Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Е"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВА

ЕВА - согласно Библии, первая женщина, сотворенная Яхве и предназначенная быть женой Адама. В соответствии с еврейским преданием, она была второй женой Адама (после Лилит). Имя "Ева" (по-еврейски "Хава") связано со словом "хайим", "жизнь"; Ева получила это имя потому, что она была "матерью всех живущих" (Быт 3:20). В Книге Бытия имеется два рассказа о сотворении человека. Согласно первому из них, "сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их" (1:27). По второй версии, "навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену" (2:21-22). Бог решил создать Еву, ибо "нехорошо быть человеку одному" (2:18). Адам и Ева жили в саду Эдема. Они могли есть плоды от любого дерева, за исключением древа познания добра и зла, поскольку Бог объявил: "в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (2:16-17). Змей обещал Еве, что, вкусив запретного плода, она и Адам обретут знание, так что глаза их откроются и будут они, "как боги, знающие добро и зло". Поддавшись искушению, Ева попробовала плод "и дала также мужу своему, и он ел" (3:1-6). С этого момента они осознали свою наготу, сделали себе пояса из листьев смоковницы и спрятались от Бога (3:7-8). Дабы помешать им вкусить также и от плодов дерева жизни, Бог изгнал их из Эдема, и с тех пор они были принуждены возделывать землю, чтобы добывать себе пропитание (3:23-24). Кроме того, Еву ожидало наказание, сформулированное так: "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (3:16).

АДАМ И ЕВА

АДАМ И ЕВА

После изгнания из Эдема Ева родила двух сыновей, Каина и Авеля. Когда Каин убил Авеля, Ева вновь зачала и родила третьего сына, Сифа.

См. также

АДАМ;

ЛИЛИТ.

ЕВГЕНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВКЛИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРАЗИЯ

ЕВРАЗИЯ - название материка, включающего две части света - Европу и Азию. Это самый большой материк Земли. Его площадь - 53 893 тыс. кв. км.

ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИВРИТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИДИШЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРЕЙСКИЕ МОЛОДЕЖНЫЕ АССОЦИАЦИИ

Еврейская ассоциация молодых людей (Young Men's Hebrew Assotiation, YMHA), Еврейская молодежная женская ассоциация (Young Women's Hebrew Association, YWHA), первоначальное название организаций, ставших впоследствии Еврейскими общинными центрами (Jewish Community Centers). Они оказывают поддержку людям любого возраста в еврейских общинах всего мира. Стремясь к достижению культурного единства, они помогают людям развивать свои способности, готовят их к жизни в условиях демократии. Эта работа проводится специалистами по обучению взрослых, по танцевальному и драматическому искусству, музыке, живописи, обучению здоровому образу жизни и физическому воспитанию, детским садам и организации отдыха на природе. Еврейские общинные центры ведут свое происхождение от еврейских литературных молодежных обществ, создававшихся в американских городах в 1840-х годах. Первая Ассоциация молодых людей была основана в 1854 в Балтиморе (Мэриленд), первая Ассоциация молодых женщин - в 1888, как филиал нью-йоркской YMHA. В 1902 была создана первая независимая группа YWHA; подобно другим организациям такого рода, она впоследствии слилась с YMHA. В конце 1930-х годов YMHA и YWHA, деятельность которых первоначально была рассчитана лишь на молодежь, расширили свои программы для того, чтобы охватить всех членов еврейской общины, и сменили названия, став Еврейскими общинными центрами. Некоторые из старых групп и ряд новых сохраняют наименование YM-YWHA. В 240 городах США и Канады существуют более четырехсот Еврейских общинных центров и групп YM-YWHA. Они насчитывают 750 тыс. членов, владеют недвижимостью на общую сумму 150 млн. долларов и пользуются услугами 1,5 тыс. профессиональных социальных работников; ежегодные расходы превышают 33 млн. долларов. Эти организации спонсируют более 240 дневных лагерей и 80 лагерей для постоянного проживания. В 1913 году был создан Национальный совет еврейских молодежных и родственных ассоциаций; именно Комитет армии и флота при этом Совете помогал в организации Национального еврейского совета взаимопомощи (JWB). В 1921 Национальный совет и JWB объединились. Во Всемирную федерацию YMHA и Еврейских общинных центров входят аналогичные организации в Израиле и 16 странах Северной и Южной Америки, Европы и Африки.

ЕВРЕЙСКОГО ПРАВА СВОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ок. 260 - ок. 340), христианский богослов, "отец церковной истории", епископ Кесарии Палестинской после 315. О его происхождении достоверных сведений нет. Сам он называл себя Евсевием Памфилом, в знак преданности своему учителю и другу Памфилу. Вместе с Памфилом Евсевий осуществлял редактирование библейских рукописей в основанной Памфилом библиотеке в Кесарии. В период арианских споров Евсевий склонялся к субординационизму в трактовке отношения Бога Сына к Богу Отцу. Однако на обвинение в ереси ответил отречением от Ария и сформулировал свое собственное исповедание веры, сыгравшее важную роль в истории восточных символов веры. Впоследствии Евсевий подписался под Никейским символом веры. Евсевий был плодовитым писателем. Его главное сочинение, Церковная история (Historia ecclesiastica), было написано в критический момент христианской истории с целью сохранить для потомков сокровища древнего церковного предания. К числу других важных сочинений Евсевия относятся его Хроника (Chronicon) и Евангельское приуготовление (Praeparatio Evangelica).

ЕВТРОПИЙ

ЕВТРОПИЙ (Eutropius), также Эвтропий, римский историк, служил секретарем (magister memoriae) при императоре Валенте, правившем на востоке Империи. В 363 сопровождал императора Юлиана в походе против персов. Составил Краткий свод римской истории (Breviarium historiae Romanae) в 10 кн., охватывающий время от основания Рима до воцарения Валента в 364. Изложение Эвтропия слишком кратко для того, чтобы быть своеобразным, однако его язык отличается ясностью, к источникам он подходит критически и трактует события беспристрастно. Труд Эвтропия сам послужил источником сведений для многих христианских авторов.

ЕВХАРИСТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГИПЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕГИПЕТ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕКАТЕРИНА II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ

ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ (фр. Catherine de Medicis)

(1519-1589), королева Франции, дочь герцога Урбинского Лоренцо II де Медичи и французской принцессы из семейства Бурбонов Магдалины де ла Тур д'Овернь, родилась во Флоренции 13 апреля 1519. В октябре 1533 стараниями своего дяди, папы римского Климента VII, Екатерина была выдана за герцога Орлеанского, впоследствии короля Франции Генриха II. У Екатерины и Генриха родились 10 детей, из которых выжили 4 мальчика и 3 девочки. Будучи женой Генриха II, Екатерина не имела большого влияния при дворе: ее затмевала фаворитка мужа Диана де Пуатье. Но в 1559 Генрих погиб, а в 1560 умер его преемник Франциск II, старший сын Генриха и Екатерины. Теперь Екатерина стала регентом своего малолетнего сына Карла IX, что сразу сделало из нее первую фигуру в государстве и дало возможность удовлетворить жажду власти, постоянно таившуюся в душе этой истинной представительницы Медичи. Одна из ее дочерей, Елизавета, стала третьей женой испанского короля Филиппа II, а после смерти Карла IX на французский трон взошел еще один сын Екатерины -Генрих III, бывший польский король. Не оставившие после себя законных наследников дети Екатерины были последними французскими королями из династии Валуа. Во время религиозных войн во Франции Екатерина, сама католичка, колебалась между политикой компромисса и примирения, с одной стороны, и жесткими решениями - с другой, не гнушаясь убийствами и избиениями. Что ее заботило более всего, так это сохранение свого влияния - будь то в пику чрезмерному засилью католической партии, представленной Франсуа Лотарингским, герцогом Гизом, и Карлом, кардиналом Лотарингским, или же партии протестантской - Генриха Наваррского (мужа Маргариты, или Марго, дочери Екатерины) и Гаспара де Колиньи, адмирала и несгибаемого вождя гугенотов, к которому постоянно прислушивался Карл IХ. Именно это и явилось побудительным мотивом для Варфоломеевской ночи - резни, устроенной 24 августа 1572. Во время волны погромов, прокатившихся по всей Франции, погибло более 50 000 гугенотов, а убийство Колиньи избавило Екатерину от опасений по поводу протестантского влияния на сына, Карла IХ. О Екатерине будут помнить скорее как о покровительнице литературы и искусства, а в первую очередь - архитектуры. Любительница роскоши и великолепия, она повелела воздвигнуть новое крыло Лувра и приступила к строительству Тюильри. Вне Парижа ее стараниями был возведен архитектурный шедевр - галерея замка Шанонсо (близ Тура). Личная библиотека Екатерины, в которой имелось множество редких рукописей, была одной из крупнейших во Франции эпохи Возрождения. Скончалась Екатерина в Блуа 5 января 1589.

ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ

СВ. ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ

СВ. ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ

СВ. (1347-1380), учитель церкви и одна из наиболее почитаемых католических святых. В возрасте 16 лет Екатерина поступила в Третий доминиканский орден "кающихся сестер". Свое духовное призвание она видела в активной деятельности, направленной на реформирование церкви и на установление мира в разделенной Италии. Екатерина была абсолютно предана папскому престолу, и именно в ходе своих попыток примирить враждующие итальянские партии она преуспела в одном из самых рискованных своих начинаний, убедив седьмого из авиньонских пап, Григория XI, которого она фамильярно называла "милым папочкой", вернуться в Рим. Однако уже год спустя, в 1378, с избранием Урбана VI, разразилась великая схизма, и Екатерина, встав на сторону папы, до конца своих дней боролась за него против антипапы Климента VII. Сохранилось около четырехсот ее писем к сильным мира сего, прелатам и менее важным персонам. Однако главным ее сочинением стали Диалоги о Провидении Божьем, или Книга божественного учения (Dialogi de providentia Dei, Libro della Divina Dottrina), составленные в форме бесед, которые она вела с Богом в состоянии мистического экзстаза. Она скончалась 29 апреля 1380 и была канонизирована в 1461. В 1939 Екатерина была провозглашена святой покровительницей Италии, а в 1970 папа Павел VI приобщил ее к числу учителей церкви.

ЕЛЕНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА

Масличная гора (евр. Хар ха-Зейтим; араб. Джебель ат-Тур), известняковый кряж к востоку от Иерусалима. Эта гора упоминается в Ветхом Завете как священное место погребений и как место, где предстоит начаться мессианской эпохе. В Новом Завете она упоминается много раз. Гефсиманский сад, расположенный у ее подножия, описывается здесь как излюбленное место отдыха Иисуса. Согласно евангельскому рассказу, она явилась также местом, откуда Иисус вознесся на небеса спустя сорок дней после воскресения. В честь событий, о которых рассказывается в Библии, здесь воздвигнуто множество церквей, часовен и мечетей. В северной части кряжа находится гора Скопус, откуда открывается вид на Храмовую гору. На горе Скопус расположен Еврейский университет. Весь горный массив, за исключением горы Скопус, отошел к Иордании в результате арабо-израильской войны 1948, но был вновь занят Израилем в 1967.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

ЕЛИЗАВЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕЛИЗАВЕТА I

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕЛИЗАВЕТА II

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (1709-1762), российская императрица, родилась 18 (29) декабря 1709 в селе Коломенском (ныне в черте Москвы), дочь Петра Великого и Екатерины I. Унаследовала политическую проницательность и дипломатические способности отца, однако в частной жизни отличалась легкомыслием, проводила время в праздности и увеселениях. При Петре II (1727-1730) и Анне Ивановне (1730-1740) за Елизаветой установили слежку; после смерти императрицы ее положение стало еще более шатким. Наконец в декабре 1741 она свергла Анну Леопольдовну, правительницу России при малолетнем сыне Иване VI Антоновиче (1740-1741), и с помощью преданных ей гвардейских полков вступила на престол. Елизавета многое сделала для развития образования и литературы. При ней был открыт первый российский университет в Москве (1755), основана Академия художеств в Санкт-Петербурге. В 1743 Елизавета заключила мирный договор с Швецией, в соответствии с которым Россия расширила свою территорию, присоединив южную часть Финляндии. Внешнеполитический курс определялся ее враждебным отношением к Пруссии, которое сказалось в действиях российского канцлера А.П.Бестужева-Рюмина. В Семилетнюю войну 1756-1763 Елизавета вступила в союзе с австрийцами и французами. Ее армия оккупировала Кенигсберг в Восточной Пруссии, нанесла поражение прусскому королю Фридриху Великому при Кунерсдорфе (1759). Пруссия была полностью разгромлена, а Берлин занят русскими войсками. Только смерть императрицы 25 декабря 1761 (5 января 1762) спасла Фридриха II. Наследник Елизаветы и ее племянник Петр III, настроенный в пользу Пруссии, заключил выгодный для Фридриха II мир. Петр III царствовал менее года и был смещен в результате дворцового переворота в 1762, который возглавила его супруга Екатерина II.

ЛИТЕРАТУРА

Наумов В. Елизавета Петровна. - В кн.: Романовы, кн. 1. М., 1997

ЕЛИЗАВЕТА ТЮРИНГСКАЯ

ЕЛИЗАВЕТА, СВ.

СВ. ЕЛИЗАВЕТА ВЕНГЕРСКАЯ, супруга ландграфа Тюрингского.

СВ. ЕЛИЗАВЕТА ВЕНГЕРСКАЯ, супруга ландграфа Тюрингского.

(1207-1231), дочь венгерского короля Андраша II и королевы Гертруды, родилась в Пресбурге (ныне Братислава). В четырехлетнем возрасте была просватана Людвигу, сыну могущественного ландграфа тюрингского Германа, и отправлена на воспитание к своей будущей свекрови, ландграфине Софии. Приблизительно в четырнадцать лет она обвенчалась с Людвигом, и когда тот унаследовал престол своего отца, Елизавета получила возможность сполна проявить свое милосердие. Духовным наставником Елизаветы был марбургский священник Конрад, под руководством которого юная женщина вела строгую аскетическую жизнь. Познакомившись с первыми францисканцами, пришедшими в германские земли, она прониклась учением св. Франциска. В 1227 ее возлюбленный супруг Людвиг принял участие в 6-м Крестовом походе и умер в Отранто, оставив ее вдовой с тремя детьми. Изгнанная из Вартбурга братом покойного мужа, Генрихом Распе IV, она нашла прибежище в Эйзенахе, где вступила в третий орден францисканцев и стала жить в совершенной бедности, посвятив себя делам милосердия. Год спустя она отправилась в Марбург и основала там больницу, где самоотверженно ухаживала за больными и убогими. Однако непосильные труды и полный отказ от всех материальных благ очень быстро подорвали ее здоровье, и в 1231 она скончалась. В 1235 Елизавета была канонизирована папой Григорием IX. Св. Елизавета считается покровительницей Третьего ордена мирян св. Франциска (т. н. терциариев), а также покровительницей пекарей (поскольку часто раздавала хлеб бедным). В иконографии она обычно изображается с розами, кувшином или церковью в руках, иногда в светском одеянии и с короной на голове, но чаще в облачении сестер Третьего ордена. Во всем мире существует множество больниц и домов призрения, носящих ее имя.

ЕЛИСЕЙ

ЕЛИСЕЙ - в Ветхом Завете, ученик и преемник Илии в качестве пророка Божьего в Израиле. Его пророческое служение продлилось более полувека, умер он в правление царя Иоаса (4 Цар 13:14-20). Елисей происходил из колена Иссахарова и по роду занятий был земледельцем. Илия избрал его своим спутником и учеником, набросив на него свой плащ, когда тот пахал землю (3 Цар 19:19). Елисею, как и его учителю, приписывалось совершение многих чудес, в том числе очищение источника, воскрешение ребенка и чудо с наполняющимися маслом сосудами у вдовы, которой нечем было расплатиться с долгами (3 Цар 2, 4), однако из них двоих Илия считался более великим пророком. Елисей открыто не выступал против царской семьи, это отличало его от Илии, как и дружеские связи с т.н. сынами пророческими (т.е. пророками, жившими общинами, 4 Цар 2). Слава Елисея-провидца достигла многих стран за пределами Израиля (пример сбывшегося пророчества - восшествие Азаила на сирийский престол в Дамаске). Преисполненный решимости свергнуть династию Ахава, Елисей послал одного из "сынов пророческих" помазать на царство Ииуя, главного военачальника войска израильтян. В ходе последовавшего восстания во дворце были убиты Иорам, сын и преемник Ахава на израильском престоле, царица-мать Иезавель и Охозия, внук Ахава и царь Иудеи. Тем самым был положен конец правлению дома Ахава.

ЕЛЬ

ЕЛЬ (Picea), род вечнозеленых деревьев семейства сосновых (Pinaceae), распространенных в прохладных областях Северного полушария. Характеризуются пирамидальной сбежистой (т.е. доходящей почти до земли) кроной. Боковые ветви отходят мутовками, игловидные листья (хвоинки) располагаются на коротких "пеньках" (выростах стебля), повислые (а не прямостоячие, как у пихт) шишки сосредоточены в верхней части кроны. У таких американских видов, как ель Бруэра (P. breweriana) и ель ситхинская (P. sitchensis), хвоинки уплощенные, а у большинства елей - четырехгранные.

ЕЛЬ СИТХИНСКАЯ - ценная древесная порода тихоокеанского побережья Северной Америки. Это самый крупный представитель рода, достигающий в высоту 60 м.

ЕЛЬ СИТХИНСКАЯ - ценная древесная порода тихоокеанского побережья Северной Америки. Это самый крупный представитель рода, достигающий в высоту 60 м.

В Северной Америке произрастает семь местных видов елей, в том числе два крупных вида в Скалистых горах: ель Энгельманна (P. engelmannii), ценная лесохозяйственная порода высотой до 46 м, и близкая по габаритам, но гораздо менее обильная ель колючая (P. pungens). Для последней характерна голубовато-зеленая хвоя, и некоторые разновидности этого дерева, например хорошо известные "серебристые" ели, используются как декоративные. На тихоокеанском побережье Северной Америки - от залива Кука на Аляске до севера Калифорнии - произрастает ель ситхинская; она часто достигает в высоту 60 м при диаметре ствола 2,4-3 м и является самым крупным представителем рода. В Евразии широко распространены ель обыкновенная, или европейская (P. abies), ореал которой простирается от Волги до Пиренеев, и ель сибирская (P. obovata) - одна из важнейших лесообразующих пород на северо-востоке Восточной Европы и в Сибири. Среди прочих видов Старого Света заслуживают упоминания ель изящная, или японская (P. polita), ель Алькокка, или двуцветная (P. bicolor), тоже из Японии, ель сербская (P. omorika) и ель Смита (P. smithiana) из Гималаев. У еловой древесины однородная текстура, она умеренно тяжелая, но, несмотря на это, очень прочная и упругая. Используется в основном для производства бумаги, изготовления упаковочных ящиков, легких строительных конструкций, отделки помещений. Достаточно много деревьев срубается в качестве рождественских и новогодних елок.

ЕЛЬЦИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕПИСКОП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕРЕСЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. Родился 4 октября 1895 в деревне Константиново, после его смерти переименованной в Есенино. Сын зажиточного крестьянина Рязанской губернии; в 16 лет окончил церковно-приходскую школу в родной деревне; довершал образование собственными силами. Начал писать стихи в девятилетнем возрасте. В 1912 приехал в Москву и вскоре вошел в контакт с подпольной большевистской организацией. Некоторое время работал печатником. В 1914 перебрался в Санкт-Петербург, где свел знакомство с русскими поэтами-символистами, в том числе с А.Блоком. Первый стихотворный сборник Есенина был опубликован в 1916. С 1919 по 1921 возглавлял литературную группу, называвшую себя имажинистами; в начале 1920-х годов совершил несколько путешествий в Западную Европу и Америку. Некоторое время был женат на американской танцовщице Айседоре Дункан, затем развелся с нею и женился на внучке Л.Толстого. Запойное пьянство и беспорядочная жизнь подорвали его душевное здоровье, и 28 декабря 1925 он в припадке отчаяния покончил с собой (в Ленинграде; похоронен в Москве). Поэзию Есенина отличают глубокая искренность и высокий эмоциональный накал. В сущности он был крестьянским поэтом, и его личная трагедия была в большой степени порождена оторванностью от родной среды, неприкаянностью. Крестьянские мотивы его поэзии отошли в прошлое после 1917, когда решающей силой стал индустриальный пролетариат, отвергавший крестьянский индивидуализм. Главные поэтические образы Есенина имеют религиозную окраску, что в конце его жизни еще более обостряло и без того стремительно ухудшавшиеся отношения с официальной критикой. Тем не менее предреволюционные и первые послереволюционные стихи Есенина отражают властное влечение к переменам. Он восторженно приветствовал Октябрьский переворот 1917; идеологический разлад с большевизмом выявился позднее. Затравленный критиками и угнетенный враждебной действительностью, он пытался писать стихи, прославляющие "стального коня" (паровоз), символ городского технического прогресса. Важнейшие его произведения - Марфа Посадница и Ус (1914), Товарищ и Певущий зов (1917-1918), Исповедь хулигана (1921) и Пугачев (1922).

ЛИТЕРАТУРА

Белоусов В.Г. Сергей Есенин. Литературная хроника, ч. 1-2. М., 1969-1970 Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1972 Наумов Е.И. Сергей Есенин. 2-е изд. Л., 1973 Есенин С. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1977-1980 Прокушев Ю.Л. С.Есенин: Образ, стихи, эпоха. М., 1979 Базанов В.Г. С.Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982 Мариенгоф А. Бессмертная трилогия. М., 1998

ЕСИДА СИГЭРУ

ЕСИДА Сигэру (1878-1967), японский государственный деятель, родился в Токио 22 сентября 1878. В 1906 окончил Токийский императорский университет и поступил на дипломатическую службу. Работал в Тяньцзине, Мукдене, Лондоне, Риме, Антунге, Вашингтоне, Цзинане и Стокгольме, а также в министерстве иностранных дел в Токио. С 1930 по 1932 был послом в Швеции, а с 1936 по 1939 - в Великобритании. Во время Второй мировой войны удалился от дел, однако позднее вернулся, став министром иностранных дел в кабинете премьера Сидэхара. В мае 1946 сменил Сидэхара на посту премьера, на котором оставался до мая 1947. Есида вновь занял эту должность в октябре 1948; в декабре 1954 подал в отставку под угрозой вотума недоверия. Посетил США в 1951 для подписания японо-американского мирного договора и в 1954 - для переговоров о предоставлении экономической помощи. В 1962 вышли в свет Мемуары Есида.

Умер Есида в Токио 20 октября 1967.

ЕСИХИТО

ЕСИХИТО (1879-1926), 123-й император Японии, родился в Токио 31 августа 1879, третий сын императора Муцухито (правил под именем Мэйдзи с 1867 по 1912). Есихито был провозглашен кронпринцем 3 ноября 1889, 10 мая 1900 женился на принцессе Садако. Взошел на престол 30 июля 1912, принял имя Тайсе. Слабое здоровье вынудило его удалиться от дел в 1921, принцем-регентом был провозглашен его старший сын Хирохито. Есихито, не обладавший способностями и энергией отца и преследуемый в конце жизни тяжелыми недугами, почти не оказывал влияния на государственную политику. Умер Есихито в Токио 25 декабря 1926.

ЕССЕИ

ЕССЕИ - еврейская религиозная группа, существовавшая в течение двух столетий до и после периода жизни Христа. Этимология слова "ессей" неясна. Важнейшие источники сведений о ессеях - сообщения еврейского историка Иосифа Флавия, философа Филона Александрийского и римского историка Плиния Старшего. Так называемые свитки Мертвого моря, собрание различных документов, найденных в Кумране в 1947, включают Устав общины, описывающий повседневную жизнь секты, которая владела этой территорией. Возможно, однако, что эта община не имела отношения к "ессеям", упоминаемым в письменных источниках. Ессеи практиковали обобществление имущества, отличались исключительным благочестием и нравственной чистотой, безбрачие они ставили выше брака. Главное место в жизни ессеев занимали моральные ценности, они избегали клятв и не придавали особого значения жертвоприношениям. Хотя они ревностно исполняли обряды, представляется, что их целью было духовное совершенствование. Много внимания они уделяли проповеди, физической и духовной чистоте, омовениям и другим гигиеническим процедурам, которые считали связанными с духовной жизнью. Происхождение ессеев однозначно не установлено. Одни ученые, считая, что аскетические и мистические тенденции в еврейской мысли восходят к глубокой древности, предположили, что предшественниками этой школы были хасидеи времен Маккавеев (2 в. до н. э.). Другие утверждали, что ессейская доктрина в значительной степени является заимствованной. Ессеи известны своим мистицизмом и эзотерическим знанием, но тайный характер их организации не позволяет точно определить природу этого знания. Полагают, что ессейская идеология нашла выражение в апокалиптической литературе этого периода.

ЕФРЕМ СИРИН

СВ. (ок. 306 - ок. 378), учитель церкви, родился в Нисивине (Месопотамия), предположительно в языческой семье. Приняв крещение в возрасте 18 (или 28) лет, Ефрем стал помощником св. Иакова, епископа Нисивинского. Был рукоположен во диакона, но, по всей видимости, так и не стал пресвитером. Проповеди Ефрема Сирина во время трех осад Нисивина, предпринятых персами, воодушевляли защитников города. После захвата города в 363 Ефрем бежал в Эдессу, посвятив остаток жизни проповеди и покаянию. На Востоке высоко ценились его экзегетические и догматические сочинения, а его знаменитые гимны, отличающиеся мистической и поэтической красотой, используются в сирийской литургической практике. День памяти святого 9 июня (в Русской православной церкви 28 января по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992

ЕХИДНОВЫЕ

ЕХИДНОВЫЕ (Tachyglossidae, ранее Echidnidae), семейство примитивных млекопитающих (первозверей) отряда однопроходных (Monotremata). Ночные животные, питающиеся муравьями, термитами, другими насекомыми, а иногда и мелкими беспозвоночными других групп (например, дождевыми червями). Обитают в аридных областях континентальной Австралии, Тасмании и Новой Гвинеи. В строении сочетаются примитивные признаки и черты высокой специализации.

Род ехидн (Tachyglossus) объединяет коротконогих серовато-бурых зверьков с длиной тела 40-50 см и крайне коротким хвостом. Спина и бока их покрыты короткими, жесткими и толстыми колючками вместе с жесткими черными волосами.

Тасманийская ехидна (T. setosus) крупнее австралийской (T. aculeatus), а иглы у нее более редкие и короткие, почти незаметные среди густой мохнатой шерсти. Голова ехидн покрыта грубым буроватым волосом, уши не видны, а морда вытянута в узкий роговой беззубый "клюв" со множеством сенсорных нервных окончаний и маленьким ротовым отверстием на конце (адаптация к поиску добычи в узких щелях и норах - животное достает ее оттуда очень длинным, до 25 см, языком). На пальцах мощные лопатовидные когти, используемые для рытья и разламывания стенок термитников. Закапываясь, ехидны не вбуравливаются в почву головой вперед, как кроты, а как бы проваливаются сквозь землю. Как и утконос из того же отряда, ехидны - яйцекладущие млекопитающие. Обычно в кладке одно яйцо, покрытое напоминающей пергамент скорлупой. Темпы размножения невелики, поскольку спаривание происходит только раз в год. Как и кенгуру, ехидны вынашивают детенышей в сумке. Откладывая яйцо, зверек сворачивается клубком; при этом кожа на брюхе образует складку в виде кармана, выделяющая липкую жидкость, которая, застывая, приклеивает скатывающееся в карман яйцо и заодно придает сумке форму. Детеныш вылупляется через несколько дней и, не покидая сумки, кормится молоком, выделяемым туда же молочными железами без сосков. Внешней разницы между молодым и взрослым животным (кроме размеров), как и между самцами и самками, практически нет. Когда колючки детеныша отрастают настолько, что начинают мешать матери, она оставляет его в укрытии на земле, но еще месяц, а то и больше периодически навещает, подкармливая молоком. Пустая сумка исчезает, т.е. складка на брюхе попросту расправляется.

Проехидны (Zaglossus), в отличие от ехидн, не пятипалые, а трехпалые (крайние пальцы редуцированы). Обитают они в высокогорьях Новой Гвинеи и соседнего с ней острова Салавати, где роют норы среди камней. Эти животные достигают в длину ок. 80 и в высоту примерно 20 см. Они также беззубые, но "клюв" и ноги у них длиннее, чем у ехидн, и видны маленькие наружные уши. Живут ехидны долго: одна особь прожила в Лондонском зоопарке почти 30 лет.

Предыдущая страница Следующая страница