Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Ц" (часть 3, "ЦВЕ"-"ЦЕД")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 3, "ЦВЕ"-"ЦЕД")

Цветная фотография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветник

Цветник - участок с посадками цветочно-декоративных растений, предназначенный для украшения садов, парков, площадок перед зданиями и т.д. Для Ц. используют декоративные летники, двулетники, многолетники (см. Декоративные растения), Ковровые растения. Элементом Ц., оформленного в виде Партера, является также Газон, служащий фоном для цветочных растений. Подбирают растения с учётом биологических особенностей и декоративных свойств отдельных видов. Для декоративности каждый Ц. стремятся создавать из небольшого количества видов, подобранных на основе гармонического сочетания окрасок цветков, форм и размеров листьев, сроков и продолжительности цветения растений и т.д. Отцветающие растения на Ц. часто заменяют другими. Форма Ц. может быть строго геометрической (квадратной, круглой, прямоугольной - в регулярном стиле; см. также Клумба) и живописной, свободной (в ландшафтном стиле). Размер, форма Ц. и набор растений должны соответствовать значению объекта, в котором устраивают Ц., природным условиям и рельефу местности. Нередко Ц. украшают скульптурой, фонтанами и др. малыми архитектурными формами. Высаживая на Ц. растения, цветки которых открываются и закрываются в определённое время суток, можно создать «Цветочные часы».

Цветное поле

Цветное поле - однородная цветная поверхность бумаги, картона, ткани, стекла или какого-либо др. материала, используемая при цветовых измерениях (См. Цветовые измерения). Получают, например, нанесением красителя на выбранный материал, фотографическим или оптическим способом, возбуждением люминофора (См. Люминофоры). Прямоугольные образцы Ц. п. с известными цветами составляют цветовой атлас; визуальное определение цвета испытуемого объекта осуществляют подбором наиболее близкого к нему по цвету образца. В трёхцветных Колориметрах Ц. п. представляет собой 2 равных прилегающих друг к другу полукруга; один из них имеет цвет испытуемого объекта, другой - цвет экрана, на котором смешиваются Основные цвета прибора.

В кинотехнике и цветном телевидении Ц. п. используют для контроля точности цветопередачи; при этом Ц. п. занимает либо весь Кадр, либо его часть. Точность цветопередачи обычно контролируется визуально или колориметрически. Ц. п. телевизионного кадра служит также для установки и контроля чистоты цвета свечения красного, зелёного и синего люминофоров Кинескопа и цвета белого поля; Ц. п. (с известными координатами цвета) входят в состав телевизионных универсальных оптических испытательных таблиц.

Н. Г. Дерюгин.

Цветное телевидение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветной слух

Цветной слух - синопсия (англ. colour hearing, нем. Farbenhoren, франц. audition coloree), ощущение различных цветов, а также все внепредметные пространственные и графические представления, возникающие при восприятии определённых звуков, созвучий, тональностей; частный случай синестезии (См. Синестезия) (дословно - соощущения). Ассоциации Ц. с. подразделяются на общезначимые естественные синестезии, основанные на т. н. натуральном условном рефлексе (См. Условные рефлексы), и произвольно-субъективные, в которых фиксируются случайные отношения между зрением и слухом. Ярко выраженным Ц. с. обладали многие музыканты, художники, писатели (например, А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, Б. В. Асафьев, В. В. Кандинский, Ф. Гарсиа Лорка). С областью Ц. с. соприкасаются такие ассоциативные представления, как «яркий», «матовый» звук, «тонкий» свист, «кричащие» цвета и т.п. Интерес к изучению Ц. с. в значительной мере стимулируется современными экспериментами в области синтеза музыки и света (см. Цветомузыка).

Лит.: Галеев Б. М., Проблема синэстезии в искусстве, в кн.: Искусство светящихся звуков. Сб. статей, Казань, 1973; Ванечкина И. Л., О «цветном слухе» А. Н. Скрябина, в сборнике: Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме «Свет и музыка». (Третья конференция), Казань, 1975; Weliek A., Musikpsychologie und Musikasthetik, Fr./M., 1963.

Б. М. Галеев.

Цветности теория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветные бекасы

Цветные бекасы (Rostratulidae)

семейство птиц подотряда куликов. Длина тела 19-24 см. Клюв длинный, твёрдый, слегка расширенный на вершине. Шея короткая. Ноги относительно короткие. пальцы длинные. Оперение бурое с оливковыми, серыми и белыми пестринами и пятнами. Самцы мельче самок, окрашены более тускло. 2 вида. Распространены в тропиках и субтропиках Восточной и Южной Азии, на островах Филиппинского архипелага, в Австралии, Африке и на юге Южной Америки; в СССР в Приморский край залетает Ц. б. R. benghalensis. Живут Ц. б. скрытно, на болотах. Гнёзда на земле. В кладке 2-5 яиц. Насиживает яйца и водит птенцов только самец. Питаются насекомыми, червями и др. беспозвоночными, иногда семенами.

Цветной бекас Rostratula benghalensis.

Цветной бекас Rostratula benghalensis.

Цветные книги

Цветные книги («Цветны́е кни́ги»,)

общее наименование некоторых публикаций (большей частью официальных) политических документов, издаваемых в разных странах в виде тематических сборников (название даётся по постоянному цвету обложки). Впервые публикации материалов парламента и дипломатических документов в виде «Ц. к.» - «синих» (Blue Books), а позднее также и «белых» (White Papers) - появились в Англии в 17 в. В др. странах систематическими публикациями, «Ц. к.» началась с 60-х гг. 19 в.: в 1861 во Франции («жёлтые») и Италии («зелёные»), в 1868 в Австро-Венгрии («красные»; по вопросам внешней торговли - «коричневые»), в 1870 в Германии («белые», главным образом по колониальным вопросам). В конце 19 - начале 20 вв. начали публиковаться «красные книги» в Турции и Испании, «зелёные» - в Болгарии, Румынии, Мексике, Бразилии, «серые» - в Бельгии, Дании, Японии, «белые» - в Португалии, Греции, Польше, Чехословакии, «оранжевые» - в Нидерландах, «синие» - в Сербии, Швеции. После начала 1-й мировой войны 1914-18 воюющие страны опубликовали ряд «Ц. к.», среди которых - 2 «оранжевые книги» царского правительства (иногда «оранжевыми книгами» называли 18 публикаций царского правительства за 1905-15, включая т. н. «малиновую книгу» - сборник документов о переговорах с Японией в 1903-04). Практика издания «Ц. к.» по различным вопросам получила в 20 в. широкое распространение. Официальные «Ц. к.», публикуемые в капиталистических странах, могут быть ценным историческим источником, но требуют критического анализа, т.к. подбор документов нередко является тенденциозным, а сами документы подвергаются «редактированию».

В 1920-22 Наркоминделом РСФСР был издан ряд «красных книг» (например, «Красная книга. Сборник дипломатических документов о русско-польских отношениях 1918-1920», 1920). Правительство ВНР в 1956-57 опубликовало сборник документов под название «Белая книга. Контрреволюционные силы в венгерских октябрьских событиях» (пер. с венг., ч. 1-2, 1956-57). Ряд «белых книг» издан правительством ГДР (например, «Белая книга. Германская Демократическая Республика и Организация Объединённых Наций», 1969). К «Ц. к.» относят также некоторые сборники документов неправительственных организаций (например, «Коричневая книга о поджоге рейхстага и гитлеровском терроре», 1933, опубликованная Интернациональным комитетом помощи жертвам гитлеровского фашизма; «белые книги», подготовленные общественными организациями ГДР и ФРГ в 50-х гг., Вьетнама в 60-70-х гг.).

А. Б. Герман.

Цветные металлы

I Цветны́е мета́ллы

техническое название всех металлов и их сплавов (кроме железа и его сплавов, называемых чёрными металлами). Термин «Ц. м.» в русском языке соответствует термину «нежелезные металлы» во многих др. языках: английский - non-ferrous metals; французский - мétaux non-ferreux, métaux non-ferrugineux; немецкий - Nichteisenmetalle (также farbige Metalle - цветные металлы и Buntmetalle, дословно - пёстрые металлы). В технике принята условная классификация Ц. м., по которой они разделены по различным признакам, характерным для той или иной группы: Лёгкие металлы, Тяжёлые цветные металлы, Благородные металлы (в т. ч. Платиновые металлы), Тугоплавкие металлы, рассеянные металлы (см. Рассеянные элементы), редкоземельные металлы (см. Редкоземельные элементы), радиоактивные металлы (см. Радиоактивные элементы). Большая группа Ц. м. относится к редким металлам (См. Редкие металлы). См. также Металлы, Металлургия.

II Цветны́е мета́ллы («Цветны́е мета́ллы»,)

ежемесячный научно-технический и производственный журнал, орган министерства цветной металлургии СССР и Центрального правления Научно-технического общества цветной металлургии. Основан в Москве в 1926. Освещает достижения советской и зарубежной науки в области цветной металлургии, вопросы новой техники и технологии, экономики и организации производства. Тираж (1977) 7 тыс. экз. Переиздаётся на английском языке в США (с 1960).

Цветных металлов институт

Государственный научно-исследовательский (Гинцветмет), находится в ведении министерства цветной металлургии СССР. Создан в 1930 в Москве. Специализируется в области обогащения и металлургии тяжёлых цветных металлов. В состав института входят также специальное конструкторское бюро и Рязанский опытно-экспериментальный завод. Издаются «Научные труды Гинцветмета». Институту дано право приёма к защите кандидатских диссертаций. Из Ц. м. и. в 30-х гг. выделились Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт алюминиевой, магниевой и электродной промышленности, Гиредмет, Унипромедь и др. институты.

Цветных полос генератор

Цветных полос генератор - устройство для получения телевизионных испытательных сигналов, создающих на экране цветного Кинескопа изображение в виде цветных и ахроматических полос. Распространены Ц. п. г., позволяющие получать на экране 8 равных по ширине и высоте вертикальных полос: белую, жёлтую, голубую, зелёную, красную, пурпурную, синюю, чёрную. Яркость полос убывает слева направо. На выходе Ц. п. г. создаются 3 Видеосигнала прямоугольной формы с частотами следования для зелёного, красного и синего цветов, равными соответственно fcтр, 2 fcтр и 4 fcтр, где fcтр - частота строчной развёртки (См. Строчная развёртка). Эти сигналы подаются на вход видеоконтрольного устройства (См. Видеоконтрольное устройство) или декодирующего устройства для получения полного сигнала цветных полос (в последнем случае после декодирования полного сигнала получают 3 цветоразностных сигнала, служащих для осциллографического контроля работы и настройки декодирующего устройства). Полный сигнал Ц. п. г. используется также для контроля искажений, создаваемых видеомагнитофонами, передающими телевизионными станциями, линиями связи и т.д. Отдельные виды искажений могут контролироваться визуально - по изображению цветных полос, воспроизводимых на экране кинескопа; изображение в виде вертикальных цветных полос, ограниченных по высоте, входит в состав универсальных электрических испытательных таблиц.

Лит. см. при ст. Цветное телевидение.

Н. Г. Дерюгин.

Цветовая слепота

Цветовая слепота - неспособность различать цвета. Полная Ц. с., при которой не различаются никакие цветовые оттенки, встречается редко. О частичной Ц. с. см. Дальтонизм.

Цветовая температура

Цветовая температура (Тс)

спектрофотометрическая или колориметрическая температура, параметр, характеризующий ход интенсивности I (λ) излучения какого-либо источника с изменением длины волны λ в оптическом диапазоне непрерывного спектра. Ц. т. принимают равной температуре абсолютно чёрного тела (См. Абсолютно чёрное тело), имеющего в рассматриваемом интервале длин волн то же относительное распределение интенсивности (см. Планка закон излучения), что и данный источник. Ц. т. характеризует относительный вклад излучения данного цвета в излучение источника, т. е. видимый цвет источника. Понятие Ц. т. широко применяется в астрофизике, главным образом при изучении распределения энергии в спектрах звёзд (см. Температура в астрофизике).

Цветоведение

Цветоведение - систематизированная совокупность данных физики, физиологии и психологии, относящихся к процессам восприятия и различения Цвета. Ц. включает физическую теорию цвета, теории цветового зрения (См. Цветовое зрение) и вопросы измерения и количественного выражения цвета (см. Цветовые измерения). В последней трети 20 в. Ц. находится в стадии активного становления в связи с прогрессом составляющих его отдельных разделов науки.

Цветоводство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветовое зрение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветовой контраст

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветовой эквивалент

Цветовой эквивалент - то же, что Колор-эквивалент.

Цветовоспроизведение фотографическое

Цветовоспроизведение фотографическое - передача цветовых тонов (ЦТ) объекта съёмки в его изображении на позитивном цветофотографическом материале (См. Цветофотографические материалы). О качестве Ц. ф. судят по тому, насколько точно ЦТ изображения соответствуют ЦТ объекта, причём различают три вида соответствия: физическое, физиологическое и психологическое. Физически точно Ц. ф., при котором спектральное распределение излучения, пропускаемого (обычная плёнка) или отражаемого (бумага или пигментированная плёнка) любым участком изображения, полностью совпадает со спектральным распределением излучения от соответствующего участка объекта. Физиологически точным называется Ц. ф., при котором излучение, отражаемое или пропускаемое любым участком изображения, визуально равно излучению от соответствующего участка объекта по объективным (колориметрическим) характеристикам цвета, например трём его координатам (см. Цветовые измерения). Наконец, психологически точно Ц. ф., при котором субъективное восприятие цвета любого участка объекта и соответствующего ему участка изображения одинаково; при этом надо учитывать неизбежные искажения цветов трёхмерных объектов, вносимые двумерностью изображения (особенно на контурах деталей изображения).

Субъективное впечатление в любительской и профессиональной фото- и кинематографии является главным и по существу единственным критерием точности Ц. ф., причём оно не связано однозначно с объективными оценками Ц. ф. (спектральными, колориметрическим т.к. решающим образом зависит от многих переменных факторов, предполагаемых при объективной оценке постоянными. Среди этих факторов важнейшие связаны со свойствами самого изображения и условиями его показа (например, условия освещения и яркость изображения, масштаб увеличения или уменьшения, окружающий фон и его цветность) и свойствами глаза при рассматривании (прежде всего его цветовой адаптацией); весьма важны также условия сопоставления (в частности, рассматривается ли изображение в тех же условиях, что и объект, рассматриваются они оба одновременно или раздельно, и т.д.). В основу количественной оценки (если она нужна) психологической точности Ц. ф. можно положить т. н. порог цветоразличения (см. Цветовой контраст) - то минимальное изменение цвета, которому при данных условиях наблюдения соответствует первое едва заметное изменение зрительного ощущения.

Лит.: Нюберг Н. Д., Теоретические основы цветной репродукции, М., 1947; Артюшин Л. Ф.. Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии М., 1970.

А. Л. Картужанский.

Цветовые измерения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветоделение

Цветоделение - фотографическое, разделение излучения сложного спектрального состава, испускаемого или отражаемого объектом фото- или киносъёмки, на несколько спектральных диапазонов, соответствующих зонам спектральной чувствительности (См. Спектральная чувствительность) элементарных слоев многослойного цветофотографического материала (См. Цветофотографические материалы). Число диапазонов равно числу элементарных слоев (как правило, их три). Ц. - первая стадия цветного фотографического процесса, обеспечивающая получение комплекта одноцветных изображений на многослойном материале. В цветной печати (См. Цветная печать) эти изображения получают на отдельных светочувствительных слоях и называются цветоделёнными негативами. При идеальном Ц. вся спектральная область излучения объекта разделяется на граничащие друг с другом, но не перекрывающиеся диапазоны, которые по своим спектральным характеристикам (СХ) точно соответствуют СХ элементарных слоев. Однако практически Ц., осуществляемое всегда с помощью каких-либо селективно поглощающих сред (красителей в элементарных слоях фотоматериала, Светофильтров в виде цветных стекол или окрашенных плёнок и т.д.), неизбежно несколько отличается от идеального, сопровождаясь, например, перекрыванием зон пропускания, неполным совпадением СХ. Поэтому в окончательном изображении возникают искажения цветовоспроизведения, причем эти искажения в принципе не могут быть устранены на последующих стадиях цветофотографического процесса. См. также Цветная фотография.

Лит.: Артюшин Л. Ф., Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, М., 1970.

А. Л. Картужанский.

Цветоед малинный

Цветоед малинный - жук семейства долгоносиков; то же, что Малинно-земляничный долгоносик.

Цветоеды

Цветоеды - название нескольких видов жуков, личинки которых питаются бутонами и цветками растений. Наиболее известны три вида, распространённые в Европе, Азии и Северной Америке. Ц. яблоневый (Anthonomus pomorum) из семейства долгоносиков (См. Долгоносики); вредит яблоне и груше: жук прокалывает цветочные почки, откладывает яйца в бутоны; личинка выедает внутренность бутонов. Ц. малинный, или Малинно-земляничный долгоносик (Anthonomus rubi), вредит малине, землянике: личинка выедает бутоны. Ц. рапсовый (Meligethes aeneus) из семейства блестянок (См. Блестянки); опасный вредитель семенников растений семейства крестоцветных (рапса, горчицы, капусты, брюквы и др.): жуки откладывают яйца в бутоны, которыми питаются личинки.

Меры борьбы: очистка деревьев от отмершей коры, под которой зимуют жуки; заделка дупел; стряхивание жуков с деревьев весной перед яйцекладкой и их уничтожение; весеннее опрыскивание растений инсектицидами.

О. Л. Крыжановский.

Цветок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветокорректор

Цветокорректор - в телевидении, электрическое устройство, используемое в системах цветного телевидения (См. Цветное телевидение) для устранения искажений цветов, воспроизводимых на экране Кинескопа. Эти искажения чаще всего бывают обусловлены нежелательными спектральными поглощениями красителей цветной киноплёнки (цветоделительные искажения) отклонением спектральных характеристик датчиков телевизионных сигналов от расчётных; они возникают также в случае применения в телевизионном приёмнике кинескопа с нестандартными основными цветами (См. Основные цвета) и т.д. В Ц. осуществляется линейное преобразование (матрицирование) сигналов основных цветов передающей камеры - красного (ER), зелёного (EG) и синего (EB), в результате которого каждый из трёх сигналов на выходе Ц. (создающих в приёмном устройстве красное, зелёное и синее свечения) представляет собой линейную комбинацию сигналов ER, EG и EB. Ц. используют также для различных изменений цвета (его насыщенности, оттенков и т.п.) в воспроизводимом телевизионном изображении с целью создания определённых цветовых эффектов при передаче мультфильмов, отдельных сюжетов и титров, для чего Ц. снабжают регулировочными ручками.

Лит. см. при ст. Цветное телевидение.

Н. Г. Дерюгин.

Цветокорректорный прибор

Цветокорректорный прибор - в полиграфии, электронное устройство для автоматического устранения недостатков цветоделения (См. Цветоделение), обнаруженных при изготовлении цветных изображений (рисунков, картин, фотоснимков и др.). В Ц. п. световой поток от электроннолучевой трубки разделяется оптической системой на 3 синхронно движущихся луча (по числу корректируемых негативов). Эти лучи проходят через негативы и, потеряв в различной степени яркость, попадают на фотоэлементы. Образующиеся электрические сигналы поступают в счётно-решающее устройство, которое определяет значение необходимой корректировки яркости световых лучей, проецируемых на фотоплёнку. В результате на фотоплёнке образуются откорректированные цветоделённые диапозитивы. Обычно Ц. п. входят в состав установок, выполняющих одновременно цветоделение и цветовую корректуру.

Лит.: Солнцев И. А., Электронные цветоделители-цветокорректоры для полиграфии, М., 1970.

Цветоложе

Цветоложе (receptaculum)

ось цветка, на которой располагаются чашечка, венчик, тычинки и пестик. Междоузлия сильно укорочены или совсем не развиты, рост в длину ограничен. Наиболее длинные оси характерны для примитивных цветков (например, для некоторых видов магнолии).

Цветомузыка

Цветомузыка - музыка цвета (англ. colour music, нем. Farbenmusik, франц. musique des couleur), сопровождение музыки последовательностью цветов согласно той или иной «шкале соответствий». Идеи Ц. выдвигались с 18 в. главным образом учёными (Л. Б. Кастель, А. Римингтон, Ф. И. Юрьев, К. Лёф); соответствия звука и цвета искались ими на уровне механистических аналогий. Реальное воплощение идея Ц. нашла лишь в 20 в., когда к ней обратились музыканты и художники (А. Н. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Гидони, Т. Уилфред). При этом был осуществлен переход от Ц. к «светомузыке», которая включает не только смену цветов, но и сложные пространственно-графические световые проекции. Их сочетание с музыкой рассматривается не как дублирование музыки цветом и светом, но как взаимодополнение, образное единство (Б. М. Галеев, Ю. А. Правдюк), в связи с чем используется и слухозрительная Полифония. Вопрос о правомерности светомузыки как самостоятельной области искусства ещё дискутируется (В. В. Ванслов, Ф. Поппер). Практикой и теорией светомузыки занимаются: в СССР - конструкторское бюро «Прометей» в Казани, студии светомузыки в Харькове и в московском музее А. Н. Скрябина; за рубежом - нью-йоркский ансамбль светомузыки, фирмы «Филипс» в Голландии, «Сименс» в ФРГ, «Эдмунд сайентифик К°» в США.

Лит.: Леонтьев К., Цвет «Прометея», М., 1965; Юрьев Ф. И., Музыка света, К., 1971; Галеев Б. М., Андреев С. А., Принципы конструирования светомузыкальных устройств, М., 1973; Искусство светящихся звуков. Сб. статей, Казань, 1973; Ванслов В. В., Изобразительное искусство и музыка, в сборнике: Эстетика и жизнь, в. 4, М., 1975; Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме «Свет и музыка». (Третья конференция). Казань, 1975: Галеев Б., Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Popper F., Naissance de l'art cinetique, P.. 1967.

Б. М. Галеев.

Цветопередача

Цветопередача - воспроизведение цветов оригинала (объекта) на картине, фотоснимке, киноэкране, экране телевизора и т.п. При Ц. неизбежны цветовые искажения, зависящие от особенностей процесса Ц. Различают три способа оценки точности Ц.: физический, физиологический и психологический. Физическая точность характеризуют степенью близости спектрального состава излучения, исходящего от любой точки (малого участка) оригинала и соответствующей ей точки изображения; физиологическую - степенью близости цветовых ощущений при визуальном восприятии малого участка оригинала и соответствующего малого участка изображения. Значительной психологической точности можно достичь при условии, если искажение цвета на каком-либо участке изображения «уравновешивается» определёнными искажениями на др. его участках. Для Ц. в многоцветном изображении практически важна лишь психологическая точность.

Лит.: Нюберг Н. Д., Теоретические основы цветной репродукции, М., 1947; Артюшин Л. Ф., Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, М., 1970.

Цветофотографические материалы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цветочницы

Цветочницы - американские цветочницы (Coerebidae), семейства птиц отряда воробьиных. Имеют ряд приспособлений к питанию нектаром цветков (клюв острый, служащий для прокалывания венчика цветка, язык желобчатый или с кисточкой на конце). 36 (или 38) видов. Обитают в лесах Америки (от Мексики до Аргентины). Гнёзда на деревьях, чашевидные или шаровидные. Помимо нектара, питаются насекомыми, семенами и плодами. Ц. часто содержат в клетках. По современной системе птиц Ц. не выделяют в отдельное семейство; часть видов относят к семейства танагр, часть - к лесным певунам, один вид - к вьюрковым.

Цветочные осы

Цветочные осы - мазарины (Masarinae), подсемейство одиночных ос семейства складчатокрылых (Vespidae); ранее выделялось в самостоятельное семейство мазарид. Плохо изучены. Преимущественно мелкие формы, длина тела редко свыше 1 см, брюшко полосатое. Питаются нектаром и пыльцой цветковых растений; в отличие от пчёл, пыльцу переносят в зобу. Самки строят одиночные гнёзда (с одной, иногда несколькими изолированными ячейками) в земле или на ветвях, обычно из цементированной выделениями слюнных желёз глины или смеси глины с песком. В ячейку гнезда самка откладывает яйцо, заполняет её смесью пыльцы и нектара и запечатывает. Личинка развивается в течение нескольких месяцев, затем плетёт внутри ячейки плотный кокон (окукливается). Жизненный цикл до 2 лет. Около 100 видов, распространённых преимущественно в пустынных зонах земного шара. В СССР Ц. о. встречаются на Ю. Европейской части, в Закавказье и Средней Азии.

Лит.: Жизнь животных, т. 3, М., 1969.

Цветочные часы

Цветочные часы («Цвето́чные часы́»,)

набор высаженных на небольшой площади травянистых растений, цветки которых открываются и закрываются в определённое время суток (с точностью до 1/2-1 ч). Т. о., «Ц. ч.» дают возможность с некоторой точностью определять время. Впервые «Ц. ч.» были составлены в 20-х гг. 18 в. шведским естествоиспытателем К. Линнеем (См. Линней) в Упсале; они начинали функционировать с 3-5 ч утра, когда раскрывались соцветия козлобородника (Trapogon pratensis), и заканчивали в 12 ч ночи, когда раскрывались цветки кактуса «царица ночи» (Celenicereus grandiflorus). Раскрывание и закрывание цветков происходит в ясные и солнечные дни (в пасмурную или дождливую погоду эти явления почти незаметны или сильно запаздывают). Раскрывание и закрывание цветков зависит от многих др. условий: географического положения местности, времени восхода и захода солнца и т.п.; поэтому в разных местностях для «Ц. ч.» должен быть различный подбор растений, для чего необходимы многолетние предварительные наблюдения.

Цвийич

Цвийич (Цвиjuћ)

Йован (12.10.1865, Лозница, - 16.1.1927, Белград), сербский географ, геолог и этнограф. Президент Сербской АН в Белграде (с 1921). Профессор (с 1893), ректор (1907, 1919) Белградского университета. В 1894 основал Географический институт в Белграде. Основные исследования Ц. - по геоморфологии и геологии Балканского полуострова (в частности, по карсту и четвертичному оледенению), а также его ландшафтам и населению.

Ц. - глава антропогеографического направления в сербской (югославской) этнографии. Его историко-этнографические исследования обобщены в труде «Балканский полуостров» (на французском языке, 1918, на сербском языке, т. 1-2, 1922-31), в котором Ц. исследует «зоны цивилизации» полуострова (историко-этнографической области), воздействие географических и исторических факторов, «метанастазические» (вторичные) миграции населения и их влияние на культуру; даёт классификацию поселений и построек; пытается выделить «психические типы» населения.

Соч.: Das Karstphänomen, W., 1893; Grundlinien der Geographie und Geologie von Mazedonien und Altserbien, Tl I, Gotha, 1908; Bildung und Dislozierung der Dinarischen Rumpffläche, «Petermanns Mitteilungen», 1909, Bd 55, Tl 6-8; Геоморфологиja, књ. 1-2, Београд, 1924-26.

Лит.: Токарев С. А., Проф. И. Цвийич, в сборнике: Славянский архив, М., 1962.

Цвийич Йован

Цвийич (Цвиju·) Йован (12.10.1865, Лозница, ‒ 16.1.1927, Белград), сербский географ, геолог и этнограф. Президент Сербской АН в Белграде (с 1921). Профессор (с 1893), ректор (1907, 1919) Белградского университета. В 1894 основал Географический институт в Белграде. Основные исследования Ц. ‒ по геоморфологии и геологии Балканского полуострова (в частности, по карсту и четвертичному оледенению), а также его ландшафтам и населению.

Ц. ‒ глава антропогеографического направления в сербской (югославской) этнографии. Его историко-этнографические исследования обобщены в труде «Балканский полуостров» (на французском языке, 1918, на сербском языке, т. 1‒2, 1922‒31), в котором Ц. исследует «зоны цивилизации» полуострова (историко-этнографической области), воздействие географических и исторических факторов, «метанастазические» (вторичные) миграции населения и их влияние на культуру; даёт классификацию поселений и построек; пытается выделить «психические типы» населения.

Соч.: Das Karstphänomen, W., 1893; Grundlinien der Geographie und Geologie von Mazedonien und Altserbien, Tl I, Gotha, 1908; Bildung und Dislozierung der Dinarischen Rumpffläche, «Petermanns Mitteilungen», 1909, Bd 55, Tl 6‒8; Геоморфологиja, к°. 1‒2, Београд, 1924‒26.

Лит.: Токарев С. А., Проф. И. Цвийич, в сборнике: Славянский архив, М., 1962.

Цвиккау

Цвиккау (Zwickau)

город в ГДР, в округе Карл-Маркс-Штадт, на р. Цвиккауэр-Мульде, в северных предгорьях Рудных гор. 122,5 тыс. жителей (1975). Крупный ж.-д. узел и индустриальный центр. Разнообразное машиностроение, в том числе автостроение (предприятия «Заксенринг»); производство транспортных контейнеров, шахтных ламп, керамики; текстильная промышленность. Ц. - один из центров каменноугольной промышленности страны (бассейн Цвиккау - Эльсниц). Высшая инженерная школа; педагогический институт, консерватория. Дом-музей композитора Роберта Шумана. Архитектурные памятники (позднеготическая церковь Мариенкирхе, 15-16 вв.; ратуша, 15 в., перестроена в 19 в.).

Цвиллинг

Самуил Моисеевич [13(25).1.1891, Тобольск, - 4.4.1918, станица Изобильная, ныне Соль-Илецкого района Оренбургской области], деятель российского революционного движения, Член Коммунистической партии с 1905. Участник Революции 1905-07, приговорён в 1907 к смертной казни, замененной 5 годами тюрьмы. С конца 1912 вёл партийную работу в Тобольске, Екатеринбурге (Свердловск), Троицке. После Февральской революции 1917 член, председатель Челябинского совета, комитета РСДРП (б). Делегат 6-го съезда РСДРП (б). С июля 1917 член Уральского обл. комитета РСДРП (б). Делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. С ноября 1917 - в Оренбурге, создавал красногвардейские отряды для борьбы с Дутова мятежом, председатель Оренбургского ВРК. Убит белоказаками.

Лит.: Мещеряков Б. М., Правительственный комиссар, 2 изд., М., 1969.

Цвиллинг Самуил Моисеевич

Цвиллинг Самуил Моисеевич [13(25).1.1891, Тобольск, ‒ 4.4.1918, станица Изобильная, ныне Соль-Илецкого района Оренбургской области], деятель российского революционного движения, Член Коммунистической партии с 1905. Участник Революции 1905‒07, приговорён в 1907 к смертной казни, замененной 5 годами тюрьмы. С конца 1912 вёл партийную работу в Тобольске, Екатеринбурге (Свердловск), Троицке. После Февральской революции 1917 член, председатель Челябинского совета, комитета РСДРП (б). Делегат 6-го съезда РСДРП (б). С июля 1917 член Уральского обл. комитета РСДРП (б). Делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. С ноября 1917 ‒ в Оренбурге, создавал красногвардейские отряды для борьбы с Дутова мятежом, председатель Оренбургского ВРК. Убит белоказаками.

Лит.: Мещеряков Б. М., Правительственный комиссар, 2 изд., М., 1969.

Цвингли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цвингли Ульрих

Цвингли (Zwingli) Ульрих (Хульдрейх) (1.1.1484, Вильдхауз, ‒ 11.10.1531, близ Каппеля), швейцарский церковный реформатор и политический деятель, создатель одного из бюргерско-буржуазных направлений протестантизма ‒ цвинглианства. Родился в семье деревенского старосты. Был одним из образованнейших гуманистов своего времени. Реформаторская деятельность Ц. проходила в Цюрихе (где в 1519 он стал каноником) и была тесно связана с обострившейся в этом городе социально-политической борьбой. Против патрициата, дворянства и верхушки средневекового бюргерства выступили прогрессивные слои бюргерства, связанные с зарождавшимися капиталистическими отношениями, цехи и окрестное крестьянство. Выражая интересы этих слоев, Ц. разработал стройную систему реформы церкви и политического строя. Религиозное учение Ц. имело много общего с учением М. Лютера, но Ц. решительнее, чем Лютер, выступал против обрядовой стороны католического культа, рационалистически истолковал причащение и крещение (рассматривая их не как таинства, а как символы). Ц. противопоставил княжеской лютеранской Реформации республиканизм своей церкви. Он отстаивал мелкую собственность, порицал ростовщичество и крепостное состояние, осуждал военное наёмничество. В 1522 Ц. открыто порвал с римским папой, отказался от сана священника и вступил в брак. Из диспута с католиками в 1523 Ц. вышел победителем, его «67 тезисов» (1522) легли в основу цвинглианства. В Цюрихе с 1523 под его руководством стала осуществляться реформа церкви и политического строя: были закрыты монастыри, удалены из церквей иконы и мощи «святых», монастырские имущества конфискованы и обращены на нужды благотворительности и образования и т.д. Власть в городе от олигархического Малого совета перешла в руки Большого совета, где господствовали цехи. Военное наёмничество и получение иноземных пенсий карались смертью. Цвинглианство победило также в Берне, Базеле, Шафхаузенс, Гларусе и Санкт-Галлене, которые объединились вместе с Цюрихом в союз евангелических кантонов. Однако Ц. не только не опирался на начавшееся в 1524 в кантоне Цюрих крестьянское движение, но путём мелких уступок, сочетавшихся с репрессиями, добился его ликвидации, преследовал анабаптистов. Ц. настоял на сохранении большой церковной десятины, придал своей церкви чёткие организационные формы и поставил её в зависимость от светских властей. Всем этим Ц. подорвал массовую базу проводимой им Реформации. В военном столкновении с католическими лесными кантонами (см. Каппельские войны) цюрихское войско было разбито, сам Ц. погиб в битве при Каппеле.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1‒14, Lpz. ‒ Z., 1904‒68.

Лит.: Прозоровская Б. Д., Ульрих Цвингли..., СПБ, 1892; Köhleг W., Н. Zwingli, 2 Aufl., Lpz., 1954; Farner O. H., Н. Zwingli, Bd 1‒4, Z., 1943‒1960.

А. Н. Чистозвонов.

Цвирка

Пятрас (12.3.1909, деревня Клангяй, ныне Юрбаркский район Литовской ССР, - 2.5.1947, Вильнюс), литовский советский писатель. Член КПСС с 1940. Родился в крестьянской семье. Учился в Каунасском художественном училище (1926-30). В 1940 депутат народного сейма. Был убеждённым антифашистом. Выступил в 1924 как поэт и новеллист. Автор сатирического романа «Франк Крук» (т. 1-2, 1934) о разбогатевшем в Америке литовце; социального романа из жизни литовского крестьянства «Земля-кормилица» (1935; рус. пер. 1937). В романе «Мастер и сыновья» (1936), действие которого происходит в годы Революции 1905-1907, сильна фольклорная струя, звучит задорный народный юмор, созданы колоритные образы деревенских умельцев. Ц. принадлежат также сборники рассказов «Повседневные истории» (1938), «Корни дуба» (1945), «Семена братства» (1947) и др.; рассказы для детей, сказки (сборник «Сказки Неманского края», опубликованы в 1948; рус. пер. 1951), очерки, юмористические рассказы, памфлеты, статьи о литературе. Творчество Ц. оказало заметное воздействие на развитие литовской прозы. Его книги переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки.

Соч.: Raštai, t. 1-13, Vilnius, 1949-57; Raštai, t. 1-8, Vilnius, 1959; в рус. пер. - Собр. соч. (Вступ. ст. М. Слуцкиса), т. 1-3, 1967-68; Избр. произв. [Предисл. Ю. Балтушиса], М., 1948.

Лит.: Галинис В., Выдающийся советский литовский писатель Петрас Цвирка, М., 1961; Judelevicius D., Petras Cvirka salyrikas, Vilnius, 1958; Atsiminimai apie Petra Cvirka. Vilnius, 1969.

П. Цвирка.

П. Цвирка.

Цвирка Пятрас

Цвирка Пятрас (12.3.1909, деревня Клангяй, ныне Юрбаркский район Литовской ССР, ‒ 2.5.1947, Вильнюс), литовский советский писатель. Член КПСС с 1940. Родился в крестьянской семье. Учился в Каунасском художественном училище (1926‒30). В 1940 депутат народного сейма. Был убеждённым антифашистом. Выступил в 1924 как поэт и новеллист. Автор сатирического романа «Франк Крук» (т. 1‒2, 1934) о разбогатевшем в Америке литовце; социального романа из жизни литовского крестьянства «Земля-кормилица» (1935; рус. пер. 1937). В романе «Мастер и сыновья» (1936), действие которого происходит в годы Революции 1905‒1907, сильна фольклорная струя, звучит задорный народный юмор, созданы колоритные образы деревенских умельцев. Ц. принадлежат также сборники рассказов «Повседневные истории» (1938), «Корни дуба» (1945), «Семена братства» (1947) и др.; рассказы для детей, сказки (сборник «Сказки Неманского края», опубликованы в 1948; рус. пер. 1951), очерки, юмористические рассказы, памфлеты, статьи о литературе. Творчество Ц. оказало заметное воздействие на развитие литовской прозы. Его книги переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки.

Соч.: Raštai, t. 1‒13, Vilnius, 1949‒57; Raštai, t. 1‒8, Vilnius, 1959; в рус. пер. ‒ Собр. соч. (Вступ. ст. М. Слуцкиса), т. 1‒3, 1967‒68; Избр. произв. [Предисл. Ю. Балтушиса], М., 1948.

Лит.: Галинис В., Выдающийся советский литовский писатель Петрас Цвирка, М., 1961; Judelevicius D., Petras Cvirka salyrikas, Vilnius, 1958; Atsiminimai apie Petra Cvirka. Vilnius, 1969.

Цвирко

Виталий Константинович [р. 1(14).2.1913, деревня Радеево Гомельской области], советский живописец, народный художник БССР (1963). Член КПСС с 1953. Учился в Московском художественном институте (1935-42) у Г. Г. Ряжского. Преподаёт в Белорусском театрально-художественном институте (с 1952; в 1958-62 ректор). Председатель правления Союза художников БССР (1962-63). Исполненные в сочной живописной манере, пейзажи Ц. создают лирически-проникновенный образ белорусской природы [«Март» (1947; см. илл.), «Озеро Нарочь» (1956) - оба в Художественном музее БССР, Минск; серия пейзажей «На земле Белоруссии» (1960-е гг.; Государственная премия БССР, 1967)]. Автор ряда картин, посвященных Великой Отечественной войне 1941-45 и историко-революционным темам. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Заславская О., В. К. Цвирко, М., 1960.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19--20 вв. В. К. Цвирко. «Март». 1947. Художественный музей Белорусской ССР, Минск.

Белорусская ССР. Изобразительное искусство 19--20 вв. В. К. Цвирко. «Март». 1947. Художественный музей Белорусской ССР, Минск.

В. К. Цвирко. «Сказ о Полесье» (из серии пейзажей «На земле Белоруссии»). 1965. Художественный музей БССР. Минск.

В. К. Цвирко. «Сказ о Полесье» (из серии пейзажей «На земле Белоруссии»). 1965. Художественный музей БССР. Минск.

Цвирко Виталий Константинович

Цвирко Виталий Константинович [р. 1(14).2.1913, деревня Радеево Гомельской области], советский живописец, народный художник БССР (1963). Член КПСС с 1953. Учился в Московском художественном институте (1935‒42) у Г. Г. Ряжского. Преподаёт в Белорусском театрально-художественном институте (с 1952; в 1958‒62 ректор). Председатель правления Союза художников БССР (1962‒63). Исполненные в сочной живописной манере, пейзажи Ц. создают лирически-проникновенный образ белорусской природы [«Март» (1947; см. илл.), «Озеро Нарочь» (1956) ‒ оба в Художественном музее БССР, Минск; серия пейзажей «На земле Белоруссии» (1960-е гг.; Государственная премия БССР, 1967)]. Автор ряда картин, посвященных Великой Отечественной войне 1941‒45 и историко-революционным темам. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Заславская О., В. К. Цвирко, М., 1960.

Цвиттер

Цвиттер (Zwitter)

Фран (р. 24.10.1905, Бела-Церкев, Словения), югославский историк, академик Словенской АН и искусств (1947). По национальности словенец. Обучался в университетах Любляны, Вены, Парижа. В 1937-41 преподавал в Люблянском университете. В мае 1941, после оккупации Югославии фашистскими войсками (апрель 1941), арестован и интернирован в Северной Италии. В сентябре 1943 перешёл в Горицу (Словения) и до мая 1945 сражался в рядах партизан. В качестве югославского эксперта международной комиссии по установлению границ участвовал в 1945-48 в конференциях в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Москве. С 1945 профессор философского факультета Люблянского университета. Член редколлегии и один из авторов «Истории народа Югославии», автор многих работ по средневековой и новой истории Словении.

Лит.: Grafenauer В., Ob šestdesetletnici Frana Zwitterja. Bibliografija Frana Zwitterja, «Zgodovinski časopis», [Letnik], XIX-XX, 1965-66.

Цвиттер Фран

Цвиттер (Zwitter) Фран (р. 24.10.1905, Бела-Церкев, Словения), югославский историк, академик Словенской АН и искусств (1947). По национальности словенец. Обучался в университетах Любляны, Вены, Парижа. В 1937‒41 преподавал в Люблянском университете. В мае 1941, после оккупации Югославии фашистскими войсками (апрель 1941), арестован и интернирован в Северной Италии. В сентябре 1943 перешёл в Горицу (Словения) и до мая 1945 сражался в рядах партизан. В качестве югославского эксперта международной комиссии по установлению границ участвовал в 1945‒48 в конференциях в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Москве. С 1945 профессор философского факультета Люблянского университета. Член редколлегии и один из авторов «Истории народа Югославии», автор многих работ по средневековой и новой истории Словении.

Лит.: Grafenauer В., Ob šestdesetletnici Frana Zwitterja. Bibliografija Frana Zwitterja, «Zgodovinski časopis», [Letnik], XIX‒XX, 1965‒66.

ЦДРИ

Центральный дом работников искусств, см. Дом работников искусств.

Цеанотус

Цеанотус - краснокоренник (Ceanothus), род растений семейства крушиновых. Вечнозелёные или листопадные кустарники, реже небольшие деревья, иногда с колючими ветвями. Листья простые, очередные или супротивные, обычно черешчатые и зубчатые по краю, с опадающими прилистниками. Цветки обоеполые, мелкие, с пятичленным венчиком, голубым, белым, розовым или красным, собраны в зонтиковидные пучки, составляющие яркие метельчатые соцветия. Плод сухой, округлый, распадается на 3 дольки. Около 80 видов, главным образом в Северной Америке. Многие виды культивируют как декоративные, особенно виды с голубыми и синими цветками (множество садовых сортов и гибридов). В СССР в садах и парках выращивают Ц. американский (С. americanus) - листопадный кустарник высотой до 1 м с очередными яйцевидными или эллиптическими листьями. Цветки белые, в пазушных или конечных соцветиях. Листья этого вида Ц. использовались в Северной Америке как заменитель чая (нью-джерсийский чай).

Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 4, М. - Л., 1958.

Цебриково

Цебриково - посёлок городского типа в Великомихайловском районе Одесской области УССР. Расположен в 12 км от ж.-д. станции Весёлый Кут (на линии Одесса -Киев). Сыродельный цех. Инкубаторно-птицеводческая станция.

Цебусовые

Цебусовые (Cebidae)

цебиды, цепкохвостые обезьяны, капуциновые, семейства широконосых обезьян. Длина тела 24-91 см, хвост длинный, у многих - цепкий. Шерсть густая, варьирует по окраске. Зубов 36. 11 родов: мирикини, ревуны, капуцины, саймири, паукообразные обезьяны и др., объединяющие 29 видов. Обитают в Центральной и Южной Америке. Ведут древесный, дневной (кроме мирикини), стадный образ жизни. Питаются растениями, насекомыми, птицами и их яйцами.

Цевка

I Це́вка (техническая)

см. в ст. Цевочный механизм.

II Це́вка

плюсна, пятка, одна из костей ноги птиц, расположенная между голенью и пальцами; образуется слиянием 3-й пяточной кости с тремя средними (2-4-й) сросшимися по длине плюсневыми костями. У археоптерикса плюсневые кости были свободны. У некоторых взрослых современных птиц (пингвины, фрегаты) в Ц. сохраняются следы слияния - отверстия и желобки между плюсневыми костями. Длина Ц. у разных видов птиц различна, например у лазающих попугаев она очень короткая, у болотных птиц - такой же длины, как их длинная голень. У самцов некоторых куриных на задней стороне Ц. имеются т. н. шпоры (См. Шпора). У ископаемых гигантских пресмыкающихся - хищных динозавров, нога которых обнаруживает конвергентное сходство с ногой птиц (см. Конвергенция), имелась также и Ц., сходная с Ц. птиц.

Цевка (техн.)

Цевка (техническая), см. в ст. Цевочный механизм.

Цевка (у птиц)

Цевка, плюсна, пятка, одна из костей ноги птиц, расположенная между голенью и пальцами; образуется слиянием 3-й пяточной кости с тремя средними (2‒4-й) сросшимися по длине плюсневыми костями. У археоптерикса плюсневые кости были свободны. У некоторых взрослых современных птиц (пингвины, фрегаты) в Ц. сохраняются следы слияния ‒ отверстия и желобки между плюсневыми костями. Длина Ц. у разных видов птиц различна, например у лазающих попугаев она очень короткая, у болотных птиц ‒ такой же длины, как их длинная голень. У самцов некоторых куриных на задней стороне Ц. имеются т. н. шпоры. У ископаемых гигантских пресмыкающихся ‒ хищных динозавров, нога которых обнаруживает конвергентное сходство с ногой птиц (см. Конвергенция), имелась также и Ц., сходная с Ц. птиц.

Цевница

Цевница - русский многоствольный духовой музыкальный инструмент типа флейты Пана (См. Флейта пана). С 19 в. называется кувичками, кугиклами, кувиклами (См. Кувиклы).

Цевочный механизм

Цевочный механизм - зубчатый механизм для передачи вращения между параллельными валами, в котором одно из колёс, называемое цевочным, имеет зубья, выполненные в виде круговых цилиндров - цевок 3 (см. рис.). Зубья колеса 1, сопряжённого с цевочным 2, выполнены по эквидистанте (равноотстоящей кривой) к эпи- или гипоциклоиде (см. Линия). Преимущество Ц. м. перед др. видами зубчатых механизмов в том, что цевки можно сделать вращающимися относительно своих осей. При этом уменьшаются потери на Tpenpie в зубчатом зацеплении и снижается износ поверхностей зубьев. Цевочное зацепление является частным случаем циклоидного зацепления (См. Циклоидное зацепление). На рис. изображен Ц. м. с внешним зацеплением, при котором цевочное колесо 2 и зубчатое колесо 1 вращаются в противоположных направлениях. Цевки в этом случае располагаются на начальной окружности цевочного колеса 2 (см. Зубчатая передача). При внутреннем зацеплении цевочное и зубчатое колёса вращаются в одном н том же направлении. Цевки располагаются на окружности, радиус которой больше радиуса начальной окружности. Ц. м. с внутренним зацеплением даёт возможность получить разность между числом цевок и числом зубьев, равную единице, что обеспечивает большое Передаточное число в планетарном редукторе (до 1: 100 в одной ступени) при относительно высоком кпд (около 0,75) и компактности передачи. Ц. м. применяется преимущественно в планетарных редукторах и приборах.

Лит.: Литвин Ф. Л., Проектирование механизмов и деталей приборов, Л., 1973.

Н. И. Левитский.

Цевочный механизм.

Цевочный механизм.

Цеглед

Цеглед (Cegléd)

город в Венгрии, в медье Пешт. 38 тыс. жителей (1976). Транспортный узел. Обработка с.-х. продукции; с.-х. машиностроение. Центр района садоводства и виноградарства.

Цеденбал

Юмжагийн (р. 17.9.1916, Убсунурский аймак), деятель Монгольской народно-революционной партии и международного коммунистического движения, государственный деятель МНР. Родился в семье скотовода-бедняка. В 1938 окончил Финансово-экономический институт в г. Иркутске. В 1939 вступил в Монгольскую народно-революционную партию (МНРП). В1939-40 заместитель, затем министр финансов МНР. С 1940 член ЦК МНРП и член Президиума (с 1943 Политбюро) ЦК МНРП. В 1940-54 генеральный секретарь ЦК МНРП и одновременно в 1941-45 заместитель главнокомандующего и начальник Политуправления Монгольской народно-революционной армии (МНРА), в 1945-52 заместитель премьер-министра МНР и (до 1948) председатель Госплана; в 1952-1974 председатель Совета Министров. С 1958 первый секретарь ЦК МНРП. С 1974 председатель Президиума Великого народного хурала МНР. За организацию помощи Советской Армии в годы Великой Отечественной войны 1941-45 и за боевые заслуги в разгроме японских милитаристов награжден Президиумом Верховного Совета СССР орденом Ленина (1944), орденом Кутузова 1-й степени (1945). В 1971 награжден орденом Октябрьской Революции, в 1976 орденом Ленина. Ц. - Герой Труда МНР (1961) и Герой МНР (1966). Почётный член Академии наук МНР (1966). Награжден орденами Сухэ-Батора и др. монгольскими орденами. Золотая медаль Мира им. Жолио-Кюри (1973).

Соч.: Илтгэл, угуулэл, хэлсэн уг, боть 1-4, Улаан-баатар, 1966-71; в рус, пер. - Избр. статьи и речи, т. 1-2, М., 1962; Избр. статьи и речи. 1962-1973, М., 1974.

Ю. Цеденбал.

Ю. Цеденбал.

Предыдущая страница Следующая страница