Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖАК"-"ЖАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж" (часть 2, "ЖАК"-"ЖАН")

Жакмотт

Жакмотт (Jacquemotte)

Жозеф (22.4.1883. Брюссель, - 11.10.1936, Льеж). деятель бельгийского рабочего и коммунистического движения. В 1899 окончил кадетскую школу и некоторое время служил в армии. В 1906-21 член Бельгийской рабочей партии (БРП). В 1910-14 руководил рядом стачек, возглавлял революционную оппозицию в реформистских профсоюзах. В 1912 и 1923 подвергался арестам. Будучи (с 1919) член Бюро Генерального совета БРП, возглавлял её левое крыло - группу «Друзья эксплуатируемого». В 1921 эта группа была исключена из БРП и вместе с другими революционными группами образовала Коммунистическую партию Бельгии (См. Коммунистическая партия Бельгии) (КПБ); тогда же Ж. был избран член ЦК КПБ. С 1931 член Политбюро, с 1934 генеральный секретарь КПБ. Участвовал в работе 3-7-го конгрессов Коминтерна: в 1935 избран кандидатом в члены ИККИ. Избирался депутатом парламента в 1925, 1932 и 1936.

Соч.: Articles et interpellations parlementaires 1912-1936, [Brux., 1961].

Ж. Жакмотт.

Ж. Жакмотт.

Жакмотт Жозеф

Жакмотт (Jacquemotte) Жозеф (22.4.1883. Брюссель, ‒ 11.10.1936, Льеж). деятель бельгийского рабочего и коммунистического движения. В 1899 окончил кадетскую школу и некоторое время служил в армии. В 1906‒21 член Бельгийской рабочей партии (БРП). В 1910‒14 руководил рядом стачек, возглавлял революционную оппозицию в реформистских профсоюзах. В 1912 и 1923 подвергался арестам. Будучи (с 1919) член Бюро Генерального совета БРП, возглавлял её левое крыло ‒ группу «Друзья эксплуатируемого». В 1921 эта группа была исключена из БРП и вместе с другими революционными группами образовала Коммунистическую партию Бельгии (КПБ); тогда же Ж. был избран член ЦК КПБ. С 1931 член Политбюро, с 1934 генеральный секретарь КПБ. Участвовал в работе 3‒7-го конгрессов Коминтерна: в 1935 избран кандидатом в члены ИККИ. Избирался депутатом парламента в 1925, 1932 и 1936.

Соч.: Articles et interpellations parlementaires 1912‒1936, [Brux., 1961].

Жако

Жако - серый попугай (Psittacus erithacus), птица отряда попугаев. Длина тела около 30 см. Оперение тела серое, хвост - ярко-красный. Распространён в лесах экваториальной Африки. Гнездится в дуплах высоких деревьев, откладывая обычно 2 белых яйца. Вне периода размножения Ж. объединяются в большие стаи. Пища - плоды и семена. Кормясь на рисовых и кукурузных полях, стаи Ж. наносят большой ущерб посевам. Ж. способен к звукоподражанию (повторяет слова и фразы); часто содержится в неволе как комнатная птица (известны случаи, когда Ж. жил в неволе свыше 70 лет).

Рис. к ст. Жако.

Рис. к ст. Жако.

Жакоб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жакоб Макс

Жакоб (Jacob) Макс (11.7.1876, Кемпер, департамент Финистер, ‒ 5.3.1944, концлагерь Драней), французский писатель. Начал печататься в 1903. Сблизившись с Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ж. Браком, выступал в 1900-е ‒ начале 1910-x гг. как один из поборников «кубистической поэзии» и вдохновителей кубизма в живописи. Его книга «Поэтическое искусство» (1922), утверждающая иррационализм, отказ от сюжета, его стихи с религиозными мотивами, фантастически-неясными образами-«мифами», построенные на аллитерациях и каламбурах, временами переходящих в бессмыслицу («Центральная лаборатория», 1921, «Кающиеся в розовых трико», 1925, и др.), оказали влияние на сюрреалистов (см. Сюрреализм). Для романов Ж. («Филибют или золотые часы», 1922, «Участок Бушабаль», 1923), своеобразных по жанру произведений, в которых смешиваются стихи и проза («Святой Маторель», 1909, «Оправдание Тартюфа...», 1919), характерно переплетение фантастики и гротескно изображенной буржуазной реальности. Ж. умер в лагере, куда был заключён немецкими фашистами как еврей («Письма к Салакру», опубл. 1957).

Соч.: Derniers poèmes en vers et en prose, P., [1961]; в рус. пер. ‒ [Стихи], в кн.: Я пишу твое имя. Свобода, М., 1968.

Лит.: История французской литературы, т. 3. М., 1959; «Europe». 1958, avr. ‒ mai, № 348‒49 (№ посвящен М. Жакобу).

О. И. Ильинская.

Жакоб (мастера худож. мебели)

Жакоб (Jacob), семья французских мастеров художественной мебели. Глава семьи ‒ Жорж Ж. (6.7.1739, Шени, Бургундия, ‒ 5.7.1814, Париж), мастер с 1765. Начав с подражания работам А. Ш. Буля, создал к началу 1780-х гг. свой, исполненный строгой грации тип мебели в стиле классицизма (резная с позолотой, позже ‒ из полированного красного дерева и золочёной бронзы с античными мотивами), которую поставлял во многие франц. и иностраные дворцы (в т. ч. в Павловск). Работал также по эскизам Ж. Л. Давида (мебель для мастерской живописца, 1789‒90), Ш. Персье и П. Фонтена (обстановка зала заседаний Конвента в парижском дворце Тюильри, 1793) и др. В 1796 передал дела своему сыну Франсуа Оноре, прозванному Жакоб Демальтер (6.2.1770, Париж, ‒ 15.8.1841, там же), а после 1803 основал совместно с сыном фирму (существовала до 1812), которая прославилась своей мебелью в стиле ампир для дворцов Наполеона I. С середины 19 в. под «стилем жакоб» подразумевают мебель красного дерева с. наклеенными рифлёными полосками латуни, изготовлявшуюся в мастерской Жоржа Альфонса Ж. (сын Франсуа Оноре; 21.2.1799, Париж, ‒ 7.6.1870, там же).

Лит.: Salverte F. d е, Les ébénistes de XVIII siècle, 4 éd., P., 1953.

Жакоб Франсуа

Жакоб (Jacob) Франсуа (р. 17.6.1920, Нанси), французский биолог. Окончил медицинский факультет Парижского университета. С 1947 доктор медицины. В 1940‒44 сражался в армии де Голля, был ранен и награжден крестом Освобождения. С 1950 работал в Пастеровском институте в Париже. С 1960 руководитель отдела генетики микроорганизмов, с 1965 профессор кафедры генетики клетки в Коллеж де Франс. Работы по генетике бактерий и вирусов: генетический обмен между бактерией и фагом, генетика лизогении, концепция эписом (1958), гипотезы (совместно с Ж. Моно) о переносе генетической информации при участии и-РНК, о механизме генетической регуляции синтеза белка у бактерий (концепция оперона). Нобелевская премия (1965; совместно с А. Львовым и Ж. Моно).

Соч.: Genetic regulatory mechanisms in the synthesis of proteins, «Journal of Molecular Biology», 1961, v. 3. №3, p. 318‒56 (совм. с J. Monod); Méchanismes biochimiques et génétiques de la régulation dans la cellule bactérienne, «Bulletin de la Société de Chimie Biologique», 1964, v. 46, № 12, p. 1499‒1532 (совм. с J. Monod); Génétique de la cellule bacterienne, в кн.: Les prix Nobel en 1965. Stockh., 1966, p. 212‒32; в рус. пер. ‒ Пол и генетика бактерий, М., 1962 (совм. с Э. Вольманом).

Жаков

Олег Петрович [р. 19.3(1.4).1905, Сарапул, ныне Удмуртской АССР], русский советский актёр, народный артист СССР (1960). Окончил киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств (1929). С 1925 снимается в кино. Первая значительная роль - радист Курт Шефер в фильме «Семеро смелых» (1936). В этой и следующих ролях проявилась характерная для Ж. манера исполнения - сдержанность, углублённый психологизм. Играл роли: Ян Драудин («Мы из Кронштадта», 1936), Тойво Антикайнен («За Советскую Родину», 1937), Рольф («Профессор Мамлок», 1938), Пауль («Болотные солдаты», 1938), Томилин («Мужество», 1939), Костров («Подводная лодка Т-9», 1943), Жаворонков («Март - апрель», 1944), Янис («Сыновья», 1946), Дудырёв («Суд»), Гастев («Путь к причалу», оба в 1962). Создал многоплановые образы отрицательных персонажей - доцента Воробьева («Депутат Балтики», 1937), Боровского («Великий гражданин», 1938-39). Лучшая роль Ж. - Федор Таланов в фильме «Нашествие» (1945; Государственная премия СССР, 1946). В 1970 сыграл роль Бармина в фильме «У озера» (Государственная премия СССР, 1971). Награжден 3 орденами.

Лит.: 3ак М., Сосновский И., Заслуженный артист РСФСР Олег Петрович Жаков, М., 1951.

О. В. Якубович.

О. П. Жаков.

О. П. Жаков.

О. П. Жаков в фильме «Путь к причалу». 1962 (справа - Б. Ф. Андреев).

О. П. Жаков в фильме «Путь к причалу». 1962 (справа - Б. Ф. Андреев).

Жаков Олег Петрович

Жаков Олег Петрович [р. 19.3(1.4).1905, Сарапул, ныне Удмуртской АССР], русский советский актёр, народный артист СССР (1960). Окончил киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств (1929). С 1925 снимается в кино. Первая значительная роль ‒ радист Курт Шефер в фильме «Семеро смелых» (1936). В этой и следующих ролях проявилась характерная для Ж. манера исполнения ‒ сдержанность, углублённый психологизм. Играл роли: Ян Драудин («Мы из Кронштадта», 1936), Тойво Антикайнен («За Советскую Родину», 1937), Рольф («Профессор Мамлок», 1938), Пауль («Болотные солдаты», 1938), Томилин («Мужество», 1939), Костров («Подводная лодка Т-9», 1943), Жаворонков («Март ‒ апрель», 1944), Янис («Сыновья», 1946), Дудырёв («Суд»), Гастев («Путь к причалу», оба в 1962). Создал многоплановые образы отрицательных персонажей ‒ доцента Воробьева («Депутат Балтики», 1937), Боровского («Великий гражданин», 1938‒39). Лучшая роль Ж. ‒ Федор Таланов в фильме «Нашествие» (1945; Государственная премия СССР, 1946). В 1970 сыграл роль Бармина в фильме «У озера» (Государственная премия СССР, 1971). Награжден 3 орденами.

Лит.: 3ак М., Сосновский И., Заслуженный артист РСФСР Олег Петрович Жаков, М., 1951.

О. В. Якубович.

Жаколио

Жаколио (Jacolliot)

Луи (1837, Шароль, - 1890, Сен-Тибо-де-Винь, департамент Сена и Марна), французский писатель. Долго жил в Индии и Океании, занимал судебные должности во французских колониях. Вернувшись во Францию, описал свои приключения в книгах: «Путешествие в страну баядерок» (1873); «Путешествие в страну слонов» (1876); «Путешествие в страну факиров-очарователей» (1880, в русском переводе - «Факиры-очарователи», 1910). Ряд книг посвятил вопросам этнографии и сравнительного изучения индийской Религии и мифологии. Путевые очерки Ж. и его увлекательные приключенческие романы «Пожиратели огня» (1887, рус. пер. 1910), «В трущобах Индии» (1888, рус. пер. 1890), «Затерянные в океане» (1893, рус. пер. 1910) и др. проникнуты сочувствием к угнетённым народам и резкой критикой английских, а также португальских и французских колонизаторов. Романы Ж. пользовались популярностью в России.

Соч. в рус. пер.: Полн. собр. романов, кн. 1-18, СПБ, 1910; Берег черного дерева и слоновой кости, М. - Л., 1928; то же, М., 1958.

Лит.: Catalogue général des livres imprimés de la Bibliothèque nationale. Auteurs, t. 76, P., 1929, p. 427-35.

А. Ю. Наркевич.

Жаколио Луи

Жаколио (Jacolliot) Луи (1837, Шароль, ‒ 1890, Сен-Тибо-де-Винь, департамент Сена и Марна), французский писатель. Долго жил в Индии и Океании, занимал судебные должности во французских колониях. Вернувшись во Францию, описал свои приключения в книгах: «Путешествие в страну баядерок» (1873); «Путешествие в страну слонов» (1876); «Путешествие в страну факиров-очарователей» (1880, в русском переводе ‒ «Факиры-очарователи», 1910). Ряд книг посвятил вопросам этнографии и сравнительного изучения индийской Религии и мифологии. Путевые очерки Ж. и его увлекательные приключенческие романы «Пожиратели огня» (1887, рус. пер. 1910), «В трущобах Индии» (1888, рус. пер. 1890), «Затерянные в океане» (1893, рус. пер. 1910) и др. проникнуты сочувствием к угнетённым народам и резкой критикой английских, а также португальских и французских колонизаторов. Романы Ж. пользовались популярностью в России.

Соч. в рус. пер.: Полн. собр. романов, кн. 1‒18, СПБ, 1910; Берег черного дерева и слоновой кости, М. ‒ Л., 1928; то же, М., 1958.

Лит.: Catalogue général des livres imprimés de la Bibliothèque nationale. Auteurs, t. 76, P., 1929, p. 427‒35.

А. Ю. Наркевич.

Жаксы

Жаксы - посёлок городского типа, центр Жаксынского района Тургайской области Казахской ССР. Ж.-д. станция на линии Целиноград - Карталы, в 265 км к С.-З. от Целинограда. 6 тыс. жителей (1970). Элеватор, маслозавод.

Жалакявичюс

Витаутас Прано (р. 14.4.1930, Каунас), советский режиссёр и кинодраматург, заслуженный деятель искусств Литовской ССР. В 1956 окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. Э. Чиаурели). Работает на Литовской киностудии (с 1961 художественный руководитель студии). Поставил фильмы: «Утопленник» (1957), «Пока не поздно» (1958, совместно с Ю. М. Фогельманом), «Адам хочет быть человеком» (1960), «Живые герои» (1960 - в этом фильме, состоящем из 4 новелл, Ж. участвовал как сценарист новеллы «Соловушка», сценарист и режиссёр новеллы «Живые герои», был художественным руководителем всего фильма), «Хроника одного дня» (1964) и др. Крупнейшая работа Ж. как сценариста и режиссёра - фильм «Никто не хотел умирать» (1966; Государственная премия СССР, 1967, премия Ленинского комсомола, 1966). Фильмы Ж. награждались также премиями международных кинофестивалей. Автор сценариев фильмов, поставленных др. режиссёрами («Чувства», 1968; «Да будет жизнь», 1969, и др.). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Медведи, пер. с лит., «Искусство кино», 1965, №6.

Жалаулы

Жалаулы - бессточное солёное озеро на С.-З. Павлодарской области Казахской ССР. Площадь 144 км2. Состоит из двух плёсов, соединённых широким проливом. Берега заболочены. Во время половодья в Ж. по р. Карасу поступает вода из группы пресных озёр, питающихся водой р. Шидерты, и оно опресняется. В наиболее засушливые годы Ж. временно превращается в самосадочное озеро.

Жалейка

Жалейка - брёлка, русский духовой язычковый музыкальный инструмент (распространён также у белорусов): деревянная трубка с 3-7 игровыми отверстиями, снабженная с одного конца раструбом из коровьего рога или бересты, а с другого - одинарным подрезным язычком - пищиком. Общая длина - 140-200 мм. Звук Ж. - сильный, резковатый. Ж. применяют для сольного исполнения народных песен и танцев, а также в ансамбле с однородными или др. музыкальными инструментами.

Жало

Жало - колющая часть жалящего аппарата самок перепончатокрылых насекомых подотряда жалящих (Aculeata). Жалящий аппарат расположен на конце брюшка и представляет собой видоизменённый яйцеклад, утративший функцию откладки яиц и служащий лишь для защиты и нападения. В покое Ж. лежит в особой полости внутри концевого сегмента брюшка. При действии жалящий аппарат выдвигается наружу, Ж. обнажается, высовываясь из футляра, и вонзается в тело врага или жертвы. При этом между нижними и средней створками Ж. образуется канал, по которому в ранку нагнетается ядовитая жидкость из резервуара парной железы, расположенной в брюшке насекомого.

Иногда Ж. называют хоботок комара. Ж. у скорпионов - игла (с каналом) на конце брюшка, у основания которой лежит ядовитая железа. Ошибочно Ж. называют длинный раздвоенный на конце язык змеи, принимая его за орган, которым змея жалит.

Жалоба

Жалоба - в СССР обращение гражданина (группы граждан) в государственную или общественную организацию по поводу нарушения его права или охраняемого законом интереса либо по поводу нарушений прав коллектива трудящихся. По дисциплинарному уставу Вооружённых Сил СССР под Ж. понимается личное заявление военнослужащего по поводу нарушения его прав. Ж. вместе с тем - одно из средств устранения нарушений законодательства, основание для возбуждения вопроса об ответственности лиц, допустивших эти нарушения, бюрократизм и волокиту.

Советское законодательство о порядке разрешения Ж. и других обращений граждан в государственные и общественные органы требует своевременного, внимательного рассмотрения каждой Ж. и правильного её разрешения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» определены основные положения о порядке рассмотрения и разрешения Ж. Как правило, Ж. подаётся в тот орган или тому должностному лицу, которому непосредственно подчинён орган (должностное лицо), совершивший обжалуемое действие. В случаях, предусмотренных законом, Ж. может быть подана в народный суд (например, Ж. на незаконное наложение штрафа). Категорически запрещено направлять Ж. граждан на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются. Закон требует, чтобы при разрешении Ж. были приняты все необходимые меры для её рассмотрения по существу, собраны документы и другие материалы, вынесено обоснованное решение и обеспечено своевременное и правильное его исполнение. О принятом решении сообщается заявителю, в случае отклонения Ж. ему сообщаются мотивы отказа.

Законом сроки рассмотрения Ж. установлены в пределах до 1 месяца; Ж., не требующие дополнительного изучения и проверки, должны быть рассмотрены безотлагательно или во всяком случае не позднее 15 дней со дня поступления Ж. в компетентный орган. Сокращённые сроки установлены для рассмотрения Ж. военнослужащих и членов их семей.

Установлена дисциплинарная ответственность должностных лиц за нарушение предусмотренного законодательством порядка рассмотрения Ж. граждан; в случаях, когда причинён существенный вред государственным или общественным интересам, а также ущемлены права граждан либо налицо преследование гражданина в связи с подачей Ж., виновные в этом должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Н. Г. Салищева.

Жалоба кассационная

Жалоба кассационная - см. Кассация.

Жалованная грамота городам 1785

Жалованная грамота городам 1785 - законодательный акт Екатерины II, изданный 21 апреля. Ж. г. г. учреждала новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трёх гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т. е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием. Эти разряды по Ж. г. г. получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в 3 г. созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и 6 гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты.

Лит.: Рындзюнский П. Г., Городское гражданство дореформенной России, М., 1958.

Жалованная грамота дворянству 1785

Жалованная грамота дворянству 1785 - «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21 апреля. Дворянство резко отделялось от др. сословий, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы (провозглашенная в 1762), от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землёй и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право на самоуправление, составило «дворянское общество», органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. Ж. г. д. должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие её было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона.

Ж. г. д. свидетельствовала о стремлении российский абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий.

Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия во второй половине XVIII в., М., 1956.

Жалтыр

Джалтыр, посёлок городского типа в Астраханском районе Целиноградской области Казахской ССР. Ж.-д. станция на линии Целиноград - Карталы, в 143 км к С.-З. от Целинограда. 8 тыс. жителей (1970). Силикатный завод, каменно-щебёночный карьер, элеватор.

Жальники

Жальники - древние могилы (12-15 вв.); невысокие холмики, круглые, в более позднее время - четырёхугольные, обложенные снаружи камнями-валунами. Распространены преимущественно в Новгородской и Псковской области. Большинство Ж. принадлежало славянам, часть - води (См. Водь). Обычно содержат один скелет, но встречается и несколько костяков. При погребённых находят украшения и глиняные горшки. На некоторых Ж. стоят каменные четырёхконечные кресты.

Жаля

Жаля (Jalea)

Ион (р. 19.5.1887, с. Касимча, уезд Тулча), румынский скульптор, народный художник СРР, член Румынской академии. Учился в Школе изящных искусств в Бухаресте (1907-11), в академии Жюлиана (1915-16) и в студии Э. А. Бурделя (См. Бурдель) в Париже. Автор пластически-ясных, порой тонких по психологической характеристике портретов («Чабан», гипс, 1938, портрет Дж. Энеску, гипс, 1958, - в Музее искусств СРР, Бухарест), произведения монументально-декоративной скульптуры, отличающихся выразительностью целостностных стилизованных объёмов, подчёркнутой мощью пропорций. С 1968 президент Союза художников СРР.

Лит.: Comarnescu P., İon Jalea, Buc., 1962.

И. Жаля. «Отдыхающий лучник». Камень. 1926. Парк в Констанце.

И. Жаля. «Отдыхающий лучник». Камень. 1926. Парк в Констанце.

Жаля Ион

Жаля (Jalea) Ион (р. 19.5.1887, с. Касимча, уезд Тулча), румынский скульптор, народный художник СРР, член Румынской академии. Учился в Школе изящных искусств в Бухаресте (1907‒11), в академии Жюлиана (1915‒16) и в студии Э. А. Бурделя в Париже. Автор пластически-ясных, порой тонких по психологической характеристике портретов («Чабан», гипс, 1938, портрет Дж. Энеску, гипс, 1958, ‒ в Музее искусств СРР, Бухарест), произведения монументально-декоративной скульптуры, отличающихся выразительностью целостностных стилизованных объёмов, подчёркнутой мощью пропорций. С 1968 президент Союза художников СРР.

Лит.: Comarnescu P., İon Jalea, Buc., 1962.

Жамантуз

Джамантуз, 1) самосадочное озеро в Кокчетавской области Казахской ССР. Площадь около 37 км2. 2) Озеро в Павлодарской области Казахской ССР. Площадь его подвержена сильным колебаниям (от 2,3 до 16 км2) в зависимости от притока воды и испарения её. Вода горько-солёная.

Жаматун

Жаматун (армянское, буквально - дом церкви, от жам - церковь и тун - дом)

тип притвора в армянских средневековых церквах (см. Гавит).

Жамм

Жамм (Jammes)

Франсис (2.12.1868, Турне, - 1.11.1938, Аспаррен), французский поэт. Начиная с первых сборников («Шесть сонетов», 1891, «Рождение поэта», 1897, и др.), Ж. воспевал французскую провинцию. На многих его книгах («От утреннего благовеста до вечернего», 1898, «Траур вёсен», 1901, «Прогалины в небе», 1906, «Богоматерь и сонеты», 1919) лежит отпечаток католицизма. Творчество Ж. проникнуто стремлением к простоте обыденного и повседневного. Поэтичностью отмечены циклы «Четверостишия» (1922-25). Ж. писал также прозу - романы («Роман о зайце», 1903, и др.) и воспоминания («Любовь, музы и охота», 1922, «Капризы поэта», 1923). В России Ж. переводили И. Анненский, В. Брюсов, И. Эренбург, Б. Лившиц и др.

Соч.: Œuvres choisies. Etude par R. Mallet, P., 1964; в рус. пер. - Стихи и проза, М., 1913; в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Parent М., F. Jammes, P., 1957; Mallet R., Le jammisme, P., 1961.

А. Д. Михайлов.

Жамм Франсис

Жамм (Jammes) Франсис (2.12.1868, Турне, ‒ 1.11.1938, Аспаррен), французский поэт. Начиная с первых сборников («Шесть сонетов», 1891, «Рождение поэта», 1897, и др.), Ж. воспевал французскую провинцию. На многих его книгах («От утреннего благовеста до вечернего», 1898, «Траур вёсен», 1901, «Прогалины в небе», 1906, «Богоматерь и сонеты», 1919) лежит отпечаток католицизма. Творчество Ж. проникнуто стремлением к простоте обыденного и повседневного. Поэтичностью отмечены циклы «Четверостишия» (1922‒25). Ж. писал также прозу ‒ романы («Роман о зайце», 1903, и др.) и воспоминания («Любовь, музы и охота», 1922, «Капризы поэта», 1923). В России Ж. переводили И. Анненский, В. Брюсов, И. Эренбург, Б. Лившиц и др.

Соч.: Œuvres choisies. Etude par R. Mallet, P., 1964; в рус. пер. ‒ Стихи и проза, М., 1913; в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Parent М., F. Jammes, P., 1957; Mallet R., Le jammisme, P., 1961.

А. Д. Михайлов.

Жамс

Жамс (James)

Эмиль Пьер Мари (р. 18.7.1899, Риом), французский буржуазный экономист. С 1938 профессор Факультета права и экономических наук Парижского университета. Ж. - сторонник кейнсианства (См. Кейнсианство), которое во Франции в 50-е гг. 20 в. оформилось в виде «реалистического направления», или «дирижизма». Выступает за расширение государственного вмешательства в экономику, считая, что только таким путём возможно достигнуть экономического равновесия при капитализме. Большое внимание Ж. уделяет вопросам истории современной экономической мысли. Однако исследование её развития отличается идеалистическим и внеклассовым подходом.

Соч.: Histoire de la pensée économique au XX siècle. P., 1955; в рус. пер. - История экономической мысли XX века, М., 1959.

Лит.: Покровский А. И., Французская буржуазная политическая экономия. Обновление или кризис?, М., 1961.

Жамс Эмиль Пьер Мари

Жамс (James) Эмиль Пьер Мари (р. 18.7.1899, Риом), французский буржуазный экономист. С 1938 профессор Факультета права и экономических наук Парижского университета. Ж. ‒ сторонник кейнсианства, которое во Франции в 50-е гг. 20 в. оформилось в виде «реалистического направления», или «дирижизма». Выступает за расширение государственного вмешательства в экономику, считая, что только таким путём возможно достигнуть экономического равновесия при капитализме. Большое внимание Ж. уделяет вопросам истории современной экономической мысли. Однако исследование её развития отличается идеалистическим и внеклассовым подходом.

Соч.: Histoire de la pensée économique au XX siècle. P., 1955; в рус. пер. ‒ История экономической мысли XX века, М., 1959.

Лит.: Покровский А. И., Французская буржуазная политическая экономия. Обновление или кризис?, М., 1961.

Жан

Жан (Jean)

Бенуа Гийом Робер Антуан Луи Мари Адольф Марк д'Авьяно (р. 5.1.1921, Люксембург), государственный деятель Люксембурга, принц Бурбон-Пармский. В 1938 окончил колледж Эмплфорс (Великобритания, графство Йоркшир). В 1939 стал бакалавром. В момент оккупации фашистской Германией Люксембурга (10 мая 1940) находился в эмиграции. В ноябре 1942 в знак протеста против принудительной мобилизации люксембургской молодёжи в вермахт вступил в английские вооруженные силы. Участвовал в боях под Арнемом (Нидерланды), в наступлении на севере Германии. К концу 2-й мировой войны был офицером связи при союзнической военной миссии в Люксембурге, имеет звание полковника люксембургской армии. С ноября 1964 глава государства - Великий герцог Люксембургский.

Жан де Венет

Жан де Венет (Jean de Venette; прозвище Жана Фийона, Jean Fillon)

(около 1307, Венет, близ Компьеня, - около 1370), французский хронист. Из крестьян. Монах ордена кармелитов. Его хроника (на латинском языке) освещает события 1340-68 в северо-восточной Франции. Описывая Жакерию (См. Жакерия), Ж. де В. резко осуждал дворян, считая последних виновниками всех бедствий в стране. Ж. де В. написал также «Хронику кармелитов» и поэму на старофранцузском языке, в основном теологического характера.

Соч.: Chronique latine de Guillaume de Nangis, de 1113 à 1300, avec les continuations de cette chronique de 1300 à 1368, v. 1-2, P., 1843; The chronicle of Jean de Venette, N. Y., 1953.

Лит.: Мелик-Гайказова Н. Н., Французские хронисты XIV в. как историки своего времени, М., 1970.

Жан Поль

Жан Поль (Jean Paul; псевдоним; настоящее имя Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter)

(21.3.1763, Вунзидель, - 14.11.1825, Байрёйт), немецкий писатель. Сын школьного учителя. Его первые произведения - острые сатиры («Гренландские процессы», 1783, и др.). Идилличесий облик имеет новелла «Жизнь премного довольного учителишки Мария Вуца из Ауэнталя» (1793) и роман «Геспер» (1795). В романе «Зибенкэз» (1796-97) создана выразительная картина жизни феодальной Германии конца 18 в. В философском романе «Титан» (1800-03) герои остаются абстрактными фигурами. В незавершённом романе «Озорные годы» (1804-05) сентиментально-романтическое начало причудливо переплетается с реализмом, а в последнем романе «Комета, или Николай Маргграф» (1820) снова усиливаются сатирические тенденции. В эстетическом трактате «Подготовительная наука по эстетике» (1804) особенно интересны разделы о романе и о юморе. Ж. П. принадлежит трактат о педагогике «Левана, или Учение о воспитании» (1806) в духе просветительства и гуманизма.

Соч.: Särntliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe, [Bd 1-30], Weimar - B., 1927-[64] (изд. незаконч.}; Werke, Bd 1-2, - в.- Weimar, 1968; Briefe, Bd 1-5, 7-9, [Weimar - В., 1954-64 (изд. незаконч.); в рус. пер. - Антология из Жан-Поль Рихтера, СПБ. 1844; Зибенкэз, Л., 1937.

Лит.: Белинский В. Г., Рецензия на «Антологию из Жан-Поль Рихтера», Полн. собр. соч., т. 8, М., 1955; Адмони В. Г., Жан - Поль Рихтер, в сборнике: Ранний буржуазный реализм, Л., 1936; История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Mu1ler J., Jean Paul..., Lpz., 1923; Berend E., Jean-Paul-Bibliographie, Stuttg., 1963.

В. Г. Адмони.

Жанатас

Жанатас - город (до 1969 - посёлок) в Джамбулской области Казахской ССР. Конечная станция ж.-д. ветки от г. Джамбул. 11 тыс. жителей (1970). Добыча фосфоритов - рудник горнохимического комбината «Каратау». Филиал Каратауского горностроительного техникума.

Жангизтобе

Жангизтобе - посёлок городского типа в Жарминском районе Семипалатинской области Казахской ССР. Ж.-д. станция в 160 км к Ю. от Семипалатинска, с которым связан автодорогой. 7 тыс. жителей (1970). Предприятия ж.-д. транспорта, элеватор.

Жандармерия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жандармы

Жандармы (франц. gendarmes, от gens d’armes, буквально - люди оружия)

1) личный состав жандармерии (См. Жандармерия). 2) Род тяжёлой кавалерии. Появились во Франции в 13 в. как род рыцарской королевской гвардии, с сер. 15 в. - отборные части дворянской тяжёлой конницы, которые славились своей ударной силой. С распространением огнестрельного оружия и появлением лёгкой кавалерии функции тяжёлой кавалерии переходят к кирасирам, а Ж. в 16-17 вв. теряют своё боевое значение; сохранявшиеся во Франции (до 1788) и Пруссии (до 1806) немногочисленный части Ж. использовались главным образом для военно-полицейских целей.

Жандов

Захарн (р. 1.10.1911, Русе), болгарский кинорежиссёр, заслуженный артист НРБ (1963). В 1942 начал деятельность в кино как оператор-документалист. Снимал фильмы: «Один день в Софии» (1946), «Люди среди облаков» (1948), участвовал в создании фильма «Первые дни» (1947, болгарская часть) голландского режиссёра И. Ивенса. С 1950 работает в области художественного кино. Режиссёр фильмов: «Тревога» (1951), «Герои Сентября» (1954), «Земля» (1957, по Елину Пелину), «За горизонтом» (1960), «Чёрная река» (1963), «Птицы долетают» (1971) и др. Ж. - один из основоположников болгарского социалистического киноискусства, его фильмы удостоены премий на международных кинофестивалях. Димитровская премия (1951, 1959).

Жандов Захарн

Жандов Захарн (р. 1.10.1911, Русе), болгарский кинорежиссёр, заслуженный артист НРБ (1963). В 1942 начал деятельность в кино как оператор-документалист. Снимал фильмы: «Один день в Софии» (1946), «Люди среди облаков» (1948), участвовал в создании фильма «Первые дни» (1947, болгарская часть) голландского режиссёра И. Ивенса. С 1950 работает в области художественного кино. Режиссёр фильмов: «Тревога» (1951), «Герои Сентября» (1954), «Земля» (1957, по Елину Пелину), «За горизонтом» (1960), «Чёрная река» (1963), «Птицы долетают» (1971) и др. Ж. ‒ один из основоположников болгарского социалистического киноискусства, его фильмы удостоены премий на международных кинофестивалях. Димитровская премия (1951, 1959).

Жандр

Андрей Андреевич [9(20).2.1789 - 19(31).1.1873, Петербург], русский драматург, переводчик. Его литературная деятельность продолжалась с 1811 по 1829. Занимался главным образом переводами и переделками иностранных пьес, пропагандируя близкие декабристам идеи патриотизма и свободы. Ж. вместе с А. С. Грибоедовым перевёл в стихах (с франц.) комедию Барта «Притворная неверность» (1818). Наиболее значителен перевод политической трагедии Ж. Ротру «Венецеслав» (1824). Ж. сохранил авторизованный список «Горя от ума» (т. п. «Жандровская рукопись»). Выступал как театральный критик.

Лит.: Пиксанов Н. К., Грибоедов и Жандр, в кн.: Грибоедов А. С., Горе от ума, М., 1912; Бочкарев В. А., О некоторых драматических переводах и переделках А. А. Жандра, «Уч. зап. Куйбышевского пед. института», 1960, в. 30.

Жандр Андрей Андреевич

Жандр Андрей Андреевич [9(20).2.1789 ‒ 19(31).1.1873, Петербург], русский драматург, переводчик. Его литературная деятельность продолжалась с 1811 по 1829. Занимался главным образом переводами и переделками иностранных пьес, пропагандируя близкие декабристам идеи патриотизма и свободы. Ж. вместе с А. С. Грибоедовым перевёл в стихах (с франц.) комедию Барта «Притворная неверность» (1818). Наиболее значителен перевод политической трагедии Ж. Ротру «Венецеслав» (1824). Ж. сохранил авторизованный список «Горя от ума» (т. п. «Жандровская рукопись»). Выступал как театральный критик.

Лит.: Пиксанов Н. К., Грибоедов и Жандр, в кн.: Грибоедов А. С., Горе от ума, М., 1912; Бочкарев В. А., О некоторых драматических переводах и переделках А. А. Жандра, «Уч. зап. Куйбышевского пед. института», 1960, в. 30.

Жане

Жане (Janet)

Пьер (30.5.1859, Париж, - 24.2.1947, там же), французский психолог и психопатолог. Руководитель психологической лаборатории клиники Сальпетриер (с 1890), профессор психологии в Коллеж де Франс (1902-36). Продолжая работы франц. врача Ж. М. Шарко, развил психологическую концепцию неврозов, в основе которых, согласно Ж., лежат нарушения синтетических функций сознания, утрата равновесия между высшими и низшими психическими функциями. В отличие от Психоанализа, Ж. видит в психических конфликтах не источник неврозов, а вторичное образование, связанное с нарушением высших психических функций. Сфера бессознательного (См. Бессознательное) ограничивается им простейшими формами психических автоматизмов.

В 20-30-х гг. Ж. развил общую психологическую теорию, исходя из понимания психологии как науки о поведении. При этом, в отличие от Бихевиоризма, Ж. не сводит поведение к элементарным актам, включая в систему психологии сознание. Ж. сохраняет свои взгляды на психику как энергетическую систему, обладающую рядом уровней напряжения, отвечающих сложности соответствующих им психических функций. На этой основе Ж. разработал сложную иерархическую систему форм поведения от простейших рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Ж. развивает исторический подход к психике человека, особо выделяя социальный уровень поведения; его производные - воля, память, мышление, самосознание. Возникновение языка Ж. связывает с развитием памяти и представлений о времени. Мышление генетически рассматривается им как заместитель реального действия, функционирующий в форме внутренней речи.

Ж. оказал значит. влияние на развитие психологии, особенно французской (Ж. Пиаже, П. Фрес и др.).

Соч.: L’évolution de Ja mémoire et de la notion du temps, [v.] 1-3, P., [1928]; De l’angoisse à l’extase. v. 1-2, P., 1926-28; Les débuts de l’intelligence, P., 1935; в рус. пер. - Неврозы и фиксированные идеи, ч. 1, СПБ, 1903; Неврозы, М., 1911; Психический автоматизм, М., 1913.

Лит.: Роговин М. С., Введение в психологию. М., 1969, с. 329-58; Анцыферова Л. И., Психологическая концепция Пьера Жане, «Вопросы психологии», 1969,№ 5.

Д. Н. Ляликов.

Жане Пьер

Жане (Janet) Пьер (30.5.1859, Париж, ‒ 24.2.1947, там же), французский психолог и психопатолог. Руководитель психологической лаборатории клиники Сальпетриер (с 1890), профессор психологии в Коллеж де Франс (1902‒36). Продолжая работы франц. врача Ж. М. Шарко, развил психологическую концепцию неврозов, в основе которых, согласно Ж., лежат нарушения синтетических функций сознания, утрата равновесия между высшими и низшими психическими функциями. В отличие от психоанализа, Ж. видит в психических конфликтах не источник неврозов, а вторичное образование, связанное с нарушением высших психических функций. Сфера бессознательного ограничивается им простейшими формами психических автоматизмов.

В 20‒30-х гг. Ж. развил общую психологическую теорию, исходя из понимания психологии как науки о поведении. При этом, в отличие от бихевиоризма, Ж. не сводит поведение к элементарным актам, включая в систему психологии сознание. Ж. сохраняет свои взгляды на психику как энергетическую систему, обладающую рядом уровней напряжения, отвечающих сложности соответствующих им психических функций. На этой основе Ж. разработал сложную иерархическую систему форм поведения от простейших рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Ж. развивает исторический подход к психике человека, особо выделяя социальный уровень поведения; его производные ‒ воля, память, мышление, самосознание. Возникновение языка Ж. связывает с развитием памяти и представлений о времени. Мышление генетически рассматривается им как заместитель реального действия, функционирующий в форме внутренней речи.

Ж. оказал значит. влияние на развитие психологии, особенно французской (Ж. Пиаже, П. Фрес и др.).

Соч.: L▓évolution de Ja mémoire et de la notion du temps, [v.] 1‒3, P., [1928]; De l▓angoisse à l▓extase. v. 1‒2, P., 1926‒28; Les débuts de l▓intelligence, P., 1935; в рус. пер. ‒ Неврозы и фиксированные идеи, ч. 1, СПБ, 1903; Неврозы, М., 1911; Психический автоматизм, М., 1913.

Лит.: Роговин М. С., Введение в психологию. М., 1969, с. 329‒58; Анцыферова Л. И., Психологическая концепция Пьера Жане, «Вопросы психологии», 1969,№ 5.

Д. Н. Ляликов.

Жанен

Жанен (Janin)

Жюль Габриель (16.2.1804, Сент-Этьенн, департамент Луара, - 19.6.1874, Париж), французский писатель, критик и журналист. Член Французской академии (1870). Ранние романы «Мёртвый осёл и обезглавленная женщина» (1829), «Исповедь» (1830) отражали увлечение романтиков драматическими конфликтами, социальными контрастами. Первый рус. пер. «Мёртвого осла...» (1831) привлек к Ж. внимание и рус. печати. Но после Революции 1830 он отрешился от прогрессивных увлечений, став постоянным театральным критиком правительственной газеты «Журналь де деба» («Journal des déebats»). Его беспринципные, порой реакционные, но наблюдательные и остроумные очерки и фельетоны были популярны в буржуазных кругах. Переосмысленное Ж. продолжение романа Д. Дидро («Конец одного мира и племянника Рамо», 1861) было резко осуждено К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 242). Ж. с успехом переводил английских классиков (С. Ричардсон, Л. Стерн и др.).

Соч.: Œuvres diverses, v. 1-17, P., 1876-1883; в рус. пер. - Фантазии, СПБ, 1834.

Лит.: История французской литературы. т. 2, М., 1956; Томашевский Б. В., Пушкин и Франция, Л., 1960; Mergier-Bourdeix, Les amours de J. Janin et «Le Mariage du critigue», une correspondance inéedite, P., 1968.

М. А. Гольдман.

Жанен Жюль Габриель

Жанен (Janin) Жюль Габриель (16.2.1804, Сент-Этьенн, департамент Луара, ‒ 19.6.1874, Париж), французский писатель, критик и журналист. Член Французской академии (1870). Ранние романы «Мёртвый осёл и обезглавленная женщина» (1829), «Исповедь» (1830) отражали увлечение романтиков драматическими конфликтами, социальными контрастами. Первый рус. пер. «Мёртвого осла...» (1831) привлек к Ж. внимание и рус. печати. Но после Революции 1830 он отрешился от прогрессивных увлечений, став постоянным театральным критиком правительственной газеты «Журналь де деба» («Journal des déebats»). Его беспринципные, порой реакционные, но наблюдательные и остроумные очерки и фельетоны были популярны в буржуазных кругах. Переосмысленное Ж. продолжение романа Д. Дидро («Конец одного мира и племянника Рамо», 1861) было резко осуждено К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 242). Ж. с успехом переводил английских классиков (С. Ричардсон, Л. Стерн и др.).

Соч.: Œuvres diverses, v. 1‒17, P., 1876-1883; в рус. пер. ‒ Фантазии, СПБ, 1834.

Лит.: История французской литературы. т. 2, М., 1956; Томашевский Б. В., Пушкин и Франция, Л., 1960; Mergier-Bourdeix, Les amours de J. Janin et «Le Mariage du critigue», une correspondance inéedite, P., 1968.

М. А. Гольдман.

Жанна д'Арк

Жанна д'Арк (Jeanne d’Arc)

(около 1412, Домреми, - 30.5.1431, Руан), народная героиня Франции. Возглавила освободительную борьбу французского народа против англичан во время Столетней войны (См. Столетняя война 1337-1453). Родилась в крестьянской семье, в лотарингской деревне, пострадавшей от войны. Фанатично религиозная Жанна уверовала, что ей предначертано освободить Францию. С большим трудом добившись аудиенции у дофина Карла в феврале 1429, она сумела убедить его начать решительные военные действия. Поставленная во главе армии, она воодушевила войска и 8 мая 1429 освободила осажденный англичанами Орлеан (в народе её стали называть Орлеанской девой). Одержав ряд побед, Ж. д’А. повела армию к Реймсу, в котором 17 июля 1429 короновала дофина Карла (Карл VII). Размах народной войны, огромная популярность Ж. д’А. пугали короля и придворную аристократию. Ж. д’А. фактически отстранили от руководства военными действиями. 23 мая 1430 во время одной из вылазок французов из осажденного г. Компьеня Ж. д’А. попала в плен к союзникам англичан - бургундцам, которые продали её англичанам. Церковный суд в Руане, куда англичане перевезли Ж. Д’А., обвинил её в ереси и колдовстве. Она была сожжена на костре. В 1456 во Франции Ж. д’А. новым процессом была торжественно реабилитирована. В 1920 католическая церковь причислила её к лику святых.

Лит.: Сказкин С., Жанна д’Арк - героиня французского народа, в кн.: Книга для чтения по истории средних веков, ч.2, М., 1951; Розенталь Н. Н., Жанна д‘Арк. Народная героиня Франции, М., 1958; Райцес В. И., Жанна д’Арк, Л., 1959; Левандовский А. П., Жанна д’Арк, М., 1962; Люблинская А. Д., Жанна д’Арк, в сборнике: Средние века, М., 1962, в. 22; Франс А., Жизнь Жанны д’Арк, Полн. собр. соч., [nep. с франц.], т. 14, М. - Л., 1928; Hanotaux G., Jeanne d’Arc, P., 1911; Waldman М., Joan of Arc, L., 1935; Calmette J., Jeanne d’Arc, P., 1946; Stolpe S., Das Mädchen von Orléans, Fr./M., 1954.

Е. В. Бернадская.

Взятие Жанны дАрк в плен. Миниатюра из рукописи 15 в. Национальная библиотека. Париж.">

Взятие Жанны д'Арк в плен. Миниатюра из рукописи 15 в. Национальная библиотека. Париж.

Жаннере

Жаннере (Jeanneret)

Шарль Эдуар (1887-1965), настоящее имя французского архитектора Ле Корбюзье.

Жаннере Шарль Эдуар

Жаннере (Jeanneret) Шарль Эдуар (1887-1965), настоящее имя французского архитектора Ле Корбюзье.

Жаннетты остров

Жаннетты остров - остров в архипелаге Де-Лонга, в Восточно-Сибирском море (Якутская АССР, РСФСР). Площадь около 3,3 км2 Высота до 351 м. Сложен главным образом песчаниками. Покрыт ледниками и фирновыми полями. Назван в честь судна «Жаннетта» экспедиции Де-Лонга.

Жанр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Жансен

Жансен (Janssen)

Пьер Жюль Сезар (22.2.1824, Париж, - 23.12.1907, Мёдон), французский астроном, член Парижской АН (1873), член Лондонского королевского общества (1875). Один из основоположников спектрального анализа небесных светил. В 1868 (назависимо от Дж. Н. Локьера) изобрёл спектральный метод наблюдений солнечных протуберанцев на краю диска Солнца вне затмений.

Лит.: Неуймин Г. Н., П. Ж. Жансен, «Известия Русского астрономического общества», 1909, в. 14, №8, с. 285-90.

Жансен Пьер Жюль Сезар

Жансен (Janssen) Пьер Жюль Сезар (22.2.1824, Париж, ‒ 23.12.1907, Мёдон), французский астроном, член Парижской АН (1873), член Лондонского королевского общества (1875). Один из основоположников спектрального анализа небесных светил. В 1868 (назависимо от Дж. Н. Локьера) изобрёл спектральный метод наблюдений солнечных протуберанцев на краю диска Солнца вне затмений.

Лит.: Неуймин Г. Н., П. Ж. Жансен, «Известия Русского астрономического общества», 1909, в. 14, №8, с. 285‒90.

Жансус

Жансус (Gensous)

Пьер (р. 25.7.1925, Мон-де-Марсан), деятель французского и международного рабочего движения. Член Французской коммунистической партии с 1945. Был рабочим на металлообрабатывающих предприятиях. В 1954 избран секретарём Национальной федерации металлистов Всеобщей конфедерации труда Франции. В 1959-62 председатель Международного объединения профсоюзов трудящихся металлургической и машиностроительной промышленности; в 1964 стал генеральным секретарём этого объединения. В 1965-69 заместитель генерального секретаря Всемирной федерации профсоюзов (См. Всемирная федерация профсоюзов) (ВФП). На 7-м Всемирном конгрессе профсоюзов (Будапешт) в октябре 1969 избран генеральным секретарём ВФП. 19-й съезд Французской компартии (1970) избрал Ж. кандидатом в член ЦК компартии.

Предыдущая страница Следующая страница