Статьи на букву "Т" (часть 8, "ТАЛ"-"ТАМ")
Талышинские горы, Талыш, горы на Ю.-В. Кавказа, в Азербайджанской ССР, на границе с Ираном. Служат продолжением системы Малого Кавказа (См. Малый Кавказ), от которого отделены прогибом, занятым нижним течением р. Аракса. Состоят из трёх продольных хребтов: главного водораздельного гребня, Пештасарского и Буроварского. Преобладающая высота главного гребня 2000-2200 м, наибольшая - 2477 м (г. Кюмюркёй). Горы сложены флишевыми и вулканогенными толщами с интрузиями основных пород. Сейсмичность. На восточных склонах гор (до высоты 600 м) субтропические, выше преимущественные буковые леса; на главном гребне - нагорная ксерофитная и горная лугостепная растительность. |
Талышский язык - язык талышей (См. Талыши). Распространён на Ю. Азербайджанской ССР и в сопредельном Иране. Относится к северо-западной группе иранских языков (См. Иранские языки). Имеет несколько говоров, главный из которых - ленкоранский. Язык аналитического строя. Специфические фонетические черты: распространение редуцированного гласного «ъ»; развита ассимиляция гласных. В морфологии наблюдаются флективные черты: формы косвенного падежа имён, ряд простых глагольных форм, например оптатив и аугментированная форма имперфекта. Своеобразна аналитическая форма презенса, образованная от инфинитива. Широко развита система послелогов, часто используемых в сочетании с предлогами. Переходные глаголы в ряде форм прошедшего времени требуют эргативной конструкции (См. Эргативная конструкция) предложения. В определительной конструкции определение с показателем -а предшествует определяемому. Лит.: Миллер Б. В., Талышские тексты, М., 1930; его же, Талышский язык, М., 1953; Языки народов СССР, т. 1, М., 1966; Талышско-русский словарь, М., 1976. Л. А. Пирейко. |
Талышское ханство - феодальное государство талышей в Азербайджане. Образовалось в середине 18 в. на юго-западном побережье Каспийского моря в связи с распадом державы Надир-шаха. Основоположником ханской династии был выходец из местной феодальной знати Сеид Аббас, после смерти которого Т. х. возглавил его сын Гара (правил в 1747-86). Основой экономики были земледелие и скотоводство; столица ханства Ленкорань стала торговым и ремесленным центром. В условиях постоянной Иранской агрессии в Т. х. крепла русская внешнеполитическая ориентация. В 1795 талышский хан Мир-Мустафа обратился к России с просьбой о покровительстве. В 1802 Т. х. было принято под протекторат, а по Туркманчайскому договору 1828 окончательно присоединено к России. Лит.: Левиатов В. Н., Очерки по истории Азербайджана в XVIII в., Баку, 1948; Абдуллаев Г. Б., Из истории Северо-Восточного Азербайджана в 60-80-е гг. XVIII в., Баку, 1958. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Таль (от голл. talie), подвесное грузоподъёмное устройство с ручным или механическим (электрическим или пневматическим) приводом. Различают Т. стационарные и передвижные, подвешенные к специальным тележкам, перемещающимся по подвесным монорельсовым путям. Т. с ручным приводом имеют корпус, в котором размещен механизм подъёма груза, и крюковую подвеску, к которой подвешивается груз. Механизм подъёма выполняется с червячной или зубчатой передачей и приводится в действие вручную бесконечной (замкнутой) цепью. Приводная звёздочка (блок) механизма подъёма и подвижная звёздочка (блок) крюковой подвески огибаются пластинчатой или сварной грузовой цепью. В механизме подъёма установлен тормоз, предотвращающий самопроизвольное опускание поднятого груза. Грузоподъёмность ручных Т. 0,25-10 т; высота подъёма 3-12 м. Т. с электрическим приводом (рис.) представляет собой лебёдку с редуктором, электродвигателем, барабаном или звёздочкой, тормозом и крюковой подвеской. Грузоподъёмность 0,25-5 т; высота подъёма 3-18 м, скорость передвижения при управлении с пола при помощи кнопочного пульта 20 м/мин, при управлении из кабины, перемещающейся вместе с Т., - до 360 м/мин. Подвод тока осуществляется от троллейных или гибких проводов (кабелей). Для работы в пожароопасной среде применяют Т. с пневматическим приводом, получающим для питания сжатый воздух обычно от компрессорной станции или из привозных газовых баллонов. Пневматический привод обеспечивает плавное бесступенчатое регулирование скорости подъёма. Т. применяются как самостоятельные грузоподъёмные устройства в цехах промышленных предприятий, на складах, в ремонтных мастерских, на судах и т. п., а также используются в качестве механизмов подъёма в однобалочных мостовых подъёмных кранах, настенных консольных передвижных и стационарных кранах и монорельсовых грузовых тележках. Т. с механическим приводом иногда называют тельфером. Лит.: Грузоподъёмные машины, М., 1973. Т. А. Никольская. |
Таль Михаил Нехемьевич (р. 9.11.1936, Рига), советский шахматист, гроссмейстер СССР и международный гроссмейстер (1957), заслуженный мастер спорта (1960), журналист. Окончил Латвийский университет (1958). Чемпион СССР (1957, 1958, 1967, 1972, 1974), мира (1960-61, после выигрыша матча у М. М. Ботвинника), член сборной команды СССР на 6 всемирных шахматных олимпиадах (в 1958-74) и 4 чемпионатах Европы (в 1957-73), победитель турниров: межзонального (1958), претендентов (1959), международных - в Цюрихе (1959), Бледе (1961), Гастингсе (1964 и 1974), Сараево и Пальме (о. Мальорка; 1966), Таллине (1971, 1973), Бевервейке, памяти М. И. Чигорина в Сочи (1973) и др. В 1960-70 редактор журнала «Шахматы» (Рига). Награжден орденом «Знак Почёта». Соч.: Матч Ботвинник - Таль, Рига, 1961. Лит.: Кобленц А., Дорогами шахматных сражений, Рига, 1963. |
Тальберг (Thalberg) Зигизмунд (7.1.1812, Женева, - 24.7.1871, Неаполь), австрийский пианист. Концертировал во многих странах, в том числе в России в 1839. Игра Т. славилась певучестью тона и блестящей техникой; современники (Г. Гейне) считали Т. одним из 3 величайших пианистов мира (в 1830-е гг. наряду с Ф. Шопеном и Ф. Листом). Был представителем направления так называемого салонного пианизма, которому противопоставлялось новое, драматическое, идейно-содержательное искусство Листа; в известном состязании с Т. (Париж, 1837) и в последовавшей «войне тальбергианцев и листианцев» Лист одержал историческую победу. Сочинения Т. (фортепьянные салонные пьесы, транскрипции, фантазии на оперные темы) утратили значение. |
Тальберг (Thalberg) Зигизмунд (7.1.1812, Женева, - 24.7.1871, Неаполь), австрийский пианист. Концертировал во многих странах, в том числе в России в 1839. Игра Т. славилась певучестью тона и блестящей техникой; современники (Г. Гейне) считали Т. одним из 3 величайших пианистов мира (в 1830-е гг. наряду с Ф. Шопеном и Ф. Листом). Был представителем направления так называемого салонного пианизма, которому противопоставлялось новое, драматическое, идейно-содержательное искусство Листа; в известном состязании с Т. (Париж, 1837) и в последовавшей «войне тальбергианцев и листианцев» Лист одержал историческую победу. Сочинения Т. (фортепьянные салонные пьесы, транскрипции, фантазии на оперные темы) утратили значение. |
Толбот (Talbot) Уильям Генри Фоке (11.2.1800, Мелбери-Хаус, Дорсетшир, - 17.9.1877, близ Чиппенема, Уилтшир), английский учёный, один из изобретателей фотографии (См. Фотография). Учился в Кембриджском университете. Член Лондонского королевского общества (1831). С открытием принципов фотографии выступил в 1839. В 1841 обосновал способ калотипии, состоявший в том, что изображение, зафиксированное на светочувствительном слое, покрывающем, в отличие от дагеротипии, не металлическую пластину, а бумагу (Негатив), переносится на др. бумагу (Позитив). В 1843 впервые осуществил позитивную печать с увеличением. Разработав сравнительно простой и недорогой негативно-позитивный процесс, Т. открыл возможность тиражирования в фотографии. Своё изобретение описал и проиллюстрировал собственными снимками в книге «Кисть натуры» (1844). Автор ряда работ по физике, математике, астрономии и археологии. Лит.: [Евгенов С. В.], Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии, М., 1938. |
Тальбот, Толбот (Talbot) Уильям Генри Фоке (11.2.1800, Мелбери-Хаус, Дорсетшир, - 17.9.1877, близ Чиппенема, Уилтшир), английский учёный, один из изобретателей фотографии. Учился в Кембриджском университете. Член Лондонского королевского общества (1831). С открытием принципов фотографии выступил в 1839. В 1841 обосновал способ калотипии, состоявший в том, что изображение, зафиксированное на светочувствительном слое, покрывающем, в отличие от дагеротипии, не металлическую пластину, а бумагу (негатив), переносится на др. бумагу (позитив). В 1843 впервые осуществил позитивную печать с увеличением. Разработав сравнительно простой и недорогой негативно-позитивный процесс, Т. открыл возможность тиражирования в фотографии. Своё изобретение описал и проиллюстрировал собственными снимками в книге «Кисть натуры» (1844). Автор ряда работ по физике, математике, астрономии и археологии. Лит.: [Евгенов С. В.], Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии, М., 1938. |
Тальвег (немецкий Talweg, от Tal - долина и Weg - дорога) линия, соединяющая самые глубокие части дна долины, оврага, балки. |
Айно (настоящие имя и фамилия - Айно Аугустовна Пиндам) [р. 24.1(6.2). 1905, Тарту], эстонская советская актриса, народная артистка СССР (1966). На сцене с 1929. Работала в Таллинском эстрадном драматическом театре (1935-44), театре «Эстония» (1944-49). С 1949 в труппе Эстонского театра им. В. Кингисеппа. Лучшие роли: Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вишневского), Вдова («Вдова полковника» Смуула), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира), Нора («Нора» Ибсена), Роксана («Сирано де Бержерак» Ростана), Кураж («Мамаша Кураж и её дети» Брехта) и др. Для искусства Т. характерны глубина психологического анализа, тонкая интеллектуальность и яркая эмоциональность. Награждена орденом Ленина и медалью. Лит.: Kalmet L., Aino Talvi, Tallinn, 1965. А. Тальви. |
Тальви Айно (настоящие имя и фамилия - Айно Аугустовна Пиндам) [р. 24.1(6.2). 1905, Тарту], эстонская советская актриса, народная артистка СССР (1966). На сцене с 1929. Работала в Таллинском эстрадном драматическом театре (1935-44), театре «Эстония» (1944-49). С 1949 в труппе Эстонского театра им. В. Кингисеппа. Лучшие роли: Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вишневского), Вдова («Вдова полковника» Смуула), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира), Нора («Нора» Ибсена), Роксана («Сирано де Бержерак» Ростана), Кураж («Мамаша Кураж и её дети» Брехта) и др. Для искусства Т. характерны глубина психологического анализа, тонкая интеллектуальность и яркая эмоциональность. Награждена орденом Ленина и медалью. Лит.: Kalmet L., Aino Talvi, Tallinn, 1965. |
Тальгрен (Tallgren) Арне Михаэль (8.2.1885, Руовеси, - 13.4.1945, Хельсинки), финский историк и археолог. Профессор университета в Тарту (1920-23) и Хельсинки (с 1923). Член Финской АН (1926). Специалист по бронзовому и раннему железному веку Восточной Европы. Неоднократно участвовал в археологических раскопках в различных районах России. В 1926-38 был редактором издававшегося Финским археологическим обществом журнала «Eurasia Septentrionalis Antiqua». Лит.: «Eurasia Septentrionalis Antiqua», Supplementary volume, Hels., 1954 (приведён список трудов Т.). |
Тальгрен (Tallgren) Арне Михаэль (8.2.1885, Руовеси, - 13.4.1945, Хельсинки), финский историк и археолог. Профессор университета в Тарту (1920-23) и Хельсинки (с 1923). Член Финской АН (1926). Специалист по бронзовому и раннему железному веку Восточной Европы. Неоднократно участвовал в археологических раскопках в различных районах России. В 1926-38 был редактором издававшегося Финским археологическим обществом журнала «Eurasia Septentrionalis Antiqua». Лит.: «Eurasia Septentrionalis Antiqua», Supplementary volume, Hels., 1954 (приведён список трудов Т.). |
Тальен (Tallien) Жан Ламбер (23.1.1767, Париж, - 16.11.1820, там же), французский политический деятель, участник Великой французской революции. После свержения монархии (10 августа 1792) стал секретарём Парижской Коммуны. С сентября 1792 член Конвента, якобинец. Осенью 1793 был направлен комиссаром в Бордо; использовал полномочия для личной наживы (казнокрадство, взятки и др.). По настоянию М. Робеспьера весной 1794 был отозван. Т. - один из главарей контрреволюционного Термидорианского переворота (1794). Руководил подавлением народного Прериальского восстания (См. Прериальское восстание) 1795 в Париже. В период Директории (1795-99) член Совета пятисот. После переворота 18 брюмера (1799) отошёл от политической деятельности. |
Тальен (Tallien) Жан Ламбер (23.1.1767, Париж, - 16.11.1820, там же), французский политический деятель, участник Великой французской революции. После свержения монархии (10 августа 1792) стал секретарём Парижской Коммуны. С сентября 1792 член Конвента, якобинец. Осенью 1793 был направлен комиссаром в Бордо; использовал полномочия для личной наживы (казнокрадство, взятки и др.). По настоянию М. Робеспьера весной 1794 был отозван. Т. - один из главарей контрреволюционного Термидорианского переворота (1794). Руководил подавлением народного Прериальского восстания 1795 в Париже. В период Директории (1795-99) член Совета пятисот. После переворота 18 брюмера (1799) отошёл от политической деятельности. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Талька (Talca) город в Чили, в Продольной долине, административный центр провинции Талька. 84 тыс. жителей (1972). Ж.-д. узел. Спичечная фабрика, предприятия обувной, бумажной, кондитерской, спирто-водочной, мукомольной промышленности. Литейные заводы. В окрестностях Т. - аэропорт. Основан в 1692. |
Талькауано (Talcahuano) город в Чили, в провинции Консепсьон. 139 тыс. жителей (1972). Порт (главным образом по импорту) на Тихом океане. Машиностроение. Предприятия нефтехимической, пищевой промышленности. Центр рыболовства. Близ Т. (в Уачипато) - единственный в Чили крупный комбинат чёрной металлургии. Аэропорт. |
Талькотта способ - способ определения астрономической широты φ пункта путём измерения окулярным Микрометром астрономического инструмента малой (16-20') разности Δz зенитных расстояний двух звёзд - южной и северной - в момент прохождения их через плоскость меридиана. Предложен датским астрономом П. Хорребоу в 1740, практически разработан американским геодезистом А. Талькоттом (A. Talcott) в 1857 и назван его именем. Если обе звезды в верхней кульминации, то , а если северная звезда в нижней кульминации, то , где δ - склонение и z - зенитное расстояние [южной (S) и северной (N)] звезды. Дополнительно учитывают поправки: за уровень Талькотта (за изменение наклона трубы при повороте инструмента на 180°), за разность рефракций ρs и ρn в направлении южной и северной звёзд, за кривизну суточной параллели и т. д. Т. с. широко применяется на астроопределениях 1-го класса и в работах Службы широты (См. Служба широты) в СССР и за рубежом в широтах до 65°. Лит.: Кузнецов А. Н., Геодезическая астрономия, М., 1966; Уралов С. С., Общая теория методов геодезической астрономии, М., 1973. А. В. Буткевич. |
Тальма (Talma) Франсуа Жозеф (15.1.1763, Париж, - 19.10.1826, там же), французский актёр. Окончив в Париже Королевскую школу декламации и пения, в 1787 дебютировал в театре «Комеди Франсез». С 1806 профессор драматического класса Парижской консерватории. Идейно-художественные взгляды Т. сформировались под воздействием французских и английских просветителей. С первых дней Великой французской революции Т. стремился сделать театр проводником революционных идей. В 1791 возглавил труппу революционно настроенных актёров, покинувших «Комеди Франсез» и основавших «Театр Республики». Образы Генриха VIII, Лассаля («Генрих VIII», «Жан Калас, или Урок судьям» Шенье), Муция Сцеволы («Муций Сцевола» Лансиваля) и др. в трактовке Т. олицетворяли мужество борцов за идеалы гуманизма, против фанатизма и тирании. Актёр классицистской трагедии, Т. вносил в исполнение взволнованность, эмоциональность, разрушавшие абстрактную обобщенность Классицизма. После поражения якобинской диктатуры вернулся в 1799 в «Комеди Франсез». Главное место в его творчестве заняли герои трагедий У. Шекспира (в переделке Ж. Ф. Дюси): Макбет, Отелло, Гамлет («Макбет», «Отелло», «Гамлет»). Добиваясь исторической и этнографической конкретизации образа, Т. осуществил реформаторские начинания в области сценического костюма и грима (ввёл античный, средневековый, восточный и ренессансный костюмы). Соч. в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары, М.-Л., 1931. Лит.: Панов В., Франсуа-Жозеф Тальма (1763-1826), М.- Л., 1939; История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963. Ф. Ж. Тальма. Ф. Ж. Тальма в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира). |
Тальма (Talma) Франсуа Жозеф (15.1.1763, Париж, - 19.10.1826, там же), французский актёр. Окончив в Париже Королевскую школу декламации и пения, в 1787 дебютировал в театре «Комеди Франсез». С 1806 профессор драматического класса Парижской консерватории. Идейно-художественные взгляды Т. сформировались под воздействием французских и английских просветителей. С первых дней Великой французской революции Т. стремился сделать театр проводником революционных идей. В 1791 возглавил труппу революционно настроенных актёров, покинувших «Комеди Франсез» и основавших «Театр Республики». Образы Генриха VIII, Лассаля («Генрих VIII», «Жан Калас, или Урок судьям» Шенье), Муция Сцеволы («Муций Сцевола» Лансиваля) и др. в трактовке Т. олицетворяли мужество борцов за идеалы гуманизма, против фанатизма и тирании. Актёр классицистской трагедии, Т. вносил в исполнение взволнованность, эмоциональность, разрушавшие абстрактную обобщенность классицизма. После поражения якобинской диктатуры вернулся в 1799 в «Комеди Франсез». Главное место в его творчестве заняли герои трагедий У. Шекспира (в переделке Ж. Ф. Дюси): Макбет, Отелло, Гамлет («Макбет», «Отелло», «Гамлет»). Добиваясь исторической и этнографической конкретизации образа, Т. осуществил реформаторские начинания в области сценического костюма и грима (ввёл античный, средневековый, восточный и ренессансный костюмы). Соч. в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары, М.-Л., 1931. Лит.: Панов В., Франсуа-Жозеф Тальма (1763-1826), М.- Л., 1939; История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963. |
Тальменка - посёлок городского типа, центр Тальменского района Алтайского края РСФСР. Расположен на правом берегу р. Чумыш (приток Оби). Ж.-д. станция (Усть-Тальменская) на линии Новосибирск - Барнаул, в 70 км к С. от Барнаула. 22 тыс. жителей (1975). Лесная промышленность; заводы: тракторных агрегатов, железобетонных изделий, металлоконструкций, винодельческий, маслосырозавод. С.-х. техникум, медицинское училище. |
Тальник - название некоторых ив, преимущественно кустарниковых, а также их зарослей. |
Тальное - город (с 1938), центр Тальновского района Черкасской области УССР. Расположен на р. Горный Тикич (бассейн Южного Буга). Ж.-д. станция на линии Христиновка - Цветково. 15 тыс. жителей (1975). Комбинаты: молочно-консервный, хлебопродуктов; заводы: металлоизделий, строительных материалов, щебёночный, сахарный и др. предприятия пищевой промышленности. Строительный техникум. |
Тальони (Taglioni) Мария (23.4.1804, Стокгольм, - 22.4.1884, Марсель), итальянская артистка балета. Одна из видных танцовщиц балетного театра эпохи романтизма. Училась у своего отца, известного балетмейстера Ф. Тальони. Дебютировала в 1822 в Вене. В 1827-35 выступала в Париже, где исполнение в 1832 партии Сильфиды («Сильфида» Шнейцгоффера, балетм. Ф. Тальони) принесло ей всемирную известность. Творчество Т. оказало большое влияние на развитие балетного искусства. Её танец отличался одухотворённостью, чистотой, особой грацией и кантиленностью. Т. ввела (при содействии отца, постановщика почти всех балетов, в которых выступала Т.) новые средства образной выразительности, в том числе танец на пуантах (См. Пуанты). Лёгкий, воздушный костюм, созданный для неё художником Э. Лами, способствовал реформе балетного танца. В 1837-42 ежегодно выступала в Петербурге. Гастролировала в Лондоне, где Ж. Перро создал для Т. балеты на музыку Ч. Пуньи «Па-де-катр» (1845) и «Суд Париса» (1846). В 1847 оставила сцену. Преподавала танцы детям английской аристократии. Её ученицей была известная балерина Э. Ливри. Окончила жизнь в бедности. Лит.: Соловьев Н. В., Мария Тальони, 1804-1884, СПБ, 1912; Слонимский Ю., «Сильфида». Балет, Л., 1927; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958; Levinson A., Marie Taglioni (1804-1884), P., 1929; Guest J., The romantic ballet in Paris, L., 1966. М. Тальони. М. Тальони в партии Сильфиды («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера). |
Тальони (Taglioni) Мария (23.4.1804, Стокгольм, - 22.4.1884, Марсель), итальянская артистка балета. Одна из видных танцовщиц балетного театра эпохи романтизма. Училась у своего отца, известного балетмейстера Ф. Тальони. Дебютировала в 1822 в Вене. В 1827-35 выступала в Париже, где исполнение в 1832 партии Сильфиды («Сильфида» Шнейцгоффера, балетм. Ф. Тальони) принесло ей всемирную известность. Творчество Т. оказало большое влияние на развитие балетного искусства. Её танец отличался одухотворённостью, чистотой, особой грацией и кантиленностью. Т. ввела (при содействии отца, постановщика почти всех балетов, в которых выступала Т.) новые средства образной выразительности, в том числе танец на пуантах. Лёгкий, воздушный костюм, созданный для неё художником Э. Лами, способствовал реформе балетного танца. В 1837-42 ежегодно выступала в Петербурге. Гастролировала в Лондоне, где Ж. Перро создал для Т. балеты на музыку Ч. Пуньи «Па-де-катр» (1845) и «Суд Париса» (1846). В 1847 оставила сцену. Преподавала танцы детям английской аристократии. Её ученицей была известная балерина Э. Ливри. Окончила жизнь в бедности. Лит.: Соловьев Н. В., Мария Тальони, 1804-1884, СПБ, 1912; Слонимский Ю., «Сильфида». Балет, Л., 1927; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958; Levinson A., Marie Taglioni (1804-1884), P., 1929; Guest J., The romantic ballet in Paris, L., 1966. |
Виктор Львович (р. 15.4.1922, г. Тула), советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1945. Окончил МГУ (1947). С 1947 работает в Институте химической физики АН СССР, одновременно (с 1954) в Московском физико-техническом институте (с 1961 заведующий кафедрой химической физики). Основные труды по кинетике химических реакций, протекающих под действием излучений, и применению физических методов в химии (в частности, выполнил масс-спектрометрические исследования реакций многих свободных радикалов и ионов); обнаружил химические реакции органических ионов с молекулами в газах; создал химический лазер, использующий реакцию водорода с фтором. Т. - автор 2 открытий, в том числе явления сверхнизкого внешнего трения твёрдых тел, возникающего под действием излучений. Награжден 6 орденами, а также медалями. |
Тальрозе Виктор Львович (р. 15.4.1922, г. Тула), советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1945. Окончил МГУ (1947). С 1947 работает в Институте химической физики АН СССР, одновременно (с 1954) в Московском физико-техническом институте (с 1961 заведующий кафедрой химической физики). Основные труды по кинетике химических реакций, протекающих под действием излучений, и применению физических методов в химии (в частности, выполнил масс-спектрометрические исследования реакций многих свободных радикалов и ионов); обнаружил химические реакции органических ионов с молекулами в газах; создал химический лазер, использующий реакцию водорода с фтором. Т. - автор 2 открытий, в том числе явления сверхнизкого внешнего трения твёрдых тел, возникающего под действием излучений. Награжден 6 орденами, а также медалями. |
Яан Аугустович (р. 19.5.1944, Массиару Пярнуского района Эстонской ССР), советский спортсмен-тяжелоатлет, заслуженный мастер спорта (1969), преподаватель. Член КПСС с 1974. Чемпион Олимпийских игр (1972), мира (1969-70), Европы (1968-70, 1972) и СССР (1967-68, 1972) в 1-м тяжёлом и полутяжёлом весе. Награжден 2 орденами. |
Тальтс Яан Аугустович (р. 19.5.1944, Массиару Пярнуского района Эстонской ССР), советский спортсмен-тяжелоатлет, заслуженный мастер спорта (1969), преподаватель. Член КПСС с 1974. Чемпион Олимпийских игр (1972), мира (1969-70), Европы (1968-70, 1972) и СССР (1967-68, 1972) в 1-м тяжёлом и полутяжёлом весе. Награжден 2 орденами. |
Талья (франц. taille) постоянный прямой налог во Франции 15-18 вв. Королевская Т. как временный налог была введена в правление Людовика IX (1226-70). С учреждением постоянной армии (ордонанс 1439) Т. была утверждена как постоянный прямой налог. Т. была двух видов: в северной части Франции так называемая личная Т. (taille personnelle) - ею облагались лица из третьего сословия; на юге страны «реальная», или «имущественная», Т. (taille réelle) - ею облагалась земля недворянского статуса (terre roturière), независимо от сословной принадлежности землевладельца (таким образом дворянин тоже платил Т., если имел недворянскую землю, которая, возможно, принадлежала ранее лицу третьего сословия). В 17-18 вв. Т. уплачивалась преимущественно крестьянством. Большие размеры Т., произвол при её распределении делали этот налог одним из наиболее ненавистных для народа. Т. была отменена Великой французской революцией. |
Шара Мкртычевич [16(28).7.1893, Тбилиси, - 7.11.1965, Ереван], советский певец (тенор, затем баритон), народный артист Армянской ССР (1939). Сын ашуга. Пению обучался у Г. Сюни, а также в Петроградской консерватории (1916-18, у С. И. Габеля). Выступал в оперных, опереточных труппах и ашугских ансамблях (часто их организатор). Один из создателей Армянского театра оперы и балета (См. Армянский театр оперы и балета), в 1933-54 его солист. Владея европейской певческой культурой, создал самобытные образы в русских, западноевропейских и советских операх (в ряде армянских опер был первым исполнителем). Выступал как концертный певец. Был также знатоком и мастером-исполнителем народных, гусанских и ашугских песен. Составитель и редактор (совместно с М. Агаяном) сборников песен Саят-Новы (1946, 1963) и Дживани (1955). Депутат Верховного Совета Армянской ССР 1-го и 2-го созывов. Государственная премия СССР (1946). Награжден орденом Ленина и 2 др. орденами. Р. А. Атаян. |
Тальян Шара Мкртычевич [16(28).7.1893, Тбилиси, - 7.11.1965, Ереван], советский певец (тенор, затем баритон), народный артист Армянской ССР (1939). Сын ашуга. Пению обучался у Г. Сюни, а также в Петроградской консерватории (1916-18, у С. И. Габеля). Выступал в оперных, опереточных труппах и ашугских ансамблях (часто их организатор). Один из создателей Армянского театра оперы и балета, в 1933-54 его солист. Владея европейской певческой культурой, создал самобытные образы в русских, западноевропейских и советских операх (в ряде армянских опер был первым исполнителем). Выступал как концертный певец. Был также знатоком и мастером-исполнителем народных, гусанских и ашугских песен. Составитель и редактор (совместно с М. Агаяном) сборников песен Саят-Новы (1946, 1963) и Дживани (1955). Депутат Верховного Совета Армянской ССР 1-го и 2-го созывов. Государственная премия СССР (1946). Награжден орденом Ленина и 2 др. орденами. Р. А. Атаян. |
Тальянка (искажение слова итальянка) один из видов однорядной русской гармони (См. Гармонь). |
Тама (самоназвание - тамок) народ, живущий по обе стороны границы Суданской Демократической Республики и Республики Чад, к С.-В. и Ю.-В. от г. Абеше. Численность вместе с родственными племенами марарит (самоназвание абири), сунгор, кибет и др. свыше 200 тыс. чел. (1970, оценка). Язык Т. относится к группе языков Центрального и Восточного Судана; часть Т. говорит по-арабски. По религии - мусульмане. Основные занятия - земледелие (просо, пшеница, рис) и скотоводство. |
Тамазигт - группа племён берберов (См. Берберы), населяющих в Марокко горы Средний Атлас. Говорят на диалекте берберского языка (См. Берберский язык); многие двуязычны (говорят также по-арабски). По религии - мусульмане. Т. занимаются горным земледелием, разводят коз и овец; развито отходничество в города. |
Тамайо-и-Баус (Tamayo у Baus) Мануэль (15.9.1829, Мадрид, - 20.6.1898, там же), испанский драматург. Член Испанской академии языка (с 1858). Выступил с романтическими историческими драмами «Жанна д'Арк» (1847, вольная обработка «Орлеанской девы» Ф. Шиллера), «5 августа» (1849), «Виргиния» (1853). Принципы реалистической драмы Т.-и-Б. изложил в речи «Об истине как источнике красоты в драматической литературе» (1859). Опубликовал реалистическую психологическую драму на исторический сюжет «Сумасшествие от любви» (1855, рус. пер. 1875), пьесы о современных нравах «Снежный ком» (1856), «Дело чести» (1863), психологическую пьесу из времён У. Шекспира «Новая драма» (1867, рус. пер. 1919) и др. В комедии «Порядочные люди» (1870) Т.-и-Б. с консервативных позиций подверг критике буржуазную действительность. Соч.: Obras, v. 1-4, Madrid,1898-1900. Лит.: Sicars у Salvadó N., D. Manuel Tamayo у Baus. Estudio crítico-biográfico, Barselona, 1906; Sáinz de Robles F. C., El teatro español. Histora у antología, v. 7, Madrid, 1943; Flynn G., Manuel Tamayo у Baus, N. Y., [1973] (лит.). З. И. Плавскин. |
Тамайо-и-Баус (Tamayo у Baus) Мануэль (15.9.1829, Мадрид, - 20.6.1898, там же), испанский драматург. Член Испанской академии языка (с 1858). Выступил с романтическими историческими драмами «Жанна д'Арк» (1847, вольная обработка «Орлеанской девы» Ф. Шиллера), «5 августа» (1849), «Виргиния» (1853). Принципы реалистической драмы Т.-и-Б. изложил в речи «Об истине как источнике красоты в драматической литературе» (1859). Опубликовал реалистическую психологическую драму на исторический сюжет «Сумасшествие от любви» (1855, рус. пер. 1875), пьесы о современных нравах «Снежный ком» (1856), «Дело чести» (1863), психологическую пьесу из времён У. Шекспира «Новая драма» (1867, рус. пер. 1919) и др. В комедии «Порядочные люди» (1870) Т.-и-Б. с консервативных позиций подверг критике буржуазную действительность. Соч.: Obras, v. 1-4, Madrid,1898-1900. Лит.: Sicars у Salvadó N., D. Manuel Tamayo у Baus. Estudio crítico-biográfico, Barselona, 1906; Sáinz de Robles F. C., El teatro español. Histora у antología, v. 7, Madrid, 1943; Flynn G., Manuel Tamayo у Baus, N. Y., [1973] (лит.). З. И. Плавскин. |
Тамала - посёлок городского типа, центр Тамалинского района Пензенской области РСФСР. Расположен на Ю.-З. области. Ж.-д. станция на линии Тамбов - Ртищево. Заводы крупяной и сухого молока. |
Тамале (Tamale) город в Гане, административный центр Северной области. 99 тыс. жителей (1970). Соединён шоссе с Атлантическим побережьем. Торговый центр с.-х. района (хлопчатник, зерновые, животноводство). Текстильные, пищевые предприятия. Транспортное машиностроение. |
Тамандуа - млекопитающее муравьедов (См. Муравьеды). |
Тамань, полуостров в Западном Предкавказье, в Краснодарском крае РСФСР. Расположен на западно-северо-западном продолжении горной системы Большого Кавказа. Омывается водами Чёрного и Азовского морей и Керченского пролива. Площадь 2000 км2. Берега низкие, изрезанные заливами. На рубеже н. э. здесь были острова, которые в 5 в. соединились наносной сушей и образовали полуостров. Прежние острова представляют собой гряды уплощённых куполовидных возвышений из глинистых пород (высота до 164 м), на которых располагаются 25 грязевых вулканов. В понижениях между грядами озёра-лиманы с горько-солёной водой. Большая часть земель Т. п. занята посевами пшеницы, кукурузы; виноградарство и садоводство. |
Таманской армии поход 1918 - героический поход советских войск с Таманского полуострова через Туапсе на соединение с главными силами Красной Армии Северного Кавказа в августе - сентябре 1918. Таманская армия была сформирована 27 августа в Геленджике в составе 3 колонн, сражавшихся ранее на Таманском полуострове против белогвардейцев и немецких интервентов и оказавшихся отрезанными после оставления советскими войсками 16 августа Екатеринодара (ныне Краснодар). Командармом был избран И. И. Матвеев, его заместитель командир 1-й колонны Е. И. Ковтюх, начальник штаба Г. Н. Батурин, комиссаром Н. К. Кича. В Таманскую армию (30 тыс. чел.) вошли также рабочие Новороссийска и матросы потопленных в июне 1918 кораблей Черноморского флота. За армией двигалась 25-тысячная масса беженцев, что крайне затрудняло её действия. Поход проходил в сложной боевой обстановке: 1-я колонна шла в авангарде, очищая путь от войск меньшевистской Грузии; 2-я колонна отбивала нападения белоказаков из горных ущелий; 3-я колонна вела арьергардные бои с деникинцами; испытывалась острая нужда в боеприпасах, продовольствии и медикаментах. 28 августа 1-я колонна заняла Архипо-Осиповку, а 1 сентября - Туапсе, разгромив грузинскую пехотную дивизию и захватив 16 орудий, 10 пулемётов и значительное количество боеприпасов. 2 сент. 1-я колонна выступила из Туапсе через отроги Главного Кавказского хребта на Хадыженскую. Отразив атаки белогвардейских частей генерала В. А. Покровского в районе Хадыженской и Пшехской, части 1-й колонны 12 сентября освободили Белореченскую. 14 сентября после подхода 2-й и 3-й колонн таманцы прорвали оборону белых севернее Белореченской и 18 сентября в Дондуковской соединились с главными силами Красной Армии Северного Кавказа, включившись в её борьбу с деникинцами. 26 сентября 1-я колонна освободила Армавир. В дальнейшем колонны армии были реорганизованы в 2 пехотные дивизии, 3 кавалерийских полка и 1 артиллерийскую бригаду. В октябре - ноябре 1918 Таманская армия вела упорные бои в районе Ставрополя. 3 декабря 1918 Таманская армия была награждена Почётным Красным знаменем ВЦИК РСФСР. В декабре её остатки были реорганизованы в 3-ю Таманскую стрелковую дивизию, которая в январе - феврале 1919 под натиском превосходящих сил противника отошла в район Астрахани и была расформирована. Героический поход Таманской армии описан в романе А. С. Серафимовича «Железный поток» (1924). Лит.: Батурин Г. Н., Красная Таманская армия, Краснодар, 1940; Сухоруков В. Т., XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге (1918-1920), М., 1961; Горлов В. П., Героический поход, 2 изд., М., 1967. |
Таманская, станица Темрюкского района Краснодарского края, порт на берегу Таманского залива Керченского пролива. В 6 в. до н. э. греки основали здесь город Гермонассу (См. Гермонасса), вошедший в состав Боспорского государства (См. Боспорское государство). В конце 10 - начале 12 вв. на месте Т. находился город Тмутаракань - центр Тмутараканского княжества (См. Тмутараканское княжество). В 13 в. в Т. обосновались генуэзцы, с конца 15 в. Т. - турецкая крепость. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 (См. Кючук-Кайнарджийский мир 1774) отошла к России; в 1792 сюда выселились черноморские казаки, основавшие станицу Т. |
Таманьо (Tamagno) Франческо (28.12.1850, Турин, - 31.8.1905, Варесе), итальянский певец (драматический тенор). Ученик К. Педротти. Дебютировал в 1870 (театр «Реджо», Турин). Гастролировал во многих странах (впервые в России в 1895). Вокальное мастерство (феноменальный по силе и красоте голос) сочетал с ярким темпераментом, сценичностью. Славился исполнением партий в операх Верди- Манрико, Дон Карлос, Радамес, Отелло («Трубадур», «Дон Карлос», «Лида», «Отелло») и др. Лит.: Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Gara Е., Fr. Tamagno, «La Scala», 1954, № 50-51 |
Таманьо (Tamagno) Франческо (28.12.1850, Турин, - 31.8.1905, Варесе), итальянский певец (драматический тенор). Ученик К. Педротти. Дебютировал в 1870 (театр «Реджо», Турин). Гастролировал во многих странах (впервые в России в 1895). Вокальное мастерство (феноменальный по силе и красоте голос) сочетал с ярким темпераментом, сценичностью. Славился исполнением партий в операх Верди- Манрико, Дон Карлос, Радамес, Отелло («Трубадур», «Дон Карлос», «Лида», «Отелло») и др. Лит.: Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Gara Е., Fr. Tamagno, «La Scala», 1954, № 50-51 |
Александр Иванович [4(16).3.1878, Екатеринодар, ныне Краснодар, - 20.2.1936, Ереван], советский архитектор, народный архитектор Армении (1924). Окончил Петербургскую АХ (1904). В ранних произведениях (большой особняк Щербатова на улице Чайковского в Москве, 1911-13; комплекс санатория в Кратове, 1913-23; и др.) разрабатывал принципы классицизма. С 1923 жил и работал в Ереване. Создал первый генеральный план реконструкции Еревана (утвержден в 1924), проекты планировки Ленинакана (1925), Эчмиадзина (1927-28) и других городов. В многочисленных зданиях, построенных в Ереване, Т. использовал композиционные приёмы русского классицизма (здания физиотерапевтического, зооветеринарного, политехнического институтов, обсерватория и анатомикум медицинского института, 1920-е гг.), но чаще всего обращался к творческой переработке традиций армянского средневекового зодчества, мастерски используя породы местного камня, добиваясь монументальности образов (Дом правительства Армянской ССР, 1926-41, Государственная премия СССР, 1942; см. илл.; театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова, 1926-53, см. илл.). Творчество Т. сыграло важную роль в формировании архитектуры Армянской ССР. Лит.: Яралов Ю. С., Таманян, М., 1950. А. И. Таманян. Дом правительства Армянской ССР в Ереване. 1926-41. А. И. Таманян. Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова в Ереване. 1926-53. А. И. Таманян. А. И. Таманян. Ереванская гидроэлектростанция. 1-я очередь (ЕРГЭС-1). 1923-26. |
Таманян Александр Иванович [4(16).3.1878, Екатеринодар, ныне Краснодар, - 20.2.1936, Ереван], советский архитектор, народный архитектор Армении (1924). Окончил Петербургскую АХ (1904). В ранних произведениях (большой особняк Щербатова на улице Чайковского в Москве, 1911-13; комплекс санатория в Кратове, 1913-23; и др.) разрабатывал принципы классицизма. С 1923 жил и работал в Ереване. Создал первый генеральный план реконструкции Еревана (утвержден в 1924), проекты планировки Ленинакана (1925), Эчмиадзина (1927-28) и других городов. В многочисленных зданиях, построенных в Ереване, Т. использовал композиционные приёмы русского классицизма (здания физиотерапевтического, зооветеринарного, политехнического институтов, обсерватория и анатомикум медицинского института, 1920-е гг.), но чаще всего обращался к творческой переработке традиций армянского средневекового зодчества, мастерски используя породы местного камня, добиваясь═══монументальности образов (Дом правительства Армянской ССР, 1926-41, Государственная премия СССР, 1942; см. илл.; театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова, 1926-53, см. илл.). Творчество Т. сыграло важную роль в формировании архитектуры Армянской ССР. Лит.: Яралов Ю. С., Таманян, М., 1950. |
Тамара (около середины 60-х гг. 12 в. - 1207, по уточнённым данным) царица Грузии в 1184-1207. В царствование Т. Грузия добилась больших военно-политических успехов. Грузинские войска одержали победы при Шамхоре над азербайджанским атабеком Абубекром и его союзниками (1194), при Басиани - над румским султаном Рукнаддином (1202), взяли Каре (1204) и подчинили власти Т. почти всё Закавказье. На землях, отторгнутых у Византии, возникла Трапезундская империя, которая долгое время находилась под политическим влиянием Грузии. Вассалами и данниками Грузии стали эрзинкский султан, арзрумский эмир, хлатский султан, а также северно-кавказские горские владетели. В первые годы царствования Т. крупные феодалы выступили за передачу законодательной власти собранию представителей высших слоев общества и оставление за царицей лишь исполнительной власти. После переговоров за Т. сохранилось право управления и законодательства, но она утратила прерогативу единоличного решения государственных дел, которые решались совместно Т. и участниками высшего государственного совета («Дарбази»). Господство феодальной знати вызывало недовольство угнетённого населения. В годы своего правления Т. жестоко подавляла восстания грузинских горцев, выступавших против установления у них феодальных порядков. В её царствование строились дороги, мосты, караван-сараи, возводились крепости, церкви, монастыри. Т. покровительствовала наукам и искусству. Ей посвящены оды Чахрухадзе, Шавтели, «Витязь в барсовой шкуре» Ш. Руставели. В 1185 Т. вышла замуж за сына князя Андрея Боголюбского - Юрия, с которым разошлась через два года. Вторично Т. вышла замуж в 1189 за Давида Сослани, представителя осетинской ветви грузин. Багратиони. Лит.: История Грузии, Тб., 1975. См. также лит. при ст. Грузинская ССР (См. Грузинская Советская Социалистическая республика). М. Д. Лордкипанидзе. |
Тамара Ханум (псевдоним; настоящие имя и фамилия Тамара Артемовна Петросян) [р. 16(29).3.1906, Фергана], узбекская советская танцовщица, певица, народная артистка СССР (1956). Член КПСС с 1941. По национальности армянка. На сцене с 1919. В 1925 окончила центральный театр, техникум в Москве. В 1926-28 танцовщица музыкально-этнографического ансамбля (Ташкент), в 1928-1934 один из организаторов музыкально-драматических театров в Самарканде, Коканде и др. В 1935 выступала на 1-м Всемирном фестивале народного танца в Лондоне. С 1936 артистка Узбекской филармонии. Реформировала исполнительский стиль узбекского женского танца, принимала участие в становлении национального балетного театра. Изучала фольклор народов других республик и зарубежных стран, вводила в свой репертуар их песни и танцы, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры. Постановщик большинства исполняемых ею танцев. Государственная премия СССР (1941). Награждена орденом Ленина, 6 др. орденами, а также медалями. Лит.: Широкий Ю. В., Тамара Ханум, Л.- М., 1941; Авдеева Л. А., Тамара Ханум, М., 1959; Широкая О., тамара Ханум, Таш., 1973. М. С. Клейменова. Тамара Ханум. Тамара Ханум исполняет армянскую народную песню «Кто идёт?». |
Тамарикс - тамариск, род кустарниковых и древесных растений семейства гребенщиковых; то же, что Гребенщик. |
Тамариксовые - тамарисковые, семейство двудольных растений; то же, что Гребенщиковые. |
Тамаринд - индийский финик (Tamarindus indica), дерево семейства бобовых (подсемейства цезальпиниевых), высота до 30-40 м, с раскидистой кроной и перистораздельными листьями. Цветки желтоватые, собраны в кистевидные повисающие соцветия. Плод - боб, длиной до 15 см, с сочной кисло-сладкой мякотью. Т. растет в тропической Африке и Азии. Культивируют его в тропиках как декоративное растение и ради плодов, употребляемых в пищу в свежем и сушёном виде и используемых для приготовления напитков, джемов, в кондитерской промышленности. Мякоть плодов применяют в медицине, как слабительное средство. Древесину используют для изготовления ступок для риса, молотков, колёс, мебели. В СССР Т. разводят в оранжереях. Лит.: Синягин И. И., Тропическое земледелие, М., 1968. Тамаринд; ветвь с плодами. |
Тамарины - сагуины (Saguinus), род широконосых обезьян семейства игрунковых. В отличие от игрунок (См. Игрунки), у С. более развиты клыки, отсутствуют околоушные кисточки и кольца на хвосте. Длина тела 16-30 см, хвоста 27-42 см. Распространены в бассейне р. Амазонка. Рождают 2 детёнышей, о которых самец заботится больше, чем самка. |
Пампа-дель-Тамаругаль (Раmра del Tamarugal), пустынная равнина в Продольной долине (См. Продольная долина) на С. Чили (от 19 до 22° южной широты), между Береговой и Западными Кордильерами. Ширина 30-60 км. Высота 900-1200 м. Климат тропический пустынный. Временные водотоки. Высокое стояние грунтовых вод способствует произрастанию ксерофильных низкорослых деревьев и кустарников, ныне почти вырубленных. Добыча поваренной соли, селитры. |