Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЗ"-"ГАР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАЗ"-"ГАР")

ГАЗМАН ОЛЕГ САМОЙЛОВИЧ

ГАЗМАН ОЛЕГ САМОЙЛОВИЧ (21.1.1936, Полоцк, Белоруссия, - 30.8.1996, Москва), педагог, чл.-корр. РАО (1992), канд. пед. наук (1974). Окончил ист.-филол. ф-т Новосибирского пед. ин-та (1960). Работал дир. школы в Новосибирской обл. В 1963-67 дир. школы, зам. нач. управления по воспитат. работе Все-рос. пионерского лагеря «Орлёнок» (близ Туапсе). Преподавал (1968-69) в Липецком пед. ин-те. С 1969 в системе АПН: науч. сотрудник, зав. лабораторией игровой деятельности, в 1973-86 дир. пионерского лагеря «Маяк». С 1990 зав. лабораторией Центра пед. инноваций (ныне НИИ РАО).

Осн. работы по гражд. воспитанию. Одним из главных его направлений считал объединение подростков для разно-обр. творч. дел, способных пробудить самостоятельность и инициативность каждого и взаимную ответственность (кн. «Педагогика в пионерском лагере», совм. с В. Ф. Матвеевым, 1982). В работах 90-х гг. опыт «Орлёнка», комммунар-скую методику, воспитат. потенциал педагогики сотрудничества рассматривал как наиб. перспективные в условиях перехода к демократич. и правовому гос-ву.

Соч.: Дети с нами и без нас, М., 1975 (соавт.); Сила пед. коллектива, М., 1979 (соавт.); В школу с игрой, М., 1991 (соавт.); Содержание деятельности и опыт работы освобождённого классного руководителя, М., 1992 (соавт.); От авторитарного образования к педагогике свободы, в сб.: Новые ценности образования, М., 1995. М. В. Богуславский.

ГАИСИНОВИЧ САМУИЛ ЕВСЕЕВИЧ

ГАИСИНОВИЧ САМУИЛ ЕВСЕЕВИЧ - [3(16). 3.1903, Бобруйск, - 14.5.1939], педагог, теоретик политехнич. образования в СССР. Д-р пед. наук. Окончил ф-т обществ. наук МГУ (1925). С 1921 участвовал в организации школ ФЗУ в Москве и Моск. обл. В 1926-32 преподавал в Моск. индустр.-пед. ин-те им. К. Либк-нехта; в 1928-31 в АКБ им. Н. К. Крупской, в 1932-37 зав. кафедрой политехн. образования во ВКИПе. Одновременно (1931-37) зам. директора НИИ политехн. образования. Первые работы Г. посвящены организации школ ФЗУ и преподаванию в них. В 1928-81 разрабатывал проблемы политехн. образования в общеобразоват. школах и школах ФЗУ; его содержание, формы, методы, связь о проф. обучением и трудовым воспитанием. Г. понимал политехнизм как комплексное явление, включающее 4 компонента: приобретение трудовых навыков, составляющих общую основу рабочих профессий (в своих работах выделял их), изучение науч. основ технологии производств. процессов важнейших отраслей пром-сти, участие школьников в трудовой деятельности, её всестороннее изучение в ходе работы на предприятии. Осуществление политехнически-проф. подготовки связывал с созданием школ-предприятий, школ-цехов и т. п. Пропагандировал создание бригад учащихся в школах ФЗУ как лучшую форму организации уч. процесса, позволяющую адаптироваться при поступлении на крупное предприятие (ударные бригады). Необходимым условием распространения политехн. образования считал политехн. подготовку и переподготовку педагогов на основе изучения технологии, организации и экономики совр. произ-ва.

Полемизируя с А. К. Гостевым и его «методом ЦИТа», ратовал за увеличение объёма общих политехн. знаний и умений в подготовке рабочего, выдвигал идею операц. метода (разделение на целостные операции) трудового обучения. Критиковал нем. систему обучения и воспитания рабочих за жёсткое и безусловное подчинение трудящихся целям предпринимателей [кн. «"Динта" (фашизм в рабочем движении)», 1930]. После 1931 оставил активную науч. деятельность, занимался редактированием программно-метод. лит-ры, готовил к печати труды заруб. педагогов (Э. Торндайка и др.). Был необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Соч.: Принципы постановки уч. дела в школе ФЗУ, «Фабзавуч», 1924, № 4 - 6; К пересмотру системы нар. образования, «На путях к новой школе», 1928, № 12; Проблема индустриального педагога, «Жизнь рабочей школы», 1930, № 1; Принципы организации политехн. обучения, [М.], 1931; Содержание u организация трудовой политехн. подготовки в ФЗС, М. - Л., 1931.

Лит.: Крупская Н. К., Пед. соч., т. 10, М., 1962, с. 370-72.

М. В. Богуславский.

ГАЙДАР АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ

ГАЙДАР АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ - [9(22).1.1904, г. Льгов, ныне Курской обл., - 26.10. 1941], писатель, автор популярных произведений для детей и юношества. Из семьи учителя, дет. годы провёл в Арзамасе, учился в реальном уч-ще. В 1918 добился зачисления в Красную Армию, в 16 лет командовал полком. Воевал на Украине, на Кавказском, Западном фронтах, в Вост. Сибири. В 1924 из-за ранения и контузий оставил военную службу.

Первая повесть («В дни поражений и побед») и первое произведение для детей - рассказ «РВС» - опубликованы в 1925 и 1926. Автор повестей «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Голубая чашка» (1936), «Судьба барабанщика» (1939), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940). Неоконченная повесть «Бум-бараш» опубликована посмертно.

Умение говорить с юным читателем о сложных, «взрослых» вопросах, доверительность интонации, неприятие примитивной дидактики, мягкий юмор - характерные черты творчества Г. Чутко откликаясь на потребность детей в ясной и чёткой системе нравств. координат, Г. выделяет грань между добром (честность, смелость, верность дружбе, преданность родине) и злом (трусость, эгоизм, предательство), что не означает, однако, будто герои его книг не оступаются, не совершают ошибок. Г. изображает трагич. ситуации (казнь Чубука в «Школе», гибель маленького Альки в «Военной тайне», арест любимого отца героя в «Судьбе барабанщика»), затрагивает многие деликатные темы (напр., разлад в дружной, счастливой семье - «Голубая чашка»). Он показывает, что жизнь непроста, порой трагична, и передаёт читателю свою веру в победу добра, призывает принять участие в борьбе за эту победу.

Воспитание достойного гражданина, по мнению Г., неотделимо от развития у детей самостоятельности, оно требует от взрослых стремления понимать и уважать дет. заботы, радости, беды. Пед. взгляды Г. характеризует ответ писателя на заданный ему накануне войны вопрос. о том, как воспитывать у детей ненависть к врагу - «Не нужно воспитывать ненависть, достаточно воспитать настоящую, горячую любовь к Родине».

С первых дней Вел. Отеч. войны Г. ушёл на фронт, был воен. корреспондентом «Комсомольской правды», в к-рой опубликовал несколько ярких очерков. Погиб в тылу врага у с. Лепляво (на Правобережной Украине), в партизанском отряде, спасая товарищей. Похоронен в г. Канев.

В восприятии читателей образ Г.-смелого, честного и доброго человека, верного своему слову и убеждениям, сливается с образами героев его книг, что усиливает воздействие творчества Г. на формирование нравств. устоев детей и юношества. Широко развернувшееся в годы войны тимуровское движение - услышанный миллионами ребят призыв писателя к доброте, взаимопомощи, милосердию.

Книги Г. переведены на мн. языки мира, неоднократно издавались за рубежом. Все осн. произведения Г. экранизированы. Определяющие творчество Г. идеи добра, человечности, вера в дружбу u братство людей и народов позволяют его книгам, преодолевая время, оставаться в кругу любимого чтения детей и юношества.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4, M. j 1979-82.

Лит.: Жизнь и творчество Гайдара, Ми9643; Гинце., Назарове кий Б., Аркадий Гайдар на Урале, Пермь; Смирнова В., Аркадий Гайдар, М., Г о л д и и А., Невыдуманная жизнь, M.; О с ы к о в Б., Время было необыкновенное, Воронеж, 1984; Гайдар Т. А., Голиков Аркадий из Арзамаса, М., --1988. Т. А. Гайдар.

«ГАЙДЕНС»

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАЙОЗРЕКТОР, БАРАТАШВИЛИ ГАИОЗ

ГАЙОЗРЕКТОР, БАРАТАШВИЛИ ГАИОЗ (1746, с. Магаро, ныне Сиг-нахского р-на Грузии, - 20.2.1821, Астрахань), груз, учёный, педагог, дипломат, писатель. В 1765 окончил Тбилисскую семинарию, в 1778 - Моск. . Славяно-греко-латинскую академию. Входил в состав груз, дипломатич. миссий в Россию. Ректор Тбилисской (1778-80) и Телавской (с 1782; открыта по его инициативе) семинарий. В 1784-93 член «Духовной комиссии Осетии», учреждённой для распространения христианства и просвещения (с 1793 архиепископ). Автор многочисл. соч., среди к-рых «Грамматика» (написана в 1789) - один из первых печатных учебников на груз. яз. (издан в Моздоке в 1796-1800). Ряд ист. и др. трудов Г. Р. использовались как учебники в груз, школах. Выступал за демократизацию образования, воспитание в духе патриотизма и гуманности. Главными для человека считал умственное воспитание, ведущее к мудрости, и нравственное - ведущее к благородству. Полагал, что будущее ребёнка зависит от характера, основа к-рого заложена в младенчестве. Как гл. средство формирования личности рассматривал обучение в школе (для детей) и самообразование (для взрослых).

Соч.: Груз, грамматика, изд. Э. Нико-лайшвили, Тб., 1970 (на груз. яз.).

Лит.: Д арчи я М., Гайоз Ректор, Тб.,"1972 (на груз. яз.). М. Дарчия.

ГАЛАНИН ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ГАЛАНИН ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ - [19(31). 3.1886, Петербург, - 3.6.1978, Москва], педагог-физик, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1944), д-р физ.-мат. наук (1935), проф. (1949). Окончив физ.-мат. ф-т Моск. ун-та (1910), преподавал физику в жен. гимназии. С 1919 участвовал в работе Отдела по реформе школ Нарком-проса РСФСР. Работал в разл. науч.-пед. учреждениях и вузах Москвы, в т. ч. в Коммунистич. ун-те им. Я. М. Свердлова (1921-30), НИИ методов обучения АПН (1944-54) и др. Автор работ по методике преподавания физики, мн. оригинальных физ. приборов для школы. Один из первых методистов, Г. рассмотрел проблемы политехн. обучения в курсе физики. Занимался также историей отеч. физики, проблемами становления сов. высш. и ср. школы, развития пед. науки. В журналах «Искра», «Хочу всё знать», «Знание-сила», «Наука и жизнь» выступал как популяризатор знаний по физике, технике, астрономии.

Соч.: Физ. кабинет в нач. школе, ч. 1, M.; Физ. эксперимент в школе, т. 1-6, М., 1934-41 (соавт.); Преподавание физики и подготовка учащихся к практич. деятельности, M.; Состояние методики физики и задачи политехн. обучения, ИАПН, 1959, в. 106; Из истории Моск. , школы методики физики, ФШ, 1967, № 5; Лебедевские подвалы [воспоминания о лаборатории П. Н. Лебедева], «Природа», 1968, № 9.

Лит.: Д. Д. Галанин, ФШ, 1971, № 2; Памяти Д. Д. Галанина. Некролог, там же, 1979, № 1.

ГАЛЬПЕРИН ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ

ГАЛЬПЕРИН ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ - [19.9 (2.10).1902, Тамбов, - 25.3.1988, Москва], психолог, засл. деят. науки РСФСР (1980). Д-р пед. наук (1965), проф. (1966). Окончил Харьковский мед. ин-т (1926). В 1926-41 в Харьковском психоневро-логич. ин-те. Ученик Л. С. Выготского. В 1941-43 работал в эксперим. госпитале восстановления движений при Ин-те психологии (Свердловская обл.). С 1943 в МГУ: доц., проф. психологии, с 1967 зав. кафедрой возрастной психологии, с 1983 проф.-консультант.

Специалист. в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Согласно Г., процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде, в плане громкой речи; во внеш. речи для себя; во внутр. речи. Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность формировать умственные действия с заранее заданными свойствами. Формирование разл. видов таких действий составляет гл. тему исследований Г. и его сотрудников в 1960- 1980-е гг. Концепция Г. позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путём выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе теории Г., находят применение в пед. практике.

Соч.: Развитие исследований по формированию умственных действий, в кн.: Психол. наука в СССР, т. 1, М. 1959; Неск. разъяснении к гипотезе умственных действий, ВП, 1960, МЬ 4; Осн. результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», М., 1965; К учению об ин-териоризации, ВП, 1966, М 6; Эксперим. формирование внимания, М., 1974 (соавт.): Введение в психологию, М., 1976; Актуальные проблемы возрастной психологии, М., 1978 (соавт.).

Лит.: К 80-летию со дня рождения П. Я. Гальперина, ВП, 1982. N 5.

ГАЛЬ РОЖЕ

ГАЛЬ РОЖЕ (15.10.1906, Париж, - 11.6.1966, там же), франц. педагог. Окончил Парижский ун-т. В 1931-41 преподаватель лит-ры в лицеях, с 1944 советник Мин-ва нац. образования Франции, принимал активное участие в работе Комиссии по реформе образования (1945), т. н. комиссии Ланжевена - Валлона, в 1957-66 руководитель отдела науч. исследований Нац. пед. ин-та Франции, с 1954 член руководящего бюро Ин-та педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге. Г. внёс Значит. вклад в развитие франц. дидактики, разработал теоретич. основы модернизации содержания шк. образования, был сторонником включения в уч. планы ср. школ новых предметов, знакомящих учащихся с совр. техникой, организовал широкие эксперименты по внедрению активных методов обучения и совершенствованию системы проф. ориентации школьников. Идеи и рекомендации Г. оказали определённое воздействие на содержание и направленность шк. реформ во Франции в 60- 70-х гг.

Соч.; Lorientatipn scolaire. Р.; La reforme de lenseignement et les classes nouvelles, P., 1947; Histoire de leducation, P.; Ou en est la pedagogie?, [P., 1961].

Лит.: Hommage a la memoire de Roger Gal. 1906-1966, P., 1968. Б. Л. Вульфсон.

ГАЛЬТОН, ГОЛТОН, ФРЭНСИС

ГАЛЬТОН, ГОЛТОН, ФРЭНСИС (16.2.1822, Бирмингем, - 17.1.1911, Хейзлмир, близ Лондона), англ. психолог и антрополог. Получил мед. и биол. образование в Кембриджском ун-те (1840-44). Чл. Лондонского королевского об-ва (1856).

Г. разработал на основе эксперим. и матем. методов учение об индиейдуально-психол. различиях, к-рое послужило основой дифференциальной психологии. Индивидуальные свойства вообще и одарённость в частности Г. объяснял преим. наследств, факторами. Под влиянием эволюц. теории своего двоюродного брата Ч. Дарвина считал, что совершенствование человеческой природы может быть достигнуто путём выведения на основе законов наследственности расы особо одарённых умственно и сильных физически людей (евгеника). С целью диагностики психич. качеств разработал конкретные методики. Одним из первых начал эксперим. изучение ассоциаций и образной памяти; усовершенствовал метод интроспекции (самонаблюдение); обосновал метод близнецов для выяснения индивидуальных различий; ввёл метод «коллективного» (составного) портрета, массовое анкетирование и т. д. Для психол. исследований изобрёл ряд приборов (гл. обр. механических), к-рые демонстрировал в организованной им антропологич. лаборатории на Всемирной выставке 1886 в Лондоне. Данные, накопленные в лаборатории и собранные в уч. заведениях (где Г. ввёл систематические антропометрич. измерения учащихся), стали основой его работ по измерению умственных способностей человека. Полагая, что испытания на сенсорное различение могут служить средством оценки интеллекта, Г. разработал систему задач (см. Тесты), предназначавшуюся им для анализа проблемы индивидуальных особенностей и их наследования.

Создал статистич. методы изучения психики, с помощью к-рых в исследование сложных процессов психич. жизни была введена количеств, точность. Усовершенствованные его учеником К. Пирсоном, эти методы стали основой факторного анализа, широко применяемого в совр. психологии и социологии. Статистика была использована Г. и при изучении биол. проблем; в 1901 он принял участие в основании журн. - «Биометрика». Г. принадлежат исследования в области географии, этнографии и метеорологии; антропометрич. исследования Г. (в т. ч. в области дактилоскопии) нашли применение в криминалистике.

Соч.: Hereditary genius, L., 1869; в рус. пер.: Наследственность таланта, ее законы и последствия, [сокр.], СПБ, 1875; English men of science, their nature and nurtu-re, L., 1874; Inquiries into human faculty and its development, L., 1883.

Лит.: Канаев И. И., Ф. Гальтон (1822-1911), Л., 1972 (библ.); Я p о III с в-с к и и М. Г., История психологии, М., гл. 11; Pearson K., The life, let-ters and labours of Francis Galton, v. 1-3, Camb., 1914-30; Forrest D. W., Francfc Galton: the life and work of a Victorian genius, L., 1974. " M. С. Роговин.

ГАММ ХАНС ИОХЕН

ГАММ ХАНС ИОХЕН (р. 22.1.1925, Йёрнсторф), нем. педагог. Учился в 1949-53 в ун-тах Ростока и Гамбурга, был учителем, с 1959 преподаёт педагогику в вузах ФРГ. С 1967 проф. педагогики Высш. техн. школы в Дармштадте. Один из ведущих представителей социально-критич. педагогики. Разделяет программу сторонников антиавторитарного воспитания. Критикует существующие системы образования за тенденции к закреплению социального неравенства, консервативную пед. практику, адм. давление властей на школу. В качестве альтернативы предлагает модернизацию шк. образования, развитие критич. полит. сознания и самостоятельности личности, проведение акций солидарности между учащимися и учащими. Автор работ по общей педагогике.

Соч.: Kritische Schule. Eine Streitschrift fur die Emanzipation von Lehrern und Schulern, Munch., 1970; Einfuhrung, in das Studium der Erziehungswissenscheft, Munch., 1974; Umgang mit sich selbst. Grundriss einer Verhaltenslehre, Munch., 1977; Allgemeine Padagogik, Reinbek bei Hamburg, 1979; Materialistisches Denken und padagogisches Handeln, Fr/M., 1983. T. Ф. Яркина.

ГАНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД (МАХАТМА)

ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД (МАХАТМА) (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), лидер и идеолог нац.-освободит. движения Индии. Получив в 1891 юрид. образование в Великобритании, до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил в торговой фирме в Юж. Африке, где возглавил борьбу индийцев-имигрантов против дискриминации, за демокр. права. В этот период Г. познакомился с трудами Л. Н. Толстого, к-рого считал своим учителем и духовным наставником. Организовал колонии для индейских поселенцев и африканцев сначала возле г. Дурбана («Феникс»), затем под Йоханнесбургом («Толстой-фарм»), где осуществлял новые принципы воспитания и обучения детей. Жизнь в колонии основывалась на физич. труде и самообслуживании, ученики обучались к.-л. ремеслу. Преподавались основы религии; обучение велось на родном языке. Главным в воспитании Г. считал «воспитание души». Это достигалось, по его мнению, внедрением в сознание учеников необходимости самовоздержания. Решающая роль отводилась личному примеру учителя.

Вернувшись в 1915 на родину, вскоре стал руководителем обшенар. кампаний гражд. неповиновения и несотрудничества с колон. властями под лозунгом независимости и на основе ненасилия. В выдвинутой Г. программе, предусматривавшей обширный комплекс полит. и социально-экон. преобразований, существенное место занимали предложения по реформе системы нар. образования, к-рая, по его мнению, имеет важное обществ.-полит. значение и непосредственно связана с задачами, стоящими перед страной. Существовавшую в Индии колон. шк. систему назвал - «образованием в цепях рабства». Поэтому в качестве одного из существенных элементов антиколон. кампаний ввёл бойкот правительств, школ.

Г. разработал проект организации основного образования (1937), под к-рым понимал систему всеобщего начального (7-летнего) обучения на родном языке, предусматривавшего и подготовку по одному из ремёсел (ткацкому делу, прядению и др.). Вместе с тем полагал, что продажа продуктов дет. труда позволит частично оплатить расходы на обучение. Однако трудовое воспитание детей никогда не рассматривал как самоцель, видел в нём «интегральную часть и средство их интеллектуального роста». Он придавал большое значение преподаванию традиц. шк. дисциплин - математики, истории, лит-ры, географии и др., считая их необходимыми для формирования умственного кругозора детей.

Ср. образование, по мнению Г., должно учитывать наклонности, способности, стремления и материальные возможности отд. лиц. Он утверждал, что колледжи должны создаваться, финансироваться и управляться пром. магнатами, фирмами, объединениями, а также гос-вом и иметь соответствующие профили - техн. мед., естеств.-науч., агрономический и т. п. На ун-ты возлагалась обязанность курировать всю сферу нар. образования, направлять уч. процесс, готовить пед. кадры, разрабатывать содержание уч. дисциплин, создавать шк. учебники.

Пед. идеи Г. получили практич. воплощение после завоевания страной независимости.

С оч.: Educational reconstruction, Seva-Sram, [1956 ]; Basic education, Ahmedabad, ?1956]; The mind of Mahatma Gandhi, Ahmedabad, [1967]; All men are brothers, [N. Y. - P., 1958]; в рус. пер, - Моя жизнь, Ми969. Лит.: Комаров Э. Н., Литман А. Д., Мировоззрение М. К. Ганди, М., 1969; Марты шин О. В., Полит. взгляды М. К. Ганди, М., 1970; Ульяновский Р. А., Полит. портреты борцов за нац. независимость, М., 1980; Горев А. В., М. Ганди, М., 1984; Nair Pyarelal, M. Gandhi - the early phase. v. l, Ahmedabad, 1965; Tendulkar D. G. t Mahatma. Life of M. K. Gandhi, v. 1-8, Bombay, 1951-54; S et h i J. D., Gandhi today, Durham, ?1978]; Mukherjee H., Gandhiji. A stu-dy, New Delhi, 1979"; Fischer H., M. Gandhi, B., 1981. А. Д. Литман.

ГАНЕЛИН ШОЛОМ ИЗРАИЛЕВИЧ

ГАНЕЛИН ШОЛОМ ИЗРАИЛЕВИЧ - [19.11 (1.12). 1894, Полоцк, - 20.12.1974, Ленинград], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1947), д-р пед. наук, проф. (1943). Учился на юрид. ф-те Петрогр. ун-та (1915- 1917), окончил гуманитарный и внешкольный ф-ты Петрогр. пед. академии (1922). Преподавательскую деятельность начал на вечерних рабочих курсах в Петрограде (1916-17), затем работал в ср. школе в Полоцке. С 1919 в Военно-инструкторском полит. ин-те (1919-20, Петроград), пед. техникуме (1923-30, там же), ЛГПИ им. А. И. Герцена (1924- 1972), ЛГУ (1931-47), Ин-те науч. педагогики (1925-39) Ленингр. филиале (Ленингр. НИИ педагогики) АПН РСФСР (1945-60).

Разрабатывал методологич. проблемы педагогики, гл. внимание уделял взаимосвязи и взаимообусловленности теории и истории педагогики, дидактики и частных методик, педагогики и психологии, пед. теории и практики воспитания и обучения. Для Г. характерны синтетич. подход к вопросам обучения и воспитания, ретроспективный и перспективный анализ компонентов пед. процесса.

В 20-е гг. занимался проблемами теории сов. трудовой школы, к-рую рассматривал как строящуюся на основе соединения общего и политехнич. образования, широкого использования психологии в уч.-воспитат. процессе. В кн. «Осн. вопросы сов. дидактики» (1929, в соавторстве), осмысляя опыт педагогики первых лет сов. власти, раскрыл специфику применения средств активизации познават. деятельности учащихся, предложенных Дальтон-планом, методом проектов, в разл. формах комплексирования структуры и содержания уч. курсов. Разработал оригинальную классификацию методов обучения.

В 50-60-е гг. создал целостную дидак-тич. концепцию, в к-рой охватил осн. проблемы обучения. На основе результатов осуществлявшегося под его руководством многолетнего комплексного исследования подготовил обобщающий труд «Дидактич. принцип сознательности» (1961). В них впервые в сов. пед. лит-ре специально рассмотрел проблемы сознательности в обучении, соотношение сознательности и воспитания мышления с формированием активности и самостоятельности учащихся, их мировоззрения; взаимосвязь принципа сознательности обучения с др. дидактич. принципами.

С переходом в 30-е гг. сов. школы на предметную классно-урочную систему обучения значительно углубил и в известной степени пересмотрел свои подходы к теории педагогики. Исследовал вопросы взаимоотношения педагогики с биологией, психологией; разл. аспекты воспитания как обществ. явления; проблемы методов педагогики как науки. Полагал, что история педагогики призвана решать проблемы, выдвигаемые совр. пед. теорией и практикой. Значит. место в деятельности Г. занимали проблемы истории отеч. педагогики и школы: развитие методики обучения в рус. нач. школе 18-19 вв., влияние зап.-европ. методич. мысли на развитие методов обучения в России и пр. В противовес бытовавшему в 30-е гг. негативному освещению развития сов. педагогики 20-х гг., показал её прогрессивное значение (учебник для пед. уч-щ, «История педагогики», 1940, в соавторстве). В фундаментальном исследовании «Очерки по истории ср. школы в России второй пол. XIX в.» (1950) впервые поставил ряд новых вопросов, касающихся содержания обучения в гимназиях, рев. движения среди учителей и учащихся; включил в круг исследования деятельность мн. методистов, рядовых учителей; дал картину борьбы метод. течений.

Итогом историко-пед. деятельности Г. стал вышедший под его редакцией коллективный труд «История педагогики и современность» (1970), в к-ром ему принадлежит раздел «Пед. системы прошлого». Выступая против изолир. изучения отдельных пед. систем, разрабатывал системно-структурный подход к историко-пед. материалу, стремился к генетич. анализу развития пед. теории.

Соч.: Предмет и метод педагогики, Л., 1956; Процесс обучения и его принципы, Л., 1957.

Лит.: P а в к и и 3. И., Проблемы современности в историко-пед. освещении, СП, 1971, №4; Щукина Г. И., 3 с и ч с н-к о Н. С., Ш. И. Ганелин, СП, 1985, № 1; Ш. И. Ганелин. Библиографии, указатель, М. 1987. М. В. Богуславский.

ГАНСБЕРГ ФРИЦ

ГАНСБЕРГ ФРИЦ (9.4.1871, Бремен, - 12.2.1950, там же), нем. педагог. Окончил учительскую семинарию. Преподавал в нар. школе в Бремене. С нач. 20 в. выступал с резкой критикой традиц. школы с позиций, близких теории свободного воспитания. Пед. взгляды сформировались под влиянием «философии жизни», идей трудовой школы, движения за худож. воспитание. Цель воспитания видел в формировании личности посредством творческого саморазвития. Среди методов обучения предпочтение отдавал. живому слову. В пед. практике применял рассказ, связанный с конкретной ситуацией, беседы, сочинения (гл. обр. на свободные темы). Активный пропагандист. увлекательной популярной лит-ры, способствующей овладению выразит, богатствами родного языка. Составил многочисл. методически проработанные книги для чтения, среди к-рых хрестоматия «У нас дома» (1905; многочисл. переиздания, в т. ч. - 1954), пособия по развитию речи для нем. нар. школы. Причисляя себя к сторонникам трудовой школы, Г. под трудом понимал познават. деятельность учащихся, связанную гл. обр. с продуктивными умственными занятиями. Был одним из инициаторов движения герм. учителей за реформу обучения в духе идей трудовой школы.

Соч.: Produktive Arbeit, Lpz., 1909; Demokratische Padagogik, Lpz., 1911; в рус. пер. - Творческая работа в школе. Ми9202; Педагогика. Призыв к самостоятельности в преподавании, П.

Лит.: Пискунов А. И., Проблемы трудового обучения и воспитания в нем. педагогике XVIII - нач. XX в., М., 1976, гл. 7. А. И. Пискунов.

ГАНЬЕ РОБЕРТ МИЛЕ

ГАНЬЕ РОБЕРТ МИЛЕ (р. 21.8. 1916, Норт-Андовер, шт. Массачусетс), амер. психолог. Окончил Йельский ун-т (1937). Возглавлял Лабораторию перцептивных и моторных навыков при ВВС США (1949-53), директор Центра по исследованию личности и обучения (1953-58), Амер. ин-та исследований (шт. Пенсильвания) (1962-66). Проф. Принстонского ун-та (1958-62), ун-та Беркли (шт. Калифорния) (1966-69), ун-та шт. Флорида (с 1969).

Для Г. характерна эволюция от необихевиоризма к идеям информац. подхода (см. Когнитивная психология). В основе теории обучения Г. лежит представление об иерархич. строении моторных и мыслительных навыков. Чтобы овладеть сложным навыком (мыслительным или моторным), учащийся должен уметь выполнить все составляющие его элементарные навыки. Организация процесса обучения предполагает знание преподавателем структуры осваиваемого навыка и учёта уровня знаний и умений учащихся. Г. выделяет 3 составляющие процесса обучения: явления обучения, условия обучения, продукты обучения. Условия обучения подразделяются на внешние - организация процесса обучения, структура изучаемого материала и т. д., и внутренние - наличие у учащихся необходимых понятий и навыков для успешного осуществления обучения. Продукты обучения - это осн. виды поведения, усваиваемые в ходе обучения. Г. выделяет неск. видов обучения, различающихся по сложности, - от образования условных рефлексов до сложных форм усвоения понятий, правил, решения задач.

Под руководством Г. были проведены иссл. по проблеме индивидуальных различий учащихся, понимаемых как различия в структуре интеллектуальных навыков. Работы Г. оказали Значит. влияние на развитие когнитивного подхода в пед. психологии. Г. принадлежит также ряд иссл. в области инж. психологии.

Соч.: The conditions of learning, N. Y. - L.; Essentials of learning for instru-ction, Hillsdale]; Principles of instru-ctional design, N. Y., 1974 (соавт.); Learning outcomes and their effects, «Amer. Psychol.». 1984, v. 39, № 4.

ГАРДНЕР МАРТИН

ГАРДНЕР МАРТИН (р. 21.10. 1914, США), амер. писатель, популяризатор науки. Окончил матем. ф-т Чикагского ун-та. Основатель (сер. 50-х гг.), автор и ведущий (до 1983) рубрики «Матем. игры» журн. «Seientific American» (на рус. яз. - «В мире науки»). Г. трактует занимательность как синоним увлекательного, интересного в познании, но чуждого праздной развлекательности. Среди произв. Г. филос. эссе, очерки по истории математики, матем. фокусы и «комиксы», науч.-популярные этюды, науч.-фантастич. рассказы, задачи на сообразительность. Особую популярность снискали статьи и книги Г. по зани-мат. математике. «Гарднеровский» стиль характеризуют доходчивость, яркость и убедительность изложения, блеск и парадоксальность мысли, новизна и глубина науч. идей, многие из к-рых почерпнуты из совр. науч. публикаций и в свою очередь стали стимулом проведения серьёзных исследований, активного вовлечения читателя в самостоят. творчество.

Соч. в рус. пер.: Этот правый, левый мир, М., 1967; Матем. головоломки и развлечения, М., 1971; Матем. досуги, М., 1972; Матем. новеллы, М., 1974; Матем. чудеса и тайны. M.; Теория относительности для миллионов. M.; Есть идея!, М., 1982; А ну-ка, догадайся, М., 1984; Крестики-нолики, М., 1988; Путешествие во времени. М., 1990.

Лит.: Матем. цветник, пер. с англ., М., 1983 [сб. поев. М. Гарднеру]. Ю. А. Данилов.

ГАРНИШ, ХАРНИШ, ХРИСТИАН ВИЛЬГЕЛЬМ

ГАРНИШ, ХАРНИШ, ХРИСТИАН ВИЛЬГЕЛЬМ (28.8.1787, Вильс-нак, - 15.8.1864, Берлин), нем. педагог. Изучал теологию в ун-тах Галле и Франкфурта-на-Одере. Был священником (с 1809), домашним учителем. В 1809-12 работал в ин-те И. Э. Пламана в Берлине, первом в Германии уч. заведении, где преподавание было организовано по принципам Песталоцци. С 1812 - д-р философии. Преподавал и руководил учительскими семинариями в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша; 1812-22) и Вайсенфельсе, близ Галле (1822-42).

Сыграл Значит. роль в распространении методов Песталоцци в Германии. В полемике с педагогами, видевшими в содержании обучения в нар. школе лишь формальный компонент, подчинённый задачам нравств. воспитания, подчёркивал самостоят. образоват. значение уч. предметов. Старался наполнить уч. курсы материалом из практич. жизни. Подробно разработал курс мироведения, положив в его основу изучение родного края. Создал уч. пособие по этому курсу, органично объединившее науч. уроки истории, географии и др. предметов. Предложил эффективную систему обучения арифметике. Основал и редактировал первый в Германии проф. журн. по проблемам нар. школы «Schulrat an der Oder» («Шк. совет на Одере», 1814-20), а также журн. «Volksschullehrer («Нар. учитель», 1824-28). Организатор учительского союза в Бреслау.

Соч.: Deutsche Volksschulen, mit besonderer Rucksicht auf die Pestalozzischen Grundsatze, B., 1812; Handbuch fur das deutsche Volksschulwesen, Breslau.

А. И. Пискунов.

Предыдущая страница Следующая страница