Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "М" (часть 42, "МАС")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 42, "МАС")

Масляев Вадим Ефимович

Масляев Вадим Ефимович [р. 6(19).4.1914, с. Панынино, ныне Радищевского района Куйбышевской области], советский архитектор, народный архитектор СССР (1976). Член КПСС с 1945. Учился в Московском архитектурном институте (1931‒36). Главный архитектор Волгограда (с 1958). Основные работы: Дворец Труда (1953), Педагогический институт (1952) и др. (все ‒ в Волгограде). Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Город-герой Волгоград, М., 1976.

Масляная живопись

Масляная живопись - вид живописи художественными масляными красками (См. Масляные краски), иногда с применением лаков. Масляными красками пишут главным образом на холсте, а также картоне, дереве, металле, покрытых специальными Грунтами (станковая М. ж.), на известковой штукатурке (монументальная М. ж.). М. ж. в большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объёма и пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона, выразительности и динамики письма. Технические приёмы М. ж. разнообразны. Мазки могут быть кроющими (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными), корпусными (плотными) и фактурными (рельефными), тонкими и гладкими. М. ж. до начала 19 века была построена на многослойном (многократном) нанесении красок с примесью лаков и последующей лакировке поверхности картины. С начала 19 века для М. ж. главным образом характерна манера наложения красок Алла прима по чистому грунту или тонко нанесённому цветовому или тональному подмалёвку; лаки применяются реже.

Отдельные письменные сведения о М. ж. встречаются в античных и средневековых манускриптах. В 1-й трети 15 века получает распространение станковая М. ж. после усовершенствования её Я. Ван Эйком. С 16 века М. ж. является ведущей техникой в живописи.

Лит.: Бергер Э., История развития техники масляной живописи, перевод с немецкого, М., 1961; Лужецкая А. Н., Техника масляной живописи русских мастеров с 18 по начало 20 века, [М., 1965].

В. В. Филатов.

Масляная кислота

Масляная кислота - одноосновная насыщенная карбоновая кислота (См. Карбоновые кислоты) алифатического ряда; бесцветная жидкость с резким неприятным запахом; хорошо растворима в воде и органических растворителях. Известны два изомера: н-масляная кислота, CH3CH2CH2COOH (tкип. 163 °С, плотность 0,958 г/см3 при 20 °С) и изомасляная кислота, (CH3)2CHCOOH (tкип. 155 °С, плотность 0,949 г/см3 при 20 °С). н-М. к. можно получать окислением н-бутилового спирта или сбраживанием отходов, содержащих крахмал (см. Маслянокислое брожение); изо- (См. Изо...) М. к. - окислением изобутилового спирта. Производные н-М. к. - глицериды - входят в состав жиров животных (См. Жиры животные), например масла коровьего. Практическое значение имеют эфиры М. к., обладающие фруктовым или цветочным запахом; некоторые из них используются в качестве душистых веществ в парфюмерной и пищевой промышленности, а также как пластификаторы лаков.

Маслянино

Маслянино - посёлок городского типа, центр Маслянинского района Новосибирской области РСФСР. Расположен на реке Бердь (приток Оби), в 60 км к востоку от железнодорожной станции Черепанове (на линии Новосибирск - Алтайская) и в 176 км к юго-востоку от Новосибирска. 10,8 тысячи жителей (1973). Овощесушильный, сыродельный, кирпичный заводы, деревообрабатывающий комбинат, льнообрабатывающий завод.

Маслянокислое брожение

Маслянокислое брожение - сбраживание углеводов (например, крахмала), некоторых спиртов и органических кислот с образованием масляной кислоты (См. Масляная кислота), а также уксусной кислоты, CO2 и H2; один из основных видов брожения (См. Брожение). М. б. осуществляется бактериями рода Clostridium (см. Клостридии), например анаэробной спороносной подвижной бактерией Cl. butyricum. Другие виды этого рода, например Cl. butylicum, при сбраживании глюкозы образуют, помимо указанных кислот и газов, бутиловый и изопропиловый спирты. М. б. вызывает пороки сыра (неприятный запах, свищи), а также порчу силоса.

Лит.: Роуз Э., Химическая микробиология, перевод с английского, М., 1971.

Масляные краски

Масляные краски - суспензии неорганических пигментов (См. Пигменты) и наполнителей в олифах (См. Олифы), изготовляемых из масел растительных с достаточно высокой способностью к высыханию или маслосодержащих алкидных смол (См. Алкидные смолы). Пигментами в М. к. служат двуокись титана, охра, железный сурик, окись хрома, свинцовый крон и др., наполнителями, которые применяют главным образом для экономии пигментов, - тальк, каолин, слюда и другие. В качестве вспомогательных компонентов в состав М. к. вводят ускорители высыхания (Сиккативы) - растворимые в олифах соли кобальта, марганца, свинца, а также Поверхностно-активные вещества; последние облегчают диспергирование пигментов и наполнителей при получении М. к. В промышленности выпускают М. к. двух видов: так называемые густотёртые (пастообразные) и готовые к употреблению (жидкие). При получении густотёртых М. к. сначала готовят в смесителе однородную пигментную пасту, а затем растирают её на краскотёрках. Готовые к употреблению М. к. получают путём перемешивания всех компонентов в шаровых мельницах или разбавлением густотёртых красок олифой. М. к. наносят на поверхность кистью, валиком, распылением (см. Лакокрасочные покрытия). Образование плёнки при высыхании слоя М. к. обусловлено окислительной полимеризацией растительных масел. Скорость высыхания и свойства плёнки зависят от типа масла и пигмента, а также от условий сушки (температуры, освещённости). Плёнки М. к., высушенные при комнатной температуре, характеризуются невысокой твёрдостью и водостойкостью и разрушаются под действием щелочей. При повышении температуры сушки показатели плёнок улучшаются. Например, плёнки, высушенные при 250-300 °С, стойки в слабых растворах щелочей. М. к. просты в применении, дёшевы. Основная область их использования - окраска стен, крыш и т. д. Об эмалевых М. к. см. Масляные лаки.

Помимо М. к. общего назначения, важное значение имеют также художественные М. к., которые готовят растиранием пигментов в отбелённом рафинированном льняном масле (иногда с добавками орехового и подсолнечного). Эти М. к. наносят на предварительно загрунтованные холст или древесину. См. также Масляная живопись.

Лит. см. при статье Краски.

Масляные лаки

Масляные лаки - растворы продуктов совмещения растительных масел и природных или синтетических смол в органических растворителях. М. л. приготовляют из рафинированных и полимеризованных до заданной вязкости масел с достаточно высокой способностью к высыханию (см. Масла растительные). Из природных смол применяют канифоль, реже - янтарь, копалы (см. Смолы природные), из синтетических - фенолоальдегидные смолы (См. Феноло-альдегидные смолы), различные продукты их модификации и др. Некоторые М. л. изготовляют с применением природных и искусственных битумов (см. Битумные лаки). Растворителями для М. л. служат уайт-спирит, сольвент-нафта, бензин, скипидар, ксилол. Кроме основных компонентов, в состав М. л. входят ускорители высыхания (Сиккативы) - соли кобальта, марганца, свинца, а также некоторые др. вспомогательные добавки. М. л. получают различными способами: в одних случаях сначала плавят смолу, добавляют в расплав масло и уваривают смесь до заданной вязкости, в других - вводят смолу в нагретое масло. В полученную этими способами так называемую лаковую основу добавляют растворитель и сиккатив. Наносят М. л. всеми способами, применяемыми при получении лакокрасочных покрытий (См. Лакокрасочные покрытия).

В зависимости от содержания масла различают тощие (0,5-1,5 части масла на 1 часть смолы), средние (1,5-2,5 части масла) и жирные (2,5-5,0 частей масла) М. л. Жирные М. л. образуют после высыхания высокоэластичные и атмосферостойкие плёнки, тощие М. л. - менее атмосферостойкие, но более твёрдые и блестящие плёнки.

Масляными лаками покрывают металлы, древесные пластики, пропитывают обмотки электрооборудования. Они служат также связующим при получении пигментированных лакокрасочных материалов - грунтовок (См. Грунтовки), шпатлёвок (См. Шпатлёвки) и эмалевых красок, или масляных эмалей. Последние используют для получения атмосферостойких покрытий, для антикоррозионной защиты металлов и других целей. Производство М. л. постепенно сокращается в связи с их заменой алкидными лаками (см. Алкидные смолы), содержащими меньше масла и образующими покрытия с более высокими эксплуатационными свойствами. О применении художественных М. л. см. в статье Лаки (См. Лаки художественные).

Лит. см. при ст. Лаки.

Масляные ходы

Масляные ходы - вместилища эфирных масел, накапливающихся в растениях; то же, что Эфирномасляные ходы.

Масляный альдегид

Масляный альдегид - насыщенный альдегид алифатического ряда; бесцветная жидкость с резким неприятным запахом, хорошо растворимая в органических растворителях, ограниченно - в воде. Известны два изомера: н-масляный альдегид, бутаналь, CH3CH2CH2CHO (tкип. 74,8 °С, плотность 0,802 г/см3 при 20 °С) и изомасляный альдегид, изобутаналь, (CH3)2CHCHO (tкип. 64 °С, плотность 0,794 г/см3 при 20 °С). Практическое значение имеет н-М. а., который применяют для получения поливинилбутираля, широко используемого в производстве безосколочного стекла триплекс, клея БФ, лаков, эмалей и пр. (см. Поливинилацетали).

В промышленности н-М. а. получают обычно восстановлением кротонового альдегида, реже - дегидрированием н-бутилового спирта, окислением н-бутана.

Масляный выключатель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Масляный насос

Масляный насос - устройство для подачи масла под давлением; применяется в системах смазки двигателей внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания), в гидроприводах машин (См. Гидропривод машин) и др. Наиболее распространены шестерёнчатые и поршневые Насосы. М. н. называют также паромасляные насосы, используемые в вакуумной технике (См. Вакуумная техника).

Масляный радиатор

Масляный радиатор - устройство для охлаждения масла в системе смазки двигателей внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания). М. р. устанавливаются главным образом на автомобилях, двигатели которых часто работают с напряжённым тепловым режимом. Различают М. р. с воздушным и водяным охлаждением. Воздушный М. р. состоит из латунных трубок, к которым припаяны охлаждающие пластины. Масло, циркулирующее в трубках под действием масляного насоса, охлаждается воздухом при движении автомобиля. М. р. включают в систему смазки параллельно главной масляной магистрали. Охлажденное масло поступает в картер двигателя.

Масляный фильтр

Масляный фильтр - устройство для очистки масла от загрязняющих его механических частиц, смол и других примесей. М. ф. устанавливаются в системах смазки двигателей внутреннего сгорания (См. Двигатель внутреннего сгорания), металлорежущих станков (См. Металлорежущий станок) и других. Различают несколько типов М. ф.: пластинчато-щелевые, со сменным бумажным патроном, центробежные и другие. В системах смазки двигателей наибольшее распространение получили центробежные М. ф. Загрязнённое масло под давлением поступает в полость ротора такого М. ф., через фильтрующую сетку подводится к жиклёрам и выбрасывается из них с большой скоростью. Вытекающие струи масла создают реактивную тягу, которая заставляет ротор вращаться. При давлении масла 0,25-0,3 Мн/м3 (2,5-3 кгс/см3) частота вращения ротора достигает 5000-6000 об/мин. Под действием центробежной силы тяжёлые частицы, засоряющие масло, отбрасываются к периферии и оседают на стенках ротора. Очищенное масло стекает в маслоприёмник, например картер двигателя.

Масонство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Масперо

I Масперо́ (Maspero)

Анри (15.12.1883, Париж, - 17.3.1945, Бухенвальд), французский китаевед и специалист по языкам и истории Индокитая. Сын Г. Масперо. С 1920 профессор китайского языка и литературы в Коллеж де Франс. С 1935 член, с 1944 президент французской Академии надписей. Написал большое количество работ, посвященных Китаю и Индокитаю, среди них книга «Древний Китай» (1927), охватывающая историю и культуру Китая с 12 по 3 века до н. э. Погиб в фашистском лагере смерти.

Соч.: Melanges posthumes, sur les religions et l’histoire de la Chine, t. 1-2, P., 1950; Histoire et institutions de la Chine ancienne, P., 1967 (совместно с Е. Balazs).

II Масперо́ (Maspero)

Гастон Камиль Шарль (23.6.1846, Париж, - 30.6.1916, там же), французский египтолог. Член французской Академии надписей (1883; с 1914 учёный секретарь Академии). В 1881 основал в Каире французский Институт восточной археологии. В 1881-86 и в 1899-1914 директор «Службы древностей» и Египетского музея. Археологическими раскопками М. открыт тайник с мумиями фараонов XVII-XXII династий в Дейр-эль-Бахари, «Тексты пирамид» - магические формулы, гимны богам, отрывки мифов и т. д. на внутренних стенах пирамид V и VI династий в Саккара, гробницы в Дашуре, Медуме, Саккара и т. д. При нём началась расчистка и реставрация храмов Карнака и Луксора. М. положил начало изданию Генерального каталога Каирского музея. Труды М. охватывают все области египтологии. На основе известных к его времени источников М. выпустил «Древнюю историю народов классического Востока» (т. 1-3, 1895-99; русский перевод 1895), в которой подвёл итог всему, что было известно о древних народах стран Ближнего Востока. В ней он определял древневосточное общество как феодальное, хотя и признавал широкое применение труда рабов. М. был талантливым популяризатором.

Соч. в русском переводе: Египет, М., 1915; Во времена Рамзеса и Ассурбанипала, т. 1-2, М., 1916.

Лит.: Cordier Н., Bibliographic des oeuvres de G. Maspero, P., 1922.

Г. Масперо.

Г. Масперо.

Масперо Анри

Масперо (Maspero) Анри (15.12.1883, Париж, ‒ 17.3.1945, Бухенвальд), французский китаевед и специалист по языкам и истории Индокитая. Сын Г. Масперо. С 1920 профессор китайского языка и литературы в Коллеж де Франс. С 1935 член, с 1944 президент французской Академии надписей. Написал большое количество работ, посвященных Китаю и Индокитаю, среди них книга «Древний Китай» (1927), охватывающая историю и культуру Китая с 12 по 3 века до н. э. Погиб в фашистском лагере смерти.

Соч.: Melanges posthumes, sur les religions et l▓histoire de la Chine, t. 1‒2, P., 1950; Histoire et institutions de la Chine ancienne, P., 1967 (совместно с Е. Balazs).

Масперо Гастон Камиль Шарль

Масперо (Maspero) Гастон Камиль Шарль (23.6.1846, Париж, ‒ 30.6.1916, там же), французский египтолог. Член французской Академии надписей (1883; с 1914 учёный секретарь Академии). В 1881 основал в Каире французский Институт восточной археологии. В 1881‒86 и в 1899‒1914 директор «Службы древностей» и Египетского музея. Археологическими раскопками М. открыт тайник с мумиями фараонов XVII‒XXII династий в Дейр-эль-Бахари, «Тексты пирамид» ‒ магические формулы, гимны богам, отрывки мифов и т. д. на внутренних стенах пирамид V и VI династий в Саккара, гробницы в Дашуре, Медуме, Саккара и т. д. При нём началась расчистка и реставрация храмов Карнака и Луксора. М. положил начало изданию Генерального каталога Каирского музея. Труды М. охватывают все области египтологии. На основе известных к его времени источников М. выпустил «Древнюю историю народов классического Востока» (т. 1‒3, 1895‒99; русский перевод 1895), в которой подвёл итог всему, что было известно о древних народах стран Ближнего Востока. В ней он определял древневосточное общество как феодальное, хотя и признавал широкое применение труда рабов. М. был талантливым популяризатором.

Соч. в русском переводе: Египет, М., 1915; Во времена Рамзеса и Ассурбанипала, т. 1‒2, М., 1916.

Лит.: Cordier Н., Bibliographic des oeuvres de G. Maspero, P., 1922.

Масса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Масса 1000 семян

Масса 1000 семян - вес 1000 семян, показатель крупности и выполненности воздушно-сухих семян, выраженный в граммах. М. 1000 с. весьма различна у разных видов растений (например, у огородных бобов - 1200 г, у мака - 0,4 г); различается она и у разных сортов одного и того же вида. М. 1000 с. определяют для правильного расчёта нормы высева семян. В специальных семеноведческих исследованиях для сравнения двух образцов семян М. 1000 с. перечисляют на сухое безводное вещество - определяют абсолютный вес семян. На М. 1000 с. влияют метеорологические факторы, приёмы агротехники и другое. В период засухи и недостатка влаги в почве семена на растениях развиваются щуплыми и легковесными. Отрицательно влияет на М. 1000 с. и полегание стеблей, поражение растений болезнями и повреждение вредителями. Приёмы агротехники на семенных посевах должны способствовать повышению М. 1000 с. Наибольшее значение имеет обеспечение растений влагой и питательными веществами.

Лит.: Строна И. Г., Общее семеноведение полевых культур, М., 1966, с. 117.

Масса (большое кол-во)

Масса (от лат. massa ≈ глыба, масса), 1) большое количество, крупное скопление чего-либо. 2) Полужидкое или тестообразное, бесформенное вещество; смесь (полуфабрикат) в различных производствах (например, бумажная масса). 3) См. Масса в физике.

Масса (город в Италии)

Масса (Massa), город в Центральной Италии, в Тоскане, близ берега Лигурийского моря (аванпорт Марина-ди-Масса). Административный центр провинции Масса-э-Каррара. 62,8 тысячи жителей (1971). Производство изделий из каррарского мрамора, добываемого в Апуанских Альпах. Машиностроение (энергетическое и химическое оборудование), небольшая металлургическая и химическая промышленность.

Масса Исаак

Масса (Massa) Исаак (1587, Харлем, Нидерланды, ‒ после мая 1635, там же или в Лиссе), голландский купец и резидент в России в 1614‒34. Жил в Москве в 1601‒09, 1612‒34. Изучил русский язык и собрал много материалов по истории страны конца 16 ‒ начала 17 веков и её географии. Около 1611 написал сочинение о событиях в России конца 16 ‒ начала 17 веков ‒ важный источник по истории крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова и других событий 1601‒1609. Статьи М., посвященные истории и географии Сибири, были одним из первых сочинений о Сибири в западноевропейской литературе. М. опубликовал ряд карт России и отдельных её районов.

Соч.: Краткое известие о Московии в начале XVII в., М., 1937.

Масса прибавочной стоимости

Масса прибавочной стоимости - см. Прибавочная стоимость.

Масса прибыли

Масса прибыли - см. Прибыль.

Масса сельскохозяйственных животных

Масса сельскохозяйственных животных - масса тела сельскохозяйственных животных, важный хозяйственно-биологический показатель, характеризующий рост и развитие животных. По изменениям массы за определённый период судят о скорости роста и развития животных, о результатах их выращивания и откорма. Быстрорастущие животные при прочих равных условиях расходуют меньше питательных веществ корма на 1 кг привеса, чем медленнорастущие, и быстрее достигают хозяйственной зрелости. М. с. ж. учитывают при бонитировке животных, в зависимости от их массы составляют нормы и рационы кормления. Живая масса тела животного определяется взвешиванием или косвенно - по промерам тела различными способами (Клювер-Штрауха, Фровейна, Придорогина).

Убойная масса - масса туши с внутренним и подкожным салом - характеризует соотношение частей тела, идущих в пищу человеку (мясо, сало), и побочных продуктов (кожа, внутренности, кости и другие). По убойной массе, выраженной в процентах к предубойной живой массе, судят об убойном выходе. У крупного рогатого скота он равен примерно 50-65 % и выше, у свиней 70-85 % и выше, у овец 40-60 %, у сельскохозяйственных птиц 75-85 %, у кроликов до 60-62 % .

Масса тела человека

Масса тела человека - в сочетании с другими антропометрическими признаками [длиной тела (ростом) и окружностью груди] - важный показатель физического развития и состояния здоровья. Зависит от пола, роста, связана с характером питания, наследственностью, социально-экономическими условиями, а также с районом обитания. Масса новорождённых европеоидов-мальчиков составляет в среднем 3400-3500 г, девочек - 3200-3300 г. В течение первого года жизни дети прибавляют в среднем 6-7 кг, к концу второго года - ещё 2-3 кг. Обычно средняя масса тела мальчиков несколько больше средней массы тела девочек соответствующего возраста или равна ей, за исключением периода полового созревания девочек (12-13 лет у европеоидов), когда масса тела девочек превышает массу тела мальчиков на 3-4 кг. С 15 лет масса тела у представителей мужского пола существенно превосходит массу тела представителей женского пола. Период относительно стабильной массы приходится на возраст 25-45 лет, в старческом возрасте она значительно падает, что связано главным образом с потерей организмом воды. Взрослые мужчины-европеоиды весят в среднем 65-68 кг, женщины на 8-10 кг меньше. Наименьшая масса тела свойственна пигмеям Африки и Азии. Как правило, в странах с тропическим климатом масса тела населения меньше, чем в местностях с умеренным климатом. Дневные колебания М. т. ч. составляют ±2 кг. М. т. ч. можно разделить на массу жировую (пассивную) и обезжиренную (активную), причём соотношение их может быть разным (например, у спортсменов относительно более развита обезжиренная масса). Некоторые специалисты предлагают дифференцировать М. т. ч. на массу клеточную и внеклеточную, мотивируя это тем, что в первой протекают процессы обмена веществ и энергии, а второй свойственны лишь функции поддержки и транспорта. Считается, что при прибавках (потерях) массы основная их доля приходится на жир (в среднем свыше 600 г жира на каждый кг прибавок или потерь). В результате процессов акцелерации (См. Акцелерация) почти повсеместно отмечено увеличение М. т. ч. Показатели М. т. ч. часто используются для построения разного рода индексов и схем при диагностике физического развития.

Лит.: Башкиров П. Н., Учение о физическом развитии человека, М., 1962; Магtin R., Saller K., Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung mit besonderer Berücksichtigung der anthropologischen Methoden, Bd 2, Lfg 5-9, Stuttg., 1958-59.

В. П. Чтецов.

Масса (физ. величина)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массагеты

Массагеты (греч. Massagétai)

собирательное название группы племён Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Неясность приводимых источниками сведений породила в науке многочисленные гипотезы об отождествлении М. и их этнической принадлежности. Одни учёные считали, что назв. «М.» происходит от слова «масуо» - «рыба» и означает «рыбоеды». Другие объясняют его как составное из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда». По предположениям третьих, слово «М.» означает «мазагеты» - «великие геты», а сами М. тождественны с «да (большие) юечжи» древнекитайских летописей. Разделяющий эту точку зрения С. П. Толстов считает массагетскими некоторые археологические памятники низовьев Сырдарьи. Однако ни одну из гипотез нельзя считать общепризнанной. О каких племенах говорит тот или иной автор, называя их М., не всегда ясно. По Геродоту, М. - кочевники; сражались они пешими и на конях, причём их кони имели на груди латы; их утварь и оружие изготовлялись из меди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахеменидской державы Кир, побежденный «царицей» М. Томирис. По Страбону, М. поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к М. обитателей приаральских болот и островов, живших примитивным собирательством и рыбной ловлей, а также некоторые знавшие земледелие племена (например, хорезмийцев).

Лит.: Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Пьянков И. В., К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов, «Вестник древней истории», 1964, № 3.

Б. Я. Ставиский.

Массаж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массалитинов

I Массали́тинов

Константин Ираклиевич [родился 21.5(3.6).1905, Воронеж], советский композитор и хоровой дирижёр, народный артист СССР (1975). Член КПСС с 1943. В 1929 окончил Воронежский музыкальный техникум. Один из организаторов (1942) и художественный руководитель (до 1964) Воронежского русского народного хора. Собиратель и пропагандист русских народных песен (записал свыше 500 песен). Автор оперы-песни «Земля поёт» (1961), оратории «Земля моя» (1970), кантаты «Россия моя», хоровых сюит «Край родной», «Горе горькое», «По слову Ленина», многочисленных песен и других произведений. Государственная премия СССР (1949), премия имени А. В. Александрова (1977). Награжден Трудового Красного Знамени орденом и медалями.

II Массали́тинов

Николай Осипович (24.2.1880, Елец, ныне Липецкой области, - 22.3.1961, София), русский и болгарский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог, народный артист НРБ (1948). В 1907 окончил школу Малого театра. В 1907-19 актёр МХТ, где под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко совершенствовал своё мастерство, выступал в ролях: Скалозуб («Горе от ума» Грибоедова), Солёный («Три сестры» Чехова). С 1925 жил и работал в Болгарии. На болгарской сцене играл роли: Тартюф («Тартюф» Мольера), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Гауптмана) и другие. В 1925-44 главный режиссёр, затем режиссёр Народного театра в Софии, в 1925 возглавил при нём школу-студию (с 1948 - Высший институт театрального искусства). Деятельность М. способствовала утверждению реализма на болгарской сцене, освоению творческих принципов МХАТа, системы К. С. Станиславского. М. одним из первых начал ставить в Болгарии советскую драматургию («Квадратура круга» Катаева, 1931, «Платон Кречет» Корнейчука, 1940, и другие). Среди других постановок: «Бесприданница» Островского (1937), «Калин Орёл» Икономова (1941), «Враги» Горького (1944), «Царская милость» Зидарова (1948) и др. Димитровская премия (1950).

Лит.: Тихова Н., Масалитинов, София, 1959.

Н. О. Массалитинов.

Н. О. Массалитинов.

Массалитинов Константин Ираклиевич

Массалитинов Константин Ираклиевич [родился 21.5(3.6).1905, Воронеж], советский композитор и хоровой дирижёр, народный артист СССР (1975). Член КПСС с 1943. В 1929 окончил Воронежский музыкальный техникум. Один из организаторов (1942) и художественный руководитель (до 1964) Воронежского русского народного хора. Собиратель и пропагандист русских народных песен (записал свыше 500 песен). Автор оперы-песни «Земля поёт» (1961), оратории «Земля моя» (1970), кантаты «Россия моя», хоровых сюит «Край родной», «Горе горькое», «По слову Ленина», многочисленных песен и других произведений. Государственная премия СССР (1949), премия имени А. В. Александрова (1977). Награжден Трудового Красного Знамени орденом и медалями.

Массалитинов Николай Осипович

Массалитинов Николай Осипович (24.2.1880, Елец, ныне Липецкой области, ‒ 22.3.1961, София), русский и болгарский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог, народный артист НРБ (1948). В 1907 окончил школу Малого театра. В 1907‒19 актёр МХТ, где под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко совершенствовал своё мастерство, выступал в ролях: Скалозуб («Горе от ума» Грибоедова), Солёный («Три сестры» Чехова). С 1925 жил и работал в Болгарии. На болгарской сцене играл роли: Тартюф («Тартюф» Мольера), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Гауптмана) и другие. В 1925‒44 главный режиссёр, затем режиссёр Народного театра в Софии, в 1925 возглавил при нём школу-студию (с 1948 ‒ Высший институт театрального искусства). Деятельность М. способствовала утверждению реализма на болгарской сцене, освоению творческих принципов МХАТа, системы К. С. Станиславского. М. одним из первых начал ставить в Болгарии советскую драматургию («Квадратура круга» Катаева, 1931, «Платон Кречет» Корнейчука, 1940, и другие). Среди других постановок: «Бесприданница» Островского (1937), «Калин Орёл» Икономова (1941), «Враги» Горького (1944), «Царская милость» Зидарова (1948) и др. Димитровская премия (1950).

Лит.: Тихова Н., Масалитинов, София, 1959.

Массалитинова

Варвара Осиповна [17(29).7.1878, Елец, - 20.10.1945, Москва], русская советская актриса, народная артистка РСФСР (1933). В 1901 окончила драматические курсы при Московском театральном училище по классу А. П. Ленского и принята в труппу Малого театра. Первую крупную роль (Коробочка в «Мёртвых душах» по Гоголю) сыграла на сцене Нового театра (филиал Малого). Основными в репертуаре М. стали характерные роли старух в пьесах Островского, Гоголя. В 1919-20 актриса Государственного показательного театра. С 1922 вновь в Малом театре, где создала свои лучшие работы: Ненила Сидоровна («В чужом пиру похмелье» Островского), Хлёстова («Горе от ума» Грибоедова), Демидьевна («Нашествие» Леонова), и вернулась к сыгранным ранее ролям Манефы и Кукушкиной («На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место» Островского) и др. Воплощая реалистические традиции Малого театра, М. умела сочетать глубокий психологизм, бытовую достоверность, основанную на метких жизненных наблюдениях, с яркой выразительностью внешнего рисунка образа. Искала для каждой роли индивидуальную речевую характерность. Смелость и сила сатирического изображения поднимали искусство актрисы до глубоких социальных обобщений. С 1918 снималась в кино. Светлый жизнеутверждающий характер бабушки Акулины Ивановны создала в фильмах «Детство Горького» и «В людях» (1938, 1939; Государственная премия СССР, 1941). Награждена 2 орденами.

Лит.: Афанасьев В., В. О. Массалитинова, М., 1951; Ильина М., В. Массалитинова, в книге: Актёры советского кино, в. 6, Л., 1970.

В. О. Массалитинова.

В. О. Массалитинова.

Массалитинова Варвара Осиповна

Массалитинова Варвара Осиповна [17(29).7.1878, Елец, ‒ 20.10.1945, Москва], русская советская актриса, народная артистка РСФСР (1933). В 1901 окончила драматические курсы при Московском театральном училище по классу А. П. Ленского и принята в труппу Малого театра. Первую крупную роль (Коробочка в «Мёртвых душах» по Гоголю) сыграла на сцене Нового театра (филиал Малого). Основными в репертуаре М. стали характерные роли старух в пьесах Островского, Гоголя. В 1919‒20 актриса Государственного показательного театра. С 1922 вновь в Малом театре, где создала свои лучшие работы: Ненила Сидоровна («В чужом пиру похмелье» Островского), Хлёстова («Горе от ума» Грибоедова), Демидьевна («Нашествие» Леонова), и вернулась к сыгранным ранее ролям Манефы и Кукушкиной («На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место» Островского) и др. Воплощая реалистические традиции Малого театра, М. умела сочетать глубокий психологизм, бытовую достоверность, основанную на метких жизненных наблюдениях, с яркой выразительностью внешнего рисунка образа. Искала для каждой роли индивидуальную речевую характерность. Смелость и сила сатирического изображения поднимали искусство актрисы до глубоких социальных обобщений. С 1918 снималась в кино. Светлый жизнеутверждающий характер бабушки Акулины Ивановны создала в фильмах «Детство Горького» и «В людях» (1938, 1939; Государственная премия СССР, 1941). Награждена 2 орденами.

Лит.: Афанасьев В., В. О. Массалитинова, М., 1951; Ильина М., В. Массалитинова, в книге: Актёры советского кино, в. 6, Л., 1970.

Массальский

Павел Владимирович [родился 22.8(4.9).1904, Москва], русский советский актёр, народный артист СССР (1963). В 1922-24 учился в театральной студии под руководством Ю. А. Завадского. С 1925 актёр МХАТа, дебютировал в роли князя Дмитрия Шуйского («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого). Актёрскую индивидуальность М. отличают тонкий юмор, комедийная лёгкость и изящная элегантность, пластичность движений, обаяние. Блестящая отточенность формы свойственна его лучшим комедийным ролям: Джингль («Пиквикский клуб» по Диккенсу), граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше), Чарльз Сэрфес («Школа злословия» Шеридана), лорд Горинг («Идеальный муж» Уайльда), Вово («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Николас Динери («Осенний сад» Хелман), Людовик («Жил-был каторжник» Ануя). Играл и драматические роли: Барон, Захар Бардин («На дне», «Враги» Горького), Вронский («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому). С 1927 снимается в кино: Кнейшиц («Цирк», 1936), польский король Сигизмунд («Иван Грозный»; 2-я серия 1958) и др. С 1947 преподаёт в Школе-студии имени Вл. И. Немировича-Данченко (с 1961 - профессор). Государственная премия СССР (1952). Награжден 2 орденами и медалью.

П. В. Массальский в роли Чарльза Сэрфеса («Школа злословия» Р. Шеридана).

П. В. Массальский в роли Чарльза Сэрфеса («Школа злословия» Р. Шеридана).

П. В. Массальский.

П. В. Массальский.

Массальский Павел Владимирович

Массальский Павел Владимирович [родился 22.8(4.9).1904, Москва], русский советский актёр, народный артист СССР (1963). В 1922‒24 учился в театральной студии под руководством Ю. А. Завадского. С 1925 актёр МХАТа, дебютировал в роли князя Дмитрия Шуйского («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого). Актёрскую индивидуальность М. отличают тонкий юмор, комедийная лёгкость и изящная элегантность, пластичность движений, обаяние. Блестящая отточенность формы свойственна его лучшим комедийным ролям: Джингль («Пиквикский клуб» по Диккенсу), граф Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше), Чарльз Сэрфес («Школа злословия» Шеридана), лорд Горинг («Идеальный муж» Уайльда), Вово («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Николас Динери («Осенний сад» Хелман), Людовик («Жил-был каторжник» Ануя). Играл и драматические роли: Барон, Захар Бардин («На дне», «Враги» Горького), Вронский («Анна Каренина» по Л. Н. Толстому). С 1927 снимается в кино: Кнейшиц («Цирк», 1936), польский король Сигизмунд («Иван Грозный»; 2-я серия 1958) и др. С 1947 преподаёт в Школе-студии имени Вл. И. Немировича-Данченко (с 1961 ‒ профессор). Государственная премия СССР (1952). Награжден 2 орденами и медалью.

Массандра

I Масса́ндра

посёлок городского типа в Крымской области УССР, в 5 км к востоку от Ялты. В М. - крупный виноградо-винодельческий комбинат «Массандра». Приморский климатический курорт на Южном берегу Крыма. Лечебные средства: аэрогелиотерапия, виноградолечение (сентябрь - ноябрь), морские купания (с июня по октябрь).

II Масса́ндра («Масса́ндра»)

виноградо-винодельческий комбинат пищевой промышленности СССР. «М.» - одно из крупнейших предприятий по производству винограда, высококачественных марочных виноградных вин, табака, фруктов и другой сельскохозяйственной продукции. В состав «М.» входят совхозы, расположенные на Южном берегу Крыма. Основная культура - виноград. Заводы и совхозы «М.» выпускают вина 33 марок: крепкие (портвейн, мадера, херес), десертные (токай, мускат, кагор и другие), столовые и шампанское (см. Вино виноградное). Вина отличаются высоким качеством - ароматом, вкусом. На международных конкурсах удостоены многих медалей.

В «М.» находятся старейшие главные винные заводы (подвалы) для долголетней выдержки и обработки вин (основаны в 1897). Заводы оснащены современным механизированным и автоматизированным оборудованием, применяется передовая технология при высокой культуре производства (см. Виноделие). В подвалах «М.» хранится свыше 400 тысяч бутылок коллекционного отечественного и зарубежного вина более 700 сортов; возраст некоторых из них исчисляется начиная с 1775.

Лит.: Охременко Н. С., Виноделие и вина Украины, М., 1966.

И. Н. Околелов.

Масса-светимость диаграмма

Масса-светимость диаграмма («Ма́сса-свети́мость» диагра́мма)

в астрономии, зависимость между массами звёзд и их светимостями (См. Светимость), изученная эмпирически на основе наблюдений двойных звёзд (См. Двойные звёзды). Зависимость между массами и светимостями была теоретически предсказана английским астрономом А. Эддингтоном в начале 20 века. Найденному эмпирическому закону подчинены практически все типы звёзд (за исключением белых карликов). Однако параметры зависимости между болометрическими светимостями (См. Светимость) Lb и массами звёзд Масса-светимость диаграмма:

Lb = kМасса-светимость диаграммаn,

для разных групп звёзд могут заметно отличаться. Так, по наиболее полным данным, полученным к началу 70-х годов 20 века, для слабых звёзд с болометрическими звёздными величинами (См. Звёздная величина) Mb слабее 7,5 звёздной величины будет k = 0,1, n = 1,5. Для более ярких звёзд вплоть до Mb = -0,3 звёздной величины k ≈ 1, n = 4,0.

Распространённая на одиночные звёзды «М.-с.» д. позволяет оценивать массы звёзд по определённым из наблюдений их светимостям.

Лит.: Мартынов Д. Я., Курс общей астрофизики, М., 1965.

Массауа

Массава, город на севере Эфиопии, в Эритрее. 18,5 тысяч жителей (1970). Порт (около 1/3 внешнеторгового грузооборота страны) на Красном море; обслуживает в основном Эритрею. Порт и торговая часть города расположены на островах, соединённых с материком дамбами. Железной дорогой и шоссе М. соединён с Асмарой. Цементная, рыбоконсервная промышленность, солеварение. Добыча перламутра и жемчуга.

Массачусетс

I Массачу́сетс (Massachusetts)

залив Атлантического океана, у восточных берегов Северной Америки (штат Массачусетс, США), часть залива Мэн. Длина 55 км. Глубина до 93 м. Приливы полусуточные, их величина до 1,8 м. Порт Бостон.

II Массачу́сетс (Massachusetts)

штат на севере Атлантического побережья США, в Новой Англии. Площадь 21,4 тысячи км2. Население 5,7 млн., в том числе городского 85 % (1970). Административный центр, крупнейший город, экономический и культурный центр - Бостон.

Восточная часть штата - волнистая Приатлантическая низменность, центральная часть - плоскогорье, прорезанное долиной реки Коннектикут, западную часть занимают отроги Аппалачей (высота до 1064 м). Климат умеренный океанический, осадков свыше 1000 мм в год. Около 2/3 всей площади, главным образом в горах, занимают хвойные и лиственные леса.

М. - один из самых густонаселённых (плотность населения около 270 человек на 1 км2) и экономически развитых штатов. Из 2,3 млн. человек экономически активного населения занято (в 1969, в %): в промышленности 30, в торговле и обслуживании 40, в финансах 5, на государственной службе 13, в сельском хозяйстве около 1,5. Ведущее место принадлежит обрабатывающей промышленности, особенно разнообразному машиностроению и лёгкой промышленности. После 1950 особое развитие получила радиоэлектронная промышленность, тесно связанная с военным производством. Развиты также электротехническая промышленность, производство разнообразного промышленного оборудования (станков, текстильных, обувных и других машин), судостроение, текстильная (главным образом шерстяная), кожевенно-обувная, химическая, резиновая, бумажная, полиграфическая промышленность. Мощность электростанций (1970) 6,4 млн. квт. Развивается ядерная энергетика. Сельское хозяйство пригородного типа, специализировано на производстве цельномолочных продуктов, яиц, овощей, ягод; животноводство даёт свыше 1/2 товарной сельскохозяйственной продукции (53 % в 1970). На побережье - рыболовство (основные центры Глостер, Нью-Бедфорд, Бостон) и переработка рыбы. В М. - Гарвардский (в Кембридже) и Кларкский (в Вустере) университеты. Туризм.

В. М. Гохман.

Массачусетс.

Массачусетс.

Массачусетс (залив)

Массачусетс (Massachusetts), залив Атлантического океана, у восточных берегов Северной Америки (штат Массачусетс, США), часть залива Мэн. Длина 55 км. Глубина до 93 м. Приливы полусуточные, их величина до 1,8 м. Порт Бостон.

Массачусетс (штат в США)

Массачусетс (Massachusetts), штат на севере Атлантического побережья США, в Новой Англии. Площадь 21,4 тысячи км2. Население 5,7 млн., в том числе городского 85 % (1970). Административный центр, крупнейший город, экономический и культурный центр ‒ Бостон.

Восточная часть штата ‒ волнистая Приатлантическая низменность, центральная часть ‒ плоскогорье, прорезанное долиной реки Коннектикут, западную часть занимают отроги Аппалачей (высота до 1064 м). Климат умеренный океанический, осадков свыше 1000 мм в год. Около 2/3 всей площади, главным образом в горах, занимают хвойные и лиственные леса.

М. ‒ один из самых густонаселённых (плотность населения около 270 человек на 1 км2) и экономически развитых штатов. Из 2,3 млн. человек экономически активного населения занято (в 1969, в %): в промышленности 30, в торговле и обслуживании 40, в финансах 5, на государственной службе 13, в сельском хозяйстве около 1,5. Ведущее место принадлежит обрабатывающей промышленности, особенно разнообразному машиностроению и лёгкой промышленности. После 1950 особое развитие получила радиоэлектронная промышленность, тесно связанная с военным производством. Развиты также электротехническая промышленность, производство разнообразного промышленного оборудования (станков, текстильных, обувных и других машин), судостроение, текстильная (главным образом шерстяная), кожевенно-обувная, химическая, резиновая, бумажная, полиграфическая промышленность. Мощность электростанций (1970) 6,4 млн. квт. Развивается ядерная энергетика. Сельское хозяйство пригородного типа, специализировано на производстве цельномолочных продуктов, яиц, овощей, ягод; животноводство даёт свыше 1/2 товарной сельскохозяйственной продукции (53 % в 1970). На побережье ‒ рыболовство (основные центры Глостер, Нью-Бедфорд, Бостон) и переработка рыбы. В М. ‒ Гарвардский (в Кембридже) и Кларкский (в Вустере) университеты. Туризм.

В. М. Гохман.

Массачусетсский технологический институт

Массачусетсский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology)

крупнейший центр США по подготовке высококвалифицированных специалистов для промышленных и научных учреждений. Основан в 1861, начал функционировать в 1865 в Бостоне, в 1916 переведён в Кембридж (штат Массачусетс). В М. т. и. впервые в США осуществлено сочетание в процессе подготовки специалистов изучения естественных, гуманитарных и общественных наук с практической деятельностью обучаемых и преподавателей.

В составе М. т. и. (1973): школы - инженерная (отделения аэронавтики и астронавтики, химико-технологическое, гражданского строительства, электротехники, инженерной механики, металлургии, кораблестроения, ядерной техники), естественных наук (отделения биологии, химии, наук о Земле и планетах, математики, метеорологии, питания и пищевых продуктов, физиологии, физики), гуманитарных и общественных наук (отделения экономики и общественных наук, гуманитарных наук, современных языков), архитектуры и планирования (отделения архитектуры, проблем городов и городского планирования), организации и управления производством (Слоунская школа менеджеров). М. т. и. располагает большим количеством лабораторий и центров, многие из которых частично или полностью субсидируются федеральными ведомствами (Комиссией по атомной энергии, Министерством обороны), например Кембриджский электронный ускоритель (совместно с Гарвардским университетом), вычислительный центр, лаборатория имени Линкольна, центр международных исследований, ядерная лаборатория, национальная магнитная лаборатория, лаборатория спектроскопии, центр инженерный и материаловедения, центр космических исследований, университетская корпорация технической информации и др. В общей и специальных библиотеках М. т. и. свыше 1,2 млн. томов.

Все обучающиеся в институте могут посещать занятия в Гарвардском университете (См. Гарвардский университет), а обучающиеся в Гарварде - М. т. и. В 1972/73 учебном году в М. т. и. обучалось около 8 тысяч студентов (более половины - дипломированные специалисты), работало около 1,4 тысячи преподавателей, в том числе свыше 800 профессоров.

Массачусетсское восстание 1689 - 91

Массачусетсское восстание 1689‒91, восстание поселенцев английской колонии Массачусетс в Северной Америке против классового гнёта в колонии. Вспыхнуло в Бостоне 18 апреля 1689 после получения известий о государственном перевороте в Англии (так называемая Славная революция) и вскоре охватило всю колонию. Повстанцы свергли губернатора и образовали временное правительство колонии, тем самым самоуправление колонии было расширено. Однако в соответствии с королевской хартией 1691 законы и судопроизводство колонии были поставлены под полный контроль метрополии, исполнительная власть целиком перешла к английскому губернатору.

Массачусетсское восстание 1689-91

Массачусетсское восстание 1689-91 - восстание поселенцев английской колонии Массачусетс в Северной Америке против классового гнёта в колонии. Вспыхнуло в Бостоне 18 апреля 1689 после получения известий о государственном перевороте в Англии (так называемая Славная революция) и вскоре охватило всю колонию. Повстанцы свергли губернатора и образовали временное правительство колонии, тем самым самоуправление колонии было расширено. Однако в соответствии с королевской хартией 1691 законы и судопроизводство колонии были поставлены под полный контроль метрополии, исполнительная власть целиком перешла к английскому губернатору.

Массейс

Метсейс (Massys, Metsys) Квинтен [1465 или 1466, Лёвен(?), - 1530, Антверпен], нидерландский живописец. Вступил в антверпенскую гильдию художников в 1491. Испытал влияния Рогира ван дер Вейдена (См. Рогир ван дер Вейден), Д. Баутса, А. Дюрера. В триптихах М., принёсших ему известность («Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», 1507-09, Музей старинного искусства, Брюссель; «Оплакивание Христа», 1508-11, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), иератизм и некоторая плоскостность композиции сочетаются с живыми характеристиками персонажей и нарядным красочным строем. Некоторые произведения М. обнаруживают его знакомство с творчеством Леонардо да Винчи («Мадонна с младенцем», Национальный музей, Познань; острогротескный «Портрет старика», 1513, Музей Жакмар-Андре, Париж). Тяготение к жизненно-реальному началу, порою вступающее в конфликт с позднеготическими тенденциями, приводит М. к созданию жанровых композиций с морализующим подтекстом («Меняла с женой», 1514, Лувр, Париж), а также портретов, отдельные из которых [парные портреты Эразма Роттердамского, 1517, Национальная галерея (Палаццо Корсини), Рим, и Петра Эгидия, 1517, Лонгфорд-касл, Англия] свидетельствуют о духовной близости мастера к гуманистическим кругам.

Лит.: Boon К. G., Quinten Massys, Amst., 1957; Friedländer M., The early Netherlandish painting, v. 6 (Quinten Massys), Leyden - Brussels, 1971.

Н. Н. Никулин.

К. Массейс. «Меняла с женой». 1514. Лувр. Париж.

К. Массейс. «Меняла с женой». 1514. Лувр. Париж.

Массейс Квинтен

Массейс, Метсейс (Massys, Metsys) Квинтен [1465 или 1466, Лёвен(?), ‒ 1530, Антверпен], нидерландский живописец. Вступил в антверпенскую гильдию художников в 1491. Испытал влияния Рогира ван дер Вейдена, Д. Баутса, А. Дюрера. В триптихах М., принёсших ему известность («Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», 1507‒09, Музей старинного искусства, Брюссель; «Оплакивание Христа», 1508‒11, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), иератизм и некоторая плоскостность композиции сочетаются с живыми характеристиками персонажей и нарядным красочным строем. Некоторые произведения М. обнаруживают его знакомство с творчеством Леонардо да Винчи («Мадонна с младенцем», Национальный музей, Познань; острогротескный «Портрет старика», 1513, Музей Жакмар-Андре, Париж). Тяготение к жизненно-реальному началу, порою вступающее в конфликт с позднеготическими тенденциями, приводит М. к созданию жанровых композиций с морализующим подтекстом («Меняла с женой», 1514, Лувр, Париж), а также портретов, отдельные из которых [парные портреты Эразма Роттердамского, 1517, Национальная галерея (Палаццо Корсини), Рим, и Петра Эгидия, 1517, Лонгфорд-касл, Англия] свидетельствуют о духовной близости мастера к гуманистическим кругам.

Лит.: Boon К. G., Quinten Massys, Amst., 1957; Friedländer M., The early Netherlandish painting, v. 6 (Quinten Massys), Leyden ‒ Brussels, 1971.

Н. Н. Никулин.

Массена

Массена (Masséna)

Андре (6.5.1758, близ Ниццы, - 4.4.1817, Париж), маршал Франции (1804), герцог Риволи (1808), князь Эслингский (1810). Сын виноторговца. В армии с 1775, был солдатом, в 1789 вышел в отставку, но в 1791 вступил в революционную армию. В 1793 бригадный генерал, участвовал в осаде Тулона. В 1794 дивизионный генерал. В Итальянском походе Бонапарта 1796-97 (См. Итальянский поход Бонапарта 1796-97) успешно действовал во главе авангарда армии. В 1799 командовал войсками в Швейцарии, нанёс поражение русско-австрийскому корпусу генерала А. М. Римского-Корсакова. В 1800 командовал войсками, осажденными в Генуе. В австро-французской войне 1809 командовал левым крылом при Ваграме. В 1810-11 командующий войсками в Португалии, был смещен за ряд поражений. В 1814 перешёл на сторону Бурбонов. С 1815 пэр Франции.

Массена Андре

Массена (Masséna) Андре (6.5.1758, близ Ниццы, ‒ 4.4.1817, Париж), маршал Франции (1804), герцог Риволи (1808), князь Эслингский (1810). Сын виноторговца. В армии с 1775, был солдатом, в 1789 вышел в отставку, но в 1791 вступил в революционную армию. В 1793 бригадный генерал, участвовал в осаде Тулона. В 1794 дивизионный генерал. В Итальянском походе Бонапарта 1796‒97 успешно действовал во главе авангарда армии. В 1799 командовал войсками в Швейцарии, нанёс поражение русско-австрийскому корпусу генерала А. М. Римского-Корсакова. В 1800 командовал войсками, осажденными в Генуе. В австро-французской войне 1809 командовал левым крылом при Ваграме. В 1810‒11 командующий войсками в Португалии, был смещен за ряд поражений. В 1814 перешёл на сторону Бурбонов. С 1815 пэр Франции.

Массес энд мейнстрим

Массес энд мейнстрим («Ма́ссес энд ме́йнстрим»)

американский литературный и общественно-политический журнал (1948-57); см. «Мейнстрим».

Массивная текстура

Массивная текстура - сложение зернистых горных пород преимущественно магматического (интрузивного) происхождения, для которых характерно беспорядочное расположение породообразующих минералов. Породы с М. т. противопоставляются сланцеватым и слоистым горным породам.

Массина

Массина (Massena)

город на северо-востоке США, в штате Нью-Йорк, на правом берегу реки Святого Лаврентия, у границы с Канадой. 14 тысяч жителей (1970). Один из старейших и наиболее крупных центров алюминиевой промышленности США (заводы фирм Алкоа и Рейнолдс), использующий электроэнергию гидростанций на реке Святого Лаврентия, часть энергии получает из Канады.

Массиньон

Массиньон (Massignon)

Луи (25.7.1883, Ножан, - 4.11.1962, Париж), французский востоковед-исламовед. С 1919 профессор Сорбонны, президент Института иранистики (Сорбонна), член многих академий и научных обществ, иностранный член АН СССР (1924). Редактор журнала «Revue du monde musulman» (с 1918 - «Revue des études isiamique») и «Annuaire du monde musulman». Труды М. посвящены проблемам религии, философии, политической и культурной истории мусульманского мира, его взаимоотношениям с другими цивилизациями. Значителен вклад М. в изучение Суфизма.

Соч.: Opera minora, t. 1-3, P., 1969.

Лит.: Крачковский И. Ю., Бартольд В., Ольденбург С., Записка об учёных трудах Луи Массиньона, «Известия Российской академии наук. VI серия», 1924, т. 18; Беляев Е. А., Луи Массиньон, «Народы Азии и Африки», 1963, № 4.

Массиньон Луи

Массиньон (Massignon) Луи (25.7.1883, Ножан, ‒ 4.11.1962, Париж), французский востоковед-исламовед. С 1919 профессор Сорбонны, президент Института иранистики (Сорбонна), член многих академий и научных обществ, иностранный член АН СССР (1924). Редактор журнала «Revue du monde musulman» (с 1918 ‒ «Revue des études isiamique») и «Annuaire du monde musulman». Труды М. посвящены проблемам религии, философии, политической и культурной истории мусульманского мира, его взаимоотношениям с другими цивилизациями. Значителен вклад М. в изучение суфизма.

Соч.: Opera minora, t. 1‒3, P., 1969.

Лит.: Крачковский И. Ю., Бартольд В., Ольденбург С., Записка об учёных трудах Луи Массиньона, «Известия Российской академии наук. VI серия», 1924, т. 18; Беляев Е. А., Луи Массиньон, «Народы Азии и Африки», 1963, № 4.

Предыдущая страница Следующая страница