Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Т" (часть 8, "ТАЛ"-"ТАМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 8, "ТАЛ"-"ТАМ")

Талышские горы

Талышинские горы, Талыш, горы на Ю.-В. Кавказа, в Азербайджанской ССР, на границе с Ираном. Служат продолжением системы Малого Кавказа (См. Малый Кавказ), от которого отделены прогибом, занятым нижним течением р. Аракса. Состоят из трёх продольных хребтов: главного водораздельного гребня, Пештасарского и Буроварского. Преобладающая высота главного гребня 2000-2200 м, наибольшая - 2477 м (г. Кюмюркёй). Горы сложены флишевыми и вулканогенными толщами с интрузиями основных пород. Сейсмичность. На восточных склонах гор (до высоты 600 м) субтропические, выше преимущественные буковые леса; на главном гребне - нагорная ксерофитная и горная лугостепная растительность.

Талышский язык

Талышский язык - язык талышей (См. Талыши). Распространён на Ю. Азербайджанской ССР и в сопредельном Иране. Относится к северо-западной группе иранских языков (См. Иранские языки). Имеет несколько говоров, главный из которых - ленкоранский. Язык аналитического строя. Специфические фонетические черты: распространение редуцированного гласного «ъ»; развита ассимиляция гласных. В морфологии наблюдаются флективные черты: формы косвенного падежа имён, ряд простых глагольных форм, например оптатив и аугментированная форма имперфекта. Своеобразна аналитическая форма презенса, образованная от инфинитива. Широко развита система послелогов, часто используемых в сочетании с предлогами. Переходные глаголы в ряде форм прошедшего времени требуют эргативной конструкции (См. Эргативная конструкция) предложения. В определительной конструкции определение с показателем -а предшествует определяемому.

Лит.: Миллер Б. В., Талышские тексты, М., 1930; его же, Талышский язык, М., 1953; Языки народов СССР, т. 1, М., 1966; Талышско-русский словарь, М., 1976.

Л. А. Пирейко.

Талышское ханство

Талышское ханство - феодальное государство талышей в Азербайджане. Образовалось в середине 18 в. на юго-западном побережье Каспийского моря в связи с распадом державы Надир-шаха. Основоположником ханской династии был выходец из местной феодальной знати Сеид Аббас, после смерти которого Т. х. возглавил его сын Гара (правил в 1747-86). Основой экономики были земледелие и скотоводство; столица ханства Ленкорань стала торговым и ремесленным центром. В условиях постоянной Иранской агрессии в Т. х. крепла русская внешнеполитическая ориентация. В 1795 талышский хан Мир-Мустафа обратился к России с просьбой о покровительстве. В 1802 Т. х. было принято под протекторат, а по Туркманчайскому договору 1828 окончательно присоединено к России.

Лит.: Левиатов В. Н., Очерки по истории Азербайджана в XVIII в., Баку, 1948; Абдуллаев Г. Б., Из истории Северо-Восточного Азербайджана в 60-80-е гг. XVIII в., Баку, 1958.

Таль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Таль (механич.)

Таль (от голл. talie), подвесное грузоподъёмное устройство с ручным или механическим (электрическим или пневматическим) приводом. Различают Т. стационарные и передвижные, подвешенные к специальным тележкам, перемещающимся по подвесным монорельсовым путям.

Т. с ручным приводом имеют корпус, в котором размещен механизм подъёма груза, и крюковую подвеску, к которой подвешивается груз. Механизм подъёма выполняется с червячной или зубчатой передачей и приводится в действие вручную бесконечной (замкнутой) цепью. Приводная звёздочка (блок) механизма подъёма и подвижная звёздочка (блок) крюковой подвески огибаются пластинчатой или сварной грузовой цепью. В механизме подъёма установлен тормоз, предотвращающий самопроизвольное опускание поднятого груза. Грузоподъёмность ручных Т. 0,25-10 т; высота подъёма 3-12 м.

Т. с электрическим приводом (рис.) представляет собой лебёдку с редуктором, электродвигателем, барабаном или звёздочкой, тормозом и крюковой подвеской. Грузоподъёмность 0,25-5 т; высота подъёма 3-18 м, скорость передвижения при управлении с пола при помощи кнопочного пульта 20 м/мин, при управлении из кабины, перемещающейся вместе с Т., - до 360 м/мин. Подвод тока осуществляется от троллейных или гибких проводов (кабелей).

Для работы в пожароопасной среде применяют Т. с пневматическим приводом, получающим для питания сжатый воздух обычно от компрессорной станции или из привозных газовых баллонов. Пневматический привод обеспечивает плавное бесступенчатое регулирование скорости подъёма. Т. применяются как самостоятельные грузоподъёмные устройства в цехах промышленных предприятий, на складах, в ремонтных мастерских, на судах и т. п., а также используются в качестве механизмов подъёма в однобалочных мостовых подъёмных кранах, настенных консольных передвижных и стационарных кранах и монорельсовых грузовых тележках. Т. с механическим приводом иногда называют тельфером.

Лит.: Грузоподъёмные машины, М., 1973.

Т. А. Никольская.

Таль Михаил Нехемьевич

Таль Михаил Нехемьевич (р. 9.11.1936, Рига), советский шахматист, гроссмейстер СССР и международный гроссмейстер (1957), заслуженный мастер спорта (1960), журналист. Окончил Латвийский университет (1958). Чемпион СССР (1957, 1958, 1967, 1972, 1974), мира (1960-61, после выигрыша матча у М. М. Ботвинника), член сборной команды СССР на 6 всемирных шахматных олимпиадах (в 1958-74) и 4 чемпионатах Европы (в 1957-73), победитель турниров: межзонального (1958), претендентов (1959), международных - в Цюрихе (1959), Бледе (1961), Гастингсе (1964 и 1974), Сараево и Пальме (о. Мальорка; 1966), Таллине (1971, 1973), Бевервейке, памяти М. И. Чигорина в Сочи (1973) и др. В 1960-70 редактор журнала «Шахматы» (Рига). Награжден орденом «Знак Почёта».

Соч.: Матч Ботвинник - Таль, Рига, 1961.

Лит.: Кобленц А., Дорогами шахматных сражений, Рига, 1963.

Тальберг

Тальберг (Thalberg)

Зигизмунд (7.1.1812, Женева, - 24.7.1871, Неаполь), австрийский пианист. Концертировал во многих странах, в том числе в России в 1839. Игра Т. славилась певучестью тона и блестящей техникой; современники (Г. Гейне) считали Т. одним из 3 величайших пианистов мира (в 1830-е гг. наряду с Ф. Шопеном и Ф. Листом). Был представителем направления так называемого салонного пианизма, которому противопоставлялось новое, драматическое, идейно-содержательное искусство Листа; в известном состязании с Т. (Париж, 1837) и в последовавшей «войне тальбергианцев и листианцев» Лист одержал историческую победу. Сочинения Т. (фортепьянные салонные пьесы, транскрипции, фантазии на оперные темы) утратили значение.

Тальберг Зигизмунд

Тальберг (Thalberg) Зигизмунд (7.1.1812, Женева, - 24.7.1871, Неаполь), австрийский пианист. Концертировал во многих странах, в том числе в России в 1839. Игра Т. славилась певучестью тона и блестящей техникой; современники (Г. Гейне) считали Т. одним из 3 величайших пианистов мира (в 1830-е гг. наряду с Ф. Шопеном и Ф. Листом). Был представителем направления так называемого салонного пианизма, которому противопоставлялось новое, драматическое, идейно-содержательное искусство Листа; в известном состязании с Т. (Париж, 1837) и в последовавшей «войне тальбергианцев и листианцев» Лист одержал историческую победу. Сочинения Т. (фортепьянные салонные пьесы, транскрипции, фантазии на оперные темы) утратили значение.

Тальбот

Толбот (Talbot) Уильям Генри Фоке (11.2.1800, Мелбери-Хаус, Дорсетшир, - 17.9.1877, близ Чиппенема, Уилтшир), английский учёный, один из изобретателей фотографии (См. Фотография). Учился в Кембриджском университете. Член Лондонского королевского общества (1831). С открытием принципов фотографии выступил в 1839. В 1841 обосновал способ калотипии, состоявший в том, что изображение, зафиксированное на светочувствительном слое, покрывающем, в отличие от дагеротипии, не металлическую пластину, а бумагу (Негатив), переносится на др. бумагу (Позитив). В 1843 впервые осуществил позитивную печать с увеличением. Разработав сравнительно простой и недорогой негативно-позитивный процесс, Т. открыл возможность тиражирования в фотографии. Своё изобретение описал и проиллюстрировал собственными снимками в книге «Кисть натуры» (1844). Автор ряда работ по физике, математике, астрономии и археологии.

Лит.: [Евгенов С. В.], Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии, М., 1938.

Тальбот Уильям Генри Фоке

Тальбот, Толбот (Talbot) Уильям Генри Фоке (11.2.1800, Мелбери-Хаус, Дорсетшир, - 17.9.1877, близ Чиппенема, Уилтшир), английский учёный, один из изобретателей фотографии. Учился в Кембриджском университете. Член Лондонского королевского общества (1831). С открытием принципов фотографии выступил в 1839. В 1841 обосновал способ калотипии, состоявший в том, что изображение, зафиксированное на светочувствительном слое, покрывающем, в отличие от дагеротипии, не металлическую пластину, а бумагу (негатив), переносится на др. бумагу (позитив). В 1843 впервые осуществил позитивную печать с увеличением. Разработав сравнительно простой и недорогой негативно-позитивный процесс, Т. открыл возможность тиражирования в фотографии. Своё изобретение описал и проиллюстрировал собственными снимками в книге «Кисть натуры» (1844). Автор ряда работ по физике, математике, астрономии и археологии.

Лит.: [Евгенов С. В.], Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии, М., 1938.

Тальвег

Тальвег (немецкий Talweg, от Tal - долина и Weg - дорога)

линия, соединяющая самые глубокие части дна долины, оврага, балки.

Тальви

Айно (настоящие имя и фамилия - Айно Аугустовна Пиндам) [р. 24.1(6.2). 1905, Тарту], эстонская советская актриса, народная артистка СССР (1966). На сцене с 1929. Работала в Таллинском эстрадном драматическом театре (1935-44), театре «Эстония» (1944-49). С 1949 в труппе Эстонского театра им. В. Кингисеппа. Лучшие роли: Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вишневского), Вдова («Вдова полковника» Смуула), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира), Нора («Нора» Ибсена), Роксана («Сирано де Бержерак» Ростана), Кураж («Мамаша Кураж и её дети» Брехта) и др. Для искусства Т. характерны глубина психологического анализа, тонкая интеллектуальность и яркая эмоциональность. Награждена орденом Ленина и медалью.

Лит.: Kalmet L., Aino Talvi, Tallinn, 1965.

А. Тальви.

А. Тальви.

Тальви Айно

Тальви Айно (настоящие имя и фамилия - Айно Аугустовна Пиндам) [р. 24.1(6.2). 1905, Тарту], эстонская советская актриса, народная артистка СССР (1966). На сцене с 1929. Работала в Таллинском эстрадном драматическом театре (1935-44), театре «Эстония» (1944-49). С 1949 в труппе Эстонского театра им. В. Кингисеппа. Лучшие роли: Комиссар («Оптимистическая трагедия» Вишневского), Вдова («Вдова полковника» Смуула), Клеопатра («Антоний и Клеопатра» Шекспира), Нора («Нора» Ибсена), Роксана («Сирано де Бержерак» Ростана), Кураж («Мамаша Кураж и её дети» Брехта) и др. Для искусства Т. характерны глубина психологического анализа, тонкая интеллектуальность и яркая эмоциональность. Награждена орденом Ленина и медалью.

Лит.: Kalmet L., Aino Talvi, Tallinn, 1965.

Тальгрен

Тальгрен (Tallgren)

Арне Михаэль (8.2.1885, Руовеси, - 13.4.1945, Хельсинки), финский историк и археолог. Профессор университета в Тарту (1920-23) и Хельсинки (с 1923). Член Финской АН (1926). Специалист по бронзовому и раннему железному веку Восточной Европы. Неоднократно участвовал в археологических раскопках в различных районах России. В 1926-38 был редактором издававшегося Финским археологическим обществом журнала «Eurasia Septentrionalis Antiqua».

Лит.: «Eurasia Septentrionalis Antiqua», Supplementary volume, Hels., 1954 (приведён список трудов Т.).

Тальгрен Арне Михаэль

Тальгрен (Tallgren) Арне Михаэль (8.2.1885, Руовеси, - 13.4.1945, Хельсинки), финский историк и археолог. Профессор университета в Тарту (1920-23) и Хельсинки (с 1923). Член Финской АН (1926). Специалист по бронзовому и раннему железному веку Восточной Европы. Неоднократно участвовал в археологических раскопках в различных районах России. В 1926-38 был редактором издававшегося Финским археологическим обществом журнала «Eurasia Septentrionalis Antiqua».

Лит.: «Eurasia Septentrionalis Antiqua», Supplementary volume, Hels., 1954 (приведён список трудов Т.).

Тальен

Тальен (Tallien)

Жан Ламбер (23.1.1767, Париж, - 16.11.1820, там же), французский политический деятель, участник Великой французской революции. После свержения монархии (10 августа 1792) стал секретарём Парижской Коммуны. С сентября 1792 член Конвента, якобинец. Осенью 1793 был направлен комиссаром в Бордо; использовал полномочия для личной наживы (казнокрадство, взятки и др.). По настоянию М. Робеспьера весной 1794 был отозван. Т. - один из главарей контрреволюционного Термидорианского переворота (1794). Руководил подавлением народного Прериальского восстания (См. Прериальское восстание) 1795 в Париже. В период Директории (1795-99) член Совета пятисот. После переворота 18 брюмера (1799) отошёл от политической деятельности.

Тальен Жан Ламбер

Тальен (Tallien) Жан Ламбер (23.1.1767, Париж, - 16.11.1820, там же), французский политический деятель, участник Великой французской революции. После свержения монархии (10 августа 1792) стал секретарём Парижской Коммуны. С сентября 1792 член Конвента, якобинец. Осенью 1793 был направлен комиссаром в Бордо; использовал полномочия для личной наживы (казнокрадство, взятки и др.). По настоянию М. Робеспьера весной 1794 был отозван. Т. - один из главарей контрреволюционного Термидорианского переворота (1794). Руководил подавлением народного Прериальского восстания 1795 в Париже. В период Директории (1795-99) член Совета пятисот. После переворота 18 брюмера (1799) отошёл от политической деятельности.

Тальк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Талька

Талька (Talca)

город в Чили, в Продольной долине, административный центр провинции Талька. 84 тыс. жителей (1972). Ж.-д. узел. Спичечная фабрика, предприятия обувной, бумажной, кондитерской, спирто-водочной, мукомольной промышленности. Литейные заводы. В окрестностях Т. - аэропорт. Основан в 1692.

Талькауано

Талькауано (Talcahuano)

город в Чили, в провинции Консепсьон. 139 тыс. жителей (1972). Порт (главным образом по импорту) на Тихом океане. Машиностроение. Предприятия нефтехимической, пищевой промышленности. Центр рыболовства. Близ Т. (в Уачипато) - единственный в Чили крупный комбинат чёрной металлургии. Аэропорт.

Талькотта способ

Талькотта способ - способ определения астрономической широты φ пункта путём измерения окулярным Микрометром астрономического инструмента малой (16-20') разности Δz зенитных расстояний двух звёзд - южной и северной - в момент прохождения их через плоскость меридиана. Предложен датским астрономом П. Хорребоу в 1740, практически разработан американским геодезистом А. Талькоттом (A. Talcott) в 1857 и назван его именем. Если обе звезды в верхней кульминации, то

Большая советская энциклопедия (БСЭ) Статьи на букву Т (часть 8, ТАЛ-ТАМ)

,

а если северная звезда в нижней кульминации, то

Большая советская энциклопедия (БСЭ) Статьи на букву Т (часть 8, ТАЛ-ТАМ)

,

где δ - склонение и z - зенитное расстояние [южной (S) и северной (N)] звезды. Дополнительно учитывают поправки: за уровень Талькотта (за изменение наклона трубы при повороте инструмента на 180°), за разность рефракций ρs и ρn в направлении южной и северной звёзд, за кривизну суточной параллели и т. д. Т. с. широко применяется на астроопределениях 1-го класса и в работах Службы широты (См. Служба широты) в СССР и за рубежом в широтах до 65°.

Лит.: Кузнецов А. Н., Геодезическая астрономия, М., 1966; Уралов С. С., Общая теория методов геодезической астрономии, М., 1973.

А. В. Буткевич.

Тальма

Тальма (Talma)

Франсуа Жозеф (15.1.1763, Париж, - 19.10.1826, там же), французский актёр. Окончив в Париже Королевскую школу декламации и пения, в 1787 дебютировал в театре «Комеди Франсез». С 1806 профессор драматического класса Парижской консерватории. Идейно-художественные взгляды Т. сформировались под воздействием французских и английских просветителей. С первых дней Великой французской революции Т. стремился сделать театр проводником революционных идей. В 1791 возглавил труппу революционно настроенных актёров, покинувших «Комеди Франсез» и основавших «Театр Республики». Образы Генриха VIII, Лассаля («Генрих VIII», «Жан Калас, или Урок судьям» Шенье), Муция Сцеволы («Муций Сцевола» Лансиваля) и др. в трактовке Т. олицетворяли мужество борцов за идеалы гуманизма, против фанатизма и тирании. Актёр классицистской трагедии, Т. вносил в исполнение взволнованность, эмоциональность, разрушавшие абстрактную обобщенность Классицизма. После поражения якобинской диктатуры вернулся в 1799 в «Комеди Франсез». Главное место в его творчестве заняли герои трагедий У. Шекспира (в переделке Ж. Ф. Дюси): Макбет, Отелло, Гамлет («Макбет», «Отелло», «Гамлет»). Добиваясь исторической и этнографической конкретизации образа, Т. осуществил реформаторские начинания в области сценического костюма и грима (ввёл античный, средневековый, восточный и ренессансный костюмы).

Соч. в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары, М.-Л., 1931.

Лит.: Панов В., Франсуа-Жозеф Тальма (1763-1826), М.- Л., 1939; История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

Ф. Ж. Тальма.

Ф. Ж. Тальма.

Ф. Ж. Тальма в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира).

Ф. Ж. Тальма в роли Гамлета («Гамлет» У. Шекспира).

Тальма Франсуа Жозеф

Тальма (Talma) Франсуа Жозеф (15.1.1763, Париж, - 19.10.1826, там же), французский актёр. Окончив в Париже Королевскую школу декламации и пения, в 1787 дебютировал в театре «Комеди Франсез». С 1806 профессор драматического класса Парижской консерватории. Идейно-художественные взгляды Т. сформировались под воздействием французских и английских просветителей. С первых дней Великой французской революции Т. стремился сделать театр проводником революционных идей. В 1791 возглавил труппу революционно настроенных актёров, покинувших «Комеди Франсез» и основавших «Театр Республики». Образы Генриха VIII, Лассаля («Генрих VIII», «Жан Калас, или Урок судьям» Шенье), Муция Сцеволы («Муций Сцевола» Лансиваля) и др. в трактовке Т. олицетворяли мужество борцов за идеалы гуманизма, против фанатизма и тирании. Актёр классицистской трагедии, Т. вносил в исполнение взволнованность, эмоциональность, разрушавшие абстрактную обобщенность классицизма. После поражения якобинской диктатуры вернулся в 1799 в «Комеди Франсез». Главное место в его творчестве заняли герои трагедий У. Шекспира (в переделке Ж. Ф. Дюси): Макбет, Отелло, Гамлет («Макбет», «Отелло», «Гамлет»). Добиваясь исторической и этнографической конкретизации образа, Т. осуществил реформаторские начинания в области сценического костюма и грима (ввёл античный, средневековый, восточный и ренессансный костюмы).

Соч. в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары, М.-Л., 1931.

Лит.: Панов В., Франсуа-Жозеф Тальма (1763-1826), М.- Л., 1939; История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

Тальменка

Тальменка - посёлок городского типа, центр Тальменского района Алтайского края РСФСР. Расположен на правом берегу р. Чумыш (приток Оби). Ж.-д. станция (Усть-Тальменская) на линии Новосибирск - Барнаул, в 70 км к С. от Барнаула. 22 тыс. жителей (1975). Лесная промышленность; заводы: тракторных агрегатов, железобетонных изделий, металлоконструкций, винодельческий, маслосырозавод. С.-х. техникум, медицинское училище.

Тальник

Тальник - название некоторых ив, преимущественно кустарниковых, а также их зарослей.

Тальное

Тальное - город (с 1938), центр Тальновского района Черкасской области УССР. Расположен на р. Горный Тикич (бассейн Южного Буга). Ж.-д. станция на линии Христиновка - Цветково. 15 тыс. жителей (1975). Комбинаты: молочно-консервный, хлебопродуктов; заводы: металлоизделий, строительных материалов, щебёночный, сахарный и др. предприятия пищевой промышленности. Строительный техникум.

Тальони

Тальони (Taglioni)

Мария (23.4.1804, Стокгольм, - 22.4.1884, Марсель), итальянская артистка балета. Одна из видных танцовщиц балетного театра эпохи романтизма. Училась у своего отца, известного балетмейстера Ф. Тальони. Дебютировала в 1822 в Вене. В 1827-35 выступала в Париже, где исполнение в 1832 партии Сильфиды («Сильфида» Шнейцгоффера, балетм. Ф. Тальони) принесло ей всемирную известность. Творчество Т. оказало большое влияние на развитие балетного искусства. Её танец отличался одухотворённостью, чистотой, особой грацией и кантиленностью. Т. ввела (при содействии отца, постановщика почти всех балетов, в которых выступала Т.) новые средства образной выразительности, в том числе танец на пуантах (См. Пуанты). Лёгкий, воздушный костюм, созданный для неё художником Э. Лами, способствовал реформе балетного танца. В 1837-42 ежегодно выступала в Петербурге. Гастролировала в Лондоне, где Ж. Перро создал для Т. балеты на музыку Ч. Пуньи «Па-де-катр» (1845) и «Суд Париса» (1846). В 1847 оставила сцену. Преподавала танцы детям английской аристократии. Её ученицей была известная балерина Э. Ливри. Окончила жизнь в бедности.

Лит.: Соловьев Н. В., Мария Тальони, 1804-1884, СПБ, 1912; Слонимский Ю., «Сильфида». Балет, Л., 1927; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958; Levinson A., Marie Taglioni (1804-1884), P., 1929; Guest J., The romantic ballet in Paris, L., 1966.

М. Тальони.

М. Тальони.

М. Тальони в партии Сильфиды («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера).

М. Тальони в партии Сильфиды («Сильфида» Ж. Шнейцгоффера).

Тальони Мария

Тальони (Taglioni) Мария (23.4.1804, Стокгольм, - 22.4.1884, Марсель), итальянская артистка балета. Одна из видных танцовщиц балетного театра эпохи романтизма. Училась у своего отца, известного балетмейстера Ф. Тальони. Дебютировала в 1822 в Вене. В 1827-35 выступала в Париже, где исполнение в 1832 партии Сильфиды («Сильфида» Шнейцгоффера, балетм. Ф. Тальони) принесло ей всемирную известность. Творчество Т. оказало большое влияние на развитие балетного искусства. Её танец отличался одухотворённостью, чистотой, особой грацией и кантиленностью. Т. ввела (при содействии отца, постановщика почти всех балетов, в которых выступала Т.) новые средства образной выразительности, в том числе танец на пуантах. Лёгкий, воздушный костюм, созданный для неё художником Э. Лами, способствовал реформе балетного танца. В 1837-42 ежегодно выступала в Петербурге. Гастролировала в Лондоне, где Ж. Перро создал для Т. балеты на музыку Ч. Пуньи «Па-де-катр» (1845) и «Суд Париса» (1846). В 1847 оставила сцену. Преподавала танцы детям английской аристократии. Её ученицей была известная балерина Э. Ливри. Окончила жизнь в бедности.

Лит.: Соловьев Н. В., Мария Тальони, 1804-1884, СПБ, 1912; Слонимский Ю., «Сильфида». Балет, Л., 1927; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958; Levinson A., Marie Taglioni (1804-1884), P., 1929; Guest J., The romantic ballet in Paris, L., 1966.

Тальрозе

Виктор Львович (р. 15.4.1922, г. Тула), советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1945. Окончил МГУ (1947). С 1947 работает в Институте химической физики АН СССР, одновременно (с 1954) в Московском физико-техническом институте (с 1961 заведующий кафедрой химической физики). Основные труды по кинетике химических реакций, протекающих под действием излучений, и применению физических методов в химии (в частности, выполнил масс-спектрометрические исследования реакций многих свободных радикалов и ионов); обнаружил химические реакции органических ионов с молекулами в газах; создал химический лазер, использующий реакцию водорода с фтором. Т. - автор 2 открытий, в том числе явления сверхнизкого внешнего трения твёрдых тел, возникающего под действием излучений. Награжден 6 орденами, а также медалями.

Тальрозе Виктор Львович

Тальрозе Виктор Львович (р. 15.4.1922, г. Тула), советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1945. Окончил МГУ (1947). С 1947 работает в Институте химической физики АН СССР, одновременно (с 1954) в Московском физико-техническом институте (с 1961 заведующий кафедрой химической физики). Основные труды по кинетике химических реакций, протекающих под действием излучений, и применению физических методов в химии (в частности, выполнил масс-спектрометрические исследования реакций многих свободных радикалов и ионов); обнаружил химические реакции органических ионов с молекулами в газах; создал химический лазер, использующий реакцию водорода с фтором. Т. - автор 2 открытий, в том числе явления сверхнизкого внешнего трения твёрдых тел, возникающего под действием излучений. Награжден 6 орденами, а также медалями.

Тальтс

Яан Аугустович (р. 19.5.1944, Массиару Пярнуского района Эстонской ССР), советский спортсмен-тяжелоатлет, заслуженный мастер спорта (1969), преподаватель. Член КПСС с 1974. Чемпион Олимпийских игр (1972), мира (1969-70), Европы (1968-70, 1972) и СССР (1967-68, 1972) в 1-м тяжёлом и полутяжёлом весе. Награжден 2 орденами.

Тальтс Яан Аугустович

Тальтс Яан Аугустович (р. 19.5.1944, Массиару Пярнуского района Эстонской ССР), советский спортсмен-тяжелоатлет, заслуженный мастер спорта (1969), преподаватель. Член КПСС с 1974. Чемпион Олимпийских игр (1972), мира (1969-70), Европы (1968-70, 1972) и СССР (1967-68, 1972) в 1-м тяжёлом и полутяжёлом весе. Награжден 2 орденами.

Талья

Талья (франц. taille)

постоянный прямой налог во Франции 15-18 вв. Королевская Т. как временный налог была введена в правление Людовика IX (1226-70). С учреждением постоянной армии (ордонанс 1439) Т. была утверждена как постоянный прямой налог. Т. была двух видов: в северной части Франции так называемая личная Т. (taille personnelle) - ею облагались лица из третьего сословия; на юге страны «реальная», или «имущественная», Т. (taille réelle) - ею облагалась земля недворянского статуса (terre roturière), независимо от сословной принадлежности землевладельца (таким образом дворянин тоже платил Т., если имел недворянскую землю, которая, возможно, принадлежала ранее лицу третьего сословия). В 17-18 вв. Т. уплачивалась преимущественно крестьянством. Большие размеры Т., произвол при её распределении делали этот налог одним из наиболее ненавистных для народа. Т. была отменена Великой французской революцией.

Тальян

Шара Мкртычевич [16(28).7.1893, Тбилиси, - 7.11.1965, Ереван], советский певец (тенор, затем баритон), народный артист Армянской ССР (1939). Сын ашуга. Пению обучался у Г. Сюни, а также в Петроградской консерватории (1916-18, у С. И. Габеля). Выступал в оперных, опереточных труппах и ашугских ансамблях (часто их организатор). Один из создателей Армянского театра оперы и балета (См. Армянский театр оперы и балета), в 1933-54 его солист.

Владея европейской певческой культурой, создал самобытные образы в русских, западноевропейских и советских операх (в ряде армянских опер был первым исполнителем). Выступал как концертный певец. Был также знатоком и мастером-исполнителем народных, гусанских и ашугских песен. Составитель и редактор (совместно с М. Агаяном) сборников песен Саят-Новы (1946, 1963) и Дживани (1955). Депутат Верховного Совета Армянской ССР 1-го и 2-го созывов. Государственная премия СССР (1946). Награжден орденом Ленина и 2 др. орденами.

Р. А. Атаян.

Тальян Шара Мкртычевич

Тальян Шара Мкртычевич [16(28).7.1893, Тбилиси, - 7.11.1965, Ереван], советский певец (тенор, затем баритон), народный артист Армянской ССР (1939). Сын ашуга. Пению обучался у Г. Сюни, а также в Петроградской консерватории (1916-18, у С. И. Габеля). Выступал в оперных, опереточных труппах и ашугских ансамблях (часто их организатор). Один из создателей Армянского театра оперы и балета, в 1933-54 его солист.

Владея европейской певческой культурой, создал самобытные образы в русских, западноевропейских и советских операх (в ряде армянских опер был первым исполнителем). Выступал как концертный певец. Был также знатоком и мастером-исполнителем народных, гусанских и ашугских песен. Составитель и редактор (совместно с М. Агаяном) сборников песен Саят-Новы (1946, 1963) и Дживани (1955). Депутат Верховного Совета Армянской ССР 1-го и 2-го созывов. Государственная премия СССР (1946). Награжден орденом Ленина и 2 др. орденами.

Р. А. Атаян.

Тальянка

Тальянка (искажение слова итальянка)

один из видов однорядной русской гармони (См. Гармонь).

Тама

Тама (самоназвание - тамок)

народ, живущий по обе стороны границы Суданской Демократической Республики и Республики Чад, к С.-В. и Ю.-В. от г. Абеше. Численность вместе с родственными племенами марарит (самоназвание абири), сунгор, кибет и др. свыше 200 тыс. чел. (1970, оценка). Язык Т. относится к группе языков Центрального и Восточного Судана; часть Т. говорит по-арабски. По религии - мусульмане. Основные занятия - земледелие (просо, пшеница, рис) и скотоводство.

Тамазигт

Тамазигт - группа племён берберов (См. Берберы), населяющих в Марокко горы Средний Атлас. Говорят на диалекте берберского языка (См. Берберский язык); многие двуязычны (говорят также по-арабски). По религии - мусульмане. Т. занимаются горным земледелием, разводят коз и овец; развито отходничество в города.

Тамайо-и-Баус

Тамайо-и-Баус (Tamayo у Baus)

Мануэль (15.9.1829, Мадрид, - 20.6.1898, там же), испанский драматург. Член Испанской академии языка (с 1858). Выступил с романтическими историческими драмами «Жанна д'Арк» (1847, вольная обработка «Орлеанской девы» Ф. Шиллера), «5 августа» (1849), «Виргиния» (1853). Принципы реалистической драмы Т.-и-Б. изложил в речи «Об истине как источнике красоты в драматической литературе» (1859). Опубликовал реалистическую психологическую драму на исторический сюжет «Сумасшествие от любви» (1855, рус. пер. 1875), пьесы о современных нравах «Снежный ком» (1856), «Дело чести» (1863), психологическую пьесу из времён У. Шекспира «Новая драма» (1867, рус. пер. 1919) и др. В комедии «Порядочные люди» (1870) Т.-и-Б. с консервативных позиций подверг критике буржуазную действительность.

Соч.: Obras, v. 1-4, Madrid,1898-1900.

Лит.: Sicars у Salvadó N., D. Manuel Tamayo у Baus. Estudio crítico-biográfico, Barselona, 1906; Sáinz de Robles F. C., El teatro español. Histora у antología, v. 7, Madrid, 1943; Flynn G., Manuel Tamayo у Baus, N. Y., [1973] (лит.).

З. И. Плавскин.

Тамайо-и-Баус Мануэль

Тамайо-и-Баус (Tamayo у Baus) Мануэль (15.9.1829, Мадрид, - 20.6.1898, там же), испанский драматург. Член Испанской академии языка (с 1858). Выступил с романтическими историческими драмами «Жанна д'Арк» (1847, вольная обработка «Орлеанской девы» Ф. Шиллера), «5 августа» (1849), «Виргиния» (1853). Принципы реалистической драмы Т.-и-Б. изложил в речи «Об истине как источнике красоты в драматической литературе» (1859). Опубликовал реалистическую психологическую драму на исторический сюжет «Сумасшествие от любви» (1855, рус. пер. 1875), пьесы о современных нравах «Снежный ком» (1856), «Дело чести» (1863), психологическую пьесу из времён У. Шекспира «Новая драма» (1867, рус. пер. 1919) и др. В комедии «Порядочные люди» (1870) Т.-и-Б. с консервативных позиций подверг критике буржуазную действительность.

Соч.: Obras, v. 1-4, Madrid,1898-1900.

Лит.: Sicars у Salvadó N., D. Manuel Tamayo у Baus. Estudio crítico-biográfico, Barselona, 1906; Sáinz de Robles F. C., El teatro español. Histora у antología, v. 7, Madrid, 1943; Flynn G., Manuel Tamayo у Baus, N. Y., [1973] (лит.).

З. И. Плавскин.

Тамала

Тамала - посёлок городского типа, центр Тамалинского района Пензенской области РСФСР. Расположен на Ю.-З. области. Ж.-д. станция на линии Тамбов - Ртищево. Заводы крупяной и сухого молока.

Тамале

Тамале (Tamale)

город в Гане, административный центр Северной области. 99 тыс. жителей (1970). Соединён шоссе с Атлантическим побережьем. Торговый центр с.-х. района (хлопчатник, зерновые, животноводство). Текстильные, пищевые предприятия. Транспортное машиностроение.

Тамандуа

Тамандуа - млекопитающее муравьедов (См. Муравьеды).

Таманский полуостров

Тамань, полуостров в Западном Предкавказье, в Краснодарском крае РСФСР. Расположен на западно-северо-западном продолжении горной системы Большого Кавказа. Омывается водами Чёрного и Азовского морей и Керченского пролива. Площадь 2000 км2. Берега низкие, изрезанные заливами. На рубеже н. э. здесь были острова, которые в 5 в. соединились наносной сушей и образовали полуостров. Прежние острова представляют собой гряды уплощённых куполовидных возвышений из глинистых пород (высота до 164 м), на которых располагаются 25 грязевых вулканов. В понижениях между грядами озёра-лиманы с горько-солёной водой. Большая часть земель Т. п. занята посевами пшеницы, кукурузы; виноградарство и садоводство.

Таманской армии поход 1918

Таманской армии поход 1918 - героический поход советских войск с Таманского полуострова через Туапсе на соединение с главными силами Красной Армии Северного Кавказа в августе - сентябре 1918. Таманская армия была сформирована 27 августа в Геленджике в составе 3 колонн, сражавшихся ранее на Таманском полуострове против белогвардейцев и немецких интервентов и оказавшихся отрезанными после оставления советскими войсками 16 августа Екатеринодара (ныне Краснодар). Командармом был избран И. И. Матвеев, его заместитель командир 1-й колонны Е. И. Ковтюх, начальник штаба Г. Н. Батурин, комиссаром Н. К. Кича. В Таманскую армию (30 тыс. чел.) вошли также рабочие Новороссийска и матросы потопленных в июне 1918 кораблей Черноморского флота. За армией двигалась 25-тысячная масса беженцев, что крайне затрудняло её действия. Поход проходил в сложной боевой обстановке: 1-я колонна шла в авангарде, очищая путь от войск меньшевистской Грузии; 2-я колонна отбивала нападения белоказаков из горных ущелий; 3-я колонна вела арьергардные бои с деникинцами; испытывалась острая нужда в боеприпасах, продовольствии и медикаментах. 28 августа 1-я колонна заняла Архипо-Осиповку, а 1 сентября - Туапсе, разгромив грузинскую пехотную дивизию и захватив 16 орудий, 10 пулемётов и значительное количество боеприпасов. 2 сент. 1-я колонна выступила из Туапсе через отроги Главного Кавказского хребта на Хадыженскую. Отразив атаки белогвардейских частей генерала В. А. Покровского в районе Хадыженской и Пшехской, части 1-й колонны 12 сентября освободили Белореченскую. 14 сентября после подхода 2-й и 3-й колонн таманцы прорвали оборону белых севернее Белореченской и 18 сентября в Дондуковской соединились с главными силами Красной Армии Северного Кавказа, включившись в её борьбу с деникинцами. 26 сентября 1-я колонна освободила Армавир. В дальнейшем колонны армии были реорганизованы в 2 пехотные дивизии, 3 кавалерийских полка и 1 артиллерийскую бригаду. В октябре - ноябре 1918 Таманская армия вела упорные бои в районе Ставрополя. 3 декабря 1918 Таманская армия была награждена Почётным Красным знаменем ВЦИК РСФСР. В декабре её остатки были реорганизованы в 3-ю Таманскую стрелковую дивизию, которая в январе - феврале 1919 под натиском превосходящих сил противника отошла в район Астрахани и была расформирована. Героический поход Таманской армии описан в романе А. С. Серафимовича «Железный поток» (1924).

Лит.: Батурин Г. Н., Красная Таманская армия, Краснодар, 1940; Сухоруков В. Т., XI армия в боях на Северном Кавказе и Нижней Волге (1918-1920), М., 1961; Горлов В. П., Героический поход, 2 изд., М., 1967.

Тамань

Таманская, станица Темрюкского района Краснодарского края, порт на берегу Таманского залива Керченского пролива. В 6 в. до н. э. греки основали здесь город Гермонассу (См. Гермонасса), вошедший в состав Боспорского государства (См. Боспорское государство).

В конце 10 - начале 12 вв. на месте Т. находился город Тмутаракань - центр Тмутараканского княжества (См. Тмутараканское княжество). В 13 в. в Т. обосновались генуэзцы, с конца 15 в. Т. - турецкая крепость. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 (См. Кючук-Кайнарджийский мир 1774) отошла к России; в 1792 сюда выселились черноморские казаки, основавшие станицу Т.

Таманьо

Таманьо (Tamagno)

Франческо (28.12.1850, Турин, - 31.8.1905, Варесе), итальянский певец (драматический тенор). Ученик К. Педротти. Дебютировал в 1870 (театр «Реджо», Турин). Гастролировал во многих странах (впервые в России в 1895). Вокальное мастерство (феноменальный по силе и красоте голос) сочетал с ярким темпераментом, сценичностью. Славился исполнением партий в операх Верди- Манрико, Дон Карлос, Радамес, Отелло («Трубадур», «Дон Карлос», «Лида», «Отелло») и др.

Лит.: Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Gara Е., Fr. Tamagno, «La Scala», 1954, № 50-51

Таманьо Франческо

Таманьо (Tamagno) Франческо (28.12.1850, Турин, - 31.8.1905, Варесе), итальянский певец (драматический тенор). Ученик К. Педротти. Дебютировал в 1870 (театр «Реджо», Турин). Гастролировал во многих странах (впервые в России в 1895). Вокальное мастерство (феноменальный по силе и красоте голос) сочетал с ярким темпераментом, сценичностью. Славился исполнением партий в операх Верди- Манрико, Дон Карлос, Радамес, Отелло («Трубадур», «Дон Карлос», «Лида», «Отелло») и др.

Лит.: Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Gara Е., Fr. Tamagno, «La Scala», 1954, № 50-51

Таманян

Александр Иванович [4(16).3.1878, Екатеринодар, ныне Краснодар, - 20.2.1936, Ереван], советский архитектор, народный архитектор Армении (1924). Окончил Петербургскую АХ (1904).

В ранних произведениях (большой особняк Щербатова на улице Чайковского в Москве, 1911-13; комплекс санатория в Кратове, 1913-23; и др.) разрабатывал принципы классицизма. С 1923 жил и работал в Ереване. Создал первый генеральный план реконструкции Еревана (утвержден в 1924), проекты планировки Ленинакана (1925), Эчмиадзина (1927-28) и других городов. В многочисленных зданиях, построенных в Ереване, Т. использовал композиционные приёмы русского классицизма (здания физиотерапевтического, зооветеринарного, политехнического институтов, обсерватория и анатомикум медицинского института, 1920-е гг.), но чаще всего обращался к творческой переработке традиций армянского средневекового зодчества, мастерски используя породы местного камня, добиваясь монументальности образов (Дом правительства Армянской ССР, 1926-41, Государственная премия СССР, 1942; см. илл.; театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова, 1926-53, см. илл.). Творчество Т. сыграло важную роль в формировании архитектуры Армянской ССР.

Лит.: Яралов Ю. С., Таманян, М., 1950.

А. И. Таманян. Дом правительства Армянской ССР в Ереване. 1926-41.

А. И. Таманян. Дом правительства Армянской ССР в Ереване. 1926-41.

А. И. Таманян. Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова в Ереване. 1926-53.

А. И. Таманян. Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова в Ереване. 1926-53.

А. И. Таманян.

А. И. Таманян.

А. И. Таманян. Ереванская гидроэлектростанция. 1-я очередь (ЕРГЭС-1). 1923-26.

А. И. Таманян. Ереванская гидроэлектростанция. 1-я очередь (ЕРГЭС-1). 1923-26.

Таманян Александр Иванович

Таманян Александр Иванович [4(16).3.1878, Екатеринодар, ныне Краснодар, - 20.2.1936, Ереван], советский архитектор, народный архитектор Армении (1924). Окончил Петербургскую АХ (1904).

В ранних произведениях (большой особняк Щербатова на улице Чайковского в Москве, 1911-13; комплекс санатория в Кратове, 1913-23; и др.) разрабатывал принципы классицизма. С 1923 жил и работал в Ереване. Создал первый генеральный план реконструкции Еревана (утвержден в 1924), проекты планировки Ленинакана (1925), Эчмиадзина (1927-28) и других городов. В многочисленных зданиях, построенных в Ереване, Т. использовал композиционные приёмы русского классицизма (здания физиотерапевтического, зооветеринарного, политехнического институтов, обсерватория и анатомикум медицинского института, 1920-е гг.), но чаще всего обращался к творческой переработке традиций армянского средневекового зодчества, мастерски используя породы местного камня, добиваясь═══монументальности образов (Дом правительства Армянской ССР, 1926-41, Государственная премия СССР, 1942; см. илл.; театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова, 1926-53, см. илл.). Творчество Т. сыграло важную роль в формировании архитектуры Армянской ССР.

Лит.: Яралов Ю. С., Таманян, М., 1950.

Тамара

Тамара (около середины 60-х гг. 12 в. - 1207, по уточнённым данным)

царица Грузии в 1184-1207. В царствование Т. Грузия добилась больших военно-политических успехов. Грузинские войска одержали победы при Шамхоре над азербайджанским атабеком Абубекром и его союзниками (1194), при Басиани - над румским султаном Рукнаддином (1202), взяли Каре (1204) и подчинили власти Т. почти всё Закавказье. На землях, отторгнутых у Византии, возникла Трапезундская империя, которая долгое время находилась под политическим влиянием Грузии. Вассалами и данниками Грузии стали эрзинкский султан, арзрумский эмир, хлатский султан, а также северно-кавказские горские владетели. В первые годы царствования Т. крупные феодалы выступили за передачу законодательной власти собранию представителей высших слоев общества и оставление за царицей лишь исполнительной власти. После переговоров за Т. сохранилось право управления и законодательства, но она утратила прерогативу единоличного решения государственных дел, которые решались совместно Т. и участниками высшего государственного совета («Дарбази»). Господство феодальной знати вызывало недовольство угнетённого населения. В годы своего правления Т. жестоко подавляла восстания грузинских горцев, выступавших против установления у них феодальных порядков. В её царствование строились дороги, мосты, караван-сараи, возводились крепости, церкви, монастыри. Т. покровительствовала наукам и искусству. Ей посвящены оды Чахрухадзе, Шавтели, «Витязь в барсовой шкуре» Ш. Руставели.

В 1185 Т. вышла замуж за сына князя Андрея Боголюбского - Юрия, с которым разошлась через два года. Вторично Т. вышла замуж в 1189 за Давида Сослани, представителя осетинской ветви грузин. Багратиони.

Лит.: История Грузии, Тб., 1975. См. также лит. при ст. Грузинская ССР (См. Грузинская Советская Социалистическая республика).

М. Д. Лордкипанидзе.

Тамара Ханум

Тамара Ханум (псевдоним; настоящие имя и фамилия Тамара Артемовна Петросян)

[р. 16(29).3.1906, Фергана], узбекская советская танцовщица, певица, народная артистка СССР (1956). Член КПСС с 1941. По национальности армянка. На сцене с 1919. В 1925 окончила центральный театр, техникум в Москве. В 1926-28 танцовщица музыкально-этнографического ансамбля (Ташкент), в 1928-1934 один из организаторов музыкально-драматических театров в Самарканде, Коканде и др. В 1935 выступала на 1-м Всемирном фестивале народного танца в Лондоне. С 1936 артистка Узбекской филармонии. Реформировала исполнительский стиль узбекского женского танца, принимала участие в становлении национального балетного театра. Изучала фольклор народов других республик и зарубежных стран, вводила в свой репертуар их песни и танцы, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры. Постановщик большинства исполняемых ею танцев. Государственная премия СССР (1941). Награждена орденом Ленина, 6 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Широкий Ю. В., Тамара Ханум, Л.- М., 1941; Авдеева Л. А., Тамара Ханум, М., 1959; Широкая О., тамара Ханум, Таш., 1973.

М. С. Клейменова.

Тамара Ханум.

Тамара Ханум.

Тамара Ханум исполняет армянскую народную песню «Кто идёт?».

Тамара Ханум исполняет армянскую народную песню «Кто идёт?».

Тамарикс

Тамарикс - тамариск, род кустарниковых и древесных растений семейства гребенщиковых; то же, что Гребенщик.

Тамариксовые

Тамариксовые - тамарисковые, семейство двудольных растений; то же, что Гребенщиковые.

Тамаринд

Тамаринд - индийский финик (Tamarindus indica), дерево семейства бобовых (подсемейства цезальпиниевых), высота до 30-40 м, с раскидистой кроной и перистораздельными листьями. Цветки желтоватые, собраны в кистевидные повисающие соцветия. Плод - боб, длиной до 15 см, с сочной кисло-сладкой мякотью. Т. растет в тропической Африке и Азии. Культивируют его в тропиках как декоративное растение и ради плодов, употребляемых в пищу в свежем и сушёном виде и используемых для приготовления напитков, джемов, в кондитерской промышленности. Мякоть плодов применяют в медицине, как слабительное средство. Древесину используют для изготовления ступок для риса, молотков, колёс, мебели. В СССР Т. разводят в оранжереях.

Лит.: Синягин И. И., Тропическое земледелие, М., 1968.

Тамаринд; ветвь с плодами.

Тамаринд; ветвь с плодами.

Тамарины

Тамарины - сагуины (Saguinus), род широконосых обезьян семейства игрунковых. В отличие от игрунок (См. Игрунки), у С. более развиты клыки, отсутствуют околоушные кисточки и кольца на хвосте. Длина тела 16-30 см, хвоста 27-42 см. Распространены в бассейне р. Амазонка. Рождают 2 детёнышей, о которых самец заботится больше, чем самка.

Тамаругаль

Пампа-дель-Тамаругаль (Раmра del Tamarugal), пустынная равнина в Продольной долине (См. Продольная долина) на С. Чили (от 19 до 22° южной широты), между Береговой и Западными Кордильерами. Ширина 30-60 км. Высота 900-1200 м. Климат тропический пустынный. Временные водотоки. Высокое стояние грунтовых вод способствует произрастанию ксерофильных низкорослых деревьев и кустарников, ныне почти вырубленных. Добыча поваренной соли, селитры.

Предыдущая страница Следующая страница