАТУРА

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

ДУНС СКОТ

ДУНС СКОТ (Duns Scotus) (ок. 1266-1308), Иоанн Дунс Скот, выдающийся средневековый теолог францисканского ордена. Происходил из рода Дунсов и родился ок. 1266 в городке Дунс в Шотландии (отсюда его прозвище Скот - шотландец). После вступления в францисканский орден учился и преподавал в Оксфордском и Парижском университетах. Его главное сочинение, Оксфордский труд (Opus Oxoniensis), основано на лекциях, прочитанных в Оксфорде; Парижские записи (Reportata Parisiensia) представляют собой записи лекций в Париже, сделанные его учениками. В 1303 Дунс Скот был изгнан из Франции королем Филиппом Красивым за отказ поддержать его споре с папой Бонифацием VIII по вопросу об обложении духовенства податями. В 1305 Дунс Скот вернулся в Париж, где получил степень доктора теологии. Умер Дунс Скот в Кельне в 1307. Подобно всем великим средневековым схоластам, Дунс Скот видел главную цель теологии в разъяснении и защите христианского вероучения. По его мнению, философы, подобные Аристотелю, который полагался лишь на человеческий разум, не способны обосновать центральные положения христианского вероучения - например, доказать существование Высшего Существа, сотворившего мир и воздающего наказания и награды людям после смерти. В труде Теоремы (Theoremata) Дунс Скот развивает тезис о пропасти, существующей между верой и разумом. Вместе с тем Дунс Скот признавал ценность логического анализа и метафизического метода в поисках истины. В рамках традиции средневекового реализма он представлял себе мир как мириады воплотившихся "сущностей" или "форм", которые первоначально существовали как "идеи" в уме Бога. Эти "сущности" реальны и принадлежат всем индивидам ("индивидуальным субстанциям"), которые входят в данный вид или род (например, "человечество" и "одушевленность" - это "сущности", общие, соответственно, для людей и для животных вообще). Индивидуальные субстанции возникают в результате соединения родо-видовых сущностей (форм) с т.н. hacceitas (буквально "этостью"), которая и обеспечивает единство и своеобразие всякой индивидуальной субстанции. Постигаемые умом сущности имеют универсальный характер. Согласно учению Дунса Скота, понятия "бытия" и "трансцендентальных сущностей" ("благость", "единство" и т.д.) тождеименны (univoci), т.е. имеют один и тот же смысл независимо от того, применяются они к Богу или же к его творениям. Однако "бытие" или "благость" реализуются в них по-разному: в Боге они бесконечны, а в тварных субстанциях конечны. Предложенное Дунсом Скотом доказательство бытия Божьего, развивающее доказательство св. Ансельма Кентерберийского, является едва ли не самым сложным и изощренным из всех доказательств такого рода.

ДУН-ЦЗИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУРНОВО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ДУРНОВО Николай Николаевич (1876-1937), русский лингвист, славист и русист. Родился 23 октября (4 ноября) 1876 в Москве. В 1899 окончил Московский университет, ученик Ф.Ф.Фортунатова и А.А.Шахматова. До революции преподавал в Московском и Харьковском университетах. В 1918-1921 профессор Саратовского университета, затем работал в Москве. В 1924-1928 жил в Чехословакии (Прага, Брно). Вернувшись в СССР, в 1928-1930 работал в Минске. Член-корреспондент АН СССР с 1924 и академик Белорусской АН с 1928. В 1930 подвергался травле, был исключен из Белорусской академии и уехал из Минска в Москву, где жил до ареста, не имея постоянной работы. В конце 1933 был арестован по сфабрикованному обвинению в "контрреволюционной деятельности", в 1934 осужден на 10 лет и отправлен в Соловецкие лагеря. В октябре 1937 был вторично осужден и 27 октября 1937 расстрелян неподалеку от Медвежьегорска (Карелия). Научные интересы Дурново лежали в таких областях, как история русского языка и славянских языков, русская диалектология, современный русский язык, древнерусская литература. Он автор принятой и в настоящее время классификации русских диалектов. Активная диалектологическая деятельность Дурново развивалась в предреволюционные годы в рамках Московской диалектологической комиссии (он был одним из ее организаторов). Совместно с Д.Н.Ушаковым и Н.Н.Соколовым им была создана карта русских диалектов (издана в 1915 как Опыт диалектологической карты русского языка в Европе с приложением очерка русской диалектологии); исследовал Дурново и конкретные русские говоры. В 1924 под названием Очерк истории русского языка был издан разработанный им университетский курс исторической грамматики русского языка. Итогом исследований истории русского языка и русских диалектов стала опубликованная в Чехословакии в 1927 книга Введение в историю русского языка, переизданная в СССР в 1969. Дурново - автор первого в нашей стране и одного из первых в мире словаря лингвистических терминов (Грамматический словарь, 1924), основанного на идеях фортунатовской школы. Ряд работ Дурново (второй том Введения в историю русского языка, грамматика сербохорватского языка) не издан, и рукописи этих трудов утеряны.

ЛИТЕРАТУРА

Дурново Н.Н. Грамматический словарь. М., 1924 Дурново Н.Н. Введение в историю русского языка. М., 1969

ДУТРА ЭУРИКУ ГАСПАР

ДУТРА Эурику Гаспар (Dutra, Eurico Gaspar) (1885-1974), бразильский военный и политический деятель. Родился 18 мая 1885 в Куяб, столице штата Мату-Гросу. Среднее образование получил в местной школе, в возрасте 17 лет поступил на военную службу, был зачислен в военную школу и в 1910 получил звание лейтенанта. Неуклонно продвигаясь по служебной лестнице, к 1930 он занимал один из командных постов в армии, благодаря чему смог оказать поддержку Жетулиу Варгасу. В 1932 Варгас назначил его начальником военной академии. Четыре года спустя Дутра занял пост военного министра, модернизировал армию, создал бразильские военно-воздушные силы. После начала Второй мировой войны бразильское правительство оказалось в трудном положении. В стране проживало большое число выходцев или потомков выходцев из Германии, симпатизировавших политике стран Оси. Однако видя, как другие страны Западного полушария постепенно переходят на сторону Союзников, Дутра и другие влиятельные армейские офицеры поняли, что и Бразилии необходимо следовать этим курсом, и в 1942 объявили войну Германии. В 1943 Дутра в качестве военного министра посетил США, побывал на важных военных предприятиях и провел консультации с американским генеральным штабом. Встал во главе бразильского экспедиционного корпуса, который принимал участие в военных действиях в Италии совместно с войсками Союзников. В 1945 президент Варгас подал в отставку, объявив о поддержке кандидатуры Дутры на выборах в декабре того же года. Дутра был избран и вступил в должность президента в январе 1946. С принятием новой конституции в сентябре 1946 впервые за девять лет был созван Бразильский конгресс. В качестве президента Бразилии проводил политику солидарности стран Западного полушария и тесных отношений с США. 7 мая 1947 решением Высшего избирательного трибунала была запрещена Бразильская коммунистическая партия, а ее представители были удалены с должностей в правительственных учреждениях общенационального и местного уровня. Запрещены были также Союз коммунистической молодежи и Конфедерация трудящихся. В октябре 1947 были разорваны дипломатические отношения с СССР. Социал-демократическая партия Дутры, получившая большинство в Конгрессе после выборов 1945, выдвинула план мероприятий по улучшению положения в социальной сфере, в том числе повышению уровня грамотности населения. На выборах в октябре 1950 Ж.Варгас был вновь избран президентом и вступил в должность 31 января 1951. После этого Дутра отошел от политической деятельности.

Умер Дутра в Рио-де-Жанейро 11 июня 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Глинкин А.Н. Новейшая история Бразилии (1939-1959). М., 1961

ДУУМВИРАТ

ДУУМВИРАТ (duumviratus), в Древнем Риме любая должность, занимаемая совместно двумя лицами. Образцом для всех институтов в таком роде, возможно, послужили консулы, избиравшиеся в Риме. Подобного рода пары равноправных должностных лиц, именовавшихся duumviri или duoviri, известны и в самом Риме (например, duoviri navales, по делам флота, от 331 до н.э. или duoviri perduellioni iudicandae, разбиравшие дела о государственных преступлениях), но большее распространение они имели в провинциальных городах Римской империи, особенно в западной ее половине. В качестве высших должностных лиц эти города ежегодно назначали duoviri iure dicundo ("два законодателя"; они же назывались quinquennales, когда раз в пять лет исполняли обязанности цензоров), им подчинялись duoviri aediles ("два эдила"). Иногда, в особенности в муниципиях, эти две пары дуумвиров объединялись в единый орган из четырех членов - quattuorviri (они именовались либо iure dicundo, либо aediles). Города, имевшие статус колоний, в качестве основных должностных лиц избирали дуумвиров, а не кватторвиров. Дуумвирами, как правило, избирали пользовавшихся уважением, зажиточных и свободнорожденных римских граждан не моложе 25 лет.

ДУХОБОРЫ

ДУХОБОРЫ - пацифистская, общинная религиозная секта, возникшая в России в 18 в. В настоящее время большинство духоборов проживает в западных областях Канады. Секта духоборов, насчитывающая ок. 21 000 членов, откололась от Православной церкви. Одним из принципов их учения является отказ признавать любую мирскую власть. Духоборы верили, что Бог неотделим от человека. Иисус Христос, Сын Божий, есть воплощение духа благочестия и добродетели; духовные вожди духоборов - это новые воплощения Иисуса Христа. Обрядность у духоборов сведена к минимуму: они не признают священства и отрицают все внешние таинства, в том числе таинства крещения и брака. Секта духоборов возникла ок. 1740 в Екатеринославской губернии. Ее основателем считают безвестного отставного офицера прусской армии, проповедовавшего непротивление и религиозный индивидуализм. Пренебрежительно именуемые Православной церковью "духоборцами", т.е. борцами против Святого Духа, они с гордостью приняли это прозвище и начали активно заниматься прозелитизмом среди крестьян. Их вера в равенство всех людей и отказ подчиняться любым властям, как светским, так и церковным, обеспокоили правительство, и секта подверглась гонениям - сначала при Екатерине Великой, а затем при Павле I. В 1801 Александр I переселил духоборов в район Азовского моря, где те создали богатые и процветающие поселения. Однако в 1841 вожди духоборов, отец и сын Калмыковы, были заподозрены в подготовке бунта, и общину переселили еще дальше на юго-восток, в Грузию. В 1887 члены секты отказались подчиняться закону о воинской повинности, что вызвало новые репрессии. Однако благодаря вмешательству Льва Толстого приблизительно 7000 членов секты смогли покинуть Россию в 1898 и 1899 и поселились в Саскачеване (Канада). Канадская община духоборов успешно прижилась на новом месте и почти сразу же стала распространяться на Запад, в Альберту и Британскую Колумбию. В 1903 к ним присоединился их духовный лидер, Петр Веригин, освобожденный из сибирской ссылки царским правительством. Вскоре среди духоборов вспыхнули споры относительно авторитета Веригина и по вопросу о земельных владениях. В 1924, после убийства Веригина, секта духоборов раскололась. Самая радикальная фракция, "Сыны свободы", насчитывает около 3000 членов. Члены этой общины отказываются посылать своих детей в школы и неоднократно демонстрировали свое неприятие современной жизни. Однако большинство духоборов, продолжая уклоняться от воинской повинности, вместе с тем все в большей степени идут на сотрудничество с властями. Многие духоборы по-прежнему подчиняются авторитету представителей семьи Веригина.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Л.Н. Толстой и П.В. Веригин. Переписка. СПб, 1995 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

ДУХОВОЙ ОРКЕСТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ

ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ (Duccio di Buoninsegna)

(ок. 1255-1319), итальянский живописец, основоположник сиенской школы. Первое упоминание о нем относится к 1278 и связано с украшением ларцов для городского архива Сиены. Его главное произведение - алтарный образ Сиенского собора Мадонна во славе (Маэста) (1308-1311). В средней части (ее размер 3ґ7 м) изображена Богоматерь - Царица Небесная, в окружении пророков, святых и ангелов; на обороте - клейма с евангельскими сценами. Искусство Дуччо близко изящной французской готической скульптуре и миниатюре. На него оказали сильное влияние и местные традиции иконописи, византийские по своему происхождению: темперная техника живописи, использование золотого фона, застывшие позы персонажей и т.д. Как и для других произведений средневекового искусства, созданных прежде всего для украшения церквей, для работ Дуччо характерно использование драгоценных материалов, обилие деталей и тщательность исполнения. Контуры предметов очерчены плавными и текучими линиями, бесплотные фигуры грациозны и как будто парят в воздухе, рисунок плоскостный и орнаментальный.

ДЫХАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЫХАНИЯ ОРГАНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЬЮИ ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЬЮХЕРСТ КОЛИН

ДЬЮХЕРСТ Колин (Dewhurst, Colleen) (ок. 1926-1991), Канада, США; драматическая актриса, запомнившаяся в пьесах Ю.О'Нила; на нью-йоркской сцене: Любовь под вязами (1952), Дворцы побогаче (More Stately Mansions, 1967), Траур - участь Электры (Mourning Becomes Electra, 1972), Луна для пасынков судьбы (А Moon for the Misbegotten, 1973, премия ""Тони""), Долгое путешествие в ночь (Long Day's Journey Into Night, 1988) О'Нила, Кто боится Вирджинии Вулф? (Who's Afraid of Virginia Woolf?, 1976) Э.Олби; в Нью-йоркском шекспировском театре сыграла в Антонии и Клеопатре (1959, 1963); снималась в кино и на телевидении.

ДЬЯВОЛ

ДЬЯВОЛ (греч. diabolos, "клеветник"), в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово "сатан" ("сатана"), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды - в 1 Пар 21:1, Иов 1-2 и Зах 3:1-2. Хотя неоднократно высказывалось мнение, что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с древних времен. Более того, само место, которое отводится сатане в религиозной системе иудаизма, где он подчинен Яхве и обладает лишь ограниченной властью, принципиально отличается от места, занимаемого началом зла в иранском дуализме - Ахриманом, который совечен и равен Ахурамазде (Ормазду), благому духу света, и наравне с последним принимает участие в сотворении мира. Вместе с тем мировоззрение древних иранцев повлияло на развитие семитских представлений о дьяволе, который в апокрифической литературе приобретает большую независимость от Яхве и получает в свое распоряжение полчища младших злых духов. Так, в Книге Еноха о сатане говорится во множественном числе; это имя применяется к демонам, троякое назначение которых состоит в том, чтобы искушать (69:4, 6), обвинять (40:7) и наказывать (53:3; 56:1; 62:11). Происхождение этих демонов связывается с рассказом о падении ангелов, которые согрешили с "дочерьми человеческими" (1 Енох 6-10, ср. Быт 6:1-6). Автор Книги Премудрости Соломона впервые отождествил сатану со змием из третьей главы Книги Бытия (Прем 2:23-24). Асмодей, злой дух в Книги Товита (3:8), возможно, олицетворяет дьявола. В Новом Завете дьявол, или сатана, фигурирует еще под несколькими дополнительными именами. Он называется "бесовским князем" (Мк 3:22), "князем мира сего" (Ин 12:31) и "князем, господствующим в воздухе" (Еф 2:2); он "искуситель" (Мф 4:3; 1 Фес 3:5), "веельзевул" (Мф 12:24, 27; Лк 11:18, 19), "враг" (Мф 13:39), "лукавый" (Мф 13:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:14), "Велиар" (2 Кор 6:15), "змий" (2 Кор 11:3) или "древний змий" (Откр 12:9), "бог века сего" (2 Кор 4:4), "отец лжи" (Ин 8:44) и, возможно, Аполлион (что означает "Губитель") (Откр 9:11), может прикидываться ангелом света (2 Кор 11:14). Все эти определения относятся к могущественному существу, враждебному Богу, стремящемуся насаждать зло и пользующемуся ложью и обманом, чтобы совращать беспечные души.

См. также ДЕМОНОЛОГИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991 Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.). М., 1996 Мессадье Ж. История дьявола. М., 1996 Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997 Сандулов Ю.А. Дьявол: Исторический и культурный феномен. СПб, 1997

ДЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЭВИ ГЕМФРИ

ДЭВИ Гемфри (Davy, Humphry)

(1778-1829), английский физик и химик, один из основателей электрохимии. Родился 17 декабря 1778 в Пензансе (графство Корнуолл). Несмотря на рано проявившиеся выдающиеся способности, в школе учился посредственно и был отдан в обучение к аптекарю. Здесь он начал свои первые химические эксперименты, а кроме того, занялся самообразованием по составленному им самим обширному плану. В возрасте 17 лет Дэви совершил первое открытие: получив тепло от трения двух кусков льда, он пришел к выводу, что теплота - это особый вид движения. Исследования Дэви привлекли к нему внимание известного математика Д.Гильберта, при поддержке которого молодой ученый получил в 1798 место химика в Пневматическом институте в Бристоле. Здесь он занимался изучением действия газов (закисей азота, водорода, метана) на человека и в 1799 открыл возбуждающее ("веселящее"), а затем анестезирующее действие закиси азота и предложил использовать его в хирургии. В 1801 Дэви был приглашен в Королевский институт, где работал помощником Б.Румфорда; в 1802 он стал профессором химии. В течение 10 лет проводил исследования по применению химии в сельском хозяйстве и кожевенном производстве. Прочитанные им лекции по агрохимии были изданы отдельной книгой, служившей общепринятым учебником по этой дисциплине более 50 лет. Однако наибольших успехов достиг Дэви в электрохимии. Первые его работы в этой области были посвящены изучению действия электрического тока на химические соединения. Он показал, что электрический ток вызывает разложение (электролиз) кислот и солей. В 1807, используя самый большой в то время "вольтов столб", получил электролизом два новых элемента из расплавов их соединений - металлические калий и натрий. В 1808 аналогичным путем были получены еще четыре металла: барий, кальций, стронций и магний, затем из борной кислоты выделен бор. Дэви принадлежат тщательно выполненные исследования, позволившие установить природу хлора и иода; он пытался также получить в чистом виде фтор и другие галогены. Эти исследования привели его к созданию водородной теории кислот, опровергающей утверждение А.Лавуазье, что каждая кислота непременно содержит кислород. В 1810 Дэви, используя мощную электрическую батарею из 2 тыс. гальванических элементов, получил электрическую дугу между двумя угольными стержнями, соединенными с полюсами батареи (позже эту дугу назвали вольтовой). В 1815 вместе с М.Фарадеем изобрел безопасную рудничную лампу; за это изобретение Лондонское королевское общество наградило его медалью Б.Румфорда. В 1803 Дэви был избран членом Лондонского королевского общества, в 1820-1827 был его президентом.

Умер Дэви в Женеве 29 мая 1829.

ЛИТЕРАТУРА

Дэви Г. О некоторых химических действиях электричества. М. - Л., 1933 Могилевский Б.Л. Гемфри Дэви. М., 1958

ДЭВИДСОН ДОНАЛД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЭВИС БЕТТ

ДЭВИС Бетт (Davis, Bette; полное имя - Рут Элизабет Дэвис)

БЕТТ ДЭВИС

БЕТТ ДЭВИС

(1908-1989), американская актриса, одна из крупнейших звезд мирового кинематографа, прославилась исполнением ролей сильных, волевых женщин. Ее уникальный стиль игры характеризуется отрывистой речью, выразительным взглядом, "языком тела" и живой мимикой. Родилась 5 апреля 1908 в Лоуэлле (шт. Массачусетс). Актерскую карьеру начала в летнем театре с постоянной труппой; дебют на Бродвее состоялся в 1929 в пьесе Разбитая посуда (Broken dishes). Не отвечая традиционному типу примадонн экрана, Дэвис все же отправилась в 1930 в Голливуд, где актер Дж. Арлисс избрал ее в качестве партнерши в фильме Человек, который играл бога (The Man Who Played God, 1932). В 1934 была выдвинута на премию "Оскар" за роль зловредной официантки в экранизации романа У.С.Моэма Бремя страстей человеческих (Of Human Bondage), но получила почетную награду в следующем году - за исполнение роли угасшей бродвейской звезды, страдающей алкоголизмом (Опасная - Dangerous). Недовольная ролями, которые предлагала ей студия "Уорнер Бразерс", Дэвис в 1936 расторгла контракт и уехала в Англию. Начиная с 1938 Дэвис блистала в длинном списке успешных фильмов, удостоившись неофициального титула "Первой Леди кинематографа". За Иезавелью (Jezebel, 1938; премия "Оскар") последовали Мрачная победа (Dark Victory, 1939), Старая дева (The Old Maid, 1939), Частная жизнь Елизаветы и Эссекса (The Private Lives of Elizabeth and Essex, 1939), Письмо (The Letter, 1940), Великая ложь (The Great Lie, 1941), Лисички (The Little Foxes, 1941) и неувядаемый фаворит Вперед, путешественник (Now Voyager, 1942). В 1950 Дэвис сыграла стареющую актрису Марго Чаннинг в фильме Все о Еве (All about Eve). Среди ее последующих работ были роли в психологическом триллере Что случилось с бэби Джейн? (What ever Happened to Baby Jane?, 1962), телефильме Странники (Strangers, 1981; премия "Эмми") и фильме Августовские киты (The Whales of August, 1987). Кроме двух "Оскаров", Дэвис была удостоена множества других престижных наград, в т.ч. премии Американского киноинститута "За выдающееся достижение в киноискусстве" (1977). Свою жизнь и творческий путь она описала в книгах Одинокая жизнь (The Lonely Life, 1962) и О том и о сем (This 'n That, 1987). Умерла Дэвис в Нейи-на-Сене (Франция) 6 октября 1989.

ЛИТЕРАТУРА

Дэвис Б. Мой путь в искусстве. - Искусство кино, 1961, № 5 Карцева Е.Н. Бэтт Дэвис. М., 1967 Соловьева В. Бэтт Дэвис. - В кн.: Великие и неповторимые, т. 1. М., 1993

ДЭВИС УИЛЬЯМ МОРРИС

ДЭВИС Уильям Моррис (Davis, William Morris) (1850-1934), американский географ и геолог, внесший крупный вклад в геоморфологию своими работами по развитию рельефа Земли. Родился в Филадельфии (шт. Пенсильвания) 12 февраля 1850. Окончил Гарвардский университет в 1869 и работал в 1870-1873 в Национальной обсерватории в городе Кордова (Аргентина). В 1876 вернулся в Гарвардский университет, где занимал должность профессора геологии в 1899-1912. Преподавал в Берлинском (1908-1909) и Парижском (1911-1912) университетах. С 1930 по 1934 - профессор геоморфологии Калифорнийского технологического института. Основатель Ассоциации американских географов. В 1911 был избран президентом Геологического общества. Среди его многочисленных работ -Элементарная метеорология (Elementary Meteorology, 1894); Практические занятия по физической географии (Practical Exercises in Physical Geography, 1898); Географические очерки (Geographical Essays, 1909); Малые Антильские острова (The Lesser Antilles, 1926); Проблема коралловых рифов (The Coral Reef Problem, 1928). Умер Дэвис в Пасадене (шт. Калифорния) 5 февраля 1934.

ЛИТЕРАТУРА

Дэвис У. Геоморфологические очерки. М., 1962

ДЭН МУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЭН СИ

Дэн Си-цзы (2-я половина 6 в. до н.э.), мыслитель-"диалектик" (бянь), правовед и сановник (дафу) царства Чжэн (на территории современной провинции Хэнань). Помимо названного его именем философского трактата известен созданием юридического "кодекса на бамбуковых дощечках" (чжу син).

См. ДЭН СИ-ЦЗЫ.

ДЭН СИ-ЦЗЫ

Философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю-"диалектику" (бянь1), правоведу и государственному деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). Дэн Си-цзы мог быть создан в 6-3 вв. до н.э., определенно существовал на рубеже н.э. - зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиографическом разделе Хань шу, но, по мнению некоторых специалистов, его современный текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) компиляцию или подделку под старину. В основе афористичного и парадоксального Дэн Си-цзы - синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-грамматические приемы ("искусство высказываний" - янь чжи шу, "учение о двояких возможностях", т.е. дихотомических альтернативах, - лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о государственной власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа1) правильного соответствия между "именами" и "реалиями". С помощью даосской антиномии взаимопорождения противоположностей в Дэн Си-цзы доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания ("видеть не глазами", "слышать не ушами", "постигать не разумом") и осуществления вездесущего дао посредством "недеяния"

(у вэй1, см. ВЭЙ-ДЕЯНИЕ).

Последнее подразумевает три сверхличностных "искусства" (шу2) - "видение глазами Поднебесной", "слушание ушами Поднебесной", "рассуждение разумом Поднебесной", - которыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь), он не может быть "великодушен" (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть "безмятежным" (цзи4) и "замкнутым в себе" ("сокрытым" - цан), но одновременно "авторитетно-самовластным" (вэй2) и "просветленным"(мин3) относительно законосообразного соответствия "имен" и "реалий".

ЛИТЕРАТУРА

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

ДЭН СЯОПИН

ДЭН СЯОПИН (1904-1997), государственный, военный и партийный лидер Китая, после смерти Мао Цзэдуна в 1976 наиболее влиятельная фигура в китайском руководстве. Родился 22 августа 1904 в провинции Сычуань в зажиточной семье. В 1920 отправился на учебу во Францию, вскоре увлекся коммунистическими идеями. Вернувшись в 1926 в Китай, участвовал в осуществленном коммунистами "Великом походе" на северо-запад страны (1934-1935), а затем командовал коммунистическими войсками, сражавшимися против японцев (1937-1945) и китайских националистов (1945-1949). В 1952, после победы коммунистов, Дэн работал в правительстве, быстро поднялся в системе правительственной и партийной иерархии. Начиная с 1930-х годов поддерживал Мао Цзэдуна, в 1956 был избран генеральным секретарем КПК, ответственным за политическую линию партии. Мао и Дэн разошлись во мнениях о путях развития экономики Китая. Мао надеялся, что быстрый экономический рост будет достигнут за счет мобилизации усилий трудящихся масс при минимальном привлечении современной техники и полном отказе от частного предпринимательства. Концепция Мао, осуществленная в 1958 в политике "большого скачка", привела к катастрофе. Дэн, на которого возложили задачу восстановления экономики, был сторонником неприемлемой для Мао "прагматической" линии. В результате в ходе "культурной революции" 1966-1969 Дэн и его сторонники стали жертвами репрессий. В январе 1975 Мао был вынужден назначить Дэн Сяопина первым вице-премьером в правительстве КНР. Радикальные сторонники Мао, впрочем, вскоре смогли убедить его, что Дэн не изменил своим "ревизионистским" пристрастиям, и в апреле 1976 вновь попал в опалу. Мао Цзэдун умер в сентябре 1976. В октябре того же года репрессиям подверглись сами маоисты. В июле 1977 Дэн вернулся в правительство в качестве первого вице-премьера и приступил к осуществлению программы модернизации экономики. В сельском хозяйстве была упразднена система маоистских "народных коммун". В сфере промышленности рыночные реформы и образование специальных экономических зон привели к невиданному буму в экспорте и производстве потребительских товаров, в особенности в приморских провинциях на юге страны. Стали активно привлекаться иностранные инвестиции. В то время как ближайшие политические сподвижники Дэна (Ху Яобан и Чжао Цзыян) способствовали проведению широких демократических реформ, сам он отказался предпринять даже частичные и осторожные шаги в направлении политической либерализации. В 1989 Дэн санкционировал жестокое подавление беспорядков. В Пекине погибло более тысячи человек, десятки тысяч были отправлены за решетку. В конце 1993 здоровье Дэна ухудшилось. Умер Дэн Сяопин в Пекине 19 февраля 1997.

ДЭНИЕЛ СЭМУЭЛ

ДЭНИЕЛ Сэмуэл (Daniel, Samuel) (1562-1619), английский поэт. Родился в 1562 в Таунтоне. Учился в Оксфордском университете (1579-1582), в 1592 опубликовал цикл сонетов Делия (Delia) и роман Жалоба Розамунды (The Complaint of Rosamond). Его историческая поэма Гражданская война (The Civil Wars, 1595, 1609) представляет собой пространное повествование о войнах Алой и Белой роз (1455-1485). В 1599 Дэниел издал сочинение Музофил (Musophilus) - трогательную апологию литературного творчества и английского языка; в 1602 вышла работа В защиту рифмы (A Defence of Rhyme). В 1607 поэт объединил многочисленные ранние публикации в сборник Некоторые малые труды из тех, что были обнародованы прежде сей поры Сэмюэлем Даниелом (Certain Small Works Heretofore Divulged by Samuel Daniel); в 1612 напечатал прозаическое сочинение История Англии (History of England). Умер Дэниел в Бекингтоне 14 октября 1619.

ДЮАМЕЛЬ ЖОРЖ

ДЮАМЕЛЬ Жорж (Duhamel, Georges) (1884-1966), французский писатель. Родился 30 июня 1884 в Париже, стал врачом, что не мешало ему заниматься литературой. Вместе с Ж.Роменом, Ш.Вильдраком и другими основал группу "Аббатство" - колыбель унанимизма. Первую мировую войну прошел в качестве военного врача. Сборники рассказов Дюамеля Жития мучеников: 1914-1916 (Vies des Martyrs: 1914-1916, 1917) и Цивилизация 1914-1917 (Civilisation 1914-1917, 1918; Гонкуровская премия) - свидетельства того сострадания, которое автор испытывал к раненым и больным солдатам, своим пациентам. Тем же состраданием к людям пронизаны Покинутые (Les Hommes abandonns, 1921) и пять романов цикла Салавен (Salavin, 1920-1932). Хроника семьи Паскье (Chronique des Pasquier, 1933-1944) также образует цикл из десяти романов. Страстный путешественник, Дюамель написал Путешествие в Москву (Voyage Moscou, 1927) и Сцены будущей жизни (Scnes de la vie future, 1930) - об Америке. В 1944 он начал писать книги воспоминаний под общим названием Моя жизнь при свете дня (Lumires sur vie, 1944-1953). Умер Дюамель в Вальмондуа 13 апреля 1966.

ЛИТЕРАТУРА

Дюамель Ж. Гаврский нотариус. Наставники. Битва с тенями. М., 1974

ДЮБО РЕНЕ ЖЮЛЬ

ДЮБО Рене Жюль (Dubos, Rene Jules)

(1901-1982), американский микробиолог. Родился 20 февраля 1901 в Сен-Брисе (Франция). Окончил Национальный сельскохозяйственный институт в Париже (1921). В 1924 уехал в США и поступил в университет Рутгерса, где в 1927 получил степень доктора философии. С 1927 и до конца жизни (не считая периода 1942-1944, когда он был профессором тропической медицины в медицинской школе Гарвардского университета) работал в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (ныне Рокфеллеровский университет) в Нью-Йорке. В центре научных интересов Дюбо находился вопрос о влиянии почвенных бактерий на патогенные микроорганизмы. В 1939 Дюбо выделил из почвенной бактерии Bacillus brevis пептид, названный им тиротрицином. Это вещество обладало относительно слабым противомикробным действием, но результаты, полученные Дюбо, сыграли важную роль в открытии стрептомицина и других антибиотиков, появление которых ознаменовало новую эру в лечении инфекционных болезней. С 1946 Дюбо был главным редактором "Журнала экспериментальной медицины" ("Journal of Experimental Medicine"). Впоследствии Дюбо оставил занятия микробиологией и посвятил себя проблемам защиты окружающей среды: писал книги и эссе, выступал с лекциями. Его книга о взаимоотношениях человека и окружающего мира Такое человечное животное (So Human an Animal, 1968) в 1969 была удостоена Пулитцеровской премии.

Умер Дюбо в Нью-Йорке 20 февраля 1982.

ДЮВЕ ЖАН ДРУО

ДЮВЕ Жан Друо (Duvet, Jean Drouot)

(1485-1562), французский гравер; родился в Лангре. О его жизни известно очень мало. Он жил в Лангре и, возможно, также в Дижоне. Стиль его гравюр дает повод предположить, что художник, вероятно, еще в юности побывал в Италии. При Франциске I и Генрихе II Друо был королевским ювелиром и одним из первых граверов во Франции. Наиболее известна выполненная им серия иллюстраций к Апокалипсису (1546-1555) из 23 листов. В них часто встречается изображение единорога, поэтому Друо иногда называют Мастером единорога.

ДЮГЕ ГАСПАР

ДЮГЕ Гаспар (Dughet, Gaspard)

(1615-1675), французский живописец, родился в Риме 6 июня 1615. Иногда его называли Гаспар Пуссен, по имени его знаменитого учителя и родственника Никола Пуссена. Дюге был одним из первых пейзажистов в Европе. В своих произведениях он воплотил особое индивидуальное восприятие природы. Позже он испытал влияние ясного классического стиля Пуссена. Дюге работал необыкновенно быстро, он писал большие циклы пейзажей, такие, как серия из двадцати пяти видов для главного зала палаццо Дориа-Памфили в Риме. Одно из самых известных произведений художника - фресковый цикл Житие пророка Илии (вторая половина 1630-х годов) в церкви Сан Мартино ди Монти в Риме. Умер Дюге 25 мая 1675.

ДЮГИ ЛЕОН

ДЮГИ Леон (Duguit, Lon)

(1859-1928), французский теоретик права и политолог, родился в Либурне 4 февраля 1859. Изучал право в университете Бордо, где в течение большей части своей долгой карьеры преподавал. Дюги стремился развить юридическую теорию, избегая любых метафизических концепций и основываясь только на наблюдаемых данных. Он отрицал идею субъективных прав, основывающихся на понятии воли. Вместо этого закон, по убеждению Дюги, следует понимать как совокупность правил, вытекающих из общественных отношений. Закон, согласно Дюги, создается не сувереном; он существует до появления государства и независимо от него. Идеи Дюги оказали влияние на юридическую и политическую философию того времени. Наиболее полное изложение его учения содержится в 3-м издании фундаментального труда Трактат о конституционном праве (Trait de droit constitutionnel, в 3-х тт., 1927-1930). Умер Дюги в Бордо 18 декабря 1928.

ДЮКА ПОЛЬ

ДЮКА, ПОЛЬ АБРАХАМ (Dukas, Paul Abraham)

ПОЛЬ ДЮКА

ПОЛЬ ДЮКА

(1865-1935), французский композитор. Родился 1 октября 1865 в Париже. Учился в Парижской консерватории, а с 1913 по 1935 преподавал там композицию и дирижирование. Наследие Дюка сравнительно невелико, но каждое его сочинение представляет значительную художественную ценность. Он публиковал свои произведения только тогда, когда был уверен в их достоинствах; например, он даже предлагал уничтожить свое последнее сочинение - Пери (La Pri, 1910), если в нем обнаружатся какие-либо изъяны. В стилистическом отношении творчество этого композитора - синтез лучших черт неоклассицизма и постромантизма. Его симфония до мажор (1897), Вариации на тему Ж.Ф. Рамо (Variations sur une thme de J.P.Rameau, 1903) и соната ми-бемоль мажор для фортепиано (1900) - отличные образцы музыкального неоклассицизма. Фортепианная соната - первое сочинение в этом жанре. Проникнутая романтическим настроением хореографическая поэма Пери - шедевр оркестрового письма. Опера Ариана и Синяя Борода по пьесе Метерлинка (Ariane et Barbe-Bleue, 1907) - одна из лучших французских опер. Самое же популярное творение Дюка - Ученик чародея (L'Apprenti sorcier, 1897) по балладе Гете. Иногда Дюка называют вагнерианцем, но следы подобного влияния можно найти лишь в кульминации Пери, продолжительностью всего в несколько тактов: характерное волнообразное нарастание в оркестре. Во всем остальном Дюка - настоящий француз, сравнивать его следует скорее с Берлиозом. Умер Дюка в Париже 17 мая 1935.

ЛИТЕРАТУРА

Крейн Ю. Вспоминая Дюка. - Советская музыка, 1959, № 10 Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ века. М., 1970

ДЮКАНЖ ШАРЛЬ

ДЮКАНЖ Шарль (Du Cange, Charles) (1610-1688), французский историк, один из основателей научно-критического подхода в истории, родился в Амьене 18 декабря 1610. Получил образование в иезуитском колледже в Амьене, без особого успеха занимался юридической практикой. В 1668 поселился в Париже и посвятил себя изучению Средних веков и истории империй греков и римлян. Дюканж издавал труды византийских историков и написал Историю Византии с поясняющими комментариями (Historia byzantina duplici commentario illustrata, 1680). Выдающимися его работами являются Словарь средневековой и варварской латыни (Glossarium ad scriptores mediae et infimae latinitatis, 1678) и Словарь средневекового и варварского греческого языка (Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis, 1688). Умер Дюканж в Париже 23 октября 1688.

ДЮМА АЛЕКСАНДР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮМОРЬЕ ДЖОРДЖ

ДЮМОРЬЕ ДЖОРДЖ ЛУИ ПАЛМЕЛЛА БЮССОН (ДЮ МОРЬЕ),

(Du Maurier, George Louis Palmella Busson)

(1834-1896), английский график, карикатурист и писатель. Родился 6 марта 1834 в Париже. Начинал как химик, но затем год проучился живописи в Париже и зарабатывал на жизнь сначала как книжный иллюстратор, а с 1864 - карикатуристом в "Панче". Опасаясь, что надвигающаяся слепота не позволит ему работать, стал писать романы, сопровождая их иллюстрациями. Питер Иббетсон (Peter Ibbetson) был опубликован в 1891. Это якобы воспоминания, написанные в тюрьме главным героем. Воспоминания раскрывают диковинный процесс "грез наяву", благодаря чему осужденный на пожизненное заключение Иббетсон в течение многих лет наслаждается обществом прекрасной герцогини Тауэрской. Взаимные грезы Иббетсона и герцогини не только воскрешают их детство, но и сводят их с далекими предками. Роман Трилби (Trilby), опубликованный в 1894, рисует картину жизни парижской богемы в 1850-е годы. Трое англичан влюбляются в Трилби, прелестную натурщицу-ирландку. Девушка отвечает одному из них взаимностью, однако оставляет его, чувствуя себя недостойной. В отчаянии она попадает во власть музыканта Свенгали, и тот, воздействуя гипнозом, делает ее величайшей певицей. Когда Свенгали умирает, Трилби теряет свой дар.

Умер Дюморье в Лондоне 6 октября 1896.

ДЮНА

ДЮНА - песчаный холм, образованный в результате эоловой (ветровой) деятельности. Дюны распространены всюду, где на поверхность выходят незакрепленные пески, а скорость ветра достаточна для их перемещения. Они, как правило, образуются, когда песок скапливается у какого-либо препятствия, например куста или скалы; затем дюна сама становится препятствием и по мере навевания песка постепенно увеличивается в размерах. Дюны бывают высотой до 300 м. Их размеры определяются объемом поступающего песка, скоростью ветра и крутизной склонов.

ПЕСЧАНЫЕ ДЮНЫ В САХАРЕ.

ПЕСЧАНЫЕ ДЮНЫ В САХАРЕ.

В районах, где направление ветра постоянно, дюны приобретают характерные очертания: пологий наветренный и крутой подветренный склоны, а в плане - форму полумесяца. Максимальная скорость движения дюн - ок. 30 м в год. На побережье Балтийского моря зафиксировано перемещение одной дюны на 13 км за 60 лет. Бывали случаи, когда дюны засыпали поселения и леса, иногда в результате их дальнейшего перемещения происходило откапывание ранее погребенных объектов. Подвижные дюны закрепляют искусственными посадками сосны и засевают травой. Дюны встречаются по берегам морей, озер и рек, в руслах пересохших водотоков и в пустынях. Эоловые формы пустынь классифицируются как барханы.

ДЮНАН АНРИ ЖАН

ДЮНАН Анри Жан (Dunant, Henri Jean)

(1828-1910), швейцарский общественный деятель, публицист, филантроп, основатель общества Красного креста; родился в мае 1828 в Женеве. Во время австро-итало-французской войны 1859 оказался свидетелем сражения при Сольферино (24 июля), помогал спасать раненых. Пораженный увиденными многочисленными страданиями, он написал книгу Воспоминания о Сольферино (Un Souvenir de Solferino, 1862), в которой выдвинул проект организации международного комитета помощи раненым. Пропагандируя свою идею, объехал почти всю Европу. По его инициативе была выработана конвенция о создании Международного Красного креста, утвержденная в Женеве в 1864 конференцией 16 европейских стран. В 1901 Дюнан вместе с Фредериком Пасси был награжден первой Нобелевской премией мира. Умер Дюнан в Хейдене 30 октября 1910.

ДЮРАС МАРГЕРИТ

ДЮРАС Маргерит (Duras, Marguerite; псевд., наст. имя - Маргерит Донадье, Donnadieu)

(1914-1996), французская писательница, драматург и кинорежиссер. Родилась 4 апреля 1914 под Сайгоном (ныне Вьетнам), где ее родители занимались педагогической деятельностью. Получив две бакалаврские степени в Сайгоне, в 1931 уехала в Париж, училась в Сорбонне.

Главная тема ее творчества - бунт против бесцветности будничной жизни. Первые романы Дюрас выявили сильное влияние лаконичной манеры письма Э.Хемингуэя. Характерны в этом смысле Плотина против Тихого океана (Un Barrage contre le Pacifique, 1950) и Моряк из Гибралтара (Le Marin de Gibraltar). В Moderato Cantabile (1958) мотив невозможной, надуманной любви передан поэтичной, разорванной стилистикой, столь характерной для ее последующих произведений. Этим произведениям в большей степени присуща затемненность смысла, а порой и сильный элемент эротизма, как в Смертельной болезни (La Maladie de la mort, 1982). Во многом автобиографическая повесть Любовник (L'Amant, 1984, Гонкуровская премия) воссоздает Индокитай последних лет французской оккупации и распад обреченного семейства рассказчицы. Мемуарный характер носит и книга Боль (La Douleur, 1986), в которой основное место занимает описание пережитого автором в последние дни Второй мировой войны.

Самое известное произведение Дюрас - сценарий ставшего классикой фильма А.Рене Хиросима, моя любовь (Hiroshima, Mon Amour, 1959). Умерла Дюрас в Париже 3 марта 1996.

ЛИТЕРАТУРА

Дюрас М. Плотина против Тихого океана. М., 1993 Дюрас М. Moderato Cantabile. М., 1996

ДЮРЕР АЛЬБРЕХТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮРРЕНМАТТ ФРИДРИХ

ДЮРРЕНМАТТ Фридрих (Durrenmatt, Friedrich)

(1921-1990), швейцарский драматург и романист. Родился 5 января 1921 в Конольфингене (Швейцария). Изучал литературу, философию и естественные науки в Бернском и Цюрихском университетах. В 1940-е годы, отказавшись от намерения стать художником, занялся писательством. С 1952 жил в Невшателе. Умер Дюрренматт 14 декабря 1990. Главное произведение Дюрренматта - трагикомедия Визит старой дамы (Der Besuch der alten Dame, 1956). Взбалмошная и своевольная миллионерша Клара Саханассьян предлагает жителям захудалого городка огромную сумму денег за убийство Альфреда Илла, который сорок лет назад соблазнил ее и бросил. Сначала все жители с возмущением отказываются, козыряя идеалами гуманизма и справедливости, но постепенно практицизм берет верх даже среди лучших друзей Илла и тот в конце концов падает жертвой алчности своих сограждан. Из поздних вещей Дюрренматта мировую известность обрела только пьеса Физики (Die Physiker, 1962) - о моральной и гражданской ответственности ученого в ядерный век. В числе других его пьес - Ромул Великий (Romulus der Grosse, 1949) и Ангел приходит в Вавилон (Ein Engel kommt nach Babylon, 1953). В прозе наибольшую популярность получили детективы Судья и его палач (Der Richter und sein Henker, 1952), Подозрение (Der Verdacht, 1953), Обещание (Das Versprechen, 1958), а также романы Грек ищет гречанку (Grieche sucht Griechin, 1955) и Поручение (Der Auftrag, 1988).

ЛИТЕРАТУРА

Павлова Н.С. Ф.Дюрренматт. М., 1967 Дюрренматт Ф. Комедии. М., 1969 Дюрренмат Ф. Поручение, или О наблюдении за наблюдающим за наблюдателями: Драматургия и проза. М., 1990 Дюрренматт Ф. Избранное, тт. 1-2. Киев, 1995

ДЮРЮИ ВИКТОР

ДЮРЮИ Виктор (Duruy, Victor) (1811-1894), французский историк и деятель образования, внесший вклад в становление современной французской образовательной системы. Родился в Париже 11 сентября 1811, изучал историю под руководством Ж.Мишле. В дальнейшем был профессором истории в университетах Реймса и Парижа, получил известность благодаря трудам по истории. Один из них - История римлян (Histoire des Romains, 1844) привлек внимание Наполеона III, который выразил желание встретиться с автором и, несмотря на республиканские взгляды последнего, стал выдвигать его на ответственные посты в сфере образования. В 1863-1869 Дюрюи был министром образования и добился введения в школах преподавания истории и философии и организации лабораторий; учреждения светских школ для девочек; повышения статуса и оплаты труда учителей; принятия программы строительства новых школ для небольших поселений; дальнейшего развития автономии университетов. Дюрюи был сенатором в 1869-1871, подал в отставку после падения империи. В 1884 стал членом Французской академии. Кроме получивших широкое распространение учебников, Дюрюи опубликовал значительно исправленное и расширенное издание Истории римлян с древнейших времен до смерти Феодосия (Histoire des Romains depuis les temps les plus reculs jusqu' la mort de Thodose, 7 tt., 1883-1886), Историю греков (Histoire des Grecs, 3 tt., 1886-1891) и популярные книги по истории евреев, греков, римлян, а также по истории Франции, Европы Нового времени и Средних веков. Умер Дюрюи в Париже 25 ноября 1894.

ЛИТЕРАТУРА

Дюрюи В. Всеобщая история, тт. 1-2. СПб, 1904

ДЮФИ РАУЛЬ

ДЮФИ Рауль (Dufy, Raoul)

(1877-1953), французский художник, график, декоратор и керамист; известность ему принесли изображения курортов, пляжей, скачек и регат. Родился в Гавре 3 июня 1877; начальное художественное образование получил в родном городе в Школе изящных искусств. В 1900 поступил в Школу изящных искусств в Париже и стал часто бывать в мастерской художника и коллекционера Леона Бонна. Дюфи был равнодушен к академической живописи; гораздо больше его привлекал импрессионизм, особенно пейзажи Клода Моне и Камиля Писсарро. Но вскоре даже их произведения стали казаться молодому художнику слишком сдержанными. В 1906, когда была организована первая персональная выставка Дюфи, он познакомился с Анри Матиссом и фовистами, писавшими яркими чистыми цветами и очерчивали образы выразительным резким контуром; эти же черты характерны и для работ Дюфи, выполненных в 1906-1909. В произведениях Поля Сезанна художник обнаружил более тонкую живописную технику. На некоторое время он увлекся кубизмом и только к 1920-м годам выработал собственную оригинальную манеру. В картинах зрелого периода творчества художника перспективные построения почти не используются, а светлые прозрачные пятна жидкой краски накладываются быстрыми легкими мазками; эта манера получила название "стенографической". Акварели и живописные полотна Дюфи, на которых изображены сцены из суетливой и шумной жизни на морских курортах, праздничные скачки в Довиле, яхтсмены, представляют картину нравов того времени. Дюфи приобрел славу также как иллюстратор и мастер декоративно-прикладного искусства. Он создавал рисунки тканей для известных модельеров, картоны для ковров, керамику, а также расписывал общественные здания. Его иллюстрации украшают книги Аполлинера, Малларме и Жида. Умер Дюфи в Форкалькье 23 марта 1953.

ЛИТЕРАТУРА

Костеневич А.Т. Рауль Дюфи. Л., 1977

ДЮФРЕН ШАРЛЬ

ДЮФРЕН Шарль (Dufresne, Charles)

(1876-1938), известен также под именем Морис Дюфрен; французский художник. Родился 23 ноября 1876 в Милльмоне. Учился сначала гравированию, затем медальерному искусству у Понкарма; начал заниматься живописью, когда ему было уже больше тридцати лет. В 1910-1912 Дюфрен жил на вилле Абд-эль-Тиф в Алжире, где впервые попробовал свои силы в живописи. Позднее он открыл для себя произведения фовистов и кубистов, познакомился с Андре Дюнуайе де Сегонзаком, Жаном Луи Буссеньо и Роже де Ла Френе. Аллегорические композиции 1920-х годов Открытие Америки и Орфей типичны для зрелого периода творчества мастера. Умер Дюфрен в Ла-Сен 8 августа 1938.

ДЮШАН МАРСЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮШАН-ВИЙОН РАЙМОН

ДЮШАН-ВИЙОН Раймон (Duchamp-Villon, Raymond)

(1876-1918), французский скульптор и архитектор, брат художников Жака Вийона и Марселя Дюшана; родился в Данвиле 5 ноября 1876. Получил медицинское образование, но затем, как и его братья, занялся искусством. Ранний стиль мастера сложился под влиянием Родена, но вскоре он оставил его, увлекшись кубизмом. Был членом объединения "Золотое сечение", затем примкнул в дадаистам. Дюшан-Вийон был первым, кто начал применять кубистический орнамент в архитектурных проектах (1912). Позднее в его работах появилось замечательное умение улавливать суть органических форм и передавать движение (Бодлер, 1911; Лошадь, 1914). Умер Дюшан-Вийон 7 октября 1918.

ДЯГИЛЕВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница