Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Статьи на букву "К" (часть 3, "КЕН"-"КНЯ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КЕН"-"КНЯ")

Кенц

Кенц - владелец магазина скобяных товаров в Москве

Кервуд Джеймс Оливер

Кервуд Джеймс Оливер (1878-1927) - американский писатель

Кериба мать ("Ашик Кериб")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- От слез (по сыне) потеряла зрение.

Кериба сестра ("Ашик Кериб")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

Кериба = странник. Уп. л.

Кериб-Ашик ("Ашик Кериб")

Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова

- Бедный балалаечник, "вольный человек" из Тифлиса; "пророк не дал ему ничего, кроме высокого сердца и дара песен; играя на саазе (балалайке) и прославляя древних витязей Туркестана, ходил он по свадьбам увеселять богатых и счастливых".

Кермик, Мария Христофоровна ("Воспоминания")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Сирота, дочь булочника, воспитанница Вильфинг, "уже совершенных лет и очень хороша собой"; "девица очень тихая и скромная", держала своих обожателей в почтительном отдалении; влюбилась в обманщика (Ашенбреннер), назвавшегося графом, "но тем не менее благодарит Бога за свое счастье".

Кернер Христиан Готфрид

Кернер Христиан Готфрид (1756-1831) - немецкий писатель, друг Шиллера

Кетчер, Николай Христофорович

Кетчер, Николай Христофорович (1809-1886) - московский врач, переводчик, друг В. Г. Белинского, А. И. Герцена.

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1809-1886). - Переводчик Шекспира, близкий человек к кружку Герцена и Белинскому. Герцен, "Былое и думы"; Пыпин - "Белинский"; Т. Пассек - "Из дальних лет", т. I.

Кехрибарджи Платон Евгеньевич

Кехрибарджи Платон Евгеньевич (ум. 1882) - издатель и книгопродавец

Кившенко Елизавета Васильевна

Кившенко Елизавета Васильевна - переводчица и редакционный работник.

Кигн Владимир Людвигович

Кигн Владимир Людвигович - киот

- божница, деревянный украшенный шкафчик или остекленный ящик для икон (от греч. kibotos - деревянный ящик)

Киев

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Уп. "Русл. и Людм.", "Ветхий город Ольгин" ("Бор. Год."), К. "дряхлый, златоглавый, сей пращур русских городов" ("Бор. годовщина" - 1831). Уп. "Гусар" (1833).

Кизель, барон ("И. С. Поджабрин")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Воображаемый знакомый Поджабрина; барона К. он назвал Анне Павловне в числе своих знакомых для того, чтобы "задать тону". Рекомендовал его "как отличного игрока на биллиарде".

Кизяколупенко ("Ночь перед Рождеством")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Парубок, рассказывавший сельчанам, что он видел у Солохи сзади хвост и что "к попадье раз прибежала свинья (преображенная Солоха), закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад..."

Киль ("Альфред")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Сын" Этельбальда, "рыжебородый" "молокосос".

Кинаревич ("Собака")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- товарищ Скворевича, никогда ни в чем не отставал от своего приятеля.

Киндяковка

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- деревня в 4-х верстах от Симбирска, - любимое место прогулок симбирцев. Киндяковская роща и рядом с ней знаменитый Гончаровский обрыв с барской усадьбой ("Новь" 1898 г., № 19, "Нива" 1898 г., № 40). Отсюда с вершины крутого ската к Волге открываются картины, описанные в "Обрыве": "с одной стороны Волга с крутыми берегами и заволжьем; с другой - широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкается далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города" ("Обрыв" I). По утверждению родственников Гончарова, места, зарисованные в романе, находились не в Киндяковке, а в Симбирске, в Гончаровском саду, расположенном на том же горном берегу Волги. ("Вестн. Евр." 1908, XI, стр. 22).

Кинтилиан ("Собств. госп. контора")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Человек лет 50-ти с лишком, с седыми волосами и черными нависшими бровями, с лицом угрюмым и хитрым. "Разными происками низвергнул своего предшественника Никифора" - и стал на его место - главного приказчика.

Кипренский Орест Адамович

Кипренский Орест Адамович (1782-1836) - русский живописец и рисовальщик, представитель романтизма.

Киприан, о. ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Сельский священник "самой почтенной наружности, с набедренником и камилавкой". В торжественные дни произносил проповеди весьма поучительные, но по тетрадке. В одной из них "старательный батюшка счел за нужное привести имена каких-то премудренных ассирийских царей, чем весьма затруднил себя в прононсе, и хотя выказал некоторую ученость, однако, вспотел же сильно..." За завтраком у Сипягина анекдот, "вполне пристойный, но смехотворный", рассказанный хозяином, возбудил в о. К. "чувство и благодарности, и удивления". В отместку, а также для того, чтобы показать, что и он при случае может сообщить нечто любознательное - о. К. рассказал о своем разговоре с "архиереем"; когда тот, объезжая епархию, вызвал всех священников уезда к себе в город в монастырь. - "Он у нас строгий, престрогий, - уверял о. К., - сперва расспросит о приходе, о порядках, а потом экзамен делает... Обратился он тоже ко мне. - Твой какой храмовой праздник? - Спаса Преображенья, говорю. - A тропарь на этот день знаешь? - Еще бы не знать! - Пой! - Ну, я сейчас: "Преобразился еси на горе, Христе Боже наш..." - Стой! Что суть преображение и как надо его понимать? - Одно слово, говорю: хотел Христос ученикам Славу Свою показать! - Хорошо, говорит; вот тебе от меня образок на память. - Я ему в ноги. - Благодарю, мол, владыко! - Так я от него не тощ вышел". На замечание Сипягина, что архиерей "достойнейший пастырь", о. К. отвечает: "Достойнейший... Благочинным напрасно только слишком доверяется".

Киприда

Киприда - греческая богиня любви, мать Эрота

Кипсек

Кипсек - альбом изящных картинок, иногда с текстом (англ. keepsake - памятная вещица, сувенир)

Кирджали

Кирджали - рассказ (1834). Записан со слов одного из кишиневских знакомых Пушкина М. И. Лекса. О неточностях рассказа ст. Липранди, "Р. арх." 1866 г., стр. 1395. Белинский называет "К." "мастерским рассказом истинного происшествия".

Ипсиланти. - Кантакузин. - Кирджали. - Михайлаки. - Молдаванин. - Начальник карантина. - Олимбиоти. - Софианос. - Хорчевский. - Чиновник.

Кирджали ("Кирджали")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- "Был родом булгар". "Он казался лет тридцати. Черты смуглого лица его были правильны и суровы. Он был высокого росту, широкоплеч, и вообще в нем изображалась необыкновенная физическая сила. Пестрая чалма наискось покрывала его голову, широкий пояс охватывал тонкую поясницу; доломан из толстого синего сукна, широкие складки рубахи, падающие выше колен, и красивые туфли составляли остальной его наряд". "К. своими разбоями наводил ужас на всю Молдавию". Вдвоем (Михайлаки) они напали и разграбили "булгарское селение". "Когда Александр Ипсиланти обнародовал возмущение и начал набирать себе войска, К. привел к нему несколько старых своих товарищей". После сражения под Скулянами, когда "семьсот человек арнаутов, албанцев, греков, булгар и всякого сброду, не имеющих понятия о военном искусстве", отступали "в виду пятнадцати тысяч турецкой конницы", К. был ранен. Выданный русскими властями туркам, был приговорен "быть посажену на кол", но обманул своих тюремщиков и бежал.

Кирдяга ("Тарас Бульба")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Киреев Иван Васильевич

Киреев Иван Васильевич (1803-1866) - декабрист, подпоручик, член Общества соединенных славян. Осужден на 20 лет каторги.

Киреев Николай Алексеевич

Киреев Николай Алексеевич (р. 1841) - один из самых деятельных членов Славянского комитета в Петербурге. В 1876 г. выехал за границу для оценки перспектив подготовлявшегося в Болгарии восстания. В начале июня прибыл в Сербию, где начал формирование болгарских добровольческих отрядов. Геройски погиб в сражении с турками.

Киреевская, Авдотья Петровна

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

по второму мужу Елагина († 1878). - Племянница Жуковского, мать Ивана и Петра Васильев. К-их. Ее московский дом в 30-х годах был одним из центров умственной жизни.

Киреевский Иван Васильевич

Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) - русский публицист, критик, философ, один из последователей русского славянофильства. В 1832 г. предпринял издание журнала "Европеец", закрытый цензурой на втором номере. В 1845 г. - соредактор погодинского "Москвитянина".

Киреевский Петр Васильевич

Киреевский Петр Васильевич (1808-1856) - русский фольклорист, археограф, публицист. Славянофил. Опубликовал книгу "Песни, собранные П. В. Киреевским" (былины, лирические и исторические песни). Брат И. В. Киреевского.

Кирибеевич ("Песня про царя Ивана Васильевича")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирилл ("Бор. Год.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. "Кирилл многострадальный, муж праведный".

Кирилл ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- см. Коровий Кирилл.

Кирилл, протопоп ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- см. Протопоп Кирилл.

Кирилла Кириллыч ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. По словам Бережковой, "богат, здоровехонек, весь век хи-хи-хи да ха-ха-ха, да жена вдруг ушла: с тех пор и повесил голову, - шестой год ходит, как тень".

Кирилла Петрович Т. ("Арап Петра В.")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Был "в Рязани воеводой", где нажил себе 3000 душ и молодую жену, "то и другое с грехом пополам". Недоволен ассамблеями потому, "что с тех пор, как они завелись, мужья не сладят с женами; жены позабыли слово апостольское: жена да боится своего мужа; хлопочут не о хозяйстве, а об обновах; не думают, как бы мужу угодить, а как бы приглянуться офицерам-вертопрахам". Считает неприличным "русской боярыне или боярышне находиться вместе с немцами-табачниками", "до ночи плясать и разговаривать с молодыми мужчинами". "Был бы рад запереть жену в тереме, а ее с барабанным боем требуют на ассамблею; муж за плетку, а она за наряды". "Разорение русскому дворянству", - жалуется он.

Кирилла Селифоныч ("Гамлет Щигр. у.")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Степной помещик, "широкий, мягкий, сладкий - настоящий Сахар Медович - и кривой". Он заранее смеется и словно "тает от удовольствия" при остротах Лупихина, который презрительно высмеивает К. С.; раскланивается так неловко, "как будто у него отваливался живот". "Вот-с, рекомендую-с, превосходный дворянин", - говорит о К. С. Лупихин: "Пользовался отличным здоровьем до пятидесятилетнего возраста да вдруг вздумал лечить себе глаза, вследствие чего и окривел. С тех пор лечит своих крестьян с таковым же успехом... Ну, а они, разумеется, с таковою же преданностью…" В общем, - как говорит Лупихин, - К. С. "сыт, здоров, детей нет, мужики не заложены... жена с придурью..." Его, "чего доброго, изберут в судьи, и даже наверное изберут".

Кирилловна ("Выстрел")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Ключница Белкина. Пересказала ему все сказки, "которые только могла запомнить".

Кирилловна ("Постоялый двор")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Главная горничная Лизаветы Прохоровны; "уже не молодая женщина, с тонкими чертами смуглого лица, черными, калмыцкими глазами и кошачьими губами", "носила белый чепец, ходила, чуть поскрипывая козловыми башмаками, говорила обыкновенно вкрадчивым голосом, слегка щурила глаза, выражавшие лукавую смышленость" и в необходимых случаях "складывала свои губы в кислую улыбочку". "Хитрая и пронырливая, она имела большое влияние на свою госпожу и, в сущности, управляла ее имением". Пользуясь "господскою милостью", К. "искусно вела свои атаки"; при случае "ясно давала почувствовать, кому следует свое собственное положение" в барском "доме", и успешно заканчивала все дела, в которых была заинтересована: она устраняла от барыни своих соперниц; с ее помощью устроилась женитьба Акима на Дуняше, при ее содействии состоялась и продажа Акимова двора. За подобные услуги Кирилловна получала "магарыч"; все свои наличные денежки, а их у нее было немало, она сохраняла в своей комнате "в кованом сундучке, стоявшем у ее изголовья". В этот же сундучок попала и трехрублевая ассигнация, которую барыня поручила ей передать Акиму. "Откупившись от Лизаветы Прохоровны за порядочные деньги, К. вышла замуж по любви за какого-то молодого, белокурого официанта, от которого терпела муку горькую".

Кирилов, Семен Семенович ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Художник, учитель Райского. "Маленький, сухощавый человечек, весь спрятавшийся в бакенбарды, усы и бороду. Тела почти совсем не было видно, только впалые глаза неестественно блестели, да нос вдруг резким горбом выходил из чащи, а концом опять упирался в волосы, за которыми не видать было ни щек, ни подбородка. ни губ". "Глядя на эти задумчивые сосредоточенные и горячие взгляды, на это будто уснувшее под непроницаемым покровом волос суровое, неподвижное лицо", "не подумаешь, что это вольный, как птица, художник мира, ищущий светлых сторон жизни, а примешь его самого за мученика, за монаха искусства, возненавидевшего и понявшего только скорби". Искусство для К. - "все". "Ни жизнью, ни искусством", по убеждению К, "шутить нельзя". То и другое строго: оттого немного на свете и людей, и художников". "Искусство не любит бар... Оно тоже избирает худородных". "Необходимо работать до тумана, до обморока в голове". "Отдайте искусству все, будьте мудры и вместе просты, как змеи и голуби, и, что бы ни делалось около вас, куда бы ни увлекла жизнь, в какую яму ни падали, помните и исповедуйте одно учение, чувствуйте одно чувство, испытывайте одну страсть - к искусству! Пусть вас клянут, презирают во имя его - идите: тогда только призвание и служение совершатся..." - говорил К. Райскому. Он верил, что существует "общество художников - это орден братства, рассеянный по всему миру и идущий к одной цели!" - "Нельзя наслаждаться жизнью, шалить, ездить в гости и, между прочим, сочинять, рисовать, чертить и ваять". По словам Райского, К. - "изувер", "один из последних могикан: истинный, цельный, но не униженный художник". С К. вместе Райский уехал за границу. [Ср. Художник в "Портрете" Гоголя, Сл. Лит. Тип"., т. 3-й, стр. 72].

Кирилова Анна

Кирилова Анна - кронштадтская мещанка, жившая около полутора лет на содержании у инженера-технолога Малевского, убила его сонного утром 2 августа 1876 г. двумя выстрелами из револьвера. Присяжные вынесли ей оправдательный приговор.

Кирмалов, Михаил Михайлович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Муж сестры писателя, Алекс. Алекс; ардатовский помещик, владелец Хухорева. письма Гончарова к Кирмаловой, "В. Евр.", 1908, XII.

Кирмалова, Александра Александровна

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Гончарова, А. А.

Кирмалова, Дарья Леонтьевна

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Жена племянника Ив. Алекс. - Виктора Михайловича Кирмалова. Выдержки из довольно оживленной переписки Гончарова с К-и приведены в статье М. Ф. Суперанского. "Вестн. Евр." 1908, XII [ 1912 г.].

Киров Иван Григорьевич

Киров Иван Григорьевич - владелец магазина скобяных товаров в Москве

Кирсанка ("Семейная хроника")

Смотри также Литературные типы произведений Аксакова

- Пастух Степана Михайловича, "известный дурак и урод".

Кирсанов, Аркадий Николаевич ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Словарь литературных типов.

Кирсанов, Николай Петрович ("Отцы и дети")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кирсанов, Павел Петрович ("Отцы и Дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

2) По мнению Антоновича, "К. все-таки не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович; все-таки ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем фески, галстучки, воротнички, снадобья и ванны; а этим она видимо пренебрегает. Она выписывает журналы, но не читает и даже не разрезывает их, а все-таки это лучше, чем выписывать жилеты из Парижа и утренние костюмы из Англии, подобно Павлу Петровичу... Кукшина действительно смешна, за границей она якшается со студентами; но все же это лучше, чем доказывать себя на Брюлевской террасе между 2-4 часами, и гораздо простительнее, чем почтенному престарелому человеку якшаться с парижскими танцовщицами и певицами". [М. Антонович. "Анаш. врем.", "Совр."1862 г.].

3) "Во всей портретной галерее рыцарски деликатного относительно женщин Т. только и есть две безобразные женщины: Кукшина да Машурина..." Объяснив причину, почему Т. "уловил момент" движения среди русских женщин только одним образом Евд. К., Михайловский продолжает: "может быть, рисуя эту безобразницу", Т. "и не погрешил против правды жизни; может быть, такие безобразницы и бывали, но, во всяком случае, здесь Т., даже просто как художник, далеко не тот, что в изображении женщин, не тронутых определенным общественным движением". [Соч. Т. 6 "О Тургеневе"].

Кирсанов, Петр ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Отец Ник. и Павла Петр. "Боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где, в силу своего чина, играл довольно значительную роль". Сыновьям своим присылал вместо писем большие четвертушки серой бумаги, испещренные размашистым писарским почерком. На конце этих четвертушек красовались, старательно окруженные "выкрутасами", слова: "Пиотр Кирсанов, генерал-маиор". За неудачный смотр был в 1835 г. уволен в отставку и переселился в Петербург, где записался в английский клуб и внезапно умер от удара.

Кирсанова, Агафоклея Кузьминишна ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Мать Ник. и Павла Петровича, урожденная Колязина, генеральша. Принадлежала к числу "матушек-командирш", "носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви первая подходила к кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла - словом жила в свое удовольствие". После смерти мужа А. К. "скоро за ним последовала". Она не могла привыкнуть к глухой столичной жизни; "тоска отставного существования ее загрызла".

Кирсанова, Марья ("Отцы и дети")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Дочь чиновника Преполовенского, "миловидная, развитая девица". На ней женился Николай Петр.

Кирюшка ("Мертвые души", II)

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

Слуга Хлобуева.

Кирюшка ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Дворовый Бережковой. "Чуть у которой-нибудь внучки (барыни) "язычок зачешется или брюшко немножко вспучит", "К. или Влас скакали, болтая локтями и ногами, на неоседланной лошади, в город, за доктором".

Киселев Александр Александрович

Киселев Александр Александрович (1838-1911) - художник-пейзажист, один из организаторов Товарищества передвижных выставок, академик живописи.

Киселев Алексей Сергеевич

Киселев Алексей Сергеевич (ум. 1910) - помещик, владелец имения Бабкино, земский начальник.

Киселев, Павел Дмитриевич

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

впоследствии граф (1788-1872). - Начальник штаба 2-ой армии в Тульчине; на службу к К. собирался Пушкин. Позднее был министром госуд. имуществ и послом в Риме. "Он, может, самый замечательный из наших государственных людей, не исключая Ермолова..." "Дн.", 1834 г. О нем уп. в пьесе: "К Орлову" (1819). "Гр. Киселев и его время". СПБ., 1862 г., исследование А. П. Заблоцкого-Десятовского.

Киселев Павел Дмитриевич, граф

Киселев Павел Дмитриевич, граф (1788-1872) - участник войны 1812 г., министр государственных имуществ при Николае I, дипломат

(русский посол во Франции).

Киселев Сережа

Киселев Сережа - сын А. С. и М. В. Киселевых. Черты его классного наставника можно узнать в герое "Человека в футляре" А. П. Чехова.

Киселева Саша

Киселева Саша (р. 1875) - дочь А. С. и М. В. Киселевых, в замужестве Лютер

(по второму мужу - Стобеус) Александра Алексеевна.

Киселевский Иван Платонович

Киселевский Иван Платонович (1839-1898) - драматический актер, играл во многих провинциальных театрах, в конце 80-х гг. - в Александринском театре, в 90-х гг. - в театре Корша, затем в антрепризе Соловцова в Киеве.

Киселевы Вера, Соня, Надя

Киселевы Вера, Соня, Надя - дочери художника А. А. Киселева

Кисляй ("Затишье")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Прозвище, данное Астахову Веретьевым.

Кисляков ("Новь")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Молодой пропагандист". По словам Маркелова, он раз пять или шесть всю Россию вдоль и поперек проскакал... и с каждой станции - письмо в десять-двенадцать страниц!!" Содержание писем было такое: "молодой пропагандист в них толковал постоянно о себе, о своей судорожной деятельности; по его словам, он в последний месяц обскакал 11 уездов, был в 9 городах, 29 селах, 53 деревнях, одном хуторе и 8 заводах; 16 ночей провел в сенных сараях, одну в конюшне, одну даже в коровьем хлеве (тут он заметил в скобках с нотабене, что блоха его не берет); лазил по землянкам, по казармам рабочих, везде поучал, наставлял, книжки раздавал и на лету собирал сведения; иные записывал на месте, другие заносил себе в память по новейшим приемам мнемоники; написал 14 больших писем, 28 малых и 18 записок (из коих 4 карандашом, одну кровью, одну сажей, разведенной на воде); и все это он успевал сделать, потому что научился систематически распределять время, принимая во руководство Квинтина Джонсона, Сверлицкого, Каррелиуса и других публицистов и статистиков". "Потом он говорил опять-таки о себе, о своей звезде, о том, как это он, двадцатидвухлетний юноша, уже решил все вопросы жизни и науки, - и что он перевернет Россию, даже "встряхнет" ее! - Dixi!! - приписывал он в строку. - Это слово: Dixi - часто попадалось у Кислякова, и всегда с двумя восклицательными знаками. - В одном из писем находилось и социалистическое стихотворение, обращенное к одной девушке и начинавшееся словами: "Люби не меня - но идею!" Маркелов верил в Кислякова и высоко ценил его. ("Это такой человек... такой... Весь огонь!") В числе соучастников Маркелова попался полиции и Кисляков. Но его "продержали с месяц под арестом, а потом выпустили и даже не препятствовали ему снова "скакать" по губерниям".

Кислянская Вацлава

Кислянская Вацлава - переводчица произведений А. П. Чехова на польский язык.

Кисса ("Альфред")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

"Высокородный тан".

Кистеневка ("Дубровский")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Имение Дубровских.

Кистенево

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- оброчная деревня С. Л. Пушкина. Доходы с К., около 4 т. p., С. Л. уступил А. и Л. Сергеевичам; поэт отказался от своей части в пользу сестры (Брату, май, 1835).

Кистер, Федор Иванович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1772-1849). - Лектор немецкого языка в Моск. университете; содержатель известного в свое время (20-ые и 30-ые годы прошл. ст.) пансиона и составитель долгое время популярных учебников нем языка, напр. "Друг детей", который выдержал множество изданий. Характеристика К. дана Гончаровым в "Воспоминаниях".

Кистер, Федор Федорович ("Бретер")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Молодой корнет. "Русский дворянин немецкого происхождения, очень белокурый и очень скромный, образованный и начитанный. До двадцатилетнего возраста жил под крылышками матушки, и бабушки, и двух тетушек"; поступил в военную службу "единственно по желанию бабушки, которая даже под старость не могла без волнения видеть белый султан..." Служил без особенной охоты, но с усердием, точно и добросовестно исполняя долг свой. Новые товарищи полюбили его за добродушие, скромность, сердечную теплоту и природную склонность ко всему прекрасному. Они прозвали К. "красной девушкой и обращались с ним нежно и кротко". Когда Лучков, умышленно путая фамилию К., обозвал его сначала Кнастером, потом Киндербальзамом, К. заявил Лучкову, перед которым все трепетали в полку, что находит его шутку "глупой и неприличной". После дуэли Лучков сблизился с К. "Связался же черт с младенцем!" - говорили офицеры, а К. "с жаром выхвалял своего нового приятеля", и так как всегда был "бескорыстно и добродушно занят мечтами", то "добродушно верил" и в возможность возвышенной спокойной дружбы между молодым человеком и молодой девушкой, и в дружбу Лучкова. По мнению К., Лучков "благородный замечательный человек". "Его не знают у нас в полку, не ценят, видят в нем только наружную сторону". К. умел принести себя в жертву дружеству, признанному долгу: сблизить Машу, к которой он питал лишь "искреннюю приязнь", и ожесточенного Лучкова; "он поставил своим долгом быть посредником между любящей робкой девушкой и человеком, может быть, только потому и ожесточенным, что ему ни разу в жизни не пришлось быть любимым; сблизить их, растолковать им же их собственные чувства, а потом удалиться, не дав никому заметить величия своей жертвы - какое прекрасное дело!" К. мечтал оправдать доверие обоих. - Для него наступил "искус". "Он не раскаивался", но желал, по крайней мере, сократить время этого искуса. Привязанность к Маше К. увеличивалось, и он страдал. "Святость страдания не доставляла блаженства теплому сердцу К." Признание Лучкова, его грубая небрежность, его равнодушно-презрительный отзыв о Маше оскорбили К., и только тогда он "в первый раз хорошенько рассмотрел" Лучкова. Но он все еще не верил. "Этот человек камень", - сказал К. себе после бессонной ночи, и он сам себе со своими мечтами показался смешон. Он считал долгом предупредить девушку и при свидании сказал: "...будьте счастливы... прощайте... берегитесь..." Вызванный запиской Маши, К. еще пробует защищать Лучкова, хотя для нее готов пожертвовать не только другом... Признание Маши открывает К. глаза. Эта девушка возбудила в нем не мгновенную страсть, но глубокое искреннее чувство, в котором дружба слилась с любовью, но он только после последнего свидания почувствовал всю силу собственной привязанности. Разговор с Лучковым окончательно открыл глаза К., "какого человека он считал своим другом". Он принял вызов, и "мысль о поединке с Лучковым его почти радовала". К. был уверен, что завоюет свое счастье и разом отделается от прошлого... Он думал о Маше, глядел на будущее с надеждою. "Неужели?" - было последним словом К., когда, "как мешок", он упал на траву, раненный выстрелом Лучкова.

Кифа Мокиевич ("Мертвые души")

Смотри также Литературные типы произведений Гоголя

- Уп. л. "Отец семейства". Кифа Мокиевич - "человек нрава кроткого, проводивший жизнь халатным образом. Семейством своим он не занимался; существованье его было обращено более в умозрительную сторону и занято следующим, как он называл, философическим вопросом: "Вот, например, зверь, - говорил он, ходя по комнате: - зверь родится нагишом. Почему же именно нагишом? Почему не так, как птица: почему не вылупливается из яйца? Как, право, того... совсем не поймешь натуры, как побольше в нее углубишься!" - "Помилуй, батюшка барин, Кифа Мокиевич, - говорила отцу и своя, и чужая дворня: - что у тебя за Мокий Кифович? Никому нет от него покоя, такой припертень!" - "Да, шаловлив, шаловлив, - говорил обыкновенно на это отец: - да ведь как быть! Драться с ним поздно, да и меня же все обвинят в жестокости; а человек он честолюбивый; укори его при другом-третьем - он уймется, да ведь гласность-то - вот беда, и город узнает, назовет его совсем собакой. Что, право, думают, мне разве не больно? разве я не отец? Что занимаюсь философией, да иной раз нет времени, так уж я и не отец? Ан, вот нет же, отец! отец, черт их побери, отец! У меня Мокий Кифович вот тут сидит, в сердце! - Тут Кифа Мокиевич бил себя весьма сильно в грудь кулаком и приходил в совершенный азарт. - Уж если он и останется собакой, так пусть же не от меня об этом узнают, пусть не я выдал его!" - и, показав такое отеческое чувство, он оставлял Мокия Кифовича продолжать богатырские свои подвиги, а сам обращался вновь к любимому предмету, задав себе вдруг какой-нибудь подобный вопрос: "Ну, а если бы слон родился в яйце, ведь скорлупа, чай, сильно бы толста была - пушкой не прошибешь; нужно какое-нибудь новое огнестрельное орудие выдумать".

Кифера (Киферея)

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Богиня Афродита. "Письмо к Лиде", 1818 г.

Кичеев Николай Петрович

Кичеев Николай Петрович (1848-1890) - журналист, фельетонист, сотрудник редакций журналов "Будильник" (в 1877-81 гг. редактор), "Зритель", "Русский сатирический листок" и др. Один из ведущих московских театральных критиков. Псевдонимы Капитан Квит, Никс, Старый театрал и др.

Кичеев Петр Иванович

Кичеев Петр Иванович (1845-1902) - поэт, издатель московской газеты "Дневник театрала"

Кичибе ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Японец; старший переводчик, присланный из Едо. У. К. было "круглое, полное и смуглое лицо без румянца", с выдавшимися донельзя верхними зубами, с постоянною, отчасти невольною, по причине выдавшихся зубов, улыбкою". По-английски "не знал и очень жалел, что "выучился" "по-голландски". "Я люблю, - говорил К., - ничего не делать, лежать на боку". "Ограничен и упрям". "Составлял juste milieu между приверженцами старины и представителями молодой Японии": у него не было "застарелой ненависти к новому и веры в японскую систему правления, но ему не угнаться и за новыми. Он просто служил за жалованье, кому и как хотите". "Ему все равно, возьмут ли Японию, нет ли, он продолжает улыбаться, показывать свои фортепиано изо рту" и "хихикает". "С своей улыбкой, с ясным взглядом и наклоненной головой, просто, без вздохов и печали, объявил, что Сиогун ни больше, ни меньше, как gestorven - умер!" Переводил японскую речь на голландский язык "по-своему: коротко и отрывисто, передавал только мысль, но способ выражения, подробности, оттенки" у него пропадали. "Если скажут что-нибудь резко по-голландски, он" "смягчит в переводе на японский язык или вовсе умолчит". При приеме адмирала губернатором "лежал на полу, как груда какая-нибудь, образующая фигурой опрокинутую вверх дном шлюпку". "Хи, хи, хи! - слышалось только из К.", и он "судорожно" поддергивался "от этого, всем существом его произносимого, хи". На фрегате, выспрашивая моряков (куда идут, воротятся ли?), "К. извивался, как змей". Был не прочь "посуетиться, поговорить, пошуметь, побегать". Читал "крикливым, жестким, как карканье вороны голосом, при чем "гримасничал и всхлипывал".

Кичибесын ("Фрег. Пал.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Кандидат в переводчики.

Киш ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Семечкина Дашенька.

Кишинев

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Бессарабия.

Кишкин Николай Семенович

Кишкин Николай Семенович (р. 1854) - врач, профессор Московского университета

Кланг Иван Иванович

Кланг Иван Иванович (ум. 1919) - художник-иллюстратор, владелец московской литографии, редактор-издатель журналов "Москва" и "Волна".

Клара Милич

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Милич, Клара.

Клара Милич (Тургенева)

Клара Милич (Тургенева) - повесть. Написана в Буживале, в октябре 1882 г. Место и время действия - Москва, 1878 г.

Аратов. - Аратов, отец. - Клара Милич. - Княгиня. - Купфер. - Миловидова, Анна. - Миловидовы. - Платонида Ивановна. - Парамон Парамоныч (лекарь). - Семинарист. - Фат, седоволосый.

Клариса

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

Ричардсон.

Клейн Иван Иванович

Клейн Иван Иванович (ум. 1899) - петербургский книгопродавец

Клейн Л. К.

Клейн Л. К. - книгопродавец; продавал сочинения Ф. М. Достоевского, в частности, отдельное издание "Бесов", вышедшее в начале 1873 г.

Клеопатра

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(† 30 до Р. Х.). - Египетская царица. "Клеопатра Невы", Нина Вронская ("Евг. Он.", VIII, 16). "Египетские ночи".

-----------------------------------

(69-30 гг. до н. э.) - царица Египта из династии Птоломеев

Клеопатринька ("Дым")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- сестра Ирины.

Клери (Clery) ("Обрыв")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Гувернантка-француженка Софьи Беловодовой.

Клерикал

Клерикал - сторонник политического направления, ставящего целью усиление влияния церкви и духовенства в жизни страны

Клерон

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1723-1803). - Знаменитая французская артистка. (Claire Leris de la Tide). "К молодой актрисе" (1814).

Клико

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- фирма шампанского. "Вдовы Клико"... "благословенное вино" ("Евг. Он.", IV, 45).

Климентова Мария Николаевна

Климентова Мария Николаевна (1857-1946) - певица, жена С. А. Муромцева, профессора Московского университета.

Климов Иннокентий Федорович

Климов Иннокентий Федорович - заведующий конторой редакции журнала "Русская мысль"

Климов, Капитон ("Муму")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- Капитон К.

Клио

Клио - в древнегреческой мифологии одна из девяти муз, покровительница истории

Клирос

1) возвышение в церкви для певчих; 2) сами певчие во время службы

Клит

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

("К Батюшкову", I - 1814); "Лицинию" (1815); "Сон" (1816). Под именем К. выведен Кюхельбекер ("Несчастье К." - 1814).

Клодт

1-й - Клодт Михаил Константинович (1832-1902), известный русский пейзажист

2-й - Клодт Михаил Петрович (1835-1914), сын П. К. Клодта, русский художник-жанрист, передвижник.

Клодт Николай Александрович

Клодт Николай Александрович (1865-1918) - художник

Клок фон ("Горе от ума")

Смотри также Литературные типы произведений Грибоедова

- Барон. Тесть Репетилова. По словам Репетилова, "в министры метил" и "на Фонтанке жил".

Клотильда ("Сцены из рыц. времен")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Сестра Альберта; по словам брата, "она предобрая девушка". Сердится на Ротенфельда, "который получил из рук К. награду", "за его неучтивость": "Вот уже две недели, как мы возвратились, а он и не думает приехать к нам", - говорит К. Берте. - "Граф! я рада, что имею честь принимать вас у себя! приветствует она Ротенфельда. - Я влюблена!" "Прошу пустяков не выдумывать!" - перебивает Берту, сказавшую, что К. влюблена в рыцаря. "Ты все шутишь, а он и не думает". "Я говорю, что граф обо мне и не думает", - признается она брату и спрашивает: "долго ли пробудет граф". "Или ты дура, или Франц предерзкая тварь!" - отвечает К. Берте, уверяющей, что Франц от К. "без ума". Просит брата прогнать Франца, который "осмелился ей нагрубить". На вопрос Альберта ("да что же он сделал?) отвечает: "Так, ничего". На ужине у Ротенфельда просит рыцарей за Франца: "нельзя ль помиловать этого бедного человека? Он уже довольно наказан и раной, и страхом виселицы".

Клофо

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

"Юдину" (1817).

Клоц-Анархарсис

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- прозвище Кюхельбекера.

Клуня

Клуня - на юге России - постройка для сушки и хранения зерна

Клюбер, Карл ("Вешние воды")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Жених Джеммы. "Видный и рослый мужчина с благообразнейшим лицом". "Безукоризненность его туалета стояла на одной высоте с достоинством его осанки, с изящностью - немного, правда топорной и сдержанной, на английский лад (он провел два года в Англии) - но все-таки пленительной изящностью его манер. С первого взгляда становилось явно, что этот красивый, несколько строгий, отлично воспитанный и превосходно вымытый молодой человек привык повиноваться высшим и повелевать низшими и что за прилавком своего магазина он неизбежно должен был внушать уважение своим покупателям! В сверхъестественной его честности не могло быть ни малейшего сомнения: стоило только взглянуть на его туго накрахмаленные воротнички!" "Голос у него" "такой, какого следовало ожидать: густой и самоуверенно-сочный, но не слишком громкий, с некоторой даже ласковостью в тембре. Рекомендуясь К., так благородно наклоняет стан, так приятно сдвигает ноги и так учтиво трогает каблуком о каблук, что всякий непременно должен почувствовать: "у этого человека и белье и душевные качества - первого сорта!" "Отделка правой руки превосходила всякое вероятие: каждый ноготь был в своем роде совершенство!" Ходит, "приятно мелькая панталонами нежнейшего горохового цвета и столь же приятно поскрипывая подошвами наиновейших сапогов". Каждое движение его сопровождается "наплывом тончайшего аромата". На устроенной им прогулке Клюбер, "сделал все, что полагал нужным для увеселения компании": читал "раздирательные анекдоты из книжки "Knallerbsten-oder du sollst und wilst lachen!" и сам же, "после каждого анекдота, производил короткий, деловой - и все-таки снисходительный смех". - После обиды, нанесенной в ресторане его невесте офицером, К. "внезапно поднялся со стула и, надев шляпу, с достоинством, но не слишком громко, произнес: "Это неслыханно! Неслыханная дерзость!" "и тотчас же, строгим голосом подозвав к себе кельнера, потребовал немедленного расчета... и приказал заложить карету". "Чем более он удалялся от места, где происходил обед", тем "величественней и надменней" становились его осанка и походка. "Во всю дорогу герр Клюбер разглагольствовал...", "высказал несколько резких и даже либеральных суждений насчет того, как правительство непростительно потакает офицерам, не наблюдает за их дисциплиной и не довольно уважает гражданский элемент общества" "и как от этого, со временем, возрождаются неудовольствия, от которых уже недалеко до революции, чему печальным примером (тут он вздохнул сочувственно, но строго) - печальным примером служит Франция! Однако тут же присовокупил, что лично благоговеет перед властью и никогда... никогда!.. революционером не будет - но не может не выразить своего... неодобрения при виде такой распущенности! Потом прибавил еще несколько замечаний о нравственности и безнравственности, о приличии и чувстве достоинства". Впоследствии К., "прогремев и возвысившись до звания капиталиста, проторговался, обанкрутился и умер в тюрьме..."

Клюкин Максим Васильевич

Ключевский Василий Осипович

(1841-1911) - историк, крупнейший историограф, с 1900 г. академик истории и древностей русских, почетный академик по разряду изящной словесности Петербургской академии наук. Главный труд - "Курс русской истории"

Ключница ("Ист. села Горюхина")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Кормилица.

Ключница Ник. А. Стахова ("Накануне")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

- сменившая Августину Христиановну, "красивая женщина, лет тридцати, из русских, ходит в шелковых платьях и носит золотые кольца и сережки".

Клюшников, Иван Петрович

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1811-1895). - Поэт кружка Станкевича, автор широко известных пьес: "Жизнь" (ответ на стансы Пушкина, приписываемый митрополиту Филарету), "Любителю музыки" и др. Сотоварищ Гончарова по университету.

Книжник

Книжник - бумажник

Книппер В. Л.

Книппер В. Л. - Нардов В. Л.

Книппер Константин Леонардович

Книппер Константин Леонардович (1866-1924) - брат О. Л. Книппер, инженер-путеец.

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1870-1958) - жена А. П. Чехова, актриса Московского Художественного театра.

Книфтус, герр ("Я. Пасынков")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

Немец, владелец богатой мясной лавки в Москве. "Очень красивый и даже образованный мужчина", у которого "все блестело: и глаза, и завитые в кок черные волосы, и лоб, и зубы, и пуговицы на фраке, и цепочка на жилете, и самые сапоги на довольно, впрочем, больших, носками врозь поставленных, ногах". Женился на фрейлен Фридерике.

Кноп

Кноп - владелец галантерейного магазина на Невском проспекте

Княгиня *** ("Егип. ночи")

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

- Уп. л. Ее "зала" "была отдана в распоряжение импровизатора".

Княгиня Грузинская ("Клара Милич")

Смотри также Литературные типы произведений Тургенева

"Личность неопределенная, почти подозрительная". Ей было уже под сорок лет, "белилась, румянилась и красила волосы в желтую краску". "Состояния у ней не было", но "жила она открыто", держала "салон и принимала довольно смешанное общество". "Все в ее доме" "носило печать чего-то недоброкачественного, поддельного, временного". К. "слыла любительницей музыки, литературы" и т. д. "Эстетическая жилка в ней несомненно билась. К тому же она была очень доступна, любезна без чванливости и ломания" и, "в сущности, очень добра, мягкосердечна и снисходительна".

Княгиня Лиговская

Княгиня Лиговская - неоконченный роман в девяти главах. Работа над романом относится к 1835 г. и представляет первую попытку Лермонтова создать тот тип, который нашел полное выражение в "Герое нашего времени". Роман имеет автобиографическое значение. Отношения Печорина к Негуровой напоминают отношения самого Л. к Сушковой-Хвостовой. (Записки Сушковой-Хвостовой и письмо Л. к М. А. Лопухиной в декабре 1834 г.). Роман появился в печати лишь в 1882 г. ("Русский вестник". Январь). Ср. Печорина из "Княгини Лиговской" с Печориным из "Героя нашего времени", стр. 85 и 39.

Браницкий. - Горшенков. - Дипломат. - Господин, рыжий. - Лиговская, княгиня Вера Дмитриевна. - Лиговской, князь Степан Степанович. - Красинская. - Красинский. - Марфуша. - Негуровы: Катерина Ивановна, Елисавета Николаевна и Николай Петрович. - Печорины: Варвара Александровна, Татьяна Петровна и Григорий Александрович. - Р***. - Старушка. - Штраль, баронесса. - Федька.

Княгиня ("Литер. веч.")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Героиня романа Бебикова, "блестящая звезда большого света по красоте, изяществу, уму". [Ср. кн. Искрицкая в романе Валуева "Лорин". в "Списке": Валуев и Перечень: "Лит. вечер"].

Княгиня ("Обломов")

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

- Уп. л. Жена князя, владельца Верхлева; "величественная красотой, ростом и объемом женщина, к которой, кажется, никогда никто не подходил близко, не обнял, не поцеловал ее, даже сам князь, хотя у ней было пятеро детей". Она казалась выше того мира, в который нисходила в три года раз (приезжая в свое поместье); ни с кем не говорила, никуда не выезжала, а сидела в угольной зеленой комнате с тремя старушками да через сад, пешком, по крытой галерее, ходила в церковь и садилась на стул за ширмы".

Предыдущая страница Следующая страница