Салтыков
I Салтыко́в
Алексей Александрович (р. 13.5.1934, Москва), советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). В 1959 окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Первые фильмы - «Ребята с нашего двора» (1959), «Друг мой, Колька!» (1961, совместно с А. Н. Миттой) и «Бей, барабан!» (1962). Затем С. обращается к судьбам людей и к жизненным ситуациям, отмеченным повышенным драматизмом и открытым проявлением социальных страстей. Крупнейшая работа - фильм «Председатель» (1965); в центре картины образ современного положительного героя, коммуниста, председателя колхоза. О русской деревне в годы фашистской оккупации и послевоенного восстановления рассказывают картины «Бабье царство» (1968) и «Возврата нет» (1974). Эти фильмы, так же как фильм «Сибирячка» (1972, о секретаре райкома партии), отличают интересно раскрытые женские характеры. В 1970 поставил фильм «Директор», в котором воссоздана подлинная биография одного из строителей советской промышленности, в 1971 - «И был вечер, и было утро...» - о революционных моряках Балтийского флота.
II Салтыко́в («Кривой»)
Михаил Глебович (ум. до 1621), политический и государственный деятель России конца 16 - начала 17 вв., боярин с 1601. В 1600-01 участвовал в переговорах с польским посольством канцлера Л. Сапеги, в 1601-02 руководил ответным русским посольством в Польшу. Активный участник заговора против Лжедмитрия I (См. Лжедмитрий I), но после воцарения В. И. Шуйского (см. Шуйские) был удалён из Москвы, получив назначение воеводой в Ивангород, затем в Орешек. В 1609 бежал в Тушино, где стал во главе наиболее пропольской группы русских феодалов. Возглавил посольство русской знати к Сигизмунду III под Смоленск, которое заключило договор об избрании Владислава IV Ваза русским царём (февраль 1610). С осени 1610 С. - помощник польского коменданта в Москве А. Гонсевского. Добивался от патриарха Гермогена осуждения первого ополчения. В октябре 1611 руководил (вместе с князем Ю. Н. Трубецким) русским посольством в Польшу с требованием присылки новых польских войск и отпуска Владислава в Москву. В Россию после этого С. уже не вернулся. От Сигизмунда III С. получил в Смоленском воеводстве крупные земельные владения.
Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв., М., 1937.
III Салтыко́в
Михаил Евграфович, Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия - Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) [15(27).1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район Калининской области, - 28.4 (10.5).1889, Петербург], русский писатель. Отец - из старинного дворянского рода, мать - из семьи богатого московского купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в «Пошехонской старине». Воспитывался в московском Дворянском институте (1836-38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838-44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844-48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодёжи - петрашевцами (См. Петрашевцы), пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.
Первые повести С. «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе «натуральной школы» (См. Натуральная школа), вызвали недовольство властей: в апреле 1848 С. был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за «... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие» (слова Николая I о повестях С. - цитата по книге: Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке С. был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 - советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям С. вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая I и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853-56 принесли С. в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъёма, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним «вятским пленом». В программной статье «Стихотворения Кольцова» (1856) С. декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься «исследованием» современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу С. художественно воплощает в «Губернских очерках» (1856-57), изданных от имени «надворного советника Н. Щедрина» (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге С. необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически - к «талантливым натурам» («лишним людям») из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой - к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов высоко оценили «дух правды» этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.
Однако в это время С. ещё не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856-58 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858-62 С. - вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его «Вице-Робеспьером») С. возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, С. вышел «по болезни» в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии С., веру в возможность прогрессивного «общественного служения» на поприще государственной службы.
В годы вице-губернаторства С. продолжал печатать (с 1860 преимущественно в «Современнике») рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к «Губернским очеркам», образуя вместе с ними «крутогорский цикл», другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов - об «умирающих» и «глуповцах». Оба цикла объединялись мыслью об исторической обречённости самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (обе - 1863). Уйдя со службы, С. предпринял попытку издания своего журнала «Русская правда», задуманного для объединения «всех сил прогресса», но правительство не разрешило этого. После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки «Современника» С. вошёл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вёл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения «Наша общественная жизнь» остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом «Русское слово» и «почвенническими» журналами братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» С. оказался в известной изоляции внутри руководства «Современника» и вышел из его редакции (не прекращая тем не менее принципиально авторского сотрудничества) и возвратился на государственную службу. Однако традиции «Современника», традиции Чернышевского и Добролюбова С. чтил до конца своих дней.
В 1865-68 С. возглавил Казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения, вынесенные из этой последней службы, легли в основу «Писем из провинции» и отчасти «Признаков времени» (оба - 1869) - широких художественно-публицистических картин первого десятилетия пореформенной России.
В 1868 повелением царя С. был уволен в окончательную отставку с запрещением занимать какую-либо должность на государственной службе. Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновленного журнала «Отечественные записки», призванного заменить закрытый в 1866 «Современник». Шестнадцать лет работы С. в «Отечественных записках», ставших главной литературной трибуной русской демократии 70-80-х гг., образуют центральную главу в биографии писателя. После смерти Некрасова С. возглавил редакцию журнала.
70-80-е гг. - время высших творческих достижений С. Он пишет «Историю одного города» (1869-70) - горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному самосознанию «трагическую истину русской жизни», книгу, подготовленную циклами очерков о «Глупове» и «глуповцах» (1861-62) и «Помпадурами и помпадуршами» (1863-74). Затем следуют «Господа ташкентцы» (1869-72) и «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), воссоздающие «господство хищничества» периода российского грюндерства; «Благонамеренные речи» (1872-76) и «Убежище Монрепо» (1878-79) - классические картины рождения капиталистической России, прихода Колупаевых и Разуваевых; «Господа Головлёвы» (1875-80) - одна из величайших, но и самых мрачных книг русской литературы; цикл «В среде умеренности и аккуратности» («Господа Молчалины», 1874-80), где дана глубокая трактовка в новых исторических условиях «молчалинства», как одной из социально-психологических язв русского быта.
В 1875-76 С. лечился за границей. Впоследствии он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-буржуазную Европу он изобразил в книге «За рубежом» (1880-1881). В 80-е гг. сила сугубо критического искусства С. достигла вершины в обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своём сарказме «Современная идиллия» (1877-81), «Письма к тётеньке» (1881-82), «Пошехонские рассказы» (1883-84). В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала С. пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов - в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, С. создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882-86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886-87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России - «Пошехонскую старину» (1887-1889).
Творчество С., проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма и открытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело важное значение для русского общества, способствовало воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности. Связанное преемственно-исторически с традициями передовой русской литературы (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен), а также с традициями великих сатириков Возрождения и Просвещения (Ф. Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт), творчество С. вместе с тем стало новым, глубоко оригинальным явлением искусства русского критического Реализма. Главные особенности творческого метода С. - художественное «исследование» не индивидуально-личной, но общественной сферы человека, сращённость эстетической системы писателя с прямыми суждениями и оценками, исполненными демократического протеста и открытой пропаганды новых отношений человека к миру - отношений социальной правды и справедливости. К особенностям сатирической поэтики С. принадлежат: эзоповский язык, т. е. совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план; искусство гротеска и интегрированные или собирательные образы как средство типизации («иванушки», «глуповцы», «пёстрые люди» и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной мере обладал методом психологического анализа, искусством создавать правдивые образы, мир живых людей («Иудушка», «Дерунов», галерея рабов в «Пошехонской старине» и др.). К щедринским образам часто обращался в своей публицистике В. И. Ленин. Традиции С. нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы «пёстрых людей» и «мелочей жизни») и М. Горького (ранние фельетоны, «Сказки», «Жизнь Клима Самгина»). Некоторые произведения С. инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм «Иудушка Головлёв», 1934).
В г. Кирове открыт мемориальный музей (1968) в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки.
Соч.: Полное собр. соч. и писем, т. 1-20, М. - Л., 1933-41; Собр. соч. и писем в 20 тт., т. 1-17-, М., 1965-75 (издание продолжается).
Лит.: Денисюк Н., Критическая литература о произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, в. 1-5, М., 1905; М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. [Вступ. ст. и прим. М. С. Горячкиной], М., 1959; М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. [Предисл. и коммент. С. А. Макашина], М., 1957; Эльсберг Я. Е., Стиль Щедрина, М,, 1940; Макашин С. А., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 2 изд., М., 1951; его же, Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов, М., 1972; Кирпотин В. Я., Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Покусаев Е. И., Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963; Яковлев Н. В., «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, М., 1958; Жук А., Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», Саратов, 1958; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М. - Л., 1959; его же, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л., 1970; Прозоров В., О художественном мышлении писателя-сатирика, Саратов, 1965; Турков А., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Мысляков В., Искусство сатирического повествования, Саратов, 1966; Николаев Д. Н., «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, в кн.: Три шедевра русской классики, М., 1971; Добровольский Л. М., Лавров В. М., М. Е. Салтыков-Щедрин в печати, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848-1917, М. - Л., 1961; Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1918-1965. Сост. В. Н. Баскаков, М. - Л., 1966.
С. А. Макашин.
М. Е. Салтыков.
«Сказки для детей изрядного возраста». Литографированное нелегальное издание 1884.
Органчик («История одного города»). Илл. Кукрыниксов. 1937.
IV Салтыко́в
Николай Иванович [31.10 (11.11).1736 - 16(28).5.1816, Петербург], русский генерал-фельдмаршал (1796), граф (1790), князь (1814). С 1748 служил в гвардии, участвовал в Семилетней войне 1756-63, с 1758 обер-квартирмейстер действующей армии. В 1763-68 командовал отрядом в Польше, в 1769-70 участвовал в русско-турецкой войне 1768-74. Будучи опытным, хладнокровным и ловким царедворцем, С. в 1773 был назначен попечителем наследника престола Павла вместо Н. И. Панина (см. Панины) и одновременно вице-президентом Военной коллегии; с 1783 был воспитателем великих князей Александра и Константина Павловичей. С 1788 исполняющий обязанности президента, а в 1796-1802 президент Военной коллегии. С марта 1812 по май 1816 председатель Государственного совета и председатель Кабинета министров.
V Салтыко́в
Петр Семенович [1698 - 26.12.1772 (6.1.1773), Марфино, ныне Мытищинского района Московской области], русский полководец, генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). Сын генерала С. А. Салтыкова, родственника императрицы Анны Ивановны по матери. В 1714 поступил солдатом в гвардию и был отправлен для обучения морскому делу во Францию, где пробыл до начала 30-х гг. В 1734 участвовал в походе в Польшу против Станислава Лещинского (См. Лещинский). В 1740 генерал-адъютант. Участвовал в русско-шведской войне 1741-43, затем командовал украинской ландмилицией. Во время Семилетней войны 1756-63 был главнокомандующим русской армией в 1759-60 и 1762 и одержал блестящие победы над прусской армией при Пальциге и в Кунерсдорфском сражении 1759 (См. Кунерсдорфское сражение 1759). Смещен с должности главнокомандующего в 1760 из-за разногласий с австрийским командованием и Высшим военным советом в Петербурге. В 1764-71 главноначальствующий и генерал-губернатор Москвы. Был обвинён в нераспорядительности во время чумной эпидемии в Москве в 1770-71 и уволен в отставку.
VI Салтыко́в
Федор Степанович [ум. 2(13).8.1715], русский государственный деятель. В 1697-1700 обучался морскому делу в Голландии и Англии. По возвращении руководил строительством военных судов. В 1711 послан за границу для покупки кораблей. Из Англии С. направил Петру I (в 1713 и 1714) 2 записки с проектами разносторонних реформ: развития в кратчайшие сроки образования (в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и расширения торговли, поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения Средней Азии и Сибири и др. («Пропозиции» 1891).
Лит.: Павлов-Сильванский Н., Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897.