Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Ж"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

ЖАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖАКЕРИЯ

ЖАКЕРИЯ (Jacquerie),

восстание французских крестьян в 1358. Восстание получило название от бытовавшего среди аристократии презрительного прозвища крестьян Jacques Bonhomme - "Жак-Простак". Причиной восстания явились тяготы и лишения крестьян, особенно возросшие в связи со Столетней войной: увеличившиеся налоги, беспрестанные грабежи феодалов (т.н. бригандов). После 1356, когда французы были разбиты при Пуатье, на плечи крестьян легла еще и обязанность внести деньги на выкуп пленных аристократов. Последней каплей, явившейся поводом для восстания, послужило введение весной 1358 дополнительной барщины для восстановления разрушенных господских замков. 21 мая ок. 100 жителей местечка Сен-Ле-д'Эссеран (35 км к северу от Парижа) напали на шайку бригандов, грабивших деревню, и убили 4 рыцарей и 5 оруженосцев. Стихийно вспыхнувшее восстание охватило север Иль-де-Франса, области Вермандуа, Бри, Пикардию, частично Нормандию и Шампань. Крестьяне нападали на господ, убивали их, разграбляли имущество, жгли замки, уничтожали записи феодальных повинностей, отказывались подчиняться властям. Впрочем, на своем знамени восставшие поместили королевскую лилию, что должно было свидетельствовать об их преданности королю. Однако восстание не пошло вширь, поддержка горожан оказалась слабой и неэффективной, и поэтому феодалы, во главе которых встал король Наварры Карл Злой, смогли собраться с силами. 10 июня близ Клермон-ан-Бовези состоялась решительная битва. Крестьянское войско было перед этим обезглавлено, поскольку Карл Злой обманом заманил вожака крестьян Гийома Каля (или Карля) к себе и казнил. Конница феодалов рассеяла крестьян, после чего на протяжении лета повстанцев вылавливали и казнили.

ЖАН ПОЛЬ

ЖАН ПОЛЬ (Jean Paul; наст. имя - Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Johann Paul Friedrich Richter)

(1763-1825), немецкий романист и сатирик. Родился 21 марта 1763 в Вунзиделе (Бавария) в бедной семье. Изучая богословие в Лейпцигском университете, интересовался многими другими дисциплинами, в частности литературой. Первые произведения, сатиры в прозе, создал в возрасте 20 лет. Семь лет работы домашним учителем впоследствии послужили материалом для трактата Левана, или Учение о воспитании (Levana, oder Erziehungslehre, тт. 1-3, 1807), одного из классических в немецкой педагогике. Роман воспитания Невидимая ложа (Die unsichtbare Loge, 1793) принес ему литературную славу и определил дальнейший жизненный путь. Далее последовали Геспер (Hesperus, тт. 1-3, 1795), Жизнь Квинта Фиксляйна (Das Leben des Quintus Fixleins, 1796) и Цветы, плоды и тернии, или... Зибенкэз (Blumen-, Frucht- und Dornenstcke, oder... Siebenks, тт. 1-3, 1796-1797), а также небольшие прозаические идиллии и юмористические скетчи, прежде всего Учителишка Вуц (Schulmeisterlein Wuz, 1793), Юбиляр (Der Jubelsenior, 1797) и Долина в Кампанье (Das Kampaner Tal, 1797), которые очень скоро сделали Жан Пауля популярным писателем. В 1801 Жан Пауль женился и переехал в Майнинген, где завершил главный свой труд - роман Титан (Titan, тт. 1-6, 1800-1803), как и все его важнейшие романы, во многом автобиографический. В Титане, как и в Озорных годах (Flegeljahre, тт. 1-4, 1804-1805), заметно влияние гетевского Вильгельма Мейстера. В 1804 Жан Пауль публикует свое главное философское произведение - Приготовительная школа эстетики (Vorschule der Aesthetik, тт. 1-3), в котором развивает свои взгляды на искусство, особенно на поэзию. Из поздних сочинений Жан Пауля - романы Поездка д-ра Катценбергера на воды (Dr. Katzenbergers Badereise, тт. 1-3, 1809) и Селина, или Бессмертие души (Selina, oder ьber die Unsterblichkeit der Seele, тт. 1-2, 1827). Последний его роман, Комета (Der Komet, тт. 1-3, 1820-1822), остался незаконченным. Умер Жан Пауль в Байройте 14 ноября 1825. Во многом запоздалый представитель "Бури и натиска" и предтеча романтизма, Жан Пауль обладал бурной, порой неукротимой фантазией, умел мастерски пользоваться реалистической деталью, равно как и мечтательной выдумкой, озорной комедией и томной сентиментальностью, порой поднимался до подлинного трагизма. В его сатирических произведениях видно влияние Л.Стерна, однако нравственная основательность его юмора и восславление индивидуальности, даже эксцентричности, делают его подлинно немецким идеалистом и романтиком. Излюбленная его тема - трагикомический конфликт между неутолимостью души и мелочным прозябанием.

ЛИТЕРАТУРА

Жан Поль. Зибенкэз. Л., 1937 Бройн Г. де. Жизнь Жан Поля Фридриха Рихтера. М., 1978 Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981

ЖАНЕ ПЬЕР

ЖАНЕ, ПЬЕР МАРИ ФЕЛИКС

(Janet, Pierre Marie Flix)

(1859-1947), французский психиатр и психолог. Родился в Париже 30 мая 1859. Учился в Высшей нормальной школе и Парижском университете, после чего начал работать в области психопатологии в Гавре. Вернулся в Париж в 1890 и был назначен Жаном Мартеном Шарко главой психологической лаборатории в клинике Сальпетриер. В 1902 стал профессором психологии в Коллеж де Франс. Работы Жане включают Психическое состояние больных истерией (L'tat mental des hystriques, 1892), Современные концепции истерии (Quelques definitions recentes de l'hystrie, 1907), Психологическое целительство (Les mdications psychologiques, 1919), Психологическая медицина (La mdicine psychologique, 1924) и многие другие книги и статьи. Жане выдвинул концепцию неврозов как нарушения равновесия между высшими и низшими психическими функциями. В отличие от психоаналитиков, он относил к сфере бессознательного лишь простейшие психические автоматизмы. Жане объяснял истерические и психастенические состояния как вызванные "пониженным психическим напряжением" и ввел понятие диссоциации. Жане принадлежит концепция психологии как науки о поведении, отличающаяся, однако, от бихевиоризма тем, что она включает сознание в систему психологии. Психическое действие, по Жане, является результатом процесса перехода внешнего, социального действия во внутренний план (интериоризации). Им была разработана сложная иерархия поведенческих актов, от простейших рефлексов до высших проявлений интеллекта. Умер Жане в Париже 24 февраля 1947.

ЛИТЕРАТУРА

Жане П. Неврозы. М., 1911 Жане П. Психический автоматизм. М., 1913

ЖАННА Д'АРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖАНСЕН ПЬЕР ЖЮЛЬ СЕЗАР

ЖАНСЕН Пьер Жюль Сезар (Janssen, Pierre Jules Cesar)

(1824-1907), французский астроном. Родился 22 февраля 1824 в Париже. В 1852 окончил Парижский университет. Преподавал математику и физику в лицее, работал домашним учителем. В 1862 оборудовал небольшую собственную обсерваторию и начал наблюдения Солнца. В 1865 получил место профессора физики в Архитектурной школе. В 1868 участвовал в экспедиции, отправившейся в Индию для наблюдения полного солнечного затмения. В 1878 стал директором вновь созданной Медонской астрофизической обсерватории, которую возглавлял до конца жизни. В 1893 основал обсерваторию на горе Монблан для решения задач астрофизики, физики земли, метеорологии. Жансен одним из первых применил фотографические и спектроскопические методы в астрономии, прежде всего при изучении Солнца. Во время наблюдения солнечного затмения 18 августа 1868 независимо от Дж.Локьера применил новый метод наблюдения протуберанцев вне затмения, сделав вывод об их газообразном характере. Первым начал регулярное фотографирование Солнца. Составил атлас 6000 фотографий солнечной поверхности. Открыл хромосферу - газовую оболочку Солнца. Кроме того, Жансен предложил метод определения химического состава атмосфер различных планет по линиям и полосам поглощения в спектре отраженного от планет солнечного света; попытался таким образом обнаружить водяные пары в атмосфере Марса. Умер Жансен в Медоне 23 декабря 1907.

ЖЕЛАТИН

ЖЕЛАТИН - или желатина, обратимо коагулирующий коллоид, получаемый из фибриллярного белка коллагена вывариванием в воде шкуры животных, кожи, костей, хрящей или сухожилий, т.е. материала, в котором содержится коллаген. Кости перед кипячением обычно сначала обезжиривают, а их минеральные компоненты удаляют, обрабатывая кислотой. Шкуру, кожу и сухожилия промывают и обрабатывают известью, чтобы размягчить коллаген перед его превращением в желатину. Получение желатины сходно с получением клея, но вываривание в процессе ее приготовления длится не столь долго и не приводит к полной деградации коллагена до жидких конечных продуктов, поэтому у желатины желатинирующая способность выше, чем у клея. Почти 20% веса желатины составляет аминокислота глицин. Такие белковые продукты, как мясо, бедны этой аминокислотой, являющейся одним из источников энергии для организма, поэтому желатину можно считать прекрасной добавкой к мясному рациону. В качестве обратимо коагулирующего коллоида желатина предотвращает кристаллизацию сахара; с этой целью ее применяют в кондитерской промышленности и при изготовлении мороженого. В производстве мороженого ее используют также для того, чтобы уменьшить свертывание белка, казеина, благодаря чему и сам казеин, и жир в молоке лучше усваиваются. Желатину добавляют во многие домашние блюда и в полуфабрикаты тортов и кексов. В качестве белка-модификатора она может служить превосходным реактивом для обнаружения небольших количеств таннина.

ЖЕЛЕЗА ТРИАДЫ И ПЛАТИНОВЫХ МЕТАЛЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК - археологический термин, обозначающий период человеческой истории, когда железо получило всеобщее распространение как материал для изготовления орудий и оружия. Метеоритное железо в малых количествах обрабатывали еще в Египте додинастической эпохи, но технологический переворот стал возможен с началом плавки железной руды. Возможно, первоначально железо выплавляли от случая к случаю; его фрагменты найдены на памятниках Сирии и Ирака, датируемых не позже 2700 до н.э. Но после 11 в. до н.э. кузнецы - вероятно, в Восточной Анатолии - освоили систематическое изготовление железных предметов. Согласно общепринятому мнению, у хеттов секреты этого нового ремесла тщательно охранялись; во всяком случае несомненно, что после падения их империи ок. 1200 до н.э. обработка железа получила более широкое распространение. Одна из первых находок, свидетельствующих, что железо стало широко применяться для изготовления орудий, была сделана в Гераре близ Газы (Израиль), где из слоя, датируемого временем после 1200 до н.э., было извлечено множество железных мотыг, серпов и сошников, а также найдены плавильные печи. Обработка железа распространилась по Западной Азии, а оттуда - в Грецию, Италию и по остальной Европе. В Британии технологический переворот можно датировать временем после 700 до н.э., и происходил он там, как и в других регионах, постепенно. В Египте и Северной Африке широкое употребление железа началось примерно тогда же, а затем - несколько медленнее - распространилось далее на юг. В Китае железо, обработанное техникой обтачивания, вытеснило бронзу к 8 в. до н. э. В Австралию и в Новый Свет железо принесли европейские колонисты. Железное литье не могло получить более или менее широкого распространения, пока в Средние века не появились воздуходувные мехи, приводимые в действие водой. Литое железо стали активно использовать при изготовлении разнообразной домашней утвари и оружия, особенно пушек, что послужило основой для развития металлургии.

ЖЕЛЕЗО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕЛТУХА

ЖЕЛТУХА - окрашивание кожи и склер ("белка" глаз), варьирующее от едва заметного лимонно-желтого оттенка до выраженного оливково-зеленого цвета в зависимости от тяжести и продолжительности соответствующего заболевания. Желтуха обусловлена отложением непосредственно под наружными слоями кожи оранжево-коричневого пигмента билирубина. Интенсивность окрашивания зависит от концентрации билирубина в данной области, а оттенок - от толщины слоев кожи над пигментом и степени наполнения капилляров кровью. Билирубин - продукт распада гемоглобина, в норме попадающий в кровоток при естественном разрушении старых или поврежденных эритроцитов. Из крови он попадает в печень, где подвергается небольшим структурным изменениям и выводится как составная часть желчи. Поэтому малое количество билирубина всегда циркулирует в крови, но в норме его концентрация недостаточна для отложения в тканях. Желтуха возникает при заболеваниях, сопровождающихся увеличением концентрации билирубина в крови. По происхождению ее можно отнести к трем основным типам:

1) обтурационная (механическая), 2) паренхиматозная и 3) гемолитическая. Причиной обтурационной желтухи служит образование механического препятствия для выхода желчи из печени в кишечник. Билирубин, претерпевший изменения в печеночных клетках, вновь поступает в кровь, где его концентрация интенсивно нарастает. Это происходит, например, при раке головки поджелудочной железы, закупорке желчными камнями общего желчного протока (см. ЖЕЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ),

при сопровождающем гепатит воспалении желчных протоков. В основе паренхиматозной желтухи лежит замедленное удаление билирубина из крови в связи с повреждением значительной части печеночных клеток, вызванном инфекцией или интоксикацией, например, вирусным гепатитом, желтой лихорадкой, отравлением четыреххлористым углеродом. Гемолитическая желтуха возникает при патологически повышенном разрушении эритроцитов, когда печень не справляется с выведением избытка билирубина. Этот вид желтухи развивается при эритробластозе, врожденной гемолитической анемии и серповидноклеточной анемии.

ЖЕЛУДОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ

ЖЕЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ - вспомогательный орган пищеварения, резервуар для хранения желчи и ее накопления между периодами пищеварения. Желчный пузырь у человека представляет собой грушевидный мешок, расположенный в углублении на нижней поверхности правой печеночной доли. Его длина - 7-10 см, наибольшая ширина - 2,5 см, объем - ок. 45 мл. Узкая часть пузыря (шейка) открывается в пузырный проток, который, соединяясь с печеночным протоком, образует общий желчный проток печени. Секретируемая печенью желчь попадает в желчный пузырь и выходит из него через пузырный проток. Появление пищевой массы в двенадцатиперстной кишке стимулирует выделение содержимого желчного пузыря в тонкий кишечник. Наиболее распространенные болезни желчного пузыря - образование камней и воспаление. Камни образуются из выпадающих в осадок компонентов желчи и обычно содержат различное количество холестерина. Если камень закупоривает проток, желчные пигменты попадают в кровь, вызывая желтуху. Воспаление желчного пузыря (холецистит) возникает вследствие нарушения оттока желчи и является частым осложнением желчнокаменной болезни. Стандартное лечение этой болезни и холецистита - хирургическое удаление желчного пузыря, однако в последние годы разработаны и терапевтические методы. Например, назначают хенодезоксихолевую кислоту в таблетках для приема в течение года-двух; препарат способствует снижению концентрации холестерина в желчи и постепенному растворению холестеринсодержащих камней. Быстрее, но и труднее другой метод - впрыскивание метил-трет-бутилового эфира в желчный пузырь, что приводит к растворению камней в течение 7-18 ч. Более тонкий метод - эндоскопическая папиллотомия, при которой используется гибкий зонд, позволяющий увидеть камни, захватить их и удалить.

См. также ЖЕЛТУХА; ПЕЧЕНЬ; ПИЩЕВАРЕНИЕ.

ЖЕМЧУГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕНЕ ЖАН

ЖЕНЕ Жан (Genet, Jean) (1910-1986), французский драматург и прозаик. Родился 19 декабря 1910 в Париже. К тридцати пяти годам был выслан из пяти стран и отсидел в 13 тюрьмах. Первый роман, Богоматерь цветов (Notre Dame des Fleurs, 1949), начал в тюрьме в 1944, в последующие пять лет написал все свои основные произведения. В 1948 обращение видных писателей, в том числе Ж.-П.Сартра и Ж.Кокто, спасло Жене от пожизненного заключения. В 1952 вышла книга Сартра Святой Жене, актер и мученик, содержащая высокую оценку личности Жене. Написанные поэтичным языком, в котором классическая французская стилистика мешается с уличным жаргоном, пьесы Жене передают его увлеченность темами, характерными для Л.Пиранделло, - актерство в реальной жизни, двойничество человека, конфликт иллюзии и действительности. Раздражение против власти перерастает в открытый бунт в пьесе Балкон (Le Balcon, 1958). Действие Негров (Les Ngres, 1958) завершается ритуальным убийством белой женщины. Расовые коллизии затрагиваются и в Ставнях (Les Paravents, 1962), где Жене откликнулся на национально-освободительную войну в Алжире. Среди других его произведений - сборники стихов и романы Миракль о Розе (Le Miracle de la Rose, 1965), Ритуал погребения (Pompes funbres, 1947), Дневник вора (Journal du Voleur, 1968).

ЛИТЕРАТУРА

Жене Ж. Дневник вора. М., 1994

ЖЕНИ ФРАНСУА

ЖЕНИ Франсуа (Geny, Franсois)

(1861-1959), видный французский юрист, родился 17 декабря 1861 в Баккара (близ Нанси, Лотарингия). Изучал право в университете Нанси, где и проходила его продолжительная профессорская карьера. Два основных труда Жени - Методы интерпретации и источники частного права (Mthode d'interprtation et sources en droit priv positif, 1899) и Наука и техника позитивного частного права (Science et technique du droit priv positif, в 4-х тт., 1914-1924) - посвящены методологическим проблемам юриспруденции. Умер Жени в Нанси 16 декабря 1959. Жени исходил из предположения, что закон следует понимать прежде всего как общественный феномен, а не просто выражение воли законодателя. Жени выдвинул теорию, которую назвал "свободным научным исследованием". Судья, разбирая дело, должен ощущать себя связанным нормами писаного закона постольку, поскольку текст закона ему ясен. Во всех других случаях судья обязан, рассмотрев социальные и экономические обстоятельства дела, постараться отыскать наиболее справедливое решение вопроса. Теория Жени оказала влияние на общие принципы создания уложений и нормативных актов, а также на методику их применения.

ЖЕРАР ФРАНСУА

ЖЕРАР, ФРАНСУА ПАСКАЛЬ СИМОН

(Gerard, Francois Pascal Simon)

(1770-1837), французский живописец; родился в Риме 4 мая 1770. В 1782 вместе с семьей переехал в Париж, где учился у Жака Луи Давида и стал его любимым учеником и верным последователем. Среди картин Жерара на исторические темы - Битва при Аустерлице и Вступление Генриха IV в Париж (обе в Версале). Однако более значительными с художественной точки зрения являются такие его произведения, как Амур и Психея (1798, Лувр) и превосходные портреты, особенно Ж.-Б.Изабе с дочерью (1795, Лувр), Императрицы Жозефины (1802, Мальмезон), Мадам Рекамье (1802, Париж, Пти-Пале). Умер Жерар в Париже 11 января 1837.

ЖЕРИКО ЖАН ЛУИ АНДРЕ ТЕОДОР

ЖЕРИКО Жан Луи Андре Теодор (Gericault, Jean Louis Andre Theodore) (1791-1824), французский живописец; родился 26 сентября 1791 в Руане. Учился в Париже у К.Верне и Дж.Б.П.Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Успех пришел к нему после создания картины Офицер конных егерей, идущий в атаку (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812. Во время пребывания в Италии в 1816-1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине Бег свободных лошадей (Лувр). Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения - Плот Медузы (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. 1820-1822 Жерико провел в Англии, где познакомился с традицией колоризма, в то время почти не известной на континенте, увидел гравюры с изображением спортивных сцен и эпизодов из повседневной народной жизни. Картина с изображением скачек Дерби в Эпсоме (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов. Среди произведений Жерико, выполненных после возвращения во Францию, Пейзаж с печью для обжига извести (1823, Париж, Лувр) и пять картин с изображением умалишенных (Лувр, Париж, Лион, Гент и частное собрание). Умер Жерико 24 января 1824.

ЛИТЕРАТУРА

Турчин В.С. Теодор Жерико. М., 1982

ЖЕРОМ ЖАН-ЛЕОН

ЖЕРОМ Жан-Леон (Germe, Jean Leon)

(1824-1904), французский живописец и скульптор. Родился 11 мая 1824 в Везуле (департамент Верхняя Сона); учился у Поля Делароша и Шарля Глейра. Слава пришла к Жерому после создания картины Бой петухов (1847, Париж, Люксембургский дворец). Своими успехами художник был обязан не столько художественным достоинствам выполненных им работ, сколько самим сюжетам - эпизодам из античной мифологии и французской истории с элементами эротики. Среди многочисленных картин Жерома - Греческий интерьер, Век Августа (1855), Алкивиад и Аспазия, Конде на приеме у Людовика XIV (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Ему принадлежат несколько мраморных раскрашенных статуй обнаженных женщин, пользовавшихся большим успехом у публики на Салонах второй половины 19 в. Умер Жером в Париже 10 января 1904.

ЖЕРОМСКИЙ СТЕФАН

ЖЕРОМСКИЙ Стефан (Zeromski, Stefan)

(1864-1925), польский прозаик и драматург. Родился 14 октября 1864 в Келецкой губернии в обедневшей шляхетской семье. В Швейцарии в 1895 опубликовал под псевдонимом Мауриций Зых (Maurycy Zych) сборник рассказов Расклюет нас воронье (Rozdziobia nas kruki, wrony), рисующих мрачную картину жизни Польши после неудавшегося восстания 1863. В первой повести Жеромского Сизифов труд (Syzyfowe prace, 1898) рассказывается о попытках сломить независимый дух польской молодежи. В последующих произведениях Жеромского национально-освободительные мотивы переплетаются с общественно-политическими. Центральная тема романа Бездомные (Ludzie bezdomni, 1900) - социальная несправедливость. Наиболее известный роман Жеромского, Пепел (Popioly, 1904), - эпическая панорама жизни поляков в период наполеоновских войн. Этические и социальные проблемы современности поднимаются в романе История греха (Dzieje grzechu, 1908) и в трилогии Борьба с сатаной (Walka z szatanem, 1916-1919). Атмосфера подавленности, которой пронизана большая часть романов Жеромского, заметно рассеивается в произведениях, написанных после обретения Польшей независимости в 1918. Однако в его последнем романе, Канун весны (Przedwiosnie, 1924), ощущается глубокая тревога за будущее нации; Жеромский предсказывает, что пока новая Польша не ступит на путь радикальных социальных реформ, нетерпеливая молодежь легко может пасть жертвой чужеземных экстремистов. Жеромский опубликовал много пьес, но успехом пользовалась лишь одна - комедия Улетела от меня перепелочка (Uciekla mi przepireczka, 1924). Умер Жеромский в Варшаве 20 ноября 1925.

ЛИТЕРАТУРА

Жеромский С. Избранные сочинения, тт. 1-4. М., 1957-1958 Витт В.В. Стефан Жеромский. М., 1961 Кручковский Л. Стефан Жеромский. - В кн.: Кручковский Л. Пьесы; Статьи. М., 1974

ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЕСТЫ

ЖЕСТЫ (Chansons de Geste, франц. "песни о деяниях"),

жанровое обозначение примерно 85 средневековых эпических поэм об исторических или легендарных героях Франции. Все поэмы принято делить на три цикла: "королевская жеста", куда входят Песнь о Роланде, бурлескное Путешествие Карла Великого в Иерусалим и Константинополь, Фьерабрас и Аспремон; "жеста" мятежных вассалов - Рауль де Камбре, Жирар де Руссильон, Гормон и Изембар, Рено де Монтобан (Четыре сына Эмона); "жеста" Гильома Оранжского - Песнь о Гильоме, Коронование Людовика, Алисканс, Жирар Вьеннский, Эмери Нарбоннский. Первый цикл проникнут христианским духом эпохи крестовых походов и нарождающимся французским патриотизмом; главная тема второго цикла - оправданный или беззаконный мятеж феодальных баронов против сюзерена; в третьем цикле прославляется доблестный род, снискавший славу великими подвигами.

ЛИТЕРАТУРА

Песнь о Роланде; Коронование Людовика; Нимская телега; Песнь о Сиде; Романсеро. М., 1976 Песни о Гильоме Оранжском. М., 1985

ЖИВОТНЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИВОТНЫЙ ЭПОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИД АНДРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИДКИЙ КРИСТАЛЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИДКОСТЕЙ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИОНО ЖАН

ЖИОНО Жан (Giono, Jean) (1895-1970), французский писатель. Родился 30 марта 1895 в Маноске (Прованс). Там он прожил всю жизнь, и там разворачивается действие многих его романов. В манере, порой напоминающей натурализм Э.Золя, порой исполненной поэтичности, Жионо описывал простые радости и горести, истории любви провансальских крестьян в таких книгах, как Холм (Colline, 1928), Отава (Regain, 1930), Жена булочника (La Femme du boulanger, 1935; роман был экранизирован), Песнь земли (Le Chant du monde, 1934) и Да пребудет моя радость (Que ma joie demeure, 1935). После Второй мировой войны Жионо обратился к более традиционным формам в романах Гусар на крыше (Le Hussard sur le toit, 1951) и Польская мельница (Le Moulin de Pologne, 1952), за которыми последовали Анджело (Angelo, 1958), Эннемонда и другие персонажи (Ennemonde et autres caractres, 1968). Умер Жионо в Маноске 8 октября 1970.

ЛИТЕРАТУРА

Жионо Ж. Гусар на крыше. Польская мельница. М., 1992

ЖИРАРДОН ФРАНСУА

ЖИРАРДОН Франсуа (Girardon, Francois)

(1628-1715), французский скульптор, родился в Труа 17 марта 1628. Учился у местного скульптора Бодессона, а в 1648 предпринял поездку в Рим, где учился у Дж.-Л.Бернини. Вернувшись в 1650 в Париж, работал вместе с Лораном Манье и Франсуа Ангье. В 1657 Жирардон был принят в Королевскую академию, а в 1694 стал ее президентом. Умер Жирардон в Париже 4 сентября 1715. Жирардон и Антуан Куазевокс - ведущие представители стиля Людовика XIV в скульптуре. Этот стиль был создан целой плеядой деятелей искусства, состоявших на службе у короля и работавших под руководством Шарля Лебрена. Жирардон создал скульптурное убранство Галереи Аполлона в Лувре (1664-1671), многочисленные скульптуры и проекты для Версаля и конную статую Людовика XIV на Вандомской площади (1699, разрушена в 1792). В 1668 скульптор по поручению короля предпринял вторую поездку в Италию с целью закупки произведений искусства для его коллекций. Величественный стиль произведений Жирардона стал эталоном, которому подражали многие поколения скульпторов Королевской академии. Одно из самых ярких и одухотворенных его произведений - Надгробие Ришелье (1694, церковь Сорбонны в Париже).

ЖИРАФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИРОДУ ЖАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИРЫ И МАСЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖИСКАР Д'ЭСТЕН ВАЛЕРИ

ЖИСКАР Д'ЭСТЕН Валери (Giscard d'Estaing, Valery)

(р. 1926), 3-й президент Пятой республики, сменивший Ж.Помпиду и занимавший этот пост с 1974 по 1981. Жискар д'Эстен родился 2 февраля 1926 в богатой аристократической французской семье в Кобленце (Германия), где его отец служил чиновником французской оккупационной администрации. Жискар д'Эстен закончил Политехническую школу и Национальную школу администрации, готовился к карьере чиновника. Свою политическую жизнь он начал депутатом Национального собрания (1956-1962). В 36 лет стал министром финансов в правительстве Помпиду. Находился на этом посту вплоть до 1966 и затем с 1969 по 1974. В 1966 создал Национальную федерацию независимых республиканцев, переименованную в 1977 в Республиканскую партию. После смерти Помпиду в апреле 1974 состоялись выборы, на которых соперничали Жискар д'Эстен, лидер "независимых республиканцев", выступавший за широкий союз правых и центристов, и лидер социалистов, кандидат социалистов и коммунистов Ф. Миттеран. Жискар д'Эстен одержал победу, получив более 50% голосов. В 1978 был создан Союз за французскую демократию - коалиция правых неголлистских и центристских партий в поддержку сторонников Жискар д'Эстена на выборах в Национальное собрание. Союз, выступивший совместно с голлистами, едва избежал поражения от коммунистов и социалистов. После 1978 Жискар д'Эстен начал постепенно терять популярность, поскольку ему не удалось сдержать рост инфляции и безработицы. На президентских выборах в мае 1981 он потерпел поражение от Миттерана.

ЛИТЕРАТУРА

Общественно-политические взгляды Жискар д'Эстена. М., 1976 Жискар д'Эстен В. Французская демократия. М., 1977 Чернега В.Н. Республиканская партия в политической жизни Франции. М., 1982 Жискар д'Эстен В. Власть и жизнь. М., 1990-1993

ЖОЛИО-КЮРИ ИРЕН

ЖОЛИО-КЮРИ Ирен (Joliot-Curie, Irene)

МАРИЯ И ИРЕН КЮРИ

МАРИЯ И ИРЕН КЮРИ

(1897-1956), французский физик, удостоенная Нобелевской премии по химии 1935 (совместно с Ф.Жолио-Кюри) за открытие и исследование искусственной радиоактивности. Родилась 12 сентября 1897 в Париже, дочь Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри. В 1920 окончила Парижский университет. С 1918 работала в Институте радия под руководством Марии Кюри. В 1925 защитила докторскую диссертацию и в следующем году начала исследования вместе со своим мужем Ф.Жолио-Кюри. После смерти матери в 1934 заняла ее кафедру в Парижском университете. В 1936 работала помощником статс-секретаря по научным вопросам во французском правительстве. В годы немецкой оккупации принимала активное участие в борьбе за освобождение Франции. После войны выступала против использования атомной энергии в военных целях. Была членом Всемирного совета мира. В 1946-1950 вела большую работу во французском Комиссариате по атомной энергии, но в 1950 за активное участие в движении сторонников мира была выведена из состава Комиссариата. Научные исследования И.Жолио-Кюри посвящены радиоактивности, ядерной физике и химии. В 1934 вместе с Ф.Жолио-Кюри она открыла явление искусственной радиоактивности и новый вид радиоактивных превращений - позитронную радиоактивность. В 1938, изучая радиоактивность урана при облучении его нейтронами, совместно с югославским физиком П.Саввичем установила, что одним из продуктов реакции является не трансурановый элемент, а лантан, элемент из средней части периодической системы. Эта работа сыграла большую роль в открытии деления ядер. Ирен Жолио-Кюри была почетным членом ряда академий и научных обществ. Награждена медалями К.Маттеучи (1932), А.Лавуазье (1954). Умерла Жолио-Кюри в Париже 17 марта 1956.

ЛИТЕРАТУРА

Жолио-Кюри Ф. Избранные труды: Фредерик и Ирен Жолио-Кюри. Совместные труды. М., 1957

Шаскольская М.П. Жолио-Кюри. М., 1966

ЖОЛИО-КЮРИ ФРЕДЕРИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖОРЕС ЖАН

ЖОРЕС Жан (Jaures, Jean)

(1859-1914), деятель французского и международного социалистического движения, историк. Огюст Мари Жозеф Жан Жорес родился 3 сентября 1859 в Кастре на юге Франции. Несколько лет изучал философию в лицее Альби и в университете Тулузы. В 1885 был избран в палату депутатов как республиканец. В 1893, во время второго депутатского срока, Жорес вошел в группу независимых социалистов. Он оставался депутатом-социалистом до последних дней жизни. Жорес - автор огромного количества редакционных статей, некоторые из них представляют исключительный интерес. В 1904 он учредил ежедневную социалистическую газету "Юманите" ("L'Humanit"). Им подготовлены три тома по истории Великой французской революции. Жорес страстно выступал за пересмотр дела Дрейфуса. В 1899 он поддержал вхождение А.Мильерана в правительство П.Вальдека-Руссо. Европейские социалисты считали, что члены социалистических партий не должны участвовать в "буржуазном правительстве" или поддерживать его. Жорес в данном вопросе проявил дипломатичность, что позволило ему в 1905 объединить враждующие фракции французских социалистов в единую партию. Осознавая угрозу войны в Европе, Жорес подверг критике французское правительство за поддержку колониализма. Выступал с требованием международного посредничества в спорах между государствами. Ратуя за мир и разоружение, он утверждал, что во Франции должна быть создана гражданская армия по типу милиции. Жорес с оптимизмом относился к рабочему движению и социалистической солидарности, предлагая 2-му Интернационалу план совместных выступлений рабочего класса всей Европы против войны. Он считал, что подлинный интернационализм не противоречит патриотизму. Жорес был застрелен французским шовинистом в Париже 31 июля 1914.

ЛИТЕРАТУРА

Молчанов Н.Н. Жан Жорес. Французский социалист, оратор, мыслитель. М., 1986 Гордон А.В., Старостин Е.В. Кропоткин читает Жореса. - В сб.: Великая французская революция и Россия. М., 1989 Кривошеева Е.А. Социально-политические взгляды и деятельность Жана Жореса в освещении русской публицистики и историографии. - В кн.: Проблемы историографии всеобщей истории. Кемерово, 1990

ЖОСКЕН ДЕПРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖУАН I

ЖУАН I (Joo I)

(1357-1433), прозванный Великим, а также Бастардом, король Португалии и основатель Ависской династии, незаконнорожденный сын Педру I, появился на свет в Лиссабоне 11 апреля 1357. Когда в 1383, не оставив мужского потомства, умер единокровный брат Жуана Фернанду I, корона Португалии по праву наследования должна была перейти к королю Кастилии Хуану I, женатому на дочери Фердинанда Беатрисе, однако народ не одобрял эту фактическую аннексию Португалии Кастилией. В декабре 1383 Жуан убил графа Урема, фаворита Леоноры, вдовы Фердинанда, после чего его провозгласили регентом и протектором королевства, а между Кастилией и Португалией началась война. Жуану пришлось выдержать пятимесячную блокаду Лиссабона, затем он разбил кастильцев в сражении при Транкозу, и в 1385 кортесы, собравшиеся в Коимбре, избрали его королем. 14 августа 1385 в битве при Альжубарроте (близ Алковаса) кастильцы были полностью разгромлены, и Португалия окончательно отстояла свою независимость, хотя военные действия продолжались до 1411. В 1415 Жуан захватил у мавров Сеуту в Северной Африке; при нем были открыты острова Мадейра и Порту-Санту. Жуан провел ряд реформ управления, воздвиг несколько церквей (в частности, знаменитый монастырь Санта Мария да Витория на месте битвы при Альжубарроте, ставший усыпальницей его и членов его семьи) и общественных зданий. В 1387 он женился на Филиппе Ланкастерской, дочери Джона Гонта, которая родила ему 6 сыновей (т.н. "славное потомство)", включая наследника престола Дуарти и принца Генриха Мореплавателя.

Умер Жуан в Лиссабоне 14 августа 1433.

ЛИТЕРАТУРА

Хазанов А.М. Экспансия Португалии в Африке. М., 1976

ЖУАН II

ЖУАН II (Joo II)

(1455-1495), прозванный впоследствии Совершенным Принцем, король Португалии, сын Альфонса V, родился в Лиссабоне 3 марта 1455. В 1475-1477, пока отец воевал в Кастилии и посещал Францию, Жуан был регентом и проявил себя как умелый правитель, а в 1481 трон перешел к нему по наследству. Проявляя крайнюю суровость в отношении заговорщиков из числа феодальной знати (так, Жуан собственноручно умертвил своего шурина и кузена Фернанду, герцога Визеу), Жуан мог быть и щедрым, вознаграждая за службу короне. Утвердившись на троне, он энергично поддерживал поиски новых земель, прежде всего в южном направлении. Отказав в помощи Колумбу, он проложил путь открытиям Васко да Гамы; именно Жуан поручил Бартоломеу Диашу обнаружить южные пределы Африки, что тот и исполнил в начале 1488. 7 июня 1494 в Тордесильясе Жуан заключил с Кастилией договор о разделе мира между Испанией и Португалией. Жуан провел реформы в области управления, сельского хозяйства и промышленности, был покровителем искусств. Он умер в замке Алвор (близ Портимана) 25 октября 1495. Поскольку сын и наследник Жуана Альфонс погиб в 1491, упав с лошади, престол достался второму шурину и кузену короля Мануэлу I.

ЖУАН VI

ЖУАН VI (Joo VI)

(1769-1826), король Португалии, сын Педру III, родился 13 мая 1769 в Лиссабоне; в 1788 получил титул принца Бразильского. Его мать, королева Мария I, была психически больным человеком, поэтому с 1792 функции управления государством перешли к Жуану, а в 1799 он формально принял титул регента. Несмотря на давление Наполеона, Жуан сохранял союз с Англией, и в 1801 в страну вторглась франко-испанская армия, принудив регента к капитуляции и принятию в июне того же года в Бадахосе мирных условий французов. В 1807 Жуан отказался закрыть португальские порты для британских кораблей, и в страну вновь вошли французские и испанские войска под командованием генерала Андоша Жюно. Однако принц-регент со своим двором, португальским флотом и королевской казной бежал в Бразилию, которая впоследствии, в 1815, стала по его указу отдельным королевством. В 1816 умерла королева Мария, и объединенный трон Португалии и Бразилии перешел по наследству к Жуану VI. К этому времени в его родной стране установился мир, однако король отказался покинуть Бразилию, что вызывало все более глубокое недовольство в Португалии, ставшей, по-существу, провинцией Бразильского королевства. Восстание, вспыхнувшее в 1820 в Порту, привело к принятию демократической конституции и ограничению британского влияния в стране. В 1821 Жуан вернулся в Лиссабон и был вынужден признать новую конституцию. Его старший сын дон Педру возглавлял правительство Бразилии, а в 1822, после революции, провозгласившей независимость Бразилии, стал бразильским императором. Движение за восстановление в Португалии монархии возглавил младший сын Жуана принц Мигел Брагансский. Оно было подавлено только в 1834. Умер Жуан в Лиссабоне 26 марта 1826. Его сын Педру I Бразильский стал Педру IV Португальским.

ЛИТЕРАТУРА

Варьяш О.И., Черных А.П. Португалия: дороги истории. М., 1990

ЖУВЕ ЛУИ

ЖУВЕ Луи (Jouvet, Louis) (1887-1951), Франция; режиссер, актер, театральный педагог; играл в пьесах классического и современного репертуара - Танцевальная программа (Dance Program), Вольпоне (Volpone) Б.Джонсона, Адская машина (The Infernal Machine), Школа жен (School of Women) Мольера; поставил все пьесы Ж.Жироду и почти во всех исполнил центральные роли; снялся в фильмах Топаз (Topaze), Кнок (Dr.Knock), Карнавал во Фландрии (Carnival in Flanders).

ЖУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЖЭНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница