Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Д" (часть 67, "ДОЛ"-"ДОМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 67, "ДОЛ"-"ДОМ")

Доллежаль Николай Антонович

Доллежаль Николай Антонович [р. 15(27).10.1899, с. Омельник, ныне Ореховского района Запорожской области], советский учёный-энергетик, академик АН СССР (1962; член-корреспондент 1953), Герой Социалистического Труда (1949). В 1923 окончил Московское высшее техническое училище. В 1932‒34 технический директор института азотного машиностроения в Ленинграде. В 1935‒38 главный инженер завода «Большевик» в Киеве, в 1942‒53 директор научно-исследовательского института химического машиностроения в Москве. С 1953 директор НИИ. Разработал теорию самодействующих клапанов поршневого компрессора. Д. ‒ главный конструктор реактора первой в мире атомной электростанции. Государственная премия СССР (1949, 1952, 1953, 1970). Ленинская премия (1957). Награждён 4 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Долло

Долло (Dollo)

Луи (7.12.1857, Лилль, - 19.4.1931, Брюссель), бельгийский палеонтолог. Профессор Брюссельского университета и хранитель Естественноисторического музея. В исследованиях главным образом ископаемых позвоночных Д. дал анализ явлений приспособления животных к определённым условиям жизни, чем положил начало этологическому изучению палеонтологических объектов. Свой метод Д. описал в монографии «Этологическая палеонтология» (1909), посвящённой памяти В. О. Ковалевского, которого считал своим учителем. В 1893 сформулировал закон о необратимости эволюции. См. Долло закон.

Лит.: Тихомиров В. В., Софиано Т. А., Двадцать пять лет со дня смерти бельгийского палеонтолога Л. Долло, «Изв. АН СССР. Серия геологическая», 1956, № 10, с. 116-17.

Долло закон

Долло закон - закон необратимости эволюции, впервые чётко сформулированный в 1893 бельгийским палеонтологом Л. Долло. Согласно Долло, организм не может вернуться, хотя бы частично, к прежнему состоянию, которое уже пройдено рядом его предков. Например, наземные позвоночные животные в процессе вторичного приспособления к жизни в воде не становятся опять рыбами и не приобретают признаков, свойственных рыбам (например, жабр и др.). Поэтому приспособившиеся к водной среде ихтиозавры остались по всем особенностям строения типичными пресмыкающимися, а киты - млекопитающими с особыми присущими им чертами строения.

Долло Луи

Долло (Dollo) Луи (7.12.1857, Лилль, ‒ 19.4.1931, Брюссель), бельгийский палеонтолог. Профессор Брюссельского университета и хранитель Естественноисторического музея. В исследованиях главным образом ископаемых позвоночных Д. дал анализ явлений приспособления животных к определённым условиям жизни, чем положил начало этологическому изучению палеонтологических объектов. Свой метод Д. описал в монографии «Этологическая палеонтология» (1909), посвящённой памяти В. О. Ковалевского, которого считал своим учителем. В 1893 сформулировал закон о необратимости эволюции. См. Долло закон.

Лит.: Тихомиров В. В., Софиано Т. А., Двадцать пять лет со дня смерти бельгийского палеонтолога Л. Долло, «Изв. АН СССР. Серия геологическая», 1956, № 10, с. 116‒17.

Доллонд

Доллонд (Dollond)

Джон (10.6.1706 - 30.11.1761), английский оптик. В 1758 получил патент на изготовление ахроматических объективов для зрительных труб. Первые ахроматические объективы были сделаны в Англии ещё в 1733, но они были весьма несовершенны. Д., первоначально разделявший мнение И. Ньютона о невозможности создания ахроматического объектива, занялся изучением этого вопроса и, следуя теории Л. Эйлера, после долгих экспериментов нашёл удачную комбинацию стёкол (собирающая линза из кронгласа и рассеивающая линза из флинтгласа), обладавшую хорошим ахроматизмом. Трубы Д. быстро получили широкое распространение.

Соч.: An account of some experiments concerning the different refrangibility of light, «Philosophical Transactions of the Royal Society», 1758, v. 50.

Доллонд Джон

Доллонд (Dollond) Джон (10.6.1706 ‒ 30.11.1761), английский оптик. В 1758 получил патент на изготовление ахроматических объективов для зрительных труб. Первые ахроматические объективы были сделаны в Англии ещё в 1733, но они были весьма несовершенны. Д., первоначально разделявший мнение И. Ньютона о невозможности создания ахроматического объектива, занялся изучением этого вопроса и, следуя теории Л. Эйлера, после долгих экспериментов нашёл удачную комбинацию стёкол (собирающая линза из кронгласа и рассеивающая линза из флинтгласа), обладавшую хорошим ахроматизмом. Трубы Д. быстро получили широкое распространение.

Соч.: An account of some experiments concerning the different refrangibility of light, «Philosophical Transactions of the Royal Society», 1758, v. 50.

Долматовский

Евгений Аронович [р. 22.4(5.5).1915, Москва], русский советский поэт. Член КПСС с 1941. В 1937 окончил Литературный институт им. М. Горького. Печататься начал в 1930. Опубликовал сборник «Лирика» (1934), в 1935 - сборник «День». Участник Великой Отечественной войны 1941-45. Лучшее произведение военных лет - поэма «Пропал без вести» (1-я часть трилогии «Одна судьба», 1942-46). Роман в стихах «Добровольцы» (1956) посвящён первым строителям метро и их дальнейшим судьбам. Д. - автор текстов популярных песен, в том числе песен к кинофильмам, текста оратории «Песнь о лесах» (1949), восьми баллад «Верность» (1970), песни «Родина слышит...» (1950) и др. произведений на музыку Д. Д. Шостаковича; книги стихов «Слово о завтрашнем дне» (1949; Государственная премия СССР, 1950). Поэзия Д. отмечена чертами гражданственности и патетичности. Награждён 5 орденами, а также медалями.

Соч.: Африка имеет форму сердца, М., 1961; Всё только начинается, М., 1961; Годы и песни, М., 1963; Стихи о нас, М., 1964; Избранное, М., 1965; Последний поцелуй, М., 1967; Из жизни поэзии, М., 1967; Девушка в белом, М., 1968; Избр. произв., т. 1-2, М., 1971.

Лит.: Наровчатов С., Судьба поколения, «Юность», 1957, №1; Антокольский П., Военные стихи Долматовского, в его кн.: Поэты и время, М., 1957; Трощенко Е., Евгений Долматовский, в её кн.: Статьи о поэзии, М., 1962.

Долматовский Евгений Аронович

Долматовский Евгений Аронович [р. 22.4(5.5).1915, Москва], русский советский поэт. Член КПСС с 1941. В 1937 окончил Литературный институт им. М. Горького. Печататься начал в 1930. Опубликовал сборник «Лирика» (1934), в 1935 ‒ сборник «День». Участник Великой Отечественной войны 1941‒45. Лучшее произведение военных лет ‒ поэма «Пропал без вести» (1-я часть трилогии «Одна судьба», 1942‒46). Роман в стихах «Добровольцы» (1956) посвящён первым строителям метро и их дальнейшим судьбам. Д. ‒ автор текстов популярных песен, в том числе песен к кинофильмам, текста оратории «Песнь о лесах» (1949), восьми баллад «Верность» (1970), песни «Родина слышит...» (1950) и др. произведений на музыку Д. Д. Шостаковича; книги стихов «Слово о завтрашнем дне» (1949; Государственная премия СССР, 1950). Поэзия Д. отмечена чертами гражданственности и патетичности. Награждён 5 орденами, а также медалями.

Соч.: Африка имеет форму сердца, М., 1961; Всё только начинается, М., 1961; Годы и песни, М., 1963; Стихи о нас, М., 1964; Избранное, М., 1965; Последний поцелуй, М., 1967; Из жизни поэзии, М., 1967; Девушка в белом, М., 1968; Избр. произв., т. 1‒2, М., 1971.

Лит.: Наровчатов С., Судьба поколения, «Юность», 1957, №1; Антокольский П., Военные стихи Долматовского, в его кн.: Поэты и время, М., 1957; Трощенко Е., Евгений Долматовский, в её кн.: Статьи о поэзии, М., 1962.

Долобский съезд 1103

Долобский съезд 1103 - съезд русских князей: киевского князя Святополка Изяславича (См. Святополк Изяславич) и переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (См. Владимир Всеволодович Мономах) с их дружинами у Долобского озера (близ Киева) для организации совместного похода на половцев.

Долой неграмотность

Долой неграмотность («Доло́й негра́мотность»)

всероссийское добровольное общество. Основано в 1923, ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР. Общество создавало школы, группы, члены его вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также широкую политико-просветительную работу. В 1930 общество насчитывало около 3 млн. членов с 200 тыс. ячеек; особенно большую работу оно проделало в деревне. За время своего существования (1923-36) члены общества обучили около 5 млн. неграмотных и малограмотных. Общество издавало журналы: «Культпоход» (1930-32), «Повысим грамотность» (1933-36) и «Бюллетень центрального Совета общества "Долой неграмотность"» (1930-35).

Доломит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Доломитизация

Доломитизация - процесс обогащения Доломитом известкового ила (осадка) или известковой породы за счёт замещения части СаСО3 на MgCO3. Различают 2 типа: Д. диагенетическая (см. Диагенез), происходящая в иле в процессе его превращения в осадочную породу, и эпигенетическая, происходящая в уже отвердевшей известковой породе. Эпигенетическая Д. вызывается действием подземных вод, обогащённых магнием, при прохождении их через толщи доломитов, ультраосновных изверженных пород и т.п. Полное замещение кальцита доломитом при этих вторичных изменениях известняка происходит редко. Обычно образуются доломитизированные известняки.

Доломитовые Альпы

Доломитовые Альпы (Alpi Dolomiti)

горный массив в Восточных Альпах на С.-В. Италии. Длина 120 км, высота до 3342 м (гора Мармолада). Осевая зона сложена преимущественно доломитами и известняками, образующими отвесные склоны и причудливые вершины. Имеются снежники и ледники. Горные луга, на нижних частях склонов - сосновые и лиственные леса. Популярный район туризма. Курорты (Кортина-д'Ампеццо и др.).

Доломитовые огнеупоры

Доломитовые огнеупоры - порошок (крупнозернистый) из обожжённого до спекания дроблёного доломита и изделия из такого порошка, преимущественно на смоляной связке (необожжённые и обожжённые). Спекшийся доломитовый порошок применяется для заправки подин мартеновских и электросталеплавильных печей, доломитовые изделия (в том числе блоки) - для футеровки сталеплавильных конвертеров и частично электропечей. Д. о. отличаются высокой стойкостью по отношению к расплавам основного характера; огнеупорность Д. о. 1800-1950°С и выше.

Лит.: Технология керамики и огнеупоров, 3 изд., М., 1962; Непша А. В., Конвертерные смолодоломитовые огнеупоры, М., 1967.

Долото

Долото - ручной или машинный деревообрабатывающий инструмент для выдалбливания отверстий, гнёзд, пазов и т.д. При работе на сверлильно-долбёжных станках используют полые Д. со сверлом внутри. Д. применяют также для резьбы по кости и другим материалам. Кремнёвые Д. появились в верхнем Палеолите, бронзовые - в Египте и Двуречье в 3-м тысячелетии до н. э., железные - в 9-8 вв. до н. э. На Руси уже в 10-13 вв. бытовали стальные Д. с лезвиями стандартных размеров.

Долото буровое

Статья большая, находится на отдельной странице.

Долуханова

Зара (Заруи Агасьевна) (р. 15.3.1918, Москва), советская певица (меццо-сопрано), народная артистка Армянской ССР (1955) и РСФСР (1956). В 1957 окончила Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. С 1939 солистка Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова, с 1944 - Всесоюзного радио и телевидения, с 1959 - Московской филармонии. Д. обладает голосом огромного диапазона - от глубокого меццо-сопрано до высокого сопрано - и безупречной вокальной техникой. Ей свойственны тонкий вкус и большое чувство стиля произведения. Камерный репертуар Д. разнообразен и включает произведения советских, русских и западных композиторов. Гастролировала во многих странах мира. Государственная премия СССР (1951) и Ленинская премия (1966).

Лит.: Михайловская Н., Зара Долуханова, М., 1960.

З. Долуханова.

З. Долуханова.

Долуханова Зара

Долуханова Зара (Заруи Агасьевна) (р. 15.3.1918, Москва), советская певица (меццо-сопрано), народная артистка Армянской ССР (1955) и РСФСР (1956). В 1957 окончила Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. С 1939 солистка Ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова, с 1944 ‒ Всесоюзного радио и телевидения, с 1959 ‒ Московской филармонии. Д. обладает голосом огромного диапазона ‒ от глубокого меццо-сопрано до высокого сопрано ‒ и безупречной вокальной техникой. Ей свойственны тонкий вкус и большое чувство стиля произведения. Камерный репертуар Д. разнообразен и включает произведения советских, русских и западных композиторов. Гастролировала во многих странах мира. Государственная премия СССР (1951) и Ленинская премия (1966).

Лит.: Михайловская Н., Зара Долуханова, М., 1960.

Долфин-энд-Юнион

Долфин-энд-Юнион (Dolphin and Union)

пролив в Канадском Арктическом архипелаге, между островом Виктория и северным берегом материка Северной Америки. Длина более 200 км, ширина от 30 до 90 км. Глубины до 195 м. Большую часть года покрыт льдом.

Дольд-Михайлик

Юрий Петрович [4(17).3.1903, с. Бутенки, ныне Полтавской области, - 17.5.1966, Киев], украинский советский писатель. Член КПСС с 1949. Окончил Днепропетровский институт народного просвещения (1928). Печататься начал в 1922. Автор сборников очерков и рассказов. Широкую известность получил приключенческий роман «И один в поле воин» (1956, рус. пер. 1957) о подвигах советских разведчиков в немецком тылу в годы 2-й мировой войны 1939-45 (переведён на многие иностранные языки). Вторая часть романа - «У чёрных рыцарей» (1964). Написал сценарии художественных и научно-популярных фильмов «Они видят вновь» (1948), «Кровавый рассвет» (1956), «По следам невидимых врагов» (1955); пьесы «Щорс» (1938), «Котовский» (1937-38), «Великий закон» (1948), «Бориславская трагедия» (1954). В романе «Степняки» (1949, рус. пер. 1950) изображена жизнь украинского села послевоенных лет. Награждён орденом «Знак Почёта» и медалями.

Лит.: Вишневская Н. А., Юрiй Дольд-Михайлик, «Радянське лiтературознавство», 1959, № 1; Українськi письменники. Бioбiблioграфiчний словник, т. 4, К., 1965; История украинской советской литературы, К., 1965.

Л. Н. Коваленко.

Дольд-Михайлик Юрий Петрович

Дольд-Михайлик Юрий Петрович [4(17).3.1903, с. Бутенки, ныне Полтавской области, ‒ 17.5.1966, Киев], украинский советский писатель. Член КПСС с 1949. Окончил Днепропетровский институт народного просвещения (1928). Печататься начал в 1922. Автор сборников очерков и рассказов. Широкую известность получил приключенческий роман «И один в поле воин» (1956, рус. пер. 1957) о подвигах советских разведчиков в немецком тылу в годы 2-й мировой войны 1939‒45 (переведён на многие иностранные языки). Вторая часть романа ‒ «У чёрных рыцарей» (1964). Написал сценарии художественных и научно-популярных фильмов «Они видят вновь» (1948), «Кровавый рассвет» (1956), «По следам невидимых врагов» (1955); пьесы «Щорс» (1938), «Котовский» (1937‒38), «Великий закон» (1948), «Бориславская трагедия» (1954). В романе «Степняки» (1949, рус. пер. 1950) изображена жизнь украинского села послевоенных лет. Награждён орденом «Знак Почёта» и медалями.

Лит.: Вишневская Н. А., Юрiй Дольд-Михайлик, «Радянське лiтературознавство», 1959, № 1; Укра нськi письменники. Бioбiблioграфiчний словник, т. 4, К., 1965; История украинской советской литературы, К., 1965.

Л. Н. Коваленко.

Дольмен

Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol - стол и men - камень)

древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек (см. Мегалиты). Д. сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Д. - один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Д. обычно содержат останки нескольких умерших с каменными или бронзовыми орудиями и украшениями. Некоторые Д. использовались для погребений в течение десятков или даже сотен лет. Предполагают, что Д. сооружались для погребения родовых старейшин; по другой гипотезе, они первоначально служили родовыми святилищами и лишь позднее были превращены в места погребений. Д. распространены в приморских областях Европы, Северной Африки и Азии; в СССР известны на Черноморском побережье Кавказа и в Крыму. В Европе и Северной Африке Д. относятся к бронзовому веку, в Индии и Японии - к железному веку; на Кавказе Д. сооружались в эпоху ранней и средней бронзы (3-2-е тысячелетие до н. э.), а некоторые использовались даже в 1-м тысячелетии до н. э.

Лит.: Куфтин Б. А., Материалы к археология Колхиды, т. 1, Тб., 1949; Лавров Л. И., Дольмены северо-западного Кавказа, в кн.: Тр. Абхазского института языка, литературы и истории, т. 31, Сухуми, 1960; Чайлд Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952; Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1944, с. 24, 25.

А. Л. Монгайт.

Дольмен близ Геленджика. Северный Кавказ.

Дольмен близ Геленджика. Северный Кавказ.

Дольни-Вестонице

Дольни-Вестонице (Dolní Věstonice)

позднепалеолитическая стоянка на территории Чехословакии, в окрестностях г. Микулов (Южная Моравия). Относится к восточной граветтской или павловской (см. Павлов) культуре. Возраст (по данным радиоуглеродного анализа) 25-30 тыс. лет. Д. раскапывалась чехословацкими учёными К. Абсолоном (в 1924-38) и Б. Климой (в 1947-52). Найдены большие скопления костей мамонтов, орудия из кремня и кости, многочисленные произведения искусства из бивня мамонта (мужская головка и стилизованные женские изображения-подвески) и обожжённой глины (реалистическая женская фигурка, фигурки мамонтов, медведей, диких лошадей, носорога и др.). Вскрыты остатки двух жилищ: овального в плане (15 × 9 м) с пятью очагами и округлого (диаметр около 6 м) с очагом в центре, на котором обжигались глиняные фигурки (найдено свыше 2 тыс. комков обожжённой глины, заготовок, частично сохранивших следы моделирования и отпечатки пальцев формовавших их людей). Обнаружено несколько человеческих черепов и погребение женщины, лежавшей в скорченном положении и покрытой лопатками мамонта.

Лит.: Борисковский П. И., Очерки по палеолиту Центральной и Юго-Восточной Европы, в сб.: Советская археология, в. 27, М., 1957; Klima В., Dolní Věstonice, Praha, 1963.

П. И. Борисковский.

Дольник

Дольник - паузник, русский стихотворный размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тоническими и чисто тоническими системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутренний ритм, образуемый чередованием сильных мест (Иктов) и слабых мест (междуиктовых интервалов); сильным местам соответствуют, как правило, ударные слоги, слабым - безударные. Но объём междуиктовых интервалов в Д., в отличие от силлабо-тонических размеров, не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1-2 слогов; различные сочетания односложных и двухсложных интервалов образуют ритмические вариации Д. В чтении разница объёмов односложных и двухсложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами, но может и не компенсироваться вовсе. Аналогичные размеры существуют также в английском, немецком и др. стихосложениях. В русской поэзии первые пробы Д. появляются в романтической лирике 19 в. (М. Ю. Лермонтов, А. А. Григорьев, А. А. Фет); в широкое употребление Д. входит с начала 20 в. (после А. А. Блока и А. А. Ахматовой). Пример четырёхиктного Д.:

«Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре

О все́х уста́лых в чужо́м краю́,

О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре,

О все́х, забы́вших ра́дость свою́».

(А. А. Блок).

Лит.: Гаспаров М., Русский трехударный дольник 20 в., в сб.: Теория стиха, Л., 1968.

М. Л. Гаспаров.

Дольные единицы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дольотти

Дольотти (Dogliotti)

Акилле Марио (25.9.1897, Турин, - 2.6.1966, там же), итальянский хирург, иностранный член АМН СССР (1962). Медицинское образование получил в Турине. С 1935 директор Института хирургической патологии при Моденском университете, Университетской хирургической клиники в Катании (1937) и в Турине (с 1943). Основные труды посвящены проблемам анестезиологии, брюшной, лёгочной, сердечной хирургии и нейрохирургии, шоку, переливанию крови, гипотермии при операциях на сердце. Автор одной из операций отведения жёлчи из внутрипечёночных протоков. Создатель (1935) и бессменный редактор журнала «Minerva anestesiologica». Основатель, секретарь (1934) и президент (с 1955) Итальянского общества анестезиологов, президент и вице-президент ряда итальянских и международных обществ хирургов.

Соч.: Trattato di anestesia, 2 ed., Torino, 1946; Tecnica operativa, v. 1-2, Torino, 1948-56; La rianimazione con transfusione endocarotidea in sense craniale, «Minerva medica», 1952, p. 893-96.

Лит.: Петровский Б. В., А. М. Дольотти, «Хирургия», 1967, № 5; Акилле Марио Дольотти (1897-1966). Некролог, «Грудная хирургия», 1967, № 2.

Дольотти Акилле Марио

Дольотти (Dogliotti) Акилле Марио (25.9.1897, Турин, ‒ 2.6.1966, там же), итальянский хирург, иностранный член АМН СССР (1962). Медицинское образование получил в Турине. С 1935 директор Института хирургической патологии при Моденском университете, Университетской хирургической клиники в Катании (1937) и в Турине (с 1943). Основные труды посвящены проблемам анестезиологии, брюшной, лёгочной, сердечной хирургии и нейрохирургии, шоку, переливанию крови, гипотермии при операциях на сердце. Автор одной из операций отведения жёлчи из внутрипечёночных протоков. Создатель (1935) и бессменный редактор журнала «Minerva anestesiologica». Основатель, секретарь (1934) и президент (с 1955) Итальянского общества анестезиологов, президент и вице-президент ряда итальянских и международных обществ хирургов.

Соч.: Trattato di anestesia, 2 ed., Torino, 1946; Tecnica operativa, v. 1‒2, Torino, 1948‒56; La rianimazione con transfusione endocarotidea in sense craniale, «Minerva medica», 1952, p. 893‒96.

Лит.: Петровский Б. В., А. М. Дольотти, «Хирургия», 1967, № 5; Акилле Марио Дольотти (1897‒1966). Некролог, «Грудная хирургия», 1967, № 2.

Дольфус

Дольфус (Dollfuβ)

Энгельберт (4.10.1892, Тексинг, Нижняя Австрия, - 25.7.1934, Вена), австрийский политический деятель, один из руководителей реакционной Христианско-социальной партии. В 1931-32 министр земледелия и лесного хозяйства. С мая 1932 канцлер и министр иностранных дел Австрии. Правительство Д. способствовало постепенной фашизации страны, в мае 1933 запретило компартию, в феврале 1934 устроило кровавую расправу над рабочими-шуцбундовцами (см. Шуцбунд). В своей внешней политике ориентировался на фашистскую Италию. 17 марта 1934 Д. подписал с правительствами Италии и Венгрии так называемые Римские протоколы, поставившие политику Австрии в полную зависимость от Италии. Был убит австрийскими национал-социалистами, стремившимися к включению Австрии в состав фашистской Германии.

Дольче стиль нуово

Дольче стиль нуово («До́льче стиль нуо́во»)

итальянская поэтическая школа конца 13 в. Её глава - болонский поэт Г. Гвиницелли, его последователи - флорентийские поэты Г. Кавальканти, молодой Данте, Д. Фрескобальди и др. Поэзия «Д. с. н.» характерна для итальянского предвозрождения, когда в средней и северной Италии развивалось самосознание личности и повышался интерес к её внутреннему миру. Поэты «Д. с. н.» воспевали облагораживающую, возвышенную любовь к женщине. Однако в некоторых стихах (особенно у Кавальканти) любовь - жестокая сила, внушающая страх и смятение. Основное поэтическое достоинство школы - изящество и музыкальность стихотворной формы.

Лит.: Гаспари А., История итальянской литературы, пер. К. Бальмонта, т. 1, М., 1895; Storia della letteratura italiana, v. 1, Mil., 1965.

Дольчи

Дольчи (Dolci)

Данило (p. 28.6.1924, Триест), итальянский писатель и общественный деятель. Ведёт широкую культурно-просветительскую и агитационную деятельность с целью облегчить положение бедняков Сицилии. Книги Д. - своеобразные документальные репортажи, которые обличают социальные порядки в Сицилии: нищету и отсталость деревни, порождающие преступность («Бандиты в Партинико», 1955); безработицу («Расследование в Палермо», 1956). В книге «Расточительство» (1960), «Беседы» (1962) углубляется анализ политико-экономических причин бедственного положения Сицилии. Д. неоднократно подвергался арестам, судебным преследованиям. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957).

Соч.: Inventare il futuro, Bari, 1968; в рус. пер. - Под небом Сицилии, «Иностранная литература», 1962, № 9; Беспроигрышная игра, там же, 1967, № 6.

Лит.: Эренбург И., Данило Дольчи - поборник мира, «Литературная газета», 1959, 26 нояб.; Потапова З., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961, с. 87-90; Capitini A., Danilo Dolci, Manduria, 1958.

З. М. Потапова.

Д. Дольчи.

Д. Дольчи.

Дольчи Данило

Дольчи (Dolci) Данило (p. 28.6.1924, Триест), итальянский писатель и общественный деятель. Ведёт широкую культурно-просветительскую и агитационную деятельность с целью облегчить положение бедняков Сицилии. Книги Д. ‒ своеобразные документальные репортажи, которые обличают социальные порядки в Сицилии: нищету и отсталость деревни, порождающие преступность («Бандиты в Партинико», 1955); безработицу («Расследование в Палермо», 1956). В книге «Расточительство» (1960), «Беседы» (1962) углубляется анализ политико-экономических причин бедственного положения Сицилии. Д. неоднократно подвергался арестам, судебным преследованиям. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957).

Соч.: Inventare il futuro, Bari, 1968; в рус. пер. ‒ Под небом Сицилии, «Иностранная литература», 1962, № 9; Беспроигрышная игра, там же, 1967, № 6.

Лит.: Эренбург И., Данило Дольчи ‒ поборник мира, «Литературная газета», 1959, 26 нояб.; Потапова З., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961, с. 87‒90; Capitini A., Danilo Dolci, Manduria, 1958.

З. М. Потапова.

Дольчино

Дольчино (Dolcino)

(умер 1307), вождь крестьянско-плебейского восстания в северо-западной Италии (1304-07). Ученик и последователь Г. Сегарелли, основателя секты апостоликов (См. Апостолики). Согласно проповедям Д., на земле в результате насильственного ниспровержения всех властей и истребления папы, кардиналов, священников, монахов будет установлено царство социальной справедливости (с всеобщим равенством и общностью имущества). В начале 1304 Д. возглавил в районе г. Верчелли (северо-западная Ломбардия) восстание местных крестьян, направленное против феодальных повинностей и властей города, которому крестьяне были подчинены. Д. предполагал захватить долину р. Сезия и создать там крестьянскую общину (по-видимому, на основе периодических уравнительных переделов земли). Против Д. папа Климент V объявил в 1305 крестовый поход. Восставшие были оттеснены в горы на границу Савойи, Новары и Верчелли. В марте 1307 войска феодалов разгромили повстанцев. Д. был захвачен в плен и казнён. Восстание Д. было одним из первых в ряде крупных восстаний в западноевропейских государствах 14 в.

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки. [Тетрадь] 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939, с. 5-6; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, Книга для чтения по истории средних веков, ч. 2, М., 1951; его же, Первое послание Дольчино, в сб.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; его же, Исторические условия восстания Дольчино, М., 1955 (Доклады советской делегации на Х Международном конгрессе историков в Риме).

С. Д. Сказкин.

Доля

I До́ля

единица старой русской системы мер массы (веса), равная 1/96 Золотника, или 1/9216 фунта. Применялась в России до введения метрической системы мер. Своеобразное деление на 96 частей отражает влияние (хотя и не непосредственное) применявшейся в древности 6-ричной системы счисления, повлиявшей также на единицы длины, времени и некоторые другие. Д. равна 44,43 мг.

II До́ля

территориальная единица в России в составе губернии (См. Губерния), установленная в 1710 для единообразного взимания податей, набора рекрутов и проведения др. мероприятий. В соответствии с данными переписи 1678, установившей в России 812131 тяглый двор, вся территория страны была разделена на 146,7 Д. Т. о. каждая Д. охватывала 5536 тяглых дворов. С введением деления губерний на Уезды и дистрикты Д. в 1775 была упразднена.

III До́ля (музыкальная)

единица Ритма и Метра. Объединение равных длительностей в группы лежит в основе двухдольных, трёхдольных и т.п. ритмических фигур, ритмов и метров (размеров).

Доля (единица массы)

Доля, единица старой русской системы мер массы (веса), равная 1/96 золотника, или 1/9216 фунта. Применялась в России до введения метрической системы мер. Своеобразное деление на 96 частей отражает влияние (хотя и не непосредственное) применявшейся в древности 6-ричной системы счисления, повлиявшей также на единицы длины, времени и некоторые другие. Д. равна 44,43 мг.

Доля (муз.)

Доля (музыкальная), единица ритма и метра. Объединение равных длительностей в группы лежит в основе двухдольных, трёхдольных и т.п. ритмических фигур, ритмов и метров (размеров).

Доля (терр. единица в России)

Доля, территориальная единица в России в составе губернии, установленная в 1710 для единообразного взимания податей, набора рекрутов и проведения др. мероприятий. В соответствии с данными переписи 1678, установившей в России 812131 тяглый двор, вся территория страны была разделена на 146,7 Д. Т. о. каждая Д. охватывала 5536 тяглых дворов. С введением деления губерний на уезды и дистрикты Д. в 1775 была упразднена.

Дом

Дом (Dom)

самая высокая вершина массива Мишабель в Пеннинских Альпах на Ю. Швейцарии. Высота 4545 м. Туризм и альпинизм.

Дом авиации и космонавтики

Центральный имени М. В. Фрунзе, культурно-просветительное учреждение Центрального комитета Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР). Основан в октябре 1924, открыт в Москве 18 января 1927. Предназначен для пропаганды среди населения, членов ДОСААФ и воинов Советских Вооружённых Сил знаний в области современной техники и истории развития отечественной авиации, воздухоплавания и космонавтики, боевых действий Советских ВВС, развития гражданской авиации и её роли в народном хозяйстве и популяризации передового опыта военно-массовой, учебной и спортивной работы организаций ДОСААФ по авиации и космонавтике. Организует и проводит стационарные и передвижные выставки, экскурсии, лекции, доклады, встречи со знатными людьми авиации и космонавтики, памятные вечера. Имеет тематический кинолекторий, библиотеку с читальным залом и авиационно-историческую фототеку.

В. Ф. Башкиров.

Дом актёра

Дом актёра - творческий клуб театральных деятелей. Московский дом актёра, созданный в 1937 в системе Всероссийского театрального общества (См. Всероссийское театральное общество) (ВТО), является старейшим в СССР, с 1956 стал называться Центральным домом актёра, в 1964 ему присвоено имя А. А. Яблочкиной. При местных отделениях ВТО созданы Д. а. в Ленинграде, Казани, Новосибирске, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Петрозаводске, Уфе (в некоторых городах Д. а. объединены с домами работников искусств). Театральные общества союзных республик имеют свои Д. а. в Киеве, Львове, Харькове, Одессе, Кишинёве, Минске, Вильнюсе и др. городах. В Д. а. регулярно проводятся лекции и доклады, творческие вечера мастеров сцены, выставки, смотры и конкурсы, выпускаются устные журналы, устраиваются вечера отдыха театральных коллективов. При некоторых Д. а. имеются университеты театральной культуры. Деятельностью Д. а. руководят общественные советы (или правления).

Дом архитектора

Центральный (ЦДА), творческий клуб работников архитектуры и строительства. Основан в 1932. Находится в Москве. Работает под руководством Президиума Московского отделения Союза архитекторов СССР. Задачи ЦДА: повышение идейно-политического уровня, квалификации и общественной активности членов Союза архитекторов, вовлечение молодых кадров в творческую и общественную жизнь Союза, связь и обмен опытом с др. союзами, пропаганда архитектуры среди населения. ЦДА устраивает доклады, лекции, встречи с мастерами архитектуры и деятелями науки и искусства, выставки, концерты, спектакли, просмотры кинофильмов и т.д. При ЦДА работают библиотека, архитектурный кабинет, 15 творческих комиссий и 9 секций совета ЦДА.

Д. а. имеются также в Ленинграде, Киеве, Баку, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Минске, Алма-Ате, Риге, Душанбе, Волгограде, Вильнюсе, Казани, Батуми и др. городах.

Дом ветеранов сцены

Дом ветеранов сцены - в СССР пансионат, где проживают на полном обеспечении престарелые деятели сцены, имеющие заслуги в области театрального искусства. История создания старейшего Д. в. с. в СССР - Ленинградского - восходит к 1896, когда по инициативе выдающейся актрисы М. Г. Савиной в Петербурге при Русском театральном обществе было создано «Убежище для престарелых артистов». В 1931 «Убежище» преобразовано в Ленинградский Д. в. с. имени М. Г. Савиной; в 1970 здесь проживало свыше 180 старейших деятелей сцены. По примеру Петербурга, в 1907 в Москве было выстроено «Убежище для престарелых артистов Московских императорских театров» (с 1917 - для артистов Большого театра). В 1937 перешло в ведение Всероссийского театрального общества (ВТО) и на его базе был основан Московский Д. в. с. имени А. А. Яблочкиной; в 1965 построено новое комфортабельно оборудованное здание, где в 1970 проживало свыше 150 человек. Оба Д. в. с. содержатся за счёт средств ВТО. В 1959 под Киевом (Пуща-Водица) открыт Д. в. с. Украинского театрального общества.

Проживающие в Д. в. с. обеспечены комнатой, одеждой, питанием, квалифицированной медицинской помощью; за ними сохраняется 25% пенсии. В Д. в. с. имеются библиотека, концертный зал, киноустановка. Ветераны посещают спектакли театров, руководят кружками художественной самодеятельности, выступают в концертах.

Лит.: Львова-Климова В., Дом ветеранов сцены, Л., 1967; Алянский Ю., Репортаж с Петровского острова, «Театр», 1967, № 11; Булгак Л., На радость людям, там же.

М. С. Зилов.

Дом детской книги

Дом детской книги - издательства «Детская литература», основан в 1950 в Москве. Задачи: содействовать созданию произведений детской литературы на научно-педагогической основе, укреплять творческие связи писателей, художников, издательских работников с юными читателями, педагогами и библиотекарями, помогать семье и школе в руководстве чтением детей. В задачи Д. д. к., как творческой лаборатории издательства, входит изучение современной детской литературы, её истории, читательских интересов (ежегодно Д. д. к. получает 20-30 тыс. писем от читателей и организаций, в том числе и зарубежных), обобщение опыта издания книг для детей, пропаганда книги. В Д. д. к. проводятся творческие совещания по актуальным проблемам современной детской литературы, готовятся для издания критико-библиографические и методические работы по детской литературе и вопросам детского чтения. Д. д. к. рассылает обзоры литературы, рекомендательные материалы органам народного образования, школам, детским библиотекам. Д. д. к. участвует в подготовке и проведении Недели детской книги.

При Д. д. к. имеется библиотека (свыше 220 тыс. детских книг), обслуживающая специалистов по детской литературе; филиал в Ленинграде. Московский Д. д. к. является членом Международного кураториума по детской и юношеской литературе.

В 1970 организован Д. д. к. в Грузии при издательстве «Накадули». По типу советского Д. д. к. организован в Болгарии (София) Дом литературы и искусства для детей и юношества.

Н. А. Пильник.

Дом журналиста

Центральный (ЦДЖ), московский клуб журналистов. Учреждён в марте 1920 как Дом печати, в 1938 реорганизован в ЦДЖ при ЦК профсоюза работников печати, в 1959 передан Союзу журналистов СССР. Основные задачи ЦДЖ: повышение политического, культурного и профессионального уровня работников печати, радиовещания и телевидения, организация досуга журналистов. В ЦДЖ проводятся всесоюзные и московские семинары журналистов, встречи и пресс-конференции с государственными, партийными и общественными деятелями, учёными, мастерами литературы и искусства, делегациями иностранной прессы, устраиваются выставки работ фотожурналистов и художников печати, просмотры и обсуждения новых кино- и телефильмов и т.д. Работают лектории по теоретическим проблемам марксизма-ленинизма, «Основы советской журналистики» и «Лекторий по фоторепортажу», пресс-клуб редакторов научно-технических журналов, университет рабкоров, творческие секции публицистики, научной журналистики, редакционно-издательских работников и др.

Дома и клубы журналистов имеются также в Ленинграде, Таллине, Перми, Владимире и др. городах.

Дом культуры

Дом культуры - см. Дворцы и дома культуры.

Дом литераторов

Центральный (ЦДЛ), московский клуб писателей. Основан в 1934 при Союзе писателей СССР по инициативе М. Горького. В 1971 ЦДЛ присвоено имя А. А. Фадеева. В задачи ЦДЛ входит помощь правлениям СП СССР, СП РСФСР и Московской писательской организации в проведении идейно-творческой работы среди писателей. Клуб организует литературные вечера, творческие дискуссии, читательские конференции, выставки, просмотры кинофильмов и т.д. При нём работают лекторий, семинары, народный университет литературы, клуб книголюбов. Дома писателей есть также в Ленинграде, Киеве, Минске, Баку, Ереване, Сухуми, Тбилиси, Ташкенте, Алма-Ате, Казани, Риге, Таллине, Вильнюсе.

Б. М. Филиппов.

Дом народного творчества

Дом народного творчества - государственное учреждение культуры, организационно-методический и творческий центр художественной самодеятельности государственных клубных учреждений (См. Клубные учреждения) (дворцов и домов культуры, клубов, парков культуры и отдыха и т.п.). Д. н. т. находятся в ведении республиканских министерств культуры, управлений культуры края, области и т.д. В 1970 в СССР насчитывалось 175 Д. н. т., крупнейший из них - Центральный дом народного творчества им. Н. К. Крупской, созданный в 1936 в Москве.

Д. н. т. оказывают репертуарную, методическую и консультационную помощь художественной самодеятельности (См. Художественная самодеятельность), способствуют развитию всех видов и жанров народного художественного творчества и установлению тесной связи между профессиональным и самодеятельным искусством. Д. н. т. организуют отбор, запись, обработку и использование участниками художественной самодеятельности произведений местного фольклора; совместно с научно-исследовательскими учреждениями культуры и искусств содействуют сохранению и развитию лучших традиций в народном творчестве, помогают органам народного образования и комсомольским организациям развивать художественную самодеятельность детей и подростков. Д. н. т. организуют курсы повышения квалификации работников культуры, проводят семинары-совещания по вопросам самодеятельного искусства, фестивали, смотры, конкурсы, выставки, театрализованные праздники и т.д.

П. П. Харланов.

Дом отдыха

Дом отдыха - оздоровительное учреждение с регламентированным режимом отдыха, предназначенное для практически здоровых людей. Первый Д. о. в СССР был организован в Петрограде в мае 1920 по инициативе В. И. Ленина. 13 мая 1921 издан декрет Совнаркома РСФСР «О домах отдыха», предусматривающий создание широкой сети Д. о.

Первые советские Д. о. размещались преимущественно в бывших помещичьих усадьбах, дворцах и загородных домах крупных чиновников и капиталистов. Широкое строительство Д. о. развернулось в СССР с конца 1920-х гг. По внешнему виду и внутренней планировке Д. о. похожи на санатории (См. Санаторий), отличаясь от них обычно лишь отсутствием развитой группы помещений лечебно-медицинского назначения. В 1970 в СССР функционировало свыше 1,2 тыс. (без однодневных) Д. о. более чем на 220 тыс. мест. Д. о. могут быть общего типа (для взрослых) и специализированными - для родителей с детьми, беременных, молодёжные, колхозные и межколхозные, плавучие (на морских и речных пароходах). Наиболее распространены Д. о. с 12-дневным и 24-дневным пребыванием, однодневные (для отдыха в выходной день). По времени функционирования Д. о. могут быть круглогодичными или сезонными. Режим в Д. о. обеспечивает определённый ритм дня, предполагает возможно более длительное пребывание отдыхающих на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, занятия физкультурой и спортом, катание на лодках, в зимнее время - на лыжах и коньках) и др. В крупных Д. о. (350 и более мест) работает врач, в небольших (от 200 до 350 мест) - фельдшера, во всех Д. о. - медицинские сёстры. В Д. о. рабочих и служащих направляют фабрично-заводские комитеты и местные комитеты профсоюзов. Значительная часть путёвок выдаётся рабочим и служащим бесплатно либо с частичной оплатой (30% стоимости путёвки). В социалистических странах Д. о. организованы по тем же принципам, что и в СССР.

Л. Г. Гольдфайль.

Дом офицера

Дом офицера - культурно-просветительское учреждение Советских Вооружённых Сил, проводящее работу по коммунистическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов и организации культурного досуга военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих Советской Армии и ВМФ. Д. о. (до 1946 назывались Домами Красной Армии) стали организовываться в 20-х гг. (первый - в 1921 в Екатеринбурге, ныне Свердловск) и вели работу главным образом с командным составом армии и флота, а также с красноармейским активом. На основе устава 1927 Дома Красной Армии расширили круг своей работы, стали вовлекать в неё членов семей военнослужащих и постепенно заняли важное место в культурной и политической жизни воинских гарнизонов. В феврале 1928 в Москве был открыт Центральный дом Красной Армии (см. Дом Советской Армии). Имеются гарнизонные и окружные (флотские) Д. о. В Д. о. проводятся лекции, доклады, беседы на политические и военные темы, выставки, конкурсы, экскурсии, концерты, вечера, демонстрируются кинофильмы. При Д. о. действуют вечерние университеты марксизма-ленинизма, военно-научные общества, библиотеки, создаются музеи истории воинских частей, народные университеты, организуется художественная самодеятельность, работают различные кружки. Практическая деятельность Д. о. осуществляется под руководством политорганов Советской Армии и ВМФ на основе Положения о Домах офицера (утверждено в 1947).

А. С. Максименко.

Дом пионеров и школьников

Дом пионеров и школьников - см. Дворцы и дома пионеров и школьников.

Дом политического просвещения

Дом политического просвещения - центр, оказывающий теоретическую и методическую помощь пропагандистским кадрам КПСС. Д. п. п. созданы в 1956 на базе реорганизованных партийных библиотек горкомов партии. Свою работу ведут под руководством партийных комитетов. В Д. п. п. пропагандисты, лекторы, докладчики, руководители агитколлективов получают методическую помощь. Для них проводятся семинары, лекции, конференции, консультации. Во многих Д. п. п. существуют кабинеты по истории КПСС, философии, политэкономии, международным вопросам и т.д. Под руководством партийных комитетов они организуют подготовку и переподготовку пропагандистских кадров, ведут работу по изучению и распространению положительного опыта партийной пропаганды. В некоторых Д. п. п. наряду с общим методическим советом существуют методические советы по дисциплинам, изучаемым в системе политического просвещения. Библиотеки Д. п. п. ведут большую работу по ознакомлению пропагандистов с новыми книгами по общественным наукам, собирают местный материал о развитии народного хозяйства, культуры области, края, республики. Постоянное совершенствование форм и методов работы с пропагандистами - главная обязанность Д. п. п. При горкомах и райкомах КПСС, при крупных парторганизациях существуют также Кабинеты политического просвещения.

Лит.: Справочник партийного работника, М., 1957, с. 346-55.

А. Н. Захариков.

Дом работников искусств

Центральный (ЦДРИ), творческий клуб деятелей театра, музыки, изобразительного искусства и эстрады. Организован в Москве в 1930 (при ЦК профсоюза работников искусств) под названием Клуб театральных работников. В 1934, слившись с клубом художников, стал именоваться Клубом мастеров искусств, с 1939 - Центральным домом работников искусств. ЦДРИ организует лекции, творческие вечера мастеров искусств, художественные выставки, экскурсии, вечера отдыха, встречи с учёными, писателями и др. Созданы филиал Университета марксизма-ленинизма МГК КПСС, университеты и лектории по вопросам искусства, культуры, эстетики. Работают секции: политмассовая, театра и кино, изобразительного искусства, музыки, эстрады и цирка, радио и телевидения; по работе с творческой молодёжью и студенчеством, с детьми; по культурным связям с зарубежными деятелями искусств и др. Имеются музыкально-творческие объединения (музыкантов-духовиков, камерной музыки, вокалистов и др.), творческие коллективы (симфонический оркестр, различные музыкальные ансамбли). В 1962 созданы Театр чтеца и поэта, Народная филармония, филармония для детей и юношества. Имеется библиотека (свыше 100 тыс. томов).

Дом работников просвещения

Дом работников просвещения - в СССР культурно-просветительное учреждение, ведущее работу среди учителей, работников педагогических учебных заведений, дошкольных, внешкольных и др. учреждений системы народного образования. Д. р. п. учреждены декретом СНК, подписанным В. И. Лениным 25 апреля 1921. Находятся в ведении ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. С 1934 по 1956 назывались Домами учителя (некоторые поныне сохранили это название). В СССР (1970) насчитывалось 348 Д. р. п.

Д. р. п. оказывают работникам просвещения помощь в повышении идейно-политического уровня, производственной квалификации, расширении научных знаний и совершенствовании педагогического мастерства. В Д. р. п. систематически устраиваются тематические выставки, лекции и доклады, встречи молодых учителей с заслуженными учителями, деятелями науки, литературы и искусства, новаторами производства, литературные и музыкальные вечера, просмотры кинофильмов и т.д. При многих Д. р. п. работают народные университеты, созданы клубы «по интересам», коллективы художественной самодеятельности.

Дом радиовещания и звукозаписи

Государственный (ГДРЗ), художественно-промышленное предприятие Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию. Основан в 1938 как Дом звукозаписи для производства грампластинок. С 1941 осуществляет записи как для радиовещания, так и для выпуска грампластинок, с 1959 - центр союзного радиовещания и производства записей.

ГДРЗ осуществляет: радиовещание по всем программам на СССР и зарубежные страны, звукозапись всех видов и жанров; производство измерительных лент по заказам учреждений и заводов, копий магнитных записей для местного радиовещания и телевидения, а также по заказам киностудий, театров, различных организаций; тиражирование фонограмм на магнитной ленте для продажи населению; реставрационные работы по сохранению старых записей, имеющих большую историческую и художественную ценность. ГДРЗ имеет специализированные студии для производства записей и радиовещания из театров, концертных залов, со стадионов и располагает в крупнейших из этих учреждений специально оборудованными трансляционными пунктами.

Объём вещания, осуществляемого Всесоюзным радио через ГДРЗ, в 1971 составлял 350 часов в сутки, объём ежегодно рассылаемых в различные организации магнитных записей - до 40 тыс. часов звучания.

ГДРЗ произведены уникальные документальные записи, записи лучших произведений отечественной и зарубежной классической и современной литературы и музыки и др., составляющие фонотеку Всесоюзного радио. В фондовой фонотеке ГДРЗ насчитывается свыше 100 тыс. записей; ежегодно она пополняется новыми записями общим объёмом около 400 часов звучания.

Значительное количество записей ГДРЗ используется Всесоюзной студией грамзаписи фирмы «Мелодия» для выпуска грампластинок (до 1958 производство матриц грамзаписи находилось в ведении ГДРЗ). ГДРЗ осуществляет экспорт записей и обмен ими с зарубежными радиовещательными организациями. Некоторые записи ГДРЗ удостоены золотых медалей на международных конкурсах (например, записи опер «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Война и мир» С. С. Прокофьева, «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича).

С. И. Задов.

Дом ребёнка

Дом ребёнка - в СССР учреждение охраны материнства и детства (См. Охрана материнства и детства) для воспитания детей, не имеющих родителей, покинутых детей, детей одиноких матерей или граждан, лишённых родительских прав. Д. р. находятся в ведении органов здравоохранения. До Великой Октябрьской социалистической революции в России существовали так называемые воспитательные дома, содержавшиеся на средства благотворительных обществ; их основной целью было призрение покинутых и незаконнорождённых детей. Подобные дома существуют и в современных капиталистических странах. В Д. р. воспитывают детей от рождения до 3 лет, после чего переводят в дошкольные учреждения Министерства просвещения (детские дома (См. Детский дом)). Дети содержатся в Д. р. бесплатно. Мать, сдавшая ребёнка в Д. р., может в любое время взять его обратно. Дети неизвестных родителей, принятые в Д. р., получают фамилию, имя, отчество и в 3-дневный срок регистрируются в ЗАГСе на основании акта о приёме.

В Д. р. на 30 мест формируют 2 группы (от рождения до 1 г 2 мес и от 1 г 2 мес до 3 лет; в Д. р. свыше 45 мест - 3 группы (до 8-9 мес, от 8-9 мес до 2 лет и от 2 до 3 лет). Для каждой возрастной группы устанавливаются строгий распорядок дня, режим питания (детей до 3-4 мес обеспечивают женским молоком). Широко проводятся оздоровительные мероприятия (сон на воздухе, прогулки; на лето детей вывозят на дачи). Возглавляет Д. р. детский врач; воспитательной работой руководит педагог, при каждом Д. р. организуется попечительский совет.

О. Г. Фролова.

Дом санитарного просвещения

Дом санитарного просвещения - см. в ст. Санитарное просвещение.

Дом свободного ребёнка

Дом свободного ребёнка («Дом свобо́дного ребёнка», )

школа экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет; была организована в 1906 членами Московского кружка совместного воспитания и образования (во главе с К. Н. Вентцелем (См. Вентцель)), выступившими в период Революции 1905-07 за создание «новых школ» на основе принципов, сформулированных представителями мелкобуржуазной теории свободного воспитания (См. Свободное воспитание). «Д. с. р.» представлял собой самоуправляющуюся педагогическую общину, объединявшую на равных началах детей, учителей и родителей. Сначала занятия строились на основе свободной группировки детей по их интересам. Центром всех занятий был творческий труд детей, обучение считалось второстепенным делом и сводилось к объяснению вопросов, возникавших у детей в процессе трудовых занятий. Опыт работы «Д. с. р.» показал, что воспитанники не получали знаний, необходимых для продолжения образования, и отдельные родители стали переводить своих детей в обычные школы. Руководители «Д. с. р.» ввели регулярные учебные занятия, классно-урочную систему, временных учителей заменили штатными педагогами и т.п. Но все эти «новшества» противоречили теории свободного воспитания, и в 1909 «Д. с. р.» прекратил своё существование.

Лит.: Вентцель К. Н., Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу), 3 изд., М., 1923; Кистяковская М. В., Горбунова-Посадова Е. Е., Первый опыт трудовой школы. «Дом свободного ребенка», М.-П., 1923; Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955, с. 281-88.

М. Ф. Шабаева.

Предыдущая страница Следующая страница