Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Ф" (часть 12, "ФЕЙ"-"ФЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 12, "ФЕЙ"-"ФЕЛ")

Фейсал

Фейсал - ибн Абд аль-Азиз ас-Сауд (27.11.1906-25.3.1975, Эр-Рияд), король Саудовской Аравии с ноября 1964. В целях сохранения и укрепления феодально-монархического строя провёл некоторые внутренние реформы (отмена рабства, принятие декретов об укреплении экономики и др.). Убит.

Фейсал I

Файсал I (1883, Таиф, - 8.9.1933, Берн), арабский политический и государственный деятель; король Сирии (в 1920) и Ирака (1921-33) из династии Хашимитов. Накануне и во время 1-й мировой войны 1914-18 поддерживал связь с арабскими националистами Османской империи. После начала восстания 1916 в Хиджазе эмир Ф. возглавлял северную армию арабских повстанцев, освободившую в 1918 от турок территорию Сирии и Заиорданье (позднее Трансиордания). Представлял Хиджаз на Парижской мирной конференции 1919-20. В 1918-20 возглавлял араб. администрацию Сирии, в марте 1920 был провозглашен королём Сирии. После французской оккупации Сирии в конце июля 1920 изгнан из страны. По указанию английских колониальных властей в августе 1921 был провозглашен королём Ирака. Опираясь на феодально-помещичьи круги, проводил реакционную политику, был тесно связан с лидерами проанглийских политических группировок.

Фейсал II

Файсал II (2.5.1935, Багдад, - 14.7.1958, там же), король Ирака с 1939 из династии Хашимитов. До совершеннолетия Ф. II (1953) страной управлял регент Абдул Иллах. Ф. II находился под сильным влиянием реакционной проанглийской клики Абдул Иллаха и Саида Нури (См. Саид Нури). Убит во время Иракской революции 1958.

Фейсал ибн Абд аль-Азиз ас-Сауд

Фейсал ибн Абд аль-Азиз ас-Сауд (27.11.1906√25.3.1975, Эр-Рияд), король Саудовской Аравии с ноября 1964. В целях сохранения и укрепления феодально-монархического строя провёл некоторые внутренние реформы (отмена рабства, принятие декретов об укреплении экономики и др.). Убит.

Фейст

Фейст (Feist)

Зигмунд (12.6.1865, Майнц, - 1943, Копенгаген), немецкий языковед. Основные труды посвящены проблемам сравнительного изучения индоевропейских языков. Проблемы происхождения индоевропейских языков Ф. рассматривает в тесной связи с данными первобытной истории и археологии. Своеобразие отдельных индоевропейских языков, в частности германских, Ф. объяснял воздействием иноязычных Субстратов. Подвергал сомнению возможность реконструкции диалектного членения индоевропейской языковой общности на основе древнейших изоглосс. Автор лучшего «Этимологического словаря готского языка» (1939).

Соч.: Europa im Lichte der Vorgeschichte und die Ergebnisse der vergleichenden indogermanischen Sprachwissenschaft, B., 1910; Kultur, Ausbreitung und Herkunft der Indogermanen, B., 1913; Indogermanen und Germaner, З. Aufl., Halle, 1924.

Лит.: Порциг В., Членение индоевропейской языковой области, пер. с нем М 1964, с. 61-62.

Фейст Зигмунд

Фейст (Feist) Зигмунд (12.6.1865, Майнц, √ 1943, Копенгаген), немецкий языковед. Основные труды посвящены проблемам сравнительного изучения индоевропейских языков. Проблемы происхождения индоевропейских языков Ф. рассматривает в тесной связи с данными первобытной истории и археологии. Своеобразие отдельных индоевропейских языков, в частности германских, Ф. объяснял воздействием иноязычных субстратов. Подвергал сомнению возможность реконструкции диалектного членения индоевропейской языковой общности на основе древнейших изоглосс. Автор лучшего «Этимологического словаря готского языка» (1939).

Соч.: Europa im Lichte der Vorgeschichte und die Ergebnisse der vergleichenden indogermanischen Sprachwissenschaft, B., 1910; Kultur, Ausbreitung und Herkunft der Indogermanen, B., 1913; Indogermanen und Germaner, З. Aufl., Halle, 1924.

Лит.: Порциг В., Членение индоевропейской языковой области, пер. с нем М 1964, с. 61√62.

Фейт

I (Feith)

Рейнвис (7.2.1753, Зволле, - 8.2.1824, Босвейк, близ Зволле), нидерландский писатель. Доктор права (1770). Автор трагедий в духе просветитительского классицизма «Тирса, или Победа веры» (1784), «Инее де Кастро» (1793), «Муций Кордус, или Освобождение Рима» (1795) и др., сентиментальных романсов, цикла од «Фанни» (1787), эпистолярных романов «Юлия» (1783, рус. пер. 1803) и «Фердинанд и Констанция» (1785), поэм в стиле Предромантизма. Отстаивал принципы сентиментализма (литературно-теоретические и эстетические сочинения «Письма о различных предметах», 1784-93, и др.).

Лит.: Bruggeneate H. G. ten, Mr. R. Feith, Wageningen, 1911; BrandtCorstius J. C., Rhijnvis Feith als overgangsfiguur, «Nieuwe Taalgids», 1957, biz. 241-47.

II (Fijt, Fyt)

Ян (крещен 15.3.1611, Антверпен, - 11.9.1661, там же), фламандский живописец. Учился у Ф. Снейдерса. Между 1631 и 1641 путешествовал (в частности, был в Париже и Риме). Писал главным образом натюрморты и картины с изображением животных (человеческие фигуры на полотнах Ф. исполняли обычно Э. Квеллинус и др. художники). Произведения Ф. отличаются декоративной эффектностью композиций, тонкостью живописной передачи оперения птиц, шерсти животных, поверхности плодов и т.д., изысканностью серебристого колорита.

Лит.: Либман Д. С., Картины Яна Фейта и мастеров его круга в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в сборнике: Сообщения Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в. 5, М., 1975.

Я. Фейт. «Битая дичь». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Я. Фейт. «Битая дичь». Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Фейт Рейнвис

Фейт (Feith) Рейнвис (7.2.1753, Зволле, √ 8.2.1824, Босвейк, близ Зволле), нидерландский писатель. Доктор права (1770). Автор трагедий в духе просветитительского классицизма «Тирса, или Победа веры» (1784), «Инее де Кастро» (1793), «Муций Кордус, или Освобождение Рима» (1795) и др., сентиментальных романсов, цикла од «Фанни» (1787), эпистолярных романов «Юлия» (1783, рус. пер. 1803) и «Фердинанд и Констанция» (1785), поэм в стиле предромантизма. Отстаивал принципы сентиментализма (литературно-теоретические и эстетические сочинения «Письма о различных предметах», 1784√93, и др.).

Лит.: Bruggeneate H. G. ten, Mr. R. Feith, Wageningen, 1911; BrandtCorstius J. C., Rhijnvis Feith als overgangsfiguur, «Nieuwe Taalgids», 1957, biz. 241√47.

Фейт Ян

Фейт (Fijt, Fyt) Ян (крещен 15.3.1611, Антверпен, √ 11.9.1661, там же), фламандский живописец. Учился у Ф. Снейдерса. Между 1631 и 1641 путешествовал (в частности, был в Париже и Риме). Писал главным образом натюрморты и картины с изображением животных (человеческие фигуры на полотнах Ф. исполняли обычно Э. Квеллинус и др. художники). Произведения Ф. отличаются декоративной эффектностью композиций, тонкостью живописной передачи оперения птиц, шерсти животных, поверхности плодов и т.д., изысканностью серебристого колорита.

Лит.: Либман Д. С., Картины Яна Фейта и мастеров его круга в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в сборнике: Сообщения Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в. 5, М., 1975.

Фейхоа

Фейхоа (йен. Feijoa)

акка (Асса), род кустарниковых вечнозелёных растений семейства миртовых. Известно 3 вида в субтропических районах Южной Америки, из них в культуре 1 вид - Ф. Селлова (F. sellowiana), в Европе - с конца 19 в. Возделывается во многих странах с субтропическим климатом; в СССР - в Зап. Грузии, районе Сочи, на Южном берегу Крыма. Кустарник высотой до 3 м с раскидистой густой кроной. Листья супротивные, цельные, короткоэллиптические, снизу серебристо-опушенные, с ароматическими желёзками. Цветки пазушные, одиночные, парные или в соцветиях, обоеполые, с пунцовыми или розовыми тычинками. Цветение начинается в мае и продолжается около 2 мес. Плоды - тёмно-зелёные ягоды длиной 4-7 см, шириной 3-5 см, с восковым налётом; мякоть плотная, сочная, кисло-сладкая, с запахом земляники и ананаса; созревают в октябре - ноябре. В плодах (в %): 5,12-10,46 сахаров, 1,5-3,6 яблочной кислоты, около 2,5 пектина, 2,06-3,9 мг йода в 1 кг. Плоды используют в свежем и переработанном (варенье, вино и др.) виде; хранятся не более месяца. Взрослые растения выдерживают температуру до -12 °С, устойчивы против засухи, не выносят избытка извести и влаги в почве. В СССР выведены урожайные высококачественные сорта: № 89-ВИР, Никитский ароматный, Крымский ранний и др. Ф. размножается семенами, черенками, прививкой; начинает плодоносить на 4-5-й год. Урожайность около 10 т с 1 га. Ф. Селлова применяется для озеленения парков.

Лит.: Екимов В. П., Субтропическое плодоводство, М., 1955; Жуковский П. М., Культурные растения и их сородичи, 3 изд., Л., 1971.

А. Д. Александров.

Фейхоа: 1 - ветвь с цветками; 2 - цветок; 3 - плод.

Фейхоа: 1 - ветвь с цветками; 2 - цветок; 3 - плод.

Фейхтвангер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фейхтвангер Лион

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фекалии

Фекалии (от лат. faex, родительный падеж faecis - отбросы)

фекальные удобрения, Органические удобрения, состоящие из мочи и кала человека. Содержат примерно 7% сухих веществ, в том числе 1,1% N, 0,26% P2O5, 0,22% К2О. Входят в состав бытовых сточных вод (См. Сточные воды). Ф. применяют в качестве основного удобрения (в виде пудрета, получаемого обработкой Ф. хлором и сушкой) под кормовые культуры, коноплю, картофель (запрещено использовать под ягодные и овощные культуры), для приготовления компостов (См. Компосты).

Фекете

Фекете (Fekete)

Лайош (Людвиг) (22.10.1891-16.5.1969), венгерский турколог, специалист в области тур. истории, палеографии, дипломатики и археологии, действительный член Венгерской АН (1946). Профессор Будапештского университета (с 1940). Изучая архивы Турции и Венгрии, Ф. одним из первых составил методику чтения и классификации тур. архивных документов. Его труды стали классическим руководством по тур. палеографии как в Европе, так и в Турции. Премия им. Кошута.

Соч.: Einführung in die osmanisch - türkische Diplomatik der türkischen Botmässigkeit in Ungarn, Bdpst, 1926; Über Archivalien und Archivwesen in der Turkei, «Acta orientalia hungarica», 1953, t. 3, füz. 3; в рус. пер. - Торговля в Буде в период турецкого господства во второй пол. XVI в., в сборнике: Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы, т. 1, М., 1964.

Фекете Лайош

Фекете (Fekete) Лайош (Людвиг) (22.10.1891√16.5.1969), венгерский турколог, специалист в области тур. истории, палеографии, дипломатики и археологии, действительный член Венгерской АН (1946). Профессор Будапештского университета (с 1940). Изучая архивы Турции и Венгрии, Ф. одним из первых составил методику чтения и классификации тур. архивных документов. Его труды стали классическим руководством по тур. палеографии как в Европе, так и в Турции. Премия им. Кошута.

Соч.: Einführung in die osmanisch √ türkische Diplomatik der türkischen Botmässigkeit in Ungarn, Bdpst, 1926; Über Archivalien und Archivwesen in der Turkei, «Acta orientalia hungarica», 1953, t. 3, füz. 3; в рус. пер. √ Торговля в Буде в период турецкого господства во второй пол. XVI в., в сборнике: Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы, т. 1, М., 1964.

Фелео

Фелео (Feleo)

Хуан (1.5.1896, Санта-Роса, провинции Нуэва-Эсиха, - 24.8.1946), деятель рабочего и крестьянского движения на Филиппинах. Учитель. В 1917 основал Союз арендаторов в провинции Нуэва-Эсиха. В 1922-24 заместитель председателя Национальной конфедерации издольщиков и с.-х. рабочих, в 1924-1931 заместитель председателя Национальной конфедерации крестьян, в 1945-46 заместитель председателя Национального крестьянского союза. Ф. - один из основателей компартии Филиппин (1930), бессменный член Политбюро её ЦК. Во время 2-й мировой войны 1939-45 боролся против японских оккупантов в рядах Хукбалахап, в 1945 был губернатором провинции Нуэва-Эсиха. В 1945-46 входил в Исполком Демократического альянса как представитель Национального крестьянского союза. Убит наёмниками помещичьей реакции.

Лит.: Жизнь, отданная борьбе, 2 изд., М., 1966, с. 533-40.

Фелео Хуан

Фелео (Feleo) Хуан (1.5.1896, Санта-Роса, провинции Нуэва-Эсиха, √ 24.8.1946), деятель рабочего и крестьянского движения на Филиппинах. Учитель. В 1917 основал Союз арендаторов в провинции Нуэва-Эсиха. В 1922√24 заместитель председателя Национальной конфедерации издольщиков и с.-х. рабочих, в 1924√1931 заместитель председателя Национальной конфедерации крестьян, в 1945√46 заместитель председателя Национального крестьянского союза. Ф. √ один из основателей компартии Филиппин (1930), бессменный член Политбюро её ЦК. Во время 2-й мировой войны 1939√45 боролся против японских оккупантов в рядах Хукбалахап, в 1945 был губернатором провинции Нуэва-Эсиха. В 1945√46 входил в Исполком Демократического альянса как представитель Национального крестьянского союза. Убит наёмниками помещичьей реакции.

Лит.: Жизнь, отданная борьбе, 2 изд., М., 1966, с. 533√40.

Фелибры

Фелибры (прованс. felibres, происхождение и первоначальное значение слова неизвестно)

представители литературного движения, ставившего своей целью возрождение и развитие литературы на провансальском языке. Движение возникло и развивалось в южных областях Франции под влиянием литературного и исторического романтизма. В 1854 во главе с Ж. Руманилем (См. Руманиль) и Ф. Мистралем (См. Мистраль) учредилось общество поэтов-Ф., которое в 1876 приняло особый устав; оно проводило литературные конкурсы и конгрессы, выпускало периодические издания. Смысл своей деятельности Ф. видели в защите провансальской культуры и литературы, которая представлялась им преемницей поэзии трубадуров (См. Трубадуры). Основная историческая заслуга Ф. - в создании литературной нормы провансальского языка (См. Провансальский язык). Признание, которое получило творчество отдельных Ф. (прежде всего Мистраля, Т. Обанеля (См. Обанель)), ввело новопровансальскую литературу в европейский культурный обиход, заложив основу, на которой развивается современная Провансальская литература.

Лит.: Драгоманов М., Новокельтское и провансальское движение во Франции, «Вестник Европы», 1875, кн. 8-9; Lafont R., Anatole Ch., Nouvelle histoire de la litterature occitane, t. 2, P., 1970.

Н. В. Котрелев.

Фелинг

Фелинг (Fehiing)

Герман (9.6.1812, Любек, - 1.7.1885, Штутгарт), немецкий химик-органик и технолог. В 1837 окончил Гейдельбергский университет и работал в лаборатории Ю. Либиха в Гисене. С 1839 профессор высшей технической школы в Штутгарте. Ф. изучал многоосновные органические кислоты, получил паральдегид (1838), бензонитрил и сукцинимид (1844). В 1850 предложил реактив (см. Фелинга реактив) для определения простых Сахаров (моносахаридов). В области технической химии занимался изучением минеральных вод, дубильных веществ, процессов хлебопечения и др. Ф. участвовал в обработке ряда разделов книги Г. Кольбе «Учебник органической химии» (3 тт., 1854-77), был редактором (с 1871) известного руководства «Новый настольный химический словарь».

Фелинг Герман

Фелинг (Fehiing) Герман (9.6.1812, Любек, √ 1.7.1885, Штутгарт), немецкий химик-органик и технолог. В 1837 окончил Гейдельбергский университет и работал в лаборатории Ю. Либиха в Гисене. С 1839 профессор высшей технической школы в Штутгарте. Ф. изучал многоосновные органические кислоты, получил паральдегид (1838), бензонитрил и сукцинимид (1844). В 1850 предложил реактив (см. Фелинга реактив) для определения простых Сахаров (моносахаридов). В области технической химии занимался изучением минеральных вод, дубильных веществ, процессов хлебопечения и др. Ф. участвовал в обработке ряда разделов книги Г. Кольбе «Учебник органической химии» (3 тт., 1854√77), был редактором (с 1871) известного руководства «Новый настольный химический словарь».

Фелинга реактив

Фелинга реактив - фелингова жидкость, смесь равных объёмов 7%-ного раствора сульфата меди и 34,6%-ного раствора сегнетовой соли в 10%-ном растворе едкого натра. Применяется для качественного и количественного определения альдегидов жирного ряда и в особенности моносахаридов. Действие Ф. р. основано на восстановлении иона двухвалентной меди до одновалентной за счёт окисления альдегидных групп исследуемых соединений. При этом на холоде выпадает оранжево-жёлтый осадок гидрата закиси меди СuОН, а при нагревании - красный осадок закиси меди СuO. Предложен в 1850 нем. химиком Г. Фелингом.

Фелипе

Фелипе Камино Галисия (Felipe Camino Galicia) Леон (11.4.1884, Табара, провинции Самора, - декабрь 1968, Мехико), испанский поэт. В сборнике «Стихи и молитвы путника» (ч. 1-2, 1920-30) ощущалось влияние символизма. Ненавистью к социальной несправедливости пронизаны сборники «Знак отличия» (1938), «Испанец исхода и плача» (1939), «Великая ответственность» (1940), «Завоюешь свет» (1953). В книге «О, эта старая разбитая скрипка» (1965) гражданский пафос и непримиримость к фашизму сочетаются с мотивами трагического одиночества.

Соч.: Obrascompletas, В. Aires, 1963; Antología. у homenaje, Méx., 1967; в рус. пер. - [Стихи], в сборнике: Современная испанская поэзия, М., 1963; [Стихи], «Иностранная литература», 1964, № 12; [Стихи], там же, 1971, № 2.

Лит.: Rius L., León Felipe, poeta de barro, Méx., [1968].

Фелипе Камино Галисия

Фелипе, Фелипе Камино Галисия (Felipe Camino Galicia) Леон (11.4.1884, Табара, провинции Самора, √ декабрь 1968, Мехико), испанский поэт. В сборнике «Стихи и молитвы путника» (ч. 1√2, 1920√30) ощущалось влияние символизма. Ненавистью к социальной несправедливости пронизаны сборники «Знак отличия» (1938), «Испанец исхода и плача» (1939), «Великая ответственность» (1940), «Завоюешь свет» (1953). В книге «О, эта старая разбитая скрипка» (1965) гражданский пафос и непримиримость к фашизму сочетаются с мотивами трагического одиночества.

Соч.: Obrascompletas, В. Aires, 1963; Antología. у homenaje, Méx., 1967; в рус. пер. √ [Стихи], в сборнике: Современная испанская поэзия, М., 1963; [Стихи], «Иностранная литература», 1964, № 12; [Стихи], там же, 1971, № 2.

Лит.: Rius L., León Felipe, poeta de barro, Méx., [1968].

Феллахи

Феллахи (араб. фаллах - крестьянин, земледелец, от фалаха - обрабатывать землю, пахать)

в араб. странах сельское оседлое (в отличие от бедуинов (См. Бедуины)-кочевников) население, занятое земледелием.

Феллема

Феллема (от греч. phellos - пробковое дерево, пробка)

вторичная покровная ткань растений, составляющая наружную часть перидермы (См. Перидерма), то же, что Пробка.

Феллер

Феллер (Feller)

Уильям (Вильям) (7.7.1906, Загреб, - 14.1.1970, Нью-Йорк), американский математик, член Национальной АН США. Окончил Загребский университет (1925). Доктор философии Гёттингенского университета (1926). С 1950 профессор Принстонского университета (США). Основные научные труды относятся к теории вероятностей и её приложениям (в генетике, физике, экономике). Получил ряд первостепенных результатов в области предельных теорем теории вероятностей и теории диффузных случайных процессов. Автор получившего мировое признание учебника по теории вероятностей.

Соч. в рус. пер.: Введение в теорию вероятностей и её приложения, 2 изд., т. 1-2, М., 1967.

Лит.: Cramer H., William Feller; «Revue de I'lnstitut international de statistique», 1970, v. 38, № 3, p. 435-36.

Феллер Уильям

Феллер (Feller) Уильям (Вильям) (7.7.1906, Загреб, √ 14.1.1970, Нью-Йорк), американский математик, член Национальной АН США. Окончил Загребский университет (1925). Доктор философии Гёттингенского университета (1926). С 1950 профессор Принстонского университета (США). Основные научные труды относятся к теории вероятностей и её приложениям (в генетике, физике, экономике). Получил ряд первостепенных результатов в области предельных теорем теории вероятностей и теории диффузных случайных процессов. Автор получившего мировое признание учебника по теории вероятностей.

Соч. в рус. пер.: Введение в теорию вероятностей и её приложения, 2 изд., т. 1√2, М., 1967.

Лит.: Cramer H., William Feller; «Revue de I'lnstitut international de statistique», 1970, v. 38, № 3, p. 435√36.

Феллини

Феллини (Fellini)

Федерико (р. 20.1.1920, Римини), итальянский кинорежиссёр и сценарист. В кино с 1942, вначале как автор сюжетов и сценариев; участвовал в создании неореалистического фильма «Рим - открытый город» (1945) и др. Первые режиссёрские работы (автор либретто и соавтор сценария) - «Белый шейх» (1952), «Маменькины сынки» (1953). Картина «Дорога» (1954, в сов. прокате «Они бродили по дорогам») принесла Ф. и исполнительнице главной роли Дж. Мазине (См. Мазина) мировую известность. Этот фильм-притча, где особенно ярко прозвучала характерная для режиссёра тема разобщённости людей в буржуазном обществе. «Ночи Кабирии» (1956) и последующие картины Ф. обладают большой силой эмоционального воздействия, отражают контрасты современного западного мира, глубоко и тонко раскрывают сущность человеческой психологии. Одновременно в ряде его фильмов подчас прорываются иррациональные, религиозные мотивы, ноты всепрощения. Иногда их формы условно усложнены, преобладает абстрактный подход к действительности. Наиболее социально заострён фильм «Сладкая жизнь» (1959). Среди работ: «Восемь с половиной» (1962, Главная премия 3-го Международного кинофестиваля в Москве), «Джульетта и духи» (1965), экранизация романа Петрония «Сатирикон» (1969), «Клоуны» (1970, телефильм), «Рим» (1972). В 1974 Ф. по повести, созданной совместно с Т. Гуэрра, поставил фильм «Амаркорд» («Я вспоминаю»), в котором особенно проявились автобиографические мотивы, вообще присущие творчеству режиссёра. Впервые его картина носит такую чёткую политическую окраску - средствами сатиры беспощадно разоблачает итальянский фашизм, его жестокость, демагогическую пропаганду. Работы Ф. удостоены премий многих международных фестивалей.

Соч.: Амаркорд, [пер, с итал.], «Искусство кино», 1976, № 3-4 (совм. с Т. Гуэрра).

Лит.: Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания, [пер. с итал., М., 1968].

Г. Д. Богемский.

Кадр из фильма «Восемь с половиной». 1962. Реж. Ф. Феллини.

Кадр из фильма «Восемь с половиной». 1962. Реж. Ф. Феллини.

Ф. Феллини.

Ф. Феллини.

Феллини Федерико

Феллини (Fellini) Федерико (р. 20.1.1920, Римини), итальянский кинорежиссёр и сценарист. В кино с 1942, вначале как автор сюжетов и сценариев; участвовал в создании неореалистического фильма «Рим √ открытый город» (1945) и др. Первые режиссёрские работы (автор либретто и соавтор сценария) √ «Белый шейх» (1952), «Маменькины сынки» (1953). Картина «Дорога» (1954, в сов. прокате «Они бродили по дорогам») принесла Ф. и исполнительнице главной роли Дж. Мазине мировую известность. Этот фильм-притча, где особенно ярко прозвучала характерная для режиссёра тема разобщённости людей в буржуазном обществе. «Ночи Кабирии» (1956) и последующие картины Ф. обладают большой силой эмоционального воздействия, отражают контрасты современного западного мира, глубоко и тонко раскрывают сущность человеческой психологии. Одновременно в ряде его фильмов подчас прорываются иррациональные, религиозные мотивы, ноты всепрощения. Иногда их формы условно усложнены, преобладает абстрактный подход к действительности. Наиболее социально заострён фильм «Сладкая жизнь» (1959). Среди работ: «Восемь с половиной» (1962, Главная премия 3-го Международного кинофестиваля в Москве), «Джульетта и духи» (1965), экранизация романа Петрония «Сатирикон» (1969), «Клоуны» (1970, телефильм), «Рим» (1972). В 1974 Ф. по повести, созданной совместно с Т. Гуэрра, поставил фильм «Амаркорд» («Я вспоминаю»), в котором особенно проявились автобиографические мотивы, вообще присущие творчеству режиссёра. Впервые его картина носит такую чёткую политическую окраску √ средствами сатиры беспощадно разоблачает итальянский фашизм, его жестокость, демагогическую пропаганду. Работы Ф. удостоены премий многих международных фестивалей.

Соч.: Амаркорд, [пер, с итал.], «Искусство кино», 1976, № 3√4 (совм. с Т. Гуэрра).

Лит.: Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания, [пер. с итал., М., 1968].

Г. Д. Богемский.

Феллоген

Феллоген (от греч. phellos - пробка и ...ген (См. …ген))

пробковый камбий, вторичная образовательная ткань растений, состоящая из вакуолизированных тонкостенных паренхимных клеток. Делясь тангентальными (параллельными поверхности органа) перегородками, клетки Ф. наружу откладывают клетки пробки (См. Пробка), внутрь - клетки феллодермы (См. Феллодерма). Ф. и его производные составляют перидерму. В стеблях ивы, яблони Ф. закладывается в эпидермисе, у бузины, ясеня - в субэпидермальном слое, у смородины и лиственницы - в первичной коре, у винограда - в центральном цилиндре; в корнях хвойных и двудольных - в сохраняющих способность к делению клетках перицикла, расположенного вокруг проводящих тканей. Глубокое заложение Ф. во вторичной флоэме древесных растений и развитие внутренних перидерм - причина образования корки (См. Корка).

Феллодерма

Феллодерма (от греч. phellos - пробка и derma - кожа)

внутренний слой перидермы растений, возникающий вследствие деления клеток Феллогена в тангентальном (параллельном поверхности органа) направлении. По форме клетки Ф. напоминают клетки феллогена, по строению оболочек и содержимому они сходны с паренхимными клетками первичной коры или лубяной паренхимы, но в отличие от них всегда располагаются радиальными рядами. В корнях со вторичным утолщением (например, у сосны) Ф. часто разрастается, превращаясь в запасающую ткань.

Феллоид

Феллоид (от греч. phellos - пробка и eidos - вид)

пробковидные клетки, слои клеток в пробковой ткани растений, оболочки которых в той или иной степени одревесневают, но не пропитываются Суберином. Внешне сходны с клетками пробки; присутствие Ф. можно обнаружить по фиолетовому окрашиванию после кипячения среза в смеси крепкой азотной кислоты с бертоллетовой солью и последующей обработки хлор-цинкиодом (пробка цвета не изменяет).

Фелнер

Фелнер (Fellner)

Уильям (р. 31.5.1905, Будапешт), американский экономист. Получил образование в университетах Будапешта, Берлина, в Технологическом институте в Цюрихе. Преподаватель и профессор экономики Калифорнийского университета (1939-52), профессор Иельского университета (с 1952). Был экономическим консультантом ряда правительственных учреждений.

Работы в области теории денежного обращения, монополистической конкуренции, экономического роста. Применяя положения теории игр к анализу поведения нескольких монополистов на рынке, считал, что ценообразование монополий диктуется стремлением к максимизации совокупной отраслевой прибыли, а затем корректируется конкуренцией. Исследуя структуру монополистического рынка в отрыве от важнейших факторов (производственных, социальных, финансовых и пр.), Ф. тем самым снимал проблему обострения противоречий современного капитализма. Полагал, что экономический рост зависит от явлений чисто психологического характера - совпадения ожидания доходов с планами инвестиционной деятельности предпринимателей, связывал его с эффективным контролем денежного обращения. Концепция Ф. объективно направлена на апологию капитализма.

Соч.: Atreatise on war inflation, Los Ang., 1942; Monetary policies and full employment, Hamden, 1966: Competition among the few, N. Y., 1949; Trends and cycles in economic activity, L., [1956]; Emergence and content of modern economic analysis, N. Y., 1960; Fiscal and debt management policies, N. Y., [1963] (соавтор); Probability and profit, Homewood (III.), 1965.

Г. Г. Абрамишвили.

Фелнер Уильям

Фелнер (Fellner) Уильям (р. 31.5.1905, Будапешт), американский экономист. Получил образование в университетах Будапешта, Берлина, в Технологическом институте в Цюрихе. Преподаватель и профессор экономики Калифорнийского университета (1939√52), профессор Иельского университета (с 1952). Был экономическим консультантом ряда правительственных учреждений.

Работы в области теории денежного обращения, монополистической конкуренции, экономического роста. Применяя положения теории игр к анализу поведения нескольких монополистов на рынке, считал, что ценообразование монополий диктуется стремлением к максимизации совокупной отраслевой прибыли, а затем корректируется конкуренцией. Исследуя структуру монополистического рынка в отрыве от важнейших факторов (производственных, социальных, финансовых и пр.), Ф. тем самым снимал проблему обострения противоречий современного капитализма. Полагал, что экономический рост зависит от явлений чисто психологического характера √ совпадения ожидания доходов с планами инвестиционной деятельности предпринимателей, связывал его с эффективным контролем денежного обращения. Концепция Ф. объективно направлена на апологию капитализма.

Соч.: Atreatise on war inflation, Los Ang., 1942; Monetary policies and full employment, Hamden, 1966: Competition among the few, N. Y., 1949; Trends and cycles in economic activity, L., [1956]; Emergence and content of modern economic analysis, N. Y., 1960; Fiscal and debt management policies, N. Y., [1963] (соавтор); Probability and profit, Homewood (III.), 1965.

Г. Г. Абрамишвили.

Фелпс

I (Phelps)

Антони (р. 1928, Порто-Пренс), гаитянский поэт. Пишет на франц. языке. Образование получил в Канаде и США. Первые сборники Ф. «Лето» (1960), «Присутствие» (1961), «Сияние тишины» (1962) отмечены интеллектуализмом и некоторой камерностью. Позднее Ф., как и другие передовые поэты Гаити, выразил возмущение прогрессивных сил против террора диктатора Дювалье. В 1964, после недолгого тюремного заключения, эмигрировал в Канаду. Монреалю посвящена поэма «Четыре стороны света» (1964). В сборнике «Ты, страна моя» (1968) Ф. создал трагический и лирический образ прекрасной страны, задавленной нищетой, но хранящей память о героическом прошлом и надежду на освобождение. Свободный стих Ф. сложен, ритмически многообразен. Автор пьес и романа о современном Гаити «Минус бесконечность» (1973, рус. пер. 1975).

Соч. в рус. пер.: [Стихи], «Иностранная литература», 1963, № 3; [Две поэмы и стихи], в сборнике: Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити, [послесл. Е. Гальпериной, М., 1968].

Лит.: Ваксмахер М., Начинается время надежды, «Иностранная литература», 1969, № 11; Гальперина Е., Минус бесконечность - трагедия Гаити, «Иностранная литература», 1974, № 1.

Е. Л. Гальперина.

II (Phelps)

Сэмюэл (13.2.1804, Девонпорт, - 6.11.1878, Куперсейл), английский актёр и режиссёр. В 1837 впервые выступил в театре «Хеймаркет» (Лондон), где позднее исполнял заглавные роли в пьесах У. Шекспира - «Венецианский купец», «Гамлет», «Отелло», «Ричард III», «Король Лир», выступал в комедиях этого драматурга - Фальстаф («Виндзорские проказницы»), Мальволио («Двенадцатая ночь») и др. Игра Ф. отличалась простотой, естественностью, мастерством перевоплощения. В 1844-62 руководил театром «Сэдлерс-Уэллс». Поставил почти все пьесы Шекспира. Ф. был одним из крупнейших английских режиссёров 19 в. Его творчество имело большое значение для формирования реалистических принципов в английском режиссёрском искусстве, утверждало воспитательную роль театра. Ф. опубликовал под своей редакцией 2-томное издание пьес Шекспира (1852-54).

Лит..: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 3, М., 1963; Phelps W. М., Forbes-Robertson J., Life and work of Samuel Phelps, L., 1886: Sprague A. C., Shakespeare and the actors, Cambr. (Mass.), 1945.

Ф. М. Крымко.

Фелпс Антони

Фелпс (Phelps) Антони (р. 1928, Порто-Пренс), гаитянский поэт. Пишет на франц. языке. Образование получил в Канаде и США. Первые сборники Ф. «Лето» (1960), «Присутствие» (1961), «Сияние тишины» (1962) отмечены интеллектуализмом и некоторой камерностью. Позднее Ф., как и другие передовые поэты Гаити, выразил возмущение прогрессивных сил против террора диктатора Дювалье. В 1964, после недолгого тюремного заключения, эмигрировал в Канаду. Монреалю посвящена поэма «Четыре стороны света» (1964). В сборнике «Ты, страна моя» (1968) Ф. создал трагический и лирический образ прекрасной страны, задавленной нищетой, но хранящей память о героическом прошлом и надежду на освобождение. Свободный стих Ф. сложен, ритмически многообразен. Автор пьес и романа о современном Гаити «Минус бесконечность» (1973, рус. пер. 1975).

Соч. в рус. пер.: [Стихи], «Иностранная литература», 1963, № 3; [Две поэмы и стихи], в сборнике: Взорванное молчание. Современная поэзия Гаити, [послесл. Е. Гальпериной, М., 1968].

Лит.: Ваксмахер М., Начинается время надежды, «Иностранная литература», 1969, № 11; Гальперина Е., Минус бесконечность √ трагедия Гаити, «Иностранная литература», 1974, № 1.

Е. Л. Гальперина.

Фелпс Сэмюэл

Фелпс (Phelps) Сэмюэл (13.2.1804, Девонпорт, √ 6.11.1878, Куперсейл), английский актёр и режиссёр. В 1837 впервые выступил в театре «Хеймаркет» (Лондон), где позднее исполнял заглавные роли в пьесах У. Шекспира √ «Венецианский купец», «Гамлет», «Отелло», «Ричард III», «Король Лир», выступал в комедиях этого драматурга √ Фальстаф («Виндзорские проказницы»), Мальволио («Двенадцатая ночь») и др. Игра Ф. отличалась простотой, естественностью, мастерством перевоплощения. В 1844√62 руководил театром «Сэдлерс-Уэллс». Поставил почти все пьесы Шекспира. Ф. был одним из крупнейших английских режиссёров 19 в. Его творчество имело большое значение для формирования реалистических принципов в английском режиссёрском искусстве, утверждало воспитательную роль театра. Ф. опубликовал под своей редакцией 2-томное издание пьес Шекспира (1852√54).

Лит..: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 3, М., 1963; Phelps W. М., Forbes-Robertson J., Life and work of Samuel Phelps, L., 1886: Sprague A. C., Shakespeare and the actors, Cambr. (Mass.), 1945.

Ф. М. Крымко.

Фёльгена реакция

Фёльгена реакция - способ гистохимического выявления дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в клетках животных и растительных организмов, а также у бактерий. Ф. р. предложена в 1924 нем. химиком Р. Фёльгеном (R. Feulgen). Состоит из двух этапов. Сначала проводят кислотный гидролиз (обычно 8-12 мин), в результате которого отщепляются азотистые основания и образуются альдегидные группы. Затем препараты помещают в светло-желтый реактив Шиффа (фуксинсернистая кислота), связывающий эти группы. По образующемуся при таком взаимодействии красно-фиолетовому продукту реакции судят о наличии ДНК. Ф. р. возможна после применения любого фиксатора (кроме жидкости Буэна, содержащей пикриновую кислоту). Ф. р. используют для количественного определения ДНК (см. Цитофотометрия). Имеются разные модификации Ф. р. для выявления локализации и структуры ДНК на электронно-микроскопическом уровне.

Фельдмаршал

Фельдмаршал (нем. Feidmarschall)

высшее воинское звание в сухопутных войсках некоторых государств. См. Генерал-фельдмаршал.

Фельдсвязь

Фельдсвязь - фельдъегерская связь, один из способов связи, заключающийся в пересылке важных, преимущественно секретных, документов через специальных военных курьеров (фельдъегерей (См. Фельдъегерь)). Ф. сначала была введена в армиях (в России с конца 18 в.), а затем стала применяться и в гражданских органах управления.

Фельдфебель

Фельдфебель (нем. Feldwebel)

в русской и некоторых иностранных армиях звание старшего из Унтер-офицеров (кроме кавалерии), являвшегося непосредственным помощником командира роты (батареи) по административным и хозяйственным вопросам и его заместителем в отсутствие офицеров.

Фельдшер

Фельдшер [нем. Feldscher, от Feldscherer, первоначально - полевой цирюльник, хирург, от Feld - поле (боя) и Scherer - цирюльник], медицинский работник со средним образованием. В СССР в городских и районных лечебно-профилактических учреждениях Ф. - помощник врача и работает под его руководством. В сельской местности (на фельдшерско-акушерском пункте (См. Фельдшерско-акушерский пункт)) Ф. самостоятельно оказывает медицинскую доврачебную (стационарную и амбулаторную) помощь, ведёт профилактическую и санитарно-противоэпидемическую работу. Подготовка Ф. проводится в медициских училищах.

Фельдшер и акушерка

Фельдшер и акушерка («Фе́льдшер и акуше́рка»,)

ежемесячный научно-практический медицинский журнал; орган министерства здравоохранения СССР и министерства здравоохранения РСФСР. Издаётся с 1906. Предназначен для повышения квалификации фельдшеров и акушерок, преимущественно самостоятельно работающих в сельской местности. Тираж (1976) свыше 280 тыс. экз.

Фельдшерско-акушерский пункт

Фельдшерско-акушерский пункт - медицинское учреждение, являющееся первичным (доврачебным) звеном здравоохранения в сельской местности. Входит в состав сельского врачебного участка и осуществляет под руководством сельской участковой больницы лечебно-профилактические и санитарно-противоэпидемические мероприятия на определённой территории. В штат входят Фельдшер (заведующий), Акушерка и санитарка. Ф.-а. п. находится на бюджете сельсовета.

Фельдшпатиды

Фельдшпатиды (от нем. Feldspat - полевой шпат и греч. eidos - вид)

группа щелочных породообразующих минералов (алюмосиликатов), недосыщенных по сравнению с полевыми шпатами (См. Полевые шпаты) кремнекислотой. Для Ф. характерно вхождение в структуру добавочных анионов (Cl-, CO32-, SO42-, S2-, иногда H2O).

В щелочных и некоторых основных горных породах играют роль заместителей полевых шпатов. Главные минералы: нефелин, лейцит, содалит, нозеан, гаюин, канкринит, анальцим и др.

Фельдъегерь

Фельдъегерь (нем. Feidjager)

военный или правительственный курьер для доставки важных, преимущественно секретных, документов.

Фельетон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фельзенштейн

Фельзенштейн (Felsenstein)

Вальтер (30.5.1901, Вена, - 8.10.1975, Берлин), режиссёр и актёр. По национальности австриец. Работал в театрах Германии как актёр и режиссёр (с 1923). В 1927-32 и 1938-40 - в Швейцарии. Большой успех имела его постановка оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса (Франкфурт-на-Майне). Поставил в Цюрихе ряд спектаклей, в том числе оперу «Саломея» Р. Штрауса под управлением автора. С 1947 руководил основанной им в Берлине «Комише опер» (ГДР), где создал свыше 25 спектаклей. Ф. - крупнейший новатор оперного театра, стремившийся к органическому слиянию музыки и сценического действия. Реалистические реформаторские устремления Ф. близки принципам оперной режиссуры К. С. Станиславского. Широкое признание получили его спектакли «Кармен» Бизе (в 1969 также в московском Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко), «Волшебная флейта» Моцарта, «Лисичка-плутовка» Яначека, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Проданная невеста» Сметаны, «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, «Отелло» Верди. Член немецкой Академии искусств в Берлине (1951, с 1956 её вице-президент), почётный доктор университета им. Гумбольдта (Берлин, 1961) и Пражского университета (1962). Неоднократно приезжал в СССР вместе с труппой «Комише опер». Национальная премия ГДР (1950, 1951,1956, 1960, 1970).

Лит.: Сабинина М., Вальтер Фельзенштейн и его театр, «Музыкальная жизнь», 1965, № 10.

О. Т. Леонтьева.

Фельзенштейн Вальтер

Фельзенштейн (Felsenstein) Вальтер (30.5.1901, Вена, √ 8.10.1975, Берлин), режиссёр и актёр. По национальности австриец. Работал в театрах Германии как актёр и режиссёр (с 1923). В 1927√32 и 1938√40 √ в Швейцарии. Большой успех имела его постановка оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса (Франкфурт-на-Майне). Поставил в Цюрихе ряд спектаклей, в том числе оперу «Саломея» Р. Штрауса под управлением автора. С 1947 руководил основанной им в Берлине «Комише опер» (ГДР), где создал свыше 25 спектаклей. Ф. √ крупнейший новатор оперного театра, стремившийся к органическому слиянию музыки и сценического действия. Реалистические реформаторские устремления Ф. близки принципам оперной режиссуры К. С. Станиславского. Широкое признание получили его спектакли «Кармен» Бизе (в 1969 также в московском Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко), «Волшебная флейта» Моцарта, «Лисичка-плутовка» Яначека, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Проданная невеста» Сметаны, «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева, «Отелло» Верди. Член немецкой Академии искусств в Берлине (1951, с 1956 её вице-президент), почётный доктор университета им. Гумбольдта (Берлин, 1961) и Пражского университета (1962). Неоднократно приезжал в СССР вместе с труппой «Комише опер». Национальная премия ГДР (1950, 1951,1956, 1960, 1970).

Лит.: Сабинина М., Вальтер Фельзенштейн и его театр, «Музыкальная жизнь», 1965, № 10.

О. Т. Леонтьева.

Фельзит

Фельзит (нем. Felsit)

мелкозернистая основная масса кислых эффузивных пород, состоящая из калиевого полевого шпата (ортоклаза) и кварца, иногда кислого плагиоклаза и темноцветных минералов (пироксена, биотита и др.). Ф. - продукт перекристаллизации вулканического стекла (См. Вулканическое стекло) в процессе диагенеза и начального метаморфизма. Ф. характерен для палеотипных пород (См. Палеотипные породы), кварцевых порфиров, кератофиров, ортофиров. Иногда термин «Ф.» подчёркивается в названии породы (например, фельзодацит, фельзофир).

Фельзитовая структура

Фельзитовая структура - микрокристаллическая структура основной массы кислых эффузивов, состоящей из мельчайших кристаллических образований (зёрен, волокон и т.д.) и тонкораспределённого стекловатого материала. Наиболее часто встречается в кварцевых порфирах и кварцевых порфиритах.

Фельтен

Юрий Матвеевич (1730 или 1732, Петербург, - 1801, там же), русский архитектор. Учился в Петербурге при АН (1740-45), в Тюбингене, а также в Штутгарте и Берлине (1745-1750), затем вновь в Петербурге у архитектора И. Я. Шумахера. С 1754 работал у В. В. Растрелли (с 1760 - один из его главных помощников, в том числе по постройке Зимнего дворца (См. Зимний дворец) в Петербурге). С 1762 главный архитектор «Канцелярии от строений» (См. Канцелярия от строений). Профессор петербургской АХ (с 1772; в 1789-94 - директор). Член-корреспондент Королевской академии архитектуры в Париже (с 1783). В собственных работах выступал как представитель раннего рус. классицизма [бывший Александровский институт (1765-75), церкви Екатерины (1768-1771) и Анны (1775-79), Старый Эрмитаж (1771-87), перестройка интерьеров Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец; 1770-е гг., в том числе Тронного зала). В некоторых постройках Ф. проявилось увлечение готикой (Чесменский дворец, 1774-77, с церковью, 1777-80, в Петербурге). Проектировал набережные (с 1760-х гг.) и решётку Летнего сада (См. Летний сад) (совместно с архитектором П. Е. Егоровым, 1771-1784) в Петербурге.

Ю. М. Фельтен. Здание Старого Эрмитажа в Ленинграде. 1771-87.

Ю. М. Фельтен. Здание Старого Эрмитажа в Ленинграде. 1771-87.

Фельтен Юрий Матвеевич

Фельтен Юрий Матвеевич (1730 или 1732, Петербург, √ 1801, там же), русский архитектор. Учился в Петербурге при АН (1740√45), в Тюбингене, а также в Штутгарте и Берлине (1745√1750), затем вновь в Петербурге у архитектора И. Я. Шумахера. С 1754 работал у В. В. Растрелли (с 1760 √ один из его главных помощников, в том числе по постройке Зимнего дворца в Петербурге). С 1762 главный архитектор «Канцелярии от строений». Профессор петербургской АХ (с 1772; в 1789√94 √ директор). Член-корреспондент Королевской академии архитектуры в Париже (с 1783). В собственных работах выступал как представитель раннего рус. классицизма [бывший Александровский институт (1765√75), церкви Екатерины (1768√1771) и Анны (1775√79), Старый Эрмитаж (1771√87), перестройка интерьеров Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец; 1770-е гг., в том числе Тронного зала). В некоторых постройках Ф. проявилось увлечение готикой (Чесменский дворец, 1774√77, с церковью, 1777√80, в Петербурге). Проектировал набережные (с 1760-х гг.) и решётку Летнего сада (совместно с архитектором П. Е. Егоровым, 1771√1784) в Петербурге.

Фельяны

Фельяны - вернее фейяны (франц. feuillants), члены политического клуба в Париже, основанного в июле 1791, во время Великой французской революции. Название получили по месту своих заседаний - в помещении, ранее принадлежавшем монашескому ордену фельянов (полное наименование клуба - «Общество друзей конституции, заседающее у фельянов»). Клуб Ф. образовали представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства, вышедшие из состава Якобинского клуба после принятия им 16 июля 1791 петиции с требованием низложения короля. Руководящую роль среди Ф. играли А. Барнав, А. Ламет, А. Дюпор. В открытом 1 октября 1791 Законодательного собрании Ф., составившие его правое крыло, заняли господствующее положение. Представляя интересы крупной буржуазии, они выступали против республики, за упрочение конституционной монархии в рамках цензовой конституции 1791. После свержения 10 августа 1792 монархии Клуб Ф. прекратил своё существование.

В литературе часто Ф. называют также группировку монархистов-конституционалистов 1789-91, когда Клуб Ф. ещё не существовал.

Предыдущая страница Следующая страница