Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "М" (часть 37, "МАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 37, "МАР")

Марсман Хендрик

Марсман (Marsman) Хендрик (30.9. 1899, Зейст, провинция Утрехт, ‒ 21.6.1940, пролив Ла-Манш), нидерландский поэт. Получил юридическое образование; в 1929‒1933 был адвокатом в Утрехте. В 1923 опубликовал первый сборник «Стихи», в котором явственно влияние немецкого экспрессионизма. В сборнике «Тёмный порт» (1934) появились пессимистические мотивы; в последующих стихах мастерски изображенные сельские пейзажи имеют мрачный и фантастический характер. В лирическом сборнике «Храм и крест» (1940) стремление поэта к прекрасному сочетается с христианским аскетизмом. Представляют интерес его роман «Смерть Анжелы Дегро» (1933) и книга «Автопортрет И. Ф.» (1932‒1937). Выступал и как литературный критик.

Соч.: Verzamelde gedichten, Arnst., 1954; Poёzie en proza, Pretoria, 1943.

Лит.: Verbeek R., De dichter H. Marsman, Arnst., 1959; Wispelaire P. de, Hendrik Marsman, Brugge, [1961].

Марсо

Марсо (Marceau)

Марсель (родился 22.3.1923, Страсбур), французский актёр-мим. Ученик режиссёра Ш. Дюллена, актёра Э. Декру. В 1947 организовал собственную труппу «Содружество мимов». Создал лирический, проникнутый наивной и радостной любовью к жизни и людям образ Бипа, являющегося центральной фигурой разнообразных по сюжету и основной теме мимических сценок. Среди лучших работ: пантомимы «Шинель» (по Н. В. Гоголю), «Париж плачет, Париж смеется», миниатюры «Юность, зрелость, старость, смерть», «В мастерской масок», «Давид и Голиаф». Творчество М., развивающего традиции искусства выдающегося мима 19 века Ж. Б. Г. Дебюро, исполнено драматической силы, поэзии, насыщено глубокой человеческой правдой, остротой мысли, ёмкими образными обобщениями. В 1960 труппа М. распалась: актёр выступает главным образом в других странах (в 1961, 1964, 1966, 1972, 1973 в СССР).

Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960; Маркова Е., Марселю Марсо - 50 лет, «Театр», 1973, № 4.

М. Марсо в образе Бипа.

М. Марсо в образе Бипа.

Марсо Марсель

Марсо (Marceau) Марсель (родился 22.3.1923, Страсбур), французский актёр-мим. Ученик режиссёра Ш. Дюллена, актёра Э. Декру. В 1947 организовал собственную труппу «Содружество мимов». Создал лирический, проникнутый наивной и радостной любовью к жизни и людям образ Бипа, являющегося центральной фигурой разнообразных по сюжету и основной теме мимических сценок. Среди лучших работ: пантомимы «Шинель» (по Н. В. Гоголю), «Париж плачет, Париж смеется», миниатюры «Юность, зрелость, старость, смерть», «В мастерской масок», «Давид и Голиаф». Творчество М., развивающего традиции искусства выдающегося мима 19 века Ж. Б. Г. Дебюро, исполнено драматической силы, поэзии, насыщено глубокой человеческой правдой, остротой мысли, ёмкими образными обобщениями. В 1960 труппа М. распалась: актёр выступает главным образом в других странах (в 1961, 1964, 1966, 1972, 1973 в СССР).

Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, М., 1960; Маркова Е., Марселю Марсо ‒ 50 лет, «Театр», 1973, № 4.

Марсово поле

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марсово поле (низменность в Др. Риме)

Марсово поле (Campus Martius, Ager Martius), в Древнем Риме большая низменность на левом берегу Тибра, за городской чертой, где проходили народные собрания ≈ центуриатные комиции. Название М. п. получило в честь бога войны Марса, так как здесь первоначально устраивались военные смотры, состязания и находился алтарь Марса. ═ По аналогии с М. п. в Древнем Риме названы площади в некоторых других городах (М. п. в Париже, М. п. в Ленинграде), служившие местом военных упражнений и парадов.

Марсово поле (площадь в Ленинграде)

Марсово поле, площадь в Ленинграде, важное звено в планировочной системе центра города. В ансамбль М. п. входят: Мраморный дворец (ныне Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина; 1768‒1785, архитектор А. Ринальди) и Павловские казармы (ныне здание «Ленэнерго»; 1817‒1820, архитектор В. П. Стасов), а также примыкающие к М. п. Инженерный замок, Летний сад и Михайловский сад. В начале 18 века на месте М. п. был «Большой луг», предназначенный для празднеств. Во 2-й половине 18 века площадь названа «Царицынским лугом», а с 1818 она получила наименование М. п. (по аналогии с М. п. в античном Риме), так как на нём проводились военные парады и были сооружены памятники полководцам П. А. Румянцеву (так называемый Румянцевский обелиск; мрамор, гранит, 1798‒1799, архитектор В. Ф. Бренна, с 1818 на Васильевском острове) и А. В. Суворову (бронза, гранит, 1799‒1801, скульптор М. И. Козловский). 23 марта (5 апреля) 1917 в центре М. п. в братской могиле было погребено 180 человек, погибших в вооружённой борьбе против самодержавия в дни Февральской революции 1917. На М. п. 18 апреля (1 мая) 1917 выступал В. И. Ленин. В июне 1917 М. п. стало центром крупной демонстрации рабочих и солдат против антинародной политики Временного правительства (см. Июньский кризис 1917). В 1918 на М. п. были погребены В. Володарский, М. С. Урицкий; петроградские рабочие, павшие во время Ярославского мятежа 1918; в 1919‒ участники героической обороны Петрограда от войск генерала Н. Н. Юденича и других. В 1917‒1919 в центре М. п. установлен памятник «Борцам революции» (гранит, Л. В. Руднев, автор надписей А. В. Луначарский), в 1920‒1923 на всей его территории разбит партерный сад (И. А. Фомин); в 1957 зажжён вечный огонь. Современный мемориальный комплекс, отличающийся выразительным лаконизмом форм, органически вошёл в исторически сложившийся ансамбль классицистической архитектуры.

Лит.: Смирнов Н. И., Марсово поле, Л. ‒ М., 1947; Слобожан И. И., Марсово поле, Л., 1963.

Марстон

Марстон (Marston)

Джон (около 1576, Ковентри, - 25.6.1634, Лондон), английский поэт и драматург. Окончил Оксфордский университет. Первые сочинения М. были сожжены по приказу церковных властей. В 1605 с Б. Джонсоном и Дж. Чапменом написал сатирическую комедию «Эй, к востоку», за которую авторы подверглись аресту. Трагедии М. «История Антонио и Меллиды» (1599), «Месть Антонио» (1602) и другие с их сложной интригой и неистовыми страстями характерны для последнего этапа ренессансной драмы.

Соч.: The plays, v. 1 - 3, Edin. - L., 1934 - 39.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. - Л., 1945; Ellis-Ferm or U. M., The Jacobean drama, L., 1958; Finkelpearl Ph. J., John Marston of the Middle Temple, Camb. (Mass.), 1969.

Марстон Джон

Марстон (Marston) Джон (около 1576, Ковентри, ‒ 25.6.1634, Лондон), английский поэт и драматург. Окончил Оксфордский университет. Первые сочинения М. были сожжены по приказу церковных властей. В 1605 с Б. Джонсоном и Дж. Чапменом написал сатирическую комедию «Эй, к востоку», за которую авторы подверглись аресту. Трагедии М. «История Антонио и Меллиды» (1599), «Месть Антонио» (1602) и другие с их сложной интригой и неистовыми страстями характерны для последнего этапа ренессансной драмы.

Соч.: The plays, v. 1 ‒ 3, Edin. ‒ L., 1934 ‒ 39.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. ‒ Л., 1945; Ellis-Ferm or U. M., The Jacobean drama, L., 1958; Finkelpearl Ph. J., John Marston of the Middle Temple, Camb. (Mass.), 1969.

Марстон-Мур

Марстон-Мур (Marston Moor)

местность в 11 км западнее Йорка (Великобритания), где 2 июля 1644 в период Английской буржуазной революции 17 века (См. Английская буржуазная революция 17 века) произошло сражение во время 1-й гражданской войны 1642-1646. Под М.-М. роялисты (17 тысяч человек) под командованием принца Руперта потерпели первое крупное поражение от парламентской англо-шотландской армии (27 тысяч человек) под командованием графа Манчестера. Потери роялистов составили 6 тысяч человек и 25 орудий, парламентских войск-1,5 тысячи человек. Главную роль в сражении сыграли решительные действия парламентской кавалерии под командованием О. Кромвеля (См. Кромвель).

Марсы

Марсы (латинское Marsi)

одно из древнеиталийских сабелльских племён в Средней Италии. Во время Самнитских войн, в 4 веке до н. э., сражались на стороне самнитов (См. Самниты) против римлян. В 304-90 до н. э. были в союзе с римлянами. Однако в Союзническую войну 90 (или 91)-88 до н. э. первыми восстали против Рима, играли в ней ведущую роль (отсюда эта война называется также марсийской).

Марсяты

Марсяты - посёлок городского типа в Серовском районе Свердловской области РСФСР. Расположен на реке Сосьва (бассейн Оби). Железнодорожная станция на линии Серов - Полуночное, в 57 км к северу от города Серов. Лесная промышленность.

Март

Март (от латинского Mars)

третий месяц календарного года (31 сутки). Назван по имени древнеримского бога Марса.

Мартабан

Мартабан - прежнее название залива Моутама Андаманского моря, у берегов Бирмы.

Мартемьянов

Владимир Давыдович (15.6.1936, Кемерово,-13.4.1970, Ессентуки, похоронен в Кемерово), советский лётчик-спортсмен, заслуженный мастер спорта (1966), мастер спорта международного класса (1966). Первый советский абсолютный чемпион мира (1966) и абсолютный чемпион СССР (1964, 1967-1969) по высшему пилотажу. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Мартемьянов Владимир Давыдович

Мартемьянов Владимир Давыдович (15.6.1936, Кемерово,‒13.4.1970, Ессентуки, похоронен в Кемерово), советский лётчик-спортсмен, заслуженный мастер спорта (1966), мастер спорта международного класса (1966). Первый советский абсолютный чемпион мира (1966) и абсолютный чемпион СССР (1964, 1967‒1969) по высшему пилотажу. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Мартен

Мартен (Martin)

Пьер [18.8.1824, Бурж, департамент Шер, - 25(?).5.1915, Фуршамбо, департамент Ньевр], французский металлург. По окончании горной школы работал на металлургическом заводе своего отца в городе Фуршамбо, в 1854-1883 был директором металлургического завода в Сирёй (близ города Ангулем). В 1864 предложил новый способ получения литой стали в регенеративных пламенных печах. Использовав разработанный незадолго до этого немецким инженером Ф. Сименсом принцип регенерации тепла продуктов горения, М. применил его для подогрева не только воздуха, но и газа. Благодаря этому удалось получить температуру, достаточную для выплавки стали. Мартеновский способ стал широко применяться в металлургии в последней четверти 19 века.

Лит.: Варначев В., Памяти Пьера Мартена, «Уральский техник», 1924, № 1.

Мартен дю Гар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартен дю Гар Роже

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартен Пьер

Мартен (Martin) Пьер [18.8.1824, Бурж, департамент Шер, ‒ 25(?).5.1915, Фуршамбо, департамент Ньевр], французский металлург. По окончании горной школы работал на металлургическом заводе своего отца в городе Фуршамбо, в 1854‒1883 был директором металлургического завода в Сирёй (близ города Ангулем). В 1864 предложил новый способ получения литой стали в регенеративных пламенных печах. Использовав разработанный незадолго до этого немецким инженером Ф. Сименсом принцип регенерации тепла продуктов горения, М. применил его для подогрева не только воздуха, но и газа. Благодаря этому удалось получить температуру, достаточную для выплавки стали. Мартеновский способ стал широко применяться в металлургии в последней четверти 19 века.

Лит.: Варначев В., Памяти Пьера Мартена, «Уральский техник», 1924, № 1.

Мартеновская печь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартеновская сталь

Мартеновская сталь - сталь, выплавляемая в мартеновских печах (См. Мартеновская печь). См. Сталь.

Мартеновский чугун

Мартеновский чугун - чугун, предназначенный для передела в сталь в мартеновских печах (См. Мартеновская печь). См. Передельный чугун.

Мартеновское производство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартенс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартенс Георг Фридрих фон

Мартенс (Martens) Георг Фридрих фон (22.2.1756, Гамбург, ‒ 21.2.1821, Франкфурт-на-Майне), немецкий юрист и дипломат, специалист в области международного права. С 1783 профессор Гёттингенского университета, в 1814‒16 советник короля Ганновера, в 1816‒21 представитель королевства Ганновер в Германской конфедерации во Франкфурте. Автор ряда трудов по международному праву, в том числе «Основные черты практического европейского международного права» (1785). С 1776 начал издавать сборники международных договоров, которые публикуются в ФРГ и ныне под назв. «Продолжение собрания Г. Ф. Мартенса» («Continuation du grand Recueil de G. Fr. Martens»).

Мартенс Людвиг Карлович

Мартенс Людвиг Карлович [20.12.1874 (1.1.1875), Бахмут, ныне Артёмовск, ‒ 19.10.1948, Москва], участник русского и международного революционного движения, советский учёный, хозяйственный деятель, доктор технических наук (1935). Член Коммунистической партии с 1893. Родился в буржуазной семье. Студентом Петербургского технологического института участвовал в марксистских кружках. В 1895 вступил в ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 арестован, после 3-летнего заключения выслан в Германию, где стал членом Германской социал-демократической партии. В 1906 эмигрировал в Англию, в 1916 в США; за границей продолжал революционную работу. В 1919 назначен официальным представителем Советского правительства в США, организовал «Общество технической помощи Советской России». Ввиду отказа американского правительства признать РСФСР отозван в Москву. С 1921 член Президиума ВСНХ и председатель Главметалла. В 1924‒26 председатель Комитета по делам изобретений при ВСНХ. В 1926‒36 директор научно-исследовательского дизельного института, в 1927‒41 также главный редактор «Технической энциклопедии». Автор научных трудов по дизелестроению и теории поршневых двигателей внутреннего сгорания. С 1941 персональный пенсионер, занимался научно-редакционной деятельностью.

Лит.: Евгеньев Г. Е., Шапик В. С., Революционер, дипломат, ученый, М., 1960; Рейхберг Г. Е., Шапик Б. С. «Дело» Мартенса, М., 1966.

Мартенс Федор Федорович

Мартенс Федор Федорович (Фридрих Фромгольд) [15(27).8.1845, Пярну, ныне Эстонской ССР, ‒ 7(20).6.1909, Петербург], русский юрист и дипломат. Работал в области международного права и истории дипломатии. В 1867 окончил Петербургский университет (в 1873‒1905 профессор). В 1874 избран членом Европейского института международного права, в 1885 ‒ вице-президентом.

В 1881‒1909 член Совета министерства иностранных дел России. Делегат России на Брюссельской конференции 1874, Гаагских конференциях 1893, 1894 и 1906, Гаагской мирной конференции 1899. Главный труд ‒ «Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами» (т. 1‒15, СПБ, 1874‒1909, с обширными историческими комментариями М.).

Соч.: Об отношениях между Россией и Оттоманской империей в царствование императрицы Екатерины II, СПБ, 1867; О праве частной собственности во время войны, СПБ, 1869; О консулах и консульской юрисдикции на Востоке, СПБ, 1873; Восточная война и Брюссельская конференция 1874‒1879, СПБ, 1879; Россия и Англия в Средней Азии, перевод с французского, СПБ, 1880; Россия и Китай, перевод с французского, СПБ, 1881; Современное международное право цивилизованных народов, т. 1‒2, СПБ, 1882‒83; Египетский вопрос и международное право, СПБ, 1882.

Мартенсит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартенситное превращение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марти

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марти Хосе Хулиан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартин

I Ма́ртин (Martin)

Арчер Джон Портер (родился 1.3.1910, Лондон), английский биохимик и физико-химик, член Лондонского королевского общества (1950). Окончил Кембриджский университет (1932). Там же с 1934 разрабатывал методы выделения витамина Е и никотиновой кислоты, для чего создал эффективный противоточный аппарат. Совместно с Р. Л. М. Сингом сконструировал аминокислотный анализатор. Дальнейшие исследования привели их к созданию в 1944 метода хроматографии на бумаге. В 1946-48 М. занимался выделением и очисткой пенициллина. Затем в Национальном институте медицинских исследований в Лондоне работал над выделением биологически важных веществ и развитием метода газо-жидкостной хроматографии. С 1965 экстраординарный профессор Высшей технической школы в городе Эйндховен (Нидерланды). Нобелевская премия (1952, совместно с Р. Л. М. Сингом) за разработку методов хроматографии.

II Ма́ртин (Martin)

Рудольф (1.7.1864, Цюрих, - 11.7.1925, Мюнхен), немецкий антрополог. Профессор Цюрихского (1899-1911) и Мюнхенского (с 1917) университетов. М. создал современную методику антропологических исследований, расширив и усовершенствовав ранее существующую методику П. Брока. Техника измерений черепа, костей и человеческого тела в целом, созданная М., и разработанный им инструментарий получили всеобщее признание. Известны работы М. по антропологическому исследованию огнеземельцев (1893) и малайцев полуострова Малакка (1905).

Соч.: Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1-4 (Lfg. 1-18), Stuttg., 1957-64.

III Ма́ртин (Martin)

Турчански-Свети-Мартин, город в Чехословакии, в Словацкой Социалистической Республике, в Среднесловацкой области. 33 тысячи жителей (1972). В годы народной власти стал значительным центром общего машиностроения; целлюлозно-бумажная промышленность. Словацкий народный музей.

Мартин Арчер Джон Портер

Мартин (Martin) Арчер Джон Портер (родился 1.3.1910, Лондон), английский биохимик и физико-химик, член Лондонского королевского общества (1950). Окончил Кембриджский университет (1932). Там же с 1934 разрабатывал методы выделения витамина Е и никотиновой кислоты, для чего создал эффективный противоточный аппарат. Совместно с Р. Л. М. Сингом сконструировал аминокислотный анализатор. Дальнейшие исследования привели их к созданию в 1944 метода хроматографии на бумаге. В 1946‒48 М. занимался выделением и очисткой пенициллина. Затем в Национальном институте медицинских исследований в Лондоне работал над выделением биологически важных веществ и развитием метода газо-жидкостной хроматографии. С 1965 экстраординарный профессор Высшей технической школы в городе Эйндховен (Нидерланды). Нобелевская премия (1952, совместно с Р. Л. М. Сингом) за разработку методов хроматографии.

Мартин (город в Чехословакии)

Мартин (Martin), Турчански-Свети-Мартин, город в Чехословакии, в Словацкой Социалистической Республике, в Среднесловацкой области. 33 тысячи жителей (1972). В годы народной власти стал значительным центром общего машиностроения; целлюлозно-бумажная промышленность. Словацкий народный музей.

Мартин Рудольф

Мартин (Martin) Рудольф (1.7.1864, Цюрих, ‒ 11.7.1925, Мюнхен), немецкий антрополог. Профессор Цюрихского (1899‒1911) и Мюнхенского (с 1917) университетов. М. создал современную методику антропологических исследований, расширив и усовершенствовав ранее существующую методику П. Брока. Техника измерений черепа, костей и человеческого тела в целом, созданная М., и разработанный им инструментарий получили всеобщее признание. Известны работы М. по антропологическому исследованию огнеземельцев (1893) и малайцев полуострова Малакка (1905).

Соч.: Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung, 3 Aufl., Bd 1‒4 (Lfg. 1‒18), Stuttg., 1957‒64.

Мартине

Мартине (Martinet)

Андре (родился 12.4.1908, Сент-Альбан-де-Вийар, Савойя), французский языковед. Учился в Парижском (Сорбонна) и Берлинском университетах. Профессор Колумбийского университета (1947-55) и Сорбонны (с 1955). Президент Международной ассоциации вспомогательного языка (1946-48), Европейского лингвистического общества (1966). Один из основателей лингвистического журнала «Word» (1945). М. сформулировал основные положения функциональной фонологии (См. Фонология), ввёл принцип рассмотрения целых систем в диахронической фонологии, в частности описал механизм фонологической цепной реакции и ряд других факторов фонетических изменений. Автор работ в области индоевропейской фонологии и морфологии, романских, германских, кельтских и баскского языков.

Соч.: La gémination consonantique d’origine expressive dans les langues germaniques, Cph., 1937; La prononciation du français contemporain, P., 1945; Phonology as functional phonetics, L., 1949; A functional view of language, Oxf., 1962; в русском переводе - Принцип экономии в фонетических изменениях, М., 1960; Основы общей лингвистики, в сборнике: Новое в лингвистике, в. 3, М., 1963.

Мартине Андре

Мартине (Martinet) Андре (родился 12.4.1908, Сент-Альбан-де-Вийар, Савойя), французский языковед. Учился в Парижском (Сорбонна) и Берлинском университетах. Профессор Колумбийского университета (1947‒55) и Сорбонны (с 1955). Президент Международной ассоциации вспомогательного языка (1946‒48), Европейского лингвистического общества (1966). Один из основателей лингвистического журнала «Word» (1945). М. сформулировал основные положения функциональной фонологии, ввёл принцип рассмотрения целых систем в диахронической фонологии, в частности описал механизм фонологической цепной реакции и ряд других факторов фонетических изменений. Автор работ в области индоевропейской фонологии и морфологии, романских, германских, кельтских и баскского языков.

Соч.: La gémination consonantique d▓origine expressive dans les langues germaniques, Cph., 1937; La prononciation du français contemporain, P., 1945; Phonology as functional phonetics, L., 1949; A functional view of language, Oxf., 1962; в русском переводе ‒ Принцип экономии в фонетических изменениях, М., 1960; Основы общей лингвистики, в сборнике: Новое в лингвистике, в. 3, М., 1963.

Мартинес

Мартинес (Martínez)

Луис А. (23.6.1869, Амбато, - 1909, там же), экуадорский писатель. Участник гражданской войны 1895. Опубликовал сборник рассказов и очерков об экуадорской провинции «Нелепицы и карикатуры» (1903). Роман «К берегу» (1904), в значительной мере автобиографический, посвящен борьбе между либералами и феодально-католической реакцией в Экуадоре. В первой части даны мрачные сцены кастового быта экуадорской столицы: во второй - описана жизнь тропического побережья. Этот роман положил начало реализму в экуадорской прозе.

Соч. в русском переводе: К берегу. Предисловие С. Мамонтова, М., 1966.

Лит.: Carrión B., El nuevo relato ecuatoriano, 2 ed., Quito, 1958; Arias А., Panorama de la literatura ecuatoriana, Quito, 1971.

Мартинес Баррио

Мартинес Баррио (Martínez Barrio)

Диего (25.11.1883, Севилья, - 1.1.1962, Париж), испанский политический деятель, один из лидеров буржуазных республиканцев во время Испанской революции 1931-39. Был министром путей сообщения во Временном правительстве республики (апрель - декабрь 1931). В 1933 и 18 июля 1936 (один день) премьер-министр. До 1934 входил в партию радикалов, в 1934 основал партию Республиканский союз, примкнувшую к созданному в январе 1936 Народному фронту. В 1936-39 председатель кортесов. С 1945 исполнял обязанности временного президента республики в эмиграции.

Мартинес Баррио Диего

Мартинес Баррио (Martínez Barrio) Диего (25.11.1883, Севилья, ‒ 1.1.1962, Париж), испанский политический деятель, один из лидеров буржуазных республиканцев во время Испанской революции 1931‒39. Был министром путей сообщения во Временном правительстве республики (апрель ‒ декабрь 1931). В 1933 и 18 июля 1936 (один день) премьер-министр. До 1934 входил в партию радикалов, в 1934 основал партию Республиканский союз, примкнувшую к созданному в январе 1936 Народному фронту. В 1936‒39 председатель кортесов. С 1945 исполнял обязанности временного президента республики в эмиграции.

Мартинес Вердуго

Мартинес Вердуго (Martínez Verdugo)

Арнольдо (родился 12.1.1925, Перикос, штат Синалоа), деятель рабочего движения Мексики. Родился в крестьянской семье. Работал шофёром, торговым агентом, конторщиком. С 1945 участвовал в молодёжном и профсоюзном движении. В 1946 вступил в Мексиканскую коммунистическую партию (МКП). В 1949-50 был редактором газеты «Нуэва вида» («Nueva Vida») и руководил молодёжной комиссией ЦК МКП. В 1951-54 член комиссии ЦК МКП по организационным вопросам, секретарь партийного комитета города Мехико по пропаганде и агитации. С 1954 член ЦК МКП, занимался вопросами идеологической и организационной работы в партийном комитете города Мехико. С августа 1959 член Секретариата и Политической комиссии ЦК. С декабря 1963 возглавляет руководство МКП (в 1963-73 1-й секретарь ЦК МКП, с ноября 1973 генеральный секретарь ЦК МКП). За революционную деятельность подвергался арестам.

Мартинес Вердуго Арнольдо

Мартинес Вердуго (Martínez Verdugo) Арнольдо (родился 12.1.1925, Перикос, штат Синалоа), деятель рабочего движения Мексики. Родился в крестьянской семье. Работал шофёром, торговым агентом, конторщиком. С 1945 участвовал в молодёжном и профсоюзном движении. В 1946 вступил в Мексиканскую коммунистическую партию (МКП). В 1949‒50 был редактором газеты «Нуэва вида» («Nueva Vida») и руководил молодёжной комиссией ЦК МКП. В 1951‒54 член комиссии ЦК МКП по организационным вопросам, секретарь партийного комитета города Мехико по пропаганде и агитации. С 1954 член ЦК МКП, занимался вопросами идеологической и организационной работы в партийном комитете города Мехико. С августа 1959 член Секретариата и Политической комиссии ЦК. С декабря 1963 возглавляет руководство МКП (в 1963‒73 1-й секретарь ЦК МКП, с ноября 1973 генеральный секретарь ЦК МКП). За революционную деятельность подвергался арестам.

Мартинес Вильена

Мартинес Вильена (Martínez Villena)

Рубен (20.12.1899, Алькисар, - 16.1.1934, Гавана), деятель коммунистического движения Кубы, публицист, поэт. Родился в семье учителя. Окончил факультет права Гаванского университета. Активный участник движения за университетскую реформу, один из организаторов Народного университета имени Х. Марти и Антиимпериалистической лиги. В 1927 вступил в Коммунистическую партию Кубы (КПК). В 1928-30 руководил рядом забастовок, был избран в состав ЦК КПК. В 1930-33 находился в СССР, участвовал в работе Коминтерна и Профинтерна. Вернувшись на Кубу (май 1933), возглавил компартию, занимался публицистической деятельностью, вёл большую работу по подготовке революционного свержения диктаторского правительства Х. Мачадо.

Лит.: Marinello J., Hornenaje a Ruben Martínez Villena, La Habana, 1950.

Мартинес Вильена Рубен

Мартинес Вильена (Martínez Villena) Рубен (20.12.1899, Алькисар, ‒ 16.1.1934, Гавана), деятель коммунистического движения Кубы, публицист, поэт. Родился в семье учителя. Окончил факультет права Гаванского университета. Активный участник движения за университетскую реформу, один из организаторов Народного университета имени Х. Марти и Антиимпериалистической лиги. В 1927 вступил в Коммунистическую партию Кубы (КПК). В 1928‒30 руководил рядом забастовок, был избран в состав ЦК КПК. В 1930‒33 находился в СССР, участвовал в работе Коминтерна и Профинтерна. Вернувшись на Кубу (май 1933), возглавил компартию, занимался публицистической деятельностью, вёл большую работу по подготовке революционного свержения диктаторского правительства Х. Мачадо.

Лит.: Marinello J., Hornenaje a Ruben Martínez Villena, La Habana, 1950.

Мартинес Гонсалес

Мартинес Гонсалес (Martínez González)

Энрике (1871-1952), мексиканский поэт; см. Гонсалес Мартинес Э.

Мартинес Гонсалес Энрике

Мартинес Гонсалес (Martínez González) Энрике (1871≈1952), мексиканский поэт; см. Гонсалес Мартинес Э.

Мартинес де ла Роса

Мартинес де ла Роса (Martínez de la Rosa)

Франсиско (10.3.1787, Гранада, - 7.2.1862, Мадрид), испанский политический деятель, историк, поэт и прозаик. Окончив университет Гранады, получил там же кафедру философии. Участвовал в Испанской революции 1808-14; в 1813 был избран председатель кортесов. После восстановления абсолютизма (1814) был арестован, а затем сослан в Африку. Во время Испанской революции 1820-23 М. де ла P., вернувшийся в Испанию, примкнул к правым либералам (модерадос). В марте - июле 1822 глава конституционного правительства. В 1823-31 жил во Франции. В 1834-35, возглавляя испанское правительство, ввёл консервативную конституцию (Королевский статут 1834), по существу сохранявшую полноту власти за регентшей Марией Кристиной (См. Мария Кристина). Был вынужден выйти в отставку в связи с массовыми выступлениями, направленными против проводимой им политики. В 1840 снова выехал во Францию. После возвращения в Испанию (1844) был министром в кабинете Р. М. Нарваэса (1845-46), послом в Париже и Риме (1846-51).

Начал литературную деятельность со стихов и пьес в духе революционно-патриотического классицизма (поэма «Сарагоса»; трагедии «Вдова Падильи», 1814, и «Эдип», 1829; и др.). В «Заметках об исторической драме» (1830) выступал против классицистской теории жанров. Его исторические драмы «Абен Омайя» и «Заговор в Венеции» (обе - 1830) способствовали утверждению романтической драмы, а роман «Донья Исабель де Солис» - жанра исторического романа в Испании. М. де ла Р. - автор «Исторического исследования политики Испании со времен католических королей до наших дней» (т. 1-2, М., 1857).

Соч.: Obras. Ed. у estudio preliminar de Carlos Seco Serrano, t. 1-8, Madrid, 1960-62.

Лит.: Sarrailh J., Un Homme d’état espagnol: Martínez de la Rosa (1787-1862), Bordeaux - P., 1930; Menéndez y Pelayо М., Estudiosde crítica literaria, 1 serie, Madrid, 1893; Sosa L. de, Martínez de la Rosa, político у poeta, Madrid - Barcelona, 1930.

Мартинес де ла Роса Франсиско

Мартинес де ла Роса (Martínez de la Rosa) Франсиско (10.3.1787, Гранада, ‒ 7.2.1862, Мадрид), испанский политический деятель, историк, поэт и прозаик. Окончив университет Гранады, получил там же кафедру философии. Участвовал в Испанской революции 1808‒14; в 1813 был избран председатель кортесов. После восстановления абсолютизма (1814) был арестован, а затем сослан в Африку. Во время Испанской революции 1820‒23 М. де ла P., вернувшийся в Испанию, примкнул к правым либералам (модерадос). В марте ‒ июле 1822 глава конституционного правительства. В 1823‒31 жил во Франции. В 1834‒35, возглавляя испанское правительство, ввёл консервативную конституцию (Королевский статут 1834), по существу сохранявшую полноту власти за регентшей Марией Кристиной. Был вынужден выйти в отставку в связи с массовыми выступлениями, направленными против проводимой им политики. В 1840 снова выехал во Францию. После возвращения в Испанию (1844) был министром в кабинете Р. М. Нарваэса (1845‒46), послом в Париже и Риме (1846‒51).

Начал литературную деятельность со стихов и пьес в духе революционно-патриотического классицизма (поэма «Сарагоса»; трагедии «Вдова Падильи», 1814, и «Эдип», 1829; и др.). В «Заметках об исторической драме» (1830) выступал против классицистской теории жанров. Его исторические драмы «Абен Омайя» и «Заговор в Венеции» (обе ‒ 1830) способствовали утверждению романтической драмы, а роман «Донья Исабель де Солис» ‒ жанра исторического романа в Испании. М. де ла Р. ‒ автор «Исторического исследования политики Испании со времен католических королей до наших дней» (т. 1‒2, М., 1857).

Соч.: Obras. Ed. у estudio preliminar de Carlos Seco Serrano, t. 1‒8, Madrid, 1960‒62.

Лит.: Sarrailh J., Un Homme d▓état espagnol: Martínez de la Rosa (1787‒1862), Bordeaux ‒ P., 1930; Menéndez y Pelayо М., Estudiosde crítica literaria, 1 serie, Madrid, 1893; Sosa L. de, Martínez de la Rosa, político у poeta, Madrid ‒ Barcelona, 1930.

Мартинес Луис А.

Мартинес (Martínez) Луис А. (23.6.1869, Амбато, ‒ 1909, там же), экуадорский писатель. Участник гражданской войны 1895. Опубликовал сборник рассказов и очерков об экуадорской провинции «Нелепицы и карикатуры» (1903). Роман «К берегу» (1904), в значительной мере автобиографический, посвящен борьбе между либералами и феодально-католической реакцией в Экуадоре. В первой части даны мрачные сцены кастового быта экуадорской столицы: во второй ‒ описана жизнь тропического побережья. Этот роман положил начало реализму в экуадорской прозе.

Соч. в русском переводе: К берегу. Предисловие С. Мамонтова, М., 1966.

Лит.: Carrión B., El nuevo relato ecuatoriano, 2 ed., Quito, 1958; Arias А., Panorama de la literatura ecuatoriana, Quito, 1971.

Мартинес Эстрада

Мартинес Эстрада (Martínez Estrada)

Эсекиель (14.9.1895, Сан-Хосе-де-ла-Эскина, провинция Санта-Фе, - 4.11.1964, Буэнос-Айрес), аргентинский писатель. Профессор литературы в университетах Ла-Платы (1924-46) и Вайя-Бланки (с 1956). Президент Союза писателей Аргентины (1944-45). Выступил с поэтическими сборниками «Золото и камень» (1918), «Мотивы неба» (1924), «Аргентина» (1927); с 30-х годов обратился к научно-художественной публицистике и литературной критике. В самом известном своём эссе «Рентгеноскопия пампы» (1933) дал проникнутый пессимизмом художественный анализ аргентинской действительности. Деятелям аргентинской культуры посвящены книги «Сармьенто», «Панорама литературы» (обе 1946), «Смерть и преображение Мартина Фьерро» (1947) о поэзии Х. Эрнандеса, «Чудесный мир Гильермо Хадсона» (1951), «Брат Кирога» (1957) и другие. Последние годы жизни провёл на Кубе.

Соч.: Análisis funcional de la cultura, В. Aires, 1960; Antología, Мéх. - В. Aires, [1964]; Realidad у fantasia en Balzac, Bahía Blanca,1964; Martí revolucionario, t. 1, Habana, [1967].

Лит.: Anderson Imbert E., Historia de la literatura hispanoamericana, v. 2, Мéх., [1967]; Sebreli J. J., Martínez Estrada..., [B. Aires], [1967]; Echevarría I., Don Ezequiel Martínez Estrada en Cuba..., [La Habana, 1969].

С. П. Мамонтов.

Мартинес Эстрада Эсекиель

Мартинес Эстрада (Martínez Estrada) Эсекиель (14.9.1895, Сан-Хосе-де-ла-Эскина, провинция Санта-Фе, ‒ 4.11.1964, Буэнос-Айрес), аргентинский писатель. Профессор литературы в университетах Ла-Платы (1924‒46) и Вайя-Бланки (с 1956). Президент Союза писателей Аргентины (1944‒45). Выступил с поэтическими сборниками «Золото и камень» (1918), «Мотивы неба» (1924), «Аргентина» (1927); с 30-х годов обратился к научно-художественной публицистике и литературной критике. В самом известном своём эссе «Рентгеноскопия пампы» (1933) дал проникнутый пессимизмом художественный анализ аргентинской действительности. Деятелям аргентинской культуры посвящены книги «Сармьенто», «Панорама литературы» (обе 1946), «Смерть и преображение Мартина Фьерро» (1947) о поэзии Х. Эрнандеса, «Чудесный мир Гильермо Хадсона» (1951), «Брат Кирога» (1957) и другие. Последние годы жизни провёл на Кубе.

Соч.: Análisis funcional de la cultura, В. Aires, 1960; Antología, Мéх. ‒ В. Aires, [1964]; Realidad у fantasia en Balzac, Bahía Blanca,1964; Martí revolucionario, t. 1, Habana, [1967].

Лит.: Anderson Imbert E., Historia de la literatura hispanoamericana, v. 2, Мéх., [1967]; Sebreli J. J., Martínez Estrada..., [B. Aires], [1967]; Echevarría I., Don Ezequiel Martínez Estrada en Cuba..., [La Habana, 1969].

С. П. Мамонтов.

Мартини

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мартини Джованни Баттиста

Мартини (Martini) Джованни Баттиста, Джамбаттиста (24.4.1706, Болонья, ‒ 4.10.1784, там же), итальянский теоретик и историк музыки, педагог, композитор, капельмейстер, певец, скрипач и клавесинист. Францисканский монах (известен и как падре Мартини). Член и фактический руководитель Филармонической академии в Болонье. Главный теоретический труд ‒ «Образец, или Основной практический очерк контрапункта» (т. 1‒2, 1774‒75). Автор первой «Истории музыки» (охватывает только античность; т. 1‒3, 1757‒81). Писал оратории, произведения для органа, клавесина, вокальные дуэты, хоры с инструментальным сопровождением и др. Находился в центре музыкально-общественной жизни Италии 18 века. Именем М. названы консерватория и городская библиотека в Болонье.

Мартини Симоне

Мартини (Martini) Симоне (около 1284, Сиена, ‒ июль 1344, Авиньон, Франция), итальянский живописец. Последователь и, возможно, ученик Дуччо да Буонинсенья, испытал влияние французского позднеготического искусства. Кроме Тосканы, работал в Неаполе (1317), Орвието (1320), Ассизи (1320-е годы) и Авиньоне (с 1340). В произведениях М. (фрески: «Маэста» в Палаццо Публике в Сиене, 1315, сцены из жизни святого Мартина Турского в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1326, изображение кондотьера Гвидориччо да Фольяно в Палаццо Публике в Сиене, 1328; алтарные образа: «Святой Людовик Тулузский, коронующий Роберта Неаполитанского», около 1317, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь; «Благовещение», 1333, Галерея Уффици, Флоренция; «Страсти господни», 1340-е годы, Картинная галерея, Берлин-Далем, и другие музеи) постепенно главенствующее значение приобретают идеалы позднерыцарской культуры с присущими ей утончённым спиритуализмом, любовью к изысканным линиям и силуэтам и эмоционально выразит, колориту. Работая в Авиньоне, М. сблизился с Петраркой и исполнил для него портрет Лауры (утрачен) и фронтиспис к манускрипту Вергилия (библиотека Амброзиана, Милан).

Лит.: Paccagnini G., Simone Martini, Mil., 1955; CarIi E., Simone Martini, Mil., 1959; Mariani V., Simone Martini e il suo tempo, Napoli, [1968].

Предыдущая страница Следующая страница