Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИБН")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИБН")

Ибн аль-Фарид

Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади (1182, Каир, - 1235, там же), арабский поэт-суфий. Его небольшой Диван - один из популярнейших сборников арабской поэзии. Наиболее известны произведения: «Винная песня» и «Большая таийя» - Касыда, состоящая из 760 Бейтов, в которой выявился суфийский пафос поэта. Постоянно воспевал любовь, отсюда его прозвище - «султан аль-'ашикин» («царь влюблённых»). И. а.-Ф. ради благозвучия стиха пренебрегал грамматикой. Его стихи иногда тяжеловесны и запутанны.

Соч.: Диван, Дамаск, 1840; Das arabische hohe Lied der Liebe., das ist Ibn al Faridh's Taїjet in Text und übers., hrsg. von J. Hammer-Purgstall, W., 1854.

Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.

Ибн аль-Фарид Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади

Ибн аль-Фарид Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади (1182, Каир, - 1235, там же), арабский поэт-суфий. Его небольшой диван - один из популярнейших сборников арабской поэзии. Наиболее известны произведения: «Винная песня» и «Большая таийя» - касыда, состоящая из 760 бейтов, в которой выявился суфийский пафос поэта. Постоянно воспевал любовь, отсюда его прозвище - «султан аль-'ашикин» («царь влюблённых»). И. а.-Ф. ради благозвучия стиха пренебрегал грамматикой. Его стихи иногда тяжеловесны и запутанны.

Соч.: Диван, Дамаск, 1840; Das arabische hohe Lied der Liebe., das ist Ibn al Faridh's Ta jet in Text und übers., hrsg. von J. Hammer-Purgstall, W., 1854.

Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.

Ибн аль-Хайсам

Альгазен (965, Басра, - около 1039), арабский учёный, работал в Каире. Посвятил анализу «Начал» Евклида два трактата, где рассмотрены определения, аксиомы и постулаты, теория параллельных. Ему принадлежат работы в области физики (наиболее полное изложение оптики того времени), медицины (данные о строении глаза, приближающиеся к современным) и философии.

Лит.: Историко-математические исследования, в. 11, М., 1958, с. 733-82; Розенбергер Ф., История физики, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М. - Л., 1937.

Ибн аль-Хайсам Альгазен

Ибн аль-Хайсам, Альгазен (965, Басра, - около 1039), арабский учёный, работал в Каире. Посвятил анализу «Начал» Евклида два трактата, где рассмотрены определения, аксиомы и постулаты, теория параллельных. Ему принадлежат работы в области физики (наиболее полное изложение оптики того времени), медицины (данные о строении глаза, приближающиеся к современным) и философии.

Лит.: Историко-математические исследования, в. 11, М., 1958, с. 733-82; Розенбергер Ф., История физики, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М. - Л., 1937.

Ибн аль-Хатиб

Мухаммед Лисан-ад-дин (1313-1374), арабо-испанский учёный, поэт, историк, государственный деятель. Родился в семье, близкой к эмирам Гранады. Занимал высокие административные посты при правителях Гранады и Феса. Автор около 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, литературе. Сочинения «Повествование по истории Гранады» и «Книга деяний выдающихся людей» - важный источник по истории мусульманской Испании. И. а.-Х. - мастер изысканных литературных сочинений в рифмованной прозе и стихах; его называют иногда «последним поэтом Гранады».

Соч.: Аль-Ихата фитарих Гарната, т. 1-2, Каир, 1959; Китаб аль-амаль аль-а'лам. [Отрывки], в кн.: Collection des textes arabes publiée par l'Institut des hautes études marocaines, v. 3, Rabat, 1934.

Ибн аль-Хатиб Мухаммед Лисан-ад-дин

Ибн аль-Хатиб Мухаммед Лисан-ад-дин (1313-1374), арабо-испанский учёный, поэт, историк, государственный деятель. Родился в семье, близкой к эмирам Гранады. Занимал высокие административные посты при правителях Гранады и Феса. Автор около 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, литературе. Сочинения «Повествование по истории Гранады» и «Книга деяний выдающихся людей» - важный источник по истории мусульманской Испании. И. а.-Х. - мастер изысканных литературных сочинений в рифмованной прозе и стихах; его называют иногда «последним поэтом Гранады».

Соч.: Аль-Ихата фитарих Гарната, т. 1-2, Каир, 1959; Китаб аль-амаль аль-а'лам. [Отрывки], в кн.: Collection des textes arabes publiée par l'Institut des hautes études marocaines, v. 3, Rabat, 1934.

Ибн ар-Руми

Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж (21.6.836, Багдад, - 14.6.896, там же), арабский писатель. Сохранились талантливые прозаические послания, но центральное место в его наследии занимает Диван, включающий стихи разных жанров: панегирики, сатиры, элегии, любовную лирику. Талант И. а.-Р. особенно проявился в сатирических стихах, эпиграммах, за которые поэт подвергался преследованиям со стороны знати. Лирические стихи отмечены фривольностью. Произведения И. а.-Р. отличаются богатством и отточенностью языка, несмотря на то, что он мало заботился о традиционной смысловой самостоятельности отдельного Бейта.

Соч.: Диван, Каир, 1917.

Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.

Ибн ар-Руми Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж

Ибн ар-Руми Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж (21.6.836, Багдад, - 14.6.896, там же), арабский писатель. Сохранились талантливые прозаические послания, но центральное место в его наследии занимает диван, включающий стихи разных жанров: панегирики, сатиры, элегии, любовную лирику. Талант И. а.-Р. особенно проявился в сатирических стихах, эпиграммах, за которые поэт подвергался преследованиям со стороны знати. Лирические стихи отмечены фривольностью. Произведения И. а.-Р. отличаются богатством и отточенностью языка, несмотря на то, что он мало заботился о традиционной смысловой самостоятельности отдельного бейта.

Соч.: Диван, Каир, 1917.

Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.

Ибн Асакир

Али ибн аль-Хасан (1105, Дамаск, - 25.1.1176, там же), арабский историк. Написал «Историю Дамаска» в 80 тт., которая содержит главным образом биографии выдающихся людей, связанных с Дамаском, а также многие ценные сведения по истории этого города и Сирии в целом. В Дамаске изданы первые два тома этого сочинения («ат-Тарих аль-Кабир», 1911 и 1954).

Ибн Асакир Али ибн аль-Хасан

Ибн Асакир Али ибн аль-Хасан (1105, Дамаск, - 25.1.1176, там же), арабский историк. Написал «Историю Дамаска» в 80 тт., которая содержит главным образом биографии выдающихся людей, связанных с Дамаском, а также многие ценные сведения по истории этого города и Сирии в целом. В Дамаске изданы первые два тома этого сочинения («ат-Тарих аль-Кабир», 1911 и 1954).

Ибн Баджа

Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (около 1070, Сарагоса, - 1139, Фее, Марокко), арабский философ, первый крупный представитель восточного аристотелизма в мусульманской Испании. Жил в Андалусии и Марокко, занимал государственные посты; по обвинению в ереси был заточен в тюрьму, а затем отравлен. Помимо комментариев к работам Аристотеля, написал трактаты по философии, физике, математике, астрологии, музыке и медицине. Большинство этих трактатов до нас не дошло; сохранившаяся их часть (иногда в отрывках) известна главным образом в древнееврейских и латинских переводах. Сочинения И. Б. способствовали развитию арабо-испанского рационализма (Ибн Рушд, Ибн Туфайль) и распространению аристотелизма в западно-европейской средневековой философии (Альберт Великий, Фома Аквинский).

Соч. в рус. пер.: Книга о душе, в сборнике: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961.

Лит.: Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Farrukh О. А., Ibn Bajja (Avempace) and the philosophy in the Moslem West. Beirut, 1945.

А. В. Сагадеев.

Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед

Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (около 1070, Сарагоса, - 1139, Фее, Марокко), арабский философ, первый крупный представитель восточного аристотелизма в мусульманской Испании. Жил в Андалусии и Марокко, занимал государственные посты; по обвинению в ереси был заточен в тюрьму, а затем отравлен. Помимо комментариев к работам Аристотеля, написал трактаты по философии, физике, математике, астрологии, музыке и медицине. Большинство этих трактатов до нас не дошло; сохранившаяся их часть (иногда в отрывках) известна главным образом в древнееврейских и латинских переводах. Сочинения И. Б. способствовали развитию арабо-испанского рационализма (Ибн Рушд, Ибн Туфайль) и распространению аристотелизма в западно-европейской средневековой философии (Альберт Великий, Фома Аквинский).

Соч. в рус. пер.: Книга о душе, в сборнике: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961.

Лит.: Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Farrukh О. А., Ibn Bajja (Avempace) and the philosophy in the Moslem West. Beirut, 1945.

А. В. Сагадеев.

Ибн Бадрун

Абу Марван Абд аль-Малик (г. рождения неизвестен - умер 1211), арабский поэт и историк. Родился в Силвише (Португалия). Жил в Севилье при дворе Абу Якуба Юсуфа Альмохада (1163-84). Сохранился его комментарий к касыде Ибн Абдуна (умер 1134) в прозе и стихах «Чашечка цветка и раковина жемчужины». В нём цитируются исторические источники, в большинстве утраченные. Комментарий в подробностях рисует картину быта и нравов эпохи. Многократно цитировался позднейшими арабскими авторами.

Соч.: Commentaire historique sur le poème d’Ibn-Abdoun, éd. par Ibn Badroun, publié par R. P. A. Dozy, Leyde, 1846.

Лит.: Pons Boigues F., Ensayo bio-bibliografice sobre los historiadores у geografos arabigoespañoles, Madrid, 1898, p. 260-62.

Ибн Бадрун Абу Марван Абд аль-Малик

Ибн Бадрун Абу Марван Абд аль-Малик (г. рождения неизвестен - умер 1211), арабский поэт и историк. Родился в Силвише (Португалия). Жил в Севилье при дворе Абу Якуба Юсуфа Альмохада (1163-84). Сохранился его комментарий к касыде Ибн Абдуна (умер 1134) в прозе и стихах «Чашечка цветка и раковина жемчужины». В нём цитируются исторические источники, в большинстве утраченные. Комментарий в подробностях рисует картину быта и нравов эпохи. Многократно цитировался позднейшими арабскими авторами.

Соч.: Commentaire historique sur le poème d▓Ibn-Abdoun, éd. par Ibn Badroun, publié par R. P. A. Dozy, Leyde, 1846.

Лит.: Pons Boigues F., Ensayo bio-bibliografice sobre los historiadores у geografos arabigoespañoles, Madrid, 1898, p. 260-62.

Ибн Баттута

Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (24.2.1304, Танжер,-1377, Фес), арабский путешественник, странствующий купец. В 1325, отправившись из Марокко в хаджж (паломничество), побывал в Египте, Аравии, затем Иране, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Крыму и южных областях России, дойдя до Волги; через Среднюю Азию и Афганистан прибыл в Индию и жил там несколько лет, затем посетил Индонезию и Китай. В 1349 возвратился в Марокко. Между 1349 и 1352 ездил в мусульманскую Испанию. В 1352-53 путешествовал по Западному и Центральному Судану. Описание путешествий И. Б. - ценный, исторический источник. Интересны заметки И. Б. о его пребывании в Золотой Орде (в частности, в Крыму и при дворе хана Узбека), изобилующие сведениями экономического, этнографического и культурно-бытового характера. И. Б. подробно описал Константинополь, в котором побывал, сопровождая жену Узбека - греческую царевну. И. Б. обстоятельно рассказал о положении Ирана при Хулагуидах (См. Хулагуиды), о своём пребывании в Индии, где он занимал пост судьи при дворе делийского султана Мухаммеда Туглака. И. Б. первый сообщил подробные сведения о государстве Мали и о прилегающих к нему областях.

Соч.: Voyages d'lbn Batoutah. Texte arabe accompagné d'une traduction par C. Detŕémery et B. R. Sanguinetti, v. 1-4, P., 1853-58; The travels of Ibn Battûta A. D. 1325-1354, ed. by H. A. R. Gibb., v. 1-2, Camb., 1958-62.

Лит.: Тизенгаузен В. Г., Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, М. - Л., 1941; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957, с. 416-30; Die Reise des Arabers Ibn Batûta durch Indien und China (14. Jahrhundert), Hamb., 1911.

Л. Е. Куббель.

Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи

Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (24.2.1304, Танжер,-1377, Фес), арабский путешественник, странствующий купец. В 1325, отправившись из Марокко в хаджж (паломничество), побывал в Египте, Аравии, затем Иране, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Крыму и южных областях России, дойдя до Волги; через Среднюю Азию и Афганистан прибыл в Индию и жил там несколько лет, затем посетил Индонезию и Китай. В 1349 возвратился в Марокко. Между 1349 и 1352 ездил в мусульманскую Испанию. В 1352-53 путешествовал по Западному и Центральному Судану. Описание путешествий И. Б. - ценный, исторический источник. Интересны заметки И. Б. о его пребывании в Золотой Орде (в частности, в Крыму и при дворе хана Узбека), изобилующие сведениями экономического, этнографического и культурно-бытового характера. И. Б. подробно описал Константинополь, в котором побывал, сопровождая жену Узбека - греческую царевну. И. Б. обстоятельно рассказал о положении Ирана при Хулагуидах, о своём пребывании в Индии, где он занимал пост судьи при дворе делийского султана Мухаммеда Туглака. И. Б. первый сообщил подробные сведения о государстве Мали и о прилегающих к нему областях.

Соч.: Voyages d'lbn Batoutah. Texte arabe accompagné d'une traduction par C. Detŕémery et B. R. Sanguinetti, v. 1-4, P., 1853-58; The travels of Ibn Battûta A. D. 1325-1354, ed. by H. A. R. Gibb., v. 1-2, Camb., 1958-62.

Лит.: Тизенгаузен В. Г., Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, М. - Л., 1941; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957, с. 416-30; Die Reise des Arabers Ibn Batûta durch Indien und China (14. Jahrhundert), Hamb., 1911.

Л. Е. Куббель.

Ибн Гебироль

Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное - Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avicebrol)] (около 1021, Малага, - 1055 или 1070, Валенсия), еврейский поэт и философ. Его поэтическое творчество на древнееврейском языке (иврите) сыграло важную роль в общем обновлении еврейской поэзии в арабской Испании 10-11 вв. Произведения И. Г. относятся к различным лирическим жанрам; важнейшее - мистическая поэма «Венец царствия». Философский трактат «Источник жизни» был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Bäumker, fasc. 1-3, 1892-95). И. Г. тяготел к неоплатоническому пантеизму, но, в отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из античной философской традиции противоположение материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г. принадлежит весьма яркое учение о природе воли), то материя оказывается непосредственным истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято впоследствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в еврейском и исламском мире и продолжал жить лишь в христианской схоластической традиции как сочинение загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с еврейским поэтом И. Г.

С. С. Аверинцев.

Ибн Гебироль Соломон бен Иегуда

Ибн Гебироль Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное - Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avicebrol)] (около 1021, Малага, - 1055 или 1070, Валенсия), еврейский поэт и философ. Его поэтическое творчество на древнееврейском языке (иврите) сыграло важную роль в общем обновлении еврейской поэзии в арабской Испании 10-11 вв. Произведения И. Г. относятся к различным лирическим жанрам; важнейшее - мистическая поэма «Венец царствия». Философский трактат «Источник жизни» был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. «Fons vitae», ed. С. Bäumker, fasc. 1-3, 1892-95). И. Г. тяготел к неоплатоническому пантеизму, но, в отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из античной философской традиции противоположение материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г. принадлежит весьма яркое учение о природе воли), то материя оказывается непосредственным истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято впоследствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в еврейском и исламском мире и продолжал жить лишь в христианской схоластической традиции как сочинение загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с еврейским поэтом И. Г.

С. С. Аверинцев.

Ибн Даста

Ибн Даста - арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й половины 9 - начала 10 вв.; см. Ибн Руста.

Ибн Дауд

Авраам Галеви, рабби (известен также под именем Равад - рабби Авраам бен Дауд) (р. около 1100, Толедо, - умер около 1180, Кордова), еврейский философ и теолог; сторонник аристотелизма, последователь философов Фараби и Ибн Сины (См. Ибн Сина). Выступал против неоплатонизма средневекового еврейского философа Ибн Гебироля (См. Ибн Гебироль). Основное сочинение И. Д. «Возвышенное убеждение» (1168), написанное по-арабски, сохранилось лишь в двух переводах на иврит. Синтезируя представления раввинистической иудаистской теологии с идеями Аристотеля, И. Д., очевидно, первым в еврейской философии утверждал, что бог есть лишь первопричина бытия. Свобода воли - способ реализации одной из возможностей действия, которые оставлены богом неопределёнными, чтобы человек мог проявить свою энергию. Дар пророчества - высший этап развития человеческого интеллекта. Учение И. Д. оказало определённое влияние на последующее развитие философии в средние века.

Лит.: Guttmann J., Die Religions-philosophie des Abraham ibn Daud aus Toledo, Gött., 1879; Husik I., A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1958.

Ибн Дауд Авраам Галеви

Ибн Дауд Авраам Галеви, рабби (известен также под именем Равад - рабби Авраам бен Дауд) (р. около 1100, Толедо, - умер около 1180, Кордова), еврейский философ и теолог; сторонник аристотелизма, последователь философов Фараби и Ибн Сины. Выступал против неоплатонизма средневекового еврейского философа Ибн Гебироля. Основное сочинение И. Д. «Возвышенное убеждение» (1168), написанное по-арабски, сохранилось лишь в двух переводах на иврит. Синтезируя представления раввинистической иудаистской теологии с идеями Аристотеля, И. Д., очевидно, первым в еврейской философии утверждал, что бог есть лишь первопричина бытия. Свобода воли - способ реализации одной из возможностей действия, которые оставлены богом неопределёнными, чтобы человек мог проявить свою энергию. Дар пророчества - высший этап развития человеческого интеллекта. Учение И. Д. оказало определённое влияние на последующее развитие философии в средние века.

Лит.: Guttmann J., Die Religions-philosophie des Abraham ibn Daud aus Toledo, Gött., 1879; Husik I., A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1958.

Ибн Джубайр

Мухаммед ибн Ахмед ибн Джубайр аль-Кинани (1145, Валенсия, - 29.11.1217, Александрия), арабо-испанский путешественник и писатель. Служил при дворе наместника Альмохадов (См. Альмохады) в Гранаде. Совершил три путешествия на Восток (1183-85, 1189-91, 1204). Путевой дневник первого из них (1183-85) «Путешествие кинанита» - важный источник по истории Египта, Аравии, Ирака, Сирии, Сицилии, а также по истории материальной культуры этих стран. Известны стихотворения И. Д., в частности касыда, посвященного Салах-ад-Дину.

Соч.: The travels of Ibn Jubayr, ed. W. Wright, 2 ed. revised de M. J. Goeje. Leyden - L., 1907 (Gibb memorial series); Voyages, trad. et annotes par M. Gaudefroy-Demombynes, pt. 1-4, P., 1949-65.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957, с. 304-307; Зайяда М., Рихлят Ибн Джубайр ва Ибн Баттута (Путешествие Ибн Джубайра и Ибн Баттуты), Каир, 1939.

Ибн Джубайр Мухаммед ибн Ахмед ибн Джубайр аль-Кинани

Ибн Джубайр Мухаммед ибн Ахмед ибн Джубайр аль-Кинани (1145, Валенсия, - 29.11.1217, Александрия), арабо-испанский путешественник и писатель. Служил при дворе наместника Альмохадов в Гранаде. Совершил три путешествия на Восток (1183-85, 1189-91, 1204). Путевой дневник первого из них (1183-85) «Путешествие кинанита» - важный источник по истории Египта, Аравии, Ирака, Сирии, Сицилии, а также по истории материальной культуры этих стран. Известны стихотворения И. Д., в частности касыда, посвященного Салах-ад-дину.

Соч.: The travels of Ibn Jubayr, ed. W. Wright, 2 ed. revised de M. J. Goeje. Leyden - L., 1907 (Gibb memorial series); Voyages, trad. et annotes par M. Gaudefroy-Demombynes, pt. 1-4, P., 1949-65.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957, с. 304-307; Зайяда М., Рихлят Ибн Джубайр ва Ибн Баттута (Путешествие Ибн Джубайра и Ибн Баттуты), Каир, 1939.

Ибн Зайдун

Абу-ль-Валид Ахмед ибн Абдаллах аль-Махзуми (1003, Кордова, - 1071, Севилья), испано-арабский поэт. Получил традиционное мусульманское образование. Его Диван - один из немногих сборников испано-арабской поэзии, дошедших до наших дней. В нём содержатся панегирические, элегические и лирические стихи, лучшие из которых написаны в период невзгод и скитаний. Прославился также как блестящий стилист-прозаик, часто прибегавший к рифмованной прозе и гиперболам. В своём творчестве И. З. оставался верен традициям арабской литературы восточных областей Халифата, хотя и испытал некоторое влияние арабской андалусской поэзии (см. Арабская культура, раздел Литература).

Соч.: Диван, Каир, 1932.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2, М - Л., 1956; аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961; Cour A., Un poète arabe d’Andalousie, Ibn Zaidoun, Constantine, 1920.

Ибн Зайдун Абу-ль-Валид Ахмед ибн Абдаллах аль-Махзуми

Ибн Зайдун Абу-ль-Валид Ахмед ибн Абдаллах аль-Махзуми (1003, Кордова, - 1071, Севилья), испано-арабский поэт. Получил традиционное мусульманское образование. Его диван - один из немногих сборников испано-арабской поэзии, дошедших до наших дней. В нём содержатся панегирические, элегические и лирические стихи, лучшие из которых написаны в период невзгод и скитаний. Прославился также как блестящий стилист-прозаик, часто прибегавший к рифмованной прозе и гиперболам. В своём творчестве И. З. оставался верен традициям арабской литературы восточных областей Халифата, хотя и испытал некоторое влияние арабской андалусской поэзии (см. Арабская культура, раздел Литература).

Соч.: Диван, Каир, 1932.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2, М - Л., 1956; аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961; Cour A., Un poète arabe d▓Andalousie, Ibn Zaidoun, Constantine, 1920.

Ибн Зафар

Мухаммед ибн Абу Мухаммед ас-Сакали (г. рождения неизвестен, Мекка, - 1169 или 1172, Хама), арабский писатель и филолог. Жил в Северной Африке, на острове Сицилия и в г. Халеб. Главное произведение - дидактическая антология в прозе «Утешения властителя при вражде подчинённых». Известна в двух авторских редакциях 1150 и 1159. И. З. впервые в арабской литературе обращается к форме рассказа о реальных исторических событиях, но с вымышленными персонажами.

Лит.: Amari М., Conforti politici di Ibn Zafar, Firenze, 1851; Brockelmann C., Geschichte derarabischenLiteratur, Bd 1, Weimar, 1898.

Ибн Зафар Мухаммед ибн Абу Мухаммед ас-Сакали

Ибн Зафар Мухаммед ибн Абу Мухаммед ас-Сакали (г. рождения неизвестен, Мекка, - 1169 или 1172, Хама), арабский писатель и филолог. Жил в Северной Африке, на острове Сицилия и в г. Халеб. Главное произведение - дидактическая антология в прозе «Утешения властителя при вражде подчинённых». Известна в двух авторских редакциях 1150 и 1159. И. З. впервые в арабской литературе обращается к форме рассказа о реальных исторических событиях, но с вымышленными персонажами.

Лит.: Amari М., Conforti politici di Ibn Zafar, Firenze, 1851; Brockelmann C., Geschichte derarabischenLiteratur, Bd 1, Weimar, 1898.

Ибн Исхак

Абу Абдаллах Мухаммед (704, Медина, - 767 или 768, Багдад), арабский историк, автор наиболее ранней из биографий Мухаммеда, дошедшей до нас в обработке Ибн Хишама (умер в 833 или 834) под названием «Книга жития посланника аллаха». Несмотря на наличие в ней многих легенд и вымышленных поэтических цитат, остаётся ценным источником по истории раннего ислама.

Соч.: Das Leben Muhammeds, nach Muhammed Ibn Ishak, Bd 1-2, Gött., 1858-60 (араб. текст); то же, пер. с араб., Stuttg.,1864.

Ибн Исхак Абу Абдаллах Мухаммед

Ибн Исхак Абу Абдаллах Мухаммед (704, Медина, - 767 или 768, Багдад), арабский историк, автор наиболее ранней из биографий Мухаммеда, дошедшей до нас в обработке Ибн Хишама (умер в 833 или 834) под названием «Книга жития посланника аллаха». Несмотря на наличие в ней многих легенд и вымышленных поэтических цитат, остаётся ценным источником по истории раннего ислама.

Соч.: Das Leben Muhammeds, nach Muhammed Ibn Ishak, Bd 1-2, Gött., 1858-60 (араб. текст); то же, пер. с араб., Stuttg.,1864.

Ибн Кузман

Ибн Козман (около 1080-1160, Кордова), испано-арабский поэт. Вёл жизнь бродячего певца. Создал новый вид строфической поэзии - заджал (мелодия). Собранные в его Диване стихи написаны на разговорном диалекте, насыщенном романскими элементами. И. К. принадлежит видное место в арабской литературе. Он оказал воздействие на раннюю провансальскую лирику, поэзию вагантов, а через них - и на европейскую поэзию.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2, М. - Л., 1956; Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, Bd I, Weimar, 1898, S. 272-73; Pérès H., La poésie andalouse en arabe classique au XI siècle, 2 éd., P., 1953.

Ибн Курра

Сабит ибн Курра (около 830, Харран, - 901), багдадский математик. Перевёл «Начала» Евклида, написал к ним пояснения, в частности к книге 5-й, и специальный комментарий к теории параллельных. Познакомил арабских учёных с сочинениями Архимеда о правильном семиугольнике.

Лит.: Юшкевич А. П., История математики в средние века, М., 1961.

Ибн Кутайба

Абу Мухаммед Абдаллах ибн Муслим (828, Багдад, - около 889, там же), арабский филолог, историк и писатель. Его предки происходили из г. Мерв (современный Мары в Туркменской ССР). Основатель багдадской школы арабской филологии. Занимался собиранием, систематизацией и критическим изучением памятников древней литературы. Важнейшие сочинения: «Источники известий» (10 книг) - одна из самых ранних в арабской литературе обширная прозаическая антология историко-литературного и дидактического содержания; «Зерцало писца» и «Книга поэзии и поэтов» - библиографический словарь, включающий произведения арабских поэтов 6-9 вв.

Лит.: Крачковский И, Ю., Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1956; Rosen V., Zur arabischen Literaturgeschichte der älteren Zeit, 1. Ibn Quteiba: Kitâb 'Ujûn al-akhbâr, «Bulletin de l’Académie Imp. des sciences de St.-Pétersbourg» 1881, t. 27, № 1.

Ибн Кутайба Абу Мухаммед Абдаллах ибн Муслим

Ибн Кутайба Абу Мухаммед Абдаллах ибн Муслим (828, Багдад, - около 889, там же), арабский филолог, историк и писатель. Его предки происходили из г. Мерв (современный Мары в Туркменской ССР). Основатель багдадской школы арабской филологии. Занимался собиранием, систематизацией и критическим изучением памятников древней литературы. Важнейшие сочинения: «Источники известий» (10 книг) - одна из самых ранних в арабской литературе обширная прозаическая антология историко-литературного и дидактического содержания; «Зерцало писца» и «Книга поэзии и поэтов» - библиографический словарь, включающий произведения арабских поэтов 6-9 вв.

Лит.: Крачковский И, Ю., Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1956; Rosen V., Zur arabischen Literaturgeschichte der älteren Zeit, 1. Ibn Quteiba: Kitâb 'Ujûn al-akhbâr, «Bulletin de l▓Académie Imp. des sciences de St.-Pétersbourg» 1881, t. 27, № 1.

Ибн Маджид

Ахмед, арабский лоцман и теоретик мореплавания. Из семьи навигаторов. Жил во 2-й половине 15 в.; в 1498 вёл корабли Васко да Гамы от восточного побережья Африки до Калькутты. Написал около 40 работ (большей частью в стихах), представляющих собой обстоятельный свод теории и практики морского дела арабов, основанный на богатом практическом опыте и материалах предшественников. В них описаны маршруты, которыми водили суда арабские мореплаватели от Занзибара и Мадагаскара до Тайваня и отдалённых островов Индонезии. Опыт И. М. и др. арабских мореходов во многом помог развитию европейского судоходства в Индийском океане.

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957; Шумовский Т. А., Три неизвестные лоции Ахмада Ибн Маджида..., М. - Л., 1957; его же, Арабы и море, М., 1964.

Ибн Маджид Ахмед

Ибн Маджид Ахмед, арабский лоцман и теоретик мореплавания. Из семьи навигаторов. Жил во 2-й половине 15 в.; в 1498 вёл корабли Васко да Гамы от восточного побережья Африки до Калькутты. Написал около 40 работ (большей частью в стихах), представляющих собой обстоятельный свод теории и практики морского дела арабов, основанный на богатом практическом опыте и материалах предшественников. В них описаны маршруты, которыми водили суда арабские мореплаватели от Занзибара и Мадагаскара до Тайваня и отдалённых островов Индонезии. Опыт И. М. и др. арабских мореходов во многом помог развитию европейского судоходства в Индийском океане.

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957; Шумовский Т. А., Три неизвестные лоции Ахмада Ибн Маджида..., М. - Л., 1957; его же, Арабы и море, М., 1964.

Ибн Мискавайх

Ибн Мискавейх, Абу Али Ахмед ибн Мухаммед (г. рождения неизвестен - умер 1030), арабоязычный историк и философ. Автор «Книги опытов народов» - первого после сочинения Табари значительного труда по всеобщей истории. В ней особенно важны разделы о политической истории Халифата 10 в. Составил трактаты по философии и этике.

Соч.: The Tajârib al-umam or history of Ibn Miskwayh..., ed. by L. Caetani, v. 1-5, 6, Leyden - L., 1909-17.

Лит.: Шмидт А. Э., Рукопись 3 тома Всемирной истории Ибн-Мискавейха, в кн.: Труды государственной публичной библиотеки Узбекской ССР, т. 1, Таш., 1936, с. 118-33; Шустер Б. Я., Шестой том Всемирной истории Ибн Мискавейха как источник по социальным отношениям в позднем халифате, «Краткие сообщения института народов Азии», 1961, т. 47; Arkoun М., Contribution à l’étude de l’humanisme arabe au Ive - Xe siécle: Miskawayh (320/325-421) - (932/936-1030) philosophe et historien, P.,1970 (библ.).

Ибн Мискавайх Абу Али Ахмед ибн Мухаммед

Ибн Мискавайх, Ибн Мискавейх, Абу Али Ахмед ибн Мухаммед (г. рождения неизвестен - умер 1030), арабоязычный историк и философ. Автор «Книги опытов народов» - первого после сочинения Табари значительного труда по всеобщей истории. В ней особенно важны разделы о политической истории Халифата 10 в. Составил трактаты по философии и этике.

Соч.: The Tajârib al-umam or history of Ibn Miskwayh..., ed. by L. Caetani, v. 1-5, 6, Leyden - L., 1909-17.

Лит.: Шмидт А. Э., Рукопись 3 тома Всемирной истории Ибн-Мискавейха, в кн.: Труды государственной публичной библиотеки Узбекской ССР, т. 1, Таш., 1936, с. 118-33; Шустер Б. Я., Шестой том Всемирной истории Ибн Мискавейха как источник по социальным отношениям в позднем халифате, «Краткие сообщения института народов Азии», 1961, т. 47; Arkoun М., Contribution à l▓étude de l▓humanisme arabe au Ive - Xe siécle: Miskawayh (320/325-421) - (932/936-1030) philosophe et historien, P.,1970 (библ.).

Ибн Нубата

Джемаль-ад-дин Абу Бекр аль-Кураши аль-Миери (апрель 1287 - октябрь 1366, Каир), арабский поэт. Придворный поэт египетского султана Насира Насир-ад-Дина Хасана (правил 1347-51 и 1354-61). Сохранился Диван поэта, содержащий панегирические и лирические стихи. В книге «Погружение взора в разъяснения трактата Ибн Зайдуна» описал жизнь и творчество крупнейших поэтов доисламского периода и первых лет ислама. Сохранился его трактат, посвященный эпистолярному стилю. Увлечение И. Н. игрой слов, формальной техникой стиха, где он считался непревзойдённым, снижало художественные достоинства его поэзии.

Соч.: Диван. Каир, 1905.

Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.

Ибн Нубата Джемаль-ад-дин Абу Бекр аль-Кураши аль-Миери

Ибн Нубата Джемаль-ад-дин Абу Бекр аль-Кураши аль-Миери (апрель 1287 - октябрь 1366, Каир), арабский поэт. Придворный поэт египетского султана Насира Насир-ад-Дина Хасана (правил 1347-51 и 1354-61). Сохранился диван поэта, содержащий панегирические и лирические стихи. В книге «Погружение взора в разъяснения трактата Ибн Зайдуна» описал жизнь и творчество крупнейших поэтов доисламского периода и первых лет ислама. Сохранился его трактат, посвященный эпистолярному стилю. Увлечение И. Н. игрой слов, формальной техникой стиха, где он считался непревзойдённым, снижало художественные достоинства его поэзии.

Соч.: Диван. Каир, 1905.

Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.

Ибн Руста

Ибн Даста Абу Али Ахмед ибн Омар, арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й половины 9 - начала 10 вв. По происхождению перс. Автор «Книги драгоценных ожерелий». До нас дошёл лишь 7-й том, содержащий ценные сведения о народах Ближнего и Среднего Востока и Восточной Европы.

Соч.: Kitab al-A’lak an-nafisa VII, autore Abu Ali Ahmed ibn Omar ibn Rosteh, ed. M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1892 (Bibliotheca Geographorum Arabicorum, pars. 7).

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957 (см. по указателю); Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, М., 1962-67.

Ибн Руста Абу Али Ахмед ибн Омар

Ибн Руста, Ибн Даста Абу Али Ахмед ибн Омар, арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й половины 9 - начала 10 вв. По происхождению перс. Автор «Книги драгоценных ожерелий». До нас дошёл лишь 7-й том, содержащий ценные сведения о народах Ближнего и Среднего Востока и Восточной Европы.

Соч.: Kitab al-A▓lak an-nafisa VII, autore Abu Ali Ahmed ibn Omar ibn Rosteh, ed. M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1892 (Bibliotheca Geographorum Arabicorum, pars. 7).

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957 (см. по указателю); Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1-2, М., 1962-67.

Ибн Рушд

Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова, - 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство философских сочинений И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате «Опровержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины (См. Двойственная истина). Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, нус в аристотелевском его понимании, рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистические и материалистические тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии (см. Аверроизм). Общественные идеалы И. Р. основывались на «Государстве» Платона.

И. Р. - автор энциклопедического медицинского труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием «Colliget»), содержащего клинические наблюдения И. Р. и др. врачей.

Соч.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв., М., 1961, с. 397-554; Averroes’Tahafut al-Tahafut, v. 1-2, L., 1954; Averroes’Commentary on Plato’s Republic, Camb., 1956.

Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 143-206; Gauthier L., lbn Rochd (Averroes), P., 1948; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, v. 1. p., 1964.

А. В. Сагадеев.

Ибн Рушд. Из рукописи его сочинений.

Ибн Рушд. Из рукописи его сочинений.

Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед

Ибн Рушд, Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова, - 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство философских сочинений И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате «Опровержение опровержения» И. Р. отверг нападки Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, «совечный» миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, нус в аристотелевском его понимании, рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отдельные души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистические и материалистические тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии (см. Аверроизм). Общественные идеалы И. Р. основывались на «Государстве» Платона.

И. Р. - автор энциклопедического медицинского труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 книгах (в европейской литературе известно под названием «Colliget»), содержащего клинические наблюдения И. Р. и др. врачей.

Соч.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв., М., 1961, с. 397-554; Averroes▓Tahafut al-Tahafut, v. 1-2, L., 1954; Averroes▓Commentary on Plato▓s Republic, Camb., 1956.

Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., 1903; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 143-206; Gauthier L., lbn Rochd (Averroes), P., 1948; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique, v. 1. p., 1964.

А. В. Сагадеев.

Ибн Сауд

Абд аль-Азиз (24.11.1880, Эр-Рияд, - 9.11.1953, Таиф), король Саудовской Аравии с 1932, из династии Саудидов: религиозный глава ваххабитов (См. Ваххабиты). В 1902-27 эмир Неджда. Стремясь создать централизованное феодально-абсолютистское государство, вёл войны с соседними княжествами Аравийского полуострова. Война с Хиджазом (1924-25) завершилась завоеванием последнего. В 1927 И. С. был провозглашен королём Хиджаза, Неджда и присоединённых областей (с 1932 - Саудовская Аравия).

Ибн Сауд Абд аль-Азиз

Ибн Сауд Абд аль-Азиз (24.11.1880, Эр-Рияд, - 9.11.1953, Таиф), король Саудовской Аравии с 1932, из династии Саудидов: религиозный глава ваххабитов. В 1902-27 эмир Неджда. Стремясь создать централизованное феодально-абсолютистское государство, вёл войны с соседними княжествами Аравийского полуострова. Война с Хиджазом (1924-25) завершилась завоеванием последнего. В 1927 И. С. был провозглашен королём Хиджаза, Неджда и присоединённых областей (с 1932 - Саудовская Аравия).

Ибн Сина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ибн Тагриберди

Ибн Тагрибирди Абу-ль-Махасин Джамаль-ад-дин Юсуф (1409 или 1410-5.6.1470), арабский историк и литератор. Родился в семье знатного мамлюка в Египте; обучался у выдающихся учёных своего времени, в том числе у Макризи. Из сохранившихся трудов наибольший интерес представляют хроники, охватывающие историю Египта от арабского завоевания (7 в.) до 1469 и содержащие ценные сведения социально-экономического характера. И. Т. - также автор краткой истории жизни Мухаммеда, сборников стихотворений и антологии арабской поэзии.

Соч.: Ан-Нуджум аз-захира фи-ль-мулук Миср ва-ль-Кахира (Блестящие звезды о царях Египта и Каира), т. 1-12, Каир, 1929-56.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. сеч., т. 2, М. - Л.,1956 (см. по указателю).

Ибн Тагриберди Абу-ль-Махасин Джамаль-ад-дин Юсуф

Ибн Тагриберди, Ибн Тагрибирди Абу-ль-Махасин Джамаль-ад-дин Юсуф (1409 или 1410-5.6.1470), арабский историк и литератор. Родился в семье знатного мамлюка в Египте; обучался у выдающихся учёных своего времени, в том числе у Макризи. Из сохранившихся трудов наибольший интерес представляют хроники, охватывающие историю Египта от арабского завоевания (7 в.) до 1469 и содержащие ценные сведения социально-экономического характера. И. Т. - также автор краткой истории жизни Мухаммеда, сборников стихотворений и антологии арабской поэзии. Соч.: Ан-Нуджум аз-захира фи-ль-мулук Миср ва-ль-Кахира (Блестящие звезды о царях Египта и Каира), т. 1-12, Каир, 1929-56. Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. сеч., т. 2, М. - Л.,1956 (см. по указателю).

Ибн Туфайль

Ибн Туфейль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль-Малик (латинизированное - Абубацер) (р. около 1110, Гуадикс, Испания, - умер. 1185, Марракеш, Марокко), арабский философ, врач, астроном, государственный деятель. В 1130-63 был врачом и секретарём халифа Абд аль-Мумина (см. Альмохады), в 1163-84 везиром и врачом халифа Юсуфа. И. Т. - представитель рационалистической линии арабо-испанской философии. Соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонической концепцией бога - учением об эманации (См. Эманация). В единственном дошедшем до нас произведении И. Т. «Романе о Хайе, сыне Якзана» (рус. пер. 1920; с 17 в. переведён на латинский, затем почти на все европейские и некоторые восточные языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединённый остров. В сюжете «Робинзона Крузо» Д. Дефо есть черты, общие с сюжетом сочинения И. Т.

Лит.: Петров Д. К., Одна из испано-арабских проблем, «Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР», 1926, т. 2, в. 1: Сагадеев А. В., Абубацер Ибн-Туфейль, «В защиту мира», 1961, №7-8; Gauthier L., Ibn Thofail. Sa vie, ses oeuvres. P., 1909; Garcia Gómez E., Un cuento árabe. Fuènte común de Abentofail у de Gracián. Madrid, 1926.

Ибн Туфайль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль-Малик

Ибн Туфайль, Ибн Туфейль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль-Малик (латинизированное - Абубацер) (р. около 1110, Гуадикс, Испания, - умер. 1185, Марракеш, Марокко), арабский философ, врач, астроном, государственный деятель. В 1130-63 был врачом и секретарём халифа Абд аль-Мумина (см. Альмохады), в 1163-84 везиром и врачом халифа Юсуфа. И. Т. - представитель рационалистической линии арабо-испанской философии. Соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонической концепцией бога - учением об эманации. В единственном дошедшем до нас произведении И. Т. «Романе о Хайе, сыне Якзана» (рус. пер. 1920; с 17 в. переведён на латинский, затем почти на все европейские и некоторые восточные языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединённый остров. В сюжете «Робинзона Крузо» Д. Дефо есть черты, общие с сюжетом сочинения И. Т.

Лит.: Петров Д. К., Одна из испано-арабских проблем, «Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР», 1926, т. 2, в. 1: Сагадеев А. В., Абубацер Ибн-Туфейль, «В защиту мира», 1961, №7-8; Gauthier L., Ibn Thofail. Sa vie, ses oeuvres. P., 1909; Garcia Gómez E., Un cuento árabe. Fuènte común de Abentofail у de Gracián. Madrid, 1926.

Ибн Фадлан

Ахмед ибн Аббас, арабский путешественник и писатель 1-й половины 10 в. В 921-922 в качестве секретаря посольства аббасидского халифа Муктадира (правил 908-932) совершил путешествие через Бухару и Хорезм к царю волжских болгар. Яркое описание путешествия посольства, а также Хорезма, огузов, башкир, болгар, руссов и др. отличается богатством фактического фольклорно-этнографического материала. Книга написана в форме рассказа. Первоначальный текст книги И. Ф. утерян. Сокращённая редакция, использованная ещё в 13 в. арабским учёным Якутом, была найдена в Мешхеде в 1923.

Соч.: Ковалевский А. П., Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., Хар., 1956 (араб. текст соч. И. Ф. и рус. пер.); Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу, М. - Л., 1939.

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М.- Л., 1957, с. 184-86 и др. (см. по указателю); Бейлис В. М., П’ять видань Книги Ибн-Фадлана, «Український icторичний журнал», 1965, №3; Canard М., La relation du voyage d’Ibn Fadlân chez les Bulgares de la Volga, «Annales de l’Institut d’études orientales». Alger, 1958, t. 16.

Ибн Фадлан Ахмедибн Аббас

Ибн Фадлан Ахмед ибн Аббас, арабский путешественник и писатель 1-й половины 10 в. В 921-922 в качестве секретаря посольства аббасидского халифа Муктадира (правил 908-932) совершил путешествие через Бухару и Хорезм к царю волжских болгар. Яркое описание путешествия посольства, а также Хорезма, огузов, башкир, болгар, руссов и др. отличается богатством фактического фольклорно-этнографического материала. Книга написана в форме рассказа. Первоначальный текст книги И. Ф. утерян. Сокращённая редакция, использованная ещё в 13 в. арабским учёным Якутом, была найдена в Мешхеде в 1923.

Соч.: Ковалевский А. П., Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., Хар., 1956 (араб. текст соч. И. Ф. и рус. пер.); Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу, М. - Л., 1939.

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М.- Л., 1957, с. 184-86 и др. (см. по указателю); Бейлис В. М., П▓ять видань Книги Ибн-Фадлана, «Укра нський icторичний журнал», 1965, №3; Canard М., La relation du voyage d▓Ibn Fadlân chez les Bulgares de la Volga, «Annales de l▓Institut d▓études orientales». Alger, 1958, t. 16.

Ибн Хайян

Абу Мерван Хайян ибн Халаф ибн Хасан аль-Куртуби (987 или 988, Кордова, - 30. 10. 1076, там же), испано-арабский историк и поэт. Занимал пост начальника стражи Кордовы. Автор поэм, богословских трактатов, исторических хроник. Выдающийся труд И. Х. «Книга заимствующего сведения о людях Андалусии» является важным источником по истории мусульманской Испании при Омейядах (8-10 вв.). 60-томная «Книга об основательном», написанная И. Х. в зрелые годы, не сохранилась, но известна по отрывкам в сочинениях позднейших арабских писателей.

Соч.: Al-Muktabis. Chronique du règne du calife unTnaiyade ‘Abd Allah à Cordoue. Texte arabe publié... par le P. M. M. Antuña, t. 3, P., 1937.

Лит.: Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, Bd I, Weimar, 1898; Gonzalez Palencia A., Historia de la literatura arabigo-española, Barcelona - B. Aires, 1928; Garcia Gómez E., A propósito de Ibn Hayyãn, «Al-Andalus». 1946, v. 11.

Ибн Хайян Абу Мерван Хайян ибн Халаф ибн Хасан аль-Куртуби

Ибн Хайян Абу Мерван Хайян ибн Халаф ибн Хасан аль-Куртуби (987 или 988, Кордова, - 30. 10. 1076, там же), испано-арабский историк и поэт. Занимал пост начальника стражи Кордовы. Автор поэм, богословских трактатов, исторических хроник. Выдающийся труд И. Х. «Книга заимствующего сведения о людях Андалусии» является важным источником по истории мусульманской Испании при Омейядах (8-10 вв.). 60-томная «Книга об основательном», написанная И. Х. в зрелые годы, не сохранилась, но известна по отрывкам в сочинениях позднейших арабских писателей.

Соч.: Al-Muktabis. Chronique du règne du calife unTnaiyade ▒Abd Allah à Cordoue. Texte arabe publié... par le P. M. M. Antuña, t. 3, P., 1937.

Лит.: Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, Bd I, Weimar, 1898; Gonzalez Palencia A., Historia de la literatura arabigo-española, Barcelona - B. Aires, 1928; Garcia Gómez E., A propósito de Ibn Hayyãn, «Al-Andalus». 1946, v. 11.

Ибн Хальдун

Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.5.1332, Тунис, - 17.3.1406, Каир), арабский историк и философ. Последователь арабского философа Ибн Рушда. В 1349-75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Биджайи. В 1379 вернулся в Тунис; в 1382, преследуемый духовенством, бежал в Египет; занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Основной труд И. Х. «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» («Китаб аль-ибар...») состоит из 3 частей: 1) «Введение» («Мукаддима»), в котором освещаются задачи, метод и принципы исторического исследования; в нём И. Х. изложил своё учение о развитии общества. Различия в образе жизни людей (прежде всего между кочевым и оседлым хозяйством) он связывал с различиями географической среды. 2) История народов мусульманского Востока. 3) История народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся полнотой и точностью описания, является основным источником для средневековой истории Северной Африки. И. Х. - автор «Автобиографии» - одного из первых образцов арабской мемуарной литературы средних веков.

Соч.: Китаб аль-Ибар.... («Книга назидательных примеров...»), т. 1-7, Булак, 1867; Les Prolégomènes, trad. par de Slane, nouv. éd., t. 1-3, P., 1934-38; Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l’Afrique..., trad. de l’arabe par de Slane, v. I-4, nouv. éd., P., 1925-56; The Muqaddimah..., transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., [1958]; Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М., 1961.

Лит.: Иванов Н. А., «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959; Бациева С. М., Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима», М., 1965 (библ.); Lacoste Y., Ibn Khaldoun..., P., 1966; Fischel W. J., Ibn Khaldūn in Egypt. A study in islamic historiography, Berk. - Los Ang., 1967 (библ.).

С. М. Бациева, А. В. Сагадеев.

Ибн Хальдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед

Ибн Хальдун, Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (27.5.1332, Тунис, - 17.3.1406, Каир), арабский историк и философ. Последователь арабского философа Ибн Рушда. В 1349-75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Биджайи. В 1379 вернулся в Тунис; в 1382, преследуемый духовенством, бежал в Египет; занимал должность кади (судьи) и преподавал в медресе аль-Азхар, аль-Камхия и аз-Захирия. Основной труд И. Х. «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» («Китаб аль-ибар...») состоит из 3 частей: 1) «Введение» («Мукаддима»), в котором освещаются задачи, метод и принципы исторического исследования; в нём И. Х. изложил своё учение о развитии общества. Различия в образе жизни людей (прежде всего между кочевым и оседлым хозяйством) он связывал с различиями географической среды. 2) История народов мусульманского Востока. 3) История народов Магриба. Последняя часть, отличающаяся полнотой и точностью описания, является основным источником для средневековой истории Северной Африки. И. Х. - автор «Автобиографии» - одного из первых образцов арабской мемуарной литературы средних веков.

Соч.: Китаб аль-Ибар.... («Книга назидательных примеров...»), т. 1-7, Булак, 1867; Les Prolégomènes, trad. par de Slane, nouv. éd., t. 1-3, P., 1934-38; Histoire des berbères et des dynasties musulmanes de l▓Afrique..., trad. de l▓arabe par de Slane, v. I-4, nouv. éd., P., 1925-56; The Muqaddimah..., transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1-3, N. Y., [1958]; Введение (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М., 1961.

Лит.: Иванов Н. А., «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в., в кн.: Арабский сборник, М., 1959; Бациева С. М., Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима», М., 1965 (библ.); Lacoste Y., Ibn Khaldoun..., P., 1966; Fischel W. J., Ibn Khaldūn in Egypt. A study in islamic historiography, Berk. - Los Ang., 1967 (библ.).

С. М. Бациева, А. В. Сагадеев.

Ибн Хордадбех

Ибн Хурдазбих Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах [около 820 (по др. данным, 826) - около 912/913 (по др. данным, 885)], арабский географ, по происхождению перс. Его «Книга путей и государств» - первое дошедшее до нас географическое сочинение описательного характера на арабском языке, важный источник по истории Халифата и сопредельных стран; в нём имеются упоминания о славянах и руссах.

Соч.: Kitâb al-masâlik wa'l mamâlik, Lugduni Batavorum, 1889(BibliothecaGeogra-phorum Arabicorum, ed. M. J. de Goeje, pars 6).

Лит.: Материалы по истории туркмен и Туркмении, т. 1, М. - Л., 1939; Булгаков П. Г., «Книга путей и государств» Ибн Хордадбеха, в сборнике: Палестинский сборник, в. 3 (66), М. - Л., 1958; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. - Л., 1957 (см. по указателю); Арабские источники VII-X веков, М. - Л., 1960.

Предыдущая страница Следующая страница