Статьи на букву "Д" (часть 67, "ДОЛ"-"ДОМ")
Доллежаль Николай Антонович [р. 15(27).10.1899, с. Омельник, ныне Ореховского района Запорожской области], советский учёный-энергетик, академик АН СССР (1962; член-корреспондент 1953), Герой Социалистического Труда (1949). В 1923 окончил Московское высшее техническое училище. В 1932‒34 технический директор института азотного машиностроения в Ленинграде. В 1935‒38 главный инженер завода «Большевик» в Киеве, в 1942‒53 директор научно-исследовательского института химического машиностроения в Москве. С 1953 директор НИИ. Разработал теорию самодействующих клапанов поршневого компрессора. Д. ‒ главный конструктор реактора первой в мире атомной электростанции. Государственная премия СССР (1949, 1952, 1953, 1970). Ленинская премия (1957). Награждён 4 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. |
Долло (Dollo) Луи (7.12.1857, Лилль, - 19.4.1931, Брюссель), бельгийский палеонтолог. Профессор Брюссельского университета и хранитель Естественноисторического музея. В исследованиях главным образом ископаемых позвоночных Д. дал анализ явлений приспособления животных к определённым условиям жизни, чем положил начало этологическому изучению палеонтологических объектов. Свой метод Д. описал в монографии «Этологическая палеонтология» (1909), посвящённой памяти В. О. Ковалевского, которого считал своим учителем. В 1893 сформулировал закон о необратимости эволюции. См. Долло закон. Лит.: Тихомиров В. В., Софиано Т. А., Двадцать пять лет со дня смерти бельгийского палеонтолога Л. Долло, «Изв. АН СССР. Серия геологическая», 1956, № 10, с. 116-17. |
Долло закон - закон необратимости эволюции, впервые чётко сформулированный в 1893 бельгийским палеонтологом Л. Долло. Согласно Долло, организм не может вернуться, хотя бы частично, к прежнему состоянию, которое уже пройдено рядом его предков. Например, наземные позвоночные животные в процессе вторичного приспособления к жизни в воде не становятся опять рыбами и не приобретают признаков, свойственных рыбам (например, жабр и др.). Поэтому приспособившиеся к водной среде ихтиозавры остались по всем особенностям строения типичными пресмыкающимися, а киты - млекопитающими с особыми присущими им чертами строения. |
Долло (Dollo) Луи (7.12.1857, Лилль, ‒ 19.4.1931, Брюссель), бельгийский палеонтолог. Профессор Брюссельского университета и хранитель Естественноисторического музея. В исследованиях главным образом ископаемых позвоночных Д. дал анализ явлений приспособления животных к определённым условиям жизни, чем положил начало этологическому изучению палеонтологических объектов. Свой метод Д. описал в монографии «Этологическая палеонтология» (1909), посвящённой памяти В. О. Ковалевского, которого считал своим учителем. В 1893 сформулировал закон о необратимости эволюции. См. Долло закон. Лит.: Тихомиров В. В., Софиано Т. А., Двадцать пять лет со дня смерти бельгийского палеонтолога Л. Долло, «Изв. АН СССР. Серия геологическая», 1956, № 10, с. 116‒17. |
Доллонд (Dollond) Джон (10.6.1706 - 30.11.1761), английский оптик. В 1758 получил патент на изготовление ахроматических объективов для зрительных труб. Первые ахроматические объективы были сделаны в Англии ещё в 1733, но они были весьма несовершенны. Д., первоначально разделявший мнение И. Ньютона о невозможности создания ахроматического объектива, занялся изучением этого вопроса и, следуя теории Л. Эйлера, после долгих экспериментов нашёл удачную комбинацию стёкол (собирающая линза из кронгласа и рассеивающая линза из флинтгласа), обладавшую хорошим ахроматизмом. Трубы Д. быстро получили широкое распространение. Соч.: An account of some experiments concerning the different refrangibility of light, «Philosophical Transactions of the Royal Society», 1758, v. 50. |
Доллонд (Dollond) Джон (10.6.1706 ‒ 30.11.1761), английский оптик. В 1758 получил патент на изготовление ахроматических объективов для зрительных труб. Первые ахроматические объективы были сделаны в Англии ещё в 1733, но они были весьма несовершенны. Д., первоначально разделявший мнение И. Ньютона о невозможности создания ахроматического объектива, занялся изучением этого вопроса и, следуя теории Л. Эйлера, после долгих экспериментов нашёл удачную комбинацию стёкол (собирающая линза из кронгласа и рассеивающая линза из флинтгласа), обладавшую хорошим ахроматизмом. Трубы Д. быстро получили широкое распространение. Соч.: An account of some experiments concerning the different refrangibility of light, «Philosophical Transactions of the Royal Society», 1758, v. 50. |
Евгений Аронович [р. 22.4(5.5).1915, Москва], русский советский поэт. Член КПСС с 1941. В 1937 окончил Литературный институт им. М. Горького. Печататься начал в 1930. Опубликовал сборник «Лирика» (1934), в 1935 - сборник «День». Участник Великой Отечественной войны 1941-45. Лучшее произведение военных лет - поэма «Пропал без вести» (1-я часть трилогии «Одна судьба», 1942-46). Роман в стихах «Добровольцы» (1956) посвящён первым строителям метро и их дальнейшим судьбам. Д. - автор текстов популярных песен, в том числе песен к кинофильмам, текста оратории «Песнь о лесах» (1949), восьми баллад «Верность» (1970), песни «Родина слышит...» (1950) и др. произведений на музыку Д. Д. Шостаковича; книги стихов «Слово о завтрашнем дне» (1949; Государственная премия СССР, 1950). Поэзия Д. отмечена чертами гражданственности и патетичности. Награждён 5 орденами, а также медалями. Соч.: Африка имеет форму сердца, М., 1961; Всё только начинается, М., 1961; Годы и песни, М., 1963; Стихи о нас, М., 1964; Избранное, М., 1965; Последний поцелуй, М., 1967; Из жизни поэзии, М., 1967; Девушка в белом, М., 1968; Избр. произв., т. 1-2, М., 1971. Лит.: Наровчатов С., Судьба поколения, «Юность», 1957, №1; Антокольский П., Военные стихи Долматовского, в его кн.: Поэты и время, М., 1957; Трощенко Е., Евгений Долматовский, в её кн.: Статьи о поэзии, М., 1962. |
Долматовский Евгений Аронович [р. 22.4(5.5).1915, Москва], русский советский поэт. Член КПСС с 1941. В 1937 окончил Литературный институт им. М. Горького. Печататься начал в 1930. Опубликовал сборник «Лирика» (1934), в 1935 ‒ сборник «День». Участник Великой Отечественной войны 1941‒45. Лучшее произведение военных лет ‒ поэма «Пропал без вести» (1-я часть трилогии «Одна судьба», 1942‒46). Роман в стихах «Добровольцы» (1956) посвящён первым строителям метро и их дальнейшим судьбам. Д. ‒ автор текстов популярных песен, в том числе песен к кинофильмам, текста оратории «Песнь о лесах» (1949), восьми баллад «Верность» (1970), песни «Родина слышит...» (1950) и др. произведений на музыку Д. Д. Шостаковича; книги стихов «Слово о завтрашнем дне» (1949; Государственная премия СССР, 1950). Поэзия Д. отмечена чертами гражданственности и патетичности. Награждён 5 орденами, а также медалями. Соч.: Африка имеет форму сердца, М., 1961; Всё только начинается, М., 1961; Годы и песни, М., 1963; Стихи о нас, М., 1964; Избранное, М., 1965; Последний поцелуй, М., 1967; Из жизни поэзии, М., 1967; Девушка в белом, М., 1968; Избр. произв., т. 1‒2, М., 1971. Лит.: Наровчатов С., Судьба поколения, «Юность», 1957, №1; Антокольский П., Военные стихи Долматовского, в его кн.: Поэты и время, М., 1957; Трощенко Е., Евгений Долматовский, в её кн.: Статьи о поэзии, М., 1962. |
Долобский съезд 1103 - съезд русских князей: киевского князя Святополка Изяславича (См. Святополк Изяславич) и переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (См. Владимир Всеволодович Мономах) с их дружинами у Долобского озера (близ Киева) для организации совместного похода на половцев. |
Долой неграмотность («Доло́й негра́мотность») всероссийское добровольное общество. Основано в 1923, ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР. Общество создавало школы, группы, члены его вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также широкую политико-просветительную работу. В 1930 общество насчитывало около 3 млн. членов с 200 тыс. ячеек; особенно большую работу оно проделало в деревне. За время своего существования (1923-36) члены общества обучили около 5 млн. неграмотных и малограмотных. Общество издавало журналы: «Культпоход» (1930-32), «Повысим грамотность» (1933-36) и «Бюллетень центрального Совета общества "Долой неграмотность"» (1930-35). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Доломитизация - процесс обогащения Доломитом известкового ила (осадка) или известковой породы за счёт замещения части СаСО3 на MgCO3. Различают 2 типа: Д. диагенетическая (см. Диагенез), происходящая в иле в процессе его превращения в осадочную породу, и эпигенетическая, происходящая в уже отвердевшей известковой породе. Эпигенетическая Д. вызывается действием подземных вод, обогащённых магнием, при прохождении их через толщи доломитов, ультраосновных изверженных пород и т.п. Полное замещение кальцита доломитом при этих вторичных изменениях известняка происходит редко. Обычно образуются доломитизированные известняки. |
Доломитовые Альпы (Alpi Dolomiti) горный массив в Восточных Альпах на С.-В. Италии. Длина 120 км, высота до 3342 м (гора Мармолада). Осевая зона сложена преимущественно доломитами и известняками, образующими отвесные склоны и причудливые вершины. Имеются снежники и ледники. Горные луга, на нижних частях склонов - сосновые и лиственные леса. Популярный район туризма. Курорты (Кортина-д'Ампеццо и др.). |
Доломитовые огнеупоры - порошок (крупнозернистый) из обожжённого до спекания дроблёного доломита и изделия из такого порошка, преимущественно на смоляной связке (необожжённые и обожжённые). Спекшийся доломитовый порошок применяется для заправки подин мартеновских и электросталеплавильных печей, доломитовые изделия (в том числе блоки) - для футеровки сталеплавильных конвертеров и частично электропечей. Д. о. отличаются высокой стойкостью по отношению к расплавам основного характера; огнеупорность Д. о. 1800-1950°С и выше. Лит.: Технология керамики и огнеупоров, 3 изд., М., 1962; Непша А. В., Конвертерные смолодоломитовые огнеупоры, М., 1967. |
Долото - ручной или машинный деревообрабатывающий инструмент для выдалбливания отверстий, гнёзд, пазов и т.д. При работе на сверлильно-долбёжных станках используют полые Д. со сверлом внутри. Д. применяют также для резьбы по кости и другим материалам. Кремнёвые Д. появились в верхнем Палеолите, бронзовые - в Египте и Двуречье в 3-м тысячелетии до н. э., железные - в 9-8 вв. до н. э. На Руси уже в 10-13 вв. бытовали стальные Д. с лезвиями стандартных размеров. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Зара (Заруи Агасьевна) (р. 15.3.1918, Москва), советская певица (меццо-сопрано), народная артистка Армянской ССР (1955) и РСФСР (1956). В 1957 окончила Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. С 1939 солистка Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова, с 1944 - Всесоюзного радио и телевидения, с 1959 - Московской филармонии. Д. обладает голосом огромного диапазона - от глубокого меццо-сопрано до высокого сопрано - и безупречной вокальной техникой. Ей свойственны тонкий вкус и большое чувство стиля произведения. Камерный репертуар Д. разнообразен и включает произведения советских, русских и западных композиторов. Гастролировала во многих странах мира. Государственная премия СССР (1951) и Ленинская премия (1966). Лит.: Михайловская Н., Зара Долуханова, М., 1960. З. Долуханова. |
Долуханова Зара (Заруи Агасьевна) (р. 15.3.1918, Москва), советская певица (меццо-сопрано), народная артистка Армянской ССР (1955) и РСФСР (1956). В 1957 окончила Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. С 1939 солистка Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова, с 1944 ‒ Всесоюзного радио и телевидения, с 1959 ‒ Московской филармонии. Д. обладает голосом огромного диапазона ‒ от глубокого меццо-сопрано до высокого сопрано ‒ и безупречной вокальной техникой. Ей свойственны тонкий вкус и большое чувство стиля произведения. Камерный репертуар Д. разнообразен и включает произведения советских, русских и западных композиторов. Гастролировала во многих странах мира. Государственная премия СССР (1951) и Ленинская премия (1966). Лит.: Михайловская Н., Зара Долуханова, М., 1960. |
Долфин-энд-Юнион (Dolphin and Union) пролив в Канадском Арктическом архипелаге, между островом Виктория и северным берегом материка Северной Америки. Длина более 200 км, ширина от 30 до 90 км. Глубины до 195 м. Большую часть года покрыт льдом. |
Юрий Петрович [4(17).3.1903, с. Бутенки, ныне Полтавской области, - 17.5.1966, Киев], украинский советский писатель. Член КПСС с 1949. Окончил Днепропетровский институт народного просвещения (1928). Печататься начал в 1922. Автор сборников очерков и рассказов. Широкую известность получил приключенческий роман «И один в поле воин» (1956, рус. пер. 1957) о подвигах советских разведчиков в немецком тылу в годы 2-й мировой войны 1939-45 (переведён на многие иностранные языки). Вторая часть романа - «У чёрных рыцарей» (1964). Написал сценарии художественных и научно-популярных фильмов «Они видят вновь» (1948), «Кровавый рассвет» (1956), «По следам невидимых врагов» (1955); пьесы «Щорс» (1938), «Котовский» (1937-38), «Великий закон» (1948), «Бориславская трагедия» (1954). В романе «Степняки» (1949, рус. пер. 1950) изображена жизнь украинского села послевоенных лет. Награждён орденом «Знак Почёта» и медалями. Лит.: Вишневская Н. А., Юрiй Дольд-Михайлик, «Радянське лiтературознавство», 1959, № 1; Українськi письменники. Бioбiблioграфiчний словник, т. 4, К., 1965; История украинской советской литературы, К., 1965. Л. Н. Коваленко. |
Дольд-Михайлик Юрий Петрович [4(17).3.1903, с. Бутенки, ныне Полтавской области, ‒ 17.5.1966, Киев], украинский советский писатель. Член КПСС с 1949. Окончил Днепропетровский институт народного просвещения (1928). Печататься начал в 1922. Автор сборников очерков и рассказов. Широкую известность получил приключенческий роман «И один в поле воин» (1956, рус. пер. 1957) о подвигах советских разведчиков в немецком тылу в годы 2-й мировой войны 1939‒45 (переведён на многие иностранные языки). Вторая часть романа ‒ «У чёрных рыцарей» (1964). Написал сценарии художественных и научно-популярных фильмов «Они видят вновь» (1948), «Кровавый рассвет» (1956), «По следам невидимых врагов» (1955); пьесы «Щорс» (1938), «Котовский» (1937‒38), «Великий закон» (1948), «Бориславская трагедия» (1954). В романе «Степняки» (1949, рус. пер. 1950) изображена жизнь украинского села послевоенных лет. Награждён орденом «Знак Почёта» и медалями. Лит.: Вишневская Н. А., Юрiй Дольд-Михайлик, «Радянське лiтературознавство», 1959, № 1; Укра нськi письменники. Бioбiблioграфiчний словник, т. 4, К., 1965; История украинской советской литературы, К., 1965. Л. Н. Коваленко. |
Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol - стол и men - камень) древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек (см. Мегалиты). Д. сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Д. - один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Д. обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые Д. использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет. Предполагают, что Д. сооружались для погребения родовых старейшин; по другой гипотезе, они первоначально служили родовыми святилищами и лишь позднее были превращены в места погребений. Д. распространены в приморских областях Европы, Северной Африки и Азии; в СССР известны на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму. В Европе и Северной Африке Д. относятся к бронзовому веку, в Индии и Японии - к железному веку; на Кавказе Д. сооружались в эпоху ранней и средней бронзы (3-2-е тысячелетие до н. э.), а некоторые использовались даже в 1-м тысячелетии до н. э. Лит.: Куфтин Б. А., Материалы к археология Колхиды, т. 1, Тб., 1949; Лавров Л. И., Дольмены северо-западного Кавказа, в кн.: Тр. Абхазского института языка, литературы и истории, т. 31, Сухуми, 1960; Чайлд Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952; Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1944, с. 24, 25. А. Л. Монгайт. Дольмен близ Геленджика. Северный Кавказ. |
Дольни-Вестонице (Dolní Věstonice) позднепалеолитическая стоянка на территории Чехословакии, в окрестностях г. Микулов (Южная Моравия). Относится к восточной граветтской или павловской (см. Павлов) культуре. Возраст (по данным радиоуглеродного анализа) 25-30 тыс. лет. Д. раскапывалась чехословацкими учёными К. Абсолоном (в 1924-38) и Б. Климой (в 1947-52). Найдены большие скопления костей мамонтов, орудия из кремня и кости, многочисленные произведения искусства из бивня мамонта (мужская головка и стилизованные женские изображения-подвески) и обожжённой глины (реалистическая женская фигурка, фигурки мамонтов, медведей, диких лошадей, носорога и др.). Вскрыты остатки двух жилищ: овального в плане (15 × 9 м) с пятью очагами и округлого (диаметр около 6 м) с очагом в центре, на котором обжигались глиняные фигурки (найдено свыше 2 тыс. комков обожжённой глины, заготовок, частично сохранивших следы моделирования и отпечатки пальцев формовавших их людей). Обнаружено несколько человеческих черепов и погребение женщины, лежавшей в скорченном положении и покрытой лопатками мамонта. Лит.: Борисковский П. И., Очерки по палеолиту Центральной и Юго-Восточной Европы, в сб.: Советская археология, в. 27, М., 1957; Klima В., Dolní Věstonice, Praha, 1963. П. И. Борисковский. |
Дольник - паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием сильных мест (Иктов) и слабых мест (междуиктовых интервалов); сильным местам соответствуют, как правило, ударные слоги, слабым - безударные. Но объём междуиктовых интервалов в Д., в отличие от силлабо-тонических размеров, не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1-2 слогов; различные сочетания односложных и двухсложных интервалов образуют ритмические вариации Д. В чтении разница объёмов односложных и двухсложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами, но может и не компенсироваться вовсе. Аналогичные размеры существуют также в английском, немецком и др. стихосложениях. В русской поэзии первые пробы Д. появляются в романтической лирике 19 в. (М. Ю. Лермонтов, А. А. Григорьев, А. А. Фет); в широкое употребление Д. входит с начала 20 в. (после А. А. Блока и А. А. Ахматовой). Пример четырёхиктного Д.: «Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре О все́х уста́лых в чужо́м краю́, О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре, О все́х, забы́вших ра́дость свою́». (А. А. Блок). Лит.: Гаспаров М., Русский трехударный дольник 20 в., в сб.: Теория стиха, Л., 1968. М. Л. Гаспаров. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Дольотти (Dogliotti) Акилле Марио (25.9.1897, Турин, - 2.6.1966, там же), итальянский хирург, иностранный член АМН СССР (1962). Медицинское образование получил в Турине. С 1935 директор Института хирургической патологии при Моденском университете, Университетской хирургической клиники в Катании (1937) и в Турине (с 1943). Основные труды посвящены проблемам анестезиологии, брюшной, лёгочной, сердечной хирургии и нейрохирургии, шоку, переливанию крови, гипотермии при операциях на сердце. Автор одной из операций отведения жёлчи из внутрипечёночных протоков. Создатель (1935) и бессменный редактор журнала «Minerva anestesiologica». Основатель, секретарь (1934) и президент (с 1955) Итальянского общества анестезиологов, президент и вице-президент ряда итальянских и международных обществ хирургов. Соч.: Trattato di anestesia, 2 ed., Torino, 1946; Tecnica operativa, v. 1-2, Torino, 1948-56; La rianimazione con transfusione endocarotidea in sense craniale, «Minerva medica», 1952, p. 893-96. Лит.: Петровский Б. В., А. М. Дольотти, «Хирургия», 1967, № 5; Акилле Марио Дольотти (1897-1966). Некролог, «Грудная хирургия», 1967, № 2. |
Дольотти (Dogliotti) Акилле Марио (25.9.1897, Турин, ‒ 2.6.1966, там же), итальянский хирург, иностранный член АМН СССР (1962). Медицинское образование получил в Турине. С 1935 директор Института хирургической патологии при Моденском университете, Университетской хирургической клиники в Катании (1937) и в Турине (с 1943). Основные труды посвящены проблемам анестезиологии, брюшной, лёгочной, сердечной хирургии и нейрохирургии, шоку, переливанию крови, гипотермии при операциях на сердце. Автор одной из операций отведения жёлчи из внутрипечёночных протоков. Создатель (1935) и бессменный редактор журнала «Minerva anestesiologica». Основатель, секретарь (1934) и президент (с 1955) Итальянского общества анестезиологов, президент и вице-президент ряда итальянских и международных обществ хирургов. Соч.: Trattato di anestesia, 2 ed., Torino, 1946; Tecnica operativa, v. 1‒2, Torino, 1948‒56; La rianimazione con transfusione endocarotidea in sense craniale, «Minerva medica», 1952, p. 893‒96. Лит.: Петровский Б. В., А. М. Дольотти, «Хирургия», 1967, № 5; Акилле Марио Дольотти (1897‒1966). Некролог, «Грудная хирургия», 1967, № 2. |
Дольфус (Dollfuβ) Энгельберт (4.10.1892, Тексинг, Нижняя Австрия, - 25.7.1934, Вена), австрийский политический деятель, один из руководителей реакционной Христианско-социальной партии. В 1931-32 министр земледелия и лесного хозяйства. С мая 1932 канцлер и министр иностранных дел Австрии. Правительство Д. способствовало постепенной фашизации страны, в мае 1933 запретило компартию, в феврале 1934 устроило кровавую расправу над рабочими-шуцбундовцами (см. Шуцбунд). В своей внешней политике ориентировался на фашистскую Италию. 17 марта 1934 Д. подписал с правительствами Италии и Венгрии так называемые Римские протоколы, поставившие политику Австрии в полную зависимость от Италии. Был убит австрийскими национал-социалистами, стремившимися к включению Австрии в состав фашистской Германии. |
Дольче стиль нуово («До́льче стиль нуо́во») итальянская поэтическая школа конца 13 в. Её глава - болонский поэт Г. Гвиницелли, его последователи - флорентийские поэты Г. Кавальканти, молодой Данте, Д. Фрескобальди и др. Поэзия «Д. с. н.» характерна для итальянского предвозрождения, когда в средней и северной Италии развивалось самосознание личности и повышался интерес к её внутреннему миру. Поэты «Д. с. н.» воспевали облагораживающую, возвышенную любовь к женщине. Однако в некоторых стихах (особенно у Кавальканти) любовь - жестокая сила, внушающая страх и смятение. Основное поэтическое достоинство школы - изящество и музыкальность стихотворной формы. Лит.: Гаспари А., История итальянской литературы, пер. К. Бальмонта, т. 1, М., 1895; Storia della letteratura italiana, v. 1, Mil., 1965. |
Дольчи (Dolci) Данило (p. 28.6.1924, Триест), итальянский писатель и общественный деятель. Ведёт широкую культурно-просветительскую и агитационную деятельность с целью облегчить положение бедняков Сицилии. Книги Д. - своеобразные документальные репортажи, которые обличают социальные порядки в Сицилии: нищету и отсталость деревни, порождающие преступность («Бандиты в Партинико», 1955); безработицу («Расследование в Палермо», 1956). В книге «Расточительство» (1960), «Беседы» (1962) углубляется анализ политико-экономических причин бедственного положения Сицилии. Д. неоднократно подвергался арестам, судебным преследованиям. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957). Соч.: Inventare il futuro, Bari, 1968; в рус. пер. - Под небом Сицилии, «Иностранная литература», 1962, № 9; Беспроигрышная игра, там же, 1967, № 6. Лит.: Эренбург И., Данило Дольчи - поборник мира, «Литературная газета», 1959, 26 нояб.; Потапова З., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961, с. 87-90; Capitini A., Danilo Dolci, Manduria, 1958. З. М. Потапова. Д. Дольчи. |
Дольчи (Dolci) Данило (p. 28.6.1924, Триест), итальянский писатель и общественный деятель. Ведёт широкую культурно-просветительскую и агитационную деятельность с целью облегчить положение бедняков Сицилии. Книги Д. ‒ своеобразные документальные репортажи, которые обличают социальные порядки в Сицилии: нищету и отсталость деревни, порождающие преступность («Бандиты в Партинико», 1955); безработицу («Расследование в Палермо», 1956). В книге «Расточительство» (1960), «Беседы» (1962) углубляется анализ политико-экономических причин бедственного положения Сицилии. Д. неоднократно подвергался арестам, судебным преследованиям. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957). Соч.: Inventare il futuro, Bari, 1968; в рус. пер. ‒ Под небом Сицилии, «Иностранная литература», 1962, № 9; Беспроигрышная игра, там же, 1967, № 6. Лит.: Эренбург И., Данило Дольчи ‒ поборник мира, «Литературная газета», 1959, 26 нояб.; Потапова З., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961, с. 87‒90; Capitini A., Danilo Dolci, Manduria, 1958. З. М. Потапова. |
Дольчино (Dolcino) (умер 1307), вождь крестьянско-плебейского восстания в северо-западной Италии (1304-07). Ученик и последователь Г. Сегарелли, основателя секты апостоликов (См. Апостолики). Согласно проповедям Д., на земле в результате насильственного ниспровержения всех властей и истребления папы, кардиналов, священников, монахов будет установлено царство социальной справедливости (с всеобщим равенством и общностью имущества). В начале 1304 Д. возглавил в районе г. Верчелли (северо-западная Ломбардия) восстание местных крестьян, направленное против феодальных повинностей и властей города, которому крестьяне были подчинены. Д. предполагал захватить долину р. Сезия и создать там крестьянскую общину (по-видимому, на основе периодических уравнительных переделов земли). Против Д. папа Климент V объявил в 1305 крестовый поход. Восставшие были оттеснены в горы на границу Савойи, Новары и Верчелли. В марте 1307 войска феодалов разгромили повстанцев. Д. был захвачен в плен и казнён. Восстание Д. было одним из первых в ряде крупных восстаний в западноевропейских государствах 14 в. Лит.: Маркс К., Хронологические выписки. [Тетрадь] 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939, с. 5-6; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, Книга для чтения по истории средних веков, ч. 2, М., 1951; его же, Первое послание Дольчино, в сб.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; его же, Исторические условия восстания Дольчино, М., 1955 (Доклады советской делегации на Х Международном конгрессе историков в Риме). С. Д. Сказкин. |
I До́ля единица старой русской системы мер массы (веса), равная 1/96 Золотника, или 1/9216 фунта. Применялась в России до введения метрической системы мер. Своеобразное деление на 96 частей отражает влияние (хотя и не непосредственное) применявшейся в древности 6-ричной системы счисления, повлиявшей также на единицы длины, времени и некоторые другие. Д. равна 44,43 мг. II До́ля территориальная единица в России в составе губернии (См. Губерния), установленная в 1710 для единообразного взимания податей, набора рекрутов и проведения др. мероприятий. В соответствии с данными переписи 1678, установившей в России 812131 тяглый двор, вся территория страны была разделена на 146,7 Д. Т. о. каждая Д. охватывала 5536 тяглых дворов. С введением деления губерний на Уезды и дистрикты Д. в 1775 была упразднена. III До́ля (музыкальная) единица Ритма и Метра. Объединение равных длительностей в группы лежит в основе двухдольных, трёхдольных и т.п. ритмических фигур, ритмов и метров (размеров). |
Доля, единица старой русской системы мер массы (веса), равная 1/96 золотника, или 1/9216 фунта. Применялась в России до введения метрической системы мер. Своеобразное деление на 96 частей отражает влияние (хотя и не непосредственное) применявшейся в древности 6-ричной системы счисления, повлиявшей также на единицы длины, времени и некоторые другие. Д. равна 44,43 мг. |
Доля (музыкальная), единица ритма и метра. Объединение равных длительностей в группы лежит в основе двухдольных, трёхдольных и т.п. ритмических фигур, ритмов и метров (размеров). |
Доля, территориальная единица в России в составе губернии, установленная в 1710 для единообразного взимания податей, набора рекрутов и проведения др. мероприятий. В соответствии с данными переписи 1678, установившей в России 812131 тяглый двор, вся территория страны была разделена на 146,7 Д. Т. о. каждая Д. охватывала 5536 тяглых дворов. С введением деления губерний на уезды и дистрикты Д. в 1775 была упразднена. |
Дом (Dom) самая высокая вершина массива Мишабель в Пеннинских Альпах на Ю. Швейцарии. Высота 4545 м. Туризм и альпинизм. |
Центральный имени М. В. Фрунзе, культурно-просветительное учреждение Центрального комитета Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР). Основан в октябре 1924, открыт в Москве 18 января 1927. Предназначен для пропаганды среди населения, членов ДОСААФ и воинов Советских Вооружённых Сил знаний в области современной техники и истории развития отечественной авиации, воздухоплавания и космонавтики, боевых действий Советских ВВС, развития гражданской авиации и её роли в народном хозяйстве и популяризации передового опыта военно-массовой, учебной и спортивной работы организаций ДОСААФ по авиации и космонавтике. Организует и проводит стационарные и передвижные выставки, экскурсии, лекции, доклады, встречи со знатными людьми авиации и космонавтики, памятные вечера. Имеет тематический кинолекторий, библиотеку с читальным залом и авиационно-историческую фототеку. В. Ф. Башкиров. |
Дом актёра - творческий клуб театральных деятелей. Московский дом актёра, созданный в 1937 в системе Всероссийского театрального общества (См. Всероссийское театральное общество) (ВТО), является старейшим в СССР, с 1956 стал называться Центральным домом актёра, в 1964 ему присвоено имя А. А. Яблочкиной. При местных отделениях ВТО созданы Д. а. в Ленинграде, Казани, Новосибирске, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Петрозаводске, Уфе (в некоторых городах Д. а. объединены с домами работников искусств). Театральные общества союзных республик имеют свои Д. а. в Киеве, Львове, Харькове, Одессе, Кишинёве, Минске, Вильнюсе и др. городах. В Д. а. регулярно проводятся лекции и доклады, творческие вечера мастеров сцены, выставки, смотры и конкурсы, выпускаются устные журналы, устраиваются вечера отдыха театральных коллективов. При некоторых Д. а. имеются университеты театральной культуры. Деятельностью Д. а. руководят общественные советы (или правления). |
Центральный (ЦДА), творческий клуб работников архитектуры и строительства. Основан в 1932. Находится в Москве. Работает под руководством Президиума Московского отделения Союза архитекторов СССР. Задачи ЦДА: повышение идейно-политического уровня, квалификации и общественной активности членов Союза архитекторов, вовлечение молодых кадров в творческую и общественную жизнь Союза, связь и обмен опытом с др. союзами, пропаганда архитектуры среди населения. ЦДА устраивает доклады, лекции, встречи с мастерами архитектуры и деятелями науки и искусства, выставки, концерты, спектакли, просмотры кинофильмов и т.д. При ЦДА работают библиотека, архитектурный кабинет, 15 творческих комиссий и 9 секций совета ЦДА. Д. а. имеются также в Ленинграде, Киеве, Баку, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Минске, Алма-Ате, Риге, Душанбе, Волгограде, Вильнюсе, Казани, Батуми и др. городах. |
Дом ветеранов сцены - в СССР пансионат, где проживают на полном обеспечении престарелые деятели сцены, имеющие заслуги в области театрального искусства. История создания старейшего Д. в. с. в СССР - Ленинградского - восходит к 1896, когда по инициативе выдающейся актрисы М. Г. Савиной в Петербурге при Русском театральном обществе было создано «Убежище для престарелых артистов». В 1931 «Убежище» преобразовано в Ленинградский Д. в. с. имени М. Г. Савиной; в 1970 здесь проживало свыше 180 старейших деятелей сцены. По примеру Петербурга, в 1907 в Москве было выстроено «Убежище для престарелых артистов Московских императорских театров» (с 1917 - для артистов Большого театра). В 1937 перешло в ведение Всероссийского театрального общества (ВТО) и на его базе был основан Московский Д. в. с. имени А. А. Яблочкиной; в 1965 построено новое комфортабельно оборудованное здание, где в 1970 проживало свыше 150 человек. Оба Д. в. с. содержатся за счёт средств ВТО. В 1959 под Киевом (Пуща-Водица) открыт Д. в. с. Украинского театрального общества. Проживающие в Д. в. с. обеспечены комнатой, одеждой, питанием, квалифицированной медицинской помощью; за ними сохраняется 25% пенсии. В Д. в. с. имеются библиотека, концертный зал, киноустановка. Ветераны посещают спектакли театров, руководят кружками художественной самодеятельности, выступают в концертах. Лит.: Львова-Климова В., Дом ветеранов сцены, Л., 1967; Алянский Ю., Репортаж с Петровского острова, «Театр», 1967, № 11; Булгак Л., На радость людям, там же. М. С. Зилов. |
Дом детской книги - издательства «Детская литература», основан в 1950 в Москве. Задачи: содействовать созданию произведений детской литературы на научно-педагогической основе, укреплять творческие связи писателей, художников, издательских работников с юными читателями, педагогами и библиотекарями, помогать семье и школе в руководстве чтением детей. В задачи Д. д. к., как творческой лаборатории издательства, входит изучение современной детской литературы, её истории, читательских интересов (ежегодно Д. д. к. получает 20-30 тыс. писем от читателей и организаций, в том числе и зарубежных), обобщение опыта издания книг для детей, пропаганда книги. В Д. д. к. проводятся творческие совещания по актуальным проблемам современной детской литературы, готовятся для издания критико-библиографические и методические работы по детской литературе и вопросам детского чтения. Д. д. к. рассылает обзоры литературы, рекомендательные материалы органам народного образования, школам, детским библиотекам. Д. д. к. участвует в подготовке и проведении Недели детской книги. При Д. д. к. имеется библиотека (свыше 220 тыс. детских книг), обслуживающая специалистов по детской литературе; филиал в Ленинграде. Московский Д. д. к. является членом Международного кураториума по детской и юношеской литературе. В 1970 организован Д. д. к. в Грузии при издательстве «Накадули». По типу советского Д. д. к. организован в Болгарии (София) Дом литературы и искусства для детей и юношества. Н. А. Пильник. |
Центральный (ЦДЖ), московский клуб журналистов. Учреждён в марте 1920 как Дом печати, в 1938 реорганизован в ЦДЖ при ЦК профсоюза работников печати, в 1959 передан Союзу журналистов СССР. Основные задачи ЦДЖ: повышение политического, культурного и профессионального уровня работников печати, радиовещания и телевидения, организация досуга журналистов. В ЦДЖ проводятся всесоюзные и московские семинары журналистов, встречи и пресс-конференции с государственными, партийными и общественными деятелями, учёными, мастерами литературы и искусства, делегациями иностранной прессы, устраиваются выставки работ фотожурналистов и художников печати, просмотры и обсуждения новых кино- и телефильмов и т.д. Работают лектории по теоретическим проблемам марксизма-ленинизма, «Основы советской журналистики» и «Лекторий по фоторепортажу», пресс-клуб редакторов научно-технических журналов, университет рабкоров, творческие секции публицистики, научной журналистики, редакционно-издательских работников и др. Дома и клубы журналистов имеются также в Ленинграде, Таллине, Перми, Владимире и др. городах. |
Дом культуры - см. Дворцы и дома культуры. |
Центральный (ЦДЛ), московский клуб писателей. Основан в 1934 при Союзе писателей СССР по инициативе М. Горького. В 1971 ЦДЛ присвоено имя А. А. Фадеева. В задачи ЦДЛ входит помощь правлениям СП СССР, СП РСФСР и Московской писательской организации в проведении идейно-творческой работы среди писателей. Клуб организует литературные вечера, творческие дискуссии, читательские конференции, выставки, просмотры кинофильмов и т.д. При нём работают лекторий, семинары, народный университет литературы, клуб книголюбов. Дома писателей есть также в Ленинграде, Киеве, Минске, Баку, Ереване, Сухуми, Тбилиси, Ташкенте, Алма-Ате, Казани, Риге, Таллине, Вильнюсе. Б. М. Филиппов. |
Дом народного творчества - государственное учреждение культуры, организационно-методический и творческий центр художественной самодеятельности государственных клубных учреждений (См. Клубные учреждения) (дворцов и домов культуры, клубов, парков культуры и отдыха и т.п.). Д. н. т. находятся в ведении республиканских министерств культуры, управлений культуры края, области и т.д. В 1970 в СССР насчитывалось 175 Д. н. т., крупнейший из них - Центральный дом народного творчества им. Н. К. Крупской, созданный в 1936 в Москве. Д. н. т. оказывают репертуарную, методическую и консультационную помощь художественной самодеятельности (См. Художественная самодеятельность), способствуют развитию всех видов и жанров народного художественного творчества и установлению тесной связи между профессиональным и самодеятельным искусством. Д. н. т. организуют отбор, запись, обработку и использование участниками художественной самодеятельности произведений местного фольклора; совместно с научно-исследовательскими учреждениями культуры и искусств содействуют сохранению и развитию лучших традиций в народном творчестве, помогают органам народного образования и комсомольским организациям развивать художественную самодеятельность детей и подростков. Д. н. т. организуют курсы повышения квалификации работников культуры, проводят семинары-совещания по вопросам самодеятельного искусства, фестивали, смотры, конкурсы, выставки, театрализованные праздники и т.д. П. П. Харланов. |
Дом отдыха - оздоровительное учреждение с регламентированным режимом отдыха, предназначенное для практически здоровых людей. Первый Д. о. в СССР был организован в Петрограде в мае 1920 по инициативе В. И. Ленина. 13 мая 1921 издан декрет Совнаркома РСФСР «О домах отдыха», предусматривающий создание широкой сети Д. о. Первые советские Д. о. размещались преимущественно в бывших помещичьих усадьбах, дворцах и загородных домах крупных чиновников и капиталистов. Широкое строительство Д. о. развернулось в СССР с конца 1920-х гг. По внешнему виду и внутренней планировке Д. о. похожи на санатории (См. Санаторий), отличаясь от них обычно лишь отсутствием развитой группы помещений лечебно-медицинского назначения. В 1970 в СССР функционировало свыше 1,2 тыс. (без однодневных) Д. о. более чем на 220 тыс. мест. Д. о. могут быть общего типа (для взрослых) и специализированными - для родителей с детьми, беременных, молодёжные, колхозные и межколхозные, плавучие (на морских и речных пароходах). Наиболее распространены Д. о. с 12-дневным и 24-дневным пребыванием, однодневные (для отдыха в выходной день). По времени функционирования Д. о. могут быть круглогодичными или сезонными. Режим в Д. о. обеспечивает определённый ритм дня, предполагает возможно более длительное пребывание отдыхающих на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, занятия физкультурой и спортом, катание на лодках, в зимнее время - на лыжах и коньках) и др. В крупных Д. о. (350 и более мест) работает врач, в небольших (от 200 до 350 мест) - фельдшера, во всех Д. о. - медицинские сёстры. В Д. о. рабочих и служащих направляют фабрично-заводские комитеты и местные комитеты профсоюзов. Значительная часть путёвок выдаётся рабочим и служащим бесплатно либо с частичной оплатой (30% стоимости путёвки). В социалистических странах Д. о. организованы по тем же принципам, что и в СССР. Л. Г. Гольдфайль. |
Дом офицера - культурно-просветительское учреждение Советских Вооружённых Сил, проводящее работу по коммунистическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов и организации культурного досуга военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих Советской Армии и ВМФ. Д. о. (до 1946 назывались Домами Красной Армии) стали организовываться в 20-х гг. (первый - в 1921 в Екатеринбурге, ныне Свердловск) и вели работу главным образом с командным составом армии и флота, а также с красноармейским активом. На основе устава 1927 Дома Красной Армии расширили круг своей работы, стали вовлекать в неё членов семей военнослужащих и постепенно заняли важное место в культурной и политической жизни воинских гарнизонов. В феврале 1928 в Москве был открыт Центральный дом Красной Армии (см. Дом Советской Армии). Имеются гарнизонные и окружные (флотские) Д. о. В Д. о. проводятся лекции, доклады, беседы на политические и военные темы, выставки, конкурсы, экскурсии, концерты, вечера, демонстрируются кинофильмы. При Д. о. действуют вечерние университеты марксизма-ленинизма, военно-научные общества, библиотеки, создаются музеи истории воинских частей, народные университеты, организуется художественная самодеятельность, работают различные кружки. Практическая деятельность Д. о. осуществляется под руководством политорганов Советской Армии и ВМФ на основе Положения о Домах офицера (утверждено в 1947). А. С. Максименко. |
Дом пионеров и школьников - см. Дворцы и дома пионеров и школьников. |
Дом политического просвещения - центр, оказывающий теоретическую и методическую помощь пропагандистским кадрам КПСС. Д. п. п. созданы в 1956 на базе реорганизованных партийных библиотек горкомов партии. Свою работу ведут под руководством партийных комитетов. В Д. п. п. пропагандисты, лекторы, докладчики, руководители агитколлективов получают методическую помощь. Для них проводятся семинары, лекции, конференции, консультации. Во многих Д. п. п. существуют кабинеты по истории КПСС, философии, политэкономии, международным вопросам и т.д. Под руководством партийных комитетов они организуют подготовку и переподготовку пропагандистских кадров, ведут работу по изучению и распространению положительного опыта партийной пропаганды. В некоторых Д. п. п. наряду с общим методическим советом существуют методические советы по дисциплинам, изучаемым в системе политического просвещения. Библиотеки Д. п. п. ведут большую работу по ознакомлению пропагандистов с новыми книгами по общественным наукам, собирают местный материал о развитии народного хозяйства, культуры области, края, республики. Постоянное совершенствование форм и методов работы с пропагандистами - главная обязанность Д. п. п. При горкомах и райкомах КПСС, при крупных парторганизациях существуют также Кабинеты политического просвещения. Лит.: Справочник партийного работника, М., 1957, с. 346-55. А. Н. Захариков. |
Центральный (ЦДРИ), творческий клуб деятелей театра, музыки, изобразительного искусства и эстрады. Организован в Москве в 1930 (при ЦК профсоюза работников искусств) под названием Клуб театральных работников. В 1934, слившись с клубом художников, стал именоваться Клубом мастеров искусств, с 1939 - Центральным домом работников искусств. ЦДРИ организует лекции, творческие вечера мастеров искусств, художественные выставки, экскурсии, вечера отдыха, встречи с учёными, писателями и др. Созданы филиал Университета марксизма-ленинизма МГК КПСС, университеты и лектории по вопросам искусства, культуры, эстетики. Работают секции: политмассовая, театра и кино, изобразительного искусства, музыки, эстрады и цирка, радио и телевидения; по работе с творческой молодёжью и студенчеством, с детьми; по культурным связям с зарубежными деятелями искусств и др. Имеются музыкально-творческие объединения (музыкантов-духовиков, камерной музыки, вокалистов и др.), творческие коллективы (симфонический оркестр, различные музыкальные ансамбли). В 1962 созданы Театр чтеца и поэта, Народная филармония, филармония для детей и юношества. Имеется библиотека (свыше 100 тыс. томов). |
Дом работников просвещения - в СССР культурно-просветительное учреждение, ведущее работу среди учителей, работников педагогических учебных заведений, дошкольных, внешкольных и др. учреждений системы народного образования. Д. р. п. учреждены декретом СНК, подписанным В. И. Лениным 25 апреля 1921. Находятся в ведении ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. С 1934 по 1956 назывались Домами учителя (некоторые поныне сохранили это название). В СССР (1970) насчитывалось 348 Д. р. п. Д. р. п. оказывают работникам просвещения помощь в повышении идейно-политического уровня, производственной квалификации, расширении научных знаний и совершенствовании педагогического мастерства. В Д. р. п. систематически устраиваются тематические выставки, лекции и доклады, встречи молодых учителей с заслуженными учителями, деятелями науки, литературы и искусства, новаторами производства, литературные и музыкальные вечера, просмотры кинофильмов и т.д. При многих Д. р. п. работают народные университеты, созданы клубы «по интересам», коллективы художественной самодеятельности. |
Государственный (ГДРЗ), художественно-промышленное предприятие Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Основан в 1938 как Дом звукозаписи для производства грампластинок. С 1941 осуществляет записи как для радиовещания, так и для выпуска грампластинок, с 1959 - центр союзного радиовещания и производства записей. ГДРЗ осуществляет: радиовещание по всем программам на СССР и зарубежные страны, звукозапись всех видов и жанров; производство измерительных лент по заказам учреждений и заводов, копий магнитных записей для местного радиовещания и телевидения, а также по заказам киностудий, театров, различных организаций; тиражирование фонограмм на магнитной ленте для продажи населению; реставрационные работы по сохранению старых записей, имеющих большую историческую и художественную ценность. ГДРЗ имеет специализированные студии для производства записей и радиовещания из театров, концертных залов, со стадионов и располагает в крупнейших из этих учреждений специально оборудованными трансляционными пунктами. Объём вещания, осуществляемого Всесоюзным радио через ГДРЗ, в 1971 составлял 350 часов в сутки, объём ежегодно рассылаемых в различные организации магнитных записей - до 40 тыс. часов звучания. ГДРЗ произведены уникальные документальные записи, записи лучших произведений отечественной и зарубежной классической и современной литературы и музыки и др., составляющие фонотеку Всесоюзного радио. В фондовой фонотеке ГДРЗ насчитывается свыше 100 тыс. записей; ежегодно она пополняется новыми записями общим объёмом около 400 часов звучания. Значительное количество записей ГДРЗ используется Всесоюзной студией грамзаписи фирмы «Мелодия» для выпуска грампластинок (до 1958 производство матриц грамзаписи находилось в ведении ГДРЗ). ГДРЗ осуществляет экспорт записей и обмен ими с зарубежными радиовещательными организациями. Некоторые записи ГДРЗ удостоены золотых медалей на международных конкурсах (например, записи опер «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Война и мир» С. С. Прокофьева, «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича). С. И. Задов. |
Дом ребёнка - в СССР учреждение охраны материнства и детства (См. Охрана материнства и детства) для воспитания детей, не имеющих родителей, покинутых детей, детей одиноких матерей или граждан, лишённых родительских прав. Д. р. находятся в ведении органов здравоохранения. До Великой Октябрьской социалистической революции в России существовали так называемые воспитательные дома, содержавшиеся на средства благотворительных обществ; их основной целью было призрение покинутых и незаконнорождённых детей. Подобные дома существуют и в современных капиталистических странах. В Д. р. воспитывают детей от рождения до 3 лет, после чего переводят в дошкольные учреждения Министерства просвещения (детские дома (См. Детский дом)). Дети содержатся в Д. р. бесплатно. Мать, сдавшая ребёнка в Д. р., может в любое время взять его обратно. Дети неизвестных родителей, принятые в Д. р., получают фамилию, имя, отчество и в 3-дневный срок регистрируются в ЗАГСе на основании акта о приёме. В Д. р. на 30 мест формируют 2 группы (от рождения до 1 г 2 мес и от 1 г 2 мес до 3 лет; в Д. р. свыше 45 мест - 3 группы (до 8-9 мес, от 8-9 мес до 2 лет и от 2 до 3 лет). Для каждой возрастной группы устанавливаются строгий распорядок дня, режим питания (детей до 3-4 мес обеспечивают женским молоком). Широко проводятся оздоровительные мероприятия (сон на воздухе, прогулки; на лето детей вывозят на дачи). Возглавляет Д. р. детский врач; воспитательной работой руководит педагог, при каждом Д. р. организуется попечительский совет. О. Г. Фролова. |
Дом санитарного просвещения - см. в ст. Санитарное просвещение. |
Дом свободного ребёнка («Дом свобо́дного ребёнка», ) школа экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет; была организована в 1906 членами Московского кружка совместного воспитания и образования (во главе с К. Н. Вентцелем (См. Вентцель)), выступившими в период Революции 1905-07 за создание «новых школ» на основе принципов, сформулированных представителями мелкобуржуазной теории свободного воспитания (См. Свободное воспитание). «Д. с. р.» представлял собой самоуправляющуюся педагогическую общину, объединявшую на равных началах детей, учителей и родителей. Сначала занятия строились на основе свободной группировки детей по их интересам. Центром всех занятий был творческий труд детей, обучение считалось второстепенным делом и сводилось к объяснению вопросов, возникавших у детей в процессе трудовых занятий. Опыт работы «Д. с. р.» показал, что воспитанники не получали знаний, необходимых для продолжения образования, и отдельные родители стали переводить своих детей в обычные школы. Руководители «Д. с. р.» ввели регулярные учебные занятия, классно-урочную систему, временных учителей заменили штатными педагогами и т.п. Но все эти «новшества» противоречили теории свободного воспитания, и в 1909 «Д. с. р.» прекратил своё существование. Лит.: Вентцель К. Н., Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу), 3 изд., М., 1923; Кистяковская М. В., Горбунова-Посадова Е. Е., Первый опыт трудовой школы. «Дом свободного ребенка», М.-П., 1923; Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955, с. 281-88. М. Ф. Шабаева. |