Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАР"-"ГЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАР"-"ГЕР")

ГАРТЛИ, ХАРТЛИ, ДЕЙВИД

ГАРТЛИ, ХАРТЛИ, ДЕЙВИД (30.8.1705, Армли, - 28.8.1757, Бат), англ. философ, один из основоположников ассоциативной психологии. Изучал богословие в Кембридже; в дальнейшем получил мед. образование и всю жизнь работал врачом. Стремясь установить точные законы формирования психич. процессов для управления поведением людей и т. о. усовершенствовать общество, попытался применить принцип механич. причинности; считал, что внеш. объекты, воздействуя на органы чувств, вызывают колебат. движения (вибрации) мельчайших частиц вещества нервов и мозга. Им соответствуют наши ощущения. Чувства дают материал для всех идей. Самые сложные идеи возникают из идей, рождающихся из ощущений. В мозгу могут одновременно происходить разл. вибрации, воздействующие друг на друга. Вибрации в ослабленном виде сохраняются и по удалении объекта восприятия. При повторении вибрации возникает связанная с ней другая (или другие). Это и есть, по Г., материальная основа ассоциации идей, объясняющая психич. жизнь человека. Способность идей сохраняться, накапливаться и влиять на формирование последующих реакций на внеш. среду делает организм обучающейся системой. Основа обучения - прежний опыт, понимаемый Г. как результат накопленных ассоциативных связей. Гл. фактором закрепления ассоциаций Г. считал повторение.

Учение Г. позволило теоретически обосновать возможность обучения каждого человека, необходимость опоры на предшествующий опыт при обучении. Вслед за Дж. Локком пришёл к выводу о всемогуществе воспитания в формировании человека. Как врач, указывал на необходимость физич. воспитания детей.

Труды Г. послужили сильным импульсом для развития педагогики. Пропагандистом идей Г. был Дж. Пристли.

Соч.: Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях, в кн.: Англ. материалисты XVIII в. Собр. произв., т. 2, М., 1967.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, M., гл. 6.

ГАСПРИНСКИЙ ИСМАИЛ

ГАСПРИНСКИЙ ИСМАИЛ (8(20).3. 1851, с. Авджи, ныне в Бахчисарайском р-не в Крыму, - 11(24).9.1914, Бахчисарай), деятель мусульм. культуры в России, педагог, писатель. Учился в медресе в Симферополе, в кадетских корпусах в Воронеже и Москве. Был близок к семье М. Н. Каткова. С нач. 70-х гг. путешествовал, посетил Турцию, Индию, Персию, Египет, в 1872-76 жил во Франции. В Стамбульском ун-те и в Сорбонне слушал лекции по философии, социологии, филологии. Служил в Ассоциации проф. переводчиков в Париже, сотрудничал с И. С. Тургеневым. По возвращении в Крым занимался обществ.-пед. деятельностью, преподавал рус. язык в нач. школах и в медресе. С 1883 и до конца жизни издавал газ. «Терджиман» («Переводчик»), первый еженедельник, отвечавший образоват. и культурным запросам мусульман России. Как приложения к газете выходили журн. «Детский мир», «Женский мир».

В своей публицистике Г. развивал идеи культурно-полит. движения джадидизма, выступал за реформу традиц. мусульм. образования (см. Мусульманская культура). Был инициатором создания для крымскотатарских детей новометодных школ. Принял участие в организации подобных школ в Каракоме (1886) и Самарканде (1893). Сторонник всеобщего образования, Г. высказывался за равноправие женщин в сфере просвещения, содействовал открытию нач. и проф. жен. школ. В открытых им уч. заведениях Г. использовал общепед. и метод. принципы, выработанные в рус. педагогике, - народности воспитания, единства воспитания и обучения, нач. обучения на родном языке. Для крымскотатарского языка разработал и применил в практике систему обучения грамоте по звуковому методу. Ввёл преподавание рус. яз., нач. курсов по арифметике, географии, истории, естествознанию, выступал за изучение в новометодных школах араб. и тур. языков. Большое внимание уделял рациональной организации уч. процесса по классно-урочной системе, начал применять экзамены, внеклассные формы обучения. Составленные Г. уч. планы основывались на обобщении опыта рус. нач. школ (гл. обр. земских). Свои пед. и метод. идеи Г. реализовал в учебниках для нач. школы, составленных с учётом нац. специфики («Учитель ребёнка», 1888; «Турецкая хрестоматия», 1894), а также в метод. пособии «Книга для учителей» (1896). Следуя образцам уч. книг К. Д. Ушинского, Г. поместил в них произв. классич. лит-ры, фольклора, а также собств. лит. сказки и миниатюры. Впервые в мусульм. уч. лит-ре использовал форму метод. указаний.

Автор ряда науч.-популярных книг («Страноведение», 1889; «Врачебное наставление», 1901; альманах «Знание народу», 1901); популярного издания «Правила поведения на Востоке и Западе» (1911); энциклопедич. сб. «Изд-во Ис-маила», посвящённых новостям науки, культуры, техники; романов и др. лит. произведений.

ГАСТЕВ АЛЕКСЕЙ КАПИТОНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГАУДИГ ГУГО

ГАУДИГ ГУГО (5.12.1860, Штек-Кай, - 2.8.1923, Лейпциг), нем. педагог, один из создателей педагогики личности. Был учителем реальной гимназии в г. Гера (с 1887). Директор жен. гимназии с учительской семинарией в Галле (с 1896). С 1900 руководил гор жен. гимназией и жен учительской семинарией в Лейпциге. Гл. принципом дидактики считал самодеятельность учащихся. В противовес тщательно планируемому учителем уроку, подавлявшему, по мнению Г. самостоят. уч. работу, разработал систему «свободного получения знаний» на занятиях его ученицы овладевали гл. обр. приемами уч. труда и его планирования, методами образования и самообразова ния. В теоретич. соч. доказывал, что целью воспитания и самовоспитания может быть только свободная личность, формируемая собств. трудом человека, к рый овладевает культурой. Школа должна избегать узкого интеллектуализма и практицизма, ориентироваться на широкие интересы формирующейся личности

Соч. Die Schule im Dienste der werden den Personlichkeit Bd 1 - 2, Lpz 1922 Die Idee der Personlichkeit und ihre Bedeutung fur die Padagogik Lpz 1923, Freie geistige Schularbeit m Theorie und Praxis Breslau 1925, Die Schule der Selbsttatigkeit hrsg von L Muller Bad Heilbrunn, 1963 в рус. пер Дидактические ереси Казань 1910

Лит Gunther K H Uber die Personhchkeitspadagogik Hugo Gaudigs B 1957.

П А Лебедев.

ГАФУРИ МАЖИТ (ГАБДУЛМАЖИТ) НУРГАНИЕВИЧ

ГАФУРИ МАЖИТ (ГАБДУЛМАЖИТ) НУРГАНИЕВИЧ - [20 7(1.8).1880, дер Елем Караново, ныне Гафурийского p-на Башкирии, - 28 10.1934, Уфа], башк. и тат. поэт, основоположник башк. сов лит ры, педагог, обществ. деятель. Нар. поэт Башк. АССР (1923). В 1896-98 был учителем. Учился (с 1898) в медресе, в летние каникулы обучал казах. детей в степных кочевьях. В стихах и публицистике (с 1902) пропагандировал просветительские идеи, критиковал схоластич обучение в мектебах. Приобщение к рус. и зап.-европ. культуре считал тогда наиб. перспективным путем нац спасения В 1905- 1907 занял рев демокр. позиции Автор первой светской дет. хрестоматии на род ном языке «Нац. стихи» (1907, много раз переиздавалась), один из зачинателей башк. дет. лит ры. В 1914 разработал (совм. с Ш. Ахмадеевым) букварь для мектебов «Первый учитель» («Беренче мугаллим»), применив метод. опыт «Родного слова» К. Д Ушинского Пособие «Второй учитель» («Икенче мугаллим», 1914) носило светский характер. В предисл к пособию Г дал разъяснение звукового метода обучения грамоте. После установления сов власти руководил подготовкой первых сов. учебников чля башк. школ по нач. обучению и по лит ре для ст. классов. Составил учебник для 1-4 го кл. «Свободная школа» («Азат мектеб», 1920), для к рого написал осн. часть лит. материала. С 20 х гт произв. Г. входят во мн. учебники для башк. и тат. школ. Проблемы нар. образования занимают видное место в худож. прозе писателя.

Соч. в рус. пер.: Повести, М., 1952; Избранное, Уфа, 1955.

Лит.: Фатихов Г. Н., Пед. взгляды башк. просветителей и писателей, Пермь, 1974.

ГАЧЕВ ГЕОРГИЙ ДМИТРИЕВИЧ

ГАЧЕВ ГЕОРГИЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1.5.1929, Москва), литературовед, культуролог, писатель; д-р филол. наук (1983). Род. в семье болг. философа, политэмигранта в СССР. Окончил филол. ф-т МГУ (1952). Работал учителем (рус. яз. и лит-ра; англ. яз.) в Брянске. С 1954 науч. сотр. в Моск. , ин-тах АН: мировой лит-ры (до 1972), истории естествознания и техники (до 1985), славяноведения и балканисти-ки. Чл.-корр. РАЕН (с 1994).

Исследовал проблемы формирования целостной картины мира, преодоления отчуждения между мышлением рассудочным и образным. По Г., народы и личности проходят необходимые стадии духовного развития: в кн. «Ускоренное развитие лит-ры» (1964) показано воспроизведение на отд. хронологич. этапе нац. лит. процесса (Болгария, 1-я пол. 19 в.) типо-логич. черт истории мировой лит-ры.

В трудах по теории лит-ры (с нач. 60-х гг.) Г. проанализированы особенности устойчивых форм и структур культуры (кн.: «Содержательность худож. форм», 1968; «Образ в рус. худож. культуре», 1981). С кон. 80-х гг. публикуется обобщающая серия работ Г. - «Нац. образы мира» (рассчитана на 16 тт.). Особенности нац. культур Г. исследовал также на материале естеств. наук: «Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке» (1991).

Нек-рые книги Г. написаны в жанре дневника «жизнемысли» (одноимённое издание 1989), где текст как бы даёт пример самопознания.

Соч.: Творчество, жизнь, искусство, М., 1980; Неминуемое, М., 1989; Русская Дума. Портреты рус. мыслителей, М., 1991; Наука и нац. культура. Гуманитарный комментарий к естествознанию, Ростов-на-Дону, 1992; Национальный Космо-Психологос, ВФ, 1994, № 12.

ГАЮЙ ВАЛЕНТИН

ГАЮЙ ВАЛЕНТИН (13.11.1745, Сен-Жюст, Уаза, - 18.3.1822, Париж), франц. педагог, один из основоположников тифлопедагогики. Изобрёл рельефный шрифт упрощённых букв, технику книгопечатания и письма этим шрифтом, геогр. карты и рельефные рисунки для слепых на бумаге и др. пособия. Разработал дидактику и методику обучения слепых детей общеобразоват. предметам (чтению, письму, арифметике, истории, географии, языкам, музыке и пению) и трудовым навыкам (плетению, вязанию, бумажно-картонажным работам, работе по дереву, книгопечатанию и др.). В 1784 в Париже основал на свои средства первую школу для слепых. В 1803 получил приглашение приехать в Россию; по дороге сделал остановку в Берлине, где выступил с объяснением своего метода обучения слепых. В 1806-17 жил в Петербурге, в 1807 открыл первый в России ин-т для слепых (уч. заведение типа интерната). Г. впервые добился приобщения слепых к общественно полезному труду как полноценных членов общества. Методы обучения Г. получили распространение во мн. странах, положив начало систематич. обучению и воспитанию слепых. Осн. работы Г. - «Очерк обучения слепых» («Essai sur leducation des aveugles», 1786), «Зарождение, развитие и совр. состояние просвещения слепых» («Precis sur leducation des aveugles», 1788).

Лит.: Скребицкий А., Создатель методов обучения слепых Валентин Гаюи в Петербурге, СПБ, 1886; IIIасколская М. П., Шафрановский И. И., В. Гаюи, в их кн.: Р. Ж. Гаюи, М., 1981, с. 120-38.

ГВИНЕЯ

ГВИНЕЯ - Гвинейская Республика (Republique de Guinee), гос-во в Зап. Африке. Пл. 245,9 тыс. км2. Нас. 6,8 млн. чел. (1990). Офиц. яз. - французский. Столица - Конакри.

До прихода франц. колонизаторов во 2-й пол. 19 в. в Г. существовали му-сульм. школы, в к-рых в 1906 было 25 тыс. детей. К кон. 19 в. в Г. появились европ. школы, осн. миссионерами. К 1914 в нач. школах Г. насчитывалось 2,6 тыс. уч-ся, к 1940 - ок. 9 тыс. уч-ся, ср. уч. заведений не было. К моменту провозглашения независимости Г. (1958) нач. образованием было охвачено 42,5 тыс. уч-ся (менее 10% общего числа детей от 7 до 15 лет), ср. образованием - 2,2 тыс. чел. (0,8%), проф.-техническим - ок. 600 чел., вузов не было. Св. 90% взрослого нас. было неграмотным.

После провозглашения независимости были национализированы все частные уч. заведения. Реформой образования 1961 введено обязат. 9-летнее обучение детей с 7 до 16 лет. Разработана письменность для языков народов Г. и началось издание соответствующей уч. лит-ры. Предпринимались меры для организации вузов. В 1968 введена новая структура образования: обязат. 6-летняя нач. школа, обязат. 3-летняя неполная ср. школа, 3-летняя полная ср. школа, вузы. Началось внедрение нац. языков в качестве языков обучения в нач. школе и была поставлена задача перевести обучение на нац. языки и на др. ступенях образования. В 1968 создано Нац. управление по ликвидации неграмотности. К 1982 св. 40% взрослого нас. было неграмотным.

Современная система образования. Вопросами развития нач., ср. и высш. школ занимается Мин-вонац. образования.

В 1984 пр-во ввело обязат. бесплатное обучение для детей от 7 до 14 лет, определило след, систему образования: 6-летняя нач. школа для детей 7-12 лет, 3-4-летний первый цикл ср. школы, 3-летний второй цикл ср. школы. Уч. план нач. школы включает родной язык, франц. яз., арифметику, историю и географию страны и родного края, природоведение и естествознание, обществоведение, труд, физкультуру, пение и танцы, трудовую подготовку. По окончании нач. школы учащиеся сдают экзамены на сви-детельсгво о её завершении. В первом цикле ср. школы предусматривается специализация по профилям проф. подготовки: строительное дело, механика, с. х-во и др. На проф. подготовку и производит, труд отводится ок. 50% уч. времени. По окончании первого цикла ср. школы учащиеся, выдержавшие выпускные экзамены, могут продолжить образование в общеобразоват. или проф.-тех. ср. школах второго цикла. Продолжить образование в вузах можно после сдачи экзаменов на степень бакалавра. Обучение в ср. и высш. школах осуществляется на франц. языке.

Проф.-тех. образование дают уч. заведения двух типов: 2-3-летние уч-ща на базе 9 классов (готовят квалифицир. рабочих разных специальностей) и уч. заведения для окончивших 2-й цикл ср. школы, но не получивших степень бакалавра. В течение 2 лет учащиеся занимаются по программе первых 2 курсов вуза (техн. или с.-х.) и в то же время получают подготовку для работы по специальности.

Всего в стране в кон. 80-х гг. существовало ок. 2 тыс. нач. школ, 233 средние, 30 проф.-тех. уч. заведений, в к-рых насчитывалось св. 300 тыс. чел. В нач., школах обучается менее 30% детей соответствующего возраста (один из самых низких показателей в мире).

В Г. открываются также гос. и частные школы и коллежи франко-арабского направления (в 1989 имелось 145 школ и 50 коллежей).

Учителей для нач. и ср. школы 1-го цикла готовят 7 спец. пед. уч. заведении (в них 780 уч-ся в 1989), для 2-го цикла ср. школ - вузы.

Вузы (1987): Политехн. ин-т в Конакри (открыт в 1963 с помощью СССР; 8 ф-тов, 120 студентов), политехн. ин-т в г. Канкан (осн. в 1968; 3 ф-та), Нац. ин-т с. х-ва в г. Фулайя. В систему высш. образования включены также разл. ф-ты со сроком обучения 3 года. В кон. 80-х гг. насчитывалось ок. 13 тыс. студентов.

Издаётся спец. журнал, посвящённый проблемам образования «Ecole guineenne» («Школа Гвинеи»).

Лит.: Гвинея, М., 1980.

В. П. Борисенков.

ГВОЗДЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ГВОЗДЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ - [15(27).3.1892, с. Сивинь, ныне Мордовия, - 19.12.1959, Куйбышев, ныне Самара], филолог, ч.-к. АПН РСФСР (1945). Окончив ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1918), преподавал в Пензенской учительской семинарии. С 1920 на науч.-пед. работе в ср. и высш. уч. заведениях, в 1944-59 проф. Куйбышевского пед. ин-та. Работы Г. по диалектологии, фонетике и фонологии, теории орфографии, морфологии и стилистике стали основой разработанных им фундаментальных вузовских курсов: «Совр. рус. лит. язык» (ч. 1-2, 1958), «Очерки по стилистике рус. лит. языка» (1952). Их практич. ценность не только в систематичности и чёткости изложения, расчленённости и строгости науч. аппарата, но и в привлечении интересного языкового материала, рассчитанного на развитие лингвистич. наблюдательности и аналитич. способностей учащихся. Др. направлением исследований Г., сочетавшим проблемы психологии, общего языкознания и педагогики, стало изучение своеобразия дет. речи. Опровергнув представление о механич. и подражат. природе усвоения ребёнком языка, Г. рекомендовал максимально использовать в процессе обучения реально существующие у детей творческий интерес и любознательность. В работах «Усвоение ребёнком звуковой стороны рус. языка» (1948) и «Формирование у ребёнка грамматич. строя рус. языка» (ч. 1-2, 1949) выделил возрастные этапы усвоения детьми разл. лингвистич. явлений, установил последовательность в закономерности понимания и употребления ими фонетич., морфологич. и синтаксич. конструкций и категорий. На основе проведённых экспериментов (30-е гг.) Г. проанализировал особенности методики обучения орфографии в школе, проследив характер изменения орфография, ошибок и связь между чтением и пониманием норм грамотности.

Лит.: Список науч. трудов А. Н. Гвозде-ва, ВЯ, 1960, № 3; Скобликова Е. С А. Н. Гвоздев, РЯШ, 1982, № 2.

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕДОНИЗМ

ГЕДОНИЗМ (от греч. hedone -наслаждение), этич. учение, а также система взглядов и образ жизни, считающие наслаждение высш. благом и критерием человеческого поведения и сводящие к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривалось как осн. движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму. Возник в Др. Греции в учении Аристиппа (4 в. до н. э.), считавшего, что добром является всё, что доставляет человеку наслаждение. Его последователи исходили из того, что любое наслаждение и действие, ведущее к нему, оправданы. наиб. известен своим обоснованием Эпикур (3 в. до н. э.), учивший, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутр. невозмутимость души. В эпоху Возрождения идеи Г. развивались в духе гуманистич. этики и утверждали ценность человека во всех его жизненных проявлениях (напр., в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»). Для просветителей 18 в. Г. был одним из средств борьбы с религиозно-догматич. мировоззрением. В дальнейшем Г. нашёл наиб. полное выражение в утилитаризме.

Т. осн. на стремлении человека получить наслаждение. Как целостное отношение к миру Г. может принимать разл. формы и содержание. Гедонистич. мировоззрение строится на утверждении, что наслаждение - непременная предпосылка моральности, т. к. нельзя требовать добродетели от человека страдающего, желания к-рого не удовлетворены; счастье заключается в лёгкости и безмятежности существования и т. п. Принятие наслаждения в качестве высш. цели, как правило, связано с отрицанием регулирующих обществ. норм, препятствующих получению макс, наслаждения. Гедо-ник стремится получить наслаждение любой ценой, что неизбежно ведёт к разнузданности. При этом меняется восприятие личностью окружающего мира: человек осознаёт себя лишь через наслаждение, а сам объект наслаждения превращает в предмет утоления страсти. В крайнем проявлении страсть может утоляться за счёт страдания др. человека, поэтому одно из предельных воплощений Г. - садизм.

Гедонистич. характер человека может обнаружиться в жажде власти, в хамстве (наслаждение здесь доставляет сознание собств. исключительности и возможность безнаказанно унизить др. человека). Вместе с тем стремление к наслаждению может быть возвышенно и удовлетворено в утончённом общении, творчестве. Обращение к Г. может означать несогласие, протест человека против тех социальных структур, в к-рые он оказался включённым помимо своей воли. Однако, как правило, такой вызов обществу выливается в квиетизм, в малодушный уход от действительности.

В большой степени Г. характерен для отроческого и юношеского возраста, гл. обр. в силу социального статуса молодёжи, в большинстве своём ещё не обремененной семьёй. Кроме того, у молодых людей в связи с их возрастными, психол. особенностями стремление к наслаждению в меньшей степени, чем у взрослых, вступает в противоречие с реальностью, существенно его ограничивающей. Долго сохраняющееся Гедонистич. мировосприятие может свидетельствовать об инфантилизме личности, эгоистич. сконцентрированности на себе. Г. нередко провоцируется социальным устройством общества, не дающим развивать гражд. активность молодёжи или не предоставляющим ей возможностей для удовлетворения потребностей, в т. ч. в сфере досуга.

P Г Апресян.

ГЕЗЕЛЛ АРНОЛД ЛУСИУС

ГЕЗЕЛЛ АРНОЛД ЛУСИУС (21.6. 1880, Алма, шт. Висконсин, - 29.5.1961, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), амер. психолог. Окончил Висконсинский (1906) и Йельский (1915) ун-ты. Работал в Йель-ской психиатрич. клинике (1911-48), с 1930 её директор. В 1950 на основе этой клиники создан Гезелловский ин-т дет. развития (Нью-Хейвен), в к-ром изучается онтогенез психики в тесной связи с клинич. пед. исследованиями. Г. разработал практич. систему диагностики психич. развития ребёнка от рождения до юношеского возраста, к-рая базируется на систематич. сравнит, исследованиях нормы и разл. форм патологии с применением кинофоторегистрации моторной активности, речи, приспособительных реакций и лично-социальных контактов ребёнка. Ряд наблюдений проводился с использованием скрывавшего наблюдателя стекла односторонней проницаемости («зеркало Г. ). Данные наблюдений над детьми были сведены Г. в таблицы, по к-рым вычислялся т. н. коэффициент развития (Development Quotient - DO). Этот показатель получил распространение как мера умственных способностей детей. Однако таблицы Г. были созданы на основе ограниченной выборки (дети обеспеченных семей Новой Англии), поэтому коэффициент развития впоследствии был признан неудовлетворит. инструментом психодиагностики. Ввёл в психологию метод лонгитюдного изучения психич. развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. С помощью близнецового метода изучал соотношение созревания и научения. Исследовал также зрит. восприятие и психич. развитие слепого ребёнка. В клинич. практике широко используется составленный Г. «Атлас поведения младенца», содержащий 3200 фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребёнка от рождения до 2 лет.

В своих иссл. Г. ограничивался чисто количеств, изучением сравнит, «срезов» дет. развития, подчёркивал зависимость развития от созревания организма. Осн. закон дет. развития, по Г., - постепенное замедление темпа изменения поведения. Л. С. Выготский назвал концепцию Г. «теорией эмпирического эволюционизма», показал, что она рассматривает социальное развитие ребёнка как разновидность биологического, как приспособление ребёнка к его среде за счёт «прироста поведения». Призыв Г. к необходимости контроля за нормальным ходом психич. развития ребёнка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лет сохраняют практич. значение.

Соч.: Infant behavior: its genesis and growth, N. Y. - L., 1934; The first five years of life, N. Y. - L., 1940; Developmental diag-nosis, N. Y. - L., [1941]; Youth. The years from ten to sixteen, L., [1965]; Infant and child in the culture of today, N. Y. - [a. o.], 1974; The child from five toten, N. Y. - [a. o.]. 1977 (все - в соавторстве); в рус. пер. - Умственное развитие ребенка. Методика диагностики, М.-Л., 1930; Педология раннего возраста, пер. с англ., предисл. Л. С. Выготского, М. -Л., 1932. Л. Ф. Обухова.

ГЁЙНИКЕ, ХЕЙНИКЕ, САМУЭЛЬ

ГЁЙНИКЕ, ХЕЙНИКЕ, САМУЭЛЬ (10.4.1727, Наутшюц, близ Наумбурга, - 30.4.1790, Лейпциг), нем. педагог. Был учителем нем. яз., предложил вариант звукового (без чтения по слогам) метода обучения чтению («Новая азбука и чтение», 1762). Одновременно вёл пед. работу с глухими детьми. В 1778 открыл в Лейпциге первый в Германии (платный) ин-т для глухих (ныне школа его имени). В ин-те было 15 воспитанников. Свою гл. задачу Г. видел в том, чтобы обучить глухих устной речи. Наряду с этим он прививал навыки счёта, письма, а также заучивания молитв. Подготовке к конфирмации Г. придавал важное значение и использовал этот акт как одно из средств демонстрации успехов глухих учащихся и их приобщения в дальнейшем к обществ. жизни (конфирмация глухих в 18 в. устраивалась в исключит. случаях). Свою систему обучения Г. назвал «устным методом», однако в трудах («Наблюдения над немыми и человеческой речью», 1778; «Об образе мыслей глухонемого», 1780) недостаточно раскрыл его содержание. В кн. «Арканум» (1772) указано лишь, что обучение строилось на основе ассоциаций звуков со вкусовыми ощущениями.

Система Г. приобрела широкое распространение в Германии. Впоследствии на основе «устного метода» были уточнены и усовершенствованы методики обучения глухих устной речи.

Лит.: Красновский А. А., Из истории методов обучения глухонемых. (Переписка между Де Л'Эпе и Гейнике), Изв. АПН РСФСР, 1947, в. 9, Д я ч к о в А И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Б а-сова А. Г., Егоров С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 5.

ГЕКСЛИ, ХАКСЛИ (HUXLEY), ТОМАС ГЕНРИ

ГЕКСЛИ, ХАКСЛИ (HUXLEY), ТОМАС ГЕНРИ (4.5.1825, Илинг, близ Лондона, - 29.6.1895, Истборн, Сассекс), англ. естествоиспытатель, ближайший соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения. Иностр. ч.-к. Петерб. АН (1864) C 1895 проф. Королевской горной школы. В 1871-80 секретарь, в 1883-85 през. Лондонского королевского об-ва.

Г. переносил дарвиновскую идею борьбы за существование на человека, полагая, однако, что в цивилизов. обществе действие законов природы ограничивается законами развития общества. наиб. способным к выживанию считал человека, умеющего согласовывать своё поведение с социально-этич. нормами, отводя, т. о., важнейшую роль воспитанию. По Г., воспитание, как и всякая наука, должно быть построено на знании объективных законов природы. Предлагал строить образование не только на основе гуманитарных наук, утверждающих исключительность человека, но и на непосредств. изучении природы, подчиняющей человека себе. Интересуясь проблемами образования, стал активным деятелем шк. реформы 1870, был избран президентом первого Лондонского шк. совета. Идея науч. образования была положена в основу составленных Г. и принятых в школах Лондона уч. программ и талантливо им написанных учебников (зоология и физиология). По его требованию в англ. школах была введена биология как уч. предмет. Летом 1871 прочёл курс биологии шк. учителям, впервые соединив лекции с лабораторными работами. Указывая на необходимость гос. системы широкого нач. образования (в программу элементарных школ Г. включил основы естествознания, рисование, музыку, домоводство), в то же время отвергал мысль об обязательности ср. образования, считая его привилегией наиб. способных детей.

Г. известен как блестящий лектор, популяризатор науч. знаний. Одним из первых стал читать публичные лекции для рабочих. Важной стороной своей деятельности Г. считал борьбу за открытие техн. уч. заведений и общеобразоват. школ для взрослых.

Соч.: Science and education, N. Y., 1894; T. H. Huxley on education. A selection from bis writings, ed. by C. Bibby, Camb., 1971; в рус. пер. - О положении человека в ряду органич. существ, СПБ, 1864; Уроки элементарной физиологии, СПБ; Об университетском воспитании, СПБ, 1876; Введение, СПБ, 1881 (Сер. первонач. учебников, № 27).

Лит.: Мензбир М. А., Т. Г. Гексли, «Рус. мысль», 1895, кн. 11; Ирвин У., Обезьяны, ангелы и викторианцы, пер. с англ., М., 1973; Huxley L., Life and letters of Thomas Henry Huxley, v. 1 - 2, L., 1900; Bibby C., T. H. Huxley, scientist, humanist and educator, L., 1959. С. Л. Савина.

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН (31.1.1715, Париж, - 26.12.1771, там же), франц. философ, деятель Просвещения, идеолог рев. буржуазии 18 в. Окончил иезуитский коллеж. Был близок с представителями ст. поколения франц. просветителей - Монтескье, Вольтером, входил в кружок, группировавшийся вокруг Д. Дидро и П. Гольбаха. На основе филос. материализма строил последовательно сенсуалистич. психологию, учение о морали, развивал пед. идеи".В 1758 написал кн. «Об уме» (рус. пер. 1917, 1938), направленную против основ феод. порядка, феод.-религ. идеологии и католич. церкви. Книга была запрещена властями и сожжена. Осн. принципы её Г. развил и обосновал в новом труде «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (изд. 1773, рус. пер. 1938).

Во взглядах Г. можно выделить 4 осн. идеи: врождённое равенство всех людей; личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание как направляющая сила в развитии интересов; полит. система как определяющее начало воспитания. Пытаясь применить материалистич. сенсуализм к объяснению жизни общества, Г. утверждал, что человек - продукт среды. Нет врождённых идей и страстей, говорил Г., врождённой является лишь простейшая физич. чувствительность; человек от рождения ни глуп, ни умён, ни зол, ни добр, он только невежествен и невоспитан. Г. видел в изменении юрид. законов и улучшении воспитания рычаг создания всеобщего счастья. Благосостояние общества, полагал Г., зависит от талантов и добродетелей его граждан, и т. к. они зависят от воспитания, общество может управлять формированием талантов и добродетелей и само определять своё благополучие в настоящем и будущем. Г. требовал, чтобы школы были изъяты из-под контроля церкви и переданы в ведение гос-ва.

Различия в способностях людей являются, по Г., следствием различий в условиях воспитания, к-рое он понимал широко - как всякое формирующее психику влияние среды. Г. подробно рассматривал воспитание ребёнка в семье, подростка в школе, юноши в более широком социальном общении и подчёркивал роль случая (совпадения определённых внеш. обстоятельств с состоянием повыш. восприимчивости). Анализируя роль случая в воспитании, Г. пытался раскрыть внутр. механизм воспитат. воздействия и тем открыть возможность его сознат. применения. Г. стремился доказать, что воспитание никогда не бывает одинаковым; ссылка на одинаковые условия воспитания у детей с разными интересами и способностями, по мнению Г., несостоятельна и не доказывает происхождения этих различий из различия врождённых задатков. Даже незначит. внеш. изменения могут оказать большое влияние на формирование личности.

Г. подверг резкой критике религ. учение о врождённых нравств. чувствах и представлениях и доказывал их опытное происхождение и обусловленность интересами людей. В процессе воспитания, считал Г., осн. значение имеет не столько умственное развитие, сколько воспитание интересов, «страстей»; они каждого делают умным, и только они могут побудить людей на трудные дела, великие поступки и большие открытия. Осн. социальный вопрос, считал Г., состоит в том, при какой полит. системе интересы правителей совпадают с интересами народа и усилия отд. людей направляются на общую пользу. Таким обществ. строем он признавал только республику - пр-во всего народа, к-рое стремится воспитывать людей так, чтобы личный интерес каждого совпадал с интересом всего общества. Воззрения Г. выражали наиб. рев. тенденции буржуазии того времени и оказали Значит. влияние на формирование идей Великой франц. революции, а в последующем - идей виднейших представителей утопич. социализма 1-й пол. 19 в.

Соч.: OEuvres completes, v. 1 - 14, Р., 1795; в рус. пер.-Соч., т. 1 - 2, М., 1974.

Лит.: Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. филос. соч., т. 2, М., 1956; Дидро Д., Размышления по поводу книги Гельвеция «Об уме». СисТематич. опровержение книги Гельвеция «Человек» Собр. соч., т. 2, М.-Л., 1935; Ворони-цын И. П., К. А. Гельвеции, М., 1934; Момджян X. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; С и л и и М. А., К. А. Гельвеции - выдающийся франц. философ-материалист. 18 в., М., 1958; Keim A., Helvetius, sa vie et son oeuvre, P., 1907; Grossman M., The philosophy of Helvetius, N. Y., 1926; H o r o-w i t z I. L., Claude Helvetius, N. Y., 1954. П. Я. Гальперин.

ГЕОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРАСИМОВ СЕРГЕЙ

ГЕРАСИМОВ СЕРГЕЙ - [21.5(3.6).1906, Екатеринбург, - 28. Г. 1985, Москва], кинорежиссёр и сценарист. нар. арт. СССР (1948), д. ч. АПН ССС? (1978), дер искусствоведения (1967), проф. (1946), Герой Соц. Труда (1974). В 19» окончил Ленингр. ин-т сценич. иск-Ri С 1924 артист. кино, с 1930 также режнс сер и сценарист. Снимался в фильмат «Шинель» (по Н. В. Гоголю, 1926) и др. Среди режнс сёрских работ пользовавшиеся популяр ностью в 30-40-х гг. фильмы о совре менности (в нек-рых снимался сам «Семеро смелых» (сценарий совм.: Ю. Германом), «Комсомольск», «Учитель», а также «Маскарад» (М. Ю. Лермонтова). Развивал жанр кинг романа: «Молодая гвардия» (по А. Фалееву, 1948), «Тихий Дон» (по М. А. Шолохову, 1958), «Юность Петра» и «В начат славных дел» (по А. Толстому, 1981). В фильме «Лев Толстой» (1984) снялся в гл. роли. Руководил творческой мастерской во ВГИКе, где его учениками были мн. мастера отеч. кино. Рассмаривал киноискусство как человековеде ние.

Активный деятель в области эсте тич. воспитания молодёжи. Выступал за союз педагогики и культуры, считал эстг тич. воспитание ключом к всестороннем, и гармоническому развитию личности подчёркивал неотделимость эстетическоот этического. Применяя системный ана лиз, построил обобщённую модель отношений учителя и ученика в процессе нравств.-эстетич. воспитания. Руководя тель науч. совета АПН по проблемам воспитания; автор, редактор программ для педагогических вузов и педагогических училищ, сборника «Система эстетического воспитания школьников» (1983).

Соч.: Собр. соч., т. 1-3, М., 1982. Учитель, в сб.; Учитель, 1940; Любить человека. Культура и нравств.-эстетичское воспитание молодежи. Книга для учителл М., 1985.

Лит.: Гринберг И., С. Герасиме«[М.], 1939; В о л я и с к ая Н. Г., На уроках режиссуры С. А. Герасимова, М.

Предыдущая страница Следующая страница