Наши партнеры

Recircular-office.ru - Смотрите облучатели и рециркуляторы здесь.

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 4, "СОБ"-"СОЧ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СОБ"-"СОЧ")

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ

СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ - , кафедральные школы, в эпоху средневековья ср. уч. заведения при соборах (епископских кафедрах). в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 - нач. 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутр. монастырских школах. Распространению С. ш. способствовали постановления церк. соборов 1179, 1215. Осн. целью создания С. ш. было обучение будущих клириков, однако они служили и для подготовки к светской деятельности. Гл. внимание в С. ш. уделялось релит, воспитанию, соблюдалась строгая дисциплина, поддерживаемая постоянным надзором за учениками. На 1-м этапе ученики получали элементарное образование (чтение, письмо, основы грамматики, счёт, церк. пение). Затем, в зависимости от типа школы, изучались предметы тривиума (лат. грамматика, диалектика, риторика). или тривиума и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Во многих школах на основе изучения древних языков предусматривалось чтение духовных и светских сочинений (в т. ч. антич. авторов). В курс лучших С. ш. включались сведения по естествознанию, медицина, основы права, иногда физич. воспитание. Образование в С. ш., опираясь на методы схоластич. педагогики, содержало элементы науч. знания и имело более абстрактный характер по сравнению с монастырскими школами, ориентированными на практич. деятельность по книго-писанию (см. Средние века). Единых критериев, определяющих содержание и принципы преподавания, не существовало, успех обучения во многом зависел от индивидуальности педагога.

Осн. контингент С. ш. составляли учащиеся из привилегированных сословий (преим. гор. аристократии, родовой знати), однако во многих школах могли обучаться и дети из бедных семей, к-рые обеспечивались жильём и содержанием.

С 12 в. С. ш. заняли приоритетное положение в системе образоват. институтов средневековья, способствуя развитию центров образования в крупных городах. В связи с потребностью общества в регулярном светском образовании с едиными критериями проф. подготовки учащихся и уровня преподавания наиб. значит. ельные С. ш. (в Париже, Болонье, Салерно, Монпелье, Палермо, Оксфорде и др. городах). были преобразованы в кон. 12-13 вв. во всеобщие школы (Stu-dia generalia), а затем в ун-ты.

Лит.: Шмидт К., История педагогики К. Шмидта, изложенная во всемирно-ист, развитии и в органич. связи с культурною жизнью народов, т. 2, История педагогики от И. Христа до Реформации, М., 1879; Walsh J. J., High points of medieval culture, Freeport (№. Y.), [1969]; Bowen J., Ahistoryofwesterneduca-tion, v. 2, L., [1975].

СОВЕТКИН ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

СОВЕТКИН ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ - [17(29).4.1838, Москва, - 21.11(4.12).1912, Владимир], деятель проф. образования, изобретатель. Рос полусиротой. Нач. образование получил в Моск. воспитат. доме; учился в реальных классах 3-й Моск. гимназии, где был замечен А. С. Ершовым и по его настоянию направлен в Моск. ремесл. уч. заведение (МРУЗ). По окончании его (1859). преподавал там же (с 1860 Моск. техн. уч-ще, МТУ): для С. была введена должность чертёжного мастера и предоставлены условия для творческой работы. В 1863 получил звание учёного-мастера. После преобразования (1868). МТУ в вуз (МВТУ, ныне Моск. техн. ун-т). совет уч-ща присвоил С. звание инженера-механика (1869). После выхода в отставку (1885). стал директором (до 1890). гор. ремесл. уч-ща им. И. С. Мальцева во Владимире, преподавал в нём; под руководством С. это уч. заведение построено и оборудовано.

С. - один из создателей школы рус. техников. В 50-х гг. на основе анализа уч. труда предложил наглядную систему обучения «механическим иск-вам», сочетавшую пед. и технол. требования. В основе системы - упражнение под контролем мастера. В дальнейшем при участии автора и профессоров МВТУ она была усовершенствована, осн. единицей в ней стала технол. операция, осваивавшаяся с учётом индивидуальных возможностей ученика. В уч. процессе МВТУ система направлялась на практич. изучение усложняющихся производств.-техн. стадий (от чертежей и изготовления моделей до пром. изделия). и обеспечивала будущим техникам и инженерам конкретное и детальное знание осн. элементов проф. деятельности. Под разл. названиями («русская», «система МТУ» и др.). она получила известность во мн. странах. С. был удостоен дипломов неск. между-нар. выставок, ряда заруб. вузов и АН.

Лит.: Делла-Вос В. К., Отчет.н. речь, произнесенные в торжеств, собрании Имп. Моск. техн. уч-ща 6 окт. 1870 г., М., 1870; Владимирский С. А., О способах преподавания слесарного ремесла в наших техн. школах, М., 1887; Веселов А. Н., Проф.-техн. образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего проф.-тех. образования, М., 1961; Розенберг С., Науч. подвиг Советкина, ПТО, 1974, № 6; P a n k l e I. D., The rassion sistem of shop-work instraction for engineers and machinists, Boston, 1876.

СОВЕТКИН ФЁДОР ФРОЛОВИЧ

СОВЕТКИН ФЁДОР ФРОЛОВИЧ - [1(13).6.1886, с. Новое Шаткино Кузнецкого у. Саратовской губ., ныне Камеш-кирского р-на Пензенской обл., - 28.6.1967, Москва], деятель образования, педагог, методист, проф. (1947), д-р пед. наук (1961), засл. деят. Морд. АССР. (1956). Окончил Казанский учительский ин-т (1906). и Моск. коммерч. ин-т (1914). Пед. деятельность начал в 1902 учителем Атаманской станичной школы, с 1906 преподавал в гор. 4-классном уч-ще (Пенза), коммерч. уч-ще и торг, частной школе (Москва). В 1917 организовал (совм. с M. E. Евсевьевым). Морд, культ.-просвет. об-во в Казани. Затем работал в Чистопольской учительской семинарии, с 1919 ректор созданного на её базе Высш. ин-та нар. образования. В 1925- 1944 науч. сотрудник, зав. отделом, консультант Наркомпроса; одновременно в 1925-32 директор школ 2-й ступени, завуч летних центр, курсов подготовки морд, учителей в Москве (1926-28), чл. секции просвещения национальностей ГУСа. С 1943 в системе АПН РСФСР: зав. сектором родного и рус. яз. НИИ методов обучения, с 1949 директор НИИ нац. школ (с 1952 зам.).

Принимал активное участие в организации обучения детей и взрослых финно-угорских и др. народов РСФСР. Разрабатывал теоретич. концепцию учебника и соответствующих пособий для учителей нерус. школ, организац. основы програм-мно-метод. работы по вопросам преподавания родного и рус. языков в школе для нерусских учащихся. Обобщил опыт школ Мордовии. В годы Вел. Отеч. войны подготовил ряд пособий по рус. яз. для бойцов Красной Армии, не владевших рус. языком.

В АПН продолжал исследование проблем теории и методики преподавания родного и рус. языков в школах РСФСР. В монографии «Методика родного языка в мордовской (эрзя). школе» (1959). предложил свою систему изучения родного языка, основанную на органич. связи преподавания родного и рус. языков.

С. создал св. 30 учебников для морд., марийской и др. школ. Его учебники по рус. яз. для 1-4-х кл. морд, школы были стабильными (к 1968 - 16 изд).

Соч.: Избр. труды, т. 1-3, [вступ. ст. Н. А. Баскакова и Ф. И. Сетина], Саранск, 1974-81; Методика обучения рус. яз. в нач. нерус. школе, М., I960 (ред. совм. с В. М. Чистяковым); Родной и рус. яз. в нац. школе, М., 1962 (ред. совм. с В. В. Решетовым).

Лит.: С с т.н. и Ф. И., Проф. Ф. Ф. Совет-кин, Саранск, 1974; его же, Ф. Ф. Советкин, в сб.: Просветители и педагоги Морд, края, Саранск, 1986. А. И. Брыжинский, В. II Киржаева. 

СОВЕТ ШКОЛЫ

СОВЕТ ШКОЛЫ - выборный орган, представляющий обществ, интересы во внутришкольном управлении; одна из форм самоуправления в образовательном учреждении. Создаются по Закону РФ об образовании (1992; новая ред. 1996). и на основании типового положения об образовательном учреждении.

Состав С. ш., порядок его избрания, организационная структура, регламент работы и принятия решений определяются в уставе школы. На основе устава происходит разграничение полномочий между С. ш. и директором школы.

Типовой устав общеобразоват. учреждения (1995). предусматривает избрание С. ш. на определённый срок общим собранием (конференцией). трудового коллектива школы.

Деятельность С. ш. строится на принципах демокр. участия членов совета в управлении школой, плюрализма и свободы выражения мнений, учёта мнения большинства, уважения к мнению каждого участника обсуждения; гласности и открытости деятельности совета; полноты представительства в составе совета; эффективности использования полномочий.

Функции совета по общему руководству школой конкретизируются в культивировании демокр. традиций школы; подготовке и проведении общих конференций, организации выполнения их решений; разработке условий и проведении конкурсов на замещение вакантных лед. должностей в школе; выявлении и учёте обществ, мнения о деятельности школы и её должностных лиц; участии в разработке и обсуждении концепций и программ развития школы; повышении уровня самостоятельности школы в решении вопросов организации уч.-вос-питат. процесса, финанс.-хоз. деятельности; взаимодействии с администрацией и обществ, организациями в представительстве и отстаивании интересов школы; выборе языков обучения; участии в организации внеклассной и внешк. работы с учащимися.

С. ш. может заслушивать отчёты и сообщения директора и др. работников школы, представителей обществ, орг-ций. К компетенции С. ш. относится определение продолжительности уч. недели, времени каникул, распорядка труда и отдыха в течение дня. Решения С. ш., принятые в пределах его полномочий, обязательны для администрации и членов трудового коллектива школы, Советы нек-рых школ обладают правом вето относительно решений администрации. Директор школы, в свою очередь, имеет право на отлагательное вето в отношении решений С. ш., прежде всего тех, к-рые противоречат законо-дат. и нормативным актам. В большинстве школ С. ш. действуют как совещат. органы при директоре школы.

Руководитель школы может не избираться в С. ш., но для успешного управления ему необходим определённый вотум доверия С. ш., поскольку совет отражает мнение педагогов, учащихся, родителей, внешк. общественности.

В крупных школах структуру С. ш. составляют пленум (общее собрание членов), бюро, постоянные или временные комиссии. Заседания комиссий проходят по мере необходимости. Шк. советы - составная часть разл. моделей управления образованием в демокр. странах со 2-й пол. 19 в. Как органы гос.-обществ, управления С. ш. действовали в школах СССР. до сер. 30-х гг. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. началось возрождение практики создания С. ш. Соответствующими документами Гособразования СССР. предполагалось широкое представительство в совете родителей, учащихся (начиная со ст. подросткового возраста), групп общественности, заинтересованных в эффективной работе школы.

Лит.: Лоренсов A. B., Организация и деятельность Совета общеобразоват. школы, в сб.: Социально-пед. основы демократизации управления общеобразоват. школами, М., 1990; Полубояров Б. В., На пути к демокр. школе, М., 1991; Портнов М. Л., Азбука шк. управления, М., 1991. А. В. Лоренсов.

СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение детей и молодёжи обоего пола в обще образоват. и др. уч. заведениях. Практикуется в большинстве стран мира. В дорев. России допускалось в нач. школах и отд. высш. начальных уч-щах, коммерческих уч-щах, нек-рых ремесленных и частных уч. заведениях. После Окт. революции введено с 1918 во всех уч. заведениях спец. постановлением Наркомпроса. Введение С. о. имело большое обществ.-полит. значение, т. к. прежде всего устраняло неравноправие женщин в получении образования, способствовало осуществлению принципа всеобщего обучения. С. о. положительно сказалось на воспитат. работе школ. В 1943 в Москве, областных и краевых центрах РСФСР. и столицах союзных республик, в нек-рых крупных пром. центрах было введено раздельное обучение в 7-летних и ср. школах (в целом по стране охватило не более 1/5 школ этих типов). Отход от принципа С. о. объяснялся в то время необходимостью воен.-физич. и допризывной подготовки юношей. В школах Ср. Азии и Азербайджана раздельное обучение также было временной мерой, направленной на нейтрализацию влияния пережитков прошлого в подходе населения к обучению девушек (в это время помимо школьного было расширено спец. образование женщин, в т. ч. педагогическое). С 1954 С. о. восстановлено во всех типах общеобразоват. школ.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЙМОНОВ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ

СОЙМОНОВ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ - [15(26).5.1730, Москва, - 17(29). 10.1804, Серпухов], гос. деятель, один из организаторов техн. образования в России. Учился в академич. гимназии и Моск. артиллерийской школе (1738-49). Служил унтер-офицером, участвовал в проведении гидрографич., геодезич. и карто-графич. работ в Сибири. Обер-прокурор Сената (1764). Командир Берг-коллегии (1771-81 и 1796-1801); создатель и руководитель (1773-76 и 1796-1801). Горного уч-ща для подготовки горных офицеров - первого высш. техн. уч. заведения в России (ныне С.-Петерб. горный ин-т).

Составил проект.н. Устав уч-ща, в основе к-рых лежала идея широкой спец. и общеобразоват. подготовки воспитанников, приобщения их к науч. деятельности, практич. ознакомления с основами горных и горнозаводских знаний. По плану С., в уч-ще должны были приниматься студенты в возрасте не старше 16 лет, получившие предварит, подготовку в Моск. ун-те по франц., нем., лат. языкам (или двум из них), арифметике, геометрии, основам химии (с 1776 были созданы особые классы для преподавания предметов гимназич. профиля). Стремился использовать в уч. процессе «горные модели», инструменты, материалы. По инициативе С. был построен уникальный уч. горный рудник - «натуральная гора», на модели к-рого изучались условия залегания горных пород, добывались образцы, производились химические анализы.

С. видел в уч-ще науч.-уч и информац. центр горнозаводской отрасли: преподаватели и студенты переводили работы иностр. специалистов, издавали их для продажи казённым и частным заводам, горным офицерам; поддерживались связи с АН, исследоват. и уч. заведениями, российскими и зарубежными. Для изучения заруб. опыта организовал заграничные командировки первых выпускников уч-ща. Были созданы горный музей, науч. библиотека, велась большая коллекционная работа. С. привлёк к преподаванию выдающихся учёных и горных деятелей, членов АН: И. М. Ренованца, А. М. Карамышева, А. М. Вильбрехта, И. Ф. Германа, В. М. Север-гина, Ф. П. Моисеенкова, для обучения иностр. языкам - И. И. Хемницера. Опыт Горного уч-ща был использован др. отеч. вузами.

СОКОЛОВ ВЕНИАМИН СЕРГЕЕВИЧ

СОКОЛОВ ВЕНИАМИН СЕРГЕЕВИЧ (р. 29.9.1935, Кострома), педагог, обществ, деятель; акад. РАО (1992), дер физ.-матем. наук (1975), проф. (1978), засл. деятель науки РСФСР. (1985). После окончания Моск. физ.-техн. ин-та (1959). работал в учреждениях Сиб. отделения АН СССР. Преподавал в Новосибирском ун-те, где был деканом физ. ф-та. В 1975-88 ректор Красноярского ун-та. Автор трудов по физике Солнца, энергетике и физ.-техн. проблемам. В 1990-93 Нар. депутат РСФСР, Пред. Совета Республики Верховного Совета РСФСР. В 1993-95 акад.-секретарь отделения проф. образования РАО. С 1995 аудитор Счётной палаты Рос. Федерации. С нач. 90-х гг. выступал в печати с публикациями по актуальным вопросам подготовки квалифициров. специалистов. Ряд работ посвящён проблемам макроэкономики, взаимодействия систем хозяйства и образования, финансирования учебных заведений.

Соч.: О гос. политике в области образования, П., 1994, №6.

СОКОЛОВ ВЛАДИСЛАВ ГЕННАДИЕВИЧ

СОКОЛОВ ВЛАДИСЛАВ ГЕННАДИЕВИЧ - [15(28). 12.1908, Рыбинск Ярославской обл., - 25.6.1993, Москва], хоровой дирижёр, педагог, композитор, создатель отеч. школы педагогов-хормейстеров дет. хоровых коллективов, проф. (1951), нар. артист СССР. (1966). Родился в семье священника, с 6 лет пел в церк. хоре. В 1932 окончил уч-ще при Моск. консерватории (по классу хорового дирижирования у А. В. Александрова, композиции - у Д. Б. Кабалевского), Моск. консерваторию (1936). В 1936 организовал хор при Центр, доме худож. воспитания детей (ныне Центр худож. воспитания РАО), в том же году начал преподавать в Моск. консерватории. В 1956 организовал и возглавил Гос. моек. хор.

С. направил свою деятельность на развитие отеч. хорового исполнительства, дет. муз. творчества, пропаганду клас-сич. и совр. хорового иск-ва. Созданный им дет. коллектив стал творческой лабораторией в разработке методики муз. воспитания школьников, развития дет. певческого голоса, эстетич. вкуса детей. В пед. концепции С. выделяется требование высокого профессионализма в процессе освоения произведения, сочетающееся с творческой раскрепощённостью. Овладение муз. произведением С. связывал с образно-эмоциональным его восприятием. Источником метод, исканий педагога служили поэтич. и муз. тексты. Репетиции и концерты отличались высокой коммуникативностью, когда возникал незримый мост между дирижёром и певцами, своеобразный процесс сотворчества. Эмоциональное начало в пед. процессе как одна из основ обретения мастерства сочеталось с развитием вокально-слухового мышления детей и формированием представлений об эталонном звучании голоса.

В творческом наследии С. чётко прослеживается мысль о том, что в совм. деятельности рождается особая эстетика взаимоотношений дирижёра и детей, создаётся уникальный климат, построенный на глубоком уважении к личности каждого артиста хора. Процесс обучения и исполнительства в методике С. были неразрывно связаны. Импровизационное начало особенно ярко проявилось в его концертной деятельности. В исполнение одного и того же произведения С. вносил новый штрих, акцент. Создавая условия нек-рой непредсказуемости, концентрируя внимание исполнителей на дирижёре, музыкант стимулировал артистич. способности детей, формировал их импровизаторские творческие качества. Часто окончательно художественное решение произведения возникало во время его концертного исполнения, что создавало иллюзию рождения образа перед слушателем.

Соч.: Школа хорового пения, М., 1978 (со-авт.); Работа с хором, M., 19832.

С. Н. Морозова.

СОКОЛОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

СОКОЛОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 23.9.1920, Ниж. Новгород), психолог, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР. с 1985), д-р биол. наук (1959), проф. (1960). После окончания Моск. ин-та иностр. языков (1947). поступил в аспирантуру сектора психологии Ин-та философии АН, где заинтересовался проблемами психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Вся последующая деятельность С. связана с изучением вопросов психофизиологии, в частности нейронной организации познават. процессов. С 1950 работает в МГУ (с 1970 зав. кафедрой психофизиологии). Организатор лаборатории экологич. психофизиологии Ин-та психологии РАН. Иностр. чл. Нац. АН США (1975). и Академии Финляндии (1984), чл. Амер. академии наук и иск-в (1976); през. и соучредитель Рос. ассоциации психофизиологов. Исследования С. психофизиол. механизмов ориентировочной деятельности положили начало новому этапу изучения внимания. С. предложены ориг. модели организации сенсорной информации в познават. процессах (восприятии и памя-

ти), раскрыты нейрофизиол. и молекулярные механизмы обучения. Разработал н.-и, программу «Компьютеризованное обучение», в основу к-рой положен метод многомерного анализа, позволяющий объективно оценивать структуру знаний. Автор учебников и уч. пособий по психофизиологии («Физиология высшей нервной деятельности», ч. 1-2, 1979- 81; «Психофизиология», 1981; «Теоре-тич. психофизиология», 1986). Ряд иссл. С. посвящены механизмам цветового зрения, а также природным предпосылкам различных личностных качеств: любознательности, тревожности, агрессивности.

Соч.: Восприятие и условный рефлекс, М., 1958; Механизмы памяти, М., 1969; Нейронные механизмы памяти и обучения, М., 1981; Психофизиология цветового зрения, М., 1989.

Э. А. Голубева.

СОКОЛОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

СОКОЛОВ ИВАН ИВАНОВИЧ - [4(16).И.1874, Москва, - 11.4.1967, там же], педагог, физик-методист, д-р пед. наук (1951), проф. (1935), один из создателей отеч. методики преподавания физики. Окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та (канд. ун-та, 1897). На формирование науч.-пед. взглядов С. особое влияние оказал Н. А. Умов.

Преподавательскую деятельность начал в моек, частной гимназии и во 2-м кадетском корпусе. В 1897-1917 преподавал в реальном уч-ще Фидлера, затем - в разл. средних и высших уч. заведениях. Участвовал в работе съездов преподавателей точных наук, моек, преподавателей физики; в 1899 секр. Оргкомитета 1-го съезда преподавателей физико-хим. наук моек. уч. округа. Принимал участие в деятельности Пед. об-ва, в связи с его закрытием (1907). начал работу по организации Об-ва изучения и распространения физ. наук (осн. в 1912; пред. -Умов, секр. - С.). В 1918 С. привлечён В. П. Потёмкиным к работе в Моск. отдел нар. образования (чл. коллегии отдела по подготовке учителей). В 1919-28 директор 1-го Моск. ин-та нар. образования, преобразованного позднее в 1-й центр, опытно-показательный техникум. Одновременно преподавал физику на рабфаках (1923-31), МГУ и МГПИ (1925-59).

Редактор и один из авторов учебника «Рабочая книга по физике» (1930), ставшего своеобразным прототипом для последующих его учебников. Автор учебника физики для пед. училищ (1928, 19378). и стабильных учебников физики для ст. классов ср. школы (14 изд. в 1938-53), отличавшихся высоким уровнем изложения, ясностью и чёткостью формулировок.

В 1934 опубл. фундам. труд С. «Методика преподавания физики в ср. школе» (19594), ставший настольной книгой для преподавателей школ, вузов и студентов пед. ин-тов.

Лит.: Сахаров Д. И., Жизнь и деятельность проф. И. И. Соколова, ФШ, 1948, № 2; Перышкин А. В., И. И. Соколов, ФШ, 1964, № 6. А. С. Енохович.

СОКОЛЯНСКИЙ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ

СОКОЛЯНСКИЙ ИВАН АФАНАСЬЕВИЧ - [25.3(7.4). 1889, станица Динская, ныне Краснодарского края, - 27.11.1960, Москва], дефектолог. Окончил пед. отделение естественно-ист, ф-та Петерб. психоневрологич. ин-та (1913), спец. образование получил на Мариинских пед. курсах. Пед. деятельность начал в 1910 - преподавал в Мариинском уч-ще для глухонемых (Александровск, близ Днепропетровска). Принял активное участие в создании системы образования для аномальных детей на Украине. По инициативе С. были созданы врачебно-пед. кабинеты, занимавшиеся вопросами практич. дефектологии. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР. (1926). С 1943 работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобретатель спец. техн. устройств (читающая машина, телетактор). Для успешного привлечения слепоглухонемых детей к предметной деятельности и формирования на её основе высших психич. функций С. (вместе с А. И. Мещеряковым). разработал методику совместной разделённой дозированной деятельности. Привлекая руки слепоглухонемого ребёнка к действиям (начиная с приёма пищи), воспитатель ставит своей задачей первоначально вызвать активность ребёнка, а затем постепенно (дозирован-но). развить её, создать т. н. зону активности. В эту зону вовлекаются всё более сложные действия, от актов самообслуживания до символич. актов общения и налаживания социальных связей. Чем раньше удаётся сформировать у слепо-глухонемого ребёнка словесные средства общения в виде дактильной речи, тем больше возможность нормального формирования его личности. Положит, примеры использования данной методики продемонстрировали принципиальную возможность компенсации такого сложного дефекта, как врождённая слепоглу-хонемота. За достижения в обучении слепоглухонемых С. в 1980 присуждена Гос. пр. СССР. (совм. с Мещеряковым).

Соч.: Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962. С. С. Степанов.

СОКРАТ

СОКРАТ (ок. 470 до н. э., Алопеке, близ Афин, - 399 до н. э., Афины), др.-греч. философ. Родился в семье ваятеля и акушерки. В молодости занимался ваянием, принимал участие в воен. походах афинского ополчения. Позже посвятил свою жизнь филос. творчеству и пед. деятельности, пользуясь исключительно устным методом преподавания. Осн. источники сведений о С. и его учении - сочинения его учеников Платона и Ксенофонта. Был обвинён во «введении новых божеств и развращении юношества», приговорён афинским судом к смерти. Отверг предложение друзей о побеге и принял яд.

Средоточие фил ос. интересов С. - человек; его девиз: «Познай самого себя». При этом человек рассматривается преим. как нравств. существо, в центре философии С. находится учение о нравственности. Осн. положением нравств. учения С. было рационалистич. отождествление добродетели и познания.

Рассматривая человека как носителя доброго начала от природы, С. видел гл. цель пед. деятельности в освобождении человека от всех дурных внеш. влияний и в создании гармонич. ного единства его жизненных потребностей и способностей. Развитие последних, по С., обусловлено интересом к знаниям, к-рые помогают в практич. деятельности Усвоению «универсального знания», т.е. философии, С. предпосылал низшую, подготовит, ступень образования, на к-рой много внимания уделял физич. и эстетич. воспитанию. Для осуществления осн. цели воспитания - личного морального совершенствования - рекомендовал изучать гл. обр. этику.

Деятельность С. заключалась в обсуждении проблем познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте и в любое время. С. не брал денег за философствование, и среди его слушателей были люди самого разл. имуществ. положения, образования, полит. убеждений и нравств. качеств. Смысл деятельности С. состоял в том, чтобы с помощью определённым образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ.н. тем самым привести его от неопределённых представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов (т. н. сократический метод). Для этих бесед характерны две специфич. черты: т. н. сократова индукция - построение наводящих вопросов таким образом, что, отвечая на них, собеседник сам постепенно убеждался в неверности и несовершенстве ранее высказанных положений, и «сократова ирония», т.е. шутливо искажённая позиция учителя, подчёркивающего своё мнимое незнание обсуждаемого вопроса в противовес самоуверенности ученика. Гл. задачу своих бесед С. видел в том, чтобы вызвать к жизни лучшие душевные силы ученика на основе внимательного изучения его склонностей и способностей. Вызов этих сил С. считал «вторым рождением» и то учительское иск-во, к-рое должно было помогать этому второму рождению, называл майевтикой - «повивальным» иск-вом, намекая на профессию своей матери и подчёркивая ту мысль, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, но что оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет. Учитель должен пользоваться непререкаемым авторитетом и любовью ученика, а ученик должен быть освобождён от влияний семьи, господствующих обществ, воззрений.

Пед. принципы С. - отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиб. действенным воспитат. средством и др. - нашли отклик уже в античности. Занимаясь со своими учениками, им следовал Плутарх (1-2 вв. н. э.), они нашли отражение в его «Нравственных сочинениях». В 17 в. нек-рые положения сократовской педагогики были включены Я. А. Каменским в «Великую дидактику». Образ С. вошёл в сознание последующих поколений как высочайший пример независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всех др. побуждений.

Источи.: Ксенофонт Афинский, Сократим, соч., М. - Л., 1935; Платон, Соч., т. 1-3, М., 1968-72; его же, Диалоги, М., 1986.

СОЛОВЬЁВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

СОЛОВЬЁВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ - [6(19).8.1907, с. Вятские Поляны, ныне город в Кировской обл., - 27.2.1983, Москва], педагог, специалист в области физ. географии, ч.-к. АПН СССР. (1968; ч.-к. АПН РСФСР. с 1950), проф. (1964). Ученик и последователь А. А. Борзова. По окончании геогр. отделения физ.-мат. ф-та МГУ (1931). преподавал курсы физ. географии и истории географии там же (в 1934-48 зам. декана почвенно-геогр. ф-та, зав. кафедрой физ. географии). и в ряде моек, вузов (в т. ч. в Моск. гор. пед. ин-те им. В. П. Потёмкина и МОПИ). Одновременно в 1937-49 ст. науч. сотрудник Ин-та географии АН СССР. (в 1941-45 - в группе воен. картографов). В 1948-82 на кафедре истории географии МГУ (с 1956 зав. кабинетом истории географии); в 1948-51 гл. ред. Географгиза; в 1951-56 директор Ин-та методов обучения АПН РСФСР.

Участвовал во мн. геогр. экспедициях. Разрабатывал науч.-метод, проблемы геогр. образования в высш. и ср. школе, подготовки уч. планов, программ и др. Один из авторов и редакторов коллективных трудов: «Отечественные эконо-мико-географы XVIII-XX вв.» (1957), «Отечественные физико-географы и путешественники» (1959), «Атлас истории геогр. открытий и исследований» для студентов вузов и учителей ср. школы (1959), «Методика обучения географии в ср. школе» (1969), стабильный учебник по физ. географии СССР. для 7-х кл. (1972), «Хрестоматия по физ. географии СССР» для 7-х кл. (19812), «Словарь-справочник по физ. географии» (книга для учителя, 1983, совм. с Г. В. Карповым). Автор трудов: «Курильские острова» (1945, 1947)", «А. А. Борзов» (1949), «Рус. геогр. исследования Европ. России и Урала в XIX - нач. XX в.» (1964, совм. с В. А. Исаковым), «H. H. Баранский и сов. экон. география» (1978, совм. с М. Г. Соловьёвой), «Об основах совр. геогр. науки в шк. курсе физ. географии» (1975), «Вопросы истории географии в шк. курсе» (1978, совм. с А. Б. Дитма-ром). и др. Один из инициаторов издания «Детской энциклопедии» (1-3-е изд., 1958-77); автор (совм. с Б. П. Орловым и И. П. Герасимовым). и науч. ред. отд. статей в томах «Земля» и «Наша Советская Родина».

Лит.: А. И. Соловьев (к 60-летаю со дня рождения), «Известия Всес. Геогр. об-ва», 1967, т. 99, № 6; А. И. Соловьев [к 70-летию], VIII, 1977, № 4; Памяти А. И. Соловьева, «Вестник МГУ», сер. 5 - География, 1983, № 4.

М. Г. Соловьёва.

СОРОКА-РОСИНСКИЙ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА - направление в пед. теории в зап -европ странах и США Возникло в 60-х гг 20 в в русле молодежного движения на базе антитехнократич умонастроений и как результат разочарования в эффективности традиц. пед. систем Теоретики С -к и - К Молленхауер, II Редер, И. Дамер, X И Гамм (ФРГ), И Иллич (США), Э Раймер (Великобритания). и др. выступили против устаревшей авторитарной структуры гос. школы, ее консервативной пед. практики, нередко прикрывавшейся номинальными реформами. Как целостная концепция С.-к. п. сложилась гл. обр. в немецкоязычных странах, где представители С.-к. п. предложили модель демократической («критической», «свободной», «гуманной»). общеобразоват. школы, гл. целью к-рой провозглашалась «самореализация» личности.

Значит. влияние на ориентиры С.-к. п. оказали идеи свободного воспитания (гл. обр. в интерпретации А. Нила), а также филос. и социологич. теории «Франкфуртской школы» (Т. Адорно, Ю. Хабер-мас и др.). Основой социальной доктрины идеологи С.-к.п. признают познание как «истинный регулятор поведения человека, направленный на изменение общественной действительности». Понятия «эмансипация», «свобода», «самоопределение» рассматриваются как пед. и политич. категории. Функцию педагогики представители С.-к. п. усматривали в «перманентной критике» общества и его авторитарных структур; педагогика должна давать лишь теоретич. анализ возможностей разл. моделей воспитания как «воспроизведения потенциала обществ, изменений в молодом поколении» (Молленхауэр). Значит. влияние получили и идеи «новых левых».

Наиб. радикальные представители С.-к. п. призывали к замене традиц. школы сетью обществ, институтов, построенных на принципах неформального общения детей в разл. видах деятельности (см. Дескулизация). и обосновывавших прежнюю школу теорий (см. Антипедагогика). Попытка реализации этих идей (в кон. 60-х гг.). была предпринята нек-рой частью радикально настроенного студенчества и интеллигенции, организовавших семьи-коммуны как альтернативу нуклеарной семье.

К сер. 80-х гг. популярность и влияние С.-к. п. снизились. Отд. её идеи вошли в контекст преобладающих в Зап. Европе пед. доктрин, другие стали использоваться в практике альтернативных школ.

Лит.: Я p к и и а Т. Ф., Критич. анализ состояния и тенденций развития бурж. педагогики в ФРГ, М., 1979 (есть библ.). Т. Ф. Яркина.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИОМЕТРИЯ

СОЦИОМЕТРИЯ - метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Разработан Я. Морено. Осн. измерит, приём С. - вопрос, отвечая на к-рый в спец. анкете, каждый член группы проявляет своё отношение к другим. Результаты заносятся на социо-грамму - график, на к-ром стрелками указаны выборы (отвержения). членов группы, либо в социоматрицу - таблицу, в к-рой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. Положит, статус характеризует лидерскую позицию члена группы. Негативный - дезорганизующие тенденции в его поведении.

С. охватывает лишь внеш. сторону групповых отношений. Для более полной характеристики группы необходимо выявить мотивы межличностных выборов, а также развитость специфич. системы отношений, характеризующих группу как коллектив. И. П. Волковым, Я. Л. Коломинским и др. разработаны варианты С., позволяющие получать информацию о межличностных отношениях в дет. группах. Применяются индивидуальные и групповые формы С., а также разнообразные модификации в виде эксперим. игры, вербальных, письменных и изобразит, тестов и др.

Лит.: Волков И. П., Социометрич. методы в социально-психол. исследованиях, Л., 1970; К роки к А. А., Межличностное оценивание в малых группах, К., 1982; см. также лит. при ст. Группа. С. С. Степанов.

СОЧИНЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ

СОЧИНЕНИЕ ШКОЛЬНОЕ - вид творч. задания, создание учащимися текста определённого типа, стиля, композиционной формы. С. - средство формирования связной речи школьников, закрепления приобретённых на уроках родного языка и лит-ры умений и навыков.

В соответствии с программой в нач. школе ученики овладевают умением создавать С. - повествование с элементами описания и рассуждения. В ср. звене школы проводится целенаправленная работа по обучению умению создавать различные по содержанию, структуре, стилю типы текстов.

По тематике (содержанию). все С., проводимые в школе, делятся на две группы: С. на темы изучаемых уч. предметов (лингвистич., литературные, ист. и т. д.). и С. на темы из жизни (т. н. свободные темы). Особое место занимают С. на уроках лит-ры на основе изучения худож. произведений или знакомства с ними. Они основываются на умении анализировать произведение, требуют нач. литера-туроведч. знаний и навыков.

По типу создаваемых текстов различаются С.-повествования, описания, рассуждения и С.-рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, портретный очерк и т. д.

По форме и стилю речи различаются устные и письм. С., С. на основе разговорного (рассказ о случае из жизни). и книжных стилей - делового, науч., публицистич., художественного.

По источнику получения материала различаются С. на основе жизненного опыта, прочитанного и разл. худож. произведений. В С. может быть использован как один, так и неск. источников. Среди источников психол. характера могут рассматриваться память, опыт, сложившиеся представления, наблюдательность, воображение.

С. может быть осложнено дополнит, заданием: лексич., грамматич., стилистич.и др.

В процессе подготовки к С. (как правило, рассредоточенной во времени). учитель, руководя работой учащихся по программе, знакомит их с особенностями текста, к-рый им предстоит создать, раскрывает существо литературоведческих и речеведческих понятий. С этой целью используется анализ содержания, структуры, языка текстов-образцов, составление композиц. схем и т. п.

Оценивая С. учащихся, учитель принимает во внимание уровень овладения умением создавать тот или иной текст. В соответствии с действующими «Нормами оценки..» (начиная с 4-го кл.). за С. ставятся две отметки: первая - за содержание, вторая - за грамотность. Проводятся уроки анализа С.

Лит.: Добром ы слов В. А., Изложения и сочинения в семилетней школе, М.- Л., 1946; Никольский В. А., Сочинения в ср. школе, M., 19553; Литвинов В. В., Сочинения в ст. классах ср. школы, М., 1965; Львов М. Р., Работа над сочинением в нач. классах, М., 1971; Система обучения сочинениям на уроках рус. языка (4-8 классы), под ред. Т. А. Ладыженской, M., 19783.

Т. А. Ладыженская.

Предыдущая страница Следующая страница