Статьи на букву "А" (часть 9, "АВЕ"-"АВИ")
Аверичкин Фёдор Степанович [15(27).5.1889 ‒ 20.9.1933], активный участник Октябрьской революции и Гражданской войны. Родился в семье поездного кондуктора. Учился в реальном училище. Член КПСС с марта 1917. Работал на железной дороге. В 1911 призван на флот (матрос, минный унтер-офицер). После Февральской революции 1917 член Гельсингфорсского совета от посыльного судна «Кречет», а затем Областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии. В июле ‒ октябре 1917 член, председатель, секретарь Центробалта. Участвовал в ликвидации корниловщины. Член тройки по руководству флотом во время Октябрьского вооруженного восстания. Участвовал в создании военной флотилии Каспийского моря. В последующие годы на ответственных постах в Военно-Морском Флоте. Лит.: Протоколы и постановления Центрального комитета Балтийского флота 1917‒1918, М.‒ Л., 1963; Герои Октября, т. 1, Л., 1967. |
Аверкамп (Avercamp) Хендрик (25.1.1585, Амстердам, - похоронен 15.5.1634, Кампен), голландский живописец. Создал характерный для раннего этапа голландского реализма 17 в. тип жанрово-пейзажной картины; писал в светлой серебристой гамме небольшие зимние пейзажи с фигурками конькобежцев, тонко передавая панораму голландского города, морозный влажный воздух и глубину пространства («Катанье на коньках», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Лит.: Welcker С. J., Hendrick Averkamp... en Barent Averkamp..., Zwolle, 1933. X. Аверкамп. «Большой зимний пейзаж». Государственный музей. Амстердам. |
Аверкамп (Avercamp) Хендрик (25.1.1585, Амстердам, ‒ похоронен 15.5.1634, Кампен), голландский живописец. Создал характерный для раннего этапа голландского реализма 17 в. тип жанрово-пейзажной картины; писал в светлой серебристой гамме небольшие зимние пейзажи с фигурками конькобежцев, тонко передавая панораму голландского города, морозный влажный воздух и глубину пространства («Катанье на коньках», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Лит.: Welcker С. J., Hendrick Averkamp... en Barent Averkamp..., Zwolle, 1933. |
Дмитрий Васильевич [30.9(12.10).1836, Екатеринодар, - 7(20).1.1905, Петербург], русский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил в 1859 Петербургский университет. Его пьесы, идеализирующие русскую старину, мелодраматичны. Успехом пользовались «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве...» (1869) и «Каширская старина» (1872). В 1885-86 А. издавал ежемесячный «Дневник писателя», где публиковал свои беллетристические произведения, публицистические и критические статьи. Соч.: Драмы, т. 1-3, 2 изд., СПБ, 1906; Повести из старинного быта, т. 1-2, СПБ, 1898; Повести из современного быта, т. 1-3, СПБ, 1898. |
Аверкиев Дмитрий Васильевич [30.9(12.10).1836, Екатеринодар, ‒ 7(20).1.1905, Петербург], русский писатель. Родился в купеческой семье. Окончил в 1859 Петербургский университет. Его пьесы, идеализирующие русскую старину, мелодраматичны. Успехом пользовались «Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве...» (1869) и «Каширская старина» (1872). В 1885‒86 А. издавал ежемесячный «Дневник писателя», где публиковал свои беллетристические произведения, публицистические и критические статьи. Соч.: Драмы, т. 1‒3, 2 изд., СПБ, 1906; Повести из старинного быта, т. 1‒2, СПБ, 1898; Повести из современного быта, т. 1‒3, СПБ, 1898. |
Аверон (Aveyron) департамент во Франции, на территории исторической области Гиень (Гюйенн), на южной окраине Центрального Французского массива. Площадь 8771 км2. Население 293 тыс. человек (1968). Административный центр - город Родез. |
Аверроизм - направление в средневековой философии, основателем которого был арабский мыслитель 12 в. Ибн Рушд (Аверроэс). А. разрабатывал материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда - идею вечности (следовательно,несотворённости) мира, смертности души, теорию двойственности истины, отделяя и даже противопоставляя знание вере, философию - теологии. Тем самым в А. намечалась антитеологическая тенденция - то самое «жизнерадостное свободомыслие», которое, по выражению Энгельса, перешло к романским народам от арабов и подготовило материализм 18 в. (см. «Диалектика природы», 1969, с. 7). Благодаря переводам произведений Ибн Рушда на латинский язык А. получил распространение в Западной Европе, где его главным представителем был Сигер Брабантский, подвергнутый критике Фомой Аквинским (в сочинении «О единстве разума против аверроистов»).Преследование А. католической церковью не приостановило его влияния на европейскую философию, о чём свидетельствует выступление испанского философа Луллия (См. Луллий) (13 в.). В Италии (в Падуанском университете) влияние А. сохранялось вплоть до 16 в. В 1513 А. был осуждён Беневентским собором. Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц.,К., 1903; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср-век. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, пер. с нем., М., 1962; О 'Leary de Lacy E., Arabic thought and its place in history, L. ,1939. C.H. Григорян. |
Аверроэс - латинизированное имя арабского философа Ибн Рушда (см. также Аверроизм). |
Аркадий Тимофеевич (1881, Севастополь, - 12.3.1925, Прага), русский писатель. Родился в купеческой семье. С 1908 сотрудник, позже редактор либерального юмористического журнала «Сатирикон», с 1913 редактор «Нового сатирикона». В юмористических рассказах и фельетонах высмеивал пошлость буржуазного быта (сборник «Весёлые устрицы», 1910, и др.). После 1917 эмигрировал. Книгу рассказов «Дюжина ножей в спину революции» (Париж, 1921) В. И. Ленин охарактеризовал как талантливую книжку, написанную с позиций «...озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца... » (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 249). Соч.: Рассказы, т. 1-3, П., 1916; Осколки разбитого вдребезги, Л., 1926; Юмористические рассказы. [Вступ. ст.,сост. и примеч. О. Михайлова], М., 1964; Оккультные науки. [Рассказы], М., 1964. |
Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881, Севастополь, ‒ 12.3.1925, Прага), русский писатель. Родился в купеческой семье. С 1908 сотрудник, позже редактор либерального юмористического журнала «Сатирикон», с 1913 редактор «Нового сатирикона». В юмористических рассказах и фельетонах высмеивал пошлость буржуазного быта (сборник «Весёлые устрицы», 1910, и др.). После 1917 эмигрировал. Книгу рассказов «Дюжина ножей в спину революции» (Париж, 1921) В. И. Ленин охарактеризовал как талантливую книжку, написанную с позиций «...озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца... » (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 249). Соч.: Рассказы, т. 1‒3, П., 1916; Осколки разбитого вдребезги, Л., 1926; Юмористические рассказы. [Вступ. ст.,сост. и примеч. О. Михайлова], М., 1964; Оккультные науки. [Рассказы], М., 1964. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авестийский язык - один из древних языков иранской группы, на котором написан древнеиранский религиозный памятник «Авеста». Различают два диалекта - более архаичный, гатский, на котором написаны молитвы (гаты) древнеиранского религиозного реформатора Заратуштры (См. Заратуштра) (Зороастра), и позднеавестийский. Древнейшие части «Авесты» восходят к 1-й половине 1-го тыс. до н. э. Уже тогда А. я. не был разговорным, а отражал в своей лексике, синтаксисе, стиле традиционные каноны устной культовой литературы. В дальнейшем произошёл полный отрыв А. я. от живых иранских языков, и единственным хранителем этого уже мёртвого языка было зороастрийское жречество, пользовавшееся им для литургических целей (как католическое духовенство - латинским). Парсы-зороастрийцы в Индии до сих пор пользуются в богослужении авестийскими текстами. Лит.: Соколов С. Н., Авестийский язык, М., 1961; его же, Язык Авесты (учебное пособие), Л., 1964; Bartholomae Chr., Awestasprache und Altpersisch, Bd 1, Stras., 1896; его же, Altiranisches Worterbuch, 2 Aufl., B., 1961; Hoffmann K., Altiranisch, в кн.: Handbuch der Orientalistik, Bd 4, 1 Abt., Iranistik, I, Abschnitt Linguistik, Leiden - Koln, 1958; Humbach H., Die Gathas des Zarathustra, Bd 1-2, Heidelberg, 1959; Reichelt H., Awestisches Elementarbuch, Heidelberg, 1909. В. С. Расторгуева. |
Аветисян (настоящая фамилия Восканян) Авет Маркосович [р. 12(24).11.1897], армянский советский актёр, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1942. В 1917 начал сценическую деятельность. Один из основателей и ведущих актёров армянского Театра им. Сундукяна (Ереван), в котором работает с 1922. Сценические образы А. отмечены народным характером, сочным юмором. Лучшие роли: Замбахов, Парсиг («Хатабала», «Разорённый очаг» Сундукяна), Сагател («Из-за чести» Ширванзаде), Амо («На заре» Гулакяна), Балабек («Опытное поле» Заряна), Врам («Под одной крышей» Боряна), Кулигин («Гроза» Островского), Достигаев («Достигаев и другие» Горького). С 1926 снимается в кино (Спарапет - «Зангезур» и др.). Государственная премия СССР (1941). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. А. М. Аветисян в роли Замбахова («Хатабала» Сундукяна). А. М. Аветисян. |
Аветисян (настоящая фамилия Восканян) Авет Маркосович [р. 12(24).11.1897], армянский советский актёр, народный артист СССР (1962). Член КПСС с 1942. В 1917 начал сценическую деятельность. Один из основателей и ведущих актёров армянского Театра им. Сундукяна (Ереван), в котором работает с 1922. Сценические образы А. отмечены народным характером, сочным юмором. Лучшие роли: Замбахов, Парсиг («Хатабала», «Разорённый очаг» Сундукяна), Сагател («Из-за чести» Ширванзаде), Амо («На заре» Гулакяна), Балабек («Опытное поле» Заряна), Врам («Под одной крышей» Боряна), Кулигин («Гроза» Островского), Достигаев («Достигаев и другие» Горького). С 1926 снимается в кино (Спарапет ‒ «Зангезур» и др.). Государственная премия СССР (1941). Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. |
Авиа... (от латинского avis - птица) составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «авиационный» (например, авиапочта, авиабаза). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авиагоризонт - гироскопический прибор для измерения углов крена и тангажа летательного аппарата. Угол тангажа - угол между продольной осью аппарата и горизонтальной плоскостью, а угол крена - угол наклона продольной плоскости аппарата к вертикали. Основные части А. - Гироскоп с тремя степенями свободы, сохраняющий положение своей оси в пространстве неизменным, и маятниковая система коррекции, устраняющая отклонения оси ротора гироскопа от истинной вертикали. Во всех случаях несовпадения оси ротора гироскопа с истинной вертикалью система коррекции, состоящая из маятника, расположенного на внутренней раме гироскопа, и коррекционных двигателей, вызывает прецессию оси (движение её в плоскости, перпендикулярной направлению приложения силы) до тех пор, пока ось не займёт заданного ей положения. Как только ось совпадает с вертикалью, прецессия прекращается. На практике наиболее распространены А., у которых на лицевой части прибора нанесён силуэт самолёта 2, неподвижный относительно корпуса 1 и, следовательно, самолёта. За силуэтом находится сфера 3, положение которой стабилизировано гироскопом. Нижняя половина сферы окрашена в голубой цвет (небо), а верхняя - в коричневый (земля). Линия раздела цветных полусфер служит линией искусственного горизонта 5. На сферу также нанесены шкалы для измерения углов тангажа 4 и крена 6. Наблюдая за положением изображенного на шкале прибора силуэта относительно перемещающейся линии искусственного горизонта, лётчик судит о наличии и величине этих углов. В корпус А. вмонтирован также указатель скольжения 7 самолёта с меткой нулевого положения 8. В прошлом применялись А. с пневматическими гироскопами и корректирующими устройствами; в дальнейшем получили распространение А. с электрическими гироскопами и корректирующими устройствами. Общая погрешность показаний электрических А. при прямолинейном полёте не превышает 1°, а после выхода из виража с креном 20° при скорости самолёта 400 км/ч - 2°, что практически обеспечивает возможность пилотирования вне видимости земли. Лит.: Фридлендер Г. О., Козлов М. С., Авиационные гироскопические приборы, М., 1961. Внешний вид авиагоризонта со сферической шкалой и указателем скольжения. |
Авиадесант - см. Воздушный десант. |
Авиадесантная самоходно-артиллерийская установка - боевая машина для действий в составе воздушно-десантных войск (См. Воздушно-десантные войска). По комплексу основных боевых свойств - огневой мощи, броневой защиты и подвижности - АСУ является специализированной машиной. Применяется главным образом для борьбы с различными броневыми объектами, для уничтожения огневых средств и борьбы с легко- и среднебронированными целями. Вооружена орудием, иногда также пулемётами, установленными в боевой рубке или корпусе, а не во вращающейся башне, что снижает маневр огнем на поле боя. Имеет полную или частичную противопульную броневую защиту, высокую подвижность и проходимость. Масса современных АСУ в зависимости от типа и калибра их вооружения - от 3 до 20 т. В район высадки десанта (см. Воздушный десант) доставляются по воздуху на транспортных самолётах или вертолётах; выгрузка производится в воздухе - сбрасыванием их на парашютах или на суше - после приземления самолётов на грунтовые аэродромы и посадочные площадки, предварительно захваченные у противника. Л. В. Сергеев. Авиадесантная самоходно-артиллерийская установка (СССР). |
Авиадесантный танк - многоцелевая полностью бронированная боевая машина (лёгкий танк) высокой подвижности и проходимости, предназначенная для действий в составе воздушно-десантных войск в вооруженных силах США, Великобритании и других иностранных государств. Иногда А. т. используются и в подразделениях сухопутных войск в качестве разведывательных танков. В период 2-й мировой войны 1939-45 А. т. были созданы в США и Англии (масса 7-8 т, пушка 37-40 мм, броня до 38 мм, скорость 55-60 км/ч), но по воздуху не перебрасывались ввиду отсутствия соответствующих транспортных средств. Современные А. т. оснащены пушечно-пулемётным вооружением, установленным в башне с круговым вращением, способны своим оружием поражать броневые цели, уничтожать и подавлять огневые средства и живую силу противника. Имеют противопульную защиту из стальной или алюминиевой брони, некоторые образцы - плавающие. В район высадки десанта А. т. доставляются по воздуху и выгружаются аналогично авиадесантным самоходно-артиллерийским установкам (См. Авиадесантная самоходно-артиллерийская установка). Л. В. Сергеев. Авиадесантный танк (США). |
Авиалиния - авиатрасса, утвержденный маршрут регулярных полётов транспортных самолётов, обеспеченный аэродромами и необходимым наземным оборудованием (радиомаяки, опознавательные знаки и пр.) для безопасного взлёта и посадки. Полёты гражданской авиации совершаются, как правило, по А. В отдельных случаях, например при обслуживании экспедиций, оказании срочной медицинской помощи и т. п., совершаются полёты и вне А. Первая советская А. была открыта в 1923 между Москвой и Нижним Новгородом (ныне город Горький). В 1968 более 2,5 тыс. А. (общей протяжённостью около 500 тыс. км) составляли единую сеть Аэрофлота СССР, связывавшую около 3,5 тыс. городов и населенных пунктов внутри страны и 44 зарубежные страны. |
Авиаль - алюминиевый деформируемый сплав. Химический состав А. в %: магния 0,45-0,9; кремния 0,5-1,2; меди 0,2- 0,6; марганца 0,15-0,35 (или хрома в том же количестве); железа не более 0,5; цинка не более 0,1, остальное - алюминий. Сплав обладает высокой пластичностью, удовлетворительной коррозионной стойкостью. Широко применяется для производства сложных по форме деталей средней прочности, в частности кованых и штампованных. Из А. изготовляют лопасти винтов вертолётов, профили и обшивку для строительных конструкций, кованые детали двигателей и т. п. В тех случаях, когда предъявляются повышенные требования к коррозионной стойкости, содержание меди снижают до 0,1%. Лит.: Воронов С. М., Процессы упрочения сплавов алюминий - магний - кремний и их новые промышленные композиции, М., 1946; Эдельман Н. М., Алюминиевые сплавы в гражданском строительстве, в кн.: Строительные конструкции из алюминиевых сплавов, под ред. С. В. Тарановского, М., 1962. И. Н. Фридляндер. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авианосная авиация - составная часть авиации ВМС, базирующаяся на авианосце (См. Авианосец). Включает палубные истребители, штурмовики, противолодочные самолёты и вертолёты. Предназначена для поражения с воздуха кораблей, транспортов, десантных судов и береговых объектов, а также для обеспечения боевой деятельности корабельных соединений ВМС. |
Авианосное ударное соединение - оперативное соединение во флотах США, Великобритании и Франции, боевое ядро которого составляют ударные авианосцы. А. у. с. предназначены для поражения наземных объектов силами авиации, уничтожения кораблей и судов противника в море и в базах, самолётов на аэродромах и в воздухе, для оказания авиационной поддержки сухопутным войскам, обеспечения высадки морских десантов и защиты океанских коммуникаций. В состав А. у. с. могут входить 2-4 ударных авианосца, 2-4 крейсера, 12-24 фрегата и эсминца с ракетным и обычным вооружением. Для усиления противолодочной обороны в А. у. с. может включаться авианосная противолодочная ударная группа (противолодочный авианосец и 6-8 эсминцев). А. у. с. может действовать как в едином боевом порядке, так и отдельными авианосными ударными группами на разобщённых операционных направлениях. Два и более А. у. с. могут объединяться в ударный флот. Империалистические державы, главным образом США, широко используют эти соединения в ведущихся ими локальных агрессивных войнах и держат их в готовности, как одно из возможных средств для развязывания мировой ядерной войны. В. Н. Соловьёв. |
Авиаподкормка - см. Подкормка растений. |
Авиационная астрономия - раздел практической астрономии, в котором рассматриваются методы астрономической навигации в полёте. Основная задача А. а. заключается в автономном, т. е. выполняемом без помощи каких-либо наземных устройств, определении местонахождения самолёта путём наблюдения небесных светил. В соответствии со спецификой условий работы в полёте, методы А. а. не содержат громоздких вычислений и обеспечивают определение координат с наименьшей затратой времени. Наблюдения небесных светил выполняются с помощью Секстантов (результаты наблюдений используются для определения местонахождения самолёта графоаналитическим способом, см. Сомнера способ) и автоматических астроориентаторов, осуществляющих автоматическую пеленгацию светил и выполняющих соответствующие вычисления. Время определяется с помощью точных часов - хронометров. При расчётах используются сведения, публикуемые в авиационных астрономических ежегодниках, а также специальные таблицы. Перед другими методами навигации методы А. а. имеют то преимущество, что их точность не зависит от дальности и продолжительности полёта. |
Авиационная база - см. в статье База. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авиационная метеорологическая станция - см. Метеорологическая станция. |
Авиационная метеорология - см. Метеорология авиационная. |
Авиационная поддержка - одна из основных задач, выполняемых фронтовой (тактической) авиацией в интересах оперативных объединений (фронтов, армий) и соединений сухопутных войск. А. п. осуществляется преимущественно силами и средствами истребительно-бомбардировочной авиации; частично может привлекаться и бомбардировочная, а также истребительная авиация. Основным содержанием А. п. является уничтожение средств ядерного нападения противника, пунктов управления и радиотехнических средств, уничтожение и подавление ближайших резервов, огневых средств и других важных объектов в тактической и оперативной глубине противника. А. п. в наступлении начинается с переходом своих войск в наступление, в обороне - с началом наступления войск противника. Проводится А. п. на протяжении всего периода боевых действий соединений сухопутных войск. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авиационная психология - отрасль психологии, исследующая психологические вопросы лётной деятельности; результаты А. п. используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты. А. п. возникла в начале 20 в. в связи с развитием авиационной медицины (См. Авиационная медицина) и психологии труда (См. Психология труда), большая специфичность протекания психических процессов при выполнении полёта обусловила выделение А. п. в самостоятельную дисциплину. Эта специфика состоит прежде всего в том, что отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появлению значительного психического напряжения; особенности влияния внешней среды - ускорения, перепады барометрического давления, изменения газового состава атмосферы и т. д. - могут оказывать существенное воздействие на центральную нервную систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий. В СССР интенсивное развитие А. п. началось с 1921 (работы С. Е. Минца, Н. М. Добротворского, а затем К. К. Платонова). В настоящее время исследования по А. п. развиваются в русле более широкой проблематики инженерной психологии (См. Инженерная психология). Со 2-й половины 20 в. основные направления А. п. группируются вокруг следующих проблем: изучение влияния на психические функции факторов полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий; изучение деятельности по управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психическим возможностям человека; выявление психологических причин и предпосылок к лётным происшествиям и разработка мер их предупреждения; исследование психических качеств, способствующих успешному выполнению летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам; улучшение методики подготовки авиационных специалистов на основе изучения психологических закономерностей обучения и формирования качеств личности. Лит.: Гератеволь З., Психология человека в самолёте, пер. с нем., М.,1956; Горбов Ф., Космолинский Ф.П., От психологии авиационной до психологии космической, «Вопросы психологии», 1967, № 6; Платонов К. К., Психология лётного труда, М., 1960; Sells S. В., Berry С. A., Human factors in jet and space travel. A medical-psychological analysis, N. Y., 1961. Г.М. Зараковский. |
Авиационная физиология - раздел физиологии (См. Физиология), изучающий изменения в организме животных и человека в условиях полета при колебаниях барометрического давления, ускорениях, вибрациях и др. См. также Авиационная медицина, Вибрация (влияние на организм), Гипоксия, Декомпрессионные заболевания, Невесомость (влияние на организм), Ускорение (влияние на организм). |
Авиационное вооружение - устанавливаемые на военных самолётах и других летательных аппаратах средства поражения и системы, обеспечивающие их боевое применение. В начале своего развития авиация не имела специального вооружения. Оружие заимствовалось у наземных войск, применялись простейшие приспособления для крепления оружия, прицеливания, подвески и сбрасывания средств поражения. В 1913 в России впервые в мире был построен 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец», уже имевший достаточно мощное артиллерийское и бомбардировочное вооружение. После 1-й мировой войны происходило интенсивное развитие А. в., которое к настоящем времени достигло высокого технического уровня. А. в. включает: все виды оружия, установленного на самолётах, с их устройствами крепления, регулировки и управления; прицельные устройства для стрельбы и бомбометания; бортовые вычислительные устройства систем вооружения; авиационные боеприпасы и другие средства одноразового применения; устройства подвески и сбрасывания специальных грузов. К А. в. относят также: аппаратуру и вычислительные устройства для подготовки, контроля и прогнозирования технического состояния систем А. в.; тренажёры и аппаратуру для обучения, буксируемые воздушные мишени; бортовые средства создания пассивных помех; авиационные пиротехнические ускорители с их системами подвески и управления; десантное оборудование авиационных летательных аппаратов. В зависимости от свойств применяемых боеприпасов различают следующие виды А. в.: ракетное, пушечно-пулемётное, бомбардировочное и специальное. Ракетное вооружение включает управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения; оно обладает высокой эффективностью поражающего действия и является одним из основных видов вооружения современных самолётов. К пушечно-пулемётному вооружению относятся авиационные пушки и пулемёты с соответствующими установками и боеприпасами; калибр пушек 20 мм и выше, пулемётов от 7,62 до 15 мм. К бомбардировочному вооружению относятся различного рода авиационные бомбы (См. Авиационная бомба), бомбовые кассеты, мины и торпеды, а также приспособления для их подвески и сбрасывания (бомбодержатели, бомбосбрасыватели и т. п.). Специальное вооружение включает устройства и приборы для решения таких задач, как постановка дымовых завес, применение ориентирно-сигнальных средств, использование учебно-тренировочных и контрольных приборов (например, фотокинопулемётов), подвеска и сбрасывание различных специальных грузов и т. п. К специальному вооружению иногда относят ядерное и химическое вооружение. Современная система А. в. - сложный комплекс механических, радиотехнических, электронных, оптических приборов и устройств; характеризуется автоматизацией и электрификацией почти всех элементов А. в. В. А. Кузнецов. |
Авиационно-техническая часть - в ВВС СССР основная единица низшего звена авиационного тыла (См. Авиационный тыл). Предназначена для непосредственного материального, аэродромно-технического и медицинского обеспечения авиационных частей на аэродромах их базирования. К А.-т. ч. относятся авиационнотехнические базы, батальоны и роты аэродромного обеспечения и комендатуры авиационных гарнизонов. А.-т. ч. состоит из подразделений и служб обеспечения со штатной техникой и установленными запасами материальных средств. |
Авиационные боеприпасы - см. Боеприпасы авиационные. |
Авиационные институты - высшие учебные заведения, готовящие инженеров по расчёту, конструированию и технологии производства пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, их двигателей, радиоустройств и авиационого приборостроения, а также инженеров-экономистов для авиапромышленности. Основные профилирующие специальности в А. и.: самолётостроение, вертолётостроение, авиационные двигатели, авиаприборостроение, авиационное электрооборудование. В СССР в 1969 имелось 7 А. и.: Московский им. Серго Орджоникидзе и Харьковский (осн. 1930), Казанский и Уфимский им. Серго Орджоникидзе (осн. 1932), Московский технологический (осн. 1940), Куйбышевский (осн. 1942), Ленинградский авиационного приборостроения (осн. 1945). В Московском, Казанском, Куйбышевском, Ленинградском и Уфимском А. и., кроме дневных, есть вечерние и заочные факультеты, в Московском технологическом и Харьковском - вечерние факультеты. Во всех А. и. имеется аспирантура, всем институтам предоставлено право принимать к защите кандидатские диссертации, а Московскому и Казанскому - и докторские. Срок обучения в А. и. от 5 до 6 лет. Окончившим присваивается квалификация инженера-механика, инженера-технолога, радиоинженера, инженера-экономиста и др. И. И. Лебедев. |
Авиационные масла - см. Моторные масла. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авиационный компас - аэронавигационный прибор, указывающий пилоту курс самолёта относительно магнитного меридиана (магнитный Компас, Гиромагнитный компас), заданного направления (Гирополукомпас) или направления на Радиомаяк (Радиокомпас, Радиополукомпас) и относительно какого-либо небесного светила (Астрономический компас). |
Авиационный тыл - составная часть тыла вооружённых сил государства; включает тыловые соединения, части и учреждения. А. т. предназначен для материального инженерно-аэродромного, аэродромно-технического и медицинского обеспечения ВВС. Осуществляет снабжение авиационных частей и соединений всеми видами материальных средств, хозяйственно-бытовое обслуживание личного состава, строительство новых и восстановление непригодных для полётов аэродромов, аэродромно-техническое обеспечение полётов авиации, а также проведение санитарно-гигиенических, лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий. М. Н. Кожевников. |
Авиационных материалов институт - всесоюзный научно-исследовательский (ВИАМ), создан в 1932 в Москве на базе отдела испытания авиационных материалов Аэрогидродинамического института (См. Аэрогидродинамический институт). Институт разрабатывает конструкционные, коррозионно-стойкие, жаропрочные, износостойкие стали и сплавы, пластмассы, герметики, уплотнительные, тепло-звукоизоляционные и другие материалы. Институт занимается также теоретической и экспериментальной разработкой проблем легирования и прочности сплавов, вопросами защиты металлов от коррозии, созданием методов механических испытаний и неразрушающего контроля качества сплавов и неметаллических материалов. При ВИАМе имеется аспирантура. Издаёт «Труды», тематические сборники. Награждён орденом Ленина (1945). А. Т. Туманов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авиация в сельском и лесном хозяйстве - см. Сельскохозяйственная авиация. |
Авиация военная - см. Авиация и Военно-Воздушные Силы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авиация и космонавтика («Авиа́ция и космона́втика», ) ежемесячный журнал советских ВВС. Издаётся с 1918, до 1962 выходил под названием «Вестник воздушного флота». Журнал освещает жизнь и учёбу советских авиаторов и космонавтов, достижения авиационной и космической техники и перспективы их развития, публикует статьи о героическом прошлом авиации, о военно-патриотическом воспитании авиаторов, социалистическом соревновании, передовом опыте освоения и боевого применения авиационной техники. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авиация санитарная - предназначена для оказания экстренной квалифицированной медицинской помощи населению. В СССР А. с. была организована в 1930 при Исполкоме Красного креста и Красного полумесяца СССР. Основное назначение А. с. - эвакуация больных и раненых из отдалённых и труднодоступных районов, доставка туда врачей для оказания неотложной медицинской помощи, перевозка медицинских грузов. В военное время А. с. является во многих случаях единственным средством эвакуации раненых. В США и некоторых других странах А. с. входит в соединения транспортной авиации. В СССР станции А. с. с 1963 были реорганизованы в отделения экстренной и планово-консультативной помощи областных, краевых и республиканских больниц. В СССР к 1968 насчитывалось 164 таких отделения, располагающих хорошо оборудованными самолётами и вертолётами; используются и реактивные пассажирские самолёты с герметической кабиной (Ту-104 и др.). Лит.: Бедный М. С., Опыт перестройки работы станции санитарной авиации по оказанию медицинской помощи населению области, «Здравоохранение Российской Федерации», 1961, № 12, с. 26-29. Н. В. Мармашева. Санитарный вертолет. Эвакуация больного на санитарном самолете. |
Авиация связи - авиация вспомогательного назначения, в задачи которой входит обеспечение связи между различными командными и взаимодействующими инстанциями и штабами. А. с. состоит из отдельных авиационных подразделений, организационно входящих в состав соединений. На её вооружении состоят лёгкие самолёты и вертолёты, которые применяются для перевозки командования и офицеров связи особенно в манёвренных условиях ведения боевых действий. Специально оборудованные вертолёты могут использоваться как подвижные пункты управления войсками, а также как ретрансляторы радиосвязи и для наводки проводных линий связи на труднодоступной местности. |
Авидитет (от латинского avidus - жадный) свойство, характеризующее интенсивность протекания иммунных реакций в организме человека и животных, т. е. скорость, полноту и прочность соединения Антитела с антигеном (См. Антигены). Важен при определении активности иммунных сывороток, главным образом антитоксических. |
Авиетка (франц. aviette) устаревшее название лёгкого спортивного самолёта (См. Спортивный самолёт). |
Йонас (р. 16.5.1922), литовский советский писатель. Родился в крестьянской семье. В 1948 выпустил сборник рассказов «Первые борозды». В повести «Наследство» (1949, русский перевод 1951) изображён первый этап колхозной жизни литовской деревни. Советской деревне посвящены также повесть «Слава» (1949), пьеса «Белые ивы» (1954), сборники рассказов и очерков «Освобождение» (1951), «Люди и события» (1954), роман «Деревня на перепутье» (1964). Автор романа о прошлом Литвы «Стеклянная гора» (1961). На русский язык переведены сборники «Повести и рассказы» (1953), «Река и берега» (1960), «Деревня на перепутье» (1966). Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, М., 1955; Lietoviц literatūros istorija, t. 4, Vilnius, 1968. |
Авижюс Йонас (р. 16.5.1922), литовский советский писатель. Родился в крестьянской семье. В 1948 выпустил сборник рассказов «Первые борозды». В повести «Наследство» (1949, русский перевод 1951) изображён первый этап колхозной жизни литовской деревни. Советской деревне посвящены также повесть «Слава» (1949), пьеса «Белые ивы» (1954), сборники рассказов и очерков «Освобождение» (1951), «Люди и события» (1954), роман «Деревня на перепутье» (1964). Автор романа о прошлом Литвы «Стеклянная гора» (1961). На русский язык переведены сборники «Повести и рассказы» (1953), «Река и берега» (1960), «Деревня на перепутье» (1966). Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, М., 1955; Lietoviц literatūros istorija, t. 4, Vilnius, 1968. |
I Ави́зо (итал. avviso) извещение об изменениях в состоянии взаимных расчётов, посылаемое одним контрагентом другому. Особенно широко термин «А.» применяется в банковской практике. II Ави́зо (исп. и франц. aviso, итал. avviso) небольшое военное, сравнительно быстроходное судно, применявшееся в некоторых иностранных флотах (Франции, Италии, Испании) до начала 20 в. для разведки, а также для посыльной службы и различных поручений. В русском флоте специально А. не строились, а использовались в этих целях устаревшие контрминоносцы, лёгкие крейсеры и другие суда. |