Статьи на букву "К"
Кандидат наук - в России первая ученая степень, присуждаемая лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены кандидатского минимума (философия, иностранный язык, специальность), опубликовавшим результаты диссертационного исследования и публично защитившим кандидатскую диссертацию как квалификационную научную работу. |
Кандидатская диссертация - это научная квалификационная работа; в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач. |
Каталог (от гр. katalogos - список) - 1) перечень каких-либо предметов (книг, экспонатов); 2) каталог библиотечный - перечень произведений печати, имеющихся в библиотеке. |
Каталог алфавитный - в алфавитных каталогах названия книг расположены соответственно, исключительно в алфавитном порядке по фамилиям и инициалам их авторов, либо по заголовкам, если авторы не указаны. |
Каталог ключевых слов - каталог содержит расположенные в алфавитном порядке рубрики, озаглавленные основными проблемами или именами, В карточках под этими рубриками указаны шифры ящиков систематического каталога, в которых можно найти книги по данной проблеме. |
Каталог новых поступлений - это систематические каталоги, в которых расположены лишь названия книг, поступивших в данную библиотеку в течение последнего полугодия. |
Каталог предметный - в предметном каталоге названия книг размешены по рубрикам, каждая из которых посвящена какому-нибудь предмету. При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик. Названия иностранных книг здесь объединены с русскими и расположены сразу после них. Название каждой рубрики соответствует определенной теме (предмету). Широкая тема, как правило, имеет подразделы, поэтому по такой теме можно найти подрубрики. Подрубрики также расположены в алфавитном порядке. |
Каталог систематический - это каталог, в котором названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам (как в предметном), однако, сами рубрики расположены не по алфавиту, а по системе дисциплин. |
Категориальный анализ (от греч. kategoria - высказывание, признак) в психологии - способ изучения развития психологического познания как деятельности, элементами которой выступают конкретные научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности (образ, действие, мотив и др.). |
Категория - форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов. |
Каузометрия (от лат. causa - причина и греч. metreo - измеряю) - метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Относится к числу библиографических методов, направлена на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. |
Качественный подход - в основе лежит определение качеств, свойств, признаков, особенностей изучаемых явлений. |
Качество - совокупность свойств, признаков, выражающих существенную определенность объекта, благодаря которым он является именно таким, а не иным. Качество обуславливает способность объектов удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. |
Квалиметрия (от лат. quails - какой, какого качества и metron - мера) - область науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукта. |
Классификация - система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. |
Кластерный анализ - математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов, сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходны ми по сравнению с объектами, входящими в другие классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употребляемой), так и в других метриках. |
Ключевое слово - слово или словосочетание из текста документа или запроса, несущее существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска. |
Когерентность (от лат. cohaerentia - связь) - взаимосвязь; принцип когерентности заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи. |
Когнитивная наука - наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки - определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления, восприятия и понимания. |
Когнитивный диссонанс - интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. |
Когниция (от лат. - correlati - знание) - знание, познание; когнитивный - соответствующий когниции или познанию, познаваемый. |
Количественный подход - направлен на выявление количественных признаков изучаемых явлений, процессов по степени их значимости и развития. |
Компетентность (от лат. competens - надлежащий, способный) - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Понятие «компетентность» включает когнитивную, операциональную, технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. |
Компетенция (от лат. competentia - принадлежность по праву) - 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом. К. задает круг предназначений, обязанностей, ролей, комплекс задач, которые должен решить человек. К. - это заданное содержание компетентности, которое необходимо освоить, чтобы быть компетентным. |
Компиляция (от лат. compilation - ограбление, накопление выписок, собрание документов) - работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных обобщений или интерпретаций. |
Комплекс (от лат. complexus - связь, сочетание) - совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единое целое. |
Комплексный подход - исследовательский метод; учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования. |
Конвергенция (от лат. convergcre - сходиться, при ближаться) - совпадение каких-либо признаков в независимых друг от друга явлениях. |
Конкретизация (от лат. concretus - сгущенный, уплотненный) - возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью более определенного, наглядного раскрытия содержания. |
Конкурсная работа - исследовательская работа, представленная на объявленный конкурс исследовательских работ. |
Конспект - сокращенная запись лекции, речи, какого-либо сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий компонент сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями. Конструктивный (генетический) метод - один из способов дедуктивного построения научных теорий. Основная задача конструктивного метода - последовательное конструирование (реально осуществляемое или возможное на основании имеющихся средств) рассматриваемых в формальной системе объектов и утверждений о них. Задание исходных объектов теории и построение новых осуществляется с помощью совокупности специальных операциональных (конструктивных) правил и определений. |
Контекст (от лат. contextus - тесная связь, соединение) - обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных, входящих в ее состав, фрагментов (слов, выражений или отрывков текста). |
Контент-анализ (от англ. contents - содержание) - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т.д.), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминания этих единиц в определенной совокупности текстов или другой информации. |
Конференция научная - собрание представителей научных работников. Научная конференция всегда бывает тематической. Она может проводиться в рамках одной научной организации или учебного заведения, на уровне региона, страны, на международном уровне. |
Концепция - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути ведения. |
Корреляционный анализ (от лат. correlation - соотношение) - статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов. |
Корреляция (от лат. correlation - взаимосвязь, соотношение) - понятие, отражающее наличие связи между явлениями, процессами и характеризующими их величинами. |
Косвенное доказательство - вид логического доказательства, отличающийся способом обоснования тезиса. В отличие от прямого доказательства в косвенном доказательстве истинность доказываемого тезиса обосновывается посредством установления ложности некоторых положений. Последние так связаны с доказываемым тезисом, что из их ложности следует истинность тезиса. Существуют разные виды косвенного доказательства. В разделительном косвенном доказательстве рассматривается некоторое число предположений, в совокупности исчерпывающих все возможные в данном случае утверждения; выясняется ложность всех предположений, кроме одного, истинность которого, таким образом, и устанавливается. Другой вид косвенного доказательства - апагогическое доказательство (доказательство от противного), в ходе которого получают логическое противоречие из допущения истинности антитезиса (утверждения, противоречащего доказываемому тезису) и на этом основании делают заключение об истинности тезиса. |
Коэффициент (от лат. coefficiens - содействующий) - показатель, фактор, параметр, представляющий соотношение двух однородно исчисленных величин. |
Коэффициент научности - отношение фактической ступени абстракции, на которой ведется преподавание, к ступени абстракции, достигнутой в отрасли науки, порождающей учебный предмет. |
Креативность (от англ. creative - творческий, созидательный) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства. |
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. |
Критерий новизны - характеризует одну из основных содержательных сторон результата диссертации - новые теоретические положения и практические (нормативные) рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. |
Критерий практической значимости - указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в учебно-воспитательный процесс, методику преподавания. Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (области, республика, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий); предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения. |
Критерий теоретической значимости - показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики, методики, характеризует ценностную сторону результатов исследования. Этот критерий позволяет судить о сущности и закономерностях процесса обучения и воспитания, тесно связан с новизной, степенью сформированности теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью полученных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки прикладных тем. |
Курсовая работа - один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших учебных заведений, в котором развивается умение решать исследовательские задачи, самостоятельно ориентироваться в научной литературе, успешно применять на практике теоретические знания. |