Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "С" (часть 10, "САЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 10, "САЛ")

Салиас-де-Турнемир Елизавета Васильевна

Салиас-де-Турнемир Елизавета Васильевна (1815≈1892), русская писательница; см. Тур Евгения.

Саливация

Саливация - см. Слюноотделение.

Салигенин

Салигенин - о-оксибензиловый спирт, то же, что Салициловый спирт.

Салии

Салии (лат. Salii, от salio - прыгаю, скачу, пляшу)

в Древнем Риме жреческая коллегия, состоявшая из 12 жрецов бога Марса (палатинские С.) и 12 жрецов бога Квирина (квиринальские С.). С. могли быть только Патриции. Во время ежегодных праздников в честь Марса (в марте и октябре) С. совершали обход города и под магический гимн исполняли военную пляску (отсюда название С. - плясуны). Коллегии С. существовали также в некоторых других городах Древней Италии.

Салим

Джава́д (1920, Анкара, - 1961, Багдад), иракский живописец и скульптор. Учился в Париже (1938), Риме (1939-40) и Лондоне (1946-49). Создал скульптурное отделение в Институте изящных искусств и основал «Группу современного искусства» (1951) в Багдаде. Живописные и графические произведения выполнял в духе модернистских направлений. В скульптуре, опираясь на древние традиции иракского искусства, С. стремился к созданию своеобразного национального стиля, проявившегося, в частности, в условно-обобщённой трактовке форм, декоративно-орнаментальном характере композиции.

Лит.: ар-Рави Нури, Джавад Салим, Багдад, 1962.

Джавад Салим. «Женщины».

Джавад Салим. «Женщины».

Джавад Салим. Панно-рельеф «Революция 14 июля» в Багдаде. Камень, бронза. 1959-60.

Джавад Салим. Панно-рельеф «Революция 14 июля» в Багдаде. Камень, бронза. 1959-60.

Салим Джавад

Салим Джавад (1920, Анкара, ‒ 1961, Багдад), иракский живописец и скульптор. Учился в Париже (1938), Риме (1939‒40) и Лондоне (1946‒49). Создал скульптурное отделение в Институте изящных искусств и основал «Группу современного искусства» (1951) в Багдаде. Живописные и графические произведения выполнял в духе модернистских направлений. В скульптуре, опираясь на древние традиции иракского искусства, С. стремился к созданию своеобразного национального стиля, проявившегося, в частности, в условно-обобщённой трактовке форм, декоративно-орнаментальном характере композиции.

Лит.: ар-Рави Нури, Джавад Салим, Багдад, 1962.

Салина-Крус

Салина-Крус (Salina Cruz)

город на Ю. Тихоокеанского побережья Мексики, в штате Оахака. 11 тыс. жителей (1965). Важный транспортный центр. Нефте- и продуктопроводами соединён с горнопромышленными районами побережья Мексиканского залива. Порт (2,4 млн. т в 1973) по вывозу нефтепродуктов (снабжение районов северо-западной Мексики). Рыболовство.

Салинас-грандес

Салинас-грандес (Salinas Grandes)

солончак на С.-З. Аргентины, в тектонической впадине на высоте 170 м. Расположен в тектонической впадине на высоте 170 м между массивами Пампинских сьерр - Сьерра-де-Анкасти и Сьерра-де-Кордова. Площадь около 8500 км2. Реликт древнего озера. Содержит соду, поташ. Через С.-Г. проложена железная дорога Тукуман - Кордова.

Салинг

Салинг (от голл. zaling)

деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения частей вертикального рангоута парусного судна (например, стеньги (См. Стеньга) с брам-стеньгой). Обычно представляет собой раму из продольных (лонг-салингов) и поперечных (краспиц) брусьев. К С. крепятся Ванты и другой стоячий Такелаж, детали грузового устройства; на С. размещают наблюдательные посты.

Салихли

Салихли (Salihii)

город на З. Турции, в долине р. Гедиз, в вилайете Маниса. 38 тыс. жителей (1970). Ж.-д. станция. Торговый центр с.-х. района (хлопок, табак, виноград). Текстильная, пищевая промышленность.

Салициловая кислота

Салициловая кислота - о-оксибензойная кислота, простейшая ароматическая оксикислота; бесцветные кристаллы, плохо растворимые в воде, хорошо - в органических растворителях; tпл 159 °с, tkип 211 °С (2,66 кн/м2). С. к. широко распространена в природе, главным образом в виде гликозида её метилового эфира (метилсалицилата). В промышленности её обычно получают карбоксилированием фенола (Кольбе - Шмитта реакция). С. к. обладает слабыми антисептическими, раздражающими и кератолитическими (в больших концентрациях) свойствами. Применяют наружно в мазях, пастах, присыпках и растворах при лечении кожных заболеваний; входит в состав Лассара пасты (См. Лассара паста), присыпки «гальманин», препаратов «мозольная жидкость» и «мозольный пластырь». Натриевую соль С. к. (салицилат натрия), её амид (салициламид) и ацетилсалициловую кислоту (См. Ацетилсалициловая кислота) (аспирин) используют как жаропонижающие, противоревматические, противовоспалительные и болеутоляющие средства; фениловый эфир С. к. - как антисептик,

n-аминосалициловую кислоту (ПАСК) - как противотуберкулёзное средство. Благодаря антисептическому действию (см. Антисептические средства) С. к. употребляют при консервировании пищевых продуктов; её используют также в производстве азокрасителей, душистых веществ (эфиров С. к.), для колориметрических определения Fe и Cu, для отделения тория от других элементов.

Салициловый альдегид

Салициловый альдегид - о-оксибензальдегид, бесцветная жидкость с запахом горького миндаля и жгучим вкусом; tkип 196,8 °С, плотность 1,167 г/см3 (20 °С); смешивается во всех соотношениях со спиртом и эфиром, хорошо растворяется

в бензоле. С. а. содержится в таволге и других растениях; получают его обычно из фенола действием хлороформа в присутствии щёлочи. С. а. применяют в производстве Кумарина, для получения салицилового спирта (См. Салициловый спирт) и салицилальдоксима (важного аналитического реагента), в аналитической химии (например, для обнаружения гидразина).

Салициловый спирт

Салициловый спирт - о-оксибензиловый спирт, салигенин, бесцветные кристаллы, ограниченно растворимые в воде, хорошо - в спирте и эфире; tпл 86 °С.

В значительных количествах (до 75%) С. с. содержится в виде гликозида (так называемого салицина) в коре ивы (Salix) и тополя (Populus). Салицин находит некоторое применение в качестве жаропонижающего средства, ранее был главным источником получения салициловой кислоты (См. Салициловая кислота). С. с. получают восстановлением салицилового альдегида (См. Салициловый альдегид) или взаимодействием фенола с формальдегидом. Под название «С. с.» выпускают 2%-ный раствор салициловой кислоты в этиловом спирте, применяемый наружно как антисептическое средство.

Салическая династия

Салическая династия - династия германских королей и императоров «Священной Римской империи» в 1024-1125; тоже, что Франконская династия.

Салическая правда

Салический закон (Lex Salica), запись обычного права салических франков (См. Франки), одна из ранних варварских правд (См. Варварские правды). Записана (на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений) в начале 6 в. по распоряжению короля Хлодвига; при его преемниках дополнялась и перерабатывалась. Делится на титулы (главы). Содержит перечень преступлений и соответствующих им наказаний (налагавшихся главным образом в виде штрафов). Воспроизводит различные этапы архаичной судебной процедуры. Не испытала заметного влияния римских правоотношений, сохранив в почти неизмененном виде нормы германского обычного права. Отразила эволюцию франкского общества от первобытнообщинного строя до начального этапа зарождения феодальных отношений.

По С. п. прослеживаются пережитки родовых отношений у франков (титулы о наследовании сородичами, об уплате ими Вергельда, о соприсяжниках из членов рода и др.). Защищая индивидуально-семейную собственность на движимость, уже выделившуюся у франков (наказания за кражу скота, рабов, хлеба, сена и т. д.), С. п. фиксирует процесс зарождения индивидуально-семейной собственности на землю (разрешение наследовать пахотные участки мужским потомкам). С. п. (титул «о переселенцах») даёт наглядное представление о деревне - общине, населённой равноправными соседями. Вместе с тем С. п. содержит указания на дифференциацию франкского общества, на существование наряду со свободными полусвободных (литов), рабов, а с другой стороны, знати - приближённых короля. Различия в социальном и правовом положении этих категорий населения нашли отражение в установлении С. п. различных размеров вергельда. В С. п. содержатся указания на начавшийся процесс имущественного расслоения внутри свободных, обеднения некоторых из них. Наличие более поздних добавлений и переработок С. п. даёт возможность проследить изменения, происходившие во франкском обществе за несколько столетий (превращение земли в полный Аллод, эволюция общины в направлении превращения её в соседскую общину - марку (См. Марка) и др.).

Публ.: Салическая правда, под ред. В. Ф. Семенова, М., 1950. См. также изд., указанные в ст. Варварские правды.

Лит.: Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Евроne VI-VIII вв., М., 1956; его же, Новые данные по источниковедению Салической Правды, в сб.: Средние века, в. 17, М., 1960; в. 21, М., 1962; в. 25, М., 1964; в. 30, М., 1967.

Салические франки

Салические франки - группа германских племён. См. Франки.

Салищев

Константин Алексеевич [р. 7(20).11.1905, г. Тула, советский географ-картограф, доктор технических наук (1940), заслуженный деятель науки РСФСР (1966). Член КПСС с 1944. Профессор (с 1942) Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии, заведующий кафедрой геодезии и картографии географического факультета МГУ (с 1950). В 1926 и 1929-30 как геодезист участвовал в экспедициях С. В. Обручева в бассейнах рр. Индигирка и Колыма. Основные труды по теории картографии, картоведению, истории картографии, а также проблемам комплексного картографирования. Вице-президент Географического общества СССР (с 1964), президент (1968-72) и вице-президент (1964-68 и с 1972) Международной картографической ассоциации. Председатель комиссии национальных атласов Международного географического союза (1956-72). Почётный доктор естественных наук Берлинского университета им. Гумбольдта. Награжден 4 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Соч.: Основы картоведения, 3 изд., т. 1-2, М., 1959-62; Составление и редактирование карт, ч. 1, М., 1947; Картография, 2 изд., М., 1971; Atlas nationaux. Histoire, analyse, voies de perfectionnement et d'unification, Moscow - Leningrad, 1960; Regional atlases. Tendencies of development. Subject matters of the maps on natural conditions and resources, Moscow - Leningrad, 1964; Einführung in die Kartographie, Bd 1-2, Gotha - Lpz., 1967.

Салищев Константин Алексеевич

Салищев Константин Алексеевич [р. 7(20).11.1905, г. Тула, советский географ-картограф, доктор технических наук (1940), заслуженный деятель науки РСФСР (1966). Член КПСС с 1944. Профессор (с 1942) Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии, заведующий кафедрой геодезии и картографии географического факультета МГУ (с 1950). В 1926 и 1929‒30 как геодезист участвовал в экспедициях С. В. Обручева в бассейнах рр. Индигирка и Колыма. Основные труды по теории картографии, картоведению, истории картографии, а также проблемам комплексного картографирования. Вице-президент Географического общества СССР (с 1964), президент (1968‒72) и вице-президент (1964‒68 и с 1972) Международной картографической ассоциации. Председатель комиссии национальных атласов Международного географического союза (1956‒72). Почётный доктор естественных наук Берлинского университета им. Гумбольдта. Награжден 4 орденами Трудового Красного Знамени, а также медалями.

Соч.: Основы картоведения, 3 изд., т. 1‒2, М., 1959‒62; Составление и редактирование карт, ч. 1, М., 1947; Картография, 2 изд., М., 1971; Atlas nationaux. Histoire, analyse, voies de perfectionnement et d'unification, Moscow ‒ Leningrad, 1960; Regional atlases. Tendencies of development. Subject matters of the maps on natural conditions and resources, Moscow ‒ Leningrad, 1964; Einführung in die Kartographie, Bd 1‒2, Gotha ‒ Lpz., 1967.

Салливан

Салливан (Sullivan)

одно из крупнейших по запасам и добыче в Канаде месторождений полиметаллических руд, на Ю.-В. провинции Британская Колумбия,

у г. Кимберли. Даёт около 1/4 канадской добычи свинца, 1/10 цинка, а также серебро, кадмий, висмут, мышьяк, индий. Открыто в 1892, разрабатывается с 1900 компанией «Коминко», контролируемой английским капиталом. Руды обрабатываются на обогатительной фабрике в Кимберли, откуда направляются на очистительный завод в Трейл.

Салливен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Салливен Луис Генри

Салливен (Sullivan) Луис Генри (3.9.1856, Бостон, ‒ 14.4.1924, Чикаго), американский архитектор и теоретик архитектуры, один из пионеров рационализма. Законченного профессионального образования не получил. Работал в мастерской архитектора Ф. Фёрнесса в Филадельфии. Посещал Школу изящных искусств

в Париже (1874). С 1875 работал в Чикаго (с 1879 ‒ в мастерской инженера Д. Адлера, с 1881 ‒ его компаньон). Первая большая совместная работа С. и Адлера ‒ так называемый Аудиториум в Чикаго (1886‒89), театральный зал, заключённый в оболочку из 10-этажных корпусов отеля и конторских помещений. Под влиянием Г. Х. Ричардсона С. тяготел к сочетанию рациональной логики и романтической фантазии. Разрабатывая новый тип сооружения ‒ высотное здание, С. выявлял эстетические принципы каркасной конструкции, стремился использовать новые пропорции и ритмику, продиктованные ячеистой структурой конторского здания (Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе, штат Миссури, 1890‒91; Гаранти-билдинг в Буффало, 1894‒95; универсальный магазин Шлесинджера и Мейера, ныне здание фирмы «Карсон-Пири-Скотт», в Чикаго, 1899‒1900). В 1896 С. опубликовал статью «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» ‒ первое изложение его теории рационалистической архитектуры. В 1901‒02 С. создал большую часть своего литературного наследства, в том числе книгу «Беседы в детском саду». В 1918 С., не выдержавший конкуренции с коммерческими фирмами, был окончательно разорён. С. ‒ среди предтеч архитектуры 20 в. в целом, во всём многообразии её школ и течений. Так, созданная им концепция органической архитектуры была развита затем Ф. Л. Райтом. Творчество С., его афоризм «форму в архитектуре определяет функция» оказало значительное влияние на развитие европейского функционализма 1920-х гг.

Соч.: Отрывки из статей и книг, в сб.: Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972, с. 34‒61; Kindergarten chats and other writings, N. Y., 1947; The autobiography of an idea, N. Y., 1956.

Лит.: Bush-Brown A., Louis Sullivan, N. Y., 1960; Connely W., Louis Sullivan as he lived, N. Y., 1960; Morrison Н., Louis Sullivan, N. Y., [1962].

А. В. Иконников.

Саллюстий

Гай Крисп (Gaius Sallustius Crispus) (86 - около 35 до н. э.), римский историк. Участвовал в гражданских войнах 49-45 на стороне Юлия Цезаря, затем проконсул в римской провинции Новая Африка. После смерти Цезаря (44) С. посвятил себя литературной деятельности. Из сочинений С. до нас дошли письма к Цезарю (около 50 и 46), содержащие предложения о реформе государства, и два небольших сочинения: «О заговоре Катилины» (около 43 или 41) и «Югуртинская война» (около 41 или 39-36). От последнего сочинения С. - «Историй» (в 5 книгах), написанного в 36-35 и охватывавшего события 78-66, сохранились небольшие фрагменты. В своих произведениях, отличающихся живостью изложения, прекрасно выписанными характерами героев и художественным мастерством рассказа, С. дал яркую картину упадка римского общества, нравственного разложения Нобилитета и неспособности сената управлять государством.

Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч., пер. и объяснения В. Рудакова, СПБ. 1894; Заговор Катилины, Югуртинская война, пер. Н. Б. Гольденвейзера, М., 1916; Письма к Цезарю-старцу... Фрагменты «Историй», «Вестник древней истории», 1950, № 1.

Лит.: Утченко С. Л.. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952 (там же, пер. писем С. к Цезарю); Syme R., Sallust, Berk. - Los Ang., 1964.

Саллюстий Гай Крисп

Саллюстий Гай Крисп (Gaius Sallustius Crispus) (86 ‒ около 35 до н. э.), римский историк. Участвовал в гражданских войнах 49‒45 на стороне Юлия Цезаря, затем проконсул в римской провинции Новая Африка. После смерти Цезаря (44) С. посвятил себя литературной деятельности. Из сочинений С. до нас дошли письма к Цезарю (около 50 и 46), содержащие предложения о реформе государства, и два небольших сочинения: «О заговоре Катилины» (около 43 или 41) и «Югуртинская война» (около 41 или 39‒36). От последнего сочинения С. ‒ «Историй» (в 5 книгах), написанного в 36‒35 и охватывавшего события 78‒66, сохранились небольшие фрагменты. В своих произведениях, отличающихся живостью изложения, прекрасно выписанными характерами героев и художественным мастерством рассказа, С. дал яркую картину упадка римского общества, нравственного разложения нобилитета и неспособности сената управлять государством.

Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч., пер. и объяснения В. Рудакова, СПБ. 1894; Заговор Катилины, Югуртинская война, пер. Н. Б. Гольденвейзера, М., 1916; Письма к Цезарю-старцу... Фрагменты «Историй», «Вестник древней истории», 1950, № 1.

Лит.: Утченко С. Л.. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952 (там же, пер. писем С. к Цезарю); Syme R., Sallust, Berk. ‒ Los Ang., 1964.

Салманасар

Салманасар - в Ассирии:

С. I, царь (по традиционной датировке, около 1280 - 1260 до н. э.). Продолжал борьбу с государством Митанни, начатую его отцом Ададнирари I. Разгромил митаннийские войска и вспомогательные хеттские и арамейские отряды, фактически уничтожив Митанни. Продвижение войск С. I к Кархемишу, представлявшее угрозу хеттам и Египту, ускорило заключение мира между хеттским царём Хаттусили III и египетским фараоном Рамсесом II, а также возобновление хеттско-вавилонского союза. На севере С. I нанёс поражение союзу урартских племён.

С. III, царь (859-825 или 824 до н. э.). Сын и преемник Ашшурнасирпала II (См. Ашшурнасирпал II)(Ашшурнацирапала). Подчинил царство Бит-Адини (на Среднем Евфрате) и обложил данью ряд государств Северной Сирии. Попытка С. III овладеть Дамасским царством (См. Дамасское царство)окончилась неудачей. С. III получал дань с финикийских торговых городов и Израильского царства (См. Израильское царство). Совершал хищнические походы на восток от хребта Загрос

(в том числе в Мидию), а также против Урарту.

С. V, царь (727-722 до н. э.). Сын и преемник Тиглатпаласара III. Одновременно был царём Вавилонии (под именем Улулай). Проводил военные операции против Тира и Израильского царства. Отменил иммунитеты храмовых городов (Ашшура, Сиппара, Ниппура и Вавилона), обложил их налогами и ввёл повинности. Был свергнут в 722 во время осады Самарии (См. Самария).

Салми

Салми - посёлок городского типа в Питкярантском районе Карельской АССР. Расположен на северо-восточном побережье Ладожского озера, у впадения

р. Тулемайоки. Ж.-д. станция. Молочный завод, племенной совхоз.

Салмыш

Салмыш - река в Оренбургской области РСФСР, правый приток р. Сакмары (бассейн Урала). Длина 193 км, площадь бассейна 7340 км2. Питание в основном снеговое. Половодье с конца марта до начала мая. Средний расход воды в 79 км от устья

10,4 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле.

Сало республика

Сало республика («Сало́ респу́блика»,)

марионеточная фашистская республика, образованная в сентябре 1943 на территории Италии во время 2-й мировой войны 1939-45 в период оккупации её немецко-фашистскими войсками. Главой «С. р.» (её официальное название - «Итальянская социальная республика») был Б. Муссолини. Главные министерства находились в г. Сало (Salo) (отсюда название). Основы фашистского курса были изложены в так называемой Веронской хартии (ноябрь 1943), содержавшей множество демагогических антикапиталистических обещаний. Правители «С. р.» проводили политику полного подчинения страны гитлеровской Германии. «С. р.» прекратила существование в дни антифашистского Апрельского восстания 1945 (См. Апрельское восстание 1945), а большая часть её главарей, в том числе Муссолини, была казнена партизанами.

Саломас

Саломас - отверждённый жир, получаемый гидрогенизацией растительных масел и жидких жиров морских животных и рыб. См. Жиров гидрогенизация.

Салон

I Сало́н (франц. salon)

1) гостиная, комната для приёмов. 2) Литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме. 3) Магазин художественных изделий. 4) Демонстрационный зал для предметов торговли.

II Сало́н

название периодических выставок современного искусства во Франции. Официальные выставки современного искусства организовывались в Париже с 17 в.; с 1699 они размещались в Лувре, сначала в Большой галерее, а с 1737 по 1848 - в так называемом Квадратном салоне (Salon carré), откуда и происходит название «С.»; затем официальные С. устраивались в Большом дворце Елисейских полей. С середины 18 в. С. приобрели регулярный характер, а в конце 18 в. и с 1863 проводились ежегодно. До Великой французской революции в С. участвовали лишь члены Королевской академии живописи и скульптуры. Революция открыла доступ в С. всем художникам. Однако жюри С. начиная с периода империи Наполеона I (1804-15) систематически поддерживало рутинное академическое искусство, часто рассчитанное на обывательские вкусы (так называемое Салонное искусство). Произведения прогрессивных мастеров нередко отвергались жюри; тем не менее ряд из них всё же проникал в С., превращая многие С. (1819, 1824, 1831, 1850 и др.) в арену борьбы передового и официально-академических направлений. На политику жюри художники часто отвечали устройством самостоятельных выставок (например, «Реализм» - выставка Г. Курбе, 1855, «Салон отверженных» - выставка будущих импрессионистов, 1863). В 1881 С. перестали быть государственным мероприятием и перешли в ведение общества французских художников, устраивающего с тех пор ежегодно «Весенний салон».

Критические обзоры С., писавшиеся с 18 в. многими критиками, писателями, философами (Д. Дидро, Стендаль, Г. Гейне, Т. Готье, Э. Золя и др.), обычно также носили сокращённое название «С.».

В конце 19 - начале 20 вв. возникают новые, авангардистские С. - «Салон независимых», «Осенний салон», «Салон Тюильри» и др. По аналогии с французским С. подобное название получают и выставки в других странах (например, «Салон „Золотого руна" (См. Золотое руно)» в России, 1908, 1909-1910).

Салон (периодич. выставки совр. иск-ва во Франции)

Салон, название периодических выставок современного искусства во Франции. Официальные выставки современного искусства организовывались в Париже с 17 в.; с 1699 они размещались в Лувре, сначала в Большой галерее, а с 1737 по 1848 ≈ в так называемом Квадратном салоне (Salon carré), откуда и происходит название «С.»; затем официальные С. устраивались в Большом дворце Елисейских полей. С середины 18 в. С. приобрели регулярный характер, а в конце 18 в. и с 1863 проводились ежегодно. До Великой французской революции в С. участвовали лишь члены Королевской академии живописи и скульптуры. Революция открыла доступ в С. всем художникам. Однако жюри С. начиная с периода империи Наполеона I (1804≈15) систематически поддерживало рутинное академическое искусство, часто рассчитанное на обывательские вкусы (так называемое салонное искусство). Произведения прогрессивных мастеров нередко отвергались жюри; тем не менее ряд из них всё же проникал в С., превращая многие С. (1819, 1824, 1831, 1850 и др.) в арену борьбы передового и официально-академических направлений. На политику жюри художники часто отвечали устройством самостоятельных выставок (например, «Реализм» ≈ выставка Г. Курбе, 1855, «Салон отверженных» ≈ выставка будущих импрессионистов, 1863). В 1881 С. перестали быть государственным мероприятием и перешли в ведение общества французских художников, устраивающего с тех пор ежегодно «Весенний салон». ═ Критические обзоры С., писавшиеся с 18 в. многими критиками, писателями, философами (Д. Дидро, Стендаль, Г. Гейне, Т. Готье, Э. Золя и др.), обычно также носили сокращённое название «С.». ═ В конце 19 ≈ начале 20 вв. возникают новые, авангардистские С. ≈ «Салон независимых», «Осенний салон», «Салон Тюильри» и др. По аналогии с французским С. подобное название получают и выставки в других странах (например, «Салон „Золотого руна⌠» в России, 1908, 1909≈1910).

Салона

Салона (Salonae)

первоначально иллирийское поселение в 5 км к С. от г. Сплит в Югославии. В конце 2-1 вв. до н. э. - опорный пункт римлян в Далмации; в 27

до н. э. С. получила статут римской колонии. При Флавиях (См. Флавии) - крупный торгово-ремесленный пункт провинции Далмация и её административный центр. С 4 в. н. э. С. - резиденция епископа. Разрушена аварами и славянами в 6-7 вв. Сохранились: городские укрепления с многоугольными башнями, остатки форума, амфитеатра 2 в. н. э., храма 1 в., терм и вилл с мозаиками, базилик 4-5 вв., античных и раннехристианских некрополей, епископского дворца, многочисленные произведения античной скульптуры (статуи, саркофаги с рельефными изображениями), эпиграфические памятники и др. Археологические исследования С. с 80-х гг. 19 в. до 20-х гг. 20 в. вёл Ф. Булич.

Салона. Развалины базилики. 4-5 вв н.э.

Салона. Развалины базилики. 4-5 вв н.э.

Салоники

Фессалоники (Thessaloníke), город и крупный порт в Греции, на берегу залива Термаикос (Салоникский залив) Эгейского моря. Второй по численности населения и экономическому значению город Греции (после Афин). 345,8 тыс. жителей (1971; в агломерации Большие С. - 545 тыс.). Через порт С., кроме греческих грузов, идут грузы других государств Балканского полуострова (например, для Югославии выделена специальная зона). На территории Больших С. - нефтехимия, металлургия, металлообработка и машиностроение (в том числе электротехническая, судостроительная промышленность и судоремонт). С. - главный центр текстильной промышленности страны; имеются пищевые, табачные предприятия. В С. ежегодные осенние международные ярмарки. Университет. Археологический музей (античные и раннесредневековые памятники).

Основан в 315 до н. э. царём Македонии Кассандром. Со 148 до н. э. под властью римлян. В византийскую эпоху второй по значению город после Константинополя. Из С. происходили славянские просветители Кирилл и Мефодий. С 1204 столица латинского Фессалоникского государства. В 1224 С. стали центром Фессалоникской империи; с 1246 в составе Никейской, а с 1261 - Византийской империи. В 1387 С. были захвачены турками, с 1402 вновь в составе Византийской империи, с 1430 - Османской империи. После Балканских войн 1912-13 (См. Балканские войны 1912-13) С. отошли к Греции. В апреле 1941 захвачены фашистской Германией, в октябре 1944 освобождены войсками греческой Народно-освободительной армии.

В С. сохранились фрагменты древнеримского дворцового ансамбля начала 4 в. (арка Галерия и др.), крепостные стены и башни конца 4 в. Памятники средневекового зодчества: господствующие над С. крепость с башнями 14 в., замок и венец «Белая башня» 15 в.; византийские церкви - св. Георгия (переделана в конце 4 в. из древнеримской купольной постройки; мозаики конца 4 в.), св. Димитрия

(5-7 вв., восстановлена после разрушений 1917, 1918-39, 1945-49; мозаики 7 в., фрески 10-14 вв.), св. Софии (717-741; мозаики 9 в., фрески 11 в.), Апостолов (1312-15; фрески и мозаики, около 1315). Среди современных построек - комплексы ярмарки (1950-е гг.) и университета (1960-е гг., архитекторы К. Карандинос и др.).

Лит.: Diehl Ch., Le tourneau M., Saladin Н., Les monuments chrétiens de Salonique, P., 1918; Papachatzes N., Mneméia Thessaloníkes, 4 ékd., Saloníke, 1960.

Салоники. Вид части города и порта.

Салоники. Вид части города и порта.

Салоникская равнина

Греческая Кампанья, равнина на С. Греции, у побережья залива Термаикос Эгейского моря. Длина с В. на З. около 70 км, ширина до 65 км. Расположена в тектоническом прогибе, заполненном преимущественно аллювиальными и морскими отложениями. Через С. р. протекает р. Вардар. На приморской низменности - посевы зерновых, хлопчатника, на холмистых окраинах - сады и виноградники. На С. р. - г. Салоники.

Салоникские операции 1915- 1918

Салоникские операции 1915‒1918, боевые действия войск Антанты в районе Салоник (Греция) во время 1-й мировой войны 1914‒18. Салоникский фронт образовался в октябре ‒ ноябре 1915 после высадки в Салониках (с 5 октября) с согласия правительства Греции англо-французского экспедиционного корпуса под командованием французского генерала М. Саррая с целью помощи Сербии против наступления австро-германо-болгарских войск. Противоречия между Великобританией и Францией привели к тому, что эта помощь была запоздалой и неэффективной. Экспедиционный корпус, выдвинувшийся вдоль ж. д. СалоникиСкопле для прикрытия правого фланга сербской армии, после поражения Сербии в конце 1915 отошёл в район Салоник. В январе 1916 на Салоникский фронт были переброшены англо-французские войска с Галлипольского полуострова после провала Дарданелльской операции 1915, затем итальянские войска, сербские войска с острова Корфу и 2 русские бригады из Франции. Была создана так называемая Восточная армия (командующий генерал М. Саррай, с декабря 1917 генерал Л. Гийома, с июня 1918 генерал Л. Ф. Франше д'Эспере), которая заняла фронт от залива Рендина (восточнее Салоник) через озеро Дойран, озеро Острова до Южной Албании, которая была занята итальянскими войсками. После вступления в войну Румынии (август 1916) союзники в сентябре ‒ ноябре предприняли наступление, результаты которого ограничились занятием района Монастира. Новое наступление в апреле 1917 на р. Черна окончилось безуспешно. В 1917 Восточная армия усилилась за счёт греческих войск, и её силы к 1918 возросли до 29 дивизий. 15 сентября 1918 союзные войска перешли в решительное наступление вдоль долины р. Вардар на Скопле и нанесли сокрушительное поражение болгаро-германским войскам. 29 сентября Болгария капитулировала, а 11-я германская армия сдалась в плен, что означало крушение фронта Центральных держав на Балканах.

Салоникские операции 1915-1918

Салоникские операции 1915-1918 - боевые действия войск Антанты в районе Салоник (Греция) во время 1-й мировой войны 1914-18. Салоникский фронт образовался в октябре - ноябре 1915 после высадки в Салониках (с 5 октября) с согласия правительства Греции англо-французского экспедиционного корпуса под командованием французского генерала М. Саррая с целью помощи Сербии против наступления австро-германо-болгарских войск. Противоречия между Великобританией и Францией привели к тому, что эта помощь была запоздалой и неэффективной. Экспедиционный корпус, выдвинувшийся вдоль ж. д. Салоники - Скопле для прикрытия правого фланга сербской армии, после поражения Сербии в конце 1915 отошёл в район Салоник. В январе 1916 на Салоникский фронт были переброшены англо-французские войска с Галлипольского полуострова после провала Дарданелльской операции 1915 (См. Дарданелльская операция 1915), затем итальянские войска, сербские войска с острова Корфу и 2 русские бригады из Франции. Была создана так называемая Восточная армия (командующий генерал М. Саррай, с декабря 1917 генерал Л. Гийома, с июня 1918 генерал Л. Ф. Франше д'Эспере), которая заняла фронт от залива Рендина (восточнее Салоник) через озеро Дойран, озеро Острова до Южной Албании, которая была занята итальянскими войсками. После вступления в войну Румынии (август 1916) союзники в сентябре - ноябре предприняли наступление, результаты которого ограничились занятием района Монастира. Новое наступление в апреле 1917 на р. Черна окончилось безуспешно. В 1917 Восточная армия усилилась за счёт греческих войск, и её силы к 1918 возросли до 29 дивизий. 15 сентября 1918 союзные войска перешли в решительное наступление вдоль долины р. Вардар на Скопле и нанесли сокрушительное поражение болгаро-германским войскам. 29 сентября Болгария капитулировала, а 11-я германская армия сдалась в плен, что означало крушение фронта Центральных держав на Балканах.

Салоникский залив

Салоникский залив - залив Эгейского моря. См. Термаикос.

Салонное искусство

Салонное искусство - синоним бессодержательности, банальности и внешней красивости в искусстве. Термин «С. и.» (чаще всего употребляемый по отношению к изобразительному искусству, реже - к др. пластическим искусствам, а также к литературе и музыке) получил распространение со 2-й половины 19 в. и первоначально означал тип искусства, который поддерживался жюри парижского Салона, находил одобрение со стороны властей и признание у буржуазной публики. Позднее, вобрав иные негативные оттенки слова «салон», термин стал нарицательным обозначением всего того в искусстве, что рассчитано на обывательские вкусы и является спекулятивной репликой подлинных художественных ценностей. Возникнув в эпоху укрепления капитализма в большинстве стран мира, расширения круга «потребителей» искусства, С. и. всегда стремится соответствовать представлениям обывателя о прекрасном, льстя ему идеализацией образов или дразня его искусственной, часто жеманной экзальтацией чувств, привлекая «достоверностью» воспроизведения натуры, либо, напротив, манерно деформируя предметный мир ради модных поветрий, со временем признаваемых обывателем эталоном вкуса. Вместе с тем С. и. стремится и направлять, формировать художественные вкусы широкой публики, навязать массовому зрителю некий общедоступный образец, а вернее суррогат искусства. С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей многократного репродуцирования, тиражирования произведений С. и. оно всё более стандартизируется, становясь в итоге составной частью «массовой культуры» (См. Массовая культура).

Непременные внешние признаки С. и. - эклектизм творческого метода и формальных приёмов, нарочитые, «интригующие» эффекты, стилистическое непостоянство исполнителей при их обязательной профессиональной мастеровитости - выводят это понятие за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля или направления. Родившись на почве Академизма (сочетавшего поздние упадочные тенденции Классицизма и Романтизма), получив питательную среду в Натурализме и часто смыкаясь с ним, С. и. даёт вульгарную и в то же время претендующую на изысканность версию любого из последующих направлений в изобразительном искусстве.

В. А. Калмыков.

Салоп

Салоп (франц. salope, от англ. slop - свободное, просторное платье)

верхняя женская одежда в виде широкой длинной накидки с прорезами для рук или небольшими рукавами. С. шили из различных тканей на подкладке, на вате и на меху, с бархатными или меховыми отложными воротниками. С. был распространён в странах Западной Европы и в России главным образом в 1-й половине 19 в. (среди горожанок). Позже сохранялся лишь в мелкокупеческой и мещанской среде.

Салпаусселькя

Салпаусселькя (Salpausselkä)

система из 3 холмистых конечно-моренных гряд на Ю. и Ю.-В. Финляндии, протягивающихся параллельно друг другу вдоль северных берегов Финского залива и Ладожского озера. Длина 550 км-, расстояние между грядами 30-50 км. Высота до 247 м (над прилегающими равнинами возвышаются на 70-100 м). Гряды образовались во время таяния последнего ледникового покрова. Сложены песчано-валунными, ледниковыми и водно-ледниковыми отложениями. Покрыты преимущественно таёжными лесами. Некоторые реки (Иматра и др.), прорываясь через С., образуют пороги и водопады.

Салтаим

Салтаим - озеро в Омской области РСФСР. Площадь 146 км2. Средняя глубина 0,9 м, наибольшая 1,7 м, протокой соединяется с озером Тенис. Питание преимущественно снеговое. Высокие уровни в мае-июне, низкие - в сентябре-октябре. Замерзает в конце октября, вскрывается в мае.

Салтановка

Салтановка - деревня (ныне Могилёвского района БССР) южнее г. Могилёва, в районе которой 10-11 (22-23) июля произошло сражение во время Отечественной войны 1812. 8 (20) июля Могилёв был занят французскими войсками корпуса маршала Л. Даву (26 тыс. чел.), передовые части которого выдвинулись к С. В это время 2-я русская армия генерала П. И. Багратиона отходила из Бобруйска на Старый Быхов, Могилёв с целью соединения с 1-й армией. Получив донесение о захвате французами Могилёва, Багратион приказал головному 7-му пехотному корпусу генерала Н. Н. Раевского (15 тыс. чел.) выбить противника из города. 10 (22) июля войска Раевского отбросили передовые части противника, а 11 (23) июля атаковали французские позиции у С. В ходе боя выяснилось, что перед русскими войсками находятся главные силы корпуса Даву, и, видя невозможность прорыва, Багратион отдал приказ об отходе 2-й армии на Новый Быхов, Мстиславль под прикрытием корпуса Раевского. К исходу 11 (23) июля французы удержали С. и готовились к продолжению сражения, но 12 (24) июля русские войска отошли за Днепр.

Салтово-маяцкая культура

Салтово-маяцкая культура - археологическая культура, памятники которой оставлены полукочевыми народами, населявшими в 8-9 вв. Подонье и Приазовье. Возникла в период перехода к оседлости и складывания феодальных отношений у кочевников, входивших в состав Хазарского каганата (См. Хазарский каганат). Погибла под ударами печенегов (См. Печенеги) на рубеже 9-10 вв. Известно свыше 200 памятников С.-м. к.: остатки кочевий, посёлков, замков, городов, могильников. Исследования начались с раскопок в 1900 Салтовского могильника (у с. Верхнее Салтово Харьковской области) и в 1906 - Маяцкого городища (См. Маяцкое городище) (у впадения р. Тихой Сосны в Дон, Воронежская область). С.-м. к. делится на два варианта: лесостепной - аланский (см. Аланы) и степной - болгарский (см. Болгары волжско-камские). Для 1-го характерны земледельческий тип поселений, замки с белокаменными стенами, катакомбный обряд погребения, для 2-го - кочевья и ямные погребения. Степняки, осевшие на Нижнем Дону, умели сооружать и белокаменные замки. Жили они и в больших городах (Саркел, Таматарха, Фанагория). Оба варианта экономически развивались одинаково, и культура в целом была единой. Культуры, аналогичные С.-м. к., известны в районах расселения аланов и древних болгар: в Восточном Крыму, на средней Волге и на нижнем Дунае.

Лит.: Тр. Волго-Донской археологической экспедиции, т. 1-3, М. - Л., 1958-63 (Материалы и исследования по археологии СССР, №62,75, 109); Мерперт Н. Я., К вопросу о древнейших болгарских племенах, Каз., 1957; Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962; Плетнева С. А., От кочевий к городам, М., 1967.

С. А. Плетнёва.

Салтыков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Салтыков Алексей Александрович

Салтыков Алексей Александрович (р. 13.5.1934, Москва), советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). В 1959 окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Первые фильмы ‒ «Ребята с нашего двора» (1959), «Друг мой, Колька!» (1961, совместно с А. Н. Миттой) и «Бей, барабан!» (1962). Затем С. обращается к судьбам людей и к жизненным ситуациям, отмеченным повышенным драматизмом и открытым проявлением социальных страстей. Крупнейшая работа ‒ фильм «Председатель» (1965); в центре картины образ современного положительного героя, коммуниста, председателя колхоза. О русской деревне в годы фашистской оккупации и послевоенного восстановления рассказывают картины «Бабье царство» (1968) и «Возврата нет» (1974). Эти фильмы, так же как фильм «Сибирячка» (1972, о секретаре райкома партии), отличают интересно раскрытые женские характеры. В 1970 поставил фильм «Директор», в котором воссоздана подлинная биография одного из строителей советской промышленности, в 1971 ‒ «И был вечер, и было утро...» ‒ о революционных моряках Балтийского флота.

Салтыков Михаил Глебович

Салтыков («Кривой») Михаил Глебович (ум. до 1621), политический и государственный деятель России конца 16 ‒ начала 17 вв., боярин с 1601. В 1600‒01 участвовал в переговорах с польским посольством канцлера Л. Сапеги, в 1601‒02 руководил ответным русским посольством в Польшу. Активный участник заговора против Лжедмитрия I, но после воцарения В. И. Шуйского (см. Шуйские) был удалён из Москвы, получив назначение воеводой в Ивангород, затем в Орешек. В 1609 бежал в Тушино, где стал во главе наиболее пропольской группы русских феодалов. Возглавил посольство русской знати к Сигизмунду III под Смоленск, которое заключило договор об избрании Владислава IV Ваза русским царём (февраль 1610). С осени 1610 С. ‒ помощник польского коменданта в Москве А. Гонсевского. Добивался от патриарха Гермогена осуждения первого ополчения. В октябре 1611 руководил (вместе с князем Ю. Н. Трубецким) русским посольством в Польшу с требованием присылки новых польских войск и отпуска Владислава в Москву. В Россию после этого С. уже не вернулся. От Сигизмунда III С. получил в Смоленском воеводстве крупные земельные владения.

Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI‒XVII вв., М., 1937.

Салтыков Михаил Евграфович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Салтыков Николай Иванович

Салтыков Николай Иванович [31.10 (11.11).1736 ‒ 16(28).5.1816, Петербург], русский генерал-фельдмаршал (1796), граф (1790), князь (1814). С 1748 служил в гвардии, участвовал в Семилетней войне 1756‒63, с 1758 обер-квартирмейстер действующей армии. В 1763‒68 командовал отрядом в Польше, в 1769‒70 участвовал в русско-турецкой войне 1768‒74. Будучи опытным, хладнокровным и ловким царедворцем, С. в 1773 был назначен попечителем наследника престола Павла вместо Н. И. Панина (см. Панины) и одновременно вице-президентом Военной коллегии; с 1783 был воспитателем великих князей Александра и Константина Павловичей. С 1788 исполняющий обязанности президента, а в 1796‒1802 президент Военной коллегии. С марта 1812 по май 1816 председатель Государственного совета и председатель Кабинета министров.

Салтыков Петр Семенович

Салтыков Петр Семенович [1698 ‒ 26.12.1772 (6.1.1773), Марфино, ныне Мытищинского района Московской области], русский полководец, генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). Сын генерала С. А. Салтыкова, родственника императрицы Анны Ивановны по матери. В 1714 поступил солдатом в гвардию и был отправлен для обучения морскому делу во Францию, где пробыл до начала 30-х гг. В 1734 участвовал в походе в Польшу против Станислава Лещинского. В 1740 генерал-адъютант. Участвовал в русско-шведской войне 1741‒43, затем командовал украинской ландмилицией. Во время Семилетней войны 1756‒63 был главнокомандующим русской армией в 1759‒60 и 1762 и одержал блестящие победы над прусской армией при Пальциге и в Кунерсдорфском сражении 1759. Смещен с должности главнокомандующего в 1760 из-за разногласий с австрийским командованием и Высшим военным советом в Петербурге. В 1764‒71 главноначальствующий и генерал-губернатор Москвы. Был обвинён в нераспорядительности во время чумной эпидемии в Москве в 1770‒71 и уволен в отставку.

Салтыков Федор Степанович

Салтыков Федор Степанович [ум. 2(13).8.1715], русский государственный деятель. В 1697‒1700 обучался морскому делу в Голландии и Англии. По возвращении руководил строительством военных судов. В 1711 послан за границу для покупки кораблей. Из Англии С. направил Петру I (в 1713 и 1714) 2 записки с проектами разносторонних реформ: развития в кратчайшие сроки образования (в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и расширения торговли, поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения Средней Азии и Сибири и др. («Пропозиции» 1891).

Лит.: Павлов-Сильванский Н., Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897.

Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович (1826-1889), русский писатель; см. Салтыков М. Е.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826≈1889), русский писатель; см. Салтыков М. Е.

Салтычиха

Салтычиха (прозвище; настоящие фамилия и имя Салтыкова Дарья Николаевна)

[март 1730 - 27.11(9.12).1801, по другим данным, 1800], помещица Подольского уезда Московской губернии, известная крайне жестоким обращением с крепостными крестьянами. Следствием по её делу было установлено, что она замучила насмерть более 100 чел. В 1768 приговорена к смертной казни, замененной пожизненным заключением в монастырской тюрьме.

Салуин

Салуэн, река в Китае (где носит название Нагчу и Нуцзян) и Бирме. Длина 2820 км, площадь бассейна около 325 тыс. км2. Берёт начало из ледников хребта Тангла на В. Тибетского нагорья. На значительном протяжении протекает по территории Юньнаньского и Шанского нагорий, где образует глубокие (до 1500 м, а местами до 3000 м) ущелья, в низовьях течёт по равнине, вблизи устья - отмели и бары. Впадает 2 рукавами в Андаманское море. Питание преимущественно снеговое в верхней части бассейна, дождевое в среднем и нижнем течении. Режим муссонный с летним паводком, во время которого уровень воды в ущельях повышается местами на 20-27 м. Средний годовой расход воды вблизи устья около 6700 м3/сек. Сплав леса. Судоходна на участках протяжённостью 120 км. В устье - морской порт Моламьяйн (Бирма).

Салынский

Афанасий Дмитриевич (р. 9.9.1920, Смоленск), русский советский драматург. Член КПСС с 1942. Участник Великой Отечественной войны 1941-45. Окончил Высшие литературные курсы (1956). Выступал как журналист с 1939. Первая пьеса - «Братья» (1947). Этические конфликты современности легли в основу пьес «Опасный спутник» (1952), «Забытый друг» (1955), «Мужские беседы» (1967), «Мария» (1969), «Летние прогулки» (1973), сатирических комедий «Ложь для узкого круга» (1963) и др. В драме «Хлеб и розы» (1957) воспроизведены эпизоды борьбы за установление Советской власти на Алтае. Героические образы патриотов Советской родины созданы в драмах «Барабанщица» (1958), «Камешки на ладони» (1965). Пьесы С. отличаются динамичным сюжетом, выразительным языковыми характеристиками, широко ставятся в советских театрах и за рубежом. Автор сценариев фильмов «Человек с будущим» (1961), «Взорванный ад» (1967) и др. Секретарь правления СП СССР (с 1959), главный редактор журнала «Театр» (с 1972). Награжден 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Пьесы. [Послесл. Н. Громова], М., 1966; Мужские беседы. Пьесы, М., 1974.

Лит.: [Зайцев Н. В.], Драматургия 1955-67 годов, в кн.: Очерки истории русской советской драматургии, т. 3, Л., 1968; Сечин В., «Барабанщица», в кн.: Спектакли и годы, М., 1969; Трофимов И., Писатели Смоленщнны, М., 1973.

В. Н. Дмитриевский.

Салынский Афанасий Дмитриевич

Салынский Афанасий Дмитриевич (р. 9.9.1920, Смоленск), русский советский драматург. Член КПСС с 1942. Участник Великой Отечественной войны 1941‒45. Окончил Высшие литературные курсы (1956). Выступал как журналист с 1939. Первая пьеса ‒ «Братья» (1947). Этические конфликты современности легли в основу пьес «Опасный спутник» (1952), «Забытый друг» (1955), «Мужские беседы» (1967), «Мария» (1969), «Летние прогулки» (1973), сатирических комедий «Ложь для узкого круга» (1963) и др. В драме «Хлеб и розы» (1957) воспроизведены эпизоды борьбы за установление Советской власти на Алтае. Героические образы патриотов Советской родины созданы в драмах «Барабанщица» (1958), «Камешки на ладони» (1965). Пьесы С. отличаются динамичным сюжетом, выразительным языковыми характеристиками, широко ставятся в советских театрах и за рубежом. Автор сценариев фильмов «Человек с будущим» (1961), «Взорванный ад» (1967) и др. Секретарь правления СП СССР (с 1959), главный редактор журнала «Театр» (с 1972). Награжден 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Пьесы. [Послесл. Н. Громова], М., 1966; Мужские беседы. Пьесы, М., 1974.

Лит.: [Зайцев Н. В.], Драматургия 1955‒67 годов, в кн.: Очерки истории русской советской драматургии, т. 3, Л., 1968; Сечин В., «Барабанщица», в кн.: Спектакли и годы, М., 1969; Трофимов И., Писатели Смоленщнны, М., 1973.

В. Н. Дмитриевский.

Саль

Саль (La Salle)

Рене Робер (1643-1687), французский исследователь Северной Америки; см. Ла.

Предыдущая страница Следующая страница