Статьи на букву "И" (часть 2, "ИБН")
Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади (1182, Каир, - 1235, там же), арабский поэт-суфий. Его небольшой Диван - один из популярнейших сборников арабской поэзии. Наиболее известны произведения: «Винная песня» и «Большая таийя» - Касыда, состоящая из 760 Бейтов, в которой выявился суфийский пафос поэта. Постоянно воспевал любовь, отсюда его прозвище - «султан аль-'ашикин» («царь влюблённых»). И. а.-Ф. ради благозвучия стиха пренебрегал грамматикой. Его стихи иногда тяжеловесны и запутанны. Соч.: Диван, Дамаск, 1840; Das arabische hohe Lied der Liebe., das ist Ibn al Faridh's Taїjet in Text und übers., hrsg. von J. Hammer-Purgstall, W., 1854. Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961. |
Ибн аль-Фарид Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади (1182, Каир, - 1235, там же), арабский поэт-суфий. Его небольшой диван - один из популярнейших сборников арабской поэзии. Наиболее известны произведения: «Винная песня» и «Большая таийя» - касыда, состоящая из 760 бейтов, в которой выявился суфийский пафос поэта. Постоянно воспевал любовь, отсюда его прозвище - «султан аль-'ашикин» («царь влюблённых»). И. а.-Ф. ради благозвучия стиха пренебрегал грамматикой. Его стихи иногда тяжеловесны и запутанны. Соч.: Диван, Дамаск, 1840; Das arabische hohe Lied der Liebe., das ist Ibn al Faridh's Ta jet in Text und übers., hrsg. von J. Hammer-Purgstall, W., 1854. Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961. |
Альгазен (965, Басра, - около 1039), арабский учёный, работал в Каире. Посвятил анализу «Начал» Евклида два трактата, где рассмотрены определения, аксиомы и постулаты, теория параллельных. Ему принадлежат работы в области физики (наиболее полное изложение оптики того времени), медицины (данные о строении глаза, приближающиеся к современным) и философии. Лит.: Историко-математические исследования, в. 11, М., 1958, с. 733-82; Розенбергер Ф., История физики, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М. - Л., 1937. |
Ибн аль-Хайсам, Альгазен (965, Басра, - около 1039), арабский учёный, работал в Каире. Посвятил анализу «Начал» Евклида два трактата, где рассмотрены определения, аксиомы и постулаты, теория параллельных. Ему принадлежат работы в области физики (наиболее полное изложение оптики того времени), медицины (данные о строении глаза, приближающиеся к современным) и философии. Лит.: Историко-математические исследования, в. 11, М., 1958, с. 733-82; Розенбергер Ф., История физики, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М. - Л., 1937. |
Мухаммед Лисан-ад-дин (1313-1374), арабо-испанский учёный, поэт, историк, государственный деятель. Родился в семье, близкой к эмирам Гранады. Занимал высокие административные посты при правителях Гранады и Феса. Автор около 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, литературе. Сочинения «Повествование по истории Гранады» и «Книга деяний выдающихся людей» - важный источник по истории мусульманской Испании. И. а.-Х. - мастер изысканных литературных сочинений в рифмованной прозе и стихах; его называют иногда «последним поэтом Гранады». Соч.: Аль-Ихата фитарих Гарната, т. 1-2, Каир, 1959; Китаб аль-амаль аль-а'лам. [Отрывки], в кн.: Collection des textes arabes publiée par l'Institut des hautes études marocaines, v. 3, Rabat, 1934. |
Ибн аль-Хатиб Мухаммед Лисан-ад-дин (1313-1374), арабо-испанский учёный, поэт, историк, государственный деятель. Родился в семье, близкой к эмирам Гранады. Занимал высокие административные посты при правителях Гранады и Феса. Автор около 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, литературе. Сочинения «Повествование по истории Гранады» и «Книга деяний выдающихся людей» - важный источник по истории мусульманской Испании. И. а.-Х. - мастер изысканных литературных сочинений в рифмованной прозе и стихах; его называют иногда «последним поэтом Гранады». Соч.: Аль-Ихата фитарих Гарната, т. 1-2, Каир, 1959; Китаб аль-амаль аль-а'лам. [Отрывки], в кн.: Collection des textes arabes publiée par l'Institut des hautes études marocaines, v. 3, Rabat, 1934. |
Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж (21.6.836, Багдад, - 14.6.896, там же), арабский писатель. Сохранились талантливые прозаические послания, но центральное место в его наследии занимает Диван, включающий стихи разных жанров: панегирики, сатиры, элегии, любовную лирику. Талант И. а.-Р. особенно проявился в сатирических стихах, эпиграммах, за которые поэт подвергался преследованиям со стороны знати. Лирические стихи отмечены фривольностью. Произведения И. а.-Р. отличаются богатством и отточенностью языка, несмотря на то, что он мало заботился о традиционной смысловой самостоятельности отдельного Бейта. Соч.: Диван, Каир, 1917. Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961. |
Ибн ар-Руми Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж (21.6.836, Багдад, - 14.6.896, там же), арабский писатель. Сохранились талантливые прозаические послания, но центральное место в его наследии занимает диван, включающий стихи разных жанров: панегирики, сатиры, элегии, любовную лирику. Талант И. а.-Р. особенно проявился в сатирических стихах, эпиграммах, за которые поэт подвергался преследованиям со стороны знати. Лирические стихи отмечены фривольностью. Произведения И. а.-Р. отличаются богатством и отточенностью языка, несмотря на то, что он мало заботился о традиционной смысловой самостоятельности отдельного бейта. Соч.: Диван, Каир, 1917. Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961. |
Али ибн аль-Хасан (1105, Дамаск, - 25.1.1176, там же), арабский историк. Написал «Историю Дамаска» в 80 тт., которая содержит главным образом биографии выдающихся людей, связанных с Дамаском, а также многие ценные сведения по истории этого города и Сирии в целом. В Дамаске изданы первые два тома этого сочинения («ат-Тарих аль-Кабир», 1911 и 1954). |
Ибн Асакир Али ибн аль-Хасан (1105, Дамаск, - 25.1.1176, там же), арабский историк. Написал «Историю Дамаска» в 80 тт., которая содержит главным образом биографии выдающихся людей, связанных с Дамаском, а также многие ценные сведения по истории этого города и Сирии в целом. В Дамаске изданы первые два тома этого сочинения («ат-Тарих аль-Кабир», 1911 и 1954). |
Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (около 1070, Сарагоса, - 1139, Фее, Марокко), арабский философ, первый крупный представитель восточного аристотелизма в мусульманской Испании. Жил в Андалусии и Марокко, занимал государственные посты; по обвинению в ереси был заточен в тюрьму, а затем отравлен. Помимо комментариев к работам Аристотеля, написал трактаты по философии, физике, математике, астрологии, музыке и медицине. Большинство этих трактатов до нас не дошло; сохранившаяся их часть (иногда в отрывках) известна главным образом в древнееврейских и латинских переводах. Сочинения И. Б. способствовали развитию арабо-испанского рационализма (Ибн Рушд, Ибн Туфайль) и распространению аристотелизма в западно-европейской средневековой философии (Альберт Великий, Фома Аквинский). Соч. в рус. пер.: Книга о душе, в сборнике: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961. Лит.: Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Farrukh О. А., Ibn Bajja (Avempace) and the philosophy in the Moslem West. Beirut, 1945. А. В. Сагадеев. |
Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (около 1070, Сарагоса, - 1139, Фее, Марокко), арабский философ, первый крупный представитель восточного аристотелизма в мусульманской Испании. Жил в Андалусии и Марокко, занимал государственные посты; по обвинению в ереси был заточен в тюрьму, а затем отравлен. Помимо комментариев к работам Аристотеля, написал трактаты по философии, физике, математике, астрологии, музыке и медицине. Большинство этих трактатов до нас не дошло; сохранившаяся их часть (иногда в отрывках) известна главным образом в древнееврейских и латинских переводах. Сочинения И. Б. способствовали развитию арабо-испанского рационализма (Ибн Рушд, Ибн Туфайль) и распространению аристотелизма в западно-европейской средневековой философии (Альберт Великий, Фома Аквинский). Соч. в рус. пер.: Книга о душе, в сборнике: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961. Лит.: Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Farrukh О. А., Ibn Bajja (Avempace) and the philosophy in the Moslem West. Beirut, 1945. А. В. Сагадеев. |
Абу Марван Абд аль-Малик (г. рождения неизвестен - умер 1211), арабский поэт и историк. Родился в Силвише (Португалия). Жил в Севилье при дворе Абу Якуба Юсуфа Альмохада (1163-84). Сохранился его комментарий к касыде Ибн Абдуна (умер 1134) в прозе и стихах «Чашечка цветка и раковина жемчужины». В нём цитируются исторические источники, в большинстве утраченные. Комментарий в подробностях рисует картину быта и нравов эпохи. Многократно цитировался позднейшими арабскими авторами. Соч.: Commentaire historique sur le poème d’Ibn-Abdoun, éd. par Ibn Badroun, publié par R. P. A. Dozy, Leyde, 1846. Лит.: Pons Boigues F., Ensayo bio-bibliografice sobre los historiadores у geografos arabigoespañoles, Madrid, 1898, p. 260-62. |
Ибн Бадрун Абу Марван Абд аль-Малик (г. рождения неизвестен - умер 1211), арабский поэт и историк. Родился в Силвише (Португалия). Жил в Севилье при дворе Абу Якуба Юсуфа Альмохада (1163-84). Сохранился его комментарий к касыде Ибн Абдуна (умер 1134) в прозе и стихах «Чашечка цветка и раковина жемчужины». В нём цитируются исторические источники, в большинстве утраченные. Комментарий в подробностях рисует картину быта и нравов эпохи. Многократно цитировался позднейшими арабскими авторами. Соч.: Commentaire historique sur le poème d▓Ibn-Abdoun, éd. par Ibn Badroun, publié par R. P. A. Dozy, Leyde, 1846. Лит.: Pons Boigues F., Ensayo bio-bibliografice sobre los historiadores у geografos arabigoespañoles, Madrid, 1898, p. 260-62. |
Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (24.2.1304, Танжер,-1377, Фес), арабский путешественник, странствующий купец. В 1325, отправившись из Марокко в хаджж (паломничество), побывал в Египте, Аравии, затем Иране, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Крыму и южных областях России, дойдя до Волги; через Среднюю Азию и Афганистан прибыл в Индию и жил там несколько лет, затем посетил Индонезию и Китай. В 1349 возвратился в Марокко. Между 1349 и 1352 ездил в мусульманскую Испанию. В 1352-53 путешествовал по Западному и Центральному Судану. Описание путешествий И. Б. - ценный, исторический источник. Интересны заметки И. Б. о его пребывании в Золотой Орде (в частности, в Крыму и при дворе хана Узбека), изобилующие сведениями экономического, этнографического и культурно-бытового характера. И. Б. подробно описал Константинополь, в котором побывал, сопровождая жену Узбека - греческую царевну. И. Б. обстоятельно рассказал о положении Ирана при Хулагуидах (См. Хулагуиды), о своём пребывании в Индии, где он занимал пост судьи при дворе делийского султана Мухаммеда Туглака. И. Б. первый сообщил подробные сведения о государстве Мали и о прилегающих к нему областях. Соч.: Voyages d'lbn Batoutah. Texte arabe accompagné d'une traduction par C. Detŕémery et B. R. Sanguinetti, v. 1-4, P., 1853-58; The travels of Ibn Battûta A. D. 1325-1354, ed. by H. A. R. Gibb., v. 1-2, Camb., 1958-62. Лит.: Тизенгаузен В. Г., Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, М. - Л., 1941; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957, с. 416-30; Die Reise des Arabers Ibn Batûta durch Indien und China (14. Jahrhundert), Hamb., 1911. Л. Е. Куббель. |
Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (24.2.1304, Танжер,-1377, Фес), арабский путешественник, странствующий купец. В 1325, отправившись из Марокко в хаджж (паломничество), побывал в Египте, Аравии, затем Иране, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Крыму и южных областях России, дойдя до Волги; через Среднюю Азию и Афганистан прибыл в Индию и жил там несколько лет, затем посетил Индонезию и Китай. В 1349 возвратился в Марокко. Между 1349 и 1352 ездил в мусульманскую Испанию. В 1352-53 путешествовал по Западному и Центральному Судану. Описание путешествий И. Б. - ценный, исторический источник. Интересны заметки И. Б. о его пребывании в Золотой Орде (в частности, в Крыму и при дворе хана Узбека), изобилующие сведениями экономического, этнографического и культурно-бытового характера. И. Б. подробно описал Константинополь, в котором побывал, сопровождая жену Узбека - греческую царевну. И. Б. обстоятельно рассказал о положении Ирана при Хулагуидах, о своём пребывании в Индии, где он занимал пост судьи при дворе делийского султана Мухаммеда Туглака. И. Б. первый сообщил подробные сведения о государстве Мали и о прилегающих к нему областях. Соч.: Voyages d'lbn Batoutah. Texte arabe accompagné d'une traduction par C. Detŕémery et B. R. Sanguinetti, v. 1-4, P., 1853-58; The travels of Ibn Battûta A. D. 1325-1354, ed. by H. A. R. Gibb., v. 1-2, Camb., 1958-62. Лит.: Тизенгаузен В. Г., Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, М. - Л., 1941; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957, с. 416-30; Die Reise des Arabers Ibn Batûta durch Indien und China (14. Jahrhundert), Hamb., 1911. Л. Е. Куббель. |
Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное - Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avicebrol)] (около 1021, Малага, - 1055 или 1070, Валенсия), еврейский поэт и философ. Его поэтическое творчество на древнееврейском языке (иврите) сыграло важную роль в общем обновлении еврейской поэзии в арабской Испании 10-11 вв. Произведения И. Г. относятся к различным лирическим жанрам; важнейшее - мистическая поэма «Венец царствия». Философский трактат «Источник жизни» был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Bäumker, fasc. 1-3, 1892-95). И. Г. тяготел к неоплатоническому пантеизму, но, в отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из античной философской традиции противоположение материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г. принадлежит весьма яркое учение о природе воли), то материя оказывается непосредственным истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято впоследствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в еврейском и исламском мире и продолжал жить лишь в христианской схоластической традиции как сочинение загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с еврейским поэтом И. Г. С. С. Аверинцев. |
Ибн Гебироль Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное - Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avicebrol)] (около 1021, Малага, - 1055 или 1070, Валенсия), еврейский поэт и философ. Его поэтическое творчество на древнееврейском языке (иврите) сыграло важную роль в общем обновлении еврейской поэзии в арабской Испании 10-11 вв. Произведения И. Г. относятся к различным лирическим жанрам; важнейшее - мистическая поэма «Венец царствия». Философский трактат «Источник жизни» был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Bäumker, fasc. 1-3, 1892-95). И. Г. тяготел к неоплатоническому пантеизму, но, в отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из античной философской традиции противоположение материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г. принадлежит весьма яркое учение о природе воли), то материя оказывается непосредственным истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято впоследствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в еврейском и исламском мире и продолжал жить лишь в христианской схоластической традиции как сочинение загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с еврейским поэтом И. Г. С. С. Аверинцев. |
Ибн Даста - арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й половины 9 - начала 10 вв.; см. Ибн Руста. |
Авраам Галеви, рабби (известен также под именем Равад - рабби Авраам бен Дауд) (р. около 1100, Толедо, - умер около 1180, Кордова), еврейский философ и теолог; сторонник аристотелизма, последователь философов Фараби и Ибн Сины (См. Ибн Сина). Выступал против неоплатонизма средневекового еврейского философа Ибн Гебироля (См. Ибн Гебироль). Основное сочинение И. Д. «Возвышенное убеждение» (1168), написанное по-арабски, сохранилось лишь в двух переводах на иврит. Синтезируя представления раввинистической иудаистской теологии с идеями Аристотеля, И. Д., очевидно, первым в еврейской философии утверждал, что бог есть лишь первопричина бытия. Свобода воли - способ реализации одной из возможностей действия, которые оставлены богом неопределёнными, чтобы человек мог проявить свою энергию. Дар пророчества - высший этап развития человеческого интеллекта. Учение И. Д. оказало определённое влияние на последующее развитие философии в средние века. Лит.: Guttmann J., Die Religions-philosophie des Abraham ibn Daud aus Toledo, Gött., 1879; Husik I., A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1958. |
Ибн Дауд Авраам Галеви, рабби (известен также под именем Равад - рабби Авраам бен Дауд) (р. около 1100, Толедо, - умер около 1180, Кордова), еврейский философ и теолог; сторонник аристотелизма, последователь философов Фараби и Ибн Сины. Выступал против неоплатонизма средневекового еврейского философа Ибн Гебироля. Основное сочинение И. Д. «Возвышенное убеждение» (1168), написанное по-арабски, сохранилось лишь в двух переводах на иврит. Синтезируя представления раввинистической иудаистской теологии с идеями Аристотеля, И. Д., очевидно, первым в еврейской философии утверждал, что бог есть лишь первопричина бытия. Свобода воли - способ реализации одной из возможностей действия, которые оставлены богом неопределёнными, чтобы человек мог проявить свою энергию. Дар пророчества - высший этап развития человеческого интеллекта. Учение И. Д. оказало определённое влияние на последующее развитие философии в средние века. Лит.: Guttmann J., Die Religions-philosophie des Abraham ibn Daud aus Toledo, Gött., 1879; Husik I., A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1958. |
Мухаммед ибн Ахмед ибн Джубайр аль-Кинани (1145, Валенсия, - 29.11.1217, Александрия), арабо-испанский путешественник и писатель. Служил при дворе наместника Альмохадов (См. Альмохады) в Гранаде. Совершил три путешествия на Восток (1183-85, 1189-91, 1204). Путевой дневник первого из них (1183-85) «Путешествие кинанита» - важный источник по истории Египта, Аравии, Ирака, Сирии, Сицилии, а также по истории материальной культуры этих стран. Известны стихотворения И. Д., в частности касыда, посвященного Салах-ад-Дину. Соч.: The travels of Ibn Jubayr, ed. W. Wright, 2 ed. revised de M. J. Goeje. Leyden - L., 1907 (Gibb memorial series); Voyages, trad. et annotes par M. Gaudefroy-Demombynes, pt. 1-4, P., 1949-65. Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957, с. 304-307; Зайяда М., Рихлят Ибн Джубайр ва Ибн Баттута (Путешествие Ибн Джубайра и Ибн Баттуты), Каир, 1939. |
Ибн Джубайр Мухаммед ибн Ахмед ибн Джубайр аль-Кинани (1145, Валенсия, - 29.11.1217, Александрия), арабо-испанский путешественник и писатель. Служил при дворе наместника Альмохадов в Гранаде. Совершил три путешествия на Восток (1183-85, 1189-91, 1204). Путевой дневник первого из них (1183-85) «Путешествие кинанита» - важный источник по истории Египта, Аравии, Ирака, Сирии, Сицилии, а также по истории материальной культуры этих стран. Известны стихотворения И. Д., в частности касыда, посвященного Салах-ад-дину. Соч.: The travels of Ibn Jubayr, ed. W. Wright, 2 ed. revised de M. J. Goeje. Leyden - L., 1907 (Gibb memorial series); Voyages, trad. et annotes par M. Gaudefroy-Demombynes, pt. 1-4, P., 1949-65. Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957, с. 304-307; Зайяда М., Рихлят Ибн Джубайр ва Ибн Баттута (Путешествие Ибн Джубайра и Ибн Баттуты), Каир, 1939. |
Абу-ль-Валид Ахмед ибн Абдаллах аль-Махзуми (1003, Кордова, - 1071, Севилья), испано-арабский поэт. Получил традиционное мусульманское образование. Его Диван - один из немногих сборников испано-арабской поэзии, дошедших до наших дней. В нём содержатся панегирические, элегические и лирические стихи, лучшие из которых написаны в период невзгод и скитаний. Прославился также как блестящий стилист-прозаик, часто прибегавший к рифмованной прозе и гиперболам. В своём творчестве И. З. оставался верен традициям арабской литературы восточных областей Халифата, хотя и испытал некоторое влияние арабской андалусской поэзии (см. Арабская культура, раздел Литература). Соч.: Диван, Каир, 1932. Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2, М - Л., 1956; аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961; Cour A., Un poète arabe d’Andalousie, Ibn Zaidoun, Constantine, 1920. |
Ибн Зайдун Абу-ль-Валид Ахмед ибн Абдаллах аль-Махзуми (1003, Кордова, - 1071, Севилья), испано-арабский поэт. Получил традиционное мусульманское образование. Его диван - один из немногих сборников испано-арабской поэзии, дошедших до наших дней. В нём содержатся панегирические, элегические и лирические стихи, лучшие из которых написаны в период невзгод и скитаний. Прославился также как блестящий стилист-прозаик, часто прибегавший к рифмованной прозе и гиперболам. В своём творчестве И. З. оставался верен традициям арабской литературы восточных областей Халифата, хотя и испытал некоторое влияние арабской андалусской поэзии (см. Арабская культура, раздел Литература). Соч.: Диван, Каир, 1932. Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2, М - Л., 1956; аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961; Cour A., Un poète arabe d▓Andalousie, Ibn Zaidoun, Constantine, 1920. |
Мухаммед ибн Абу Мухаммед ас-Сакали (г. рождения неизвестен, Мекка, - 1169 или 1172, Хама), арабский писатель и филолог. Жил в Северной Африке, на острове Сицилия и в г. Халеб. Главное произведение - дидактическая антология в прозе «Утешения властителя при вражде подчинённых». Известна в двух авторских редакциях 1150 и 1159. И. З. впервые в арабской литературе обращается к форме рассказа о реальных исторических событиях, но с вымышленными персонажами. Лит.: Amari М., Conforti politici di Ibn Zafar, Firenze, 1851; Brockelmann C., Geschichte derarabischenLiteratur, Bd 1, Weimar, 1898. |
Ибн Зафар Мухаммед ибн Абу Мухаммед ас-Сакали (г. рождения неизвестен, Мекка, - 1169 или 1172, Хама), арабский писатель и филолог. Жил в Северной Африке, на острове Сицилия и в г. Халеб. Главное произведение - дидактическая антология в прозе «Утешения властителя при вражде подчинённых». Известна в двух авторских редакциях 1150 и 1159. И. З. впервые в арабской литературе обращается к форме рассказа о реальных исторических событиях, но с вымышленными персонажами. Лит.: Amari М., Conforti politici di Ibn Zafar, Firenze, 1851; Brockelmann C., Geschichte derarabischenLiteratur, Bd 1, Weimar, 1898. |
Абу Абдаллах Мухаммед (704, Медина, - 767 или 768, Багдад), арабский историк, автор наиболее ранней из биографий Мухаммеда, дошедшей до нас в обработке Ибн Хишама (умер в 833 или 834) под названием «Книга жития посланника аллаха». Несмотря на наличие в ней многих легенд и вымышленных поэтических цитат, остаётся ценным источником по истории раннего ислама. Соч.: Das Leben Muhammeds, nach Muhammed Ibn Ishak, Bd 1-2, Gött., 1858-60 (араб. текст); то же, пер. с араб., Stuttg.,1864. |
Ибн Исхак Абу Абдаллах Мухаммед (704, Медина, - 767 или 768, Багдад), арабский историк, автор наиболее ранней из биографий Мухаммеда, дошедшей до нас в обработке Ибн Хишама (умер в 833 или 834) под названием «Книга жития посланника аллаха». Несмотря на наличие в ней многих легенд и вымышленных поэтических цитат, остаётся ценным источником по истории раннего ислама. Соч.: Das Leben Muhammeds, nach Muhammed Ibn Ishak, Bd 1-2, Gött., 1858-60 (араб. текст); то же, пер. с араб., Stuttg.,1864. |
Ибн Козман (около 1080-1160, Кордова), испано-арабский поэт. Вёл жизнь бродячего певца. Создал новый вид строфической поэзии - заджал (мелодия). Собранные в его Диване стихи написаны на разговорном диалекте, насыщенном романскими элементами. И. К. принадлежит видное место в арабской литературе. Он оказал воздействие на раннюю провансальскую лирику, поэзию вагантов, а через них - и на европейскую поэзию. Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2, М. - Л., 1956; Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, Bd I, Weimar, 1898, S. 272-73; Pérès H., La poésie andalouse en arabe classique au XI siècle, 2 éd., P., 1953. |
Сабит ибн Курра (около 830, Харран, - 901), багдадский математик. Перевёл «Начала» Евклида, написал к ним пояснения, в частности к книге 5-й, и специальный комментарий к теории параллельных. Познакомил арабских учёных с сочинениями Архимеда о правильном семиугольнике. Лит.: Юшкевич А. П., История математики в средние века, М., 1961. |
Абу Мухаммед Абдаллах ибн Муслим (828, Багдад, - около 889, там же), арабский филолог, историк и писатель. Его предки происходили из г. Мерв (современный Мары в Туркменской ССР). Основатель багдадской школы арабской филологии. Занимался собиранием, систематизацией и критическим изучением памятников древней литературы. Важнейшие сочинения: «Источники известий» (10 книг) - одна из самых ранних в арабской литературе обширная прозаическая антология историко-литературного и дидактического содержания; «Зерцало писца» и «Книга поэзии и поэтов» - библиографический словарь, включающий произведения арабских поэтов 6-9 вв. Лит.: Крачковский И, Ю., Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1956; Rosen V., Zur arabischen Literaturgeschichte der älteren Zeit, 1. Ibn Quteiba: Kitâb 'Ujûn al-akhbâr, «Bulletin de l’Académie Imp. des sciences de St.-Pétersbourg» 1881, t. 27, № 1. |
Ибн Кутайба Абу Мухаммед Абдаллах ибн Муслим (828, Багдад, - около 889, там же), арабский филолог, историк и писатель. Его предки происходили из г. Мерв (современный Мары в Туркменской ССР). Основатель багдадской школы арабской филологии. Занимался собиранием, систематизацией и критическим изучением памятников древней литературы. Важнейшие сочинения: «Источники известий» (10 книг) - одна из самых ранних в арабской литературе обширная прозаическая антология историко-литературного и дидактического содержания; «Зерцало писца» и «Книга поэзии и поэтов» - библиографический словарь, включающий произведения арабских поэтов 6-9 вв. Лит.: Крачковский И, Ю., Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1956; Rosen V., Zur arabischen Literaturgeschichte der älteren Zeit, 1. Ibn Quteiba: Kitâb 'Ujûn al-akhbâr, «Bulletin de l▓Académie Imp. des sciences de St.-Pétersbourg» 1881, t. 27, № 1. |
Ахмед, арабский лоцман и теоретик мореплавания. Из семьи навигаторов. Жил во 2-й половине 15 в.; в 1498 вёл корабли Васко да Гамы от восточного побережья Африки до Калькутты. Написал около 40 работ (большей частью в стихах), представляющих собой обстоятельный свод теории и практики морского дела арабов, основанный на богатом практическом опыте и материалах предшественников. В них описаны маршруты, которыми водили суда арабские мореплаватели от Занзибара и Мадагаскара до Тайваня и отдалённых островов Индонезии. Опыт И. М. и др. арабских мореходов во многом помог развитию европейского судоходства в Индийском океане. Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957; Шумовский Т. А., Три неизвестные лоции Ахмада Ибн Маджида..., М. - Л., 1957; его же, Арабы и море, М., 1964. |
Ибн Маджид Ахмед, арабский лоцман и теоретик мореплавания. Из семьи навигаторов. Жил во 2-й половине 15 в.; в 1498 вёл корабли Васко да Гамы от восточного побережья Африки до Калькутты. Написал около 40 работ (большей частью в стихах), представляющих собой обстоятельный свод теории и практики морского дела арабов, основанный на богатом практическом опыте и материалах предшественников. В них описаны маршруты, которыми водили суда арабские мореплаватели от Занзибара и Мадагаскара до Тайваня и отдалённых островов Индонезии. Опыт И. М. и др. арабских мореходов во многом помог развитию европейского судоходства в Индийском океане. Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957; Шумовский Т. А., Три неизвестные лоции Ахмада Ибн Маджида..., М. - Л., 1957; его же, Арабы и море, М., 1964. |
Ибн Мискавейх, Абу Али Ахмед ибн Мухаммед (г. рождения неизвестен - умер 1030), арабоязычный историк и философ. Автор «Книги опытов народов» - первого после сочинения Табари значительного труда по всеобщей истории. В ней особенно важны разделы о политической истории Халифата 10 в. Составил трактаты по философии и этике. Соч.: The Tajârib al-umam or history of Ibn Miskwayh..., ed. by L. Caetani, v. 1-5, 6, Leyden - L., 1909-17. Лит.: Шмидт А. Э., Рукопись 3 тома Всемирной истории Ибн-Мискавейха, в кн.: Труды государственной публичной библиотеки Узбекской ССР, т. 1, Таш., 1936, с. 118-33; Шустер Б. Я., Шестой том Всемирной истории Ибн Мискавейха как источник по социальным отношениям в позднем халифате, «Краткие сообщения института народов Азии», 1961, т. 47; Arkoun М., Contribution à l’étude de l’humanisme arabe au Ive - Xe siécle: Miskawayh (320/325-421) - (932/936-1030) philosophe et historien, P.,1970 (библ.). |
Ибн Мискавайх, Ибн Мискавейх, Абу Али Ахмед ибн Мухаммед (г. рождения неизвестен - умер 1030), арабоязычный историк и философ. Автор «Книги опытов народов» - первого после сочинения Табари значительного труда по всеобщей истории. В ней особенно важны разделы о политической истории Халифата 10 в. Составил трактаты по философии и этике. Соч.: The Tajârib al-umam or history of Ibn Miskwayh..., ed. by L. Caetani, v. 1-5, 6, Leyden - L., 1909-17. Лит.: Шмидт А. Э., Рукопись 3 тома Всемирной истории Ибн-Мискавейха, в кн.: Труды государственной публичной библиотеки Узбекской ССР, т. 1, Таш., 1936, с. 118-33; Шустер Б. Я., Шестой том Всемирной истории Ибн Мискавейха как источник по социальным отношениям в позднем халифате, «Краткие сообщения института народов Азии», 1961, т. 47; Arkoun М., Contribution à l▓étude de l▓humanisme arabe au Ive - Xe siécle: Miskawayh (320/325-421) - (932/936-1030) philosophe et historien, P.,1970 (библ.). |
Джемаль-ад-дин Абу Бекр аль-Кураши аль-Миери (апрель 1287 - октябрь 1366, Каир), арабский поэт. Придворный поэт египетского султана Насира Насир-ад-Дина Хасана (правил 1347-51 и 1354-61). Сохранился Диван поэта, содержащий панегирические и лирические стихи. В книге «Погружение взора в разъяснения трактата Ибн Зайдуна» описал жизнь и творчество крупнейших поэтов доисламского периода и первых лет ислама. Сохранился его трактат, посвященный эпистолярному стилю. Увлечение И. Н. игрой слов, формальной техникой стиха, где он считался непревзойдённым, снижало художественные достоинства его поэзии. Соч.: Диван. Каир, 1905. Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961. |
Ибн Нубата Джемаль-ад-дин Абу Бекр аль-Кураши аль-Миери (апрель 1287 - октябрь 1366, Каир), арабский поэт. Придворный поэт египетского султана Насира Насир-ад-Дина Хасана (правил 1347-51 и 1354-61). Сохранился диван поэта, содержащий панегирические и лирические стихи. В книге «Погружение взора в разъяснения трактата Ибн Зайдуна» описал жизнь и творчество крупнейших поэтов доисламского периода и первых лет ислама. Сохранился его трактат, посвященный эпистолярному стилю. Увлечение И. Н. игрой слов, формальной техникой стиха, где он считался непревзойдённым, снижало художественные достоинства его поэзии. Соч.: Диван. Каир, 1905. Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961. |
Ибн Даста Абу Али Ахмед ибн Омар, арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й половины 9 - начала 10 вв. По происхождению перс. Автор «Книги драгоценных ожерелий». До нас дошёл лишь 7-й том, содержащий ценные сведения о народах Ближнего и Среднего Востока и Восточной Европы. Соч.: Kitab al-A’lak an-nafisa VII, autore Abu Ali Ahmed ibn Omar ibn Rosteh, ed. M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1892 (Bibliotheca Geographorum Arabicorum, pars. 7). Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957 (см. по указателю); Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, М., 1962-67. |
Ибн Руста, Ибн Даста Абу Али Ахмед ибн Омар, арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й половины 9 - начала 10 вв. По происхождению перс. Автор «Книги драгоценных ожерелий». До нас дошёл лишь 7-й том, содержащий ценные сведения о народах Ближнего и Среднего Востока и Восточной Европы. Соч.: Kitab al-A▓lak an-nafisa VII, autore Abu Ali Ahmed ibn Omar ibn Rosteh, ed. M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1892 (Bibliotheca Geographorum Arabicorum, pars. 7). Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957 (см. по указателю); Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, М., 1962-67. |
Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова, - 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство философских сочинений И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате «Опровержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины (См. Двойственная истина). Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, нус в аристотелевском его понимании, рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистические и материалистические тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии (см. Аверроизм). Общественные идеалы И. Р. основывались на «Государстве» Платона. И. Р. - автор энциклопедического медицинского труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием «Colliget»), содержащего клинические наблюдения И. Р. и др. врачей. Соч.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв., М., 1961, с. 397-554; Averroes’Tahafut al-Tahafut, v. 1-2, L., 1954; Averroes’Commentary on Plato’s Republic, Camb., 1956. Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 143-206; Gauthier L., lbn Rochd (Averroes), P., 1948; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, v. 1. p., 1964. А. В. Сагадеев. Ибн Рушд. Из рукописи его сочинений. |
Ибн Рушд, Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова, - 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство философских сочинений И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате «Опровержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, нус в аристотелевском его понимании, рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистические и материалистические тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии (см. Аверроизм). Общественные идеалы И. Р. основывались на «Государстве» Платона. И. Р. - автор энциклопедического медицинского труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием «Colliget»), содержащего клинические наблюдения И. Р. и др. врачей. Соч.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв., М., 1961, с. 397-554; Averroes▓Tahafut al-Tahafut, v. 1-2, L., 1954; Averroes▓Commentary on Plato▓s Republic, Camb., 1956. Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 143-206; Gauthier L., lbn Rochd (Averroes), P., 1948; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, v. 1. p., 1964. А. В. Сагадеев. |
Абд аль-Азиз (24.11.1880, Эр-Рияд, - 9.11.1953, Таиф), король Саудовской Аравии с 1932, из династии Саудидов: религиозный глава ваххабитов (См. Ваххабиты). В 1902-27 эмир Неджда. Стремясь создать централизованное феодально-абсолютистское государство, вёл войны с соседними княжествами Аравийского полуострова. Война с Хиджазом (1924-25) завершилась завоеванием последнего. В 1927 И. С. был провозглашен королём Хиджаза, Неджда и присоединённых областей (с 1932 - Саудовская Аравия). |
Ибн Сауд Абд аль-Азиз (24.11.1880, Эр-Рияд, - 9.11.1953, Таиф), король Саудовской Аравии с 1932, из династии Саудидов: религиозный глава ваххабитов. В 1902-27 эмир Неджда. Стремясь создать централизованное феодально-абсолютистское государство, вёл войны с соседними княжествами Аравийского полуострова. Война с Хиджазом (1924-25) завершилась завоеванием последнего. В 1927 И. С. был провозглашен королём Хиджаза, Неджда и присоединённых областей (с 1932 - Саудовская Аравия). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ибн Тагрибирди Абу-ль-Махасин Джамаль-ад-дин Юсуф (1409 или 1410-5.6.1470), арабский историк и литератор. Родился в семье знатного мамлюка в Египте; обучался у выдающихся учёных своего времени, в том числе у Макризи. Из сохранившихся трудов наибольший интерес представляют хроники, охватывающие историю Египта от арабского завоевания (7 в.) до 1469 и содержащие ценные сведения социально-экономического характера. И. Т. - также автор краткой истории жизни Мухаммеда, сборников стихотворений и антологии арабской поэзии. Соч.: Ан-Нуджум аз-захира фи-ль-мулук Миср ва-ль-Кахира (Блестящие звезды о царях Египта и Каира), т. 1-12, Каир, 1929-56. Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. сеч., т. 2, М. - Л.,1956 (см. по указателю). |
Ибн Тагриберди, Ибн Тагрибирди Абу-ль-Махасин Джамаль-ад-дин Юсуф (1409 или 1410-5.6.1470), арабский историк и литератор. Родился в семье знатного мамлюка в Египте; обучался у выдающихся учёных своего времени, в том числе у Макризи. Из сохранившихся трудов наибольший интерес представляют хроники, охватывающие историю Египта от арабского завоевания (7 в.) до 1469 и содержащие ценные сведения социально-экономического характера. И. Т. - также автор краткой истории жизни Мухаммеда, сборников стихотворений и антологии арабской поэзии. Соч.: Ан-Нуджум аз-захира фи-ль-мулук Миср ва-ль-Кахира (Блестящие звезды о царях Египта и Каира), т. 1-12, Каир, 1929-56. Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. сеч., т. 2, М. - Л.,1956 (см. по указателю). |
Ибн Туфейль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль-Малик (латинизированное - Абубацер) (р. около 1110, Гуадикс, Испания, - умер. 1185, Марракеш, Марокко), арабский философ, врач, астроном, государственный деятель. В 1130-63 был врачом и секретарём халифа Абд аль-Мумина (см. Альмохады), в 1163-84 везиром и врачом халифа Юсуфа. И. Т. - представитель рационалистической линии арабо-испанской философии. Соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонической концепцией бога - учением об эманации (См. Эманация). В единственном дошедшем до нас произведении И. Т. «Романе о Хайе, сыне Якзана» (рус. пер. 1920; с 17 в. переведён на латинский, затем почти на все европейские и некоторые восточные языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединённый остров. В сюжете «Робинзона Крузо» Д. Дефо есть черты, общие с сюжетом сочинения И. Т. Лит.: Петров Д. К., Одна из испано-арабских проблем, «Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР», 1926, т. 2, в. 1: Сагадеев А. В., Абубацер Ибн-Туфейль, «В защиту мира», 1961, №7-8; Gauthier L., Ibn Thofail. Sa vie, ses oeuvres. P., 1909; Garcia Gómez E., Un cuento árabe. Fuènte común de Abentofail у de Gracián. Madrid, 1926. |
Ибн Туфайль, Ибн Туфейль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль-Малик (латинизированное - Абубацер) (р. около 1110, Гуадикс, Испания, - умер. 1185, Марракеш, Марокко), арабский философ, врач, астроном, государственный деятель. В 1130-63 был врачом и секретарём халифа Абд аль-Мумина (см. Альмохады), в 1163-84 везиром и врачом халифа Юсуфа. И. Т. - представитель рационалистической линии арабо-испанской философии. Соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонической концепцией бога - учением об эманации. В единственном дошедшем до нас произведении И. Т. «Романе о Хайе, сыне Якзана» (рус. пер. 1920; с 17 в. переведён на латинский, затем почти на все европейские и некоторые восточные языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединённый остров. В сюжете «Робинзона Крузо» Д. Дефо есть черты, общие с сюжетом сочинения И. Т. Лит.: Петров Д. К., Одна из испано-арабских проблем, «Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР», 1926, т. 2, в. 1: Сагадеев А. В., Абубацер Ибн-Туфейль, «В защиту мира», 1961, №7-8; Gauthier L., Ibn Thofail. Sa vie, ses oeuvres. P., 1909; Garcia Gómez E., Un cuento árabe. Fuènte común de Abentofail у de Gracián. Madrid, 1926. |
Ахмед ибн Аббас, арабский путешественник и писатель 1-й половины 10 в. В 921-922 в качестве секретаря посольства аббасидского халифа Муктадира (правил 908-932) совершил путешествие через Бухару и Хорезм к царю волжских болгар. Яркое описание путешествия посольства, а также Хорезма, огузов, башкир, болгар, руссов и др. отличается богатством фактического фольклорно-этнографического материала. Книга написана в форме рассказа. Первоначальный текст книги И. Ф. утерян. Сокращённая редакция, использованная ещё в 13 в. арабским учёным Якутом, была найдена в Мешхеде в 1923. Соч.: Ковалевский А. П., Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., Хар., 1956 (араб. текст соч. И. Ф. и рус. пер.); Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу, М. - Л., 1939. Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М.- Л., 1957, с. 184-86 и др. (см. по указателю); Бейлис В. М., П’ять видань Книги Ибн-Фадлана, «Український icторичний журнал», 1965, №3; Canard М., La relation du voyage d’Ibn Fadlân chez les Bulgares de la Volga, «Annales de l’Institut d’études orientales». Alger, 1958, t. 16. |
Ибн Фадлан Ахмед ибн Аббас, арабский путешественник и писатель 1-й половины 10 в. В 921-922 в качестве секретаря посольства аббасидского халифа Муктадира (правил 908-932) совершил путешествие через Бухару и Хорезм к царю волжских болгар. Яркое описание путешествия посольства, а также Хорезма, огузов, башкир, болгар, руссов и др. отличается богатством фактического фольклорно-этнографического материала. Книга написана в форме рассказа. Первоначальный текст книги И. Ф. утерян. Сокращённая редакция, использованная ещё в 13 в. арабским учёным Якутом, была найдена в Мешхеде в 1923. Соч.: Ковалевский А. П., Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., Хар., 1956 (араб. текст соч. И. Ф. и рус. пер.); Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу, М. - Л., 1939. Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М.- Л., 1957, с. 184-86 и др. (см. по указателю); Бейлис В. М., П▓ять видань Книги Ибн-Фадлана, «Укра нський icторичний журнал», 1965, №3; Canard М., La relation du voyage d▓Ibn Fadlân chez les Bulgares de la Volga, «Annales de l▓Institut d▓études orientales». Alger, 1958, t. 16. |
Абу Мерван Хайян ибн Халаф ибн Хасан аль-Куртуби (987 или 988, Кордова, - 30. 10. 1076, там же), испано-арабский историк и поэт. Занимал пост начальника стражи Кордовы. Автор поэм, богословских трактатов, исторических хроник. Выдающийся труд И. Х. «Книга заимствующего сведения о людях Андалусии» является важным источником по истории мусульманской Испании при Омейядах (8-10 вв.). 60-томная «Книга об основательном», написанная И. Х. в зрелые годы, не сохранилась, но известна по отрывкам в сочинениях позднейших арабских писателей. Соч.: Al-Muktabis. Chronique du règne du calife unTnaiyade ‘Abd Allah à Cordoue. Texte arabe publié... par le P. M. M. Antuña, t. 3, P., 1937. Лит.: Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, Bd I, Weimar, 1898; Gonzalez Palencia A., Historia de la literatura arabigo-española, Barcelona - B. Aires, 1928; Garcia Gómez E., A propósito de Ibn Hayyãn, «Al-Andalus». 1946, v. 11. |
Ибн Хайян Абу Мерван Хайян ибн Халаф ибн Хасан аль-Куртуби (987 или 988, Кордова, - 30. 10. 1076, там же), испано-арабский историк и поэт. Занимал пост начальника стражи Кордовы. Автор поэм, богословских трактатов, исторических хроник. Выдающийся труд И. Х. «Книга заимствующего сведения о людях Андалусии» является важным источником по истории мусульманской Испании при Омейядах (8-10 вв.). 60-томная «Книга об основательном», написанная И. Х. в зрелые годы, не сохранилась, но известна по отрывкам в сочинениях позднейших арабских писателей. Соч.: Al-Muktabis. Chronique du règne du calife unTnaiyade ▒Abd Allah à Cordoue. Texte arabe publié... par le P. M. M. Antuña, t. 3, P., 1937. Лит.: Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, Bd I, Weimar, 1898; Gonzalez Palencia A., Historia de la literatura arabigo-española, Barcelona - B. Aires, 1928; Garcia Gómez E., A propósito de Ibn Hayyãn, «Al-Andalus». 1946, v. 11. |
Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.5.1332, Тунис, - 17.3.1406, Каир), арабский историк и философ. Последователь арабского философа Ибн Рушда. В 1349-75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Биджайи. В 1379 вернулся в Тунис; в 1382, преследуемый духовенством, бежал в Египет; занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Основной труд И. Х. «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» («Китаб аль-ибар...») состоит из 3 частей: 1) «Введение» («Мукаддима»), в котором освещаются задачи, метод и принципы исторического исследования; в нём И. Х. изложил своё учение о развитии общества. Различия в образе жизни людей (прежде всего между кочевым и оседлым хозяйством) он связывал с различиями географической среды. 2) История народов мусульманского Востока. 3) История народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся полнотой и точностью описания, является основным источником для средневековой истории Северной Африки. И. Х. - автор «Автобиографии» - одного из первых образцов арабской мемуарной литературы средних веков. Соч.: Китаб аль-Ибар.... («Книга назидательных примеров...»), т. 1-7, Булак, 1867; Les Prolégomènes, trad. par de Slane, nouv. éd., t. 1-3, P., 1934-38; Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l’Afrique..., trad. de l’arabe par de Slane, v. I-4, nouv. éd., P., 1925-56; The Muqaddimah..., transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., [1958]; Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М., 1961. Лит.: Иванов Н. А., «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959; Бациева С. М., Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима», М., 1965 (библ.); Lacoste Y., Ibn Khaldoun..., P., 1966; Fischel W. J., Ibn Khaldūn in Egypt. A study in islamic historiography, Berk. - Los Ang., 1967 (библ.). С. М. Бациева, А. В. Сагадеев. |
Ибн Хальдун, Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.5.1332, Тунис, - 17.3.1406, Каир), арабский историк и философ. Последователь арабского философа Ибн Рушда. В 1349-75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Биджайи. В 1379 вернулся в Тунис; в 1382, преследуемый духовенством, бежал в Египет; занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Основной труд И. Х. «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» («Китаб аль-ибар...») состоит из 3 частей: 1) «Введение» («Мукаддима»), в котором освещаются задачи, метод и принципы исторического исследования; в нём И. Х. изложил своё учение о развитии общества. Различия в образе жизни людей (прежде всего между кочевым и оседлым хозяйством) он связывал с различиями географической среды. 2) История народов мусульманского Востока. 3) История народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся полнотой и точностью описания, является основным источником для средневековой истории Северной Африки. И. Х. - автор «Автобиографии» - одного из первых образцов арабской мемуарной литературы средних веков. Соч.: Китаб аль-Ибар.... («Книга назидательных примеров...»), т. 1-7, Булак, 1867; Les Prolégomènes, trad. par de Slane, nouv. éd., t. 1-3, P., 1934-38; Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l▓Afrique..., trad. de l▓arabe par de Slane, v. I-4, nouv. éd., P., 1925-56; The Muqaddimah..., transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., [1958]; Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М., 1961. Лит.: Иванов Н. А., «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959; Бациева С. М., Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима», М., 1965 (библ.); Lacoste Y., Ibn Khaldoun..., P., 1966; Fischel W. J., Ibn Khaldūn in Egypt. A study in islamic historiography, Berk. - Los Ang., 1967 (библ.). С. М. Бациева, А. В. Сагадеев. |
Ибн Хурдазбих Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах [около 820 (по др. данным, 826) - около 912/913 (по др. данным, 885)], арабский географ, по происхождению перс. Его «Книга путей и государств» - первое дошедшее до нас географическое сочинение описательного характера на арабском языке, важный источник по истории Халифата и сопредельных стран; в нём имеются упоминания о славянах и руссах. Соч.: Kitâb al-masâlik wa'l mamâlik, Lugduni Batavorum, 1889(BibliothecaGeogra-phorum Arabicorum, ed. M. J. de Goeje, pars 6). Лит.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1, М. - Л., 1939; Булгаков П. Г., «Книга путей и государств» Ибн Хордадбеха, в сборнике: Палестинский сборник, в. 3 (66), М. - Л., 1958; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957 (см. по указателю); Арабские источники VII-X веков, М. - Л., 1960. |