Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "М" (часть 43, "МАС"-"МАТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 43, "МАС"-"МАТ")

Массне

Массне (Massenet)

Жюль Эмиль Фредерик (12.5.1842, Монто, близ города Сент-Этьенн, - 13.8.1912, Париж), французский композитор. Член Института Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Римскую премию (за кантату «Давид Риццио»). 1864-65 как стипендиат провёл в Риме. В 1878-96 профессор Парижской консерватории. Среди его учеников - А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кёклен, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Э. Шоссон, Дж. Энеску. В 1910 президент Академии изящных искусств. М. - один из виднейших представителей французской лирической оперы и французского романса. Написал свыше 30 опер, в том числе «Двоюродная бабушка» (1867), «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский» (1877), «Сид» (1885), «Таис» (1894), «Сафо» (1897), «Дон-Кихот» (1910, Монте-Карло, с Ф. И. Шаляпиным в главной роли). Вершины оперного творчества М. - «Манон» (1884) и «Вертер» (1886), прочно вошедшие в мировой оперный репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось лирическое дарование композитора. Самая сильная сторона его музыки - мелодия, яркая, проникновенная, сочетающая декламационность с напевностью. Помимо опер, М. написал 3 балета, оратории, симфонии, фортепьянные произведения, около 200 романсов и песен и др.

Соч.: Mes souvenirs (1848-1912), P., [1912].

Лит.: Кремлев Ю., Жюль Массне, М., 1969; Bruneau A., Massenet, P., 1935; Coquis A., J. Massenet, [P., 1965].

Массне Жюль Эмиль Фредерик

Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик (12.5.1842, Монто, близ города Сент-Этьенн, ‒ 13.8.1912, Париж), французский композитор. Член Института Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Римскую премию (за кантату «Давид Риццио»). 1864‒65 как стипендиат провёл в Риме. В 1878‒96 профессор Парижской консерватории. Среди его учеников ‒ А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кёклен, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Э. Шоссон, Дж. Энеску. В 1910 президент Академии изящных искусств. М. ‒ один из виднейших представителей французской лирической оперы и французского романса. Написал свыше 30 опер, в том числе «Двоюродная бабушка» (1867), «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский» (1877), «Сид» (1885), «Таис» (1894), «Сафо» (1897), «Дон-Кихот» (1910, Монте-Карло, с Ф. И. Шаляпиным в главной роли). Вершины оперного творчества М. ‒ «Манон» (1884) и «Вертер» (1886), прочно вошедшие в мировой оперный репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось лирическое дарование композитора. Самая сильная сторона его музыки ‒ мелодия, яркая, проникновенная, сочетающая декламационность с напевностью. Помимо опер, М. написал 3 балета, оратории, симфонии, фортепьянные произведения, около 200 романсов и песен и др.

Соч.: Mes souvenirs (1848‒1912), P., [1912].

Лит.: Кремлев Ю., Жюль Массне, М., 1969; Bruneau A., Massenet, P., 1935; Coquis A., J. Massenet, [P., 1965].

Массовая коммуникация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массовая культура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массовая политическая литература

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массовая сила

Массовая сила - сила, действующая на каждый элемент объёма тела и пропорциональная массе этого элементарного объёма; то же, что Объёмная сила.

Массового обслуживания теория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массовое действо

Массовое действо («Ма́ссовое де́йство»)

театрализованное зрелище, в котором участвуют большие массы народа (исполнители и зрители). «М. д.» проводятся обычно под открытым небом - на площадях, улицах, в парках, на стадионах. Яркие образцы народных зрелищ создала Древняя Греция (празднества, состязания, игры - олимпийские, пифийские и другие). Истоки «М. д.» восходят к средневековым мистериям. В Англии в 17 веке устраивался театрализованный майский праздник, основой которого стала игра о легендарном народном герое Робин Гуде. Во время Великой французской революции появились агитационные, проникнутые революционным пафосом массовые представления. 14 июля 1790 в празднестве на Марсовом поле участвовали представители 83 департаментов.

В России «М. д.» вначале были связаны с сельскими праздниками и народным творчеством. В 15-16 веках они стали частью церковного богослужения. Новые монументальные формы народного массового празднества возникли после Октябрьской революции 1917. В 1918-21 были осуществлены масштабные представления: «Действо о III Интернационале», «Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего дворца» (все в Петрограде), «Борьба труда и капитала» (Иркутск). Постановщики этих «М. д.» - крупнейшие советские режиссёры Н. В. Петров, К. А. Марджанов, Н. П. Охлопков и другие. В последующие годы большое распространение получили тематические массовые представления на стадионах. В 1957 в дни 6-го Международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве проводились торжественная церемония открытия фестиваля на стадионе и заключительное представление-митинг на Манежной площади. В 1961 в Севастополе было показано массовое представление «Пролог» об обороне Севастополя в 1854-55, в котором воссоздавались также важнейшие эпизоды боев города-героя во время Великой Отечественной войны 1941-45.

Лит.: Луначарский А. В., О народных празднествах, в его книге: Театр и революция, М., 1924, с. 63-67; История советского театра, т. 1, Л., 1933, с. 264-90.

А. И. Дубинская.

Массовое общество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массовое производство

Массовое производство - один из типов организации производства, характеризующийся ограниченной номенклатурой однородной продукции, изготовляемой в больших количествах. М. п. представляет собой высшую форму специализации производства, позволяющую сосредоточивать на предприятии выпуск одного или нескольких типоразмеров одноимённых изделий или деталей этих изделий. М. п. характерно для многих отраслей промышленности: машиностроения (производство инструментов, крепёжных материалов, подшипников), приборостроения (производство часов), лёгкой промышленности (изготовление обуви, галантереи), пищевой промышленности (производство консервов). М. п. может быть организовано как в рамках отдельных цехов, их участков, так и предприятия в целом. М. п. обеспечивает, как правило, значительное увеличение объёма продукции при постоянном или улучшенном её качестве, рост производительности труда благодаря применению специальных оборудования и оснастки и сведения к минимуму подготовительно-заключительного времени на операции, снижение себестоимости и повышение рентабельности. Особенности М. п. отражаются в самом процессе производства и методах его осуществления, в специализации рабочих мест и их расположении в порядке следования операций. Технологический процесс в большинстве случаев прогрессивен и относительно постоянен. Квалификация рабочих при узкой специализации должна быть высокой. Технологические операции при М. п. синхронизируются, и движение предметов труда по рабочим местам происходит непрерывно, часто с применением механизированных транспортных средств (Конвейеров). Это обеспечивает минимальную продолжительность производственного цикла и как следствие - максимальную скорость оборота. При М. п. различные изделия выпускаются одновременно и, как правило, непрерывно. Условие этого - максимальная стандартизация и нормализация узлов и деталей при конструировании (см. Стандартизация).

При М. п. возрастают степень загрузки рабочих мест, механизация учёта и контроля, осуществляются непрерывная дистанционная Диспетчеризация производства, внедрение автоматизированных систем управления предприятием (АСУП).

Лит. см. при статье Организация производства.

Массовое число

Массовое число - число нуклонов (протонов и нейтронов) в атомном ядре; обозначается буквой A и указывается обычно слева вверху рядом с символом элемента, например 32S означает изотоп серы с A = 32. М. ч. и заряд ядра Z, выраженный в единицах элементарного электрического заряда (См. Элементарный электрический заряд), определяют состав атомного ядра: Z протонов и (A - Z) нейтронов. Масса любого атома, выраженная в атомных единицах массы (См. Атомные единицы массы) и округлённая до ближайшего целого числа, равна его М. ч. См. Ядро атомное, Атомная масса.

Массон

Михаил Евгеньевич [родился 21.11(3.12).1897, Петербург], советский археолог и историк-востоковед, академик АН Туркменской ССР (1951). Профессор, заведующий кафедрой археологии (с 1940) Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте. Участник археологических экспедиций в республиках Средней Азии. Проводил раскопки кушанского и средневекового Термеза (1936-38). С 1946 руководитель Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции, ведущей работы в Туркменской ССР, в том числе раскопки парфянских Нисы (См. Ниса) и Мерва. Исследования М. посвящены доказательству существования в Средней Азии рабовладельческого строя, закономерностям развития городов (Самарканд, Бухара, Ташкент и другие), истории денежного хозяйства и горного дела, архитектуре, эпиграфике, исторической географии. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Овезов Д. М., Академик АН Туркменской ССР М. Е. Массон. [Биобиблиография], Аш., 1970.

Массон Михаил Евгеньевич

Массон Михаил Евгеньевич [родился 21.11(3.12).1897, Петербург], советский археолог и историк-востоковед, академик АН Туркменской ССР (1951). Профессор, заведующий кафедрой археологии (с 1940) Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте. Участник археологических экспедиций в республиках Средней Азии. Проводил раскопки кушанского и средневекового Термеза (1936‒38). С 1946 руководитель Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции, ведущей работы в Туркменской ССР, в том числе раскопки парфянских Нисы и Мерва. Исследования М. посвящены доказательству существования в Средней Азии рабовладельческого строя, закономерностям развития городов (Самарканд, Бухара, Ташкент и другие), истории денежного хозяйства и горного дела, архитектуре, эпиграфике, исторической географии. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: Овезов Д. М., Академик АН Туркменской ССР М. Е. Массон. [Биобиблиография], Аш., 1970.

Массообмен

Массообмен - самопроизвольный необратимый процесс переноса массы данного компонента в пространстве с неоднородным полем химического потенциала этого компонента (в простейшем случае - с неоднородным полем концентрации или парциального давления этого компонента). В случае термодиффузии М. вызывается также разностью температур. М. между движущейся средой и поверхностью раздела с другой средой называется массоотдачей. Массообменные процессы обычно многостадийны и включают как перенос вещества в пределах одной фазы, так и переход вещества через фазовую поверхность.

М. лежит в основе многих технологических процессов: ректификации, экстракции, абсорбции, адсорбции, сушки, изотопного обмена и других, которые широко используются для разделения веществ и для их очистки от вредных или балластных примесей.

При прохождении через аппарат потока вещества D, концентрация диффундирующего компонента в котором изменяется от y1 до y2, количество вещества G = D (y1 - y2), перешедшее за время τ через межфазную поверхность F, определяется уравнением массообмена

G = K Δc F τ,

где Δс - средняя разность рабочих и равновесных концентраций фазы, движущая сила процесса М., которая может быть выражена через разности химических потенциалов, концентраций, парциальных давлений и т. д.; К - коэффициент массопередачи, численная величина которого определяется физико-химическими свойствами контактирующих фаз, конструкцией аппарата и гидродинамическими условиями процесса. При технологических расчётах часто используется понятие объёмного коэффициента массопередачи, поскольку неизвестна истинная поверхность контакта фаз.

Лит.: Кафаров В. В., Основы массопередачи, М., 1972; Рамм В. М., Абсорбция газов, М., 1966; Трейбал Р., Жидкостная экстракция, перевод с английского, М., 1966; Франк-Каменецкий Д. А., Диффузия и теплопередача в химической кинетике, 2 изд., М., 1967; Хоблер Т., Массопередача и абсорбция, перевод с польского, Л., 1964.

В. Л. Пебалк.

Массоотдача

Массоотдача - процесс конвективного Массообмена между движущейся средой и поверхностью раздела с другой средой (твёрдым телом, жидкостью или газом).

Масс-спектрометры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Масс-спектроскопия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массулы

Массулы (от латинского massula - комок, кусочек)

1) затвердевшее вещество периплазмодия (См. Периплазмодий) некоторых папоротников (сальвиниевых), в которое погружены микро- и мегаспоры. 2) Склеившаяся масса пыльцы в пыльцевом гнезде; то же, что Поллиний.

Массы сохранения закон

Массы сохранения закон - см. Масса.

Мастаба

Мастаба (арабский, буквально - каменная скамья)

современное название древнеегипетских гробниц периодов Раннего (около 3000 - около 2800 до н. э.) и Древнего (около 2800 - около 2250 до н. э.) царств. Состоит из соединённых вертикальной шахтой наземного прямоугольного в плане сооружения с наклоненными к центру стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями. Снаружи стены М. Раннего царства облицовывали кирпичом (I династия) или камнем (II династия), членили нишами, ярко раскрашивали (гробница царицы Хер-Нейт в Саккаре). В М. Древнего царства наземная часть имеет строгий наружный объём с гладкими стенами и сложную внутреннюю планировку (залы, коридоры, кладовые; гробница начальника сокровищницы Ахетхотепа и его сына Птаххотепа в Саккаре, эпоха V династии). Во внутренних помещениях М. располагались статуи (вместилища душ умерших), стены покрывались рельефами и росписями.

Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1970.

Мастара

Мастара - село в Талинском районе Армянской ССР. В М. сохранилась церковь Иоанна (конец 6 - начало 7 веков) - вариант крестово-купольного храма средневековой Армении. Церковь представляет собой центрическое здание с широким куполом (по диаметру 11,2 метра) на тромпах и с выступающими извне 4 апсидами. Расчленённой объёмно-пространственной композиции церкви свойственна подчёркнутая пластическая выразительность.

Планы армянских раннесредневековых храмов: 1 - собор в Эчмиадзине, 5 в.; 2 - церковь в Мастаре, конец 6 - начало 7 вв.; 3 - церковь Рипсиме в Эчмиадзине, 618.

Планы армянских раннесредневековых храмов: 1 - собор в Эчмиадзине, 5 в.; 2 - церковь в Мастаре, конец 6 - начало 7 вв.; 3 - церковь Рипсиме в Эчмиадзине, 618.

Мастара. Церковь Иоанна. Кон. 6 - нач. 7 вв.

Мастара. Церковь Иоанна. Кон. 6 - нач. 7 вв.

Мастер

Мастер (должность)

в СССР руководитель производственного участка. В зависимости от величины и производственной структуры цеха подчиняется начальнику цеха, смены, пролёта или старшему М., который руководит не менее чем тремя М. Осуществляет связь между аппаратом управления и рабочими. М. подчиняются основные и вспомогательные рабочие участка, а также служащие - учётчики, распределители, кладовщики. Он обеспечивает выполнение плановых заданий путём наиболее рационального распределения работ между исполнителями и оптимальной загрузки оборудования. В своих решениях М. руководствуется текущими планами и оперативными графиками производства, календарно-плановыми нормативами, маршрутными и операционными технологическими картами, эксплуатационными данными оборудования и квалификационными характеристиками рабочих. М. применяет аппаратуру дистанционного контроля за работой оборудования, средства вызывной и поисковой сигнализации, промышленное телевидение, счётные машины. В процессе руководства участком он использует организационно-административные, экономические и воспитательные методы, содействует развитию социалистического соревнования и распространению передового производственного опыта, участвует в пересмотре норм выработки и расценок, присвоении рабочим разрядов, поощряет отдельных работников или налагает на них дисциплинарные взыскания, премирует из фонда М. и др.

В. С. Рапопорт.

Мастер спорта

СССР, спортивное звание, учрежденное постановлением Высшего совета физической культуры при ЦИК СССР в 1935, присваивается пожизненно спортсменам, выполнившим на официальных соревнованиях установленные Единой Всесоюзной спортивной классификацией (См. Единая всесоюзная спортивная классификация) для этого звания нормы и требования. В 1935-72 звание М. с. присвоено 93,2 тысячи спортсменам. В 1965 в целях стимулирования роста мастерства советских спортсменов на уровне современных достижений в мировом спорте Центральным советом союза спортивных обществ и организаций СССР установлено звание М. с. международного класса, которое присваивается спортсменам - победителям и призёрам Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, СССР, а также крупнейших официальных международных соревнований. К концу 1972 в СССР было 2,3 тысячи М. с. международного класса.

В 1934 постановлением ЦИК СССР учреждено почётное звание заслуженного М. с. СССР, которое присваивается спортсменам, добившимся выдающихся достижений на международных и всесоюзных соревнованиях и активно участвующим в развитии физической культуры и спорта, завоевавшим звания чемпиона Олимпийских игр, мира или Европы (дважды). В 1934-72 звание заслуженного М. с. СССР присвоено 1874 спортсменам. Среди первых заслуженных М. с.: М. П. Бутусов (футбол), Д. М. Васильев (лыжный спорт), Н. С. Теплякова (теннис), П. А. Романовский (шахматы), М. Г. Шаманова (лёгкая атлетика), Я. Ф. Мельников (конькобежный спорт). Спортсменам, которым присвоены звания М. с., мастер спорта международного класса, заслуженный М. с. СССР, выдаётся нагрудный значок и удостоверение.

С. Л. Аксельрод.

Мастер цеховой

Мастер цеховой (немецкое Meister)

мелкий экономически самостоятельный производитель-ремесленник в средние века, полноправный член Цеха. Работал в собственной мастерской как ремесленник, имея в подчинении подмастерьев и учеников. С развитием ремесленного производства среди мастеров происходило расслоение - разорение одних и обогащение других.

Мастерс

Мастерс (Masters)

Эдгар Ли (23.8.1869, Гарнетт, штат Канзас, - 5.3.1950, Филадельфия), американский писатель. До 1920 был адвокатом. Известность М. принесла «Антология Спун-ривер» (1915) - сборник эпитафий, в которых обрисованы нравы и монотонное существование провинциального городка. М. - автор романов и беллетризованных биографий (об А. Линкольне, 1931; У. Уитмене, 1937, и других), не свободных от дурной сенсационности.

Соч.: Mitch Miller, L., 1920; The new Spoon river, N. Y., 1924; Mark Twain, N. Y. 1938; The Sangamon, N. Y., 1942; в русском переводе, в кн.: Слышу, поёт Америка, М., 1960.

Лит.: Попов И., Сэм Джинкс на сверхсрочной, «Знамя», 1970, № 7; Брукс В. В., Писатель и американская жизнь, т. 2, М., 1971, с. 115-18; Derleth A., Three literary men, N. Y. - Copenhagen, 1963.

Мастерс Эдгар Ли

Мастерс (Masters) Эдгар Ли (23.8.1869, Гарнетт, штат Канзас, ‒ 5.3.1950, Филадельфия), американский писатель. До 1920 был адвокатом. Известность М. принесла «Антология Спун-ривер» (1915) ‒ сборник эпитафий, в которых обрисованы нравы и монотонное существование провинциального городка. М. ‒ автор романов и беллетризованных биографий (об А. Линкольне, 1931; У. Уитмене, 1937, и других), не свободных от дурной сенсационности.

Соч.: Mitch Miller, L., 1920; The new Spoon river, N. Y., 1924; Mark Twain, N. Y. 1938; The Sangamon, N. Y., 1942; в русском переводе, в кн.: Слышу, поёт Америка, М., 1960.

Лит.: Попов И., Сэм Джинкс на сверхсрочной, «Знамя», 1970, № 7; Брукс В. В., Писатель и американская жизнь, т. 2, М., 1971, с. 115‒18; Derleth A., Three literary men, N. Y. ‒ Copenhagen, 1963.

Мастерская народной графики

Мастерская народной графики («Мастерска́я наро́дной гра́фики»)

объединение мексиканских графиков, главным образом гравёров на линолеуме. Основана в 1937 в Мехико Л. Мендесом, П. О’Хиггинсом и Л. Ареналем при поддержке Д. Сикейроса. Членами «М. н. г.» стали А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, А. Сальсе, Р. Ангиано, И. Агирре, А. Брачо, А. Мехиак, А. Гомес и другие. «М. н. г.» сложилась как коллектив мастеров национально-демократического реалистического искусства, поставивших перед собой задачи социальной борьбы. Для творчества членов «М. н. г.», ряд которых испытал влияние европейской политической графики 2-й половины 19-20 веков, характерны обращение к народным мотивам, ярко эмоциональный строй, художественная выразительность, во многом связанная со стилем, разработанным мексиканскими монументалистами. Под коллективным грифом «М. н. г.» выпускались серии антифашистских плакатов, а также альбомы гравюр и литографий, посвящённых истории и современности Мексики, борьбе народов за мир и свободу (альбомы: « Франкистская Испания», 1938; «Чёрная книга нацистского террора в Европе», 1943-44; «Образы мексиканской революции», 1947; «Конституция 1857 года», 1957). В 1953 «М. н. г.» была удостоена Международной премии Мира. Объединение распалось в 60-х годах.

Лит.: Фрид Н., Графика Мексики, М., 1960; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967, с. 140-146, 226-241; Taller de Gráfica Popular... [Album], Mex., 1949 (на испанском и английском языках).

В. М. Полевой.

А. Гарсиа Бустос. «Политические заключённые в Гватемале». Линогравюра. 1957.

А. Гарсиа Бустос. «Политические заключённые в Гватемале». Линогравюра. 1957.

Мастер-штамп

Мастер-штамп - инструмент, предназначенный для изготовления (штамповки) Штампов или их деталей - пуансонов, матриц и вставок. Горячая штамповка гравюры штампа с помощью М.-ш. вместо фрезерования повышает эксплуатационную стойкость штампа и существенно снижает стоимость его изготовления, так как сокращается объём механической обработки. Гравюру М.-ш. получают фрезерованием и после термической обработки (до твёрдости HRC 60) полируют. В одном М.-ш. можно получить до 150 - 200 изделий.

Мастиковая смола

Мастиковая смола - то же, что Мастикс.

Мастиковое дерево

Мастиковое дерево - фисташка мастиковая (Pistacia lentiscus), невысокое вечнозелёное двудомное дерево или кустарник семейства сумаховых. Листья парноперистые с крылатыми черешками. Цветки мелкие, в плотных кистевидных соцветиях. Плоды - небольшие костянки диаметром 4-5 мм, с остриём на верхушке. Дико растет в Средиземноморье на сухих каменистых склонах в составе Маквиса. При подсочке ствола М. д. выделяется ароматичная смола - Мастикс. Из плодов получают масло, пригодное в пищу и используемое в технике, из листьев - дубильные вещества и жёлтую краску. В СССР М. д. изредка культивируют как декоративное на Кавказе и в Южном Крыму.

Мастикс

Мастикс - мастиковая смола, получаемая подсочкой стволов мастикового дерева (См. Мастиковое дерево). В отвердевшем виде представляет собой желтоватые каплеобразные комочки; очень ароматичен. Состоит из эфирного масла (2-3 %), смоляных кислот (около 42 %), горечи мастицина (5 %) и углеводородов резенов (около 50 %). Благодаря присутствию смоляных кислот М. обладает антисептическим свойством. Используется при производстве лаков, а также в виде настоек для полоскания полости рта и как связывающее вещество при приготовлении пилюль и пластырей.

Мастит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мастифф

Мастифф (английское mastiff, от латинского mansuetus - ручной, прирученный)

старинная английская порода догообразных собак. Использовалась для охоты на крупных зверей, охраны стад, «собачьих боев». Современный М. выведен в 19 веке в Ирландии. Это крупная (рост кобелей 75-85 см), широкотелая, массивная собака с короткой шерстью рыже-жёлтого, бурого или коричневого окраса (часто с тёмными тигровыми полосами). Используется как сторожевая, в основном в Ирландии и Великобритании.

Мастихин

Мастихин (от итальянского mestichino)

тонкая упругая стальная (реже роговая) пластинка в виде лопаточки или ножа. М. применяется преимущественно в масляной живописи (См. Масляная живопись) для удаления красок с отдельных участков полотна, нанесения Грунта, дополнительного перетирания красок, чистки палитры. Иногда М. пользуются вместо кисти для нанесения краски ровным тонким слоем или рельефным мазком.

Рис. к ст. Мастихин.

Рис. к ст. Мастихин.

Мастодонзавр

Мастодонзавр (Mastodonsaurus)

гигантское вымершее земноводное (длина тела до 5 м) надотряда лабиринтодонтов (См. Лабиринтодонты). Голова непропорционально большая, треугольной формы, с несколько удлинённой рыльной частью и очень большими орбитами; туловище широкое и плоское, конечности короткие. Известен из среднего и позднего триаса Центральной Европы и Южного Приуралья. М. - придонные хищники, обитавшие в пресных водоёмах.

Мастодонты

Мастодонты (от греческого mastós - сосок и odús, родительный падеж odóntos - зуб)

большая своеобразная группа вымерших млекопитающих отряд хоботных. Жили в позднем палеогене - антропогене; в Европе и Азии вымерли в конце неогена, в Африке и Северной Америке - в антропогене. Высота 1,5-3,2 м. Различают бугорчатозубых М., у которых коронки зубов состоят из отдельных соскообразных бугорков (отсюда название), и гребнезубых М., у которых бугорки на зубах образуют поперечные гребни. Древние М. имели по паре бивней (увеличенных резцов) в верхней и нижней челюсти, поздние М. - одну пару бивней в верхней челюсти. Эволюция М. шла по пути увеличения массивности скелета (включая череп). М. принадлежали к разным экологическим типам (обитали на болотах, в лесах и лесостепи). Остатки М. на территории СССР обнаружены в Казахстане, Средней Азии и на юге Европейской части. От гребнезубых М. произошли Слоны. М. имеют значение для стратиграфии континентальных отложений кайнозоя.

Лит.: Основы палеонтологии. Млекопитающие, М., 1962.

Мастоидит

Мастоидит (от греческого mastoeides - сосцевидный)

воспаление ячеек сосцевидного отростка височной кости, захватывающее слизистую оболочку и костную ткань. Чаще М. - осложнение гнойного воспаления среднего уха. Первичный М. возникает вследствие травм отростка и при проникновении инфекции гематогенным путём при сепсисе, сифилисе, туберкулёзе. М. проявляется резкой болезненностью при надавливании на передневерхний отдел отростка или его верхушку, покраснением кожи, припухлостью, пастозностью и оттопыриванием ушной раковины кпереди и книзу. У детей температура повышается до 39-40 °С, у взрослых часто остаётся нормальной. Лечение: антибиотики. При длительном (3-4 недели), обильном гноетечении из уха и при первых признаках перехода инфекции на лабиринт и на мозговые оболочки - операция.

Мастроянни

Мастроянни (Mastroianni)

Марчелло (родился 28.9.1923, Фонтана-Лири, близ фрозиноне), итальянский киноактёр. Был рабочим, участвовал в любительских спектаклях, затем режиссёр Л. Висконти пригласил М. в свою драматическую труппу. Первая большая роль в кино - Эрколе («Августовское воскресенье», 1949). В 50-е годы снимался преимущественно в комедийных фильмах («Девушки с площади Испании», 1951; «Дни любви», 1954; «Один гектар неба», 1959, и других). Одна из первых значительных ролей - Уго в антифашистском фильме «Повесть о бедных влюблённых» (1953). В фильме «Белые ночи» (по Ф. М. Достоевскому) играл роль Мечтателя. М. создал в фильмах режиссёров Ф. Феллини (Марчелло - «Сладкая жизнь», 1959, Гуидо Ансельми - «Восемь с половиной», 1962) и М. Антониони (Джованни - «Ночь», 1960) образы современного западного интеллигента - журналиста, писателя, режиссёра, человека, мятущегося в безжалостном и жестоком буржуазном мире, но безвольно и пассивно подчиняющегося его законам. В фильме «Товарищи» (1963) убедительно и реалистически сыграл роль учителя-социалиста, вожака одной из первых забастовок итальянского рабочего класса. С успехом снимался в комедиях нравов - «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964), в острой социальной сатирической комедии режиссера П. Джерми «Развод по-итальянски» (1961). Сыграл роль итальянца-военнопленного Антонио, нашедшего вторую родину в СССР («Подсолнухи», 1971).

Лит.: Сокольская А. Л., Марчелло Мастроянни, в книге: Актёры зарубежного кино, в. 2, Л. - М., 1965.

Г. Д. Богемский.

М. Мастроянни в фильме «Восемь с половиной». 1962. Реж. Ф. Феллини.

М. Мастроянни в фильме «Восемь с половиной». 1962. Реж. Ф. Феллини.

Мастроянни Марчелло

Мастроянни (Mastroianni) Марчелло (родился 28.9.1923, Фонтана-Лири, близ фрозиноне), итальянский киноактёр. Был рабочим, участвовал в любительских спектаклях, затем режиссёр Л. Висконти пригласил М. в свою драматическую труппу. Первая большая роль в кино ‒ Эрколе («Августовское воскресенье», 1949). В 50-е годы снимался преимущественно в комедийных фильмах («Девушки с площади Испании», 1951; «Дни любви», 1954; «Один гектар неба», 1959, и других). Одна из первых значительных ролей ‒ Уго в антифашистском фильме «Повесть о бедных влюблённых» (1953). В фильме «Белые ночи» (по Ф. М. Достоевскому) играл роль Мечтателя. М. создал в фильмах режиссёров Ф. Феллини (Марчелло ‒ «Сладкая жизнь», 1959, Гуидо Ансельми ‒ «Восемь с половиной», 1962) и М. Антониони (Джованни ‒ «Ночь», 1960) образы современного западного интеллигента ‒ журналиста, писателя, режиссёра, человека, мятущегося в безжалостном и жестоком буржуазном мире, но безвольно и пассивно подчиняющегося его законам. В фильме «Товарищи» (1963) убедительно и реалистически сыграл роль учителя-социалиста, вожака одной из первых забастовок итальянского рабочего класса. С успехом снимался в комедиях нравов ‒ «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964), в острой социальной сатирической комедии режиссера П. Джерми «Развод по-итальянски» (1961). Сыграл роль итальянца-военнопленного Антонио, нашедшего вторую родину в СССР («Подсолнухи», 1971).

Лит.: Сокольская А. Л., Марчелло Мастроянни, в книге: Актёры зарубежного кино, в. 2, Л. ‒ М., 1965.

Г. Д. Богемский.

Мастурбация

Мастурбация (новолат. masturbatio, от латинского manus - рука и stupro - оскверняю)

рукоблудие, искусственное раздражение половых органов с целью достижения Оргазма; то же, что Онанизм.

Масть

Масть - животных, окраска, определяемая пигментацией кожи и кожных покровов (кроющего волоса, шерсти, щетины). Окраска диких животных имеет приспособительный характер и в пределах одного вида обычно одинакова, с очень небольшими индивидуальными отклонениями, поэтому термин «М.» по отношению к диким животным не употребляется. У домашних животных приспособительный характер М. в основном потерял своё значение. Многие породы сельскохозяйственных животных (например, мериносовые и романовские овцы, крупная белая порода свиней и другие) имеют определённую, довольно стандартную М., так как в процессе длительной племенной работы проводили отбор и подбор животных по этой М. У таких пород М. - существенный признак в определении чистопородности. М. имеет хозяйственное значение в смушковом и тонкорунном овцеводстве, кролиководстве и звероводстве, так как наряду с другими признаками определяет ценность смушка, меха, шерсти. Наибольшим разнообразием отличаются М. лошадей, носящие зачастую специфические названия, отличные от названия цвета окраски. Например, чёрный волосяной покров - вороная М.; коричневый корпус при чёрной окраске ног, гривы и хвоста - гнедая; песочно-жёлтый корпус при тёмной окраске ног, гривы и хвоста - буланая; чёрное туловище, голова и ноги, рыжие подпалины на конце морды, вокруг глаз, под брюхом - караковая; по белому корпусу чёрные или коричневые пятна или по тёмному белые пятна - чубарая и т. п. У жеребят при рождении, как правило, более тёмные оттенки М. У лошадей всех М. могут встречаться небольшие отметины на голове и ногах. Умение точно распознавать и описывать М. важно при составлении зоотехнических документов на животных.

Лит.: Книга о лошади, под редакцией С. М. Буденного, т. 1, М., 1952.

Л. С. Красников.

Масу

Масу (Oncorhynchus masu)

рыба рода тихоокеанских лососей; то же, что Сима.

Масуди

Масуди - аль-Масуди Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (конец 9 века, Багдад, - 956 или 957, Фустат, Египет), арабский историк и путешественник. В 915-945 посетил Иран, Индию, Цейлон, Северную Африку, Азербайджан, Армению, затем жил в Сирии и Египте. Из значительного числа работ (свыше 20) по различным отраслям знаний (истории, философии, мусульманскому богословию и праву) сохранилось две. Наиболее важно сочинение «Промывальни золота и рудники самоцветов» («Мурудж аз-захаб ва маадин аль-джавахир»), содержащее сведения о земле, морях и горах, описание различных народов (в том числе славян), полулегендарные рассказы о древних греках, римлянах, историю арабов до 40-х годов 10 века. Сочинения М. - важный источник по истории Арабского халифата, народов Восточной Европы 10 века, Кавказа и Средней Азии.

Соч.: Maçoudi, Les prairies d’or, text et trad. par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille, t. 1-9, P., 1861-77; то же, revue et corrigée par Ch. Pellat, t. 1-2, P., 1962-65; Kitâb at-tanbîh wa’l ischrâf auctore al-Masudî, B. G. A., pt. 8, Lugduni Batavorum, 1894.

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избранные сочинения, т. 4, М. - Л., 1957; Минорский В. Ф., История Ширвана и Дербенда Х-XI веков, М., 1963 (приложение 3); AI-Masudi millenary commemoration volume, ed. by S. Maqbul Ahmad and A. Rahman, [Aligarch], 1960.

В. М. Бейлис.

Масуди Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн

Масуди, аль-Масуди Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (конец 9 века, Багдад, ‒ 956 или 957, Фустат, Египет), арабский историк и путешественник. В 915‒945 посетил Иран, Индию, Цейлон, Северную Африку, Азербайджан, Армению, затем жил в Сирии и Египте. Из значительного числа работ (свыше 20) по различным отраслям знаний (истории, философии, мусульманскому богословию и праву) сохранилось две. Наиболее важно сочинение «Промывальни золота и рудники самоцветов» («Мурудж аз-захаб ва маадин аль-джавахир»), содержащее сведения о земле, морях и горах, описание различных народов (в том числе славян), полулегендарные рассказы о древних греках, римлянах, историю арабов до 40-х годов 10 века. Сочинения М. ‒ важный источник по истории Арабского халифата, народов Восточной Европы 10 века, Кавказа и Средней Азии.

Соч.: Maçoudi, Les prairies d▓or, text et trad. par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille, t. 1‒9, P., 1861‒77; то же, revue et corrigée par Ch. Pellat, t. 1‒2, P., 1962‒65; Kitâb at-tanbîh wa▓l ischrâf auctore al-Masudî, B. G. A., pt. 8, Lugduni Batavorum, 1894.

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избранные сочинения, т. 4, М. ‒ Л., 1957; Минорский В. Ф., История Ширвана и Дербенда Х‒XI веков, М., 1963 (приложение 3); AI-Masudi millenary commemoration volume, ed. by S. Maqbul Ahmad and A. Rahman, [Aligarch], 1960.

В. М. Бейлис.

Масулипатнам

Масулипатнам - город в Индии; см. Мачхалипаттанам.

Масуми

Носирджон Асадович [родился 19.4(2.5).1915, село Каратаг, ныне Гиссарского района], советский литературовед, заслуженный деятель науки Таджикской ССР (1960), член-корреспондент АН Таджикской ССР (1969). Член КПСС с 1945. В 1940 окончил литературный факультет Педагогического института имени Т. Г. Шевченко (Душанбе), с 1940 преподаёт в этом институте. Директор Института языка и литературы имени Рудаки АН Таджикской ССР (1959-72); академик-секретарь Отделения общественных наук АН Таджикской ССР (с 1971). Литературную деятельность начинал как поэт в 1935; с 1940 выступал преимущественно как литературовед. В 1944 вышла отдельным изданием поэма М. «Страна счастья». Опубликовал учебные пособия для вузов: «Таджикский фольклор» (1952) и «Методика преподавания литературы в V-VIII классах» (1960); в 1961 издал монографию о творчестве поэта М. Рахими, в 1962 - книгу «Таджикская литература XVIII века и первой половины XIX века». Депутат Верховного Совета Таджикской ССР 6-7-го созывов, член Президиума Верховного Совета Таджикской ССР (1967-71). Награжден 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Чахонбиий ва махорат, Душанбе, 1966.

Масуми Носирджон Асадович

Масуми Носирджон Асадович [родился 19.4(2.5).1915, село Каратаг, ныне Гиссарского района], советский литературовед, заслуженный деятель науки Таджикской ССР (1960), член-корреспондент АН Таджикской ССР (1969). Член КПСС с 1945. В 1940 окончил литературный факультет Педагогического института имени Т. Г. Шевченко (Душанбе), с 1940 преподаёт в этом институте. Директор Института языка и литературы имени Рудаки АН Таджикской ССР (1959‒72); академик-секретарь Отделения общественных наук АН Таджикской ССР (с 1971). Литературную деятельность начинал как поэт в 1935; с 1940 выступал преимущественно как литературовед. В 1944 вышла отдельным изданием поэма М. «Страна счастья». Опубликовал учебные пособия для вузов: «Таджикский фольклор» (1952) и «Методика преподавания литературы в V‒VIII классах» (1960); в 1961 издал монографию о творчестве поэта М. Рахими, в 1962 ‒ книгу «Таджикская литература XVIII века и первой половины XIX века». Депутат Верховного Совета Таджикской ССР 6‒7-го созывов, член Президиума Верховного Совета Таджикской ССР (1967‒71). Награжден 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Чахонбиий ва махорат, Душанбе, 1966.

Масхарабоз

Масхарабоз (тадж. - шут, скоморох)

актёр таджикского народного театра, площадной комедиант. М. разыгрывали комедийные, сатирические сценки, исполняли сказки, танцы, песни и т. п. Импровизируя текст на основе сюжетной схемы, М. (любители и профессионалы) создавали образы, исполненные жизнерадостной стихии народного искусства. Среди наиболее известных М. конца 19 - начала 20 веков - Хакберди, Холик, Джума, Туда. С 1920-х годов искусство М. в значительной степени оттеснено профессиональным театром.

Лит.: Нурджанов Н., Таджикский народный театр, М., 1956.

Масштаб

Масштаб (нем. Maßstab, от Maß - мера, размер и Stab - палка)

отношение длины отрезков на чертеже, плане, аэрофотоснимке или карте к длинам соответствующих им отрезков в натуре. Определяемый так численный М. - отвлечённое число, большее 1 в случаях чертежей мелких деталей машин и приборов, а также многих микрообъектов, и меньшее 1 в других случаях, когда знаменатель дроби (при числителе, равном 1) показывает степень уменьшения размеров изображения объектов относительно их действительных размеров. М. планов и топографических карт - величина постоянная; М. географических карт - величина переменная (см. Картографические проекции). Для практики важен М. линейный, то есть прямая линия, разделённая на равные отрезки с подписями, указывающими длины соответствующих им отрезков в натуре. Для более точного нанесения и измерения линий на планах строят так называемый поперечный М. Это линейный М., параллельно которому проведён ряд равноотстоящих друг от друга горизонтальных линий, пересечённых перпендикулярами (вертикали) и наклонными линиями (трансверсали). Принцип построения и использования поперечного М. ясен из рисунка, приведённого для численного М. 1 : 5000. Отрезку поперечного М., помеченному на рисунке точками, соответствует на местности линия 200 + 60 + 6 = 266 м. Поперечным М. называют также металлическую линейку, на которой очень тонкими линиями высечено изображение такого рисунка, иногда без каких-либо надписей. Это позволяет легко использовать её в случае любого численного М., применяемого на практике.

Лит.: Инженерная геодезия, под общей редакцией П. С. Закатова, М., 1969; Чеботарев А. С., Геодезия, 2 изд., ч. 1, М., 1955.

Поперечный масштаб.

Поперечный масштаб.

Масштаб цен

Масштаб цен - весовое количество металла (золота или серебра), принятое в данной стране в качестве денежной единицы и её кратных частей. Служит для измерения и выражения цен всех товаров. Фиксированный государством в законодательном порядке М. ц. не связан с изменением стоимости денежного товара (золота). Первоначально М. ц. совпадал с весовым масштабом. В ходе исторического развития М. ц. обособился, что было связано прежде всего с порчей монет, переходом роли денежного металла от серебра к золоту, введением в обращение иностранных денег и так далее. Денежные единицы (фунт стерлингов, ливр и т. д.), сохраняя прежнее наименование весовых единиц, фактически стали содержать значительно меньшее количество металла. В СССР роль М. ц. играет рубль (равный 100 копейкам), золотое содержание которого с января 1961 определено в 0,987412 г чистого золота (см. также Деньги).

Масштабность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мат

Мат (голл., англ. mat, от латинского matta - циновка, рогожа)

1) укрытие, изготовленное из соломы, камыша и других высокостебельных растений. Применяются для защиты в парниках растений от холодных температур ночью, а в морозную погоду и днём. Изготовляют М. на ручном станке или на матовязальной машине (См. Матовязальная машина).

2) В спорте - мягкая подстилка, предохраняющая от ушибов при падении со снарядов или при прыжках.

Матаамбре

Минас-де-Матаамбре (Minas de Matahambre), посёлок, центр горнорудной промышленности на западе Кубы, в провинции Пинар-дель-Рио. 5,4 тысячи жителей (1965). Добыча и обогащение медных руд.

Матабеле

I Матабе́ле (точнее - матебеле, самоназвание - амандебеле)

народ, населяющий юго-западную часть Южной Родезии. По языку (исиндебеле) и культуре относятся к южно-африканским Банту. Наиболее близки к Зулу. Численность около 500 тысяч человек (1967, оценка). Большинство М. сохраняет местные традиционные верования, часть - христиане. В конце 19 века М. оказали героическое сопротивление колониальному завоеванию. Основные занятия - земледелие и скотоводство. Многие М. работают на фермах, плантациях, рудниках, фабриках, принадлежащих европейцам, часть - на шахтах в ЮАР. М. активно участвуют в общей борьбе народов Южной Родезии против расистско-колониального режима.

Лит.: Потехин И. И., Военная демократия матабеле, в сборнике: Родовое общество. Этнографические материалы и исследования, М., 1951; Яблочков Л. Д., Коренное население Британской Центральной Африки, «Африканский этнографический сборник», т. 2, М., 1958; Давидсон А. Б., Матабеле и машона в борьбе против английской колонизации 1888-1897, М., 1958; Bullock Ch., The Mashona and the Matabele, Cape-Town, 1950.

А. Б. Давидсон.

II Матабе́ле (Matabele)

плоскогорье в Южной Родезии, междуречьи Замбези, Лимпопо и Саби. Средняя высота 1000-1500 м. Сложена древними кристаллическими породами. Над слабоволнистой поверхностью выделяются многочисленные островные горы и горные кряжи, восточная окраина М. приподнята (горы Иньянгани высотой до 2596 м). Климат тропический, летневлажный; осадков от 400 до 800 мм в год. Почвы коричнево-красные, латеризованные, сильно эродированы. Редколесья с Brachystegia и Julbernardia сильно сократились из-за распашки. Добыча золота, хромита, руд железа, полиметаллов, никеля, редких металлов.

Предыдущая страница Следующая страница