Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "С" (часть 2, "САР"-"СЕЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "САР"-"СЕЙ")

САРДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САРОЯН УИЛЬЯМ

САРОЯН Уильям (Saroyan, William)

(1908-1981), американский прозаик и драматург. Родился 31 августа 1908 во Фресно (шт. Калифорния). Героями его произведений всегда были простые и не очень счастливые люди, о которых он писал с теплотой, состраданием и надеждой на лучшее. Признание пришло к нему после первого же сборника рассказов Отважный молодой человек на летающей трапеции (The Daring Young Man on the Flying Trapeze, 1934); герой одноименного рассказа - безработный, умирающий с голоду юноша. Как драматург Сароян заявил о себе пьесой В горах мое сердце (My Heart's in the Highlands, 1939), о непризнанном счастливце-поэте, юноше, все принимающем близко к сердцу, и старом актере и музыканте, с его мыслями о прошлом и будущем. В последовавшей за ней пьесе Вся ваша жизнь (Time of your life, 1939; рус. перевод под назв. Путь вашей жизни) писатель в фантасмагорических сценах, разворачивающихся в таверне, живописует самых разных героев, каждый из которых имеет свое представление о счастье. Заурядное любовное приключение - тема Вечной нежной песни любви (Love's Old Sweet Song, 1940), повествующей об идиллическом знакомстве привлекательной старой девы из Калифорнии с неким коммивояжером и семейством из оклахомского захолустья. Энтузиазм молодости, ее порывы - то, что так любит изображать Сароян, - пронизывают пьесу Прекрасные люди (The Beautiful People, 1941). В 1943 была поставлена пьеса Уходи, старик (Get Away, Old Man), в 1957 - Пещерные люди (The Cave Dwellers). Меня зовут Арам (My Name Is Aram, 1940) и Дорогой малыш (Dear Baby, 1944) - сборники рассказов. Человеческая комедия (The Human Comedy, 1942), Приключения Весли Джексона (Adventures of Wesley Jackson, 1946) и Мама, я тебя люблю (Mama I Love You, 1956) - романы. В 1972 Сароян опубликовал книгу воспоминаний Места, где я проводил время (Places Where I've Done Time). Умер Сароян во Фресно (шт. Калифорния) 18 мая 1981.

ЛИТЕРАТУРА

Сароян У. Путь вашей жизни. Пьесы. М., 1966 Гончар Н.А. Вильям Сароян и его рассказы. Ереван, 1976 Сароян У. Меня зовут Арам. Рассказы. Ереван, 1980 Зверев А. Грустный солнечный мир Сарояна. Ереван, 1982

САРРА

САРРА - или Сара, в Ветхом Завете, сводная сестра и жена Авраама (Быт 20:12). Она сопровождала своего мужа в путешествии в Ханаан и во всех его странствиях. В Библии говорится, что красота Сарры привела в восхищение царей Египта и Герара. Будучи бесплодной, она дала Аврааму в наложницы свою служанку, египтянку Агарь, однако когда Агарь зачала, в Сарре вспыхнула ревность. Позже Сарра родила Исаака; по преданию, ей было тогда 90 лет (Быт 17:17).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

САРРОТ НАТАЛИ

САРРОТ Натали (Sarraute, Nathalie)

(1900-1999), французская романистка, критик и драматург. Ее имя часто связывают с "новым романом". Писательница родилась 18 июля 1900 в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) в России. После развода родителей жила попеременно то у матери, то у отца, пока в возрасте восьми лет не перебралась в Париж к отцу. Сдав экзамены на степень бакалавра, изучала английскую литературу в Сорбонне, историю - в Оксфордском и социологию - в Берлинском университете. По окончании юридического факультета Парижского университета в 1925 была принята в коллегию адвокатов и работала в суде вплоть до 1940. Уже в первой книге, Тропизмы (Tropismes, 1939), Саррот проявила интерес к сфере подсознания и тончайшим оттенкам человеческих чувств. Ее следующий роман, Портрет неизвестного (Portrait d'un inconnu, 1948), получил одобрительный отзыв Ж.П.Сартра. Подобно романам Мартеро (Martereau, 1959) и Планетарий (Le Plantarium, 1959), он сохраняет узнаваемые характеры и нарочито банальный сюжет. Позже Саррот разрабатывала тему художественной литературы - сначала с точки зрения читателя в Золотых плодах (Les Fruits d'or, 1964), затем с точки зрения автора в книге Между жизнью и смертью (Entre la vie et la mort, 1968). В ее поздних произведениях - особенно характерен роман Говорят глупцы (Disent les imbciles, 1976) - полностью отсутствуют как узнаваемые характеры, так и сюжет. В 1983 она выпустила книгу Детство (Enfance). Саррот публиковала также критические эссе по проблемам современного романа, изданные в 1956 в сборнике Эра подозрения (L're du soupon). Сценарии многочисленных театральных пьес и пьес для радио вышли отдельным томом под названием Театр (Thtre, 1978). Умерла Натали Саррот в Париже 19 октября 1999.

ЛИТЕРАТУРА

Саррот Н. Вы слышите их? М., 1983 Саррот Н. Детство. Золотые плоды. Иваново, 1995

САРТО АНДРЕА ДЕЛЬ

САРТО Андреа дель (Sarto, Andrea del)

(1486-1531), итальянский художник флорентийской школы, родился во Флоренции 16 июля 1486. Среди первых произведений художника - пять фресок, иллюстрирующих житие св. Филиппа Беницци в дворике церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции, написанные в 1509-1510. В этих фресках очевиден отход от традиций живописи кватроченто, однако они почти не дают представления о стиле Андреа дель Сарто, хотя и выполнены вполне профессионально. После четырех лет работы, изучения рисунков Микеланджело и, вероятно, росписей Рафаэля в Риме творческие возможности художника значительно расширились; в фреске Рождество Богоматери (1514), написанной в клуатре той же церкви, появляются широта трактовки и эмоциональная выразительность. В 1517 Андреа дель Сарто женился на Лукреции дель Феде и в этом же году написал свою знаменитую Мадонну с гарпиями (1517, Флоренция, галерея Уффици). Моделью для картины, как и для многих других его работ, возможно, послужила Лукреция. Французский король Франциск I, стремившийся привлечь к своему двору известных итальянских художников, в 1518 пригласил Андреа дель Сарто во Францию, поскольку тот считался лучшим рисовальщиком во Флоренции. В Париже он написал картину Милосердие (Лувр) и вскоре вернулся во Флоренцию. Здесь в 1519 Андреа дель Сарто начал работу над фреской Тайная вечеря в монастыре Сан Сальви. В произведениях последних десяти лет жизни художник достиг совершенного мастерства. Среди них - Оплакивание (1524, Флоренция, галерея Питти); Мадонна дель Сакко (1525, церковь Сантиссима Аннунциата), Житие Иоанна Крестителя (1515-1526, Флоренция, монастырь Скальци), Алтарь Сарцана (1528, Берлин - Далем, не сохранился), Алтарь Валломброза (1528, Флоренция, галерея Уффици), Успение (1530, Флоренция, галерея Питти) и другие. Композиции его произведений всегда имеют ясное построение и непринужденную уравновешенность. Молодые святые обычно изображены в грациозных позах, наделены мягкостью и безмятежным спокойствием. Андреа дель Сарто научился у Леонардо да Винчи использованию сфумато, но его колорит совершенно оригинален. Он обладает необычайной звучностью и, в некотором смысле, иррациональностью, что привлекало таких художников, как Понтормо, и в дальнейшем было развито в творчестве других представителей маньеризма. Умер Андреа дель Сарто во Флоренции 22 января 1531.

ЛИТЕРАТУРА

Дансина В.Д. Андреа дель Сарто [[Альбом]]. М., 1986

САРТР ЖАН ПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САТАНИЗМ

САТАНИЗМ - дьяволизм, практика религиозного почитания дьявола или заключение с ним договора. Магия, колдовство и ведовство подразумевают попытку человека достичь определенные цели, подчинив своей воле некое сверхъестественное существо, или заключив с ним сделку, или используя скрытые силы природы. Эти практики не всегда связаны с дьяволизмом. Так, попытка узнать будущее у духов предков (1 Цар 28:3-25) не требует даже допущения существования дьявола. В Ветхом Завете мало говорится о злых духах. Действуя лишь с позволения Бога, они вводят людей в заблуждение (3 Цар 22:19-23), провоцируют их на безрассудные поступки (1 Пар 21:1) или несправедливо их притесняют (Иов 1:6 - 2:8). Впервые упоминание о том, что дьявол может обеспечить некие блага в ответ на поклонение ему, мы встречаем в Новом Завете: "берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира... и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Мф 4:8-9). Древнее христианское представление о том, что языческие боги были бесами, также сыграло известную роль в возникновении дьяволизма. Средневековое колдовство представляло собой смесь языческих пережитков с практикой целительства. Теологи осудили его как дьяволопоклонство, но, очевидно, они не слишком ясно представляли себе умонастроение ведьм и колдуний. Реформация привела к интенсивному развитию религиозного сознания мирян, особенно в протестантских странах, и в 16-17 вв. по всей Европе развернулась "охота на ведьм". Идея продажи своей души дьяволу отразилась в легенде о докторе Фаусте. Тогда впервые - может быть, в ответ на гонения со стороны церкви - многие люди, практиковавшие колдовство и магию, действительно начали обращаться к дьяволопоклонству. В культе сатаны широко использовалась инверсия всевозможных символов и ритуалов, заимствованных из христианства: например, чтение молитвы "Отче наш" задом наперед, "черная месса" и т.д. Современный сатанизм трудно назвать самостоятельной религией. Все сведения о дьяволе он черпает из христианской традиции. Он не выражает никаких духовных упований и не обещает спасения. В основном он ритуализирует протест против христианской морали и различные формы антиобщественного поведения. С сатанизмом не следует смешивать сантерию, вуду и другие "новейшие" религии.

См. также ДЬЯВОЛ.

ЛИТЕРАТУРА

Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997 Сандулов Ю.А. Дьявол: Исторический и культурный феномен. СПб, 1997

САТИ ЭРИК

САТИ Эрик (Satie, Erik)

ЭРИК САТИ. Портрет работы Сюзанны Валадон.

ЭРИК САТИ. Портрет работы Сюзанны Валадон.

(1866-1925), французский композитор. Родился 17 мая 1866 в Онфлер. Его отец был музыкальным издателем, мать - композитором и пианисткой. Сати учился некоторое время в Парижской консерватории (1883-1884) у Э.Жиро и Ж.Матиаса. Нуждаясь в деньгах, он подрабатывал игрой на фортепиано в кабачках Монмартра. В те времена он познакомился и подружился с Клодом Дебюсси, который был пленен изящными гармониями Сати. В 1898 Сати переселился с Монмартра в предместье Аркей. В 1905 он решил сменить эстетическую ориентацию и изгнать из своего творчества импрессионизм. Для этого он отправился изучать контрапункт к А.Русселю в "Схола каноторум". Прошло время, и Сати стал во главе художественного кружка, т.н. Аркейской школы, которая объединяла ведущих парижских композиторов, художников и поэтов. Умер Сати 1 июля 1925. До сих пор одни называют Сати гением, а другие - шарлатаном. Однако нельзя отрицать, что встреча с ним кардинально изменила мировоззрение Дебюсси. Ранние сочинения Сати, в особенности Три гимнопедии (Trois gymnopdies) для фортепиано соло (1877), основаны на свободном использовании последовательностей нонаккордов, но и до Сати подобный прием встречался у С.Франка и Э.Шабрие. Сати первым ввел последовательности аккордов, построенных по квартам; этот прием появился в его Сыне звезд (Le fils des toiles, 1891). Такого рода открытия были подхвачены практически всеми французскими композиторами; можно утверждать, что Сати предвосхитил многое из того, что характерно для французской музыки направления "модерн". Первым убедительным результатом занятий Сати в "Схола каноторум" стало сочинение Сократ (Socrate, 1919) для четырех сопрано и камерного оркестра на тексты из диалогов Платона. Натура Сати причудлива и фантастична. Он обожал давать своим сочинениям немыслимые названия, вроде Трех пьес в форме груши (Trois morceaux en forme de poire, 1903). Любил печатать ноты красной краской и писать к своей музыке абсурдные, на первый взгляд, пояснения, и не любил выставлять тактовые черты. Стиль его мышления был столь нов, что многие отказывались (и до сих пор отказываются) воспринимать Сати всерьез. Однако его влияние на французских авторов ощутимо даже сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ века. Л., 1983

САТИРЫ

САТИРЫ - в греческой мифологии, младшие божества плодородия, обитавшие в безлюдных местах, обычно - злонравные и исключительно похотливые. В аттическом искусстве сатиры изображались в виде маленьких безобразных человечков с лошадиными хвостами. Часто ими предводительствует Силен или один из силенов, которых представляли менее дикими, более старыми и похожими на людей. Сатиры были включены в культ Диониса и часто выступали в роли его слуг. Некоторые черты сходства с Паном или панами привели к их смешению, в результате чего сатиров иногда стали изображать козлоногими. Со временем римляне отождествили их со своими собственными лесными божествами, фавнами.

САТО ЭЙСАКУ

САТО Эйсаку (1901-1975), японский политический деятель, брат премьер-министра Нобусукэ Киси. Родился в префектуре Ямагути на острове Хонсю 27 марта 1901. В 1924 окончил Токийский императорский университет с дипломом по юриспруденции. Поступил в министерство транспорта, в 1945 руководил национальной системой железных дорог. В 1948 Сато вступил в либеральную партию, занимал различные посты в правительстве. Впоследствии либералы и демократы объединились в Либерально-демократическую партию (1955). В 1964 Сато стал председателем партии, а затем премьер-министром. Переизбирался на этот пост в 1966, 1968 и 1970. Сато поддерживал политику США в Юго-Восточной Азии и выступал за сохранение американских военных баз на территории Японии. Проводил курс на расширение торговли с Китаем и предлагал экономическую и техническую помощь другим азиатским странам. В 1967 посетил США и добился возвращения Японии Иво Дзимы и Бонинских островов. В 1969 Сато получил от США обещание вернуть остров Окинава, который был передан Японии в 1972, за два месяца до ухода Сато на покой. В 1974 Сато стал лауреатом Нобелевской премии мира. Умер Сато в Токио 2 июня 1975.

САУД САУД ИБН АБДУЛ-АЗИЗ ИБН

САУД Сауд ибн Абдул-Азиз ибн (1902-1969), король Саудовской Аравии, родился в Кувейте 12 января 1902, второй сын Ибн Сауда. Получил образование в Кувейте. После смерти старшего брата решением консультативного собрания 11 мая 1933 был назначен наследником престола. В 1934 командовал армией в Асире, одной из четырех провинций Саудовской Аравии, и в 1939 стал главнокомандующим вооруженными силами и вице-королем Хиджаза. В середине 1930-х годов войска Сауда и его брата Фейсала установили контроль над территорией Йемена. Несколько месяцев спустя йеменские заговорщики предприняли попытку убить Сауда и его отца. Перед смертью отца Сауд возглавил совет министров. Унаследовав трон 9 ноября 1953, стал абсолютным монархом. Разрабатываемые западными компаниями месторождения нефти принесли ему богатство, но осложнили отношения с антизападно настроенными соседями, такими как Египет. Потеряв зрение, Сауд частично передал власть Фейсалу в 1958, но в 1960 вновь взял бразды правления в свои руки. В 1964 Фейсал сместил Сауда.

Умер Сауд в Афинах 23 февраля 1969.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САУЛ

САУЛ - в Ветхом Завете, первый царь Израиля. Сын Киса из колена Вениаминова, он был помазан на царство пророком Самуилом, когда народ потребовал дать ему царя. Публичное избрание Саула царем произошло в Массифе. Исследователи считают, что это произошло между 1050 и 1040 до н.э.; завершилось же его царствование ок. 1017 до н.э. Библия изображает Саула необычайно рослым и красивым человеком, храбрым в битве и простым в обращении. Однако некоторые изъяны в его характере в конце концов привели его к гибели. Вспыльчивый, подверженный приступам бешеной ярости, он вместе с тем был склонен к меланхолии, ревнив и подозрителен. Все эти черты проявились в его враждебном отношении к Давиду, который прославился как воин, женился на дочери Саула и был ближайшим другом его сына Ионафана. Саул вызвал неудовольствие Самуила тем, что сам совершил жертвоприношение, присвоив себе священнические полномочия; конфликт между Саулом и Самуилом еще более усугубился, когда Саул вопреки повелению Самуила не убил царя амаликитян и не уничтожил его скот. Самуил предрек гибель дому Саула и тайно помазал на царство Давида в качестве преемника Саула. В правление Саула еврейское царство подвергалось постоянным набегам филистимлян. Саулу приходилось воевать также с моавитянами, аммонитянами, едомитами, арамеянами и амаликитянами. Он разбил их, однако в войне с филистимлянами потерпел целый ряд неудач. Перед своим последним и неудачным сражением с филистимлянами при горе Гелвуе Саул в отчаянии попытался вызвать дух Самуила с помощью аэндорской волшебницы (1 Цар 28). Рассказ о смерти, настигшей Саула в этом сражении, существует в двух версиях. По одной из них, он совершил самоубийство, бросившись на свой меч. По другой - оказавшийся поблизости амаликитянин убил Саула по его просьбе. Тело царя было отбито у филистимлян и предано земле жителями Иависа Галаадского - города, который Саул некогда освободил от осады аммонитян.

См. также ДАВИД.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Библейская энциклопедия. М., 1996

САУТИ РОБЕРТ

САУТИ Роберт (Southey, Robert)

(1774-1843), английский поэт, литератор из ближайшего окружения У.Вордсворта и С.Т.Колриджа. Родился 12 августа 1774 в Бристоле, училлся в Вестминстер-скул и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1794 познакомился с Колриджем; их намерение, уехав в США, основать в Пенсильвании идеальную общину Пантисократия не осуществилось из-за отсутствия средств. 14 ноября 1795 Саути вступил в тайный брак с Эдит Фрикер. По приглашению дяди дважды побывал в Португалии (1795-1796; 1800-1801). В 1796 Саути приобрел известность, издав поэму Жанна д'Арк (Joan of Arc). Начав изучать право в 1797, скоро охладел к профессии юриста и занялся литературным трудом. В 1803 Саути переехал из Бристоля в Кесвик, где провел остальные 40 лет жизни в окружении семьи (из восьми его детей четверо умерли) и друзей, изредка наведываясь в Лондон и в Европу. Раннюю славу Саути принесла поэзия - поэмы Жанна д'Арк, Талаба (Thalaba, 1801), Мэдок (Madoc, 1805), Проклятие Кехамы (The Curse of Kehama, 1810) и Родерик (Roderick, 1814), а также стихи на случай и исполненные гротеска баллады. Со временем он перешел к прозе - историческим сочинениям и биографиям; лучшей среди них была восторженно принятая современниками Жизнь Нельсона (The Life of Nelson, 1813). Главным источником заработка для Саути была литературная критика; его глубокие рецензии немало способствовали успеху "Куотерли ривью" ("The Quarterly Review" - "Квартальное обозрение"). При жизни Саути выпустил 55 книг. В 1813 он стал поэтом-лауреатом. Он отказался от титула баронета в 1835, но принял выхлопотанную для него пенсию в 300 фунтов. Умер Саути в Кесвике 21 марта 1843.

ЛИТЕРАТУРА

Саути Р. Стихотворения. - В кн.: Поэзия английского романтизма. М., 1975

САХАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

САХАРОВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВАЗИЛЕНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВАЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВАРКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВАСТИКА

СВАСТИКА - равноконечный крест, концы которого загнуты под прямым углом. Поскольку все четыре конца свастики загнуты в одном и том же направлении (либо по часовой стрелке, либо против), эта фигура создает впечатление постоянного вращения. На протяжении многих тысячелетий свастика повсюду использовалась как символ солнца, бесконечности, постоянно возобновляющегося творения, а также как декоративный мотив. Ее обнаруживали в римских катакомбах, на тканях эпохи инков и на предметах, найденных при раскопках Трои. Свастика также является одним из священных знаков в буддизме. С начала 20 в. свастика использовалась экстремистскими группами немецких националистов в Австрии, которые исходили из ошибочных представлений о ее якобы индийском происхождении и, в соответствии со своей расовой доктриной, считали ее "арийским" мотивом, символизирующим расовое превосходство. В марте 1933 красный флаг со свастикой в белом круге стал вывешиваться в Германии рядом с национальным флагом, а в 1935-1945 был официальным флагом Третьего рейха. В силу ассоциаций свастики с национал-социализмом после окончания Второй мировой войны публичное использование этого символа в Германии было запрещено.

ЛИТЕРАТУРА

Энциклопедия Третьего Рейха. М., 1996

СВЕВО ИТАЛО

СВЕВО Итало (Svevo, Italo)

(1861-1928), итальянский писатель. Настоящее имя - Этторе Шмиц (Ettore Schmitz). Родился 19 декабря 1861 в Триесте (Австрия, ныне в Италии). В 19 лет занялся торговлей, к литературе обратился лишь в тридцатилетнем возрасте. Первое его произведение - натуралистический роман Одна жизнь (Una vita, 1892), история бурного любовного романа и изматывающей работы, доводящих юношу - главного героя книги - до самоубийства. Книга осталась незамеченной и явилась из забвения лишь много лет спустя. Столь же безразлично критика приняла и другой роман - Дряхлость (Senilita, 1898), описывающий молодого человека, уходящего в мир грез, дабы сохранить идеализированный образ женщины. После этого Свево перестал печататься и сосредоточился на коммерческой деятельности. В 1906 он начал брать уроки английского языка у Дж.Джойса, преподававшего в то время в Триесте. Джойс побудил Свево продолжить литературное творчество и в 1923 способствовал публикации во Франции Самопознания Дзено (La coscienza di Zeno). Дзено, нетипичный для главного героя романа персонаж - углубленный в себя, раздираемый сомнениями человек, - с помощью психоанализа пытается бросить курить. По настоянию психоаналитика он записывает свои воспоминания и раскрывает подсознание, перекраивая и искажая основные события своей жизни. Слава пришла к Свево слишком поздно - 13 сентября 1928 он погиб в автокатастрофе. Многие из произведений Свево - рассказы, дневники и неоконченное продолжение Самопознания Дзено - были опубликованы посмертно.

ЛИТЕРАТУРА

Свево И. Самопознание Дзено. Л., 1980

СВЕДЕНБОРГ ЭМАНУЭЛЬ

СВЕДЕНБОРГ Эмануэль (Swedenborg, Emanuel)

(1688-1772), шведский ученый, философ и теолог, чьи сочинения сформировали вероучительную основу сведенборгианам - Церкви Нового Иерусалима, или Новой церкви. Родился 29 января 1688 в Стокгольме в семье профессора теологии Упсальского университета, епископа Скары. Семья носила фамилию Сведберг, но когда отец, став епископом, был возведен в дворянское достоинство (1719), он взял фамилию Сведенборг. Сведенборг учился в Упсальском университете, много путешествовал по Европе. Вначале его интересовало естествознание - физика, математика. В этой сфере он достиг впечатляющих успехов, а его познания в минералогии позволили ему стать асессором в Королевской горной коллегии (1716), и этот пост он занимал более 30 лет. Сведенборг написал множество важных научных работ и издавал научный журнал "Северный Дедал" ("Daedalus hyperboreus"), посвященный вопросам механики и изобретательства. В своих космогонических теориях и в области механики Сведенборг значительно опередил свое время и предсказал множество позднейших открытий; его теория туманностей предвосхитила гипотезы Канта и Лапласа. Он выдвинул также молекулярную теорию, развивал теорию космических атомов, основал науку кристаллографии, предложил способ определения географической долготы в открытом море по звездам, изобрел слуховой рожок для глухих, разработал механизм для транспортировки судов по земле, создал проекты пулемета, подводной лодки и летательного аппарата. В 1743 Сведенборг ушел в мистицизм. В 1745 он опубликовал трактат Почитание Бога и любовь Бога, а в 1749 завершил восьмитомный труд Небесные тайны (Arcana coelestia). За этими работами последовали другие книги на теологические темы, из которых наибольшей известностью пользуется О небе, аде и мире духов (1758) и Объяснение Апокалипсиса (Apokalypsis revelata, 1766). Сведенборг учил, что боговдохновенное Откровение, или Слово, содержится в некоторых (но не во всех) библейских книгах. Это Слово, однако, заключается не в общепринятом смысле записанного текста, но в более или менее скрытом духовном смысле. Умер Сведенборг в Лондоне 29 марта 1772 и был похоронен в Шведской лютеранской церкви, но в 1908 по просьбе Шведского правительства его останки были торжественно перенесены в Швецию и захоронены в кафедральном соборе Упсалы.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Сведенборг Э. Небесный Иерусалим и его Небесное Учение. Воронеж, 1996 Сведенборг Э. Пояснение первых четырех глав Книги Бытия. М., 1997

СВЕЛИНК ЯН ПИТЕРСЗОН

СВЕЛИНК Ян Питерсзон (Sweelinck, Jan Pieterszoon) (1562-1621), нидерландский композитор, последний великий представитель золотого века во фламандской и нидерландской хоровой культуре, а также основоположник клавирного стиля северного барокко. Родился в Девентере в мае 1562. Большую часть жизни он, как и его отец, был органистом Старой церкви (Oude Kerk) в Амстердаме. В течение двух веков нидерландские композиторы занимали ведущее положение в музыкальной культуре Европы. Свелинк положил на музыку 150 псалмов, и этот хоровой цикл в ренессансном стиле явился последним творческим всплеском целой эпохи. Сочинения для клавишных инструментов оказали заметное влияние на последующие поколения музыкантов. Многие органисты приезжали в Амстердам, чтобы позаниматься со Свелинком, которого прозвали "творцом органистов". Значение его произведений для клавишных инструментов определяется разработкой в них характерных технических приемов, таких, как "эхо", быстрые гаммы и разного рода пассажи, ритмические последовательности, а также углубленным развитием принципа инструментальных вариаций.

Умер Свелинк в Амстердаме 16 октября 1621. ЛИТЕРАТУРА

Берков В. Хроматическая фантазия Я.Свелинка. М., 1972

СВЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЕРХВЫСОКИХ ЧАСТОТ ДИАПАЗОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЕРХНОВАЯ ЗВЕЗДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЕРХТЕКУЧЕСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

СВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ УСТАНОВКА (световой орган), устройство, изобретенное А. Римингтоном (1854-1915) в 1895 для демонстрации на экране игры красок, которая должна была в точности соответствовать развертыванию музыкальной композиции. Устройство Римингтона, как и большинство других попыток связать цвет и музыку базировалось на теории, согласно которой видимый спектр можно разделить на 7 или 12 цветовых тонов, соответствующих диатонической или хроматической гамме в пределах октавы. Ближе к реальности подход, в котором за основу соединения музыки и цвета берется не физический, а психологический фактор: цвет действительно обладает эмоциональным воздействием, сравнимым с музыкальным, хотя закрепление того или иного значения за определенным цветом субъективно и ненаучно. Световому органу Римингтона предшествовали некоторые другие устройства, включая "зрительный клавесин" (clavecin oculaire) Л. Б. Кастеля (1688-1757), в котором при нажиме на клавиши приводилась в движение освещенная цветная лента. Светомузыкальные установки делятся на два класса. Более многочисленны те, которые трактуют цвет просто как зримую музыку и пытаются перевести звук в цвет на основе строго научного принципа, звук за звуком. Ни один из этих буквальных переводов не имел успеха, потому что индивидуальное восприятие цвета и звука различно. Более успешными оказались устройства, трактующие "цвето-свет" как отдельное и независимое искусство. Самым удачным из них был т.н. клавилюкс Т. Уилфрида, который демонстрировался в Нью-Йорке и позднее в Европе между 1922 и 1930. Новая форма искусства была опробована в кино: весьма успешное начало положила постановка фильма Фантазия (1940), содержавшего визуальную фантазию на токкату и фугу ре минор Баха.

См. также СКРЯБИН, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ.

СВЕТОНИЙ ГАЙ ТРАНКВИЛЛ

СВЕТОНИЙ, ГАЙ СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ

(Gaius Suetonius Tranquillus) (р. ок. 70 н.э.),

римский биограф, в молодости занимался адвокатской практикой, дружил с Плинием Младшим. Позднее, при Адриане, Светоний занял пост секретаря императора, открывший ему доступ к государственным архивам. Однако в 121 Светоний лишился своей должности, по-видимому, в связи с какой-то придворной интригой. Дата его смерти не поддается определению, скорее всего, он умер в глубокой старости. Из многочисленных биографических, исторических, антикварных, научных и филологических сочинений Светония до нас дошел труд Жизнь двенадцати Цезарей, описывающий события в период от Юлия Цезаря до Домициана. Сохранились также отрывки из сочинения О знаменитых людях: основная часть раздела, посвященного грамматикам и риторам, краткие биографии Теренция, Вергилия, Горация, Персия, фрагменты из жизнеописаний Лукана и Плиния Старшего. Портреты Цезарей у Светония сопровождены множеством анекдотов.

ЛИТЕРАТУРА

Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1964

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВИНЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВИНКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВИНЦОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВИНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВИФТ ДЖОНАТАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДНАЯ СЦЕНА

СВОБОДНАЯ СЦЕНА - немецкий экспериментальный театр, который увенчал своим возникновением развернувшуюся в 1980-е годы борьбу за реализм в театральном искусстве. В январе 1889 журналисты М.Харден и П.Шлентер, пристально следившие за работой А.Антуана в парижском "Свободном театре", призвали к созданию подобного театра в Берлине. Комитет из девяти человек под председательством О.Брама объявил об открытии театра на абонементной основе, свободного от государственной цензуры и планирующего ежегодный выпуск десяти спектаклей. "Свободная сцена" открылась 29 сентября 1889 постановкой Призраков Х.Ибсена. Вторая премьера, по натуралистической пьесе Г.Гауптмана из крестьянской жизни Перед восходом солнца, состоялась 20 октября и произвела подлинную сенсацию. К концу года число проданных абонементов достигло семисот, и при театре стал выходить дискуссионный журнал "Свободная сцена - современной жизни" ("Freie Bhne fr modernes Leben"). В дальнейшем театр стал ограничиваться отдельными постановками, как, например, Фрекен Юлия А.Стриндберга (1892), Ткачи Гауптмана (1893), поскольку счел выполненной свою основную задачу - утверждение реализма в крупных театрах. В 1894 с переходом Брама во влиятельный Немецкий театр "Свободная сцена" прекратила свое существование.

СВЯТАЯ ВОДА

СВЯТАЯ ВОДА - освященная вода для литургического или частного употребления. Ритуальное использование воды, являющейся естественным символом очищения и духовной чистоты, было характерно для многих языческих культов, а окропление жертвы водой предписывалось Моисеевым законом. Употребление освященной воды в христианстве восходит ко 2 в. Первоначально она использовалась для окроплений во время воскресной литургии, а позднее - едва ли не во всех обрядах освящения; в католических церквах ее наливают в плоские сосуды, помещенные при входе в церковь; кроме того, верующие используют ее дома. Наряду с обыкновенной святой водой, Католическая церковь освящает крещальную воду, пасхальную воду и особую "григорианскую" воду (в ее состав входят соль, пепел и вино), употребляемую для освящения храмов.

См. также САКРАМЕНТАЛИИ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

СВЯТАЯ СОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯТИЛИЩЕ

СВЯТИЛИЩЕ - в политеистических религиях, священное место или алтарь, посвященный божеству, нередко служивший местом убежища для преследуемых. В древности святилищами могли быть рощи или отдельные деревья, горы, источники и т.д. В специальном смысле слова святилище - это место, где совершались основные богослужения израильтян. Первоначально это была скиния (шатер), которую евреи устроили в пустыне и которая после завоевания обетованной земли помещалась в Силоме, а затем - Первый и Второй иерусалимский храмы. Когда евреи после исхода из Египта вошли в Ханаан, они обнаружили здесь многочисленные языческие святилища, в частности "высоты", неоднократно упоминаемые в Ветхом Завете. Последние были со временем приспособлены для поклонения Яхве, однако этот культ нередко подвергался языческим влияниям. Пророки решительно выступали за сосредоточение культа Яхве в Иерусалиме и в конце концов добились успеха. Функцию священного убежища у древних евреев выполняли шесть "городов убежища", где от своих преследователей могли укрыться все, кроме тех, кто совершил предумышленное убийство. Возможно, это установление явилось следствием уничтожения местных святилищ.

См. также ХРАМ.

СВЯТОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯТЫЕ МЛАДЕНЦЫ

СВЯТЫЕ МЛАДЕНЦЫ - вифлеемские младенцы мужского пола, родившиеся около времени рождения Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея (2:16), царь Ирод приказал убить их всех, узнав от волхвов о рождении Христа (Мессии). Ирод хотел устранить Иисуса как потенциального претендента на свой трон, однако младенцу Иисусу удалось избежать смерти, так как св. Иосиф ушел с семьей в Египет. Синоптические евангелия объясняют казнь Иисуса тем, что роль Иисуса как Христа (Мессии) подразумевала также и политические притязания на царство. Рассказ об избиении невинных младенцев относит возникновение этого ошибочного мнения ко времени Рождества Иисуса Христа. Христиане почитают святых младенцев как мучеников, полагая, что всякий, кто был убит из ненависти ко Христу, должен рассматриваться как мученик, даже если он не подозревал о смысле происходящего. В Римско-католической церкви день памяти святых младенцев 28 декабря (в Русской православной церкви 29 декабря по старому стилю).

СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯЩЕННИК

СВЯЩЕННИК - в Римско-католической и Православной церквах вторая степень священства в церковной иерархии, лицо, полномочное совершать общественные богослужения и таинства. Священник выступает в качестве предстоятеля общины, посредника между общиной и Богом. В русском переводе Библии под "священниками" подразумеваются еврейские жрецы (кохены), служители культа Яхве, единственного Бога, тогда как "жрецами" именуются служители языческих (политеистических) культов. Жрецы - служители религиозных культов, приносящие жертвы божествам - существовали во всех древних религиях. В индуизме жреческую касту составляли брахманы. В Древней Греции и Древнем Риме жрецы, имевшие статус государственных должностных лиц, выбирались гражданами. В Британии, Ирландии и Галлии жреческую касту образовывали друиды. В Китае уже в 6 в. до н.э. имелось постоянное жречество. Жрецы были в Древнем Египте, в ближневосточных культах семитских племен, в Японии (служители синтоистской религии). У древних евреев, в эпоху патриархов, жертвы приносил отец или глава семейства, но еще до Моисея существовали постоянные жрецы, не являвшиеся главами семейств. Практика принесения жертв, а вместе с ней и жречество исчезают в еврейской религии после разрушения иерусалимского Храма (70). Раввины, подобно мусульманским муллам, являются учителями Закона, а не жрецами. Католическое и протестантское богословия расходятся во взглядах на природу христианского священства. Большинство протестантов утверждают, что Христос является первосвященником для всех христиан, что жертвенная смерть Иисуса Христа на Голгофе была единственным жертвоприношением, необходимым для спасения, что все христиане являются священниками и что пасторское служение включает в себя учительные и административные, но не священнические и церковно-иерархические функции. В противоположность этому католические теологи всегда утверждали, что Христос в своей церкви установил постоянное жертвоприношение и священство, что было ясно предсказано еврейскими пророками. В дополнение к власти совершения жертвоприношения католические священники, находящие под юрисдикцией епископа, обладают властью отпускать все грехи, совершать таинства (но не рукополагать в священники), благословлять, совершать богослужения, проповедовать слово Божье и участвовать в пастырском служении.

См. также

ДИАКОН;

ЕПИСКОП;

ПРЕСВИТЕР;

ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до X века. СПб, 1997

СЕАТО

СЕАТО (Southeast Asia Treaty Organization, SEATO),

система коллективной безопасности, учрежденная Договором о коллективной обороне Юго-Восточной Азии (Манильским пактом), подписанным в Маниле 8 сентября 1954 представителями Австралии, Франции, Новой Зеландии, Пакистана, Филиппин, Таиланда, Великобритании и США. Статья 4-я пакта предусматривала совместные действия в случае нападения на одну из сторон и консультации при иных, не связанных с вооруженным нападением. Договор был направлен на защиту его членов от внешней агрессии и внутренней подрывной деятельности. СЕАТО была создана как тихоокеанский вариант Организации Североатлантического договора 1949 (НАТО). Руководящим органом СЕАТО был совет министров, куда входили министры иностранных дел или их заместители, собиравшийся раз в год. Постоянная штаб-квартира СЕАТО располагалась в Бангкоке (Таиланд). К концу 1960-х годов эффективность СЕАТО существенно снизилась. Франция и Пакистан активно выступали против войны США во Вьетнаме. Великобритания начала вывод войск из Азии. Наконец, ослабление холодной войны заставило многих членов СЕАТО пересмотреть свои внешнеполитические обязательства. В 1972 из СЕАТО официально вышел Пакистан. В 1975 Совет министров принял решение о свертывании деятельности организации, которая была окончательно распущена 30 июня 1977. Сам договор остался в силе. Невоенные программы были продолжены на двусторонней основе.

СЕБАСТЬЯН

СВ. (ум. 286), христианский мученик, культ которого очень рано распространился в Милане. Помимо факта его мученичества, исторических сведений о нем почти нет. По преданию, он был начальником императорской гвардии; своим милосердием он выдал принадлежность к христианству, и был отдан на расправу мавританским лучникам (вот почему его изображают пронзенным стрелами). Он считался защитником от чумы; сохранились рассказы о его чудесном заступничестве во время эпидемий в Риме в 680, в Милане в 1575 и в Лиссабоне в 1599. День памяти святого 20 января (в Русской православной церкви 18 декабря по старому стилю).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО

СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО (Sebastiano del Piombo; Sebastiano Luciani)

(ок. 1485-1547), Себастьяно Лучиани, итальянский живописец Высокого Возрождения. Родился в Венеции. Занимал пост хранителя печати (piombo) в папской Канцелярии. Себастьяно учился сначала у Джованни Беллини, а затем у Джорджоне. В 1511 он приехал в Рим, где вместе с Рафаэлем и его учениками участвовал в украшении фресками виллы Фарнезина по заказу сиенского банкира Агостино Киджи. В 1515 Себастьяно познакомился с Микеланджело и стал его учеником и помощником. С этого времени он начинает подражать стилю Микеланджело, который в его поздних работах приобретает все больше маньеристических черт. Кисти Себастьяно дель Пьомбо принадлежит множество портретов. Среди его картин на религиозные сюжеты Воскрешение Лазаря (1517-1519, Лондон, Национальная галерея) и Мученичество св. Агаты (1520, Флоренция, палаццо Питти). В своей живописи ему удалось сочетать богатство венецианского колорита со скульптурностью и монументальностью форм, присущих произведениям мастеров римской школы.

СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ - см. в статье КОРЕЯ

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВООБОРОТ

СЕВООБОРОТ - чередование сельскохозяйственных культур на определенном участке в установленной последовательности. Севооборот может быть рассчитан всего на один год (например, с кукурузой и озимой рожью в качестве покровной культуры) или же на несколько лет. Его схема зависит от собственных потребностей хозяйства в той или иной культуре, рыночной конъюнктуры и качества угодий. Сельскохозяйственные растения различаются по многим показателям: потребности в питательных веществах, особенностям роста в разных почвенно-климатических условиях, оптимальной технике возделывания, способу ускорения, продолжительности вегетации, устойчивости к болезням и вредителям и, наконец, по трудозатратам при их выращивании. Все это учитывается при выборе схемы севооборота, который обычно включает одну или две товарные культуры, например кукурузу, пшеницу, хлопок, табак или томаты. С ними можно чередовать растения, дающие фураж, зеленое удобрение или служащие покровными культурами. Цель севооборота - обеспечение стабильности и высокой доходности земледелия. При рационально построенном севообороте земля никогда не пустует и, следовательно, не подвергается эрозии. Зимой почву защищают покровные или предназначенные на зеленое удобрение культуры, которые затем либо оставляют на поверхности, чтобы защитить основной посев на первых этапах его развития, либо запахивают, чтобы растительная масса, разлагаясь, обогатила почву питательными веществами. Схемы севооборота часто приходится пересматривать, адаптируя их к изменениям в структуре почвы, содержанию в ней тех или иных питательных веществ, новым сортам, культурам и экономическим условиям. Правильный выбор севооборота и своевременная его модернизация - залог успеха современного земледелия.

СЕГНЕТОЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕГОВИЯ АНДРЕС

СЕГОВИЯ Андрес (Segovia, Andres) (1893-1987), испанский гитарист. Родился в Линаресе (Испания) 21 февраля 1893. Дебютировав в Гренаде в 1909, много гастролировал в Европе, Северной и Южной Америке. Своей виртуозной и глубоко музыкальной игрой Сеговия способствовал повсеместному возрождению интереса к гитаре и доказал ее жизнеспособность как сольного концертного инструмента. Крупные композиторы, в том числе М.де Фалья и Х.Турина, писали специально для Сеговии, сам он дал новую жизнь многим произведениям для гитары композиторов прошлого. Сеговия - автор гитарных транскрипций сочинений И.С.Баха и других композиторов.

Умер Сеговия в Мадриде 2 июня 1987.

ЛИТЕРАТУРА

Сеговия А. Письмо моему биографу. - Советская музыка, 1960, № 6 Вайсборд М. Андрес Сеговия в СССР. - Музыкальная жизнь, 1974, № 6

СЕГРЕ ЭМИЛИО

СЕГРЕ Эмилио (Segre, Emilio Gino)

(1905-1989), итальянский физик, удостоенный Нобелевской премии 1959 по физике (совместно с О.Чемберленом) за открытие антипротона. Родился в Тиволи близ Рима 1 февраля 1905. В 1922 поступил в Римский университет на инженерный факультет, но вскоре перешел на физический факультет и стал первым докторантом у Э.Ферми, защитив диссертацию в 1928. В 1930, после прохождения обязательной службы в итальянской армии, Сегре получил место ассистента, затем адъюнкт-профессора физики Римского университета. Принимал участие в опытах по бомбардировке различных элементов, в том числе урана, нейтронами. Результатом этих исследований (ими руководил Э.Ферми) стало получение более тяжелых, чем уран, элементов. В 1935 группа ученых, в которую входил и Сегре, открыла медленные нейтроны - ценный инструмент для исследования ядерных реакций. В 1936 Сегре покинул Рим и стал профессором физики и директором физической лаборатории университета Палермо. В 1937 он открыл технеций, первый искусственный, не существовавший ранее в природе элемент. Во время визита в Калифорнийский университет был уволен из университета Палермо и остался в США. С этого времени до 1972 работал в Калифорнийском университете. В 1943-1946 руководил группой в Лос-Аламосской исследовательской лаборатории, участвовал в создании атомной бомбы. В 1940 с группой ученых открыл астат и плутоний-239. В 1955, используя новый мощный ускоритель частиц, Сегре и Чемберлен получили и идентифицировали антипротон - частицу с массой протона, но несущую отрицательный заряд. Это открытие явилось важной вехой в познании строения материи и изучении Вселенной. В 1972 Сегре оставил работу в Калифорнийском университете, но продолжал научные исследования и читал лекции. В 1974-1975 был профессором физики Римского университета. Умер Сегре в Лафайете (шт. Калифорния) 22 апреля 1989.

ЛИТЕРАТУРА

Сегре Э. Антипротоны. М., 1957

СЕДИЛЬО ПОНСЕ ДЕ ЛЕОН ЭРНЕСТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕЗАНН ПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕЙБИН АЛБЕРТ БРУС

СЕЙБИН Алберт Брус (Sabin, Albert Bruce)

АЛЬБЕРТ СЕЙБИН

АЛЬБЕРТ СЕЙБИН

(1906-1993), американский врач и вирусолог польского происхождения, создатель вакцины против полиомиелита. Родился 26 августа 1906 в Белостоке (Россия, ныне Польша). В 1921 вместе с семьей переехал в США. Учился в Нью-Йоркском университете, в 1928 получил степень бакалавра, в 1931 - доктора медицины. Работал в клинике Бельвю (Нью-Йорк), затем в Листеровском институте профилактической медицины в Лондоне, с 1935 - в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (Нью-Йорк). В 1939 был приглашен на должность профессора на факультет педиатрии медицинского колледжа университета Цинциннати и заведующего отделением инфекционных заболеваний в детской больнице при этом колледже. Все основные работы Сейбина посвящены исследованию полиомиелита. В 1931 он впервые продемонстрировал рост полиовируса в нервной ткани человека in vitro. В 1941 показал, что вирус инфицирует прежде всего пищеварительный тракт и тем самым опроверг распространенное мнение, что он поражает главным образом органы дыхания. Во время Второй мировой войны Сейбин служил в медицинском корпусе американской армии и разработал вакцины против лихорадки денге и японского энцефалита, а после войны приступил к созданию вакцины против полиомиелита. Независимо от него над той же проблемой работал Дж.Солк из Питсбургского университета. Сейбин полагал, что вакцина на основе живой, но невирулентной формы вируса будет более эффективна, чем инактивированная вакцина Солка, созданная последним в 1954. Вакцина Сейбина появилась в 1956. В отличие от инактивированной вакцины Солка, вводимой путем инъекций, ее принимают перорально. В 1957 Сейбин выделил штаммы всех трех типов полиовирусов и получил соответствующие вакцины на их основе. В США разрешение на применение вакцины Сейбина было дано лишь в 1961, когда с помощью вакцины Солка болезнь в целом уже удалось побороть. Однако у вакцины Сейбина есть явные преимущества, и в настоящее время в США используют именно ее. Особенно широкое применение она нашла в России и некоторых странах Европы.

Умер Сейбин в Вашингтоне 3 марта 1993.

СЕЙФЕРТ ЯРОСЛАВ

СЕЙФЕРТ Ярослав (Seifert, Jaroslav)

(1901-1986), чешский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1984. Родился 23 сентября 1901 в Праге. Зарабатывал на жизнь журналистикой, участвовал в работе различных периодических изданий, но всегда прибегал к поэзии, выражая озабоченность социальной справедливостью. В юношеских сборниках Город в слезах (Msto v slzch, 1922), Только любовь (Sam lska, 1923), Соловей поет плохо (Slavk zpva patn, 1926) очевидна левая политическая ориентация автора. В сборнике На радиоволнах (Na vlnch TSF, 1924) воплотились установки поэтизма - движения, сыгравшего выдающуюся роль в культурной жизни Чехии и Чехословакии 1920-х годов. Художественной зрелости Сейферт достигает в 1930-е годы, в лирическом шедевре Руки Венеры (Ruce Venuiny, 1936). Во время нацистской оккупации был создан сборник Погасите огни (Zhasnte svtla, 1938). Сборник Каска глины (Plba hlny, 1945) посвящен событиям Пражского восстания. В течение 1950-х годов в настроениях Cейферта происходил сдвиг к все более критическому восприятию сталинского режима. Он решительно выступил против советского вторжения 1968. Сейферт помогал писателям-диссидентам и был в числе основателей правозащитного движения, известного как "Хартия-77". Из его поздних произведений выделяется книга Моровой столп (Morov sloup, 1977). Сейферт писал также книги для детей, а в 1981 опубликовал свои воспоминания. Умер Сейферт в Праге 10 января 1986.

ЛИТЕРАТУРА

Сейферт Я. Прощание с весной. М., 1987

СЕЙШЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница