Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФАЗ"-"ФАК")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФАЗ"-"ФАК")

Фазорегулятор

Фазорегулятор - электромеханическое устройство, обычно в виде асинхронной электрической машины (См. Асинхронная электрическая машина) с заторможенным фазным ротором (работающей как электрический трансформатор), позволяющее изменять Сдвиг фаз между напряжениями на зажимах источника тока и нагрузки. Обмотку статора (играющую роль первичной обмотки трансформатора) подсоединяют к сети трёхфазного тока, а обмотку ротора (вторичную обмотку) через контактные кольца подсоединяют к нагрузке. Токи в статорной обмотке создают Вращающееся магнитное поле, которое индуцирует в обмотках статора и ротора эдс. Сдвиг фаз между этими эдс определяется относительным положением статора и ротора Ф. (углом взаимного сдвига электрических осей фазных обмоток). Поворачивая ротор относительно статора посредством механического приспособления, например при помощи червячного механизма, можно плавно изменять сдвиг фаз между эдс (а следовательно, между первичным и вторичным напряжениями) в пределах от 0° до 360°. При необходимости изменять фазу напряжения в относительно маломощных цепях однофазного переменного тока используют устройства, в которых вращающееся магнитное поле создаётся двумя обмотками, магнитный поток одной из которых сдвинут по фазе относительно потока второй на четверть периода включением электрического конденсатора.

В автоматике, телемеханике, преобразовательной и измерительной технике для изменения сдвига фаз между напряжениями или токами применяют Ф. на основе четырехполюсников, состоящих из резисторов, катушек индуктивности и электрических конденсаторов. Такие Ф. назыаются фазосдвигающими цепями (См. Фазосдвигающая цепь) и фазовращателями (См. Фазовращатель).

Лит.: Электротехнический справочник, 5 изд., т. 1, М., 1974.

Г. М. Вотчицев.

Фазорентгенокардиография

Фазорентгенокардиография - методика исследования функции сердца посредством рентгенографии (См. Рентгенография) в различные фазы его деятельности (систола, диастола).

Фазосдвигающая цепь

Фазосдвигающая цепь - электрическая цепь, на выходе которой фазы (См. Фаза колебаний) колебаний отдельных гармонических составляющих спектра распространяющегося по ней сигнала отличаются от фаз соответствующих составляющих на входе. В Ф. ц. с сосредоточенными параметрами Сдвиг фаз обусловлен действием реактивных элементов (например, конденсаторов, катушек индуктивности), а в Ф. ц. с распределёнными параметрами - конечным временем распространения электрического сигнала от входа цепи до её выхода. Пример простейшей Ф. ц. - Г-образный четырехполюсник, содержащий реактивный элемент и резистор (рис.) либо 2 разнородных реактивных элемента. Такую Ф. ц. обычно используют для введения фиксированного фазового сдвига в тракт передачи сигнала на пром. частоте и радиочастотах (вплоть до частот метрового диапазона). Ф. ц. имеют большое практическое значение в радиотехнике: их используют для изменения формы входного сигнала (в дифференцирующих устройствах (См. Дифференцирующее устройство), интегрирующих устройствах (См. Интегрирующее устройство)), для компенсации фазовых искажений, фазовой модуляции (См. Фазовая модуляция) и т.д.

Лит.: Зернов Н. В., Карпов В. Г., Теория радиотехнических цепей, 2 изд., [Л.], 1972.

К. К. Товара.

Простейшие Г-образные фазосдвигающие цепи: L - катушка индуктивности; R - резистор; С - конденсатор; Δφ - сдвиг фаз; ω - угловая частота.

Простейшие Г-образные фазосдвигающие цепи: L - катушка индуктивности; R - резистор; С - конденсатор; Δφ - сдвиг фаз; ω - угловая частота.

Фазосдвигающее устройство

Фазосдвигающее устройство - электрическое устройство в системе управления вентильным преобразователем, предназначенное для создания требуемой задержки во времени (выражаемой обычно в единицах угла сдвига фаз) между моментом естественного включения (зажигания) вентиля и моментом подачи на него управляющего импульса (см. Преобразовательная техника). Простейшее Ф. у. состоит из дросселя насыщения и резистора (рис.). До момента насыщения дросселя питающее напряжение практически полностью приложено к его обмотке; в момент насыщения падение напряжения на резисторе резко возрастает, и этот скачок напряжения может быть использован непосредственно как управляющий импульс в преобразовательных устройствах с низким быстродействием. В Ф. у. с импульсным трансформатором момент формирования управляющего импульса на выходной обмотке трансформатора можно регулировать, изменяя полярность и силу тока в обмотке управления (подмагничивающего тока). Применяют также Ф. у., выполненные на регулируемых резисторах и конденсаторах, и Ф. у. с модуляцией электрических сигналов и др.

Лит. см. при ст. Преобразовательная техника.

Ю. М. Иньков.

Фазосдвигающее устройство

Схема фазосдвигающего устройства с дросселем насыщения (а) и диаграмма напряжений на нем (б): U - входное напряжение; Uн - выходное напряжение; Др - дроссель насыщения; R - резистор.

Фазотрон

Фазотрон (от Фаза и ... трон (См. ...трон)

циклический резонансный ускоритель тяжёлых заряженных частиц (протонов, дейтронов и др.) с постоянным во времени ведущим магнитным полем и переменной частотой ускоряющего ВЧ электрического поля. Ф. с азимутально-однородным магнитным полем называется также синхроциклотроном. См. Ускорители заряженных частиц.

Фазоуказатель

Фазоуказатель - прибор электромагнитной или индукционной системы, предназначенный для определения порядка чередования фаз в трёхфазных электрических цепях. Порядок чередования фаз определяет направления вращения электродвигателей трёхфазного тока; кроме того, от него зависит правильность работы некоторых измерительных приборов, устройств автоматического регулирования и т.д. Обычно Ф. выполняют в виде миниатюрного асинхронного электродвигателя, ротором которого служит алюминиевый диск, вращающийся под действием магнитного поля, возбуждаемого токами в трёх обмотках при их подключении к проводам контролируемой цепи. На зажимах Ф. обозначена некоторая последовательность фаз; если диск вращается в направлении изображенной на нём стрелки, то последовательность фаз цепи соответствует той, что указана на зажимах прибора. Существуют также универсальные Ф., с помощью которых можно определять коэффициент мощности и сдвиг фаз между напряжением и током.

Фазоустановитель

Фазоустановитель - телеграфный, регулировочный узел приёмника стартстопного телеграфного аппарата (См. Телеграфный аппарат), позволяющий добиться согласованной (синфазной) работы распределителей передающего и принимающего телеграфных аппаратов с целью предотвращения искажений при регистрации кодовых комбинаций телеграфного сообщения. При помощи Ф. устанавливают оптимальный момент регистрации каждой посылки принимаемой кодовой комбинации, соответствующий середине длительности посылки.

Лит.: Копничев Л. Н., Коган В. С., Телеграфные аппараты и аппаратура передачи данных, М., 1975.

Фазочастотная характеристика

Фазочастотная характеристика (ФЧХ)

характеристика линейной электрической цепи, выражающая зависимость сдвига по фазе между гармоническими колебаниями на выходе и входе этой цепи от частоты гармонических колебаний на входе. ФЧХ используется главным образом для оценки фазовых искажений формы сложного сигнала (например, Видеосигнала), вызываемых неодинаковой задержкой во времени его отдельных гармонических составляющих при их прохождении по цепи. Особенно жёсткие требования предъявляют к ФЧХ некоторых цепей радиотехнических систем, основных на фазовых методах обработки сигналов, систем многоканальной связи (См. Многоканальная связь) и измерительных устройств. Для подавляющего большинства цепей (т. н. минимально-фазовые цепи) ФЧХ однозначно связана с амплитудно-частотной характеристикой (См. Амплитудно-частотная характеристика).

Фазы воспроизводства

Фазы воспроизводства - см. в ст. Капиталистический цикл.

Фазы Луны

Фазы Луны - различные формы видимой части Луны (См. Луна). Смена Ф. л. обусловлена переменами в условиях освещения Солнцем тёмного шара Луны при её движении по орбите. С изменением взаимного расположения Земли, Луны и Солнца терминатор, т. е. граница между освещенной и неосвещенной частями диска Луны, перемещается, что и вызывает изменение очертаний видимой части Луны (см. рис.).

Смена фаз Луны.

Смена фаз Луны.

Фазы рассеяния

Фазы рассеяния - вещественные параметры, характеризующие упругое рассеяние частиц; см. Рассеяние микрочастиц.

Фазы складчатости

Фазы складчатости - сравнительно кратковременные явления ускорения длительных и непрерывных в целом тектонических движений (в особенности складкообразования), зафиксированные в толщах пород угловым несогласием, благодаря сочетанию с поднятиями и размывом. Понятие о Ф. с. впервые появилось в трудах франц. геологов А. д'Орбиньи и Л. Эли де Бомона. Более полно оно было сформулировано нем. геологом Х. Штилле (1913, 1924), который рассмотрел распределение складчатости во времени и дал перечень фаз складкообразования, получившие наименование по местам их типичного проявления. По Штилле, Ф. с. относительно кратковременны, повсеместны в планетарном масштабе и разделены эпохами тектонического покоя. Эти представления подверглись критике со стороны В. И. Попова (1933), Н. С. Шатского (См. Шатский) (1937), Дж. Гиллули (1949), А. Л. Яншина (1966) и др., которые утверждали длительность складкообразования, отсутствие эпох тектонического покоя и разновременность Ф. с. в разных областях Земли.

Выясняется, что наряду с возрастным скольжением Ф. с. даже в пределах отдельных складчатых сооружений наблюдается общая тенденция синхронности проявления основных эпох тектонических деформаций (нетолько складчатых) в глобальном масштабе. См. Тектонические эпохи.

Фазыл Хюсню Дагларджа

Фазыл Хюсню Дагларджа (Fazil Husnu Daglarca)

(р. 1914, Стамбул), турецкий поэт. В 1935 окончил военную школу. Издавал ежемесячник «Тюркче» («Turkic», 1960-64). Первые сборники стихов «Мир, прочерченный в воздухе» (1935) и «Ребёнок и бог» (1940) принесли поэту известность. Обновление поэтических форм, частое обращение к непривычным ассоциациям, реалистические картины анатолийской деревни (сборник стихов «Земля Родная», 1950), глубокие и тонкие размышления о «вечных» проблемах бытия (сб. «Асу», 1955) определили место Ф. Х. Д. как одного из самых выдающихся поэтов современой Турции.

Соч.: Tas devri, Ist., 1945; Uc sehitler destani, Ist., 1956; Ac yazi, Ist., 1959; Turk olmak, Ist., 1963; Disardan gazel, Ist., 1965; Viyetnam savasimiz, Ist., 1966; Haydi, Ist., 1968; в рус. пер. - Стихи, в кн.: Из современной турецкой поэзии, М., 1975.

Лит.: Kabahli A., Turk edebiyati, с. 3, Ist., 1965; Sureya С., Daglarca siirinde ilk donern, «Turk Edebiyati, 1967», Ist., 1967.

Г. Д. Меликов.

Фазыл Юлдаш-оглы

Фазыл Юлдаш-оглы (1872, кишлак Лойка, ныне Булунгурского района Самаркандской области, - 17.3.1955, там же)

узбекский советский народный поэт-сказитель. Член КПСС с 1940. Сын и ученик талантливого булунгурского сказителя Юлдашшаира. В репертуаре Ф. Ю. было более 40 Дастанов: героические - «Алпамыш», «Рустам-хан», цикл «Гороглы», «Юсуф и Ахмед»; романические - «Ширин и Шакар», «Зевархон»; народные варианты поэм «Юсуф и Зулейха» Дурбека, «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин» Навои, «Сейпул-Малик» Маджлиси, «Рустам, сын Зала» Фирдоуси и др. Ф. Ю. создавал дастаны на современные темы: о народном восстании 1916 («Джизакское восстание»), о войне с басмачами («Ачилдёв») и др. Он - автор многих песен о Ленине, о Великой Октябрьской социалистической революции, о Великой Отечественной войне 1941-45. Награжден орденом Ленина.

Соч.: Гулшан бог. Зулфизар. Балхувон, Тошкент, 1969: Зевархон, Тошкент, 1970; в рус. пер. - Алпамыш. Узбекский народный эпос. По варианту Фазила Юлдаша, М., 1958.

Лит.: Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947; Фозил шоир, Тошкент, 1973.

Х. Г. Короглы.

Фазылова

Туфа Фазыловна (р. 25.4. 1917, Капибадам), таджикская советская актриса и певица (сопрано), народная артистка СССР (1957). Член КПСС с 1941. В 1930 начала работать в Канибадамском музыкально-драматическом театре как певица. В 1934-40 выступала в Таджикском музыкальном театре, в 1940-48 в Тадж. театре оперы и балета им. Айни, с 1948 в Драматическом театре им. Лахути (все в Душанбе). Исполнила партии: Гулизор, Нушофарин («Восстание Восе», «Кузнец Кова» Баласаняна), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Зухра («Тахир и Зухра» Ленского), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова) и др. Драматические роли: Гули («Алишер Навои» Уйгуна и Султанова), Гульнор («Дохунда» Икрами), Гонерилья («Король Лир» Шекспира). Выступает на эстраде как певица. Снималась в кино. Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Т. Ф. Фазылова в партии Гулизор («Восстание Восе» С. А. Баласаняна).

Т. Ф. Фазылова в партии Гулизор («Восстание Восе» С. А. Баласаняна).

Фазылова Туфа Фазыловна

Фазылова Туфа Фазыловна (р. 25.4. 1917, Капибадам), таджикская советская актриса и певица (сопрано), народная артистка СССР (1957). Член КПСС с 1941. В 1930 начала работать в Канибадамском музыкально-драматическом театре как певица. В 1934√40 выступала в Таджикском музыкальном театре, в 1940√48 в Тадж. театре оперы и балета им. Айни, с 1948 в Драматическом театре им. Лахути (все в Душанбе). Исполнила партии: Гулизор, Нушофарин («Восстание Восе», «Кузнец Кова» Баласаняна), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Зухра («Тахир и Зухра» Ленского), Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова) и др. Драматические роли: Гули («Алишер Навои» Уйгуна и Султанова), Гульнор («Дохунда» Икрами), Гонерилья («Король Лир» Шекспира). Выступает на эстраде как певица. Снималась в кино. Награждена орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ФАИ

ФАИ (Federation Aeronautique Internationale - FAI)

международная авиационная федерация (спортивная). Основана в 1905 в Париже, штаб-квартира (1976) там же. В 1976 объединяла авиационные организации свыше 60 стран. СССР - член ФАИ с 1935 (вначале был представлен Центральным аэроклубом СССР (См. Центральный аэроклуб СССР), ныне - Федерацией авиационного спорта СССР). Среди почётных президентов ФАИ - сов. лётчик В. К. Коккинаки.

Фай

Фай (Faye)

Эрве (1.10.1814, Сен-Бенуа-дю-Со, - 4.7.1902, Париж), французский астроном, член Парижской АН (1847). Учился до 1836 в Политехнической школе. С 1876 - президент Бюро долгот в Париже. Ф. принадлежат работы, посвященные исследованию физического строения Солнца, природы комет и др. вопросам. В 1843 открыл комету (оказавшуюся периодической), названную его именем, и вычислил её орбиту. Ф. занимался также вопросами усовершенствования астрономических инструментов, одним из первых применил фотографию для наблюдения звёзд.

Соч.: Cours d'astronomie de l'Ecole polytechnique, v..1-2, P., 1881-83; Une nouvelle theorie du Soleil, «L'Astronomie», 1882, [t. 1, p. 332-35; Sur l'origine du monde, theories cosmogoniques des anciens et des modernes, 4 ed.. P., 1907; Taches et protuberances solaires, «L'Astronomie», 1888, [t.] 7, p. 89-93.

Фай Эрве

Фай (Faye) Эрве (1.10.1814, Сен-Бенуа-дю-Со, √ 4.7.1902, Париж), французский астроном, член Парижской АН (1847). Учился до 1836 в Политехнической школе. С 1876 √ президент Бюро долгот в Париже. Ф. принадлежат работы, посвященные исследованию физического строения Солнца, природы комет и др. вопросам. В 1843 открыл комету (оказавшуюся периодической), названную его именем, и вычислил её орбиту. Ф. занимался также вопросами усовершенствования астрономических инструментов, одним из первых применил фотографию для наблюдения звёзд.

Соч.: Cours d'astronomie de l'Ecole polytechnique, v..1√2, P., 1881√83; Une nouvelle theorie du Soleil, «L'Astronomie», 1882, [t. 1, p. 332√35; Sur l'origine du monde, theories cosmogoniques des anciens et des modernes, 4 ed.. P., 1907; Taches et protuberances solaires, «L'Astronomie», 1888, [t.] 7, p. 89√93.

Файда

Файда (позднелатинское faida, от древневерхненемецкого fehida, от fehan - ненавидеть)

по герм. варварским правдам (См. Варварские правды) - вражда между родами или группами сородичей, а также часть композиции (возмещения), уплачивавшейся семье (или сородичам) пострадавшего и прекращавшей вражду. В средние века в странах Западной Европы - частная феодальная война, начатая пострадавшей стороной для отмщения обиды. С централизацией государственной власти начала ограничиваться, окончательно запрещена с установлением абсолютизма.

Файер

Юрий Федорович [5(17).1.1890, Киев, - 3.8.1971, Москва], советский дирижёр, народный артист СССР (1951). Член КПСС с 1941. В 1919 окончил Московскую консерваторию. С 1906 солист-скрипач и концертмейстер различных оркестров. С 1916 солист оркестра, в 1923-63 дирижёр балета Большого театра. Репертуар Ф. насчитывал свыше 50 балетов. Участвовал в постановке балетов - «Красный мак» Глиэра (1927, с 1957 под название «Красный цветок»), «Пламя Парижа» (1933), «Бахчисарайский фонтан» (1936) Асафьева, «Дон Кихот» (1940) Минкуса, «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1946) Прокофьева, «Гаянэ» (1957), «Спартак» (1958) Хачатуряна. Автор книги «О себе, о музыке, о балете» (1970). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1947, 1950). Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Ю. Ф. Файер.

Ю. Ф. Файер.

Файер Юрий Федорович

Файер Юрий Федорович [5(17).1.1890, Киев, √ 3.8.1971, Москва], советский дирижёр, народный артист СССР (1951). Член КПСС с 1941. В 1919 окончил Московскую консерваторию. С 1906 солист-скрипач и концертмейстер различных оркестров. С 1916 солист оркестра, в 1923√63 дирижёр балета Большого театра. Репертуар Ф. насчитывал свыше 50 балетов. Участвовал в постановке балетов √ «Красный мак» Глиэра (1927, с 1957 под название «Красный цветок»), «Пламя Парижа» (1933), «Бахчисарайский фонтан» (1936) Асафьева, «Дон Кихот» (1940) Минкуса, «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1946) Прокофьева, «Гаянэ» (1957), «Спартак» (1958) Хачатуряна. Автор книги «О себе, о музыке, о балете» (1970). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1947, 1950). Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Файз

Файз, Ахмад Фаиз (р. 13.2.1911, Сиалкот), пакистанский поэт, критик, общественный деятель. Пишет на урду и панджаби. Учился в колледжах Сиалкота в 1917-29 и Лахора в 1929-1934. В 1947-51 и в 1955-58 редактор прогрессивной газеты «Пакистан тайме» («Pakistan times»), а в 1948-51 и 1955-58 редактор газеты «Имроз» («lmros»). Один из организаторов и руководителей Движения сторонников мира в Пакистане. В 1950 стал член Всемирного Совета Мира. Участник 1-й Конференции писателей стран Азии в Дели (1956), конференций писателей стран Азии и Африки в Ташкенте (1958) и Алма-Ате (1973). В 1951-55 находился в заключении по обвинению в участии в т. н. деле об «антиправительственном заговоре в Равалпинди». Председатель Национального совета искусств Пакистана с 1972. Для лирики Ф. характерны гражданственность, политическая проблематика. Излюбленные поэтические жанры Ф. - Газель, Касыда, марсийа. Насыщая традиционную систему образов новым содержанием, Ф. обогатил её революционной символикой. Автор сборников «Печальные узоры» (1941), «Руки ветра» (1952, рус. пер. 1960), «Тюремные стихи» (1957), «Рука, придавленная камнем» (1963), «Долина Синая» (1971), сборник литературно-критических статей «Весы» (1962), сборник писем «Кресты на моём окошке» (1971). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1962). Афро-азиатская литературная премия «Лотос» (1975).

Соч. в рус. пер.: Многообразие и жизненная сила, «Иностранная литература», 1964, № 4; Письма на волю, там же, 1965, № 10; Роль художника в развивающейся стране, там же, 1970, № 10; [Стихи], там же, 1976, № 2; Избранное, Душ., 1976.

Лит.: Глебов Н. В., Фаиз Ахмад Фаиз. К 60-летию со дня рождения, «Народы Азии и Африки», 1971, №3; Салганик М., Связь времён, «Иностранная литература», 1976, № 2.

М. Л. Салганик.

Файз Ахмад

Файз, Файз, Ахмад Фаиз (р. 13.2.1911, Сиалкот), пакистанский поэт, критик, общественный деятель. Пишет на урду и панджаби. Учился в колледжах Сиалкота в 1917√29 и Лахора в 1929√1934. В 1947√51 и в 1955√58 редактор прогрессивной газеты «Пакистан тайме» («Pakistan times»), а в 1948√51 и 1955√58 редактор газеты «Имроз» («lmros»). Один из организаторов и руководителей Движения сторонников мира в Пакистане. В 1950 стал член Всемирного Совета Мира. Участник 1-й Конференции писателей стран Азии в Дели (1956), конференций писателей стран Азии и Африки в Ташкенте (1958) и Алма-Ате (1973). В 1951√55 находился в заключении по обвинению в участии в т. н. деле об «антиправительственном заговоре в Равалпинди». Председатель Национального совета искусств Пакистана с 1972. Для лирики Ф. характерны гражданственность, политическая проблематика. Излюбленные поэтические жанры Ф. √ газель, касыда, марсийа. Насыщая традиционную систему образов новым содержанием, Ф. обогатил её революционной символикой. Автор сборников «Печальные узоры» (1941), «Руки ветра» (1952, рус. пер. 1960), «Тюремные стихи» (1957), «Рука, придавленная камнем» (1963), «Долина Синая» (1971), сборник литературно-критических статей «Весы» (1962), сборник писем «Кресты на моём окошке» (1971). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1962). Афро-азиатская литературная премия «Лотос» (1975).

Соч. в рус. пер.: Многообразие и жизненная сила, «Иностранная литература», 1964, № 4; Письма на волю, там же, 1965, № 10; Роль художника в развивающейся стране, там же, 1970, № 10; [Стихи], там же, 1976, № 2; Избранное, Душ., 1976.

Лит.: Глебов Н. В., Фаиз Ахмад Фаиз. К 60-летию со дня рождения, «Народы Азии и Африки», 1971, №3; Салганик М., Связь времён, «Иностранная литература», 1976, № 2.

М. Л. Салганик.

Файзабад

Файзабад - город на С.-В. Афганистана, в оазисе, на р. Кокча, административный центр провинции Бадахшан. 60 тыс. жителей (1966). Автодорогой соединён с главной кольцевой автотрассой Кабул - Кандагар - Герат - Мазари-Шариф - Кабул. Обработка кожи и шерсти. Мельницы. Торговый центр.

Файзи

I Файзи́ (псевдоним; настоящая фамилия - Файзуллин)

Ахмед Сафиевич [26.2(11.3).1903, Уфа, - 11.8.1958, Казань], татарский советский писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Учился в Оренбургском восточном институте (1921). Участник Великой Отечественной войны 1941-45. Печатался с 1918. Отдал дань формалистическим увлечениям, но с середины 1920-х стал писать в реалистической манере. Поэма «Флейты» (1933) - о духовных исканиях интеллигенции; баллады «Пустыня и человек» (1936) - о нравственной стойкости сов. человека, «Почему молчит чёрный камень» (1940) посвященной В. И. Ленину. Поэт-лирик, автор многих сборников стихов. Изучал жизнь и творчество Г. Тукая (См. Тукай), написал драму «Тукай» (1938), опубликовал 1-ю часть романа о поэте (1952), создал либретто первого тат. балета «Шурале» (1955) по мотивам поэтических сказок Тукая; либретто оперы о М. Джалиле (См. Джалиль) (музыка Н. Жиганова); его драматургия - крупное явление тат. сов. литературы.

Соч.: Эсэрлар, т. 1-3, Казан, 1965 - 66; Сайланма асэрлэр, Казан, 1970; в рус. пер. - Тукай. Роман, М., 1966.

Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Гиниятуллина А., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографич. справочник, Каз., 1970.

II Файзи́ (псевдоним; настоящая фамилия - Файзуллин)

Мирхайдар Мустафович [19(31).10.1891, дер. Кукшелово, ныне Оренбургской области, - 9.7.1928, Баймак Башкирской АССР], татарский советский драматург. Один из зачинателей тат. сов. литературы. Учился в медресе. В 1918-26 вёл культурно-просветительскую работу в тат. и башкирской деревне. Писать начал в 1905. Первый сборник «Мои стихи» опубликовал в 1912. Комедии «Два Хасана» (1909), «Молодёжь не даст обмануть себя» (1911, пост. 1913); социально-критические пьесы «Жалкая» (1913), «На реке Урал» (1917-18, опубл. 1919), «Белый колпак» (1922-23) и др. Особое влияние на развитие татарской драматургии оказала реалистическая драма «Галиябану» (1916, пост. 1917, опубл. 1922, рус. пер. 1958) о дореволюционной татарской деревне. Пьеса «Красная звезда» (1921-23) - о рождении новых человеческих отношений в сов. время. Ф. изучал и собирал фольклор, составил сборник народных песен.

Соч.: Сайланма эсарлэр, т 1-2, Казан, 1957; Галиябану. Пьесалар, Казан, 1962; в рус. пер. - Драмы, М., 1961.

Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Нуруллин И., ХХ йез башы татар адэбияты, Казан, 1966.

Файзи Ахмед Сафиевич

Файзи (псевдоним; настоящая фамилия √ Файзуллин) Ахмед Сафиевич [26.2(11.3).1903, Уфа, √ 11.8.1958, Казань], татарский советский писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Учился в Оренбургском восточном институте (1921). Участник Великой Отечественной войны 1941√45. Печатался с 1918. Отдал дань формалистическим увлечениям, но с середины 1920-х стал писать в реалистической манере. Поэма «Флейты» (1933) √ о духовных исканиях интеллигенции; баллады «Пустыня и человек» (1936) √ о нравственной стойкости сов. человека, «Почему молчит чёрный камень» (1940) посвященной В. И. Ленину. Поэт-лирик, автор многих сборников стихов. Изучал жизнь и творчество Г. Тукая, написал драму «Тукай» (1938), опубликовал 1-ю часть романа о поэте (1952), создал либретто первого тат. балета «Шурале» (1955) по мотивам поэтических сказок Тукая; либретто оперы о М. Джалиле (музыка Н. Жиганова); его драматургия √ крупное явление тат. сов. литературы.

Соч.: Эсэрлар, т. 1√3, Казан, 1965 √ 66; Сайланма асэрлэр, Казан, 1970; в рус. пер. √ Тукай. Роман, М., 1966.

Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Гиниятуллина А., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографич. справочник, Каз., 1970.

Файзи Мирхайдар Мустафович

Файзи (псевдоним; настоящая фамилия √ Файзуллин) Мирхайдар Мустафович [19(31).10.1891, дер. Кукшелово, ныне Оренбургской области, √ 9.7.1928, Баймак Башкирской АССР], татарский советский драматург. Один из зачинателей тат. сов. литературы. Учился в медресе. В 1918√26 вёл культурно-просветительскую работу в тат. и башкирской деревне. Писать начал в 1905. Первый сборник «Мои стихи» опубликовал в 1912. Комедии «Два Хасана» (1909), «Молодёжь не даст обмануть себя» (1911, пост. 1913); социально-критические пьесы «Жалкая» (1913), «На реке Урал» (1917√18, опубл. 1919), «Белый колпак» (1922√23) и др. Особое влияние на развитие татарской драматургии оказала реалистическая драма «Галиябану» (1916, пост. 1917, опубл. 1922, рус. пер. 1958) о дореволюционной татарской деревне. Пьеса «Красная звезда» (1921√23) √ о рождении новых человеческих отношений в сов. время. Ф. изучал и собирал фольклор, составил сборник народных песен.

Соч.: Сайланма эсарлэр, т 1√2, Казан, 1957; Галиябану. Пьесалар, Казан, 1962; в рус. пер. √ Драмы, М., 1961.

Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Нуруллин И., ХХ йез башы татар адэбияты, Казан, 1966.

Файзиев

Латиф Абидович (р. 2.1. 1929, Ташкент), советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искуств Узб. ССР (1964). Учился и одновременно был актёром в Ташкентском театре юного зрителя (1941-45). В 1951 окончил ВГИК. С этого же года работает на киностудии «Узбекфильм». Поставил: «Крушение эмирата» (1955, совместно с В. П. Басовым), «Священная кровь» (1957), «По путёвке Ленина» (1958), «Птичка-невеличка» (1961), «Звезда Улугбека» (1965), «Родившийся в грозу» (1966), «Сыны Отечества» (1968); фильмы-балеты - «Легенда старой крепости» (1970), «Ожившие миниатюры» (1971) и др. На киностудии «Таджикфильм» в 1975 совместно с индийскими кинематографистами поставил фильм «Восход над Гангом». В 1958-67 первый секретарь Союза кинематографистов Узбекской ССР. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

Файзиев Латиф Абидович

Файзиев Латиф Абидович (р. 2.1. 1929, Ташкент), советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искуств Узб. ССР (1964). Учился и одновременно был актёром в Ташкентском театре юного зрителя (1941√45). В 1951 окончил ВГИК. С этого же года работает на киностудии «Узбекфильм». Поставил: «Крушение эмирата» (1955, совместно с В. П. Басовым), «Священная кровь» (1957), «По путёвке Ленина» (1958), «Птичка-невеличка» (1961), «Звезда Улугбека» (1965), «Родившийся в грозу» (1966), «Сыны Отечества» (1968); фильмы-балеты √ «Легенда старой крепости» (1970), «Ожившие миниатюры» (1971) и др. На киностудии «Таджикфильм» в 1975 совместно с индийскими кинематографистами поставил фильм «Восход над Гангом». В 1958√67 первый секретарь Союза кинематографистов Узбекской ССР. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

Файко

Алексей Михайлович (р. 7(19).9.1893, Москва], русский советский драматург. Окончил историко-филологический факультет МГУ (1917). Дебютировал в 1921 (комедия «Дилемма»). Мелодрама «Озеро Люль» (пост. 1923), комедия «Учитель Бубус» (пост. 1925), драма «Евграф, искатель приключений» (пост. 1926) сочетают условное начало с бытовым, реальным. Драма «Человек с портфелем» (1928, пост. Московского театра Революции), ознаменовавшая переход к строго реалистической манере, - одна из первых советских пьес, глубоко и принципиально решавших проблему «интеллигенция и революция». Ф. принадлежат также пьесы «Концерт» (1936), «Капитан Костров» (1946), «Не сотвори себе кумира» (1956; пост. Ленинградского театра Комедии). Переводит пьесы драматургов народов СССР. Награжден 3 орденами.

Соч.: Пьесы, М,, 1935; Драмы и комедии, М., 1958; Театр. Пьесы. Воспоминания. (Послесл. Н. Р. Войткевич), М., 1971.

Лит.: Алперс Б., Крушение индивидуализма. Творческий портрет А. Файко, «Театр и драматургия», 1935, № 12; Сурков Е., Удар по человеку с портфелем, «Театр», 1957, № 6; Войткевич Н., Мастер комедии. К 80-летию со дня рождения Файко, там же, 1973, № 11.

Б. Яранцев.

Файко Алексей Михайлович

Файко Алексей Михайлович (р. 7(19).9.1893, Москва], русский советский драматург. Окончил историко-филологический факультет МГУ (1917). Дебютировал в 1921 (комедия «Дилемма»). Мелодрама «Озеро Люль» (пост. 1923), комедия «Учитель Бубус» (пост. 1925), драма «Евграф, искатель приключений» (пост. 1926) сочетают условное начало с бытовым, реальным. Драма «Человек с портфелем» (1928, пост. Московского театра Революции), ознаменовавшая переход к строго реалистической манере, √ одна из первых советских пьес, глубоко и принципиально решавших проблему «интеллигенция и революция». Ф. принадлежат также пьесы «Концерт» (1936), «Капитан Костров» (1946), «Не сотвори себе кумира» (1956; пост. Ленинградского театра Комедии). Переводит пьесы драматургов народов СССР. Награжден 3 орденами.

Соч.: Пьесы, М,, 1935; Драмы и комедии, М., 1958; Театр. Пьесы. Воспоминания. (Послесл. Н. Р. Войткевич), М., 1971.

Лит.: Алперс Б., Крушение индивидуализма. Творческий портрет А. Файко, «Театр и драматургия», 1935, № 12; Сурков Е., Удар по человеку с портфелем, «Театр», 1957, № 6; Войткевич Н., Мастер комедии. К 80-летию со дня рождения Файко, там же, 1973, № 11.

Б. Яранцев.

Файнциммер

Александр Михайлович [р.31.12.1905 (13.1.1906), Екатеринослав, ныне Днепропетровск], советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств БССР (1935) и Литовской ССР (1954). В 1928 окончил режиссёрский факультет Государственного техникума кинематографии. Получил известность острогротесковой комедией «Поручик Киже» (1934). значительное место в творчестве Ф. занимают фильмы о советском флоте - «Балтийцы» (1938), «Танкер «Дербент» (1941), «За тех, кто в море!» (1948). Ряд лучших работ посвящен Гражданской войне и Великой Отечественной войне, партизанскому движению - «Котовский» (1943), «Константин Заслонов» (1949, совместно с В. В. Корш-Саблиным), «У них есть Родина» (1950). Поставил совместно с литов. кинематографистами фильм «Над Неманом рассвет» (1953). В 1955 экранизировал роман Войнич «Овод». Обращался к музыкальной комедии - «Девушка с гитарой» (1958), «Спящий лев» (1965) и др. Государственная премия СССР (1950, 1951). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

Файнциммер Александр Михайлович

Файнциммер Александр Михайлович [р.31.12.1905 (13.1.1906), Екатеринослав, ныне Днепропетровск], советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств БССР (1935) и Литовской ССР (1954). В 1928 окончил режиссёрский факультет Государственного техникума кинематографии. Получил известность острогротесковой комедией «Поручик Киже» (1934). значительное место в творчестве Ф. занимают фильмы о советском флоте √ «Балтийцы» (1938), «Танкер «Дербент» (1941), «За тех, кто в море!» (1948). Ряд лучших работ посвящен Гражданской войне и Великой Отечественной войне, партизанскому движению √ «Котовский» (1943), «Константин Заслонов» (1949, совместно с В. В. Корш-Саблиным), «У них есть Родина» (1950). Поставил совместно с литов. кинематографистами фильм «Над Неманом рассвет» (1953). В 1955 экранизировал роман Войнич «Овод». Обращался к музыкальной комедии √ «Девушка с гитарой» (1958), «Спящий лев» (1965) и др. Государственная премия СССР (1950, 1951). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

Файнштейн

Файнштейн (нем. Feinstein, буквально - чистый Штейн

полупродукт металлургического производства (безжелезистый сульфид), получаемый при конвертировании (См. Конвертирование) штейнов. По химическому составу различают Ф. медный (Cu2S), чаще называется белым маттом, никелевый (Ni3S2) и медноникелевый (Cu2S, Ni3S2), который перед переработкой на металл разделяют флотацией на медный и никелевый.

Файхингер

Файхингер (Vaihinger)

Ханс (25.9.1852, Нерен близ г. Тюбинген, - 18.12.1933, Галле), немецкий философ-идеалист. Профессор университетов в Страсбурге с 1883, в Галле с 1906; автор «Комментария к «Критике чистого разума» И. Канта» (т. 1-2, 1881-82); основатель журнала «Kant - Studien» (1897) и Кантовского общества (1904). В главном сочинении «Философия как если бы» (1911) Ф. под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться основными мировоззренческими идеями (душа, мир, бог) «как если бы» (als ob) их объекты были реальны (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 571-72), развил субъективно-идеалистическую концепцию Фикционализма, или «критического позитивизма». Считая научные и философские понятия («атом», «бесконечно-малое», «абсолют», «бог» и др.) фикциями, которые не имеют теоретической ценности, но практически важны, Ф. пришёл к агностическим выводам о невозможности познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений конечной доступной познанию данностью.

Соч.: Hartmann, Duhring und Lange, lserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, B., 1924; в рус. пер. - Ницше как философ, СПБ. 1913.

Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960.

Файхингер Ханс

Файхингер (Vaihinger) Ханс (25.9.1852, Нерен близ г. Тюбинген, √ 18.12.1933, Галле), немецкий философ-идеалист. Профессор университетов в Страсбурге с 1883, в Галле с 1906; автор «Комментария к «Критике чистого разума» И. Канта» (т. 1√2, 1881√82); основатель журнала «Kant √ Studien» (1897) и Кантовского общества (1904). В главном сочинении «Философия как если бы» (1911) Ф. под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться основными мировоззренческими идеями (душа, мир, бог) «как если бы» (als ob) их объекты были реальны (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 571√72), развил субъективно-идеалистическую концепцию фикционализма, или «критического позитивизма». Считая научные и философские понятия («атом», «бесконечно-малое», «абсолют», «бог» и др.) фикциями, которые не имеют теоретической ценности, но практически важны, Ф. пришёл к агностическим выводам о невозможности познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений конечной доступной познанию данностью.

Соч.: Hartmann, Duhring und Lange, lserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, B., 1924; в рус. пер. √ Ницше как философ, СПБ. 1913.

Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960.

Файюм

I Файю́м

оазис в Египте, на В. Ливийской пустыни. Центр - г. Файюм (Эль-Файюм). Расположен в тектонической впадине на глубине 43 м ниже уровня моря. В центре Ф. - солоноватое озеро Биркет-Карун, которое соединено рукавом Юсуф с Нилом. Основное занятие населения - орошаемое земледелие; возделывают хлопчатник, зерновые (кукуруза, пшеница, рис), бобовые культуры. Рощи финиковых пальм. Небольшие предприятия текстильной, пищевой, кожевенной промышленности. Ремёсла. В оазисе имеются следы палеолитических и неолитических стоянок (см. Фаюмские поселения). В 1887 в Ф. были найдены заупокойные живописные портреты (т. н. Фаюмские портреты).

II Файю́м

Эль-Файюм, Мединет-эль-Файюм, город в Египте, в оазисе Файюм; административный центр мухафазы Файюм. 150,9 тыс. жителей (1970). Ж.-д. станция. Хлопчато-очистительная, хлопчато-бумажная, шерстяная, кожевенная, табачная промышленность. Центр с.-х. района (хлопчатник, зерновые, бобовые).

Файюм (город в Египте)

Файюм, Эль-Файюм, Мединет-эль-Файюм, город в Египте, в оазисе Файюм; административный центр мухафазы Файюм. 150,9 тыс. жителей (1970). Ж.-д. станция. Хлопчато-очистительная, хлопчато-бумажная, шерстяная, кожевенная, табачная промышленность. Центр с.-х. района (хлопчатник, зерновые, бобовые).

Файюм (оазис в Египте)

Файюм, оазис в Египте, на В. Ливийской пустыни. Центр √ г. Файюм (Эль-Файюм). Расположен в тектонической впадине на глубине 43 м ниже уровня моря. В центре Ф. √ солоноватое озеро Биркет-Карун, которое соединено рукавом Юсуф с Нилом. Основное занятие населения √ орошаемое земледелие; возделывают хлопчатник, зерновые (кукуруза, пшеница, рис), бобовые культуры. Рощи финиковых пальм. Небольшие предприятия текстильной, пищевой, кожевенной промышленности. Ремёсла. В оазисе имеются следы палеолитических и неолитических стоянок (см. Фаюмские поселения). В 1887 в Ф. были найдены заупокойные живописные портреты (т. н. Фаюмские портреты).

Факел

Факел - посёлок городского типа в Игринском районе Удмуртской АССР. Расположен в 12 км к С. от ж.-д. станции Игра. Стекло-комбинат.

Факелы

Факелы - светлые образования волокнистой структуры, наблюдаемые на поверхности Солнца (См. Солнце). Лучше всего видны у краев солнечного диска, в особенности около групп солнечных пятен.

Факельная топка

Факельная топка - Топка паровых и водогрейных котлов или печей, в которой топливо (угольная пыль, распылённый мазут или газ) сгорает в факелах, занимающих большую часть объёма топочной камеры (в отличие от слоевой топки (См. Слоевая топка)). В зависимости от расположения горелок (См. Горелка) факелы могут не иметь поворота в топке (при подовом или сводовом расположении горелок) либо поворачиваться на 90° (при горизонтальном расположении горелок) или на 180° (U-oбразный факел). Температура факела в ядре горения доходит до 2000 °С, постепенно снижаясь примерно до 1000 °С на выходе из топки. Для: Ф. т. характерно интенсивное теплоизлучение пламени на стены топки. Стены Ф. т. обычно покрыты экранами из водоохлаждаемых труб, а у современных мощных паровых котлов состоят из плавниковых труб, сваренных между собой. При этом тяжеловесная наружная обмуровка из огнеупорных кирпичей, применявшаяся на старых котлах, заменяется лёгкой изоляцией, навешиваемой с наружной стороны на экранные плавниковые трубы. Большая часть современных топок - факельные.

Факельный процесс

1) процесс зажигания рабочей смеси (См. Рабочая смесь) в форкамерно-факельных двигателях (См. Форкамерно-факельный двигатель) внутреннего сгорания. Зажигание бедных рабочих смесей в основной камере сгорания осуществляется факелом горящих газов (отсюда и название процесса), выбрасываемых из небольшой форкамеры, заполняемой богатой рабочей смесью, которая поджигается электрической свечой зажигания. Факел горящих газов в основной камере служит не только для поджигания, но и для интенсивной турбулизации бедной смеси, что увеличивает скорость и полноту сгорания. 2) Процесс сгорания топлива в камерах сгорания факельных топок (См. Факельная топка).

Факельный разряд

Факельный разряд - один из видов высокочастотного одноэлектродного электрического разряда в газах (См. Электрический разряд в газах). При давлениях порядка атмосферного и выше Ф. р. имеет форму, близкую к форме пламени свечи. С понижением давления Ф. р. постепенно утрачивает свою характерную форму, превращаясь в разряд с равномерным диффузным свечением. Ф. р. может протекать при частотах порядка 10 Мгц и выше. Он может возникать различным образом, например при удалении одного из электродов высокочастотного дугового разряда (См. Дуговой разряд) или при повышении мощности короны высокочастотной (См. Корона высокочастотная). Как и Коронный разряд, Ф. р. наиболее легко зажигается на электродах с большой кривизной - на остриях, тонких проволоках и т.д. температура Ф. р. в различных точках различна; вблизи электрода она достигает 4000 °К.

Лит. см. при статьях Коронный разряд, Электрический разряд в газах.

Факельщики

Факельщики («Фа́кельщики»,)

употреблявшееся в русской литературе название участников крестьянского восстания в Китае в 1852-68, поднятого членами тайных обществ «Нянь». См. Няньцзюньское восстание.

Факир

Факир (араб., буквально - бедняк)

1) мусульманский странствующий дервиш (См. Дервиши).

2) В Индии, кроме того, общинный слуга, отправляющий мусульманские обряды, связанные с с.-х. циклом.

3) Иногда Ф. - фокусник, дрессировщик, прорицатель, знахарь (именно в этом значении слово «Ф.» распространено в Европе).

4) В цирке и на эстраде исполнитель номера, основанного на показе нечувствительности тела к физической боли (достигнутой в результате длительной тренировки), а также использовании искусства Престидижитатора.

Лит.: Вадимов А. А., Тривас М. А., От магов древности до иллюзионистов наших дней, М., 1966.

Факир Байкурт

Факир Байкурт (Fakir Baykurt)

(р. 30.6.1929, с. Акчакёй, вилайет Бурдур), турецкий писатель. Окончил институт сельский учителей в Гёнене (1949), педагогический институт в Анкаре (1955). Преподавал; с 1960 служил инспектором начальных школ в Анкаре. В 1971 был арестован как представитель левого демократического направления, до 1973 находился в тюрьме. Литературную деятельность начал в 40-х гг. как поэт. Известность ему принесли романы «Месть змей» (1959, рус. пер. 1964) и «Житие Иразджи» (1961) - о тяжёлой жизни современной турецкой деревни. В 1962 опубликовал остросоциальный роман «Десятая деревня» (1961, рус. пер. 1967). Рассказы и повести Ф. Б. - значительное явление в современной тур. прозе: сборники «Боль в желудке» (1961), «Карлик Мухаммед» (1964), «Анатолийский гараж» (1970). Автор исследований по турецкому фольклору.

Соч.: Efendilik savasi, Ist., 1959; Kaplum-bagalar, Ist., 1967; Amerikan sargisi, Ist.. 1967; Tirpan, Ist., 1970; On binlerce kagni, Ist., 1971; Can parasi, Ist., 1973.

Лит.: Алькаева Л. О., Из истории турецкого романа, М., 1975; Tatarli I., Mollof R., Marksist asidan turk romani, Ist., 1969; Fethi Naci, On turk romani, Ist., 1971.

Факсимиле

Факсимиле (от лат. fac simile - сделай подобное)

1) точное воспроизведение графического оригинала (подписи, рукописи, документа и т.д.) фотографическим или печатным способом. 2) Клише-печать, воспроизводящая подпись.

Факсимильная связь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Факсимильный аппарат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Факт

Факт (от лат. factum - сделанное, свершившееся)

1) в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. 2) Знание, достоверность которого доказана. 3) В логике и методологии науки Ф. - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Факт юридический

Факт юридический - обстоятельство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения (См. Правоотношение). В ряде случаев основанием возникновения прав и обязанностей является сложный фактический состав (комплекс Ф. ю.). Ф. ю. подразделяются на события (обстоятельства, не зависящие от воли людей, - землетрясение, истечение срока и т.п.) и действия, т. е. обстоятельства, происходящие по воле людей, - правомерные (акты соблюдения права гражданами, применения права государственными органами, судебные решения, сделки и др.) и неправомерные (преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения).

Фактический брак

Фактический брак - супружеские отношения, не оформленные в установленном законом порядке (см. Брак). В СССР Ф. б. не порождает супружеских прав и обязанностей, предусматриваемых законодательством о браке и семье. С 1927 по 8 июля 1944 законодательство о браке и семье РСФСР и др. союзных республик (кроме Азербайджанской ССР, Таджикской ССР, Узбекской ССР и УССР) допускало признание в судебном порядке юридической силы за Ф. б. Дети, рожденные в таком браке, приравнивались в правах и обязанностях по отношению к родителям к детям, рожденным в зарегистрированном браке. После принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944, предусматривающего обязательность регистрации брака, установление судом фактических брачных отношений, возникших после 8 июля 1944, не допускается. Супругам, состоявшим в Ф. б. до издания Указа, было предоставлено право зарегистрировать брак с указанием срока совместной жизни. В случае смерти одного из супругов или пропажи его без вести на фронте в военное время, другой супруг вправе обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица. См. также ст. Внебрачные дети.

Предыдущая страница Следующая страница