Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "К" (часть 3, "КАБ"-"КАВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КАБ"-"КАВ")

Кабулова

Саодат (р. 15.12.1925, Маргилан, ныне Ферганской области), узбекская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1959). В 1954 окончила Московскую консерваторию по классу Д. Б. Белявской. В 1941-48 работала в театре им. Мукими, с 1954 солистка Узбекского театра оперы и балета (Ташкент). Выступает в национальных узбекских операх - Зухра («Тахир и Зухра» Джалилова и Бровцына), Дилером («Дилером» Ашрафи), Лейли («Лейли и Меджнун» Глиэра и Садыкова) и др., и в классическом репертуаре - Джильда («Риголетто» Верди), Иоланта («Иоланта» Чайковского), Мими («Богема» Пуччини) и др. Неоднократно гастролировала за рубежом.

С. Кабулова.

С. Кабулова.

Кабулова Саодат

Кабулова Саодат (р. 15.12.1925, Маргилан, ныне Ферганской области), узбекская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1959). В 1954 окончила Московскую консерваторию по классу Д. Б. Белявской. В 1941‒48 работала в театре им. Мукими, с 1954 солистка Узбекского театра оперы и балета (Ташкент). Выступает в национальных узбекских операх ‒ Зухра («Тахир и Зухра» Джалилова и Бровцына), Дилером («Дилером» Ашрафи), Лейли («Лейли и Меджнун» Глиэра и Садыкова) и др., и в классическом репертуаре ‒ Джильда («Риголетто» Верди), Иоланта («Иоланта» Чайковского), Мими («Богема» Пуччини) и др. Неоднократно гастролировала за рубежом.

Кабус-Наме

Кабус-Наме («Кабу́с-Наме́»)

первое прозаическое произведение на языке фарси 11 в. См. Унсур аль-Маали.

Кава

Кава (древнее название - Гематон)

город между 3-м и 4-м порогами Нила, на правом его берегу (провинция Донгола, Судан). Основанное, возможно, в эпоху Среднего царства (20 в. до н. э.) поселение было перестроено фараоном Аменхотепом III и его преемником Аменхотепом IV (Эхнатоном) в 15 в. до н. э. В 1930-31 и 1935-36 экспедиция Оксфордского университета (Великобритания) вскрыла в К. храмы, сооруженные Эхнатоном и царями Куша («Большой» храм Тахарки (См. Тахарка)). Обнаружены надписи, содержащие сведения о политике и событиях времени правления некоторых царей Напаты (См. Напата) (Тахарки, Аманкетеиерике).

Лит.: Laming Macadam М. F., The temples of Kawa, v. 1-2, Oxf., 1949-55.

Кавабата

Ясунари (11.6.1899, Осака,- 16.4.1962, Дзуси), японский писатель, член японской Академии искусств (1953). Родился в семье врача. Окончил отделение японской филологии Токийского университета (1924). В начале 20-х гг. примыкал к модернистской группе неосенсуалистов (см. Япония, раздел Литература). Первое значительное произведение - «Танцовщица из Идзу» (1926) - лирический рассказ о юношеских переживаниях. Некоторые произведения К. (например, рассказ «Кристаллическая фантазия») написаны под влиянием Дж. Джойса. Особенности художественного мышления К. восходят к эстетике Дзэн, отвергающей рассудочное восприятие мира и утверждающей принцип естественности, безыскусности. Своеобразие художественного стиля писателя особенно проявилось в лирической повести «Снежная страна» (1937), состоящей из новелл, связанных лишь поэтическими ассоциациями. В основе повести «Тысячекрылый журавль» (1951, премия японской Академии искусств) лежит так называемый чайный обряд - древний обычай, возведённый в ранг своеобразного искусства. Романы «Голос гор» (1953), «Старая столица» (1961) отличаются внутренним лиризмом. В 1968 К. присуждена Нобелевская премия. Его книги переведены на многие языки мира.

Соч.: Кавабата Ясунари дзэнсю, т. 1-12, Токио, 1960; в рус. пер., в сборнике: Японская новелла, М., 1961; Тысячекрылый журавль, М., 1971.

Лит.: Григорьева И., Читая Кавабата Ясунари, «Иностранная литература», 1971, № 8; Саэгуса Ясутака, Кавабата Ясунари, Токио, 1961.

К. Рехо.

Кавабата Ясунари

Кавабата Ясунари (11.6.1899, Осака,‒ 16.4.1962, Дзуси), японский писатель, член японской Академии искусств (1953). Родился в семье врача. Окончил отделение японской филологии Токийского университета (1924). В начале 20-х гг. примыкал к модернистской группе неосенсуалистов (см. Япония, раздел Литература). Первое значительное произведение ‒ «Танцовщица из Идзу» (1926) ‒ лирический рассказ о юношеских переживаниях. Некоторые произведения К. (например, рассказ «Кристаллическая фантазия») написаны под влиянием Дж. Джойса. Особенности художественного мышления К. восходят к эстетике дзэн, отвергающей рассудочное восприятие мира и утверждающей принцип естественности, безыскусности. Своеобразие художественного стиля писателя особенно проявилось в лирической повести «Снежная страна» (1937), состоящей из новелл, связанных лишь поэтическими ассоциациями. В основе повести «Тысячекрылый журавль» (1951, премия японской Академии искусств) лежит так называемый чайный обряд ‒ древний обычай, возведённый в ранг своеобразного искусства. Романы «Голос гор» (1953), «Старая столица» (1961) отличаются внутренним лиризмом. В 1968 К. присуждена Нобелевская премия. Его книги переведены на многие языки мира.

Соч.: Кавабата Ясунари дзэнсю, т. 1‒12, Токио, 1960; в рус. пер., в сборнике: Японская новелла, М., 1961; Тысячекрылый журавль, М., 1971.

Лит.: Григорьева И., Читая Кавабата Ясунари, «Иностранная литература», 1971, № 8; Саэгуса Ясутака, Кавабата Ясунари, Токио, 1961.

К. Рехо.

Кавагоэ

Кавагоэ - город в Японии, на острове Хонсю, в префектуре Сайтама, к С.-З. от Токио. 171 тыс. жителей (1970). Ж.-д. узел и торгово-промышленный центр. Экономика К. приспособлена преимущественно к обслуживанию потребностей столицы Токио. Мебельная и текстильная (хлопчатобумажные, синтетические ткани), пищевкусовая промышленность. Авиационный завод. В районе К. - парниковое хозяйство.

Кавагути

Кавагути - город и порт в Японии, на острове Хонсю, в префектуре Сайтама, северо-западный пригород Токио. 306 тыс. жит. (1970). Литейное производство; транспортное машиностроение, станкостроение, автомобиле- и моторостроение, электротехническое (тяжёлое энергомашиностроение, бытовая электротехника), химическая, текстильная и пищевкусовая промышленность.

Кавад I

Кавад I (г. рождения неизвестен - умер 531)

царь государства Сасанидов (См. Сасаниды) в 488-496, 499-531. С целью ослабления политического и экономического могущества знати и жречества примкнул к маздакитам (см. Маздакитское движение) и провёл некоторые мероприятия, соответствовавшие их программе. Около 496 был свергнут знатью, бежал к эфталитам (См. Эфталиты); с их помощью вернул престол (499) и продолжал политику, направленную против знати. Вёл (502-505 или 506) успешную войну против Византии; отразил нашествие сев. гуннов. При К. I был основан ряд городов, расширена сеть каналов, а также начато проведение реформ, продолженное при его сыне Хосрове I. К концу правления порвал с маздакитами и с помощью своего третьего сына Хосрова (старший сын К. был воспитан маздакитами) организовал избиение сторонников маздакизма (в 528/529 или 524).

Кава-кава

Кава-кава - ава-ава, ава-перец, кава-перец (Piper methysticum), кустарник семейства перечных. Растет на островах Полинезии и на Новой Гвинее. Из толстых подземных частей, а также стеблей и листьев местное население приготавливает возбуждающий и сильно опьяняющий напиток.

Кавакиби

Кавакиби - аль-Кавакиби Абдаррахман (1849-1903), сирийский арабский просветитель, писатель-публицист. Подвергался преследованиям у себя на родине, эмигрировал в Египет. Путешествовал по Индии и Африке. В книге «Природа деспотизма и борьба с порабощением» К. выступал против деспотизма, в защиту бедных и обездоленных, призывал арабов бороться за национальную независимость. Его книга «Мать городов» - утопия о всемусульманском съезде в Мекке для объединения всех мусульман.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 3, М. - Л., 1956; Левин З. И., «Природа деспотизма» - социально-политический трактат Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби. (К истории арабской общественной мысли), М., 1955.

Кавакиби Абдаррахман

Кавакиби, аль-Кавакиби Абдаррахман (1849‒1903), сирийский арабский просветитель, писатель-публицист. Подвергался преследованиям у себя на родине, эмигрировал в Египет. Путешествовал по Индии и Африке. В книге «Природа деспотизма и борьба с порабощением» К. выступал против деспотизма, в защиту бедных и обездоленных, призывал арабов бороться за национальную независимость. Его книга «Мать городов» ‒ утопия о всемусульманском съезде в Мекке для объединения всех мусульман.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 3, М. ‒ Л., 1956; Левин З. И., «Природа деспотизма» ‒ социально-политический трактат Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби. (К истории арабской общественной мысли), М., 1955.

Кавал

Кавал (болг. кавал, рум. caval)

духовой музыкальный инструмент, распространённый в Болгарии, Румынии, а также в Молдавии, Югославии: продольная флейта (без мундштука) с длинным деревянным стволом и 6-8 игровыми отверстиями; в нижнем конце ствола имеется ещё 3-4 отверстия для подстройки и резонирования. Звукоряд К. диатонический. Величина инструмента 500-700 мм и более.

Кавала

Кавала (Kabála, древнее название - Неаполис)

город и порт в Греции, на С.-В. Македонии, на берегу залива Кавала в Эгейском море, обладает обширной удобной бухтой. Административный центр нома Кавала. 46,1 тыс. жителей (1971). Один из главных центров табачной промышленности страны. Обработка и вывоз известных сортов македонского табака. Химическая, пищевая промышленность.

Кавалер

Кавалер (франц. cavalier, итал. cavaliere - всадник, рыцарь, от лат. caballus - конь)

1) обозначение принадлежности к рыцарскому ордену. 2) Лицо, награжденное орденом.

Кавалергарды

Кавалергарды (от франц. cavalier - всадник и garde - охрана)

особая кавалерийская часть в русской гвардии в 18 - начала 20 вв.; исполняли обязанности телохранителей и почётной стражи во время коронаций и др. торжеств. Впервые сформирована в 1724 на время коронации Екатерины I из офицеров гвардии в количестве 71 чел. Позже (в 1725-31 и 1762-96) существовали под названием Кавалергардского корпуса (70-80 чел.). В 1797 увеличены до 3 эскадронов, но вскоре расформированы. В 1799 восстановлены как гвардия магистра ордена Иоанна Иерусалимского, титул которого принял Павел I. До 1800 комплектовались только из офицеров-дворян. В 1800 преобразованы в гвардейский кавалерийский полк в составе 3 (с 1804 - 5, с 1813 - 6) эскадронов. Участвовали в войне с Францией 1805-07, Отечественной войне 1812, заграничных походах русской армии 1813-14, подавлении Польского восстания 1830-31 и Венгерской революции 1848-49, 1-й мировой войне 1914-18.

Лит.: Панчулидзев С. А., История кавалергардов, т. 1-4, СПБ. 1899-1912.

Рядовой лейб-гвардии Кавалергардского полка в парадной форме. 1912.

Рядовой лейб-гвардии Кавалергардского полка в парадной форме. 1912.

Кавалергард в парадной форме. 1764-96.

Кавалергард в парадной форме. 1764-96.

Кавалерия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кавалерович

Кавалерович (Kawalerowicz)

Ежи (р. 19.1.1922, Гвоздец, Украина), польский кинорежиссёр. В 1946 окончил Киноинститут, в 1948 Академию изящных искусств в Кракове. В кино дебютировал фильмом «Община» (1952, совместно с К. Сумерским), посвященным социалистическим преобразованиям сельского хозяйства в Польше. Наиболее значительные фильмы: историко-революционная дилогия «Целлюлоза» (в советском прокате - «Дороги жизни», по роману «Воспоминания о фабрике "Целлюлоза"» И. Неверли) и «Под фригийской звездой» (оба в 1954); «Мать Иоанна от ангелов» (1961, по одноименном пьесе Я. Ивашкевича) - философское кинопроизведение о свободе человеческой личности, памфлет, направленный против догматизма и нетерпимости; «Фараон» (1965, по одноименному роману Б. Пруса). Фильмы К. награждены премиями на Международных кинофестивалях в Карлови-Вари, Канне. В 1955-68 художественный руководитель творческого объединения «Кадр». С 1966 председатель Союза польских кинематографистов. Государственная премия ПНР (1950, 1955).

Лит.: Соболев Р., Ежи Кавалерович, Фильмы, стиль, метод, [М., 1965].

М. М. Черненко.

Кадр из фильма «Мать Иоанна от ангелов». 1961. Режиссёр Е. Кавалерович.

Кадр из фильма «Мать Иоанна от ангелов». 1961. Режиссёр Е. Кавалерович.

Кавалерович Ежи

Кавалерович (Kawalerowicz) Ежи (р. 19.1.1922, Гвоздец, Украина), польский кинорежиссёр. В 1946 окончил Киноинститут, в 1948 Академию изящных искусств в Кракове. В кино дебютировал фильмом «Община» (1952, совместно с К. Сумерским), посвященным социалистическим преобразованиям сельского хозяйства в Польше. Наиболее значительные фильмы: историко-революционная дилогия «Целлюлоза» (в советском прокате ‒ «Дороги жизни», по роману «Воспоминания о фабрике ⌠Целлюлоза■» И. Неверли) и «Под фригийской звездой» (оба в 1954); «Мать Иоанна от ангелов» (1961, по одноименном пьесе Я. Ивашкевича) ‒ философское кинопроизведение о свободе человеческой личности, памфлет, направленный против догматизма и нетерпимости; «Фараон» (1965, по одноименному роману Б. Пруса). Фильмы К. награждены премиями на Международных кинофестивалях в Карлови-Вари, Канне. В 1955‒68 художественный руководитель творческого объединения «Кадр». С 1966 председатель Союза польских кинематографистов. Государственная премия ПНР (1950, 1955).

Лит.: Соболев Р., Ежи Кавалерович, Фильмы, стиль, метод, [М., 1965].

М. М. Черненко.

Кавалерово

Кавалерово - посёлок городского типа, центр Кавалеровского района Приморского края РСФСР. Расположен в верхнем течении р. Тадуши (впадает в Японское море), в 163 км к В. от ж.-д. станции Варфоломеевка, с которой связан автомобильной дорогой. 16 тыс. жителей (1970). Хрустальненский горно-обогатительный комбинат (добыча и обогащение оловянной руды), заводы: авторемонтный, железобетонных изделий, лесопильный.

Кавалерская звезда

Кавалерская звезда (Passiflora)

род растений семейства страстоцветных, более известный под названием Страстоцвет.

Кавалеры

Кавалеры («Кавале́ры»)

во время Английской революции 17 в. бранная кличка, данная сторонниками парламента своим противникам - роялистам; вошла в употребление в конце 1641. Подчёркивала дворянский характер королевской армии, основное значение в которой имела кавалерия.

Кавалли

Кавалли (Cavalli; настоящая фамилия - Калетти, Caletti)

Франческо (Пьер или Пьетро Франческо) (14.2.1602, Крема, - 14.1.1676, Венеция), итальянский композитор. Сын и ученик соборного капельмейстера в Креме. Завершил музыкальное образование в Венеции, где жил с 1616. С 1617 служил в соборе Сан-Марко певчим (тенор), затем органистом и капельмейстером. Писал церковную музыку (выделяется реквием), но основное внимание уделил опере. Был ведущим мастером венецианской оперной школы. Автор 42 опер, в том числе «Свадьба Фетиды и Пелея» (1639), «Дидона» (1641), «Ясон» (1649), «Ксеркс» (1654), «Муций Сцевола» (1665). Почти все они написаны для нескольких театров Венеции.

Лит.: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., Л., 1925; Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Prunieres Н., Cavalli et l'opeга italien au XVII siecle, P., 1931.

Кавалли Франческо

Кавалли (Cavalli; настоящая фамилия ‒ Калетти, Caletti) Франческо (Пьер или Пьетро Франческо) (14.2.1602, Крема, ‒ 14.1.1676, Венеция), итальянский композитор. Сын и ученик соборного капельмейстера в Креме. Завершил музыкальное образование в Венеции, где жил с 1616. С 1617 служил в соборе Сан-Марко певчим (тенор), затем органистом и капельмейстером. Писал церковную музыку (выделяется реквием), но основное внимание уделил опере. Был ведущим мастером венецианской оперной школы. Автор 42 опер, в том числе «Свадьба Фетиды и Пелея» (1639), «Дидона» (1641), «Ясон» (1649), «Ксеркс» (1654), «Муций Сцевола» (1665). Почти все они написаны для нескольких театров Венеции.

Лит.: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., Л., 1925; Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Prunieres Н., Cavalli et l'opeга italien au XVII siecle, P., 1931.

Каваллини

Каваллини (Cavallini; собственно деи Черрони, dei Cerroni)

Пьетро (около 1240-50, Рим, - около 1330, там же) итальянский живописец, представитель искусства Проторенессанса. Выполнил мозаики на темы жизни богоматери в церкви Санта-Мария ин Трастевере (1291) и фрески в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере (около 1293, сохранились фрагменты «Страшного суда») в Риме, фрески в церкви Санта-Мария Доннареджина в Неаполе (1316-20, при участии помощников). Опираясь на традиции позднеантичной живописи, К. впервые отошёл от канонов византийского искусства и придал изображениям материальную осязаемость и объёмность, используя пластическую моделировку форм светотенью и цветом.

Творчество К. оказало большое влияние на многих итальянских художников начала 14 в., в том числе на его современника Джотто.

Лит.: Скворцов А., Фрески Каваллини, «София», 1914, № 3: [Toesca P.], Pietro Cavallini, Mil., 1959.

Пьетро Каваллини. «Апостол» Фрагмент фрески «Страшный суд» в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере в Риме. Около 1293.

Пьетро Каваллини. «Апостол» Фрагмент фрески «Страшный суд» в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере в Риме. Около 1293.

Каваллини Пьетро

Каваллини (Cavallini; собственно деи Черрони, dei Cerroni) Пьетро (около 1240-50, Рим, - около 1330, там же) итальянский живописец, представитель искусства Проторенессанса. Выполнил мозаики на темы жизни богоматери в церкви Санта-Мария ин Трастевере (1291) и фрески в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере (около 1293, сохранились фрагменты «Страшного суда») в Риме, фрески в церкви Санта-Мария Доннареджина в Неаполе (1316-20, при участии помощников). Опираясь на традиции позднеантичной живописи, К. впервые отошёл от канонов византийского искусства и придал изображениям материальную осязаемость и объёмность, используя пластическую моделировку форм светотенью и цветом. Творчество К. оказало большое влияние на многих итальянских художников начала 14 в., в том числе на его современника Джотто. Лит.: Скворцов А., Фрески Каваллини, «София», 1914, № 3: [Toesca P.], Pietro Cavallini, Mil., 1959.

Кавальери

Кавальери (Cavalieri)

Бонавентура (1598, Милан, - 30.11.1647, Болонья), итальянский математик. Монах ордена иеронимитов. С 1629 по рекомендации Г. Галилея занимал кафедру математики в Болонском университете. В труде «Геометрия» (1635) К. развил новый метод определения площадей и объёмов, так называемый «неделимых» метод. (См. Неделимых метод) Неделимыми К. называются параллельные между собой хорды плоской фигуры и параллельные плоские сечения тела. Ввёл понятие «суммы всех» неделимых, проведённых внутри контура фигуры. Отношение двух «сумм всех» неделимых явилось зародышевой формой отношения двух определённых интегралов. Труды К. сыграли большую роль в формировании исчисления бесконечно малых.

Лит.: Строик Д. Я., Краткий очерк истории математики, пер. с нем., 2 изд., М., 1969.

Кавальери Бонавентура

Кавальери (Cavalieri) Бонавентура (1598, Милан, ‒ 30.11.1647, Болонья), итальянский математик. Монах ордена иеронимитов. С 1629 по рекомендации Г. Галилея занимал кафедру математики в Болонском университете. В труде «Геометрия» (1635) К. развил новый метод определения площадей и объёмов, так называемый «неделимых» метод. Неделимыми К. называются параллельные между собой хорды плоской фигуры и параллельные плоские сечения тела. Ввёл понятие «суммы всех» неделимых, проведённых внутри контура фигуры. Отношение двух «сумм всех» неделимых явилось зародышевой формой отношения двух определённых интегралов. Труды К. сыграли большую роль в формировании исчисления бесконечно малых.

Лит.: Строик Д. Я., Краткий очерк истории математики, пер. с нем., 2 изд., М., 1969.

Кавальери принцип

Кавальери принцип - состоит в следующем: если при пересечении двух тел любой плоскостью, параллельной некоторой заданной плоскости, получаются сечения равной площади, то объёмы тел равны между собой. Это положение (и аналогичное ему для случая плоских фигур), известное ещё древнегреческим математикам, называют обычно К. п., хотя итальянский математик Б. Кавальери в своей «Геометрии» (1635) не берёт его за принцип, а доказывает.

Кавальканти

I Кавалька́нти (Cavalcanti)

Альберте (р. 6.2.1897, Рио-де-Жанейро), кинорежиссёр. Бразилец по национальности. В 1917 окончил университет в Генуе. В 20-е гг. один из участников киногруппы «Авангард» (Париж), художник-декоратор, с 1926 режиссёр (фильм «Поезд без глаз»). В отличие от фильмов «авангардистов», документальные фильмы К. «Только время» (1926), «На рейде» (1927) характеризовались тенденцией к социальным обобщениям, стремлением режиссёра показать повседневную жизнь. В 1934 переехал в Великобританию, примкнул к группе Дж. Грирсона, став одним из лидеров английского документального кино (в 40-е гг. ставил также и художественные фильмы). С 1949 жил в Бразилии, работал как продюсер, основал студию «Кинофильмес», где поставил фильм «Песня моря» (1954) о тяжёлой жизни простых людей. Со 2-й половины 50-х гг. работает в Австрии, Румынии, Италии, Великобритании, Испании.

Лит.: Alberto Cavalcanti, В., 1962.

В. А. Утилов.

II Кавалька́нти (Cavalcanti)

Гвидо (1255 или 1259, Флоренция, - 1300, там же), итальянский поэт. После Г. Гвиницелли был главой поэтической школы «Дольче стиль нуово». К. в канцонах и сонетах воспевал возвышенную любовь к идеальной возлюбленной, стараясь раскрыть философский смысл этой любви. У К. есть также стихи о земной любви, отличающиеся свежестью и непосредственностью (баллада «В лесу я встретил пастушку...»).

Соч.: Le rime... edite e inedite, Firenze, 1813; в рус. пер. - Сонеты, в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков. Сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1, М., 1963; Storia della letteratura italiana, v. 1, Mil., 1965.

Кавальканти Альберте

Кавальканти (Cavalcanti) Альберте (р. 6.2.1897, Рио-де-Жанейро), кинорежиссёр. Бразилец по национальности. В 1917 окончил университет в Генуе. В 20-е гг. один из участников киногруппы «Авангард» (Париж), художник-декоратор, с 1926 режиссёр (фильм «Поезд без глаз»). В отличие от фильмов «авангардистов», документальные фильмы К. «Только время» (1926), «На рейде» (1927) характеризовались тенденцией к социальным обобщениям, стремлением режиссёра показать повседневную жизнь. В 1934 переехал в Великобританию, примкнул к группе Дж. Грирсона, став одним из лидеров английского документального кино (в 40-е гг. ставил также и художественные фильмы). С 1949 жил в Бразилии, работал как продюсер, основал студию «Кинофильмес», где поставил фильм «Песня моря» (1954) о тяжёлой жизни простых людей. Со 2-й половины 50-х гг. работает в Австрии, Румынии, Италии, Великобритании, Испании.

Лит.: Alberto Cavalcanti, В., 1962.

В. А. Утилов.

Кавальканти Гвидо

Кавальканти (Cavalcanti) Гвидо (1255 или 1259, Флоренция, ‒ 1300, там же), итальянский поэт. После Г. Гвиницелли был главой поэтической школы «Дольче стиль нуово». К. в канцонах и сонетах воспевал возвышенную любовь к идеальной возлюбленной, стараясь раскрыть философский смысл этой любви. У К. есть также стихи о земной любви, отличающиеся свежестью и непосредственностью (баллада «В лесу я встретил пастушку...»).

Соч.: Le rime... edite e inedite, Firenze, 1813; в рус. пер. ‒ Сонеты, в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков. Сост. Б. И. Пуришев и Р. О. Шор, М., 1953.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1, М., 1963; Storia della letteratura italiana, v. 1, Mil., 1965.

Кавам эс-Салтане

Ахмед (1879-1955, Тегеран), государственный и политический деятель Ирана. Крупный гилянский помещик. В 1921-22, 1922-23, 1942-43, 1946-47, 18-21 июля 1952 - премьер-министр. Участвовал в подавлении Иранской революции 1905-11 (См. Иранская революция 1905-11), национально-освободительного движения в Гиляне и Хорасане в 20-х гг., демократического движения в конце 1946. Был инициатором приглашения в 1922 и 1942 в Иран американских финансовых миссий.

Кавам эс-Салтане Ахмед

Кавам эс-Салтане Ахмед (1879‒1955, Тегеран), государственный и политический деятель Ирана. Крупный гилянский помещик. В 1921‒22, 1922‒23, 1942‒43, 1946‒47, 18‒21 июля 1952 ‒ премьер-министр. Участвовал в подавлении Иранской революции 1905‒11, национально-освободительного движения в Гиляне и Хорасане в 20-х гг., демократического движения в конце 1946. Был инициатором приглашения в 1922 и 1942 в Иран американских финансовых миссий.

Кавамоддин Ширази

Кавамоддин Ширази (г. рождения неизвестен - умер 1440)

иранский зодчий. Ввёл в Иранскую архитектуру купола, опирающиеся на 4 мощные пересекающиеся арки. Работы: мечеть Гаухаршад в Мешхеде (1405-18), ансамбль Мусалла (1417-38) и мавзолей Абдуллы Ансари (1425-28/29) близ Герата, медресе в Харгирде (1440).

Кавамоддин Ширази. Медресе в Харгирде. 1440. План.

Кавамоддин Ширази. Медресе в Харгирде. 1440. План.

Каварскас

Каварскас - город (до 1956 - село) в Аникщяйском районе Литовской ССР. Расположен на р. Швянтойи (приток р. Нярис), в 15 км к Ю.-З. от ж.-д. станции Аникщяй (на линии Швенчёнеляй - Паневежис) и в 104 км к С.-З. от Вильнюса.

Кавасаки

I Каваса́ки

город в Японии, на острове Хонсю, в префектуре Канагава. 973,5 тыс. жителей (1970). Расположен на равнине между Токио и Йокохамой, вместе с которыми, а также с др. городами на западном берегу Токийского залива образует ядро индустриального района Канто. Крупнейший судостроительный и судоремонтный центр Японии. Машиностроение (электроника, телекоммуникационное оборудование, вакуумные приборы) и металлургия (чёрная, цветная). Нефтехимический комбинат; 2 этиленовых завода (годовая производительная мощность каждого 300 тыс. т). Автомобилестроение (автобусы, грузовики). Тяжёлое энергомашиностроение (турбины) и производство оборудования для атомной промышленности. производство цемента и огнеупоров. Предприятия лёгкой и пищевой промышленности. ТЭС (мощность 875 мвт).

II Каваса́ки (япон.)

деревянное моторно-парусное судно для морского прибрежного промысла, распространённое на Дальнем Востоке (главным образом в Японии и Корее). Его особенности - высоко поднятый нос, плоская широкая корма, борта с наклоном наружу, малая осадка. Длина К. 10-15 м, грузоподъёмность - около. 10 т.

Кавасаки (город в Японии)

Кавасаки, город в Японии, на острове Хонсю, в префектуре Канагава. 973,5 тыс. жителей (1970). Расположен на равнине между Токио и Йокохамой, вместе с которыми, а также с др. городами на западном берегу Токийского залива образует ядро индустриального района Канто. Крупнейший судостроительный и судоремонтный центр Японии. Машиностроение (электроника, телекоммуникационное оборудование, вакуумные приборы) и металлургия (чёрная, цветная). Нефтехимический комбинат; 2 этиленовых завода (годовая производительная мощность каждого 300 тыс. т). Автомобилестроение (автобусы, грузовики). Тяжёлое энергомашиностроение (турбины) и производство оборудования для атомной промышленности. производство цемента и огнеупоров. Предприятия лёгкой и пищевой промышленности. ТЭС (мощность 875 мвт).

Кавасаки (япон. судно)

Кавасаки (япон.), деревянное моторно-парусное судно для морского прибрежного промысла, распространённое на Дальнем Востоке (главным образом в Японии и Корее). Его особенности ‒ высоко поднятый нос, плоская широкая корма, борта с наклоном наружу, малая осадка. Длина К. 10‒15 м, грузоподъёмность ‒ около. 10 т.

Каватина

Каватина (итал. cavatina, от cavare, буквально - извлекать)

сольная лирическая пьеса в опере и оратории. В 18 в. обычно носила созерцательно-задумчивый характер и отличалась от арии большей простотой, песенностью мелодии и скромностью масштабов. В 1-й половине 19 в. К. называли выходную арию примадонны или премьера (например, каватина Антониды в опере «Иван Сусанин» Глинки). Во 2-й половине 19 в. термин «К.» понимался также, как и в 18 в. Изредка название «К.» давалось и небольшим инструментальным пьесам напевного характера.

Кават-Кала

Каваткала, остатки феодального сельского поселения Хорезма в 30 км к С.-В. от г. Бируни (Каракалпакская АССР). Существовало в 12 - начале 13 вв. Уничтожено, вероятно, в результате монгольского нашествия. Поселение состояло из резиденции князя, 4 замков его вассалов и свыше 90 крестьянских усадеб. При исследованиях 1937, 1940 и 1956 раскопаны крестьянская усадьба и в замке правителя - зал с колоннами, украшенный резьбой по дереву.

Лит.: Толотов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; Вактурская Н. Н., Вишневская О. А., Памятники Хорезма эпохи великих хорезмшахов (XII - начало XIII в.), в сборнике: Материалы хорезмской экспедиции, в. 1, М., 1959.

Кават-Кала. 12 - начало 13 вв. Развалины дома с декоративными башенками.

Кават-Кала. 12 - начало 13 вв. Развалины дома с декоративными башенками.

Кавая

Кавая (Kavaja)

город в Албании, близ главного порта страны Дуррес на Адриатическом море. Около 20 тыс. жителей (1969). Металлообрабатывающие, стекольные и пищевые предприятия.

Кавдинское ущелье

Кавдинское ущелье (лат. Furculae Caudinae)

ущелье в горах Самния около г. Кавдия (Центральная Италия), где в 321 до н. э., во время 2-й Самнитской войны (327-304), рим. армия потерпела тяжёлое поражение от самнитов. Её легионы, попавшие в засаду, устроенную самнитским военачальником Понтием, капитулировали. Разоруженные римские воины были прогнаны под «ярмом», состоявшим из 2 копий, воткнутых в землю и соединённых вверху третьим. Римляне оставили занятые самнитские города и выдали 600 заложников. Выражение «пройти под кавдинским ярмом» означает тяжёлое унижение, позор.

Кавелин

Константин Дмитриевич [4(16).11.1818, Петербург, - 3(15).5.1885, там же], русский историк, правовед и социолог, буржуазно-либеральный публицист. Дворянин. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета. В 1857-61 профессор Петербургского университета. В 40-е гг. - западник (см. Западники), близок Т. Н. Грановскому (См. Грановский), А. И. Герцену. В 1855 составил и распространял в списках «Записку» об освобождении крестьян с землёй за выкуп в пользу помещиков при содействии государства, опубликованную в «Голосах из России» (1857, книга 3) А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским в «Современнике» (1858, книга 4), что повело к отстранению К. от чтения лекций наследнику престола по истории и правоведению. В период подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 с либеральных позиций поддерживал правительственные начинания. Уже в конце 1861 умеренный либерализм К. перевоплотился в прямое противодействие революционно-демократическим силам. В брошюре «Дворянство и освобождение крестьян» (1862) К. выступил против идеи конституции с апологией сильной самодержавной власти. С конца 50-х гг. всё более сближался со славянофилами (См. Славянофилы). В 1866 представил царю глубоко консервативную записку «О нигилизме и мерах против него необходимых». В 60-80-х гг. К. выступал против материализма в вопросах психологии и этики. Исторические взгляды К., ставшего наряду с Б. Н. Чичериным основателем государственной школы (См. Государственная школа), наиболее отчётливо сформулированы в работах: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (1887), «Мысли и заметки о русской истории» (1866). К. развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. По мнению К., государство явилось высшей формой общественного бытия в истории России. Специфической особенностью творчества К. являлось то, что общие вопросы истории он освещал через призму правовых отношений, придавая своему изложению, облечённому в публицистическую форму, острополитический смысл.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4, СПБ. 1897-1900.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 404); Розенталь В. Н., Идейные центры либерального движения в России накануне революционной ситуации, в сборнике: Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг., [т. 3], М., 1963; её же. Первое открытое выступление русских либералов в 1855-56 гг., «История СССР», 1958, № 2; Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М.. 1960.

И. В. Порох.

Кавелин Константин Дмитриевич

Кавелин Константин Дмитриевич [4(16).11.1818, Петербург, ‒ 3(15).5.1885, там же], русский историк, правовед и социолог, буржуазно-либеральный публицист. Дворянин. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета. В 1857‒61 профессор Петербургского университета. В 40-е гг. ‒ западник (см. Западники), близок Т. Н. Грановскому, А. И. Герцену. В 1855 составил и распространял в списках «Записку» об освобождении крестьян с землёй за выкуп в пользу помещиков при содействии государства, опубликованную в «Голосах из России» (1857, книга 3) А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским в «Современнике» (1858, книга 4), что повело к отстранению К. от чтения лекций наследнику престола по истории и правоведению. В период подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 с либеральных позиций поддерживал правительственные начинания. Уже в конце 1861 умеренный либерализм К. перевоплотился в прямое противодействие революционно-демократическим силам. В брошюре «Дворянство и освобождение крестьян» (1862) К. выступил против идеи конституции с апологией сильной самодержавной власти. С конца 50-х гг. всё более сближался со славянофилами. В 1866 представил царю глубоко консервативную записку «О нигилизме и мерах против него необходимых». В 60‒80-х гг. К. выступал против материализма в вопросах психологии и этики. Исторические взгляды К., ставшего наряду с Б. Н. Чичериным основателем государственной школы, наиболее отчётливо сформулированы в работах: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (1887), «Мысли и заметки о русской истории» (1866). К. развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. По мнению К., государство явилось высшей формой общественного бытия в истории России. Специфической особенностью творчества К. являлось то, что общие вопросы истории он освещал через призму правовых отношений, придавая своему изложению, облечённому в публицистическую форму, острополитический смысл.

Соч.: Собр. соч., т. 1‒4, СПБ. 1897‒1900.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 404); Розенталь В. Н., Идейные центры либерального движения в России накануне революционной ситуации, в сборнике: Революционная ситуация в России в 1859‒1861 гг., [т. 3], М., 1963; её же. Первое открытое выступление русских либералов в 1855‒56 гг., «История СССР», 1958, № 2; Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М.. 1960.

И. В. Порох.

Кавендиш

Кавендиш (Cavendish)

Генри (10.10.1731, Ницца, - 24.2.1810, Лондон), английский физик и химик, член Лондонского королевского общества (с 1760). Окончил Кембриджский университет (1753). Основные труды К. относятся к химии газов и различным разделам экспериментальной физики. Разработал методику собирания, очистки и изучения газов, с помощью которой в 1766 ему удалось получить в чистом виде водород и углекислый газ, установить их удельный вес и др. свойства. Определил состав воздуха (1781). Сжигая водород, установил химический состав воды (1784). С помощью электрической искры получил окислы азота и исследовал их свойства (1785). Большинство работ К. в области теплоты и электричества были опубликованы лишь через много лет после его смерти (труды по электричеству - в 1879, собрание трудов - в 1921). К. ввёл в науку понятие электрического потенциала, исследовал зависимость ёмкости электрического конденсатора от среды, изучал взаимодействие электрических зарядов, предвосхитив закон Ш. Кулона. Впервые сформулировал понятие теплоёмкости. В 1798 методом крутильных весов определил среднюю плотность земного шара. К. был очень богатым человеком и до конца жизни работал в собственной лаборатории. Именем К. названа организованная в 1871 физическая лаборатория в Кембриджском университете.

Соч.: The scientific papers, v. 1-2, Camb., 1921.

Лит.: Wilson G., The life of Honourable Henry Cavendish, L.. 1851: Berry A. J., Henry Cavendish. His life and scientific work, L., 1960.

Кавендиш Генри

Кавендиш (Cavendish) Генри (10.10.1731, Ницца, ‒ 24.2.1810, Лондон), английский физик и химик, член Лондонского королевского общества (с 1760). Окончил Кембриджский университет (1753). Основные труды К. относятся к химии газов и различным разделам экспериментальной физики. Разработал методику собирания, очистки и изучения газов, с помощью которой в 1766 ему удалось получить в чистом виде водород и углекислый газ, установить их удельный вес и др. свойства. Определил состав воздуха (1781). Сжигая водород, установил химический состав воды (1784). С помощью электрической искры получил окислы азота и исследовал их свойства (1785). Большинство работ К. в области теплоты и электричества были опубликованы лишь через много лет после его смерти (труды по электричеству ‒ в 1879, собрание трудов ‒ в 1921). К. ввёл в науку понятие электрического потенциала, исследовал зависимость ёмкости электрического конденсатора от среды, изучал взаимодействие электрических зарядов, предвосхитив закон Ш. Кулона. Впервые сформулировал понятие теплоёмкости. В 1798 методом крутильных весов определил среднюю плотность земного шара. К. был очень богатым человеком и до конца жизни работал в собственной лаборатории. Именем К. названа организованная в 1871 физическая лаборатория в Кембриджском университете.

Соч.: The scientific papers, v. 1‒2, Camb., 1921.

Лит.: Wilson G., The life of Honourable Henry Cavendish, L.. 1851: Berry A. J., Henry Cavendish. His life and scientific work, L., 1960.

Кавендишская лаборатория

Кавендишская лаборатория - физическая лаборатория при Кембриджском университете (Великобритания). Основана в 1871 на средства герцога Девонширского, родственника Г. Кавендиша, по имени которого она была названа. Первоначально использовалась лишь как учебная база для подготовки физиков-экспериментаторов, позднее (главным образом под руководством Дж. Дж. Томсона и Э. Резерфорда) превратилась в одну из ведущих научно-исследовательских лабораторий мира. Должность руководителя лаборатории занимали Дж. К. Максвелл (1871-79), Дж. У. Рэлей (1879-84), Томсон (1884-1919). Резерфорд (1919-37), У. Л. Брэгг (1938-53), Н. Ф. Мотт (1954-71). А. Б. Пиппард (с 1971). Научно-исследовательскую проблематику К. л. в разные периоды составляли: электрический разряд в газах, ядерно-физические исследования, кристаллография, рентгеноструктурный анализ, молекулярная биология, радиоастрономия. В К. л. открыты электрон (1897), искусственное расщепление ядра (1919), нейтрон (1932), предложена модель структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты (1953), созданы камера Вильсона (1912), масс-спектрограф (1913), линейный ускоритель (1932) и др. В К. л. работали крупнейшие физики - Резерфорд, Ч. Т. Р. Вильсон, Дж. С. Э. Таунсенд, О. У. Ричардсон, М. Л. Э. Олифант, Ф. У. Астон, П. М. С. Блэкетт, Дж. Чедвик, Дж. Д. Кокрофт. Дж. Д. Бернал, П. Ланжевен, П. Л. Капица, Ф. Крик, Дж. Уотсон и др.

Лит.: Wood A., The Cavendish laboratory, Camb., 1946; Larsen E., The Cavendish laboratory, Nursery of genius, L., 1962; Thomson G. P., J. J. Thomson and the Cavendish laboratory in his day, L., 1964.

И. Д. Рожанский.

Кавеньяк

I Кавенья́к (Cavaignac)

Годфруа Элеонор Луи (1801, Париж, - 5.5.1845, там же), французский политический деятель, буржуазный республиканец. Брат генерала Л. Э. Кавеньяка. Участник Июльской революции 1830. В период Июльской монархии - один из руководителей республиканского «Общества друзей народа», участвовал в республиканском восстании в Париже в апреле 1834, после чего был заключён в парижскую тюрьму. Бежал из заключения в июле 1835 и до 1841 находился в эмиграции в Великобритании. После возвращения во Францию сотрудничал с 1843 в оппозиционной газете «Реформ» («La Reforme»).

II Кавенья́к (Cavaignac)

Луи Эжен (15.10.1802, Париж, - 28.10.1857, Урн), французский государственный деятель, генерал. Буржуазный республиканец. С 1832 участвовал в завоевании Алжира. После Февральской революции 1848 был назначен военным губернатором Алжира. В мае 1848 стал военным министром Франции. Руководил подавлением Июньского восстания 1848 (См. Июньское восстание 1848) в Париже (имя К. как палача рабочих стало нарицательным); до середины декабря 1848 был главой исполнительной власти Французской республики.

Кавеньяк Годфруа Элеонор Луи

Кавеньяк (Cavaignac) Годфруа Элеонор Луи (1801, Париж, ‒ 5.5.1845, там же), французский политический деятель, буржуазный республиканец. Брат генерала Л. Э. Кавеньяка. Участник Июльской революции 1830. В период Июльской монархии ‒ один из руководителей республиканского «Общества друзей народа», участвовал в республиканском восстании в Париже в апреле 1834, после чего был заключён в парижскую тюрьму. Бежал из заключения в июле 1835 и до 1841 находился в эмиграции в Великобритании. После возвращения во Францию сотрудничал с 1843 в оппозиционной газете «Реформ» («La Reforme»).

Кавеньяк Луи Эжен

Кавеньяк (Cavaignac) Луи Эжен (15.10.1802, Париж, ‒ 28.10.1857, Урн), французский государственный деятель, генерал. Буржуазный республиканец. С 1832 участвовал в завоевании Алжира. После Февральской революции 1848 был назначен военным губернатором Алжира. В мае 1848 стал военным министром Франции. Руководил подавлением Июньского восстания 1848 в Париже (имя К. как палача рабочих стало нарицательным); до середины декабря 1848 был главой исполнительной власти Французской республики.

Кавери

Кавери - река на Ю. Индии. Длина около 800 км, площадь бассейна около 80 тыс. км2. Берёт начало на склонах Зап. Гат. Пересекает южную часть Декана, где местами течёт в узких скалистых ущельях с водопадами высотой до 91 м. При впадении в Бенгальский залив образует дельту площадью около 10 тыс. км2. Питание дождевое, режим муссонный с двумя паводками: летом от юго-западного муссона и зимой (в нижнем течении) от северо-восточного. Колебания расходов воды в среднем течении у Меттура от 300 до 12 800 м/сек. На водопадах несколько ГЭС общей мощностью свыше 800 тыс. квт. Два крупных водохранилища. Водами К. орошается свыше 1 млн. га. К. судоходна в устье и на небольших участках в среднем течении.

Каверин

Вениамин Александрович [р. 6(19).4.1902, Псков], русский советский писатель. Окончил институт восточных языков (1923) и историко-филологический факультет ЛГУ (1924). Первый рассказ опубликовал в 1922. В начале 20-х гг. входил в группу «Серапионовы братья». Произведения К., разнообразные по жанру и манере письма, посвящены людям, олицетворяющим творческое начало в среде советской интеллигенции. Особенно часто писатель избирает в качестве героев учёных и литераторов, весь смысл существования которых сосредоточен в любимой работе и в отстаивании своих принципиальных позиций. Повествуя о их жизни и борьбе. К. неизменно обнаруживает склонность к сложным и напряжённым сюжетным построениям: романы «Исполнение желаний» (книги 1-2, 1934-36), «Два капитана» (книги 1-2, 1938-44; Государственная премия СССР, 1946; роман выдержал за 25 лет 42 изд.), «Открытая книга» (1949-56). В 1962 К. публикует повести «Семь пар нечистых» и «Косой дождь», проникнутые стремлением показать, как проявляется в сов. людях сознание своих прав, обязанностей по отношению к Родине и чувство взаимного доверия. В 60-е гг. К. выпускает книгу статей и мемуаров «Здравствуй, брат, писать очень трудно» (1965), новую редакцию книги об О. И. Сенковском «Барон Брамбеус» (1966), повести «Двойной портрет» (1966) и «Школьный спектакль» (1968). Опубликован роман «Перед зеркалом» (1971) и литературные воспоминания «В старом доме» (1971). Книги К. переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. Награжден 3 орденами, а также медалями.

Соч.: Сочинения, т. 1-3, Л., 1930; Собр. соч., т. 1-6, М., 1963-66; Автобиография, в кн.: Советские писатели. Автобиографии, т. 1, М., 1959.

Лит.: Смирнова В., Два капитана меняют курс, «Знамя», 1945, № 8; Маслин Н., Вениамин Каверин, «Новый мир», 1948, № 4: Костелянец Б., Живое единство, «Звезда», 1954, № 11; Гор Г., Писатель и наука, «Русская литература», 1962, № 3; Гей Н., О ценностях мнимых и подлинных, «Литературная газета», 1971, 18 авг.; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 2, Л., 1964.

Г. Н. Мунблит.

В. А. Каверин.

В. А. Каверин.

Каверин Вениамин Александрович

Каверин Вениамин Александрович [р. 6(19).4.1902, Псков], русский советский писатель. Окончил институт восточных языков (1923) и историко-филологический факультет ЛГУ (1924). Первый рассказ опубликовал в 1922. В начале 20-х гг. входил в группу «Серапионовы братья». Произведения К., разнообразные по жанру и манере письма, посвящены людям, олицетворяющим творческое начало в среде советской интеллигенции. Особенно часто писатель избирает в качестве героев учёных и литераторов, весь смысл существования которых сосредоточен в любимой работе и в отстаивании своих принципиальных позиций. Повествуя о их жизни и борьбе. К. неизменно обнаруживает склонность к сложным и напряжённым сюжетным построениям: романы «Исполнение желаний» (книги 1‒2, 1934‒36), «Два капитана» (книги 1‒2, 1938‒44; Государственная премия СССР, 1946; роман выдержал за 25 лет 42 изд.), «Открытая книга» (1949‒56). В 1962 К. публикует повести «Семь пар нечистых» и «Косой дождь», проникнутые стремлением показать, как проявляется в сов. людях сознание своих прав, обязанностей по отношению к Родине и чувство взаимного доверия. В 60-е гг. К. выпускает книгу статей и мемуаров «Здравствуй, брат, писать очень трудно» (1965), новую редакцию книги об О. И. Сенковском «Барон Брамбеус» (1966), повести «Двойной портрет» (1966) и «Школьный спектакль» (1968). Опубликован роман «Перед зеркалом» (1971) и литературные воспоминания «В старом доме» (1971). Книги К. переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. Награжден 3 орденами, а также медалями.

Соч.: Сочинения, т. 1‒3, Л., 1930; Собр. соч., т. 1‒6, М., 1963‒66; Автобиография, в кн.: Советские писатели. Автобиографии, т. 1, М., 1959.

Лит.: Смирнова В., Два капитана меняют курс, «Знамя», 1945, № 8; Маслин Н., Вениамин Каверин, «Новый мир», 1948, № 4: Костелянец Б., Живое единство, «Звезда», 1954, № 11; Гор Г., Писатель и наука, «Русская литература», 1962, № 3; Гей Н., О ценностях мнимых и подлинных, «Литературная газета», 1971, 18 авг.; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 2, Л., 1964.

Г. Н. Мунблит.

Каверна

Каверна (от лат. caverna - пещера, полость)

полость, возникающая в органах тела при разрушении и омертвении (некрозе) тканей и последующем разжижении омертвевших масс. К. могут быть закрытыми, не сообщающимися с внешней средой, или открытыми, когда опорожнение содержимого К. происходит наружу через естественные каналы. Возникает К. чаще при гнойно-некротическом процессе и специфическом воспалении в лёгких (кавернозный туберкулёз), почках (гнойник, вскрывающийся в лоханку), печени (нагноившийся узел эхинококка, опорожнившийся в жёлчные пути) и др. К. способствует распространению патологического процесса и развитию осложнений (кровотечение, перфорация).

Предыдущая страница Следующая страница