Энциклопедия Кольера
ДЭН МУ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЭН МУ

Дэн Мусинь (1247-1306), родился на горе Дадишань в уезде Юйхан провинции Чжэцзян. Китайский философ, независимый социальный мыслитель, критик современного ему общества и государства. Родился в Цяньтане (совр. Ханчжоу провинции Чжэцзян). По образованию конфуцианец, во многом склонялся к даосизму (пессимистический стоицизм, утопическая идеализация гармонирующего с природой общинного быта) и буддизму (представление об иллюзорности мира), хотя сам себя называл "человеком вне трех учений", т.е. конфуцианства, даосизма и буддизма. На острый социальный кризис современной ему эпохи, вызвавший крушение династии Сун (960-1279) и воцарение иноземцев - монгольской династии Юань (1271-1368), Дэн Му реагировал двояко: с одной стороны, даосско-буддийской отрешенностью от общественной и даже семейной жизни, отшельничеством в горах и, по-видимому, добровольной голодной смертью в ответ на вызов ко двору, с другой - по-конфуциански бескомпромиссной критикой социальной действительности. Главное философское произведением Дэн Му Бо Я цинь (Цитра [[древнего виртуоза]] Бо Я) - небольшой сборник (один цзюань - "свиток"), состоящий из 31 прозаических эссе и 13 стихотворений, в жанре "несвоевременных размышлений", или "книги ни для кого"

(см. также ВАН ФУ; ХУАН ЦЗУНСИ).

Признавая руководящей силой мироздания одно из высших божеств даосского пантеона - "Верховного владыку, Нефритового государя" (Юй-хуан Шан-ди), Дэн Му утверждал "предустановленную исчисленность" (дин шу) жизненных событий. Однако "всепроницающий человек" (да жэнь) способен преодолеть этот трагический фатализм, "следуя [[своему]] сердцу, а не обстоятельствам" (ю синь бу ю цзин). Пессимистический стоицизм Дэн Му был реакцией на гибельное положение страны, причину которого он видел в своекорыстном властолюбии, ставшем принципом государственного управления в первой централизованной империи Цинь (221-207 до н.э.). Ему Дэн Му противопоставлял окрашенный в даосские тона утопический идеал общества "века предельной благодати/добродетели (дэ1)" (ср. Чжуан-цзы, гл. 9), характеризующегося аскетической умеренностью потребления, взаимной близостью народа и правителя, отсутствием у последнего стремления к обладанию властью. Государь - такой же человек, как все, и власть ему дается "гуманным" (жэнь2) Небом (тянь) не ради него самого, а ради народа (минь). Вместе с правителем Поднебесную должны рационально "упорядочивать" (ли1) талантливые и достойные чиновники. Но если таковых нет, то лучше, по Дэн Му, "упразднить приказное начальство и уездные власти, предоставив Поднебесной самостоятельно заменять порядком смуту и спокойствием опасность". Взгляды и личный пример Дэн Му оказали воздействие на воззрения некоторых представителей критического направления в конфуцианстве 16-17 вв., например Ли Чжи и Хуан Цзунси.

ЛИТЕРАТУРА

Мартынов А.С. Конфуцианская утопия в древности и средневековье. - В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

В начало энциклопедии