Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "М" (часть 33, "МАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 33, "МАР")

Маринеску

Маринеску (Marinescu)

Георге (1863-1938), румынский невролог, академик Академии СРР (1906). Работал в лабораториях Ж. Шарко и Э. Дюбуа-Реймона. Создал первую в Румынии (1897) самостоятельную кафедру неврологии, которую возглавлял свыше 40 лет. Сыграл значительную роль в распространении идей И. П. Павлова в мировой науке. Монография М. об условных рефлексах в 1935 удостоена премии АН Франции. Внёс существенный вклад в учение о цитоархитектонике коры головного мозга, развил теорию «рефлекторного механизма трофики». Создал крупную медицинскую школу, среди представителей которой - К. Пархон и другие. Был членом Общества друзей СССР во время господства реакции в Румынии. Почётный член 7 зарубежных АН и 22 научных обществ стран Европы и Америки, в том числе Московского общества невропатологов и психиатров.

Соч.: La cellule nerveuse, t. 1-2, P., 1909; Des réflexes conditionnels, P., 1935 (совместно с G. Dumas); в русском переводе - Критический очерк хирургии спинного мозга на войне, П., 1917.

Лит.: Шпильманн И., Георге Маринеску и русская наука, «Советское здравоохранение», 1964, № 1.

Маринеску Георге

Маринеску (Marinescu) Георге (1863‒1938), румынский невролог, академик Академии СРР (1906). Работал в лабораториях Ж. Шарко и Э. Дюбуа-Реймона. Создал первую в Румынии (1897) самостоятельную кафедру неврологии, которую возглавлял свыше 40 лет. Сыграл значительную роль в распространении идей И. П. Павлова в мировой науке. Монография М. об условных рефлексах в 1935 удостоена премии АН Франции. Внёс существенный вклад в учение о цитоархитектонике коры головного мозга, развил теорию «рефлекторного механизма трофики». Создал крупную медицинскую школу, среди представителей которой ‒ К. Пархон и другие. Был членом Общества друзей СССР во время господства реакции в Румынии. Почётный член 7 зарубежных АН и 22 научных обществ стран Европы и Америки, в том числе Московского общества невропатологов и психиатров.

Соч.: La cellule nerveuse, t. 1‒2, P., 1909; Des réflexes conditionnels, P., 1935 (совместно с G. Dumas); в русском переводе ‒ Критический очерк хирургии спинного мозга на войне, П., 1917.

Лит.: Шпильманн И., Георге Маринеску и русская наука, «Советское здравоохранение», 1964, № 1.

Маринетти

Маринетти (Marinetti)

Филиппо Томмазо (22.12.1876, Александрия, Египет, - 2.12.1944, Белладжо), итальянский писатель. Основоположник и теоретик Футуризма в европейской литературе и искусстве. Начал как поэт свободного стиха (См. Свободный стих); поэма «Завоевание звёзд» (1902). В 1909 опубликовал первый «Манифест футуризма», провозгласивший авангардистскую эстетическую программу с рядом реакционных идейных моментов: освобождение от «мёртвой культуры» прошлого, от гуманистических идеалов, создание «динамической литературы будущего» - «futuro» (отсюда «футуризм»), воспевающей машинную технику, войну как «единственную гигиену мира». М. организовывал футуристические кружки среди националистической молодёжи, ездил с пропагандистскими лекциями (был в России в 1910 и 1914). В стихах и прозе воспевал колониальную экспансию в Африке: роман «Мафарка-футурист» (1910, русский перевод 1916); итало-турецкую войну - в сборнике стихов «Занг-тум-тум» (1914), где дан футуристический монтаж разбросанных печатных строк, математических и телеграфных знаков. Агитируя за вступление Италии в 1-ю мировую войну 1914-18, участвовал в ней добровольцем. С 1919 М. - единомышленник Муссолини, провозгласивший родственность итальянского футуризма и Фашизма.

Соч.: Les mots en liberté futuristes, Mil., 1919; Teatro, V. 1-3, Roma, [1960]; Teoria e invenzione futurista..., [Verona], 1968: в русском переводе - Футуризм, [СПБ, 1914]; Манифесты итальянского футуризма, М., 1914.

Лит.: Луначарский А. В., Футуристы. Сверхскульптор и сверхпоэт, Собрание сочинений в 8 томах, т. 5, М., 1965; Altomare L., Incontri con Marinetti e il fiiturismo, Roma, [1954].

З. М. Потапова.

Маринетти Филиппо Томмазо

Маринетти (Marinetti) Филиппо Томмазо (22.12.1876, Александрия, Египет, ‒ 2.12.1944, Белладжо), итальянский писатель. Основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе и искусстве. Начал как поэт свободного стиха; поэма «Завоевание звёзд» (1902). В 1909 опубликовал первый «Манифест футуризма», провозгласивший авангардистскую эстетическую программу с рядом реакционных идейных моментов: освобождение от «мёртвой культуры» прошлого, от гуманистических идеалов, создание «динамической литературы будущего» ‒ «futuro» (отсюда «футуризм»), воспевающей машинную технику, войну как «единственную гигиену мира». М. организовывал футуристические кружки среди националистической молодёжи, ездил с пропагандистскими лекциями (был в России в 1910 и 1914). В стихах и прозе воспевал колониальную экспансию в Африке: роман «Мафарка-футурист» (1910, русский перевод 1916); итало-турецкую войну ‒ в сборнике стихов «Занг-тум-тум» (1914), где дан футуристический монтаж разбросанных печатных строк, математических и телеграфных знаков. Агитируя за вступление Италии в 1-ю мировую войну 1914‒18, участвовал в ней добровольцем. С 1919 М. ‒ единомышленник Муссолини, провозгласивший родственность итальянского футуризма и фашизма.

Соч.: Les mots en liberté futuristes, Mil., 1919; Teatro, V. 1‒3, Roma, [1960]; Teoria e invenzione futurista..., [Verona], 1968: в русском переводе ‒ Футуризм, [СПБ, 1914]; Манифесты итальянского футуризма, М., 1914.

Лит.: Луначарский А. В., Футуристы. Сверхскульптор и сверхпоэт, Собрание сочинений в 8 томах, т. 5, М., 1965; Altomare L., Incontri con Marinetti e il fiiturismo, Roma, [1954].

З. М. Потапова.

Марини

Марини (Marini)

Марино (родился 27.2.1901, Пистоя), итальянский скульптор. Учился в АХ во Флоренции. Педагог (Высший институт искусств в Монце, Ломбардия, 1929-40; АХ в Милане, с 1940). Преодолевая импрессионистическую дробность ранних работ, с середины 20-х годов. М. обращается к традициям архаического искусства (преимущественно этрусков), стремится подчеркнуть лапидарность, весомость основных объёмов, выявить внутреннюю ритмику и архитектоническую структуру произведения («Народ», терракота, 1929; «Эрсилия», дерево, 1931). Его центральный образ - одинокий всадник - становится всё трагичнее, в известной мере преломляя раздумья художника над окружающей действительностью («Всадник», 1936, собрание Ези, Милан; «Монументальный всадник», 1957-58, статуя в Гааге).

Лит.: [Read Н., WaIdberg P., Lazzaro G.], Marino Marini. L’opera completa, Mil., 1970.

М. Марини. «Всадник». Бронза. 1949-50. Коллекция Крайенбюль. Цюрих.

М. Марини. «Всадник». Бронза. 1949-50. Коллекция Крайенбюль. Цюрих.

Марини Марино

Марини (Marini) Марино (родился 27.2.1901, Пистоя), итальянский скульптор. Учился в АХ во Флоренции. Педагог (Высший институт искусств в Монце, Ломбардия, 1929‒40; АХ в Милане, с 1940). Преодолевая импрессионистическую дробность ранних работ, с середины 20-х годов. М. обращается к традициям архаического искусства (преимущественно этрусков), стремится подчеркнуть лапидарность, весомость основных объёмов, выявить внутреннюю ритмику и архитектоническую структуру произведения («Народ», терракота, 1929; «Эрсилия», дерево, 1931). Его центральный образ ‒ одинокий всадник ‒ становится всё трагичнее, в известной мере преломляя раздумья художника над окружающей действительностью («Всадник», 1936, собрание Ези, Милан; «Монументальный всадник», 1957‒58, статуя в Гааге).

Лит.: [Read Н., WaIdberg P., Lazzaro G.], Marino Marini. L▓opera completa, Mil., 1970.

Мариниды

Мериниды, берберская династия из племени бану-марин, правившая в Марокко в 1269-1465. При вожде М. Абу Яхье (умер в 1258) взяли в 1248 Фее и основали независимый эмират; в 1269 захватили Марракеш, низложили династию Альмохадов (См. Альмохады) и объединили под своей властью всё Марокко. Наибольшего расширения государство М. достигло при Абу-ль-Хасане (правил в 1331-51) и Абу Инане (правил в 1351-58). Династические распри и феодальные междоусобицы, усилившиеся с 60-х годов 14 века, привели к упадку государства М. В начале 15 века в борьбе с португальцами, захватившими часть владений М., выдвинулись Ваттасиды (боковая ветвь М.), фактически правившие страной с 20-х годов 15 века; к ним с 1465 полностью перешла власть в Марокко.

Лит.: Жюльен Ш.-А., История Северной Африки, перевод с французского, т. 2, М., 1961, с. 194-237.

Маринист

Маринист (франц. mariniste, от лат. marinus - морской)

художник, пишущий марины (См. Марина).

Маринки

Маринки (Schizothorax)

род рыб семейства карповых (См. Карповые). Тело вальковатое, покрыто мелкой чешуей; подхвостовой плавник и анальное отверстие окаймлены рядом увеличенных чешуй (расщеп). Глоточные зубы трехрядные; усиков 2 пары. Брюшина чёрная. Длина до 1 м, весят до 12 кг. Обитают в реках и озёрах Центральной и Средней Азии, а также Казахстана. Икрометание весной в реках. Икра липкая донная. Одни виды М. (илийская М., щуковидная М.) питаются рыбами, другие (обыкновенная М.) - беспозвоночными, третьи (балхашская М.) - растениями. Имеют некоторое промысловое значение; ловятся главным образом в озёрах Балхаш и Иссык-Куль. Чёрная плёнка брюшины М. и их икра в сыром виде ядовиты.

Балхашская маринка.

Балхашская маринка.

Марино

Марино (Marino)

Джамбаттиста (18.10.1569, Неаполь, - 25.3.1625, там же), итальянский поэт. По его имени названо одно из направлений в поэзии барокко - маринизм, получившее распространение в итальянской литературе 17 века. В мироощущении М. гедонизм сочетается с представлением о бренности всего сущего и дисгармоничности вселенной. М. был искусным поэтом, но прибегал к вычурным образам, усложнённым метафорам, надуманным антитезам и сравнениям. Самое значительное произведение М. - поэма в 20 песнях «Адонис» (издана 1623, Париж, русский перевод 1783), написанная октавами. Слава М. была недолговечной.

Соч.: Poesie е prosa, Mil., 1930; в русском переводе, в книге: Хрестоматия по западно-европейской литературе XVII века, составитель Б. И. Пуришев, 2 изд., М., 1949.

Лит.: Артамонов С. Д. и Самарин Р. М., История зарубежной литературы XVII века, М., 1958; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Flora F., Storia della letteratura italiana, v. 3, Mil., 1940.

Марино Джамбаттиста

Марино (Marino) Джамбаттиста (18.10.1569, Неаполь, ‒ 25.3.1625, там же), итальянский поэт. По его имени названо одно из направлений в поэзии барокко ‒ маринизм, получившее распространение в итальянской литературе 17 века. В мироощущении М. гедонизм сочетается с представлением о бренности всего сущего и дисгармоничности вселенной. М. был искусным поэтом, но прибегал к вычурным образам, усложнённым метафорам, надуманным антитезам и сравнениям. Самое значительное произведение М. ‒ поэма в 20 песнях «Адонис» (издана 1623, Париж, русский перевод 1783), написанная октавами. Слава М. была недолговечной.

Соч.: Poesie е prosa, Mil., 1930; в русском переводе, в книге: Хрестоматия по западно-европейской литературе XVII века, составитель Б. И. Пуришев, 2 изд., М., 1949.

Лит.: Артамонов С. Д. и Самарин Р. М., История зарубежной литературы XVII века, М., 1958; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Flora F., Storia della letteratura italiana, v. 3, Mil., 1940.

Маринование

Маринование (от франц. mariner - класть в солёную воду, мариновать)

способ консервирования (См. Консервирование) пищевых продуктов, основанный на действии уксусной кислоты, которая в определённых концентрациях (и особенно в присутствии поваренной соли) подавляет жизнедеятельность многих микроорганизмов. Допустимые во вкусовом отношении концентрации уксусной кислоты при определённых условиях не предохраняют продукт от развития некоторых плесеней, дрожжей и бактерий. Поэтому для сохранения продуктов применяют добавление поваренной соли, пастеризацию (См. Пастеризация), хранение при пониженной (не выше 4 °С) температуре в закрытой таре без доступа воздуха. М. подвергают плоды, овощи, грибы, рыбу. При подготовке к М. продукты сортируют по качеству и размерам, моют, а во многих случаях также чистят и режут; затем маринуют в свежем виде (некоторые плоды и ягоды) или предварительно проваривают (бланшируют), укладывают в тару и заливают маринадом, сваренным с добавлением сахара, пряностей, соли (для плодов без соли) и уксуса.

Мариньяк

Мариньяк (Marignac)

Жан Шарль Галиссар де (24.4.1817, Женева, - 16.4.1894, там же), швейцарский химик, член-корреспондент Парижской АН (1866). Окончил в 1839 Парижскую высшую горную школу; профессор Женевского университета (1841-78). Проверяя Праута гипотезу (См. Праута гипотеза), определил в 1842-83 атомные веса 29 элементов. В 1866 разработал способ разделения ниобия и тантала. В 1878 открыл окись иттербия и в 1880 - окись неизвестного редкоземельного элемента, позже названную (1886) окисью гадолиния (см. Лантаноиды).

Соч.: CEuvres completes, t. 1-2, Gen., 1902-1903 (имеются биография и библиография трудов М.).

Мариньяк Жан Шарль Галиссар де

Мариньяк (Marignac) Жан Шарль Галиссар де (24.4.1817, Женева, ‒ 16.4.1894, там же), швейцарский химик, член-корреспондент Парижской АН (1866). Окончил в 1839 Парижскую высшую горную школу; профессор Женевского университета (1841‒78). Проверяя Праута гипотезу, определил в 1842‒83 атомные веса 29 элементов. В 1866 разработал способ разделения ниобия и тантала. В 1878 открыл окись иттербия и в 1880 ‒ окись неизвестного редкоземельного элемента, позже названную (1886) окисью гадолиния (см. Лантаноиды).

Соч.: CEuvres completes, t. 1‒2, Gen., 1902‒1903 (имеются биография и библиография трудов М.).

Мариньяно

Мариньяно - совр. Меленьяно (Marignano, Melegnano), город в Северной Италии, в 16 км юго-восточнее Милана, в районе которого 13-14 сентября 1515 произошло сражение между 40-тысячной французской армией короля Франциска I и швейцарскими наёмниками (до 30 тысяч человек) миланского герцога Максимилиана Сфорца во время Итальянских войн 1494-1559 (См. Итальянские войны 1494-1559). Французская армия заняла у М. сильную оборонительную позицию с целью воспрепятствовать соединению швейцарцев, двигавшихся из Милана, с испано-папскими войсками, шедшими из Пьяченцы, и облегчить присоединение к французам союзной венецианской армии, которая двигалась по долине реки По. В двухдневном ожесточённом сражении считавшаяся до этого непобедимой швейцарская пехота была разбита, а французы временно утвердились в Ломбардии.

Марионетка

Марионетка (от франц. marionnette, первоначально - название небольших фигурок девы Марии в средневековых мистериях, разыгрывавшихся куклами)

одна из разновидностей театральных кукол. Особенность М. в том, что она повторяет анатомию человека и приводится в движение при помощи нитей, подвязанных к её голове и сочленениям. Нити собраны и укреплены на подвижной крестовине, или ваге (коромысле). Держа вагу в одной руке и подтягивая другой ту или иную нить, кукловод (невропаст) управляет движениями М. Другой тип М. - на металлическом пруте, укрепленном в голове куклы; её руки и ноги (обычно неуправляемые) раскачиваются при общем движении корпуса, что создаёт иллюзию походки и жестов. Вагу заменяет загнутый широким крюком прут. Подобный тип М. иногда достигает трети человеческого роста (в Бельгии, Сицилии). Изготовляются главным образом из дерева. М. упоминаются у античных авторов, встречаются в раскопках. Расцвет театра М. как формы народных (главным образом ярмарочных) представлений в странах Западной Европы относится к 18-19 векам (см. Театр кукол). В переносном значении М. - человек, правительство, государство, являющееся послушным орудием в чужих руках.

Лит.: Федотов А., Анатомия театральной куклы, М. - Л., 1944; Petite J. М., Guignols et marionnettes, leur histoire, P., [1911].

Л. Г. Шпет.

Мариотт

Мариотт (Mariotte)

Эдм [1620 (?), Дижон, - 12.5.1684, Париж], французский физик, член Парижской АН со дня её основания (1666). Был настоятелем монастыря в окрестностях Дижона. Впервые описал слепое пятно в глазу (1668), в 1676 - опыты о зависимости упругости воздуха от давления и вторично дал формулировку закона, открытого и опубликованного Р. Бойлем в 1662 (см. Бойля - Мариотта закон). Впервые использовал этот закон для определения высоты места по показаниям барометра. Описал многочисленные опыты о течении жидкостей по трубам и действие фонтанов (1686). Изучал также явление удара тел.

Мариотт Эдм

Мариотт (Mariotte) Эдм [1620 (?), Дижон, ‒ 12.5.1684, Париж], французский физик, член Парижской АН со дня её основания (1666). Был настоятелем монастыря в окрестностях Дижона. Впервые описал слепое пятно в глазу (1668), в 1676 ‒ опыты о зависимости упругости воздуха от давления и вторично дал формулировку закона, открытого и опубликованного Р. Бойлем в 1662 (см. Бойля ‒ Мариотта закон). Впервые использовал этот закон для определения высоты места по показаниям барометра. Описал многочисленные опыты о течении жидкостей по трубам и действие фонтанов (1686). Изучал также явление удара тел.

Маритен

Маритен (Maritain)

Жак (18.11.1882, Париж, - 29.4.1973, Тулуза), французский философ, представитель Неотомизма. Образование получил в лицее Генриха IV и в Сорбонне, был учеником А. Бергсона. В 1906 принял католичество. С 1914 профессор Католического института в Париже, с 1933 института средних веков в Торонто (Канада), в 1941-42 Принстонского университета (США) и в 1941-44 Колумбийского. В 1945-48 французский посол в Ватикане. В 1948-53 профессор и с 1953 заслуженный профессор Принстонского университета.

Всё развитие философии нового времени М. считает упадком и вырождением философской мысли. Фигуры М. Лютера, Р. Декарта и Ж. Ж. Руссо знаменуют для него последовательное торжество субъективизма и произвола в сферах веры, мысли и чувства, после чего наступает моральный и социальный хаос. Путь к преодолению хаоса М. видит в возврате к средневековой «ясности» и надличной объективности. Выступая против интуитивизма Бергсона, М. стремится примирить «... благодать и природу, веру и разум, теологию и философию...» («De Bergson a Thomas d’Aquin», P., 1947, p. 133). По М., наука имеет собственный объект - сотворённый мир, но «над» этим естественным миром существует высший, сверхъестественный мир.

М. основал в Нью-Йорке специальную серию по проблемам «политической философии» («Цивилизация»), где публиковал работы, критиковавшие современный капитализм и буржуазную демократию с позиций «христианской демократии» и «гуманизма», отвергая при этом социалистическое преобразование общества. М. известен также своими работами в области искусства и педагогики.

Соч.: Antimoderne, P., 1922; Science et sagesse, P., 1935; Humanisme intégral, P., 1936; Christianisme et démocratie, N. Y., 1943; Trois réformateurs, P., 1947; Art et scolastique. P., 1947; Réflexions sur l’Amérique, P., 1958; Pour une philosophic de l’éducation, P., 1959; La philosophie morale, P., 1960; La philosophie dans la cité, P., 1960; Dieu et la permission du mal, P., 1963; L’intuition créatrice dans l’art et dans la poésie, P., 1966.

Лит.: Кузнецов В. Н., Французская буржуазная философия 20 века, М., 1970, с. 173-201; Ярошевский Т. М., Личность и общество, перевод с польского, М., 1973; Rossi Е., И pensiero politico di J. Maritain Mil., 1956; Simonsen V. L., L’esthétique de J. Maritain, Copenhague, 1956; Gallagher D. and Gallagher I., The achievement of Jacques and Raissa Maritain: A bibliography (1906-1961), N. Y., 1962 (библ.); Forni G., La filosofia della storia nel pensiero politico di Jacques Maritain, Bologna, [1965]; Fecher Ch. A., The philosophy of J. Maritain, N. Y., 1969.

Т. А. Сахарова.

Маритен Жак

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мариуполит

Мариуполит - интрузивная щелочная горная порода из группы нефелиновых сиенитов, в составе которых Альбит резко преобладает над калиевыми полевыми шпатами (См. Полевые шпаты), иногда вовсе отсутствующими. М. характеризуется непостоянством минерального состава и структуры. Кроме альбита (40-70 %) и Нефелина (10-40 % породы), наиболее частые минералы М. - эгирин, лепидомелан, калиевый полевой шпат, содалит, канкринит и другие. М. слагает массивы щелочных пород, выходящие на юго-восток Украины, к северу от города Жданова (бывший Мариуполь), откуда и название породы. См. Нефелиновый сиенит.

Мариуполь

Мариуполь - прежнее (до 1948) название города Жданова в Донецкой области УССР.

Мариупольский могильник

Мариупольский могильник - поздненеолитический (3 тысячелетие до н. э.) могильник на окраине города Жданова (Донецкая область УССР). Раскопан в 1930 Н. Е. Макаренко. В больших коллективных могилах, образовавших траншею длиной 28 м и шириной около 2 м, находилось свыше 120 погребений в вытянутом положении. Около половины скелетов было засыпано красной охрой. Найдены каменные орудия, украшения из клыков кабана, раковин, кости и зубов животных, каменные навершия булав и др. М. м. оставлен племенами первобытных скотоводов Левобережной Украины накануне их перехода к эпохе металла.

Лит.: Столяр А. Д., Мариупольский могильник какисторический источник (Опыт историко-культурного анализа памятника), в сборнике: Советская археология, т. 23, М., 1955; Макаренко М., Mapiюпiльський могильник, Київ, 1933.

Мари-Ферт

Мари-Ферт (Moray Firth)

залив Северного моря у северо-восточных берегов острова Великобритания. Ширина при входе 100 км. Глубина 25-60 м. Приливы полусуточные, их величина до 5,5 м. Соединён Каледонским каналом с заливом Ферт-оф-Лорн. Порт - Инвернесс.

Марица

Марица - река на Балканском полуострове; большая часть течения М. - в Болгарии, низовья служат границей между Грецией и Турцией. Длина 525 км, площадь бассейна около 54 тысяч км2. Берёт начало в горах Рила, протекает по Фракийской низменности, затем прорывается через отроги Восточных Родоп, впадает в Эгейское море, образуя заболоченную дельту. Питание преимущественно дождевое, летом сильно мелеет. Используется для орошения, ГЭС. Судоходна ниже города Эдирне. На М. - города Пазарджик, Пловдив, Димитровград (Болгария), Эдирне (Турция).

Марицкая битва 1371

Марицкая битва 1371 - сражение 26 сентября на реке Марица (или при Черномене, западнее современного Эдирне) между ополчением балканских народов (сербов, боснийцев, болгар, венгров, валахов и других) и турками-османами. Южносербские феодалы Углеша и его брат Вукашин пытались организовать отпор турецкому нашествию, но собранное ими войско, плохо руководимое из-за отсутствия единого командования, было в ночь на 26 сентября внезапно атаковано турецкой конницей и уничтожено. Победа на Марице открыла туркам путь на Балканы, и они захватили Западную Фракию, значительную часть Македонии, Сербии и Болгарии.

Мария

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мария Антуанетта

Мария Антуанетта (Marie-Antoinette)

(2.11.1755, Вена, - 16.10.1793, Париж), французская королева, жена (с 1770) французского короля Людовика XVI, дочь австрийского императора Франца I и императрицы Марии Терезии. Перед Великой французской революцией М. А., тратившая огромные суммы на развлечения (её прозвали «госпожой дефицит»), неоднократно добивалась отставки министров (А. Тюрго, Ж. Неккера), пытавшихся провести финансовые реформы, сократить расходы двора. С началом революции - вдохновительница контрреволюционных заговоров и иностранные интервенции. После свержения монархии (10 августа 1792) была арестована и по решению суда гильотинирована.

Лит.: Arnaud-Bouteloup J., Le rôle politique de Marie-Antoinette, Orléans, 1924; Mazé J., Louis XVI et Marie-Antoinette, v. 1-2, P., 1949-52; Castelot A., Marie-Antoinette, 4 éd., P., 1956.

Мария (богородица)

Мария, богородица, богоматерь, дева Мария, итал. Мадонна, в христианской мифологии мать Иисуса Христа. В Евангелиях о М. сказано, что она была женой Иосифа, непорочно зачавшей и родившей Иисуса Христа; присутствовала при его казни. Подробнее повествуют о М. апокрифы. Культ М. в христианстве сложился под влиянием языческих культов богини-матери, богини плодородия (Исиды, Астарты и др.). В 4 веке М. была объявлена христианскими богословами «пречистой», «вечной девственницей» (вопреки упоминаниям в Новом завете о братьях Христа). На Вселенском соборе 431 М. была официально признана богородицей. Образ М. оказался более понятным массам верующих, чем абстрактная троица; культ М. («заступницы» человечества) получил в христианстве, особенно у католиков, очень широкое распространение. М. посвящены многие религиозные праздники, иконы. В католицизме были провозглашены догматы (отсутствующие в православии): в 1854 ‒ о непорочном зачатии М. её матерью, в 1950 ‒ о телесном вознесении М. (после её смерти) на небо. В 1964 папа Павел VI провозгласил М.«матерью церкви».

Тема богородицы с младенцем занимает большое место в средневековом искусстве; в эпоху Возрождения создаются великие полотна С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля и других, посвящённые образу М. (Мадонны).

А. П. Каждан.

Мария Бургундская

Мария Бургундская (Marie de Bourgogne)

(13.2.1457, Брюссель, - 27.3.1482, Брюгге), дочь и наследница бургундского герцога Карла Смелого (См. Карл Смелый); унаследовала престол в январе 1477 после его гибели, однако часть Бургундского государства, в том числе Бургундское герцогство, перешло к французскому королю, а во владение Нидерландами (См. Нидерланды) М. Б. смогла вступить, лишь подписав «Великую привилегию» (См. Великая привилегия). В целях укрепления своей власти вступила в брак с Максимилианом Габсбургом (будущий император Максимилиан I), благодаря чему Габсбурги завладели Нидерландами.

Мария (в Португалии)

Мария (Maria). В Португалии:

М. I (17.12.1734, Лисабон. ‒ 20.3.1816, Рио-де-Жанейро), королева с 1777. В 1777 под влиянием аристократии и духовенства дала отставку С. Ж. Помбалу и отменила его реформы. С 1788 в связи с нервным заболеванием М. I страной стал управлять её сын Жуан. После французской оккупации Португалии в 1808 М. I вместе с другими членами королевской семьи переселилась в Бразилию.

М. II да Глориа (da Gloria) (4.4.1819, Рио-де-Жанейро, ‒ 15.11.1853, Лисабон), королева в 1826‒28 и с 1834, дочь бразильского императора Педру I, который отрекся от португальского престола в её пользу. В связи с малолетством М. II регентом был назначен Мигел, брат Педру, который в 1828 захватил трон и вынудил М. II в 1829 вернуться в Бразилию. В 1834 после изгнания Мигела сторонниками М. II и Педру (в результате гражданской войны) М. II была восстановлена на престоле. Правление М. II отмечено борьбой (с переменным успехом) радикалов (сторонников конституции 1822) и хартистов (сторонников конституционной хартии 1826). Годы правления М. II ознаменованы также народными движениями (см. Марии да Фонте война).

Мария Кристина

Мария Кристина (Maria Cristina)

старшая (27.4.1806, Неаполь, - 23.8.1878, Сент-Адрес, Франция), жена испанского короля Фердинанда VII, регентша Испании в 1833-40 (при Изабелле II (См. Изабелла II) - дочери М. К.). Необходимость бороться с реакционным движением карлистов (См. Карлисты), с одной стороны, и народные выступления в ходе Революции 1834-43 - с другой, вынуждали М. К. идти на уступки либералам (амнистия после смерти Фердинанда VII в 1833, восстановление в 1836 конституции 1812 и др.). В 1837 М. К. перешла к реакционно-клерикальной политике, но в 1840 подъём революционного движения заставил её отказаться от регентства и уехать во Францию. Возвратившись в 1844 в Испанию, занялась спекуляциями, связанными со строительством железных дорог. В 1854, когда в Испании началась новая революция (Революция 1854-56), уехала в Португалию.

Мария Стюарт

Мария Стюарт (Mary Stuart)

(7 или 8.12.1542, Линлитгоу, Шотландия, - 8.2.1587, замок Фотерингей, Англия), шотландская королева в 1542 (фактически с 1561) - 1567. В 1548-61 жила во Франции, в 1558 стала женой французского дофина (с 1559 - король Франциск II). Овдовев, в 1561 возвратилась в Шотландию. Заявила также претензии на английский престол (в качестве правнучки английского короля Генриха VII). Попытки М. С. укрепить свою власть в Шотландии, опираясь на католическую знать, вызвали недовольство шотландских кальвинистов, которое вылилось в восстание 1567. Обвинённая в соучастии в убийстве своего второго мужа лорда Дарили, М. С. вынуждена была в 1567 отречься от престола в пользу сына (шотландский король Яков VI; с 1603 английский король Яков I) и в 1568 бежать в Англию. По приказанию английской королевы Елизаветы была заключена в тюрьму. В Англии М. С. фактически стала центром притяжения наиболее реакционных сил английской феодальной знати в их борьбе с правительством Елизаветы. После раскрытия целой серии католических заговоров против Елизаветы, в которых была замешана и М. С., она была предана суду и казнена. Казнь М. С. знаменовала серьёзное поражение европейской католической реакции. Насыщенная драматическими событиями жизнь М. С. послужила для многих писателей (Ф. Шиллер, С. Цвейг и другие) сюжетом литературных произведений, в которых образ М. С., как правило, крайне идеализирован.

Лит.: Henderson Т. F., Магу queen of Scots, v. 1-2, L., 1905; Philippson M., Histoire du regne de Maria Stuart, t. 1-3, P., 1891-92.

Мария Стюарт в 1560. Портрет работы Ф. Клуэ.

Мария Стюарт в 1560. Портрет работы Ф. Клуэ.

Мария Терезия

Мария Терезия (Maria Theresia)

(13.5.1717, Вена, - 29.11.1780, там же), эрцгерцогиня австрийская с 1740. После смерти своего отца императора Карла VI вступила на основе Прагматической санкции 1713 (См. Прагматическая санкция 1713) в наследование землями габсбургской монархии. Однако её права были признаны европейскими державами только после войны за Австрийское наследство 1740-48. До 1765 соправителем М. Т. был её муж Франц Стефан Лотарингский (император Франц I), а с 1765 - её сын Иосиф II. Правление М. Т. было важным этапом в развитии абсолютизма в австрийских землях. Она провела реформы, направленные на усиление государственной централизации (учреждение Государственного совета, реформа провинциального управления, таможенная реформа и др.). Проводила политику протекционизма, покровительствовала развитию промышленности и торговли. В условиях кризиса барщинной системы и под воздействием крестьянского восстания 1775 издала «патент о барщине» (1775), ограничивавший барщину в чешских землях 3 днями в неделю. В 1768 издала новый уголовный кодекс, в 1776 отменила пытки. Попытка М. Т. вернуть в ходе Семилетней войны 1756-63 (См. Семилетняя война 1756-63) Силезию (захваченную Пруссией) была безрезультатной. Во внешней политике (которой при М. Т. руководил канцлер В. Кауниц) ориентировалась прежде всего на Францию (с 1756).

Соч.: Maria Theresia, Briefe und Aktenstücke in Auswahl, hrsg. von Fr. Walter, Darmstadt, 1968.

Лит.: Kretschmayr H., Maria Theresia, Lpz., 1938; Otruba G., Die Wirtschaftspolitik Maria Theresias, W., 1963.

Мария Тюдор

Мария Тюдор (Mary Tudor)

Мария I (18.2.1516, Гринвич, - 17.11.1558, Лондон), английская королева в 1553-58, дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Вступление М. Т. на престол сопровождалось восстановлением католицизма (1554) и католической реакцией, сопровождавшейся жестокими репрессиями против сторонников Реформации (отсюда её прозвище Мария Кровавая). В 1554 вступила в брак с наследником испанского престола Филиппом (с 1556 король Филипп II), что привело к сближению с католической Испанией. В ходе войны против Франции (1557-59), которую М. Т. начала в союзе с Испанией, Англия в начале 1558 лишилась Кале - последнего английского порта на континенте. Политика М. Т., шедшая вразрез с национальными интересами Англии, вызвала резкое недовольство нового дворянства и нарождавшейся буржуазии.

Мариямполе

Мариямполе - прежнее (до 1955) название города Капсукаса в Литовской ССР.

Марк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марк Аврелий

Марк Аврелий (Marcus Aurelius)

римский император; см. Аврелий Марк.

Марк Антоний

Марк Антоний (Marcus Antonius)

римский политический деятель и полководец; см. Антоний Марк.

Марк Герман Фрэнсис

Марк (Mark) Герман Фрэнсис (родился 3.5.1895, Вена), американский химик, специалист в области высокомолекулярных соединений. Окончил Венский университет, там же получил учёную степень доктора философии (1921). В 1927‒ 1932 научный консультант «И. Г. Фарбениндустри». В 1932‒1938 профессор химии Венского университета. В 1938‒1940 научный руководитель канадской международной компании по переработке бумаги в Хоксбери. Профессор органической химии Бруклинского политехнического института (1940‒1944) и декан химического факультета (1944‒1964), с 1964 там же директор Исследовательского института полимеров. Основные работы по изучению строения полимеров физическими методами, исследованию формы и размеров макромолекул в растворе, моделированию биополимеров, синтезу стереорегулярных и термостойких полимеров, а также полимеров с полупроводниковыми свойствами. Редактор 15-томной энциклопедии полимеров (Encyclopedia of polymer science and technology, v. I ‒ 15, Index, 1964 ‒ 72). Иностранный член АН СССР (1966).

Соч. в рус. пер.: Строение высокополимерных органических естественных соединений, 2 изд., Л., 1934 (совм. с К. Мейером); Химия и физика целлюлозы, Л., 1935: Современные методы исследования высокополимерных соединений, Л., 1936; Сополимеризация, М., 1953 (совм. с Т. Алфрейем и Дж. Борером); Линейные и стереорегулярные полимеры, М., 1962 (совм. с Н. Гейлордом).

Марк Франц

Марк (Marc) Франц (8.2.1880, Мюнхен, ‒ 4.3.1916, погиб под Верденом), немецкий живописец. Учился в АХ в Мюнхене (1900‒1902) у Г. Хакля и В. Дица. В 1903, 1907 и 1912 посетил Париж. Последовательно испытал влияние стиля «модерн», кубизма и футуризма. Вместе с В. В. Кандинским и А. Макке ‒ организатор художественного объединения «Синий всадник» (1911); в 1912‒1914 ‒ один из лидеров раннего экспрессионизма. Главная тема М., которой он придавал мистико-символическое значение, ‒ изображение животных в окружающей их природе. В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым колоритом (несколько основных цветов), отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений («Башня синих лошадей»; «Судьба животных», 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Идя далее по пути деформации натуры, М. обнаружил близость абстрактному искусству («Борющиеся формы», 1914, Городская галерея, Мюнхен). При фашизме работы М. были изъяты из музеев.

Соч.: Из статей 1911‒1914 гг. [Предисловие Б. А. Зернова], в книге: Мастера искусства об искусстве, М., 1969, т. 5, кн. 2; Der Blaue Reiter. Hrsg. von W. Kandinsky, Münch., 1912, 2 Aufl., Münch., 1914; Briefe, Aufzeichnungen und Aphorismen, Bd 1‒2, В., 1920.

Лит.: Lankheit К., Franz Marc..., Köln, 1960; Schardt A., Franz Marc, B., 1936 (Neuaufl. B., 1963).

Марка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марка (адм. округ)

Марка, в империи Каролингов и в «Священной Римской империи» крупный пограничный административный округ во главе с маркграфом. Многочисленные М. были образованы в 10‒12 веках за Эльбой и на Дунае на землях, захваченных у славян (марка Биллунгов ‒ в землях бодричей, Герона ‒ в землях лютичей, Мейсенская, Лужицкая и другие). С развитием феодальных отношений многие М. стали ядром крупных феодальных княжеств (например, Восточная марка ‒ историческое ядро герцогства Австрия, маркграфство Бранденбург и другие).

Марка ГДР

Марка ГДР - марка Государственного банка ГДР, денежная единица ГДР, равная 100 пфеннигам. Выпущена в 1948. Марки ГДР были обменены на общегерманские денежные знаки - рейхсмарки, рентные марки и марки Союзного военного командования, обращавшиеся на территории Восточной Германии с мая 1945 до июня 1948. Золотое содержание М. ГДР в 1953 установлено в 0,399902 г чистого золота. По курсу Госбанка СССР на 1 января 1974 100 М. = 40 руб. 50 коп.

Марка (ден. единица Германии)

Марка,

1) денежная единица Германии, равная 100 пфеннигам. Названа по одноимённой старинной мере веса [средневерхненем. Mark(e) ‒ полфунта серебра]. Введена в 1871 в качестве единой валюты Германии после объединения её в Германскую империю вместо ранее существовавших различных денежных единиц отдельных германских государств. Золотое содержание М., установленное в 0,358423 г, не менялось до 1914. Золотые монеты чеканились в 10 и 20 М., серебряные ‒ в 5, 3, 2 и 1 М. Инфляция, вызванная 1-й мировой войной 1914‒1918 и принявшая грандиозные размеры, привела к катастрофическому обесценению М. В 1923 была введена рентная М. При обмене денег 1 рентная М. приравнивалась к 1 триллиону старых М. В 1924 денежной единицей Германии была объявлена рейхсмарка, которая вместе с рентной М. обращалась до 1948. (См. также Марка ГДР, Марка ФРГ.)

2) Денежная единица Финляндии, равная 100 пенни. Введена законом 1860. С января 1963 произведено укрупнение М. в 100 раз. По курсу Госбанка СССР на 1 января 1974 100 финских М. = 20 руб. 16 коп.

Марка нивелирная

Марка нивелирная - металлический диск диаметром 8-10 см с отверстием в его центре около 2 мм, вделанный снаружи в стену каменного сооружения (здания, башни, моста и т. п.) и служащий для закрепления точки, высота которой над уровнем моря определена путём нивелирования (См. Нивелирование). На лицевой стороне М. н. вместе с ней отлиты её номер и название учреждения или ведомства, производящего нивелирные работы. В СССР высота М. н. (отверстия в её центре) определяется относительно уровня Балтийского моря и приводится в соответствующих каталогах.

Марка (община)

Марка (нем. Mark, от средневерхненем. Marke ‒ граница, пограничная область), соседская община в средние века в странах Западной Европы. Община-М., которой исторически предшествовали более ранние типы общины, стала складываться в государствах, основанных в 5‒6 веках германцами на территории Западной Римской империи. Первоначально М. была свободной. Она представляла собой объединение дворов свободных крестьян, в котором пахотная земля являлась собственностью входивших в общину-М. индивидуальных крестьянских семейств (аллод), а пастбища, леса и другие неподелённые земельные угодья (альменда) оставались общей собственностью членов общины. Объединяя крестьян одного или нескольких сёл по соседскому (территориальному) принципу, М. выполняла прежде всего хозяйственные функции (принудительный севооборот, контроль над порядком пользования неподелёнными угодьями и т. д.). Свободная М. являлась также органом общественной власти в широком смысле слова: члены М. участвовали в формировании норм обычного права, в управлении и судопроизводстве в пределах М. В процессе феодализации М. постепенно попадала в зависимость от крупных феодальных собственников, пахотные наделы превращались из собственности крестьянских семей в держания феодально-зависимых крестьян. Феодально-зависимая М. сохранила, хотя и в урезанном виде, хозяйственные и судебные функции, она следила также за выполнением рентных обязательств крестьянами. М., как отмечал Ф. Энгельс, давала «... угнетенному классу, крестьянам, даже в условиях жесточайших крепостнических порядков средневековья, локальную сплоченность и средство сопротивления...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 155). Оспариваемые феодалами общинные порядки фиксировались в 13‒17 веках в составлявшихся на общинных собраниях и крестьянских сходах Марковых уставах (запись обычного права М.). Марковый строй оказал существенное влияние на городской строй возникавших средневековых городов. М. погибла вследствие разграбления почти всей земли феодалами. Экономически она изжила себя с развитием капитализма в земледелии.

Общинная организация, подобная германской М., была характерна для большинства земледельческих народов.

Лит.: Маркс К., Наброски ответа на письмо В. И. Засулич, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 19; Энгельс Ф., Марка, там же; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21, с. 130‒55; Маурер Г. Л., Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти, перевод [с немецкого], М., 1880; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI‒VIII вв., М., 1956.

Е. В. Майер.

Марка производственная

Марка производственная - указание изготовителя продукции, помещаемое на самом изделии или его упаковке. В СССР с 1936 законом предусматривается обязательная маркировка товаров всеми производственными предприятиями. М. п. должна содержать: полное или сокращённое наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение, наименование органа управления, в систему которого входит предприятие (министерства, кооперативного центра и т. д.), сорт товара и номер ГОСТа. М. п. не регистрируется и применяется независимо от товарного знака (См. Товарный знак). М. п. служит средством усиления ответственности предприятий за качество выпускаемой продукции. Отсутствие М. п. или неправильная маркировка влечёт за собой ответственность предприятия, а для его руководителей дисциплинарную и уголовную ответственность.

Марка ФРГ

Марка ФРГ - немецкая марка ФРГ, денежная единица ФРГ, равная 100 пфеннигам. Выпущена в 1948 западными оккупационными властями. На М. ФРГ были обменены обращавшиеся до 1948 общегерманские денежные знаки: рейхсмарки, рентные марки и марки Союзного военного командования. Официальный курс М. ФРГ при её введении был установлен 3,33 марки за 1 доллар США, в 1949 он был снижен до 4,20 марки за 1 доллар США. За 1960 - 73 М. ФРГ неоднократно ревальвировалась по отношению к доллару. Курс к доллару на 1 января 1974 составил 2,75 М. ФРГ за 1 доллар США. По курсу Госбанка СССР на 1 января 1974 100 М. ФРГ = 28 руб. 79 коп.

Маркаб

Маркаб (α Пегаса)

звезда 2,5 визуальной звёздной величины (См. Звёздная величина), светимость в 67 раз больше солнечной; расстояние от Солнца около 30 пс.

Марказит

Марказит (позднелат. marcasita; слово персидское по происхождению)

лучистый колчедан, минерал, полиморфная разновидность природного сернистого железа FeS2. Кристаллизуется в ромбической системе. Обладает металлическим блеском, латунно-жёлтым цветом, переходящим в сероватый на поверхности кристаллов. Образует копьевидные, часто сложные двойниковые кристаллы, гребенчатые сростки, округлые конкреции или чёрные сажистые массы (так называемый мельниковит-М). Твёрдость по минералогической шкале 6-6,5, плотность 4850-4900 кг/м3. М. выпадает из природных слабокислых растворов обычно при более низких температурах, чем пирит. Образуется в гидротермальных месторождениях вместе с пиритом, пирротином и другими сульфидами; часто замещает пирротин в зоне окисления сульфидных месторождений. В осадочных породах распространён главным образом в угленосных песчано-глинистых отложениях, где образует неправильной формы стяжения и конкреции. Используется для получения серной кислоты.

Лит.: Минералы. Справочник, т. 1, М., 1960.

Маркаколь

Маркакуль, озеро на Алтае, в Семипалатинской области Казахской ССР. Площадь 449 км2. Длина 38 км, наибольшая глубина 30 м. Расположено в межгорной котловине между хребтами Курчумским на севере и Азутау на юге на высоте 1449 м. Южные берега обрывисты, северные - низменные. Колебания уровня меньше 1 м (минимум в октябре - марте, максимум в июне - июле). Вода пресная, слабо минерализована, летом на поверхности прогревается до 16-17 °C, у дна около 7 °С. Замерзает в ноябре, вскрывается в мае. В М. впадает большое количество рек, питающихся преимущественно талыми водами. Вытекает река Кальджир (приток Иртыша). Богато рыбой (хариус, гольян).

Маркарян

I Маркаря́н

Маро Егишевна [родилась 9(22).12.1916, село Шулаверы, ныне поселок Шаумяни Марнеульского района Грузинской ССР], армянская советская поэтесса. Родилась в крестьянской семье. Окончила литературный факультет Ереванского университета (1938). Печатается с 1935. Автор сборников стихов: «Близость» (1940), «Стихотворения» (1945), «Голос матери» (1950, русский перевод 1952), «Пшатени» (1954), «Лирический рассвет» (1957), «Насыщенное молчание» (1972). Родина и счастье материнства - основные темы её стихов, лаконичных по форме, эмоциональных и непосредственных. Перевела на армянский язык стихи С. А. Есенина, С. В. Михалкова и др. Награждена орденом «Знак Почёта».

Соч.: В русском переводе - Раздумье, М., 1956; Лирика, М., 1960; Горная дорога. [Послесловие А. Кафанова], М., 1962.

Лит.: История армянской советской литературы, М., 1966, с. 229-230.

Л. Г. Мкртчян.

II Маркаря́н

Оганес Саркисович [13(26).1.1901, село Калаки, ныне Ордубадского района Нахичеванской АССР, - 26.12.1963, Ереван], советский архитектор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1961). Член КПСС с 1944. Окончил архитектурное отделение технического факультета Ереванского университета (1928). Председатель правления Союза архитекторов Армянской ССР (1955-63). Среди работ М.: швейная фабрика (1931), универмаг (1932-37, совместно с М. Д. Мазманяном и другими), здание управления «Армэнерго» (1938), комплекс коньячного завода (1952), Дом радио (1954), станция канатной дороги (1962) - все в Ереване; ванное здание в Арзни (1950, при участии Н. Бажбеук); горсовет, гостиница и жилые дома на площади Кирова в Кировакане (1955-60).

Мост Ахтанак через р. Раздан. (1940-е гг., архитекторы А. М. Мамиджанян, А. Астарян, инж. С. Овнанян); на втором плане - коньячный завод (1952, арх. О. С. Маркарян).

Мост Ахтанак через р. Раздан. (1940-е гг., архитекторы А. М. Мамиджанян, А. Астарян, инж. С. Овнанян); на втором плане - коньячный завод (1952, арх. О. С. Маркарян).

О. Маркарян, Н. Бажбеук. Ванное здание в Арзни. 1950.

О. Маркарян, Н. Бажбеук. Ванное здание в Арзни. 1950.

Маркарян Маро Егишевна

Маркарян Маро Егишевна [родилась 9(22).12.1916, село Шулаверы, ныне поселок Шаумяни Марнеульского района Грузинской ССР], армянская советская поэтесса. Родилась в крестьянской семье. Окончила литературный факультет Ереванского университета (1938). Печатается с 1935. Автор сборников стихов: «Близость» (1940), «Стихотворения» (1945), «Голос матери» (1950, русский перевод 1952), «Пшатени» (1954), «Лирический рассвет» (1957), «Насыщенное молчание» (1972). Родина и счастье материнства ‒ основные темы её стихов, лаконичных по форме, эмоциональных и непосредственных. Перевела на армянский язык стихи С. А. Есенина, С. В. Михалкова и др. Награждена орденом «Знак Почёта».

Соч.: В русском переводе ‒ Раздумье, М., 1956; Лирика, М., 1960; Горная дорога. [Послесловие А. Кафанова], М., 1962.

Лит.: История армянской советской литературы, М., 1966, с. 229‒230.

Л. Г. Мкртчян.

Предыдущая страница Следующая страница