Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "А" (часть 9, "АВЕ"-"АВИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 9, "АВЕ"-"АВИ")

Аверичкин Федор Степанович

Аверичкин Фёдор Степанович [15(27).5.1889 ‒ 20.9.1933], активный участник Октябрьской революции и Гражданской войны. Родился в семье поездного кондуктора. Учился в реальном училище. Член КПСС с марта 1917. Работал на железной дороге. В 1911 призван на флот (матрос, минный унтер-офицер). После Февральской революции 1917 член Гельсингфорсского совета от посыльного судна «Кречет», а затем Областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии. В июле ‒ октябре 1917 член, председатель, секретарь Центробалта. Участвовал в ликвидации корниловщины. Член тройки по руководству флотом во время Октябрьского вооруженного восстания. Участвовал в создании военной флотилии Каспийского моря. В последующие годы на ответственных постах в Военно-Морском Флоте.

Лит.: Протоколы и постановления Центрального комитета Балтийского флота 1917‒1918, М.‒ Л., 1963; Герои Октября, т. 1, Л., 1967.

Аверкамп

Аверкамп (Avercamp)

Хендрик (25.1.1585, Амстердам, - похоронен 15.5.1634, Кампен), голландский живописец. Создал характерный для раннего этапа голландского реализма 17 в. тип жанрово-пейзажной картины; писал в светлой серебристой гамме небольшие зимние пейзажи с фигурками конькобежцев, тонко передавая панораму голландского города, морозный влажный воздух и глубину пространства («Катанье на коньках», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

Лит.: Welcker С. J., Hendrick Averkamp... en Barent Averkamp..., Zwolle, 1933.

X. Аверкамп. «Большой зимний пейзаж». Государственный музей. Амстердам.

X. Аверкамп. «Большой зимний пейзаж». Государственный музей. Амстердам.

Аверкамп Хендрик

Аверкамп (Avercamp) Хендрик (25.1.1585, Амстердам, ‒ похоронен 15.5.1634, Кампен), голландский живописец. Создал характерный для раннего этапа голландского реализма 17 в. тип жанрово-пейзажной картины; писал в светлой серебристой гамме небольшие зимние пейзажи с фигурками конькобежцев, тонко передавая панораму голландского города, морозный влажный воздух и глубину пространства («Катанье на коньках», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

Лит.: Welcker С. J., Hendrick Averkamp... en Barent Averkamp..., Zwolle, 1933.

Аверкиев

Дмитрий Васильевич [30.9(12.10).1836, Екатеринодар, - 7(20).1.1905, Петербург], русский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил в 1859 Петербургский университет. Его пьесы, идеализирующие русскую старину, мелодраматичны. Успехом пользовались «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве...» (1869) и «Каширская старина» (1872). В 1885-86 А. издавал ежемесячный «Дневник писателя», где публиковал свои беллетристические произведения, публицистические и критические статьи.

Соч.: Драмы, т. 1-3, 2 изд., СПБ, 1906; Повести из старинного быта, т. 1-2, СПБ, 1898; Повести из современного быта, т. 1-3, СПБ, 1898.

Аверкиев Дмитрий Васильевич

Аверкиев Дмитрий Васильевич [30.9(12.10).1836, Екатеринодар, ‒ 7(20).1.1905, Петербург], русский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил в 1859 Петербургский университет. Его пьесы, идеализирующие русскую старину, мелодраматичны. Успехом пользовались «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве...» (1869) и «Каширская старина» (1872). В 1885‒86 А. издавал ежемесячный «Дневник писателя», где публиковал свои беллетристические произведения, публицистические и критические статьи.

Соч.: Драмы, т. 1‒3, 2 изд., СПБ, 1906; Повести из старинного быта, т. 1‒2, СПБ, 1898; Повести из современного быта, т. 1‒3, СПБ, 1898.

Аверон

Аверон (Aveyron)

департамент во Франции, на территории исторической области Гиень (Гюйенн), на южной окраине Центрального Французского массива. Площадь 8771 км2. Население 293 тыс. человек (1968). Административный центр - город Родез.

Аверроизм

Аверроизм - направление в средневековой философии, основателем которого был арабский мыслитель 12 в. Ибн Рушд (Аверроэс). А. разрабатывал материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда - идею вечности (следовательно,несотворённости) мира, смертности души, теорию двойственности истины, отделяя и даже противопоставляя знание вере, философию - теологии. Тем самым в А. намечалась антитеологическая тенденция - то самое «жизнерадостное свободомыслие», которое, по выражению Энгельса, перешло к романским народам от арабов и подготовило материализм 18 в. (см. «Диалектика природы», 1969, с. 7). Благодаря переводам произведений Ибн Рушда на латинский язык А. получил распространение в Западной Европе, где его главным представителем был Сигер Брабантский, подвергнутый критике Фомой Аквинским (в сочинении «О единстве разума против аверроистов»).Преследование А. католической церковью не приостановило его влияния на европейскую философию, о чём свидетельствует выступление испанского философа Луллия (См. Луллий) (13 в.). В Италии (в Падуанском университете) влияние А. сохранялось вплоть до 16 в. В 1513 А. был осуждён Беневентским собором.

Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц.,К., 1903; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср-век. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, пер. с нем., М., 1962; О 'Leary de Lacy E., Arabic thought and its place in history, L. ,1939.

C.H. Григорян.

Аверроэс

Аверроэс - латинизированное имя арабского философа Ибн Рушда (см. также Аверроизм).

Аверченко

Аркадий Тимофеевич (1881, Севастополь, - 12.3.1925, Прага), русский писатель. Родился в купеческой семье. С 1908 сотрудник, позже редактор либерального юмористического журнала «Сатирикон», с 1913 редактор «Нового сатирикона». В юмористических рассказах и фельетонах высмеивал пошлость буржуазного быта (сборник «Весёлые устрицы», 1910, и др.). После 1917 эмигрировал. Книгу рассказов «Дюжина ножей в спину революции» (Париж, 1921) В. И. Ленин охарактеризовал как талантливую книжку, написанную с позиций «...озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца... » (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 249).

Соч.: Рассказы, т. 1-3, П., 1916; Осколки разбитого вдребезги, Л., 1926; Юмористические рассказы. [Вступ. ст.,сост. и примеч. О. Михайлова], М., 1964; Оккультные науки. [Рассказы], М., 1964.

Аверченко Аркадий Тимофеевич

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881, Севастополь, ‒ 12.3.1925, Прага), русский писатель. Родился в купеческой семье. С 1908 сотрудник, позже редактор либерального юмористического журнала «Сатирикон», с 1913 редактор «Нового сатирикона». В юмористических рассказах и фельетонах высмеивал пошлость буржуазного быта (сборник «Весёлые устрицы», 1910, и др.). После 1917 эмигрировал. Книгу рассказов «Дюжина ножей в спину революции» (Париж, 1921) В. И. Ленин охарактеризовал как талантливую книжку, написанную с позиций «...озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца... » (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 249).

Соч.: Рассказы, т. 1‒3, П., 1916; Осколки разбитого вдребезги, Л., 1926; Юмористические рассказы. [Вступ. ст.,сост. и примеч. О. Михайлова], М., 1964; Оккультные науки. [Рассказы], М., 1964.

Авеста

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авестийский язык

Авестийский язык - один из древних языков иранской группы, на котором написан древнеиранский религиозный памятник «Авеста». Различают два диалекта - более архаичный, гатский, на котором написаны молитвы (гаты) древнеиранского религиозного реформатора Заратуштры (См. Заратуштра) (Зороастра), и позднеавестийский. Древнейшие части «Авесты» восходят к 1-й половине 1-го тыс. до н. э. Уже тогда А. я. не был разговорным, а отражал в своей лексике, синтаксисе, стиле традиционные каноны устной культовой литературы. В дальнейшем произошёл полный отрыв А. я. от живых иранских языков, и единственным хранителем этого уже мёртвого языка было зороастрийское жречество, пользовавшееся им для литургических целей (как католическое духовенство - латинским). Парсы-зороастрийцы в Индии до сих пор пользуются в богослужении авестийскими текстами.

Лит.: Соколов С. Н., Авестийский язык, М., 1961; его же, Язык Авесты (учебное пособие), Л., 1964; Bartholomae Chr., Awestasprache und Altpersisch, Bd 1, Stras., 1896; его же, Altiranisches Worterbuch, 2 Aufl., B., 1961; Hoffmann K., Altiranisch, в кн.: Handbuch der Orientalistik, Bd 4, 1 Abt., Iranistik, I, Abschnitt Linguistik, Leiden - Koln, 1958; Humbach H., Die Gathas des Zarathustra, Bd 1-2, Heidelberg, 1959; Reichelt H., Awestisches Elementarbuch, Heidelberg, 1909.

В. С. Расторгуева.

Аветисян

Аветисян (настоящая фамилия Восканян)

Авет Маркосович [р. 12(24).11.1897], армянский советский актёр, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1942. В 1917 начал сценическую деятельность. Один из основателей и ведущих актёров армянского Театра им. Сундукяна (Ереван), в котором работает с 1922. Сценические образы А. отмечены народным характером, сочным юмором. Лучшие роли: Замбахов, Парсиг («Хатабала», «Разорённый очаг» Сундукяна), Сагател («Из-за чести» Ширванзаде), Амо («На заре» Гулакяна), Балабек («Опытное поле» Заряна), Врам («Под одной крышей» Боряна), Кулигин («Гроза» Островского), Достигаев («Достигаев и другие» Горького). С 1926 снимается в кино (Спарапет - «Зангезур» и др.). Государственная премия СССР (1941). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

А. М. Аветисян в роли Замбахова («Хатабала» Сундукяна).

А. М. Аветисян в роли Замбахова («Хатабала» Сундукяна).

А. М. Аветисян.

А. М. Аветисян.

Аветисян Авет Маркосович

Аветисян (настоящая фамилия Восканян) Авет Маркосович [р. 12(24).11.1897], армянский советский актёр, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1942. В 1917 начал сценическую деятельность. Один из основателей и ведущих актёров армянского Театра им. Сундукяна (Ереван), в котором работает с 1922. Сценические образы А. отмечены народным характером, сочным юмором. Лучшие роли: Замбахов, Парсиг («Хатабала», «Разорённый очаг» Сундукяна), Сагател («Из-за чести» Ширванзаде), Амо («На заре» Гулакяна), Балабек («Опытное поле» Заряна), Врам («Под одной крышей» Боряна), Кулигин («Гроза» Островского), Достигаев («Достигаев и другие» Горького). С 1926 снимается в кино (Спарапет ‒ «Зангезур» и др.). Государственная премия СССР (1941). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

Авиа...

Авиа... (от латинского avis - птица)

составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «авиационный» (например, авиапочта, авиабаза).

Авиа- и ракетостроительные монополии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиагоризонт

Авиагоризонт - гироскопический прибор для измерения углов крена и тангажа летательного аппарата. Угол тангажа - угол между продольной осью аппарата и горизонтальной плоскостью, а угол крена - угол наклона продольной плоскости аппарата к вертикали. Основные части А. - Гироскоп с тремя степенями свободы, сохраняющий положение своей оси в пространстве неизменным, и маятниковая система коррекции, устраняющая отклонения оси ротора гироскопа от истинной вертикали. Во всех случаях несовпадения оси ротора гироскопа с истинной вертикалью система коррекции, состоящая из маятника, расположенного на внутренней раме гироскопа, и коррекционных двигателей, вызывает прецессию оси (движение её в плоскости, перпендикулярной направлению приложения силы) до тех пор, пока ось не займёт заданного ей положения. Как только ось совпадает с вертикалью, прецессия прекращается. На практике наиболее распространены А., у которых на лицевой части прибора нанесён силуэт самолёта 2, неподвижный относительно корпуса 1 и, следовательно, самолёта. За силуэтом находится сфера 3, положение которой стабилизировано гироскопом. Нижняя половина сферы окрашена в голубой цвет (небо), а верхняя - в коричневый (земля). Линия раздела цветных полусфер служит линией искусственного горизонта 5. На сферу также нанесены шкалы для измерения углов тангажа 4 и крена 6. Наблюдая за положением изображенного на шкале прибора силуэта относительно перемещающейся линии искусственного горизонта, лётчик судит о наличии и величине этих углов. В корпус А. вмонтирован также указатель скольжения 7 самолёта с меткой нулевого положения 8. В прошлом применялись А. с пневматическими гироскопами и корректирующими устройствами; в дальнейшем получили распространение А. с электрическими гироскопами и корректирующими устройствами. Общая погрешность показаний электрических А. при прямолинейном полёте не превышает 1°, а после выхода из виража с креном 20° при скорости самолёта 400 км/ч - 2°, что практически обеспечивает возможность пилотирования вне видимости земли.

Лит.: Фридлендер Г. О., Козлов М. С., Авиационные гироскопические приборы, М., 1961.

Внешний вид авиагоризонта со сферической шкалой и указателем скольжения.

Внешний вид авиагоризонта со сферической шкалой и указателем скольжения.

Авиадесант

Авиадесант - см. Воздушный десант.

Авиадесантная самоходно-артиллерийская установка

Авиадесантная самоходно-артиллерийская установка - боевая машина для действий в составе воздушно-десантных войск (См. Воздушно-десантные войска). По комплексу основных боевых свойств - огневой мощи, броневой защиты и подвижности - АСУ является специализированной машиной. Применяется главным образом для борьбы с различными броневыми объектами, для уничтожения огневых средств и борьбы с легко- и среднебронированными целями. Вооружена орудием, иногда также пулемётами, установленными в боевой рубке или корпусе, а не во вращающейся башне, что снижает маневр огнем на поле боя. Имеет полную или частичную противопульную броневую защиту, высокую подвижность и проходимость. Масса современных АСУ в зависимости от типа и калибра их вооружения - от 3 до 20 т. В район высадки десанта (см. Воздушный десант) доставляются по воздуху на транспортных самолётах или вертолётах; выгрузка производится в воздухе - сбрасыванием их на парашютах или на суше - после приземления самолётов на грунтовые аэродромы и посадочные площадки, предварительно захваченные у противника.

Л. В. Сергеев.

Авиадесантная самоходно-артиллерийская установка (СССР).

Авиадесантная самоходно-артиллерийская установка (СССР).

Авиадесантный танк

Авиадесантный танк - многоцелевая полностью бронированная боевая машина (лёгкий танк) высокой подвижности и проходимости, предназначенная для действий в составе воздушно-десантных войск в вооруженных силах США, Великобритании и других иностранных государств. Иногда А. т. используются и в подразделениях сухопутных войск в качестве разведывательных танков. В период 2-й мировой войны 1939-45 А. т. были созданы в США и Англии (масса 7-8 т, пушка 37-40 мм, броня до 38 мм, скорость 55-60 км/ч), но по воздуху не перебрасывались ввиду отсутствия соответствующих транспортных средств. Современные А. т. оснащены пушечно-пулемётным вооружением, установленным в башне с круговым вращением, способны своим оружием поражать броневые цели, уничтожать и подавлять огневые средства и живую силу противника. Имеют противопульную защиту из стальной или алюминиевой брони, некоторые образцы - плавающие. В район высадки десанта А. т. доставляются по воздуху и выгружаются аналогично авиадесантным самоходно-артиллерийским установкам (См. Авиадесантная самоходно-артиллерийская установка).

Л. В. Сергеев.

Авиадесантный танк (США).

Авиадесантный танк (США).

Авиалиния

Авиалиния - авиатрасса, утвержденный маршрут регулярных полётов транспортных самолётов, обеспеченный аэродромами и необходимым наземным оборудованием (радиомаяки, опознавательные знаки и пр.) для безопасного взлёта и посадки. Полёты гражданской авиации совершаются, как правило, по А. В отдельных случаях, например при обслуживании экспедиций, оказании срочной медицинской помощи и т. п., совершаются полёты и вне А. Первая советская А. была открыта в 1923 между Москвой и Нижним Новгородом (ныне город Горький). В 1968 более 2,5 тыс. А. (общей протяжённостью около 500 тыс. км) составляли единую сеть Аэрофлота СССР, связывавшую около 3,5 тыс. городов и населенных пунктов внутри страны и 44 зарубежные страны.

Авиаль

Авиаль - алюминиевый деформируемый сплав. Химический состав А. в %: магния 0,45-0,9; кремния 0,5-1,2; меди 0,2- 0,6; марганца 0,15-0,35 (или хрома в том же количестве); железа не более 0,5; цинка не более 0,1, остальное - алюминий. Сплав обладает высокой пластичностью, удовлетворительной коррозионной стойкостью. Широко применяется для производства сложных по форме деталей средней прочности, в частности кованых и штампованных. Из А. изготовляют лопасти винтов вертолётов, профили и обшивку для строительных конструкций, кованые детали двигателей и т. п. В тех случаях, когда предъявляются повышенные требования к коррозионной стойкости, содержание меди снижают до 0,1%.

Лит.: Воронов С. М., Процессы упрочения сплавов алюминий - магний - кремний и их новые промышленные композиции, М., 1946; Эдельман Н. М., Алюминиевые сплавы в гражданском строительстве, в кн.: Строительные конструкции из алюминиевых сплавов, под ред. С. В. Тарановского, М., 1962.

И. Н. Фридляндер.

Авиамоделизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авианосец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авианосная авиация

Авианосная авиация - составная часть авиации ВМС, базирующаяся на авианосце (См. Авианосец). Включает палубные истребители, штурмовики, противолодочные самолёты и вертолёты. Предназначена для поражения с воздуха кораблей, транспортов, десантных судов и береговых объектов, а также для обеспечения боевой деятельности корабельных соединений ВМС.

Авианосное ударное соединение

Авианосное ударное соединение - оперативное соединение во флотах США, Великобритании и Франции, боевое ядро которого составляют ударные авианосцы. А. у. с. предназначены для поражения наземных объектов силами авиации, уничтожения кораблей и судов противника в море и в базах, самолётов на аэродромах и в воздухе, для оказания авиационной поддержки сухопутным войскам, обеспечения высадки морских десантов и защиты океанских коммуникаций. В состав А. у. с. могут входить 2-4 ударных авианосца, 2-4 крейсера, 12-24 фрегата и эсминца с ракетным и обычным вооружением. Для усиления противолодочной обороны в А. у. с. может включаться авианосная противолодочная ударная группа (противолодочный авианосец и 6-8 эсминцев). А. у. с. может действовать как в едином боевом порядке, так и отдельными авианосными ударными группами на разобщённых операционных направлениях. Два и более А. у. с. могут объединяться в ударный флот. Империалистические державы, главным образом США, широко используют эти соединения в ведущихся ими локальных агрессивных войнах и держат их в готовности, как одно из возможных средств для развязывания мировой ядерной войны.

В. Н. Соловьёв.

Авиаподкормка

Авиаподкормка - см. Подкормка растений.

Авиационная астрономия

Авиационная астрономия - раздел практической астрономии, в котором рассматриваются методы астрономической навигации в полёте. Основная задача А. а. заключается в автономном, т. е. выполняемом без помощи каких-либо наземных устройств, определении местонахождения самолёта путём наблюдения небесных светил. В соответствии со спецификой условий работы в полёте, методы А. а. не содержат громоздких вычислений и обеспечивают определение координат с наименьшей затратой времени. Наблюдения небесных светил выполняются с помощью Секстантов (результаты наблюдений используются для определения местонахождения самолёта графоаналитическим способом, см. Сомнера способ) и автоматических астроориентаторов, осуществляющих автоматическую пеленгацию светил и выполняющих соответствующие вычисления. Время определяется с помощью точных часов - хронометров. При расчётах используются сведения, публикуемые в авиационных астрономических ежегодниках, а также специальные таблицы. Перед другими методами навигации методы А. а. имеют то преимущество, что их точность не зависит от дальности и продолжительности полёта.

Авиационная база

Авиационная база - см. в статье База.

Авиационная бомба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационная газовая турбина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационная медицина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационная метеорологическая станция

Авиационная метеорологическая станция - см. Метеорологическая станция.

Авиационная метеорология

Авиационная метеорология - см. Метеорология авиационная.

Авиационная поддержка

Авиационная поддержка - одна из основных задач, выполняемых фронтовой (тактической) авиацией в интересах оперативных объединений (фронтов, армий) и соединений сухопутных войск. А. п. осуществляется преимущественно силами и средствами истребительно-бомбардировочной авиации; частично может привлекаться и бомбардировочная, а также истребительная авиация. Основным содержанием А. п. является уничтожение средств ядерного нападения противника, пунктов управления и радиотехнических средств, уничтожение и подавление ближайших резервов, огневых средств и других важных объектов в тактической и оперативной глубине противника. А. п. в наступлении начинается с переходом своих войск в наступление, в обороне - с началом наступления войск противника. Проводится А. п. на протяжении всего периода боевых действий соединений сухопутных войск.

Авиационная промышленность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационная психология

Авиационная психология - отрасль психологии, исследующая психологические вопросы лётной деятельности; результаты А. п. используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.

А. п. возникла в начале 20 в. в связи с развитием авиационной медицины (См. Авиационная медицина) и психологии труда (См. Психология труда), большая специфичность протекания психических процессов при выполнении полёта обусловила выделение А. п. в самостоятельную дисциплину. Эта специфика состоит прежде всего в том, что отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появлению значительного психического напряжения; особенности влияния внешней среды - ускорения, перепады барометрического давления, изменения газового состава атмосферы и т. д. - могут оказывать существенное воздействие на центральную нервную систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий.

В СССР интенсивное развитие А. п. началось с 1921 (работы С. Е. Минца, Н. М. Добротворского, а затем К. К. Платонова). В настоящее время исследования по А. п. развиваются в русле более широкой проблематики инженерной психологии (См. Инженерная психология). Со 2-й половины 20 в. основные направления А. п. группируются вокруг следующих проблем: изучение влияния на психические функции факторов полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий; изучение деятельности по управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психическим возможностям человека; выявление психологических причин и предпосылок к лётным происшествиям и разработка мер их предупреждения; исследование психических качеств, способствующих успешному выполнению летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам; улучшение методики подготовки авиационных специалистов на основе изучения психологических закономерностей обучения и формирования качеств личности.

Лит.: Гератеволь З., Психология человека в самолёте, пер. с нем., М.,1956; Горбов Ф., Космолинский Ф.П., От психологии авиационной до психологии космической, «Вопросы психологии», 1967, № 6; Платонов К. К., Психология лётного труда, М., 1960; Sells S. В., Berry С. A., Human factors in jet and space travel. A medical-psychological analysis, N. Y., 1961.

Г.М. Зараковский.

Авиационная физиология

Авиационная физиология - раздел физиологии (См. Физиология), изучающий изменения в организме животных и человека в условиях полета при колебаниях барометрического давления, ускорениях, вибрациях и др. См. также Авиационная медицина, Вибрация (влияние на организм), Гипоксия, Декомпрессионные заболевания, Невесомость (влияние на организм), Ускорение (влияние на организм).

Авиационное вооружение

Авиационное вооружение - устанавливаемые на военных самолётах и других летательных аппаратах средства поражения и системы, обеспечивающие их боевое применение. В начале своего развития авиация не имела специального вооружения. Оружие заимствовалось у наземных войск, применялись простейшие приспособления для крепления оружия, прицеливания, подвески и сбрасывания средств поражения. В 1913 в России впервые в мире был построен 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец», уже имевший достаточно мощное артиллерийское и бомбардировочное вооружение. После 1-й мировой войны происходило интенсивное развитие А. в., которое к настоящем времени достигло высокого технического уровня.

А. в. включает: все виды оружия, установленного на самолётах, с их устройствами крепления, регулировки и управления; прицельные устройства для стрельбы и бомбометания; бортовые вычислительные устройства систем вооружения; авиационные боеприпасы и другие средства одноразового применения; устройства подвески и сбрасывания специальных грузов. К А. в. относят также: аппаратуру и вычислительные устройства для подготовки, контроля и прогнозирования технического состояния систем А. в.; тренажёры и аппаратуру для обучения, буксируемые воздушные мишени; бортовые средства создания пассивных помех; авиационные пиротехнические ускорители с их системами подвески и управления; десантное оборудование авиационных летательных аппаратов.

В зависимости от свойств применяемых боеприпасов различают следующие виды А. в.: ракетное, пушечно-пулемётное, бомбардировочное и специальное. Ракетное вооружение включает управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения; оно обладает высокой эффективностью поражающего действия и является одним из основных видов вооружения современных самолётов. К пушечно-пулемётному вооружению относятся авиационные пушки и пулемёты с соответствующими установками и боеприпасами; калибр пушек 20 мм и выше, пулемётов от 7,62 до 15 мм. К бомбардировочному вооружению относятся различного рода авиационные бомбы (См. Авиационная бомба), бомбовые кассеты, мины и торпеды, а также приспособления для их подвески и сбрасывания (бомбодержатели, бомбосбрасыватели и т. п.). Специальное вооружение включает устройства и приборы для решения таких задач, как постановка дымовых завес, применение ориентирно-сигнальных средств, использование учебно-тренировочных и контрольных приборов (например, фотокинопулемётов), подвеска и сбрасывание различных специальных грузов и т. п. К специальному вооружению иногда относят ядерное и химическое вооружение. Современная система А. в. - сложный комплекс механических, радиотехнических, электронных, оптических приборов и устройств; характеризуется автоматизацией и электрификацией почти всех элементов А. в.

В. А. Кузнецов.

Авиационно-техническая часть

Авиационно-техническая часть - в ВВС СССР основная единица низшего звена авиационного тыла (См. Авиационный тыл). Предназначена для непосредственного материального, аэродромно-технического и медицинского обеспечения авиационных частей на аэродромах их базирования. К А.-т. ч. относятся авиационнотехнические базы, батальоны и роты аэродромного обеспечения и комендатуры авиационных гарнизонов. А.-т. ч. состоит из подразделений и служб обеспечения со штатной техникой и установленными запасами материальных средств.

Авиационные боеприпасы

Авиационные боеприпасы - см. Боеприпасы авиационные.

Авиационные институты

Авиационные институты - высшие учебные заведения, готовящие инженеров по расчёту, конструированию и технологии производства пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, их двигателей, радиоустройств и авиационого приборостроения, а также инженеров-экономистов для авиапромышленности. Основные профилирующие специальности в А. и.: самолётостроение, вертолётостроение, авиационные двигатели, авиаприборостроение, авиационное электрооборудование.

В СССР в 1969 имелось 7 А. и.: Московский им. Серго Орджоникидзе и Харьковский (осн. 1930), Казанский и Уфимский им. Серго Орджоникидзе (осн. 1932), Московский технологический (осн. 1940), Куйбышевский (осн. 1942), Ленинградский авиационного приборостроения (осн. 1945). В Московском, Казанском, Куйбышевском, Ленинградском и Уфимском А. и., кроме дневных, есть вечерние и заочные факультеты, в Московском технологическом и Харьковском - вечерние факультеты. Во всех А. и. имеется аспирантура, всем институтам предоставлено право принимать к защите кандидатские диссертации, а Московскому и Казанскому - и докторские. Срок обучения в А. и. от 5 до 6 лет. Окончившим присваивается квалификация инженера-механика, инженера-технолога, радиоинженера, инженера-экономиста и др.

И. И. Лебедев.

Авиационные масла

Авиационные масла - см. Моторные масла.

Авиационный двигатель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиационный компас

Авиационный компас - аэронавигационный прибор, указывающий пилоту курс самолёта относительно магнитного меридиана (магнитный Компас, Гиромагнитный компас), заданного направления (Гирополукомпас) или направления на Радиомаяк (Радиокомпас, Радиополукомпас) и относительно какого-либо небесного светила (Астрономический компас).

Авиационный тыл

Авиационный тыл - составная часть тыла вооружённых сил государства; включает тыловые соединения, части и учреждения. А. т. предназначен для материального инженерно-аэродромного, аэродромно-технического и медицинского обеспечения ВВС. Осуществляет снабжение авиационных частей и соединений всеми видами материальных средств, хозяйственно-бытовое обслуживание личного состава, строительство новых и восстановление непригодных для полётов аэродромов, аэродромно-техническое обеспечение полётов авиации, а также проведение санитарно-гигиенических, лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий.

М. Н. Кожевников.

Авиационных материалов институт

Авиационных материалов институт - всесоюзный научно-исследовательский (ВИАМ), создан в 1932 в Москве на базе отдела испытания авиационных материалов Аэрогидродинамического института (См. Аэрогидродинамический институт). Институт разрабатывает конструкционные, коррозионно-стойкие, жаропрочные, износостойкие стали и сплавы, пластмассы, герметики, уплотнительные, тепло-звукоизоляционные и другие материалы. Институт занимается также теоретической и экспериментальной разработкой проблем легирования и прочности сплавов, вопросами защиты металлов от коррозии, созданием методов механических испытаний и неразрушающего контроля качества сплавов и неметаллических материалов. При ВИАМе имеется аспирантура. Издаёт «Труды», тематические сборники. Награждён орденом Ленина (1945).

А. Т. Туманов.

Авиация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиация в сельском и лесном хозяйстве

Авиация в сельском и лесном хозяйстве - см. Сельскохозяйственная авиация.

Авиация военная

Авиация военная - см. Авиация и Военно-Воздушные Силы.

Авиация Военно-Морского Флота

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиация и космонавтика

Авиация и космонавтика («Авиа́ция и космона́втика», )

ежемесячный журнал советских ВВС. Издаётся с 1918, до 1962 выходил под названием «Вестник воздушного флота». Журнал освещает жизнь и учёбу советских авиаторов и космонавтов, достижения авиационной и космической техники и перспективы их развития, публикует статьи о героическом прошлом авиации, о военно-патриотическом воспитании авиаторов, социалистическом соревновании, передовом опыте освоения и боевого применения авиационной техники.

Авиация ПВО страны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авиация санитарная

Авиация санитарная - предназначена для оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи населению. В СССР А. с. была организована в 1930 при Исполкоме Красного креста и Красного полумесяца СССР. Основное назначение А. с. - эвакуация больных и раненых из отдалённых и труднодоступных районов, доставка туда врачей для оказания неотложной медицинской помощи, перевозка медицинских грузов. В военное время А. с. является во многих случаях единственным средством эвакуации раненых. В США и некоторых других странах А. с. входит в соединения транспортной авиации. В СССР станции А. с. с 1963 были реорганизованы в отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных, краевых и республиканских больниц. В СССР к 1968 насчитывалось 164 таких отделения, располагающих хорошо оборудованными самолётами и вертолётами; используются и реактивные пассажирские самолёты с герметической кабиной (Ту-104 и др.).

Лит.: Бедный М. С., Опыт перестройки работы станции санитарной авиации по оказанию медицинской помощи населению области, «Здравоохранение Российской Федерации», 1961, № 12, с. 26-29.

Н. В. Мармашева.

Санитарный вертолет.

Санитарный вертолет.

Эвакуация больного на санитарном самолете.

Эвакуация больного на санитарном самолете.

Авиация связи

Авиация связи - авиация вспомогательного назначения, в задачи которой входит обеспечение связи между различными командными и взаимодействующими инстанциями и штабами. А. с. состоит из отдельных авиационных подразделений, организационно входящих в состав соединений. На её вооружении состоят лёгкие самолёты и вертолёты, которые применяются для перевозки командования и офицеров связи особенно в манёвренных условиях ведения боевых действий. Специально оборудованные вертолёты могут использоваться как подвижные пункты управления войсками, а также как ретрансляторы радиосвязи и для наводки проводных линий связи на труднодоступной местности.

Авидитет

Авидитет (от латинского avidus - жадный)

свойство, характеризующее интенсивность протекания иммунных реакций в организме человека и животных, т. е. скорость, полноту и прочность соединения Антитела с антигеном (См. Антигены). Важен при определении активности иммунных сывороток, главным образом антитоксических.

Авиетка

Авиетка (франц. aviette)

устаревшее название лёгкого спортивного самолёта (См. Спортивный самолёт).

Авижюс

Йонас (р. 16.5.1922), литовский советский писатель. Родился в крестьянской семье. В 1948 выпустил сборник рассказов «Первые борозды». В повести «Наследство» (1949, русский перевод 1951) изображён первый этап колхозной жизни литовской деревни. Советской деревне посвящены также повесть «Слава» (1949), пьеса «Белые ивы» (1954), сборники рассказов и очерков «Освобождение» (1951), «Люди и события» (1954), роман «Деревня на перепутье» (1964). Автор романа о прошлом Литвы «Стеклянная гора» (1961). На русский язык переведены сборники «Повести и рассказы» (1953), «Река и берега» (1960), «Деревня на перепутье» (1966).

Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, М., 1955; Lietoviц literatūros istorija, t. 4, Vilnius, 1968.

Авижюс Йонас

Авижюс Йонас (р. 16.5.1922), литовский советский писатель. Родился в крестьянской семье. В 1948 выпустил сборник рассказов «Первые борозды». В повести «Наследство» (1949, русский перевод 1951) изображён первый этап колхозной жизни литовской деревни. Советской деревне посвящены также повесть «Слава» (1949), пьеса «Белые ивы» (1954), сборники рассказов и очерков «Освобождение» (1951), «Люди и события» (1954), роман «Деревня на перепутье» (1964). Автор романа о прошлом Литвы «Стеклянная гора» (1961). На русский язык переведены сборники «Повести и рассказы» (1953), «Река и берега» (1960), «Деревня на перепутье» (1966).

Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, М., 1955; Lietoviц literatūros istorija, t. 4, Vilnius, 1968.

Авизо

I Ави́зо (итал. avviso)

извещение об изменениях в состоянии взаимных расчётов, посылаемое одним контрагентом другому. Особенно широко термин «А.» применяется в банковской практике.

II Ави́зо (исп. и франц. aviso, итал. avviso)

небольшое военное, сравнительно быстроходное судно, применявшееся в некоторых иностранных флотах (Франции, Италии, Испании) до начала 20 в. для разведки, а также для посыльной службы и различных поручений. В русском флоте специально А. не строились, а использовались в этих целях устаревшие контрминоносцы, лёгкие крейсеры и другие суда.

Предыдущая страница Следующая страница